Город «тысячи церквей» — Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО
- Церковь Николы на городище. Труворово городище, shutterstock.com © Автор: ppl
- Спасо-Елеазаровский монастырь, shutterstock.com © Автор: Vladimir V. Shatin
- Панорама Успенского Псково-Печерского монастыря, shutterstock.com © Автор: SviatlouSS
7 июля 2019 года на проходящей в Баку 43-й сессии Комитета Всемирного наследия храмы города Пскова внесены в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Уютный старинный Псков — один из древнейших городов России. По легенде, его основала княгиня Ольга. Объезжая свои владения, она остановилась на берегу реки Великой и увидела чудесное явление: три небесных луча пересеклись на каменистом мысу у слияния рек Псковы и Великой. Княгиня решила, что на этом месте будет стоять храм Святой Троицы и «град велик, славен и во всем изобилии».
В письменных источниках Псков впервые упоминается в 903 году, но, по мнению ученых, поселение на этом месте существовало гораздо раньше. Археологи считают, что реальный возраст Пскова — 1500–2000 лет.
История города уникальна, она неразрывно связана с самыми значимыми событиями нашего государства. Псков — это город-защитник, древний форпост северо-западных рубежей Руси. Он не раз спасал страну от вражеских нашествий и часто становился местом сражений, но был взят лишь однажды — в XX столетии, во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.
Псковская феодальная республика была одной из самых влиятельных в Древней Руси, столица же земель стала одним из духовных центров государства. В Средние века Псков называли городом «тысячи церквей», из которых в наши дни сохранилось лишь сорок. Самые древние из них расположены в историческом центре, на берегу реки Великой. Уникальность этих храмов позволяет говорить об особой «псковской архитектурной школе», возникшей под влиянием византийских и новгородских традиций и достигшей расцвета в XV–XVI веках.
Лаконичные и сдержанные, приземистые и небольшие церкви Пскова всегда строились из местного известнякового камня, добываемого в карьерах на берегах реки Великой, в пригородах Изборска и Порхова. Плиты обтесывались, скреплялись известковым раствором, затем им же обмазывались и белились, что подчеркивало неровности кладки. Псковские мастера использовали очень скромный набор декоративных приемов и архитектурных элементов. В итоге отличить псковский храм можно по определенным признакам и деталям: аскетичный внешний вид, кубический объем, восьмискатное покрытие, характерная колокольня, а также традиционные украшения барабана: бегунец и поребрик. Простые формы псковских церквей сохраняют торжественность и строгую монументальность архитектурно-художественного облика.
Псковская школа архитектуры оказала значительное влияние на обширные территории российского государства: ее стилистические и декоративные характеристики широко использовались в XV–XVI веках. В это время псковские зодчие работали по всей России, в том числе в Москве, Казани и Свияжске.
Десять церквей древнего города, вошедшие в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, иллюстрируют все приемы местного зодчества, демонстрируют целостность исторических этапов развития псковской архитектурной школы, начиная с момента ее формирования в XII веке и до периода ее расцвета в XV–XVI столетиях.
По материалам Института культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева
Собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря, XII век
Собор — представитель особого типа княжеского патронального храма, созданный в период правления князя Всеволода-Гавриила. Исторически собор женского монастыря связан с аристократическими династиями древнерусского периода (усыпальница преподобной Евпраксии, жен псковских князей, XIII века) и с царствующим домом России в XVII–XIX веков.
Общая композиция интерьера построена в широком и свободном ритме храма зального типа. В западной стене, на уровне хоров, устроены три ниши — молельни, в нижнем ярусе северной и южной стен находятся три аркосолия, в которых погребены принявшие монашество псковские княгини XIII–XIV веков и другие именитые насельницы монастыря.
Архитектура собора Иоанна Предтечи отличается от новгородских прототипов уменьшенным масштабом, изменением пропорций и нерегулярностью плановой схемы. В этой свободе от прямого повторения и в восприятии многообразия форм заложены основы псковской школы зодчества следующих столетий. Однако типологически собор был обречен оставаться уникальным, единственным в Пскове храмом княжеского круга, что делает его исключительным свидетельством исчезнувшей культурной традиции.
Ансамбль Спасо-Мирожского монастыря: Преображенский собор, XII век
Датирован 1137–1142 годами.
Интерьер собора принадлежит к ярко выраженному византийскому типу крестовокупольного храма с крестообразной композицией основного объема и пониженными угловыми компартиментами. В интерьере широкие сводчатые перекрытия с пониженными подпружными арками на импостах несут крупный световой барабан, завершенный куполом. Центрическое зальное пространство храма формируется подкупольным квадратом. Открытость интерьера — главная особенность собора.
Собор хорошо сохранил аутентичный, первоначальный облик и серьезным переделкам не подвергался.
Мирожские росписи являются ансамблем, который определил пути развития древнерусской монументальной живописи домонгольского периода.
Именно этот собор характеризуется самостоятельным стилем, отличным от новгородского, и именно он стал «задавать тон» псковской архитектуре.
Ансамбль Снетогорского монастыря: собор Рождества Богородицы, XIV век
Росписи собора являются самым крупным и важным памятником псковской живописи XIV века. Они исполнены в эпоху становления самосознания псковичей, переживающих начальный период формирования собственного государства. Иконографическая программа росписи является ценнейшим историческим документом, свидетельствующим об активной духовной жизни города и о сложившихся политических и богословских концепциях, обосновывающих идею независимости Пскова.
Росписи отражают два потока культуры: традиционной и новой, характерный стилистической самостоятельностью и самобытностью складывающейся в Пскове художественной школы.
В целом, храм представляет собой копию Преображенского собора Мирожского монастыря. Такой образец прямого копирования — это новшество для древнерусской архитектуры.
Именно в этом соборе наиболее полно для псковской и новгородской архитектуры удалось воплотить византийский идеал храма.
Церковь Покрова от Пролома, XV–XVI века
Церковь вошла в историю древнерусской литературы в связи с преданиями и хрониками об осаде Пскова в 1581 году. В «Повести о прихождении польского короля Стефана Батория» упоминается чудесное видение монаха Покровского монастыря старца Дорофея о посещении церкви Богородицей и сонмом святых, благодаря защите которых Псков был спасен. В синодиках (поминальных записях) церкви упомянуты имена погибших при осаде монахов — защитников Пскова.
Церковь уникальна не только в масштабе Пскова, но и в масштабе Новгорода, из архитектуры которого Псков многое позаимствовал.
Церковь Богоявления со звонницей, XV век
Летописи относят основание церкви к 1496 году. Это канонический для псковского зодчества одноглавый трехапсидный храм с двумя симметричными одноапсидными одноглавыми приделами с галереями, объединенными с запада общим притвором, и примыкающей к северо-западному углу пятипролетной звонницей, поставленной на мощную палату.
Глава луковичной формы и фасады придельных храмов — северный, во имя трех святителей, и южный, во имя усекновения главы Иоанна Предтечи, — реставрировались в 2008 году. Церковь сохранила аутентичную ценность.
Впервые в псковской архитектуре интерьер церкви получил симметричную относительно продольной оси композицию. В фасадных решениях использовались разнообразные новшества. Столбы церкви не противостоят массе, а концентрируют ее усилия. Круглые формы делают столбы визуально меньше — и это уникальное явление для Пскова, ведь до сих пор такого эффекта добиться не получалось. Помимо всего прочего это первый в Пскове пример возведения столбов звона на особом, отдельном от храма, здании.
Храм Василия на Горке, XV век
Датируется 1413 годом.
Отдельные части церкви реставрировались в 2005–2007 годах. При этом она сохранила аутентичность и уникальные черты.
Высокое подцерковье, благодаря которому храм, поставленный к тому же на горе, был сильно поднят вверх, вход в притвор по крыльцу (не сохранившемуся до нашего времени), алтарная часть с тремя закругленными апсидами, постановка придела, несколько выдвинутого к востоку от четверика, часовня-усыпальница, предельно отработанные приемы отделки барабана, апсид и других частей храма, доведенные до классического совершенства, — все эти особенности характерны для псковской церковной архитектуры XVI века и не встречаются в памятниках, с достоверностью датируемых XV веком (даже второй половиной его).
Таким образом, храм представляет собой причудливое сочетание архитектурных традиций Пскова, относящихся к разным эпохам.
Церковь Михаила Архангела с колокольней, XIV век
Основана в 1339 году.
Несмотря на то, что церковь пострадала от времени и внешних воздействий и дошла до нас в измененном виде, многие ее ключевые элементы остались оригинальными и уникальными.
В этом храме псковичами были применены ступенчатые своды — знаковый элемент псковской архитектуры.
Интересны своды южного придела — один из ранних примеров самостоятельного технического творчества псковских каменщиков.
Церковь Николы на Усохе, XVI век
Построена в 1535 году, заменила более раннюю церковь 1371 года.
В XIV веке это был второй по величине храм Пскова. После неоднократных пожаров церковь была разрушена, и в XVI столетии отстроена заново. В течение веков храм неоднократно переделывался, однако смог сохранить свою аутентичность. В 1780 году рядом с церковью возвели колокольню. К алтарной апсиде примыкает часовня «Неугасимая свеча», под которой расположено помещение с захоронениями. Подобный тип часовни-усыпальницы — один из двух сохранившихся примеров культовой постройки подобного типа.
Церковь Косьмы и Дамиана с Примостья, XV–XVII века
Датируется XV веком.
Известно, что в 1507 году в результате пожара и взрыва порохового запаса церковь была повреждена, а затем отреставрирована. Алтарная часть церкви наиболее хорошо сохранилась. В 1960-х годах отреставрирована кровля.
Церковь имеет уникальные черты — на апсиде помещено пять декоративных арок. Этот архитектурный прием не имеет аналогов в Пскове — обычно таких арок делалось четыре или три. Смешение архитектурных стилей разных эпох еще раз свидетельствует о том, что храм, скорее всего, был капитально переделан в начале XVI века.
Церковь Георгия со Взвоза, XV век
Датирована 1494 годом.
Церковь выдерживает все классические для псковской архитектуры соотношения и является отличным образцом псковской архитектурной школы. Отчетливо видно вертикальное построение церкви. Композиция и конструкции церкви Георгия традиционны, но ее ценность в том, с какими необычными чистотой и точностью они воплощены.
Зрительно представляется возможным оценить идеальную кратность и соразмерность пространств и ритмов. При этом снаружи эта церковь кажется легче и изящнее по сравнению с другими псковскими церквями, а в ее архитектуре прослеживается художественное начало.
Not Found (#404)
Not Found (#404)Ууупс…что-то пошло не так!
К сожалению, мы не нашли нужную Вам страницуТуры
Отели
ЖД Билеты
Маршрут
Страны и города
Египет
Турция
ОАЭ
Откуда
Дата туда
Дата обратно
Откуда
Страны АбхазияАвстралияАвстрияАзербайджанАзияАлбанияАлжирАмерика СевернаяАмерика ЮжнаяАнголаАндорраАнтарктидаАнтигуа и БарбудаАргентинаАрменияАрубаАфганистанАфрикаБагамские о-ваБангладешБарбадосБахрейнБеларусьБелизБельгияБенинБермудские о-ваБолгарияБоливияБосния и ГерцеговинаБотсванаБразилияБрунейБуркина ФасоБурундиБутанВануатуВатиканВеликобританияВенгрияВенесуэлаВьетнамГабонГавайские о-ваГаитиГайанаГамбияГанаГваделупаГватемалаГвинеяГвинея-БисауГерманияГондурасГонконгГренадаГрецияГрузияДанияДжибутиДоминикаДоминиканаЕвропаЕвропа — БенилюксЕвропа — СкандинавияЕгипетЗамбияЗимбабвеИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранИрландияИсландияИспанияИспания — КанарыИталияЙеменКабо-ВердеКазахстанКаймановы островаКамбоджаКамерунКанадаКарибские островаКатарКенияКипрКиргизияКирибатиКитайКолумбияКоморыКонгоКонго-КиншасаКоста-РикаКот-д’ИвуарКругосветное путешествиеКрымКубаКувейтЛаосЛатвияЛесотоЛиберияЛиванЛивияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМаврикийМавританияМадагаскарМакедонияМалавиМалайзияМалиМальдивыМальтаМароккоМартиникаМаршалловы островаМексикаМозамбикМолдоваМонакоМонголияМьянмаНамибияНауруНепалНигерНигерияНидерландыНикарагуаНиуэНовая ЗеландияНовая КаледонияНорвегияОАЭОманОстров Святой ЕленыПакистанПалауПанамаПапуа-Новая ГвинеяПарагвайПеруПольшаПортугалияПуэрто-РикоРеюньонРоссияРоссия — АрктикаРоссия — Дальний ВостокРоссия — Золотое КольцоРоссия — КавказРоссия — КарелияРоссия — Ленинградская обл.
Города
Яхтинг
Экспедиции
Туры на собачьих упряжках
Туры на снегоходахТуры на квадроциклах
Пешие туры
Сплавы
Велотуры
Горнолыжные туры
Дайвинг и снорклинг
Джип-туры
Серфинг и SUP-туры
Комбинированные турыКонные туры
Круизы
Экскурсионные туры
Лыжные походы
Рыболовные туры
Фитнес и йога-туры
Каньонинг
ЖД туры
Возможно, вы ищeте один из разделов ниже?
Туры
Отели
ЖД Билеты
Маршруты
Достопримечательности
Мы сделали подборку интересных статей для Вас!
Туры Отели ЖД билеты Маршруты Достопримечательности
Оставить отзыв
12345
Премного благодарны 🙂
Ваш отзыв очень важен для нас и будет размещен на сервисе в самое ближайшее время!
Славянская Конгрегация | GCC
Добро пожаловать в славянскую общину церкви Gate City!
Приглашаем вас присоединиться к нам в Славянской Общине Привратной Городской Церкви — собрании людей разных национальностей, понимающих русский язык. Испытайте великое поклонение и мощные послания из изменяющего жизнь Слова Божьего; получить молитву для ваших нужд; наслаждайтесь атмосферой Святого Духа вместе с большой семьей Бога. Каждое воскресенье после службы мы вместе обедаем и общаемся, так что приходите всей семьей, чтобы познакомиться с новыми людьми и завести новых друзей.
нажмите здесь, чтобы узнать по-русски
Пастор Мирослав и Юлия Билей
Для нас большая честь и привилегия служить славянской общине здесь, в США. Божья любовь простирается далеко за пределы языка, расы, национальности, пола или религии.
В эти последние дни Бог говорит с нами через Своего Сына Иисуса. Он умер на кресте за всех и воскрес для искупления всех верующих. Иисус дает нам прощение, победу над грехом и свободу от духовного и физического рабства (суеверий, пристрастий, предрассудков, разделяющих людей).
Добро пожаловать в международную Божью семью, где люди искренне любят Бога, изучают Его Слово (Библия) и учатся любить других. Мы будем рады служить вам Словом Божьим, молитвой, общением и поддержкой. Пусть Бог обильно благословит вас!
С уважением,
Пастор Мирослав Билей
Наша Миссия
Согласно Библии, церковь – это не здание, а Тело Христово, состоящее из людей. Господь наш Иисус преломил Свое тело на кресте, оставив нам символ – опресноки, которые мы преломляем. Точно так же мы хотим «сломать» себя и поделиться своей жизнью с другими.
Наша цель
Мы хотим помочь людям найти дорогу к нашему любящему Отцу, дорогу домой. Этот единственный и реальный путь есть Сам Иисус Христос.
Наше Практическое Христианство
Мы убеждены, что Христианство – это не какая-то мертвая религия, а живая связь со Христом. Наш Господь показал нам пример жизни и призвал нас делиться Божьей любовью со всеми, кто в ней нуждается. Мы верим, что церковь как тело Христово призвана быть источником Божия благословения и восполнения жизненных потребностей людей. Иисус учит нас служить нашим ближним посредством практической заботы и прямой проповеди Слова Божьего, которое сверхъестественным образом действует в нашей жизни.
Наша история
Осенью 2003 года Мирослав Билей и его семья переехали в Нашуа, штат Нью-Хэмпшир, из Украины, чтобы служить русскоязычной общине церкви. область, край. Первое служение новой Славянской Конгрегации состоялось 11 апреля 2004 года. С этого первого служения Бог продолжал касаться сердец и изменять жизни.
Услуги
По воскресеньям в 12:30
Адрес
Славянская церковь Gate City. 27
Моб.: 603-305-2670
Электронная почта: [email protected]
Почему Православная Церковь борется с обществом в России?
Почему Православная Церковь борется с обществом в России?
Роман Лункин
Первоначально опубликовано в Вестник Церкви Восток-Запад
Роман Лункин
За последнее десятилетие конфликты между представителями Православной Церкви и российского общества обострились. Казалось бы, должно быть наоборот, так как атеистический советский период давно прошел, а роль Церкви возросла во всех сферах жизни людей. В частности, православие стало важным компонентом политической идеологии государства и занимает видное место в речах парламентариев и чиновников. В результате православие приобрело статус квазиофициальной религии России. Откуда взялось это противостояние общества и православной церкви?
Отношения между Православной Церковью и обществом можно сравнить с отношениями между родителями и их детьми. После разрухи большевистской революции у большинства людей сохранилось лишь смутное представление о религиозной жизни и христианских ценностях. Сегодня представители Русской Православной Церкви вообще имеют дело с обществом, не знающим смысла христианства. Таким образом, перед Церковью встала задача просвещения миллионов своих сограждан; его бывшие, нынешние и будущие участники. Хотя Церковь признавала эту задачу, ее структура и иерархия формировались в советский период и, следовательно, не обладали и до сих пор не обладают в полной мере педагогическими навыками, необходимыми для работы с непокорным ребенком, которым является российское общество. Авторитет Церкви как матери и отца кажется очевидным для всех, но непослушание ребенка лишь возбуждает гнев неумелых родителей вместе с желанием наказать и силой доказать свою правоту.
Прежде всего, Православная Церковь стремится укрепить свои позиции, защищая Россию от «чужаков»: миссионеров других конфессий и конфессий. На практике это означает борьбу с наиболее энергичными и успешными в своей миссии протестантскими церквями. В большинстве регионов Сибири и Дальнего Востока с православием успешно конкурируют баптисты, пятидесятники и другие евангелисты. К востоку от Урала протестантов по воскресеньям посещает больше, чем православных. Именно поэтому патриарх Кирилл регулярно делает заявления о существовании «сектантской» угрозы («сектанты» — все неправославные, кроме католиков) за Уралом, где православие слабее, чем в Центральной России. Материалы, оскорбляющие неправославных христиан, регулярно транслируются по национальному телевидению. Кроме того, представители Русской православной церкви сыграли активную роль в принятии в июне 2016 г. «Закона Яровой», вводившего дополнительные ограничения на миссионерскую деятельность. Посягательства на свободу совести — ограничение миссионерской деятельности неправославных граждан, а также исключение протестантов и иных лиц из средств массовой информации и публичной сферы в целом — оправдываются как средства защиты Православия.
Руководство Русской Православной Церкви взывает к дореволюционному величию, к «Святой Руси» и к XIX веку как расцвету русского благочестия. Московский Патриархат пытается воплотить исторический идеал сильной Церкви. Но на самом деле это идеал, основанный во многом на иллюзиях и требованиях, нереализуемых сегодня для общества и государства.
Борьба за собственность
Борьба Русской православной церкви за собственность является наиболее яркой иллюстрацией этих требований. Реституция исторической церковной собственности стала особенно спорным процессом с 2010 года, когда Московский Патриархат успешно пролоббировал принятие Закона о передаче религиозного имущества религиозным объединениям. Конфликты возникали во многих местах по поводу передачи Церкви монастырей и храмовых комплексов, в которых размещаются музеи, например, в особенно спорном процессе с 2010 года, когда Московская Патриархия успешно пролоббировала принятие Закона о передаче религиозного имущества религиозным Ассоциации. Конфликты возникали во многих местах по поводу передачи Церкви монастырей и храмовых комплексов, в которых расположены музеи, например, в случаях Рязанского кремля и Ипатьевского монастыря в Костроме. Один из громких споров касался московского Марфо-Мариинского монастыря и его Воскресенской церкви в Кадашах, где располагался светский Центр консервации произведений искусства Грабаря. Этот монастырь был частично возвращен Русской Православной Церкви в 1992, но его Покровский собор был освобожден искусствоведами только в 2006 году. Часть их мастерских располагалась в соседнем храме Воскресения в Кадашах, а в 2004 году верующие захватили это здание храма и, по сути, выгнали искусствоведов.
Святой Исаак или Святой Петр?
В 2017 году еще один имущественный спор получил известность на национальном уровне. Это история, иллюстрирующая высокий уровень взаимного недоверия между православным руководством и значительной частью общества. Еще в 2015 году влиятельный митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий просил вернуть Православной церкви Исаакиевский собор. В то время музейный комплекс Исаакиевского собора состоял из четырех церквей, включая сам собор. Два храма были переданы Русской православной церкви, но они не были самыми посещаемыми. Это городские музеи Исаакиевского собора, где с 19 века разрешены регулярные богослужения.91 — и церковь Спаса-на-Крови, воздвигнутую на месте убийства императора Александра II.
В декабре 2016 года после личной встречи Патриарха Кирилла с губернатором Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко, известным как православный, было объявлено, что город передаст Исаакиевский собор церкви. На фоне открытого конфликта между музеем и православной церковью это решение вызвало бурю негодования в петербургском обществе. Демонстранты протестовали у собора, держа в руках плакаты с надписью: «Отказаться от Исаака — значит предать Святого Петра!» и «Полтавченко должен уйти в отставку!» Директор музея сказал митрополиту Варсонофию: «Этот город пережил блокаду [Ленинграда], и я верю, что он переживет и вас!» 1 мая 2017 года, в день бывшего советского праздника Дня труда, состоялась публичная демонстрация, в которой участвовала, казалось бы, невероятная коалиция правозащитников, коммунистов и интеллектуалов, все идентифицирующие себя как православные, но, тем не менее, выступающие против переноса собора св. Исаака в церковь. В то же время православные верующие, поддерживающие перенос, устраивали вокруг собора крестные ходы. Странность ситуации усугублялась еще и тем, что юристы Церкви заявили, что официального заявления о передаче собора не поступало.
Опасаются негативной реакции общественности
Столкнувшись с негативной реакцией общественности и опасениями, что церковь свернет музей в Исаакиевском соборе, мэрия Санкт-Петербурга заняла выжидательную позицию. Но вопрос о судьбе Исаакиевского собора становился поводом для политического противостояния властям. В 2017 году некоторые депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга предложили провести референдум о возможности передачи собора. Однако большинство в Ассамблее заблокировало это предложение, в основном потому, что Церковь высказалась против дальнейшего обострения ситуации. Кроме того, Церковь ожидала решения исполнительной власти в свою пользу, которое мог осложнить референдум. Со своей стороны, Патриарх Кирилл заявил, что критики Православия организуют митинги в своих корыстных политических целях и пытаются вытеснить Русскую Православную Церковь из публичной сферы: «Когда сегодня некоторые интеллигенты говорят, что ничего нельзя передавать Церкви, что мы не справимся и не сможем поддерживать или восстанавливать его, эти голоса не преследуют заявленных целей. Цель иная: чтобы Церковь не стояла в местах, отмеченных талантами строителей, зодчих и художников; что Церковь должна быть на периферии жизни»1 9 .0005
Большевистское наследие
Полемика вокруг Исаакиевского собора свидетельствует о более глубоком разладе в российском обществе, прежде всего о правильном понимании российской истории через сто лет после большевистской революции 1917 года. Одна часть общества тяготеет к советскому периоду и могуществу сталинской России, а другая восхваляет дореволюционную царскую империю. Третья часть общества сочетает в себе элементы обеих этих исторических перспектив. Церковь во многом является опорой антисталинской позиции, противопоставленной тем, кто испытывает ностальгию по советским временам. Напротив, судя по социологическим опросам, фигура Сталина популярна в российском обществе, а возросшая роль православия сегодня во многом раздражает тех, кто вырос в безрелигиозной советской эпохе. Другой иерарх, митрополит Иларион, возглавляющий влиятельный Отдел внешних церковных связей и являющийся соратником патриарха Кирилла, активно выступает против любых оправданий Сталина. В то же время он прославился поразительными заявлениями в поддержку возвращения монархии в Россию, против открытия супермаркетов по воскресеньям и призывов к сожжению «сектантской» литературы.2 Митрополит Иларион также одобрил запрет России на деятельность Свидетелей Иеговы в 2017 году.
Рост волонтерского движения
Ищет ли Русская Православная Церковь путь к сердцам своих соотечественников? Наиболее эффективным способом заручиться поддержкой такого конфликтного общества является адвокация волонтерских социальных и культурных проектов. Марфо-Мариинская обитель, например, является базой благотворительной деятельности «Милосердия», крупнейшего в России волонтерского движения помощи нуждающимся3. около 70 (по сравнению с примерно 500, спонсируемыми протестантами), семейные кризисные центры для матерей и молодежные клубы.
В городе Кимры Тверской области, например, в Вознесенском православном приходе с 2013 года действует реабилитационный центр для наркоманов и алкоголиков «Радуга», после долгого сотрудничества его директора приходского священника о. Андрей Лазарев и польская организация Familia4. С начала 1990-х годов такую реабилитационную программу предлагает фонд «Старый свет», в основном состоящий из прихожан двух православных храмов в центре Москвы и Московской области. По словам его директора Евгения Проценко, на него повлияли подходы «Двенадцать шагов» и «Миннесотская модель» к лечению наркомании5. Одним из известных православных молодежных клубов является «Экклезиаст», возглавляемый о. Дмитрия Струева в городе Липецке. В то время как многие православные храмы были превращены Советами в кинотеатры, это пример православной общины, превращающей советский кинотеатр в место богослужения и культуры6 9.0005
В отличие от того, что было 15 лет назад, сейчас каждая православная епархия занимается социальными инициативами. Православные священники и молодежь теперь также неформально, иногда тайно, общаются с протестантскими пасторами и католиками по поводу их общих социальных проблем. Напротив, лидеры Православной церкви все еще ищут свой путь по отношению к обществу в целом. Серьезность их заявлений варьируется в зависимости от их восприятия эффективности агрессивного языка в обществе. Между тем характер общественной критики Церкви свидетельствует о том, что большинству людей не нравится не столько Православие, сколько антидемократическая, деспотическая тактика, с помощью которой Церковь надеется «воспитать» общество.
Лункин Роман возглавляет Центр изучения религии и общества Института Европы РАН (Москва).
Примечания:
1 «Патриарх Кирилл критикует противников передачи храмов Церкви из среды интеллигенции», Интерфакс-Религия, 5 июня 2017 г., http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=67340.
2 Например, «Мет. Иларион поддерживает предложение ограничить покупки по воскресеньям», Православие.ру, 10 мая 2017 г., http://www.pravoslavie.ru/103344.html; «Митрополит Волоколамский Иларион совершил чин присоединения к Православной Церкви людей, временно отпавших от урожденных», Официальный сайт Московского Патриархата, 26 декабря 2016 г.