Харбин, Китай — путеводитель по городу
Харбин — главный город в провинции Хэйлунцзян, ее административный и культурный центр. За относительно короткий срок ему удалось вырасти от небольшой железнодорожной станции до современного мегаполиса. Уникальные музеи, оригинальные храмы, островки природы в центре города — Харбин каждый раз удивляет и восхищает своих гостей. Зимой он становится главным городом Китая, приглашая всех желающих посетить ледовый фестиваль. Летом — манит приятной прохладой и зеленью своих парков. Этот город прекрасен в любое время!
Все фото
Население Харбина
Общее число жителей городского округа Харбин превышает 12 млн. человек, при этом в самом городе проживает около 5 млн. человек. Харбин — многонациональный город, который объединяет представителей более 50 разных стран. Подавляющее число жителей в современном городе составляют ханьцы. Кроме того, в Харбине проживают русские, маньчжуры, монголы, киргизы, а также представители других национальных меньшинств.
Краткая история Харбина
В отличие от большинства других китайских городов, Харбин не может похвастаться богатой историей. В XII веке здесь находилась первая столица государства Цзинь. В современной истории город был основан лишь в 1898 году. Одним из «отцов» Харбина называют Николая Свиягина — русского инженера и строителя. Он и его команда построили здесь железнодорожную станцию, которая стала частью Трансманьчжурской магистрали.
В 1900 году Харбин пережил осаду ихэтуаней в ходе боевых действий между российскими и китайскими войсками. Уже через год здесь было одновременно две администрации и полиции — китайская и русская. В 1910-1911 годах Харбин ждало новое испытание — эпидемия чумы. Население города восстановилось лишь к 1917 году и составляло около 100 тысяч человек, 40 тысяч из них — русские.
После Октябрьской революции сюда массово стали приезжать русские эмигранты, которых к 1924 году было около 100 тысяч человек. В 1932 году началась оккупация Японской императорской армией, в результате которой Харбин вошел в состав государства Маньчжоу-го. 1 июля 1933 года он превращается в новую административную единицу — Особый город Харбин. В 1935 году СССР продает долю собственности КВЖД Маньчжоу-го, что увеличивает отток русского населения из Харбина.
Во время советско-японской войны Харбин был занят японскими оккупантами. 19 августа 1945 года сюда приходит советский воздушный десант, управление городом берет на себя советская военная администрация. 28 апреля 1946 года советские войска покидают территорию Маньчжурии, к власти приходят китайские коммунисты.
В этот период Харбин быстро растет и развивается. С 1945 по 1953 годы город является административным центром провинции Сунцзян, а с 1954 года становится центром провинции Хэйлунцзян.
В настоящее время Харбин играет ключевую роль в торговле Китая с Россией и другими государствами, поэтому его развитие продолжается стремительными темпами.
Бюджет поездки
Перед поездкой необходимо рассчитать приблизительный бюджет, который понадобится для путешествия:
Бронированиеотеля | Арендаквартиры | Проездв такси | Стоимостьбензина | Средний чек вресторане | от 63 $/ночь | от 62 $/ночь | Посадка — 0.87 $, 1км — 0.28 $ | 1.07 $/литр | 22 $ за двоих |
---|
Лучшее время для поездки в Харбин
Город находится в зоне с умеренно-континентальным климатом, для которого характерна резкая смена сезонов. Здесь долгая и очень холодная зима, теплое и влажное лето, а весна и осень длятся гораздо меньше трех положенных месяцев. Первый снег выпадает в Харбине в октябре и лежит на улицах до середины апреля. Зимой дневные температуры находятся в пределах -15 °С, а ночью воздух может охлаждаться даже до -40 °С.
Если привязывать поездку в Харбин к интересным событиям, ехать сюда нужно в период с 5 января до конца февраля. В это время в городе проходит знаменитый на весь мир Фестиваль ледяных фонарей и скульптур. Лучшие мастера из Китая, США, России, Японии и других стран создают более 2000 шедевров с уникальным дизайном и красивой подсветкой. Еще одно яркое событие — китайский Новый год, который отмечают здесь в конце января. Празднования продолжаются целую неделю, привлекая в Харбин миллионы туристов.
Полезные заметки
Зима в Харбине действительно холодная и даже суровая. Поэтому главное правило для путешествующих в это время года — брать с собой самую теплую одежду. Для длительных прогулок стоит подготовить защиту лица, чтобы не получить обморожение. Кроме того, не рекомендуется надолго оставлять на открытом воздухе камеру, мобильный телефон и другую технику.
Несмотря на большое количество туристов из других стран, в Харбине все еще мало кто говорит на английском языке. Более того, даже в туристических местах не всегда есть таблички с переводом. Поэтому перед поездкой есть смысл скачать простой переводчик, а также сохранить необходимые названия и адреса на китайском (лучше — с отметкой на карте).
Вопрос финансов — один из самых главных. Ехать в Харбин лучше с долларами, которые можно обменять в аэропорту, в некоторых отелях и банках. Более удобный вариант — обменять валюту в родном городе. Расплатиться картой можно не везде, поэтому при себе стоит иметь наличные, желательно — мелкие купюры.
Что нужно сделать туристу в Харбине
- Отдохнуть на Солнечном острове. Попасть сюда можно по канатной дороге или по воде — на лодке или катере. Солнечный остров — это удивительно красивая территория с уютным парком, зоной животных, пляжами с белым песком, садом цветов и множеством интересных архитектурных решений, которые привлекают внимание путешественников. Здесь можно приятно провести время в любое время года и сделать сотни оригинальных фото на память.
- Заглянуть в собор св. Софии. Этот крупнейший на Дальнем Востоке православный храм построен в византийском стиле. Стены из красного кирпича, рельефные узоры и майоликовые вставки, красивые росписи внутри собора, сделанные русским художником Анастасьевым — собор не случайно называют одним из главных символов Харбина. С 1996 года он включен в список памятников культуры КНР.
- Побывать в буддийском монастыре Цзилэ. Это один из самых больших храмовых комплексов на северо-востоке Китая. Его площадь равна 17 тыс. кв. метров. Монастырь был построен между 1921 и 1924 годами, и он до сих пор является действующим. Комплекс Цзилэ выдержан в традиционном китайском стиле, его главная изюминка — статуи Будды, которые украшают здания внутри и снаружи.
- Насладиться красотой Ботанического сада. Это место тотального релакса и единения с природой. На его территории собраны растения со всего мира, включая экзотические виды. Чего только стоит коллекция тыкв — яркая и очень необычная. Сад прекрасен в любое время года, здесь всегда есть, на что посмотреть.
- Проверить себя на смелость в Парке тигров. Заповедник был создан в 1986 году для защиты амурских тигров — вымирающего вида. На тот момент в парке их проживало лишь 8. Сегодня число полосатых жителей парка превышает 300 особей, делая Харбинский заповедник крупнейшим в мире. У посетителей парка есть два вида развлечений. Первый — прогулка в пешеходной зоне, где туристы находятся в своеобразной клетке, а тигры гуляют на свободе. Второй вариант — сафари на джипах с возможностью рассмотреть животных на расстоянии вытянутой руки.
- Посетить Музей науки и техники. Харбинский научный музей занимает третье место в Китае по площади и может похвастаться самым крутым аппаратным обеспечением в стране. Четыре этажа, 12 тематических зон, множество залов, более 400 экспонатов, экспериментальная студия, два кинотеатра (со сферическим экраном и 4D), а еще выставочная площадка под открытым небом — размах впечатляет. На посещение музея стоит выделить целый день, ведь каждая локация здесь заслуживает внимания.
- Стать участником чайной церемонии. Нельзя побывать в Харбине и не узнать секретов настоящего китайского чаепития. Культура и традиции, сорта и разновидности, способы заваривания, правила и советы чайных экспертов — на такой церемонии гостям будет не только вкусно, но и познавательно.
Карта Харбина
Отели Харбина
Все отели Харбина
Другие города Китая
Шанхай
Китай
Гуанчжоу
Китай
Чунцин
Китай
Урумчи
Китай
Шэньчжэнь
Китай
Ханчжоу
Китай
Далянь
Китай
Шангри-Ла
Китай
Циндао
Китай
Нанкин
Китай
Тяньцзинь
Китай
Чанчунь
Китай
Сучжоу
Китай
Чжанцзяцзе
Китай
Гуйлинь
Китай
Сямынь
Китай
Чжэнчжоу
Китай
Популярные города других стран
Барселона
Москва
Санкт-Петербург
Ливерпуль
Екатеринбург
Калининград
Казань
Нижний Новгород
Ростов-на-Дону
Владивосток
Самара
Волгоград
Самара
Новороссийск
Нью-Йорк
Стамбул
Бристоль
Будапешт
Последние публикации
Все
Новости
09. 03.2023
Древний город Анрен награжден высшей туристической наградой Китая
Новости
Новости
Новости
Новости
Обзоры
Новости
Новости
23.12.2022
В Шанхае официально открыт музей NEOBIO
Смотреть все
Харбин – китайский город с русскими воспоминаниями / Идеи и люди / Независимая газета
Храм Святой Софии напоминает
о старых добрых временах. Фото автора |
Милый город, горд и строен,
Будет день такой,
Что не вспомнят,
что построен
Русской ты рукой.
Пусть удел подобный горек, –
Не опустим глаз:
Вспомяни, старик историк,
Вспомяни о нас.
Ты забытое отыщешь,
Впишешь в скорбный лист,
Да на русское кладбище
Забежит турист.
Он возьмет с собой словарик
Надписи читать…
Так погаснет наш фонарик,
Утомясь мерцать!
Арсений Несмелов,
русский поэт-«харбинец»
После дней, проведенных в Харбине, главном городе провинции Хэйлунцзян, я уезжал, испытывая два чувства. Одно – восхищение быстрорастущим, красивым и современным городом на берегах реки Сунгари. Второе – огорчение из-за того, что исчезают следы оазиса русской цивилизации, созданного на рубеже XIX и XX веков и просуществовавшего примерно 50 лет.
Город Харбин возник в 1898 году благодаря строительству Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), которая позволяла спрямить путь из Владивостока в Читу. Источником роста для нового поселения стала станция и построенный вскоре вокзал в стиле ар-нуво. По одну сторону от него сложился русский город, по другую – китайский.
Бывший русский город сейчас называется район Даоли, то есть «внутри дороги». Именно там и началось знакомство с Харбином, воспетым в стихах, романах и приключенческих фильмах.Русских и поляков, греков и евреев, немцев и грузин, украинцев и армян объединяло не только подданство Российской империи. Всем им были присущи пассионарность, предприимчивость и страсть к созиданию. Они собрались в быстрорастущем «плавильном котле» для участия в великом деле – строительстве новой железной дороги из России в Россию через китайскую Маньчжурию.
Увы, увидеть старый Харбин и ощутить его русский дух мне не удалось: насыщенная программа для иностранных журналистов была сфокусирована на новых школах и институтах, передовых заводах и районах ускоренного развития. Знаковые места харбинской истории удавалось посетить только по окончании официальной программы, да и то уже в темноте.
Так было с памятником советским воинам, погибшим в ходе освобождения Маньчжурии от японских оккупантов в августе-сентябре 1945 года. Вечером 3 сентября, в очередную годовщину окончания Второй мировой войны на тихоокеанском театре, я добрался до освещенного прожекторами монумента. У подножия стоял скромный венок и лежало несколько десятков увядших гвоздик. Причину такой сдержанности мне потом объяснили две сотрудницы партийной идеологической службы. Первая сообщила, что указания из Пекина отмечать годовщину, как в 2015 году по случаю юбилея Победы, не поступало. А вторая вообще поведала, что Харбин и весь северо-восток Китая от японцев в 1945 году освобождали китайские войска с помощью русских солдат…
Так было и с собором Святой Софии. Недавно отреставрированное здание в византийском стиле увенчано крестами, но внутри расположен филиал городского музея. Службы не проводятся: нет священника, нет прихода. Русских и православных китайцев поблизости практически не осталось. А ведь когда-то в городе действовало 22 церкви…
В темноте состоялась знакомство и со знаменитой Центральной улицей, некогда осью русского Харбина. Мы оказались на этой улице, мощенной булыжником и застроенной внушительными зданиями в так называемом сибирском стиле, вечером первого дня пребывания в городе. Автобус подвез к трехэтажному зданию гостиницы «Модерн» еще засветло, но я успел увидеть и снять только скрытые за деревьями фасады нескольких соседних «русских» домов. Интерьеры построенной в 1906 году гостиницы и ресторана остались русскими, несмотря на все бедствия прошлого века – японскую оккупацию, «культурную революцию», борьбу с «советским социал-империализмом». Просторные белоснежные залы с мраморными колоннами, золоченые люстры и развешанные на стенах копии знаменитых полотен Серебряного века.
Ужин в русском стиле, который на самом деле следовало бы назвать «китайским с русской спецификой» (на столе даже не было хлеба), украшал квас «Цюлинь». Русский купец из Хабаровска Чурин оставил память о себе не только в здании своего универмага «Торговый дом «И.Я. Чурин и Ко» на Центральной улице. Его имя носит все более популярный уже и за пределами Харбина квас, а также классическая русская водка. Ее отведать не удалось из-за ведущейся сейчас кампании борьбы с пиршествами за казенный счет. Светлый хлебный квас и видом, и вкусом весьма отдаленно напоминал привычный напиток. Зато освоенное на современном предприятии «Цюлинь» эскимо на палочке было настоящим русским лакомством.
В ожидании опаздывавшего начальства, которое организовало застолье, можно было посмотреть видеоролик о районе Даоли. Друг друга меняли виды красивых зданий, набережной, наряженных в костюмы екатерининской эпохи красавиц и красавцев. Затем появился текст, из которого я узнал, что в своем становлении и развитии город «испытал влияние европейской и еврейской культуры». Ни слова про Россию…
По завершении ужина мы вышли на Центральную улицу, запруженную гуляющими толпами туристов из разных уголков Китая. Нас приняли как часть вечернего шоу, в котором участвовали все те же ряженые красавицы в высоких париках и гармонист, игравший популярные у китайцев русские мелодии с балкона «Модерна». Прогулка закончилась на набережной реки Сунгари (Сунхуацзян). Неширокий бульвар, протянувшийся на много километров вдоль реки, до сих пор называется парком Сталина. По воде двигались украшенные гирляндами лампочек прогулочные корабли, вдали виднелся железнодорожный мост, рядом с которым расположен исторический Харбинский вокзал. Побывать на нем тоже не удалось: реновация…
Компоненты крыльев для европейских аэробусов
выпускают в Харбине. Фото автора |
Плоды от русского корня
Зато настоящий паровоз, бронзовую фигуру стрелочника и многочисленные фотографии из жизни русской колонии выставили в музее Харбинского пивоваренного завода. Неведомый китайцам напиток пришел из России всего через пару лет после основания города. По одним сведениям, «отцом» харбинского пива был русский купец по фамилии Хренников. Официальная версия иная – это был поляк Ян Врублевский. В любом случае харбинская пивоварня возникла на несколько лет раньше другой, развернувшейся в германской концессии Циндао. Сейчас пиво «Харбин» варят не только в этом, но и еще в 13 городах Китая, обеспечивая четверть общенационального потребления. Очаровательная представительница отдела рекламы увлеченно рассказывала об особом «жемчужном» рисе, об особой воде, найденной после долгих поисков еще самим Врублевским. Не обошлось и без дегустации светлого и довольно слабого напитка. Несколько сортов бутылочного пива заметно уступали по вкусу «живому» напитку.
Еще одно успешное предприятие с русскими корнями – табачный завод «Лаобато». Так по законам китайского языка транскрибируется фамилия Лопато. Братья Лопато, прибыв из Москвы еще в 1898 году и начав торговлю табаком и папиросами вразнос, уже в 1904-м основали маленькую папиросную фабрику. Рост Харбина и всей Желтороссии, как иногда называли Маньчжурию, обеспечивал спрос. Фирме «А. Лопато и сыновья» удалось пройти через все испытания истории, посотрудничать с англо-американскими гигантами, мирно сосуществовать с японскими конкурентами, вписаться в условия социализма.
Нынешний гигант, «Хэйлунцзянская компания табачной индустрии», разместился в новом внушительном здании типичной для современного Китая синкретической архитектуры. Оно одновременно напоминает парижские доходные дома и американский торговый молл. Сходство с моллом подчеркивается длинным главным корпусом с внутренними садами тропических деревьев, фонтанами и настенными панно с горами, лесами и водопадами. Опять же в соответствии с новой китайской модой на входе посетителей удивляет холл высотой с двухэтажное здание. Взгляд сразу приковывает не обязательный в подобных помещениях огромный телеэкран с рекламными материалами, а такого же размера бронзовый барельеф: щеголеватый господин в цилиндре и с папиросой в руке восседает в пролетке на фоне Софийского собора и двухэтажного здания фабрики. Сверху изображено некое подобие герба, хотя караимы по происхождению братья Илья Аронович и Абрам Аронович Лопато вряд ли были причислены к дворянскому сословию. Внизу надпись по-русски: «А. Лопато. 1902». Просторно и роскошно выполнен также дегустационный зал, где обычно обложенные всевозможными ограничениями любители покурить могут свободно предаться своему греховному увлечению, выбирая сигареты из многочисленных пачек разного размера и оформления. Что касается производственных линий, то они ничем не отличаются от обычного табачного завода: бесконечные ряды автоматических станков, упаковочные столы с редкими рабочими.
Харбин становится на крыло
На следующее утро дорога из гостиницы сети «Ванда» вела сначала через сменявшие друг друга микрорайоны новой застройки все той же вездесущей «Ванды». Однообразные группы 30-этажных домов, торговые центры между ними. Затем потянулись одноэтажные и двухэтажные частные домики предместий. Их сменили остатки крестьянских полей и наступавшие на них промзоны. Потом за деревьями показались хвосты самолетов на единственном харбинском аэродроме, и мы съехали на грунтовую тропу. Вела она к огромному ангару. Перед ним стоял безукоризненно одетый мужчина средних лет, своим темно-синим костюмом бросавший вызов 30-градусной жаре. За ним выстроились в шеренгу люди в легкой рабочей одежде, но в строительных касках. «Уильям Ли, генеральный директор китайской компании по разборке самолетов «Чжунлун», – по-английски отрекомендовался джентльмен с китайским именем Ли Юцзэ.
Не теряя ни минуты на «китайские церемонии», он подвел нас к небольшому макету и ввел в курс дела: «Сейчас в Китае летает более 3 тыс. самолетов. Из-за жестких требований к безопасности ежегодно списывается примерно 80 машин, отлетавших 15–20 лет. Острая проблема их разборки и утилизации пока решается кустарными методами, силами самих авиакомпаний. Само собой разумеется, это дорого и неудобно. Возникла идея создать современное мощное предприятие по разборке самолетов. В конце 2014 года свои ресурсы сложили власти Харбина и гонконгской авиакомпании «Дрэгонэйр». Вложения уже составили 600 млн юаней (примерно 90 млн долл. – Ю.Т.), а к завершению проекта в 2023 году достигнут 2 млрд долл. Сейчас мы уже готовы начать работу. Смотрите сами».
Смотреть было непросто. Только высоко задрав голову, сквозь разъехавшиеся на колесах гигантские двери можно было оглядеть весь пустующий пока ангар, рассчитанный на три больших или четыре средних самолета. «Здесь будет создано 1200 рабочих мест, – пояснил мистер Ли. – Проектная мощность завода – 13 широкофюзеляжных или до 90 обычных самолетов в год. Мы уже закупили десяток списанных машин и вот-вот начнем над ними работать. Некоторые люди сравнивают наше предприятие с автосвалкой, где старые автомобили пускают под пресс. Это в корне неверно. Во-первых, мы будем переделывать старые пассажирские машины в грузовые. Во-вторых, будем заниматься глубоким обновлением устаревших машин – заменять двигатели, шасси и иное сложное и дорогое оборудование. Кроме того, годное для использования оборудование будет поставляться на рынок подержанных запасных частей. Только непригодные для утилизации механизмы и конструкции будут превращаться во вторсырье».
Международный размах характерен еще для одного предприятия, связанного с небом, – харбинского центра Airbus. Он является филиалом харбинского авиастроительного завода «Хафэй» и встроен в цепочку, создающую самые популярные в мире машины «А-320» и «А-350». Единственный завод по сборке аэробусов за пределами Евроcоюза находится в Тяньцзине. Вот для него в первую очередь и трудятся в Харбине, готовя такие ответственные компоненты крыльев и хвостового оперения, как руль направления и руль высоты. Практически все оборудование было доставлено из Европы, все рабочие прошли полугодовую стажировку во Франции.
Уже на входе в первый цех почему-то сразу вспомнились детские увлечения авиамоделями, когда на деревянный каркас наклеивались листки папиросной бумаги, а потом приделывался резиновый моторчик… Но здесь было не до игрушек. На одном из стапелей стояла конструкция с внешним контуром крыла и ребрами. Вместо папиросной бумаги к ребрам клепали зеленоватые пластины из композитного материала. Вице-президент фирмы Чжао Аньшэн объяснил, что завод является самой большой производственной базой «Эрбас» за пределами Европы. Производство быстро развивается, в 2017 году продажи выросли сразу вдвое.
Мягкая сила Харбина
На помощь экономическому развитию Хэйлунцзяна брошены не только старые и новейшие промышленные предприятия, но и туристические ресурсы Харбина. Дело в том, что эта и две соседние провинции Дунбэя (Северо-Восточного Китая), Цзилинь и Ляонин, числятся среди отстающих по темпам развития. Центральные власти еще в 2002 году приняли стратегическую программу «Возрождение старой промышленной базы Дунбэя». Растет урожайность на черноземных полях «житницы Китая», засеянных рисом, пшеницей, кукурузой, сорго, засаженных картошкой. Сталь и продукцию военного назначения выдают построенные с помощью Советского Союза и Японии сравнительно старые заводы. Возникают новые предприятия и целые инновационные отрасли. Но приморские провинции все равно сильно обгоняют северо-восток. Воспользоваться климатическим, историческим и этнографическим потенциалом для развития полноценной туристической индустрии – такую задачу поставили и успешно решают власти Харбина.
Что бы ни писали в буклетах и видеороликах про «европейское и еврейское влияние» на ранний период развития города, он все равно остается русским для приезжающих из разных уголков Китая посетителей. Они хотят пройтись по русской булыжной мостовой, поглазеть на необычные русские дома, посидеть на непривычных скамейках русского парка-бульвара вдоль широкой реки, откушать русских блюд, повеселиться на праздниках в русском стиле. Они жадно фотографируются со специально приглашенными из сибирских городов русскими актерами в роскошных придворных нарядах. Они покупают матрешки, янтарные украшения и подстаканники в уличных лавках и гостиничных магазинах. В дорогих отелях по вечерам гостей радуют настоящими русскими песнями в исполнении артистов из России. Некоторые любознательные туристы заранее заучили несколько китаизированных еще 100 лет назад русских слов и радостно произносят друг другу: «дэласыцзи» (здравствуй), «халаша» (хорошо), «вотхэка» (водка), «бива» (пиво), «далеба» (хлеб), «супо-тан» (суп), «собакэ» (собака)… Особой привлекательностью обладают превращенный в музей собор Святой Софии и действующий Покровский собор, а также католические храмы, синагога и мечеть, построенные для окормления многонационального и многоконфессионального Харбина в период его расцвета в 20–30-е годы прошлого века.
Для туристов придумано несколько праздников. Самый популярный из них – это Международный фестиваль снега и льда. Вскоре после Нового года Харбин на целый месяц превращается в площадку для творчества скульпторов, использующих замерзшую воду. Статуи, башни и целые крепости сверкают на солнце днем и подсвечиваются ночью. На реке прорубают полыньи для желающих искупаться при минус 20–30 градусах. Звучат русские песни, как горячие пирожки расходятся горячие пирожки и другие русские закуски, водка и пиво.
Мягкая сила города быстро наращивается. Действует неизбежный для провинциальных городов музыкальный фонтан. Рядом с ним создана скульптурная композиция в память чжурчжэней, чье крупное поселение находилось на месте нынешнего Харбина. Жившие на землях Маньчжурии племена чжурчжэней создали свое государство Цзинь (1115–1234). Они были злейшими врагами китайской династии Сун (960–1279), захватили большие пространства Поднебесной и даже как-то пленили ее императора. Однако затем и они, и китайцы были разбиты грозными монголами. Туристы заходят в «жилище чжурчжэней», фотографируются на фоне грозных конных воинов, рассматривают стену с образцами похожей на китайские иероглифы чжурчжэньской письменности и бронзовые барельефы с важнейшими эпизодами истории «северных варваров».
На потеху людям попроще в Харбине построен парк «Окно в Европу и Азию», где представлены уменьшенные копии пирамиды Хеопса, стен Кремля, парижской Триумфальной арки и всяких других чудес света. Для более продвинутой современной публики только что открыт парк-заказник в заводях реки Сунгари. Широко разливающаяся река образовала здесь несколько островов и поросших камышом мелководных заводей. Простаивавшее пространство благоустроили: посадили кое-где деревья и кусты, проложили сотни метров деревянных дорожек на сваях. Гуляя по этому лабиринту, можно любоваться видами как старого, так и нового Харбина, быстро растущего к северу от Сунгари. Впрочем, с первого взгляда между ними трудно найти разницу – многоэтажки, многоэтажки, многоэтажки. Любования достоин и новый мост в европейском стиле, перекинутый несколько лет назад через Сунгари.
У Харбина и всего Хэйлунцзяна есть еще один потенциально мощный ресурс развития – соседство с Россией. Используется он пока недостаточно, иначе были бы видны следы не только прошлого, но и нынешнего взаимодействия. В отличие от другого русского города на КВЖД под названием Маньчжоули, (Маньчжурия), построившего сказочное благосостояние на своей «русской специфике» и связях с сопредельной Россией, власти Харбина пока проявляют сдержанность. Хочется верить, что оставшаяся от прежних времен «вечная мерзлота» растает и Харбин станет примером сотрудничества русской и китайской цивилизаций.
Харбин | Китай | Британника
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Харбин , Уэйд-Джайлс латинизация Ха-эрх-пин , город, столица провинции Хэйлунцзян шэн (провинция), северо-восточный Китай. Он расположен на южном берегу реки Сунгари (Сунгари). Район города обычно от ровного до волнистого, за исключением района у самой реки, где невысокие обрывы местами спускаются к пойме; низменные участки подвержены затоплению. Климат прохладный, с холодной зимой, длящейся четыре-пять месяцев; минусовые ночные низкие температуры являются обычным явлением и могут достигать -40 ° F (-40 ° C). Поп. (оценка 2003 г.) 2 735 100 человек.
История
Город обязан своим происхождением строительству русскими Китайско-Восточной железной дороги через Маньчжурию (Северо-Восточный Китай) в конце 19 — начале 20 века. До 1896 года это был небольшой рыбацкий поселок, названный Аледжин («Честь»; от него происходит Харбин) чжучэней, предков маньчжуров. После этого он стал центром строительства железной дороги, которая к 1904 году соединила Транссибирскую магистраль от точки к востоку от озера Байкал в Сибири с российским портом Владивосток на Японском море (Восточное море). Харбин был базой русских военных операций в Маньчжурии во время русско-японской войны (1904–05), а после войны временно находился под совместным китайско-японским управлением. Он стал убежищем для беженцев из России после революции 1917 года и какое-то время имел самое большое русское население среди всех городов за пределами Советского Союза.
Викторина «Британника»
Где это находится?
В период господства японцев в Маньчжоу-го (1932–45) Харбин находился в подчинении провинции Биньцзян (Пиньцзян). Во время Второй мировой войны здесь располагалась печально известная японская лаборатория биологического оружия. Советские войска заняли город в 1945 г., а год спустя китайские коммунистические силы захватили его и оттуда направляли свои завоевания Северо-Восточного Китая. Население Харбина впоследствии быстро росло, и город стал главной промышленной базой района.
Современный город
Центром планировки города является главный железнодорожный вокзал, расположенный несколько в стороне от реки. Отходящие от него железнодорожные линии примерно образуют три района: Даоли («Внутренний путь»; северо-запад), Даовай («Внешний путь»; юго-восток) и Наньган («Южный курган»; запад). Совсем недавно городская застройка распространилась к северу от реки. Большая часть застроенных за границей городов исчезла с 19 века.50, хотя город сохранил русский колорит и прозвище «Восточная Москва». Однако многие здания, построенные в России или находящиеся под влиянием России, были заменены современными железобетонными конструкциями; Заметным исключением является хорошо сохранившаяся Софийская церковь в районе Даоли, самая большая и впечатляющая из нескольких русских православных церквей в городе.
К традиционным предприятиям пищевой промышленности Харбина относятся заводы по переработке сои, сахарные заводы (для сахарной свеклы) и мукомольные заводы. Имеются также фабрики по производству табачных изделий, изделий из кожи и мыла. Отрасли, развитые после 1950 включают производство станков, горно-металлургического оборудования, сельскохозяйственного оборудования, пластмасс, электротурбин, котлов и генераторов. Город также является центром оснащения нефтяных месторождений Дацин на северо-западе. Совсем недавно в Харбине была создана зона развития высоких технологий. Окружающий сельскохозяйственный регион поддерживает выращивание пшеницы, сои, сахарной свеклы, кукурузы (кукурузы), льна и гаолян (зернового сорго). Харбин является центром доставки сельскохозяйственной и лесной продукции, отправляемой в остальную часть Китая. Торговая ярмарка, ежегодно проводимая в городе, в значительной степени способствовала китайско-российским деловым отношениям, а также торговле между Китаем и странами Восточной Европы.
Харбин — региональный центр наземного, водного и воздушного транспорта. Густая сеть автомагистралей соединяет Харбин с соседними городами, а скоростные автомагистрали тянутся на северо-запад до района Дацин и на восток до зимнего лыжного центра Яболи. Основные железнодорожные линии расходятся от города на юг до Даляня в провинции Ляонин, на юго-восток до Владивостока и на северо-запад до Читы в южной Сибири. Корабли могут пройти по Сунгари до Хабаровска, Россия, в теплые, свободные ото льда месяцы. Харбинский аэропорт Тайпин, расположенный к юго-западу от города, является одним из крупнейших авиационных комплексов страны.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
В городе находится множество высших учебных заведений, в том числе престижный Харбинский технологический институт и несколько научно-исследовательских институтов. Ежегодный зимний фестиваль включает в себя соревнования по резьбе по льду и пользуется популярностью у туристов. Каждое лето в Харбине проходит музыкальный фестиваль.
Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена Кеннетом Плетчером.
Фестиваль льда, достопримечательности, история, погода
Харбин — столица провинции Хэйлунцзян. Получив известность как база во время русско-японской войны (1904–1905 гг.), Харбин быстро стал центром регионального и международного транспорта Северо-Восточного Китая (Маньчжурии).
Харбин в настоящее время является большим открытым городом, культура, архитектура и образ жизни которого сильно зависят от России, Европы и Японии. Также называемый « Ледяной город », Харбин является одним из самых популярных направлений для зимних туров, где проходит крупнейший в мире фестиваль льда и снега.
Предварительный просмотр содержимого
- Фестиваль льда и снега
- Туризм
- История
- Погода
- Транспорт
- География
- Местоположение
- Образование
1. Фестиваль льда и снега в Харбине
Характеризующийся долгими морозными зимами Харбин является обязательным местом зимнего отдыха.
Харбин стал всемирно известен благодаря проведению крупнейшего фестиваля льда и снега. Церемония открытия проводится 5 января каждого года . Харбинский международный фестиваль льда и снега, длящийся более двух месяцев, также является самым продолжительным снежным фестивалем в мире. Почти весь лед для фестиваля вырезают из реки Сунгари в Харбине.
Самым популярным местом является Харбинский ледяной и снежный мир , который похож на замерзший Диснейленд, и вы можете увидеть большие ледяные и снежные замки, мультяшные скульптуры и насладиться самым большим разнообразием зимних видов спорта и развлечений в мире.
На Sun Island проходят выставки ледяных и снежных скульптур и шоу ледяных фонарей в Zhaolin Park .
2. Туризм Харбина: основные достопримечательности Харбина
Харбин долгое время был популярным местом зимнего туризма и катания на лыжах. Помимо Фестиваля льда и снега, если вы любите кататься на лыжах, рекомендуем вам посетить горнолыжный курорт Ябули и горнолыжный курорт Цзихуа, но есть и многое другое:
- Архитектура и достопримечательности : Старый квартал, Софийский собор, Центральный проспект (пешеходная улица), Парк Сталина
- Самые популярные сувениры и местные продукты : женьшень, китайские травы, русские товары, такие как меха и русские куклы
- Самая популярная местная еда : тяжелый русский хлеб, европейская выпечка, курица, тушеная с грибами (и другие тушеные блюда).
Рекомендуемые способов увидеть Харбинский ледовый фестиваль и насладиться Северо-восточным Китаем:
- Однодневный тур по сказочной стране льда и снега
- 5-дневный тур по Харбину и Китайскому снежному городу
- 7-дневный тур по Харбину, Ябули, Китайскому снежному городу и Цзилинь
3. История Харбина
Город возник как поселок, построенный русскими для поддержки железной дороги (построенной в 1896–1904 гг.) между Владивостоком и русским Порт-Артуром (ныне Далянь). Здесь поселились десятки тысяч евреев, и город был известен как космополитический и сравнительно богатый.
Некогда простая, но удачно расположенная рыбацкая деревушка на реке Сунгари, теперь это крупнейший город провинции, и он по-прежнему имеет значительное влияние России .
По историческим причинам Харбин также известен как:
.- Восточная Москва (из-за российского влияния)
- Ноев ковчег на Дальнем Востоке (в связи с еврейской историей)
- Японский Освенцим (из-за японского влияния!)
1) «Восточная Москва» — город с великорусским и европейским влиянием
Из маленькой рыбацкой деревушки в международный мегаполис Харбин остается « городом без стен ».
В 1896 году Россия получила право на строительство Китайско-Восточной железной дороги и решила сделать Харбин ее узловым и строительным центром. В Харбин хлынуло большое количество русских и европейских эмигрантов, которые привнесли в город иностранный колорит. Они принесли не только европейскую культуру, но и свои верования. Следовательно, существует различных типов архитектуры с разными национальными стилями и характеристиками.
Сочетание этих экзотических культурных символов и элементов традиционной китайской культуры находит свое отражение в зданиях, формирующих уникальный городской архитектурный стиль Харбина.
Старый квартал, Софийский собор, Центральный проспект (пешеходная улица), парк Сталина — все их здания создают ощущение, что ты в Европе. Свяжитесь с нами для поездки в восточную Москву.
2) «Ноев ковчег на Дальнем Востоке» — еврейская гавань
Как и Шанхай, Харбин также был важным убежищем для евреев . В 1920 году более 20 000 евреев, в основном из России, поселились в Харбине, спасаясь от преследований и дискриминации.
Харбин когда-то был крупнейшим еврейским центром в Восточной Азии , и они построили в Харбине детские сады, школы, библиотеки, кинотеатры и т. д., играя важную роль в жизни харбинского общества.
Теперь вы все еще можете найти еврейские синагоги, сайты еврейских банков, еврейские средние школы, еврейские больницы и все еще действующий отель «Модерн» в Харбине.
Кроме того, в Харбине имеется еврейское кладбище , состоящее из 605 могил. Эти надгробия имеют свои особенности, отражающие глубокую культуру еврейского народа. Здесь похоронены родственники Рабина, бывшего премьер-министра Израиля, духовного лидера евреев в Харбине, и родственники Я. Кауфмана, президента еврейского религиозного объединения в Харбине.
3) Японский Освенцим — Сайт части 731
Подразделение 731 было крупнейшим объектом бактериологического оружия в истории мировых войн вплоть до XIX века. 30-х и 40-х годов. Освенцим немецких нацистов и японское подразделение 731 были известны как два самых зловещих смертоносных притона в мире. Среди жертв были китайцы, советские, монголы и корейцы.
Вы можете узнать больше, посетив Выставочный зал доказательств преступлений, совершенных отрядом 731 Императорской армии Японии .
4. Погода в Харбине. Всегда ли в Харбине холодно?
Вы можете задаться вопросом почему в Харбине так холодно ? Зимой холодный воздух из Сибири и Монгольского нагорья движется на восток и юг и течет прямо над Харбином, превращая Харбин в «ледяное царство».
Кроме того, Харбин не является прибрежным городом (более 500 км от Японского моря) и поэтому менее подвержен влиянию теплых течений Тихого океана. Поэтому Харбин зимой холоднее, чем города Западной Европы и Японии на той же широте. Самый холодный месяц в Харбине — январь со средней температурой -18°C (0°F)!
В Харбине всегда холодно? Конечно, нет. Не позволяйте льду и снегу сбить вас с толку. Июль — самый жаркий месяц в году со средней высокой температурой 28°C (83°F) и средней низкой 18°C (65°F).
Помимо того, что Харбин является раем для зимних поездок, он также является хорошим местом, где можно сбежать от летней жары. Летний музыкальный фестиваль в Харбине, как единственном «Городе музыки» в Азии, удостоенном награды Организации Объединенных Наций, всегда проводится в летнее время. Позвольте нам создать для вас поездку в Харбин.
- Среднесуточная высокая температура в июле: 28°C (82°F)
- Среднесуточная минимальная температура в январе: -24°C (-11°F)
- Континентальный климат с влиянием муссонов, но с малым количеством осадков; годовое количество осадков: 520 мм (21 дюйм)
В городе очень холодная, сухая зима и теплое лето с умеренными осадками.
Подробнее о погоде в Харбине — когда лучше ехать
5. Транспорт Харбина — «Город, перевозимый поездами»
Харбин является крупным северным железнодорожным узлом Северо-Восточного Китая и важным железнодорожным узлом, соединяющим Китай и Северо-Восточную Азию. Строительство Китайско-Восточной железной дороги сделало Харбин таким, что китайцы говорят, что Харбин — это « городов, перевозимых поездами 9».0008 ‘.
- Вы можете сесть на поезд из Харбина в Пекин, Сиань, Шанхай, Чунцин, Гуанчжоу… большинство крупных городов Китая.
- Скоростные поезда теперь также курсируют из Харбина в Пекин.
- Вы можете сесть на международный поезд К7023/7024 из Харбина во Владивосток, Россия.
Кроме того, вы можете слетать в Харбин. Харбинский международный аэропорт Тайпин находится в 35 км от центра города.
6. География Харбина
- Значение города : крупный промышленный город с прочными торговыми связями с Южной Кореей, Японией и Россией.
- Ближайший крупный город : Чанчунь, столица провинции Цзилинь (240 км / 150 миль к югу)
- Ландшафт : Большой муниципалитет расположен на внутренней равнине, пересекаемой реками и каналами.
- Высота над уровнем моря : 150 м (490 футов)
- Главные реки : Река Сунгари
7. Расположение г. Харбин
- Местоположение муниципалитета: 44°04′–46°40′ северной широты, 125°42′–130°10′ восточной долготы; Северо-восточный Китай у границы с Россией.
- Муниципальное население: 10 636 000 (2010)
- Муниципальная территория: 53 068 кв. км (20 489 кв. миль)
- Плотность городского населения: 200/кв. км (519/кв. миль)
- Городская площадь: 2089 кв. км (806 кв. миль)
- Городское население: 4 517 000 (2010)
- Плотность городского населения: 2162/кв. км (5601/кв.миль)
- Городской участок с севера на юг: 25 км (15 миль)
- Городской участок с востока на запад: 20 км (12 миль)
- Центр города: Central Avenue