Хива — история, легенды и достопримечательности города
ХИВА
Хива — город-музей под открытым небом. Возраст города – 2500 лет. в 1990 году ЮНЕСКО включил его в программу Всемирного Наследия. Расположена в 30 километрах от центра Хорезмской области Ургенча.
Одна из легенд гласит, что Хива была основана Симом, сыном библейского Ноя, и называлась Хорасмия. По другой сказочной версии, считается, что хорезмийцы произошли от союза дэва и пери, изгнанную суровым пророком Сулейманом из своих пределов. Может быть, поэтому во многих хивинских сказках и преданиях говорится о том, что древние крепости Хорезма были построены в союзе с дэвами, и в силу этого обстоятельства они такие величественные и неприступные.
Хива являлась одним из основных географических точек на Великом Шелковом Пути. На ее долю выпало быть центром Хивинского Ханства, быть неоднократно разрушенной и вновь восстановленной. Торговцев из Хорезма ждали во многих городах, самые лучшие меха и ткани традиционно считались хорезмскими.
Хива состоит из двух городов Ичан-Калы (внутренний город) и Дишан-калы ( внешний город). Многие памятники Хивы сосредоточены во внутреннем городе, Ичан-Кале, крепости с четырьмя воротами, ориентированными на четыре стороны света, для удобства караванов. Но на этом достопримечательности Хивы не заканчиваются.
Самыми знаменитыми памятниками Ичан-Калы считаются Кальта-минор, минарет Ислам-ходжа, Джума-мечеть и мавзолей пахлавана Махмуда, — святого покровителя Хивы, богатыря и поэта.
Кальта-минор задумывался, как самое грандиозное сооружение на древнем Востоке. Его 14-метровое основание дает представление о гипотетической высоте минарета. В истории скупо сказано о том, что строительство минарета прекратилось со смертью Мухаммад Амин-хана, а у его наследников не нашлось денег на окончание строительства.
Примечательна Джума-мечеть Хивы — уникальность которой в том, что она не имеет внутреннего двора. Ее своды поддерживают 212 резных колонн, каждая с уникальным рисунком и историей. Внутри мечети днем царит необычное смешение света и тени, дающее прохладу в самый жаркий день. Колонны расположены так, что с любой точки виден минбар — ниша, символизирующая Мекку, в сторону которой должны быть обращены верующие во время молитвы.
Хива очень красива на закате и ночью, лаконичная цветная подсветка и лунный свет превращают Ичан-Калу в сказку. Бродить по ночной Ичан-Кале совершенно безопасно, чем и пользуются самые любопытные туристы. Во внутреннем городе проживают около 300 семей, очень хорошо развиты народные промыслы, в основном это резка по дереву. Практически каждый дом Хивы украшен резными дверями, изготовленными местными мастерами
История Хивы
- Главная
- Узбекистан
- Хива
- История
Начало истории Хивы уходит вглубь веков. Никто не знает точно, когда появился этот город, но легенды гласят, что когда-то сын библейского героя Ноя, Сим приказал вырыть здесь колодец. Кстати, древний колодец ныне находится в Ичан-Кале (внутреннем городе). Но на протяжении всей своей истории до 1598 года Хива была маленьким городом в пустыне, который встречал караваны, проходящие через Хорезм. В те времена он часто разрушался различными завоевателями: Александр Македонский, Арабы во главе Кутейбы ибн-Муслима, Чингиз-хан, Амир Темур, и многие другие приходили на эту землю.
Но в 1598 году Хива стала столицей Хивинского ханства, т.к. река Амударья изменила свое русло, и уничтожила прежнюю столицу Куня-Ургенч. Постепенно Хива превратилась в небольшой, но хорошо укрепленный город, который к тому же стал духовным центром исламского мира. Однако, в Хиве достаточно долго процветала работорговля – хивинские налетчики угоняли людей в рабство из регионов южной России и Персии. Это привело к тому, что Российская Империя организовала в 1873 году военную компанию, которая покончила с работорговлей в Центральной Азии. Однако, как следствие, Хивинское ханство было включено в состав Туркестанского Генерал-губернаторства.
В 1919 году Красная Армия, только образовавшегося Советского Союза, свергла власть последнего Хивинского хана, а в 1920 году Хива стала столицей Хорезмской Советской Народной Республики. А в 1924 году город стал административным центром Хорезмской области в Узбекской ССР. В 1991 году Узбекистан обрел Независимость, а Хива стала одним из главных туристических центров республики. И действительно, на сегодняшний день вряд ли найдется место в Узбекистане где была бы такая концентрация различных архитектурных памятников.
Обзор истории Хивы с древних времён до наших дней
1. Хива и древняя цивилизация Хорезма
2. Зороастризм в Хорезме
3. Развитие ирригации
4. Искусство орнаментальной живописи Хорезма
5. Кушанский период
6. Хивинская культура
7. Основные периоды исторического развития
9. Торговля в Хиве
10. Вторжение русских войск (конец 19 века)
11. Конец Хивы
12. Первый Хорезмский Курултай
13. Восстание Джунаидхана
14. Историческая топография Хивы
15. Восстановление Хивы
16. Архитектура
17. Скульптура и живопись
18. Прикладное искусство
19. Ювелирное искусство
- Архитектура
- Восстание Джунаидхана
- Декоративная живопись
- Древняя и средневековая Хива
- Зороастризм в Хорезме
- Ирригация
- Историческая топография
- Конец Хивинского государства
- Культура Древней Хивы
- Кушанский период
- Первый Хорезмский курултай
- Прикладное искусство
- Реконструкция Хивы
- Ремесла
- Русское завоевание
- Скульптура и живопись
- Торговля в Хиве
- Хорезмская цивилизация
- Ювелирное искусство
Хива — история, легенды и достопримечательности
ХИВА | ИСТОРИЯ ХИВЫ
Древняя Хива расположена в Хорезмской области Узбекистана, в 30 километрах от областного центра Ургенча в низовьях Амударьи. Хива – уникальный музей под открытым небом, главная жемчужина окружённого пустынями Хорезмского оазиса, раскинувшегося по левому берегу Амударьи. На протяжении нескольких столетий Хива была одним из крупных центров знаменитого караванного пути, именуемого Шелковым путем.
История Хивы возвращает нас на тысячи лет назад. Город начал свое существование благодаря Амударье и оазисам, расположенным на левом берегу реки. Это было идеальное место для остановки во время долгого караванного путешествия между Востоком и Европой. Согласно археологическим исследованиям, первое поселение на этом месте было найдено почти 2500 лет назад.
По легенде, город был построен вокруг Хейвакского колодца, вода в котором, как говорили, была восхитительной на вкус. Колодец выкопал Сим, один из сыновей библейского Ноя. Это хорошо видно во внутреннем городе Хивы Ичан-Кала.В V-VI веках Хива стала значительным поселением. Со временем он стал не только местом отдыха караванщиков, но и важным культурным и торговым центром. После 1598 года, когда Амударья изменила свое русло и оставила без воды старую столицу Хорезма город Ургенч, Хива стала новой столицей высокоразвитого и могущественного Хорезмского государства. Город прекрасно сохранился до наших дней, представляя нам множество исключительных памятников далекого и загадочного прошлого.
Что вы увидите в Хиве
Когда дело доходит до Хивы, фотографий недостаточно. Нужно лично увидеть все исторические достопримечательности, чтобы ощутить ту особую восточную атмосферу.
Древний внутренний город Хивы объявлен частью Всемирного наследия ЮНЕСКО. Она называется Ичан-Кала и обнесена могучими стенами. Старый город очень маленький, поэтому на его осмотр хватит, вероятно, половины дня. Побывав в Хиве, можно легко представить, как много лет назад выглядели другие города Средней Азии.
Вы можете войти в Старый город через одни из четырех ворот. Палван Дарваза, или Восточные ворота, были построены в 1804-1806 годах и назывались «Невольничьими воротами», потому что ими в то время пользовались местные работорговцы.
Среди всех сооружений древней Хивы наибольшее внимание привлекает минарет Кальта-Минар. Его красивая глазурованная плитка и фантастическая майолика говорят о таланте искусных узбекских художников. Кальта-Минар переводится как «короткий». Изначально предполагалось, что он станет самым высоким минаретом на Востоке. Но после смерти Мухаммад Амин-хана в 1855 году строительство прекратилось на высоте 29метров. Причины прекращения строительства, конечно же, овеяны тайнами и легендами. Но факт остается фактом – самый большой минарет Востока остается недостроенным.
Местные жители и ремесла
Одной из главных достопримечательностей Хивы являются ее местные жители – люди, живущие здесь уже не одно поколение, любящие свою землю и, прежде всего, оберегающие наследие своих предков. Их дома всегда гостеприимны, а их улыбки теплы. Они живут в сердце истории своей семьи. Как и их предки, они встречают путешественников с улыбкой и открытым сердцем.
Хивинцы очень талантливы. Каждый приехавший сюда турист может приобрести сувениры, связанные со следующими видами декоративно-прикладного искусства:
- резьба по дереву;
- вышивка;
- керамика;
- роспись по дереву;
- керамика ручной работы;
- тиснение и гравировка;
Гуляя по улицам Хивы, ловишь себя на мысли, что современная цивилизация со всей ее спешкой и шумом очень далеко. Но здесь, в сердце спокойной и умиротворяющей атмосферы, можно по-настоящему отдохнуть и телом, и душой.
Хива древняя и средневековая
- Главная
- Узбекистан
- Хива
- История
- Хива древняя
В отличие от многих городов Средней Азии историческое прошлое Хивы и Бухары до недавнего времени было неизвестно. Это было связано, во-первых, с отсутствием сведений об истории Хивы до XV в. и, во-вторых, с малочисленностью археологических исследований, которые были начаты лишь в 1950-е гг.
Впервые Хива упоминается в произведениях арабских и персидских авторов Истахри, Мукаддаси и Худуд ал-Алама, датируемых десятым веком. Археологические раскопки В.А. Булатова нашла самые ранние культурные пласты Хивы, относящиеся к десятому-одиннадцатому векам. Между тем Я.К.Гуламов на основании ограниченной коллекции керамики утверждал, что Хива была основана между вторым и третьим веками н.э. Важно отметить, что и В.В. Бартольд и Кят также датировали основание Хивы домусульманским периодом.
Нумизматические находки и интересная легенда, приведенная Худайбердибом. Хивинский историк Хушмухаммад (род. в 1774 г.) указывал на более отдаленное прошлое Хивы. В своем произведении «Дили гараиб» («Сердце редкости») он писал: «Еще один город, город Хорезм (называемый Ками), был основан Симбом. Нух (т. е. Сим, сын Ноя), а теперь известен как Хивак. Раньше он назывался Тарих и Рамл (место, изобилующее песком). Однажды Симб.Нух лег и заснул. Во сне он увидел себя в окружении трехсот факелов. Он проснулся в приподнятом настроении и, решив оставить о себе напоминание, отметил место и построил город. Вернувшись во второй раз, он построил крепостные стены вокруг города и выкопал колодец на его западной окраине. Хивак много раз разрушался и восстанавливался».
Пытаясь извлечь исторические факты из сообщений историков и легенд об основании Хивы и ее основателе Симе, мы сталкиваемся со следующим: Хива прежде всего была известна как Рамл. Однако не стоит полностью доверять этой информации, поскольку название Рамл часто путают с палестинским городом Рамла. Кроме того, существование Сима намекает на возможность его происхождения из еврейской легенды. Эта легенда, якобы восходящая к библейским персонажам, впоследствии приписывалась Хиве и ряду других городов и памятников Мавераннахра в Средней Азии.
Поэтому в вопросе о дате основания Хивы важнейшим критерием для рассмотрения являются находки исследователей-археологов. Следует отметить, что археологические раскопки проводить нельзя, так как Хива — живой город с плотной застройкой, где можно применять только стратиграфические методы раскопок и раскопок.
Некоторые особенности культурных слоев Хивы представляют трудности для исследователей. Его средняя глубина сравнительно невелика (6м.-8м.). Город непрерывно развивался в течение тысячи лет. Своеобразное формирование культурных пластов на окраинах Ичан-калы, исторического центра и начального ядра формирования города Хивы, свидетельствует о том, что культурные пласты отлагались не так, как в случае с другими крупными городами. Средней Азии. Самые ранние постройки Ичан-калы не сохранились, а плотная застройка современной застройкой препятствует широкому систематическому археологическому зондированию исторического места города.
При реставрации ряда памятников в восточном и западном секторах Ичан-калы В. А. Булатовой использовались стратиграфические методы раскопок. Эта работа впервые выявила культурные пласты Хивы вплоть до континентального слоя. В нижних слоях пластов в восточном секторе вскрыт только культурный слой V—VII вв. Эти слои были нанесены непосредственно на чистый слой песка дюн. Культурные слои VIII—XIV вв., вскрытые в западном секторе города, также отложились на материковом бархане. По словам Булатовой, территория цитадели (Куня-Арк) была обнаружена.
В конце 1970-х — начале 1980-х годов сотрудники Узбекского научно-исследовательского института исторических памятников (УзНИИПМ) нашли ценный керамический материал при работе по реставрации архитектурных памятников Ичан-калы. Изучая находки, М. Мамбетуллаев обнаружил, что керамика относится к более раннему периоду исторического Хорезма, относящемуся к третьему или четвертому веку до н.э. В течение 1973-1975 гг. тот же ученый при обследовании вскрытых крепостных стен Ичан-калы несколько раз находил кладку из сырцового квадратного кирпича 40-43х40-43х9-13 см, что было характерно для древнего Хорезма. Следует также отметить, что в 1969 г. Е.В. Ртвеладзе обнаружил в нумизматической коллекции хивинского музея античные и средневековые монеты, которые, по словам куратора Т. Середы, были найдены в районе Ичан-калы.
Археологические исследования, направленные на определение исторического возраста Хивы, проводились в 1984-1990 гг. археологом М. Мамбетуллаевым, представителем Института истории, языка и литературы Каракалпакского отделения Академии наук Российской Федерации. Республика Узбекистан. Всего он провел шесть стратиграфических раскопок.
Раскопки городища площадью 577 кв. м производились в северо-западном углу Куня-Арка у подножия высокой искусственной платформы, на вершине которой находились развалины Акших-бобо. Было обнаружено десять слоев (считая снизу). Первый слой включал в себя остатки крепостной стены. Стена была построена прямо на континентальном крупнозернистом песке. Фундамент стен глинобитный с откосами, засыпанными песком и обломками крупного сырцового кирпича. На фундаменте возведены двойные крепостные стены из сырцовых кирпичей 40-42х41-44х9-13 см, используя глиняный раствор до толщины 2-8 см. Большинство кирпичей отмечено гербами. Ширина внутреннего коридора 2 метра. Межстенные коридоры с перекрытыми сводами — широко распространенное явление в древнехорезмской фортификации. Они обнаружены на Базар-кале (V-IV вв. до н.э.), Малом Кирк-Кизе, Бурла-Кале (IV в. до н.э. — II в. н.э.) и Кургашин-Кале. В историческом городе Кой-Крилган-кала, построенном в четвертом веке до нашей эры, в проходах тиров в башне использовались сводчатые блоки. В руинах культурного слоя, примыкающего к этим стенам, довольно много фрагментов керамики из красной глины.
Вторая страта характеризовалась сильной оборонительной системой. Крепостные стены Ичан-калы были перестроены сырцовым кирпичом 39-41х40-42х9-1 см до толщины 0,75-1,80 см. Стрелковый коридор и внутренние дома башни также были построены из кирпича-сырца. В результате толщина крепостных стен Ичан-калы достигала 7,5-9 метров.
Третий пласт состоял из остатков сырцовых стен, вскрытых на длину 4,7 м, сохранившихся до высоты 2,55-3 м. и 1,1 м. по толщине. Стены сложены из сырцового кирпича 34-36х35-39.х3-5 см и заштукатурены слоем крупнозернистого песка, содержащего обломки керамики, кости животных и рыб.
Четвертая толща представлена рыхлым слоем мощностью 23-52 см. Он покрывал стены третьего слоя. Он простирается до пределов крепостных стен и содержит керамику IX—XI вв. Слой на гребне крепостной стены свидетельствует об отсутствии оборонительных стен четвертого строительного периода.
В пятом слое виден участок стены, сложенный из мелкого сырцового и жженого кирпича размерами 23-25х23-27х3-5см. Стена 1,5-2,5 м. толщиной и 37-38 см высотой. Поперечная сырцовая кирпичная кладка, состоящая из двух-трех рядов, залегает поверху земляной стены и засыпается землей. Найдены обломки керамики, кости рыб и животных, кусочки стеклянной посуды, обломки поливной керамики XII—XIII вв. Судя по всему, ремонт крепостных стен производился в то время только в районе Куня-Арка.
Шестой пласт связан с периодом разрушения. На гребне крепостных стен появляются мусульманские курганы. По мусульманским правилам погребения погребальные камеры строились из кирпича-сырца (22-24х23-23х3-4,5 см). Погребальная камера №1. 2 имеет двухскатный пол, а погребальная камера 3 перекрыта сырцовым кирпичом (22-23x22x3-4 м), уложенным на ребро. Произошло захоронение в деревянных гробах. Почти все скелеты были найдены лежащими на спине или на правом боку головой на запад — в сторону Каабы. В земле находится керамический материал VII—XIV вв., использовавшийся для засыпки могил.
В седьмом слое стены, сложенные из глинобитных блоков и перекрывающие места захоронений, сохранились до высоты 0,52-0,72 м. и 1,1-1,4 м. по толщине. Эти стены расположены на внешней западной стороне Ичан-калы, параллельно ее современным стенам. В слое, содержащем разрушенные стены, найдены обломки керамических и медных монет VIII—XIV вв. Обнаружено шесть комнат размером 2,1х6х3-4,5, а также поверхность двора. Его глинобитные стены сохранились до высоты 22-43 см. В комнатах четыре и пять; обнаружена система внутреннего отопления, подобная китайской ханской. В верхних слоях пятой комнаты обнаружена неизвестная медная монета с хорезмским штампом XIV века, а также джагатаидская медная монета второй половины VIII века. В юго-восточном углу раскопа также обнаружены остатки гончарной печи.
В восьмом слое вскрыты развалины стен двух комнат и колодца. Стены комнат сложены из жженого кирпича размером 27-28×25-29-4-5 см и сохранились до высоты 37 см и толщины 72 см. Верхняя часть колодца сложена из жженого кирпича 24-28х25-30х3-5см. Колодец был заполнен мусором, содержащим кусочки керамики XIV—XVI веков. На участке 13 раскопа К.А. Федоров-Давыдов обнаружил серебряные монеты с Хорезмской печатью 1500/1501 гг.
Девятый пласт был отделен от нижних слоев щебнем мощностью 1,1-1,2 м. Можно наблюдать четыре комнаты и поверхность большого двора. Там были найдены самые разные материалы, от кусочков древней керамики до керамики и кирпичей девятнадцатого века. По данным раскопок, в этот период были восстановлены крепостные стены Ичан-калы. Стены укрепляли башни, предназначенные для прямого и флангового стрелкового огня.
В десятом слое, стены, 7-9м. в высоту, 1,5-2 м. толстые и построенные из глины, были укреплены высокими овальными башнями с бойницами наверху. Внутренние корпуса были укреплены деревянными балками. В пределах крепостной стены были найдены сохранившиеся монеты времен императора Павла I (1801 г.) и кусочки фарфоровых чашек с клеймами заводов Гарднера и Кузнецова. В северо-западном углу раскопа 2 (10х14 м) обнаружены фундаменты пожарных сооружений.
Раскоп 2. Первый пласт: Только в северной части раскопа 3-9м. вскрыт мощный подпочвенный культурный слой. По плану здания это была квадратная башня 11,5х11,5 м. по размеру. Размер дома в башне составлял 2,35х2,9х2,2 м. Он был построен из кусков сырцового кирпича, а швы засыпаны крупнозернистым песком. В отложенном слое обнаружен керамический материал, относящийся к первому горизонту. Дополнительная стена толщиной около метра сохранилась до высоты 0,75-0,88 м. тянулся вдоль западного фасада крепостной стены, параллельно основной стене. Ширина пространства между крепостью и дополнительной стеной, засыпанной слоем песка, составляла 3,4-4 м.
Второй пласт. Стена нижнего слоя сложена сырцовым кирпичом толщиной 1,8-1,9 м. Таким же образом была построена внутренняя часть камеры башни.
Третий, четвертый, пятый и шестой слои не обнаружены, хотя найдены фрагменты керамики седьмого-восьмого и двенадцатого-тринадцатого веков н.э.
В седьмом слое вскрыты остатки домашних очагов. В южной части раскопа жилая площадь и очаг диаметром 49см. был открыт. В золе и перегнойном слое видны куски серой керамики и кости животных толщиной 9-11 см. В древней стене крепости были прорублены зерновые ямы. Из одного из них извлечены чаша для каши XIII—XIV вв., осколки глиняной посуды и мельницы для зерна. Восьмой пласт не обнаружен.
Девятый слой. Сырцовые и сырцовые стены крепости сохранились до высоты 5-6 м. Их закрывали стены девятнадцатого века. В культурном слое мощностью 0,27-0,43 м обнаружены обломки керамики и кости животных. Десятый слой. Стены Ичан-калы строились из самана 7-9м. по высоте с обеих сторон. В восточном секторе раскопа находилась жилая зона. В культурном слое обнаружена керамика XVIII—XIX вв. мощностью 0,82—1,1 м.
Раскоп 3 площадью 5×37 м производился в юго-восточном углу Ичан-калы.
Первый пласт. Как и в случае с раскопками 1 и 2, также были обнаружены основания стены и башен этого древнего периода. Башни имели прямоугольную (5,5х7,3 м.) форму. Нижняя часть из глины высотой 1,1-1,2 м стояла на песчаном грунте. Также имелся глубокий слой сырцового кирпича (41-44х40-45х10-14 см). Помещения (3х2,3 м) в башне на уровне фундамента сложены из кирпича-сырца и засыпаны песком. Кусок кувшина середины I тыс. до н.э. был обнаружен здесь. Крепостные стены в юго-восточном углу были вскрыты на протяжении восьми метров.
Мощность второй толщи 13-22 см. Толщина наружных стен увеличена на 0,75–1,25 м. общей мощностью 3 м. Достроенная часть стены составляла 0,65 м. выше фундамента.
В третьем слое обнаружены остатки стены, сложенной из кирпича-сырца толщиной 36-39×37-39×7-9 см и высотой 0,42 см. Квадратный замок (1 1,5 х 1 1,5 м) охватывает руины древнейших построек, возведенных в этот период в юго-восточном углу Ичан-калы.
Четвертый пласт не обнаружен.
В пятом и шестом пластах выявлено несколько мусульманских курганов.
Седьмой и восьмой слои обнаружить не удалось.
В девятый слой вошли остатки очага.
Десятый пласт. Старые стены укрепления были заменены новыми глинобитными стенами с обеих сторон. Галерея 2-3 м. шириной с парапетом по фронту 2,5-3 м. высокий, с бойницами и узкими прорезями был возведен на крепостной стене.
Земляные работы площадью 136 кв.м. было сделано в северо-восточном углу Ичан-калы. Крепостные стены и башни принадлежали к первому слою. Стены были сложены из сырцового квадратного кирпича. Внешняя крепостная стена, 7 м. длинный, 2 м. толщиной и 2,5 м. высокий, был обнаружен здесь. Толщина стен башни составляла 2,61-2,75 м. а ширина прохода между ними 0,8 м. Внутренний уровень пола башенного дома был засыпан серым крупнозернистым песком, который был засыпан рядом сырцовых кирпичей с отметинами. На полу дома были обнаружены куски красноглиняной ручки кувшина в виде головы льва.
Второй слой. Внутренние башни домов были построены из сырцового кирпича, а уровень пола поднялся до 2,4 м. Наружные боковые стены башни сложены из сырцового кирпича в один уровень толщиной 2-3,5 м. Таким образом, нижняя часть стены была расширена, в результате чего был поднят внутристенный коридор. Позже выяснилось, что при возведении стены в XVII веке все сохранившиеся остатки здания были снесены. Культурные слои раскопа XVII—XIX вв. оказались размытыми, сортировку слоев было затруднено. Однако в светло-зеленом сгущении были найдены куски стен и сосудов X-IV вв.
Девятый слой. Древние стены заполнены серыми комками глины. Возведена новая оборонительная стена с овальными башнями, выступающими за пределы крепостной стены на 6-8 м. Здесь нашли комнату размером 3х4 метра. Стены сложены из жженого кирпича размером 23-28х23-29х3-4,5см. Пол дома был покрыт соломой и глиной. В юго-западном углу в полу была глубокая яма диаметром 28 см. Боковые стены сложены из полуобожженного кирпича.
Десятый слой. Стены и башни города были построены с жилищем, состоящим из кусковой глины, а местами из цельного и битого кирпича-сырца. Толщина 1,5-2 метра.
Раскоп 5 (9х10 м.) произведен у подножия южной стены, 30 м. к западу от Таш-дарбасы. В первом слое по всей площади раскопа были обнаружены куски керамики. Было очевидно, что слои было трудно определить. Данные Кушана, Афригида, что все снесено до фундаментального уровня. В результате неоднократных раскопок хорезмшахского и золотоордынского периодов были обнаружены. Поэтому можно предположить, что эти уровни были полностью разрушены при реконструкции домов где-то в XIII—XIX веках.
Котлован 6 площадью 60 кв.м. был проведен у подножия западной стены на расстоянии 105 м. к северу от юго-западного угла Ичан-калы. Выявлено, что нижний участок земляной стены состоит из остатков двух стен из раскопа 5. Обнаружены остатки прямоугольной башни высотой 7 м. широкий, препятствующий подходу к западной части города. По материалам раскопок видно, что широко использовался песок.
Благодаря археологическим исследованиям историки смогли более четко разграничить и описать отдельные периоды в истории Хивы. Первые два периода ознаменовались его заселением и укреплением (VI—III вв. до н. э.) и первым расцветом его жизни, достигающим нынешнего тысячелетия.
Затем, в конце четвертого века, городские укрепления были ослаблены. То же самое наблюдалось и на месте древних городищ Бурла-Кала, Ток-Кала и Кой-Крилган-кала. Упадок и постепенное угасание жизни в городах Хорезма в конце IV века представляло собой кризис древнего Хорезма.
Археологические исследования выявили период возрождения примерно в шестом-восьмом веках. Кешки (замки) стали появляться в районе Хивы. Постройки этого типа были очень известны в оседло-земледельческих районах Хорезма. Руины замка этого типа можно увидеть на холме Акших-бобо близ Куня-Арка. Такой же прямоугольный замок расположен в юго-восточном углу Ичан-калы. Руины замка состоят из цельного самана, 6-7 м. в высоту, в форме усеченной пирамиды. Здание, вероятно, использовалось в оборонительных целях, но в мирное время оно использовалось для хранения провизии и другого хозяйственного имущества, так как в конструкции и на постаменте были обнаружены жернова из песка, остатки зерна (проса) и соломы. Из слоев, соответствующих этим постройкам, взяты образцы разнообразной керамики — куски толстых глиняных горшков, куски кувшинов с плоской узкой ручкой и другие артефакты афригидского периода. Преобладание зороастрийских представлений в этот период подтверждается керамическими изделиями. Развитие денежных отношений показано серебряными монетами — периода правления шахов Бравика и Шаушфана в течение седьмого-восьмого веков.
Отсутствие сведений о Хиве для VIII века, вероятно, было результатом безжалостного разрушения городов и культурных памятников Хорезма во времена Кутаиба б. Поход Муслима на завоевание Хорезма.
В десятом веке Хива вошла в состав империи Саманидов и стала частью владений хорезмшаха Мамнуна. Мухаммедом в 995 г. Династия Мамнуидов правила Хорезмом до 1017 г., когда его завоевали Газневиды, правившие с 1017 по 1034 гг.
г. Это время ознаменовалось возрождением Хивы — бурным развитием города, его экономики, ремесел и культуры. Следы этого времени были обнаружены во всех раскопках и свидетельствовали о значительном росте Хивы, охватывавшей весь район Ичан-калы и, вероятно, и Дишан-калу. Развита промышленность по производству стекла, металла и керамики. Хивинские гончары были настоящими мастерами, они изготавливали легкие изящные керамические сосуды с необычным узором. Сосуды были покрыты разнообразными розетками, стилизованными листьями и побегами, иногда изображениями животных, птиц и рыб; В украшениях часто использовалась арабская вязь, желая хозяину добра нравоучительными пословицами и поговорками.
Согласно Истархи (десятый век), Хива находилась в дне пути от Хазараспа и древней столицы Хорезма Кята и в четырех днях пути от тогдашнего стольного города Кургани. Многие арки и каналы, самым большим из которых была Хива, будущий Палван-яб, орошали земли Южного Хорезма.
Согласно Мукаддаси (975 г.), «Хива — это огромный город-крепость, расположенный на краю пустыни рядом с каналом. Есть современная мечеть со всеми удобствами». В то же время, согласно анонимному географическому труду Х века под названием Худуд ал-Алам, «Хива есть небольшой город, обнесенный стеной и принадлежащий Ургенчу». К.А.Пугаченкова примирила это кажущееся противоречие, утверждая, что Мукаддас имел в виду всю Хиву, включая Ичан-калу и Дишан-калу, а автор Худ ал-Алам включил только Ичан-калу. Таким образом, во второй половине Х в. Хива, по-видимому, состояла из цитадели, укрепленной стенами Шахристана (Ичан-калы) и окраинного поселения (Дишан-калы).
Конец одиннадцатого века ознаменовал собой новый период в истории Хорезма. В 1077 году он был захвачен династией Ануштегинидов, которая создала большое мусульманское государство при хорезмшахах Ала ад-Дине Текеше (1172-1200) и Ала ад-Дине Мухаммеде (1200-1220). В это время город снова начал расцветать. Среди руин монеты хорезмшахов Текеша и Мухаммеда, предметы серой керамики: большие глиняные горшки, малые глиняные горшки, кувшины, чаши, горшки, поливная керамика. Город стал расширяться, и за пределами Ичан-калы стали появляться новые поселения. Много материалов хорезмшахского периода найдено на стоянке Ша-Каландар-бобо и в районе гостиницы Хорезм. К западу появилось поселение Шах-и-Мардон, и материалы его домов были найдены при раскопках.
Географический словарь Якута содержит сведения о Хиве первой половины XIII века: «Хейвяк или Хивак – город-крепость в районе Хорезма. Расстояние между Хивой и столицей Хорезма (Ургенчем) составляет около 105 км. Жители Хорезма называют его Хивой. По словам Мисбы, это Хиваки. Жители этого города шафииты, в отличие от жителей всех остальных городов Хорезма, жители которых называются ханифитами».
В этот период было несколько известных хивинцев. Одним из них был Шихаб ад-дин Абу Са’д б. Имран аль-Хиваки, правовед, муфтий школы аш-Шафии, ученый, видный общественный деятель государства Хорезмшахов. Он создал в Ургенче библиотеку, «подобной которой не было ни до, ни после». Монголы казнили Шихаб ад-Дина Аль Хиваки, когда захватили город Флису; он был похоронен там, в гробнице Али Джафты.
Знаменитый суфий, шейх, имам и основатель Ордена аль-Кубравия Абу-1 Джаннаб Ахмад б. Умар Мухаммед ал-Хиваки (более известный как Хаджим ад-Дин Кубра, 1145-1221) погиб во время взятия Хорезма монголами. Мавзолей в честь Маджим ад-Дина Кубры находится в Куня-Ургенче.
В начале XIII века Хива была почти полностью разрушена во время монгольского нашествия, как и другие города Хорезма. Хотя упоминаний о нем в письменных источниках нет, крепостная стена Ичан-калы была разрушена, и ее превратили в место захоронения.
По свидетельству автора «Анонимы» Искандара, Чингиз-хан отдал Хиву Чигатаю, а остальную часть Хорезма Джучи, который записал, что «Амир Хусаин Суфи, сын эмира Будагая, несправедливо собирал подати с Кята и Хивы; в древности они принадлежали чигатайским султанам». В 1360–1380-х годах Хива принадлежала кунградским суфиям, пока Амир Темур не положил конец их правлению.
Мухаммад-Амин инак правил ими. Он стал управлять государством от имени сына царя Чингизидов, который постепенно терял свое влияние. По инициативе Мухаммада Амина инака возводились и свергались марионеточные ханы, в большинстве случаев привезенные из степи. Окулист Бланкеннагель, приехавший в Хиву лечить слепого хивинского хана (лечение не помогло), отметил, что марионеточный хан являлся народу только три раза в год, а все остальное время его держали взаперти. , терпя лишение самого необходимого. О том же сообщил Яков Петров из Оренбурга, служивший холопом в Бухаре и Хиве с 1787 по 1819 год.: У хана только имя Хан. Ему не позволено приступить к своим обязанностям.
Внук Мухаммада Амин инака, Эльтузар (1804-1806), официально принял титул хана в 1804 году и стал родоначальником династии Кунград (1763-1920), правившей Хивинским ханством до 1920 года. Мухаммад Амин инак вел успешную борьбу с правителями небольших независимых территорий. Он способствовал объединению разрозненных областей в одно государство со столицей в Хиве.
Мухаммад Амин инак умело использовал в своей политике вождей туркменских племен йомутов и чоудоров. Он привел их в Хиву, дал им привилегии, а потом жестоко расправился с ними.
Династическая борьба и феодальные войны повлияли на жизнь хивинцев. Многие из них были вынуждены покинуть город. Мухаммад Амин, победив своих врагов, приступил к укреплению страны. «Государство было приведено в порядок, и население зажило спокойно» при нем, — отмечал Фирдаус алкбал, — «В то время с голодом покончено, пришло время низких цен, и можно было купить одну взрослую овцу за двоих. ярмаков, а на динар можно было купить сорок батмунов пшеницы или шестьдесят батмунов кукурузы хивинским весом». Во время его правления было сделано много вещей, касающихся ирригации. Это способствовало развитию сельского хозяйства и расселению кочевников и полукочевников. По приказу Мухаммада Амина инака были отремонтированы многие полуразрушенные здания, восстановлены разрушенные городские стены Хивы.