Город корсунь где крестился владимир святославич находился: «Где находится город Корсунь в котором крестился Владимир Святославич?» — Яндекс Кью

Поход на Корсунь князя Владимира и обстоятельства Крещения Руси

||||||

ИСТОЧНИК:   Манускрипт. Тамбов: Грамота, 2021. № 9. С. 1811-1816.
РАЗДЕЛ:   Исторические науки и археология
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/mns210329

Поляков Александр Николаевич
Оренбургский государственный университет

Дата поступления рукописи в редакцию: 06.07.2021

Аннотация. Цель исследования — установить время похода князя Владимира Святославича на Корсунь и реконструировать последовательность событий, связанных с ним. Научная новизна работы заключается в обосновании новой версии событий, связанных с походом русского князя.

В результате автор приходит к следующему выводу: Владимир Святославич захватил Херсонес летом или осенью 987 года. Весной 988 года, когда византийские императоры обратились к русскому князю, он находился еще в Крыму. В апреле-мае 988 года велись переговоры, а в июне русский князь крестился в Херсонесе вместе со своим шеститысячным войском и отправился в Константинополь. Там, в столице империи, Владимир женился на царевне Анне. После разгрома Варды Фоки в мае-июне 989 года Владимир отправился на Русь. Крещение Киева и его окрестностей, по всей видимости, произошло в августе-сентябре 989 года.

Ключевые слова и фразы: Мятеж Варды Фоки, Владимир Святославич, Корсунь, битва под Авидосом, Крещение Руси, rebellion of Bardas Phokas, Vladimir Sviatoslavich, Korsun, the Battle of Avidos, Christianization of Rus’

Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Абу Шуджа Ар-Рудравири. Продолжение книги испытаний народов и осуществления заданий // Древняя Русь в свете зарубежных источников: в 5-ти т. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2009. Т. 3. Восточные источники / сост. Т. М. Калинина, И. Г. Коновалова, В. Я. Петрухин. С. 107-108.
  2. Бертье-Делагард А. Л. Как Владимир осаждал Корсунь: отдельный оттиск из «Известий Отделения русского языка и словесности Императорской академии наук». СПб., 1909. Т. 14. Кн. 1. 67 с.
  3. Бибиков М. В. BYZANTINOROSSICA: свод византийских свидетельств о Руси: в 2-х т. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009. Т. 2. 528 с.
  4. Богданова Н. М. О времени взятия Херсона князем Владимиром // Византийский временник. 1986. Т. 47. С. 39-46.
  5. Васильевский В. Г. Труды В. Г. Васильевского: в 4-х т. СПб.: Тип. Императорской академии наук, 1909. Т. 2. Русско-византийские отрывки. Вып. 1. 295 с.
  6. Голубинский Е. Е. История русской церкви: в 2-х т. М.: Изд-во Общества истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1901. Т. 1. Период первый, киевский или домонгольский. Ч. 1. 968 с.
  7. Из «Всеобщей истории» Степаноса Таронского Асохика // «Крещение Руси» в трудах русских и советских историков / ред. А. Ф. Окулов и др.; вст. ст. А. Г. Кузьмина. М.: Мысль, 1988. С. 301-302.
  8. Йахйа Антиохийский. История // Древняя Русь в свете зарубежных источников: в 5-ти т. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2009. Т. 3. Восточные источники / сост. Т. М. Калинина, И. Г. Коновалова, В. Я. Петрухин. С. 105-106.
  9. Лев Диакон. История / пер. М. М. Копыленко; комм. М. Я. Сюзюмова, С. А. Иванова; отв. ред. Г. Г. Литаврин. М.: Наука, 1988. 239 с.
  10. Левченко М. В. Очерки по истории русско-византийских отношений. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1956. 554 с.
  11. Матвеенко В. А., Щеголева Л. И. Временник Георгия Монаха (Хроника Георгия Амартола) / рус. текст, коммент., указ. М.: Богородицкий печатник, 2000. 544 с.
  12. Михаил Пселл. Хронография / пер., стат. и прим. Я. Н. Любарского. М.: Наука, 1978. 320 с.
  13. Никитин А. Л. Основания русской истории: мифологемы и факты. М.: Аграф, 2001. 768 с.
  14. Поппэ А. Политический фон крещения Руси (русско-византийские отношения в 986-989 годах) // Как была крещена Русь / под ред. Л. И. Волковой. Изд-е 2-е. М.: Политиздат, 1990. С. 202-240.
  15. Рапов О. М. Русская церковь в IX — пер. трети XII в. Принятие христианства. М.: Высшая школа, 1988. 416 с.
  16. Романчук А. И. Исследования Херсонеса-Херсона. Раскопки. Гипотезы. Проблемы: в 2-х т. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2008. Т. 1. Античный полис. 720 с.
  17. Роменский А. А. Еще раз о причинах Корсунского похода Владимира Святославича // Актуальні проблеми вітчизняної та всесвітньої історії: збірник наукових праць.
    Харкiв: ХНУ імені В. Н. Каразіна, 2011. Вип. 14. С. 46-52.
  18. Роменский А. А. Корсунский поход князя Владимира: обстоятельства осады и захвата города // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2016. № 1 (63). С. 5-15.
  19. Серебрянский Н. И. Древнерусские княжеские жития. М.: Изд-во Общества истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1915. 165 с.
  20. Шахматов А. А. Корсунская легенда о крещении Владимира: отдельный оттиск из сб. ст. в честь В. И. Ламанского. СПб.: Тип. Императорской академии наук, 1906. 126 с.
  21. Якобсон А. Л. Крым в средние века. М.: Наука, 1973. 173 с.
  22. Яхъя Антиохийский. Император Василий Болгаробойца: извлечения из летописи / пер. и изд. барона В. Р. Розена. СПб.: Тип. Императорской академии наук, 1883. 447 с.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2023 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav. ru

Поход на Корсунь в 988 году

Русско-византийская война 988 года (взятие Корсуни) — осада и захват киевским князем Владимиром греческого города Корсунь в Крыму в 988 или 989 году.

В сознании древнерусских книжников захват Корсуни неразрывно связан с последовавшим затем Крещением Руси. Собственно рассказ о боевых действиях являлся лишь обрамлением для описания важнейшего этапа в жизни народа — принятия православной веры. Конфликт за Корсунь в 988 привёл к женитьбе Владимира на византийской принцессе Анне и последующему распространению на Руси православия. По другой версии, захват Корсуни в 989 произошёл уже после крещения Владимира в 987 как средство давления на Византию с целью заставить её выполнить взятые обязательства.

Падение Корсуни отражено лишь в древнерусских источниках, за исключением единственного упоминания об этом событии современником, византийским историком Львом Диаконом.

Поход Владимира на Корсунь. Миниатюра из Радзивилловской летописи

Содержание

  • 1 Предыстория конфликта
  • 2 Русско-византийский союз
  • 3 Поход на Корсунь
    • 3.1 Хронология похода
    • 3.2 Крепость Корсунь
    • 3.3 Повесть временных лет
    • 3.4 Житие Владимира особого состава
  • 4 После похода
  • 5 Примечания

Предыстория конфликта

Златник Владимира. Лицевая сторона с портретом князя.

После войны киевского князя Святослава с Византией в 970—971 годах отношения между греческой империей и Русью оставались недружественными. Когда Святослав погиб в 972 в схватке с печенегами на днепровских порогах, на Руси разгорелась междоусобная война между его сыновьями за киевский престол. Победил князь Владимир в 978 и с тех пор совершал военные походы на соседей.

Укрепление древнерусского государства заставило киевского князя задуматься о принятии религии, которая могла бы стать государственной на Руси. Выбор пал на православие. По «Повести временных лет» Владимир к 988 году решил принять крещение в греческом городе Корсунь в Крыму, причём последующий захват города и крещение описываются в рамках агиографической традиции с сопутствующими чудесами.

В Византии с 976 года правил молодой император Василий II, который с самого начала правления столкнулся с разгромом своего войска болгарами и мятежом военачальников. Сначала восстал командующий восточными армиями империи Варда Склир. Для борьбы с ним направили в 978 бывшего мятежника Варду Фоку, популярного в войсках. Однако тот, одержав победу над Вардой Склиром, в 987 провозгласил себя императором. В начале 988 мятежные войска подошли к византийской столице Константинополю, от которого их отделял только пролив Босфор. Одновременно, по словам сирийского историка XI века Яхъя Антиохийского, болгары опустошали владения Византии на западе.

Русско-византийский союз

Василий II отчаянно нуждался в военной помощи, когда узнал о желании киевского князя Владимира принять крещение. Яхъя Антиохийский, обычно точно отражающий хронологию событий, так рассказал о русско-византийском союзе:

«Был им [Варда Фокой] озабочен царь Василий по причине силы его войск и победы его над ним. И истощились его богатства и побудила его нужда послать к царю русов — а они его враги, — чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении. И согласился он на это. И заключили они между собою договор о свойстве и женился царь русов на сестре царя Василия [Анне], после того, как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его стран, а они народ великий. И не причисляли себя русы тогда ни к какому закону и не признавали никакой веры. И послал к нему царь Василий впоследствии митрополитов и епископов, и они окрестили царя и всех, кого обнимали его земли, и отправил к нему сестру свою, и она построила многие церкви в стране русов . И когда было решено между ними дело о браке, прибыли войска русов также и соединились с войсками греков, которые были у царя Василия, и отправились все вместе на борьбу с Вардою Фокою морем и сушей, в Хрисополь. И победили они Фоку…»

О размере русской военной помощи Византии сообщил армянский историк Стефан Таронский, современник князя Владимира. Он назвал цифру в 6 тысяч воинов. По Яхъю соединённые силы русов и греков разгромили войска Варда Фоки под Хрисополем (на азиатском берегу Босфора) в конце 988 года, а 13 апреля 989 года союзники в сражении под Абидосом покончили с Вардой Фокой. Яхъя Антиохийский упоминает о боевых действиях русов в составе византийского войска и после, в северной Сирии в 999 году.

Таким образом, русско-византийский союз был заключён не позднее осени 988 года, после чего русский корпус воевал в составе византийской армии по крайней мере до начала XI века. Согласно восточным источникам союзу предшествовали решение князя Владимира креститься и согласие императора Василия II выдать свою сестру замуж за Владимира.

Владимир крестился в 987 году, так как его самое раннее «Житие»[1], составленное монахом Иаковом, сообщает, что «по святом крещении поживе блаженный князь Владимир лет 28»[2], а также «крестижеся князь Владимир в десятое лето по убиении брата своего Ярополка»[3]. Более поздний источник «Повесть временных лет» соединяет крещение Владимира с крещением всей Руси и походом на Корсунь.

Поход на Корсунь

Поход Владимира на Корсунь. Н. Рерих, 1900 г.

Хронология похода

Причины и дата похода князя Владимира на греческий город Корсунь в Крыму остаются неясными. Повесть временных лет датирует поход весной—летом 988 года, что в целом не противоречит восточным свидетельствам о заключении русско-византийского союза.

Однако византийский историк Лев Диакон, единственный из греков упомянув о захвате Херсона (Корсуни) «тавроскифами», приурочил это событие к комете, наблюдаемой в июле-августе 989 года. «Житие» монаха Иакова сообщает: «На другое лето по крещении к порогам ходил, на третье лето Корсунь город взял». То есть взятие города произошло в 989 году.

В таком случае вызывает вопрос участие крупного русского соединения в составе византийского войска в то время, когда Владимир осаждает греческий город. Историки выдвигают различные версии, объясняющие поход Владимира на Корсунь. По наиболее распространённой версии Византия, получив шеститысячный русский отряд, не торопилась выполнить унизительный с её точки зрения договор: отдать замуж за «варвара», крещённого без участия византийской церкви, родную сестру императора. Захват Корсуни и угроза пойти на Царьград стали средством, принудившим Василия II к исполнению обязательств породниться с «тавроскифами».[4] Выдвигалась другая версия[5], что город отложился от империи, присоединившись к мятежу Варда Фоки, и Владимир действовал против него как союзник Василия.

По разным средневековым источникам осада Корсуни заняла от 6[6] до 9 месяцев, что допускает возможность начала осады осенью 988 (уже после отправки воинского отряда на помощь Василию II), а падение Корсуни — летом 989 года .

Диорама «Осада Корсуня князем Владимиром в 988 году» Автор И.С. Петров 1959г.

Крепость Корсунь

Руины Херсонеса

Древний Херсонес (древнерус. Корсунь, совр. территория Севастополя) располагался на скалистом участке побережья Крыма, примыкая на востоке к бухте Карантинная и вытягиваясь вдоль берега моря в сторону бухты Песочная на западе. [7] Основали его в конце V в. до н. э. греческие колонисты, выходцы из Гераклеи Понтийской.

Оборонительная система в средние века представляла собой мощную крепостную стену по всему периметру, включая и со стороны моря. Общая протяжённость стен — 2,9—3,5 км, толщина до 4 м. Открыто 32 башни, 7 боевых калиток и 6 ворот. Высота стен достигала 8—10 м, башен 10—12 м[8] Нижняя наружная часть стен сложена из крупных, тщательно отёсанных и пригнанных известняковых блоков. Выше использовались для кладки более мелкие блоки на известковом растворе.

Крепость Херсонес в Крыму

На наиболее угрожаемом южном участке (дальнем от моря) перед основной стеной была сооружена более низкая вспомогательная стена (протейхизма), сильно затрудняющая подступ к стенам.

За Песочной бухтой к западу находится Стрелецкая бухта, где по предположению историков высадился Владимир с войском.[9][10]

Повесть временных лет

Наиболее ранний древнерусский летописный свод из дошедших до нашего времени, «Повесть временных лет», так описывает осаду и захват Корсуни:

«В 6496 (988) году пошёл Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе. И стал Владимир на той стороне города у пристани, в расстоянии полета стрелы от города, и сражались крепко из города.
Владимир же осадил город. Люди в городе стали изнемогать, и сказал Владимир горожанам: „Если не сдадитесь, то простою и три года“. Они же не послушались его, Владимир же, изготовив войско свое, приказал присыпать насыпь к городским стенам. И когда насыпали, они, корсунцы, подкопав стену городскую, выкрадывали подсыпанную землю, и носили её себе в город, и ссыпали посреди города. Воины же присыпали еще больше, и Владимир стоял.
И вот некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, написав на ней: „Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока“. Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: „Если сбудется это, — сам крещусь!“. И тотчас же повелел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемогли от жажды и сдались.»

После захвата города Владимир потребовал у визанийского императора его сестры, обещав взамен креститься, дождался там Анны с церковной свитой, после чего крестился, заключил брак и вернул Корсунь Византии. По возвращению в Киев Владимир приступил к крещению народа с помощью греческих священников. Летописец замечает, что князь вывез из Корсуни не только мощи святых и иконы, но и прочие трофеи, включая всякую утварь и медные статуи.

Историк В. В. Мавродин предполагал, что Корсунская легенда о крещении Владимира была внесена в начальную летопись[11] одним из корсунских священников, так как летописец хорошо знал топографию Херсонеса и вставлял греческие слова в русский текст.[9] Легендарный характер захвату Корсуни придают агиографические штампы, то есть традиционное соединение реальных событий с описанием чудес, происходящих во время этих событий (внезапная слепота Владимира и прозрение после крещения).

Житие Владимира особого состава

Несколько иная версия похода на Корсунь излагается в «Житие Владимира особого состава».[12]

Согласно ему вначале Владимир просил за себя дочь «князя Корсунского града», но тот с презрением отказал язычнику. Тогда оскорблённый Владимир собрал войско из «варяг, словен, кривичей, болгар с черными людьми» и двинулся покарать обидчика. Во время осады некий варяг из Корсуни по имени Ждберн (или Ижберн) послал стрелу в лагерь к своим соплеменникам варягам и крикнул: «Донесите стрелу сию князю Владимиру!» К стреле была привязана записка с сообщением: «Если будешь с силою стоять под городом год, или два, или три, не возмешь Корсуня. Корабельники же приходят путём земляным с питием и с кормом во град.» Владимир велел перекопать земляной путь и через 3 месяца взял город.

Далее последовала расправа с жителями города:

«А князя корсунского и с княгинею поймал, а дщерь их к себе взял в шатер, а князя и княгиню привязал у шатерной сохи и с дщерию их пред ними беззаконство сотворил. И по трех днях повелел князя и княгиню убить, а дщерь их за боярина Ижберна дал со многим имением, а в Корсуни наместником его поставил…»

Возможно в этом эпизоде автор Жития хотел подчеркнуть варварство русского князя, который просветлел духом только после крещения, однако в данном случае Владимир скопировал образ своих предыдущих действий по отношению к полоцкому князю Рогволоду и его дочери Рогнеде. Захватив Корсунь, Владимир отправил в Царьград посольство во главе с военачальником Олегом и варягом Ждберном. Эти персонажи не известны по другим источникам.

Таким образом, «Житие особого состава», несмотря на противоречия с другими источниками, передаёт историю падения Корсуни более реалистично и с большими подробностями, чем «ПВЛ». Однако историков настораживает не ясная версия с «земляным путём», по которому в город экипажами кораблей доставлялись вода и продовольствие. Версия «ПВЛ» с перекопанным водопроводом очевидна, хотя не вполне понятна зависимость крупной, хорошо укреплённой крепости от внешнего водопровода, расположение которого не могло долго храниться в тайне от врага.

Историки не исключают, что обе истории захвата Корсуни имеют под собой реальную основу, и наряду с исторически достоверным Анастасом, вошедшим в доверие к Владимиру после падения города, одновременно действовал варяг Ждберн, которому сподручнее было выпустить стрелу в сторону осаждавших и переговариваться с ними на одном языке.

После похода

По крайней мере до 1000 года русский контингент[13], посланный Владимиром на помощь Византии, сражался в разных краях обширной империи. Известно о русах в составе греческого войска и позже, однако это уже были чисто наёмные отряды подобные варяжским.

После захвата Корсуни следующая русско-византийская война произошла спустя 55 лет в 1043 году при сыне Владимира киевском князе Ярославе. Около 1024 года, в смутное время борьбы за власть на Руси, отмечен набег русской вольницы на византийские острова в Эгейском море, но все 800 русских воинов были перебиты на Лемносе.

Город Корсунь после русского набега продолжал жить и поддерживать связи с Киевской Русью, однако постепенно угасал с ослаблением Византийской империи. В XII веке торговлю на Чёрном море захватили итальянские республики Венеция и Генуя, а в 1399 году город в очередной раз был разрушен татарами, после чего так и не оправился. После присоединения Крыма к России рядом с развалинами античного Херсонеса в 1783 году появился Севастополь, который вскоре поглотил городище.

Багрянородная[14]Анна, став женой князя «тавроскифов» при таких обстоятельствах, оставила добрую память на Руси распространением христианского учения. Она умерла раньше мужа, в 1011 году.

Анастас Корсунянин, предавший город в руки Владимира, достиг высокого положения при дворе князя. Став одним из основателей Десятинной церкви в Киеве, он после смерти Владимира перебежал в 1018 году к польскому королю Болеславу.

Примечания

  1. Другое название «Память и похвала князю русскому Владимиру»: [1]
  2. Владимир умер 15 июля 1015 г.
  3. «Житие» монаха Иакова относит воцарение Владимира на киевском престоле и убийство Ярополка к 978 году
  4. В. В. Розен (1883), В. В. Мавродин, А. В. Назаренко
  5. А. В. Поппе (1978)
  6. Обычное житие Владимира Святославича, древнейший список — Мусин-Пушкинский 1414 г.
  7. Херсонес на Google maps
  8. Юго-восточная линия обороны Херсонеса : с сайта музея Херсонесского городища
  9. 1 2 Мавродин В. В. Образование русского национального государства. Изд. 2-е, Госполитиздат. 1941
  10. Б. Д. Греков. Повесть временных лет о походе Владимира на Корсунь. Изв. Таврического об-ва истории, археологии и этнографии, 1929, т. III,
  11. Летопись, на основе которой создавалась Повесть временных лет
  12. «Житие Владимира особого состава» из Плигинского сборника является источником XVII века, корсуньская история из него частично содержится в Проложном житие XV века. Выдержки из него опубликованы в книге: Карпов А. Ю. «Владимир Святой» из серии ЖЗЛ. — М.: Молодая гвардия, 2005.
  13. О русском отряде, посланном Владимиром, сообщил армянский историк Стефан Таронский. В 1000 году отряд воевал в Грузии.
  14. Рождённая в особой зале императорского дворца в Константинополе, в Порфире. Рождение там подразумевает, что родители ребёнка были императорских кровей, а сам ребёнок имел бесспорное право на престол.

Русско-византийские войны

Набег на Амастриду (830) • Поход на Царьград (860) • Вещий Олег (907)  • Игорь (941—944) • Святослав (970—971)  • Владимир Креститель (988)  • Набег на Лемнос (1024)  • Ярослав Мудрый (1043)

 

Владимирский собор в Херсонесе — подробное описание и фотографии.

Карта мест, туристические маршруты

Севастополь, Кавказ и Черное море, Россия

Владимирский собор в Херсонесе — крупнейший храм Крыма. Он имеет большое религиозное и культурное значение, так как был построен на месте крещения князя Владимира Красное Солнышко в 988 году. После этого он крестил киевлян в водах Днепра. Крещение Руси — эпохальное событие, навсегда определившее историю страны.

Впервые с предложением построить собор на месте крещения князя Владимира в Корсуни выступил командующий Черноморским флотом адмирал Грейг в 1825 году. В этом же году начались археологические раскопки на на месте древнегреческого Херсонеса, который в византийскую эпоху был центром христианства в Крыму.

В Херсонесе Таврическом обнаружено несколько раннехристианских храмов, и один из них располагался на древнегреческой агоре, главной площади античного города. В «Повести временных лет» Нестора-летописца местом крещения Владимира названа церковь «среди города, где собираются для торговли корсуньцы». Таким образом, городские власти решили построить на месте древней агоры Владимирский собор. Руины византийской базилики на агоре, где мог быть крещен князь Владимир, находятся у входа в собор.

Базилика Уварова расположена недалеко от берега моря. Такое название храм получил по имени графа Уварова, проводившего здесь раскопки в 1853 году. Базилика имеет очень большие размеры для храма раннего средневековья: 50х22 метра. В центре этой базилики находится баптистерий, где сохранилась каменная купель для омовений. По одной из версий, киевский князь Владимир мог быть крещен не в агоре, а в этой купели. Над купелью возведена ажурная ротонда.

Деревянный храм на месте агоры был заложен практически сразу, с началом раскопок в Херсонесе, а вот каменный собор начали строить только в 1850 г. В 1848 г. на берегу р. Южная бухта, ставшая впоследствии некрополем адмиралов. Чтобы различать эти два собора, они называются: Владимирский собор в Херсонесе и Владимирский собор-Некрополь адмиралов.

Во время Крымской войны 1853-56 годов был разрушен Владимирский собор в Херсонесе. После штурма Севастополя в 1856 году почти весь город лежал в руинах. По подсчетам историков, в нем осталось всего 14 нетронутых построек.

Сразу после окончания войны, в 1857 году, городские власти приступили к подготовке проекта реставрации Владимирского собора в Херсонесе. 23 августа 1861 года новый собор был заложен на том же месте в присутствии царя Александра II и его супруги Марии Александровны.

Новый Владимирский собор в Херсонесе построен архитектором Давидом Гриммом в неовизантийском стиле. Высота огромного храма достигает 36 метров. Площадь собора составляет 1700 м2, что позволяет вместить более тысячи молящихся. Толщина нижних стен достигает 1 метра. Над росписью храма работали многие известные художники того времени.

Киевское государство времен князя Владимира Великого. Введение христианства как государственной религии

План представления

  1. Утверждение Святославича Владимира в Киеве.
  2. Образование государственной территории. Территориальное деление.
  3. введение христианства как государственной религии: связь власти и веры в средние века, выбор веры, летописное предание о крещении Владимира и введении христианства на Руси, распространение христианства на землях Руси Значение введения христианства в качестве государственной религии.
  4. Прочие бытовые мероприятия Владимир: развитие столицы; в погоне за первыми русскими монетами организующими законами.
  5. Внешняя политика князя Владимира.

основные понятия и термины

Детинец — часть средневекового города-крепости замка.

Десятина — в средневековой Европе — десятая часть урожая или иного дохода, который платил церковное население на содержание поместных церквей, приходского духовенства и бедноты. В Киевской Руси — отчисления в пользу церкви со всех княжеских доходов и доходов всех помещиков. Первую десятину поставил киевский князь Владимир Святославич после крещения Руси для восстановления и соблюдения церковной десятины.

Хронология событий

978 — 1015 рр.

княжение Владимира Святославича

988

введение христианства в России в качестве государственной религии

989 — 996 лет

строительство десятин церкви

1. Закрепление в Киеве

  • Владимир обосновался в Киеве 980, уже имеет значительный опыт государственного деятеля. Из рассказов летописца узнаем, что княжиты он начал в Новгороде, из которого, однако, был вытеснен старший брат Ярополк.
  • Лишившись поместья, Владимир поневирался годами в ссылке. Годы ссылки не были для него ничем, потому что вернулся в Россию Владимир с отрядами варягов. При их поддержке он не только завоевал Новгород, но и завладел землями старших братьев, взяв, кроме того, и Полоцк.
  • Легендарный летописец подробно приукрасил рассказ о том, как Владимир торував великокнязивского пути к столу.
  • г. пришлось преодолеть немало испытаний Вальтеру, пока он, по выражению летописца, г. «был княжитом в Киеве а» .

2. Образование государственной территории. Территориальное подразделение

  • Владения киевских князей — предшественников Владимира были вполне условны.
  • Каждому из киевских князей пришлось приложить чрезвычайные усилия, чтобы восстановить свою власть над племенными непокорными князьями.
  • г. к стабильным владениям Святослава, которые хотя и были значительны, были его временными завоеваниями, принадлежали только Киеву из окрестных земель, деревлянских территорий и Новгорода.
  • Когда Владимир захватил Киев, распространил свою власть на свои эти земли, а на землях только что завоевал полочан.
  • Поэтому он приступил к постепенному присоединению к Киеву новых территорий, не ограничиваясь формальным установлением господства в виде уплаты дани.

Внимание! Большие просторы государства Владимира позволяют предположить, что важную роль среди событий князя играли военные походы. Летопись действительно дает им очень много, датируя, однако, главным образом первые годы княжения Владимира.

Современные ученые склоняются к мысли, что эти походы должны были быть гораздо более масштабными и, очевидно, проводились они для всего правления князя I Владимира. Однако недостатком других источников в исторической литературе являются в основном даты, заверенные летописцем.

При Владимире Киев завоевал обширную территорию, установив границы своего государства по Днестру, Западному Бугу, Неману, Западной Двине на западе, Волге и Оке на востоке, Чудскому, Ладожскому и Онежские озера и Финский залив на севере, Черное и Азовское моря на юге. Учитывая территориальное деление и упразднение местных племенных властей, у насрияна не было и самой настоящей империи — крупнейшего государства современной Европы.

3. Введение христианства в качестве государственной религии. Отношения между властью и верой в средние века

  • года на землях, заселенных Владимиром, объединились различные племена и народы. Все они сохраняли свои исконные обычаи и традиции, верили в своих богов, которые большей частью были различны даже по родственному племени, языковому разнообразию, быту, а самое отдаленное — и образу жизни.
  • В этих условиях территориальное единство государства, поддерживаемое только силой оружия, было совершенно иллюзорным. Воспитать могущественную империю — именно такой умысел был у Владимира — он должен был позаботиться об идеологическом обосновании своего правления.
  • в древности считалось дарованным богами правом управления. Подобные представления соблюдали и наши предки. При господстве языческих культов Владимиру открывалась опасность постоянного противодействия племенам, которые поклоняются каждое своему богу и подчиняются богу, благословленному одним и тем же правителем.
  • Киевский князь уничтожил родовые указы, но оставил богов… и они устами-волхвами-жрецами склонили народ к вечному порядку обновления.

Империя Владимира была несовместима с языческим политеизмом. Для всей страны должен был быть единственный Бог, который своевольно дал право управлять киевскому князю.

выбор веры

Итак, по мнению исследователей, летописное сказание является отголоском сложных международных переговоров, которые проводились правительством перед актом крещения Владимиром Руси.

легенда о крещении упоминается в летописи Владимира и о введении христианства на Руси .

    Введение
  • года в христианство летописец связывает с походом Владимира на греческий город Херсонес (Корсунь) в Крыму, принадлежавший тогда к византийским владениям.
    • Заставив жителей открыть ворота, Владимир обратился к правителям Византии с требованием выдать за жену их сестру.
    • браку воспрепятствовал языческий князь киевский. Крестившись и обвенчавшись в Херсонесе с Анной — так называемой византийской царевной, Владимир вернулся в Киев.
    • С
    • г. киевский князь привез корсунское духовенство, книги, иконы, кресты, мощи папы св. Климента.
  • Тогда он прибег к радикальным мерам для крещения Киева. Великий князь отправил на следующий день в город гонцов, чтобы они пришли к Днепру.
  • Большинство киевлян с детьми подошли к реке и вошли в воду. В присутствии владимирских священников их крестили.
  • Крещение Киева христианством началось по всей стране.

Распространение христианства на землях Руси

  • Внедрение новой веры требовало времени.
  • Исследователи утверждают, что Русинская церковь еще в 12 в. были специальные места для крещения взрослых.
  • Первоначально в
  • г. к христианству присоединились крупнейшие города.
  • Хроника приносит единственного свидетеля вспышки недовольства действиями принца. И Владимир нешутный нашел волю и решимость, так что введение христианства сделало его, в отличие от его предшественников Аскольда и Ольги, необратимым.
  • И новая вера обрела сторонников мирным путем, тем, что многие древние традиции сохранились на Родине, Руси, переплетаясь с христианскими обрядами.
  • Например, среди песен — величальных песен в честь рождения Иисуса Христа — и все же многие из них произошли еще в дохристианские времена.

Значение введения христианства как государственной религии на Руси Принятие христианства оказало огромное влияние на дальнейшее развитие страны.

  • К прямым последствиям введения христианства в Киевском государстве в сфере внутренней политики можно отнести — укрепление власти великого князя, тесное объединение вокруг Киева ризноплеминных территорий, порожденных преодолением местных языческих верований и установок замкнутости и отделение от других районов .
  • в международной жизни последствия введения христианства — в установлении равноправных отношений с христианскими странами , преимущественно из Византийской империи.
  • прямым следствием принятия христианства как государственной религии является создание во Владимире церковной организации .
  • последствия владимирских мероприятий по расширению просвещения были непосредственно связаны с введением христианства, но явственно шли через несколько десятилетий — когда в нашей области литературная культура процветала .
  • Просто отдаленное во времени было Развитие искусства архитектуры и живописи, ювелирного искусства и музыки , без которого немыслимы более пышные празднества в христианской церкви.
  • наиболее отдаленные во времени последствия введения христианства в области человеческих отношений . Даже сегодня все так же важны указания Иисуса Христа : его учения являются основой современной цивилизации .
  • Наше понимание добра и зла, милосердия и жестокости, верности и предательства, чести и стыда, лени и усердия, честности и безответственности, беззакония и справедливости основано на христианских ценностях.
  • с христианством на нашей земле окрепла семья, замкнулась дети на уважение родителей, снискала большое уважение женщина-мать. Постепенно люди научились отвечать за свои поступки, ведь каждый по христианскому учению будет отчетом о своей жизни перед Богом.

4. Прочие бытовые мероприятия Владимир

Дом Киев

  • Во Владимире Киев Детинец увеличилось в несколько раз. Он защищал крепкую стену, вал и ров.
  • на «город Владимир» — так детинец придумал Владимира, можно было пройти через ворота.
  • неприступных ворот добавили высокий оборонительный вал и глубокий ров, через который, через мост.
  • украшением «внутри» города Владимира была каменная церковь Богородицы, строительство которой длилось с 989 года в течение семи лет.
    • Это был главный и первый каменный храм Киевской Руси.
    • на содержание церкви князь Владимир приказал отдавать десятую часть ее прибыли. Поэтому, как свидетельствовал летописец, называл ее десятины.
    • Наряду с церковью Божией расположены роскошные княжеские дворцы — здесь Владимир устроил большой пир, память о котором до сих пор живет в траве.
  • На кремле жили и богатейшие магнаты Киева.
  • В Киеве
  • хвост археологи установили, что среди его жителей были купцы и ремесленники — гончары, кожемяки, ювелиры и др.
  • Большая часть оккупированного Киева Торговище, где собирались гости , т.е. купцы со всего мира. Именно на Подоле швартувались их корабли, потому что в нем располагалась киевская гавань.

первая чеканка монет и управление законами России

  • г. О прагматических намерениях князя Владимира государство указывало тем, что он первым начал чеканить монеты россиян.
  • Археологи нашли Владимирские монеты из серебра — срибник и с золотом — злотник.
  • Владимир также является славой первого составителя законов Руси.

5. Внешняя политика Владимира Великого

Присоединение Киевского государства к христианскому миру способствовало установлению более тесных отношений со многими странами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *