Мифы и легенды Хакасии | Педагогическое интернет-сообщество УчПортфолио.ру
Мифы и легенды Хакасии
Просмотров: 1459, дата: 05.03.2019, автор: Алёна Антонова Столица республики Хакасии — город Абакан. Откуда произошло такое название?
Существует несколько легенд.
Абакан (по-хакасски Агбан, Абаган, Абыган). В прошлом о происхождении названия этой реки были созданы различные легенды. Так, например, в одной из них рассказывается: «Имя Абакану дал богатырь Очен пиг. Прежнее имя Абакана было Ала-орт (Пегитй пожар). Богатырь перескочил через Абакан против горы Уй. Перескочив, он сказал: «Пусть потеряется имя Ала-орт и будет вместо него Абакана».
Есть еще одна легенда, что Абакан назывался в древности Алаирт, что на берегу его жил сильный, могучий богатырь Аба-кан — «медвежья кровь или медведь-хан», который на богатырском коне своем перескакивал реку с берега на берег, не замочив копыт коня и не спрашивал перевозов; что только однажды при широком разливе реки, конь богатыря Абакана не мог перепрыгнуть ее, сел задними ногами в воду, и богатырь свалился.
В другой легенде говорится: «В древнее время по берегам этой реки водилось много медведей (аба)». Отсюда происходит «расшифровка Абакана как «медвежья кровь», ибо по-хакасски одно из значений аба является «медведь», а хан (кан) — «кровь».
В одной из легенд говорится, что давным-давно на земле Хакасии появился медведь-великан (аба). Он обитал вблизи одного из аулов, уничтожал скот, нападал на людей, держал в страхе жителей. Но вот в ауле вырос молодой алып (богатырь), который отважился вступить в схватку с гигантом-медведем. Долго они боролись, пытаясь одолеть друг друга. Наконец, медведь не выдержал и бежал. Но богатырь не успокоился и пошел по его следу. Шел день, другой: Он знал, что раненый зверь долго не выдержит. Однажды ночью охотник услышал, как громко кричал аба, чувствуя близкий конец, как содрогалась земля, когда он вырывал с корнем деревья, отламывал от скал огромные глыбы и бросал их вниз. Когда взошло солнце, смелый охотник двинулся по следу и вскоре среди дикой тайги увидел погибшего зверя, превратившегося в огромную гору.
Из горы вытекала мощная струя, в которую вливались новые ручьи, постепенно образуя поток. Ниже он становился рекой. Абахан ( медвежья кровь) — так стали называть эту реку местные жители.В верховьях реки Абакан, там, где она разделяется на два рукава — Малый и Большой Абакан — есть скалы, которые напоминают лежащего медведя. Из-под них вытекают бурные ручьи, образующие эту прекрасную горную реку.
Эти народные «объяснения» — фантазии людей, которые хотели каким-то образом объяснить непонятное название реки Абакана.
Легенда об озере Белё
В далекие времена, на том месте, где сейчас раскинулась водная гладь озера Беле, рос дремучий лес. Птицы и зверя в этом лесу было так много, что человеку пройти было трудно. И была среди них одна огромная птица, крылья которой были такие сильные, что если задевали деревья, то выворачивали их с корнем. И звери, и люди очень боялись той птицы, но убить ее никто не мог. Потому что, когда она летала, от нее во все стороны лились горячие лучи.
богатырь и согласился. Его возлюбленная вышила пояс, подарила его юноше на счастье. Три дня и три ночи мастерил себе богатырь из тысячи лиственниц крепкий лук и стрелы, да отправился черной ночью, чтобы птица его не увидела, на охоту удачу пытать. Вскоре услышали люди страшный грохот — то сошлись в схватке могучий богатырь и огромная птица. Убил он птицу, но и сам погиб. Упали они на землю — все кругом затряслось. А от той страшной птицы такой огонь начался, что небу стало жарко. Когда земля и леса полыхнули белым жаром, то стало так светло, что народ закричал: «Бело! Бело! Бело»
Много дней бушевал огненный ураган и выжег вокруг все живое. Люди бежали оттуда, и все просили у богов прекратить пожар. Смилостивились боги и послали на землю ливни, потушившие огонь. А в том месте, где упали богатырь и птица, образовались огромные озера. Возлюбленная богатыря пришла на берег, где погиб ее друг, и горько заплакала. От ее слез одно озеро стало соленым. В наши дни озера так и остались сцепленными между собой, как в схватке, ручьем. И теперь, по прошествии сотен лет, в этих краях не растут деревья, а в память о полыхавшем пожаре за озерами закрепилось название — Беле.
Список литературы:
Собрание мифов, легенд и приданий из книги «Мы родом из Хонгорая». Бутанаев В.Я. 2010 г.
Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. Абакан, 1996.-221 с.
Источник материалы из сайта AskizOn.ru — сайт о Хакасии…:
Изображения хакасского художника-графика Ричарда Субракова из цикла «Мифы и легенды хакасов».
Сайты:
gorod.abakan.city/common/myths/
askizon.ru/history/legendy-mify-i-predaniya
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Комментарии
Комментарии отсутствуют
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
Что в имени тебе моём?
Под этим заголовком наша газета начинает публикацию исконных хакасских названий городов и сёл нашей республики и перевод их на русский язык. Рубрику эту ведёт кандидат филологических наук, специалист по топонимике Радион СУНЧУГАШЕВ.
Только представьте себе, как будут работать транспорт, почта, различные учреждения, предприятия, если города, сёла, улицы никак не названы? Именно поэтому люди дают названия окружающим объектам, дают их по тем признакам, которые кажутся им в момент названия самыми важными, самыми характерными. Помимо «адреса» объекта, помогающего ориентироваться на местности, географические названия, или топонимы, несут много различной информации. Через названия можно проследить процесс развития того или иного языка. Топонимы могут дать важные исторические, географические, геологические и другие сведения.
Процесс номинации, то есть названия, строится на определённых принципах и образует некую систему. Одни из них являются более, другие — менее распространёнными. В древности хакасские населённые пункты (аалы), например, чаще всего назывались по именам или фамилиям людей первопоселенцев или глав родов. Как правило, это были богатые люди — с большим количеством скота и соответствующей организацией различного сопутствующего производства. Вокруг них и строились аалы (деревни). Также к распространённым принципам наименования населённых пунктов можно отнести его местоположение по отношению к другим географическим объектам (по реке, у горы или другой характеристике местности). Каждый регион по-своему уникален, и эту уникальность также отражают географические названия, топонимы. Сохраняя их, мы сохраняем уникальность нашего региона, Хакасии. Именно об этом и о необходимости изготовления дорожных знаков с названием населённых пунктов на хакасском и русском языках говорил на прямой линии глава Хакасии Виктор Зимин.
Собственные имена географических объектов могут существовать десятилетиями, веками и даже тысячелетиями. Процесс наименования, переименования или заимствования непрерывный. Рассмотрим, по какому принципу названы населённые пункты Хакасии, и начнём анализ с наших городов.
Город Абакан — хакасское название Ағбан и более древний вариант — Абыған. Своим названием город обязан одноимённой реке. О происхождении названия реки Абакан существует немало легенд, а также научных и народных толкований. По одной легенде, Абакан ранее назывался Алаирт. На берегу реки тогда жил могущественный богатырь Абахан. На своём коне он мог перескакивать реку, и при этом копыта коня даже не касались воды. Но однажды, когда река широко разлилась, конь не смог её перескочить — и задними ногами погрузился в воду и сбросил богатыря. После чего река стала носить название Абахан. Есть ещё одна легенда — о медведе-великане, нападавшем на скот и людей. Люди его очень боялись. Но один бесстрашный охотник решил вступить в борьбу с медведем. Долго они сражались, пока охотник смертельно не ранил его… На следующий день охотник увидел мёртвое тело зверя, превратившееся в большую скалу. Из скалы струились ручьи, образуя мощный поток реки, которую люди стали называть Абахан. Так, в переводе с хакасского языка — «аба» — медведь, а «хан» — кровь: «медвежья кровь». В некоторых источниках отмечается, что впервые река Абакан в форме «Афу» упоминается в китайской летописи (ред. VI в.).
Второй элемент в названии Абакан — кан/хан. В тюркской топонимии слово кан/хан применяется при обозначении наиболее значительных географических объектов и может толковаться, как ханский, царский; главный; основной, большой. Не углубляясь в подробности и тонкости научных анализов, можно предположить, что название Абакан/Абыған происходит от самодийского слова бу<-афу со значением — река и тюркско-хакасского слова хан, то есть — река-хан — большая река, главная река.
Город Абаза — по-хакасски также Абаза. Название произошло от сокращённого сложения двух слов: Абаканский завод — Абаза; Абаканский железоделательный завод был основан в 1867 году уральским купцом А. Г. Кольчугиным.
Город Сорск — по-хакасски Сорығ. Название восходит к одноимённой реке Сорығ и переводится с хакасского — солончаковая. К Сорску относится Сорский подхоз. Подсобное хозяйство было организовано на территории Тазьмин аала. Со временем название подхоза вытеснило исконное название.
Город Саяногорск — по-хакасски Саяногорск. Молодой город, появившийся на карте страны в 1975 году вместо преобразованного рабочего посёлка Означенное, в период строительства объектов Саянского территори-ально-производственного комплекса. К городу Саяногорску относятся посёлок Черёмушки — Нымырттығ, посёлок Майна. Можно предположить, что многим непривычно и непонятно звучит название посёлка Майна. Оно даже созвучно со словом из немецкого языка. На самом деле название Майна происходит от хакасского топонима Ымай тағ/ Ымай тас — гора Ымай. В хакасской мифологии Ымай или Умай — богиня, покровительница новорождённых и маленьких детей. Название Майна является ярким примером того, насколько меняется или трансформируется слово в процессе заимствования другим языком.
Город Черногорск — по-хакасски Харатас. Название восходит к одноимённой горе-сопке Хара тас — Чёрный камень. Здесь дополнительные комментарии и не требуются: Черногорск — город угольщиков.
Итак, небольшая экскурсия по названиям наших городов и подчинённым административно-территориальным единицам наглядно показывает существование уникальных исторических названий, а также основные принципы их номинации.
Продолжение следует
Рисунок Ларисы Бакановой
Материалы по теме
22.03.2018 — Что в имени тебе моём?
22.03.2018 — Уроки хакасского
22.02.2018 — Что в имени тебе моём?
22.02.2018 — Закон ассимиляции согласных
01.02.2018 — Что в имени тебе моём?
01.02.2018 — Вы колоссальные богачи!
01.02.2018 — Закон гармонии гласных
11. 01.2018 — Специфические звуки хакасского языка
11.01.2018 — Что в имени тебе моём?
14.12.2017 — Построение простого предложения
30.11.2017 — Что в имени тебе моём?
24.11.2017 — Родная речь нам сладка и приятна
23.11.2017 — Что в имени тебе моём?
06.09.2017 — «Народ, потерявший язык, теряет всё»
05.09.2017 — Ради сохранения и уважения
Хребет Оглахты — Центр Всемирного наследия ЮНЕСКО
Описание
Хребет Оглахты расположен на левом берегу Енисея (Красноярское водохранилище) и представляет собой систему низменных хребтов с большим количеством выходов пород девонского красного песчаника, обеспечивающих живописный пейзаж, с одной стороны, и его использование человеком на протяжении тысячелетий, с другой стороны. Тысячи наскальных рисунков, относящихся к разным историческим периодам, на вертикальных выходах горных пород и обломках скал свидетельствуют об изменении среды обитания, типов земледелия, материальной и духовной культуры народов, населявших эту территорию. Из этого же камня возведены внушительные погребальные сооружения, встречающиеся в районах предгорий и межгорных степных долин, и огромное укрепление, окаймляющее горы с южной стороны. Номинируемая территория представляет большой научный интерес с точки зрения природного наследия: разнообразием ландшафта; редкие эндемичные растения; 5 видов рептилий, 148 видов птиц и 44 вида млекопитающих. Частично территория входит в состав участка «Оглахты» государственного природного заповедника «Хакасский», зарегистрированного в 1991. Ключевой задачей заповедника является сохранение и охрана степных биоценозов, местообитаний редких эндемичных растений и редких видов животных, сообществ скальных птиц, памятников историко-культурного наследия.
Природное наследие
Геология и рельеф
Низкогорный ярко выраженный моноклинальный Оглахтинский хребет, расположенный на левом берегу Енисея (Красноярское водохранилище) ниже устья реки Туба (правый приток Енисея), разделяет Минусинскую (Южно- Минусинская) и Сыда-Ербинская (Центрально-Минусинская) впадины обширной Минусинской котловины в горах Южной Сибири. Формирование депрессии происходило в девонский (410—360 млн лет назад) период. Это было время устойчивого многолетнего поверхностного тектонического оседания. И в то же время складчатый скальный фундамент был расколот на отдельные блоки, в результате чего разделение некоторых частей сохранилось до сих пор. Древние породы, образующие Минусинскую котловину, неоднократно подвергались тектоническим воздействиям и образовывали как складчатые, так и глыбовые горы. Под воздействием внешних факторов (таких как ветер, вода, колебания температуры) горы последовательно размывались, при этом более плотные породы размывались значительно медленнее. Так было создано то разнообразие рельефа, которое характерно для этого края: обширные равнины, холмы, хребты и невысокие горы. Ныне невысокие горы, сложенные девонским красно-бурым глинистым камнем, возвышаются над окружающей местностью, что является характерной чертой хакасских ландшафтов.
Хребет Оглахты сложен осадочными породами нижнего карбона и верхнего девона: песчаниками, алевролитами, туффитами, известняками, доломитами. Его холмистый рельеф перемежается куэстовыми хребтами с крупными выходами скал и небольшими долинами. Эта территория представляет собой прекрасный пример куэстового рельефа (образованного за счет наклонного залегания разноплотных пород). Куэсты, вытянутые в широтном направлении, имеют крупные пологие складки, осложненные флексурами и флексурообразными изгибами слоев. Они образуют систему длинных параллельных возвышенностей, между которыми развиваются куэстовые овраги. Эоловые процессы играют ключевую роль в экзогенных рельефообразующих процессах, благодаря им получили широкое распространение не только куэсты, но и котловины дефляции и потерянные горы. На всей территории отчетливо наблюдаются избирательные процессы выветривания и денудации, а также жесткая зависимость морфологии поверхности от геологического строения. Относительные высоты 100-150 м. Высшая точка (580 м над уровнем моря) — гора Оглахты. Ареал простирается на 15 км с юга на север.
Сильно фрагментированный рельеф, переменная крутизна склонов и экспозиция обеспечивают большое разнообразие ландшафтов на этой сравнительно небольшой территории.
Восточная граница ареала связана с левобережной полосой Енисея (с 1970 г. Красноярское водохранилище). Здесь можно увидеть высокие живописные скалы, круто обрывающиеся в реку. Протянувшиеся на северо-запад в пределах хребта глубокие овраги в нескольких местах прорезают фронт обрыва. Один из них представляет собой довольно широкую долину, разделяющую ареал на четко выраженные северную и южную части.
Климат. Географическое положение, орографические особенности и атмосферная циркуляция оказывают существенное влияние на формирование климата Оглахтинского хребта. Климат этой территории, как и климат горных степей Минусинской котловины в целом, континентальный, с холодной продолжительной зимой (пять месяцев) и коротким жарким летом. Для него характерны не только месячные, но и суточные резкие колебания температуры. Годовое количество осадков колеблется от 250 до 300 мм. Средняя температура января в пределах –16–20°С, июля в пределах +18–20°С. Минимальная температура достигает –40–45°С, а максимальная до +35–40°С. Минусинская котловина превосходит по количеству солнечных дней в году Крым.
Почвы. Почвенный покров характеризуется преобладанием среднегумусных, среднемощных южных и обыкновенных черноземов, покрывающих пологие склоны. Черноземы малогумусные, как маломощные, так и среднемощные, являются постоянным компонентом почвенно-покровного комплекса. Малогумусные черноземы в юго-западной части района развиты на красноцветных и преимущественно щебнистых породах. В приенисейской холмистой части степей распространены щебнистые почвы. Все почвы тяжелые. Почвы северных лесистых склонов дерново-подзолистые. Некоторые почвы Оглахтинского хребта занесены в Красную книгу почв и Кадастр особо ценных почвенных объектов России, например чернозем обыкновенный среднемощный среднесуглинистый на лессовидных суглинках (не обрабатывался 30 лет). Почвы этой территории представляют собой специфические природно-исторические образования, которые могут служить эталонами для сравнения с измененными в результате деятельности человека, а также для оценки ущерба почвам и экосистемам с последующей разработкой методов восстановления.
Флора. В Оглахтинском хребте и прилегающих к нему степных территориях произрастают малоплодородные и эндемичные растения, такие как лабазник минусинский ( Hedysarum minussinense ), мартьянов теплолистный ( Artemisia martjanovii ), остролистник ( Oxytropis encludens ) и другие. Уже зарегистрировано 234 вида высших видов сосудистых растений. Большую часть территории занимают низкокустарничковые и высококустарниковые степи и их петрофитные скопления. Реже встречаются луговые степи и остепненные сухолуга. Северные склоны большей частью покрыты березовыми лесами и степными кустарниками.
Настоящие мелкокустарниковые степи встречаются как на равнинных, так и на склоновых участках на каштановых и южно-черноземных почвах. Типичные виды растений: 1) Кусты: Caragana pygmaea. 2) Засухоустойчивые злаки образуют травяной покров: Festuca pseudovina, Koeleria cristata, Poa sibirica, Cleistogenes squarrosa, Carex duriuscula, Carex pediformis. Из разнотравья обычные Veronica incana, Aster alpinus, Heteropappus altaicus subsp. altaicus, Artemisia frigida, Artemisia glauca, Leontopodium ochroleucum subsp. campestre, Hedysarum gmelini и довольно большое количество растений семейств Oxytropis и Astragalus.
Настоящие высоко- Кустарниково- Кустарниковые степи встречаются на остепненных участках склонов западной и восточной экспозиций и переходят на южные склоны в лесостепных районах. Типичными видами растений являются: 1) Травяной покров: преобладают Stipa capillata или Helictotrichon Desertorum . Другими видами растений являются следующие: Poa stepposa , Agropyron cristatum , Phleum phleoides , Carex pediformis , Dianthus versicolor , Galium verum , Delphinium grandiflorum , Artemisia glauca , Medicago falcata , Onobrychis Arenaria , Aster alpinus, Heteropappus altaicus subsp. алтайский.
Полупустынные степи не имеют широкого распространения и встречаются фрагментарно на южных склонах. Растительность редкая и низкая. Покрытие растительностью не превышает 40%. Типичные виды растений: 1) Кусты: Caragana pygmaea . 2) Травяной покров: Panzerina lanata subsp. Argyracea , Thymus minussinensis , Artemisia frigida , Ceratoides Papposa , Kochia Lanifla , 2 Kochia Lanifla , 222.
Луговые степи и остепненные сухолуга находятся на северных склонах. Типичные виды растений: 1) Травяная покров: в основном Iris Ruthenica , Phleum Phleoides , POA Stepposa , PROMOPSIS Inermis 2223 . Травы, включая: Bupleurum multinerve , Delphinium grandiflorum , Fragaria viridis , Sanguisorba officinalis , Medicago falcata , Astragalus danicus , Dracocephalum ruyschiana , Phlomis tuberosa , Scabiosa ohroleuca , Ligularia glauc and растения из лапчатка, герань , семейства Thalictrum и другие .
Каменистые степи находятся на крутых склонах южных экспозиций. Типичными видами растений являются: 1) Древесные породы: лиственничные редколесья часто встречаются на южных склонах ( Larix sibirica ). 2) Травяной покров: кроме обычных степных видов имеются реликтовые: Patrinia sibirica , Kobresia filifolia , Gypsophila patrinii , Asteralpinus. , Chamaerhodos ereca, Orostachys spinosa , Arctogeron gramineum , Goniolimon speciosum , Androsace maxima , Ephedra monosperma , Asparagus pallasii , Sedum aizoon, Sedum hybridum , Флокс сибирский , Onosma simplicissima .
Древесно-кустарниковая растительность встречается на северных склонах, в мелколесьях и опушках и лишь на отдельных участках покрыта мелколесьем. Типичные виды растений: 1) виды деревьев: Betula pendula и Larix sibirica, реже Populus nigra . 2) Bushes: mostly Spiraea hypericifolia, Spiraea media, Spiraea chamaedryfolia , Cotoneaster melanocarpus , Rosa aciculari, Caragana arborescens , less often Padus avium , Crataegus sanguinea , Grossularia acicularis , Lonicera tatarica, Atraphaxis frutescens. 3) Grass cover: Bupleurum multinerve , Delphinium grandiflorum , Fragaria viridis , Sanguisorba officinalis , Medicago falcata , Astragalus danicus , Dracocephalum ruyschiana , Phlomis tuberosa , Scabiosa ohroleuca , Ligularia glauca и растения из Otentilla, Geranium , Thalictrum Семейства и др. ( Hemerocallis lilio-asphodelus , Trollius asiatic , Trollius asiaticus 9002, Trollius asiaticus 9002, . представлена дикой жизнью открытых пространств, древесно-кустарниковой растительностью и выходами скал. Зарегистрировано 44 вида млекопитающих, 148 видов птиц, 5 видов рептилий и 26 видов рыб (в Красноярском водохранилище).
Характерные виды животных: 1) A земноводные: остромордая лягушка ( Rana arvalis). 2) Рептилии: прыткая ящерица ( Lacerta agilis), среднеазиатская гадюка (Gloydius halys), обыкновенная ящерица (Zootoca vivipara), обыкновенная северная гадюка (Vipera berus). 3) Птицы: лесной конек ( Anthus tribuliis), теньковка (Phylloscopus collybita), зяблик (Fringilla coelebs), большая синица (Parus major), длиннохвостая синица (Aegithalos caudatus), белая синица (Parus montanus), чернозобый дрозд (Turdus 9 atrogularis) (Saxicola torquata), камышевка (Phylloscopus inornatus), дубонос алый (Caprodacus erythrinus, обыкновенный перепел ( Coturnix coturnix ), куропатка ( Perdix 0 2daurica ), куропатка ( Perdix 2 daurica 9)0022 Лирурус тетрикс ) . 4) Млекопитающие: Common Shrew ( Sorex Araneus), Steppe Sicista (Sicista subtilis), Dwarf Lamster (Phodos Sungorus), Steppe Lemmentming (Phodos Sungorus), Steppe Lemming (Phodos Sungorus), Steppe Lemmentming (Phodos Sungorus), Stpepe Lemming (Phodos Sungorus). arvalis), водяная полевка (Arvicola terrestris), узкочерепная полевка (Microtus gregalis), полевая мышь (Apodemus agrarius), восточноазиатская мышь (Apodemus peninsulae), домовая мышь (Mus musculus), длиннохвостый суслик (Spermophilus undulates), барсук (Meles amurensis), заяц-русак (Lepus europaeus), лисица (Vulpes vulpes), 909023 волк lupus), Косуля сибирская (Capreolus pygargus).
В этом районе обитают такие редкие млекопитающие, занесенные в Красную книгу России, как степной хорь (Mustela eversmanni), редкие птицы, занесенные в Красную книгу России: сапсан ( Falco peregrinus ), беркут ( Aquila chrysaetos ), степной орел ( Aquila nipalensis ), балобан ( Falco Cherryg ) и могильник ( Aquila heliaca ).
Культурное наследие
Несомненная ценность номинируемой территории состоит в том, что природный ландшафт богат следами своего культурного развития на протяжении нескольких исторических эпох.
Территория Минусинской котловины была освоена еще в каменном веке. Первобытные люди охотились здесь на крупных млекопитающих, некоторые виды которых вымерли, а другие сменили среду обитания. В дальнейшем территория на протяжении тысячелетий заселялась все новыми и новыми народами, одна культура сменялась другой, менялись хозяйственные и культурные типы, способы взаимодействия человека и природной среды. Здесь, на территории Минусинской ложбинной тайги, веками взаимодействовали охотники, рыболовы из Северной Азии и народы из горно-степных зон Средней Азии. Они создали своеобразный культурный синтез, проявившийся в особенностях хозяйственной адаптации разных групп населения (мобильных лесных охотников и рыболовов, оседлых земледельцев и металлургов, кочевых скотоводов), в функционировании внутренних и внешних связей разных общностей. и способы их сообщения, включая создание эффектных, видимых, идентифицирующих культурные объекты, такие как курганы, стелы, наскальные рисунки в ландшафте.
Хребет Оглахты и прилегающие к нему степные участки составляют лишь небольшую часть Минусинской котловины, но здесь сосредоточены сотни курганов и тысячи наскальных рисунков, а также другие археологические и исторические артефакты (поселения, культовые места, городища, каменоломни). Они имеют длительную историю изучения (с середины XVIII века) и хорошо разработанную хронологию от эпохи палеолита до Нового времени и Нового времени. Наиболее представительны из них афанасьевской энеолитической культуры (IV–19 вв.).0460 ст пол. III тыс. до н.э.), окуневская культура, эпоха ранней бронзы (середина III – начало II тыс. начало I тыс. до н.э.), и культуры раннего железного века: тагарская культура (9-3 вв. до н.э.), тесинская культура (2-3 вв. н.э.) и таштыкская культура (1-7 вв. н.э.). Впечатляющие каменно-земляные курганы тагарской культуры с оградами и высокими угловыми и промежуточными плитами являются неотъемлемой чертой исторического ландшафта Минусинских степей. Уникальные погребальные маски, мумифицированные останки, сохранившиеся предметы из органических материалов (ткани, меха, дерева), найденные в могильниках таштыкской культуры в Оглахтах, сегодня украшают залы Государственного Исторического музея в Москве и Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. . Грандиозный памятник I-нач. II тысячелетии нашей эры находится знаменитая Оглахтинская «крепость», руины которой окружают огромную территорию в несколько десятков квадратных километров. Это сооружение состоит из горизонтально уложенных плит песчаника, некоторые остатки стены достигают 6-8 м в ширину и 1 м в высоту, снаружи можно обнаружить следы рва, окружающего стену, в некоторых сохранились «бастионы». места. Стена возводилась многими поколениями, вероятно, сначала для защиты от гуннских, а затем и от уйгурских нашествий.
Наскальные рисунки являются важнейшим культурным компонентом территории Оглахтинского хребта. Описанные выше особенности рельефа давали древним художникам множество удобных «холстов»: как здесь повсюду можно встретить выходы красного девонского песчаника, так повсюду можно встретить и рисунки на скалах. Изображения выполнены с применением всех известных техник — выбивки, гравировки, шлифовки, росписи. Большая часть росписей расположена на вертикальных плоскостях, но некоторые из них встречаются на каменных блоках, лежащих на склонах, а также на плитах, использовавшихся при строительстве курганов (некоторые изображения относятся к курганному строительству и связаны с погребальными обрядами во время остальные были сделаны следующими поколениями). Наскальные рисунки сгруппированы в разных частях хребта. Особенно богаты такими рисунками скалы по берегу Енисея и юго-западный склон горы «Сорок Зубьев». Каждое из таких скоплений само по себе является очень важным памятником наскального искусства, но все 12 известных в настоящее время живописных скоплений образуют крупнейший комплекс Минусинской котловины — региона, известного как один из самых богатых в мире культурных ареалов наскального искусства.
Историко-культурная ценность этого комплекса не только в количестве источников, но и в их разнообразии, репрезентативности, наличии как типичных, так и уникальных сюжетов, образов и стилей. Оглахтинские петроглифы представляют собой все культурно-хронологические периоды (не менее девяти), выделенные в древнем искусстве Южной Сибири, за исключением уникальных групп, объяснить которые непросто. Ряд изображений выполнен на очень высоком художественном уровне, поэтому они имеют большое эстетическое значение. Наскальное искусство хребта Оглахты является ценным историческим источником. Можно провести параллели между многими культурно-хронологическими группами и соответствующими погребальными археологическими памятниками, чтобы добавить существенную информацию о той или иной культуре, полученную в результате раскопок. Некоторые периоды в этом районе пока не представлены в археологическом плане, кроме наскального искусства (вероятнее всего, артефакты еще не найдены). В этом случае петроглифы дают информацию неоценимого значения. Наиболее типичным примером является изображение так называемого «древнего слоя». Фигурки диких животных, а также загадочные антропоморфные фигуры и символические изображения лодок с «пассажирами» выполнены с большим реализмом и художественным мастерством. Датировка их неизвестна, установлено лишь, что не позднее III тысячелетия до н.э. Не исключено, что они относятся к каменному веку. Когда-то все прибрежные скалы сплошь были покрыты такими росписями. Не все из них сохранились до наших дней, но те, что уцелели, являются впечатляющим образцом художественного гения первобытного человека и дают нам ценные сведения, не подтвержденные пока палеонтологическими источниками, об исчезнувших из района биоценозах. Некоторые животные в наскальных рисунках вымерли, а другие больше не обитали в этой местности. К первым относятся дикая лошадь (Equus ferus) и первобытный бык (Bos taurus primigenius). К последним относятся лось (Alces alces), благородный олень ( Cervus elaphus ), горный козёл ( Capra sibirica ), горный баран ( Ovis ammon ), медведь ( Ursus arctos ) и кабан. Sus scrofa ). Единственный вид, который до сих пор обитает на территории ареала – это косуля ( Capreolus pygargus ).
Среди образов более поздних эпох есть такие, которые отражают влияние культур отдаленных территорий (Средней Азии, Китая и др.), прямое переселение и присутствие тех или иных этносов служат косвенным свидетельством исторических событий. На скалах встречаются изображения культурных артефактов, например, на уникальном предмете – плите из Кизанского района выбита серия изображений кинжалов и колесниц эпохи поздней бронзы. На нижних плитах горы «Сорок Зубьев» есть изображение котла и, вероятно, самое древнее изображение войлочной юрты — типичного жилища кочевников. Однако абсолютное большинство изображений имеет мифологические, эпические и религиозные сюжеты и служит источником для реконструкции мировоззрений разных эпох и народов.
Отдельного упоминания заслуживает серия изображений так называемого этнографического времени. Это рисунки коренного населения — хакасов, которые продолжали поддерживать тысячелетнюю традицию наскального искусства в Оглахтах вплоть до начала ХХ века. В Хакасии нет другого памятника с таким количеством хакасской живописи. Они очень информативны как для изучения верований и мифологии хакасов, так и реалий их быта, хозяйственного уклада и даже исторических событий. На сгибах и отдельных пластинах изображения лошадей (украшенных, с тамгами, «пятнистых», с «бубенчиками», оседланных, запряженных, с всадниками и без них и др.), верблюдов, оленей, собак, козлов. Многочисленные антропоморфные фигуры, одетые по-разному, символически, держащиеся за руки, образующие ряды из десятков фигур с луками, ружьями и т. д.; много изображений шаманов в одеяниях с бахромой, с барабанами и тампонами. Изображения тамги и других знаков, а также загадочные сложные абстрактные мотивы встречаются в большом количестве. Образы христианской церкви, самовара, телеги и т.п. свидетельствуют о проникновении русской культуры. Существенно, что некоторые сюжеты не могут быть объяснены с точки зрения существующих источников этнографических данных, то есть представляют собой уникальный источник для дальнейшего изучения традиционной культуры хакасов.
Таким образом, на номинируемой территории, несмотря на ее небольшие размеры, сосредоточено огромное количество разнообразных объектов наследия разного времени, которые как нельзя лучше характеризуют развитие культуры всего региона на протяжении тысячелетий.
Обоснование выдающейся универсальной ценности
Критерий (i): Местонахождение наскального искусства в Оглахтах является крупнейшим скоплением памятников этого типа в Минусинской котловине и представляет собой уникальную и исключительную ценность, учитывая разнообразие графических стилей, цветовой насыщенности, высокого художественного качества в передаче образов живой природы и антропоморфных фигур.
Критерий (iii): Предгорные степи хребта Оглахты были заселены не менее 5000 лет. В этот период на смену многим культурам пришли различные способы управления и взаимодействия с окружающей средой. Археологические памятники, оставленные этими племенами, в первую очередь — наскальные рисунки, являются уникальными и исключительными свидетелями ряда исчезнувших культурных традиций, образа жизни и мировоззрения, изменения климата и фауны и т. д. На номинируемой территории их великое множество. здесь сосредоточены разнообразные археологические и этнографические свидетельства, которые в полной мере отражают развитие культуры всей Минусинской котловины в разные исторические эпохи.
Критерий (vi): Значительная часть петроглифов хребта Оглахты так или иначе связана с шаманским культом и мифологией. Шаманизм как религиозное явление в наиболее полной форме возник в Сибири; достоверных данных о времени появления шаманства нет. Наскальное искусство является одним из источников для изучения становления, развития и эволюции явления. Кроме того, с мифологией и традиционным мировоззрением хакасов связаны более поздние так называемые этнографические образы, которые в таком количестве и разнообразии региона представлены только в Оглахтах.
Критерий (х): Номинируемая территория включает исключительное и уникальное сочетание лесных, лесостепных, степных и приморских ландшафтов в их ненарушенном состоянии, уникальных сообществ и степных растительных комплексов, разнообразных и жизненно важных местообитаний редких и исчезающих видов. разновидность.
Флора хребта Оглахты разнообразна и специфична. Флора включает 234 вида сосудистых растений. Номинируемая территория играет важную роль в сохранении и создании возможности для исследования не только редких видов растений и фитоценозов, но, что не менее важно, в сохранении типичных, характерных зональных степных сообществ и широкого спектра экологических вариантов. На территории отмечена редкая флора. Из них 5 видов занесены в Красную книгу Российской Федерации, 17 видов занесены в Красную книгу Республики Хакасия и 3 вида занесены в список редких и исчезающих видов Республики Хакасия. Оглахтинский хребет — одно из немногих мест, где сосредоточены редкие и эндемичные виды растений Хакасии: сладкоцветка минусинский ( Hedysarum minussinense ), Oxytropis includens , Stipa pennata , Stipa zalesskiy и другие. Среди редких растений отмечены эндемичные виды, такие как Artemisia martjanovii , Allium tuvinicum , Astragalus ionae , Oxytropis ampullata , Oxytropis nuda . На территории сообщества с доминированием кроваво-красной (селагинеллы) selaginella, lycopodiopsida Carex pediformis К.А. Мэй. + Selaginella sanguinolenta (L.) Spring, также отмечены редкие и нуждающиеся в охране растительные сообщества Сибири и занесенные в Зеленую книгу Сибири.
Для редких птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красные книги субъектов Российской Федерации сапсан ( Falco peregrinus ), беркут ( Aquila chrysaetos ), степной орел ( Aquila nipalensis ) , балобан ( Falco Cherryg ) и восточный могильник ( Aquila heliaca ). Территория Оглахтинского хребта может быть природным резерватом для размножения и увеличения численности редких видов птиц.
Заявления о подлинности и/или целостности
Горная территория хребта Оглахты, предлагаемая для включения в Список всемирного наследия, представляет собой целостную систему, в пределах которой находятся природные экосистемы, многочисленные памятники истории и культуры и свидетельства деятельности человека с древнейших времен раз сохраняется в достаточно стабильном состоянии в течение длительного периода. Этот район представляет собой сочетание горного хребта и межгорных котловин. Часть территории, предлагаемой для включения в Перечень, находится в пределах государственного природного заповедника «Хакасский» и поэтому находится под профессиональной охраной со стороны администрации и сотрудников заповедника и охраняется законодательством Российской Федерации. Статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО еще больше повысит гарантии сохранности Оглахтинского хребта, защитит от потенциальных угроз целостности со стороны хозяйственной и рекреационной деятельности.
Наскальные рисунки находятся в своем первоначальном естественном окружении, которое в основном достаточно хорошо сохранилось, за исключением естественного разрушения скал. Включение в заповедник обеспечило настоящую защиту от вандализма: почти нет приезжих граффити. Погребальные памятники также являются неотъемлемой чертой горно-степного ландшафта, раскопкам подверглась лишь очень небольшая их часть.
Сравнение с другими аналогичными объектами
Номинируемая территория как объект смешанного природного и культурного наследия с заметной ролью такого компонента, как наскальное искусство, имеющее сходство со следующими объектами Списка всемирного наследия, такими как Тассили н’Аджер, парк Малоти-Дракенсберг, национальный парк Какаду, охраняемая территория Вади-Рам и некоторые другие. Он отличается наличием уникальных степных сообществ, уникальным сочетанием историко-культурного наследия ряда исторических периодов, интегрированных в горно-степной ландшафт и являющихся его неотъемлемой частью. Оглахтинский комплекс коренным образом отличается от других комплексов гор Минусинской котловины, богатых наскальным искусством. Комплекс Оглахты превосходит любые другие комплексы по количеству, разнообразию и репрезентативности образов. Ни территории, сохранившие степные биоценозы, ни ансамбли наскального искусства не представлены в Списке всемирного наследия; при этом первые являются одними из наиболее типичных, ценных и подверженных исчезновению видов природного наследия, а вторые — культурными.
АБАКАН — СПОРТ — ЛЮДИ — ОБРАЗ ЖИЗНИ — ФОТОГРАФ
Из Красноярска мы с Эмре переехали в Абакан.
Абакан — столица Республики Хакасия, Россия, площадью около 120 кв. км и населением около 190 000 человек.
Когда мы впервые переехали на съемную квартиру и увидели вид из окна, то подумали, что город полностью разрушен.
Нашим первым шаманом был Карагай (Черная Луна) черный шаман и его волчий клан Ах-Пуур (Белый Волк) белый шаман. В то же время мы также встретили Алексея, человека, который приехал из Санкт-Петербурга, чтобы начать свое путешествие в шаманской карьере под руководством Карагая. У нас была ночь обмена знаниями в устной и визуальной форме, где мы могли узнать об их шаманских болезнях, их первом контакте с духами и дефектах тела, которые описывают путь, который они намеревались пройти. Одним из начальных шагов в шаманском путешествии является шаманская болезнь (разновидность эпилепсии), а вторым — ритуал обнаружения (начальный ритуал) духами, отрывающими каждую вашу кость от плоти, чтобы увидеть какие-либо костных или мышечных дефектов.
После ночи нашего первого знакомства с шаманским путешествием мы встретили Виктора Ивановича Киштеева в столовой в центре Абакана. Он не был очень убежден или мотивирован ни для интервью, ни для фотографии. Мы не уверены, было ли это из-за его эгоизма из-за того, что ранее у него брали интервью профессора Оксфордского университета (это то, что он повторил несколько раз во время нашей беседы), или он просто слишком волновался, чтобы быть выставленным напоказ западному обществу. Обнаружим ли мы это когда-нибудь? Кто знает… А может быть, он до сих пор боится времен Советского Союза, когда быть шаманом считалось преступлением, а некоторые из тех, кого мы встречали в нашем путешествии, потеряли своих родственников от пули прямо у них на глазах.
В эту же ночь нас приняла Людмила Васильевна Кобежикова. Какая милая женщина. Она почти не говорила о других шаманах и не рассказывала нам историй, чтобы произвести на нас впечатление. Мы просто чувствовали себя очень расслабленно и комфортно рядом с этим белым шаманом.
Этот милый долгий разговор закончился около 2 часов ночи. Мы попрощались с ней до следующей встречи на фестивале Устуу Хурээ в Чадане (Республика Тыва).До 13 июля все было вполне обычно. Долгие и интересные беседы с неординарными людьми. Но 13 июля мы встретились со Светланой и Виктором Бутусовыми, двумя шаманами, двумя энергетическими кубами. Приехав к дому Светланы в село Чапаево, что в 15 км от Абакана, мы провели небольшой сеанс хоомей и обряд очищения с помощью артыша (можжевельник, считается, что дым этой травы отгоняет злых духов). После очистки от нечисти нас ждал стол с сыром, помидором, огурцом, водочным коктейлем из оленьей крови и замороженным сырым мясом благородного оленя с уксусным соусом. Виктор взял свой охотничий нож и нарезал мясо тонкими кусочками, чтобы мы погрузили их в уксусный соус с перцем, который Светлана называет «русским васаби».
После пиршества мы были в юрте, где должен был начаться ритуал исцеления и возвращения души Ивана. Иван потерял душу и впал в сильную депрессию. Светлана повела его на долгий ночной ритуал с 18.00 до 14.00 следующего дня. Иван начал готовить подношения для духов, где он спрятал свои желания внутри и выровнял их над огнем, прежде чем разжечь его на следующие часы. Это было хорошее место рядом с рекой Абакан, если бы не комары. Не уверен, что они также принимали участие в этом ритуале, питаясь нашей кровью. Иван повесил ленточки на священное дерево, трижды обошел его по часовой стрелке и встал на колени перед Ээрен, куклой, которая будет защитницей и помощницей Светланы в этом путешествии. Зазвучали бубны, у костра собрались духи.
В этот день у Юры был день рождения. 33 года. Какая вечеринка. Более 30 бессонных часов, полных новых впечатлений.