Город на амуре: Список городов на реке Амур по порядку — полный перечень по алфавиту онлайн

Комсомольск-на-Амуре. «Город-сад» из советского прошлого

Уютно светит ночник в купе, приглушенно стучат колеса, и, ведомый мощным тепловозом поезд катится где-то по боковой, соединяющей БАМ с Транссибом, 400-километровой ветке, среди бескрайней заснеженной тайги Дальнего Востока России. Поезд остановился у перрона Комсомольска около семи утра, еще до рассвета. Было по-зимнему морозно, из печек стоявших на путях вагонов струился сероватый дымок, наполнявший воздух приятным энтузиастским ароматом путешествий. На вокзале не составило труда прикупить карту города, а в привокзальной кафешке варили на удивление приятный эспрессо, по паре чашек которого мы с Серёгой с наслаждением испили в ожидании восхода солнца. Нас ждет знакомство с Комсомольском-на-Амуре, крупнейшим промышленным центром российского Дальнего Востока.


1. Город стоит на БАМ в месте ответвления от неё ветки на Хабаровск. Из Советской Гавани через Комсомольск проходит поезд на Хабаровск и Владивосток, курсирует местный поезд между Комсомольском и Хабаровском, а на запад по БАМу 963 маршрут связывает Комсомольск со столицей БАМ, Тындой. Железнодорожный вокзал Комсомольска-на-Амуре морозным ноябрьским утром:

2.

Комсомольск-на-Амуре расположен в 400 километрах к северо-востоку от Хабаровска на пересечении транспортных путей: в западном направлении — Байкало-Амурская Магистраль, в северо-восточном — водный путь по реке Амур до Николаевска-на-Амуре и далее в Охотское море, а также газо- и нефтепроводы с острова Сахалин; в восточном — железная дорога до морского порта Ванино и города Советская Гавань; в юго-западном — река Амур, железная дорога и автодорога до Хабаровска, и далее, к побережью Тихого океана, портам Владивосток и Находка.

В 1930 году ВЦИК и Правительство РСФСР приняли постановление о хозяйственном и культурном строительстве Дальневосточного края. В январе 1932 года в село Пермское, расположенное на левом берегу Амура, прибыла правительственная комиссия, которая приняла решение о строительстве здесь Амурского судостроительного завода. Одновременно было принято решение о возведении в районе нанайского стойбища Дзёмги авиационного завода. Комсомольск-на-Амуре основан в 1932 году силами тысяч политических заключённых, вольнонаёмных граждан, а также комсомольцев-активистов из центральных районов Советского Союза. 10 мая 1932 года пароходы «Коминтерн» и «Колумб» высадили на амурском берегу около тысячи первых строителей будущего города. Сегодня об этом событии напоминают памятный камень и памятник первостроителям. Приехавшие в дикий таежный край советские граждане жили в бараках, шалашах и армейских палатках. Впоследствии о том, что при строительстве Комсомольска-на-Амуре широко использовался труд заключённых Дальлага, было принято умалчивать.

Ныне Комсомольск-на-Амуре — крупнейший промышленный центр российского Дальнего Востока и третий по величине город в этом регионе (после Хабаровска и Владивостока). Население Комсомольска составляет 270 тысяч человек. Комсомольск — центр сосредоточения производств военно-промышленного комплекса на Дальнем Востоке России: Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Ю. А. Гагарина (ОАО «КнААПО») выпускает истребители Су-27, Су-30, Су-33, Су-35, новейший Су-57 и их модификации, а также реализует гражданские авиационные программы — выпуск пассажирского самолёта Sukhoi Superjet 100; Амурский судостроительный завод занимается производством атомных и дизельных подводных лодок, а также судов гражданского назначения; металлургический завод «Амурметалл» специализируется на чёрной металлургии; Комсомольский НПЗ — крупнейший нефтеперерабатывающий комплекс на Дальнем Востоке, принадлежащий компании «Роснефть» (нефть сюда поступает из западной Сибири по железной дороге и с острова Сахалин по нефтепроводу от города Оха).

Комсомольск-на-Амуре находится в своеобразном «оазисе» — амурской пойме, ширина которой достигает 20 км. Город протянулся вдоль левого берега Амура более чем на 30 км. Своим фасадом он обращен к реке, ширина русла которой в черте города достигает 2,5 км. В советское время Комсомольск был одним из самых благоустроенных городов страны, куда стремились попасть тысячи специалистов из разных уголков Союза. Несмотря на то, что город расположен посреди тайги и дальневосточных сопок, его не баз основания называли «город-сад» — широкие проспекты и зеленые бульвары, скверы и фонтаны, во всех отношениях отлично развитая инфраструктура и транспорт, много молодежи со всей страны. Сейчас город несколько обветшал, но и в наше время его не покинула аура далёкого комсомольского прошлого.

3. Широкий Проспект Первостроителей, проходящий от железнодорожного вокзала через весь центр до Амура – центральная улица города:

4.

5. Церковь Казанской иконы Божией Матери:

6. Один из барельефов на стенах домов – атомный ледокол:

7. Центральная библиотека и памятник Николаю Островскому, советскому писателю, автору книги «Как закалялась сталь»:

8. Проспект Первостроителей поражает своей масштабностью:

9. Дом Культуры:

10. Утро. Ноябрь. Мороз…

11. Идем через парк к Амуру.

12. Памятник военным строителям, участникам ледового перехода 1934 года — бронзовый лыжник с факелом.

Более 20 лет работал скульптор С.В. Николин над этим монументом, который был установлен на набережной Амура в 2002 году, к 70-летнему юбилею города Юности. Небольшое описание тех событий.

В решении кадровой проблемы Комсомольска-на-Амуре огромное значение имело создание осенью 1933 года особого военно-строительного корпуса. У него было две задачи: строить промышленные предприятия на Дальнем Востоке и постоянно совершенствовать боевую выучку, чтобы быть готовым к любым неожиданностям. Корпус из 15 тысяч военных строителей был сформирован на территории Московского и Ленинградского военных округов. Солдатами стали комсомольцы и молодежь призывного возраста строительных специальностей из центральных областей России.

Приказ о создании особого военно-строительного корпуса был подписан 22 сентября 1933 года К.Е. Ворошиловым. На его формирование и сборы давалось всего 45 дней. И уже в декабре, точно в установленный срок, отдельные части корпуса эшелонами по Транссибирской железной дороге направились к месту службы и работы на Дальний Восток. Семь недель первая бригада (6 тысяч военных строителей) добиралась через всю страну в Комсомольск-на-Амуре. 23 декабря 1933 года эшелон теплушек прибыл в Хабаровск, а 26 декабря было приказано выступить в Комсомольск. Особенно трудно пришлось первой бригаде. Это она совершила в лютые морозы 400-километровый пеший переход на лыжах по льду Амура от Хабаровска до Комсомольска. Переход был крайне тяжёл: пронизывающий ветер, мороз 40 градусов, метели, а впереди — 15 дней такого пути по бездорожью от одного поселения к другому, разбросанных вдоль Амура. В распоряжении батальона были лошади и машины, которые везли имущество и продовольствие. Красноармейцы навьючены были не меньше. Они несли на себе, кроме оружия, вещмешки и скатки, фляги и противогазы. Проходили в день 25 – 30 километров. Иногда это расстояние при попутном ветре или тихой погоде удваивалось. В этих случаях выступали в 4 – 5 часов утра, а приходили на новый ночлег где-то в полночь. У многих в крепкий мороз звёздочки, прикреплённые к будёновкам, примерзали к вспотевшим волосам. Но вот уже на высоком берегу темнеет село Вознесенское. Жители не спят, наперебой приглашают к себе уставших бойцов, угощают, чем могут, отводят им лучшие места в горницах.

Все знали: последний переход самый длинный – 60 километров. От Пивани через Амур стали встречаться вешки из еловых ветвей. Это позаботились строители города, чтобы гости не сбились с дороги. Первая колонна 9 января 1934 года вступила в Комсомольск, вторая вошла в город на следующий день. Встречать подкрепление вышло почти всё население города со знамёнами и оркестром. Митинг освещали автомобильные фары. Голова колонны уже достигла толпы встречающих, а конец ещё терялся в сумерках. День и ночь сооружали жильё для бойцов. Барак, который строили комсомольцы для нового пополнения, был ещё без окон. Но это не смутило бойцов. Завесили окна одеялами и палатками, натопили печи, и ночь провели сносно. А утром уже строились повзводно и уходили на строительные объекты.

В январе 1934 года подвиг первых участников ледового перехода повторили ещё три батальона, отшагав 400 километров на лыжах по ледяным торосам. Население Комсомольска сразу выросло на 6500 человек. Бойцы особого военно-строительного корпуса внесли огромный вклад в строительство Комсомольска-на-Амуре. Сбылось обещание, данное В.К. Блюхером в памятный июньский день 1933 года: «Красная Армия вам поможет». Люди в островерхих красноармейских шлёмах возводили и судостроительный, и авиационный, и металлургический заводы, и кварталы жилых домов. Они были не просто строителями — они были воинами, и когда грянул час Великой Отечественной войны, особый корпус составил костяк одного из боевых соединений, сражавшихся с фашистами.

13. Минуем парк и выходим на набережную Амура. Ещё один монументальный памятник — комсомольцам первостроителям города.

14.

15. На берегу Амура.

16. Ноябрь. Первая шуга на Амуре:

17. В нескольких сотнях метрах у берега стояли пришедшие сюда на разделку пассажирские теплоходы 860-проекта «Капитан Котенко», «Граф Муравьев-Амурский» и «Ерофей Хабаров». Построенные в начале 1960-х, они много лет трудились на пассажирских транспортных линиях и круизных маршрутах по Амуру.  Перед нами – навсегда уходящая частичка истории амурского флота и пассажирского судоходства нашей страны.

18. «Капитан Котенко», «Граф Муравьев-Амурский» и «Ерофей Хабаров». Последнее пристанище…

19.

20.

21.

22.

23. Извиваясь между сопками, словно гигантская змея, Амур могучей лентой течет к Охотскому морю:

24.

25. Мост через Амур в Комсомольске. На данный момент через могучий Амур действует два моста Первый – Хабаровский, построенный еще при Николае II (автодорожная часть мостового перехода появилась относительно недавно, в 90-х годах), а второй – в Комсомольске. Этот мост, являющийся одним из главных мостов Байкало-Амурской магистрали, общей длиной 1400 м с русловыми пролетами по 159 метров, также совмещенный — железнодорожное движение по нему было открыто в 1975 году, а автодвижение – в 1981 году.

Кстати, ещё два моста через Амур сейчас строятся — оба пограничные между Россией и Китаем, один — железнодорожный в 150 километрах от Хабаровска, а второй — автодорожный в городах Благовещенск и Хэйхэ.

26. «Грачи улетели»…

27.

28. Полузаброшенный речной вокзал Комсомольска-на-Амуре:

29. Где-то потерялась буква «К» — наверное, затерялась где-то в далёком комсомольском прошлом…

30. Цеха судостроительного завода:

31. На улицах и проспектах Комсомольска:

32. Здания сталинской архитектуры:

33.

34.

35. Раритетный трамвай на Проспекте Мира. Жалко только, что обклеен рекламой….

36. Памятник на набережной, где 10 мая 1932 года высадились первостроители города.

37. Почётные граждане:

38. Занимайтесь лыжами, товарищи!

39. Ретро ЛиАЗ на автовокзале.

40. Нам же предстоит 400 километров до Хабаровска на междугороднем автобусе.

41. Выезжаем за город  – готовимся пересечь Амур на плечах огромного стального великана.

42. Дальневосточные просторы:

43.

44. Вскоре после моста автодорога и железная дорога разделяются – наш путь лежит вдоль правого берега Амура до Хабаровска, а железка, проходя под нашей трассой, разветвляется: направо уходит основной ход на Советскую Гавань и паромную переправу Холмск – Ванино, а прямо – второстепенная ныне ветка Селихино – Черный Мыс. Эта 120-километровая ветка, идущая параллельно Амуру в сторону его устья, сохранилась со времен попытки строительства в 50-х годах тоннеля на Сахалин.

45. Автотрасса Комсомольск – Хабаровск, протяженностью около 400 километров, довольно живописна – леса, занесенные снегом поля, автобус пересекает многочисленные правые притоки Амура, многие из которых весьма широки и полноводны, трасса пересекает несколько озеровидных речных расширений (озеро Гасси, озеро Синдинское и другие).

46.

47. Полпути пройдено – остановка в кафешке:

48.

49. И снова ноябрьские дорожные пейзажи — подмерзшая пашня:

50. Пересекаем соединяющееся с Амуром крупное пойменное озеро – Синдинское:

51. На его берегу раскинулся довольно крупный поселок Маяк:

52.

Красивые здесь места, вдоль берегов Амура — даже в морозном ноябре…

К оглавлению >>>

Tags: БАМ, Дальний Восток, Комсомольск-на-Амуре, Россия

Хабаровск (город) — Россия — Планета Земля


На фото панорама Хабаровска с высоты птичьего полета. Заметно, что заселен относительно высокий правый берег Амура, в отличие от изрезанного протоками левого. На заднем плане — совмещенный автомобильно-железнодорожный мост длиной почти 4 км.

География

Город Хабаровск — центр Хабаровского края. Город расположен на Среднеамурской низменности, на обоих берегах Амура, преимущественно — на высоком правом и протянулся вдоль реки и ее протоки более чем на 40 км. В Хабаровске проживает почти половина населения края.

Современный Хабаровск — экономический центр Хабаровского края, крупный промышленный, научный и культурный центр Дальнего Востока. Город — важный транспортный узел, имеющий выход к морю и автомагистраль, связавшую его с центральной Россией. Находясь в географическом центре Дальнего Востока и являясь одновременно связующим звеном важнейших транспортных и стратегических коммуникаций на юге, Хабаровск стал также столицей Дальневосточного федерального округа.

История города

В 1850-х гг. с экспедицией генерал-губернатора Восточной Сибири графа Николая Муравьева-Амурского (1809-1881 гг. ) началось освоение Амурского водного пути. Николай Муравьев-Амурский сыграл выдающуюся роль в истории расширения российских владений в Сибири, именно ему принадлежит заслуга в возвращении Амура, уступленного Китаю в 1689 г. Он же и задумал основание будущего города на Амуре.

Вместе с тем история основания и развития Хабаровска напрямую связана с именем адмирала Геннадия Невельского (1813-1876 гг.) — исследователя Дальнего Востока, доказавшего, что устье реки Амур доступно для входа морских судов, а Сахалин — остров. Именно Невельской первым определил это место как самое выгодное для города. В 1854 г. он обратился генерал-губернатору Николаю Муравьеву с просьбой выставить тут военный пост, заявив, что здесь «должна сосредоточиваться вся главная наша деятельность в этом крае и управление им».

12 июня 1858 г. был создан военный пост Хабаровка. Своим названием он обязан лично Николаю Муравьеву-Амурскому, получившему это дополнение к фамилии за подписание Айгунского договора о размежевании границ с Китаем (Дайцинской империей) 16 мая 1858 г. и успех Амурского дела. По его повелению так было увековечено имя русского землепроходца и предпринимателя Ерофея Хабарова (1603-1671 гг.), который за двести лет до этого совершил ряд походов в Приамурье, основывал здесь первые русские постоянные поселения и составил «Чертеж реке Амуру».

Николай Муравьев лично прибыл на Усть-Уссурийский пост и указал место для строительства. Знаменательная дата — 12 июня (31 мая по старому стилю) — стала считаться днем основания Хабаровска и празднуется ныне как День города.

Хабаровка сразу же начала интенсивно застраиваться. В 1863 г. был разработан первый проектный план будущего города, максимально использованы ландшафтные особенности местности (высокий берег Амура и три вытянутых холма) для включения их в схему регулярной планировки, которая сохраняется и поныне.

В 1865 г. здесь было уже около 200 домов и 1294 жителя. В 1872 г. был построен порт, а в 1873 г. открыта первая начальная школа.

Поначалу Хабаровка заселялась преимущественно военными и чиновниками, постепенно к ним прибавились и купцы. Военные и чиновники приезжали на несколько лет за льготной выслугой и повышением в чине, а солдаты, казаки, купцы, ремесленники и крестьяне оставались навсегда. Из них в первую очередь и образовались собственно хабаровчане.

С начала своего существования Хабаровка стала центром почтовой связи всего Дальнего Востока. В 1870-е гг. сюда переводится артиллерийское хозяйство, и его здания до сих пор сохраняются в районе Артзатона.

Во второй половине XIX — начале XX в. город застраивался деревянными и каменными зданиями в духе эклектики. По генеральному плану 1970-х гг. выстроены новые жилые районы (типовая застройка), созданы санитарно-защитные зоны между жилыми и промышленными районами.

Именно торговле мехом город обязан своей архитектурой: многие дома были построены стремительно разбогатевшими мехоторговцами, пожелавшими жить, «не хуже, чем в Европах».

В 1880 г. Хабаровка стала городом.

Решение было принято на высочайшем уровне, тогда же Хабаровка превратилась в областную столицу. В то время здесь проживало 2036 человек: около половины — военные, примерно по 20% — мещан и иностранцев (в основном китайских рабочих), около 7% — «высшее» общество (офицеры, духовенство, купечество, промышленники), остальные — представители коренного населения.

В 1884 г. из Восточно-Сибирского выделяется Приамурское генерал-губернаторство, губернской столицей стала Хабаровка, сюда были переведены из Николаевска-на-Амуре все административные учреждения.

В 1893 г. Хабаровка была переименована в Хабаровск.

С появлением крупного купечества стало развиваться строительство, часть этих строений сохранилась до наших дней: торговые дома «Кунст и Альберс», Пьянковых и Плюсниных, доходные дома Зандау и Архиповых.

В 1891 г. начинается прокладка Уссурийской железной дороги — самого дальнего плеча Транссиба. В том же году в городе был открыт памятник графу Муравьеву-Амурскому. Главная улица города, на которой был установлен памятник, также носила имя генерал-губернатора Восточной Сибири. В Хабаровске появились собственный театр и краеведческий музей. В 1897 г. устанавливается движение между Хабаровском и Владивостоком. После русско-японской войны шло сооружение Амурского участка Транссиба.

Переход с областного на губернский уровень был ознаменован стремительным ростом городского строительства. Именно в эти годы появилось множество каменных домов, большинство из которых сохраняются в городе и поныне.

Благодаря выгодному географическому положению на перекрестке дальневосточных речных путей всего за 30 лет небольшой военный пост Хабаровка превратился в город Хабаровск с населением 15,5 тыс. человек в конце XIX в. Имелись кирпичные заводы, кафедральный Христорождественский собор, Успенский, Алексеевский и Иннокентьевский храмы, 11 училищ, гимназии, кадетский корпус.

В 1902 г. в Хабаровске был построен военный завод «Арсенал» (ныне «Даль-дизель»), в 1908 г. создана база Амурской флотилии. К началу XX в. город стал крупным торговым центром Дальнего Востока. Самое значительное сооружение того времени — построенный в 1916 г. железнодорожный мост через Амур, соединивший Хабаровск с Восточной Сибирью. С его введением завершилось строительство Транссибирской магистрали.

Основным видом торговли в Хабаровске были меха, за год через него проходило до 20 т соболиных шкурок.

Советская власть была установлена в городе в декабре 1917 г., в сентябре 1918 г. город захватили американо-японские войска и отряд белогвардейцев, а в 1922 г. город вошел в состав РСФСР.

С 1926 г. он был центром Дальневосточного края, а с 1938 г. — Хабаровского. В 1940 г. железная дорога соединила его с Комсомольском-на-Амуре.

Городскому проектированию помогли зодчие Москвы и Ленинграда, увлекавшиеся модными течениями в архитектуре. Например, в 1930-е гг. было возведено здание Дома Советов в стиле конструктивизм. Постройки рубежа 1920-1930-х гг. сконцентрированы на одной улице и формируют сегодня центр Хабаровска.

Дальнейшая работа по благоустройству города была прервана Великой Отечественной войной. В первые дни на фронт ушли около 30 тыс. жителей Хабаровска. В августовские дни 1945 г. жители Хабаровска помогали частям Красной Армии и Амурской флотилии в войне с Японией.

Наиболее существенные преобразования в городе пришлись на послевоенные десятилетия. Сегодня Хабаровск — один из крупных по численности населения и объему промышленного производства городов российского Дальнего Востока.


Общая информация

Местонахождение: Дальний Восток России.

Административный статус: административный центр Хабаровского края.

Административное деление: 5 районов.

Основан: 1858 г.

Город: с 1880 г.

Язык: русский.

Этнический состав: русские, украинцы.

Религия: православие.

Денежная единица: российский рубль.

Аэропорт: Хабаровск — Новый (международный).

Цифры

Площадь: 388,7 км2 (правый берег реки Амур — 229,7 км2, левый — 82 км2, зеркало реки Амур в черте города — 77 км2).

Население: 616 242 чел. (2017).

Плотность населения: 1585,4 чел/км2.

Максимальная высота над уровнем моря: 72 м, центр.

Урез реки Амур в районе города: 33 м.

Удаленность: 6141 км к юго-востоку от Москвы, 65 км к северо-востоку от г. Фуюань (КНР) (по прямой).

Климат и погода

Умеренный муссонный.

Зима снежная и холодная, лето теплое и влажное.

Средняя температура января: -19,8°С.

Средняя температура июля: +21,3°С.

Среднегодовое количество осадков: 684 мм.

Среднегодовая относительная влажность: 75%.

Экономика

Промышленность: нефтеперерабатывающая, машиностроительная(судостроительная, станкостроительная), химическая, фармацевтическая, деревообрабатывающая, производство стройматериалов, легкая, пищевая.

Транспортный узел (ж/д, а/д, авиаперевозки, речное судоходство).

Сфера услуг: туристические, транспортные, торговые, медицинские, образовательные, телекоммуникационные, финансовые.

Достопримечательности

Исторические
Архитектурные
  • Доходные дома Порошина (1891), Чудинова (1897), Грудинского (1910), Смаги (1913), Кровякова (1915)

  • Военно-аптечный склад (1891)

  • Офицерский флигель (1896)

  • Железнодорожное училище (1898)

  • Завод «Арсенал» (1902)

  • Гоголевское приходское училище (1908)

  • Здание военно-топографического отдела (1907)

  • Алексеевская гимназия (1910)

  • Казарма местного батальона (1911)

  • Дома Гоголева (1912) и Пахорукова (1913)

  • Гостиница «Эспланад» (1913)

  • Штаб 6-й Восточно-Сибирской бригады (до 1914)

  • Амбулатория городской больницы (1917)

  • Здание рефрижератора (1917)

  • Дом-коммуна (1933)

  • Набережная реки Амур

Культовые
  • Храм Святителя Иннокентия Иркутского (1898)

  • Соборы Градо-Хабаровский Успения Божьей Матери (2002) и Спасо-Преображенский кафедральный (2004)

  • Храм Серафима Саровского (2008)

Культурные
  • Музеи Краевой им Н. И. Гродекова (1894), Амурского моста, археологии им. А.П. Окладникова, Амурского речного пароходства

  • Парки Краевой им. Муравьева-Амурского и культуры и отдыха им Ю. Гагарина

Памятники
  • Графу Николаю Муравьеву-Амурскому (1891,1992), Ерофею Хабарову (1958)

  • Стела «Город воинской славы» (2015)

Любопытные факты

  • В 1858 г. в китайском городе Айгунь между представителями империи Цин и Российской империи состоялись переговоры о спорных территориях. С российской стороны их вел генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев. В 1858 г. был подписан договор, в соответствии с которым весь левый берег Амура переходил во владение Российской империи, правый берег до реки Уссури переходил во владение Китая, а Уссурийский край от впадения Уссури в Амур до моря был объявлен пребывающим «в общем владении» до определения границ.

  • В Хабаровском крае есть еще городок, названный именем Хабарова: Ерофей Павлович на Транссибирской магистрали с населением 4648 человек (2017).

  • Исторической частью городской застройки, где появились первые улицы, первые кварталы, стали три гряды дальних отрогов Сихотэ-Алиня. Старожилы именовали их «горами» Военной, Артиллерийской и Средней. Ныне это улицы соответственно Серышева, Ленина и Муравьева-Амурского. Из всех давних «гор» в разговорах горожан сохранилась лишь одна — Казачья, или попросту Казачка. У ее основания сейчас стоит речной грузовой порт.

  • В 1873 г. Хабаровку посетил первый высокопоставленный гость — великий князь Алексей Александрович, ставший и первым куратором Дальнего Востока в царской семье. Его посещение оставило свой след: самая первая и главная улица Хабаровки была впоследствии названа Алексеевской (ныне ул. Шевченко). Первое учебное заведение — начальное училище, открытое в 1875 г. — было названо Алексеевским. Второй и последний гость из российской монаршей семьи — цесаревич Николай, побывавший тут в 1891 г. и сменивший Алексея Александровича на посту куратора. К его приезду было приурочено торжественное открытие первого и самого ценного для города памятника Николаю Муравьеву-Амурскому работы выдающегося русского скульптора Александра Опекушина.

  • В Хабаровске появилась одна из первых в России улиц Пушкина. Другая улица получила имя писателя Льва Толстого еще при его жизни. Это был смелый шаг, притом что Толстой был отлучен от церкви.

  • В начале XX в. на нескольких кирпичных заводах Хабаровска работали исключительно китайцы. Долгое время у гостей города складывалось впечатление отсутствия здесь постоянного населения. Этнограф Краснов писал, что «пока в Хабаровске местных жителей нет. Вы видите петербуржцев, москвичей, орловцев, севастопольцев, одесситов, все интересы которых сосредоточены там, у себя, в России. Они приезжают сюда на службу на срок — на три или пять лет».

  • С 25 по 30 декабря 1949 г. в Хабаровске, в военном трибунале Приморского военного округа, проходил процесс над группой японских военнослужащих, виновных в подготовке и применении бактериологического оружия в нарушение Женевского протокола 1925 г. В истории это событие известно как Хабаровский процесс. Обвиняемые создали в Квантунской армии спецподразделения «отряд 731» и «отряд 100», занимавшиеся, в частности, разведением бактерий чумы, холеры и сибирской язвы,проводили эксперименты над людьми (в том числе советскими военнопленными) по заражению их этими заболеваниями, использовали бактериологическое оружие против Китая. Вина всех обвиняемых была доказана, им были назначены наказания в виде различных сроков лишения свободы.

  • Быстрое развитие Хабаровки требовало улучшения средств связи и транспорта для сообщения с другими крупными центрами на Дальнем Востоке. И спустя всего десять лет после основания селения, в 1858 г., была открыта телеграфная линия Хабаровка — Владивосток.

  • 9 января 1930 г. летчик Михаил Водопьянов проложил воздушную трассу Хабаровск — остров Сахалин. Этот день считался днем создания Дальневосточного гражданского воздушного флота.

  • В 2010 г. на Большом казачьем круге Хабаровск был утвержден столицей Уссурийского казачьего войска.

Россия: КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ ОБЗОР РЕГИОНА

Россия: КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ ОБЗОР РЕГИОНА

НАЗВАНИЕ: КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ РЕГИОН ОБЗОР

СТРАНА(И) ОБЪЕКТА: РОССИЯ

ПОЧТА ПРОИСХОЖДЕНИЯ: РОССИЯ

СЕРИЯ: INTERNATIONAL MARKET INSIGHT (IMI)

ОТРАСЛЕВОЙ КОД ITA: ZEC

ДАТА ОТЧЕТА (ГГММДД): 20000317

ДАТА УДАЛЕНИЯ (ГГММДД): 20010317

АВТОР: АНДРЕЙ ВАСЕНЁВ, ПРЕДСТАВИТЕЛЬ БИСНИС В ХАБАРОВСКЦСССС

УТВЕРЖДАЮЩЕЕ ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО: РИЧАРД СТИФФЕНС, ГЛАВНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ ДИРЕКТОР, US&FCS

ДОЛЖНОСТЬ ОФИЦЕРА:

КОЛИЧЕСТВО СТРАНИЦ: 14

РЕЗЮМЕ

Комсомольск-на-Амуре находится в 5 часах езды от Хабаровска. 
из самых труднодоступных, наименее посещаемых крупных городов в
Дальний Восток России. Хотя город сегодня находится в глубоком
экономический спад, стареющие оборонные и машиностроительные заводы
начинают привлекать контракты для поддержки огромного
шельфовые нефтегазовые проекты на близлежащем острове Сахалин. В
двухдневного визита, PCO Steffens столкнулся с удивительным новаторским
и энергичная местная администрация, посвящающая свою энергию
развитие высоких технологий. В этом отчете обобщены последние
развития бизнеса в Комсомольске-на-Амуре и описывает
коммерческие возможности для американских компаний. Список ключей
контакты указаны в конце отчета. Конец резюме.

ОБЗОР

Комсомольск — спланированный город советской эпохи с широкими деревьями.
бульвары, расположенные на фоне широкой реки Амур. Он установлен в
посреди обширного холмистого леса, и далеко от любого
поселения, а небольшие деревни. Мало иностранцев посещают
Комсомольск перед визитом PCO, единственным предыдущим визитом США.
дипломатический визит в 1994. Комсомольск-на-Амуре был основан в 1932 году как промышленная база для советской оборонной промышленности. Его крупнейшие заводы производили самолетов и морских судов. С населением 294 500 человек человек, это третий по величине город Дальнего Востока России. (ДВ) после Владивостока и Хабаровска. Экономика города это на основе производства, на долю которого приходится 74 процента общий объем производства и 38 процентов занятости. В 1998 году городской ВВП составил 7 452,2 млн рублей (677,5 млн долларов США) или 36,5 млн рублей. процентов выше, чем в предыдущем году. Государственный на долю предприятий приходилось 52,8 процента ВВП. объемы производства выросли в машиностроении (220 процентов), стали производство (62,6 процента), лесоматериалы и деревообработка (25,5 процента). процентов) и легкой промышленности (3,5 процента). Во время первого девять месяцев 1999 Комсомольский ГТП вырос на 31 процент по отношению к аналогичный период предыдущего года.
Увеличение выпуска особенно заметными были малые и средние компании. Администрация города сдерживает цены по тарифам, потребительским товаров и услуг, сохраняя их примерно на 10-15 процентов ниже, чем в среднем по Хабаровскому краю. В течение последних трех лет, количество предприятий, использующих газ для отопления, было увеличение. Газификация снижает затраты на отопление в 2-3 раза. В конец 19Комсомольск, 98, получил выезд на Ванино морской порт. Помимо стимулирования торговли, дорога обеспечивает транспортное сообщение с Сахалином на пароме. ЛУЧШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОДАЖ Лесорубное оборудование; Деревообрабатывающее оборудование; Строительное оборудование для деревообработки. КОМСОМОЛЬСК-АМУРСК-СОЛНЕЧНЫЙ ТЕХНИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Учитывая промышленный потенциал г. Комсомольск, его близость к более мелким промышленным городам Амурск и Солнечный, а также тот факт, что основные промышленные предприятия в этих городах переживают реструктуризацию и переход на производство товаров народного потребления, Комсомольск Администрация разработала Комсомольск-Амурск-Солнечный Технико-экологический проект (КАСТЕП).
Проект направлен на консолидация технологического, финансового, интеллектуальные и природные ресурсы для поддержки производства товары с добавленной стоимостью. Хотя КАСТЭП был одобрен как часть Федеральная программа социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалье 19 апреля96, его реализация не началась до 1998 года. Инвестиции в рамках КАСТЭП составили 63,14 млн рублей в 1998 году. Организационно KASTEP состоит из трех компонентов: Совет директоров, государственная структура во главе с Владимиром Ефременко, начальник городского управления экономики и Финансы. Совет координирует реализацию проекта и лоббирует это в правительстве. Фонд развития является некоммерческой, неправительственной юридическое лицо занимается накоплением средств и инвестирует самостоятельно счет. Фонд предоставляет предприятиям бесплатные консультации по юридические, бизнес-планирование и финансовые вопросы. Фонд также представляет проект в краевых и федеральных административных структуры.
Агентство развития малого и среднего бизнеса коммерческий объект, который облегчает взаимодействие между бизнеса и правительства, включая налоговые, юридические и финансовые органы. Агентство ищет финансирование, предоставляет информационные и телекоммуникационные услуги, и может устанавливать холдинговые компании, состоящие из участников КАСТЭП. основной деятельностью Агентства является выполнение технико-экономических обоснований и разрабатывать бизнес-планы на коммерческой основе. Сегодня в проекте участвуют 60 местных компаний. Они есть освобождается от уплаты в местный бюджет налога на прибыль в размере 22 процент. Г-н Ефременко считает, что рост ВВП города в 1999 было достигнуто в основном благодаря КАСТЭП. Он оценивает это низко Тарифы на электроэнергию и тепло, дешевая рабочая сила и налоговые льготы, предоставляемые КАСТЭП сделает Комсомольск привлекательным местом для инвестиций. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ Комсомольск имеет многоотраслевую экономику, где машиностроение, преобладают металлургические и лесопромышленные предприятия.
Экономический кризис, ухудшение состояния внешней и национальной рынки, усиливающаяся сырьевая ориентация экономике все это отрицательно сказывалось на состоянии производственные предприятия Комсомольска. Местная промышленность в настоящее время переживает структурную трансформацию и переориентация на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Как и большинство российских центров обороны, Комсомольск переживает бюджет дефицит, потому что федеральное правительство еще больше отстало его выплаты комсомольским крупнейшим предприятиям. Местный заводы производили реактивные истребители или подводные лодки, но центральные правительство не может заплатить за них. Итак, администрация города не может собирать налоги и не имеет средств для своего бюджета. МАШИНОСТРОЕНИЕ Машиностроение является ведущим промышленным комплексом города. За последние пять лет с помощью краевого администрация крупных оборонных заводов активно борется за государственные и зарубежные заказы. Федеральная программа «Конверсия».
утвержден в 1995 предложили обеспечить оборонные заводы средствами организовать производство и реализацию товаров народного потребления. Программа получила только 15 процентов от предложенного финансирования, и почти все заброшено. Федеральное правительство (департамент реформирования оборонной промышленности) разработала такой же программа, которая, как ожидается, будет более реалистичной, будет место с 2000 по 2005 год. Малое гражданское машиностроение операции в настоящее время находятся в глубоком кризисе. Отсутствие потенциала местные потребители их продукции, низкие темпы прогресса в внедрение новых технологий и материалов, высокая мощность и транспортные тарифы и огромные долги делают будущее существование большинства машиностроительных предприятий сомнительно. Пытаясь выживают, эти растения ищут новые ниши, осваивая мелкая деревообработка, ремонт автомобилей, металлообработка и даже объекты пищевых производств. Многие создали коммерческие дочерние предприятия, занимающиеся торговлей и другими услугами.
ВЕДУЩИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ АВИАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение получили признание на международных рынках продукции истребителей СУ. Ассоциация является одним из крупнейших экспортеров Хабаровского края. Основное промышленное предприятие производит летающая лодка-амфибия «БЭ-103» и самолет регионального и внутренние авиалинии «СУХОЙ-80». Завод находится в государственной собственности и, во время его 19 октября99 визит, г-н Путин, премьер-министр Россия пообещала сохранить завод как госпредприятие и обеспечить его зарубежными контрактами и государственными заказами. Авиастроительная ассоциация ведет переговоры о производстве пищевых отходов контейнеры с японской фирмы. а Ассоциация самолетов также включает в себя ряд отдельных заводы-изготовители, выпускающие гражданские товары, в том числе «Стилс» (моторные лодки), «Стрела» (яхты, самокаты, детские велосипеды, кислородные барокамеры для медицинских нужд, снегоходы), а также «Авест» (электроника).
Avest сотрудничает с LG, Корея, для сборки телевизоров, радиоприемников и другой бытовой техники. Компания восстанавливает свою работу после 1998 финансовый кризис. Он надеется производить 120 000 телевизоров в год. Авест неиспользованные мощности позволяют искать партнера для производства электронные приборы. Он также намерен начать производство платы компонентов для электронных приборов. АМУРСКАЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ЗАВОД С первого года основной деятельностью Амурского Судостроительный завод занимается изготовлением подводных лодок. В В настоящее время Верфь сотрудничает с «Росвооружением», чтобы найти заказы на строительство класса "Кило" (типа 877 ЭКМ) подводные лодки. Завод производит многоцелевой 5500-тонный грузовое судно смешанного типа «Волга», морской буксир-спасатель, Рыбацкие лодки водоизмещением 135 тонн и дельтапланы. В 1995, предприятие подписало контракт с McDermott Shipbuilding, ООО на строительство плавучей установки по переработке жидких отходов РАД средство.
Завод стал первым хабаровским предприятием, участие в морском нефтегазовом проекте «Сахалин-2». Это было заключил субподряд на строительство опоры для буровой станции «Моликпак». Компания планирует расширить свое присутствие на Сахалине проектов, а также развивать производство строительных материалов, мебели и других товаров народного потребления. АМУРЛИТМАШ Акционерное общество «Амурлитмаш» производит литейные оборудование: стволы непрерывного дробеметного действия, периодического действия дробеструйная очистка стволов, дробеструйные камеры периодического действия с рельсовыми вагонами, универсальные дробеструйные камеры очистки, дробеметные машины для листового и металлопроката электрогидравлические машины. Несмотря на сложные экономические условиях, за последние четыре года компании удалось вывести на рынок двадцать новых продуктов. Объем внутреннего заказы увеличились. В 1998, Амурлитмаш и его бельгийский партнер создано совместное предприятие «Робема» по производству дробеструйное оборудование для западноевропейских рынков.
КОМСОМОЛЬСКИЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ ЗАВОД Комсомольский электротехнический завод — единственная батарея производитель на востоке России. Частным лицам принадлежит 89 процентов акции компании; остальные одиннадцать процентов принадлежат Императорский фонд. Завод производит пластмассовые расходные материалы и признан одним из самых успешных предприятий края. В 1992, она продала 2000 аккумуляторов компании Alaska Batteries. Завод готов привлечь средства на рынке капитала путем выпуск 100 000 обыкновенных акций номинальной стоимостью 100 рублей за акцию. Выпуск увеличит уставный капитал на 25 процент; дополнительный капитал будет использован для развития завода и модернизация оборудования. АМУРСТАЛЬ На протяжении десятилетий завод «Амурсталь» был единственным производителем стали и проката металлов к востоку от озера Байкал. После 1989 производство стали и проката сократилось из-за нарушение хозяйственных связей и поставок. За последние восемь лет завод объявил о банкротстве и сменил владельцев несколько раз. В настоящее время работает несколько независимых компаний. на производственной базе бывшего гиганта Дальнего Востока металлургия. Акционерное общество «Амурсталь-Профиль» создано на базе цех гнутого проката компании "Амурсталь". «Амурсталь-Профиль» производит щебеночные ограждения по международный стандарт DIN 17100 RSD 37-2 с высоким качеством антикоррозийное покрытие. Производственные мощности компании позволяет производить 200 000 тонн гнутой стали, что делает 9,000 километров дорожных ограждений. Годовой спрос на дорожные заграждения на востоке России оцениваются в 450-600 километров. Ближайшие производители ограждений находятся в Европе Россия. Спрос на барьеры значительно возрастет с реконструкция существующих и строительство новых дорог, крупный приоритет администрации Хабаровского края. Принимая во внимание рассмотреть вопрос о предстоящем развитии газопровода через Хабаровский край компания также намерена производим водогазопроводные трубы от 32 до 193,7 миллиметра диаметр. «Амурсталь-Профиль» заинтересована в поиске партнера который будет участвовать в его проектах на 25 процентов своего запас. СТАЛЕПРОКАТНЫЙ ЗАВОД Акционерное общество «Дальневосточный сталепрокатный завод» (Сталепрокатный завод) также является одним из правопреемников «Амурсталь». В компании, основанной в 1997 году, работает 250 человек. человек и производит 60 000 тонн стального проката в год. завод мог увеличить выпуск продукции. В настоящее время 30 проц. стальной прокат экспортируется в Китай. ЛЕСОПРОИЗВОДСТВО И ДЕРЕВООБРАБОТКА Лесная промышленность всегда была важным фактором Комсомольское хозяйство. Большие запасы древесины находятся в г. соседние районы и относительно развитая транспортная сеть дала некоторым комсомольским лесопромышленникам лидирующие позиции в крае. Почти каждый лесопромышленник пытается построить деревообрабатывающее предприятие. Поскольку местный компаниям не хватает передовых технологий обработки древесины и оборудование, есть возможности для бизнеса для компаний США в этом секторе. ФЛОРА, ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «Флора» — крупная лесозаготовительная компания и экспортер Хабаровского Край. Компания была основана в 1991, а сейчас работает 1800 человек. люди. Его акционерами являются частные лица. Основные поля бизнеса - лесозаготовка, распиловка, экспорт и импорт древесины лесозаготовительное оборудование. В 1998 году оборот Флоры составил 49 миллионов долларов США, его экспорт составил 600 000 кубометров. Компания контролирует 10 процентов российского экспорта древесины в Япония. Он имеет прочные партнерские отношения с Marubeni, Kamatsu и Nissan Diesel и имеет два консигнационных склада последнего. две фирмы. Флоре предоставлена ​​отсрочка платежа на один год. техника поступила со складов. В 1998, компания импортировал товаров на 1,5 млн. долларов США, а в 1999 г. оборудования на 5,5 млн долларов США. Торговое подразделение "Флоры" продает технику, запчасти и инструменты компании «Форест Старма» и лесопромышленные предприятия, работающие на Сахалине, в Хабаровске и Приморье Крайс. В течение последних четырех лет «Флора» внедряет Скандинавская технология лесозаготовки. Теперь агрегаты Timber Jack производят 80 процентов от общего объема производства древесины. Компания ищет иностранным партнером модернизировать свои деревообрабатывающие мощности для производить высококачественные материалы для зарубежных и отечественных рынки. ВОСТОК ООО «Восток», создано в 1987, деревообрабатывающая компания. ориентируется на рынки Юго-Восточной Азии. Древесина полного цикла перерабатывающий комплекс производит разнообразные строительные материалы и бревенчатые дома на экспорт в Республику Корея. Становиться повысить конкурентоспособность и расширить продажи, Восток ищет партнеров для модернизировать свои производственные линии, установив новую сушильную печь, единицы консервации и упаковки древесины. КЕДР Кедр Холдинг был основан рядом комсомольских лесозаготовительных и деревообрабатывающие предприятия на производственной базе Expa акционерная компания. Холдинг имеет собственный лесопарк и деревообрабатывающие предприятия. Кедр желает устроить совместный предприятие с иностранным партнером для производства высококачественной древесины материалы для строительства и мебели. Швейная промышленность Швейная фабрика «Комсомолка» долгие годы была лидером легкой промышленности края. В середине 90с, компания пошла через глубокую рецессию. Сегодня в «Комсомолке» работает 800 человек. (3700 в 1992 г.) и открыл швейные мастерские в небольших населенных пунктах. вокруг Комсомольска для снижения себестоимости продукции. В 1995 г. Комсомолка создала совместное предприятие "Возрождение-Комсомолка" (Р-К). запас. R-K располагает современным оборудованием и производителями одежды для экспорт. В 1998 году экспорт РК достиг 1,5 миллиона долларов США. В нем есть недавно разработал бизнес-план для дальнейшего развития своего производственные линии. КОМСОМОЛЬСКИЙ НПЗ Комсомольский НПЗ — крупнейший нефтеперерабатывающий завод в России. Дальний Восток. Он получает сырую нефть по трубопроводу с Сахалина. и по железной дороге из Иркутска. Процесс нефтепереработки находится ниже мира стандарты. выпуск падает каждый год. И краевые, и муниципальные правительства предполагают, что управление компанией неэффективно и что завод нуждается в серьезной реструктуризации. ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ Телекоммуникационные услуги в Комсомольске скудны. Компания Электросвязь, контролирующая традиционные телекоммуникаций, очень консервативна и не открыта для новых технологии. Роснет — авторитетный негосударственный провайдер услуг связи в комсомольске. Это представляет КОМСТАР, совместное предприятие Московского городского телефона Network и GPT (Великобритания), а также предоставляет различные надежные и относительно недорогие телекоммуникационные услуги в городе. Клиентура компании быстро растет. Роснет входит в местную организацию инвалидов; это дает Роснет существенное освобождение от налогов. Специалисты отрасли считают Американские компании могут найти возможности в некоторых сегментах рынка. рынок телекоммуникаций. ТРАНСПОРТ Внутренний аэропорт, расположенный в 40 км к югу от города. обслуживает Москву два раза в неделю. есть хороший Качественное шоссе (270 км) между Хабаровском и Комсомольском. Между Комсомольском и столица края. Примерно в середине Хабаровск Комсомольское шоссе новая 210 км Лидога - Ванино начинается гравийное шоссе. Он обеспечивает прямое превышение третьего Крупнейший морской порт на Дальнем Востоке России. Река Комсомольск порт работает шесть месяцев в году и может обслуживать река-море сосуды. МЕСТНОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО Комсомольское правительство проявляет больше творчества и инициативы в поддержке бизнеса, чем большинство его коллег на Дальнем Востоке. Большинство члены комсомольского правительства работали на местные крупные государственные промышленные предприятия. В течение многих лет их стиль управления было производством, а не рынком, ориентированный. Несколько сотен комсомольских предпринимателей и муниципальных сотрудники посещали семинары по маркетингу, общим и финансовый менеджмент, бухгалтерский учет, управление персоналом организованный Российско-американским образовательным центром. Местный Правительство всегда очень помогает в организации поездок представители американского правительства, техническая помощь организаций и частных предпринимателей. БАНКОВСКОЕ ДЕЛО С 19 августа98 кризис, только четыре банка были в Комсомольске работают: Сбербанк, Дзёмги, Далькомбанк и Региобанк. В начале 2000 г. Внешторгбанк и некоторые другие московские на базе коммерческих банков планируют открыть свои представительства в городе. ИНФОРМАЦИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ Поездка ночным поездом из Хабаровска в Комсомольск занимает 8 часов. часы. Цена одного билета — 17 долларов. Автомобили первого класса и купе удобные и услуги хорошие. Поездка на автобус в дневное время занимает восемь часов, а на машине пять часов. Внутренний аэропорт, расположенный в 30 милях от Комсомольска, обеспечивает регулярное сообщение только с Москвой. В городе есть регулярные поезда и автомобильное сообщение с Ванино и Советской Гаванью. ГОСТИНИЦЫ И БИЗНЕС-УСЛУГИ Три гостиницы в Комсомольске предоставляют адекватные услуги. отели безопасны и имеют рестораны и сауны. Стоимость для костюмы колеблется от 20 до 35 долларов США. В городе нет бизнес-центров. или другие средства для обеспечения телекоммуникаций или других услуги поддержки бизнеса. Частные такси стоят примерно один доллар за милю. КЛЮЧЕВЫЕ КОНТАКТЫ: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЧИНОВНИКИ ГОРОДСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ 13 Аллея Труда Комсомольск-на-Амуре, Россия 681000 Владимир Михалев, мэр В 1996, г-н Михалев был признан одним из десяти лучших мэров в России. Тел: (7-42172) 4453-44, 432-33 Факс: (7-42172) 444-19 Владимир Ефременко Заместитель мэра по экономике и финансам Тел: (7-42172) 428-99 Факс: (7-42172) 4446-19 Владимир Герасимов Заместитель мэра по промышленности, транспорту и связи Тел: (7-42172) 4468-07 Факс: (7-42172) 4446-19 Оксана Абасова начальник отдела международной экономики Тел: (7-42172) 436-84 Факс: (7-42172) 4446-19Сергей Уханаов Начальник информационного отдела Тел: (7-42172) 465-69 Факс: (7-42172) 4446-19 Электронная почта: city@kmscom. ru ФОНД РАЗВИТИЯ КОМСОМОЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ Владимир Мокроусов, менеджер Амурско-Солнечный Техноэкополис ул. Севастопольская, 42 Комсомольск-на-Амуре, Россия 681000 Тел: (7-42172) 424-94 ПРЕДПРИЯТИЯ КОМСОМОЛЬСКОЕ АВИАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ Вячеслав Шпорт, директор по производству улица Советская, 1 Комсомольск-на-Амуре, Россия 681018 Тел: (7-42172) 632-00 Факс: (7-42172) 298-51 Электронная почта: [email protected] ЗАВОД "АВЕСТ" - АВИАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ Александр Микрюков, директор улица Советская, 1 Комсомольск-на-Амуре, Россия 681018 Тел: (7-42172) 630-46 Факс: (7-42172) 284-33 Электронная почта: [email protected] АМУРСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД Алексей Кокин Начальник отдела внешнеэкономических связей Аллея Труда, 1, Комсомольск-на-Амуре, Россия 681000 Тел: (7-42172) 400-39 или 473-00 Факс: (7-42172) 450-26 Электронная почта: [email protected] АМУРЛИТМАШ, ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО Владимир Жук, генеральный директор улица Культурная, 1 Комсомольск-на-Амуре, Россия 681008 Тел: (7-42172) 287-77 Факс: (7-42172) 455-86 КОМСОМОЛЬСКИЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ ЗАВОД Владимир Щетинин, генеральный директор улица Кирова, 54 Комсомольск-на-Амуре, Россия 681027 Тел: (7-42172) 454-63 Факс: (7-42172) 454-59ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ПОДМА» Дмитрий Рябов, генеральный директор Северное шоссе, 3 Комсомольск-на-Амуре, Россия 681005 Тел: (7-42172) 445-39 Факс: (7-42172) 437-02 ООО ЭКСПО. Сергей Матвеев, директор ул. Лесозаводская, 6 Комсомольск-на-Амуре, Россия 681000 Тел: (7-42172) 438-53 Факс: (7-42172) 469-27 АО «АМУРСТАЛЬ-ПРОФИЛЬ» Сергей Сафонов Директор улица Заводская, 2 Комсомольск-на-Амуре, Россия 681005 Тел: (7-42172) 924-39 Факс: (7-42172) 472-80 ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ СТАЛЕПРОКАТНЫЙ ЗАВОД Алексей Носков, директор улица Заводская, 2 Комсомольск-на-Амуре, Россия 681005 Тел: (7-42172) 923-36 Факс: (7-42172) 432-54 Электронная почта: [email protected] АО «ФЛОРА» Владимир Белозёров, генеральный директор улица Кирова, 79/2 Комсомольск-на-Амуре, Россия 681000 Тел: (7-42172) 435-21 Факс: (7-42172) 470-16 Электронная почта: флора@kmscom.ru ВОСТОК, ООО. Михаил Че, директор улица Комсомольская, 2 Комсомольск-на-Амуре 681000, Россия Тел: (7-42172) 433-21 Факс: (7-42172) 427-83 КЕДР ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ Сергей Матвеев, директор ул. Лесозаводская, 6 Комсомольск-на-Амуре, Россия 681000 Тел: (7-42172) 438-53 Факс: (7-42172) 469-27 АО «ЭЛКОМ» Владимир Власов, генеральный врач Аллея Труда, 1, Комсомольск-на-Амуре, Россия 681000 Тел/факс: (7-42172) 450-80 АО «РЕНЕССАНС-КОМСОМОЛКА» Иван Белёвкин, генеральный директор улица Ленина, 39 Комсомольск-на-Амуре, Россия 681024 Тел/факс: (7-42172) 377-45 РОСНЕТ Александр Ермаков, президент Аллея Труда, 40, офис 331 Комсомольск-на-Амуре 681000, Россия Тел: (7-42172) 368-38 Факс: (7-095) 737-62-60 Электронная почта: ermak@amur. rosnet.ru ГРАНУЛ, ООО Анатолий Киселев, генеральный директор Северное шоссе, 61 Комсомольск-на-Амуре 681005, Россия Тел: (7-42172) 467-37 Факс: (7-095) 486-36 Электронная почта: [email protected] ОТЕЛИ Гостиница Визит улица Кирова, 25, Комсомольск-на-Амуре 681000, Россия Тел/факс: (7-42172)431-47 Гостиница Восход улица Первостроителей, 31 Комсомольск-на-Амуре 681000, Россия Тел/факс: (7-42172)303-36 Гостиница Амур проспект Мира 15 Комсомольск-на-Амуре 681000, Россия Тел/факс: (7-42172)430-74
Источник: Министерство торговли США – Национальный банк торговых данных, 21 июня 2000 г.

Город, построенный на костях заключенных

Комсомольск-на-Амуре — промышленный город на Дальнем Востоке России. Основанный в 1932 г., он с 1937 г. не отмечен на картах и ​​закрыт для посещения иностранцами не только в советское время, но и в 2003 г. Он пережил резкий экономический спад в конце 1990-х гг., когда его население сократилось с 300 000 до 200 000 человек, а более недавно его экономическое состояние возродилось. Сегодня здесь находятся металлургический и нефтеперерабатывающий заводы, машиностроительные заводы, огромная верфь, на которой строятся как гражданские, так и военные корабли, в том числе подводные лодки, и авиазавод, выпускающий как гражданские, так и военные самолеты. Есть также 36 школ и два университета.

Комсомольск-на-Амуре

Место обладает определенной природной красотой – оно находится на излучине широкой реки Амур, которая течет на восток из глубин Сибири (где она определяет большую часть границы между Россией и Китаем). поворачивает на север у Хабаровска и впадает в Охотское море. Летом на берегу реки может быть достаточно приятно. Но вряд ли можно было себе представить более негостеприимную среду для человеческого поселения. В городе зарегистрированы температуры в пределах от 38 o C летом до -47 o C зимой. Семь месяцев в году город находится под снегом и льдом.

Во время моего визита постоянно шел дождь. Ожидая встречи с хозяевами на автобусной остановке, я наблюдал, как двое полицейских бродили среди толпы, состоящей не более чем из двадцати человек. В конце концов они выделили молодого человека, сидевшего на скамейке, встали над ним, по одному с каждой стороны, и начали его расспрашивать. Они заставили его снять куртку. Потом его туфли. Он избегал смотреть им в глаза. Примерно через 20 минут допроса они двинулись дальше. На униформе полицейских на видном месте было имя 9.0022 Охрана — название ненавистной политической полиции в царские времена. Комсомольск — это город, преследуемый своим ужасным прошлым, и странная, неуловимая, но безошибочная атмосфера страха и настороженной подозрительности пронизывала город, чего не было нигде в России, где я бывал. Это было самое близкое к тому, чтобы вернуться в сталинские времена.

Комсомольск был сталинской промышленной колонией, предприятием, больше похожим на царскую колонизацию Сибири, чем на социалистическое строительство. Однако, когда он был основан в 1932 она продвигалась как часть грандиозного проекта по ускоренному строительству советской промышленности. Это был период сталинской насильственной коллективизации сельского хозяйства и быстрой индустриализации, которые были осуществлены с ошеломляющей человеческой ценой: тщетная попытка преодолеть препятствия на пути к индустриализации одним усилием воли.

Фрагмент росписи здания 1960-х гг. Лозунг: Слава Союзу коммунистической молодежи Фото: Джеймс Робб

Для Комсомольска планировалось построить крупный промышленный город в месте, близком к огромным природным ресурсам Сибири — ископаемому топливу, руде и древесине — что также было важно в военном отношении. обороноспособны и имели выход к океану. Были набраны легионы добровольцев, особенно из числа членов Союза коммунистической молодежи, комсомола, для помощи в строительстве социалистической промышленности. Отсюда и название Комсомольск: это был город коммунистической молодежи.

Первые два контингента добровольцев прибыли весной 1932 года, один из 300 человек, а другой вскоре после этого из 170 человек. Когда они прибыли, не было почти ничего в плане жилья или удобств, только одна русская деревня, где-то 16 семей, и несколько близлежащих деревень коренных жителей. До тех пор, пока не был расчищен лесной покров, было мало средств для производства продуктов питания или строительных материалов. В таких суровых условиях среди этих первых добровольцев была высокая смертность. Большинство выживших уехали в течение двух лет.

Карта, найденная в файлах НКВД, с указанием расположения лагерей для военнопленных в Комсомольске (черные прямоугольники). Сначала они были обычными заключенными. Первые три партии заключенных, всего около 2500 человек, прибыли в сентябре 1933 года, когда стало холодать. К марту 1934 года в живых осталось только 57 из них.

Сталинский плакат, предупреждающий о «вредителях». Слоган: Будьте бдительны

Однако для пополнения рабочей силы наблюдался постоянный приток новых заключенных, все большую долю которых составляли политические заключенные. Противодействие насильственной коллективизации привело к тому, что тысячи человек были заклеймены кулаками (богатые крестьяне) и сосланы. По мере того, как накапливались экономические неурядицы форсированной индустриализации и вызванные этим нищета, ряды недовольных росли еще больше. Сталинские правители, неспособные распознать истинные причины бедствий в собственном бюрократическом планировании и утопических целях, возложили ответственность за неудачи на «вредителей» и «саботажников». Эти обвиняемые поставляли дополнительный труд заключенных для депортации в Комсомольск и подобные предприятия в течение следующих двадцати лет.

 

Одни из первых рельсов, проложенных заключенными на БАМе в 1934 году. Фото: Джеймс Робб

Помимо строительства большинства заводов и многоквартирных домов в городе, заключенные в Комсомольске и соседних городах построили Байкало-Амурскую магистраль (БАМ), железнодорожную линию с востока на запад, идущую параллельно старому транс -Сибирская линия, вокруг северной оконечности озера Байкал до Комсомольска. Большинство путей проложили первые заключенные в 1930-е годы. Затем во время немецкого вторжения рельсы были сняты, чтобы поставлять сталь для вооружения и рельсы ближе к театру военных действий. После войны БАМ был восстановлен японскими военнопленными.

Шпалы уложены на БАМе в 1934 г., рельсы сняты в 1941 г. Фото: Джеймс Робб Первый из них был в 1936–1937 годах, после пароксизма доносов и подтасовок, известных как Московские показательные процессы, на которых десятки тысяч рабочих и других лиц, совершивших революцию, наряду со многими другими вообще вне политической борьбы, были сфабрикованы по фантастическим обвинениям в поддержке контрреволюции, казнены и заключены в тюрьмы. В разгар сталинского террора малейшая провинность, шутка или неосторожное замечание могли закончиться отправкой в ​​ГУЛАГ.

Оригинальная кирпичная печь, построенная заключенными. Фабрика до сих пор используется как кирпичный завод. Фото: Джеймс Робб

В атмосфере террора люди доносили на членов своих семей и друзей ненавистному НКВД (политической полиции), ошибочно полагая, что это может спасти их от той же участи. Огромное количество вновь прибывших в Комсомольск еще больше удешевило их жизнь, а темпы их работы до смерти увеличились.

Счастливчики: японские солдаты репатриировались в 1946 с советской территории.
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Japanese_Soldiers_Returning_from_Siberia_1946.jpg

Вторая волна пришла после Второй мировой войны и состояла из двух компонентов. С одной стороны, были советские красноармейцы, взятые Германией в плен во время конфликта, а также многие другие, принимавшие участие в успешной защите Советского Союза от немецкого вторжения. Несмотря на их жертвы, с ними обращались как с врагами или потенциальными врагами, когда их репатриировали и отправили в ГУЛАГ. Второй составляющей, особенно многочисленной в Комсомольске, были японские военнопленные, захваченные при развале армии Императорской Японии в 1945 и Красная Армия наступала через Маньчжурию и Корею.

Некоторые из оригинальных железнодорожных вагонов, использовавшихся для перевозки заключенных в 24-часовом пути из Хабаровска. У них не было ни отопления, ни туалета, только дыра в полу. Многие погибли в пути.
Фото: Джеймс Робб

Наряду с постоянным притоком заключенных в оба эти периода в Комсомольск продолжали прибывать «добровольцы», движимые больше экономическими неурядицами и трудностями 1930-х годов и немецким вторжением, чем надеждой на социалистическое будущее. В то время как огромная верфь была построена в основном каторжными работами и завершена в 1933, на заводе работали волонтеры.

Здание, много лет служившее административной штаб-квартирой Комсомольского ГУЛАГа
Фото: Джеймс Робб

Однако волонтерство не гарантировало защиты от политических преследований. В 1936 г. только на верфи было арестовано около 600 добровольцев; в 1937 г. — еще 893, а в 1938 г. ошеломляющее количество добровольцев на верфи — 1211 — оказались по ту сторону колючей проволоки, заменив погибших заключенных. (Эти цифры составлены комсомольцами на основе собственных исследований местных картотек НКВД, недавно открытых для ограниченного публичного ознакомления.) Свободным совершеннолетним не разрешалось никаких контактов с заключенными, даже если они были женаты, хотя ребенок заключенного был разрешен некоторый контакт.

Руины барака заключенных, Комсомольск. Фото: Джеймс Робб

Условия содержания японских военнопленных немного отличались от условий содержания советских военнопленных — достаточно ужасающие, чтобы быть уверенным: из почти миллиона японцев, взятых в плен в Советском Союзе, только 600 000 выжили достаточно долго, чтобы быть репатриирован. Тем не менее, хотя они содержались гораздо дольше, чем японские военнопленные, захваченные другими армиями — от нескольких до десяти лет после окончания войны — их сроки заключения были в основном намного короче, чем у советских военнопленных. В других важных отношениях их условия были не такими плохими, как у русских. Эффекты этой разницы ощущаются даже сегодня.

Поскольку они были защищены в ограниченной степени международными договорами о военнопленных, которые подписал Советский Союз, японские военнопленные, как правило, имели немного лучшее питание и жилье. Они часто работали на одних и тех же заводах, например, на крупных сталелитейных заводах, а иногда делились едой с русскими.

Металлургический завод, построенный в 1936 году заключенными. Позже здесь работали как русские, так и японские военнопленные.
Фото: Джеймс Робб

Но самая большая разница заключалась в обращении с ними после смерти. Умерших японских пленных хоронили должным образом, и местонахождение их могил было общеизвестно. С тех пор как Комсомольск открылся для иностранцев, семьи погибших японских заключенных ежегодно организуют туры в город, чтобы найти могилы своих родителей, бабушек и дедушек. На одном большом японском кладбище с 1500 могилами было эксгумировано около 100 могил, а останки возвращены в Японию для перезахоронения в специальном комбинированном захоронении бывших военнопленных, на котором есть карта Советского Союза с указанием мест их захоронения. умер.

Ворота, через которые советские и японские военнопленные проникали на металлургический завод. Когда-то на нем был лозунг «Давайте чтить труд» — мало чем отличающийся от «Arbeit Macht Frei» на воротах лагеря смерти Освенцим. Фото: Джеймс Робб

Вернулись даже некоторые из бывших японских заключенных пожилого возраста. Во время одного из таких посещений в очень эмоциональный момент заключенный смог опознать построенный им деревянный дом в японском архитектурном стиле. Он умер через несколько месяцев. Японское правительство финансировало кампанию по поиску потомков смешанных браков с японскими военнопленными, но так и не нашло их в Комсомольске. Некоторые семьи бывших заключенных, приехавших в 1990-х спросили о белорусской медсестре, которая работала в госпитале для японских заключенных, и которую заключенные вспоминали с теплотой. Выяснилось, что медсестра до сих пор живет в Комсомольске, и с ней удалось встретиться. Было построено множество памятников в память о японских военнопленных и их жертвах.

«Госпиталь» заключенных ГУЛАГа, откуда немногие возвращались живыми.
Фото: Джеймс Робб

Такие примирения и действия, направленные на то, чтобы положить конец ужасам прошлого, однако, не были возможны в случае с русскими заключенными. Частично это связано с ужасной историей предательств и ложных обвинений, из-за которых заключенные оказались в лагерях, а простить их труднее, чем попасть в плен. Но еще большей причиной были систематические, продолжавшиеся десятилетия усилия сталинских властей стереть этих людей из рядов человечества.

Намерением сталинских преследователей всегда было то, что их приговор был пожизненным, и — смертным приговором, и он должен был продолжаться даже после смерти. Мало того, что не велось никаких записей о том, где они были похоронены, но местонахождение братских могил, в которые были сброшены их тела, намеренно и энергично скрывалось.

Гинекологический госпиталь, построенный на месте могильника заключенных
Фото: Джеймс Робб

Местные жители хорошо представляют, где находятся основные могильники. Но на протяжении многих лет, прошедших после массовых смертей 30-х и 40-х годов, власти хранили эту тайну в тайне. В 19В 70-х годах прямо на известном месте крупнейшей братской могилы был построен завод по производству шлакоблоков, а через несколько лет над вторым по величине местом была построена гинекологическая больница. Недостатка в альтернативных местах для этих зданий не было — предполагалось навсегда закопать улики под бетон. Все человеческие останки, обнаруженные во время этих построек, были уничтожены, а записи засекречены. Комсомольск — город, построенный на костях заключенных, в самом буквальном смысле.

Цифры огромны: по официальным данным, в 1948 году в Комсомольске проживало 937 000 человек. В 1985 году их было 311 тысяч, а в этот период очень немногим комсомольцам разрешалось выезжать из города. Даже с учетом большого запаса зарегистрированных смертей, незарегистрированных побегов и миграций, а также ошибок, неопознанные мертвые должны исчисляться сотнями тысяч.

После смерти Сталина в 1953 году система ГУЛАГа была значительно сокращена по всему Советскому Союзу. Нарастание сопротивления в самих лагерях во главе с закаленными в боях ветеранами Красной Армии, заключенными после войны, было более важным фактором, чем смерть диктатора: все преемники Сталина делали все возможное, чтобы сохранить как можно больше этого.

Водочный завод, построенный в 1943 году заключенными.
Фото: Джеймс Робб

В Комсомольске за долгое время после смерти Сталина мало что изменилось, во многом из-за закрытости самого города, куда из-за того, что он был военным производственным центром, не могли свободно приезжать даже его «вольные» жители и уйти без специального разрешения властей. Тем немногим заключенным, которые выжили и отбыли срок, был предоставлен выбор: продолжать жить в Комсомольске в качестве свободных рабочих или перевестись в другую тюрьму или трудовой лагерь недалеко от их родного города, чтобы вынести еще один неопределенный срок заключения. К этому добавлялся тот факт, что во многих случаях они знали, что их супруги и семьи также были арестованы и убиты или отправлены в другие лагеря и, вероятно, мертвы. Было несколько случаев, когда заключенные в конце концов воссоединялись со своими семьями, но они были очень редки.

Подавляющее большинство осталось в городе, установило новые отношения и зажило новой жизнью, как только могло. Следовательно, у многих людей, живущих сегодня в Комсомольске, есть давно похороненные вопросы о своем прошлом, и раскопки этих историй — медленный и деликатный процесс. Некоторые жители начали изучать записи НКВД, содействуя визитам японских семей и всех заинтересованных, и делают все возможное, чтобы здания, построенные заключенными, не были разрушены. Это сложная задача. Одним из признаков экономического кризиса по всей Сибири было то, что многие прекрасные старые деревянные здания пришли в упадок.

Памятник жертвам политических репрессий, Комсомольск-на-Амуре.
Фото: Джеймс Робб

В городском парке установлен простой каменный памятник жертвам политических преследований. В их честь хотели бы назвать городской сквер, обозначить места захоронений, организовать просветительскую деятельность, но в администрации города говорят, что на все это не хватает средств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *