Узбекистан. Хива — город с самым большим обрезанным…
…чем? Читайте дальше, всё узнаете. На такие чудеса приезжают смотреть со всего мира, даже троллейбус пустили аж из соседнего города. Только вот русские «брезгуют» сюда приезжать.
Я сделал это за них всех и убедился: несмотря на необходимость ходить в маске, в Хиве гораздо круче чем в распиаренном Самарканде!
1 Хива — уникальный город. Не только для Узбекистана или бывшего СССР, а вообще для всего мира. Не так много осталось на планете нетронутых средневековых городов, которые во многом продолжают жить своей старинной жизнью. Само собой, хивинскя история полна интриг, тайн и переворотов: ханы, эмиры и султаны дрались за клочок пустыни, территория переходила из рук в руки, каждый правитель менял столицу и перестраивал её на свой вкус. Нынешний облик города был сформирован в 19 веке и с тех пор не менялся. А что такое 19 век в Центральной Азии? «Дремучее средневековье, где ездят на ослах». Кстати, на осликах до сих пор здесь ездят.
Интересная Хива целиком умещается в пределах старинной крепости Ичан-Кала. Посмотрите сами, это же самый колоритный и фотогенничный город Узбекистана, не разбавленный советскими постройками. По размерам внутренний город чуть больше московского кремля, так что одного дня на беглый осмотр Хивы будет достаточно. И это будет увлекательный день!</p>
2 У подножия крепости конечная остановка единственного в Узбекистане троллейбуса. Последняя сохранившаяся в стране ветка, зато сразу междугородная! Маршрут проложен из соседнего города Ургенч. Туристы часто приезжают в Хиву именно на «рогатом», так как именно в Ургенче расположен ближайший аэропорт, а Хива сегодня — провинция и задворки.
3 Обычно в Хиве всегда хорошая погода, в году — 330 солнечных дней. Но мне повезло приехать в город не просто в пасмурную погоду, а в настоящую пустынную бурю.
4 К пыльным бурям мне не привыкать, но здесь всё было совершенно по-другому. Вместо резкого повышения температуры она упала до 10 градусов (ещё накануне, в Бухаре было под 40 в тени!), в воздухе повисли тяжёлые частицы — нет, не пыли, а настоящей соли, пригнанной ветром со дна высохшего Аральского моря. Дышать стало так тяжело, что если б не случайно подвернувшийся на улице торговец марлевыми повязками, прогулка была бы короткой. Конечно, непогода сказалась и на настроении фотографий, и на моём ощущении себя в этом городе. Но несмотря ни на что, Хива понравилась, просто в отличие от Бухары, я не успел прочувствовать её изунтри.
5 В сравнении с Бухарой туристов здесь нет совсем. За целый день встретил лишь две маленькие группы иностранцев и один экскурсионный автобус с узбекскими бабушками. Может, погода сказалась, но скорее всего (и это заметно по самому городу, состоянию памятников и даже количеству вариантов размещения) многие сюда не добираются.
6 Придётся смириться, что Хиву постоянно тянет сравнить с Бухарой. У вас будут такие же ощущения, если посетите древние города именно в такой последовательности. А вот наоборот, скорее всего, не получится: Бухарские впечатления и эмоции способны затмить собой все остальные города Узбекистана. Так что, если не читали предыдущий пост (как раз про Бухару), советую начать с него, а потом вернуться к рассказу про Хиву.
7 Центр заполнен сувенирными лавками. На востоке они играют роль традиционных базаров, делая вид что в древности так всё и было. Но выбор скуднее и провинциальней, обычный ширпотреб и много товаров made in China. В Бухаре (да, опять сравнение) всё было по-другому, город влюбил своей настоящестью, ручной работой и подлинными ремёслами. А не подделками под них.
8 Хотя и в Бухаре можно нарваться на «китайщину», и в Хиве найти аутентичный халат или тюбетейку, сотканную местной мастерицей накануне за ужином.
9 Помните, это Восток, и от хитрости до обмана один шаг. Хотя у узбеков жульничать не принято, в туристических местах всякое бывает. И конечно, не забывайте торговаться!
10
11 С надеждой на американских туристов, мастер выжег стодолларовую купюру на доске для нард. Зато сразу видно, сколько стоит товар!
12 Самый узнаваемый ориентир — недостроенная башня Кальта-Минар. В своё время минарет должен был стать самым высоким и могучим во всём исламском мире (на тот момент 70 метров), но «наполеоновские» планы были прерваны смертью их обладателя. сейчас башня кажется эдаким толстяком и смотрится интригующе именно из-за своей незавершённости. А минареты с тех пор стали куда как выше, сегодня мировой рекорд принадлежит марокканской Касабланке.
13 Смело заходите в здания, но не ждите от интерьеров слишком много. В большей части исторических зданий всего лишь продолжение уличного сувенирного базара: помещения сдают торговцам, чтобы он не пустовали и не разрушались без людей. Другое дело — музеи и дворцы хивинских ханов. Если интересуетесь подобным, идите сразу в Таш-Хаули.
14 Перед поездкой я тщательно готовил маршрут и пытался понять разницу между Самаркандом, Хивой и Бухарой — на картинках всё сливалось в однотипные жёлтые башни и лазурные купола. В реальности все три города оказались совершенно разными, но всё-таки ехать во все три нет никакого смысла. Бухару с Хивой могу рекомендовать однозначно, Самарканд можно пропустить, это большой современный город с небольшим вкраплением старины. И в то же время, он самый туристический.
15 Хива же — самая аутентичная из всей тройки. Во-первых, это полностью сохранившийся средневековый город, компактно уместившийся в крепостных стенах. Во-вторых, он наименее туристический. И в-третьих, хивинцы кажется так и не сообразили, что живут внутри памятника истории, и относятся к нему без подобающего пиетета.
16
17 К ремонтным работам подходят так, как будто нужно просто переложить плиточку на Тверской улице в Москве. Да, в Хиве ещё полно мест, где нет вообще никакого твёрдого покрытия, песок, смешанный с землёй.
18 Стены реставрируют по аутентичным старинным технологиям, то есть буквально из говна и палок.
19 Так что если любите настоящие, живые, непричёсанные города — спешите в Хиву! Только не подумайте, что здесь везде сплошной трэш да разруха, дальше я покажу вам прекрасные виды, которые перекроют всю эту «непричёсанность»!
20 В Узбекистане развит даже внутренний туризм! Был удивлён, увидев туристическую группу явно меснтых женщин в национальных одеждах — так что не только иностранцев привлекают все эти древности.
21 Впрочем, ну их этих туристов, и местных и заморских 🙂 Они сам как-нибудь разберутся со своими путеводителями. Мне интереснее идти, куда глаза глядят, причём желательно подальше от памятников.
22 Хивинские жилые районы не разочаруют, колорита здесь хватит на десяток отдельных постов. Один въедлевый до мелочей ЖЖ-блогер примерно с десяток и написал, так что захотите исторических фактов, названия медресе и имена всех ханов от первого до последнего — читайте в ЖЖ «Варандей». Парень проделал огромную работу, и хоть читать столько букв даже мне бывает занудно, это самый полный на сегодняшний день виртуальный гид по Узбекистану.
24 Я же не пичкаю вас энциклопедическими подробностями, а показываю современный город и его настроение.
25 Старый двор чужого дома.
26 На самом деле, в Хиву нужно ехать прямо сейчас. Не откладывать даже на следующий год. Спадёт жара — покупайте билеты, пока не поздно! Правительство Китая решило помочь братскому народу с реконструкцией исторических зданий во Внутренней Хиве, и это может обернуться катастрофой.
27 Одну улицу уже закрыли строительными лесами, первой под удар попадёт старинная и заброшенная медресе. Почему я против, чтобы за дело брались китайцы? Посмотрите, что они сделали с древним Кашгаром и ужаснитесь! В современном Китае не умеют восстанавливать, только сносить и строить заново китайские подделки под старину.
28 Ворота в большой мир. За ними начинается Внешняя Хива, современный город, который я решил не смотреть — ведь там обычный Узбекистан, который можно встретить в любом из его городов.
29 Лучшие виды на город, само собой, с высоты квадрокоптера, но если у вас его нет, отправляйтесь гулять по крепостным стенам!
30 Но это бонус-трек для самых усердных: подняться на стены можно лишь со стороны северных ворот Багча-Дарваза, с двух сторон есть широкие лестницы. Направление выбирайте сразу, пройти по кругу не получится, в какой-то момент упрётесь в стену, придётся развернуться и идти обратно. Я пошёл налево (если смотреть по карте, где север наверху(
31
32 Состояние стены соответствует возрасту стройматериалов. Глина, смешанная с сеном может стоять долго, но смотрите под ноги внимательно! Где-то реставраторы укрепили полы кирпичом, но можно оступиться и сорваться вниз. Не подходите близко к краю стены, на следующей фотографии наглядно показано, почему.
33 О возможности погулять по стенам многие туристы просто не догадываются. Так, итальянцы, увидевшие нас на валу, стали громко распрашивать, как же сюда подняться и сколько это стоит. Бесплатно, но надеюсь у вас есть туристическая страховка.
34
35 Не пейте алкоголиков! С чем в Узбекистане действитеьно плохо, так это с бухлишком. Почти все две недели мы не пили ничего крепче кока-колы. Не подумайте, в этой мусульманской стране свободно продаётся любой алкоголь, вот только качество у него не ахти, а импортного либо нет (в регионах) либо очень дорого (в Ташкенте). Но мы ведь не бухать приехали 🙂
36 Следующим утром распогодилось. Пыль и соль до конца не рассеялись, но выглянуло солнце. Повторять прогулку не было ни сил ни желания, к тому же фотографии серой туманной Хивы большая редкость.
37 И ещё большая редкость (пока) эти фотографии с высоты полёта квадрокоптера. Как мне удалось протащить его в Узбекистан? Загадка. Вообще, они здесь запрещены, но есть нюанс: запрещены к ввозу, а если уж не заметили, то летайте на здоровье и никто не будет докапываться. В конце-концов, здесь есть местные дроноводы и свадебные операторы. Они работают на заказ, но почему-то совершенно не снимают местные красоты. А зря. Наверное, надо будет сделать отдельный пост с лучшими снимками Узбекистана с высоты, напомните потом об этом, ладно?
38 Северные, «Садовые» ворота и лестницы, по которым можно подняться на стену. Дальше сразу начинается новый город, видите какой контраст?
39 Но не везде за пределами крепости соварх и новостройки — город давно разросся, как Москва «вышла» из Кремля: хватает аутентичных кварталов-махаллей.
40
41
42 Крыша недостроенного минарета. На неё можно подняться, если найдёте, с кем договориться!
43 Ну вот скажите мне, виделили ли вы на постсоветском пространстве более преркасный древний город? Ответ пишите в комментариях!
44 Завтра мы с вами снова перенесёмся в Бухару — на этот раз пойдём к евреям. Приходите в 10 утра по московскому времени — будет интересно! Ну а если этот пост «зачёт» — ставьте лайк, пишите комментарий и делитесь ссылкой с друзьями!
Все мои путешествия застрахованы на 1 миллион долларов в Абсолют Страхование, что бы ни случилось. Читателей блога ждёт специальная скидка 20% на любую страховку.
macos.livejournal.com
Хива — Википедия
Хива́ (узб. Xiva, перс. خیوه — Xiveh) — город в Хорезмской области Узбекистана.
Окружённый мощными стенами исторический внутренний город Хивы — жемчужина Хорезмского оазиса — объявлен ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия.
История
Легенда об основании города повествует, что город вырос вокруг колодца Хейвак, вода из которого имела удивительный вкус, а колодец был выкопан по приказу Сима, сына библейского Ноя[2]. В Ичан-Кала (внутренний город Хивы) и сегодня можно увидеть этот колодец. Хива была одним из городов древнего Хорезма, который представлял собой крупное государство, расположенное на западе Центральной Азии, южнее Аральского моря.
Согласно археологическим данным, Хива была основана более 2500 лет назад. В древности город был известен под названием Хейвак. По преданию Хива была основана одним из пророков. В своей истории город пережил ахеменидское завоевание и периоды расцвета, когда границы древнего Хорезма простирались до Колхиды.
Хива не была изначально столицей Хорезма. Историки говорят, что в 1598 году, Амударья (большая река, истоки которой находятся на Памире, на высоте 2495 м) отступила от прежней столицы Ургенч (в прошлом Гургандж). Амударья, протекая по территории ханства, впадала в Каспийское море по старому руслу, известному как Узбой[3], снабжая жителей водой, а также обеспечивая водный путь в Европу. В течение веков река радикально меняла своё русло несколько раз. Последний поворот Амударьи в конце XVI века погубил Гургандж. На расстоянии 150 км от современной Хивы, недалеко от населенного пункта Куня-Ургенч (территория Туркмении), что означает «старый Ургенч», находятся руины древней столицы.
С 305 по 995 год Хорезмом, в состав которого входила Хива, управляла династия Афригидов.
В 712 году Хива была захвачена арабами Кутейбы ибн-Муслима. После этого Хива стала частью мусульманского мира. Несмотря на зависимость от арабов Афригиды сохраняли власть по конца X века.
В 995—1017 годах Хорезмом управляла династия Мамунидов. В 1017 году Хорезм оказался в зависимости от Махмуда Газневи.
Во второй половине XI века Хива оказалась в зависимости от Сельджукидов. В 1097 году к власти пришла династия Ануштегинидов.
В 1220 году город был разрушен армиями Чингисхана.
В IX—XII веках, кроме множества исламских учебных заведений, в Хорезме успешно действовали крупные центры науки: астрономии, математики, медицины, химии и т. д. «Домом мудрости», фактически академией наук, которую создал в Багдаде тогдашний правитель Аль-Мамун, руководил выходец из Хорезма Мухаммад-аль-Хорезми. Уже в IX веке его фундаментальные труды по математике, географии, геодезии были известны в Европе и не утратили своего значения до наших дней. Огромное научное наследие оставили Аль-Бируни, Агахи, Наджм ад-дин Кубра и другие ученые и богословы, чьи имена также связаны с Хорезмом.
Пять раз Тамерлан совершал походы на Хорезм, но лишь в 1388 году ему удалось полностью завоевать его.
В 1511 году Хива вошла в состав государства управляемого династией Шейбанидов.
В 1598 году, когда город стал столицей Хивинского ханства, он являлся маленьким укрепленным городком, имевшую к тому времени 10-вековую историю[2].
В 1618 году шибанид Араб Мухаммад-хан построил медресе в Хиве. В короткий период Хива стала одним из духовных центров Исламского мира.
Расцвет Хивы как города, строительство множества монументальных архитектурных сооружений происходил в XVIII — начале XX века, когда государством правила узбекская династия Кунгратов.
В 1717 году на подступах к Хиве произошло сражение 20-тысячного войска Шергази-хана с 4-тысячным экспедиционным отрядом А. Бековича-Черкасского, формально окончившееся победой русских. Однако, потеряв бдительность, Бекович-Черкасский позволил затем разделить свой отряд на несколько частей, которые по отдельности были уничтожены хивинцами; сам же командующий поплатился за это жизнью. В 1740 году Хива была захвачена персидской армией Надир-шаха, освободившего сотни русских пленных — участников неудачного похода 1717 года.
В 1793—1794 годах Хиву посетил медик Бланкеннагель, поехавший в Хиву из Петербурга для излечения глаз местного правителя, который во время поездки занимался сбором различных сведений об этой стране. Он оставил подробное описание Хивы, её географического положения, природных богатств, народонаселения и внешней торговли, в том числе данные о торговле с Россией[4].
На протяжении нескольких веков правители Хивинского ханства совершали вооружённые грабительские набеги на соседние регионы (Персию) и угоняли людей в рабство (туркменские налётчики похищали крестьян и продавали их на базарах в Хиве и Бухаре).
С целью предотвращения работорговли, губернатором Оренбурга и командующим Отдельного Оренбургского корпуса генералом В. А. Перовским предпринят был в 1839-1840 годах военный поход на Хиву. Несмотря на то, что по факту он окончился неудачей, Кули-хан издал в 1840 году фирман, запрещавший брать в плен, обращать в рабство и продавать на невольничьих рынках русских.
В 1873 году в ходе крупной войсковой операции под командованием генерал-губернатора Туркестана К. П. Кауфмана Российская империя аннексировала часть Хивинского ханства; сам город Хива был взят российскими войсками 10 июня 1873 года[5]. Эти земли вошли в состав Амударьинского отдела Сыр-Дарьинской области Туркестанского края. С рабовладением в регионе было покончено.
В начале XX века по инициативе премьер-министра Ислам-Ходжи в Хиве было организовано большое строительство. Например, были построены медресе и минарет, получивший имя в его честь, ставший одним из символов города. Так же была построена городская больница, подарок цесаревичу Алексею Николаевичу и городская почта (Оба здания ныне используются по назначению). Здание городской почты является архитектурным памятником, здание под охраной ЮНЕСКО, в нём расположен музей почты.
В 1919 году части Красной Армии свергли власть Хивинского хана. В 1920 году Хива стала столицей Хорезмской Советской Народной Республики, а в 1924 году земли Хорезмского оазиса вошли в состав Узбекской и Туркменской ССР, которые стали независимыми в 1991 году.
Археологическое и культурное значение
В списке ценностей общечеловеческого значения Хорезм занимает особое место, как крупный очаг мировой цивилизации и один из важных центров на Великом шелковом пути. В 1997 году Хива отпраздновала своё 2500-летие.
К числу уникальных ценностей мирового значения относятся архитектурные памятники Хивы, по праву снискавшей титул «города-музея».
Облик современной Хивы формирует в основном архитектура периода Хивинского ханства конца XVIII — начала XX веков. Но ведущиеся здесь археологические раскопки показывают, что в основании ряда сравнительно «молодых» остатков зданий лежат древние слои, относящиеся к III и ещё более ранним векам до н. э.
Комплекс Ичан-кала охраняется как Всемирное наследие ЮНЕСКО.
Обзор архитектурных памятников Хивы
Дорожный знак на въезде в Хиву Хива, улица в старом городе Хива, вид на Кальта-МинарБольшинство архитектурных шедевров Хивы сосредоточено в её городском ядре — Ичан-кале. Это «город в городе», обнесенный мощными крепостными стенами, в которых четверо ворот — по каждой стороне света. От западных ворот к восточным пролегла одна из главных магистралей, вдоль которой сосредоточены основные монументальные сооружения.
Со смотровой башни Ак-Шейх-бобо Ичан-кала виден как на ладони. Привлекает внимание необычный силуэт минарета Кальта-Минар, словно срезанный до середины. Массивный ствол его, изысканно украшенный широкими и узкими поясами глазурированного кирпича, свидетельствует о том, что он замышлялся грандиозным, величественным сооружением, главной вертикалью города. Но после смерти правителя, при котором сооружался минарет, он так и остался недостроенным, получив имя Кальта — Короткий.
Совсем рядом с Кальта-Минаром — медресе Мухаммад Амин-хана, крупнейшее из сохранившихся здесь зданий высших богословских учебных заведений. Особенность его архитектуры — сдвоенные худжры — кельи для проживания студентов. Замечательно украшают здание пояса цветных кирпичных наборов, майоликовые облицовки.
На территории Куня-Арка — Старой крепости — расположен дворец Мухаммад-Рахим-хана, с богатым и необычным декором внутреннего убранства: стены зала отделаны резьбой по ганчу с окраской. Соседнее двухэтажное здание — это гарем. Здесь множество богатых палат, жилых комнат.
Удивительна по красоте мечеть Джума (X век, 1788) На входных дверях её сохранилась датировка строительства: 1778—1782 годы. Но вот 210 колонн мечети, поддерживающие кровлю, имеют возраст гораздо старше — от XII до XV веков. Колонны примечательны своей удивительной стройностью, богатой орнаментальной резьбой. Они были доставлены сюда с других древних построек и потому многие колонны уникальны и внешне не похожи друг на друга.
У ворот Палван-Дарваза находится целый ансамбль зданий. Особое место занимает здесь главный дворец хивинских ханов Таш-Хаули. Неповторимы архитектура его многочисленных апартаментов, декоративное убранство. Здесь и орнаментальная резьба по дереву, и майоликовые облицовки, и фигурные картуши…
Дворец Курныш-хана предназначался для пышных приемов. Когда-то здесь в тронном зале стоял деревянный трон, украшенный чеканкой по серебру на красном фоне. Здание имеет прекрасный айван с колоннами. Дворец также примечателен богатейшей майоликовой облицовкой стен с затейливыми орнаментами.
Мемориальный комплекс Пахлаван-Махмуда выстроен в память о почитаемом хивинском поэте, который после смерти был канонизирован как святой покровитель города.
Рядом 45-метровый минарет Ислам-Ходжа, увенчанный сквозным фонарем с куполом наверху.
Во внешней части города — Дишан-Кала тоже немало старинных памятников архитектуры.
См. также
Примечания
- ↑ Городецкая И. Л., Левашов Е. А. Хива // Русские названия жителей: Словарь-справочник. — М.: АСТ, 2003. — С. 313. — 363 с. — 5000 экз. — ISBN 5-17-016914-0.
- ↑ 1 2 Хива. Достопримечательности Хивы. Гостиницы Хивы (рус.) (недоступная ссылка — история). Centralasia-travel.com. Проверено 1 мая 3013. Архивировано 26 марта 2012 года.
- ↑ Это является широко распространенным заблуждением, присущим географам XVII—XIX веков. Исследования, проведенные авторитетными учеными в XX веке показали, что в исторический период, то есть в течение последних 10 — 15 тыс. лет, Амударья не впадала в Каспийское море.
- ↑ «Замечания майора Бланкеннагеля впоследствии поездки его из Оренбурга в Хиву в 1793—1794 годах».
- ↑ Мак-Гахан, Я. А. Движение соединённых колонн // Военные действия на Оксусе и падение Хивы = Campaigning on the Oxus, and the fall of Khiva.. — М.: В Университетской типографии (Катков и К°), 1875. — 304 с.
Литература
- Исторические исследования
Ссылки
wikipedia.green
Хива — Википедия. Что такое Хива
Хива́ (узб. Xiva, перс. خیوه — Xiveh) — город в Хорезмской области Узбекистана.
Окружённый мощными стенами исторический внутренний город Хивы — жемчужина Хорезмского оазиса — объявлен ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия.
История
Легенда об основании города повествует, что город вырос вокруг колодца Хейвак, вода из которого имела удивительный вкус, а колодец был выкопан по приказу Сима, сына библейского Ноя[2]. В Ичан-Кала (внутренний город Хивы) и сегодня можно увидеть этот колодец. Хива была одним из городов древнего Хорезма, который представлял собой крупное государство, расположенное на западе Центральной Азии, южнее Аральского моря.
Согласно археологическим данным, Хива была основана более 2500 лет назад. В древности город был известен под названием Хейвак. По преданию Хива была основана одним из пророков. В своей истории город пережил ахеменидское завоевание и периоды расцвета, когда границы древнего Хорезма простирались до Колхиды.
Хива не была изначально столицей Хорезма. Историки говорят, что в 1598 году, Амударья (большая река, истоки которой находятся на Памире, на высоте 2495 м) отступила от прежней столицы Ургенч (в прошлом Гургандж). Амударья, протекая по территории ханства, впадала в Каспийское море по старому руслу, известному как Узбой[3], снабжая жителей водой, а также обеспечивая водный путь в Европу. В течение веков река радикально меняла своё русло несколько раз. Последний поворот Амударьи в конце XVI века погубил Гургандж. На расстоянии 150 км от современной Хивы, недалеко от населенного пункта Куня-Ургенч (территория Туркмении), что означает «старый Ургенч», находятся руины древней столицы.
С 305 по 995 год Хорезмом, в состав которого входила Хива, управляла династия Афригидов.
В 712 году Хива была захвачена арабами Кутейбы ибн-Муслима. После этого Хива стала частью мусульманского мира. Несмотря на зависимость от арабов Афригиды сохраняли власть по конца X века.
В 995—1017 годах Хорезмом управляла династия Мамунидов. В 1017 году Хорезм оказался в зависимости от Махмуда Газневи.
Во второй половине XI века Хива оказалась в зависимости от Сельджукидов. В 1097 году к власти пришла династия Ануштегинидов.
В 1220 году город был разрушен армиями Чингисхана.
В IX—XII веках, кроме множества исламских учебных заведений, в Хорезме успешно действовали крупные центры науки: астрономии, математики, медицины, химии и т. д. «Домом мудрости», фактически академией наук, которую создал в Багдаде тогдашний правитель Аль-Мамун, руководил выходец из Хорезма Мухаммад-аль-Хорезми. Уже в IX веке его фундаментальные труды по математике, географии, геодезии были известны в Европе и не утратили своего значения до наших дней. Огромное научное наследие оставили Аль-Бируни, Агахи, Наджм ад-дин Кубра и другие ученые и богословы, чьи имена также связаны с Хорезмом.
Пять раз Тамерлан совершал походы на Хорезм, но лишь в 1388 году ему удалось полностью завоевать его.
В 1511 году Хива вошла в состав государства управляемого династией Шейбанидов.
В 1598 году, когда город стал столицей Хивинского ханства, он являлся маленьким укрепленным городком, имевшую к тому времени 10-вековую историю[2].
В 1618 году шибанид Араб Мухаммад-хан построил медресе в Хиве. В короткий период Хива стала одним из духовных центров Исламского мира.
Расцвет Хивы как города, строительство множества монументальных архитектурных сооружений происходил в XVIII — начале XX века, когда государством правила узбекская династия Кунгратов.
В 1717 году на подступах к Хиве произошло сражение 20-тысячного войска Шергази-хана с 4-тысячным экспедиционным отрядом А. Бековича-Черкасского, формально окончившееся победой русских. Однако, потеряв бдительность, Бекович-Черкасский позволил затем разделить свой отряд на несколько частей, которые по отдельности были уничтожены хивинцами; сам же командующий поплатился за это жизнью. В 1740 году Хива была захвачена персидской армией Надир-шаха, освободившего сотни русских пленных — участников неудачного похода 1717 года.
В 1793—1794 годах Хиву посетил медик Бланкеннагель, поехавший в Хиву из Петербурга для излечения глаз местного правителя, который во время поездки занимался сбором различных сведений об этой стране. Он оставил подробное описание Хивы, её географического положения, природных богатств, народонаселения и внешней торговли, в том числе данные о торговле с Россией[4].
На протяжении нескольких веков правители Хивинского ханства совершали вооружённые грабительские набеги на соседние регионы (Персию) и угоняли людей в рабство (туркменские налётчики похищали крестьян и продавали их на базарах в Хиве и Бухаре).
С целью предотвращения работорговли, губернатором Оренбурга и командующим Отдельного Оренбургского корпуса генералом В. А. Перовским предпринят был в 1839-1840 годах военный поход на Хиву. Несмотря на то, что по факту он окончился неудачей, Кули-хан издал в 1840 году фирман, запрещавший брать в плен, обращать в рабство и продавать на невольничьих рынках русских.
В 1873 году в ходе крупной войсковой операции под командованием генерал-губернатора Туркестана К. П. Кауфмана Российская империя аннексировала часть Хивинского ханства; сам город Хива был взят российскими войсками 10 июня 1873 года[5]. Эти земли вошли в состав Амударьинского отдела Сыр-Дарьинской области Туркестанского края. С рабовладением в регионе было покончено.
В начале XX века по инициативе премьер-министра Ислам-Ходжи в Хиве было организовано большое строительство. Например, были построены медресе и минарет, получивший имя в его честь, ставший одним из символов города. Так же была построена городская больница, подарок цесаревичу Алексею Николаевичу и городская почта (Оба здания ныне используются по назначению). Здание городской почты является архитектурным памятником, здание под охраной ЮНЕСКО, в нём расположен музей почты.
В 1919 году части Красной Армии свергли власть Хивинского хана. В 1920 году Хива стала столицей Хорезмской Советской Народной Республики, а в 1924 году земли Хорезмского оазиса вошли в состав Узбекской и Туркменской ССР, которые стали независимыми в 1991 году.
Археологическое и культурное значение
В списке ценностей общечеловеческого значения Хорезм занимает особое место, как крупный очаг мировой цивилизации и один из важных центров на Великом шелковом пути. В 1997 году Хива отпраздновала своё 2500-летие.
К числу уникальных ценностей мирового значения относятся архитектурные памятники Хивы, по праву снискавшей титул «города-музея».
Облик современной Хивы формирует в основном архитектура периода Хивинского ханства конца XVIII — начала XX веков. Но ведущиеся здесь археологические раскопки показывают, что в основании ряда сравнительно «молодых» остатков зданий лежат древние слои, относящиеся к III и ещё более ранним векам до н. э.
Комплекс Ичан-кала охраняется как Всемирное наследие ЮНЕСКО.
Обзор архитектурных памятников Хивы
Дорожный знак на въезде в Хиву Хива, улица в старом городе Хива, вид на Кальта-МинарБольшинство архитектурных шедевров Хивы сосредоточено в её городском ядре — Ичан-кале. Это «город в городе», обнесенный мощными крепостными стенами, в которых четверо ворот — по каждой стороне света. От западных ворот к восточным пролегла одна из главных магистралей, вдоль которой сосредоточены основные монументальные сооружения.
Со смотровой башни Ак-Шейх-бобо Ичан-кала виден как на ладони. Привлекает внимание необычный силуэт минарета Кальта-Минар, словно срезанный до середины. Массивный ствол его, изысканно украшенный широкими и узкими поясами глазурированного кирпича, свидетельствует о том, что он замышлялся грандиозным, величественным сооружением, главной вертикалью города. Но после смерти правителя, при котором сооружался минарет, он так и остался недостроенным, получив имя Кальта — Короткий.
Совсем рядом с Кальта-Минаром — медресе Мухаммад Амин-хана, крупнейшее из сохранившихся здесь зданий высших богословских учебных заведений. Особенность его архитектуры — сдвоенные худжры — кельи для проживания студентов. Замечательно украшают здание пояса цветных кирпичных наборов, майоликовые облицовки.
На территории Куня-Арка — Старой крепости — расположен дворец Мухаммад-Рахим-хана, с богатым и необычным декором внутреннего убранства: стены зала отделаны резьбой по ганчу с окраской. Соседнее двухэтажное здание — это гарем. Здесь множество богатых палат, жилых комнат.
Удивительна по красоте мечеть Джума (X век, 1788) На входных дверях её сохранилась датировка строительства: 1778—1782 годы. Но вот 210 колонн мечети, поддерживающие кровлю, имеют возраст гораздо старше — от XII до XV веков. Колонны примечательны своей удивительной стройностью, богатой орнаментальной резьбой. Они были доставлены сюда с других древних построек и потому многие колонны уникальны и внешне не похожи друг на друга.
У ворот Палван-Дарваза находится целый ансамбль зданий. Особое место занимает здесь главный дворец хивинских ханов Таш-Хаули. Неповторимы архитектура его многочисленных апартаментов, декоративное убранство. Здесь и орнаментальная резьба по дереву, и майоликовые облицовки, и фигурные картуши…
Дворец Курныш-хана предназначался для пышных приемов. Когда-то здесь в тронном зале стоял деревянный трон, украшенный чеканкой по серебру на красном фоне. Здание имеет прекрасный айван с колоннами. Дворец также примечателен богатейшей майоликовой облицовкой стен с затейливыми орнаментами.
Мемориальный комплекс Пахлаван-Махмуда выстроен в память о почитаемом хивинском поэте, который после смерти был канонизирован как святой покровитель города.
Рядом 45-метровый минарет Ислам-Ходжа, увенчанный сквозным фонарем с куполом наверху.
Во внешней части города — Дишан-Кала тоже немало старинных памятников архитектуры.
См. также
Примечания
- ↑ Городецкая И. Л., Левашов Е. А. Хива // Русские названия жителей: Словарь-справочник. — М.: АСТ, 2003. — С. 313. — 363 с. — 5000 экз. — ISBN 5-17-016914-0.
- ↑ 1 2 Хива. Достопримечательности Хивы. Гостиницы Хивы (рус.) (недоступная ссылка — история). Centralasia-travel.com. Проверено 1 мая 3013. Архивировано 26 марта 2012 года.
- ↑ Это является широко распространенным заблуждением, присущим географам XVII—XIX веков. Исследования, проведенные авторитетными учеными в XX веке показали, что в исторический период, то есть в течение последних 10 — 15 тыс. лет, Амударья не впадала в Каспийское море.
- ↑ «Замечания майора Бланкеннагеля впоследствии поездки его из Оренбурга в Хиву в 1793—1794 годах».
- ↑ Мак-Гахан, Я. А. Движение соединённых колонн // Военные действия на Оксусе и падение Хивы = Campaigning on the Oxus, and the fall of Khiva.. — М.: В Университетской типографии (Катков и К°), 1875. — 304 с.
Литература
- Исторические исследования
Ссылки
Достопримечательности Хивы | |
---|---|
wiki.sc
Номер картада | Лезги тӀвар | Узбек тӀвар | Агъали (2011)[1] тыс. жит. | Майдан, агъзур км²[2] | Юкь |
---|---|---|---|---|---|
1 | Ташкент | Toshkent Тошкент | 2296,5 | 0,3 | |
14 | Республика Каракалпакстан | Qoraqalpog’iston Respublikasi Қорақалпоғистон Республикаси | 1680,9 | 165,6 | Нукус |
2 | Андижан вилаят | Andijon viloyati Андижон вилояти | 2672,3 | 4,2 | Андижан |
3 | Бухара вилаят | Buxoro viloyati Бухоро вилояти | 1683,8 | 39,4 | Бухара |
5 | Джизак вилаят | Jizzah viloyati Жиззах вилояти | 1166,7 | 20,5 | Джизак |
8 | Кашкадарья вилаят | Qashqadaryo viloyati Қашқадарё вилояти | 2722,9 | 28,4 | Карши |
7 | Навои вилаят | Navoiy viloyati Навоий вилояти | 873,0 | 110,8 | Навои |
6 | Наманган вилаят | Namangan viloyati Наманган вилояти | 2279,5 | 7,9 | Наманган |
9 | Самарканд вилаят | Samarqand viloyati Самарқанд вилояти | 3270,8 | 16,4 | Самарканд |
11 | Сурхандарья вилаят | Surxondaryo viloyati Сурхондарё вилояти | 2175,1 | 20,8 | Термез |
10 | Сырдарья вилаят | Sirdaryo viloyati Сирдарё вилояти | 727,2 | 5,1 | Гулистан |
12 | Ташкент вилаят | Toshkent viloyati Тошкент вилояти | 2644,4 | 15,3 | Ташкент |
4 | Фергана вилаят | Farg’ona viloyati Фарғона вилояти | 3229,2 | 6,8 | Фергана |
13 | Хорезм вилаят | Xorazm viloyati Хоразм вилояти | 1601,1 | 6,3 | Ургенч |
lez.wikipedia.org
Хива | Путеводитель для туристов и путешественников
- Памятка туристу
- Куда поехать?
- Популярные направления
- Ташкент
- Самарканд
- Бухара
- Хива
- Шахрисабз
- Коканд
- Муйнак
- Республика Узбекистан
- Республика Каракалпакстан
- Андижанский регион
- Бухарский регион
- Джизакский регион
- Кашкадарьинский регион
- Навоийский регион
- Наманганский регион
- Самаркандский регион
- Сурхандарьинский регион
- Сырдарьинский регион
- Ташкентский регион
- Ферганский регион
- Хорезмский регион
- Популярные направления
- Чем заняться?
- Гастрономический туризм
- Узбекская кухня
- Винный туризм
- Зиёрат туризм
- Мечети Узбекистана
- Медресе Узбекистана
- Отдых на природе
- Национальные парки и заповедники
- Парки развлечений
- Рекреационные парки
- Горный туризм
- Спорт и отдых
- Зимний спорт
- Горнолыжный туризм
- Пляжный отдых
- Воздушный туризм
- Авто и мототуризм
- Искусство и культура
- Праздничные мероприятия и торжества
- Афиша
- Театры и галереи
- Здоровье и Красота
- Секреты узбекской красоты
- Санатории
- Гастрономический туризм
- Важно знать
- Прибытие в Узбекистан
- Виза в Узбекистан
- Международные авиарейсы
- Прохождение таможенного контроля
- Регистрация туристов
- Размещение
- Гостевые дома
- Хостелы
- Современные гостиницы
- Дизайн и бутик отели
- Кемпинг и автопутешествия
- Юртовые лагеря
- Перемещение по Узбекистану
- Внутренние авиарейсы
- Железнодорожный транспорт
- Автобусное сообщение
- Аренда автомобилей
- Городской транспорт
- Ташкентский метрополитен
- Полезные советы
- Телефонная и мобильная связь
- Интернет
- Прогноз погоды в Узбекистане
- Безопасность и здоровье
- Полиция и туризм
- Аптеки и лекарства
- Телефоны экстренных служб
- Деньги и оплата
- Валюта Узбекистана
- Оплата банковской картой
- Банки в Узбекистане
- Банкоматы в Узбекистане
- Пункты обмена валют
- Чаевые в Узбекистане
- Прибытие в Узбекистан
- Что посетить?
- Музеи Узбекистана
- Фестивали
- Арт Центры
- Маршруты
- Новости
- Журналы
- Русский
- English
- Oʻzbekcha
- Русский
- Все языки
- Памятка туристу
- Куда поехать?
- Популярные направления
- Ташкент
- Самарканд
- Бухара
- Хива
- Шахрисабз
- Коканд
- Муйнак
- Республика Узбекистан
- Республика Каракалпакстан
- Андижанский регион
- Бухарский регион
- Джизакский регион
- Кашкадарьинский регион
- Навоийский регион
- Наманганский регион
- Самаркандский регион
- Сурхандарьинский регион
- Сырдарьинский регион
- Ташкентский регион
- Ферганский регион
- Хорезмский регион
- Популярные направления
- Чем заняться?
- Гастрономический туризм
- Узбекская кухня
- Винный туризм
- Зиёрат туризм
- Мечети Узбекистана
- Медресе Узбекистана
- Отдых на природе
- Национальные парки и заповедники
- Парки развлечений
- Рекреационные парки
- Горный туризм
- Спорт и отдых
- Зимний спорт
- Горнолыжный туризм
- Пляжный отдых
- Воздушный туризм
- Авто и мототуризм
- Искусство и культура
- Праздничные мероприятия и торжества
- Афиша
- Театры и галереи
- Здоровье и Красота
- Секреты узбекской красоты
- Санатории
- Гастрономический туризм
- Важно знать
- Прибытие в Узбекистан
- Виза в Узбекистан
- Международные авиарейсы
- Прохождение таможенного контроля
- Регистрация туристов
- Размещение
- Гостевые дома
- Хостелы
- Современные гостиницы
- Дизайн и бутик отели
- Кемпинг и автопутешествия
- Юртовые лагеря
- Перемещение по Узбекистану
- Внутренние авиарейсы
- Железнодорожный транспорт
- Автобусное сообщение
- Аренда автомобилей
- Городской транспорт
- Ташкентский метрополитен
- Полезные советы
- Телефонная и мобильная связь
- Интернет
- Прогноз погоды в Узбекис
- Прибытие в Узбекистан
uzbekistan.travel
Хива — Википедия
Хива́ (узб. Xiva, перс. خیوه — Xiveh) — город в Хорезмской области Узбекистана.
Окружённый мощными стенами исторический внутренний город Хивы — жемчужина Хорезмского оазиса — объявлен ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия.
Легенда об основании города повествует, что город вырос вокруг колодца Хейвак, вода из которого имела удивительный вкус, а колодец был выкопан по приказу Сима, сына библейского Ноя[2]. В Ичан-Кала (внутренний город Хивы) и сегодня можно увидеть этот колодец. Хива была одним из городов древнего Хорезма, который представлял собой крупное государство, расположенное на западе Центральной Азии, южнее Аральского моря.
Согласно археологическим данным, Хива была основана более 2500 лет назад. В древности город был известен под названием Хейвак. По преданию Хива была основана одним из пророков. В своей истории город пережил ахеменидское завоевание и периоды расцвета, когда границы древнего Хорезма простирались до Колхиды.
Хива не была изначально столицей Хорезма. Историки говорят, что в 1598 году, Амударья (большая река, истоки которой находятся на Памире, на высоте 2495 м) отступила от прежней столицы Ургенч (в прошлом Гургандж). Амударья, протекая по территории ханства, впадала в Каспийское море по старому руслу, известному как Узбой[3], снабжая жителей водой, а также обеспечивая водный путь в Европу. В течение веков река радикально меняла свое русло несколько раз. Последний поворот Амударьи в конце XVI века погубил Гургандж. На расстоянии 150 км от современной Хивы, недалеко от населенного пункта Куня-Ургенч (территория Туркмении), что означает «старый Ургенч», находятся руины древней столицы.
С 305 по 995 год Хорезмом, в состав которого входила Хива, управляла династия Афригидов.
В 712 году Хива была захвачена арабами Кутейбы ибн-Муслима. После этого Хива стала частью мусульманского мира. Несмотря на зависимость от арабов Афригиды сохраняли власть по конца Х века.
В 995-1017 годах Хорезмом управляла династия Мамунидов. В 1017 году Хорезм оказался в зависимости от Махмуда Газневи.
Во второй половине XI века Хива оказалась в зависимости от Сельджукидов. В 1097 году к власти пришла династия Ануштегинидов.
В 1220 году город был разрушен армиями Чингисхана.
В IX—XII веках, кроме множества исламских учебных заведений, в Хорезме успешно действовали крупные центры науки: астрономии, математики, медицины, химии и т. д. «Домом мудрости», фактически академией наук, которую создал в Багдаде тогдашний правитель Аль-Мамун, руководил выходец из Хорезма Мухаммад-аль-Хорезми. Уже в IX веке его фундаментальные труды по математике, географии, геодезии были известны в Европе и не утратили своего значения до наших дней. Огромное научное наследие оставили Аль-Бируни, Агахи, Наджм ад-дин Кубра и другие ученые и богословы, чьи имена также связаны с Хорезмом.
Пять раз Тамерлан совершал походы на Хорезм, но лишь в 1388 году ему удалось полностью завоевать его.
В 1511 году Хива вошла в состав государства управляемого династией Шибанидов.
B 1598 году, когда город стал столицей Хивинского ханства, он являлся маленьким укрепленным городком, имевшую к тому времени 10-вековую историю[2].
В 1618 году шибанид Араб Мухаммад-хан построил медресе в Хиве. В короткий период Хива стала одним из духовных центров Исламского мира.
Расцвет Хивы как города, строительство множества монументальных архитектурных сооружений происходил в XVIII — начале XX века, когда государством правила узбекская династия кунгратов.
В 1793—1794 годах Хиву посетил медик Бланкеннагель, поехавший в Хиву из Петербурга для излечения глаз местного правителя, который во время поездки занимался сбором различных сведений об этой стране. Он оставил подробное описание Хивы, её географического положения, природных богатств, народонаселения и внешней торговли, в том числе данные о торговле с Россией[4].
На протяжении нескольких веков правители Хивинского ханства совершали вооружённые грабительские набеги на соседние регионы (Персию и угоняли людей в рабство (туркменские налетчики похищали крестьян и продавали их на базарах в Хиве и Бухаре)).
Российская империя аннексировала часть Хивинского ханства в 1873 году в ходе крупной войсковой операции под командованием генерал-губернатора Туркестана К. П. Кауфмана (город Хива был взят российскими войсками 10 июня 1873 года)[5]. Эти земли вошли в состав Аму-Дарьинского отдела Туркестанского края. С рабовладением в регионе было покончено.
В начале ХХ века большое строительство в Хиве было организована премьер-министром Ислам-Ходжой. Например, был построен медресе и минарет, носящий его имя, который стал одним из символов города. Так же был построен городская больница, подарок цесаревичу Алексею Николаевичу и городская почта (Оба здания ныне используются по назначению). Здание городской почты является архитектурным памятником, здание под охраной ЮНЕСКО, в нём расположен музей почты.
В 1919 году части Красной Армии свергли власть Хивинского хана. В 1920 году Хива стала столицей Хорезмской Советской Народной Республики, а в 1924 году земли Хорезмского оазиса вошли в состав Узбекской и Туркменской ССР, которые стали независимыми в 1991 году.
Археологическое и культурное значение[править]
В списке ценностей общечеловеческого значения Хорезм занимает особое место, как крупный очаг мировой цивилизации и один из важных центров на Великом шелковом пути. В 1997 году Хива отпраздновала свое 2500-летие.
К числу уникальных ценностей мирового значения относятся архитектурные памятники Хивы, по праву снискавшей титул «города-музея».
Облик современной Хивы формирует в основном архитектура периода Хивинского ханства конца XVIII — начала XX веков. Но ведущиеся здесь археологические раскопки показывают, что в основании ряда сравнительно «молодых» остатков зданий лежат древние слои, относящиеся к III и ещё более ранним векам до н. э.
Комплекс Ичан-кала охраняется как Всемирное наследие ЮНЕСКО.
Обзор архитектурных памятников Хивы[править]
Дорожный знак на въезде в Хиву Хива, улица в старом городе Хива, вид на Кальта-МинарБольшинство архитектурных шедевров Хивы сосредоточено в её городском ядре — Ичан-кале. Это «город в городе», обнесенный мощными крепостными стенами, в которых четверо ворот — по каждой стороне света. От западных ворот к восточным пролегла одна из главных магистралей, вдоль которой сосредоточены основные монументальные сооружения.
Со смотровой башни Ак-Шейх-бобо Ичан-кала виден как на ладони. Привлекает внимание необычный силуэт минарета Кальта-Минар, словно срезанный до середины. Массивный ствол его, изысканно украшенный широкими и узкими поясами глазурированного кирпича, свидетельствует о том, что он замышлялся грандиозным, величественным сооружением, главной вертикалью города. Но после смерти правителя, при котором сооружался минарет, он так и остался недостроенным, получив имя Кальта — Короткий.
Совсем рядом с Кальта-Минаром — медресе Мухаммад Амин-хана, крупнейшее из сохранившихся здесь зданий высших богословских учебных заведений. Особенность его архитектуры — сдвоенные худжры — кельи для проживания студентов. Замечательно украшают здание пояса цветных кирпичных наборов, майоликовые облицовки.
На территории Куня-Арка — Старой крепости — расположен дворец Мухаммад-Рахим-хана, с богатым и необычным декором внутреннего убранства: стены зала отделаны резьбой по ганчу с окраской. Соседнее двухэтажное здание — это гарем. Здесь множество богатых палат, жилых комнат.
Удивительна по красоте мечеть Джума (X век, 1788) На входных дверях её сохранилась датировка строительства: 1778—1782 годы. Но вот 210 колонн мечети, поддерживающие кровлю, имеют возраст гораздо старше — от XII до XV веков. Колонны примечательны своей удивительной стройностью, богатой орнаментальной резьбой. Они были доставлены сюда с других древних построек и потому многие колонны уникальны и внешне не похожи на друг на друга.
У ворот Палван-Дарваза находится целый ансамбль зданий. Особое место занимает здесь главный дворец хивинских ханов Таш-Хаули. Неповторимы архитектура его многочисленных апартаментов, декоративное убранство. Здесь и орнаментальная резьба по дереву, и майоликовые облицовки, и фигурные картуши…
Дворец Курныш-хана предназначался для пышных приемов. Когда-то здесь в тронном зале стоял деревянный трон, украшенный чеканкой по серебру на красном фоне. Здание имеет прекрасный айван с колоннами. Дворец также примечателен богатейшей майоликовой облицовкой стен с затейливыми орнаментами.
Мемориальный комплекс Пахлаван-Махмуда выстроен в память о почитаемом хивинском поэте, который после смерти был канонизирован как святой покровитель города.
Рядом 45-метровый минарет Ислам-Ходжа, увенчанный сквозным фонарем с куполом наверху.
Во внешней части города — Дишан-Кала тоже немало старинных памятников архитектуры.
- ↑ Городецкая И. Л., Левашов Е. А. Хива // Русские названия жителей: Словарь-справочник. — М.: АСТ, 2003. — С. 313. — 363 с. — 5000 экз. — ISBN 5-17-016914-0.
- ↑ 2,02,1 Хива. Достопримечательности Хивы. Гостиницы Хивы (рус.). Centralasia-travel.com. Проверено 1 мая 3013. Архивировано из первоисточника 11 мая 2013.
- ↑ Это является широко распространенным заблуждением, присущим географам XVII—XIX веков. Исследования, проведенные авторитетными учеными в XX веке показали, что в исторический период, то есть в течение последних 10 — 15 тыс. лет, Амударья не впадала в Каспийское море.
- ↑ «Замечания майора Бланкеннагеля впоследствии поездки его из Оренбурга в Хиву в 1793—1794 годах».
- ↑ Мак-Гахан, Я. А. Движение соединённых колонн // Военные действия на Оксусе и падение Хивы = Campaigning on the Oxus, and the fall of Khiva.. — М.: В Университетской типографии (Катков и К°), 1875. — 304 с.
- Захидов П. Ш. Хива. Путеводитель. — Ташкент: Издательство ЦК КП Узбекистана, 1980. — 64 с.
- Исторические исследования
Достопримечательности Хивы | |
---|---|
www.wiki-wiki.ru
Город Хива. Что посмотреть, зачем ехать в Хиву
Город Хива… Город известный сейчас и в древности. Он был частью Хорезма — древней страны, которой нет уже. Но есть Узбекистан. Среди многочисленных городов Хорезма лишь Хива выдержала невзгоды истории и природы. В этом регионе случались войны, а полноводная река Амударья, с одной стороны являющаяся источником для жизни, с другой стороны часто становилась причиной разрушений и гибели многих людей. Амударья известна своим непостоянством. Меняя свое русло, река уходила от цветущих земель, а города вскоре превращались в развалины. Но Хива продолжала жить.
За свою многовековую историю город Хива неоднократно переживал подъемы и упадок в экономике и культуре, попадал в руки иноземных захватчиков, а жители его находились под гнетом правителей, феодальной отсталости и религиозного мракобесия.
По результатам переписи 1924 года в Хиве было чуть больше 400 дворов и 18145 жителей. Город состоял тогда из 5 мелких административно — территориальных единиц, так называемых «мечетей-каумов». Ныне население Хивы существенно увеличилось.
До недавнего времени город Хива оставался лишь центром хлопководческого района. Однако, за последние годы появились два фактора, стимулирующие новый экономический подъем города:
- во-первых газопровод Бухара — Урал, трасса которого включила в сферу своего снабжения земли Узбекистана;
- во-вторых, бурное развитие туризма в стране явилось толчком к возрождению города и его памятников.
Город Хива представляет собой единственный по сохранности и концентрации архитектурных объектов выдающийся монумент средневекового градостроительства и архитектуры Средней Азии.
В Хиву приезжают тысячи людей со всех уголков земли. Хива — город-заповедник, город-музей народного зодчества. Для россиян, как мне кажется, пока очень экзотический туризм. В смысле мало кто сюда едет, свежи в памяти рассказы вынужденных переселенцев о религиозных фанатиках в Центральной Азии, враждебно настроенных к славянам. Но всё проходит…. Осталось наладить регулярные рейсы.
Город Хива. Немного истории
Время образования города Хива точно не установлено, его возраст получается не известен.
Дошедшее до нас слово «Хива» встречается в арабских географических трудах 10-го века как название одного из населенных пунктов на караванном пути между Гурганчом (ныне Куня Ургенч) и Мервом (ныне Мары), более ранние сведения о городе не известны.
Хива расположена на равнине, но на границе с пустыней. Когда-то в древности через эту местность был проведен канал Хейканик из Амударьи, который служил не только для орошения обширной территории, но и для снабжения водой населенных пунктов древнего государства. Вероятно, возникновение канала при наличии подземных вод, от которых питаются колодцы, способствовали возникновению поселения.
Народная легенда связывает основание города со временами пророка Ноя. Легенда говорит, что сын Ноя Сим приказал вырыть колодец на месте будущего города. И ныне в древней части города, в Ичан-кале, показывают глубокий колодец которому, как утверждают хивинцы, столько же лет, сколько и городу.
Хива выстояла в веках, но непрерывно существовала на одном месте. Ввиду чего приходилось ломать или реконструировать старые строения, отжившее и ненужное.
Именно поэтому в современной Хиве большинство памятников относятся к ХVIII—ХIХ вв. Более ранние памятники единичны, а археология города Хива пока не изучена.
Хива стала столицей государства лишь с 1556 г. при Дустхан ибн-Буджчи. Однако ее интенсивное развитие начинается при Арабмухаммедхане (1602— 1623), когда начали строить монументальные сооружения.
Сокровища архитектуры Хивы — жемчужины Хорезмского оазиса, с каждым годом влекут к себе все больше туристов.
Достопримечательности и архитектурные памятники Хивы
Мавзолей Пахлаван Махмуда
Город Хива был родным для Пахлаван Махмуда. А он считался святым покровителем Хивы. Жил на рубеже 13-14 веков. Пахлаван Махмуд перенял от отца профессию скорняка, шил шубы, и по одной из легенд, на месте нынешнего мавзолея, когда–то располагалась его мастерская.
Хивинцы уважали и любили Пахлаван Махмуда. Огромная физическая сила принесла ему славу непобедимого борца в кураш. И по сей день, профессиональные борцы Ирана, перед поединком, обращаются с молитвой к святому Пахлаван Махмуду. Дошли сборники стихов, написанные им, в них он прославлял свободу, справедливость, осмеивал лицемеров и ханжей.
Со временем вокруг захоронения Пахлаван Махмуда вырос некрополь. Здесь стали хоронить хивинских ханов и и их близких родственников. Высокий кирпичный портал открывает вход во двор мавзолея. На старинных резных дверях выведена надпись, которая гласит, что портал построен в 1701 году Шах-Нияз-ханом.
Строительство мавзолея над могилой Пахлаван Махмуда было начато при Мухаммед-Рахим-хане в 1810 году, а завершено в 1835 году, в правление Алла-Кули-хана. Здесь работали прекрасные хивинские мастера Муллааддин Мухаммадмурад, Нурмухаммад Каландар-оглы, Мухаммаднияз Абдалжаббар-оглы и Абдулла Джин.
Над мавзолеем высится высокий яйцевидный купол, прекрасна его внутренняя отделка. На стенах вязью, на фарси, выведены стихи, принадлежащие Пахлаван Махмуду (поэтический псевдоним Пиръервали). Изразцы покрывают все пространство мавзолея, причем сочетание синего фона и белых линий растительного орнамента настолько гармонично, что придает узорам легкость и прозрачность.
Ак-мечеть
Ак-мечеть представляет собой типичный образец квартальных мечетей, обычно сооружаемых для населения небольшого «микрорайона» известного под названием махалля или гузар. Центральное купольное помещение — ха (6,З5х635 м) окружено с трех сторон высокими многоколонными айванами.
Мечеть и минарет Джума
Самая крупная мечеть города Хива. Представляет собой обширный крытый двор с 227 деревянными колоннами. Длина двора 55 метров, ширина 43 метра. Известна только дата перестройки мечети в 1789 году, на средства знатного хивинца Абдурахмана Михтара. К этому времени относится и строительство минарета, возле мечети, ничем примечательным не отличающимся.
Деревянные колонны, собранные в мечети, разновременные. Особый интерес представляют 24 колонны, покрытые прекрасной резьбой по дереву, относящиеся к 10-12 вв.
В средневековом мусульманском мире значимость города порой определялась наличием в нем главной, то есть пятничной мечети. Архитектурно-художественное совершенство облика здания всегда было предметом особой заботы градоправителей. Каждый город старался превзойти другие по монументальности своей соборной мечети.
Среди известных мечетей Средней Азии Джума-мечеть в Хиве отличается традиционностью, даже архаичностью планировочно-пространственной структуры. В ней сохранились черты соборных мечетей тысячелетней давности. Это многоколонный, крытый плоской кровлей огромный прямоугольный зал (45х55 м), окруженный массивной глухой стеной с тремя входными дверями.
Посередине южной стены размещена михрабная ниша — место, указывающее направление поклонения молящихся. В зале царил полумрак, ибо немногочисленные люки — прорези на крыше совершенно недостаточны для освещения большого пространства.
Главную художественную ценность и примечательность соборной мечети, несомненно, составляют деревянные резные колонны, различные по габаритам, по архитектурной форме, по художественной отделке и по времени изготовления.
Распространено мнение, что неоднородность колонн возникла вследствие использования материалов с разрушенных зданий.
Часть колонн, наиболее ранних по времени, как будто привезена из Древней столицы Хорезма — Кята, погибшей под бушующими волнами Амударьи. Вероятно, имело место и другое: по народной традиции создание культовых зданий являлось богоугодным делом, и каждый верующий считал для себя честью сделать что-либо достойное для строительства мечети.
Строительство мечети
Каждый вносил свою лепту: один предлагал рабочую силу, другой приносил строительный материал, а состоятельные могли позволить изготовление и установку за свой счет резной деревянной колонны. В течение столетий многие колонны, в силу естественных причин, приходили в негодность. Их также постепенно заменяли другими. Таким образом, в многообразии колонн мечети нашли отражение отдельные этапы существования всего здания.
Ранние колонны мечети, судя по характеру и стилю надписей, орнаментов относятся к Х—ХIV вв. Архитектурная форма этих колонн исключительно интересна: в них ярко выражен сложившийся тип колонн древнехорезмского зодчества — базы «кузаги» со спускающимися листьями, граненые стволы, капители с раструбом, орнаментация в виде отдельных повторяющихся растительных мотивов.
Каждая деталь художественно продумана, и вся орнаментальная отделка дает представление о высоком мастерстве древних зодчих.
Ко второй группе относятся колонны, выполненные плоским рельефом. На одной из колонн сохранилась дата 1316 (1510 г. новой эры).
Уникальные колонны Джума-мечети нуждаются в тщательном и бережном уходе. Специалистами уже начата работа по чистке, защите от древесных вредителей, а где возможно, по укреплению и реставрации резьбы по дереву.
Ичан-кала
Восточные ворота Ичан—калы существенно отличаются от других ворот Хивы размерами и архитектурной формой. И не случайно народ назвал их «Богатырскими» — «Палван-дарваза». Над воротами сохранилась мраморная плита с исторической надписью, где год постройки определен словами и город Хива (шахри Хейвак —1221 (1806 г новой эры).
Несомненно, это год строительства первоначальных ворот, расположенных на линии крепостной стены. После завершения в 1835 году монументального медресе Аллакулихана к югу от него пристраивается шестикупольная крытая галерея — рыночный пассаж, тем самым выдвигая вперед начало ворот Палван-дарваза. Нынешние ворота относятся к концу 30-х годов ХIХ в.
В зоне Палван-дарваза при Аллакулихане произведены крупные градостроительные преобразования: построены медресе с 99 худжрами, караван-сарай и тим, завершено строительство дворца Ташхаули со сложной планировкой и многодворовой композицией.
Медресе Алла Кули-хана (1832 — 1835 гг.)
На сравнительно ограниченном пространстве зодчим удалось построить довольно крупное здание, которое очень гармонично вписалось в архитектуру старого города. К северному фасаду примыкают базар и караван-сарай, к южному — Ворота Палван-дарваза.
Главный западный фасад образует с расположенным напротив медресе Кутлу Мурад-инак ансамбль «кош». Медресе насчитывает 99 келий. Портал традиционно разделен на две части: в правой – находится мечеть, в левой – большая учебная аудитория.
В нескольких худжрах, расположенных в портальной части, была библиотека, основанная Алла Кули-ханом. Книги и учебники библиотеки были доступны для всех студентов Хивы. Майоликовая облицовка покрывает стены главного портала, дворовых фасадов.
Рисунок преобладает растительный, сочетание цветов синего, голубого и белого. Только южный портал выделяется орнаментом в виде переплетающихся колец.
Мечеть и бани Анушахана (1657 г.)
Город Хива известен своими банями. Глубокие исторические традиции имеют хаммомы – восточные бани. В Хиве бани были построены в 1657 году во времена правления Абулгазихана. Народное название хаммомов – бани Анушахана.
По традиции все хаммомы углублены в землю, одни только купола видны над поверхностью земли. Для чего нужна была такая оригинальность постройки? Просто таким образом достигалась теплоизоляция стен банного помещения. Обогрев восточной бани производился при помощи дымовых каналов, которые были проложены под полом помещений. Недалеко от котельной находились специальные колодцы, из которых брали воду для бани. Кроме основного помещения в восточных банях были еще и малые залы, каждый из этих залов выполнял определенные функции.
Если вы хотите совершить экскурсию по восточной бани, то вам для этого понадобится спуститься вниз по небольшой лестнице. Вы попадете в первое помещение хаммома, которое служило одновременно раздевальней и местом для отдыха. А чтобы попасть в центральный зал, где проходила процедура омовения, нужно пройти через анфиладу других залов. Когда баня функционировала, в каждом зале на пути к центральному температура постепенно повышалась. Вокруг основного зала находятся различные подсобные помещения.
Бани Анушахана были построены в период правления хивинского хана Абулгази в 1657 году. Возвратившись в Хиву после удачного похода на Кермине, Абулгазихан устроил великий пир и всенародно признал заслуги сына и по достоинству оценив их, дал ему знамя, литавры, войско, а также пожаловал крепость Хазарасп. Постройка бань в честь Анушахана видимо, были также одним из милостей, оказанных сыну со стороны Абулгазихана, потому что он в конце своей жизни, ещё будучи живым (в возрасте 60 лет) передал трон своему сыну Ануша. Такого поступка кроме Абулгазихана, не совершал ни один из властителей, правивших в Хорезме. После этого, хан отступив в уединение, написал довольно много произведений.
Конечно, это далеко не все архитектурные и исторические памятники города Хива. Здесь много других культовых сооружений, медресе и просто домов. Хива действительно редкий город, где везде древность и история вокруг.
Использованный источник http://uztour.biz/
mygeografi.ru