Города имена: Города, названные именами или фамилиями людей

Имена города



Имена городаКрым Книги Солхат и Сурб-Хач Имена города

Имена города


Три или четыре одновременно существовавших названия одного населенного пункта. Это встречается не часто и не без причин. Чаще других употреблялись названия «Крым» и «Солхат». Нельзя, однако, не отметить, что средневековые татарские и генуэзские документы, то и дело упоминая город Крым (первые) и Солхат (вторые), не дают оснований ставить между ними знак тождества, как, впрочем, ни разу их и не противопоставляют. Ни в тех, ни в других не названы эти имена рядом: упоминаются либо «Крым» — у татар, либо Солхат (Солкат) — у генуэзцев.

Не приходится сомневаться в том, что современный городок Старый Крым топографически не что иное, как средневековый город Крым, он же Солхат. О том свидетельствуют его архитектурно-археологические памятники, вся историческая топография.

Многие документы достаточно прочно привязывают этот населенный пункт к другим, близлежащим, — Кафе и Солдайе.

Таким образом, с историко-топографической стороны здесь все ясно. Важно понять другое: в чем состояла и чем обусловлена была разница в отношении татар к городу Крыму, а генуэзцев — к Солхату? Не потому ли и назывался город по-разному?

Солхат довольно часто упоминается в генуэзских нотариальных актах, дипломатической и деловой переписке, так что не остается сомнений в его чрезвычайно серьезном значении для генуэзцев. Для них Солхат — пункт важнейших торговых сделок, но при этом и место, где Устав Кафы 1316 г., с одной стороны, запрещает генуэзским торговцам пребывать слишком долго, запрещает продавать свои товары, а с другой — без всяких ограничений разрешает делать закупки13. Тем не менее, в Солхате генуэзцы жили подолгу. Более того: постоянно проживали представители их знати (тоже купцы), и это никого не шокировало.

Что касается татар, то для них город Крым — прежде всего административный и торговый центр золотоордынского наместничества, которое сформировалось в степной части полуострова и юго-восточной Таврике в течение второй четверти XIII столетия. Непонятный на первый взгляд пункт Устава Кафы вполне объясним, если представить себе, что он был навязан татарскими властями — к своей, разумеется, торговой выгоде.

Два названия и в чем-то разный их смысл; двойственная роль Крыма-Солхата в двуличной политической игре ее участников — татарских феодалов, «покровительствовавших» генуэзцам и генуэзской колонии, которая перед ними заискивала; неразлучность татарских и генуэзских торгашей, этих партнеров-недругов, в их взаимоотношениях, торговых и политических, словом, двуединый, запутанный исторический узел, который одним махом разрубит турецкая сабля…

Из всей суммы письменных источников ясен паразитический характер двух средневековых государственных надстроек — генуэзской колонии, богатевшей на торговле рабами, скупленными по дешевке товарами, и золотоордынского наместничества, которое существовало благодаря жестокой эксплуатации подвластного ему населения, за счет открытого грабежа соседей и притеснения торговых партнеров.

Чтобы со временем подойти к всестороннему освещению экономических и социальных отношений в юго-восточной Таврике XIII-XV вв., ее политических и культурно-исторических явлений, сложно переплетавшихся в эпоху средневековья, придется не раз пересмотреть и сопоставить письменные данные, критически (но, не впадая в гиперкритику) оценить источники, далеко не одинаково ясные или достоверные. Попробуем это сделать пока лишь применительно к названиям «Крым» и «Солхат» (он же «Сурхат», или «Сургат»).

Первым долгом отметим: в науке еще нет единого, общепринятого истолкования топонимов «Крым» и «Солхат». И авторы не собираются прибавить к уже существующим объяснениям этих слов собственное: для них подобная задача непосильна. Но коль скоро ею занимались многие исследователи, в том числе и высокоавторитетные ученые, оставить все это без внимания мы не в праве. Попробуем извлечь «рациональное зерно» из нескольких суждений, на наш взгляд, наиболее веских. Они окажутся противоречивыми, а нас, может быть, обвинят в эклектизме*. Не беда. Пусть, как и мы, увидит читатель блеск и нищету топонимии, этой еще достаточно юной отрасли языкознания

* Эклектизм, применительно к данному случаю — натянутое сочетание сведений разных источников, лишенное самостоятельности.

По мысли историка В. Д. Смирнова, название «Крым», возможно, происходит от татарского слова «кырым» — ров, хотя высказывались и сомнения в правомерности такого истолкования

14. Точку зрения В. Д. Смирнова разделял известный знаток истории и археологии Тавриды А. Л. Бертье-Делагард15. Стремясь обосновать эту гипотезу, он искал подтверждения и в археологическом материале и в письменных источниках. С его слов мы знаем, что во втором десятилетии XX в. с северо-восточной стороны города были отчетливо видны остатки оборонительной стены с башнями и две линии глубоких рвов. Гораздо слабее, но все же прослеживаются они и сейчас.

А. Л. Бертье-Делагард приходит к заключению, что рвы появились значительно раньше стен. На чем основан такой вывод? «Рвы и стены не связаны по начертанию: рвы нигде не параллельны и прилегают к стенам, а последние далеко отстоят от рвов». В одновременной постройке укрепления, пишет далее ученый, это составляло бы «крайне грубую военную ошибку, недопустимую, если все рвы копались вместе или позже стен». Против высказываний выдающегося военного инженера, каким был А. Л. Бертье-Делагард, трудно что-либо возразить.

Обратимся к плану Солхата, составленному в конце XVIII или начале XIX в. и известному нам по фотографии с него, хранящейся у старокрымского краеведа Ю. К. Чернявского. На этом плане прослеживается полностью кольцо стены вокруг города; с севера и с запада к ней вплотную подступает ров. Восточный участок стены тянется по высокому хребту — здесь ров отдаляется от нее, но на равнинной местности вновь подходит к ней вплотную. Сильно пересечена местность не связанными со стеной рвами с запада.

А. Л. Бертье-Делагарду, судя по всему, не был известен этот алан, дающий более целостную картину единовременно возникшей системы оборонительных сооружений.

Сравнивая его с топографической съемкой 1925 г., где показаны лишь сохранившиеся фрагменты сооружений, видим, что отмеченные на обоих планах участки стен, рвы, возвышенность в западной части города и курган в восточной по местоположению совпадают. Таким образом, достаточно оснований доверять старинному плану. Странным кажется лишь отсутствие башен на довольно значительных участках стен. В свое время их было, несомненно, больше.

Приведенное выше наблюдение А. Л. Бертье-Делагарда служило подкреплением мысли В. Д. Смирнова о происхождении топонима «Крым» именно от рвов, окружавших город. Можно, однако, возразить: по письменным источникам XIII в. «Крым» как название целой области предшествует самым ранним упоминаниям об одноименном городе. Не исключено, что само название пошло от Перекопского рва, отделяющего полуостров от материка.

Чтобы уточнить время возникновения города Крыма, сопоставим свидетельства письменных источников. О первом появлении в Таврике татар в 1223 г.

сообщает сочинение Ибн аль-Асира, арабского автора XIII в.16. При описании им осады Судака город Крым не упоминается, хотя события развертывались совсем рядом и не могли не затронуть соседний населенный пункт. Об этом же нашествии татар сообщают и заметки на полях синаксаря* из Сурожа (Судака)17, уточняя дату события — 27 января. После разорительного набега на Судак татары покидают полуостров, чтобы, совершив в конце 30-х годов рейд на северо-восточную Русь, вновь вернуться сюда. Новый набег на Судак помечен в синаксаре 26 декабря 1239 г.

* Синаксарь — книга богослужебного характера, в данном случае — рассказы о мучениках.
План города Старого Крыма конца XVIII в.

Именно в это время и появляется в арабских и персидских документах упоминание некой местности или области «Крым». Так, в одном из вариантов «Сборника летописей» Рашид-ад-дина, иранского историка и государственного деятеля, среди «областей севера», которые должен был по повелению Чингисхана завоевать его старший сын Джучи, назван Крым18. Обратим внимание: это местность — не город.

О захвате тех же областей сообщает и приводимое В. Г. Тизенгаузеном «Родословие тюрков»: «А страны аланов, русов, булгар, черкесов, Крым и Ардак… вышли из повиновения»19.

О том, что в середине XIII в. на полуострове города Крыма еще не существовало, можно судить на основании некоторых свидетельств известного путешественника, монаха-миссионера Гильома де Рубрука, посетившего Судак в 1253 г. Он отмечает маловажную на первый взгляд деталь, что некие начальники отправились зимою из Судака к Батыю с данью и еще не вернулись

20. Будь по соседству с Судаком постоянная ставка наместника, этот правитель и занимался бы сбором дани, но тогда отправка ее, естественно, не потребовала бы большого времени. Кроме того, среди городов, где Рубрук побывал, или известных ему понаслышке, Крым не упоминается.

Первое известное нам упоминание некоего «города Крыма» содержит источник конца XIII в. — уже упоминавшийся нами «Сборник летописей» Рашид-ад-дина.

Солхат. Вид с юга (по старинной гравюре). Рис. В. Сидоренко.

Согласно этому свидетельству, повествующему о событиях 1256-1257 гг., хан Берке — преемник Батыя на престоле Орды — предоставил султанство над этим городом потерявшему свои владения незадачливому конийскому

* султану Изз-ад-дину Кей-Кавусу21. В двух из семи известных вариантов «Сборника» — рукописи Тегеранского музея и другой, изданной в Англии, подаренный Изз-ад-дину город назван не Крымом, а Кумом22. Источник более ранний и, таким образом, ближе стоящий к описываемым событиям — хроника Ибн Биби «Сельджук-намэ» (История сельджуков) — сообщает о пожаловании тому же султану «Солхада и Сутака»23. Рассмотрим их пристальнее — Крым, Кум, а также «Солхад и Сутак».

* Кония — столица малоазийских сельджуков (1077- 1300 гг. ). Была взята монголами в 1257 г. Ныне главный город одноименного вилайета на юге Турции.

Заметим, что малоазийские города Крым и Кум существовали в период монголо-татарских походов середины XIII в. и находились вне Таврики: первый, как указывает П. И. Кеппен, — за Кавказом, второй — в сельджукских владениях на территории Ирана24. Контекст «Сборника летописей», где упоминается по одной версии Крым, а по другой — Кум, позволяет думать, что речь идет именно о малоазийском городе: «Когда войско Беркая прибыло к Стамбулу, то Изз-ад-дина Кейкауса привели к Беркаю и отдали ему во владение город Крым, и там он и остался»25. Соображение о том, что подаренным городом не мог быть таврический Крым, становится более веским, если привлечь еще одну деталь биографии Изз-ад-дина, отмеченную неким Джувейни26. Он сообщает, что в 1258-1259 гг., т. е. вскоре после событий, описанных Рашид-ад-дином и Ибн Биби, во время пребывания в Ираке Хулагу-хана* его посещает тот же Изз-ад-дин Кей-Кавус. Невероятно, чтобы, получив лишь годом раньше город в далекой Таврике, султан стал предпринимать долгое путешествие для встречи с Хулагу — недругом дарителя, хана Берке. А цель поездки обнищавшего султана — выпросить у Хулагу «взаймы» сколько-то денег. Можно заключить, что прогулка Изз-ад-дина была не столь дальней: примерно втрое короче, чем из Таврики.

* Xулагу — внук Чингисхана, основатель монгольской династии Хулагидов, правивших в XIII-XIV вв. на территории Закавказья, Малой Азии, Месопотамии, Ирана и Афганистана.

Расценивать «Сельджук-намэ» как свидетельство, что турки-сельджуки владели Судаком и Солхатом, нет серьезных оснований. Кей-Кавус получил «Солхад и Сутак» всего лишь «в кормление» (икта), а это далеко не то же, что во владение*. Как данное обстоятельство, так и сведения целого ряда других источников говорят не о прямом подчинении юго-восточной Таврики или каких-то ее частей сельджукским султанам, а лишь о недолго длившихся и, стало быть, достаточно эфемерных даннических отношениях.

* На владение Судаком безуспешно претендовал его сын Гияс-эд-дин Масуд.

Но вернемся к прерванному разговору о названиях города. Как мы уже сказали, принадлежность названий «город Крым» и «Солхат» одному географическому пункту не вызывает сомнений. Но еще сравнительно недавно факт этот оспаривался. Например, участник раскопок 1925-1926 гг. в Старом Крыму О. Акчокраклы категорически отрицал, что город Крым и Солхат — одно и то же. Дело в том, что ни на надгробных памятниках, ни в легендах монет слово «Солхат» не встречается; название города существует лишь в одной форме: Крым27. Пытаясь найти этому объяснение, Акчокраклы повторяет догадку В. Д. Смирнова о том, что «Солхат» — видоизмененное «Сурб-Хач» (через Сур-хат или Сул-гат).

С соображениями В. Д. Смирнова был не согласен в свое время А. Л. Бертье-Делагард. Он поддерживал мысль востоковеда А. Я. Гаркави, предложившего рассматривать топоним «Солкат» (форма написания, известная по генуэзским документам) как татарское слово от «сол» — левый и «кат» — сторона28. Любопытна безоговорочность, с которой А. Л. Бертье-Делагард берет сторону Гаркави. Вероятно, какие-либо доказательства казались ему излишними ввиду полной ясности вопроса.

Монеты XIII — начала XV в., чеканенные в городе Крыме (AR — серебрянные, AE — медные). Рис. В. Сидоренко.

Итак, Солкат — «левая сторона». А. Л. Бертье-Делагард ищет ее, ориентируясь по течению речонки, огибающей город с юга и востока. Увы, такая попытка топографически конкретизировать смысл топонима «Солкат» натянута и неубедительна. В историко-краеведческой литературе возобладало соображение столь же, на наш взгляд, малоубедительное — что «Солкат» происходит от названия армянского монастыря Сурб-Хач29. Сомневаться в этом заставляет одно немаловажное обстоятельство Название «Сургат» вместо «Солхат» или «Крым» фигурирует только в армянских источниках. Выходит, стало быть, что название своего монастыря исказили сами армяне? Это, конечно, маловероятно.

Известный русский и советский востоковед академик В. В. Бартольд, касаясь в одной из своих работ вопроса об ориентации сторон света у монголов, приходит к интересному для нас выводу: «В монгольском письменном языке правой стороной называется западная, левой — восточная»30. Если совместить перевод слова «Солкат» (Солхат, Солгат), предложенный когда-то А. Я. Гаркави, с выводом, сделанным В. В. Бартольдом, то получается, что в понимании монголо-татарского населения полуострова «Солкат» могло обозначать восток, восточную сторону.

Арабский историк и географ первой половины XIV в. Абу-ль-Фида сообщает: «Солгат называется также Крымом; под словом Крым вообще подразумевают не столько землю, как сам город»31. Но, стало быть, и землю? Значит, город мог называться так же, как и окружавшая его территория? Вторая часть высказывания не вполне ясна, однако несомненно, что подразумевается не только совмещение двух названий города, но и распространение его имени на некую территорию.

Если так, то допустимо предположить, что Солхатом — «восточной стороной» — звалась сначала и какая-то местность, например, та часть полуострова, которая оказалась в руках татар. Административным центром их владений стал «Крым» — сперва окруженная рвом временная ставка золотоордынского наместника, а впоследствии город, т. е. уже постоянная его резиденция. Вероятно, прав Сеид Мухаммед Риза, турецкий историк XVIII в., по сведениям которого ставке предшествовало торговое поселение генуэзцев, расположенное невдалеке от Кафы32. Оно-то наверняка и привлекло сюда татар — благо, находилось на их земле. Топоним «Солхат», вероятно, скоро перестал удовлетворять татар как название владений, быстро расширявшихся; у генуэзцев же слово обрело более локальный смысл (предположение вполне допустимое), пока не стало, наконец, именем города, граница которого с городом Крымом все более стиралась. Заметим в этой связи, что в одном из письменных источников первой половины XV в. — «Путешествии» венецианца Барбаро — Солхат прямо назван «селением»33.

Можно предполагать, опираясь на генуэзские документы, довольно длительное деление Крыма-Солхата на две части — генуэзскую (собственно Солхат) и татарскую — «Крым» в узком смысле слова.

Оставим, однако, вопрос этот открытым. Решить его может лишь исследование всей суммы фактов, известных науке, притом исследование более совершенное — на основе оригинального текста источников. Старые истины — если впрямь они истинны — не пострадают от попыток взглянуть на них по-новому.


Крым Книги Солхат и Сурб-Хач Имена города

adminland.ru 9 июля 2004

В Петербурге назвали имена заслуженных реставраторов города

Фото: Яна Григорьева/«Петербургский дневник»

В Государственной академической капелле Санкт-Петербурга прошла церемония награждения лучших реставраторов города. В ней принял участие губернатор Петербурга Александр Беглов.

«Сегодня мы чтим наших петербургских реставраторов. Профессиональный праздник – День реставратора уже по традиции отмечается в городе 1 июля. Интересно, что идею его проведения подхватили и другие регионы России, – отметил губернатор Петербурга Александр Беглов, обращаясь к реставраторам. – Вы сохраняете нашу духовную культуру, различные здания и сооружения Петербурга. Вы сохраняете наш город. В ваших руках работа с уникальными и одновременно сложными фасадами наших домов – объектов культурного наследия. Хочу поблагодарить вас за ваш добросовестный и нелегкий труд».

Звание «Заслуженный реставратор Санкт-Петербурга» – специалиста, который внес наибольший вклад в сохранение Петербурга, сегодня получил в том числе действующий художник-реставратор ГМЗ «Павловск» Васил Ангелов.

«Для меня большая честь – получить награду. Я благодарен Петродворцовому часовому заводу, где меня учили мастерству часовщика, а также коллегам Павловского дворца, в котором я работаю до сих пор, за любовь к делу. Моя задача как художника-реставратора – восстанавливать и ремонтировать часы. Бывает, что в часах не хватает деталей, бывает, что они уже изношены, а моя задача как раз вернуть их к жизни», – сказал Васил Ангелов.

Вместе с тем сегодня в реставрационной отрасли все чаще возникает вопрос преемственности поколений. В своей речи председатель Союза реставраторов Санкт-Петербурга Нина Шангина отметила, что в 2023 году – Год педагога и наставника, утвержденный приказом президента страны Владимиром Путиным, – широко обсуждается вопрос сохранения и развития кадрового потенциала в реставрационной отрасли.

«Эти вопросы мы в том числе обсудили с коллегами на конференции «Актуальные вопросы сохранения и популяризации культурного наследия», которая стала частью Недели реставрации в Петербурге. В результате обсуждения мы пришли к выводу, что сохранение петербургской реставрационной школы возможно при сохранении и развитии трудовых коллективов, реставрационных школ, системы наставничества и передачи знаний молодому поколению от старших коллег», – сказала Нина Шангина.

По мнению студентки Академии реставрации и дизайна Дианы Павлюченко, профессия реставратора только начинает набирать популярность у современной молодежи.  

«Я выбирала эту профессию с мыслью о том, что принесу пользу для города, оставлю отпечаток после себя благодаря реставрации памятников культурного наследия. Я уже успела поработать с казармами лейб-гвардии Уланского полка в Петергофе, – рассказывает Диана Павлюченко. – Я участвовала в конкурсе «Реставратор года – 2023» и выиграла в одной из номинаций, продемонстрировав навыки реставрации разрушенной кирпичной кладки».

Она отметила, что в будущем планирует поступить в Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, чтобы связать свою жизнь с реставрацией памятников истории и культуры города.

Фото: Яна Григорьева/«Петербургский дневник»

    Петербургские эксперты обсудили, как бороться с наркотиками

    Город | Определение и история

    Торговый район Сибуя в Токио

    Смотреть все СМИ

    Категория: География и путешествия

    Ключевые люди:
    Льюис Мамфорд
    Похожие темы:
    разрастание городов район парк глобальный город капитал

    Просмотреть весь связанный контент →

    город , относительно постоянный и высокоорганизованный населенный пункт, более крупный или важный, чем город или деревня. Название город дается некоторым городским сообществам в силу некоторых юридических или общепринятых различий, которые могут варьироваться в зависимости от региона или страны. Однако в большинстве случаев понятие города относится к определенному типу сообщества, городскому сообществу и его культуре, известному как «урбанизм».

    Городское самоуправление почти везде является созданием высшей политической власти — обычно государственной или общенациональной. В большинстве западных стран передача полномочий городам происходит посредством законодательных актов, которые делегируют ограниченное самоуправление местным корпорациям. Некоторые европейские страны приняли общие муниципальные кодексы, которые разрешали централизованный административный контроль над подчиненными территориями через иерархию префектов департаментов и местных мэров. В социалистических странах обычно использовалась иерархическая система местных советов, соответствующих органам управления на более высоких уровнях управления и находящихся под их руководством.

    Как тип сообщества, город может рассматриваться как относительно постоянное скопление населения вместе с его разнообразными жилищами, социальным устройством и вспомогательной деятельностью, занимающее более или менее обособленное место и имеющее культурное значение, которое отличает его от другие типы человеческого поселения и ассоциации. Однако по своим элементарным функциям и рудиментарным характеристикам город нельзя четко отличить от города или даже от большой деревни. Простая численность населения, площадь поверхности или плотность заселения сами по себе не являются достаточными критериями различия, в то время как многие из их социальных коррелятов (разделение труда, несельскохозяйственная деятельность, центральные функции и творчество) в той или иной степени характеризуют все городские сообщества. из маленького провинциального городка в гигантский мегаполис.

    История городов

    Ранние города

    Древний мир

    В эпоху неолита (новый каменный век; примерно 9000–3000 лет до н. крестьянская деревня — полупостоянная, потому что, когда почва истощалась относительно примитивными методами обработки, вся деревня обычно была вынуждена собираться и переезжать на другое место. Даже когда деревня процветала в одном месте, она обычно разделялась на две после того, как население становилось относительно большим, так что все земледельцы имели свободный доступ к земле.

    Викторина «Британника»

    Викторина «Столицы штатов США»

    Эволюция неолитической деревни в город заняла не менее 1500 лет — в Старом Свете от 5000 до 3500 лет до н. э. Технологические разработки, позволившие человечеству жить в городах, поначалу были в основном связаны с сельским хозяйством. Одомашнивание растений и животных в эпоху неолита в конечном итоге привело к усовершенствованию методов выращивания и разведения скота, что в конечном итоге привело к излишкам и позволило поддерживать более высокую плотность населения, а также высвободило некоторых членов сообщества для ремесленничества и производства несущественных товаров. товары и услуги.

    По мере того, как населенные пункты увеличивались в размерах благодаря достижениям в области ирригации и земледелия, потребность в улучшении обращения товаров и людей становилась все более острой. Донеолитические люди, которые вели кочевой образ жизни в своих бесконечных поисках пищи, передвигались в основном пешком и перевозили свои основные товары с помощью других людей. Люди эпохи неолита, добившись приручения животных, использовали их для транспортировки, а также в пищу и шкуры, что позволяло путешествовать на большие расстояния. Затем последовало использование тягловых животных в сочетании с санями, оснащенными полозьями для перевозки более тяжелых грузов. Однако выдающимся технологическим достижением в ранней истории транспорта было изобретение колеса, которое впервые использовалось в долине Тигра и Евфрата около 3500 г. до н.э. и было изготовлено из твердых материалов (затем последовали разработки ступиц, спиц и ободов). Для эффективного использования колес требовались дороги, и так появилось дорожное строительство, искусство, наиболее развитое в древние времена римлянами. Параллельно совершенствовался водный транспорт: в 7 в. до н. э. были построены арыки и пути снабжения пресной водой, затем появились судоходные каналы, а на смену плотам, землянкам и тростниковым поплавкам пришли деревянные лодки.

    Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

    Подписаться

    Первые узнаваемые города появились примерно к 3500 г. до н.э. Как самое раннее городское население, они отличались грамотностью, техническим прогрессом (особенно в металлургии) и все более изощренными формами социальной и политической организации (оформленными в религиозно-правовых кодексах и символизированными в храмах и стенах). Такие места впервые появились в долине Нила и на шумерском побережье в Уре, появившись в долине Инда в Мохенджо-Даро в 3-м тысячелетии до н.э.; к 2000 г. до н.э. города появились и в долине реки Вэй в Китае. Сухопутные торговые пути привели к увеличению количества городов от Туркестана до Каспийского моря, а затем до Персидского залива и восточного Средиземноморья. Их экономическая база в виде сельского хозяйства (дополняемая торговлей) и их политико-религиозные институты дали городам беспрецедентную степень профессиональной специализации и социального расслоения. Однако городская жизнь не была изолированной, поскольку многие города придавали некоторую согласованность и направление жизни и обществу в своих внутренних районах.

    Автономные и зависимые города

    Именно в греческом городе-государстве или полисе идея города достигла своего пика. Первоначально набожный союз патриархальных кланов, полис превратился в небольшое самоуправляемое сообщество граждан, в отличие от азиатских империй и кочевых групп в других странах мира. По крайней мере, для горожан город и его законы составляли моральный порядок, символизируемый акрополем, великолепными зданиями и публичными собраниями. Это была, по выражению Аристотеля, «общая жизнь ради благородной цели».

    Когда исключительные требования к гражданству (граждане изначально были землевладельцами без истории рабства) были смягчены и поскольку новое коммерческое богатство превзошло богатство пожилых землевладельцев, социальные раздоры дома и соперничество за границей постепенно ослабили общественную жизнь города. -республики. Креативность и разнообразие полиса уступили место объединяющим силам поклонения царю и империи, олицетворяемых Александром Македонским и его преемниками. Безусловно, многие новые города, часто называемые Александрией, потому что их основал Александр, были основаны между Нилом и Индом, что облегчило контакты между основными цивилизациями Европы и Азии и дало начало культурному обмену и коммерческой торговле, которые оставили неизгладимое влияние. как на Востоке, так и на Западе. Оставаясь культурно живым, сам город перестал быть автономным политическим телом и стал зависимым членом более крупного политико-идеологического целого.

    Римляне, ставшие наследниками эллинистического мира, переселили города в технологически отсталые районы за Альпами, населенные пастушеско-земледельческими кельтскими и германскими народами. Но если Рим принес порядок в цивилизацию и привел и то, и другое к варварам вдоль границы, он сделал из города средство для империи (центр военного умиротворения и бюрократического контроля), а не самоцель. Наслаждение имперским римским миром повлекло за собой принятие статуса municipium — респектабельный, но второстепенный ранг в римском государстве. Муниципалитеты получали финансовую поддержку за счет налогов на торговлю, взносов членов сообщества и доходов от земель, принадлежащих каждому муниципалитетам . Однако со временем идея общественного долга уступила место личным амбициям, особенно когда римское гражданство стало более универсальным ( см. civitas ). Муниципальные функции атрофировались, и город дожил до византийской эпохи главным образом как механизм финансового управления, хотя часто он оставался центром образовательного развития, религиозного и культурного самовыражения.

    Средневековье и раннее Новое время

    Средневековый город, от крепости до торгового центра

    В Латинской Европе ни политические, ни религиозные реформы не смогли поддержать римский режим. Крах государственного управления и нарушение границ привели к возрождению местнических взглядов и преданности, но центр внимания был не на городе. Вместо этого общинная жизнь была сосредоточена в крепости (например, в городе-крепости), тогда как civitas были прикреплены к окрестностям епископского престола, как в Меровингской Галлии.

    Раннесредневековое общество было созданием лагеря и сельской местности, которые выполняли местные императивы пропитания и защиты. С германскими вариациями позднеримских форм общины были реструктурированы в функциональные сословия, каждое из которых имело формальные обязательства, иммунитеты и юрисдикцию. То, что осталось от города, было заключено в этом поместном порядке, и различие между городом и деревней было в значительной степени затемнено, когда светские и церковные лорды правили окружающими графствами — часто как вассалы варварских королей (9).0025 см. манориализм). Социальный дух и организация заставляли подчиняться общему благу земного выживания и небесной награды. Затухание городской жизни в большинстве стран Северной и Западной Европы сопровождалось провинциальным сепаратизмом, экономической изоляцией и религиозной отчужденностью. Только после прекращения нападений мадьяр, викингов и сарацин городские общины снова испытали устойчивый рост.

    Восстановление после 10 века не ограничивалось городом или какой-либо одной частью Европы. Инициативы монашеских орденов, сеньоров или помещиков, а также купцов способствовали новой эре роста земледелия, ремесленничества и производства, денежного хозяйства, учености, роста сельского населения и основания «новых городов». из тех «римских» городов, которые уцелели от периода германских и других посягательств. Почти во всех «новых» средневековых городах роль купца была центральной в катализе торговли товарами и товарами первой необходимости на дальние расстояния.

    До 1000 года контакты с богатыми византийскими и исламскими областями в Леванте оживили торговую власть в Венеции, которая разбогатела благодаря своему владению прибыльным путем в Святую Землю во время крестовых походов. Тем временем торговые общины присоединились к более доступным замковым городам и епархиям в северной Италии и на основных путях к Рейнской области и Шампани. Позднее они появились вдоль рек Фландрии и северной Франции, а также на западно-восточном пути из Кельна в Магдебург (9 г.0025 см. Ганзейский союз). Во всех этих городах торговля была ключом к их росту и развитию.

    Неслучайно XII и XIII века, когда было основано больше новых городов, чем когда-либо между падением Рима и промышленной революцией, также стали свидетелями особого подъема к гражданской автономии. По всей Западной Европе города приобрели различные виды муниципальных учреждений, свободно сгруппированных под обозначением коммуна . Вообще говоря, история средневековых городов — это история растущих классов купцов, стремящихся освободить свои общины от господской юрисдикции и закрепить за собой свое правительство. Везде, где была сильна монархическая власть, купцы должны были довольствоваться муниципальным статусом, но в других местах они создавали города-государства. Воспользовавшись возобновившимся конфликтом между папами и императорами, они объединились с местной знатью для установления общинного самоуправления в крупнейших городах Ломбардии, Тосканы и Лигурии. В Германии городские советы иногда узурпировали права высшего духовенства и дворянства; Фрайбург-им-Брайсгау получил свою образцовую хартию вольностей в 1120 году. Движение распространилось на Любек, а затем на связанные с ним ганзейские города на Балтийском и Северном морях, затронув даже христианские «колониальные» города к востоку от рек Эльбы и Заале. В 13 веке крупные города Брюгге, Гент и Ипр, кредиторы графов Фландрии, фактически управляли всей провинцией. Во Франции революционные восстания, направленные против дворянства и духовенства, иногда приводили к созданию свободных коммун, но большинство общин довольствовались избирательным правом своего суверена, несмотря на их ограниченность по сравнению с относительной свободой английских городков после норманнского завоевания. Наконец, корпоративная свобода городов принесла эмансипацию отдельным лицам. Когда епископы в старых немецких городах относились к новоприбывшим как к крепостным, император Генрих V подтвердил принцип Stadtluft macht frei (нем. «Городской воздух приносит свободу») в чартерах для Шпейера и Вормса; такие новые города, основанные на землях светских и духовных лордов, предлагали свободу и землю поселенцам, которые поселились более «года и дня». Во Франции villes neuves («новые города») и бастид (средневековые французские города, расположенные на прямоугольной сетке) также наделяли правами рабов.

    В 14 веке рост городских центров замедлился, поскольку Европа пережила серию потрясений, включая голод с 1315 по 1317 год, появление Черной смерти, которая распространилась по Европе с 1347 года, а также период политической анархии и экономической упадок, продолжавшийся до 15 в. Турецкие посягательства на пути в Азию ухудшили условия как в городе, так и в деревне. Европа замкнулась в себе, и, за исключением нескольких крупных центров, деятельность на рынке была подавлена. В то время, когда местная специализация и межрегиональный обмен требовали более либеральной торговой политики, ремесленный протекционизм и корпоративный партикуляризм в городах, как правило, мешали экономическому росту. Более того, классы ремесленников и рабочих стали достаточно сильными, чтобы бросить вызов олигархическому правлению богатых бюргеров и дворян посредством потрясений, таких как восстание Чомпи (1378 г.), в то время как пик социальной войны пришелся на крестьянские восстания, типичным примером которых была Жакерия (1358 г.) , но это, как правило, были кратковременные восстания, которые не привели к прочным социальным изменениям. Некоторые утверждают, что эпоха упадка была облегчена медленным процессом индивидуальной эмансипации и культурным расцветом эпохи Возрождения, который фактически вырос из уникальной городской среды Италии и был усилен высоким уважением к классическому наследию. Эти ценности заложили интеллектуальную основу для великой эпохи географических и научных открытий, воплощенных в новых технологиях пороха, добычи полезных ископаемых, книгопечатания и навигации. Фактически, только после триумфа княжеского правления политическая лояльность, экономические интересы и духовная власть снова стали сосредоточены в жизнеспособной организационной единице, абсолютистском национальном государстве.

    Город и национальное государство

    Достоинство абсолютизма раннего Нового времени заключалось в его способности широко использовать новые технологии. Благодаря централизации власти, экономики и веры она принесла порядок и прогресс в Европу и обеспечила основу, в которой индивидуальная энергия могла снова быть направлена ​​на общую цель. В то время как нация лишила города их оставшихся претензий на политическую и экономическую независимость (до сих пор символизировавшихся их стенами и тарифными барьерами), она создала более крупные системы взаимозависимости, в которых могло действовать территориальное разделение труда. Национальное богатство также выиграло от новой меркантилистской политики, но слишком часто богатство, создаваемое городами, захватывалось государством в виде налогов, а затем растрачивалось либо на войну, либо на поддержку великолепия придворной жизни и барочной славы дворцов и церквей. Только в колониальных районах, особенно в Америке, в эпоху экспансии появилось много новых городов, и примечательно, что столицы и порты колонизирующих наций пережили свой самый быстрый рост в эти годы. Однако при абсолютистских режимах несколько крупных политических и коммерческих центров росли за счет более мелких отдаленных общин и сельских районов.

    К 18 веку торговый класс все больше разочаровывался в монархическом правлении. Торговцев возмущало отсутствие у них политического влияния и гарантированного престижа, и они возражали против устаревших правил, которые создавали барьеры для торговли, особенно те, которые мешали их усилиям связать коммерческие операции с усовершенствованными производственными системами, такими как фабрики. В конце концов, торговцы объединились с другими диссидентскими группами, чтобы обуздать эксцессы абсолютизма, стереть остатки феодализма и обеспечить себе больший голос в формировании государственной политики. В северо-западной Европе, где эти либеральные движения зашли дальше всего, городское население и его влиятельная буржуазная элита играли решающую роль, несоразмерную их численности. В других местах, как в Германии, буржуазия более примирилась с существующими режимами или, как в северной Италии, взяла на себя пассивную, если не полностью паразитическую роль.

    Однако, за исключением Великобритании и Нидерландов, доля национального населения, проживающего в городских районах, нигде не превышала 10 процентов. Еще в 1800 году только 3 процента населения мира проживало в городах с населением более 5000 человек. Не более 45 городов имели население более 100 000 человек, и менее половины из них находились в Европе. В Азии проживало почти две трети населения крупных городов мира, а такие города, как Пекин (Пекин), Гуанчжоу (Кантон) и Токио (Эдо), были больше, чем древний Рим или средневековый Константинополь на пике своего развития.

    Алабама | Флаг, факты, карты, столица, города и достопримечательности

    флаг Алабамы

    Печать Алабамы

    Желтый молот — птица штата Алабама.

    Цветок штата Алабама — камелия.

    См. все средства массовой информации

    Категория: География и путешествия

    Капитал:
    Монтгомери
    Население:
    Губернатор:
    Кей Айви (республиканец)
    Дата поступления:
    14 декабря 1819 г.
    г.
    Сенаторы США:
    Томми Тубервиль (республиканец) Кэти Бритт (республиканец)

    Посмотреть все факты и статистику →

    Последние новости

    28 июня 2023 г., 22:57 по восточноевропейскому времени (AP)

    10 смертей, вызванных опасными отбойными течениями у берегов Флориды и Алабамы

    Пожарный из Джорджии и двое отцов, которые утонули, пытаясь спасти свои дети входят в число по меньшей мере 10 недавних жертв опасных отбойных течений вдоль пляжей Мексиканского залива, простирающихся от Панхандла Флориды до Галф-Шорс, Алабама

    24 июня 2023 г., 11:00 по восточноевропейскому времени (AP)

    Бывший баскетболист из Алабамы ищет снятие обвинения в убийстве, караемом смертной казнью

    Судья Алабамы предоставил бывшему баскетболисту из Алабамы, обвиняемому в убийстве, наказуемом смертной казнью, слушание, чтобы решить, будут ли обвинения по делу сняты В июне 2024 года на Риквуд-Филд в Бирмингеме, штат Алабама, в июне 2024 года на стадионе Риквуд-Филд в Бирмингеме, штат Алабама, состоится трибьют-игра Высшей бейсбольной лиги в честь Уилли Мэйса

    . 0003

    19 июня 2023 г., 8:01 по восточноевропейскому времени (AP)

    Брэндон Миллер из Алабамы возглавил список талантливых нападающих AP на драфте НБА

    Брэндон Миллер из Алабамы возглавил список лучших нападающих Ассошиэйтед Пресс в предстоящем драфте НБА

    15 июня 2023 г., 18:33 по восточноевропейскому времени (AP)

    Уволенный профсоюзный организатор Amazon в Алабаме восстановлен в должности после подачи жалобы, сообщает профсоюз

    профсоюзный организатор, уволенная Amazon, была восстановлена ​​компанией после того, как она подала жалобу в Национальный совет по трудовым отношениям

    Алабама , штат, входящий в состав Соединенных Штатов Америки, принятый в союз в 1819 году как 22-й штат. Алабама образует на карте примерно прямоугольную форму, вытянутую в направлении север-юг. Он граничит с Теннесси на севере, Джорджией на востоке и Миссисипи на западе. Ручка Флориды блокирует доступ Алабамы к Мексиканскому заливу, за исключением юго-западного угла Алабамы, где расположен залив Мобил. Монтгомери — столица штата.

    Штат предлагает большое топографическое разнообразие. Богатая сельскохозяйственная долина реки Теннесси занимает крайнюю северную часть штата. На северо-востоке Алабамы начинается пересеченная местность юго-западной окраины Аппалачей, которая продолжается в юго-западном направлении через северную половину штата. Ниже этого полоса низменных прерий, известная как Черный пояс, имеет богатые почвы, которые когда-то служили колыбелью сельского образа жизни, связанного с производством хлопка, который имел центральное значение для развития штата. Дальше на юг тянутся сосновые леса, а затем прибрежные равнины, пока не дойдешь до покрытых мхом живых дубов Мобила и белых пляжей залива.

    Ландшафт Алабамы был ареной многих крупных кризисов в заселении континента и в развитии страны. Это было поле битвы европейских держав, соперничающих за земли Нового Света, борьбы между европейскими поселенцами и коренными общинами, борьбы между Севером и Югом во время Гражданской войны в США, движения за гражданские права и др. силы экономических и социальных изменений, которые сильно изменили многие аспекты Глубокого Юга за годы, прошедшие с середины 20 века. Хотя Алабама по-прежнему находится в более низком национальном сегменте во многих важных социальных и экономических рейтингах, в некоторых областях, особенно в этнических отношениях, произошли улучшения, включая интеграцию школ и избрание афроамериканцев на политические посты. Тем не менее, как алабамцы, так и иностранцы склонны соглашаться с тем, что в штате сохраняется особый образ жизни, уходящий корнями в традиции Старого Юга. Площадь квадратных миль (кв. км). Население .

    Земля

    Рельеф

    Хотя средняя высота Алабамы составляет около 500 футов (150 метров) над уровнем моря, это представляет собой градацию от высшей точки 2407 футов (734 метра) на вершине горы Чеаха на северо-востоке вниз. через Черный пояс в плоские низкие округа южного побережья Мексиканского залива. В пределах этой градации можно выделить несколько областей рельефа.

    Викторина «Британника»

    Викторина «Столицы и прозвища США»

    Южные оконечности Аппалачей покрывают почти половину штата. На крайнем севере район плато Камберленд, разделенный верхними рукавами речных систем Камберленд, Кентукки и Теннесси, простирается к югу от Теннесси. Высота поднимается до 1800 футов (550 метров) в более суровых восточных частях. Долина Великих Аппалачей образует еще одно заметное подразделение на востоке. Небольшая треугольная часть плато Пьемонт выступает напротив Джорджии на высоте в среднем 1000 футов (300 метров).

    Характер штата заметно меняется по мере того, как суровые, покрытые лесом холмы и хребты Аппалачей уступают место низинам прибрежной равнины. Равнина имеет несколько подразделений: на севере лежат холмистые холмы Фолл-Лайн, а южнее пояса сосны и лиственных пород добавляют неровности плоскому ландшафту. Расположенный дугой в самом сердце низменностей Алабамы, Черный пояс был особенным из-за своей связи с производством хлопка, которое долгое время доминировало на его богатых почвах, хотя сейчас там выращивают мало хлопка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *