Магистраль, объединяющая страну
Важно обеспечить кооперацию Транссиба и Шелкового пути. Нужно показать клиентам, что сухопутные маршруты – это стабильные транспортные коридоры
– Вы имеете в виду создание альтернативного маршрута Шелковый путь?
– Да, одним из них является создание этого транспортного коридора, который должен пройти в обход России или как минимум в обход части Транссиба и, соответственно, Дальневосточного, Сибирского и отчасти Уральского федеральных округов. Ситуация, когда Шелковый путь, который рассматривается сегодня не только как транспортный коридор, но и как экономический пояс с формированием зоны свободной торговли на всем его протяжении, может привести к выпадению крупных городов Урала и Сибири из глобальных логистических цепей поставок. Это, в свою очередь, приведет к сокращению их участия в международной кооперации.
Сегодня по Транссибу доставляется 5,8% от объема перевозок в направлении АТР – Европа. В перспективе еще 5% сможет принять на себя новый Шелковый путь. Основной вопрос состоит в том, будут ли эти 5% за счет перераспределения товаропотока, идущего сегодня по Транссибу, либо удастся их забрать у морских линий.
– Но с другой стороны, многие эксперты отмечают, что сегодня инфраструктура Транссиба недостаточно развита, и в случае роста грузопотока магистраль может просто не справиться с объемами.
– Транссибирская магистраль после запланированной модернизации вкупе с развитием БАМа и совершенствованием сервиса перевозок сможет дополнительно принять еще порядка 5% общего грузопотока. Итого доля сухопутного евро-азиатского маршрута может составить 15–16%. Морской окружной путь по-прежнему останется основным. В этой связи важно, чтобы сухопутные коридоры конкурировали не между собой, а с морскими линиями. Если начнется жесткая конкуренция сухопутных маршрутов, то скорее всего существенного роста не произойдет, они будут перераспределять поток в 7–8% от общего объема между собой.
Так что важно обеспечить кооперацию Транссиба и Шелкового пути. Нужно показать клиентам, что сухопутные маршруты – это стабильные транспортные коридоры, имеющие меньшее время доставки и конкурентоспособный тариф. Тогда можно ожидать существенного роста объема перевозок по ним.
При создании нового Шелкового пути можно ориентироваться на практику формирования панъевропейских (критских) транспортных коридоров, когда существует несколько ветвей одного коридора. Таким образом, можно связать Транссиб и Шелковый путь рокадными дорогами. Такая мера позволила бы существенно расширить грузовую базу и включить в единый маршрут целый ряд экономически развитых территорий. Это поможет не только организовать еще одну ветвь транзита из начальной в конечную точку, но и сформировать комплексные логистические схемы доставки грузов с перевалкой (разгрузкой и дозагрузкой) в крупных транспортных узлах Сибири, в первую очередь в Новосибирске.
Транссиб — дорога, объединившая Россию
Транссибирская магистраль — железная дорога, которая связала Европу с Азией, Центральную Россию с Сибирью и Дальним Востоком. Фактическая протяженность магистрали составляет 9 298 километров. Великий Сибирский путь (так изначально называлась магистраль) был полностью введен в строй еще в 1903 году.
Транссиб идет от Москвы до Владивостока. Это самый длинный железнодорожный путь в мире. На Европу приходится около 19% длины магистрали, на Азию – около 81%, а условной точкой отсчета является 1778-й километр Транссиба (близ города Первоуральск).
Алексей Задонский / wikimedia.orgПроложить дорогу на восток России было необходимо. До строительства железнодорожной магистрали добраться до городов Сибири и Дальнего Востока было крайне сложно. Здесь вспоминается путешествие Антона Павловича Чехова на Сахалин, которое началось 21 апреля, а закончилось 13 октября 1890 года. Драматург останавливался в разных городах по дороге из Москвы, но как бы то ни было, тогда такой марш-бросок считали почти самоубийством и точно — безумием. Примечательно, что строить Транссиб начали через год после того, как Чехов оказался на Сахалине — в 1891 году.
Идею же о необходимости создания единой железной дороги в Сибири и на Дальнем Востоке активно высказывал еще генерал‑губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев-Амурский в 1857 году. Но только к 1880‑м правительство Российской Империи серьезно занялось этим вопросом.
Sergey Korneev / wikimedia.org. Транссибирская магистраль (яйцо Фаберже)“В 1887 году под руководством инженеров Николая Меженинова, Ореста Вяземского и Александра Урсати были организованы три экспедиции для изыскания трассы Среднесибирской, Забайкальской и Южно‑Уссурийской железных дорог, которые к 90‑м годам XIX века в основном завершили свою работу”, — пишет РИА Новости со ссылкой на открытые источники.
По их завершении, в феврале 1891 года, комитет министров принял решение начать строительство Великого Сибирского пути сразу с двух сторон — от Челябинска на Восток и от Владивостока на Запад.
Официальной датой начала стройки самого грандиозного железнодорожного пути в мире считается 31 мая (19 мая — по старому стилю) 1891 года, когда будущий император Николай II, тогда — наследник престола, заложил первый камень Уссурийской железной дороги. Александр III придавал этому проекту смысл чрезвычайного события в жизни империи. Важно помнить, что большая часть пути Транссиба прокладывалась в тяжелейших условиях холода, вечной мерзлоты, непроходимой тайги и полного отсутствия цивилизации. Дорогу нужно было прокладывать через широкие сибирские реки, горы, болота. Это требовало не только огромных финансовых вложений (по предварительным расчетам комитета по сооружению дороги, на нее запросили 350 миллионов золотом), но и человеческого ресурса.
Квалифицированных рабочих вербовали и перебрасывали в Сибирь из Центральной России, а большинство работяг были ссыльными, арестантами и солдатами. Также к работам привлекали жителей Сибири — от крестьян до мещан. В первый год на стройке Транссиба работали 9 600 человек, в разгар работ, с 1895 по 1896 годы, 84-89 тысяч человек, а на завершающем этапе в 1904 году — порядка 5 300 человек.
Архивные фотоРаботы осложнялись не только погодными условиями, но и техническими возможностями того времени. Дорогу прокладывали фактически голыми руками, в арсенале строителей были только топоры, пилы, лопаты, кирки и тачки. И даже с учетом этого ежегодно магистраль удлинялась на 500-600 километров.
Смычка рельсов на протяжении Великого Сибирского пути произошла 3 ноября (21 октября по старому стилю) 1901 года, но регулярное движение поездов тогда еще не запустили. 14 июля (1 июля по старому стилю) 1903 года Великий Сибирский путь ввели в строй на всем его протяжении, хотя в рельсовом пути был перерыв: через Байкал переправлялись на пароме. И только с 1 октября 1904 года, когда была открыта Кругобайкальская железная дорога, строительство Транссиба можно было считать завершенным. Теперь из Москвы до Владивостока можно было доехать напрямую по железной дороге.
А меньше, чем через 30 лет, постепенно начнется строительство БАМа — еще одного грандиозного проекта, которому мы посвятили отдельный материал:
- БАМ — четыре тысячи километров по вечной мерзлоте
Транссибирская магистраль — самая длинная железная дорога России
- Главная
- Россия
- Транссиб
Транссиб — соединяющий Запад и Восток
Реализация этого проекта назревала достаточно долго, действительно потребовала огромных финансовых вложений и привлечения беспрецедентного количества рабочей силы. Природные условия, сложившиеся в каком-то регионе России, и вовсе препятствовали реализации этого амбициозного проекта. Реализация этого проекта стала возможной только благодаря личной поддержке со стороны Императора. Для этого был создан специальный комитет, наделенный широкими полномочиями и возглавляемый будущим царем Николаем II. Никто не знал, что эта железная дорога в будущем опередит десятилетия, став одним из символов подъема всего сибирского и дальневосточного регионов. На сегодняшний день Транссиб представляет собой современную полностью электрическую двухпутную железную дорогу с высокоразвитой инфраструктурой. Самый «быстрый» магистральный поезд № 1/2 «Россия» по маршруту Москва-Владивосток преодолевает все расстояние за 6 дней и 2 часа. Всего Транссиб проходит по территории 87 городов Российской Федерации, в том числе Москвы, Казани, Екатеринбурга, Новосибирска, Красноярска и Владивостока.
Каждый город на Транссибирской магистрали имеет свою историю, свою неповторимую атмосферу. Транссиб уникален тем, что представляет собой культурно-историческую панораму, отражающую всю богатую историю России с ее порой загадочными, порой противоречивыми страницами. Города словно страницы книги путешественника, повествующие о жизни и нравах людей разной культуры, живущих в огромной стране с многовековой историей. Это часть архитектурно-исторической мозаики, выложенной на карте необъятной России.
Популярные туристические места на Транссибирской магистрали
Москва
Москва, безусловно, является местом расположения ценнейших памятников архитектуры: Кремля, Храма Христа Спасителя, храма Василия Блаженного, Мавзолея Ленина и так далее. Помимо того, что Москва является политическим, культурным и научным центром, этот город дарит своим гостям еще одну альтернативу – динамичную и яркую ночную жизнь и соблазны, которыми славится российская столица. В Москве огромное количество гостиниц, музеев, театров и клубов. Подробнее о Москве…
Казань
Удивительный архитектурный облик столицы Республики Татарстан сумел соединить в себе слияние двух культур: православия и ислама. Казанский Кремль включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а мечеть Кул-Шариф, расположенная внутри самого Кремля, является главной Джума-мечетью Республики Татарстан. Одна из главных достопримечательностей Казани — «падающая» башня Сююмбике. Построенная еще в XVII-XVIII веках, башня имеет почти 2-метровый уклон в вершине. Казань – город с удивительной тысячелетней историей, в котором сохранилось множество архитектурных памятников. Развитая инфраструктура и прекрасное культурное наследие делают его привлекательным для путешественников. Подробнее о Казани…
Екатеринбург
Екатеринбург, или как его еще называют «столица Урала» — красивейший город с богатым прошлым. Архитектура города весьма разнообразна и представлена архитектурой русского классицизма и советского авангарда. Его главной достопримечательностью является монастырь «Ганима-Яма», построенный на месте захоронения последней русской царской семьи. Рядом с местом казни Николая II и его семьи был построен один из крупнейших православных храмов России – «Храм-на-Крови». Город богат дореволюционными усадьбами и монастырями. Подробнее о Екатеринбурге…
Байкал
Восточную часть Сибири занимает грандиозное по размерам, древнее по происхождению и одно из удивительных мест на планете – озеро Байкал.
Это самое глубокое озеро в мире и самое большое хранилище пресной воды. Вокруг Байкала расположено множество культурных, природных, исторических и археологических памятников. Одна из них – Кругобайкальская железная дорога – уникальный архитектурно-исторический памятник или, как ее еще принято называть «Золотой пряжкой России» за дороговизну проекта. Визитная карточка Байкала – село Листвянка. Это популярное место отдыха и отправная точка многих туристических маршрутов. Крупнейший остров Байкала – Ольхон, древнее место и современный представитель шаманской культуры, которая до сих пор существует в этих местах. Остров Огой является легендарным местом последователей Будды и одним из самых популярных туристических объектов с 2005 года, когда была установлена 8-метровая бетонная плита, внутри которой спрятано более 2 000 000 буддийских мантр. Подробнее о Байкале…Транссибирская магистраль | История, карта, география и факты
Транссибирская магистраль , Россия Транссибирская железнодорожная магистраль («Транссибирская магистраль»)
Основная длина пути Транссибирской магистрали между Москвой и Владивостоком охватывает восемь часовых поясов, а время в пути составляет семь дней. Его западной конечной станцией является Ярославский вокзал в Москве, хотя можно воспользоваться пересадкой, чтобы добраться дальше на запад до Санкт-Петербурга на Балтийском море. Двигаясь на восток от Москвы, основная магистраль железной дороги проходит через Екатеринбург и пересекает Уральские горы, прежде чем попасть в Новосибирск на реке Обь, а затем в Красноярск на реке Енисей. Маршрут проходит через Иркутск и Улан-Удэ, вдоль южного берега Байкала между этими городами, а затем движется примерно параллельно границе России с Монголией, а затем с Китаем до прибытия в Хабаровск на реке Амур и, наконец, во Владивосток на Японское море (Восточное море).
В Улан-Удэ ответвляется второстепенный маршрут Транссибирской магистрали. Поезда, следующие на восток, направляются на юг в столицу Монголии Улан-Батор и далее в Пекин, Китай. Этот маршрут известен как Трансмонгольская железная дорога. Третий маршрут, Трансманьчжурская железная дорога, поворачивает на юго-восток после озера Байкал и идет к китайским городам Харбин и Муданьцзян, а затем снова выходит на основной путь прямо перед Владивостоком. Трансманьчжурская железная дорога также обслуживает Пхеньян, Северная Корея.
На протяжении всей своей истории Сибирь была подвержена особенно суровым зимним погодным условиям, и усилия по развитию региона, начиная с его оккупации русскими в 16 веке, практически не продвигались вплоть до 19 века из-за отсутствия хороших дорог. . Зимой обычным видом транспорта были нарты, запряженные лошадьми, а в летние месяцы использовалось речное судоходство. Ранние попытки проложить железную дорогу в регионе были ответом на колонизацию Сибири Российской империей. Колонизаторам приходилось либо переправлять предметы первой необходимости из русских земель на запад, либо ввозить их из Китая и Кореи. Однако прогресс в строительстве железной дороги был медленным из-за российской бюрократии и потому, что Сибирь в то время не считалась достаточно важной с коммерческой точки зрения, чтобы инвестировать в новую инфраструктуру.
Внимание России в конце 19 века было сосредоточено на Центральной Азии, которая рассматривалась как буферная зона между Российской империей и Индийским субконтинентом, управляемым британцами. Обе державы участвовали в «Большой игре», чтобы укрепить свое присутствие в Средней Азии и повлиять на многие ханства региона. Британцы продвинулись в Афганистан, а русские в конце концов аннексировали Хивинское и Бухарское ханства. Россия построила Транскаспийскую железную дорогу, которая в 1888 году достигла Самарканда на территории современного Узбекистана, что поставило Афганистан под угрозу российского вторжения.
Внимание России сместилось на восток благодаря видению Сергея Витте, который, работая в российском министерстве финансов, в 1891 году убедил Александра III начать строительство того, что впоследствии станет Транссибирской железной дорогой. Намерение состояло в том, чтобы распространить влияние России на Восточную Азию и захватить мировую торговлю из рук британцев. Железная дорога позволит доставлять товары и сырье из Европы в Тихий океан вдвое быстрее, чем по морю. Таким образом, это было бы привлекательно для движения других стран, угрожая британскому господству на их традиционных морских путях. Точно так же железная дорога позволит добывать доселе неиспользованные ресурсы Сибири.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
Работы на Транссибирской магистрали шли одновременно на нескольких участках. Он был построен одновременно в трех участках. Первым отрезком была Западно-Сибирская железная дорога от Челябинска до реки Обь, завершенная в 1896 году. Второй участок, Среднесибирская железная дорога, был от реки Обь до Иркутска на западном берегу озера Байкал; он был завершен в 1899 году. Третьим отрезком была Восточно-Сибирская железная дорога от Улан-Удэ на восточном берегу озера Байкал до Владивостока.
К началу 1901 года оставалось построить только около 1240 миль (2000 км) линии, прежде чем можно было бы установить прямое сообщение между Европой и Тихим океаном. Но из-за сурового климата Сибири и геологических условий линия была продолжена через южный участок через Маньчжурию в Китае. В 1903 году была введена в эксплуатацию построенная русскими Китайско-Восточная железная дорога. Однако озеро Байкал все еще было барьером: грузы и пассажиры должны были пересекать озеро на пароме, пока в 19 году не была введена в эксплуатацию железная дорога вокруг Байкала.05.
Но участок Транссиба в Маньчжурии должен был иметь последствия для России. В 1900 году в Китае произошло Боксерское восстание, целью которого были «иностранные дьяволы» и попытки их изгнать. Повстанцы в Маньчжурии особенно недовольны железной дорогой, которая, по их мнению, несет ответственность за нарушение гармонии в регионе и вызывает засухи и наводнения. Русские перебросили 170 000 солдат в Маньчжурию, чтобы защитить там свои инвестиции, что вызвало тревогу в Японии по поводу намерений России. Напряженность не ослабила новая группа министров в Москве, вытеснившая Витте; они выступали за более агрессивную внешнюю политику и отказывались от вывода войск из Маньчжурии.
Японцы атаковали русскую военно-морскую базу в Порт-Артуре в ночь с 8 на 9 февраля 1904 года, что стало началом русско-японской войны. Война продемонстрировала ограничения железной дороги: ее однопутный маршрут создавал узкие места в передвижении войск и припасов. Например, если один поезд с ранеными солдатами двигался на запад, другой поезд с критически важными припасами, направлявшийся на восток, должен был ждать на станции, пока не пройдет первый. После тяжелых потерь в 18-месячной войне Россия построила более длинный путь, Амурскую железную дорогу, во Владивосток через свою территорию, чтобы защитить Маньчжурию от захвата японцами. В 1916 наконец-то появилась Транссибирская магистраль, полностью проходящая по территории России. Его завершение стало поворотным пунктом в истории Сибири, открыв обширные территории для эксплуатации, заселения и индустриализации.
Во время Гражданской войны в России, которая произошла после революции 1917 года, Транссибирская магистраль использовалась антикоммунистическими силами для переброски войск, в том числе канадских подкреплений, на запад от Владивостока. Коммунистическим силам пришлось прибегнуть к взрывам мостов и участков пути, чтобы победить их.
Во время Второй мировой войны пакт о ненападении между Германией и Советским Союзом позволил нацистской Германии использовать Транссибирскую железную дорогу для перевозки товаров в Японию и из Японии. Железная дорога также предоставила тысячам евреев средство бегства из Европы, воспользовавшись восточным маршрутом во Владивосток, прежде чем отправиться в Соединенные Штаты. После того, как Германия вторглась в Советский Союз и вынудила Советский Союз присоединиться к союзникам, железная дорога позволила США доставлять столь необходимые грузы на европейский фронт через Тихий океан. Трансманьчжурская линия перешла под полный контроль Китая только после Второй мировой войны; она была переименована в Китайскую Чанчуньскую железную дорогу.