Почему стоит посетить древнее городище Чирик-Рабат в Казахстане
Когда меня, корреспондента с двадцатилетним стажем, люди приезжие спрашивают, что можно посмотреть в моем родном регионе, чтобы запомнилось навсегда, я советую найти возможность посетить древнее городище Чирик-Рабат.
Путешествие во времени
Но это, кстати, и для нас, проживающих в Кызылординской области, на севере которой городище расположено, проблематично. Хотя у самых упертых журналистов, в том числе и у меня, получалось. Но это был экстрим. Всегда это была осень, и страх остаться в машине, застрявшей навсегда среди безлюдных мест в топи гнилых саксауловых болот, преследовал несколько часов на самом сложном участке в 90 километров. Поясню: от крайнего аула Комекбаева в Кармакшинском районе до Чирик-Рабата больше нет человеческого жилья. Весь путь только по безлюдной пустыне. Но испытания того стоили.
Путешествие к городищу становится как бы путешествием во времени. И, кстати, меня порадовало, что моими попутчиками были молодые ученые-археологи, в том числе Азилхан Тажекеев – сейчас один из лучших преподавателей Государственного университета им. Коркыта-ата, руководитель научно-исследовательского центра «Археология и этнография» в Кызылорде, блестящий лектор и автор статей. А в мою первую поездку к Чирик-Рабату, а было это 15 лет назад – аспирант Института антропологии и этнологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук.
Примечательно, что это древнее городище осваивалось дважды. В IV–II вв. до н. э. и в IX–XII веках. В Чирик-Рабате только крепостей зафиксировано семь, причем довольно отдаленных друг от друга. Казахстанские ученые получили за много лет раскопок здесь, а начали они «копать» в 2005 году, подъемный материал сакской и огузской эпох. И весь он достаточно интересный и весьма ценный.
Как раз в ценности изучения Чирик-Рабата никто из кызылординцев уже давно не сомневается. Еще в 2005 году на «Маргулановских чтениях», состоявшихся в областном центре Приаралья, именитый Карл Байпаков, на тот момент директор Института археологии им. А. Маргулана, представляя первые материалы экспедиции института на городище, сказал: «Одним из самых значимых памятников саков Приаралья является, без сомнения, городище Чирик-Рабат». Сейчас этого удивительного, сверхталантливого и поразительно скромного человека среди нас уже нет…
Но те чтения мне и моим коллегам, присутствовавшим на них, запомнились. Мы узнали о Чирик-Рабате, которым многие интересовались, достаточно, чтобы загореться идеей посетить городище. Ученые нам рассказали, что по прямому пути расстояние от Кызылорды до Чирик-Рабата составляет километров триста (но где они, прямые пути?) и что расположен он на левом берегу старого русла реки Жанадарьи. Обживалось городище не единожды, и существует понятие «чирик-рабатская культура», так как это памятник нескольких эпох – и довольно хорошо сохранившийся памятник.
Золото или железо?
Немного позже раскрыл завесу тайн уникального городища кандидат исторических наук Жолдасбек Курманкулов, руководивший казахстанской чирик-рабатской экспедицией несколько сезонов подряд. Ученый описал тогда находки археологов так: «В драгоценных изделиях, найденных в мавзолеях городища, 97 процентов золота. Такого не купишь в современных магазинах». «Некоторые артефакты показывают, что у представителей чирик-рабатской культуры были налажены тесные и дальние культурно-экономические связи с регионами Средиземноморья». «Погребальные мавзолеи городища функционировали для пяти-шести поколений людей».
Но то, что я увидела, попав на исторический объект сама, поразило воображение больше слов. По рельефу местности и благодаря спутникам-археологам получилось составить картину того, что происходило здесь тысячи лет назад!
Представьте себе городище, окруженное высокой крепостной стеной, а в разные стороны от него – мелкие поселения и поля, снабженные разветвленной ирригационной системой. И в городище, кстати, никто не жил. Жили только за его пределами. За крепостными стенами – огромный некрополь.
И вот я стою на крепостной стене сакского периода, опоясывающей городище площадью в 12 гектаров по периметру – и все как на ладони. В центре городища несколько курганов с «царскими» погребениями. Под ними еще мавзолеи поменьше и цитадель. Комплекс захоронений опоясан валом и рвом. В крепости Чирик-Рабат, напомню, не было найдено жилых помещений, и именно поэтому ученые считают, что за крепостными стенами люди не жили.
В некрополях городища три типа захоронений. Наверняка это кремация, она имеет истоки в бронзовый период. Некоторые крестовинные мавзолеи имеют вид древних крематориев, где тела умерших вместе с их вещами предавали огню. Это хорошо видно по прокаленной докрасна огнем глине мавзолеев. Тогда, во времена Чирик-Рабата, было распространено также «трупоположение» – привычный нам способ захоронения тела в земле. И есть доля вероятности, что в Чирик-Рабате практиковалось так называемое труповыставление, когда тела после ритуального обряда оставлялись в мавзолее открытыми, не преданными ни огню, ни земле, на съедение хищникам. Но во всех случаях найденные костные останки – базовый археологический материал.
– Это обыватели считают, что наибольшую ценность представляют артефакты, изготовленные, скажем, из золота. А антропологи по костным останкам определяют, какой социальный уровень жизни был у людей в этой местности в давние времена, чем они питались, – отметил Азилхан Тажекеев. – Какими были их основные занятия, продолжительность жизни. В окрестностях Чирик-Рабата, например, а там было множество небольших поселков, люди занимались в основном земледелием.
«В период наибольшего развития ирригационных площадей, в эпоху античности, в низовьях Сырдарьи культурная полоса имела площадь в 2,2–2,5 миллиона гектаров и располагалась преимущественно вдоль Жанадарьи и многочисленных боковых ответвлений, где обнаружены и исследованы крупные крепости-города и сельские поселения апасиаков – союза сакских племен. На среднем течении Жанадарьи расположены величественные развалины их древней столицы Чирик-Рабата», – писал в свое время Сергей Толстов, руководитель Хорезмской экспедиции, работавшей на Чирик-Рабате во второй половине прошлого века. Толстов считается первым ученым, взявшимся серьезно изучать Чирик-Рабат.
Ученые говорят, что с высоты Жанадарьинская система ирригации, которой пользовались люди две тысячи лет назад, представлена просто графически. И ирригация как таковая, к слову, тоже предмет глубокого научного изучения. Апасиаки здесь, в частности, использовали в качестве магистральных каналов боковые русла реки, берега русел для этого были укреплены дамбами. От них отводились узкие и короткие арыки. Каналы нередко соединяли два широких протока. Очевидно, жители пользовались в качестве источника водоснабжения полей попеременно, то одним, то другим из них, что свидетельствует о неустойчивости водного режима района. В реках то была вода в избытке, то они становились маловодными. Циклически.
И все-таки манит именно золото древнего городища, десятки предметов из него, поднятых археологами.
– Когда мы только начинали раскопки, нам тоже казались находки из золота чем-то необыкновенным, – рассказали ученые КГУ им. Коркыта-ата. – В экспедиции было много молодежи, веселой, увлеченной, и тому, кто находил украшение или золотую пронизь одежды, мы вечером выдавали банку сгущенки. В награду. А после пыл прошел, тем более что для саков золото не представляло такой ценности, какую имеет у нас сейчас. К примеру, многие могилы были разграблены соплеменниками погребенных. И брали грабители из захоронений отнюдь не золото. Украшения они как раз бросали на дне. Дороже золота в сакские времена было железо – ножи, мечи, любое оружие.
Люди Чирик-Рабата
Археологи, кстати, обратили мое внимание на особенности крепостной стены Чирик-Рабата. По сути дела, она должна бы нести оборонительную функцию. Но нет на стене стрелковой галереи, нет над воротами бойцовой башни. Получается нечто бутафорское. Крепостная стена есть, а функций она, кроме антуражных, не несет. Нельзя с крепостной стены пустить стрелу, в ворота крепости мог войти любой более или менее сильный отряд воинов, ведь над ними нет бойцовой башни. Неоткуда врагов даже кипятком облить. Получается, люди не прятались за стенами крепости-некрополя. Или они не боялись врагов, встречали любые натиски смело. А возможно, в этих местах врагов у них просто не было.
Кстати, и Жолдасбек Курманкулов на своих пресс-конференциях в Кызылорде рассказывал, что в окрестностях Чирик-Рабата жил мирный красивый народ. Люди не богатые, но и не бедные, умевшие работать, освоившие множество ремесел. Золотые изделия были наверняка отлиты на месте. Не ввезены извне. Гончарные изделия также несут местный колорит. Самые первые артефакты, обнаруженные здесь казахстанскими учеными, выставлены в Национальном музее Казахстана.
Я поинтересовалась у археологов: как было определено, что основным занятием чирик-рабатцев было земледелие? Оказалось, что очень просто. При раскопках из животных останков в основном были найдены кости крупного рогатого скота – коров, а с ними в долгое кочевье не отправишься. Казахстанские специалисты как бы подтвердили выводы Толстова, сделанные в 1946 году: «Представление о кочевом быте массагетов преувеличено. Это были поолуоседлые племена, соединявшие древние традиции рыболовства и земледелия с развитым полукочевым скотоводством».
К слову, во времена образования Чирик-Рабата еще не было Аральского моря. Сырдарья, которая нынче вливается в Аральское море, раньше по жанадарьинскому руслу сливалась с древним протоком Амударьи – Акчадарья.
Находки за многие сезоны раскопок на Чирик-Рабате были сделаны разные. Урожайным на артефакты стал, к примеру, 2005 год. Тогда в городище обнаружили подземный склеп, где был погребен знатный воин. Отличалось захоронение типично сакским положением тела. Могила не была разграблена. В изголовье воина найдена фляжка с рунической надписью. С правой стороны от тела покойного при захоронении был положен нож, с левой – меч. Меч удлиненный, сарматского типа. Воин, получается, был всадником, длинные мечи не использовали пешие воины, они пользовались, скажем, акинаками.
Также в Чирик-Рабате обнаружены сосуды, сделанные из цельного монолитного куска алебастра. Алебастровые залежи во время становления Чирик-Рабата могли встречаться по Средиземноморью и в эллинических государствах Передней Азии, в Греко-Бактрийском, Парфянском государствах. Еще раз подтверждаются дальние экономические, культурные связи саков Чирик-Рабата с другими народами.
Найдены часть погребальной маски и кусочки голубого, предположительно персидского стекла, а также много наконечников для стрел. Причем некоторые из них, как подчеркнули ученые, сделаны в форме лопатки. И это стрелы не для охоты или боя. Стрелой с наконечником-лопаткой нельзя убить животное или человека. Зато оглушить можно, во время скотокрадства например.
Примечательно, что вместе с казахстанскими экспедициями вели работы ученые французские и итальянские. Интерес к древнему городищу международного научного сообщества велик.
Экстрим? Экстрим!
А что же туризм? В Приаралье нет на данный момент ни одного успешного, «продаваемого» маршрута. Реально ли его открыть к Чирик-Рабату? Ведь это может принести приаральскому региону славу и деньги. Реально, но над этим предстоит работать.
Во-первых, археологам нужно вести дальнейшие раскопки, а значит, для туристов ученые должны определить места в городище, которые можно и нельзя посещать, осматривать. Туристический бизнес не должен мешать научной работе.
Во-вторых, к Чирик-Рабату нет никакой дороги. Я уже описывала – это бесплодная опасная пустыня. Турфирм, специализирующихся на экстремальных поездках, в Кызылорде не имеется. В-третьих, летом, в разгар туристического сезона, посещение городища почти невозможно. Песок здесь днем нагревается до 60 градусов по Цельсию. Ходить трудно. А местность кишит змеями и насекомыми, в том числе ядовитыми пауками. Археологи обычно работают здесь в сентябре – октябре.
Но в других странах, к слову, есть маршруты и экстремальнее, чем чирик-рабатский, и туристов на них – хоть отбавляй. Главное – начать, проработать, учесть риски. И развивать туризм.
Чингиз Ташенов, «Казахстанская правда»
Чем интересны древние городища Жанкент, Чирик-Рабат, Бабиш мола и Сыганак
Культура
4582
Наталья Денисова
subscriber
Древние городища Жанкент, Чирик-Рабат, Бабиш мола и Сыганак в Кызылординской области могут стать главными объектами интеллектуального туризма в регионе.
Наталья Денисова
Эти памятники истории и культуры имеют огромное историческое значение и последнее десятилетие активно изучаются археологами.
Городище Жанкент (IX–XIII вв.) находится в Казалинском районе Кызылординской области. По сведениям ряда средневековых письменных источников, Жанкент в низовьях Сырдарьи был резиденцией «царя огузов», центром сухопутной и речной торговли. Остатки города довольно хорошо сохранились до настоящего времени. Городище почти прямоугольной формы, размером 325 на 200 м, в северо-западной части расположена цитадель.
Первые археологические работы на памятнике начаты в 1867 году П. И. Лерхом. В 1868-м памятник обследован В. В. Верещагиным. В 1946-м проведены исследования городища Хорезмской археолого-этнографической экспедицией под руководством С. П. Толстова.
В 2005 году Жанкент начали изучать в рамках совместной экспедиции Института археологии им. А. Маргулана, Института этнологии и антропологии РАН и Кызылординского государственного университета им. Коркыта-ата. В 2014 году решением областного маслихата утверждена охранная зона городища, с тех пор исследовательские работы ведутся экспедицией за счет средств областного бюджета.
На цитадели городища изучены несколько помещений, являющихся частью большого стационарного жилища. В его интерьере и планировке отчетливо просматриваются традиции домостроительства, присущие средневековой городской культуре Южного Казахстана и Хорезма.
В керамическом комплексе прослеживаются культурные традиции, характерные для оседло-земледельческих и кочевых племен Южного Казахстана и Сарыарки. Сочетание культурных традиций в керамике Жанкента, вероятно, одно из проявлений тесных контактов тюркских племен в рамках огузского этнополитического объединения, включавшего в себя различные хозяйственно-культурные области, что подтверждается и данными письменных источников.
Городище Чирик-Рабат расположено в 300 км к юго-западу от Кызылорды, в 110 км к югу от села Жанакала Кармакшинского района на левом берегу древнего притока Жанадарьи.
Чирик-Рабат основан древними сако-массагетскими племенами примерно в XIV веке до н. э. Именно с этим городищем связана история противодействия сакской царицы Томирис и персидского царя Кира. Сакский город построен на высоком холме, который поднимал его над плоской равниной и делал неуязвимым для врагов. Его жители владели гончарным, кузнечным и литейным искусством. Здесь также было развито земледелие. Город имел свою библиотеку. Чирик-Рабат был торговым центром на пути древнего Шелкового пути. В период средневековья он стал столицей огузского государства.
Жители покинули город в XIV веке в связи с пересыханием притоков реки Сырдарьи – Жанадарьи, Инкардарьи и Куандарьи.
Городище Чирик-Рабат открыто и исследовано археологом С. П. Толстовым в 1946 году. С 2004 года 10 лет подряд археологические раскопки на городище проводились Институтом археологии им. А. Маргулана в рамках государственной программы «Культурное наследие». А далее и по сей день исследовательские работы ведут за счет областного бюджета местные ученые.
Раскопки на Чирик-Рабате наглядно демонстрируют правильность исторической концепции об особой роли древней дельты Сырдарьи в Восточном Приаралье как зоны постоянных культурных, этнических и торговых контактов между древними скотоводческими племенами и земледельцами среднеазиатских оазисов, как своеобразного перекрестка исторических путей передвижения племен и народов. Именно в этих районах в бассейне самого южного из древних русел Сырдарьи на протяжении тысячелетия развивались сакские племена.
Одно из крупнейших неплохо сохранившихся исторических городищ – комплексный памятник Бабиш мола, расположенный на северо-востоке от Чирик-Рабата на правом берегу канала Жанадария. Он существовал в І–ІІ вв. до н. э.
Городище Бабиш мола находилось на стыке девяти дорог, что дало возможность тесно сотрудничать с другими регионами, где ремесленники и кузнецы изготавливали керамическую посуду, оружие, доспехи, конскую упряжь, уникальные украшения из золота и серебра.
Этот комплекс архитектурных памятников впервые исследован в 1950 году Хорезмской археолого-этнографической экспедицией. В комплекс входят городское укрепление, могильник, развалины поселения и оросительной системы. Городское укрепление – цитадель и оборонительные стены с башнями – находится на возвышенности и окружено крепостной стеной (толщина около 5,3 м), сложенной из обожженного кирпича.
Внутри крепости сохранились следы дворцового сооружения квадратной формы. В западной части комплекса находится четырехугольный могильник, состоящий из четырех помещений, сложенных из обожженного кирпича и соединенных между собой проходами.
Городище Сыганак, памятник истории и культуры республиканского значения VІ–ХІХ веков, расположено в двух километрах к западу от села Сунаката Жанакорганского района Кызылординской области.
Рядом с городищем проходит автомобильная трасса Туркестан – Кызылорда, а раньше проходил Великий шелковый путь. Жизнь городища началась в раннем средневековье. За столетия существования город был столицей канлинцев, Кыпчакского ханства (ХІ–ХІІ вв. ), Ак Орды (ХІІІ–ХV вв.), ханства Абылхаира (ХV в.), Казахского ханства (ХVІ в.).
За счет средств республиканского бюджета археологические раскопки проводились с 2003 по 2013 год Сыганакской археологической экспедицией Международного казахско-турецкого университета им. Х. А. Ясави. Теперь они идут за счет Кызылординской области. Решением областного маслихата утверждена охранная зона городища Сыганак, ее площадь составляет 309,6 га, охраняемая зона природного ландшафта – 739,6 га.
К древним городищам края, где есть хорошие дороги, часто приезжают туристы. Экскурсии и экспедиции организовываются в рамках исторических и культурных проектов, их участниками часто становятся студенты и школьники. Только по проекту «Сакральная география Казахстана» прошло более тридцати историко-познавательных мероприятий.
Так, студенческий тур к древнему Сыганаку проходил в прошлом году накануне Международного дня туризма, его организовали областной молодежный ресурсный центр и управление предпринимательства и туризма. Это был прежде всего информационный тур, проведена выездная лекция о Сыганаке, каждому участнику подарили книгу о достопримечательностях региона.
Для учащихся Назарбаев Интеллектуальной школы химико-биологического направления города Кызылорды ежегодно проводят исследовательскую экспедицию «Туған елге тағзым».
– Это один из самых интересных и значительных патриотических проектов в системе НИШ, знакомящий с историей и достопримечательностями родного края, – отметила пресс-секретарь НИШ Кызылорды Елена Рыбина. – В нем участвуют лучшие ученики школы. Они путешествуют по районам области, изучают особенности культуры, природы, исторические памятники и архитектурные объекты. Разумеется, бывают на древних городищах.
В ходе реализации регионального проекта «Туған жер – тұнған шежіре» состоялся ряд историко-познавательных экспедиций. В частности, студенты Высшего педагогического колледжа им. М. Маметовой и высшего колледжа Orda дважды побывали на средневековом городище Сыганак, у мавзолея Оқшы-ата, на комплексе Толегетай Кылышты-ата. С участием студентов и историков-краеведов Казалинского района состоялась историко-познавательная экспедиция «Тарих-туризм», ее участники посетили городище Жанкент, мавзолеи Косыма кожи, Даулета баксы, батыра Сартая , Ак ишана, Карасакал Еримбета, Адама-ата.
- За сутки
- За неделю
- За месяц
Вокруг да около науки
За прошедший год в Министерство юстиции поступили уведомления о создании политических партий от 24 инициативных групп
Штраф от 20 до 100 МРП будут уплачивать строительные компании, допускающие выезд грязных авто со стройплощадок
В Восточном Казахстане начался селеопасный период
Ночная прогулка по древнему Отрару
Когда молчание – золото
Что мешает посмертному донорству в Казахстане?
Смелые и ловкие
Игры предков
Любовь, камзол и весна
Программа «Аңсаған сәби», предусматривающая ежегодное выделение квот на ЭКО, исполняет мечты многих казахстанских семей
Проекты, востребованные жизнью
На сцене – коррупция
«Слово бродит в степи, чтоб нечаянно встретить меня…»
Служить, а не обогащаться
В Алматы задержаны члены банды телефонных мошенников
Сближающая сила
Обширная программа
Инфляцию посчитают онлайн
Группу домушников задержали в Алматы
Почти в 200 тысяч тенге обошлась иностранцу поездка на такси в Алматы
Коронавирус: реплика на оригинал
Мать разозлилась на новорожденного сына и убила его в Павлодаре
В Риддере под строительство новой школы выделили землю исторического дендропарка
Машина найдена в Сандыктау: больше 10 дней ищут пропавшего акмолинца
Дело о спецЦОНах передано в суд
Автомобиль журналиста поджег неизвестный в Атырау – СМИ
Задержание главы областного управления культуры Алии Жакипбековой подтвердили в Антикоре
Касым-Жомарт Токаев высказал позицию по Тайваню
Массовая драка закончилась стрельбой во дворе многоэтажного дома в Кызылорде
Китай играет очень важную роль во внешней политике Казахстана – Токаев
Ерлан Омарбеков возглавил департамент полиции ВКО
5-летний мальчик застрял в качелях в Мангистау
Gosagro у них не той системы
Семь лет колонии получил полицейский начальник за взятки в СКО
Урджарская находка: принцесса или жрица?
В Южном Казахстане ежедневно ведется мониторинг наличия на АЗС нефтепродуктов и их розничных цен
Проблемы молочной отрасли обсудили в Правительстве РК
Санжар Ташкенбай вышел в финал чемпионата мира по боксу
Наиболее эффективными двухмесячные курсы казахского языка становятся для… супругов
Приговор по делу о хищении миллиардов на ТЭЦ вынес суд в Таразе
Почему в Казахстане слабый интернет, объяснил Мусин
Двух детей спасли из задымленной квартиры полицейские Кызылорды
Пять новаций Социального кодекса
Смаилов встретился с представителями творческой интеллигенции Абайской области
Найдено тело девочки, пропавшей почти месяц назад в Атырау
Беглого убийцу спустя 20 лет задержали в Казахстане
Жительница Сатпаева Ирина Ким самостоятельно выучила казахский язык – без учебников и курсов. Секретного метода нет, помогло общение
Карагандинец одним ударом убил 19-летнего парня
Ногу пожилой женщины «зажевал» эскалатор в Кокшетау
Смог в Астане объяснили помутнением атмосферы
Максимально приближенные к боевым условиям антитеррористические учения пройдут в Астане
Летчики армейской авиации Сил воздушной обороны Вооруженных сил РК освоили навыки сложного пилотажа
В Алматинском соединении Десантно-штурмовых войск прошло торжественное чествование солдат, убывающих домой
3-летний ребенок заперся в квартире с включенной газплитой в Костанае
Объявлены даты ЕНТ-2023
Школьные уроки начальной военной подготовки должны формировать у подростков представление о воинской службе и ее огромной значимости
Безвизовый режим с КНР: стоит ли нам бояться своих соседей?
Опасения по поводу возможного увеличения объемов незаконной миграции в связи с планами РК и КНР ввести безвизовый режим по сути своей надуманы
Новости СМИ2
Новости СМИ2
Звездные гиды проведут экскурсии для казахстанцев в «Ночь м…
Объявлен конкурс на лучшие публикации и сюжеты о развитии А…
Сохранить от разрушений цитадель и крепость на Культобе пом…
Вице-премьер встретился с представителями АНК Павлодарской …
- [[year]]
- [[month.label]]
- [[day]]
Средневековые города Казахстана на Великом Шелковом пути
Главная » Памятники истории Кызылординской области. Турпакеты в Казахстан.
Средневековые города Казахстана на Великом Шелковом пути.
«Руины Чирп-рабата — огромной крепости середины первого тысячелетия до н.э., которая была окружена системой концентрических стен и рвов. Видна прямоугольная планировка позднейшей древней крепости первых веков нашей эпохи»
С.П. Толстой.
История архитектуры и строительства Казахстана.
Легендарное селение Чирик-рабат расположено в 300 километрах от Кызылорды, на левом берегу старой реки Джанадарья. Археологический памятник Чирик-рабат имеет научную ценность как объект нескольких эпох. Городище
является уникальным и хорошо сохранившимся для изучения ученым. Существует даже отдельное понятие «Чирик-рабатская культура». Уникальный город относится к сакскому периоду. Он был построен на высоком холме, что возвышало город над плоской равниной и делало его неуязвимым для врагов.
Чирик-рабат занимает всю площадь холма площадью 850 х 600 м, с севера на юг. Поселение укреплено мощной системой укреплений. У подножия холма вырыта траншея шириной до 40 м., глубиной до 4,5 м.
Внешний мощный вал, окруженный котлованом, до 3 м, шириной в основании до 8,10 м. По внутреннему периметру котлована также построен вал. Вершина холма окружена третьим рядом вала. Внутренняя стена древнего города сегодня опоясана, сильно повреждена, но и сейчас достигает высоты до 3 метров.
Галерея проходит внутри стен; следовательно, лучники могли атаковать противника через специальные бойницы. Город был хорошо укреплен, что было практически неприступно для врагов. Согласно археологическим исследованиям, раньше на месте будущего города находился некрополь саков-апасиаков.
В окрестностях шесть высоких земляных курганов, под которыми погребены грозные сакские цари. Один из таких курганов был раскопан учеными. Под широкой земляной насыпью находилась могила размером 7,5 х 7,5 м и глубиной 2,5 м.
Стены обмазаны глиняной штукатуркой и побелены известью. В ходе раскопок выяснилось, что прямоугольные могильные ямы с восточной или западной стороны, иногда с обеих одновременно, погребальные камеры были устроены по типу катакомб.
Входы в камеру выложены кладкой из сырцового кирпича. В одной из погребальных камер были найдены три кости. Один из них был похоронен в красивой одежде с золотыми украшениями и с длинным железным мечом.
Двое других лежали на деревянных носилках.
Рядом с ними найдены керамическая фляга и кадило, сосуд из тыквы и другие вещи. На колбе нанесено клеймо производителя и надпись из пяти знаков. Судя по всему, они принадлежали к знатному роду. Погребение датировано IV-II веками до н.э.
Городище Чирик-рабат открыто в 1946 году Хорезмской археологической экспедицией, которой руководил С.П. Толстой. В то время были исследованы большой храм, круглые и прямоугольные погребальные сооружения. Кроме того, в разных частях городища и оборонительной стены имелось несколько ям.
С. Толстой описал древний город в своей книге «По следам Хорезмской экспедиции»: «Развалины Чирик-рабата — огромной крепости середины I тысячелетия до н. э., которая была окружена системой концентрические стены и рвы.
Видна прямоугольная планировка более поздней древней крепости первых веков нашей эры.» В рамках государственной программы «Культурное наследие» исследования продолжила Чирик-рабатская археологическая экспедиция, которой руководил Ж.Курманкулов в период 2004 – 2006 гг.
В некрополе были обнаружены два погребальных сооружения и большое кольцеобразное сооружение диаметром около 80 метров. Археологические раскопки в Чирик-рабате продолжаются и сегодня. Казахстанские ученые надеются открыть новые сенсационные открытия, которые помогут приоткрыть завесу истории и получить новые сведения о жизни и культуре древнего казахского народа.
Географические координаты населенного пункта Чирик-Рабат: N44°05’14.03″E62°54’54.65″
Орган:
http://culturemap.kz
‹ Мавзолей Айкожа. вверх Городище Арал-Асар. ›
Джип-тур по историческим древним городам
Руины древних городов Отрар, Сауран, Сайрам и многих других…
Древние города-поселения
Письменная история Казахстана в древности и в средние века практически неизвестна. Причина кроется иногда в скудости самих письменных источников, а часто и в полном их отсутствии в отдельные очень важные периоды. Глубинная информация о Казахстане скрыта в памятниках, оставленных предками. В отличие от письменных источников, археологические свидетельства практически неисчерпаемы. Пожалуй, трудно назвать еще один регион Евразии, где их так много. Казахстан – это поистине музей под открытым небом, самые яркие экспонаты которого покоятся в Приаралье, в древней дельте Сырдарьи, на Мангышлаке, в Сарыарке, Жетысу, Мугоджарах и Прииртышье. За годы существования археологической науки в нашей стране учеными воссоздана целостная картина развития древней истории Казахстана, в том числе истории культуры. Великолепные творения наших предков, обнаруженные благодаря самоотверженному и самоотверженному труду нескольких поколений археологов, стали известны всему миру. И теперь уже никто не сомневается, что здесь, на нашей земле, были написаны важнейшие страницы истории человечества. Кто построил первые казахстанские города? Кто их населял? Когда они возникли? Как вы развивались? Почему они умерли?
Протогорода в степной зоне Казахстана, простирающейся от Урала до Иртыша, возникли в начале бронзового века (с 1800 по 1600 г. до н.э.). Одним из таких городов является Аркаим, как теперь называют его остатки. Он расположен на границе Челябинской и Костанайской областей. Российские археологи уже много лет проводят исследования на этой территории.
Древний город Аркаим имеет черты, типичные для раннего города. Это развитая система укреплений, это наличие строгого плана застройки и, возможно, даже модели, по которой строилось поселение. Кроме того, вся территория поселка разделена на несколько зон: жилая, производственная, общественная. В каждом из них сосредоточено либо жилье, либо производство, либо проведение священных ритуалов, либо проведение народных собраний.
О том, что Аркаим был хорошим городом, свидетельствует его роль в снабжении близлежащих деревень металлическими изделиями и керамикой. В Аркаиме жили многочисленные ремесленники: кузнецы, металлурги, гончары.
Рядом с Аркаимом расположен храмовый комплекс. К этому времени относится распространение небольших каменных изваяний, на которых изображались античные боги, принадлежащие отдельным родам и родам. Их держали в тайниках и приносили в церкви только во время религиозных праздников.
Интересная находка в поселениях этого времени — глиняные круги с выбитыми на них знаками. Они, по-видимому, относятся к самому началу возникновения письменности и характеризуют высокий уровень развития общества.
В 1 тысячелетии до н.э. территорию Казахстана населяли саки. Так называли его персы, греки называли его скифами, а китайцы называли его се. Саки-скифы-се были современниками персов эпохи Ахеменидов, царей Кира и Дария I, а также греков эпохи Александра Македонского. Именно саки оставили многочисленные кладбища или некрополи (от греческого языка «город местных жителей»), состоящие из десятков огромных курганов, иногда достигающих высоты пяти- или шестиэтажного дома и более 100м в диаметре. До недавнего времени культура саков изучалась только на основании погребальных памятников — курганов, принадлежавших царям и элите общества. Долгое время у ученых существовало мнение, что саки были кочевниками, а оседлость и земледелие для них были второстепенными. Но как только археологи обратили внимание на поиски сакских поселений и городов, тут же пришел успех.
Под Алматы, в живописных предгорьях Заилийского Алатау, в степной зоне гор Анрахай и Сериктас, в высокогорных районах Ассы и Тургень обнаружены десятки сакских поселений.
Некоторые поселения превратились в города. Один из них обнаружен исследователями на склонах гор у села Рахат, всего в 5 км южнее Иссыкского могильника. Исследования сакских поселений в Семиречье только начинаются, а в Приаралье они ведутся давно.
Один из городов саков, а точнее, его руины под современным названием Чирик-рабат , расположен на берегу древнего, ныне пересохшего русла реки Сырдарьи. Сейчас эту территорию занимают пески пустыни Кызылкум.
Сакский город был построен на высоком холме, что как бы возвышало город над плоской равниной и делало его неуязвимым для врагов. Как и вершина холма, город имел овальную форму. Его длина составляет 850 м, а ширина – около 600 м, а площадь – 51 га.
Чирик-рабат был защищен со всех сторон двумя кольцами стен и глубоким рвом, когда-то заполненным водой. Высота внутренней стены, ныне сильно разрушенной, и сейчас достигает 3 м. Внутри него находилась галерея, откуда лучники через стреловидные бойницы могли поразить приближавшегося к городу врага.
Как удалось установить, изначально на месте будущего города находился некрополь — кладбище саков-апасиаков. Здесь под высокими земляными курганами (всего их 6) хоронили своих царей. Один из курганов раскопан. Выяснилось, что под насыпью находилась вырубленная в земле могильная яма размерами 7,5 х 7,5 м и глубиной 2,5 м. Его стены были покрыты глиной и побелены известью. Сверху яма была покрыта настилом из шести слоев камыша. К сожалению, курганы были разграблены еще в древности, в одиночку разбойники не выдержали или не успели. Найден железный меч с широким массивным лезвием, бронзовые наконечники стрел, фрагменты золотых изделий.
Кроме курганов здесь находились погребальные сооружения — мавзолеи, сложенные из сырцового кирпича. Стены одного из них до сих пор сохранились до высоты 8 м. Это круглое здание диаметром почти 40 м, которое также было ограблено в древности. Грабители «оставили» археологам остатки железных пластинчатых доспехов, когда-то защищавших воина. Обычно такие доспехи носили конные воины — тяжеловооруженные всадники-катафракторы.
Теперь перелистнем страницы географического сочинения последней трети X века. «Границы мира», написанные на персидском языке. На одной из страниц этого труда названы два села — Тонг и Талхиз, расположенные на границе между владениями джикилов и карлуков, у озера Иссык-Куль. Попробуем, однако, найти эти названия на карте. Особый интерес представляет село Талхира (Талхиза). И в первую очередь своим звуковым сходством с хорошо известным современникам названием города Талгар, расположенного недалеко от Алматы. Известные археологи А.Н. Бернштам и А.Х. Маргулан первым определил, что летопись Талхир и городище Талгар одно и то же.
Центральная часть поселка, занимающая площадь около 9 га, возвышается над остальной территорией. Талхир был со всех сторон окружен стеной, превратившейся ныне в вздувшийся вал, поросший травой и кустарником. Глубокий ров окружал его со всех сторон, кроме западной, примыкавшей город к крутому берегу реки. Углы и стены городища укреплены выступающими башнями. Входы находились напротив друг друга посреди стен. Соединяющие их улицы делят поселок на четыре части. Вне укреплений постройки были солидными и однотипными. Судя по сохранившимся на поверхности остаткам каменных стен, выступающих над землей, это были прямоугольные сооружения площадью от 200 до 500 квадратных метров. м. Тальхир как город возник в VIII веке. н.э., а в X-XIII вв. достиг своего расцвета. Нам удалось выяснить его планировку. Город делился на кварталы прямыми улицами. В каждом квартале было от 12 до 14 усадеб, соединенных улочками. Предполагается, что люди, жившие по соседству, были связаны родственными узами. Усадьбы города имели характерную черту: наличие жилой части, дома и собственно двора, размер площади которого зависел от достатка владельца, так как городская земля всегда стоила дорого.
Талхир на Шелковом пути занимал узловое положение, так как здесь Шелковый путь разветвлялся: одно направление шло на северо-восток вниз по реке Талгар до переправы через р. Или, а затем в Джунгарской области, к берегам Ала-Кола и далее в Китай, а вторая шла на восток через Чилик к Чарыну, а затем по правому берегу Или через современные Джаркент и Хоргос в Китай или через Чилик , современный Раимбек (Нарынколь) тоже в Китай. При раскопках домов горожан в Талхир попали бронзовые зеркала, фарфоровая посуда из Китая, бронзовые кувшины и блюда из Ирана, изделия из слоновой кости, привезенные из далекой Индии, глазурованная керамика из Самарканда, даже из далекой Японии, фаянсовая посуда. На ней изображены люди в богатых позолоченных одеждах.
Талхир начал приходить в упадок в конце XIII-XIV веков, что было связано с междоусобной борьбой монгольских ханов, постоянными войнами, от которых страдало оседлое городское население. Во время войн была разрушена оросительная система, вытоптаны поля, пришла в упадок торговля. Горожане были вынуждены переселиться в более стабильные районы Южного Казахстана и Средней Азии. Постепенно Тальхир запустел, превратился в небольшую деревню, но жители, занимавшиеся земледелием и скотоводством, продолжали жить здесь на плодородных, хорошо орошаемых землях. русские путешественники 19 в.века пишут о селениях казахских земледельцев в Жетысу, а Чокан Валиханов, путешествовавший сюда в 1854 году, пишет о казахских земледельцах, живших в долине реки Талгар у Рустемовского кургана, как о руинах крупного средневекового города Талхир потом позвали.
В Сыресик-Атырауской пустыне находятся уникальнейшие объекты мирового значения — затерянные в песках города. История их открытия весьма увлекательна. Представьте, как-то осенью из Алматы выехал экспедитор, накрытый брезентом. В нем жили археологи. Желтый, еще холодный диск солнца выпал из-за крутой коричневой дюны. Через несколько минут она становится красной. Становится жарко, воздух звенит от сухости. Чередование песчаных гряд и такыров быстро утомляет. Вокруг, куда ни глянь, угнетает унылое однообразие. И вдруг, как мираж, с вершины одного из песчаных пригорков открылся вид на развалины древнего города. Встал, как из сказки, серебряным четырехугольником стен, с вздувшимися башнями — загадочное белое поселение Ак-Там — пастухи называют его «белые руины». Они белые от толстого слоя соли, появившегося на их поверхности. Внутренняя часть городища представляет собой равнинную местность, местами покрытую такырами и заросшую саксаулом.
На западной стороне Ак-Тама, в полутора километрах от него, археологи обнаружили магистральный канал, выведенный из русла Орта-Баканас, протяженностью 20 км. Даже сейчас, наполовину засыпанный песком и заросший саксаулом, он производит сильное впечатление. Его ширина почти 5 м, глубина 2 метра. В устье канала сохранились остатки земляной дамбы длиной около 20 м и высотой до 3 м.
Руины города представляют собой приподнятую прямоугольную площадку, окруженную обрушившейся стеной. Насыпь ориентирована углами по сторонам света. Его длинные юго-западная и северо-восточная стены составляют 180 м, а короткие юго-восточная и северо-западная стены — 170 м. Все четыре угла укреплены сильно выступающими круглыми башнями диаметром 10–12 м, а сейчас они достигают высоты до 3 м. Длинные стены имели 4 башни, отстоящие одна от другой на 35 м, короткие — по две башни, прикрывавшие въезды в город.
Входы расположены в виде Г-образных коридоров. Человека, входящего в город, всегда мог поразить град стрел, выпущенных в него с правой стороны, от которой он не был прикрыт щитом.
На следующее утро археологи уже в пути. Необходимо было осмотреть древнее русло реки. Ортасу, из которого также был выведен магистральный канал. Поселок Карамерген обнаружен в 3 км севернее слияния ныне пересохших рек Ортасу и Шет-Баканас. Отсюда до поселка Баканас 200 км.
Территория поселка представляет собой прямоугольник с длинной стороной 120 м, меньшей — 110 м. Крепостная стена, некогда окружавшая город, теперь поплыла и превратилась в вал с покатыми округлыми стенами. Однако и сейчас его трехметровая высота впечатляет. Еще более впечатляющее зрелище производят руины угловых башен высотой с двухэтажный дом. По бокам, кроме угловых, есть еще по две башни несколько меньших размеров. Входы в виде Г-об-разных коридоров прослеживаются посередине северо-западной и юго-восточной стен. Снаружи, сразу под стеной, глубокие, когда-то заполненные водой рвы. Теперь они поплыли и рассыпались.
А что послужило причиной гибели Ак-Тама, Карамергена, Агашаяка , а также других городов и поселений, обнаруженных археологами недалеко от названных крепостей? Может быть, полчища иноземных захватчиков, опустошая их, унесли с собой все население, пережившее погромы и резню? Или вода ушла из некогда полноводных рек, рухнули плотины, высохли каналы, а сами люди покинули эту когда-то цветущую землю, чтобы не погибнуть под лютым солнцем на пылающей от зноя земле? Когда торжествовала пустыня и горячий ветер разрушал купола дворцов и полуразрушенные стены хижин? К сожалению, организовать какие-либо большие раскопки оказалось невозможным. Слишком большие трудности возникли с доставкой воды сюда. Пока археологам пришлось ограничиться стратиграфическими ямами – раскопками, прорезающими всю толщу культурного слоя памятника. В его стенах видны слои-слои, каждый из которых соответствует определенному периоду жизни памятника. Самый нижний слой — самый древний, самый верхний — самый поздний. Если слой толстый, содержит много керамики и других предметов, остатков строительных конструкций, то город строился, пережил период расцвета, но если в слое видны слои огня и разрушения, значит в этот период город был осажден, взят штурмом и сожжен. Три шурфа были заложены в поселке Ак-Там и два в Карамергене. Оказалось, что оба поселения однослойные. Мощность культурной толщи в среднем составляла 0,8 — 1,3 м. Если учесть, что на поселениях, существовавших много сотен лет, толщина культурных слоев составляет десятки метров, то становится ясно, что баканские города жили сравнительно недолго. Посудные черепки можно датировать 10 веком; жизнь в них прекратилась в начале 13 века.
Во время своих путешествий Рубрук описал некий город Кайлак. Город был известен в источниках XI — начала XIII вв. as Каялык — столица карлукского джабгу, самостоятельного владения тюрков-карлуков в составе Караханидского каганата. Рубрук несколько исказил название города. Территория, занимаемая поселком Каялык, вытянута с юго-запада на юго-восток на 1,2 км и с северо-запада на северо-восток на 1 км. Городская стена хорошо сохранилась с северо-восточной и юго-западной сторон. Сейчас это вал высотой до 10-15 м с пригорками башен на нем через каждые 20-25 м.
При раскопках буддийского храма в развалинах Каялыка и на полах центрального зала и коридоров были собраны фрагменты крупных хумов, а также фрагмент кувшина с носиком в виде головы быка. найденный. Керамика датируется 12-13 веками. Другие находки включают железный кинжал и железные дверные ручки, а также бронзовые изделия.
В Каялыке также обнаружена отапливаемая мечеть. Каялыкская мечеть является одним из архитектурных сооружений типа «лес колонн» или «столб». Это означает, что внутри мечети не было дополнительных несущих стен, а деревянно-камышовая крыша опиралась на многочисленные деревянные колонны. Колонны не сохранились, но сохранились каменные основания, на которые они опирались. Всего таких баз 54. Размеры мечети, построенной и существовавшей в конце 12 — 13 вв. свидетельствуют, что оно было соборным, то есть главным в городе и, по-видимому, во всем государстве карлукских жабгу.
Поиски и раскопки христианской церкви еще впереди, а пока интересные результаты получены при раскопках богатой усадьбы Каялык. Здесь были открыты жилые и хозяйственные постройки, а жилые дома отапливались системой подземных каналов, по которым циркулировал горячий дым и тепло от специальной печи. Внутреннее убранство парадных помещений усадьбы было украшено резным орнаментом. Найденные в усадьбе китайская керамика, иранские люстры (керамика, покрытая золотисто-коричневой краской) и стекло, среднеазиатская бронза позволяют предположить, что здесь жил богатый хозяин, имевший возможность приобретать дорогие иностранные товары.
Вышеизложенные факты убедительно доказывают, что археологи обнаружили и изучают крупный город IX-XIV веков в Илийской долине. — Каялык, который был важным политическим, экономическим и культурным центром карлуков на Великом шелковом пути.
В 40 км к востоку от города Тараз, немного южнее железнодорожной станции Ак-Чулак, на выжженных солнцем безводных склонах Киргизского хребта красно-коричневым монолитом возвышаются грандиозные руины каменного сооружения. это поселок Акыртас . Гигантские каменные глыбы, словно брошенные чьей-то могучей рукой, разбросаны тут и там вокруг этого поистине фантастического сооружения. Руины расположены на склоне горы. Северный фасад обращен к широкой долине, южный фасад обращен к горному хребту; с запада и востока руины окружены невысокими холмами. Акыртас породил в сознании людей множество легенд и преданий. Его строительство было связано с легендарным киргизским богатырем Манасом и его сыном. Сын бросил бы отцу огромные камни с дальних гор, а Манас сделал из них грандиозное жилище, в котором они и жили до самой смерти. Другая легенда повествует о великане Алан-Хазаре, который, влюбившись в де-уху, взялся исполнить одну из ее «маленьких» прихотей и взялся построить для нее каменный дворец и город. Затеяв несколько необычное для героя дело, Алан-Хазар неожиданно обнаружил отсутствие воды в месте, выбранном им для дворца. Тогда он решил проложить путь через горы к полноводному Таласу, но во время этого занятия вдруг влюбился в другую красавицу. На этом работа Алана-Хазара была прервана, и строительство осталось незавершенным.
Акыртас представляет собой недостроенное до конца монументальное четырехугольное сооружение, стены которого сложены из массивных каменных блоков красного песчаника и возведены на высоту от 1 до 1,5 м. Блоки клали в один-два, реже в три-четыре ряда. План здания (размеры 180х205 м), ориентированный с некоторыми отклонениями сторон с севера на юг, хорошо читается.
Акыртас был классифицирован как буддийский монастырь, как монастырь несторрианских христиан и как арабский дворец-крепость. Последние исследования заставляют нас видеть в постройке Акыртаса дворец, который должен был стать летней резиденцией правителя. Это мог быть карлукский каган. Как известно, карлуки правили в западной части Семиречья с 766 по 89 гг.3.
Поселок Сайрам расположен в 12 км к востоку от Шымкента, утопающий в густой зелени садов. Его улицы обсажены рядами тополей, а вокруг хлопковые плантации и пшеничные поля. Однако мало кто знает, что восемь-десять веков назад Сайрам был центром обширной области с десятками городов, ремесленных и земледельческих поселков. В период расцвета столицы, власти ее правителей, в состав области входили даже такие крупные города, как Тараз, Отрар, Сауран и Туркестан. . В 1214 году Сайрам, как и Тараз, был разрушен правителем огромной империи Хорезмшахом Мухаммедом.
В Сайраме много «святых мест» — мазаров, сохранившихся в перестроенном виде до наших дней. Одним из древнейших можно считать мазар Падшаха Малик Баба, или Миралибаба, живший в конце 11-12 веков. Были возведены мавзолеи и на могилах Ибрагим-ата и Карашашана, отца и матери Ахмеда Ясави.
В Казахстане трудно найти регион более интересный в археологическом отношении, чем Отрарский оазис. Где р. Арысь впадает в Сырдарью, на площади около 300 км2 находится более полусотни развалин древних городов, поселений, небольших усадеб и сторожевых башен. Каждый холм, образовавшийся на месте древних городищ, имеет свое название: Алтын-тепе, Джалпак-тепе, Куйрук-тепе, Мардан, Пчакчи-тепе и многие другие. Большинство городов и поселений, окружавших Отрар в древности, были заброшены в X-XII веках, и поэтому неудивительно, что народные предания не сохранили исторически достоверных названий. И только Отрарское поселение само название пронесло сквозь века.
Руины Отрара покрыты «ковром» из керамики разных эпох: от древней кангюйской посуды до изящных образцов глазурованной керамики XV–XVI веков. Есть монеты, отчеканенные в эпоху Саманидов от имени Джучидов и Чагатайских ханов. Время случайным образом выбирает керамику и монеты из слоев поселения и выбрасывает их на поверхность. Были также случайные находки кладов монет. Гончары делали котлы, горшки, сковороды и кувшины. Посуда очень разнообразна. Это кувшины и миски, пиалы, тарелки, блюда, подносы и вазы. В городе было налажено стекольное производство. Из него изготавливали графины, вазы, стаканы, чаши, сосуды для благовоний. Стекло было сделано прозрачным и окрашено в зеленый, синий, желтый и розовый цвета. Все это определили археологи благодаря остаткам шлака и бракованным стеклянным изделиям. С точки зрения археологии, Отрар до недавнего времени был белым пятном. Только в 1971 была организована Южно-Казахстанская комплексная археологическая экспедиция, до 1990 года возглавляемая археологом К.А. Акишев. И год за годом началось восстановление древней жизни Отрара и городов оазиса. Шаг за шагом ученые открывали все новые и новые страницы истории.
Отрар занимает площадь 20 га. Южная сторона протянулась на 380 м, юго-западная — на 145 м, западная — на 400 м, северо-восточная — на 380 м и восточная — на 350 м. путем сопоставления инструментального плана Отрара, аэрофотоснимков и визуальных наблюдений удалось выявить некоторые детали прежней планировки. Центральная часть окружена со всех сторон стеной, которая в настоящее время на отдельных участках сохраняет крутизну 75–80 ̊. На стене видны башни, которые, несомненно, были круглыми: теперь они имеют вид округлых бугров, выступающих за линию стены; отчетливо видны башни по углам, хуже — по периметру стен. За стеной виден древний ров. Сейчас это лощина глубиной 2-3 м, шириной 10-15 м с пологими бортами. Пригород Отрара со всех сторон окружен стеной, частично разрушенной, за которой ров, местами и ныне заболоченный.
Поселение Сауран … В археологической литературе принято описание древних городов начинать словами: «Остатки древнего города есть…». Чего не скажешь о Сауране. Город стоит так, как стоял двести и триста лет назад, и только выжженная степь вокруг и пересохшие каналы говорят о том, что город мертв. Хорошо видны хорошо сохранившиеся зубчатые стены с бойницами и далеко выступающие массивные круглые башни. В город можно въехать с двух сторон: с северо-востока и юго-востока. Ворота образованы изогнутыми наружу двадцатиметровыми коридорообразными участками стены. Ширина проездов 15–18 м. Войдя в ворота, невольно чувствуешь массивность крепостной стены, сложенной из пахсы, чередующейся с сырцовой кирпичной кладкой. Высота стены достигает шести метров над окружающей местностью, у основания ее толщина до трех метров. На территории в 33 га прекрасно читается планировка города с площадями, улицами, тупиками переулков с вздувшимися остатками домов. По массивным выходам шлака и бракованных изделий угадываются керамические и слесарные мастерские, залежи жженого кирпича указывают на остатки богатых домов и административных зданий. Первые упоминания о городе относятся к 10 веку. Известный арабский географ аль-Макдиси так описывал его: «Сауран (Савран, Сабран) — большой город, окруженный 7 стенами одна за другой, и в нем есть рабад, во внутреннем городе находится соборная мечеть. Это пограничная крепость против огузов и кипчаков».
Ценные сведения о городе содержатся в воспоминаниях поэта и писателя Васифи, жившего здесь в 1514-1515 гг. Он сообщает об одном из самых примечательных городских строений — медресе с двумя качающимися минаретами: «На плечах его айвана два высоких минарета необычайной высоты и чрезвычайного благородства. К «гульдасту» тех минаретов привязаны цепи, а под куполами каждого минарета бревно прикреплено так, что кто-то с силой приводит бревно в движение, цепь вибрирует, и тем, кто на противоположном минарете, кажется, что минарет рухнет, и это одно из чудес света. «Качающиеся» минареты известны в архитектуре Ближнего Востока и для более ранних эпох. Васифи описывает также необычное для Казахстана водоснабжение города посредством кяризов — подземных галерей, по которым подземные воды выводятся наружу. «Таких, как они, — отмечает Васифи, — не видели люди, объехавшие весь мир по суше и по морю».0003
Если местонахождение Саурана XIII-XVIII вв. несомненно и городище Сауран ему соответствует, локализация домонгольского города была поводом для обсуждения, так как на городище нет слоев с материалами ранее 12 века. Только тщательное обследование окрестностей городища позволило установить местонахождение домонгольского города. В 3 км к востоку от Саурана находится поселок Каратобе . Он датируется первыми веками нашей эры — XII веком. На стоянке собрана коллекция поливных чаш, типичных для XI–XII вв. прозрачная глазурь поверх белого ангоба и роспись в зеленых, красных и коричневых тонах. В западной части Каратобинского рабада отмечены следы керамического производства — остатки печей, шлаки, бракованные изделия. Топография поселения характеризуется наличием черт, присущих городам развитого Средневековья. Он содержит цитадель, шахристан и рабад. Но самым веским аргументом в пользу каратобинско-сауранской идентичности являются обнаруженные остатки нескольких рядов стен вокруг рабада. Их внешнее кольцо находится на расстоянии 1–1,5 км от центральных развалин; внутри есть как минимум еще два кольца стен. В письменных источниках упоминается аналогичное описание укреплений города, в частности, семь рядов стен.