Россия на Ближнем Востоке: задачи, приоритеты, политические стимулы
В иерархии российской внешней политики Ближний Восток, как правило, располагается за Америкой, Европой, Китаем и ведущими странами Азии. Но теперь, когда Кремль поставил задачу добиться признания России в качестве глобальной великой державы, Москва больше не может игнорировать такой географически близкий, богатый углеводородами и нестабильный в социальном и политическом плане регион, как Ближний Восток. Отказавшись от военно-политического присутствия на Ближнем Востоке в начале Войны в Персидском заливе, Советский Союз утратил свои позиции не только в регионе, но и в мире. Возвращая Россию на Ближний Восток, президент Путин собирается восстановить то, что было утрачено при Горбачеве: статус державы, чье влияние простирается за пределы бывшего СССР. В 2015 году, с началом военной операции в Сирии и сопутствующих ей российско-американских дипломатических действий, Ближний Восток стал полигоном, на котором Россия тестирует свои возможности для возвращения на глобальную арену в качестве одного из ведущих игроков.
Иными словами, основная цель Путина на Ближнем Востоке — повысить статус России и закрепить за ней роль значимой внешней силы в одном из самых нестабильных регионов мира. Есть и другие важные задачи:
Приоритеты Москвы на сегодняшний день включают: совместный с США поиск путей мирного урегулирования в Сирии; расширение и укрепление связей с Ираном, с которого вскоре будут сняты санкции; поддержание тесных отношений с Египтом, Ираком и курдами — как сирийскими, так и иракскими; создание оси дружественных стран от Тегерана до Каира; по мере возможности — установление прагматичных отношений с Саудовской Аравией и прочими государствами Персидского залива; координация действий с Израилем.
Таким образом, кремлевская политика на Ближнем Востоке строится прежде всего на геополитических стимулах. Не последнее значение имеет для Москвы и фактор внутренней стабильности самой Российской Федерации. В состав РФ входит несколько республик, населенных преимущественно мусульманами, — от Чечни и Дагестана на Северном Кавказе до Татарстана и Башкортостана в Поволжье.
12% населения РФ исповедуют ислам. Количество мигрантов из мусульманских стран Центральной Азии и Азербайджана исчисляется миллионами, причем многие из них находятся в России нелегально. Традиционно далекие от ислама регионы от Урала до Дальнего Востока постепенно «зеленеют» по мере роста числа мигрантов-мусульман с Кавказа и трудовых мигрантов из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. Боевики, все еще действующие на Северном Кавказе, присягнули самопровозглашенному «Исламскому государству». Радикализм распространяется по территории России; террористическая угроза с 1990-х продолжает висеть над всей страной, в особенности — над крупными городами.Вовлеченность России в события на Ближнем Востоке имеет глубокие исторические корни. Более двухсот лет главной задачей российской внешней политики было вытеснение Оттоманской империи с Балкан и из Черноморского региона. Персия была фактически поделена на российскую и британскую зоны влияния. Вступление России в Первую мировую войну было связано прежде всего с претензиями на Константинополь и Босфор с Дарданеллами.
До сих пор специалисты по Ближнему Востоку, прежде всего арабисты, входят в число наиболее значимых российских экспертов в области внешней политики и безопасности. Самым авторитетным из них был покойный Евгений Примаков, возглавлявший поочередно Службу внешней разведки, Министерство иностранных дел и Правительство РФ, — влияние на Кремль он сохранял вплоть до своей кончины в 2015 году. Война в Сирии и непосредственное вмешательство в нее России вновь выдвинули дипломатов и кадровых разведчиков на передний край формирования и реализации внешнеполитического курса РФ. Сегодня здесь активнее, чем когда-либо, задействованы и сотрудники Минобороны и Генерального штаба.
Война в Сирии дала российской армии, еще не завершившей процесс постсоветской трансформации и модернизации, шанс вернуться в глобальную премьер-лигу, пусть пока и в относительно скромных масштабах. Россия впервые ведет боевые действия в арабской стране, главным образом с моря и с воздуха. Государства Ближнего Востока и Северной Африки — крупные потребители российской оборонной продукции. В 2015 году на их долю пришлось 36% поставок вооружений из РФ — они оказались на втором месте после стран Азии (42%). Алжир, Египет, Иран, Ирак и Сирия — основные покупатели российского оружия на протяжении многих десятилетий. Российские производители рассчитывают, что продемонстрированные в Сирии тактико-технические достоинства их оружия, равно как и последовательная поддержка, которую Путин оказывает союзнику в Дамаске, укрепят престиж российского вооружения в регионе и приведут новых клиентов, прежде всего из стран Персидского залива.
Есть свои интересы и у других российских компаний. Например, «Росатом» уже построил для Ирана АЭС в Бушере и работает над получением в этой стране новых контрактов. Кроме того, у «Росатома» есть проекты в Турции и Иордании. В Ираке активно работает частная российская нефтяная компания «Лукойл». «Газпром» — основной поставщик газа в Турцию; в прошлом рассматривались планы строительства газопровода в страны Юго-Восточной Европы по территории Турции или прилегающих к ней районов. Катар и Иран, наряду с Россией, составляют костяк Форума стран — экспортеров газа. Россия, как один из крупнейших экспортеров нефти, заинтересована в налаживании контактов с Саудовской Аравией и прочими членами ОПЕК из числа государств региона. Кроме того, Россия — основной поставщик зерна в Египет. До 2015 года несколько миллионов российских туристов ежегодно отдыхали в Турции и Египте. И наконец, Россия заинтересована в технологическом сотрудничестве с Израилем, с которым у нее установлен безвизовый режим.
Основные партнеры России
Традиционно с Ближним Востоком Россия контактировала в основном через Турцию и Иран. За неполных 30 лет, миновавших с конца холодной войны, Россия и Турция, при всех своих различиях, совершили впечатляющий переход от вековой вражды к взаимному уважению и пониманию. Казалось, у российско-турецкого регионального партнерства есть большой потенциал. Однако в ноябре 2015 года все в одночасье переменилось: Турция сбила российский истребитель на сирийской границе, а Москва в ответ ввела экономические санкции против Анкары.
В обозримом будущем Москва и Анкара, скорее всего, останутся если не открытыми противниками, то как минимум соперниками. Российская военная операция в Сирии, истинная причина российско-турецкого конфликта (самолет — не более чем предлог), ослабила позиции Турции в отношениях с соседями и нанесла существенный ущерб ее интересам в Сирии. Пока турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган остается у власти, а Россия придерживается нынешнего внешнеполитического курса, отношения между двумя странами будут представлять собой в лучшем случае череду конфликтных ситуаций и их урегулирований.
Россия и Иран по-прежнему остаются в непростых отношениях. Во многом это связано со взаимным недоверием, сложившимся исторически и более сильным с иранской стороны. Россия одобряет воинственную позицию Ирана по отношению к Соединенным Штатам, однако в то же время поддерживает Запад в стремлении контролировать иранскую ядерную программу; в Совете Безопасности ООН РФ голосовала за санкции в отношении Ирана. Москва — крупнейший поставщик оружия для Ирана, однако был эпизод, когда, заключив соглашение с Вашингтоном по настоянию Израиля, она в одностороннем порядке отменила поставку уже оплаченных систем противовоздушной обороны С-300. При этом Россия умеет конструктивно договариваться с Ираном, в частности по поводу раздела влияния на постсоветском пространстве, не считает ни «Хезболлу», ни ХАМАС террористическими организациями, а в сирийской войне оказалась фактически союзником Ирана.
С Саудовской Аравией Россия находится в напряженных отношениях. Во времена холодной войны между двумя странами не было даже дипломатических связей. После ввода советских войск в Афганистан Саудовская Аравия стала главной опорой местных моджахедов. Военная конфронтация завершилась, но отношения не наладились — считается, что саудиты финансируют реисламизацию постсоветского пространства и распространение радикальной ваххабитской идеологии. Вдобавок Россия с Саудовской Аравией конкурируют на нефтяном рынке. В России распространено убеждение, что саудиты внесли свою лепту в развал Советского Союза, сбив цены на нефть в середине 1980-х.
В настоящий момент основные разногласия между Россией и Саудовской Аравией касаются Сирии. При этом, однако, Москва и Эр-Рияд общаются тесно как никогда. И та и другая сторона демонстрирует прагматичный подход, позволяющий преодолевать разногласия и наилучшим образом использовать точки соприкосновения — в частности, поддержку правительства Абделя Фаттаха ас-Сиси в Египте или надежду на стабилизацию и рост цен на нефть. Для Саудовской Аравии отношения с Россией — часть стратегии диверсификации внешней политики, которая слишком сильно завязана на США. Однако, учитывая глубокое взаимное недоверие между Россией и Саудовской Аравией, связи вряд ли станут тесными. Сближению мешает и еще один важный фактор — Иран. Впрочем, возможно, теперь Москва включит в число своих оружейных клиентов небольшие государства Залива, которые сами по себе не могут представлять для Ирана существенной угрозы.
С середины 1950-х до 1972 года Египет был главной опорой советских геополитических построений на Ближнем Востоке. Отношения между Москвой и Каиром существенно улучшились после прихода к власти в 2013 году генерала ас-Сиси. Путин считает нынешнего египетского лидера единственным человеком, способным хоть в какой-то степени восстановить стабильность в крупнейшем арабском государстве мира. К тому же благодаря саудовскому финансированию Египет возобновил масштабные закупки российского вооружения. Даже проблемы с безопасностью в аэропорту Шарм-эш-Шейха, из-за которых в октябре 2015 года российский пассажирский самолет взорвался над Синайским полуостровом, не привели к охлаждению отношений. Российским туристам рекомендовано не ездить в Египет, но есть основания полагать, что, если усиленный контроль в египетских аэропортах удовлетворит Москву, запрет будет снят достаточно скоро — возможно, даже летом 2016 года.
Сирия — единственная арабская страна, с которой Москва непрерывно с 1950-х годов поддерживает дружественные отношения. Президент Хафез Асад оставался союзником СССР на протяжении 20 лет в период холодной войны. В 1990-х и начале 2000-х страны немного отдалились друг от друга, но отношения сохранили. Вспыхнувший в 2011 году внутренний конфликт в Сирии придал им совершенно новое качество. Москва изначально поддерживала борьбу президента Башара Асада с дестабилизирующим воздействием арабской весны и с попытками коалиции во главе с США добиться смены режима в Дамаске. РФ также настаивала на ключевой роли Совета Безопасности ООН как единственной международной организации, уполномоченной авторизовать применение вооруженной силы.
Нужно особо подчеркнуть, что интересы Москвы в сирийском конфликте шире, чем собственно Сирия. Решив стать военным союзником режима Асада, Россия старается превратить Сирию в свой геополитический оплот в регионе. Географически Сирия занимает центральное положение среди партнеров Москвы. К востоку от нее расположен Иран, к юго-востоку Ирак, к югу — Египет. Рядом расположены территории, населенные курдами. Эти страны простираются от Каспийского моря и Персидского залива до берегов Средиземного и Красного морей — они могут сформировать новый пояс друзей России.
В числе новых старых друзей — Ирак. В свое время он входил в орбиту советского влияния, пусть и в меньшей степени, чем прочие страны, из-за финансовой состоятельности, основанной на больших запасах нефти. Не сумев уберечь в свое время Саддама Хусейна от роковых ошибок, Москва сегодня стремится развивать военно-промышленные, энергетические и прочие связи с шиитской администрацией Багдада, в то же время расширяя отношения с автономным Иракским Курдистаном и сирийскими курдами, которые борются за собственную автономию. Радикальный поворот в отношениях с Турцией развязал России руки в курдском вопросе.
В Израиле русскоговорящие составляют примерно пятую часть населения страны. На эмоциональном уровне Россия теснейшим образом связана с несколькими поколениями эмигрантов из СССР. Владимир Путин, пожалуй, относится к евреям лучше, чем любой другой глава российского государства за всю его историю. Государственный антисемитизм ушел в прошлое. Разумеется, Россия не во всем согласна с Израилем — скажем, по поводу Ирана, ХАМАСа или «Хезболлы», — однако оба государства исповедуют прагматичный подход к международной политике, скептически относятся к перспективам арабской демократии в ближайшей или среднесрочной перспективе и считают главной угрозой для себя исламистский терроризм. Радикальная перемена в отношениях с Израилем — одно из главных достижений постсоветской внешней политики России.
Постоянных союзников на Ближнем Востоке у России нет: в отличие от Соединенных Штатов, которые традиционно поддерживают Израиль, Москва действует гибко в зависимости от конкретных ситуаций и условий, исходя прежде всего из собственных интересов в регионе или глобальных целей. Россия не хочет повторять ошибки прошлого и безоговорочно поддерживать одну из сторон конфликта, отсюда — постоянное маневрирование и готовность идти на компромисс: за последние годы Москва прекратила крупномасштабные поставки оружия в Иран по договоренности с США и ограничила поставки в Сирию, чтобы не портить свои отношения с Израилем. Точно так же, считают в Москве, можно будет удерживать баланс между Тегераном и Эр-Риядом.
Возможности и риски
События последних пяти лет на Ближнем Востоке — «арабская весна» и ее провал; усиление позиций запрещенного в РФ «Исламского государства»; гражданские войны в Сирии и Йемене; развал государства в Ливии; ядерное соглашение с Ираном и, наконец, разрыв с Турцией — открыли новые возможности, но в то же время поставили перед Москвой новые внешнеполитические задачи. Впервые со времен окончания холодной войны Кремль занял столь активную позицию по Ближнему Востоку.
По большому счету Москва пытается создать в регионе образ прагматичного, неидеологизированного, надежного, искушенного и достаточно сильного игрока, способного воздействовать на ситуацию как дипломатическими, так и силовыми методами. Россия как крупная мировая держава готова предлагать партнерство всем, кто разделяет концепцию полицентричного мира. До разрыва с Турцией из-за сбитого самолета Россия гордилась тем, что наладила тесные связи со всеми значительными силами в регионе, от Ирана до Саудовской Аравии, от Израиля до «Хезболлы», от Турции до Сирии. Это утверждение по большому счету остается истинным и сегодня, если вынести за скобки разрыв с Анкарой.
Военная операция в Сирии существенно увеличила вес России в регионе. Российская сторона напрямую вмешалась в конфликт, когда возникла угроза свержения режима Асада и перехода Дамаска под контроль «Исламского государства». Победа исламских экстремистов могла привести к серьезному усилению их поддержки во всем исламском мире, в том числе в Центральной Азии и среди мусульманского населения России.
Москва применила разумную, но в то же время рискованную стратегию. Первое: помочь Асаду справиться с теми врагами, которые не связаны с «Исламским государством», — на Западе их именуют умеренной оппозицией. Второе: как только натиск оппозиции будет ослаблен, договориться о прекращении огня и провести внутрисирийские переговоры под председательством России и Соединенных Штатов. Третье: вместе с Вашингтоном выступить посредниками и гарантами при заключении мирного соглашения между различными силами в Сирии. Четвертое: составить широкую коалицию с участием России, США, стран Европы и региона (включая Иран, Ирак и Сирию), чтобы вступить в борьбу с «Исламским государством» и победить его.
В период с сентября 2015 года по март 2016 года Москва успешно справилась с первым этапом плана и теперь занята реализацией второго, за которым последует и третий. Российские воздушно-космические и военно-морские силы показали себя лучше, чем многие ожидали; боевые потери до настоящего момента были минимальны. Вопреки зловещим предсказаниям из Вашингтона, Москве удалось не увязнуть в Сирии, как некогда в Афганистане, и не оказаться втянутой в борьбу шиитов с суннитами. Она укрепила связи с курдами, продолжила добиваться расположения Египта и при этом не нарушила диалога с Саудовской Аравией и Катаром. Единственный серьезный геополитический инцидент, к которому привела сирийская операция, — это столкновение с Турцией. Да, спустя две недели после начала военных действий Россия потеряла гражданский самолет с 224 пассажирами на борту. Но жертвами терактов россияне становились и тогда, когда страна не вела военных операций ни на своей территории, ни за ее пределами. В самой России спецслужбам удалось предотвратить несколько акций, спланированных сторонниками ИГ.
Отдавая указ о начале операции в Сирии, президент Путин четко обозначил свою позицию. Исламистские экстремисты не пощадили бы Россию, даже если бы она не стала вмешиваться в дела Сирии и Ирака. «Если драка неизбежна, бить надо первым», — сказал Путин и тут же приступил к действиям. Риск военной операции он предпочел риску пассивного ожидания. Оправдает ли себя такой подход, будет зависеть от того, насколько искусно Москва справится с военными и дипломатическими задачами и хватит ли у нее ресурсов.
Соединенные Штаты: соперник и потенциальный партнер
С кремлевской точки зрения американская политика на Ближнем Востоке, которую начала проводить еще администрация Джорджа Буша, была в корне неверной и вылилась в результате в абсолютное и сокрушительное поражение. «Вы хоть понимаете теперь, что вы натворили?» — задал Путин риторический вопрос, выступая в сентябре 2015 года на Генеральной Ассамблее ООН. Официальные представители России и их советники, как правило, обвиняют США в наивности и непоследовательности (сначала поддерживали «арабскую весну» и призывали ближневосточные страны как можно быстрее переходить к демократии, потом стали заигрывать с так называемыми умеренными исламистами из числа «Братьев-мусульман»), вероломстве (почти 30 лет поддерживали египетского президента Хосни Мубарака, своего преданного союзника, а потом сдали его, как только начались протесты на площади Тахрир) и цинизме (наломали дров, предоставили другим разбираться, а сами отказываются брать на себя ответственность за провальные операции в Ираке и Ливии).
Россия придерживается демонстративно неидеологизированной консервативной позиции: она, как правило, поддерживает существующие государства в существующих границах, какими бы искусственными и произвольными они ни были. Она предпочитает авторитарных правителей революционному хаосу, не говоря уже о радикальных исламистах; выступает за поэтапные реформы, а не смену режима, в особенности спровоцированную из-за рубежа. У России нет для Ближнего Востока особого плана или модели развития. Она открыто преследует в регионе свои интересы — в области безопасности, геополитики и экономики.
Вопреки распространенному в США мнению, в нежелании Барака Обамы использовать силу в Сирии Россия не видит слабость, которой следует непременно воспользоваться. Скорее такая тактика воспринимается как благоразумная осмотрительность человека, который лучше многих своих сограждан понимает, насколько ограниченны возможности США в регионе. Со своей стороны Москва договорилась с Дамаском о химическом разоружении, которое прошло под контролем Москвы и Вашингтона в самый разгар гражданской войны в Сирии (в 2013–2014 годах). Кремль оценил и конструктивный подход Обамы к отношениям с Ираном: несмотря на украинский кризис, в этой области сотрудничество России с Вашингтоном продолжалось, и в результате в 2015 году было заключено соглашение с Тегераном по ядерной программе.
Совместную работу с США по достижению мира в Сирии Москва рассматривает как важную позитивную тенденцию — не только для урегулирования ситуации в Сирии и регионе в целом, но и для укрепления позиций России в мире. Одна из основных целей России — подключить к совместному решению сирийского вопроса не только Госдепартамент, но и Пентагон. И наконец, борьбу против «Исламского государства» Кремль представляет как современный аналог антигитлеровской коалиции. Ему хотелось бы видеть в США равноправного союзника — но, конечно, не лидера — по широкомасштабному антитеррористическому наступлению.
В России привыкли считать, что Соединенные Штаты заняты главным образом поддержанием своего господства в мире и отражением вызовов со стороны тех, кто с ними не согласен. Вместе с тем в России отмечают, что американцы стали обращать больше внимания на собственные внутренние проблемы. Все это, по мнению Москвы, ставит американских политиков в непростое положение, и чтобы выйти из него, им придется так или иначе пойти на серьезные компромиссы. Вне всякого сомнения, Россия конкурирует с США за влияние и присутствие на Ближнем Востоке и использование возможностей региона, однако она не стремится сменить США в качестве регионального гегемона или занять место Штатов в качестве основного союзника Израиля и государств Персидского залива — ввиду отсутствия у Москвы соответствующих ресурсов и амбиций сверхдержавы.
Ресурсы и обязательства России
Возможности России ограниченны, особенно теперь, когда страна переживает самый серьезный кризис с начала 2000-х. Кремлю удалось добиться многого, причем не только в Сирии, довольно скромными силами. Стоимость операции в Сирии (на настоящий момент около $500 млн) сопоставима с расходами на крупные военные учения — отдельного бюджета она не потребовала. Россия оказывает дипломатическую поддержку правительствам Египта, Ирана и Ирака, попутно предлагая им контракты на поставку оружия и прочих своих экспортных товаров. После наступления мира Россия готова предложить Сирии свои услуги в восстановлении разоренных войной земель. Отстроенный Грозный может служить подтверждением ее возможностей.
Беря на себя внешнеполитические обязательства, Россия вынуждена считать и расходы. Ей приходится добиваться мирного решения сирийского вопроса: ведь если дипломатические усилия ни к чему не приведут, цена существенно возрастет — тем более что Москва не может допустить падения Асада без какой-либо выгоды для себя. Она постарается обставить дело таким образом, чтобы Сирия и после Асада осталась дружественной России и была готова держать на своей территории ее военно-морские и военно-воздушные базы. России необходимо тесно сотрудничать с Ираном, но Москва будет избегать прямого союза с Тегераном, потому что это свяжет ей руки. В Ираке Россия будет балансировать между Багдадом и курдской автономией на севере — и в будущем, вероятно, использует эту модель в отношениях с Дамаском и сирийскими курдами. Россия будет и дальше предельно осторожной там, где ее интересы соприкасаются с интересами Израиля, — от ХАМАСа в секторе Газа и «Хезболлы» в Сирии и Ливане до Ирана. В израильско-палестинском конфликте Москва сохранит позицию неангажированного участника так называемого квартета (ЕС, ООН, США и РФ), предоставив Вашингтону нести незавидное бремя лидерства.
Выводы и уроки на будущее
Делать выводы на основе российской операции в Сирии пока преждевременно: конфликт продолжается и может одинаково легко обернуться как блестящим успехом, так и сокрушительным поражением. Однако некоторые предварительные результаты и наблюдения Кремль может сформулировать уже сейчас:
- Решительность и последовательность оправдывают себя. Нанести упреждающий удар выгоднее, чем быть застигнутым врасплох. Лучше напасть на базу противника, чем стать для него легкой добычей. Важно укреплять связи и не сдавать союзников, не попадая при этом в заложники к тем, кто от тебя зависит.
- Военные операции за рубежом требуют общественной поддержки внутри страны. В России операции, подобные сирийской, рассматриваются сквозь призму советского опыта в Афганистане. Нужно убедить население, что Россия не завязнет в сирийской кампании и не будет расплачиваться за нее тысячами жизней.
- Следует категорически избегать наземных операций (за исключением действий сил специального назначения) и бессрочных обязательств. Наземные боевые действия за рубежом должны вестись исключительно силами местных союзников. Россия может поддерживать их с воздуха, поставлять оружие, если нужно — противовоздушные комплексы, обеспечивать разведывательными данными, военным инструктажем, техническими средствами. Иными словами, местные союзники необходимы.
- Военные действия следует четко координировать с дипломатическими усилиями. В ближневосточных конфликтах военная сила в чистом виде решает не все, но и политических сдвигов сложно добиться, если дипломатические усилия не подкреплены внушительной силой.
- Каналы связи должны быть открыты для всех: Ближний Восток — это геополитический калейдоскоп, союзники и противники здесь постоянно меняются местами.
Для России операция в Сирии — это аванс, который она внесла, чтобы доказать свою готовность активно участвовать в мировой политике. Уже в ближайшие пять лет Москва может столкнуться с новыми чрезвычайными ситуациями и должна быть готова применить силу. В первую очередь речь идет об Афганистане и Центральной Азии.
Фонд Карнеги за Международный Мир и Московский Центр Карнеги как организация не выступают с общей позицией по общественно-политическим вопросам. В публикации отражены личные взгляды авторов, которые не должны рассматриваться как точка зрения Фонда Карнеги за Международный Мир.
Самые безопасные страны Ближнего Востока
Ближневосточные государства являются интересным местом для путешественников, которые исколесили Европу и хотят получить новые впечатления. Направление набирает все большую популярность среди туристов со всего света, однако местные жители не всегда радушно встречают гостей, поскольку не привыкли к такому вниманию. Тем не менее власти регулярно ведут работу над повышением безопасности в туристических районах своих городов, а коренные жители все чаще относятся к путешественникам спокойнее и позитивнее. В 2022 году путешественник может посетить ряд стран на Ближнем Востоке и не бояться за свою безопасность.
Египет
Страна на территории Северной Африки является одной из самой популярной среди российских путешественников и принимает гостей десятки лет. Египет входит в рейтинг самых безопасных стран ближневосточного региона, и местные жители отличаются гостеприимностью.
Путешественники прилетают сюда не только ради пляжного отдыха, но и для того, чтобы познакомиться с богатейшей культурой мира, увидеть пирамиды фараонов, Сфинкса, Долину царей, храмы Карнака и Луксора, посетить легендарную реку Нил. Если турист будет держаться подальше от пограничных локаций – Западной пустыни, Синайского полуострова и границы с Ливией – он будет чувствовать себя в безопасности, поскольку никаких рисков нет, кроме карманников, которые есть везде.
Кувейт
Кувейт расположился на Аравийском полуострове и считается страной, чей доход состоит из продажи нефти и туризма. Местные города быстро растут и удивляют гостей своей уникальной архитектурой. Рядом с величественными мечетями возвышаются многоэтажные небоскребы, окруженные пустыней. Туристам в Кувейте выпадет возможность отправиться в сафари по песчаным дюнам, попробовать традиционную кухню и местные продукты, продаваемые на базарах, сходить на пляж и позагорать.
Власти Кувейта понимают, что управляют туристической страной, поэтому заботятся о своей репутации и безопасности на улицах, жестко пресекая любые преступления, особенно за совершенные в отношении гостей. За последние годы туристы почти перестали жаловаться на Кувейт и его небезопасность.
Катар
Экономика Катара начала переживать небывалый подъем благодаря нефтяной промышленности, и страна стала расти быстрыми темпами. Путешественники могут посетить как современные кварталы с небоскребами, так и исторические районы, которые помнят начало истории страны. Культура Катара процветает, в стране регулярно проводятся фестивали и концерты, а туристов радует обилие ресторанов и кафе, где подаются блюда разных кухонь мира.
Гвоздем туристической программы ближневосточной страны являются ее песчаные дюны, ради которых в Катар и приезжают гости. Путешественники могут попробовать пройти пустыню по дюнам и добраться до моря, на ночь останавливаясь в палатках и наблюдая звездное небо.
Государство пристально следит за уровнем безопасности в стране и привлекает к ответственности даже за несерьезный проступок. Катар является одной из самых безопасных стран мира, поэтому туристы могут чувствовать себя здесь комфортно.
Бахрейн
Государство находится на архипелаге Персидского залива и предлагает гостям множество увлекательных занятий и мест для изучения. В Бахрейне добывают природный жемчуг, что привлекает любителей украшений, а для ценителей истории есть исторические кварталы и постройки, появившиеся столетия назад. На территории страны наблюдается низкий уровень преступности, а в туристических локациях постоянно патрулируют сотрудники полиции. Иногда туристы сообщают о мелких кражах, однако преступника чаще всего находят и возвращают пострадавшему имущество.
Иордания
С начала века потоки путешественников в Иорданию значительно увеличились и ежегодно бьют рекордные показатели. Гости приезжают в страну, чтобы посетить огромные природные заповедники, расположенные в Иордании – биосферный заповедник Дана, лес Арджун (здесь проживают представители местной фауны, занесенные в Красную книгу). Также гости любуются восхитительными закатами в Долине Луны и посещают Петру – древнейший город региона.
Коренные жители Иордании — гостеприимные и щедрые людьми, радушно принимают путешественников. Местное правительство заботится о безопасности гостей и обеспечивает высокий уровень комфорта в городах. Везде стоят камеры видеонаблюдения, улицы патрулируют представители закона, поэтому уровень преступности в Иордании стремится к нулю.
Оман
Оман является древнейшей страной на Ближнем Востоке, которая имеет суверенитет – это позволило государству сохранить свою культуру и атмосферу неизменной. Гости страны посещают руины древних городов и деревень, отправляются в горы Джабаль-Адхар, исследуют пески Вахиба и любуются кристальными водами Вади-Шаб. Местные жители отличаются своими радушием и гостеприимностью. Оман находится на 4-м месте в списке самых безопасных государств планеты и считается самым безопасным на территории Ближнего Востока, поэтому туристы могут не бояться и смело отправляться на исследование местных достопримечательностей.
Эта страна является самым популярным туристическим направлением Ближнего Востока в мире, сюда прилетают путешественники со всего света, включая и россиян. Страна представляет собой федерацию, состоящую из 7 эмиратов, однако чаще всего на слуху Дубай – город, где находятся самое высокое здание в мире и самый крупный торговый центр. Путешественники могут быть уверенными в своей безопасности, потому что улицы регулярно патрулируются и находятся под наблюдением видеокамер. Если не посещать загородный район трущоб, гость страны не столкнется с преступниками ни разу.
Однако Дубай и остальная страна имеют особенности в правилах дорожного движения, поэтому автолюбителям следует тщательно их изучить перед тем, как выезжать на местные дороги.
Чадрамаут | Древнее царство, Аравия
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Спросить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ: Соединенные Штаты укрепляют сотрудничество с ближневосточными партнерами для решения проблем 21 века
Сегодня президент Байден встретился в Джидде с руководителями Совета сотрудничества стран Персидского залива (ССЗ) – Бахрейна, Кувейта, Омана, Катара, Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов – Республики Египет, Республики Ирак и Королевство Иордания (вместе известное как GCC+3). Названный «Саммит по безопасности и развитию в Джидде», это был первый в своем роде саммит среди этих девяти стран. На протяжении всего мероприятия лидеры подтвердили свою приверженность процветающему, мирному и интегрированному ближневосточному региону, а также совместной работе по решению глобальных проблем, таких как борьба с новыми заболеваниями, обеспечение продовольственной и энергетической безопасности и преодоление климатического кризиса посредством партнерства.
На саммите президент Байден подтвердил важность, которую Соединенные Штаты придают своим многолетним стратегическим партнерствам в ближневосточном регионе, подтвердил неизменную приверженность Соединенных Штатов безопасности и территориальной защите партнеров США и признал все более активную важную роль торгового и технологического перекрестка между полушариями. Он также решительно подтвердил центральную роль ближневосточного региона в долгосрочной безопасности и процветании Соединенных Штатов и американского народа.
Приверженность Америки региону Ближнего Востока
Президент Байден сформулировал пять декларационных принципов – партнерство, сдерживание, дипломатию, интеграцию и ценности, которые будут определять вовлечение США на Ближнем Востоке в ближайшие десятилетия:
1. Партнерство : Соединенные Штаты будут поддерживать и укреплять партнерские отношения со странами, которые присоединяются к основанному на правилах международному порядку, и мы позаботимся о том, чтобы эти страны могли защитить себя от внешних угроз.
2. Сдерживание: Соединенные Штаты не позволят иностранным или региональным державам ставить под угрозу свободу судоходства по водным путям Ближнего Востока, включая Ормузский пролив и Баб-эль-Мандаб, а также потерпят попытки какой-либо страны доминировать над другой – или региона – посредством военного наращивания, вторжений или угроз.
3. Дипломатия: США будут стремиться не только сдерживать угрозы региональной стабильности, мы будем работать над снижением напряженности, деэскалацией и прекращением конфликтов, где это возможно, с помощью дипломатии.
4. Интеграция: Соединенные Штаты будут строить политические, экономические связи и связи в сфере безопасности между партнерами США везде, где это возможно, уважая суверенитет и независимый выбор каждой страны.
5. Ценности: Соединенные Штаты всегда будут поддерживать права человека и ценности, закрепленные в Уставе ООН.
Это обращение президента Байдена определяет дальнейшие действия США таким образом, чтобы использовать уникальные возможности Америки в сотрудничестве с давними партнерами из США.
Кроме того, лидеры за столом согласились:
Обеспечить продовольственную безопасность для наиболее уязвимых групп населения Ближнего Востока
Президент Байден объявил, что Соединенные Штаты выделили 1 миллиард долларов в виде новой срочной помощи в области продовольственной безопасности, близкой к долгосрочной. для региона Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА). Признавая, что последствия глобального отсутствия продовольственной безопасности и способность реагировать на него неравномерно распределяются между странами, лидеры Совета сотрудничества стран Персидского залива подчеркнули свою приверженность поддержке уязвимых групп населения в регионе MENA через недавно объявленную Координационную группу арабских стран (ACG) в размере 10 долларов США. миллиардный пакет продовольственной безопасности. Вместе Соединенные Штаты и страны ССАГПЗ будут использовать свои фонды коллективной помощи для удовлетворения неотложных гуманитарных потребностей и устранения сбоев, в том числе гарантируя полный, безопасный и беспрепятственный гуманитарный доступ к нуждающемуся населению во всем регионе.
Соединенные Штаты, члены ССАГПЗ, Египет, Ирак и Иордания подписали Дорожную карту по глобальной продовольственной безопасности – призыв к действию , которая была обнародована в мае 2022 года на Министерской встрече Организации Объединенных Наций. На саммите GCC+3 лидеры подтвердили свою коллективную приверженность действовать безотлагательно, масштабно и согласованно, чтобы удовлетворить неотложные потребности в продовольственной безопасности и питании миллионов людей во всем мире, находящихся в уязвимом положении. Они обязались оказать немедленную гуманитарную помощь, повысить устойчивость тех, кто находится в уязвимом положении, помощь в обеспечении продовольственной безопасности на уровне близком к среднему для усиления социальной защиты и сетей безопасности, а также укрепить устойчивые, устойчивые и инклюзивные продовольственные системы в соответствии с целями Организации Объединенных Наций. Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и ее цели в области устойчивого развития, а также задачи Саммита ООН по продовольственным системам 2021 года.
Расширение стратегического инвестиционного сотрудничества
Партнеры GCC планируют инвестировать в общей сложности 3 миллиарда долларов США в проекты, соответствующие целям Партнерства США по глобальной инфраструктуре и инвестициям (PGII), чтобы обеспечить качественную и устойчивую инфраструктуру, которая меняет жизнь людей. по всему миру, укрепляет и диверсифицирует наши цепочки поставок, создает новые возможности для американских рабочих и предприятий и укрепляет нашу национальную безопасность.
Партнерство для глобальной инфраструктуры и инвестиций, о котором Президент и лидеры G7 представили на саммите G7 26 июня 2022 года, будет осуществляться по четырем приоритетным направлениям, которые определят вторую половину 21 ст в. Сюда входят:
o Преодоление климатического кризиса и укрепление глобальной энергетической безопасности за счет инвестиций в устойчивую к изменению климата инфраструктуру, трансформационные энергетические технологии и развитие цепочек поставок чистой энергии на протяжении всего интегрированного жизненного цикла, начиная с ответственной добычи металлов и важнейших полезных ископаемых; к транспорту с низким уровнем выбросов и жесткой инфраструктуре; к инвестированию в новые глобальные предприятия по переработке, переработке и производству аккумуляторов; к развертыванию проверенных, а также инновационных, масштабируемых технологий в местах, которые еще не имеют доступа к чистой энергии.
o Разработка, расширение и развертывание безопасных сетей и инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для обеспечения экономического роста и содействия открытым цифровым обществам — от работы с надежными поставщиками для обеспечения цифрового подключения 5G и 6G до поддержки доступа к платформам и услугам. которые зависят от открытого, совместимого, безопасного и надежного Интернета и мобильных сетей с надежной кибербезопасностью.
o Продвижение гендерного равенства и справедливости — от инфраструктуры по уходу, которая расширяет возможности для участия женщин в экономической жизни, до улучшенной инфраструктуры водоснабжения и санитарии, которая устраняет гендерный разрыв в неоплачиваемой работе и использовании времени — население не заставляют сидеть в стороне.
o Развитие и модернизация инфраструктуры систем здравоохранения и содействие глобальной безопасности в области здравоохранения за счет инвестиций в медицинские услуги, ориентированные на пациента, и в медицинские кадры; производство вакцин и других необходимых медицинских изделий; и системы наблюдения за болезнями и раннего предупреждения, включая безопасные и надежные лаборатории. Борьба с нынешней пандемией, а также предотвращение следующей и подготовка к ней имеют решающее значение для экономической и национальной безопасности США.
Улучшение ухода за пациентами для палестинцев
После того, как 15 июля президент Байден объявил о взносе США в размере 100 миллионов долларов для сети больниц Восточного Иерусалима, Кувейт, Катар, Саудовская Аравия и ОАЭ обязались выделить по 25 миллионов долларов каждый на общую сумму 100 миллионов долларов. Наш общий пакет помощи в размере 200 миллионов долларов поможет сети больниц Восточного Иерусалима модернизировать свою инфраструктуру и улучшить уход за тысячами палестинцев на Западном берегу, в Восточном Иерусалиме и Газе , которые полагаются на сеть для спасения жизни.
Дальнейшая энергетическая интеграция Ирака с странами Персидского залива и Иорданией
Президент Байден приветствовал заключение Ираком соглашений с Саудовской Аравией, Кувейтом и Иорданией о поставке доступной энергии в Ирак, диверсификации его поставок и обеспечении энергетической устойчивости для удовлетворения растущих потребностей его люди. Историческое соглашение, подписанное сегодня между Ираком и Управлением по межсетевым соединениям ССАГПЗ (GCCIA), свяжет электроэнергетическую сеть Ирака с сетями ССАГПЗ, тем самым обеспечив иракский народ новыми и диверсифицированными источниками электроэнергии в предстоящее десятилетие.
Адрес Global Economic Security
Президент Байден говорил с лидерами Ближнего Востока о важности решения текущих глобальных проблем энергетической безопасности и управления давлением цен на энергоносители путем обеспечения неуклонного увеличения поставок странами-производителями в течение 2022 и 2023 годов, в том числе за счет увеличения инвестиций. в перерабатывающих мощностях. Президент Байден приветствовал недавнее заявление ОПЕК+ об увеличении поставок в течение июля и августа. Президент Байден ожидает дополнительного увеличения предложения в ближайшие месяцы, в зависимости от рыночных условий и анализа, включая рекордное внутреннее производство в Соединенных Штатах.