Государственное устройство Российской Федерации | Законодательство стран СНГ
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:
- Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Донецкая Народная Республика, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Луганская Народная Республика, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия, Республика Татарстан, Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика;
- Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;
- Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Запорожская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Херсонская область, Челябинская область, Ярославская область;
- Москва, Санкт-Петербург, Севастополь — города федерального значения;
- Еврейская автономная область;
В ведении Российской Федерации находятся:
- принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
- федеративное устройство и территория Российской Федерации;
- регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
- установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
- федеральная государственная собственность и управление ею;
- установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
- установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
- федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
- федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
- внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
- внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
- оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
- определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
- судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
- федеральное коллизионное право;
- метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
- государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
- федеральная государственная служба.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
- обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
- защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
- вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
- разграничение государственной собственности;
- природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
- общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
- координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
- осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
- установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
- административное, административно-процессуальное, трудовое семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
- кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
- защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
- установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
- координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
Президент Российской Федерации является главой государства.
Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Президент Российской Федерации избирается на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.
Президент Российской Федерации:
- назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;
- имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;
- принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
- представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
- по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;
- представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;
- формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;
- утверждает военную доктрину Российской Федерации;
- формирует Администрацию Президента Российской Федерации;
- назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;
- назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
- назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
Президент Российской Федерации:
- назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;
- распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;
- назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
- вносит законопроекты в Государственную Думу;
- подписывает и обнародует федеральные законы;
- обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.
Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов.
Государственная Дума избирается сроком на пять лет.
Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы.
Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.
Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.
Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.
К ведению Совета Федерации относятся:
- утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
- утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
- утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
- решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
- назначение выборов Президента Российской Федерации;
- отрешение Президента Российской Федерации от должности;
- назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
- назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
- назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.
Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
К ведению Государственной Думы относятся:
- дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
- решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
- назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
- объявление амнистии;
- выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.
Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.
Правительство Российской Федерации:
- разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
- обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
- обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального Обеспечения, экологии;
- осуществляет управление федеральной собственностью;
- осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной Безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
- осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Создание чрезвычайных судов не допускается. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Судьи несменяемы. Судьи неприкосновенны.
Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
- федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
- конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:
- между федеральными органами государственной власти;
- между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами.
Статья подготовлена специалистами ООО «СоюзПравоИнформ».
© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.
§ 17 Россия — единое государство.
§ 17 Россия — единое государство
Для определения отличительных особенностей государственного строя какой-либо страны, прежде всего, необходимо выяснить, образует ли она единое государство или представляет собою соединение нескольких государств. Если это сложный политический союз, отдельные государства, входящие в его состав, могут иметь различные формы правления. Если это единое государство, в составляющих его подчиненных областях, во всех господствует одна и та же определенным образом организованная власть. Итак, мы должны выяснить, простое или сложное государство Россия?
Россия единое государство. Она никогда не образовала и не образует ни федерации, ни унии. Но с постепенным разрастанием территории России границы ее охватывали собою одно за другим множество самостоятельных прежде государств или владении других держав, и русская власть нередко сохраняла за присоединенными областями их местные законы и учреждения, предоставляя им иногда более или менее широкую местную автономию. В некоторых случаях автономия получала весьма значительный объем, что и подало повод иным исследователям в некоторых присоединениях России видеть унию с нею как бы самостоятельных государств. Бывало также, что соседние с нею государства подчинялись России, ставились в отношении к ней в вассальную зависимость; подчинялись ее протекторату.
Вопрос о том, представляет ли данный случай приобретения Россией новой области присоединение, инкорпорацию, вассальную зависимость, протектората, или соединение, унию, имеет огромное практическое значение. Если все части русской территории инкорпорированы, присоединены, они составляют ее подчиненные части. Русский монарх представляет тогда единую государственную власть, распространяющую свое действие одинаково на все области, подвластные его скипетру, имеющую повсюду одни и те же права, одну и ту же силу. Как неограниченный монарх России, он является тогда таким же неограниченным властителем и каждой отдельной ее области. Как бы ни была широка автономия какой-либо подчиненной области, законодательная власть русского монарха стоить выше этой автономии, и в этом заключается достаточное обеспечение преобладания общерусских интересов над какими бы то ни было местными партикуляристическими стремлениями.
Такое подчинение присоединенных областей, хотя бы пользующихся самой широкой автономией, общей законодательной власти признается в литературе государственного права бесспорным положением. Так, Кризи в основу всего своего изложения устройства английских колоний, пользующихся весьма широкой автономией, кладет начало всемогущества английского парламента.¹* Точно такой же взгляд на дело высказывает и другой исследователь колониального английского права — Бурино.²* И правильность их подтверждается новейшей законодательной практикой. В 1837 году английский парламент счел себя в праве суспендировать конституцию Нижней Канады. Затем хотя уже с 1855 года Канада имела свой парламент, имевший право изменять и конституцию свою, но новая ныне действующая конституция Канады 1867 года была введена не актом канадского парламента, а статутом английского парламента. Эти начала, формулированные английскими юристами в применении к английским колониям, признаются Еллинеком, как общие положения теории. ³*
Итак, высказываемый иногда в литературе мнения о том, что та или другая область представляет собой не подчиненную местность, а государство, находящееся в унии с Россией, имеют не только доктринарный, но и высокий практически интерес. Нельзя, поэтому, оставить их без ближайшего внимательного рассмотрения. Начнем с разбора мнений о существовавших будто бы прежде униях России с нынешними ее инкорпорированными провинциями.
Пр. Сергеевич⁴* считает личной унией соединение с Россией Малороссии по постановлениям Переяславской рады 1653 года. Но уния предполагает прежде всего и безусловно единство личности правителя. При всей обособленности Египта или Болгарии они не находятся с Турцией в унии по той простой причине, что имеют особых правителей; Египет — своего хедива, Болгария — своего князя. Эти правители подвластны турецкому султану, а потому и государства их полунезависимые, находящиеся с Турцией в вассальных отношениях. Уния же есть соединение двух вполне независимых государств в силу единства личности правителя. Но то же самое имело место в XVII веке и относительно Малороссии. Ее особенность в том главным образом и выражалась, что она имела особого правителя в лице гетмана, пользовавшаяся даже правом вести самостоятельно международные сношения. Малороссия не стояла к России в равноправных отношениях, она была ей подчинена. Русский царь не соединял в своем лице две раздельные государственные власти, но малороссийский гетман подчинился ему, как высшему властителю. Это, очевидно, вассальная зависимость, а не личная уния.
Более распространенным и, на первый взгляд, более основательным представляется мнение о существовании до 1830 года реальной унии между Россией и Царством Польским. До присоединения к России Польша имела самостоятельное государственное существование, как герцогство Варшавское: о предположении дать Польше особое управление (administration distincte), представительство и национальные учреждения упомянуто было в акте венского конгресса: польской конституцией, дарованной Александром I, установлялось особое коронование польской короной. Однако, при ближайшем рассмотрении дела не трудно, убедиться, что и тут не было унии.⁵* Во-первых, не все герцогство Варшавское присоединено к России, а те польские области, которые образовали Царство Польское, перед присоединением их к России не составляли особого государства. Царство Польское не было уже раньше независимо от России существовавшим государством, а было созданием русской власти. Даже территориальные его границы не были наперед определены: в акте венского конгресса, напротив, прямо сказано, что “Sa Majesté Impériale se réserve de donner à cet état l’extension intérieure, qu’Elle jugera convenable”. Следовательно, император Александр мог и расширить границы царства, но мог точно так же и сузить их единственно по своему усмотрению. Затем упоминание в акте венского конгресса о предположении дать польским областям России, Пруссии и Австрии представительство и национальные учреждения вовсе не имеет характера обязательства и вовсе не предполагает непременно государственной обособленности. И тут все было вполне предоставлено свободному усмотрению заинтересованных государств, как это с очевидностью явствует из самого текста акта венского конгресса: “Les polonais, sujets respectifs de la Prusse, de l’Autriche et de la Russie, obtiendront une représentation et des institutions, réglées d’après le mode d’existence politique que chacun des gouvernements auxquels ils appartiennent, jugera utile et convenable de leur accorder”.⁶* Из этого же текста видно, что венский конгресс называл жителей польских областей, присоединенных к России, русскими подданными, между тем как уния предполагает раздельное подданство. Норвежцы или венгерцы не признаются подданными Швеции или Австрии. Но, что всего важнее и что имеет в этом вопросе само по себе решающее значение, Царство Польское не было самостоятельным государством, правителем которого Александр I сделался бы только в силу своих наследственных прав или в силу избрания. И граница царства, и его государственное устройство, и даже само имя — все это было созданием русской власти в подчиненной ей области. Уже 20 июня было объявлено о присоединении польских областей, а конституция Царства Польского дана была только 25 декабря 1815 года. Поэтому, совершенно справедливо замечание Еллинека, что в период времени с 1815 по 1832 год Польша стояла к России в таком же юридическом отношении, в каком, например, теперь находится к Англии Канада, имеющая особую конституцию, данную ей английским парламентом.⁷* В настоящее время, после польского восстания 1830 г. и совершившейся в 1832 г. отмены польской конституции, этот вопрос имеет только историческое значение. В 1832 году Польше еще была сохранена значительная административная автономия. Но после восстания 1863 года совершилось уже полное слияние польских губерний с остальными областями империи.⁸* Я считаю, однако, не лишним остановиться на этом вопросе, так как, опираясь на пример взаимных отношений бывшего Царства Польского, иные думают найти аргументы в пользу возможности признать реальную унию России с Финляндией.⁹* Вопрос же об юридическом характере связи, соединяющей Финляндию с Россией, имеет весь интерес современности.
Примечания:
¹*Creasy. The imperial and colonial constitutions. 1872, p. 2. This imperial paramount authority of the British Parliament extends over all the transmarine dominions, p. 388. There is the indisputable omnipotence of the Imperial Parliament over the whole empire and over every part thereof, whether colony, dependency, province, or outpost.
²* Bourinot. The Federal Constitution of Canada, The Juridical Review. 1890, April—July.
³* Jellinek. Die Lehre, von den Staatenverbindungen. 1882. S. 63.
⁴* Лекции и исследования. Первое издание. 622.
⁵* Jellinek. Die Lehre, von den Staatenverbindungen. 1882. S. 72.
⁶* П. С. 3., №№ 25, 824. Дружественный договор об утверждении благосостояния поляков, ст. V. Герцогство Варшавское, за исключением тех частей, однако, коим положено иное назначение (Познань, Галиция, Краков), присоединяется навсегда к Империи Российской. — Оно, в силу своей конституции, будет в неразрывной с Россиею связи и во владении Е. В. Императора Всероссийского, наследников его и преемников на вечные времена. Е. И. В. предполагает даровать по своему благоусмотрению внутреннее распространение сему государству, имеющему состоять под особым управлением. Е. В. сообразно с существующими в рассуждении прочих его титулов обычаем и порядком присовокупить к ним и титул Царя (Короля) Польского. — Поляки, подданные высоких договаривающихся сторон, будут иметь народных представителей, и национальные государственные учреждения, согласные с тем образом политического существования, который каждым из правительств будет признан за полезнейший и приличнейший для них в кругу его владений.
⁷* Jellinek, 1. с., стр. 73. Кроме Елинека, отрицают существование унии Польши с Россией Wheaton. Elements, I, р. 53. § 43. Phillimore. Commentaries, I, p. 89. Calyo. Le droit international, I, § 48, p. 151. Beacli-Lawrence. Commentaires, § 103. Алексеев. Русское госуд. право, стр. 154 (Борнгак считает отношение Польши к России с 1815 года случаем неполной инкорпорации (unvollkommene Inkorporation) Einseitige Abhängigkeit- Verhältnisse unter den modernen Staaten, 1896, стр. 165).
⁸* До 23 марта 1871 года, однако, продолжалось издание особого Дневника законов Царства Польского.
⁹* Даниельсон. Соединение Финляндии, 1890, стр. 122.
Возрождение сильного государства в России и Китае – внутренняя динамика и прогнозы внешней политики
Стефано Бьянкини – профессор восточноевропейской политики и истории Болонского университета, кампус Форли. Он исполнительный редактор журнала Юго-Восточная Европа (Brill). Его последняя книга — « ликвидный национализм и разделы государства в Европе » (Эдвард Элгар, 2017).
Антонио Фиори — адъюнкт-профессор международных отношений в Восточной Азии факультета политических и социальных наук Болонского университета. Его последняя (отредактированная) книга — Корейский парадокс. Внутриполитический раскол и внешняя политика в Южной Корее (Routledge, 2019).
Благодарности
Список участников
Список карт, таблиц и рисунков
Список сокращений
1. Введение: изменение формы Международные нормы и модели государства? Китай и новая роль России на мировой арене
Стефано Бьянкини и Антонио Фиори
Часть I. Управление отношениями между государством и обществом в России и Китае
2. В поисках «новых корней»: к ситуационной идеологии в путинской России
Марко Пулери
3. На пути к «Великому омоложению»: государственный национализм, смена идентичности и выбор внешней политики в современном Китае
Андреа Пассери
4. Переосмысление прав человека в России и Китае: как национальная идентичность и национальные интересы формируют отношения с международным правом и имплементацию
Марко Бальбони и Кармело Даниси
5. Растущее влияние китайской модели сильного государства
Минцзян Ли и Махалакшми Ганапати
6. Представление российской модели государства всеобщего благосостояния: новая политическая экономия гендера и рынка труда
Роза Муле и Ольга Дубровина
7. Изменение модели сильного государства: «Неудачная модернизация» Дмитрия Медведева
Евгений Миронов
8. Государственные и социальные протесты в Китае
Юншун Цай
9. Миграционные потоки между Россией и Китаем: правовые и социальные последствия
Василь Сакаев
Часть II: Китай и Россия в меняющемся мире: возможности и источники конкуренции
10. Глобальные потрясения, региональные конфликты и поиск стабильного процветания: в каком направлении двигаться вперед для Китая и России?
Евгения Барончелли
11. Отношения Россия-НАТО через призму стратегической культуры
Соня Лукарелли и Николо Фасола
12. Упадок Запада, многополярность и вызовы идентичности в формировании российской внешней политики
Стефано Бьянкини
13. БРИКС и альтернативы развития: Россия и Китай
Станислав Ткаченко
14. Взаимодействие с европейской (дез)интеграцией. Россия в диалоге с Европой/с
Марко Пулери
15. Взгляд на ЕС с точки зрения России и Китая
Виталий Козырев
16. Борьба с торговлей людьми в Европейском Союзе и России
Марко Боррачетти
Часть III: Россия и Китай в оспариваемых региональных театрах: некоторые примеры из практики
17. Спорный украинский узел
Франческо Привитера
18. Центральная Азия в энергетической стратегии Китая
Антонио Фиори
19. Конвергенция разногласий: Россия и Китай на Ближнем Востоке и в Северной Африке
Массимилиано Трентин
20. Китайское проникновение в страны Африки к югу от Сахары: пример Танзании
Арриго Паллотти
21. Отношения с Западом: пример ЕЭС-СССР глазами общества (1950-1991)
Джулиана Ласки
22. Postface: Ответ Европы на вызовы со стороны Китая и России
Майкл Ли
23. Заключительные замечания
Стефано Бьянкини и Антонио Фиори
Индекс
Все, кто интересуется политической теорией, исследованиями национализма, социологией и экономическими исследованиями. Ученые и студенты (как бакалавры, так и аспиранты) российских и азиатских исследований являются основной аудиторией текста.
Стрельба в Техасе: Узнайте, почему этот депутат сравнил свой штат с Россией
Законодатель из Техаса сравнил свой штат с Россией. Послушайте, почему
01:29
Сейчас играет
— Источник: CNN
Ману Раджу из CNN подробно описывает план МакКоннелла на выборах 2024 года
03:55
Сейчас играет
— Источник: CNN
Байдена спрашивают, почему 82-летний мужчина лучше всего подходит на пост президента.