Готика праги – Готическая архитектура Праги — Википедия

Содержание

стиль и история знаменитого города

Уже целое тысячелетие Прага — столица чешского государства. За многовековую историю город пополнялся архитектурными шедеврами разных эпох, поражая великолепием старинного и современного зодчества. Сплетение архитектурных стилей особенно заметно в центральной части, где сохранились кварталы готических и барочных зданий, строения эпохи романизма и ренессанса, дома в стиле модерн. В прогулках по площадям и улицам чешской столицы можно увидеть всю красоту и великолепие её разноликих сооружений.

Чешский романизм

Постройки романского (бургундского) стиля возводились в Праге в период её становления. В те времена вражеские нашествия были нередки, и дома имели суровый крепостной вид, толстые стены и маленькие окна. Скруглённые формы придавали строениям романского периода ещё более неприступные очертания. За давностью времён сооружения эпохи чешского романизма встречаются в городе не так часто, в их числе — несколько старинных ротонд и базилик.

Ротонда святого Мартина

Древнее вышеградское сооружение сегодня считается самым старым из аналогичных построек, насчитывая почти тысячу лет. Округлая часовня 6-метрового диаметра возведена ещё в XI веке. Первоначально ротонда служила укреплением, а позже использовалась как пороховое хранилище. Стены ротонды Мартина достигают толщины около 100 сантиметров. На портале входа в часовню можно увидеть надпись: «Святой Мартин, молись за нас». С ротондой связано много мистических историй, которые вы можете узнать от пражских гидов на экскурсиях по чешской столице. В середине XIX века постройку хотели снести, однако её приобрёл Вышеградский капитул, сохранив историческое сооружение на память потомкам. В тот же период внутренние стены часовни были украшены росписями. Крышу ротонды венчает фонарный столб с крестом.

Над порталом часовни находится пушечное ядро середины XVIII века, сохранившееся со времён войны с Пруссией.

Ротонда святого Креста

Ротонда Креста сегодня окружена более современными строениями. Выбиваясь из общего архитектурного ряда, старинная часовня нисколько не теряет своей исторической привлекательности. Ротонда построена одним из пражских купцов после его божественного исцеления и освящена в честь святого Креста. Когда пражане упоминают в разговоре ротонду Креста, то обязательно добавляют к её названию приставку «малая». Когда-то таких часовен было две. Большая до наших дней не сохранилась. Ротонду Креста, как и часовню святого Мартина, в XVIII веке хотели снести, но её отстояли деятели культуры Чехии. Постройка была отреставрирована и ограждена, здесь и по сей день проходят церковные службы.

Базилика святого Георгия

На территории пражских Градчан находится старейшая церковь, сохранившаяся ещё с X века. Примечательно, что башни храма существуют практически в первозданном виде. Фасад же, уничтожаемый пожарами, отстраивался несколько раз и сегодня представляет собой барочную постройку. В базилике Георгия находится захоронение её основателя.

Две романские башни базилики в простонародье носят имена первых людей на земле. При этом, более широкая башня — Адама, а узкая — Евы.

Прага готическая

Готика — один из самых интересных архитектурных стилей. Словно прорезающие высь, готические сооружения отличаются вытянутой остроконечностью форм, стрельчатыми сводами и шпилевидными башнями. Фасады зданий щедро украшены ажурными орнаментами. Пришедшая из Франции, готика быстро стала популярной и распространилась по всей центральной Европе, особенно полюбившись чехам. В старой части Праги и сегодня возвышаются величественные готические костёлы и соборы.

Собор святого Вита

Самое знаменитое готическое строение чешской столицы и одно из самых известных — собор святого Вита. На его месте когда-то стояла романская ротонда, построенная ещё святым Вацлавом. В средневековье по всей Европе возводились храмы с родовыми княжескими усыпальницами. Такая роль отводилась и собору Вита, строительство которого началось в XIV веке. Великолепное сооружение знаменито своими островерхими башнями, разноцветными витражами, мозаичными интерьерами.

Тынский храм и Староместская ратуша

На одной из древних площадей Праги, Староместской, находится готическая ратуша с астрономическими часами — Пражскими курантами. Чтобы услышать бой старинных часов, на площади перед ратушей ежедневно собираются тысячи гостей столицы Чехии. Вблизи от Староместской площади также находится храм Девы Марии перед Тыном — главный собор Старого места середины прошлого тысячелетия. Тынский храм знаменит своими островерхими 80-метровыми башнями, старинным органом и великолепными барочными интерьерами.

Коронообразные шпили Тынского храма можно увидеть в любую погоду из любой точки города, именно поэтому они стали своеобразным символом Праги.

Фонтан Краннера

В середине XVIII века на нынешней набережной Сметаны был построен фонтан Краннера — произведение архитектурного искусства неоготического стиля. Фонтан высотой более 20 метров считается самым высоким в стране, а дизайн его схож с архитектурой собора Вита. Ажурное строение украшено аллегорическими скульптурами, вершину его венчает трёхметровый конный памятник императору Чехии Францу I.

Чешское барокко

Облик Праги до начала XVII века оставался готическим, а затем в его черты стали вплетаться модные в те времена барочные элементы. Аскетические линии вертикально ориентированной готики стали заменяться пышностью и масштабностью архитектурного стиля, пришедшего из Италии.

Клементинум

Яркий представитель пражской барочной помпезности — иезуитский монашеский комплекс Клементинум, расположенный в Старом месте. В результате его возведения в череду зданий, составляющих в целом более 20 тысяч квадратных метров площади, вошли:


  • обсерватория;

  • библиотека;

  • музей математики;

  • метеорологическая станция;

  • Зеркальная капелла.

В наши дни в Клементинуме располагается Национальная пражская библиотека. Исторический библиотечный зал известен старинными барочными фресками и уникальной коллекцией глобусов, которую часто посещают экскурсанты. Метеостанция и сегодня функционирует, проводя метеорологические исследования. Часовня, получившая своё название благодаря обилию зеркал, расположенных под куполом здания, обладает великолепными акустическими характеристиками. Здесь часто проводятся вечера классической музыки и пышные бракосочетания.

Костёл святого Николая

Церковный храм построен на Староместской площади взамен сгоревшей средневековой церкви, одной из самых известных в Праге. Костёл Микулаша, как называют его пражане, барочные черты приобрёл в XVIII веке. Песочного цвета здание с волнообразными зелёными куполами украшено интересным порталом со статуями. Интерьер храма, который в разное время был и католическим, и православным, изобилует фресками и витражами. Сегодня здание принадлежит гуситской церкви.

Главным украшением барочного костёла Микулаша считается позолоченный орган и великолепная хрустальная люстра, подаренная в православный период русским императором Александром II.

Прага современная

В конце XIX — начале XX веков в столицу Чехии пришли новомодные архитектурные веяния, известные под общим названием «пражская сецессия». Главной доминантой стиля стал гармоничный баланс между красотой зданий и целесообразностью их архитектуры. Стиль появился под влиянием молодых зодчих, задумавших придать городу современный облик. Благодаря новому направлению, в Праге возникли целые кварталы с современными, истинно чешскими, очертаниями. Во времена пражской сецессии построен железнодорожный вокзал, появились дома на Вацлавской площади, институт Гёте, гостиницы и множество других сооружений.

Дом «У Чёрной Матери Божьей»

Интересное здание в стиле чешского кубизма построено в начале XX века на Целетной улице. Своё название дом получил по имени скульптуры, которая находилась на месте постройки до его возведения. Чтобы сооружение сочеталось с окружающими его старинными домами, во внешний облик были внесены элементы барокко, придающие лаконичному зданию необыкновенный шарм. Сегодня в оригинальном интерьере дома «У Чёрной Матери Божьей» размещены экспозиции музея кубизма Чехии. Несколько лет назад здание внесено в перечень национальных памятников чешской культуры.

Танцующий дом

«Танцующий дом», расположенный вблизи от исторических кварталов Праги, входит в список самых необычных зданий мира. Построенный в конце XX столетия, дом нестандартного дизайна сразу стал местом постоянного паломничества путешественников. Цилиндрические башни, напоминающие танцующую пару, придуманы в честь знаменитых танцоров минувшего века — Джинджер и Фреда. Первоначально необычная архитектурная форма здания, расположенного посреди готических и барочных построек, вызвала бурный резонанс. Сегодня центр столицы уже трудно представить без этого знаменитого сооружения.

В архитектуре Праги можно встретить и другие течения мирового зодчества — от рококо до маньеризма, от ренессанса до классицизма. Всю красоту пражской архитектуры помогут увидеть экскурсионные прогулки по легендарному городу.

www.sputnik8.com

Маршрут по готической Прагe — Кафедра меланхолии


Просмотреть Прага готическая На карте большего размера

Прага просто подарок для любителей архитектуры, особенно архитектуры готической.

Собор Святого Вита в Праге

Самым главным шедевром готической архитектуры в Праге является безусловно Собор Святого Вита (1). Храм строили в несколько этапов, начиная с 1344 года, а закончили его уже в XX веке.

Святой Вит это раннехристианский святой. С ним связана легенда – если больной человек спляшет перед статуей Святого Вита, то он выздоровеет. Эти танцы иногда путали с нервным заболеванием – хореей. Поэтому эту болезнь иногда называют «пляска святого Вита».

На самом деле собор, помимо Святого Вита посвящен еще и святому Вацлаву, и святому Войтоху.

Святой Вацлав – первый чешский князь вводивший христианство. Он заложил а Праге первый храм. Затем там была построена романская базилика. Первого архитектора современного (готического) собора звали Маттиас из Арраса. И поскольку он был француз, то именно французская готика послужила образцом для будущего собора.

Однако Маттиас только начал строительство. Как известно в средние века строили долго. Вторым архитектором был немец Петер Парлеж (он же построил Карлов мост).

Благодаря ему собор не выглядит как копия французской готики. Впоследствии многие поколения архитекторов достраивали собор. Некоторые витражи в нем расписывал Альфонс Муха.

http://100-great.sokrytoe.com/041/4085-100-velikih-hramov-sobor-svyatogo-vita.html

Карлов мост

Другим, не менее выдающимся памятником чешской готики является Карлов мост (2).

Когда в 1342 году после наводнения в Праге снесло старый мост через Влтаву, Карл IV решил построить каменный мост. Прага в средние века состояла из четырех городов — Градчаны, Старое место, Новое место и Вышеград. В Градчанах жил король, а в Старом месте горожане. Между двумя городами был мост, с двух концов которых находились ворота.

Староместскую башню также строил Петер Парлеж. На мосту проходили бои во время гуситских войн. Так что башни на мосту служили не только украшением. На Староместской башне сохранились готические скульптуры. Здесь можно увидеть Карла IV, Святого Вита и Святого Вацлава.

Помимо скульптур правителей здесь находится множество декоративных масок и чудовищ. Это очень характерно для готики.

Наверху башни на северной стороне две надписи на латинском.

SIGNA TE SIGNA TEMERE ME TANGIS ET ANGIS.
ROMA TIBI SUBITO MOTIBUS IBIT AMOR

Эти тексты одинаково читаются с начала и конца. Вполне вероятно, что это является охраной башни от злых сил. Постоянно повторение фразы представляло «дьявольскую западню», ловушку для злого духа. И если он хотел вредить, должен был поискать все надписи, чтобы убедиться, что ни одна из них не является заклинанием против сил Ада. Так дьяволы должны были запутаться в с виду невинной игрушке.

Впоследствии городское управление использовала башню как тюрьму. Памятники на Карловом мосту поставили в конце XVII начале XVIII веке и относятся к периоду барокко.

http://www.charlesbridge.cz/t_01.html

http://prahafx.ru/stavba/vez/vez6.htm

Костел Святого Мартина в Стене ( sv . Martin ve zdi ) (3).

Костел раньше был построен в романском стиле, затем перестроен в готическом. С южной стороны храм прилегает  к крепостной стене. Поэтому у него такое название.

http://www.cityprague.ru/modules/news/article.php?storyid=188

http://pragagid.ru/kostel-sv-martina-ve-zdi-1625

Собор девы Марии перед Тыном

Очень необычная готическая церковь — Девы Марии перед Тыном (Týnský chrám) (4) — главная староместская церковь.  Она приобрела свое имя благодаря находившемуся рядом суду, Tynsky dvur. С первой половины XIII столетия этот суд служил иностранным торговцам в качестве таможни.

Церковь начали строить в 1360 году, в ответ на строительство собора Святого Вита. Этим горожане хотели доказать, что они тоже «не лыком шиты». Хор и проходы были построены двадцать лет спустя. Интересно, что авторство проекта приписывают тому же Петеру Парлежу. Однако не трудно заметить, что эта пражская церковь значительно отличается от Собора Святого Вита.

Главный приходской священник раньше также был и университетским священником. Из-за связи с университетом церковь Девы Марии перед Тыном стала важным духовным центром.

Во время Гуситских войн и многие годы спустя, строительство церкви было приостановлено. Окончательно церковь была достроена к 1511 году.

Церковь Девы Марии перед Тыном — Один из Символов Праги

«Храм Девы Марии перед Тыном интересен также своими захоронениями. В соборе покоятся епископ Луциан из Мирандолы, астроном Тихо Браге, Вацлав Берка из Дубе и еврейский мальчик Шимон Абелес. Десятилетний Шимон, сын еврейского купца из пражского Еврейского квартала, тайно ходил на проповеди в иезуитский монастырь Клементинум. Позже мальчик крестился. Когда отец узнал о случившимся — приказал одному из своих родственников сына мучить, а потом убить. Тело тайно похоронили на Старом еврейском кладбище. Через некоторое время о страшном преступлении стало известно, и отца Шимона посадили в тюрьму, где он позже повесился. Его кровавого помощника колесовали, но на лобном месте он тоже признал христианскую веру, чем и спас свою жизнь. Когда могилу убитого Шимона вскрыли, то нашли его тело полностью сохранившимся и как мученика за веру торжественно похоронили в Тынском соборе.»

Костел Девы Марии Снежной в Праге (5)

Этот собор был также основан Карлом IV. Он должен был стать самым высоким храмом в Праге, однако остался недостроенным.

http://www.praga-ru.com/dostoprimechatelnosti/tserkov-devyi-marii-snezhnoy.html

Костел Святого Штефана (6)

Еще одна постройка времен Карле  IV. Был основан для прихожан верхней части Нового Города. Башня была достроена спустя 50 лет после основания. Впоследствии костел был перестроен как барочный, однако в XIX в. вернул свой подлинный облик. Костел также был свидетелем гуситских войн. http://www.ilovecz.ru/index.php?idoflevel=1433

Гражданские постройки

Прага интересна тем, что в городе сохранилось множество гражданских готических построек.  К ним относятся почти все дома в окрестностях Староместской площади. В XI—XII веках здесь, был рынок, вследствие этого здесь селились состоятельные люди. Старый город находился на несколько метров ниже современного города. Поэтому у старых домов впечатляющие подвалы.

Все дома в центре Праги подверглись позднейшим перестройкам. Почти без изменений до нас дошла Староместская ратуша. 

Ратуша состоит из нескольких зданий с башней и часовней. Постройки датируются XIV веком. Сохранились средневековые интерьеры во внутренних помещениях ратуши.  Старейшие средневековые часы, расположенные на башне ратуши, самый популярный в Праге туристический аттракцион.

Часы были изготовлены в начале XV века часовыми мастерами Микулашем Каданом и Яном Шинделем. Ян Шиндель был профессором математики и астрономии в Карловом университете. Они показывают годы, месяцы, дни и часы, время восхода и захода Солнца, время восхода и захода Луны, а также положение знаков зодиака.

Каждый час, когда бьют часы, фигурки, являющиеся воплощениями человеческих пороков и таких доминант человеческой жизни, как смерть или воздаяние за грехи, начинают шевелиться. Скелет дёргает за веревку колокола, ангел поднимает и опускает карающий меч. В окошках часов лики апостолов сменяют друг друга, и в финале кричит петух. Это совершенное готическое представление.

http://gasindm.narod.ru/foto_Prag_Stare_mesto5_Staromestska_nam.html

yourwo.com

стиль архитектуры, современная, готическая, фото

Про Прагу можно услышать множество эпитетов: стобашенная Прага, магическая, золотая. На сегодняшний день столица Чехии является, наверное, самым посещаемым городом Средней Европы. Необычайная архитектура, местные культурные обычаи привлекают туристов со всего света. Гуляя по городу, можно увидеть практически все архитектурные стили в домах, церквях, замках и площадях.

Исторический центр Праги – поистине уникальное место, где сочетается готика, барокко, а также современные элементы и конструкции. Но, пожалуй, именно контраст готики и более поздних стилей придаёт городским панорамам такую красоту и неповторимость. Я не только расскажу о некоторых особенностях архитектуры города, но и постараюсь наглядно отобразить их с помощью фотографий.

Храмы и соборы

Готический стиль был особенно распространён в эпоху Средневековья. В это время многие правители старались оставить о себе память и воздвигнуть какое-нибудь масштабное сооружение, конечно, именно в этом архитектурном стиле. А так как в отличие от многих крупных европейских городов Прага не катастрофически пострадала от различных войн, большинство готических шедевров сохранилось. И хотя они не раз реконструировались и перестраивались, для многих основа осталась неизменной.

Яркими представителями готического направления являются, конечно же, религиозные сооружения. Какие же элементы присущи этим строениям? Прежде всего, это острые шпили, высокие вытянутые окна и витиеватый резной рельеф, украшающий стены и крышу. Мне кажется, находясь в Праге, стоит посетить некоторые храмы и соборы, выполненные в этом стиле.

Кафедральный Собор Св. Вита

Собор Св. Вита – вершина готической архитектуры, находящаяся в Пражском Граде (подробнее об этой части города читайте здесь). Строился он с 1344 по 1929 год. Изначально планировалось возвести большой собор по примеру французских церквей, использовавших принципы симметрии. Но так как архитекторы, а вместе с ними и взгляды, менялись, то собор получился в итоге несимметричный, но вместе с тем более «лёгкий» и «стройный».

Адрес: 3. nádvoří, 48/2a.

Как добраться: читайте подробно в этой статье.

Костёл Св. Мартина в стене

Возведён он был в XII веке в поселении Уезд. Но когда столетие спустя сооружались Староместские укрепления, Уезд разделили на две части крепостной стеной. Костёл находился как раз на границе. Поэтому он оказался сразу на двух территориях: внутри крепостных стен и снаружи. За это здание и получило своё название – Костел Св. Мартина в стене.

При правлении Карла IV костёл был перестроен в готическом стиле. Увеличил свою высоту главный неф (вытянутое помещение, присущее базиликам и храмам), а внутреннее пространство расширилось за счёт перестройки пресвитерия (пространство между нефом и алтарём). За всю ствою историю здание притерпело множество изменений и доработок, и, насколько я знаю, крепостная стена, возведённая подле него, не сохранилась.

Адрес: Martinská 416/10a, 110 00 Praha.

Как добраться: доезжаете до станции метро Můstek либо по жёлтой, либо зелёной ветке. Также можно доехать до остановки Národní třída на трамвае.


Храм Девы Марии перед Тыном

Этот храм является чуть ли не визитной карточкой Чехии, её самым «открыточным» сооружением. Находится он на Староместской площади, откуда начинаются почти все туристические экскурсии. Внутреннее оформление богато статуями, лавочками, украшенными консолями в форме коронованных голов, фресками, а также древнейшей из сохранившихся оловянных купелей.

Адрес: Celetná, 601/5a, Staré Město, Praha 1.

Как добраться: на метро по зелёной линии до станции Staroměstská или Můstek, а по жёлтой – до станции Můstek или Náměstí Republiky. На трамвае можно доехать до любой из остановок: Náměstí Republiky, Dlouhá třída, Jindřišská, Staroměstská, Právnická fakulta.


Есть и другие храмы и соборы, возведённые в готическом стиле: Костёл Девы Марии, Костёл Святого Стефана, Костёл Святых Петра и Павла, Вифлеемская Часовня. Все они имеют общие архитектурные элементы, и в то же время каждый обладает своей уникальностью. Я была внутри Собора Св. Вита, мощь и одновременная утончённость которого поражают. Не буду пересказывать все его особенности, о моем путешествии по этой жемчужине готической архитектуры Праги можно прочитать здесь. Костёл Св. Мартина мне удалось обозреть только с улицы, но вы обязательно загляните внутрь, если будет возможность. Говорят, что раньше эта церковь напоминала крепость, и можно было не только пообщаться с Богом, но и найти там убежище. Кроме того, внутренняя архитектура должна быть довольно интересной: нервюрный (рёберный) потолок, личное молитвенное место, герб семьи, участвовавшей в восстановлении, который сохранили на фасаде.

Улицы и площади

Как было сказано выше, полюбоваться архитектурой Праги можно прямо на улицах города. Для этого отлично подойдут известные места исторического центра.

Староместская площадь

Она сродни Красной площади в Москве по популярности. Именно здесь проходили все самые значительные события последних 500 лет: коронации, казни, оглашения указов и т.д. Тут находятся главные куранты страны и Тынский храм, о котором говорилось выше. В этом месте представлены разнообразные стили и приёмы зодчества, но многие они берут начало или используют элементы готического направления. Улицы, ведущие от этого места, богаты домами такой архитектуры, которую сложно и вообразить. Например, с восточной стороны площади расположился дом «У Белого Носорога», где готический ансамбль нарушен фасадом в стиле барокко. В Тынской улочке особо выделяется дом «У Золотого Перстия» с готическим порталом.

Дом «У Каменного Колокола» на углу этой же улицы и площади представляет собой трёх этажную башню-дворец с пристроенными флигелями.

За фасадами зданий, расположенных напротив Староместской ратуши (стиль барокко-рококо) скрылись дома предыдущих эпох, с подвалами, имеющими готические аркады, сетчатыми сводами проездов и интересными архитектурными украшениями. А уж ресторанов и пивных, оформленных в стиле средневековых заведений, в округе огромное множество.

В открытых для посещения зданиях этой площади я узнала очень много исторических фактов, которые позволили взглянуть на Прагу и лучше понять, почему её культурное развитие пошло так, а не иначе. Это довольно хороший опыт: пытаться представить, как буквально в этих стенах вершились культовые моменты прошлых эпох.

Адрес: Staroměstské náměstí.

Как добраться: собственно так же, как и до Храма Девы Марии перед Тыном, так как он располагается подле этой площади.

Вацлавская площадь

Это торговый и деловой центр столицы Чехии. Здесь проходят празднества, демонстрации и многие другие события. В большей степени площадь напоминает бульвар. Архитектурный стиль окончательно сформировался лишь в 19-20 веках. Главной особенностью домов, расположенных вдоль площади, является то, что почти каждый имеет «пассаж» – проходной двор, соединяющий Вацлавак с другими улицами. Поясню, что Вацлава – это простонародное название Вацлавской площади, вовсю используемое местными жителями и хорошо обосновавшимися туристами. Поэтому не удивляйтесь услышать данное название в такой форме.

Адрес: Václavské náměstí.

Как добраться: доехать по зелёной ветке метро до станции Muzeum или Můstek, по жёлтой до станции Můstek или по красной до станции Muzeum. Также на трамвае до остановки Václavské náměstí или Národní třída.


Градчанская площадь

Это место находится подле Пражского Града. Как попасть и что ещё можно посмотреть в окрестностях, читайте здесь. Сама площадь представляет большой интерес: в разбитом в центре сквере установлена «Чумная колонна» в память об эпидемии, заставшей врасплох Прагу. Окружает площадь множество красивейших дворцов, выполненных в стиле готики и барокко, о чём также можно прочитать в моём рассказе. И именно здесь часто проходят официальные государственные церемонии. Побродив среди зданий, где жили и вершили дела короли, невольно чувствуешь себя причастным к какой-то тайне.

Адрес: Hradčanské náměstí.

Как добраться: можно причитать в другом моём рассказе.

Парижская улица

Это кусочек Франции в столице Чехии. По первоначальной задумке весь район должен был походить на Елисейские поля в Париже, но благоустроить получилось только эту улицу. Дома здесь возводили во всех возможных стилях: неоклассицизм, неоготика, необарокко. Улица получилась не только нарядная, но и несколько вычурная, поэтому жители города не хотели здесь жить. Вот почему здесь расположились самые дорогие магазины и рестораны Праги. Цены и правда космические, так что поберегите нервы и не заглядывайте в местные бутики!

Адрес: Pařížská ulice.

Как добраться: по зелёной ветке метро до станции Staroměstská, а также на трамвае до остановки Staroměstská или Právnická fakulta.


Карлов мост

Карлов мост, как мне кажется, является одним из красивейших мостов мира. Он соединяет район Старого Города и Малую Страну. С двух сторон он ограничен красивейшими готическими башнями, а также статуями и скульптурными группами. Представьте только, целых 600 лет простоял он на этом месте. Сколько историй, легенд и загадок ходят вокруг Карлового моста! Узнать о них, а также посмотреть на уличных артистов и художников нужно каждому, кто хоть на денёк приехал в этот город.

Адрес: Karlův most.

Как добраться: можно подробно прочитать в другом моём рассказе.

И мне кажется, хвастаться, что побывал в Праге, не стоит до тех пор, пока не посетишь все перечисленные выше площади и улицы.

Памятники и фонтаны

Любой город богат необычными скульптурными группами, особенно столица, коей и является Прага. Кроме того, некоторые творения несут не только развлекательную составляющую, но культурную, историческую ценность.

Астрономические часы

Являются одной из главных достопримечательностей города и ежедневно притягивают толпы туристов. Эта средневековая диковинка не только показываетчасы, но и год, день, время восхода и заката солнца, а также положение знаков зодиака. Всё это разместилось на нескольких циферблатах.

По легенде создателей этого чуда тут же ослепили, чтобы они нигде больше не смогли воспроизвести эту красоту. Часты звонят каждый час, и всегда под ними толпа туристов, не устающая смотреть на это. Во время боя фигурка скелета дёргает за цепочку, а маленькие статуэтки апостолов и ангелов показываются в окошках. Циферблаты по строению и формам можно отнести к эпохе барокко, так как окончательный внешний вид они приняли после капитального ремонта в середине XIX века. Но вот фигурки апостолов и ангелов относят, скорее, к готическому стилю.

Адрес: Staroměstské náměstí, ¼.

Как добраться: точно так же, как и до Староместской площади.

Фонтан у Музея Кафки

Пожалуй, самое скандальное творение местного автора Дэвида Черного. Представляет собой двух бронзовых писающих мужчин. Стоят они в луже, по форме напоминающей карту Чехии. Вряд ли этот фонтан представляет собой особый архитектурный интерес, но посмотреть это чудо стоит. Подробнее почитать про него и Музей Кафки можно в соответствующей статье.

Адрес: Cihelná, 635/2a.

Как добраться: об этом можно также прочитать в рассказе о Музее Кафки.

Старое Еврейское Кладбище

На территории находятся около 12 тысяч памятников, в то время как самих захоронений здесь около 100 тысяч. Так как площадь кладбища очень мала, а уничтожать старые могилы запрещено, решили хоронить слоями. Надгробия из-за этого стоят вплотную, почти друг на друге. Заглянуть сюда стоит просто из любопытства, иная культура часто притягивает интерес.

Адрес: Starý Židovský hřbitov.

travelask.ru

Готическая архитектура Праги — Википедия

На сегодняшний день Прага — один из самых популярных городов Европы, заманивающий туристов своими необычайно красивыми городскими пейзажами, историческими достопримечательностями. Пожалуй, едва ли найдется другой город, удостоенный стольких ярких эпитетов: «Злата Прага», «Магическая Прага», «Прага стобашенная». Исторический центр столицы Чехии является самым уникальным городским заповедником республики.

Гуляя по Праге, можно увидеть церкви, замки, дворцы, мосты, площади, дома горожан абсолютно всех архитектурных стилей. Но ни один из архитектурных стилей — помимо барокко — не оставил в Праге столько памятников, как готика. Именно готическая архитектура придает панораме города неповторимую особенность, которая заключается в контрасте вертикалей и горизонталей. Многочисленные туристы со всего мира приезжают полюбоваться красотой этого города, его архитектурой, основная цель визита Праги — познавательный туризм.

Готические соборы и монастыри Праги

Костел святого Мартина в стене

Костел был построен в конце XII века на поселении Уезд. При сооружении Староместских укреплений в середине XIII века Уезд был разделен на две части. Большая часть осталась вне крепостных стен, оказавшись на территории будущего Нового города, а меньшая часть с костелом вошла в недра Старого города. А так как костел стоял на границе, южная стена его прилегала с крепостной стене, отсюда и название.

Ряд романских архитектурных деталей первоначального однонефного романского костела сохранились в главном нефе храма.

Готическая перестройка костела осуществилась во время правления Карла IV. Главный неф увеличил свою высоту и был перекрыт сводом, стена на юго-западе приобрела призматический вид, а пространство костела расширилось постройкой квадратного в плане пресвитерия. Последний был перекрыт нервюрным сводом, причем такое решение (типичный впоследствии конструктивно-декоративный элемент святынь пражской готики) оказалось одним из первых в Праге. Ребра свода вырастали из консолей, украшенных масками. Место их пересечения украшает роза и звезда. Свой нынешний вид костел приобрел после перестройки в поздней готике, завершившейся в 1488 году, когда появились два боковых нефа, также перекрытые ребристыми сводами.

Костел святого Мартина в стене горел в 1678 году, после чего верхняя часть башни была перестроена. Вскоре после этого костел упраздняется, превратившись в склад, жилье и магазины. В 1904 году объект реставрируется под руководством К.Гилберта. Теперь башня с гербом Старого города дополняется псевдоренессансными фронтонами. Возле костела когда-то давно было кладбище, где было погребено прославленное семейство скульпторов Брокофф, о чём свидетельствует памятная доска в наружной кладке пресвитерия. Несколько подлинных надгробных камней разместились в интерьере костела.

Кафедральный собор святого Вита

Вершиной зрелой готики в Чехии является собор святого Вита. Собор находится на территории Пражского града, который расположен на возвышенности на левом берегу Влтавы. Начало работам было положено в 1344 году на месте небольшой одноимённой романской ротонды, они неоднократно прерывались то гуситскими войнами, то нехваткой финансов и были закончены лишь к 1929 году. Именно к этому времени относится западный фасад, выдержанный в неоготическом стиле, украшенный розой-витражом — окном 10,4 метров в диаметре, рядом с которым помещены портреты архитекторов, принимавших участие в последнем этапе строительства и декорирования храма.

В 1344 году по инициативе императора Карла IV был приглашен архитектор Матье из Арраса, возвести большой готический собор, похожий на французские церкви того времени. Матье руководил работами вплоть до своей кончины в 1352 году, успев соорудить хор с пятью завершающими капеллами и аркады главного нефа. В 1353 году строительство продолжил молодой Петр Парлерж. В период с 1354—1369 годов Петр Парлерж создает остальные капеллы, включая самую большую — капеллу святого Вацлава. В отличие от Матье, который все капеллы сделал одинаковыми, Парлерж нарушает этот принцип строгой симметрии. Созданные им капеллы различны и по форме, и по размерам. Это повлекло за собой отказ от принятой Матье формы и структуры наружный опор и контрфорсов. Парлерж облегчает их и делает более стройными.

В 1371 году Петр Парлерж приступает к возведению второго яруса хора. Над ещё тяжелыми, гладкими стенами первого яруса вырастает изумительное по рисунку легкое завершение, в котором стена совершенно исчезает, уступая своё место огромным, сильно вытянутым оконным проемам, занимающим все пространство между пилонами . Для того, чтобы переход от более тяжелого низа к легкому верхнему ярусу не был слишком резким, Парлерж создает между ними великолепный сквозной трифорий. Здесь на двух сторонах пилонов размещены в нишах скульптурные бюсты, созданные в строительной мастерской собора в период 1374—1385 годов сотрудниками П. Парлержа, а некоторые из них и им самим. В нишах верхнего трифория алтарной части размещены скульптурные бюсты Христа, Марии и святых — основателей Чешского государства и церкви западных славян: Вита, Вацлава, Кирилла, Мефодия, Зикмунда, Войтеха и т. д. В нишах трифория хора находятся бюсты всех тех, кто участвовал в основании и строительстве собора: Карла IV и его семьи, архиепископов, канонников, всех управляющих строительства и двух его авторов — зодчих Матье Аррасского и Петра Парлержа. Это единственный случай в готической архитектуре, когда галерея бюстов современников строительства собора помещена в главной части храма — в хоре, над алтарем. Тем более примечательно, что в одном ряду со святыми лицами находятся бюсты простых людей. В 1385 году вместо предполагавшихся по проекту Матье крестовых сводов, Парлерж заканчивает свои сетчатые своды, им изобретенные и впервые введенные в готику. Эти своды лежат не на пересекающихся в центре нервюрах, а на двух параллельно идущих нервюр, образующих в центре ромбическую форму.

В 1396 году у южного выступа трансепта архитектор начал воздвигать изящную башню, рядом с которой прорезал стену большими стрельчатым окном с узорчатым каменным переплетом. Кроме того П. Парлержу мы обязаны южным порталом — знаменитыми Золотыми воротами (названные так из-за яркой мозаики, через них вступали в собор чешские правители на церемонию коронации).

С 1397 года магистром строительства значится по документам старший сын Парлержа — Вацлав, а в 1398 году его младший сын от первого брака Ян Парлерж. Строительство продолжалось до 1400 года, в период гуситских войн оно полностью приостановилось, а возобновлено строительство собора было лишь в начале XVI века. В этот период мастер чешской поздней готики Б. Рейт заложил основы северной башни и пилонов среднего нефа. Но его деятельность на этом прекратилась.

Позже, уже в период ренессанса в Чехии, архитектор Б. Вольмут в 1560—1562 годах строит в северном конце трансепта певчие хоры, которые сохранились до наших дней. В конце XVI века, а также в течение XVII и XVIII веков работавшие в Праге иноземные архитекторы участвовали в достройке собора . Они заложили новые части, возвели отдельные пилоны, построили новую капеллу, но все это, чуждое стилю собора, позже было снесено. В тяжелые времена габсбургского засилия достройкой собора никто не интересовался.

Вопрос об окончательной достройке собора встал снова лишь в XIX веке. В 1861 году приступили к ремонту и реставрации старых, средневековых частей. Обновление хора было закончено в 1873 году. В этом же году был заложен главный неф, а через два года нижний ярус его был закончен. Фасад строился в 1881—1892 годах, а в 1903 году возведены своды нефов, точно повторяющие парлержевские своды хора. Работы по деталям и доделке продолжались с перерывами до 12 мая 1929 года, а открытие храма состоялось 28 сентября того же года.

Длина собора — 124 метра, ширина поперечного нефа — 60 метров, ширина западного фасада 37,5 метров, высота храма до свода 33 метра, высота башен над фасадом 82 метра, а главной южной башни — 99,6 метров .

Костел девы Марии Снежной

Костёл Девы Марии Снежной в Праге был основан Карлом IV в 1347 году на площади имени Юнгманна.

По замыслу костел Девы Марии Снежной должен был стать самым большим и высоким храмом в Праге. От первоначального проекта трехнефного храма остался лишь пресвитерий с двумя боковыми капеллами, составляющий теперешний готический костел с ренессансным сводом, заменившим первый более высокий свод, упавший в XVI веке вместе с фасадом. С 1606 года занялись восстановлением и, несмотря на то, что восстановленный свод стал на 4 метра ниже прежнего, костел девы Марии Снежной до сих пор принадлежит к числу самых высоких храмов Праги.

В былые времена на северной стороне костела стояла высокая башня, имевшая великолепный тимпан с декоративным рельефом, копию которого можно увидеть над входом. Южная башня намечена в толще стены боковой капеллы. Трехнефный объём, примыкающий к пресвитерию, остался незаконченным, а обнаруженные при раскопках окна свидетельствуют о том, что здание доходило до современной площади им. Юнгманна. Перед входом во внутреннем дворике с 1715 года стоят статуи святого Яна Непомуцкого и Петра Алкантарского скульптора Майера. На северной стороне дворика находится капелла Яна Непомуцкого, над ней — монастырская библиотека. Из внутреннего убранства костела интерес представляют расположившиеся вдоль стен 10 скульптур францисканских святых, оловянная купель 1459 года и картина «Благовещенье деве Марии», созданная В. В. Райнером в 1724 году. В интерьере доминирует алтарь эпохи раннего барокко — самый большой в Праге.

Костёл Святого Стефана (Штепана)

Костёл Святого Степана (Штепана) был заложен в 1351 году королём Карлом Люксембургским в качестве приходского храма верхней части города Нове-Место. Костел представляет собой готическую базилику с башней, которая была достроена спустя 50 лет после основания и должна была стоять сбоку, однако в последний момент проект был переделан и башня встала по центру фасада. Впоследствии костел был переделан в стиле барокко, однако в XIX веке вернул свой подлинный облик благодаря новоготическому проекту архитектора Йосефа Моцкера.

Интерьер храма сохранил готический вид, за исключением позднеренессансного клироса — церковных хор с органом. Над аркадами главного нефа сохранились росписи с мотивами о легенде святого Степана кисти Шейвла. С середины XV века сохранились фрагменты настенных росписей, посвященных житию Девы Марии, среди которых ценное готическое изображение Мадонны в оригинальной раме 1472 года. Потолок сакристия был расписан в начале XVIII века. Ценность представляют и лавки главного нефа, сохранившиеся с XVII века.

По обыкновению, возле костела было разбито довольно обширное кладбище, значительно увеличившее свою площадь во время эпидемии чумы и существующее вплоть до XIX века. На бывшем кладбище находится невысокая позднеготическая колокольня, сооруженная в начале XVII века.

Костёл святого Йиндржиха

Одновременно с основанием Нового Города в середине XIV века появляется комплекс приходского костела святого Йиндржиха с примыкающим к нему кладбищем, колокольней, жильем священника и приходской школой.

Здание костела — трехнефная постройка с нефами равной высоты. Когда-то каждый из нефов имел свою шатровую кровлю. Нынешняя кровля появилась в результате реготизации костела под руководством Йосефа Моцкера в 1875 году. Своды основного пространства костела опираются на прямоугольные в плане опоры. Пресвитерий с полигональным завершением и призматической башней также готического происхождения. Нынешняя башня имеет барочное завершение. Позднее на западной стороне был пристроен нартекс в стиле ренессанс и боковые капеллы в раннем барокко. В 1737—1741 годах костел реконструируется в стиле барокко, в этом стиле решено практически все убранство интерьера костела.

Напротив костела по-прежнему со времен Средневековья стоят святоиржские приходские строения, а возле них приходская школа, довольно просто решенное здание с интересным ренессансным порталом. Украшением комплекса является колокольня, построенная около 1475 года и стоящая на месте бывшего кладбища. В 1878—1880 годах была произведена капитальная реконструкция колокольни, когда совместно с костелом она была переделана в стиле неоготики архитектором Йосефом Моцкером. С тех пор появилась «долотообразная» форма кровли с угловыми башенками высотой в 31,86 метров, которую мы видим по сегодняшний день. Общая высота колокольни 65,7 метров, это самая высокая отдельно стоящая башня в Праге, она является одной из значительных и характерных доминант столицы.

Костёл святых Петра и Павла

Костёл был перестроен при Карле IV в 1364 году из романского храма в готический, от которого сохранились только боковые нефы и часовня. После переделок в эпоху ренессанса и барокко, костел был перестроен в неоготическом стиле в 1885—1887 годах, а псевдоготические башни, придающие костелу особое своеобразие, появились в 1902 году.

Внутри костёла имеются два исторических памятника: каменный саркофаг 1 половины XII века, в котором по предположению ученых похоронен один из чешских князей, и изображение Мадонны, — называемой «Дождливой», 2 половина XIV века — станковая чешская готическая картина из собраний Рудольфа II.

Храм Девы Марии пред Тыном

Прекрасный готический трехнефный храм был заложен в 1365 году — это главный храм средневекового Старого Города Праги. На его месте раньше стояли два костела — романский и готический. Здание церкви Марии перед Тыном своим западным фасадом обращено к Староместской площади. Непосредственно перед фасадом выстроено здание Тынской школы с готическими аркадами, так что он закрыт со стороны площади. Это очень сдержанная по формам церковь, которая строилась учениками Петра Парлержа и местными мастерами. Храм представляет собой трехнефную базилику с тремя хорами, завершающими нефы на востоке, с фронтоном над центральным нефом и с башнями у западного фасада, которые были построены во второй половине XV и в начале XVI веков. Своеобразные шатры этих башен стали характерной деталью ряда сооружений Праги. Башни по углам основания имеют четыре небольших шпиля, которые повторяются ещё раз, располагаясь на небольших выступающих кронштейнах посередине каждой из сторон обоих шатров.

Северный портал, который принадлежит П. Парлержу, представляет собой особый интерес с точки зрения пластики. Он заполняет пространство между двумя контрфорсами, умело использованными в общей композиции портала. По бокам контрфорсов и на поддерживающих архивольты профилях сохранились консоли для скульптурных фигур и балдахинчики над ними, но сами скульптуры утрачены. Портал завершен полуциркульной аркой. Под ней в глубине портала расположен тимпан 1390 года, заполненный рельефом мастерской Парлержа, изображающий страсти Христа. Сами же двери имеют завершение в виде стрельчатой арки.

После пожара 1689 года главный неф стал ниже и был покрыт новым барочным сводом. Внутри храма особого внимания заслуживают: каменная готическая кафедра для проповедей, датируемая XV веком, готическая статуя Мадонны с младенцем, так называемая Тынская Мадонна на троне (1420 год), готическое распятье XV века, позднеготический каменный балдахин работы М. Рейсека (1493 год), древнейшая из сохранившихся пражских оловянный купелей 1414 года, украшенная рельефами апостолов, две готические лавочки с консолями в форме коронованных глав. В начале 2000 года реставраторы обнаружили в костеле готическую фреску с изображением святого Иеронима со львом конца XIV века, тщательно укрытую в одном из алтарей бокового нефа.

Вифлеемская часовня

Вифлеемская часовня была заложена в 1391 году для месс на чешском языке. В 1536—1539 годах часовня была разделена колоннами на шесть нефов и была покрыта сетчатым реберным сводом. В 1786 году она была почти целиком разрушена. Затем на этом месте вырос жилой многоэтажный дом, который впоследствии также был снесен.

Археологические исследования показали, что от средневековой постройки сохранились лишь три стены по периметру с рядом готических архитектурных элементов. Новая реконструкция началась в середине XX века (в 1950—1953 годах) под руководством архитектора Ярослава Фрагнера на основе сохранившихся чертежей и рисунков. Основным архитектурным замыслом решения интерьера является удивительная простота, это просторное помещение с деревянным резным потолком, трибуной и высокими готическими окнами. Южную стену, выходящую на площадь, восстановили, руководствуясь подлинными чертежами. В интерьере по периметру помещения все стены имеют готические окна различной величины и росписи в сочетании с цитатами из проповедей и песен с нотами. В здании капеллы сохранились подлинные готические проемы некоторых окон, входной портал (XIV век), портал в дом проповедников и некоторые фрески.

Часть стен при восстановлении капеллы были украшены росписью, основанной на средневековых хрониках. Вся деревянная утварь капеллы (оратория, кафедра, и хоры) реконструирована вновь.

Карлов мост

Карлов мост — самый старый пражский мост — без сомнения является одним из самых красивейших готических инженерных сооружений в мире. Карлов мост соединяет Старый Город и Малую Страну, пересекая Влтаву над небольшим островом Кампа (он отделен от берега узким протоком под названием Чертовка).

Предшественниками Карлова моста были первый деревянный мост, сооруженный в X веке, смытый наводнением, и первый чешский каменный мост, построенный в 1160 году. Простояв 170 лет и этот романский мост, названный в честь королевы Юдиты, также был разрушен наводнением. Мост находился примерно на том же месте, где ныне стоит Карлов мост, только несколько севернее, и для своего времени это было единственное в своем роде техническое сооружение в масштабах Европы. Сооружение Пражского или Каменного (мост стал называться Карловым лишь с конца XIX века) моста началось в 1357 году по приказу Карла IV. Возглавить строительство моста Карл IV доверил Петру Парлержу. Мост, охраняемый с двух сторон мощными и богато украшенными Сторожевыми воротными башнями, представляет собой достаточно массивное сооружение: полотно моста поддерживают 16 опорных быков, соединенных арочными пролетами, его длина — 516 метров, а ширина — 9,5 метров. Мост был открыт королём 9 июля 1357 года, в 5 часов 31 минуту. Такая точность объясняется тем, что в этот момент Солнце совпало с Сатурном, а согласно средневековой астрологии это предвещало благополучие. Строительство моста было завершено в начале XV века — в 1406 году.

Мост и в самом деле благополучно сохранился и до наших дней. Правда наводнения и обильные ливневые дожди несколько раз разрушали пролёты моста, которые были благополучно восстановлены. В течение пяти веков Карлов мост оставался единственным мостом через Влтаву. Только в 30-е годы XIX века началось строительство других пражских мостов.

Мост со стороны Старого города начинался Староместской мостовой готической башней, считающейся одной из самых красивых средневековых башен в Европе. Строительство башни началось одновременно с возведением Карлова моста в 1357 году, по проекту Петра Парлержа а завершилось в 1380 году. Башня служила не только украшением Карлова моста, но и частью укреплений Старого города. Ворота башни закрывались опускающейся железной решеткой, богато украшенной скульптурными изображениями святых и королей, гербами земель, входивших в империю Карла IV.

Согласно указаниям древней астрологии, восточная стена башни разделена карнизами на ярусы, символизирующие сферы: подземную, лунную, солнечную и звездную, причем в «преисподней» — в подвальном помещении, приходящемся на мостовую опору, находилась тюрьма.

Кроме такого символического деления, нынешний фасад восточной стороны с точки зрения чистоты стилевого единства, можно также расчленить по горизонтали, по мере выполнения в различное время. Нижний этаж башни был выполнен при Карле IV (его датировку можно определить по поясу гербов земель, которыми правил Карл IV, над аркой) и образует ворота 8-метровой ширины с проемом в виде готической стрельчатой арки и специфическим сетчатым сводом в проезде, украшенным фресками. В помещении на втором этаже с балочным перекрытием, очевидно, располагалась караульная служба, отсюда когда-то спускали железную решетку, закрывающую ворота башни. Фасад второго яруса украшен трехлепестковой декоративной аркой под общим треугольным декоративным фронтоном. В центре фронтона размещены стоящая скульптурная фигура святого Вита и две фигуры, восседающих на троне, слева — Карл IV, а справа — Вацлав IV, и знаки Святой империи Римской и Чешского королевства по обеим сторонам. Скульптурные изображения правителей работы мастерской Петра Парлержа не просто символы, они уникальны тем, что обладают портретным сходством. Над Святым Витом расположен знак Святовацлавской (или моравской) орлицы, а выше на консоли — лев (тень от головы которого, согласно астрологическим расчетам и выкладкам, падает на грудь орлицы в день Святого Вита — 15 июня).

Помещение на третьем этаже использовалось в прошлом в качестве долговой тюрьмы для должников из благородных семейств, здесь в 1880 году появилось неоготическое перекрытие, а на окнах — витражи. В декоративном убранстве третьего яруса доминируют изображения покровителя земли Чешской святого Войтеха и Люксембургского патрона святого Сигизмунда.

В конце XIX века башне потребовалась реконструкция, которой занимался Йосеф Моцкер. Именно тогда сооружение получило кровлю с четырьмя угловыми башенками, которую мы видим сегодня. Однако сохранились лишь украшения восточной стороны. В 1648 году во время шведской осады Праги пострадала западная сторона башни, обращенная к мосту, когда-то она, подобно восточной, также была украшена вписанным в готическое обрамление изображениями: восседающей на троне Мадонны, чешского короля и римского императора Карла IV и его жены Элизы Поморанской, получавших из рук богоматери корону. После реконструкции под руководством К.Лураго и Д.Спинетти (1650—1653) на этой стороне появилась каменная доска с латинским текстом в память о героической борьбе пражан со шведами.

На южной стороне к башне примыкает призматической формы пристройка с лестницей и собственной крышей, обеспечивающая вертикальную поэтажную связь. Староместская мостовая башня является уникальной постройкой. Очень большую роль она сыграла в дальнейшем развитии чешского зодчества, став образцом для аналогичных сооружений «стобашенной Праги».

Вход на Карлов мост со стороны Малой Стороны перекрыт двумя Малостранскими мостовыми башнями. Более низкая башня представляет собой остатки некогда находившихся тут опор Юдитина моста, и построена она ещё в XII веке. Её фронтоны были украшены в 1591 году. Высокую башню возвели во второй половине XV века. Она органично дополняет ансамбль Карлова моста и Староместской башни. Между двумя Малостранскими башнями после 1410 года были построены ворота. Они выдержаны в готическом стиле и украшены гербом Старого Города, а также гербами земель, подвластных Вацлаву IV.

Жилые дома готического стиля

Староместская площадь — ценнейший исторический памятник Праги. В XI—XII веках здесь, на перекрестке торговых путей, находился рынок, который с самого начала истории города притягивал к себе состоятельных людей, которые строили свои жилые дома вблизи этого центра тогдашней хозяйственной и политической жизни столицы. Естественно поэтому, что остатки древнейших городских построек Праги сохранились большей частью вблизи Староместской площади. Поскольку в прежние времена Старый Город находился на несколько метров ниже уровня современной Праги, остатки древних зданий, как правило, превратились в подвальные помещения построек следующих веков.

Фасады домов, окружающих Староместскую площадь отмечены печатью самых разных архитектурных стилей, однако многие черты их постройки свидетельствуют о древнем, в основном готическом происхождении.

Особенно своеобразна восточная сторона площади. На углу Целетной улицы находится дом «У белого носорога». Малоинтересный фасад в стиле барокко нарушил строгое единство стиля бывшего готического дома, от которого сохранилась лишь арочная галерея XIV века с реберными сводами. Соседнее здание — бывшая Тынская школа — также имеет готическую аркаду, относящуюся ко второй половине XII века и началу XIV века.

В Тынской улочке интересен дом «У золотого перстия» с готическим порталом. На углу Тынской улочки и Староместской площади стоит дом «У каменного колокола», который представляет собой трехэтажную башню-дворец с пристроенными к нему флигелями, окружающими прямоугольный дворик. От подлинного былого великолепия осталось: восстановленный пластический декор фасадов и настенные росписи в интерьерах парадных залов второго и третьего этажей. Сохранившиеся частично (собранные из кусочков) пластики, украшавшие фасад, выставлены в экспозиции первого этажа и являются образцами зрелости среднеевропейской традиции скульптурного убранства XIII века. Первоначально междуоконные ниши третьего этажа украшали скульптурные образы правителя, его жены с королевскими регалиями фигуры, одетые в парадные платья с королевскими плащами, и два вооруженных охранника по сторонам, а также изображения патронов на фасаде второго этажа.

От первоначальных интерьеров осталась лишь капелла с прихожей в первом этаже южного крыла, перекрытая ребристым крестовым сводом, её стены покрыты фресками из жизни святого Вацлава, изображений Христа и святых.

В парадных залах второго и третьего этажей осталась часть подлинного декоративного убранства: входной портал, подоконные сидения и тронная тройная ниша с балдахином.

За фасадами

wiki2.red

Готическая архитектура Чехии

В чешских землях первые примеры готической архитектуры появляются во второй четверти XIII столетия. Готические традиции приносят строители из Бургундии. Сначала это были отдельные элементы стиля, которые появляются в романских сооружениях. Характерная черта этого периода — механическое объединение, когда отдельные, еще массивные элементы просто приставляются один к другому.

Однако уже в середине XIII века появляются постройки со зрелой системой сводов. Свод возводился как повышенный ребристый, со стрельчатыми готическими арками.

Сначала выкладывались ребра и торцовые арки, а затем собственно свод. К этому периоду также можно отнести многоугольный свод баптистерия монастырского храма в Тржебиче. По сравнению с западной Европой местные здания ниже и проще по форме.

К этому времени относится и монастырская церковь в Тишнове, простая по композиции с сохраняющейся монастырской крестовой галереей и трапезной, являющимся примером архитектуры раннего готического периода, а также с более поздним богатым по форме западным порталом.

Вторая половина XIII века, период так называемой » пршемысловской готики», характеризуется закладкой множества городов, замков и монастырей.

Этот период — время правления Пршемысла Отакара II представляет собой вершину в строительстве готических городов в Европе. На территорию Чехии переселяются колонисты в основном из Германии, и в результате, кроме хозяйственного развития, обусловленного возникновением и ростом городов, происходит онемечивание чешских земель, особенно в пограничных областях. В связи с колонизацией сюда проникают и монастырские ордена.

В городах, которые укреплялись в соответствии с тогдашним стандартом, строились кроме городских жилых домов ратуши, школы, церкви, а также мосты, водоемы, водоводы, канализация.

В этот период возводятся наиболее замечательные в чешских землях замки — например, замок Бездеж ( или Бездез) , который до сих пор поражает своей мрачной красотой и великолепием готических форм.

 

Замок Бездез в Чехии.

 

В это время также строятся известные монастыри в Ческе — Будейовице. Это Доминиканский монастырь и церковь Обетования Девы Марии, а также монастырь капуцинов и храм Святой Анны.

 

Доминиканский монастырь и церковь Обетования Девы Марии в Ческе — Будейовице.

 

Монастырь капуцинов и храм Святой Анны в Ческе — Будейовице.

 

Ярким примером готического стиля архитектуры на территории Чехии также может служить монастырь в городке Вышши — Брод, который был построен на живописной возвышенности.

 

Вышебродский монастырь в Чехии

 

Готические мотивы также прослеживаются в экстерьере монастыря в Злата Коруна. Все эти постройки свидетельствуют о проникновении строгой и мрачновато — изысканной готики в чешские земли.

 

Златокорунский монастырь

 

Создатели этих монастырских сооружений большое внимание уделяли оформлению интерьера залов трапезных и крестовых галерей, которые зачастую имели богатейшее пластическое решение. Таким был монастырь Осек в Праге.

 

Монастырь Осек в Теплице

 

В первой половине XIV столетия строятся монастырские церкви, для которых были характерны черты готической вертикальности. Эти здания имеют большое по высоте трехнефное пространство и обычно многоугольный вытянутый баптистерий. Архитектурные детали становятся тоньше и стройнее, а также имеют богатую профилировку. Примером может служить церковь в Седлеце.

 

Костёл Костница в Седлеце ( Чехия)

 

Период расцвета чешской готики

Важным событием в истории чешской архитектуры стал приход к власти Карла IV ( 1346 — 1378 годы). Период его правления характеризуется расцветом всех областей культуры и особенно архитектуры.

Возникает своеобразная чешская архитектура, которая выходит на передовые позиции европейского зодчества. В чешских областях появляется много значительных производственной архитектуры.

Следует отметить отличающееся большим размахом градостроительное решение новой части Праги, Нового Места ( Нового города), где был построен ряд церквей ( Святого Индржиха, Святого Штепана, девы Марии Снежной, девы Марии на Карлове).

 

Церковь Богоматери Снежной в Праге

 

В 1348 году в Праге был основан Карлов университет и началось строительство Нового города. В течение нескольких лет на ранее пустовавшей территории были возведены сотни домов и много церквей.

 

Церковь Девы Марии и Святого Карла

 

При этом была определена главная сеть улиц и система больших площадей, предназначенных для торговли и народных собраний. Это Карлова площадь, Вацлавская площадь, Водичкова и Индржицская улицы.

Большой по площади Новый город был связан со Старым городом воротами в его стенах, которые были сохранены, включая и рвы — это Пршикопы и сегодняшняя Народная улица.

Наиболее значительным произведением того времени стал кафедральный собор Святого Вита в Праге, который по техническим характеристикам и художественному уровню относится к наиболее выдающимся сооружениям подобного типа в Европе.

 

Собор Святого Вита в Праге

 

Строительство было начато под руководством Матиаша ( Матье) из Арраса в духе готики, характерной для южной Франции. Были возведены капеллы в галерее около главного алтаря и баптистерий до высоты галереи.

Творчество 23 — летнего Петра Парлержа, который после смерти Матиаша, начиная с 1353 года, продолжает строительство собора, имеет новый, оригинальный характер. Целых 40 лет работал Парлерж на строительстве этого великолепного сооружения.

Свод высокого воздушного и светлого хора со сложным сетчатым рисунком означает начало периода поздней готики с ее сетчатыми сводами.

После смерти Парлержа строительство собора возглавил его сын. Затем после длительного перерыва, уже в период правления Ягеллонов, была сделана попытка достроить собор, однако это желание оставалось неосуществимым в течение долгих столетий. И только в середине XIX века при соборе снова была создана строительная артель, которая завершила работы только в 1929 году.

Под руководством Парлержа строители возводят и ряд других сооружений: каменный Карлов мост со Староместской мостовой башней, отличающейся строгостью и  благородством форм архитектуры.

 

Староместская мостовая башня

 

Выразительным примером готического стиля является мощный и массивный, имеющий богатую художественную отделку замок Карлштейн, где хранились драгоценности короны и где Карл IV любил отдыхать и часто проводил свой досуг.

 

Замок Карлштейн

 

В архитектуре второй половины XIV столетия отсутствует изощренное членение стен, характерное для предыдущего периода. Пространство ограничивается только стенами и сводом, а план здания приобретает простые формы. Конец периода связан с переходом к решению внутреннего пространства как единого целого зала, ориентированного на кафедру — место, откуда читались проповеди.

Поздняя готика в Чехии

Архитектура последней четверти XV столетия — это период поздней готики, стилистика которой представлена творчеством Бенедикта Рейта и Матейя Рейсека.

Рейсек, который сначала был бакалавром Тынской школы, а потом стал строителем, возводит пражскую Пороховую башню, которая была заложена в 1475 году.

 

Пражская пороховая башня

 

Наиболее значительной его работой было завершение строительства баптистерия храма Святой Барбары на Кутной горе, бывшей тогда вторым по величине городом в Чехии. Рейсек работал на строительстве этого храма целых 17 лет и был похоронен здесь же.

 

Собор Святой Барбары на Кутна — Горе

 

Бенедикт Рейт из Пистова занимал должность строителя при королевском дворе и за свои заслуги получил рыцарский титул. Он является автором Владиславского зала в старом королевском дворце на Пражском граде. Пространство зала перекрыто крученым сводом, под которым оказалась и прилегающая к залу лестница.

 

Владиславский зал в старом королевском дворце ( Пражский Град)

 

С 1512 года Рейт продолжает строительство храма Святой Барбары в Кутной Горе. Им был построен также храм Святого Микулаша в Лоунах ( 1520 год). Творческая деятельность Рейта не ограничивается только территорией чешских областей. Он работает также и в соседних странах.

Чешская архитектура этого периода снова достигает европейского уровня. В стилистике архитектуры позднего готического стиля пространства перекрыты сложными звездчатыми и сетчатыми сводами. Ребра, образующие сложные пересечения, постепенно теряют конструктивную обоснованность и приобретают исключительно декоративный характер.

design-fly.ru

Готическая архитектура Праги Википедия

На сегодняшний день Прага — один из самых популярных городов Европы, заманивающий туристов своими необычайно красивыми городскими пейзажами, историческими достопримечательностями. Пожалуй, едва ли найдется другой город, удостоенный стольких ярких эпитетов: «Злата Прага», «Магическая Прага», «Прага стобашенная». Исторический центр столицы Чехии является самым уникальным городским заповедником республики.

Гуляя по Праге, можно увидеть церкви, замки, дворцы, мосты, площади, дома горожан абсолютно всех архитектурных стилей. Но ни один из архитектурных стилей — помимо барокко — не оставил в Праге столько памятников, как готика. Именно готическая архитектура придает панораме города неповторимую особенность, которая заключается в контрасте вертикалей и горизонталей. Многочисленные туристы со всего мира приезжают полюбоваться красотой этого города, его архитектурой, основная цель визита Праги — познавательный туризм.

Костел святого Мартина в стене

Костел был построен в конце XII века на поселении Уезд. При сооружении Староместских укреплений в середине XIII века Уезд был разделен на две части. Большая часть осталась вне крепостных стен, оказавшись на территории будущего Нового города, а меньшая часть с костелом вошла в недра Старого города. А так как костел стоял на границе, южная стена его прилегала с крепостной стене, отсюда и название.

Ряд романских архитектурных деталей первоначального однонефного романского костела сохранились в главном нефе храма.

Готическая перестройка костела осуществилась во время правления Карла IV. Главный неф увеличил свою высоту и был перекрыт сводом, стена на юго-западе приобрела призматический вид, а пространство костела расширилось постройкой квадратного в плане пресвитерия. Последний был перекрыт нервюрным сводом, причем такое решение (типичный впоследствии конструктивно-декоративный элемент святынь пражской готики) оказалось одним из первых в Праге. Ребра свода вырастали из консолей, украшенных масками. Место их пересечения украшает роза и звезда. Свой нынешний вид костел приобрел после перестройки в поздней готике, завершившейся в 1488 году, когда появились два боковых нефа, также перекрытые ребристыми сводами.

Костел святого Мартина в стене горел в 1678 году, после чего верхняя часть башни была перестроена. Вскоре после этого костел упраздняется, превратившись в склад, жилье и магазины. В 1904 году объект реставрируется под руководством К.Гилберта. Теперь башня с гербом Старого города дополняется псевдоренессансными фронтонами. Возле костела когда-то давно было кладбище, где было погребено прославленное семейство скульпторов Брокофф, о чём свидетельствует памятная доска в наружной кладке пресвитерия. Несколько подлинных надгробных камней разместились в интерьере костела.

Кафедральный собор святого Вита

Вершиной зрелой готики в Чехии является собор святого Вита. Собор находится на территории Пражского града, который расположен на возвышенности на левом берегу Влтавы. Начало работам было положено в 1344 году на месте небольшой одноимённой романской ротонды, они неоднократно прерывались то гуситскими войнами, то нехваткой финансов и были закончены лишь к 1929 году. Именно к этому времени относится западный фасад, выдержанный в неоготическом стиле, украшенный розой-витражом — окном 10,4 метров в диаметре, рядом с которым помещены портреты архитекторов, принимавших участие в последнем этапе строительства и декорирования храма.

В 1344 году по инициативе императора Карла IV был приглашен архи

ruwikiorg.ru

Готическая Прага | Radio Prague International

Готический стиль проник в Прагу в 1-й половине 13-го века одновременно с появлением новых монашеских орденов: доминиканцев, миноратов, кларисок и магналаниток. Готический период продлился до начала 16-ого века. В этот период, прежде всего во время правления Карла Четвертого, Прага выразительно поднялась, так как был основан Новый пражский город. Прага таким образом стала одним из крупнейших европейских городов. 3-го марта 1348-го года Карел Четвертый выдал уставную грамоту и уже 26-го марта был заложен первый камень города. В Новом городе до сих пор находится несколько готических церковных зданий.

Итальянский гуманист Umberto Decembrio в 1399-ом году о Праге написал:

«Благоустроенность зданий город вверх выдвигает, много миловидных улиц вокруг центра находится, и в каждой из них потом особые производства проходят. Великолепными являются незавершенные храмы, которые Карел Четвертый во время своей жизни построить велел».

Мы пройдемся по готической Праге вместе с пражским историком и театральным критиком Йиржи Плосом и поговорим о замечательных памятниках готической архитектуры.

Монастыр св. Агнессы Мы находимся перед обширным комплексом монастыря святой Агнессы, который представляет собой первую важную постройку в стиле ранней готики в Праге. Монастырь основал в 1223-м году король Вацлав Первый по инициативе своей сестры святой Агнессы, которая привела в Чехию орден Кларисок и сама в нем стала первой аббатисой. Но от монастырского храма святого Франтишека остался лишь фундамент. Монастырские здания строились до первой половины 14-ого века. В настоящее время здесь хранится коллекция чешской живописи 19-ого века.

В число самых древних готических построек входит Староновая синагога, перед которой мы как раз находимся. У здания строгий вид, свойственный памятникам в стиле ранней готики. По одной легенде синагога построена из камней разрушенного иерусалимского храма, которые сюда принесли благочестивые евреи, по другой их сюда принесли сами ангелы.

Синагога была построена в 1270-1280 годах. Сперва она называлась Новой в отличие от Старой школы в нынешней Душной улице, которая уже не существует. Но когда была в 17-м веке основана другая синагога, получившая название Новая, эту начали называть Староновой. Синагогу стоит посетить. Здесь большая молельня, разделенная двумя устоями в два пролета. Устои несут своды из пяти частей, к верхушке которых сбегается пять трюмных шпангоутов.

Мы находимся в Целетной улице, прямо там, где она входит в Староместскую площадь. Перед нами боковой вход в Храм Богородицы перед Тыном, который благодаря двум своим башням высотой 80 метров представляет собой выразительный староместский памятник. Обе башни закончены четырьмя башенками. Между ними монументальный позднеготический щит, на котором когда-то находилась скульптура гуситского короля Йиржи из Подебрад и гуситская чаша, так как храм был главной гуситской кирхой. В 17-м веке во времена против реформации, скульптуру заменили скульптурой девы Марии, ореол которой был изготовлен из бывшей гуситской чаши. Стройка началась в 1-ой половине 14-ого века, но окончена была только в начале 16-ого века.

Теперь мы находимся на Староместской площади перед Домом у Каменного колокола. Это монументальный средневековый дворец с готическим щипцом, который нашли под снесенным барочным фасадом. Более древний готический объект в первой четверти 14-го века перестроили, очевидно, для Иоанна Люксембурского и для его жены Элишки Пржемысловичны. В доме на некоторых местах сохранились фрески начала 14-го века.

Мы находимся перед Староместской ратушей. Ратуша была построена на основе исключительного права Иоанна Люксембурского в 1338-м году, когда мэрия города приобрела дом Волфлина из Каменя, который последовательными перестройками и надстройками получил нынешний вид.

Рекомендуем обратить внимание на позднеготический портал построенный в третьей четверти 15-го века. Рядом с ним находится позднеготическое окно, декорированное гербами Праги, Чешского королевства и заглавными буквами имени короля Владислава Ягеллонского.

Посетителей больше всего интересуют куранты. Их создали в 1410-м году часовщик Микулаш из Кадани и астроном Ян Шиндел. В 1490-м году куранты отремонтировал мастер Гануш из Руже, которого легенда неверно назвала их автором.

Теперь мы стоим перед Староместской мостной башней, которую построил в 1380-м году строитель Петр Парлерж. Он защитил ее от воздействий погоды и времени не только качественной работой, но и магической ловушкой: на боковой стороне находится латинская надпись, которую можно читать одинаково с начала и с конца, и ее перевод обозначает: «Замечай, замечай и берегись, коснешься ли меня, погибнешь». Роспись башни напоминает средневековое представление о вселенной, разбитой на несколько сфер.

Мы как раз прошли под аркой мостной башни и очутились на Карловом мосту. Он был построен на месте бывшего моста Юдиты, снесенного наводнением в 1342-ом году. Длина Карлова моста 520 метров и ширина 9,5 метров. Первый камень Карлова моста был положен в 1357-м году, 9-го июля в 5 часов 31 минуту. Эта точность не бессмысленна, если написать эти цифры подряд, получится ряд нечётных цифр с 1 до 9 и обратно. Такая штука должна была гарантировать, что мост будет более прочным. Несмотря на это, его несколько раз снесло наводнением. Мы перешли по мосту через Влтаву и находимся перед Малостранскими мостными воротами с двумя башнями. Меньшая из них входит еще в состав укрепления первозданного моста Юдиты, та побольше была построена в 1464-ом году.

Мы прошли через Малую Страну и теперь мы как раз находимся перед Кафедральной церковью святого Вита на Пражском граде.

Мы стоим перед монументальным сооружением, которое привлечет к себе внимание, прежде всего, богатством готической опорной системы. Храм был должен снаружи напоминать «Божий город», поэтому можно повсюду видеть фиалы (башенки), намёки на домовые щиты, проходы, лестницы и перила. Под крышей можно заметить готические скульптурные водостоки для отвода воды. У них лики чудовищ, дьяволов и злых существ. Кафедральная церковь с их помощью защищалась от нападения нечистых сил, так как, по легенде, демон испугается своего собственного изображения и улетит.

Первый камень кафедральной церкви заложил король Иоанн Люксембургский 21-го ноября 1344-го года в присутствии королевича Вацлава, будущего короля Карла Четвертого. Первым строителем храма стал в период с 1344 по 1352 год Матыаш из Арраса, который построил в классически линейном стиле французских кафедральных церквей восемь капелл в закрытии храма. После его смерти за дело взялся 23-летний Петр Парлерж из Гмунда. Благодаря своим оригинальным идеям он этой кафедральной церкви обеспечил достойное место между самыми выдающимися строениями этого типа. До своей смерти в 1399-ом году Парлерж успел построить остальные клиросные капеллы, создать трифорий и арочный проем. Он начал строить поперечный пролет и костельную башню и предусмотрительно закончил клирос временной стеной. Эта „временная» стена выдержала почти 500 лет. Стройка на самом деле возобновилась лишь в конце 19-го века, и храм был освящен в 1929-м году.

Теперь мы находимся перед Королевским дворцом Пражского града. Готический дворец Карла Четвертого после гуситских войн возобновил и перестроил после 1487-го года в стиле поздней готики король Владислав Ягеллонский. Мы вошли во дворец и теперь находимсяславском зале, самом большом светском помещении средневековой Праги.

Зал был построен в 1492-1502 годы по планам позднеготического архитектора Бенедикта Рида. Длина зала 62 метра, ширина 16 метров и высота 13 метров. Его звездообразный свод был выведен очень отважно навивными шпангоутами, которые взаимно скрещиваются, и часто без опоры оканчиваются, и образуют на сводах сложный звездообразный орнамент.

И в заключение ещё несколько слов о жилищном строительстве. Самым типичным элементом тогда являлась аркада, которая расширяла объект по направлении к улице. Над аркадами потом возникали жилые этажи. Аркады сперва были деревянные, но пожар Старого города в 1316-м году стал причиной строительства каменных домов включая аркады.

Особыми считаются дома башенного типа в готически основанном Гавельском городе. Одно строение сохранилось до наших дней неподалеку от площади Овоцны трг (Фруктовый базар).

На этом мы заканчиваем нашу сегодняшнюю прогулку. Через месяц я приглашаю вас на новую прогулку по Праге эпохи Возрождения.

www.radio.cz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *