История возникновения граненого стакана
Сегодня граненый стакан прочно вошел в обиход россиян, причем популярность эта посуда получила еще со времен СССР. Прочная и удобная тара завоевала народную любовь, а об истории ее возникновения ходит несколько версий.
Варианты возникновения граненого стакана
Некоторые исследователи истории утверждают, что стаканы с огранкой активно эксплуатировались еще во времена Петра I. Царь обратил внимание на такую посуду, когда увидел, что она не бьется, даже упав со стола.
По другой версии, стакан с гранями придумала Вера Мухина — скульптор, за плечами которой известный каждому гражданину СССР монумент «Рабочий и колхозница».
Как было дело в реальности
Стаканы, как форма посуды, действительно существовали и во времена царствования Петра I. Но те емкости, которые можно было назвать гранеными, подвергались обработке вручную: сначала их выдували, потом гранили.
Те же граненые стаканы, которые дошли до нашего времени, создавались особым методом прессования. Выпускать их начали в 1943 году в городе Гусь-Хрустальный. Эту посуду не выдували, а создавали с помощью пресса так, что грани стакана появлялись изначально. Таким образом, стаканы эпохи Петра I и советские емкости отличаются между собой способом изготовления.
Что касается Веры Мухиной, то она, действительно, участвовала в создании формы стаканов, когда выполняла задание руководства страны по разработке посуды для заведений общепита. Дело в том, что в те времена много посуды билось, поэтому профессионалам было поручено создать такой стакан, который обладал бы особой прочностью и легко мылся как вручную, так и в посудомоечной машине. Что в итоге и было сделано.
Где применялись эти стаканы
В советские времена стаканы с огранкой были очень широко распространены. Такую посуду можно было увидеть в недорогих кафе и общественных столовых. Также ими было очень удобно пользоваться в автоматах с газировкой, которые в те времена стояли почти на каждом углу. Ведь широкий ободок стакана давал возможность хорошо омывать его со всех сторон.
Имеющиеся грани не давали стакану далеко укатиться при падении, поэтому такая посуда стала широко применяться в поездах и во время путешествия на корабле. А еще при изготовлении этой тары применяли обжиг, что придавало стеклу особую прочность.
Сегодня в поездах до сих пор разносят чай в такой посуде, используют ее в недорогих кафе и столовых. Более того, стаканы с гранями можно запросто увидеть в ресторанах, стилизованных под ретро.
Кстати, в советских кулинарных книгах практически все пропорции указывались не в граммах, как принято сейчас, а в стаканах. Эта была самая ходовая посуда, поэтому ее везде и указывали.
Количество граней всегда было четким, так было проще для производства. Ходила версия, что 16 граней стакана — это 16 союзных республик, а его ободок — их единство.
Так граненый стакан стал одним из символов советской эпохи, который не теряет своей популярности даже сейчас.
какого числа, история и традиции праздника
Неотъемлемый атрибут столовых, один из символов советского прошлого и верный спутник железнодорожных путешествий — все это о граненом стакане. Пожалуй, нет в России иной посуды, которая бы вместила в себя столько историй и смыслов. Потягаться с ним может разве что самовар, но он пока не обзавелся своим праздником. Рассказываем про День граненого стакана в России в 2023 году.
youtube.com/embed/iyUL9ylstZ0?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>Когда отмечается День граненого стакана в 2023 году
Торжество носит преимущественно шутливый характер, но в шутке заложена дань уважения легендарной емкости. День граненого стакана имеет фиксированную дату: 11 сентября, в 2023 году его отметят по всей России.
История праздника
В сознании большинства граненый стакан — это вещь из СССР, но на самом деле посуда гораздо старше. Когда ее впервые выпустили, историки сказать затрудняются. Распространенная легенда гласит, что было это во времена Петра Великого, то есть на рубеже XVII и XVIII веков.
Первому императору преподнесли в граненом стакане водку из полыни. Настойка была частью русской кухни, но сегодня мы знаем ее под европейским названием «абсент». Дегустацию проводили мастера императорского стеклянного завода, который располагался не то в Санкт-Петербурге, не то во Владимире. По другой версии, дело вообще было в Голландии.
Главу державы потчевали горькой настойкой как раз из граненого стакана. Тот якобы оценил не только напиток, но и форму посуды, которая будет удобна во время морских походов: устойчивая, не разобьется.
Однако после этого эпизода упоминаний о граненом стакане в истории не встречается вплоть до середины XIX века. Лишь с этого времени в Дятьково (Брянская область), Уршеле (Гусь-Хрустальный район) и на самом стекольном заводе в Гусь-Хрустальном начали массовый выпуск такой посуды. Стоила она всего полкопейки, так что позволить себе приобрести граненый стакан могли все.
Однако это лишь прелюдия к истории праздника. Дата 11 сентября связана уже с советским периодом нашей истории. Дело опять же было в Гусь-Хрустальном на стекольном заводе. В 1943 году там начали массовую прессовку граненого стакана. При Петре I этого метода производства просто не существовало, грани делали вручную.
История граненого стакана связана с именем Веры Мухиной, скульптора, создавшей монумент «Рабочий и колхозница». Если будете в крымской Феодосии в музее, созданном в честь Мухиной, вам обязательно расскажут и докажут документами, что художница получила заказ от советского правительства придумать посуду для пролетариата.
Граненый стакан производства СССР
Диаметр верхний: 7,2-7,6 см
Диаметр нижний: 5,5 см
Высота: 10,5 см
Ширина верхней кромки: 1,4-2,1 см
Количество граней: 16-20
Объем: 50, 100, 150, 200, 250, 350 мл
Традиции праздника
Каких-то особенных традиций Дня граненого стакана в России в 2023 году не существует. Некоторые магазины кухонной утвари используют торжество как повод объявить распродажу. По забавному совпадению, 11 сентября отмечается еще и День трезвости. Поэтому в День граненого стакана сосуд лучше наполнить ароматным чаем.
Интересные факты о граненом стакане
- Граненый стакан имеет объем от 50 до 350 мл, но чаще всего 200 мл. Ободок стакана сверху называют «маруськиным пояском». Если налить до него, то получится 167 мл. Отсюда и фраза «сообразить на троих»: три раза по 167 мл — это почти пол-литра.
- У классического стакана 16 граней. По легенде, такое количество связано с тем, что в ранние годы в СССР было 16 республик. Но можно встретить вариации от 12 до 20 граней.
- На прочность посуды влияют два факта: ребра жесткости и обжиг стекла.
- Легендарная кулинарная «Книга о вкусной и здоровой пище» все рецепты приводит в стаканах. Именно граненых.
- В советских столовых после поставки свежей партии стаканы дополнительно прокаливали в кипятке. Считалось, что иначе посуда быстро лопнет. В семьях новые стаканы тоже «варили» в горячей воде. Перед этим загадывали желания. Чей стакан треснул — у того и сбудется мечта.
- Узнать больше об истории граненого стакана можно, например, в московском музее-усадьбе «Кусково». Там есть отдел керамики и стекла. В Гусь-Хрустальном есть музей хрусталя им. Мальцевых, где тоже поведают об уникальной посуде.
граненых стеклянных панелей | Фольгированное и граненое витражное стекло
Опубликовано автором rns
21″ X 15″ (нажмите на изображение, чтобы увеличить его) См. изображение крупным планом
Рубрика: 1.0-Галерея, 1.1 Тыква | Метки граненые стеклянные панели, граненые стеклянные тыквы, граненые плиты, фаситированные стекла, фольгированные фацетные витражи, фольгированные стеклянные панели, тыква, плитное стекло, витражи, витражи, витражи-тыквыОпубликовано по rns
Панель размером 9 1/2″ X 26″, состоящая из 12 различных кусочков цветного оплавленного и граненого стекла с оплавленной поверхностью спереди. Крупный план одной бабочки с граненой поверхностью спереди. Процесс с примерами, описанными на странице с пометкой «Слитные граненые» (нажмите на панель, чтобы увеличить)
Опубликовано в 1. 0-Галерея, Сплавленный граненый | Метка витраж бабочка, граненые стеклянные панели, граненый витраж, фольгированные витражи, Вплавленная бабочка, плавленная панель бабочка, плавленная витраж бабочка, Вплавленная граненая бабочка, Вплавленный граненый фольгированный витраж, Вплавленная граненая витражная бабочка, Витраж фацетный плавленый, витражиТело рыбы в основном состоит из кусочков стекла, полученных в результате процесса огранки, которые имеют концентрические изогнутые линии, чем-то напоминающие рыбью чешую.
25″ X 10 1/2″ (щелкните изображение, чтобы увеличить его) См. увеличенное изображение
Опубликовано в 1.0-Галерея, 1.4-Рыба | Бирка граненое стекло, граненое стекло рыбка, граненая стеклянная рыбка панель, граненая стеклянная панель, граненое стекло плита, граненая плита стеклопанель, рыба, фольгированный фацетный витраж, фольгированное стекло, фольгированный витраж, листовое стекло, витраж, витраж стеклянная рыбка, витражное панно рыбка, витражное панно Опубликовано автором rns
(нажмите на изображение, чтобы увеличить его) См. всю панель
Опубликовано в 1.0-Галерея, 1.4-Рыба | Tagged крупный план, граненое стекло, граненая стеклянная рыба, граненая стеклянная рыбная панель, граненые стеклянные панели, граненое плитовое стекло, граненые плитные стеклянные панели, рыба, фольгированные граненые витражи, фольгированные стеклянные панели, фольгированные витражи, плитное стекло, витражи стекло, витраж рыбки, витражное панно рыбка, витражное панноОпубликовано по рнс
14,5″ X 12,25″ (нажмите на изображение, чтобы увеличить) Опубликовано в 1.0-Галерея, 1.3-Цветок | Метки: граненые стеклянные панели, граненые витражи, лилии, витражи граненые лилии, витражные лилии
19 3/4″ X 25″ (нажмите на изображение, чтобы увеличить его) См. изображение крупным планом
Опубликовано в 1. 0-Галерея, 1.3-Цветок | Метки: граненое стекло, граненое стекло цветок, граненое стекло ипомея, граненые стеклянные панели, граненое плитовое стекло, граненое плитное стекло, цветок, фольгированные граненые витражи, фольгированные стеклянные панели, фольгированные витражи, ипомея, плитное стекло, витражи стекло, витраж цветок, витраж ипомея, витражное панноОпубликовано автором rns
Я думаю, что самый эффективный способ проиллюстрировать, как я комбинирую граненое и фольгированное стекло, — это пройти процесс конструирования панели. На этом сайте я предполагаю, что аудитория имеет некоторый и, возможно, обширный опыт работы с фольгированным стеклом, поэтому я сосредоточусь в первую очередь на управлении граненым стеклом. Для тех, кто не знаком с процессами, связанными с созданием панели из фольги, в Интернете есть обширные образовательные материалы, но я полагаю, что Art of Stained Glass и Plenty of Patterns были бы двумя достойными сайтами для начала вашего исследования.
Первый шаг, как и почти во всех витражных проектах, заключается в том, чтобы определиться с рисунком, из которого будет сделан мультфильм. Затем мультфильм послужит шаблоном для остальной части процесса. Параллельно с доработкой дизайна необходимо выбрать стекло, которое будет включено в проект, некоторые вопросы, которые необходимо рассмотреть, обсуждаются в посте Цвет и Выбор dalle.
У меня есть несколько предложений относительно вашего первоначального проекта:
1. Начните с довольно маленькой панели (+/- 18″ X 15″ или меньше), так как это потребует меньше работы, легче манипулировать меньшими частями и займет меньше времени, пока вы не увидите результаты своих усилий.
2. Я бы очень экономно использовал граненое стекло, поскольку обнаружил, что в готовой работе оно часто кажется более массивным и заметным, чем можно было бы ожидать, просто глядя на карикатуру. Поэтому я предлагаю, чтобы граненое стекло занимало не более 10-12% площади поверхности панели. Как только вы освоитесь с этим, вы, безусловно, сможете увеличить процент, используемый в вашей работе.
3. Я бы начал с довольно простой конструкции, используя не более 4-5 кусков граненого стекла, в основном по причинам, указанным в предложении №1.
Это мультфильм для панели цветка амариллиса (11″ X 13 5/8″), который я соберу, он состоит из 6 кусочков граненого стекла, пронумерованных на рисунке. Оранжевый цвет у основания трех лепестков связан с изменением цвета стекла, которое я буду использовать для создания трехмерного эффекта, описанного в посте о трехмерном эффекте.
Если вы планируете использовать граненое стекло в больших панелях, важно учитывать необходимость усиления. Если усиление, обсуждавшееся в посте об окончательной сборке, считается уместным, его размещение следует учитывать при планировании направляющих линий.
Я стараюсь использовать как можно меньше направляющих линий. Когда это возможно, я использую традиционный стеклорез для большей части своей работы, использование которого я не буду подробно рассматривать в этом разделе, поскольку в Интернете есть обширный образовательный материал, два полезных сайта отмечены ранее в этом посте.
Эти выступы легко удаляются, если провести по краю камнем косы. Это недорогой точильный камень размером 10″ X 1 1/4″ X 1″, доступный во многих магазинах скобяных изделий и товаров для стекла.
Один из способов, который я считаю весьма полезным для уменьшения количества направляющих линий, заключается в использовании кольцевой пилы (Gemini Taurus 3) для вырезания некоторых участков листового стекла (область вокруг лепестков № 2 и № 4 на мультфильм). Если вершина лепестка имеет форму кривой на фоновом стекле (как показано), а не острый угол кончика лепестка, стекло с меньшей вероятностью треснет, а медную фольгу также будет легче наносить. Кривая, а не острый угол, приведет к тому, что ведущая линия в этой области будет немного шире, но она едва заметна на фоне граненого стекла, и небольшая цена за устранение отвлекающей ведущей линии.
Некоторые более опытные, чем я, с традиционным стеклорезом, возможно, смогут выполнить это, но я считаю, что кольцевая пила и шлифовальный станок незаменимы. На изображении ниже показан разрез, сделанный кольцевой пилой в фоновом стекле, для размещения лепестка № 4.Этот процесс также показан в следующем видео:
Рубрика: 2.0-Дизайн, 2.1-Мультфильм | Маркированное граненое стекло, граненые стеклянные панели, граненое плиточное стекло, граненые плитчатые стеклянные панели, фольгированные фацетные витражи, фольгированные стеклянные панели, фольгированные витражи, кольцевая пила, плитное стекло, витражи, витражиРешения, касающиеся выбора цветов для панели, довольно сложны, а также очень индивидуальны по своей природе. Я не имею права обсуждать сложные вопросы, связанные с выбором цвета, с каким-либо авторитетом, но я отмечу кое-что из того, что наблюдал на протяжении многих лет. Вопросы, связанные с подбором цветов для любого витражного произведения, особенно если оно выставлено в витрине, несколько иные, чем вопросы, касающиеся, например, картины. Картина видна в отраженном свете, который имеет тенденцию быть довольно постоянным с течением времени, но витражное окно видно в основном в проходящем свете, где угол, интенсивность и цветовая температура света постоянно меняются. Это имеет тенденцию быть еще более значительным при использовании граненого стекла. Одним из самых увлекательных, но довольно сложных аспектов работы с витражами для меня является предвидение того, как цвета будут меняться по отношению друг к другу в ответ на постоянное изменение характера проходящего света. Граненое стекло из-за множества отражающих и преломляющих поверхностей может вести себя совершенно иначе, чем листовое стекло, что часто выделяет граненое стекло на фоне как при прямом солнечном свете, так и иногда, в зависимости от цвета стекла, на рассвете или в сумерках. Поскольку мне всегда было трудно представить себе, как готовая панель будет реагировать на изменяющиеся условия, я недавно начал при первоначальном выборе стекла прикреплять репрезентативные образцы как фонового, так и граненого стекла к куску прозрачного плексигласа, который затем висеть в окне.
Я пробовал многие из доступных цветов dalle, и, как вы заметили в галерее, меня тянет к красному, оранжевому и желтому концу спектра. Я обнаружил, что они довольно блестят под прямыми солнечными лучами, и они также имеют тенденцию удерживать свет, почти светящийся, при слабом освещении, присутствующем на рассвете и в сумерках. Этот эффект частично связан со смещением солнечного света в сторону красного конца спектра в результате дифракции света, когда солнце находится близко к горизонту.
Варианты фонового стекла практически безграничны. Мне вообще нравятся довольно насыщенные цвета в зелено-сине-фиолетовом спектре, которые дополняют красный, оранжевый и желтый, которые я предпочитаю в своем граненом стакане. Другой вариант – использовать для фона одно из множества видов прозрачного текстурированного стекла, например те, что используются в райской птице 1 и колибри №2.
Опубликовано в 2.2-цветном | Tagged фоновое стекло, цветное, dalle, граненое стекло, граненые стеклянные панели, граненое плиточное стекло, граненые плитчатые стеклянные панели, фольгированные фацетные витражи, фольгированные стеклянные панели, фольгированные витражи, плитное стекло, витражи, витражные панелиОпубликовано автором rns
Как упоминалось в разделе «О программе», я почти всегда использовал один лист стекла для фона, так как это обычно позволяет использовать меньше направляющих линий и обеспечивает большую целостность панели, уменьшая при этом резкие изменения цвета и текстуры. Я должен отметить, что существует несколько проблем, присущих использованию одного листа стекла: 1. В зависимости от размера панели может потребоваться сокращение больших, а иногда и полных листов стекла, что может быть несколько сложнее, чем работать с мелкие кусочки стекла. 2. Так как вы используете один лист стекла, случайная трещина в любой точке во время изготовления панели, вероятно, испортит работу, что может быть очень неприятно. Иногда в качестве ведущей линии можно использовать трещину, но стекло редко бывает таким податливым. Конечно, нет необходимости использовать только один лист стекла на фоне окна или панели, это просто одна из моих особенностей. Ассортимент листового стекла, доступного на рынке, почти огромен (я делаю некоторые личные наблюдения по этому вопросу в посте о цвете), но выбор остается за вами.
Опубликовано в 2.0-Дизайн, 2.3-Предыстория | Tagged color, граненое стекло, граненые стеклянные панели, граненое плиточное стекло, граненые плитчатые стеклянные панели, фольгированные фацетные витражи, фольгированные стеклянные панели, фольгированные витражи, стекло, плитное стекло, витражи, витражиОпубликовано автором rns
Поскольку я предполагаю предыдущий опыт использования фольгированного стекла, я не буду исследовать виды, характеристики или доступность листового стекла.
Мой отец начал использовать дали, полученные от Blenko Glass, и я продолжил его практику. Они доступны в самых разных цветах и обычно представляют собой стеклянные пластины размером 12″ X 8″ X 1″, шероховатые (или текстурированные) на нижней поверхности и гладкие сверху, а также по краям. Blenko вышлет вам образец стекла, которое у них есть в наличии, по скромной цене. Они просят вас позвонить им напрямую для получения информации о наличии, цене и стоимости доставки, поскольку дали не указаны на их веб-сайте. Долина на следующем изображении является примером моей любимой группы, которая варьируется от светло-оранжевого до темно-красного в центральной части, переходящей в различные оттенки желтого по краям.
Очень важно знать, что цвет большинства дол будет светлеть по мере того, как стекло становится тоньше в результате огранки. Поэтому очень важно исследовать, как цвет стекла, которое вы собираетесь использовать, изменяется в зависимости от степени огранки, которую вы собираетесь использовать.
Эта фотография выше дает представление о том, как меняется цвет двух разных дол по мере того, как они становятся тоньше. Обычно более темное стекло сохраняет свой цвет лучше, чем более светлое.
Все 6 лепестков этого цветка были сделаны из одного и того же цветка, а различия в цвете связаны исключительно с изменением толщины стекла. и может быть даже сконцентрирован вдоль одного края, как показано на следующих двух фотографиях в поперечном сечении. Вы должны быть осторожны, чтобы не исказить цвет, который вы ожидаете от своей панели.
Один из возможных способов расширить цветовую гамму доступных цветов (большинство из них однотонные), которые я хотел бы изучить, — это использовать краску для стекла, фритту или наплавление цветного стекла на прозрачное стекло. dalles (Бленко сказал мне, что C.O.E чистых dalles равен 90). Это позволило бы получить определенные цвета, цветовые градации, переходы или добавление нарисованных фигур без вставки выносных линий. Единственная известная мне долька с переходом цвета (от оранжевого/красного к желтому) внутри дольки изображена выше. Для этого потребуется изучить тонкости работы в печи, включая использование краски, фритты, правильных температур, времени выдержки, отжига, огранки стекла до или после обжига и т. д. Если эти детали можно освоить, это позволит сделать гораздо больше. сложные и детализированные работы, выполняемые с использованием граненого стекла. В 2014 году я приобрел печь, чтобы изучить возможности использования плавленого стекла см. СПЛАВЛЕННАЯ ГРАНИЦА s раздел этого сайта.
Опубликовано в 2.0-Дизайн, 2.4- Выбор доли | Tagged 3 D, граненое стекло, граненые стеклянные панели, граненое плиточное стекло, граненые плитовые стеклянные панели, фольгированные фацетные витражи, фольгированные стеклянные панели, фольгированные витражи, плитное плавленое стекло, печное цветное плитное стекло, окрашенное граненое стекло, плитное стекло , витраж, витражное панноDalle de Verre Граненое стекло, индивидуальный ремонт
Dalle de Verre Граненое стекло, индивидуальный ремонт — Freebird Glass
|
|
Фотогалереи
Нажмите на фото, чтобы увеличить
О граненом стекле | Церковь Христа | Эмкен-Линтон, Техас-Сити | FUMC Рио-Гранде Сити | Офис и магазин Freebird |
Клейн Объединенный методист | Мемориальный проезд Иисуса | Мемориальный проезд снаружи | Rev’s Armor Works | Церковь Ривер-Оукс |
Корабль и поперечная панель | Сент-Джон Нойманн | Св. |