Граница урала: Территория Урала

Территория Урала

Понятие «Урал», как региона, а не горного массива — это очень молодое понятие, которому нет еще и 300 лет, а потому он как территория не обрел еще четких границ. Пока нет однозначного определения «что такое Урал», как определить границы и понять какие территории принадлежат к местности с названием «Урал». В отличие от топонима «Уральские горы», которому уже не одна тысяча лет и с границами Уральского хребта сегодня все понятно, топоним «Урал» нуждается в более детальной территориальной характеристике.

Понятие «Урал» впервые было применено В. Татищевым в начале XVIII века. По одной версии – от мансийского «ур» (гора), по другой версии «урал» — это слово тюркского происхождения и переводится как «каменный пояс». По третьей версии «Урал» — это составное из «у»-«РА» и имеет славянские корни, отождествляющие горы с верховным славянским божеством РА. Поскольку до Татищева название «Урал» не применялось, а использовалось «камень», очевидно, что этот горный массив не имел никакого названия, кроме «камень» ни в каком языке и попытки привязать названия «гора» или «пояс» выглядят надуманными, к тому же последние археологические раскопки доказывают, что первые поселения на Урале организовывались славяно-скифскими народами, а тюркские племена (башкиры) стали прибывать на Южный Урал лишь в последнем тысячелетии и о многовековой истории башкирского эпоса «Урал-Батыр» сегодня говорить уже не приходится. Вероятно название эпоса связано с уже имеющимся на период его создания топонимом, а следовательно тюркские корни названия «урал» отпадают сами-собой. Более вероятен мансийский или славянский вариант, но поскольку исследования истории топонима еще не завершены, выводы пока делать рано.

Уральские горы образовались в позднем Палеозое и являются составной частью Урало-Монгольского складчатого геосинклинального пояса. Простираются между Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинами, имеют протяженность (расстояние с севера на юг) около 2000 км. и ширину хребта (расстояние с запада на восток) от 40 до 150 км.

Уральский горный массив помимо собственно Уральских гор включает в свое понятие горы: Пай-Хой, Губерлинские, Ильменские и Мугоджары. Общая протяженность массива от Пай-Хой до Мугоджар составляет около 2500 км. и является действительно континентальным поясом, опоясывающим Евроазиатский континент от Северного Ледовитого океана до Каспийского бассейна. После доклада В. Татищева в том же XVIII веке, а именно, в январе 1775 года Императрица Екатерина II издает указ об изъятии из обихода тюркских названий и переименовании реки Яик (башк. Яйы?, каз. Жайы?) в реку Урал, Яицкий городок в город Уральск, а Яицкое казачество приказывает именовать Уральским казачеством.

Далее, в 1868 году в составе Российской Империи была сформирована Уральская область, в которую помимо земель Уральского казачества вошли земли Букеевской орды. Область простиралась вдоль берегов Каспийского и Аральского морей, от Эмбинского (Предуральского) плато охватывая горный массив Мугоджары, и до Тургайского плато. В 20 веке земли Уральской области переданы Казахстану, а Уральской названа область, объединявшая территории современных Свердловской, Пермской, Челябинской, Тюменской и Курганской областей, но переделы Советской эпохи сдвигали лишь условные границы. Таким образом, следуя логике императрицы России, при которой понятие было введено, название «Урал» изначально предназначалось для всего горного массива по всей его протяженности с прилежащими к горам территориями.

Итак, Урал, как географическая территория начинается на острове Вайгач от северной стороны горного кряжа Пай-Хой (127 м. над уровнем моря), простирается вдоль берега Карского моря по Югорскому полуострову, переходит в Уральские Горы в их крайней северной части (г. Константинов Камень = 492 м. над уровнем моря), проходит по всей длине Уральских гор до их южной оконечности, переходит в Губерлинские горы, а затем в горы Мугоджары и завершается у берега Аральского моря (г. Жаксыбуталы = 345 м. над уровнем моря) и у Прикаспийской низменности (г. Донгузтау = 215 м. над уровнем моря). Ширина территории: на севере – почти весь полуостров Югорский, далее — Предуралье и Зауралье по всей протяженности Уральских гор, на юге – плато Общий Сырт (как крайняя западная оконечность) и Тургайское плато (как крайняя восточная оконечность). Общая площадь географической территории (вместе с предгорьями) составляет более 1100000 кв. км.

В настоящее время Урал как территорию России выделяют по следующим признакам:

  1. по географическому положению;
  2. по административному делению;
  3. по социально-экономическим признакам.

Удивительно то, что выделение территории «Урал» по какому-либо признаку отлично от выделения той же территории по другому признаку. Границы географического понятия «Урал» не совпадают с границами Урала политического и отличны от Уральской экономической зоны.

 

1. Географически территория Урала

формируется Восточно-Европейской (Предуралье) и Западно-Сибирской (Зауралье) равнинами и разделяющими их горами Уральского горного массива.

Непосредственно Уральские горы, по своему геологическому строению, включают в себя: Предуральский краевой прогиб, зону западного склона Уральских гор, Центрально-уральское поднятие, Тагильско-Магнитогорский синклинорий восточного склона (зеленокаменный пояс Урала), Урало-Тобольский антиклинорий, Восточно-Уральский синклинорий.

По восточному подножью Уральских гор проходит условная граница между Европой и Азией.

По климатическим признакам территория Урала делится на:

  • Полярный,
  • Приполярный,
  • Северный,
  • Средний, 
  • Южный.

По географическим признакам территорию горного Урала подразделяют на:

  • Верхний Урал, включающий в себя горный кряж Пай-Хой, Полярную и Приполярную часть Уральских гор;
  • Центральный Урал, включающий в себя Северную и Среднюю часть Уральских гор;
  • Нижний Урал, на территории России включающий в себя южную оконечность Уральских гор, Ильменские и Губерлинские горы.

Географически Урал граничит на востоке – с Сибирью, на западе – с Поволжьем и Северо-Западом России, на севере омывается водами Северного Ледовитого океана, а на юге граница доходит до Прикаспийской низменности и берега Аральского моря.

Высочайшие вершины:

  • Пай-Хой – гора Мореиз (467 м над уровнем моря)
  • Полярный Урал — гора Пайер (1499 м над уровнем моря)
  • Приполярный Урал — гора Народная (1895 м над уровнем моря)
  • Северный Урал — гора Тельпосиз (1617 м над уровнем моря)
  • Средний Урал — гора Ослянка (1119 м над уровнем моря)
  • Южный Урал — гора Яман-Тау (1640 м над уровнем моря)
  • Ильменские горы — гора Ишкуль (660 м над уровнем моря)
  • Губерлинские горы — гора Поперечная (421 м над уровнем моря)
  • Мугоджары – гора Боктыбай (657 м над уровнем моря).  

 

2. Административные области

На Урале расположены следующие регионы России:

  • Свердловская область;
  • Челябинская область;
  • Башкирия;
  • Курганская область;
  • Оренбургская область;
  • Пермский край;
  • Ямало-Ненецкий Автономный Округ;
  • Ханты-Мансийский Автономный Округ — Югра;
  • Республика Коми (своей восточной и северо-восточной границей).

Уральские горы являются естественной границей между Коми и ХМАО, Ненецким АО Коми и ЯНАО.

В России выделены административные формирования (субъекты федерации), в состав которых включены следующие регионы Урала:

  • В состав Приволжского Федерального Округа включены Пермский край, Башкирия, и Оренбургская область. Пермский край с 1 декабря 2005 года объединяет в себе Пермскую область и Коми-Пермяцкий Автономный округ.
  • В состав Уральского Федерального Округа включены: Свердловская область, Курганская область, Челябинская область и Тюменская область. В составе Тюменской области находятся ХМАО И ЯНАО как полноправные субъекты Российской Федерации.
  • В состав Северо-Западного Федерального Округа включена Республика Коми.

Исходя из названий субъектов, название «Урал» применимо к административному формированию Уральский Федеральный Округ (УрФО).

Уральский Федеральный Округ (образован указом Президента РФ от 13 мая 2000 года) включает в себя следующие географические территории: Восточные склоны Полярного и Приполярного Урала, Центральную часть Уральских гор, часть Южного Урала, Западную Сибирь и часть Таймыра.

Таким образом, Урал в геополитическом определении смещен на северо-восток от географического определения «Урал».

 

3. Социально-экономическое определение Уральской территории

Отлично от географического и политического определений Урала. Образование экономических районов является объективным процессом, выраженным развитием территориального разделения труда.

В составе Российской Федерации определено всего 11 экономических районов. Площадь Уральского экономического района составляет 824 тыс.кв.км.

В состав Уральского экономического района входят:

  • Пермский край;
  • Свердловская область;
  • Челябинская область;
  • Курганская область;
  • Оренбургская область;
  • Республика Башкирия;
  • Республика Удмуртия.

Как видно, Уральский экономический район смещен на юго-запад по отношению к географическому определению «Урал». Это связано с тем, что решающим фактором дифференциации экономических показателей на территории являются порайонные различия в затратах на выпуск продукции, экономика самого производства в разных районах.

 

Уральский экономический район условно можно разделить на следующие зоны:

  • Промышленный, включающий в себя весь Северный Урал: Север Свердловской области, Северо-Восток Пермского края (Прикамье). Преобладают лесная, лесохимическая и лесоперерабатывающая промышленность, машиностроение. Наиболее известны промышленные комплексы, расположенные в городах: Березники, Соликамск, Красновишерск, Пермь, Краснокамск, Чайковский, Серов, Новая Ляля, Туринск
  • Горнозаводской, включающий в себя весь Средний Урал и восточные склоны Южного Урала: юг Свердловской области, юго-восток Пермского края, Челябинская область, восток Оренбургской области, северо-запад Курганской области. Преобладает добыча и обработка металлов, тяжелое машиностроение. Важнейшие промышленные агломерации и узлы с центрами в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Челябинске, Магнитогорске, Миассе, Кургане, Орске.
  • Добывающий, расположенный на западных склонах Южного Урала: юг Пермского края, республика Башкирия, Оренбургская область, юг республики Удмуртия. Преобладают добыча нефти и газа, автомобилестроение. Наиболее известны нефтегазодобывающие комплексы Уфы, Нефтекамска, Оренбурга, Ижевска, предприятия автомобилестроения Ижевска, Нефтекамска.
  • Сельскохозяйственный, включающий в себя районы Южного и Среднего Предуралья, Южного Урала и Южного Зауралья: запад Пермского края, республика Удмуртия, юг республики Башкирия, юго-запад Оренбургской области, юго-восток Курганской области. Преобладают овоще-картофельные и мясо-молочные направления, производство сельскохозяйственного сырья для текстильной и кожевенно-обувной промышленности, выращивание сильных высокобелковых злаковых культур. Ярко выделяется Башкортостан объемным производством меда.

Разумеется, переселения людей и интеграция производства во времена советской эпохи оказали свое влияние и границы экономических зон сейчас практически стерлись. Так, например, на Северном Урале имеется немало сельскохозяйственных и животноводческих угодий, а на Южном Урале успешно развиваются промышленные предприятия как легкой, так и тяжелой промышленности, но, все же, основной принцип деятельности экономических зон пока просматривается.

В публикациях, репортажах и обыденной речи уже полностью устоялась традиция выделять Урал отдельным территориальным районом, осталось только определить его четкие границы.

Так что же считать Уралом с точки зрения определения территории? Применять только географическое определение или совместить понятия и деления социально-экономические и политические? Может быть «Урал», как территория Евроазиатского континента – это вся центральная часть континента от берегов Карского моря и до берегов Каспийского и Аральского морей? Вероятно, еще не одна сотня лет должна пройти, прежде чем Урал обретет четкие территориальные границы как Европа и Азия и Евроазиатский континент будет делиться на три части: Европа, Урал, Азия.

К границе Урала и Сибири

17 журналистов, блогеров и фотографов отправились в двухдневный автопробег по областным городам и весям.

За два дня, 26 – 27 июня, мы посетили 7 городов, отмотали почти 800 километров вместе с Издательским домом «Комсомольская правда – Екатеринбург», организатором автопробега к границе Урала и Сибири. Здесь, на берегу небольшого притока реки Ница – Межнице, Уральские горы полностью стыкуются с Западно-Сибирской равниной, а Опорный край заводского молота прирастает слободским плодородием и земледелием.

Отправная точка автопробега – Екатеринбург. Рано утром мы выпили в кафе чай-кофе, познакомились друг с другом, погрузили свой скарб в три машины и отправились в путь. Две из трёх машин для экспедиции, кстати, предоставила компания «ГАЗ Лаки Моторс» – газель и соболь, удобные и комфортабельные авто. Третья – легковушка директора Комсомольской правды и главного драйвера пробега Марии Базуновой. Впереди нас ждали такие города, как Сухой Лог, Талица, Туринск, Ирбит, Реж и снова Екатеринбург.

 

Фото Елены Рыбчак

Сухой Лог

Около 110 км от Екатеринбурга
2 часа в пути*
*Здесь и далее указывается расстояние по карте, а не по времени автопробега

Есть мнение, что Сухой Лог – это цементная столица России. А ещё это «край коралловых рифов и потухших вулканов». Такое определение дал этой местности исследователь Александр Карпинский. Учёные считают, что в период палеозоя на морском мелководье Урала интенсивно росли рифовые образования, поэтому здесь по-прежнему находят окаменевшие морские организмы в скальных породах. Здесь, на месте Древнего моря, прошёл тектонический разлом палеоструктур, и стали образовываться Уральские горы. Об этом нам напомнили в местном историко-краеведческом музее. Для участников автопробега провели мастер-класс, условно названный «найди остатки кораллового рифа» в современном песке. Его, песка, кстати, здесь море. В городе работают два цементных завода: старый и современный. Первая тонна выпущена в 1930 году.

Сухой Лог – очень гостеприимный город! Участников автопробега приветствовал аж замглавы администрации. Нас здесь встретили вкусным караваем и песнями дети и творческие коллективы. Рассказали о городе, его истории. Говорят, что в 90-е годы не закрылся ни один завод. Сейчас работают восемь крупных предприятий, одна коммунальная управляющая компания обслуживает весь город. Многие организации сохранили муниципальную собственность.

Кстати, по дороге мы заправлялись на АЗС Varta, где можно пользоваться мобильным приложением Benzuber, с помощью которого расплачиваются за топливо, не подходя к кассе автозаправки, прямо из машины. МТС обеспечивало музыкой на всём пути.

 

Фото Елены Рыбчак

Село Филатовское

Около 130 км от Екатеринбурга
2,5 часа в пути

Местное молочное производство «Новопышминское». Местные коровки дают особое молоко с генотипом А2. Оказывается, коровы могут давать разное молоко. Учёные выяснили, что мутации в гене β-казеина крупного рогатого скота привели к 12 генетическим вариантам, и из них A1 и A2 генетические варианты белка бета-казеина, которые отличаются одной аминокислотой. Считается, молоко с β-казеином А1 в организме человека расщепляется с высвобождением пептида бета-казоморфина-7. Этот белок организму сложно усвоить, у некоторых людей возникает пищевая аллергия. В то время как другие дают молоко А2, которое превосходно усваивается организмом человека, без каких-либо побочных эффектов. Определить, какой тип молока производит животное, можно с помощью генетических тестов. Для этого биоматериал от каждой коровки отправляют на анализ в Москву.

Здесь 3120 голов, из них 1100 дойное стадо. Надой на корову составляет 9 200 литров в год. Нам даже позволили подоить местную бурёнку, предварительно рассказав, как не получить копытом в лоб, неуклюже дёргая её за соски. Хозяйство племенное, «лакшери», многие покупают тёлочек на свои фермы для последующего разведения.

 

Фото Елены Рыбчак

Талица

Около 220 км от Екатеринбурга
3,5 часа в пути

Так же, как в Сухом Логу, в Талице нас встречали замглавы местной администрации, только вместо каравая – муниципальное телевидение. Коллеги снимали сюжет об автопробеге Комсомолки, а для местной газеты делали хороший снимок на первую полосу.

Музей Героя Советского Союза Николая Кузнецова. Здесь он учился с 1927 по 1929 г в лесном техникуме. Музей открыт для посетителей более 60 лет назад. Большое количество фотографий последних писем Кузнецова, форма, снаряжение и ещё много-много интересного и исторического.

Недалеко от Талицы есть национальный парк «Припышминские Боры». Площадь парка около 48 000 га, в центре – бывшее озеро 5 000 га, сейчас оно полностью превратилось в болото. На берегах этого озера, по словам экскурсовода, когда-то жили староверы. Граница нацпарка обозначена вкруговую рукотворной канавой, прокопанной военнопленными. Здесь лесостепь граничит с тайгой, произрастают 39 краснокнижных растений Свердловской области. В принципе, ничем особо парк не отличается от других сосновых лесов, даже наших, полевских. Другое дело, что Припышминские Боры имеет статус национального парка со всеми природосохраняющими делами, даже клещи чувствуют тут полную защищённость. Поэтому, отправляясь в автопробег, организаторы застраховали нас от покусов членистоногими в компании «Аскострахование», полис был функцией подключения к услуге «Телемедицина»: с врачом в дороге можно проконсультироваться по телефону, по видеовызову, в чате. Нам такая помощь не понадобилась, хотя один клещ всё ж таки притащился с нами к машине на штанине.

 

 

Фото Елены Рыбчак

Село Усть-Ницинское

Около 340 км от Екатеринбурга
5 часов в пути

Первый день автопробега завершился на границе Урала и Сибири в селе Усть-Ницинское Слободо-Туринского сельского поселения. Это 340 км от Екатеринбурга. Местным жителям проще и быстрее добраться до Тюмени, что в 80 км.

Усть-Ницинская слобода формировалась в 17 веке как духовный центр, была основана архиепископом Киприаном – первым духовным наставником Тобольским и Сибирским. Долгое время была богатейшим поселением, поскольку стояла на торговом пути к Ирбитской ярмарке. Выходцами из Усть-Ницинского было основано ещё 22 населённых пункта.

Формально граница между Уралом и Сибирью проходит по одному из притоков реки Ница – Межнице. У дороги установлена информационная стела. Она, конечно, изрядно обветшавшая. Природная красотень местности неописуемая: яркая, сочная, зелёная равнина и широкие речные разливы. Прибыли мы сюда уже на закате. Низменности были укутаны легким туманом, а воздух наполнен густым запахом разнотравья.

 

Фото: сайт tkakvarel.ru

Туринск, термальный комплекс «Акварель»

Около 410 км от Екатеринбурга
6,5 часов в пути

Здесь, правда, настоящая термальная вода из скважины 1288 метров. Ехать удобнее и ближе, чем до Тюмени, уютные гостиничные номера, СПА, парковка, столовая, освещение. Вообще, природные термальные источники Свердловской области – достаточно редкое явление, поэтому каждый из них на вес золота. Температура воды 35-38 градусов. В больших концентрациях в воде содержатся бром, йод, перманганат, из-за этого минеральная вода имеет желтоватый оттенок с йодистым запахом. Тут чисто, красиво, недорого.

Мы пожарили в беседке на мангале куриные крылышки, согрели чай, перетёрли за жизнь и о том, что надо чаще устраивать такие вот вылазки и делать паузы в жизни, чтобы вернуть силы и энергию. Друзья, комары, летний вечер – красота.

Кстати, с собой в дороге у нас были термокружки, зарядники, дождевики и прочие походные атрибуты от бренда «BABA-YAGA». Вроде бы мелочь, но очень даже необходимая.
А утром следующего дня смогли пойти в бассейн с целебной водицей и гидромассажем.

 

Фото Елены Рыбчак

Ирбит

Около 200 км от Екатеринбурга
2 часа в пути

В Ирбит мы добрались к полудню второго дня автопробега.

Ирбит – мотоциклетная столица России. Нельзя приехать в этот города и не посетить музей мотоциклов, которому исполнилось 15 лет. Он создан на базе продукции, выпущенной на мотоциклетном заводе. Бессменный директор музея Александр Ильич Буланов – «хранитель «Урала», чемпион России, мастер спорта СССР, организатор БайкСлётов, обладатель уникальных коллекций. Его имя дважды занесено в Книгу рекордов Гиннеса. Первый рекорд он установил в 1992 году, проехав на мотоцикле «Урал» в положении с поднятой коляской 338 километров за 8 часов 14 минут 11 секунд на обычном городском стадионе. Второй – в один день с предыдущим рекордом: поочерёдно меняясь прямо на ходу с напарником, они проехали на мотоцикле «Урал» с поднятой коляской 24 часа без остановки. Даже дозаправка бензином осуществлялась в движении. Человек-легенда лично провёл для нас экскурсию.

В музее собрана уникальная коллекция не только отечественной мототехники, начиная с 40-х годов прошлого столетия, но и зарубежные модели мотоциклетных фирм Англии, Германии, США, Японии 1935 – 1989 годов выпуска. Каких только двухколёсных красавцев тут нет: и байкерские, и полицейские, и «космо».

Ирбитский музей гравюры и рисунка. Здесь тоже есть свой человек-легенда – это Валерий Андреевич Карпов. Благодаря ему в провинциальном городе Урала собраны шедевры под стать Эрмитажу – огромная коллекция западно-европейской графики, начиная со второй половины ХV века и до наших дней. Работы Дюрера, Бароччи, Тициана, Рембрандта, Бартолоцци, Гойи, Манэ, Шагала… В этот день в музее планово отключили электроэнергию, и мы бродили по залам в полумраке, подсвечивая картины фонариками, что создало особенный антураж восприятию и увлекательному рассказу Карпова. Сенсацией стало то, что в 2012 году в музее нашли подлинную картину Рубенса. Полотно «Положение во гроб», которое считали копией, оказалось настоящим произведением нидерландского живописца. Из 10 картин, отданных Эрмитажем в захолустье, – два Рубенса и один Ван Дейк.
Сказать, что мы уезжали из Ирбита под большим впечатлением, ничего не сказать. Восторг от увиденного и услышанного!

 

Фото Елены Рыбчак

Реж

Около 80 км от Екатеринбурга
1,5 часа в пути

Автопробег «К границе Урала и Сибири» завершился в Реже. Здесь нас ждали на уже известном предприятии «Реж-хлеб» и в мастерской «Шоколад и перец».

Что можно сказать о хлебопёках? Они большие молодцы, постоянно наращивают объёмы производства и умеют удивлять новинками. Конечно, конкуренция на хлебном рынке высока. Это подстёгивает придумывать что-то новое и вкусное и держать соотношение «цена-качество» на приемлемом уровне. К нам, в Полевской, Реж-хлеб тоже завозит свою продукцию, но вот я, правда, не знала, что у них в ассортименте есть мой любимый бородинский хлеб с чёрненькой корочкой. А ещё появились изумительные кексы. К сожалению, автопробег под вечер уже выбился из графика, и смотреть, как пекут булки, мы приехали с опозданием – в конце рабочего дня. Но экскурсия всё же случилась, хоть и по-быстрому. Нас провели по предприятию, показали производственные линии, цех готовой продукции, транспортную отгрузку, брендированные машины.

Но пусть не обижаются на нас пекари, но гастрономический экстаз участников пробега накрыл в мастерской «Шоколад и перец». Здесь такие классные мастера своего дела! Шоколатье дядя Лёша и его товарищ сделали наш вечер очень вкусным и эмоционально, и фактически. Они не просто рассказали и показали нам, из чего делают шоколадки, но и сумели вовлечь нас в процесс приготовления всеми любимого лакомства.

Оказывается, с горячей шоколадной массой надо работать на холодной мраморной плите, на температурном контрасте, чтобы сладкая плитка на выходе получилась блестящей. А потом надо научиться выписывать мастерком и ножом кренделя, травить байки, мазать всем носы, отбивать чечётку формочками, чтобы стать хоть немного похожим на дядю Лёшу. Теперь я буду просить знакомых привозить мне из этого города не только сыр, хлеб, но и шоколадные сладости.

Завершился автопробег в Екатеринбурге. Мы въезжали в вечерний город, уже подсвеченный фонарями. Уставшие, довольные и сытые впечатлениями: Урал красив природой, Урал богат талантливыми и мастеровыми людьми, Уралу и нам с вами есть чем гордиться и что показать гостям. Но главное – есть чему удивиться самим, если захотеть: проложить маршрут, сесть в машину и топнуть педальку газа. Уральское лето такое короткое, ловите моменты. Кстати, погода нам благоволила все эти два дня путешествия – дождик слегка накрапывал лишь в Ирбите.

Фото Елены Рыбчак

 

Microsoft Word — 044_ICSDCBR.

docx

%PDF-1.3 % 37 0 объект >>>]/ON[73 0 R]/Порядок[]/RBGroups[]>>/OCGs[73 0 R 124 0 R]>>/Страницы 3 0 R/Тип/Каталог>> эндообъект 123 0 объект >/Шрифт>>>/Поля 128 0 R>> эндообъект 72 0 объект >поток 2019-11-18T03:47:43ZWord2019-11-18T23:26:35+01:002019-11-18T23:26:35+01:00Mac OS X 10.13.6 Quartz PDFContextapplication/pdf

  • Microsoft Word — 044_ICSDCBR.docx
  • UUID: 772a2a68-5264-483c-99ed-f02cc98d8e90uuid: 528ed4b8-9297-4fff-8532-0c8b04f8a2e2 конечный поток эндообъект 3 0 объект >
    эндообъект 2 0 объект >/ExtGState>/Font>/ProcSet[/PDF/Text]/XObject>>>/Type/Page>> эндообъект 17 0 объект >/ExtGState>/Font>/ProcSet[/PDF/Text]/XObject>>>/Type/Page>> эндообъект 24 0 объект >/ExtGState>/Font>/ProcSet[/PDF/Text]/XObject>>>/Type/Page>> эндообъект 29Н-Ljh4l(/ fAni rҺɲdԺ:VRe:܊-oE ȴm/HgxgALs%.
    Jڵ̄en(?3sb8C>$h>&nQ暈’NX?7Yo=L\)2%w7~/((6z|@q;_z3″Z/$7LL&s =pOx剭f4EFDiֿw»Lk]EQŖk’*ZR !,y+_؝|&luW4;%U&l/p?[xM:k[f{U&TZC4 O,#6dh`JF] W9% 6萙5

    Россия: самая дружелюбная граница | Пулитцеровский центр

    В 1868 году в Оренбурге, русском степном городке примерно в 1000 милях к востоку от Москвы, открылось отделение Русского географического общества. Выступая на церемонии открытия, губернатор Оренбурга генерал Николай Крыжановский призвал географов поддержать цивилизаторскую миссию Европейской России в так называемой «дикой Азии». Но для этого нужно было точно определить, где начинается эта «дикая Азия».

    Русские географы ранее определили, что река Урал, протекающая через Оренбург, была частью границы между Европой и Азией. Крыжановский вроде бы согласился: география земель по ту сторону Урала не имеет «ничего общего с Оренбургом и по эту сторону Урала», сказал он в своем выступлении. «Здесь столько же очевидных природных богатств, сколько там бедности. Здесь столько же надежды на будущее, сколько там безнадежности во всем, здесь столько жизни, сколько там окаменевшей мертвости».

    Но где было «там»? Крыжановский сказал географам, что предстоит еще провести исследования, чтобы «более четко определить, где действительно проходит граница между Европой, способной к цивилизованной жизни, и Азией, обреченной на мрачное отчаяние».

    Сегодня Оренбург сохраняет европейский колорит. Его приятный центр города похож на небольшой музей под открытым небом тех дней, когда он был важным колониальным центром, а не захолустным городом среднего размера, которым он является сегодня. Здесь есть миниатюрная реконструкция ворот 18-го века, подаренных городу императрицей Елизаветой, олицетворяющих роль Оренбурга как ворот на Восток, а рядом с ними красивая желтая резиденция, где Крыжановский и другие губернаторы управляли делами империи.

    Оренбург также по-прежнему считает себя границей между Европой и Азией, но не в смысле границы цивилизации, а в большей степени как туристический бренд маленького городка. Огромный пешеходный мост с континентальной границей в центре соединяет европейский центр с парком и пляжем на азиатской стороне.

    Или, примерно за 75 центов, вы можете воспользоваться канатной дорогой с надписью «Европа-Азия» сбоку.

    Но драматического разрыва между Европой и Азией, о котором говорил генерал Крыжановский, не существует. Россия превратилась в своеобразный плавильный котел, и потомки этих «диких азиатов» вроде казахов, башкир и татар гуляют по Оренбургскому мосту вместе с этническими русскими, мало что отличая их друг от друга, кроме черт лица. А между тем географы в Оренбурге сегодня снова возвращаются к вопросу о границе между Европой и Азией, пытаясь раз и навсегда решить вопрос, где она на самом деле проходит.

    Это может показаться анахронизмом в 21 веке, когда широко распространено понимание — академическими географами в большей степени, чем кто-либо другой, — что Европа и Азия не имеют естественного географического значения. Александр Чибилев, нынешний глава Оренбургского географического общества и руководитель работ по перекройке границы, первым скажет вам, что идея жесткого разделения между Европой и Азией произвольна. Я встречаю его в его кабинете в одном из величественных полуразрушенных особняков Оренбурга, на улице, в которой столько же выбоин, сколько тротуаров.

    Чибилев дал мне текст речи Крыжановского о «дикой Азии», которую он нашел в архивах общества, и смеется, вспоминая некоторые из ее наиболее зловещих пассажей. Но он утверждает, что до тех пор, пока сохраняются концепции Европы и Азии, нам надлежит, по крайней мере, прийти к общему пониманию, даже если оно в конечном счете произвольно, того, что эти термины означают географически.

    Чибилев предлагает перенести границу от реки Урал на холмы дальше на восток. На самом деле это мало что меняет; по иронии судьбы он удаляет Оренбург от границы. «Но они должны оставить памятники здесь», — говорит он. «Это хорошо для туризма».

    География в России дело серьезное. Президент России Владимир Путин, помимо своих других обязанностей, также является председателем правления Русского географического общества. (Председателем общества является министр обороны Сергей Шойгу. ) Азербайджанский географ, работавший с Чибилевым, взволнованно сказал мне, что Путина «лично проинформировали» о проекте границы между Европой и Азией. Сам Чибилев более скромен и говорит только, что Путин был в зале во время конференции, на которой он представил проект границы Европа-Азия, но отметил, что президент не проявлял явных признаков интереса.

    Чибилев пытается преуменьшить роль правительства и настаивает на том, что его работа аполитична. Его обоснование того, где должна проходить граница, основано на геологии и речных течениях. Но он признает напряжение. «К сожалению, все это — наследие политики и геополитики», — говорит он.

    Политика и геополитика на самом деле были тесно связаны со всеми усилиями России по определению границы между Европой и Азией. «Европа» в России означает гораздо больше, чем просто западная часть страны: это также цивилизация, против которой Россия себя идентифицирует. Место Европы в российской идентичности чрезвычайно сложно и содержит элементы неуверенности, высокомерия, восхищения и подражания. И эти взгляды отражались в попытках России на протяжении столетий определить, где проходят географические границы континента.

    Когда древние греки впервые определили границы Европы, ее восточная граница проходила по реке Дон. Но древние не знали достаточно о Доне, чтобы понять, что он иссякает задолго до Северного Ледовитого океана и поэтому не является континентальным водоразделом. На протяжении веков этот очевидный недостаток не имел значения для россиян, но, как задокументировал географ и историк Марк Бассин, он стал проблемой во время правления Петра Великого, который хотел, чтобы Россия стала европейской страной. К этому времени Европа стала означать больше, чем просто часть земного шара (как это было для греков), но цивилизацию: христианскую, просвещенную и современную. Но она все еще была частью земного шара, и русские начали видеть в том, что у Европы нет надлежащей границы, как для них проблема.

    Итак, когда Петр привлек ученого Василия Татищева для написания новой географии России, одной из его задач было определение правильной границы между Европой и Азией.

    Татищев поселился на Урале, скромной горной гряде, но более внушительной, чем любой другой возможный вариант. Эта граница прижилась до такой степени, что, когда Лоран Олифант, шотландский аристократ, впоследствии ставший членом парламента и успешным писателем, посетил старую границу (недалеко от Ростова-на-Дону) в 1853 г., он полагал, что смещение на восток границы как-то осмысленно «оксидентализировали» территорию: «Поскольку Дон перестал быть границей Европы и Азии, жители этой области стали в какой-то степени западными, и я не видел ни одного из тех ярких костюмов, описанных ранее путешественники».

    И путешественники увидели в новой границе в Оренбурге соответствующую смесь Востока и Запада. Британский журналист Дэвид Кер путешествовал в Среднюю Азию в 1873 году и, добравшись до Оренбурга, написал:

    Как ворота азиатской торговли и столица отдельной территории (факт, подчеркнутый официальным разделением империи на Россию, Сибири, Туркестана и Оренбургской области), Оренбург имеет право на некоторую видимость богатства и цивилизованности; но, тем не менее, первый взгляд на него всегда более или менее удивителен.

    Неискушенный житель Запада, для которого любая часть азиатской границы равна Патагонии или истоку Нигера, был бы несколько сбит с толку, обнаружив в самом сердце восточных прерий аккуратные общественные сады и массивные правительственные здания, и хорошо вымощенные улицы, заполненные модно одетыми бездельниками, и таухницкие издания «Мидлмарча» или «Бедной мисс Финч» располагались за безукоризненным зеркальным стеклом. … Это порог мира, а за ним наше погружение в неизведанное.

    Тем не менее, нашлись несогласные, которые оспаривают, что Россию вообще следует включать в состав Европы. В 19 веке у России были особенно плохие отношения с Европой, и антизападные настроения росли. Движение, известное как славянофилы, утверждало, что Россия должна отвергнуть Европу в пользу нечетко определенной восточной идентичности. Один славянофил, Федор Достоевский, писал в 1876 г.: «С нашим рывком в Азию мы будем иметь новый подъем духа и силы… в Европе мы были прихлебателями и рабами, а в Азии мы будем господами. В Европе мы были татарами, а в Азии мы тоже европейцы. Наша миссия, наша цивилизаторская миссия в Азии будет ободрять наш дух и привлекать нас».

    Николай Данилевский, другой известный славянофил, оспаривал, что Европа вообще является континентом, и утверждал, что вместо этого ее следует рассматривать только как придаток Азии. Для Данилевского, писал Бассин, «не было более эффективного способа разрушить великолепную ауру Европы, чем низвести ее до статуса простой «естественной» оконечности того самого региона, над которым она должна была превосходить».

    Обратная сторона этого аргумента была представлена ​​британским географом Уильямом Х. Паркером в 1960 статья под названием «Европа: как далеко?» В разгар холодной войны Паркер утверждал, что, поскольку между Европой и Азией нет естественного разделения, Евразию вместо этого следует разделить на шесть субконтинентов, одним из которых будет Европа, а другим — Советский Союз. Он оправдывал исключение Советского Союза из Европы политическими и историческими причинами:

    Лучшим решением проблемы раздела между Европой и Азией, по-видимому, было бы отбросить как устаревшее разделение Евразии на две весьма неравные части вдоль произвольные и сомнительные линии, а разделить его на несколько субконтинентов, не нарушая целостности Советского Союза. Тогда Европа бесспорно становится той частью континента, что к западу от СССР. Эта интерпретация реалистична, поскольку она соответствует тому, что современные мыслящие люди понимают под Европой, и она близко совпадает с исторической и по существу географической Европой.

    Сегодня Россия снова борется со своим статусом по отношению к «цивилизованной» Европе, а такие разные вопросы, как аннексия Крыма, олимпийский допинг и права геев, принимают форму противостояния Востока и Запада. Поэтому, пожалуй, неудивительно, что русские снова поднимают вопрос о географической границе между Европой и Азией.

    Сегодня в моде говорить об инаковости России с помощью концепции «Евразии», идеи о том, что Россия и ее бывшие сателлиты не являются ни Европой, ни Азией, а чем-то средним, но уникальным. Границы Евразии никогда не уточняются, но часто кажется, что они совпадают с границами бывшего Советского Союза.

    Путин явно симпатизирует евразийским идеям. Он изображал Европу местом морального разложения и деградации и пытался (в основном безуспешно) создать «Евразийский союз», который был бы не просто экономическим блоком, подобным ЕС, но в некотором роде представлял бы евразийские ценности. «Евразийский союз — это проект сохранения идентичности наций на историческом евразийском пространстве… шанс для всего постсоветского пространства стать самостоятельным центром глобального развития, а не оставаться на задворках Европы и Азии, — сказал он в своем выступлении в 2013 году.

    Сегодняшние дискуссии в России о границе Европы и Азии также выдают явное евразийское влияние. Граница перестала быть границей между цивилизацией и «дикой Азией», а стала символом многонациональной России. «Это не разрыв, это шов», — говорит мне Чибилев. В научной статье «Граница Европа-Азия в географическом и культурно-историческом аспектах» он уточнил: Граница «не только разделяет континенты, но и объединяет территории России и Казахстана… в целостный трансграничный регион, Центральная (Средняя) Евразия… Скорее всего, этот регион продолжит играть роль геополитического буфера, определяющего социально-экономические и этнокультурные процессы на стыке Европы и Азии».

    Из Оренбурга я еду дальше на север вдоль границы в Екатеринбург, четвертый по величине город России, где тот же дух евразийского слияния наполняет новый туристско-развлекательный комплекс, который город строит в нескольких милях от города. «Все различия между Европой и Азией соединяются на этой границе, — говорит мне директор проекта Вадим Колегов. «Это не водораздел, а наоборот. Поэтому мы называем это «самой дружественной границей».

    Комплекс площадью 1500 акров на границе Европы и Азии вдоль шоссе на Москву станет своего рода Евразийским Эпкот-центром, в котором будут представлены «этнодеревни», представляющие различные культуры народов Урала; христианские, мусульманские и еврейские культовые сооружения; и сеть бургерных в американском стиле Grizzly, а также немецкие, узбекские и грузинские рестораны, каждый на соответствующей стороне границы Европы и Азии. Так на чьей стороне грузинский ресторан? «Я думаю, на азиатской стороне», — говорит Колегов и смеется. — Но пусть они сами решают.

    Пока ничего из этого не построено, и сейчас на этом месте только придорожное кафе и небольшой гранитный памятник с полосой посередине и надписью «Европа» и «Азия» по бокам. Колегов привозит сюда туристические группы (обычно с остановкой на Транссибирской магистрали) и однажды позволяет мне последовать за туристической группой пожилых немцев.

    Подъезжаем к Уралу (едва заметный склон) к пограничному участку и нас встречает «хозяйка гор» (дочь Колегова), одетая в зеленое платье славянской царицы и головной убор, ее характер основан на местный 19народные сказки писателя X в. «Добро пожаловать на самую дружелюбную границу в мире», — говорит она, предлагая немцам традиционное русское приветствие хлебом-солью.

    Возможно, чтобы компенсировать невзрачность самой границы, команда Колегова подготовила для туристов целую гамму развлечений. Мы посещаем камень, подаренный монгольской делегацией, который, по словам хозяйки, олицетворяет русский характер: «грубый и грубый снаружи, но с сердцем, подобным алмазу внутри». Немцы вбивают указатель, показывающий расстояние до их города, на столб, к которому уже прибито несколько других подобных знаков из Южной Кореи, Италии и других стран Европы и Азии. Нам говорят, что кадриль вокруг памятника русской поп-музыке — это «традиция». Групповые фото, естественно, делаются на каждом этапе этого.

    Все это очень банально и портит мне настроение. Я отправился за два месяца до этого, в Стамбуле, поставив перед собой честолюбивую задачу написать что-то вроде антитревеллога о путешествии вдоль бессмысленной границы. Я был близок к концу этой поездки и нашел более или менее то, что ожидал найти на границе: сплошную пустоту, перемежающуюся странной туристической ловушкой. Но здесь, у этого вульгарного памятника на обочине шоссе, меня поразила нелепость написания о нем нескольких тысяч слов.

    Однако следующий «традиционный» ритуал меня немного задел. С каждой стороны пограничного монумента выложена скала, взятая с дальнего конца каждого континента: с азиатской стороны — мыс Дежнева в Беринговом проливе, с европейской стороны — португальский мыс Рока. Ритуал состоит в том, чтобы коснуться одной стороны, коснуться другой, затем встать на границе, загадать желание и выпить рюмку водки (с традиционным русским маринадом), чтобы желание сбылось. И, может быть, это из-за водки или из-за того, что немцы были чертовски добродушны во всем этом, но я немного сентиментально думаю об этом огромном континенте, посреди которого я нахожусь (вроде как).

    Не так давно я покинул Стамбул, но даже просто путешествуя по этой тонкой границе, я охватил огромный пласт евразийской истории, взаимодействия между христианами и мусульманами, поселенцами и кочевниками, секуляристами и фундаменталистами. , демократы и деспоты, колонизаторы и колонизаторы, соперничающие геополитические блоки, люди, считавшие себя цивилизованными, и люди, ранее считавшие себя нецивилизованными. Да, бесполезно сопоставлять эти различия Востоку и Западу или Европе и Азии. Но мне действительно казалось, что эти 3000 с лишним миль пересекали уникально богатую и сложную часть мира. Так что, возможно, Европа и Азия ничего не значат. Но граница между ними? Ну, может быть, это что-то вроде шва.

    Я размышляю об этом во время последнего этапа моего путешествия по почти пустынному северу России. Через несколько дней я уже на последнем пограничном рубеже — безлюдной железнодорожной остановке в российской Арктике под названием Полярный Урал. Это самый северный пограничный знак Европы и Азии, представляющий собой пересечение Уральского хребта с самым северным транспортным средством Восток-Запад, поездом между двумя российскими арктическими форпостами, Салехардом и Воркутой. Сам маркер причудливо украшен яркими красными и зелеными полосами, контрастирующими с суровой тундрой и горами на заднем плане.

    Это традиционная родина ненцев: оленеводов-анимистов, имеющих больше общего с инуитами или гренландцами, чем с любыми классически «европейскими» или «азиатскими» народами. В Салехарде я узнаю, что ненцы сосредоточены в двух основных районах, по одному с каждой стороны Урала, поэтому они называют себя «европейскими ненцами» и «азиатскими ненцами». Представьте, если бы европейские ненцы были материалистичны и рациональны, а азиаты традиционны и склонны к деспотизму! Но нет, мне говорят, это не имеет к этому никакого отношения.

    Итак, Полярный Урал был бессмысленной последней остановкой в ​​моем путешествии по границе Европы и Азии, последним из множества пограничных знаков, которые явно ничего не обозначают. Остановка должна была быть через 28 минут, а маркер находился в нескольких сотнях ярдов; уж точно было время прогуляться туда, пару фото, и прогуляться быстрым шагом обратно.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *