Небесное погребение
У всех народов существуют свои собственные погребальные практики. Некоторые из них кажутся представителям других культур непривычными, а некоторые – пугающими. Таковы, например, небесные похороны в Тибете. Несмотря на красивое название, этот ритуал довольно жесток. Во время него тело покойного разрезают ножом, разрубают топором и отдают на корм птицам. Однако тибетцы не видят в такой процедуре ничего отталкивающего, ведь она является частью их мировоззрения, выражением разумного отношения к жизни и смерти. Ниже мы поговорим о том, как зародилось небесное погребение и в чем заключается его символический смысл.
Что такое «небесное погребение»?
Небесное погребение (или sky burial) – это древняя традиция прощания с мертвецами, распространенная в Тибете. Она заключается в том, что труп человека скармливают грифам и другим хищным птицам-падальщикам. Согласно тибетским верованиям, с самого рождения люди должны приносить пользу окружающему миру, употреблять свою жизнь во благо. Такой ритуал – последняя возможность стать полезным хоть кому-то.
Помимо этого, небесные похороны выражают еще одну важную идею: тело является просто физической оболочкой души, сосудом. Когда душа покинула его, о нем больше нет смысла заботиться. Стремление окружить покойного почестями с точки зрения тибетцев бессмысленно и даже вредно, ведь оно мешает осознанию того, что в нас является истинным и неизменным, а что – кажущимся и преходящим. Ни цветы, ни гроб, ни многолюдные траурные процессии – ничего из этого на самом деле не нужно усопшему. Правда, родным и близким тяжело смириться с таким подходом. Ритуал небесного погребения призван помочь им. Чем скорее члены семьи расстанутся с телом, тем скорее вспомнят, что о нем не следует горевать. Душа бессмертна, она продолжила свои странствия и не нуждается в оплакивании. Плоть же вообще не обладает никакой ценностью, поэтому о ней не нужно заботиться.
Откуда пошла традиция?
Традиция скармливать останки человека птицам и животным зародилась в глубокой древности. Подобные ритуалы практиковали в Индии, в Китае и в Тибете. Среди них не только небесные похороны, но и лесные (когда тело оставляли в лесу), и пещерные (когда находили или строили специальный грот, куда дикие звери могли пробраться в поисках пропитания). Во всех этих случаях от трупа стремились избавиться для того, чтобы разрушить иллюзию, что человек каким-то образом связан со своей мертвой плотью. Его уничтожение означало окончательное освобождение души от мирских оков.
Что символизирует небесное погребение?
На самом деле за этим обрядом стоит целая система философских идей. Человек появляется на свет как неотъемлемая часть природы и точно так же умирает. Наблюдая за миром, мы можем понять, что ничто не вечно. Животные гибнут, растения увядают, водоемы пересыхают, горные цепи разрушаются. Люди существуют по тем же самым законам. Единственное, что выделяет нас из окружающей действительности – это наш эгоизм, из-за которого мы считаем себя хозяевами своей судьбы. Человек пленен заботой о самых разных вещах: богатстве, власти, красоте, физическом здоровье, приобретении знаний. Но все это не имеет никакого значения для нашей души. Когда придет время, она легко расстанется со всем, что якобы составляло нашу истинную сущность: с домом, семьей, друзьями и так далее. Освобождение от физического тела тоже неизбежно – это благо, а не страдание, поэтому не следует его бояться. Самое лучшее, что можно сделать с плотью после смерти – распорядиться ею так, чтобы она принесла какую-то пользу. Например, отдать ее на съедение птицам. Такой обряд означает торжество вечного над временным, и мировой гармонии – над эгоизмом.
Как проходит?
Ритуал небесного погребения принято начинать через трое суток после смерти. Его проводят специально обученные люди, которых в Тибете называют рогьяпами. Один из близких друзей покойного относит его труп на спине к месту похорон. Рогьяпа делает на теле несколько надрезов и прикрепляет за шею к вбитому в землю столбу. Благодаря этому грифы могут выклевать и съесть все внутренности. То, что осталось (кости, хрящи и т.д.) разрубают топорами, перетирают на плоском камне, смешивают с мукой и также отдают птицам.
Небесные похороны проводят только на специально отведенных для этого площадках. По всему Тибету их насчитывается больше тысячи. Самые известные из них расположены в окрестностях монастырей Чалан и Дригунг Тил (первую еще называют городом молитвенных флажков).
Большинство тибетцев считают ритуал небесного погребения единственным подходящим для себя способом проститься с жизнью. Хотя для нас это непривычно, местные жители не видят в нем ничего ужасающего. Они вполне осознанно готовятся к тому, что после смерти их останки отдадут на съедение птицам.
Попытки отменить «небесное погребение»
Многие люди приходят в ужас, когда впервые слышат про небесные похороны. Процесс разрезания и разрубания тела действительно может шокировать даже человека с очень крепкой нервной системой. Неудивительно, что эту традицию в свое время попытались отменить. В 1959 году, после того как власти Китая стали полностью контролировать территорию Тибета, ритуал попал под строгий запрет. Однако тибетцы продолжали отстаивать свое право хоронить мертвецов так, как привыкли. В 1974 году представители китайского правительства пошли навстречу местным жителям и вновь разрешили отправлять обряд небесного погребения.
Вопросы и ответы
Кто такой рогьяпа?В русском языке нет термина, чтобы дословно перевести название этой профессии. Это и могильщик, и жрец. Он владеет не только определенными практическими знаниями (например, где именно делать надрезы на теле), но и духовными (как должен правильно совершаться ритуал, что происходит с душой человека потом). Быть рогьяпой – дело жизни. Такое ремесло передается от отца к сыну. Если в семье рождается дочь, ее муж также должен избрать для себя этот путь и изучить все тонкости погребального искусства.
Почему тело отдают именно грифам?В буддизме грифы – почитаемые птицы. Их соотносят с мифическими существами дакини – демонами женского пола, прислуживающими богине Кали. Они кровожадны и свирепы, но в то же время просветлены: являются носителями тайных учений, помогают постигать секреты мироздания.
Есть ли отражение этой традиции в других культурах?Да, есть. Например, в США существуют специальные кладбища, где до останков покойного могут без труда добраться дикие звери. Похоронить на них человека стоит около 500 долларов. В основном в этом заинтересованы те, кто заботятся об окружающей среде. Такой способ погребения является очень экологичным, и в этом его главное преимущество.
Небесное погребение в Тибете – непривычная для нас традиция. Не каждый человек согласился бы служить кормом для птиц вместо того, чтобы мирно покоиться на кладбище. Но, как мы видели, за этим обычаем стоит уникальная система взглядов на жизнь и смерть, на предназначение души и тела. Узнать о ней полезно, чтобы расширить кругозор и лучше понять культуру другого народа.
Если вам нужно организовать достойное прощание с близким человеком, вы можете поручить проведение траурной церемонии агентам Ritual.ru. Наши сотрудники помогут подготовить документы, найти место на кладбище, организовать кремацию или похороны, провести поминки в заведении подходящей ценовой категории.
13 декабря 2022
Возможно, вам будет интересно:
- Необычные похороны в Гане
- «Птичьи похороны» в Тибете и Иране
- Сколько человек погибло на Эвересте?
Консультация по организации похорон
Звоните
+7 (495) 100-3-100
Оставить заявку на звонок
Небесное погребение в Тибете (Впечатлительным НЕ СМОТРЕТЬ!)
Оригинал взят у masterok в Небесное погребение в Тибете (Впечатлительным НЕ СМОТРЕТЬ!)
«Небесное погребение» ((jhator (Вайли: bya gtor) – основной вид погребения в Тибете и в ряде прилегающих к Тибету районах. Также он называется «раздачей милостыни птицам». Согласно тибетским верованиям, душа покидает тело в момент смерти, а человек на всех этапах жизни должен стараться приносить пользу. Поэтому мёртвое тело скармливается птицам как последнее проявление благотворительности.
Именно такой способ погребения многие тибетцы по сей день считают для себя единственно возможным. Исключение делается лишь для Далай-Ламы и Панчен-Ламы. Их тела после смерти бальзамируются и покрываются золотом.
Сначала я вам покажу официальное художественное видение этого ритуала, а потом будет обычный бытовой репортаж — вот там реальная жесть. Так что я вас предупредил …
Фото 1.
«Город молитвенных флажков» – площадка, созданная для погребения в окрестностях монастыря Чалан (Chalang). Уезд Дажи (Dari), провинция Цинхай, Голог-Тибетский автономный округ, 5 ноября 2007 года. Фото: China Photos/Getty Images
«Небесные похороны» практикуются на всей территории проживания тибетцев, включая некоторые индийские территории, например, Ладакх или штат Аруначал-Прадеш.
Фото 2.
Родные умершего молятся во время церемонии погребения в «Городе молитвенных флажков», на площадке, созданной для погребения в окрестностях монастыря Чалан (Chalang).
В 1959 года, когда китайские власти окончательно закрепились на территории Тибета, обряд был полностью запрещен. С 1974, после многочисленных просьб монахов и тибетцев, китайское правительство позволило возобновить «Небесные похороны».
Фото 4.
Стервятники собрались в «Городе молитвенных флажков», на площадке, созданной для погребения в окрестностях монастыря Чалан (Chalang).
Сейчас имеется около 1100 площадок для обряда небесного погребения. Ритуал исполняется специальными людьми – рогьяпами.
Фото 5.
Рогьяпа («могильщик») точит нож перед церемонией погребения в «Городе молитвенных флажков».
Когда тибетец умирает, его тело устанавливают в сидячее положение и так он «сидит» в течение 24 часов, пока лама читает молитвы из тибетской Книги мёртвых.
Эти молитвы предназначены помочь продвижению души через 49 уровней бардо – состояния между смертью и возрождением.
Через 3 дня после смерти близкий друг покойного относит его на спине к месту погребения.
Рогьяпа сначала делает множество надрезов на теле и уступает тело птицам – стервятники делают основную часть работы, поедая всю плоть.
Далее «могильщик» собирает и дробит кости на специальном плоском камне, смешивает крошево с цампой (ячменная мука с маслом яка) и скармливает все это птицам.
Тело уничтожается без следа, в тибетском буддизме считается, что таким образом душе легче покинуть тело, чтобы найти себе новое.
Фото 6.
Тибетцы верят, что каждый хоть раз в жизни должен увидеть обряд небесного погребения, чтобы осознать, прочувствовать всю мимолетность и эфемерность жизни.
Фото 7.
Рогьяпа («могильщик») молится перед церемонией погребения в «Городе молитвенных флажков». Окрестности монастыря Чалан (Chalang). За погребение рогьяпа получает до 100 юаней (около 13.5$). Уезд Дажи (Dari), провинция Цинхай, Голог-Тибетский автономный округ, 5 ноября 2007 года. Фото: China Photos/Getty Images
Фото 8.
Рогьяпа дробит кости умершего во время церемонии погребения
Фото 9.
Рогьяпа скармливает стервятникам мясо умершего
Фото 10.
Фото 11.
Рогьяпа разрезает тело умершего
Фото 12.
Рогьяпа молится во время церемонии погребения
Фото 13.
Фото 14.
Фото 15.
Фото 16.
Фото 17.
Фото 18.
Фото 19.
Рогьяпа («могильщик»), закончив работу, пьет чай с семьей.
А теперь репортаж без культурного приукрашивания , просто обыденное дело.
Фото 20.
В общем сначала в долину привозят тело
Фото 22.
Фото 23.
Фото 24.
Фото 25.
Потом распаковывают
Фото 26.
Фото 34.
Фото 35.
Фото 36.
Потом привязывают тело к колышку и надрезают
Фото 37.
Фото 38.
Фото 40.
Фото 41.
Фото 42.
Фото 43.
Китайское правительство объявило о намерении взять под жесткий контроль тибетские похороны. Древняя традиция, согласно которой тела умерших оставляют под открытым небом на съедение грифам, по мнению экологов, очень вредит здоровью птиц.
Китайское правительство объявило о намерении взять под жесткий контроль тибетские небесные похороны.
Древняя традиция, согласно которой тела умерших оставляют под открытым небом на съедение грифам, по мнению экологов, очень вредит здоровью птиц.
Труп умершего родственника привязывают за шею к вбитому в землю колу, чтобы грифы не могли утащить останки. После этого кожу покойника надрезают — так пернатым удобнее есть
По данным министерства охраны природы Китая, в последнее время участились необъяснимые случаи смерти грифов. Чиновники связывают это с отравлением несвежим человеческим мясом.
Одного мертвеца хватает, чтобы насытилась целая стая
— Тибетцы устраивают небесное погребение умерших от различных болезней и заражений людей. Птицы соприкасаются с носителями заразы и, кроме того, что гибнут сами, разносят ее по стране, — поделился своими опасениями комиссар по тибетским территориям Юнь Хуэй. — Поэтому мы будем следить, чтобы птицы не ели что попало, в частности скончавшихся от СПИДа или различных разновидностей гриппа.
Тибетское сообщество восприняло запрещение хоронить по устоявшимся религиозным обрядам умерших от болезни людей крайне негативно. Оно считает эти меры очередным шагом для установления официального контроля над их религией.
Голодные птицы обгладывают тибетца до косточки
Кстати, если кому-то обычаи тибетцев покажутся варварскими, то стоит вспомнить, что многие жившие на территории современной России племена поступали также, а, например, Мордва соблюдала этот обряд вплоть до конца XIX века.
Наши предки перед захоронением водружали останки умершего на закрепленный над землей щит. Спустя год обглоданные хищниками кости предавали земле. Отсюда и современная традиция делать поминки через год. Такой обычай был продиктован желанием не осквернять землю-кормилицу гниющей плотью.
Останки заботливо собираются
Фото 44.
Фото 45.
Фото 46.
Фото 47.
Фото 48.
Подробнее узнать об этом можно из интересной книги «Неизвестные Гималаи» автора Химаншу Джоши.
Небесное погребение – один из трёх видов погребений, применяемых в Тибете. Два других – это кремация и сбрасывание в реку.
Небесное погребение называется по-тибетски «джха-тор», что означает «раздача милостыни птицам». Согласно тибетским верованиям, душа покидает тело в момент смерти, а человек на всех этапах жизни должен стараться приносить пользу, поэтому мёртвое тело скармливается птицам, как последнее проявление благотворительности.
В Тибете около 1100 площадок для обряда небесного погребения. Самый большой находится в монастыре Дригунг Тил. Ритуал исполняется специальными людьми рогьяпами.
Фото 49.
Фото 50.
Фото 51.
Фото 52.
Фото 53.
Фото 54.
Фото 55.
Фото 56.
Фото 57.
Фото 58.
Фото 60.
Фото 61.
Фото 59.
Фото 62.
Затем оставшиеся кости измельчаются в порошок, смешиваются с ячменной мукой и опять же скармливаются птицам.
Тибетцы верят, что каждый хоть раз в жизни должен увидеть обряд небесного погребения, чтобы осознать, прочувствовать всю мимолетность и эфемерность жизни.
Фото 63.
Фото 64.
Фото 27.
Фото 28.
Фото 29.
Фото 30.
Фото 31.
Фото 32.
Фото 65.
Фото 66.
Фото 67.
Фото 68.
Фото 69.
[источники]
источники
http://pixanews.com/traditions/nebesnoe-pogrebenie-v-tibete.html
http://b4g.com.ua/one/view/103/
http://olga-mir.blogspot.ru/2010/12/blog-post_1470.html
Раз уж мы подняли тему хоть и традиции одного народа, но все же жести, то давайте вспомним еще что то: например вот Может ли змея проглотить человека (Впечатлительным не смотреть !) или Людоедство как национальный бренд и почему Иногда плохо быть хорошим шутником … (впечатлительным НЕ СМОТРЕТЬ !) А вот кстати, не могу не напомнить вам вот такую тему: Варанаси — город мертвых (Внимание, есть шокирующие фото, впечатлительным просмотр не рекомендуется)
Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз. рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=38942
стервятников Тибета | New Day Films
Введение
Небесное погребение, частный ритуал, во время которого тела тибетских мертвецов предлагаются диким белоголовым стервятникам, становится туристической достопримечательностью в модернизированном Китаем Тибете. Это интимное окно освещает идеологический конфликт, часто скрытый от внешнего мира, который сталкивается с потенциалом угнетения в процессе наблюдения.
Рекомендуемый обзор
Поразительная глубина интерпретации, поскольку антропологические наблюдения уступают место отрезвляющим социально-политическим комментариям.
-Hitfix.com
-Hitfix.com
Подробнее читайте на сайте: HitFix.com
Синопсис
Как показано на выставке короткометражных фильмов National Geographic 2016 года, фильм режиссера Рассела О. Буша « Стервятники Тибета » исследует недавнюю коммерциализацию священной тибетской похоронной традиции, известной как «Небесное погребение». В Sky Burial тибетцы ритуально скармливают тела своих умерших диким белоголовым сипам в качестве подношения на благо других живых существ. С модернизацией Западного Китая и расширением туризма в Тибете места захоронений теперь отмечены на туристических картах, а местные власти взимают плату с посетителей за посещение частного ритуала. Против воли пострадавших семей посетители снимают фото и видео, часто размещая их в сети. Снято в августе 2011 года, когда региональная напряженность стала настолько невыносимой, что десятки тибетцев начали поджигать себя;
Отзывы
Стервятники Тибета совершают выдающийся подвиг в очень сжатой упаковке. Это захватывающий, красивый и тревожный документальный фильм о контактах культур, асимметрии власти и повседневной жизни в Тибете. Только операторская работа и монтаж приковывают зрителей к экрану. Удивительно внимательное отношение Буша к тому, что так легко может стать зрелищем причудливого и странного, является свидетельством приверженности создателей фильма честному и принципиальному документальному кино. Это видео откроет множество разговоров, от критики туризма до политики представительства. Стервятники Тибета работают на разных уровнях, привлекая аудиторию к открытой критике и неявной саморефлексии. Он предоставляет преподавателям множество возможностей для обучения студентов культурным различиям в контексте быстро меняющегося Тибета и все более неоднозначного поля глобальной визуальной культуры. Для многих англоязычных зрителей изучение ханьского туризма само по себе будет откровением и поучительным уроком. Большинство зрителей постепенно придут к пониманию того, что набор фреймов, вложенных друг в друга, бросает вызов не только банальности эксплуататорских туристических практик в Тибете, но и подставному туризму глобального интернет-зрения.
— Крейг Кэмпбелл
Доктор философии, факультет антропологии, Техасский университет в Остине
-Dr. Кеннет Бауэр
Дартмутский колледж, Журнал Американской антропологической ассоциации 2014
Награды и показы
IDA Лучший короткометражный документальный фильм, номинант, 2013 г.
Премия Студенческой академии, региональный финалист, 2013 г. Награда Техасского университета в Остине, 2013 г.
Лучший короткометражный фильм, кинофестиваль Флагстафф-Маунтин, 2013 г.
Победитель премии UT Longhorn Documentary Filmmaker, 2013 г.0004 Мировая премьера AFI Docs (Silverdocs), 2013 г.
Международная премьера – Эдинбургский международный кинофестиваль, 2013 г.
Международный короткометражный фестиваль в Палм-Спрингс, 2013 г. Кинофестиваль, 2013 г.
Джайпурский международный кинофестиваль, 2013 г.
Фестиваль документального кино Big Sky, 2016 г.
Комментарий директора
Функции и языки
Характеристики пленки
- Субтитры
- Ресурсы для преподавателей
Языки субтитров/титров
- Английский
Рекламный материал
Для тибетских буддистов небесные захоронения священны. Для туристов они представляют собой болезненное любопытство
Отношения между Тибетом и Китаем были напряженными на протяжении веков. Однако вторжение Китая в Тибет в 1950 г. и его репрессии против последовавшего за этим 1959 Тибетское восстание, в результате которого Далай-лама бежал в Индию, стало поворотным моментом. С тех пор миграция китайцев хань — этническое большинство Китая — и приток мирового туризма в регион привели к значительным посягательствам на традиционную тибетскую буддийскую культуру и вызовам ей.
Снятый в 2011 году короткометражный документальный фильм американского режиссера Рассела О Буша « Стервятники Тибета » предлагает небольшое окно о культурной напряженности на Тибетском нагорье. Действие фильма происходит в исторически буддийском городе Такцанг Лхамо, где расположены два монастыря. В центре внимания фильма — практика небесных погребений, когда тела тибетских мертвецов скармливают диким белоголовым стервятникам. Для тибетского буддийского населения города это священный способ помочь духу умершего перейти в следующую жизнь — последнее земное подношение существам, которые, как считается, обладают мудростью божеств. Однако для большей части остального мира эта традиция представляет собой болезненное любопытство и все больше привлекает непрошеных туристов, чьи фотографии попадают во все уголки Интернета. Совершенная работа современной антропологии, фильм Буша представляет собой мощное исследование природы и культуры, традиций и современности, угнетения и эксплуатации.