Мастабы Древнего Египта
До возникновения обычая возведения пирамид в древнем мире существовала традиция строительства мастабы, Древний Египет стал первой цивилизацией, в которой процесс захоронения превратился в обряд, одним из самых важных в жизни общества. Он имел важное религиозное значение. Сюжет перехода души человека в царство Осириса описан в «Книге Мертвых«, текст которой размещался на многочисленных свитках папируса и стенах гробниц высоких лиц.
К переходу в потусторонний мир древние египтяне готовились заранее. Фараоны начинали разрабатывать проект пирамиды или мастабы сразу после восшествия на престол. На разработку проекта, выбора материала и работу требовались значительные расходы, которые планировались и выделялись из государственной казны, формируемой за счет налоговых отчислений с народа. Нужно было, конечно, и время. Срок возведения некоторых гробниц Древнего Египта занимал от нескольких лет до десятилетий. К примеру, гробница фараона Хеопса (Хуфу) на плато Гизы строилась около 20 лет. На ее возведении трудились около тысячи рабочих одновременно.
Традиция захоронения в древнем мире
Гробница Нефертари, Долина ЦарейПервобытные люди проводили обряд захоронения несколькими методами: укрепляли корзину с телом покойного высоко на деревьях или сжигали его на костре. Второй метод применяется до сего времени в Индии. В прошлые века этим способом хоронили умерших буряты и монголы. В степных зонах проводилась закладка могил каменной россыпью. Предварительно тело покойного оборачивалось тканью или шкурами животных. В захоронение также помещалось военное снаряжение и пища в сосудах.
В настоящее время многие государства проводят захоронения методом сжигания в крематории с выдачей родственникам пепла в герметичном сосуде.
Мусульмане в отличии от европейцев производят захоронение с обёртыванием покойника в ткань (саван) и помещением тела в землю.
Многие захоронения выполняются путём помещения умершего в землю на глубину 1.5-2.5 метра.
Японцы в прошлые тысячелетия переносили на себе умирающего родственника в горные безлюдные ущелья, подальше от жилья, на расстояние десятков километров, и оставляли его на голодную смерть.
В Древнем Египте ещё десяток тысяч лет назад хоронили простым и недорогим методом – закапыванием тела покойника в землю, обёртывая тканью. Единственным условием был поиск сухого места, желательно недосягаемого от подтопления разлива рек и животных. Для этого использовались естественные возвышенности или отроги гор.
Как пример, Долина царей в Египте, что находится на противоположном берегу древнего города Фивы (Луксор), находится на склоне горного массива, разделяющего Сахару и Аравийскую пустыню, состоящую из известковых отложений древнего моря. Плотность расположения вековых захоронений очень высокая.
По мере экономического роста и создания государства на прилегающей территории Нила, примитивные, по сути, захоронения стали облагораживаться с существенным различием между простыми крестьянами и придворными князьями. Различие по богатству и устройству имели захоронения фараонов. Особенности погребального захоронения египетских фараонов описано ниже.
Захоронения фараонов: масштабы древнего Египта Медицина и мумификация в Древнем ЕгиптеПервые захоронения египетских фараонов немногим отличалось от мест упокоения простых крестьян Они представляли собой гробницы с небольшим количеством артефактов, доказывающих захоронение царственной особы.
Бальзамирование тела проводилось с применением смол, удаления внутренностей и мозгов, что позволяло сохранить мумию фараона на тысячелетия. Изъятые органы также бальзамировались в специальные сосуды и помещались в гробницу.
Процесс бальзамирования проводили специально подготовленные люди, владеющие медициной и химией.Смолы для бальзамирования покупались или добывались военными действиями во внутренних районах Нубии и Ливии. Походы и экспедиции за материалами выполнялись под руководством фараона или его детей.
Транспортной артерией для перевозки товара с Нубии и Пунта в те времена являлся Нил или Эретрийское (Красное) море.
Большие расходы на экспедиции оправдывались добычей не только смол для бальзамирования, но и захватом бесчисленного множества домашних и дикий животных, рабов для ведения земляных работ и вывоза на кораблях ценных материалов в виде леса, кожи, металлов и слоновой кости для отделочных работ в храмах и гробницах.
Понятие мастабы в Древнем Египте и её необходимость Гробница жреца Хеопса на плато ГизыПри копке могил под захоронение остаётся грунт, который в виде монументального холма насыпается сверху погребения в виде прямоугольника и уплотнятся. Это защищает погребение от проникновения дождевых вод. Верх и боковые стороны такой насыпи часто облагораживали плитами известняка или каменной россыпью.
Дальнейшее усовершенствование погребения привело к нескольким новшествам древних архитекторов — размещение гробницы на большую глубину в 10-60 метров. Это спасало богатые захоронения от разграбления. Также последовал отказ от земляной насыпи как недолговечной и подверженной размыву и выветриванию грунта.
Насыпь в дальнейшем стали выполнять из сырцового кирпича с заполнением известняком, что продлило существование захоронения в несколько тысяч лет.
Дальнейшие изощрения архитекторов фараонов в строительстве привели к использованию в облагораживании гробницы природнго гранита и мрамора.
Процесс строительства мастабы
Мастаба Древнего ЕгиптаБлагородный камень привозили по Нилу с северных районов Нубии.
Начальная обработка гранита и мрамора проводилась рабами в каменоломнях. Чистовая обработка камня выполнялась на месте расположения гробницы.
Стены и потолки погребальных камер выполнялись из мрамора или гранита. Внутреннее пространство стен, как показали раскопки, заполнялось обломками известняка.
Конструкция мастабы Древнего Египта Гробница фараона Сети I, Долина ЦарейМастаба как гробница состоит из нескольких элементов. Размеры мастабы в основании менее 100*100 метров и высотой 15-20 метров. Подземную часть – состоящую из вертикального или наклонного колодца, со стенами выполненными из мрамора или гранита,оформляли рисунками и надписями.
К подземной части мастабы также относится помещение гробницы, выполненной из красного нубийского мрамора или полированного известняка из местных каменеломен.
На стенах помещались надписи с указанием имён родственников фараона, ливийской краской наносились на штукатурку стен сцены о его походах и победах.
Вход в гробницу и коридоры обустраивались ложными дверями и тупиковыми нишами.
Для проветривания внутренних помещений во время строительства в потолке проделаны вентиляционные каналы.
Для хранения продуктов и вещей в гробнице пристраивались дополнительные помещения.
Фараоны не забывали и о родственниках: жёнах и детях. Для них в верхних ярусах строились дополнительные камеры и комнаты. Основной проход к погребальной камере перекрывался по окончанию строительства мощной плитой из гранита. Часто саркофаг гробницы при вскрытии оказывался пустым. Для того чтобы уберечь от разграбления его помещали в захоронение отца или иного родственника и грабители видели пустую гробницу после стольких трудов.
Возможно мастаба строилась при жизни фараона, а саркофаг в гробницу с телом покойного фараона вносился во время строительства, иначе его не пронести до гробницы по узким коридорам при весе в несколько тонн. Продукты и вещи можно было внести в любое время, но даже при наличии охраны гробницы нещадно разворовывались грабителями.
Не забывали фараоны и о религии, для приношения жертв в гробнице ставились жертвенники.
Дополнительным элементом мастабы являлся сербад – помещение, в котором помещались статуи фараона. Аристократическая верхушка придворных фараона, в знак преданности, строили свои мастабы рядом с гробницей господина.
Простые крестьяне и ремесленники не имели права быть захороненными рядом с царственной особой.
Разветвлённая сеть коридоров в мастабах некоторых фараонов и его знати напоминает подземный город с настенными рельефами и рисунками из повседневной жизни.
Надземная часть выполнялась с несколькими ложными входами, со стенами и потолком из мраморных плит.
Внешние стены выполнялись из гранита с небольшим наклоном , для усиления прочности и стока дождевых вод полировались.
От мастабы к пирамиде Древнего Египта Некрополь Элефантины, АсуанДальнейшие архитектурные изыски фараонов привели к потребности в строительстве пирамид, желая быть ближе к Солнцу, олицетворяющего Ра.
Фундаментом для пирамид явилась мастаба, в более качественном исполнении, чтобы удержать на себе многотонную массу пирамиды.
Многовековой опыт по строительству мастабы уже к тому времени имелся. Недостаток материалов и рабов восполнялся походами и войнами.
Мастабы в Древнем Египтестроили не только фараоны, но и сановники при достаточном наличии капитала и в его отсутствии часто оставляли строительство в незавершённом состоянии.
Вход в гробницу через пирамиду и мастабу имел несколько наклонных тоннелей, с тупиками внутри пирамиды и ложными коридорами.
Мастаба стала фундаментом или основанием пирамиды с подвальными помещениями гробницы.
Часто каменные блоки мастабы при обратной разборке использовались для строительства последующих погребений. Надписи на блоках мастабы одного фараона находили в захоронениях другого.
Часто мастабы строили из полимерного бетона – смеси мелкого мрамора, гранита и известняка. Для заливки полимерного бетона использовалась деревянная опалубка. Внешняя сторона таких блоков обрабатывалась штукатуркой имитирующей мрамор.
Мастабы строились также при постройке солнечных храмов и святилищ фараонов пятой династии в период 2459-2332 до н.э.
В некоторых случаях мастабу для пирамид вообще не строили. Достаточно было использовать природные уплотнения грунта, но это приводило к преждевременному разрушению конструкции из-за подземных вод.
Египетские пирамиды – кратко — Русская историческая библиотека
Для современного человека древний Египет – это прежде всего пирамиды. Пирамид в Египте немало, но обыкновенно имеют в виду три великие у нынешнего селения Гиза (подле Каира). Правда, по-настоящему великие из них только две – пирамида Хеопса и пирамида Хефрена с Большим Сфинксом.
Рукотворными горами назвал их средневековый путник. Если стать у подножия одной из двух величайших, то взор отказывается объять необъятную громаду.
Пирамида Хеопса — кратко
Самая большая пирамида царя IV династии Хуфу (Хеопса) занимала площадь более чем 5 га и имела высоту 146,5 м. Она была сложена из 2300 тыс. граненых камней, из которых каждый весил в среднем 2,5 тонны. Вторая по величине пирамида царя той же династии Хафра (Хааф-Рии, Хефрена) была ниже первой всего на 3 м. Третья – преемника Хафра Менкаура (Мин-куу-Рии, Микерина) – сильно уступала двум первым: она не достигала и половины их высоты.
Любопытное вычисление произвел Наполеон во время своего египетского похода. Пока его сподвижники лазали на самую высокую пирамиду, Бонапарт подсчитал, что камня, из которого была сложена эта и две другие пирамиды, хватило бы на стену вокруг всей Франции высотой 3 м и толщиной 30 см.
Но поражают не только размеры, поражает и совершенство работы. Громадные граненые глыбы, из которых сложены пирамиды, пригнаны одна к другой с изумительной точностью. Облицовочные же камни во внутренних помещениях и на наружных склонах сомкнуты настолько плотно, что между ними не просунуть и лезвия ножа, а внутри самой большой пирамиды – даже иглы, листа бумаги или волоса. И вся эта облицовка снаружи, а то и внутри была вылощена до зеркального блеска. В настоящее время наружная облицовка сохранилась вверху второй пирамиды, частично осталась внизу на третьей; от облицовки первой не осталось почти ничего. Из-за разрушения наружной облицовки обнаружилась внутренняя уступчатая кладка, но некогда треугольные грани пирамид представляли собой сверху донизу ровные, гладкие поверхности. То были в самом строгом (геометрическом) смысле безупречно правильные пирамиды. И каждая грань, особенно у самой большой пирамиды, была с удивительной точностью обращена к одной из четырех стран света.
Пирамиды в Гизе
Чудовищное давление каменных пластов на внутренние помещения распределялось с помощью разгрузочных пустот, ступенчатых сводов и седлообразных перекрытий. В проходах огромные плиты-заслоны свободно поднимались и опускались по прорезям в камне. В толще пирамиды Хуфу по мере ее роста древние зодчие трижды меняли местоположение склепа, не заполняя прежние склепы и ходы к ним камнем, но сохраняя их полыми в готовой толще кладки.
Египетские пирамиды слыли у древних греков одним из «семи чудес света», но на деле они оказались еще удивительнее. Остальные шесть «чудес» (Фаросский маяк, Колосс Родосский, Сады Семирамиды, храм Артемиды Эфесской, Зевс Фидия, Галикарнасский Мавзолей) погибли, а пирамиды стоят. Средневековые и позднейшие властители Египта сдирали с них облицовку для своих построек, но разрушить пирамиды было им не под силу.
Хотя греко-римские авторы единодушно заверяли, что пирамиды были царскими гробницами, многим впоследствии не верилось, а иным и по сию пору не верится, что это действительно так. Пирамиды принимали за храмы, места тайнодействий, хозяйственные постройки, сооружения для наблюдения небесных светил, заслоны от песков пустыни.
Иным мерещилось, что у таких необыкновенных сооружений должны были быть и необыкновенные создатели – выходцы из загадочной Атлантиды или даже гости из потусторонних миров. Особенно повезло самой большой пирамиде. Сколько труда и изобретательности было затрачено, чтобы на основании ее размеров и частей, склепов и переходов создать научные истины, предсказания и тайные учения!
Древнее египетское искусство | Мировая цивилизация
Цель обучения
- Изучить развитие египетского искусства в эпоху Древнего царства
Ключевые моменты
- Древнеегипетское искусство включает в себя живопись, скульптуру, архитектуру и другие формы искусства, такие как рисунки на папирусе, созданные между 3000 г. до н.э. и 100 г. н.э.
- Большая часть этого искусства была сильно стилизована и символична. Большая часть сохранившихся форм происходит из гробниц и памятников и, таким образом, сосредоточена на жизни после смерти и сохранении знаний.
- Символизм означал порядок, отображаемый через регалии фараона или через использование определенных цветов.
- В египетском искусстве размер фигуры указывает на ее относительную важность.
- Картины часто делались на камне и изображали приятные сцены загробной жизни в гробницах.
- Древние египтяне создавали как монументальные, так и небольшие скульптуры, используя технику утопленного рельефа.
- Статуи Ка, которые должны были служить местом упокоения части души Ка, часто делались из дерева и помещались в гробницы.
- Фаянс представлял собой керамику из спеченного кварца с остеклением поверхности, которая использовалась для создания относительно дешевых небольших предметов разных цветов. Первоначально стекло было предметом роскоши, но стало более распространенным и использовалось для изготовления небольших кувшинов для духов и других жидкостей, которые помещались в гробницы. Из стеатита изготавливали резьбу ваз, амулеты, изображения божеств и животных. Керамику иногда покрывали эмалью, особенно синего цвета.
- Папирус использовался для письма и рисования, а также использовался для записи всех аспектов египетской жизни.
- Архитекторы тщательно спланировали здания, приурочив их к астрономически значимым событиям, таким как солнцестояния и равноденствия. Они использовали в основном обожженный на солнце сырцовый кирпич, известняк, песчаник и гранит.
- Период Амарны (1353-1336 гг. до н.э.) представляет собой перерыв в древнеегипетском художественном стиле, сюжеты были представлены более реалистично, а сцены включали изображения привязанностей царской семьи.
Термины
скарабеи
Древнеегипетский драгоценный камень в форме жука-скарабея.
Фаянс
Глазурованная керамическая посуда.
ушабти
Древнеегипетская погребальная фигурка.
Ка
Предполагаемая духовная часть отдельного человека или бога, которая сохранилась после смерти и могла находиться в статуе человека.
Утопленный рельеф
Скульптурная техника, при которой очертания смоделированных форм врезаны в плоскую поверхность, за которую формы не выступают.
регалии
Эмблемы или знаки отличия королевской семьи.
папирус
Материал, приготовленный в Древнем Египте из стебля водного растения, используемый в листах для письма или рисования.
Древнеегипетское искусство включает в себя живопись, скульптуру, архитектуру и другие формы искусства, такие как рисунки на папирусе, созданные между 3000 г. до н.э. и 100 г. н.э. Большая часть этого искусства была сильно стилизована и символична. Многие из сохранившихся форм происходят из гробниц и памятников и, таким образом, сосредоточены на жизни после смерти и сохранении знаний.
Символизм в древнеегипетском искусстве передал ощущение порядка и влияния природных стихий. Регалии фараона символизировали его или ее власть править и поддерживать порядок во вселенной. Синий и золотой указывали на божественность, потому что они были редки и ассоциировались с драгоценными материалами, а черный выражал плодородие реки Нил.
В египетском искусстве размер фигуры указывает на ее относительную важность. Это означало, что боги или фараон обычно были больше других фигур, за ними следовали фигуры высокопоставленных чиновников или владельца гробницы; самыми маленькими фигурами были слуги, артисты, животные, деревья и архитектурные детали.
Каменную поверхность перед покраской белили, а иногда и покрывали глиняной штукатуркой. Пигменты были сделаны из минерала и способны противостоять сильному солнечному свету с минимальным выцветанием. Связующая среда неизвестна; краска нанесена на высохшую штукатурку в стиле «фреска а секко». Затем в качестве защитного покрытия наносился лак или смола, которые, наряду с засушливым климатом Египта, очень хорошо защищали картину. Цель росписей надгробий заключалась в том, чтобы создать для умершего приятную загробную жизнь с такими темами, как путешествие по загробному миру или божества, обеспечивающие защиту. Обычно изображался вид человека или животного сбоку, а картины часто выполнялись красным, синим, зеленым, золотым, черным и желтым цветом.
Настенная живопись Нефертари. На этой настенной росписи Нефертари виден вид сбоку.
Древние египтяне создавали как монументальные, так и небольшие скульптуры, используя технику утопленного рельефа. В этой технике изображение создается путем разрезания рельефной скульптуры на плоскую поверхность, установленную в углублении вокруг изображения. При сильном солнечном свете этот прием очень заметен, подчеркивая очертания и формы тенью. Фигуры показаны с туловищем, обращенным вперед, головой сбоку и раздвинутыми ногами, причем самцы иногда темнее самок. Большие статуи божеств (кроме фараона) не были обычным явлением, хотя божества часто изображались на картинах и рельефах.
Колоссальная скульптура в масштабах Большого Сфинкса Гизы не повторялась, но в храмовых комплексах были найдены более мелкие сфинксы и животные. Наиболее священное культовое изображение бога храма якобы хранилось в наосе в небольших лодочках, вырезанных из драгоценного металла, но ни одно из них не сохранилось.
Статуи Ка, которые должны были служить местом упокоения ка-части души, присутствовали в гробницах начиная с династии IV (2680–2565 гг. до н. э.). Их часто делали из дерева и называли резервными головами, которые были простыми, безволосыми и натуралистичными. В ранних гробницах были маленькие модели рабов, животных, зданий и предметов, которые обеспечивали жизнь умершим в загробном мире. Позже фигуры ушабти присутствовали в качестве погребальных фигур, чтобы служить слугами умершего, если он или она будут призваны выполнять физический труд в загробной жизни.
Статуя Ка. Статуя ка была помещена в гробницу, чтобы обеспечить физическое место для проявления ка. Эта статуя находится в Египетском музее Каира.
Было обнаружено много мелких резных предметов, от игрушек до посуды, а для более дорогих предметов использовался алебастр. При создании любых скульптур следовали строгие условности, сопровождавшиеся рейтинговой системой. Это привело к довольно вневременному качеству, поскольку за тысячи лет было внесено мало изменений.
Фаянс представлял собой керамику из спеченного кварца с остеклением поверхности, которая использовалась для создания относительно дешевых небольших предметов разных цветов, но чаще всего сине-зеленого. Его часто использовали для украшений, скарабеев и статуэток. Первоначально стекло было предметом роскоши, но стало более распространенным и использовалось для изготовления небольших кувшинов для духов и других жидкостей, которые помещались в гробницы. Из стеатита изготавливали резьбу ваз, амулеты, изображения божеств и животных. Керамику иногда покрывали эмалью, особенно синего цвета. В гробницах глиняная посуда использовалась для изображения органов тела, удаленных во время бальзамирования, или для создания конусов высотой около десяти дюймов, на которых были выгравированы легенды об умерших.
Папирус очень тонкий и использовался для письма и рисования; он сохранялся в течение длительного времени только тогда, когда был похоронен в гробницах. Каждый аспект египетской жизни записан на папирусе, от литературных до административных документов.
Архитекторы тщательно планировали здания, привязывая их к астрономически значимым событиям, таким как солнцестояния и равноденствия, и использовали в основном обожженный на солнце сырцовый кирпич, известняк, песчаник и гранит. Камень был зарезервирован для гробниц и храмов, в то время как другие здания, такие как дворцы и крепости, были построены из кирпича. Дома были сделаны из грязи реки Нил, затвердевшей на солнце. Многие из этих домов были разрушены наводнением или разобраны; примеры сохранившихся построек включают деревню Дейр аль-Мадина и крепость в Бухене.
Некрополь Гизы, построенный во времена Четвертой династии, включает в себя пирамиду Хуфу (также известную как Великая пирамида или пирамида Хеопса), пирамиду Хефрена и пирамиду Менкаура, а также меньшие пирамиды «королевы» и Великий Сфинкс.
Пирамиды Гизы. Пирамида Хуфу (Великая пирамида) — самая большая из изображенных здесь пирамид.
Карнакский храм был впервые построен в 16 веке до нашей эры. Около 30 фараонов внесли свой вклад в постройки, создав чрезвычайно большой и разнообразный комплекс. Он включает в себя Окрестности Амона-Ра, Монту и Мут, а также Храм Амехотепа IV (демонтирован).
Карнакский храм. Здесь показан гипостильный зал Карнакского храма.
Луксорский храм был построен в 14 веке до нашей эры Аменхотепом III в древнем городе Фивы, ныне Луксор, со значительным расширением Рамсесом II в 13 веке до нашей эры. Он включает в себя Первый пилон высотой 79 футов, фризы, статуи и колонны.
В этот период, который представляет собой перерыв в древнеегипетском художественном стиле, предметы были представлены более реалистично, а сцены включали изображения привязанностей царской семьи. В изображениях было ощущение движения, с перекрывающимися фигурами и большими толпами. Стиль отражает движение Эхнатона к монотеизму, но исчез после его смерти.
Источники
Мир Древнего Египта – Smarthistory
Немногие цивилизации наслаждались долголетием и глобальным культурным размахом древнего Египта. Их четкое визуальное выражение, система письма и внушительные памятники мгновенно узнаваемы зрителями во всем мире даже сегодня — проще говоря, их брендинг был на высоте.
Пирамида Хефрена, Египет (фото: MusikAnimal, CC BY-SA 3.0)
Несмотря на значительную стабильность в течение длительного периода времени, их цивилизация не была такой статичной, как может показаться на первый взгляд, особенно если смотреть с нашей современной точки зрения и с точки зрения культуры. Вместо этого культура была динамичной, даже если она вращалась вокруг стабильного ядра образов и концепций. Древние египтяне приспосабливались к новому опыту, постоянно дополняя свои сложные представления о божественном и земном царствах и о том, как они взаимодействуют. Эта гибкость, основанная на постоянстве, была одной из причин, по которой древний Египет выжил на протяжении тысячелетий и продолжает очаровывать.
Прочитать вводное эссе о Древнем Египте
Древний Египет: введение
Прочитать сейчас
/1 Завершено
Природный мир Египта
Вид на реку Нил, Египет (фото: Badics, CC BY-SA 3. 0)
С пылающим солнцем над головой, окруженным бескрайними морями зыбучего песка и питаемой живительной рекой Нил (которая скрывала пугающих существ под своими темными водами), природный мир Египта был по своей природе прекрасен, но также потенциально смертоносен. За пределами пышной речной долины было мало защиты от вечно господствующего солнца, интенсивность которого вызывала страх и почитание. Пустыни были домом не только для многих опасных существ, но и сами пески были непредсказуемы и постоянно менялись. Ясное ночное небо ослепляло миллионы звезд, некоторые из которых, казалось, двигались сами по себе, в то время как другие поднимались и опускались с отслеживаемыми интервалами. Нил с его ежегодными разливами приносил земле плодородие и обновление, но также мог разлиться и нанести ущерб деревням на его берегах. Внимательные наблюдатели за окружающей их средой, египтяне усматривали в этих явлениях божественные силы, и многие их божества, такие как могущественный бог солнца Ра, были связаны с элементами природного мира.
Иероглифы, фрагмент Белой часовни, Карнак (фото: доктор Эми Калверт)
Восприятие божественных сил, существующих в мире природы, было особенно верно в отношении животных, населявших регион. Было множество существ, за которыми египтяне наблюдали или с которыми они могли регулярно взаимодействовать, и они широко представлены в культуре. Одним из наиболее характерных визуальных атрибутов египетских образов являются бесчисленные божества, которые изображались в гибридной форме с человеческим телом и головой животного. Кроме того, в иероглифическом письме заметно фигурирует множество птиц, рыб, млекопитающих, рептилий и других существ — одних только птиц десятки.
Небамун охотится на болотах, Гробница-часовня Небамуна, ок. 1350 г. до н. э., 18-я династия, краска по гипсу, 83 x 98 см, Фивы (© Trustees of the British Museum)
Нил был полон многочисленных видов рыб, которые были записаны в мельчайших подробностях в сценах рыбалки, которые стали неотъемлемым атрибутом некоролевских гробниц. Большая часть рельефа и живописи на протяжении всей истории Египта создавалась для божественных или погребальных обстановок, и они в первую очередь предназначались для использования. Многие сцены гробниц включали в себя животворящий Нил и все его изобилие с целью сделать эту щедрость доступной для умерших в загробной жизни. В дополнение к множеству рыбы, река также кишела гораздо более опасными животными, такими как крокодилы и гиппопотамы. Защитные заклинания и магические жесты использовались с самого начала, чтобы помочь египтянам избежать этих водных опасностей в их повседневной жизни.
Хунефер (в центре) в окружении двух божеств: Тота с головой ибиса (слева) и Гора с головой сокола (справа), из Суда Хунефера в присутствии Осириса, Книга мертвых Хунефера, 19-я династия, Новое царство, в. 1275 г. до н. э., папирус, Фивы, Египет (Британский музей)
Пустыня также была полна потенциально опасных существ. Львов, леопардов, шакалов, кобр и скорпионов почитали за их качества и боялись за их свирепость. Над ними парили хищные птицы, такие как соколы, которые были зоркими охотниками, и огромные стервятники, которые пожирали разлагающуюся плоть и кормили ею своих детенышей. Жуки-скарабеи также, по-видимому, принесли новую жизнь из разложения, а священные ибисы с их изогнутыми клювами нашли пропитание, спрятанное в илистых берегах Нила. Все эти существа (и многие другие) очень рано стали тесно ассоциироваться с различными божествами в истории Египта. Египтяне не поклонялись животным; вместо этого почитались определенные животные, потому что считалось, что они связаны с определенными богами и, таким образом, служили земными проявлениями этих божеств.
Модель сцены с рабочими, вспахивающими поле, Среднее царство, поздняя 11-я династия, 2010–1961 гг. до н. э., дерево, 54 см (МИД Бостон)
Даже одомашненные животные, такие как коровы, быки, бараны и гуси, стали ассоциироваться с божествами и считались жизненно важными. Крупный рогатый скот, вероятно, был первым животным, одомашненным в Египте, и одомашненный крупный рогатый скот, ослы и бараны появляются вместе с дикими животными на додинастических и раннединастических вотивных предметах, демонстрируя огромные стада, которыми управляли ранние правители, демонстрируя их богатство и престиж. Пасторальные сцены животноводства появляются в многочисленных частных надгробных часовнях и деревянных моделях, подробно свидетельствуя об их повседневной практике. Пастухи заботятся о своих животных на изображениях, которые включают доение, отел, защиту крупного рогатого скота при переходе через реку, кормление, выпас скота и многие другие аспекты их повседневного ухода.
Палитра Battlefield , c. 3100 г. до н. э., аргиллит, найденный в Эль-Амарне, Египет, 19,6 x 32,8 см (© Trustees of the British Museum)
Уже в додинастический период царя связывали с мужественным диким быком, и эта ассоциация продолжается на протяжении всей египетской истории — одним из основных предметов царских регалий был бычий хвост, который появляется на огромном количестве изображений фараонов. Также очевидна ранняя связь между королем и львами. Одна сцена на додинастической церемониальной палитре ( The Battlefield Palette), изображает торжествующего короля в виде огромного льва, пожирающего своих поверженных врагов. Похоже, короли Первой династии держали львят в качестве домашних животных.
Большой Сфинкс (фото: superblinkymac, CC BY-NC-ND 2.0)
Кроме того, львы (среди прочих животных) были связаны с захоронениями некоторых ранних правителей. Одним из самых знаковых изображений древнего Египта является массивный Большой Сфинкс в Гизе, высеченный из живой скалы плато. Эта слитая форма с телом льва и головой короля стала обычным визуальным выражением королевской власти.
Историческое окружение
Хотя многие религиозные и культурные особенности Древнего Египта были очевидны с самого начала и сохранялись на протяжении всей римской эпохи (способствуя общей культурной стабильности), широкое концептуальное развитие и внедрение внешних элементов также очевидно. На протяжении всей долгой истории Древнего Египта периоды единого контроля чередовались с моментами нестабильности, когда части страны контролировались разными властями. Эти повторяющиеся волны политического и культурного развития создают явно сложную историю, которая охватывает тысячи лет.
Прочтите эссе, чтобы понять исторический контекст и основные характеристики каждой эпохи
Древнеегипетская хронология и исторические рамки: введение
Читать сейчас
Додинастический и раннединастический период: введение
Читать сейчас Древнее царство и первый промежуточный период: введение
Читать сейчас
Среднее царство и второй промежуточный период: введение
Прочитать
Новое царство и третий промежуточный период: Введение
Прочитать
Поздний период, птолемеевский и римский периоды: Введение
Прочитать
/ 6 Завершено
Социальная организация
Концептуально египетское государство представляло собой абсолютную монархию, где сама должность фараона считалась божественной. Фараон (царь) рассматривался как земное проявление бога Гора и как верховный главнокомандующий отвечал за принятие всех решений, влияющих на нацию. На самом деле король стоял во главе иерархической административной структуры со слоями гражданских чиновников, которые курировали различные системы и несли ответственность перед королем за их успех.
Сидящий писец , c. 2500 г. до н. э., ок. 4-я династия, Старое царство, расписной известняк с горным хрусталем, магнезитом и медно-мышьяковыми вставками для глаз и деревом для сосков, найденный в Саккаре (фото: Стивен Цукер, CC BY-NC-SA 2.0)
Большинство египтян последовали карьере своих отцов и обучались путем ученичества. Только дети высших сословий, которым суждено было стать чиновниками, обучались в школах и учились читать и писать. Денег в современном понимании не существовало в Египте до середины четвертого века до н. э., поэтому заработная плата обычно выплачивалась зерном, которое затем можно было обменять на медь или серебро. Сельское хозяйство было основой египетской экономики и основой государства, а продукты доставлялись на центральные склады для управления и распределения.
Читать очерки о различных социальных слоях египетского общества
Египетская общественная организация: Фараон
Читать сейчас
Египетская общественная организация: Административные чиновники, священники, военные и население в целом
Читать сейчас
/2 Завершено
Искусство и функциональность
Большая коленопреклоненная статуя Хатшепсут , с. 1479–1458 гг. до н. э., 18-я династия, Новое царство (Дейр-эль-Бахри, Верхний Египет), гранит, 261,5 x 80 x 137 см (Музей Метрополитен)
Египетское искусство иногда рассматривается как статичное и абстрактное по сравнению с более натуралистичными изображениями других культур (например, Древней Греции). Большая часть египетских образов, особенно царских образов, управлялась приличиями (ощущением того, что уместно) и оставалась необычайно последовательной на протяжении всей своей долгой истории. Вот почему их искусство может казаться неизменным — и это было сделано намеренно. Для древних египтян постоянство было добродетелью и выражением политической стабильности, божественного равновесия и явным свидетельством ma’at и правильность их культуры. У египтян даже была тенденция, особенно после периодов разобщения, к архаизму, когда художественный стиль возвращался к стилю более раннего Старого царства, которое воспринималось как «золотой век».
Читать очерки об искусстве и функциях
Древнеегипетское искусство: введение, его функции и основные характеристики
Читать сейчас
Материалы и техники в древнеегипетском искусстве: введение
Читать сейчас
/2 Завершено
Консистенция и сбалансированность
Канон сетки пропорций отчетливо виден в нижнем незавершенном регистре Стелы Усервера, а использование иератической шкалы (где самые важные цифры самые большие) очевидны во втором регистре, на котором изображены Усервер, его жена и его родители сидят и в большем масштабе, чем фигуры, предлагаемые перед ними. Фрагмент стелы скульптора Усервера, 12-я династия, известняк, из Египта, ширина 52 x 48 см (© Trustees of the British Museum)
Последовательность в репрезентации была тесно связана с фундаментальным убеждением, что изображения имеют влияние, выходящее за рамки самого изображения. Эта вера привела к активному сопротивлению изменениям кодифицированных изображений. Даже то, как художники планировали и выкладывали фигуры, было систематизировано. Во времена Древнего царства египтяне разработали систему сетки, называемую каноном пропорций, для создания систематических фигур с одинаковыми пропорциями. Линии сетки совмещены с верхней частью головы, верхней частью плеча, талией, бедрами, коленями и нижней частью стопы (среди других суставов тела).
Король Менкаура (Мицерин) и королева, 2490–2472 гг. до н. э., Старое царство, 4 династия, граувакка, храм в долине Менкаура, Гиза, Египет, 142,2 x 57,1 x 55,2 см, 676,8 кг (Музей изящных искусств, Бостон; фото : Стивен Цукер, CC BY-NC-SA 2. 0)
Сетка помогла художнику убедиться, что пропорции их фигур были правильными, но со временем эти пропорции менялись. Например, хотя 18 квадратов были стандартом, используемым на протяжении большей части истории Египта, в период Амарны использовалось 20 квадратов, в результате чего фигуры имели более вытянутые пропорции.
Тутмос, Модель Бюст царицы Нефертити , ок. 1340 г. до н.э., известняк и гипс, Новое царство, 18-я династия, период Амарны (Египетский музей и коллекция папирусов/Новый музей, Берлин)
Ниже приведены несколько примеров египетского искусства, демонстрирующих их основные стилистические характеристики. К ним относятся:
- использование иерархической шкалы
- использование регистров
- использование канона пропорций (описано выше)
- предпочтение для баланса
- интеграция перспектив.
Читать эссе и смотреть видео о последовательности и балансе
Стела скульптора Пользователь: Нижняя часть еще покрыта сеткой, используемой для обеспечения правильных пропорций фигур.
Прочитать
Король Менкаура (Мицерин) и королева: Они оба смотрят за пределы настоящего и в безвременную вечность, их потусторонний облик не отображает никаких человеческих эмоций.
Прочитать
Тутмос, Модель Бюст царицы Нефертити : Этот потрясающий бюст демонстрирует смену стиля.
Читать
Сидящий писец: Эта нарисованная статуя отличается от идеальных статуй фараонов.
Читать сейчас
/4 Завершено
Креативные детали
Обнаженная фигура Хранителя Печати Тьеджи, 2321–2184 гг. до н. э. (6-я династия), из Ахмима, Верхний Египет, дерево, обсидиан, известняк и медь, высота 75 см (© Trustees of the British Museum)
Хотя многое в египетском искусстве носит формальный характер, многие сохранившиеся примеры очень выразительных изображений, полных творческих деталей, доказывают, что древние египетские художники были вполне способны к натуралистическим изображениям. Обратите внимание, например, на тонкое моделирование мускулатуры и пристальное внимание к реалистичным физическим деталям, очевидным в деревянной статуе высокопоставленного чиновника (Хранителя Печати Тьеджи) из гробницы позднего Древнего Царства. Эти очень необычные и загадочные статуэтки обнаженных высокопоставленных чиновников, изображенные в стандартной позе шагающего вперед с выдвинутой вперед левой ногой и держащего длинный посох, часто раскрашивались и имели глаза из инкрустированного камня, оправленного в медь.
Музыканты и танцоры (фрагмент), Пир Небамуна, Гробница-часовня Небамуна, ок. 1350 г. до н. э., 18-я династия, краска по гипсу, весь фрагмент: 88 x 119 см, Фивы © Trustees of the British Museum
Гробница Небамуна с ее впечатляющими росписями включает в себя несколько примеров, демонстрирующих внимательное наблюдение за миром природы, особенно заметным в энергичном охотничьем коте и извилистых танцах артистов на банкете. Великолепная деревянная голова королевы Тие изображает женщину с сильной личностью деталями, намекающими на ее грозный характер.
Портретная голова королевы Тие с короной из двух перьев , c. 1355 г. до н. э., Амарнский период, 18-я династия, Новое царство, Египет, тисовое дерево, лазурит, серебро, золото, фаянс, высота 22,5 см (Египетский музей и коллекция папирусов в Новом музее, Берлин)
Прочтите эссе о творческих деталях
Деревянная надгробная статуя Тьети: T скульптор этого примера тщательно смоделировал мышцы туловища и ног и уделил пристальное внимание деталям лица.
Прочитать
Картины из гробницы-часовни Небамуна: Он изображен охотящимся на птиц с маленькой лодки в болотах Нила со своей женой Хатшепсут и их маленькой дочерью.
Прочитать
Портрет Голова королевы Тие: Она была могущественной фигурой, но ее королевская жизнь была сложной, о чем свидетельствует эта меняющаяся статуя.
Читать сейчас
/3 Завершено
Традиции металлообработки
Сцена, показывающая изготовление ценных предметов, например ювелирных изделий. Настенная роспись, вероятно, из гробницы Собехотепа, Фивы, ок. 1400 г. до н. э., Новое царство, правление Тутмоса IV, расписная лепнина, 60 x 58,5 (© Trustees of the British Museum)
Египетские ремесленники с давних времен были высококвалифицированными мастерами по металлу; хотя сохранилось несколько металлических скульптур, те, что сохранились, демонстрируют невероятный уровень технических достижений. Как и в случае с другими видами ремесел, такими как деревообработка, сохранившиеся изображения ремесленников в их мастерских, найденные в частных гробницах, дают информацию о процессах производства. Например, мы можем увидеть группу ювелиров за работой на картине из гробницы Себехотепа.
Пектораль и ожерелье Ситаторюнета с именем Сенусерта II, Среднее царство, 12-я династия, правление Сенусерта II, ок. 1887–1878 гг. до н. э., Египет, въезд в Фаюм, Эль-Лахун (Иллахун, Кахун; Птолемаис Гормос), гробница Ситаторюнета (гробница 8 BSA), EES 1914, золото, сердолик, полевой шпат, гранат, бирюза, лазурит
Самые искусно выполненные ювелирные изделия отличаются элегантным дизайном, невероятной сложностью и удивительно точной огранкой и инкрустациями камня, достигая уровня, которого современным ювелирам было бы трудно достичь. Драгоценности принцессы Среднего царства, найденные в ее гробнице в Эль-Лахуне в районе Фаюм, являются ярким примером.
Статуэтка Тутмоса IV, 1400–1390 гг. до н. э., XIX династия, Древний Египет, бронза, серебро, кальцит, 14,7 x 6,4 см (© Trustees of the British Museum)
Сохранившиеся металлические статуи демонстрируют высокий уровень мастерства как в обработке листового металла/формовке металла, так и в литье из меди и бронзы. Эта чудесная полая бронзовая статуэтка коленопреклоненного Тутмоса IV, преподносящая подношение вина, дает представление о способностях египетских мастеров. Обратите внимание, что руки были созданы отдельно и присоединены к телу на шипах, а глаза изначально были инкрустированы.
Прочтите очерки и посмотрите видео о традициях металлообработки
Картины из гробницы Себехотепа: Изображения ювелиров за работой.
Прочитать
Нагрудник и ожерелье Ситаторюнета: Искусно вылеплено из золота, сердолика, полевого шпата, граната, бирюзы и лазурита.
Прочитать
Бронзовая статуэтка Тутмоса IV: Очень немногие металлические статуи сохранились до позднего периода, хотя египтяне обладали технологией изготовления больших медных статуй еще в Древнем царстве.
Читать сейчас
/3 Завершено
Этот краткий экскурс в мир Древнего Египта — всего лишь трамплин для понимания этой захватывающей и сложной культуры.
Последнее замечание
Чудо Интернета — это удивительный доступ к информации; одна из больших проблем с Интернетом заключается в том, что любой, независимо от знаний или подготовки, может публиковать все, что ему нравится, и эта информация представлена на том же уровне, что и контент, созданный опытными и обученными. Информация о Древнем Египте всегда должна исходить из хорошо проверенного источника, так как существует много дезинформации. Культура достаточно удивительна сама по себе.