Грузинские украшения: Грузинские дизайнеры

Содержание

Enamel Rooms — украшения минанкари из золота и серебра с эмалью

Золото и серебро с эмалью

Эксклюзивные украшения ручной работы всегда ценились выше фабричных изделий, особенно если речь идет об уникальной древней технике с потрясающе выразительным художественным эффектом. Если вы хотите подчеркнуть собственный статус и безупречный вкус, и при этом сделать это небанально, дополните свою коллекцию ювелирными украшениями из золота или серебра с эмалью.

 

Древняя техника перегородчатой эмали

Enamel Rooms предлагает роскошную коллекцию серег, колец, браслетов, брошей, кулонов, запонок, крестиков и икон, выполненных в древней технике минанкари. В переводе с грузинского это значит «эмаль». Данную технику изготовления ювелирных украшений местные мастера переняли у византийцев начале 11 века.

Современные ремесленники бережно сохранили традиции старинной техники, пронеся их через века практически без изменений. В качестве основы берут золото, серебро или медь. В каталоге Enamel Rooms представлены золотые и серебряные минанкари. Некоторые украшены кораллами, жемчугом, изумрудами и другими драгоценными и полудрагоценными камнями.

Тонкие линии и многоцветие эмали достигается при помощи предварительной установки тонких перегородок, которые выступают в роли контура будущего рисунка. Поэтому минанкари еще называют перегородчатой эмалью. Золотые иди серебряные нити разграничивают разные элементы узора, не давая им растекаться до обжига и затвердения в специальной печи.

Чтобы придать эмали разные оттенки, мастера добавляют в нее минеральные краски, полученные путем перемалывания природных разноцветных камней.

 

Эксклюзив для избранных

Технику минанкари невозможно воспроизвести в промышленном формате. Это многоступенчатый процесс, требующий исключительной точности, художественного дара и мастерства. Если вы решили купить украшения из золота или серебра с эмалью минанкари, то вы можете быть на 100% уверены, что приобретете серьги, кольца или кулон, аналогов которым нет нигде.

Золотые и серебряные украшения в технике минанкари сочетают роскошь цветовой палитры и элегантную лаконичность форм. Это настоящее искусство, воплощенное руками талантливых мастеров, вложивших в каждое изделие частичку души.

Каждое заказанное вами украшение будет изготовлено вручную специально для вас. По желанию клиента мы можем изменить цветовую гамму, чтобы украшение могло стать гармоничным дополнением к вашему образу.

Погрузитесь в мир совершенства и красоты, просматривая наш каталог! Выбирайте подарки для себя и своих близких – они непременно доставят радость и приятное ощущение владения настоящим шедевром. 

Грузинские украшения из перегородчатой эмали — знаменитая техника и мастера

Что мы вспоминаем, говоря о Грузии? — киндзмараули, хинкали, цинандали… Но, представьте,  грузинские перегородчатые эмали (минанкари) с полным правом входят в ряд национальных «брендов». 

Давид Чкеидзе, Гиорги Гудушаури, Паата Пааташвили, Нино Буркадзе — мастера, прославившиеся не только у себя на родине. Помимо пугающе-роскошных изделий упомянутых ювелиров, есть и более демократичные (по ценам и виду) грузинские эмалевые украшения.

Что отличает традиционную грузинскую эмаль?

Грузия, как «сосед» Византии, в древности переняла её эмалевую технику.  Уже тогда мастера придавали эмальерным изделиям яркий грузинский почерк, заметный и сегодня. К сожалению, эти ювелирные техники надолго были забыты, и только в XIX веке пришёл грузинский эмалевый ренессанс. Ювелиры используют метод, неизменный уже более двенадцати столетий. Как не менялся и рецепт клея, скрепляющего перегородки с металлической основой – он готовится по старинному рецепту из кожуры айвы. Кстати в отличие от традиционных русских перегородок-веревочек, грузинскими мастерами используются  практически волоски из серебра (или золота), которые напаиваются на поверхность изделия.



Грузинская эмаль характерна красочными орнаментами. Эмальеры Грузии  охотно используют оттенки болотного и винного, зеленого и красного цветов. Сюжеты рисунков чаще всего традиционны — улочки и домики Тбилиси, горы, фигурки жителей, а также религиозные темы. Как правило, основа для грузинских эмалевых украшений — серебряная.

Произведения искусства перегородчатой эмали грузинских ювелиров

Своеобразным средоточием перегородчатой эмали специалисты называют икону Хахульской Божьей Матери. Икона выполнена в синтезе нескольких видов ювелирных техник — чеканки по золоту, ювелирного дела и перегородчатой эмали. В ней 115 пластин эмалей небольшого размера. Из образа Божьей Матери сохранились лицо и руки. С VIII по XII век мастера украшали икону драгоценными камнями. Этот шедевр— самая большая в мире перегородчатая эмаль (116×95 см), созданная в золотой век грузинской истории.

В ранне-христианскую эпоху иконоборцы истребляли не только иконы, но и предметы церковной утвари. Грузию иконоборчество не затронуло. Помимо бесценных икон, страна сохранила и эмалевые сокровища. Они собраны не только в Музее искусств, но и в Кутаиси, и в Сванети, хотя основной фонд и принадлежит тбилисской коллекции. Экспонаты датируются VIII- IX, а также XV-XVII веками.  По объёму, красоте и научной ценности эта коллекция одна из лучших в мире. Хотя некоторые образцы старинной эмали всплыли в мировых музеях — в Эрмитаже, в Берлинском музее, в Метрополитене и в частных коллекциях. Лишь малая часть древних памятников перегородчатой эмали сохранена и изучена, и грузинский материал весьма значим для исследователей.

Современные грузинские украшения из эмали

Фаворит современной эмали в Грузии — ювелирный дом «Фокани». Это бесподобная грузинская перегородчатая эмаль, очень богатая по колористике. Фирма «Фокани» основана 15 лет назад, совместно с художницами, монахинями монастыря Фокани. Предприятие ведёт переговоры об открытии магазинов в Париже,  Праге и Стамбуле. В «Фокани» сосредоточены лучшие художники декоративно-прикладного искусства. Исполняется много заказов для Грузинской патриархии. Работа организована в режиме творческой студии, от идеи до упаковки — все рождается и воплощается в едином пространстве. В фирме работает 70 мастеров, и художники надеются, что рано или поздно российские ценители войдут во вкус обладания грузинских украшений из эмали.

Кроме того, далеко за пределами Грузии известны мастера, упомянутые в самом начале нашей статьи. Вот лишь избранные примеры работ этих авторов:

Нино Буркадзе:

    

Гиорги Гудушаури: (www.gudgio.com)

   

Где приобрести украшения с грузинской эмалью?

К сожалению, россиянину, в отличие от жителей европейских столиц, купить грузинские украшения из эмали пока что не так просто. Скорее всего, вам придется либо искать контакты грузинских мастеров-эмальеров в интернете и делать заказ напрямую. Либо – совместить «приятное с приятным», совершив поездку в Тбилиси.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ | Технологии изготовления ювелирных изделий | Виды ювелирных техник

Горячие эмали — технология | Ювелирные украшения с эмалью | Финифть — технология изготовления ростовской эмали | Эмалирование украшений — исторический обзор | Техника чернения серебра | Ювелирные изделия из филиграни. Казаковская филигрань

Поделитесь статьей с друзьями

Работы дизайнеров из каталога ЮВЕЛИРУМ

Украшения, которые стоит привезти из Тбилиси

Рассказываем во всех подробностях где охотиться за украшениями в Тбилиси, и на какие из драгоценных трофеев стоит обратить особое внимание

Думая над этим списком, мы сразу хотели в числе первых упомянуть Eshvi — марку, основанную в Лондоне двумя девушками из Грузии, Натией Чхартишвили и Тамар Сванидзе. Но, хотя украшения их совершенно замечательны, дизайнеры все-таки не живут в Тбилиси и свой бренд по праву называют не грузинским, а британским. Так что в нашем сегодняшнем списке Eshvi не будет. И все же, если до этого о марке вы ничего не слышали, обязательно поищите их украшения в сети — и, конечно, почитайте о них на Buro. А мы пока расскажем о восьми интересных грузинских марках, специализирующихся на украшениях.

 

Sofio Gongli 
@sophogongliashvili

Прекрасные эмалевые кольца и броши Софо Гонглиашвили — практически лицо Грузии, когда речь заходит о дизайне украшений. Во-первых, что совершенно очевидно, это красиво. Во-вторых, Софо стала главным грузинским дизайнером, выведшим старинную технику эмали из учебников по истории прямо на прилавки самых передовых концепт-сторов. Созданием украшений она занимается уже около 17 лет, а первую полную коллекцию выпустила в 2000 году. При всем этом за столько лет в бизнесе суровой бизнес-леди дизайнер так и не стала — ее по-прежнему хочется назвать в первую очередь художницей, да и сама о себе она говорит именно так.
Во всех украшениях, которые делает Софо, так или иначе всплывает тема природы. Где-то закручиваются традиционные цветочные орнаменты, где-то на стилизованный цветок — а иногда и на морковь! — по форме похожи сами украшения. Но в новой коллекции тот же мотив воплощен особенно буквально. Героями сюжетных росписей стали пары животных, которых сама Софо называет даже не обитателями знаменитого ковчега, а Адамом и Евой. В ролях библейских героев предстают леопарды и лошади, собаки и петушки, кролики и зебры. Некоторые — даже на фоне той самой яблони, из-за которой Адам и Ева были изгнаны из Эдема. Так художница задается вопросом, почему сами люди всегда ставят в центр мироздания именно себя, воспринимая окружающий их мир и населяющих его живых существ как фон и забывая о ценности их жизней.

Sidonia Nun
@sidonianun

За красивыми украшениями Sidonia Nun стоит удивительная женщина — сестра Сидония, монахиня из греческого монастыря Святого Георгия. Там она провела 12 лет, успев и поступить в университет, где изучала историю, археологию и антропологию, и научиться рукоделию, — это, по ее словам, традиционный монастырский труд. Так что учительницами сестры Сидонии в этой сфере стали другие монахини. Хотя базу заложил еще ее родной отец — он был художником и дочери оставил в наследство свое чувство цвета. «То, что мой осознанный выбор, — говорит она сама, — одежда черного цвета, не значит, что вся колористика мира для меня умерла. Меня восторгает вселенная и ее разнообразие. Я, так же как вы, остро чувствую красоту — может, даже острее».

Такую биографию, безусловно, не назовешь типичной — тем более для дизайнера украшений. Но именно этот необычный опыт ее основательницы и дал марке ту самобытность, которая выделяет ее среди остальных. Украшения сестра Сидония начала делать всего три года назад, но они непохожи ни на чьи другие — в них смешиваются самые разные техники и материалы: традиционная грузинская вышивка, эмаль и филигрань, серебро и жемчуг. Она первой стала делать и украшения-перевязи, оплетающие голову. 
Сегодня сестра Сидония большую часть времени проводит в своей мастерской в Тбилиси. У нее обнаружили злокачественную опухоль, и она уже долгое время борется с болезнью — один курс химиотерапии позади, но лечение продолжается. Это не мешает дизайнеру строить большие планы — хотя сама сестра Сидония не относится к своему делу как к бизнесу, называя его в первую очередь способом самовыражения и следствием своей тяги к красоте, уже сейчас ее украшения продаются в нескольких магазинах в столице Грузии: в Canape и Roberto Bravo. А скоро должны появиться и в России. Один из российских дизайнеров, с которыми сестра Сидония сейчас ведет переговоры, как раз и показал нам ее работы. Имени его мы пока, пожалуй, называть не будем — не портить же чужие сюрпризы!

Khoshtrik
@khoshtrik

В какой бы местный концепт-стор вы ни пришли, будь это просторный Dots или крохотная винтажная лавка при кафе O, Moda, Moda, разглядывая стенд с украшениями, вы непременно наткнетесь на Khoshtrik. Хотя марка эта совсем молодая — грузинка Тамара Хоштария открыла ее всего 2 года назад, познакомившись с основательницей More is Love Нино Элиавой. К тому моменту Тамара успела побыть журналисткой и художником-графиком и уже занималась украшениями, но ни полноценного бренда, ни даже названия у ее небольшого дела не было. Знакомство с Нино, ставшей для дизайнера первым байером, ее подстегнуло. Название сложилось быстро: как говорит сама Тамара, Хоштрик — ее детское прозвище.
Ювелирному делу она не училась. И поначалу для своих изделий дизайнер часто использовала разные металлические детали, пользуясь словарем художника, «найденные объекты». Но сейчас, по собственным словам, от этого отошла — дохновение Тамара теперь находит не в окружающем мире, а в собственной голове. И старается не следить за тем, что делают другие дизайнеры украшений, чтобы даже ненамеренно ничего и ни за кем не повторить. 
Первыми хитами Khoshtrik стали браслеты и чокеры из согнутых металлических брусков с крупными шариками на концах. Саму Тамару Хоштарию их успех уже утомил — сейчас акцент она делает на другие вещи. Например, объемные браслеты из вложенных друг в друга геометрических фигур. Или кольца из плоских пластин, вырезанных в форме больших кругов и сердец. Или квадратные серьги, которые не крепятся на мочке, как мы привыкли, а словно проходят ее насквозь, так, что один угол располагается у виска, а другой — за ухом. Или огромные каффы из сплошных металлических пластин, отполированных до почти зеркального блеска. Минимализм — главный принцип Тамары в работе, но в ее украшениях он выглядит совсем не так, как у других.
В Москве Khoshtrik, как и большинство грузинских марок, ищите в INDEXflat — Анка Цицишвили, его владелица, знает все. 

Materiel by Aleksandre Akhalkatsishvili
@materieltbilisi

У Materiel, как вы можете помнить из нашего предыдущего «грузинского» материала, сразу четыре модные линии, разрабатываемые под руководством четырех разных дизайнеров. Каждый из них делает для своей линии и аксессуары. В линейке Ладо Бокучавы, например, особенно хороша обувь. А вот серьги лучше всех удаются Александру Ахалкацишвили. Для своей весенней коллекции грузинский дизайнер сделал украшения столь же простые, сколь и эффектные: кто бы мог подумать, что обычные деревянные квадраты и круги, раскрашенные в черный или красный цвет, могут производить такое впечатление? Причем тот вариант, который кажется самым неочевидным, — то есть как раз красные квадраты — на деле оказывается самым интересным. И идут эти серьги тоже, как ни странно, решительно ко всему. Единственный недостаток серии — вес украшений. Если вы не привыкли носить тяжелые серьги, то продержаться с этими супрематическими шедеврами в ушах сможете не больше 2-3 часов. 
А вот в осенней коллекции эта проблема, кажется, была исправлена: новые серьги, «проволочная» вязь грузинских слов, выглядят совершенно невесомо. Чтобы купить их, осени ждать необязательно — уже через неделю после показа украшения привезли в магазин Materiel.

 

George Keburia
@georgekeburia

О Джордже Кебурии мы уже, как и о Materiel, упоминали в предыдущем материале из Тбилиси, посвященном лучшим коллекциям местной недели моды Mercedes-Benz. Но не обойтись нам без него и здесь. Потому что еще заочно, сидя в московской редакции, с тем, что делает Джордж, мы познакомились как раз через его деревянные серьги-звезды, замеченные на сайте More is Love. Украшения, сложенные из черно-белых звезд, месяцев и кометных хвостов, — из его второй коллекции аксессуаров, созданной специально к «космической» коллекции одежды S/S 2016. В ней смешались русский авангард и американский «Звездный путь», и серьги в виде небесных тел стали логичным продолжением темы. Они, впрочем, очень быстро зажили своей собственной жизнью и предсказуемо стали большим хитом. Еще один важный плюс, помимо самого дизайна, — их легкость. Такие точно даже к концу дня не заставят вас проклинать себя за необдуманное желание сыграть в street style-диву.
Особенно популярны оказались те, в которых ведущую роль играют крупные месяцы, увенчанные маленькими звездами, — может быть, потому, что напоминают узнаваемые мусульманские символы. Но утверждать с уверенностью не возьмемся — сам дизайнер говорит, что ничего специального он в этом случае не подразумевал.
Серьги из первой коллекции Кебурии, тоже из дерева, но сложенные из геометрических фигур вместо небесных тел, еще можно купить в сети. А вот третью он решил пока не делать, оставив последний показ без авторских аксессуаров. Почему? Просто потому, что ему в голову, по собственным словам, пока не пришло ни одной столь же стоящей идеи, — звезды с месяцами оказались так популярны, что переплюнуть их успех будет нелегко. Но, надеемся, к следующему сезону Джордж Кебурия все-таки соберется с силами и, по крайней мере, попытается.

Lili
Эта марка — самая загадочная из всех в нашем списке. И вовсе не потому, что украшения похожи на магические амулеты и имеют мистический тайный смысл. Совсем наоборот: так хороши вещи Lili как раз потому, что подчеркнуто нежны и наивны, словно детские медальоны дружбы. Или закопанные в песке, под стеклом, «секретики». Просто найти про марку хоть что-то в интернете — миссия практически невыполнимая.
Зато офлайн это несложно — когда будете в Тбилиси, искать отправляйтесь в Dots. Это магазин (итак, пришло время для небольшого экскурса в тбилисские модные реалии), где представлены вещи самой демократичной линии все того же дома Materiel, название которой совпадает с названием концепт-стора. И как раз PR-менеджер Materiel, Саломе Микашавидзе, Lili и нашла. Новое имя отыскалось на местном flea market — но не на барахолке, а на встрече для более или менее своих, наподобие российского «Ламбада-маркета». И, как рассказывает Саломе, на кого бы она там ни посмотрела, у всех на шеях висели кулоны с вложенными между стеклянными пластинами цветочными лепестками и пушинками одуванчиков. Так что, когда Dots запустился (а произошло это совсем недавно) и его команда находилась в поиске новых дизайнеров аксессуаров, девушка сразу вспомнила про ту марку. Занималась Lili — и занимается по сей день — Лилиан Бучукури, которая к известности и славе не стремится. Но ее украшения и без дополнительной рекламы в Dots расходятся на ура.

Silhouette
@silhouette_jewelry

Марку Silhouette придумали и запустили сразу три девушки: Теко Урушадзе, Натия Лагидзе и Тамта Лазишвили — подруги детства, неразлучные с начальной школы. Все они до ее запуска были заняты в разных сферах, которые, по счастливому совпадению, идеально дополняют друг друга, когда решаешь ступить на опасный модный путь. Теко всегда интересовалась дизайном, Натия работала в сфере телекоммуникаций, а Тамта (которая, кстати, и стала подругой редакции Buro 24/7 по переписке в ходе работы над материалом) занималась маркетингом и пиаром.
Командная работа дала свои плоды — хотя Silhouette всего полгода, внутри Тбилиси марку уже прекрасно знают. Их эмалевые украшения с силуэтами изящных дамских головок и серьги-ананасы можно найти практически в любом тбилисском концепт-сторе — то же мы чуть выше говорили и о Khoshtrik, и в обоих случаях это вовсе не преувеличение.
Как описывают собственный бренд сами основательницы Silhouette? По их словам, они используют исключительно материалы, традиционные для грузинской культуры: эмаль, серебро, рог, латунь, — комбинируя их и создавая украшения, гармонично вписывающиеся в стиль современных девушек. Особенно, как говорит Тамта, в последнее время популярны их изделия из рога: «В Грузии этот материал издревле использовали для изготовления сосудов для пития вина. Мы стали использовать его в неожиданном формате — и надо сказать, что результат получился исключительным. Наши украшения из рога в сочетании с серебром и эмалью — роскошны». И мы с такой нескромной оценкой, пожалуй, согласимся.

Ketevan Saqareli
@ketevan_saqareli

Да, эмаль в Тбилиси теперь популярна: а вот и еще одна марка, для которой эта техника стала специализацией, — Ketevan Saqareli. Это, впрочем, далеко не единственный прием из репертуара Кетеван Сакарели. Она занимается созданием украшений уже 13 лет, со студенческих времен, — а училась будущий дизайнер на театроведа, то есть именно профильного образования, как и большинство героев нашего списка, не получала. Если в России все стремятся попасть как минимум в Британку, то здесь все больше предпочитают учиться самостоятельно, методом проб и ошибок. И этот подход, судя по всему, для многих прекрасно работает.
За все то время, что Кетеван занимается ювелирным дизайном, она, по собственным словам, создала множество коллекций — каждая со своей индивидуальной историей и концепцией. Но самой популярной по-прежнему остается «мондриановская». Это заметно даже в Instagram — даже там большие серьги-квадраты (но не такие большие, как у Materiel!), сложенные из квадратов поменьше и прямоугольников, всегда оказываются в центре внимания.
Сейчас украшения Ketevan Saqareli продаются в тбилисских Dots, Chardin One Concept и O, Moda, Moda. А в другие страны заказать их можно через соцсети. 

Ювелирный гид по Тбилиси, Грузия

Для меня Тбилиси стало настоящим открытием. Ты в него или влюбляешься с первого взгляда или никогда не полюбишь. В нем причудливым образом переплелись западные и восточные мотивы. Православные храмы, мощенные улицы, разноцветные резные балконы с восточными элементами орнамента, архитектурные памятники сталинского неоклассицизма с мавританскими мотивами, стеклянно-стальные констукциии в стиле хай-тек современных архитекторов, узкие улочки с полуразрушенными домами, здания в псевдоготическом стиле и большое количество небольших скульптур, разбросанных по городу и придающих ему трогательное очарование и уют.

В Тбилиси Восток и Запад сходятся и органично сливаются в единое целое, являя миру удивительную гармонию и ценность для культуры и истории.

Ювелирное путешествие по Тбилиси я начала с посещения Национального музея Грузии. Мне было любопытно посмотреть на коллекцию золотых и серебряных сокровищ, найденных на территории страны. Она содержит внушительное количество экспонатов, отображающих грузинскую культуру со второй половины III-ого тысячелетия до н.э. до IV тысячелетия н.э.

Ожерелье. VI век н.э.

Бокал. Триалети. XVIII-XVII век до н.э.

Украшение на голову. Вани. IV век до н.э.

Ремень. Вани. IV век до н.э.

Выставка разделена на несколько блоков. Первый раздел посвящен предметам, найденным при раскопках на курганах Картли, Колхети и Триалети, датируемые III-II веком до н. э.

Колхские ювелирные украшения V-IV века до н.э. были найдены на территории древнего царства Колхети, или Колхиды, известного нам еще из древнегреческого мифа об аргонавтах, которые отправились туда на поиски Золотого Руна. Золотые сокровища, обнаруженные на курганах городов Вани и Сарки, поражают техникой исполнения и богатством.

Примеры ювелирного искусства III века до н.э.-IV века н.э. были найдены в Ахалгори в восточной Грузии. Они были созданы для знати, проживающей на этой территории, до образования Картлийского Королевства (Иберия). Сокровища, обнаруженные в местах погребения членом королевских семей и местной знати является отличным примеров королевского богатства и могущества.

Искусство перегородчатой эмали известно в Грузии с древних времен, однако своего расцвета она достигла в эпоху Средневековья. Тесно связаные  с византийским миром, грузинские эмали впитывали традиции византийской школы, создавая при этом уникальные произведения, приспосабливая к грузинской манере изображения. В XV веке украшений в этой технике больше не встречается, и секреты техники были утрачены. 

Cобор Цминда Самеба

В ХХ в. у грузинской эмали начинается новая эпоха возрождения. В 80-ые годы в Тбилиси приехал литовский мастер Римас Бурнеика. Он пытался воссоздать утраченную технику, которая немного отличалась от средневековой. В качестве перегородок он использовал проволоку, а не полоски. В тот период у него обучались местные художники: Заза Лодия и Гога Купрадзе. Они долго экспериментировали с эмалью. И в итоге им удалось восстановить традиционную технологию. Так началась история современной школы грузинской эмали.

Заза Лодия

В 1998 году тбилисские искусствоведы Ия Двали, Майя Нозадзе и Хатуна Чхеидзе открыли галерею «Шарден», которая занимается продвижением современного грузинского искусства. 

В галерее можно увидеть работы современного мастера Софо Гонглиашвили. Ее украшения запоминаются. Выбор цветовой гаммы и формы выделяет ее из тысяч других. Своими работами автор хочет донести до нас определенную мысль, рассказать историю. Например, в украшениях с крокодилами она показывает, что во всех нас заложено что-то хорошее. Рядом с ними цветы – значит, даже в крокодилах есть доброе начало и нужно найти это хорошее и раскрыть его. 

Совершенно случайно мне удалось познакомиться с эмальером Тамуной Беджашвили и попасть к ней в мастерскую. Этому искусству она обучалась самостоятельно и уже 12 лет работает с эмалями, десять из которых в качестве главного мастера сети ювелирных магазинов Monte. 

Мне очень повезло: я застала ее во время работы.

В заранее подготовленную серебряную основу она наносит прозрачную эмаль. Запекает ее в специальной печке с толстыми стенками при температуре 800 °C и не более двух минут. Затем тончайшие серебряными полосками создает узор, каждая ячейка которого заполняется определенным цветом эмали. Затем изделие запекается снова и снова. Каждый раз Тамуна накладывает слои краски, пока не зальет форму до краев. 

В 2000 году известный художник Тея Гургенидзе вместе со своими коллегами Хатуной и Мариной Бабунашвили основали галерею и школу «Орнамент» для развития грузинских техник искусства эмали, ее интеграции а мировую культуру. Подробней о моем визите можно почитать здесь.

Вначале 2000-х годов устраиваются международные выставки, открываются школы, многие обучаются самостоятельно, увлекаются заново открытой технологией, независимо от профессии. Сегодня можно говорить скорее о тбилисской школе эмали нежели о грузинской, так как в регионах в этой сфере почти никто не работает.

Если вы приедете в Тбилиси и захотите приобрести украшение в технике перегородчатой эмали, я не советую вам закупаться в сувенирных магазинах или блошином рынке на Сухом мосту, где много ширпотреба и безликих работ. Идите прямиком в художественные галереи, где вы сможете найти авторскую неповторимую вещь высокого художественного уровня, в которых чувствуется личное выражение художника, его видение и переосмысление вековых традиций. 

 

Украшения с грузинской эмалью: особенности, виды минанкари, фото

Эмалирование – это техника декорирования металлических изделий с использованием стекловидного покрытия. Оно состоит из смеси порошкообразных минералов и флюсов с добавлением пигментов, плавящихся при температуре около 800–900 °C в специальной печи. Есть несколько техник эмалирования. В Грузии же распространилась ячеистая техника, которую называют минанкари. В этой технике рисунок композиции выполняется на подложке, к которой вертикально припаяны тонкие металлические пластинки или проволока. В результате образуются ячейки. Каждая ячейка, созданная таким образом, заполняется эмалью разного цвета, а затем обжигается в печи. Таким образом получаются прекрасные украшения с перегородчатой эмалью.

Из истории появления

Сегодня сложно определить, где впервые использовались подобные техники.

Грузинская эмаль имеет персидское происхождение

Изделия с минанкари встречаются повсюду:

  • в Древнем Египте;
  • в Китае, где изделия из золота покрывали камнями и эмалью;
  • в Древнем Риме, где эмалировали изделия из бронзы.

Считается, что техника эмали пришла в Византийскую империю из Персии, где это искусство процветало между VI и XII веками. Византийская империя соседствовала с Грузией, на которую оказали влияние культура и искусство соседнего государства. Затем этот метод попал в Китай, где он процветал во времена правления династий Мин и Цин. Такие драгоценности принадлежали только людям с высшим социальным статусом. Во время ослабления грузинского государства, вызванного многочисленными вторжениями и в конечном итоге утратой суверенитета, техника эмали была забыта. В XX веке традиционное грузинское искусство вновь возродилось, в нем уникальные технологии прошлого начали сочетаться с современными элементами. С тех пор способ изготовления ювелирных украшений с эмалью не терял своей популярности.

Особенности изготовления

Создание эмали минанкари – это ювелирная работа по созданию правильных форм и выбора правильных цветов.

Бижутерия из эмали привлекает необычными цветами, стеклянной поверхностью и прозрачной структурой

Есть две технологии изготовления – холодная обработка и горячая. Холодная техника используется в основном в серийном производстве, и ценности как художественной, так и ювелирной не представляет.

Создание горячей же эмали – это искусство истинных авторов. Оно представляет собой кропотливую ручную работу с использованием различных специальных инструментов и ювелирных техник. С горячим материалом можно работать по-разному: гравировать и вручную отливать узоры.

Изделия с гравированной подложкой изготовляются проще, чем с помощью второй техники. На металлической основе создается узор будущего аксессуара, после чего жидкая горячая эмаль заливается невероятно тонкими слоями на подложку с гравировкой, затем готовое украшение обжигается в печи при температуре 700 °C для выравнивания слоев и полируется для блеска в несколько этапов разными абразивными материалами.

Со второй техникой все намного сложнее: металлическая основа покрывается расплавленной эмалью, на которой проявляются тонкие перегородочки из того же материала. Между ними засыпают эмалевые порошки разнообразных цветовых схем, а потом отправляют аксессуар в печь для температурного окрашивания. На завершающем этапе украшение шлифуется и нагревается для выравнивания верхнего слоя, уже после чего полируется до окончательно блеска.

Для создания подобных аксессуаров мастерам нужно не только терпение и внимание ко всем деталям, но и невероятная креативность и опыт, ведь без четкого понимания визуального результата сделать такие шедевры нереально.

Применение

По сравнению со средневековьем, сегодня техника изготовления эмали стала намного оригинальнее и красивее

Ее качество стало лучше, цветов больше, а дизайн разнообразнее. Изменилось назначение эмали и состав, но технология ее создания осталась неизменной на протяжении двенадцати веков. Цвет эмали зависит от используемого металла. Медная имеет более теплые тона, из серебра – более прохладные. Лучшие цвета получаются из золота. Чаще всего используют прозрачные эмали на благородных металлах, придавая цветам глубину и блеск. Из эмали с серебром или золотом делают:

  • оригинальные серьги;
  • эффектные броши;
  • яркие кулоны и подвески;
  • кольца.

С помощью этой техники мастера также украшают иконы.

Все ювелирные изделия с эмалью пользуются большой популярностью среди ценителей. Ведь аксессуары, украшенные минанкари, отличаются насыщенной цветовой гаммой, буйством красок и уникальностью. Они подходят под любой повседневный или праздничный образ. С их помощью аутфит начинает играть новыми красками и притягивать взгляды окружающих.

Хоть и изготовление изделий, украшенных эмалью, было известным ремеслом средневековой Грузии, такие аксессуары до сих пор продолжают пользоваться популярностью. Во всех вариациях они всегда получаются оригинальными и завораживающими, что просто невозможно оторвать от них свой взгляд.

Дополнительную информацию о том, как грузинские художники вновь довели до совершенства старинную технику минанкари, вы узнаете, посмотрев видео: