Гуга Чохан
1931 г.
Холст, темпера. 76 х 117 см.
Государственная Третьяковская галерея.
Москва, Россия
Конная статуя Гуга Чохана из камня была найдена Рерихами в долине Кулу и установлена возле их дома. Известен портрет Н.К. Рериха кисти С.Н. Рериха рядом с этой статуей (написан в 1937 г.)
Рерих Н.К. Риши / Твердыня пламенная. Рига: Виеда, 1991.
Не в предании, но в яви жили Риши. Их присутствие оживляет скалы, увенчанные ледниками, и изумрудные пастбища яков, и пещеры, и потоки гремящие. Отсюда посылались духовные зовы, о которых через все века помнит человечество. В школах заучивают их, на всякие языки переводят, но кристалл накопленный их наслоился на скалах Гималайских.
«Здесь и Риши Виаса, составитель Махабхараты, и Риши Васишта, открывший целебные источники, и Риши Капила, уничтожавший зло смертным глазом, и Риши Гаутама, и Пахари Баба, и Гуга Чохан, и Нар Синг – каждый с целым эпосом подвигов во Благо. Здесь отдыхали Пандавы от трудов бранных. Здесь и подземный ход Арджуны из Кулу в Маникарн. Здесь и Чандра-Бхага, издавна ознаменованная в Пуранах. Здесь и страна Хахор, и священные книги, сокрытые от гонений нечестивого царя Ландармы. Шепчут ведуны, что воплотился он в Тибете.
«Где же найти слова о Творце, если вижу несравненную красоту Гималаев?» – так поет индус. По путям Гуру, по высотам Риши, по перевалам путников духа наслоилось то, что не смоют ливни и не испепелят молнии. Идущий к добру благословен на всех путях.
1932.
Кейланг.
Рерих Н.К. Наггар / Листы дневника. Том 2. М.: МЦР, 1995.
Поднялись из Дарджилинга со всеми вещами, чтобы переехать в старинное место Наггар. Берега Биаса связаны и с Риши Виасой, собирателем Махабхараты, и с Александром Великим, войско которого не пошло дальше этой горной реки. Здесь проходил и Будда и Падма Самбхава, здесь жил Арджуна и другие Пандавы. Недалеко Манали – от Ману. Горячие ключи Басишту и долина Маникаран-Парвати с серебряной рудой. Через Ротанг уже тибетская природа. Все скопилось в изобилии… Древняя Кулута!
К Рождеству 1928 года доехали до Наггара (по-русски Вышгород). Еще не перешли Биас, из Катрайна увидали высоко на холме дом. «Вот там и будем жить». Нам говорят: «Невозможно! Это поместье раджи Манди. Дом не сдается». Но если что-то должно быть – оно и делается. Все устроилось, несмотря на немалые препятствия. Все-таки преодолели. (…)
Наггар – место древнее. Несколько старинных храмов. Когда-то здесь были, по словам китайских путешественников, буддийские вихары. Теперь и следа не осталось. Сохраняется предание, что где-то здесь захоронены священные книги во времена тибетского иконоборца Лангдармы. Покровитель долины Нар Синг иногда показывается в виде старца в белом. Гуга Чохан, старый раджпутский раджа, тоже почитается хранителем долины.
Разных богов в долине триста шестьдесят. У нас письменное условие между богом Джамлу, британским правительством и нами о пользовании водою. Гремят барабаны и ревут длинные трубы, когда боги посещают друг друга в дни ярмарок. В лесу затерялся храмик – там подвизался отшельник Пахари Баба. Деодары, сосны, дубы еще теснятся по склонам, но много лесов уже нарушено. Внизу под холмом, на старой дороге звенят колокольцы каравана. Чарует зов караванный. Откуда? Куда? С какими вестями?
[1937 г.]
Рерих Н.К. Боги Кулуты / Химават. Самара: Агни, 1995.
Священная долина Кулу лежит, скрытая на границе Лахула и Тибета, образуя самую северную часть Пенджаба. Была ли здесь Арьяварша или Арьяварта – сказать трудно. Но самые значительные имена и события собраны в этой благотворной долине. Она называется Серебряной Долиной. Зимой ли, когда снег искрится, или весной, когда все фруктовые деревья покрыты снежно-белыми цветами, долина одинаково хорошо заслуживает свое название.
В этом древнем месте имеется триста шестьдесят богов. Среди них также есть Готама Риши, посвятивший себя буддизму, который, как известно, жил здесь веками. Здесь Акбар Великий, чья статуя находится в храме Маланы, и все учителя и герои, кто мечом, а кто духом выигрывавшие великие битвы. (…)
На горном склоне над каждой деревней можно увидеть гребень древних гигантских хвойных деревьев или деодаров. Все эти места священные для трехсот шестидесяти богов славной долины Кулу или, как называли ее древние, «Кулута». Эти места отмечены индийскими пандитами, старыми тибетцами и известным китайским путешественником XVII столетия Сюань-цанем. (…)
Гур, жрец при богах, является самым почитаемым во всей долине Кулу. Он одет во все белое, на нем домотканый шерстяной плащ и маленькая шапочка на черных седеющих волосах. У него орлиный нос и сверкающие глубоко посаженные глаза. На нем белые штаны. Гур восседает на коврике и, закончив жечь благовония, дает каждому из нас цветок как знак благосклонности богов. Боги очень удовлетворены, – сообщает он нам. Мы не оскорбили их. Напротив, мы даже собрали их изображения около нашего дома, принеся их из старого разрушенного храма. Есть статуя Гуго Чохана верхом на коне, богиня Кали, Риши Картик, Свами Нансиганг, Парбати и несколько изображений Нарсинга, защитника этого места.
Рерих Н.К. Ждать и надеяться / Листы дневника. Том 3. М.: МЦР, 1995.
На подоконнике стоит открытый компас. Стрелка неизменно тянет к Северу. Пишу ли, читаю ли, глаз вскидывается за путеводной стрелою – к Северу. И невозможно убрать эту стрелку – она зовет, она напоминает. Кажется, и без нее помним, но она как символ зова. Молодые деодары позади Гуго Чохана разрослись и угрожают закрыть снега Гепанга, а маленькая липка, посаженная Еленой Ивановной, превратилась в кудрявое дерево. Да и то сказать – восемнадцать лет!
15 августа 1946 г.
Боги и Хранители долины Кулу
Объекты ММТР / Боги и Хранители долины Кулу
Боги и Хранители долины Кулу
Своеобразным храмом–экспозицией под открытым небом стала коллекция каменных изображений богов, риши (мудрецов) и героев — покровителей долины Кулу, собранных под вековой гималайской сосной рядом с Домом Рерихов. До начала 90-х годов прошлого века, во времена Рерихов, здесь находились только конная статуя Гуга Чохана и небольшое изображение Нарсингха, закрепленное на стволе. В 1990-х годах, во время строительства гаража для мемориальной машины, под сосну были перенесены все каменные изображения божеств, находившиеся ранее с северной и западной стороны Дома.
Божества играют важную роль в жизни долины Кулу. «В этом древнем месте имеется 360 богов, — писал Н.К.Рерих в своем очерке «Боги Кулуты» (1929). – Среди них также есть Готама Риши, посвятивший себя буддизму, который, как известно, жил здесь веками. Здесь Акбар Великий, чья статуя находится в храме Маланы, и все учителя и герои, кто мечом, а кто духом выигрывали великие битвы».
Однажды на поле Николай Константинович Рерих заметил торчавший из земли необычный камень. Оказалось, что это каменная нога, обутая в сапог. Когда стали копать, обнаружили фигуру всадника на лошади. «Гуга Чохан, — сказали местные жители, — покровитель долины». Статую установили во дворе дома под сосной. Над ней, на стволе, закрепили каменное изображение Нарсингха. К дому каждый день приходили жрецы совершать пуджу в честь древних героев.
История сохранила факты, что Гуга Чохан был раджпутским принцем, который в 10-м веке создал государство в северной части Раджастхана, прилегающей к Пенджабу и Харьяне. Его вспоминают как справедливого правителя, отважного бойца а также великого йогина. Он был инициирован в йогическую традицию натхов, которая ведет начало от знаменитого йогина Горакнатха. Согласно легендам, Гуга Чохан был его учеником и совершил множество чудес. Люди верят, что часть его жизни прошла в долине Кулу. Н.К.Рерих изобразил статую Гуга Чохана на нескольких картинах, среди которых картины «Гуга Чохан. Кулута» (1931) и «Кулута» (1936).
В борьбе с иностранными завоевателями Гуга Чохана поддерживал его соратник и правая рука Нарсингх и его сестра-королева Гуги . В храмах Гуга Чохана их скульптуры всегда ставят вместе: три всадника – Гуга Чохан, его сестра Гуги Чохан и Нарсингх. В настоящее время жители говорят, что центральная статуя, найденная некогда Н.К.Рерихом, — это фигура отважной Гуги, сестры Гуга Чохана. Всадник справа от нее – легендарный Нарсингх. А вот статуя слева от нее, всадник без головы – это сам Гуга Чохан. По легендам, в одном из тяжелых боев ему отрубили голову, но еще три дня после этого он продолжал сражаться. Эти герои стали покровителями долину Кулу, они защищают и охраняют Наггар, и имение Рерихов, и Институт «Урусвати».
Боги долины Кулу вершат правосудие, путешествуют по долине и общаются со своими почитателями посредством гуров, или шаманов. Н.К.Рерих приводит слова одного из местных гуров: “Боги в долине живут в процветании. У них много имущества и земли. Без их разрешения никто не может срубить дерево. Боги приходят друг к другу в гости. Многие видели, как боги путешествуют. Иногда они летают, иногда ходят, делая огромные прыжки, опираясь на посохи. Конечно, помимо этого, несколько раз в году они совершают триумфальные шествия в сопровождении барабанного боя и рева труб…”.
«Гур восседает на коврике, — рассказывает Н.К.Рерих, — и, закончив жечь благовония, дает каждому из нас цветок как знак благосклонности богов. Боги очень удовлетворены, — сообщает он нам. Мы не оскорбили их. Напротив, мы даже собрали их изображения около нашего дома, принеся их из старого разрушенного храма…».
Каменные изображения богов, собранные Рерихами, датируются XIV — XVII столетиями и выполнены в народном стиле. Кроме вышеназванных легендарных героев, под четырехствольной гималайской сосной, за которой сияют снежные вершины двуглавого Гепанга, можно увидеть изображения богинь Дурги, Кали и Парвати, бога Солнца Сурьи, отважного Ханумана… «Камни говорят о прошлом, пишет Рерих. – Но к северу от Кулу поднимаются пики основной цепи Гималаев. За ними лежит дорога на Лахул и Ладак. А главный белый исполин называется Гугу Гури Дхар – «Путь Духовного Учителя». Эта концепция объединяет всех Риши в великое единое целое, ведя по пути к Высотам».
Так возник открытый храм Гуга Чохана (порой его называют храмом Нарсингха), где каждое утро местный священник проводит пуджу и к которому приходят поклониться и выразить почтение все сотрудники ММТР перед тем, как приступить к своим служебным обязанностям, а также местные жители.
Гуры очень почитаемы в долине Кулу.
Боги и Хранители долины Кулу
Коллекция каменных изображений богов, риши (мудрецов) и героев, хранителей долины Кулу устроенная под вековой гималайской сосной рядом с Домом Рерихов — открытый храм — своего рода выставка. Во времена Рерихов до начала 1990-х годов здесь хранилась только конная статуя Гуга Чаухана и небольшое изображение Нарсинга, прикрепленное к стволу дерева. В 1990-е годы при строительстве гаража для мемориального вагона Рерихов все каменные статуи к западу и северу от Дома были переложены на сосну. Так возник открытый храм Гуга Чаухана, иногда называемый храмом Нарсингха. Каждое утро местный священник проводит здесь пуджу, и сотрудники ММТР приходят сюда, чтобы поклониться перед выполнением своих повседневных дел.
Боги играют важную роль в жизни долины Кулу. В очерке Боги Кулуты (1929) Николай Рерих пишет: «В этом древнем месте у них свои триста шестьдесят богов. Среди них также Готама Риши, посвященный буддизму, который, как известно, жил здесь веками. Есть также Акбар Великий, статуя которого находится в храме Малана, и все учителя и герои, которые мечом или духом побеждали в великих битвах».
Однажды, бродя по полю, Николай Рерих заметил торчащий из земли камень необычного вида. Это была каменная нога в ботинке. Когда его раскопали, оказалось, что это конная фигура. «Это Гуга Чаухан, хранитель долины», — сказали местные жители. Образ был установлен во дворе под сосной. Над ним на стволе дерева было закреплено каменное изображение Нарсингха. Каждый день приходили священники, чтобы провести пуджу в честь древних героев.
История сохранила сведения о том, что Гуга Чаухан был раджпутским принцем, основавшим в 10 веке нашей эры государство в северной части Раджастхана, примыкавшее к Пенджабу и Харьяне. Его помнят как справедливого правителя, отважного бойца, а также великого йога. Он был посвящен в натха йогическая традиция, которая ведет свое происхождение от известного йога Горакхнатха. Согласно легендам, Гуга был его учеником и совершил множество чудес. Считается, что часть их жизни прошла в долине Кулу. Николай Рерих изобразил статую Гуги Чаухана на нескольких своих картинах, в том числе Гуга Чохан. Кулута (1931) и Кулута (1936).
В борьбе с иноземными захватчиками Гугу Чаухана поддерживали его правая рука и соратник Нарсингх и его сестра Гуги. В храмах Гуги Чаухана их конные изображения всегда ставятся вместе: Гуга Чаухан, его сестра Гуги Чаухан и Нарсингх. Ныне местные жители говорят, что на центральном изображении, открытом Николаем Рерихом, изображена доблестная Гуги, сестра Гуги Чаухана. Изображение справа от нее — легендарный Нарсингх, а изображение слева — сам Гуга Чаухан. По легенде, Гуге в тяжелом бою отрубили голову, но он продолжал сражаться еще три дня. Эти герои стали хранителями долины Кулу. Они охраняют Наггар, Усадьбу Рерихов и Институт «Урусвати».
Боги долины Кулу вершат правосудие, путешествуют по долине и общаются со своими прихожанами через своих гуров или шаманов. Николай Рерих цитирует одного из местных гуров : «Боги в долине живут в достатке. Имущества и земли у них много. Без их разрешения никому не разрешается рубить дерево. Боги посещают друг друга в качестве гостей. Многие люди видели, как боги путешествуют. Иногда они летают, иногда ходят большими прыжками, опираясь на палки. Конечно, кроме того, что несколько раз в год устраивают триумфальные шествия с барабанным боем и трубами…»
Гуры богов наиболее почитаемы в долине Кулу. «Гур восседает на коврике, — повествует Николай Рерих, — и, совершив возгорание своего ладана, дарит каждому из нас по цветку в знак милости богов. Боги очень довольны, сообщает он нам. Мы их не обижали. Наоборот, мы даже собрали их изображения около нашего дома, привезя их из старого разрушенного храма…»
Собранные Рерихами каменные изображения богов датируются примерно XIV веком и выполнены в народном стиле. . Кроме вышеперечисленных легендарных героев, под четырехствольной сосной, за которой сверкают на солнце снежные вершины-близнецы Гепанга, можно увидеть изображения Дурги, Кали, Парвати, бога Солнца Сурьи и доблестного Ханумана. ..
«Эти камни говорят о прошлом, — пишет Рерих, — Но к северу от Кулу возвышаются белые вершины главного гималайского хребта. За ними лежит дорога в Лахул и Ладак, а главный белый гигант называется Гуру-Гури Дхар, Путь Духовного Учителя. Эта концепция объединяет всех риши в великое целое, ведущее к высотам».
Репродукции картин | Гуга Чохан. Кулута., 1931 Николая Рериха (1874-1947, Россия)
Добавить в избранное | Отправить как электронную открытку | Добавьте его на свой сайт |
- Похожие работы на ArtsDot.com
- Все произведения по теме: Весна, Памятники, Горы
- Все произведения в стиле Символизм с цветами:
- Все произведения на тему Весна, Памятники, Горы с подобными цветами на нем:
- Все произведения в стиле Символизм на тему Весна, Памятники, Горы
- Произведения 1931 года.
- Все художники символизма
- Все 1799 картин Николая Рериха
Николай Рерих
- Год : 1931
- Средства массовой информации : Темпера
- Размер : 73 х 117 см
Только от 49 долларов США | Только от 149 долларов США |
Купить печать на художественном холсте | Купить репродукцию картины маслом |
|
- Темы работ
- Абстрактное
- Объявления
- Ангелы
- Животные
- Аркады
- Архитектура
- Искусство
- Азия
- Пляж
- Звери
- Птицы
- Рождение и смерть
- Лодки
- Корпус
- Книги
- Мальчики
- Мосты
- Здания
- Каналы и мосты
- Пещеры
- Список СМИ
- Древесный уголь
- Чертеж
- Гравировка
- Гуашь
- Чернила
- Литография
- Масло
- Холст, масло
- Масло на панели
- Пастель
- Карандаш
- Скульптура
- Темпера
- Акварель
- Все периоды
- 1889
- 1890
- 1891
- 1892
- 1893
- 1894
- 1895
- 1896
- 1897
- 1898
- 1899
- 1900
- 1901
- 1902
- 1903
- 1904
- 1905
- 1906
- 1907
- Искусство по цвету
Загрузка биографии Николая Рериха.