Гуггенхайма в бильбао: Музей Гуггенхайма в Бильбао: сомнительная достопримечательность

Музей Гуггенхайма Фрэнка Гери в Бильбао — «величайшее здание нашего времени».

Следующим в нашей серии о деконструктивизме является Музей Гуггенхайма Фрэнка Гери в Бильбао, здание, которое возродило экономику города и положило начало мировой тенденции создания музеев-знаменитостей.

Расположенный на западном берегу реки Нервион, которая протекает через Бильбао, прежде чем впасть в Кантабрийское море, музей Гуггенхайма сразу же привлек внимание и похвалу критиков после завершения строительства в 1997 году.

Музей Гуггенхайма в Бильбао был спроектирован Фрэнком Гери.

Когда легендарный американский архитектор Филип Джонсон посетил музей Гуггенхайма вскоре после его открытия, он назвал Гери «величайшим архитектором, который у нас есть сегодня», а позже назвал музей «величайшим зданием нашего времени».

Хотя Гери сам не идентифицирует себя как архитектор-деконструктивист, музей Гуггенхайма стал символом движения благодаря своему характерному внешнему виду, состоящему из фрагментированного расположения непрямолинейных объемов.

Филип Джонсон (слева) посетил музей с Фрэнком Гери (справа) вскоре после его открытия.

Если смотреть с реки, музей напоминает корабль в доке, а его мерцающая титановая кожа напоминает чешую извивающейся рыбы.

В то время сложная и смелая архитектура здания была необычна для крупного культурного учреждения, финансируемого государством.

Он был разработан, чтобы стать достопримечательностью

Однако с самого начала музей должен был стать центральным элементом более крупного проекта экономического развития.

Баскское правительство уже привлекло архитекторов, в том числе Нормана Фостера и Сантьяго Калатраву, к реализации крупных инфраструктурных проектов в рамках своего плана по превращению промышленного города в место культурного туризма.

Уроженец Канады Гери был в основном известен своими выразительными работами в своем приемном родном городе Лос-Анджелесе, когда он выиграл конкурс, организованный в 1992 году Фондом Соломона Р. Гуггенхайма на проектирование музея для участка в полуразрушенном портовом районе.

Директор Фонда Гуггенхайма Томас Кренс признал, что для такого проекта требуется знаковое здание, и привел Сиднейский оперный театр в качестве примера, описывая влияние, которое он может оказать на город.

«Мы определяем себя с точки зрения сильных сторон, и архитектура — одна из наших сильных сторон», — заявил он.

Гери выиграл конкурс на проектирование музея

Дизайн Гери был выбран среди предложений Arata Isozaki & Associates и Coop Himmelb(l)au после приглашенного конкурса.

«Он [Gehry] был выбран из-за силы своего видения», — сказал Кренс, который также заявил в телеинтервью, что здание «станет прецедентом того, какими могут быть музеи 21-го века».

Музей расположен на реке Нервион.

Гери утверждал, что дизайн музея Гуггенхайма в Бильбао стал кульминацией личного языка дизайна, который он разработал в ответ на преобладание постмодернизма в архитектуре того времени.

Он отвергал постмодернизм и то, как он создавал стилизацию прошлых архитектурных стилей, утверждая, что предпочитает оглянуться на 300 миллионов лет назад, к формам, предшествовавшим человечеству. В частности, он был очарован рыбой.

«Меня интересовало движение, и когда рыба двигается, это так красиво, — сказал он в 1997 году в интервью тележурналисту Чарли Роузу. словарь.»

Динамические формы были выполнены с использованием стального каркаса. Фото Айтора Ортиса

Динамичные формы, определяющие экстерьер Музея Гуггенхайма в Бильбао, стали достижимы благодаря программному обеспечению для компьютерного моделирования, разработанному французской аэрокосмической компанией Dassault Aviation.

Используя программное обеспечение для 3D-проектирования под названием CATIA, офис архитектора смог визуализировать поверхности с несколькими составными кривыми и, что наиболее важно, продемонстрировать подрядчикам, как можно построить эти выразительные формы.

Стальная рама была спроектирована с использованием программного обеспечения для компьютерного моделирования. Фото Айтора Ортиса

Гери много раз с гордостью рассказывал, как строительство было завершено вовремя и в рамках бюджета (примерно 89 миллионов долларов).

Он объясняет этот подвиг способностью компьютерного программного обеспечения точно моделировать все необходимые компоненты, а также тесным сотрудничеством с различными строительными компаниями во время строительства.

Музей расположен на окраине центра города, в захудалом районе доков. Его дизайн отвечает городской среде, а также арке реки на севере и мосту Сальве на востоке.

В музее есть большой атриум.

Кораблевидный профиль, видимый с реки, напоминает о промышленном наследии района, а сверху план здания напоминает цветок, лепестки которого раскинулись вокруг центрального атриума.

Оцинкованный стальной каркас музея снаружи облицован известняком и стеклом, а также 33 000 титановыми панелями толщиной с бумагу, выбранными из-за того, как металл отражает естественный свет.

Посетители входят в здание через атриум с большими стеклянными навесными стенами, соединяющими внутреннее и внешнее пространство. Заполненное светом пространство содержит изогнутые проходы, стеклянные лифты и лестницы, соединяющие три внутренних уровня.

Атриум соединяет три внутренних уровня

Выставочные площади общей площадью 11 000 квадратных метров расположены в 19 галереях музея. Десять комнат имеют стандартный ортогональный план, в то время как другие различаются по форме, причем некоторые из них предназначены для размещения постоянных работ.

В самой большой галерее шириной 30 метров и длиной 130 метров находится монументальная стальная скульптура Ричарда Серры «Вопрос времени».

Социально-экономическое влияние музея Гуггенхайма в Бильбао более чем соответствовало его цели по изменению имиджа города: расчеты в 2017 году показывают, что музей приносит около 400 миллионов евро в год для местной экономики.

В последующие годы города по всему миру стремились повторить успех Гуггенхайма, вводя в эксплуатацию громкие культурные здания, что было названо «эффектом Бильбао».

В интервью Dezeen в 2021 году Гери сказал, что его не волнуют глобальные подражатели или тенденция, начатая его строительством, хотя он признал, что проект действительно изменил экономику и социальную динамику города.

«Люди всегда говорят мне, как я изменил город, — сказал Гери. «Я не собирался менять город, я просто хотел быть частью города».

Музей оказал большое влияние на город.

У Музея Гуггенхайма в Бильбао есть недоброжелатели, некоторые из которых утверждают, что он слишком доминирует и что некоторые его помещения не очень подходят для демонстрации произведений искусства. «Эффект Бильбао» также привел к многочисленным проектам в других местах, которые не принесли аналогичных выгод местному сообществу по сравнению с суммой вложенных денег.

Критик Пол Голдбергер, лауреат Пулитцеровской премии, однако, назвал проект «знаменательным моментом в архитектурной культуре», добавив, что: «Здание проложило новые пути и стало выдающимся явлением».

В опросе 2010 года, проведенном журналом Vanity Fair, музей Гуггенхайма в Бильбао был назван «самым важным памятником архитектуры, построенным с 1980 года».

Гери получил широкое признание и признание за такие проекты, как Концертный зал Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, жилая башня New York by Gehry на Манхэттене и Фонд Луи Виттон в Париже.

Фирма архитектора также стоит за дизайном Гуггенхайма в Абу-Даби, который был впервые представлен в 2006 году и, наконец, должен открыться в 2025 году.

Фотография предоставлена ​​Музеем Гуггенхайма в Бильбао.

Иллюстрация Джека Бедфорда.

Деконструктивизм — одно из самых влиятельных архитектурных движений 20 века. Наша серия рассказывает о зданиях и работах ее ведущих сторонников — Эйзенмана, Гери, Хадида, Колхаса, Либескинда, Чуми и Прикса.

Прочтите нашу серию статей о деконструктивизме ›

Теги:
Архитектура

Архитектура музеев. Музей Гуггенхайма в Бильбао: аттракцион для туристов

Музей Гугенхайма в Бильбао привлекает миллионы туристов своей архитектурой. Рассмотрим музей, который представляет собой яркий политический, культурный и архитектурный жест.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Александр Острогорский

Архитектурный критик, преподаватель архитектурной школы МАРШ.

1. Штаб-квартира ООН (Нью-Йорк, 1952), Европа-центр (Западный Берлин, 1963), Гостиница «Интурист» (Москва, 1970)
2. Кафедральный собор. Арх. Оскар Нимейер, Бразилиа, 1970

3. Небоскреб «Банка Америки». Арх. Филип Джонсон, Хьюстон, 1983
4. Здание банка HSBC. Арх. Норман Фостер, Гонконг, 1985
5. Музей Гуггенхайма. Арх. Фрэнк Гери, Бильбао, 1997

Одного взгляда на музей Гуггенхайма в Бильбао достаточно, чтобы понять, что главное в нем — его архитектура.

Почему музей Гуггенхайма в Бильбао и подобные ему стали возможны 👇

🏢 Некоторые модернистские здания, такие как музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, могли радовать своим ярким силуэтом, скульптурностью. Но к концу 20 века в городах всех развитых стран мира было уже много одинаковых небоскребов и типового жилья. Это происходило и в странах бездушного капитализма, и при унылом социализме. Причиной в числе прочего были общие технологии строительства — одинаково выгодные и удобные для всех, но слишком простые, чтобы сделать что-то интересное.

📐 Архитектура хай-тека, которая, по мнению многих, началась именно с Центра Помпиду, показывала другой уровень технологий и строительства, а также ставила рекорды масштаба в строительстве высоких зданий. Этим архитекторам удавалось строить самые большие здания, о них начинали писать в газетах, и постепенно их имена становились известны публике.

🧩 Постмодернистская архитектура и дизайн к этому времени тоже немного надоели. Было построено слишком много зданий плохого вкуса, а эстетский постмодернизм был не так привлекателен для публики. Но они добились ощущения, что архитектура может вызывать яркие эмоции, включая негативные.

〰️ Так постепенно было подготовлено время архитекторов-звезд и так называемой иконической архитектуры — то есть таких зданий, которые впечатываются в память навсегда. Ясность и простота модернизма, масштаб и технологии хай-тека, яркая форма и новые материалы — все это стало ингредиентами для архитектуры 90-х. Политики и бизнесмены с удовольствием начали пользоваться такой архитектурой для решения своих задач.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1, 2. Последствия наводнения 1983 года в Бильбао, когда вода сильно повредила городскую инфраструктуру
3. Бильбао, 1989
4, 5. Метрополитен Бильбао. Арх. Норман Фостер — работает с 1995 года
6. «Белый мост» (Zubizuri). Арх. Сантьяго Калатрава, Бильбао, 1997
7. Трамвай в Бильбао — работает с 2002 года и состоит из одной линии; туристы доезжают на нем до Музея Гуггенхайма, попутно разглядывая достопримечательности
8–10. Музей Гуггенхайма. Арх. Фрэнк Гери, 1997


Давайте посмотрим, зачем в Бильбао с населением 350 тысяч человек понадобился новый огромный музей.

🏭 К 1990-м годам город находился в упадке. После свержения Франко столицей нового автономного сообщества Страна Басков в 1979 году стала Витория-Гастейс, хотя Бильбао был больше и экономически мощнее. В 80-е в стране случился мощный производственный кризис, который ударил по экономике промышленного Бильбао. Баскские террористы продолжали свою борьбу с Испанией. В 90-е годы городские власти решили провести деиндустриализацию и развить сферу услуг, вливая деньги в туристическую инфраструктуру.

🚇 Про музей знают все, но кроме него были построены трамвайная линия, метро — проектом занимался Норман Фостер, мост по проекту Сантьяго Калатравы, крупный конференц-центр с театром и концертным залом. Большие средства вложили в развитие туризма, поддержку отелей, ресторанов, фестивалей, деловых конференций — туристический поток за 30 лет вырос в 40 раз.

И если в 80-х годах жители, особенно молодежь, просто бежали из города в поисках лучшей жизни, то в 90-х и 2000-х отток сильно замедлился (хотя и не остановился — Мадрид, Барселона и более богатые города объединенной Европы остаются привлекательными).

🏗 Строительство нового невиданного прежде музея было частью плана по развитию Бильбао. Директор Фонда Соломона Гуггенхайма Томас Кренц прямо заявил, что это не культурный, а экономический проект. Отчасти повторилась история с Центром Помпиду, когда архитектура и культура сделали важный политический жест. В Бильбао к нему добавилась идея постиндустриального развития.

🌟 В закрытом конкурсе участвовали звезды: Фрэнк Гери, Арата Исодзаки, австрийское архитектурное бюро Coop Himmelb(l)au. Кренц специально искал архитектора, который сможет создать не просто музей, а памятник, символ.

👤 Победил Френк Гери, к тому времени уже лауреат Притцкеровской премии. Жюри Притцкера хорошо охарактеризовало его стиль — «утонченный, сложный и смелый». Гери создавал странную архитектуру, которая будто бы не имеет корней и не боится показаться чудной и дикой.

1. План Музея Гуггенхайма в Бильбао
2. План Музея Гуггенхайма в Бильбао с пометками самого Фрэнсиса Гери — он отмечает, откуда открываются основные виды на музей: здание специально выдвинуто вперед, чтобы его было видно с разных берегов и вдоль воды
3, 4. Строительство музея
5–7. Интерьеры музея
8. Ричард Серра. Материя времени, Музея Гугенхайма в Бильбао, 2005
9. Выставка Олафура Элиассона. Музей Гуггенхайма в Бильбао, 2020

Музей Гуггенхайма в Бильбао не только окончательно утвердил Фрэнка Гери в статусе одного из главных архитекторов, но и попал в ожидания публики, каким должно быть пространство для современного искусства.

Посмотрим, как это получилось 👇

🎯 Томас Кренц тонко отреагировал на развитие арт-рынка. Он понял, что современное искусство превращается в шоу-бизнес. Музей должен быть не институцией с системным подходом, а пространством для ярких выставок и аттракционов — и самому музею тоже надо стать таким аттракционом.

👁 Музей построен из стекла, титана и песчаника. Здание светится на солнце и красиво отражается в воде. Благодаря сложной форме с разных точек его силуэт выглядит по-разному, но все равно хорошо запоминается. В нем можно увидеть, что угодно: рыбу, ветер, волны, распускающийся цветок. Но все это возникает в глазах смотрящего, сам Гери создавал абстрактную форму.

🕸 Конструкция музея намного проще, чем кажется. Это просто коллекция ангаров из жесткой металлической сетки, покрытой титановыми пластинами — общая площадь пластин 24 тысячи м². Гери впервые поручил значительную часть инженерных расчетов компьютеру. Благодаря криволинейной конструкции здания в «щелях» между основными пространствами появляется много интересных криволинейных переходов, холлов, закутков — они не дают забыть о том, в каком интересном здании мы находимся.

Внутри музея — помещения для временных экспозиций. В больших белых залах размещены выставочные проекты, построенные на громких именах и звучных концепциях: сейчас идет выставка Олафура Элиассона, в ноябре ожидается Кандинский, в январе — выставка родной баскской живописи. Единственный постоянный объект — скульптура «Материя времени» Ричарда Серра. Впрочем, музей старается организовать для местных школ обширную образовательную программу.

📈 Музей выполнил свою функцию — поднять экономику Бильбао. Затраты на строительство окупились за первые три года. Ежегодно музей посещают больше миллиона человек, развитие туристической отрасли привело к взрывному росту экономики. Так называемый «эффект Бильбао» вдохновил многие города и даже страны, которые увидели, как всего один яркий архитектурный объект может обеспечить экономику целого региона.

💧 Чтобы глубже проникнуться архитектурой Музея Гуггенхайма в Бильбао, предлагаем трейлер документального фильма «Головокружение» о людях, которые моют фасад здания. Они видят музей таким, каким больше никто не видит.

1, 2. Лувр Абу-Даби, 2017
3. Ай Вэйвэй. Фонтан света, Лувр Абу-Даби
4, 5. Музей русского импрессионизма, Москва, 2012

6. Финалист конкурса проектов Музея Гуггенхайма в Хельсинки, арх. Азиф Хан
7. Финалист конкурса проектов Музея Гуггенхайма в Хельсинки, архитектурное бюро haascookzemmrich STUDIO2050
8. Победитель конкурса проектов Музея Гуггенхайма в Хельсинки, архитектурное бюро Moreau Kusunoki Architectes

Теперь посмотрим на другие музеи, представляющие собой яркие жесты — политические, культурные, архитектурные. Как и в случае с Бильбао, главная цель строительства этих зданий скорее экономическая — но музейная функция делает их фактом культуры.

🌴 Лувр Абу-Даби. Арабские Эмираты попытались повторить «эффект Бильбао». Тоже взяли крупный музейный бренд — Лувр, проводят экспортные музейные выставки, как в Гуггенхайме. Для этого Жан Нувель (тоже архитектор-звезда) построил здание интересной архитектуры, с яркими и понятными метафорами и выраженной политической идеей.

🍬 Музей русского импрессионизма в Москве. Частный музей, основанный на коллекции предпринимателя Бориса Минца. Минц построил здание музея на территории бывшей кондитерской фабрики «Большевик», которая принадлежит ему. Пример попытки повторить «эффект Бильбао» в масштабе одного комплекса.

📐 Конкурс на Музей Гуггенхайма в Хельсинки. В 2014 году в Хельсинки вслед за Бильбао решили создать филиал Музея Гуггенхайма. На конкурс подали 1700 заявок из 77 стран, победителем стал проект парижского архитектурного бюро Moreau Kusunoki Architectes. Однако времена изменились: сегодня ни иконическая архитектура, ни громкие культурные проекты уже не привлекают так, как прежде. Городской совет Хельсинки отклонил реализацию проекта, зато одобрил строительство крупной библиотеки.

курс Level One

Курс москвича

Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽

подробнее о курсе

Гуггенхайм Бильбао; все, что вам нужно знать

Аннемик

Все остальные города

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *