Харбин история города: Почему китайский город Харбин называют русским

История Харбина в архивных документах — Государственный архив Хабаровского края

Здание консульства (ГАХК. Ф. Ф-1. Оп. 1. Д. 45-65)

К 120-летию со дня основания русского города в Китае – Харбина и в связи с вводом в эксплуатацию Китайско-Восточной железной дороги в 1903 году, прошёл прямой радиоэфир с участием заведующего сектором научного использования документов госархива Л.В. Салеевой. В студии ДВТРК «Вести-Хабаровск» Лариса Владимировна рассказала радиослушателям об уникальных документах, сохранившимся в государственном архиве Хабаровского края, связанных с историей города, жизнью и деятельностью российской эмиграции в Харбине.

Город Харбин — уникальное явление Российского Зарубежья. Он был основан еще в конце XIX века, как административный центр КВЖД, принадлежащей России. История Харбина до сих пор является объектом изучения архитекторов, историков, ученых, писателей и краеведов. Государственный архив Хабаровского края, располагающий документальным богатством по истории города, который 120 лет назад начали строить русские, оказывает информационное обеспечение пользователей уникальной информацией о его многогранной жизни в 20-30 е годы XX столетия.

 

120 лет назад на карте Маньчжурии появился поселок, ставший сегодня городом с многомиллионным населением. Своим возникновением Харбин обязан сооружению КВЖД. История этого уникального строительства освещена в Историческом обзоре Китайско-Восточной железной дороги. 1896-1923 гг. Издание, подготовленное к 25-летию КВЖД Нилусом Евгением Христофоровичем, агентом КВЖД, является одним из важнейших источников по истории сооружения этой дороги. В издании собраны фотографии членов правления общества, архитекторов, строителей, исторические справки и интересные факты, связанные со строительством.  

В государственном архиве Хабаровского края сохранились также фотографии, многие из которых являются уникальными: великолепные снимки Старого и Нового города, православных соборов, построенных русскими, фотографии станций Маньчжурия, Хайлар, Куаньченцзы и др., фотографии агентов станций. 

23 апреля 1898 г. в деревушку Харбин пришла партия изыскателей во главе с инженером А.И. Шидловским. Она приступила к строительству первого барака, где должны были разместиться первые железнодорожники. 25 мая (ст. стиля) 1898 года в район Харбина пришел первый пароход «Святой Иннокентий», а 28 – второй – «Благовещенск». Этот день явился знаменательной датой в истории Харбина, днем его официального рождения.

С самого начала город именовался железнодорожным поселком Сунгари. Горожане называли его Харбином, в 1901 году поселок Сунгари был официально переименован в город Харбин. 

За короткий срок здесь очень быстро выросли три основные района города: Старый Харбин, Новый город и Пристань.

Знаменательной датой в истории КВЖД стало 1 июля 1903 г. В этот день дорога была передана в ведение Эксплуатационного управления. Тем самым в России была открыта новая железнодорожная линия Москва–Тихоокеанское побережье, кратчайший путь из Европы в Азию. Всего на линии были построены 92 станции и 9 туннелей. Самым грандиозным из сооружений КВЖД стал Хинганский туннель длиной 3077 м. , проходивший на высоте 970 м над уровнем моря. Он стал широко известен благодаря большому достижению русской инженерной мысли – сомкнутой петле. Таким образом, менее чем за пять лет в сложных условиях был проложен рельсовый путь длиной около 2668 км. 

Город быстро развивался. В 1911 году в Харбине уже было 26 крупных российских предприятий (в т.ч. 8 мельниц, 5 пивоварен, мясокомбинат, заводы: один кожевенный, два мыловаренных и маслобойня), работали различные русские фирмы, наиболее крупной из них была «Чурин и К», открытие которой относится к 1898 году. Приграничная торговля с Китаем способствовала развитию различных отраслей экономики: торговли, пушного промысла, транспорта, скотоводства, земледелия, кожевенной промышленности.

Город Харбин был русским по духу и внешнему облику, и после революции 1917 года стал центром северо-восточной эмиграции. 
В 1920-е годы Харбин и полоса отчуждения КВЖД стали одним из крупных центров российского послеоктябрьского рассеяния не только на Дальнем Востоке, но и во всем мире.  

К 1921 г. русское население в Китае составляло свыше 288 тысяч человек. В Маньчжурии действовали сотни торгово-промышленных предприятий, принадлежащих Российским эмигрантам, действовали независимые от китайских властей органы городского самоуправления, российская полиция, суд, учреждения образования и здравоохранения и т. д. Возведенный русскими людьми город стал для них после Октябрьской революции и Гражданской войны эмигрантским пристанище, своим городом на чужбине. Сюда стекались люди из Забайкалья, Сибири и дальневосточных городов. Эмигрантами стали по воле судьбы и те из русских, кто приехал строить Харбин задолго до революции. Для многих из них он оказался местом жительства, и их стали именовать эмигрантами. Об этом свидетельствует более 50 тыс. дел эмигрантов, хранящихся в государственном архиве, документы Харбинского комитета помощи русским беженцам, Харбинского общества земледельцев и домовладельцев и других различных обществ.

Сегодня с историей этого удивительного города можно познакомиться по книгам Е. Е. Аурилене, Н.П. Крадина, С.И. Лазаревой, С.С. Левошко, А.А. Хисамутдинова и др. Все эти ученые работали с документами государственного архива Хабаровского края архива, выделенных в особую группу «Харбинская архивная россика». Но, несмотря на это, не все документы и печатные издания еще доступны широкому кругу исследователей по ряду объективных причин: массив Харбинской россики слишком велик и требуется много времени даже для научной обработки всех имеющихся документов, печатные издания еще ждут оцифровки, да и времени с момента поступления документов в открытый доступ прошло слишком мало. 


удивительная история китайского города » BigPicture.

ru

Столица китайской провинции Хэйлунцзян город Харбин находится на значительном удалении от границы с Россией. Несмотря на это, город насквозь пропитан русским духом, а в старой его части родные мотивы узнаются буквально на каждом шагу. Эта удивительная особенность связана с историей города, заложенного русскими строителями.

Русский город в сердце Китая

Современный Харбин — это мегаполис с более чем 12-миллионным населением. В связи с этим сложно поверить в то, что в середине XIX столетия на этом месте города не было и в помине, а вдоль реки Сунгари можно было встретить лишь редкие небольшие поселки.

План города 1911 года

В наши дни в Харбине русский человек является большой редкостью, но в начале XX века россияне составляли львиную долю населения этого места. Основатели города — строители Китайской Восточной железной дороги, которая являлась масштабным проектом министра финансов Российской империи графа Сергея Витте.

Открытка начала XX века

Харбин должен был стать крупной узловой станцией по пути от Иркутска до Владивостока. После того, как железная дорога была построена, поселок начал стремительно развиваться и быстро получил статус города. По состоянию на 1917 год, в Харбине проживало около 100 тысяч человек, из которых 40 тысяч были русскими.

Софийский собор в Харбине. Построен в 1907 году

Город строился с учетом пожеланий графа Витте, который хотел как можно ярче показать российское присутствие в регионе. В результате центр Харбина оказался застроен зданиями, имеющими типичный для средней полосы России облик.

Еврейская община

Начало XX столетия ознаменовалось в России расцветом антисемитизма. Спасаясь от погромов, которые в больших и малых городах страны устраивали черносотенцы, а также от ультраконсервативной имперской политики, ограничивающей права представителей этого народа, тысячи евреев переехали в Харбин, чтобы начать там новую, безопасную и счастливую жизнь.

Харбинская синагога начала XX века

В 1913 году еврейская община Харбина составляла 5000 человек, а уже к 1920 году евреев в городе на реке Сунгари было более 20 тысяч. В наши дни людей, исповедующих иудаизм в китайском мегаполисе очень мало, но о еврейском населении напоминают две старинные синагоги и большое еврейское кладбище.

Интерьер главной синагоги Харбина

Белая эмиграция

Несмотря на то, что большая часть белоэмигрантов выбрали для жизни Париж, Берлин, Прагу или Стамбул, были и те, кто захотел осесть в Харбине. После революций, потрясших Россию в 1917 году, русское население города увеличилось с 40 до 120 тысяч.

Никольский собор в Харбине, возведенный в 1925 году и разрушенный во время Культурной революции

Китайские власти лояльно относились к людям, искавшим спасение от «красного террора» и, несмотря на то, что эмигранты не имели китайского гражданства, самая большая русская община в Азии процветала. В Харбине открывались русские школы, магазины и рестораны, издавались газеты на русском языке, действовали православные храмы.

Открытка 20-х годов XX века

Харбин и фашизм

В 30-х годах, когда в Европе поднимал голову фашизм, многие русскоязычные жители Харбина приветствовали это явление, видя в нем спасение от большевиков и шанс вернуться на родину. Образовавшаяся в Харбине Русская фашистская партия, которую возглавил Константин Родзаевский, вступила в союз с императорской Японией, принявшей сторону нацистской Германии и фашистской Италии.

Руководители РФП и их японские кураторы

Родзаевский заявил о ликвидации евреев, усилению влияния православной церкви, а также о введении новой экономической системы корпоратистского типа. Когда в 1931 году Манчжурия была аннексирована Японией, гонения на евреев, проводимые членами Русской фашистской партии, привели к уменьшению численности еврейского населения Харбина с 13 до 5 тысяч человек.

Ужасы «Отряда 731»

Но русская диаспора не знала, какая беда пришла в их дома вместе с Квантунской армией Японии. «Главное управление по водоснабжению и профилактике частей Квантунской армии» — такое название имело ведомство, которое получило власть над Харбином и его окрестностями.

Общая площадь объектов «Отряда 731» превышала 40 кв. километров

Вскоре в 24 км от города появились постройки так называемого «Отряда 731». Это был лагерь для военнопленных и не лояльных японским властям людей, получивший спустя время славу второго Освенцима. В лагере были оборудованы лаборатории, в которых проводились эксперименты над людьми. Японцы проводили замораживание, вскрытия живых людей, вводили подопытным чумные и холерные бактерии. Около 30% заключенных «Отряда 731» составляли русские.

Закат русского Харбина

В 1935 году советское правительство приняло решение продать Китайскую Восточную железную дорогу Японии. После этого большая часть русскоязычного населения Харбина решила покинуть город. Некоторые даже решились вернуться на родину — их судьба сложилась наиболее трагично. Практически все «возвращенцы» были репрессированы в 1936–1938 годах по обвинениям в шпионаже в пользу Японии.

Советские части входят в Харбин

В 1945 году, когда в город вошли части Красной армии, положение русских значительно ухудшилось. По городу прокатились чистки, в ходе которых арестовывались участники белогвардейского движения, члены их семей, люди, состоявшие в фашистской партии и просто местные жители, сотрудничавшие с оккупационными японскими властями.

Водружение красного знамени на харбинском вокзале

Были и те, кто не захотел оставаться на китайской земле и предпочел вернуться в Советскую Россию. В результате этих событий русское население города сократилось до небывалых размеров — перепись населения 1964 года насчитала всего 450 человек.

Зимой Харбин еще больше похож на российский город

Несмотря на то, что Харбин развивается и расстраивается, его жители бережно относятся к прошлому своего города. Архитектурные памятники, сохранившиеся с периода, когда город был русским, поддерживаются в отличном состоянии, а те, которым грозит снос, заносятся активистами в списки значимых памятников истории.

Непременным атрибутом ежегодного ледового фестиваля, проходящего в Харбине, является ледяной Кремль, а желающим познакомиться ближе с жизнью русской диаспоры в этой части Китая можно рекомендовать атмосферный ресторан «Lucia».

Смотрите также:
Вся правда про жизнь в Китае из первых рук,
Как выращивают панд в провинции Сычуань,
Массовая свадьба в Харбине,
10 удивительных достопримечательностей Китая помимо Великой стены и Терракотовой армии

А вы знали, что у нас есть Telegram и Instagram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

История Харбина, историческая эволюция Харбина Хэйлунцзян, Китай

Харбин имеет историю далекого происхождения и долгого развития, и все это время он был городом без стен. Человеческая деятельность велась уже 22 000 лет назад, в поздний период палеолита. Около 5000 лет назад район Харбина вступил в эпоху неолита. Около 3000 лет назад, в поздний период правления династии Шан, Харбин вступил в бронзовый век, когда Харбин был районом распространения культуры байцзиньбао, старейшей древней цивилизованной страны в районе Хэйлунцзяна.

Харбин — родина династий Цзинь и Цин. В 1115 году династия Цзинь основала столицу в Шанцзине (город Ачэн в Харбине). В конце 19 века в Харбине было более десяти деревень и около 30 000 человек, и начали развиваться такие экономические элементы, как транспорт, торговля и население, что заложило основу для формирования и развития города. С 1896 по 1903 год, вместе со строительством Китайско-Восточной железной дороги, вокруг Харбина стали собираться промышленность и торговля, а также население. Когда Китайско-Восточная железная дорога была завершена, Харбин сформировал зародыш современного города, в начале 20-го века Харбин стал международным торговым портом, где последовательно собралось более 160 000 эмигрантов из 33 стран, а 16 стран установили консульства. В то же время китайский национальный капитал также значительно развился, установив роль Харбина как экономического центра Северного Человека и международного города в то время.

Харбин – город, в котором рано пропагандировалось марксистское мышление и активно действовали рабочие и студенческие движения. В апреле 1919 года Чжоу Эньлай приехал в Харбин заниматься революционной пропагандой. Ли Дачжао, Цюй Цюбай, Лу Чжанлун и другие товарищи также последовательно приезжали в Харбин, чтобы возглавить антиимпериалистическую и патриотическую борьбу в ходе подготовки к созданию Коммунистической партии Китая.

В 1923 году была основана первая организация партии в Северо-Восточном Китае. В 1927 декабря в Харбине состоялся первый съезд представителей партии, в Харбине был основан временный губком Маньчжурии. В 1929 г. в Харбин приехали Лю Шаоци, тогдашний секретарь Маньчжурского провинциального комитета КПК, и Чэнь Танцю для укрепления руководства борьбой рабочих КВЖД. Харбин стал ведущим центром, где Коммунистическая партия Китая повела народ Северо-Восточного Китая на революционную борьбу, а затем на войну против японских захватчиков.

В 1932 году Харбин попал под контроль японо-марионеточного режима, и люди жили в бездне нищеты. Под руководством Коммунистической партии Китая харбинцы вели тяжелую борьбу, в ходе которой ушло немало национальных героев и революционных мучеников, таких как Чжао Шанчжи, Ян Цзинъюй, Ли Чжаолинь, Чжао Иман, имена которых войдут в истории, последовательно выходили на первый план. В 1945 году Харбин был освобожден от контроля японо-марионеточного режима, и тогда население города достигло 700 тысяч человек. 28 апреля 1946 г. был установлен народный режим Харбина, и Харбин стал первым освобожденным крупным городом.

После образования Китайской Народной Республики Харбин быстро восстанавливал и развивал народное хозяйство. В период первой «пятилетки» Харбин был одним из ключевых строительных городов Китая. 13 из 156 ключевых строительных объектов, построенных с помощью бывшего Советского Союза, были построены в Харбине, который стал важной промышленной базой Китая и быстро превратился из города-потребителя в новый промышленный город. с 19С 58 по 1965 год Харбин прошел сложный путь развития, включая «большой скачок вперед» и экономическую корректировку. В период «Великой пролетарской культурной революции» народное хозяйство Харбина потерпело серьезный спад, так что нормальный экономический и социальный порядок был серьезно нарушен.

После китайской реформы и открытия в Харбине произошли большие изменения, где национальная экономика и социальная служба достигли значительных успехов. Шестой, седьмой, восьмой, девятый и десятый «пятилетки» перевыполнены. Среди 40 торговых предприятий страны 38 приходится на Харбин. Основная продукция насчитывает более 4000 товарных позиций по всей стране и экспортируется в более чем 100 стран и регионов. С 1990 года в Харбине состоялось 17 сессий «Китайской Харбинской ярмарки торгово-экономического сотрудничества», последовательно состоялись III зимние Азиатские игры и «Харбинская международная конференция северных городов 1998 года». Он также последовательно подавал заявки на проведение Всемирных зимних студенческих игр 2009 года. Непрерывно укреплялись международная репутация и влияние Харбина, постоянно совершенствовался общественный курс на построение гармоничного общества и построение благополучного общества. Благодаря строительству в течение нескольких десятилетий и реформированию и открытию почти тридцати лет Харбин превращается из города с промышленностью в качестве основного в комплексный и многофункциональный современный город.

В 1996 году район реки Сунгари и Харбин объединились в новый Харбин с одобрения Государственного совета. Харбин имел в своем управлении семь районов и двенадцать уездов (городов) с административной площадью 53 000 км2 и общей численностью населения 9 483 000 человек во всем городе.

4 февраля 2004 года Госсовет утвердил корректировку некоторых административных единиц Харбина. После корректировки было восемь районов, включая Даоли, Даовай, Данган, Сянфан, Дунли, Пинфан, Сунбэй и Хулань, семь округов, включая Биньсянь, Баян, Илан, Яньшоу, Мулан, Тунхэ и Фанчжэн, а также 4 города уездного уровня, включая Учан, Шуанчэн, Ачэн и Шанчжи под управлением Харбина. Весь город занимал площадь 53 068 км2, из которых городская площадь составляла 4 272 км2. Население города составляло 9748 400 человек, из которых городское население составляло 3 989 600 человек.

15 августа 2006 г. Государственный совет одобрил корректировку некоторых административных единиц этим правительством Харбина, то есть удаление районов Дунли и Сянфан для образования нового района Сянфан, удаление города Ачэн для создания района Ачэн и разделение города Юнъюань и Цзюйюань. город в городе Ачэн под управлением района Даовай. После корректировки осталось 8 районов, включая Даоли, Даовай, Наньган, Сянфан, Пинфан, Сунбэй, Хулань и Ачэн, 7 уездов, включая Биньсянь, Баян, Илан, Яньшоу, Мулан, Тунхэ и Фанчжэн, и 3 города уездного уровня, включая Учан, Шуанче. и Шанчжи под управлением Харбина.

В сентябре 2013 года Комитет национального развития и реформ Китая определил Харбин как открывающийся и развивающийся центральный город вдоль границы и региональный центральный город Северо-Восточной Азии.

В мае 2014 года с одобрения Государственного совета Китая Харбин скорректировал часть своего административного деления, упразднил уездный город Шуанчэн и создал район Шуанчэн.

История Харбина

Археологические данные показывают, что ранние люди жили в районе Харбина еще 22 000 лет назад. На сегодняшний день более в этом районе было обнаружено более десяти доисторических памятников. В историческом раз около дюжины аборигенных этнических групп, в том числе маньчжуры, которые правил Китаем во времена династии Цин (1644-1619 гг.)11), жили и строили свои королевства здесь. К концу 19 века проживало около 30 000 человек. на территории нынешних городских округов Харбина.

В 1896 году русское правительство захватило власть, чтобы расширить свою Сибирскую железной дороги в Северо-Восточный Китай, и выбрал Харбин в качестве центра управления новый участок железной дороги. С постепенным завершением строительства железной дороги строительства, население Харбина быстро увеличивалось. К 1903 году, когда железная дорога была завершена, современный город начал формироваться. В в то время Харбин был разделен на две части. Первый, нынешний Район Даовай находился под контролем цинского правительства. Второй, примерно эквивалентны сегодняшним районам Даоли и Наньган, управлялся русских колонистов, которые арендовали его под предлогом управления железной дорогой.

После поражения в русско-японской войне (1904-1905 гг.) влияние уменьшилось, и 160 000 граждан из 33 стран, включая США, Германия и Франция переехали в Харбин. Шестнадцать стран основал консульства и создал несколько тысяч промышленных, торговых и банковские компании в Харбине. Китайцы тоже создали свои предприятия пивоваренной, пищевой и текстильной промышленности. Харбин утвердил свой статус центра Северо-Восточного Китая и международный мегаполис.

Zhongyang Dajie (Центральная улица), одна из главных деловых улиц в Харбин является прекрасным свидетелем оживленной международной деловой жизни. деятельности в то время. Улица протяженностью 1,4 км представляет собой настоящий музей Европейские архитектурные стили, включая барокко и византийские фасады, магазинчики русского хлеба, французские дома мод, американские закусочные магазины, японские рестораны и христианская церковь. Веря в это церковь повредила местный фэн-шуй, китайская община пожертвовала деньги и построил китайский монастырь, храм Цзилэ.

Харбин также гордится тем, что является одним из городов-первопроходцев, наряду с Пекине и Шанхае, в распространении марксизма в Китае. В апреле 1919 г. Чжоу Эньлай, ставший впоследствии премьер-министром Китая, посетил Харбин и провел революционная пропаганда и организация. В 1923 году Харбин увидел Северо-Восток Создано первое в Китае отделение Коммунистической партии Китая. В 1927 г. здесь проходил первый региональный съезд коммунистов Северо-Восточного Китая. В 1929 году будущий президент Китая Лю Шаоци приехал в Харбин, чтобы руководить восстания железнодорожников.

Позднее Харбин превратился в центр революционная борьба и антияпонские выступления.

В 1930-е годы, когда Северо-Восточный Китай был частью японской марионетки королевства Маньчжоу-Го, Харбин находился под непосредственным контролем этого центральное правительство штата. Жителей Харбина заставляли учить японский и страдал от политических предубеждений под фактическим японским правлением. В течение Вторая мировая война печально известная японская 731 дивизия, бактериологическая война экспериментальная база, была расположена здесь, ужасно убив многих китайцев и другие граждане.

После основания Нового Китая в 1949 году Харбин быстро восстановился после войны и стал одним из немногих крупных экономических городов Китая. Он также обеспечил мощную поддержку китайской армии, сражавшейся с американцами. в Северной Корее в начале 1950-х гг. Позже помощь бывшего Советского Союза проекты помогли превратить Харбин в одну из баз тяжелой промышленности Китая.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[18+] ©2019 При копировании любых материалов с нашего сайта, ссылка обязательна.

Карта сайта