Самарканд, Бухара и Хива. Что интереснее?: varandej — LiveJournal
Представьте себе, что вы по каким-то делам оказались в Ташкенте, имеете желание познакомиться с древними городами Узбекистана, но свободного времени у вас 1-2 дня. В качестве своеобразного эпилога долгого рассказа про Узбекистан попробуем сравнить три самых известных древних города этой среднеазиатской страны — Самарканд, Бухару и Хиву.
Для начала — немного сухой статистики.
Самарканд (500 тыс. жителей) и Бухара (275 тыс.) — областные центры, а Хива (50 тыс.) — лишь небольшой город в Хорезмской области, фактически впрочем являющийся историческим центром нового Ургенча, с которым даже связана междугородним троллейбусом. Самарканд известен около 2700 лет, Бухара — около 2500, Хива — около 1200, но при этом Самарканд был опустошён Чингисханом и отстроен практически заново в 13 веке, Бухара заняла свою роль где-то 1300 лет назад, Хива была заурядным городком до 16 века, а Самарканд таковым сделался в 18-19 веках. История Бухары — плавный подъём, долгий расцвет и плавный спад; история Самарканда — чередование взлётов и падений, а история Хивы — один недолгий расцвет во времена не слишком давние. Самарканд в состав России вошёл в 1868 году (само собой, путём завоевания), Хива и Бухара как центры монархий-протекторатов в прямом подчинении России никогда не были, войдя в 1920 году уже в состав СССР и из него же в 1991 выйдя.
Наконец, в Самарканде 10-15% населния русские, а в Бухаре и Хиве наших людей почти нет, но при этом Бухара и Самарканд говорят по-таджикски, в то время как Хива целиком и полностью узбекоязычна, но только узбеки там свои, особые — хорезмийцы, чей диалект не всегда понятен жителям других областей.
1а. слева колодец Хейвак в Хиве, справа задворки Регистана в Самарканде, внизу — Бухарский регистан у цитадели Арк.
Общие виды.
У Самарканда панорама, скажем прямо, самая слабая — невзрачные махалли с плоскими домами ХХ века и разноцветными крышами, среди которых блестят одинокие шедевры да пустынное домонгольское городище Афросиаб. Одна из особенностей Самарканда — его радикальная одноэтажность, это наверное самый приземистый из крупных городов бывшего СССР.
2.
Панораму Бухары мне удалось оценить хуже всего, так как все её смотровые площадки были в мой приезд закрыты. Но то, чем полюбоваться удалось, впечатление оставило примерно такое — более высокая, но опять же за исключением пары районов довольно невзрачная застройка, над которой довлеет совершенный абрис куполов, порталов и одинокого минарета Калян.
3.
И наконец Хива — её общий вид возможно лучший среди всех городов бывшего СССР. Потрясающе целостная среда старых глинобитных домов, среди которых мечети, медресе, минареты, мавзолеи и ханские дворцы, но всё это даже не хочется раскладывать на множители. Хива — самый целостный старинный город постсоветских стран:
4.
Достопримечательности.
Вид Самаркандского регистана — из тех, что узнаются с первого взгляда, как Красная площадь Москвы, Тяньаньмэнь в Пекине или Сан-Марко в Венеции. В Самарканде находится несколько ярчайших памятников и ансамблей Средней Азии, а может быть и всего Большого Ирана, и хотя их немного — ничего подобного нет ни в Хиве, ни в Бухаре. Важнейшие достопримечательности Самарканда образуют Большую Диагональ, вытянутая редким пунктиром на 11 километров (!) с юго-запада на северо-восток. Наиболее частые объекты — мечети и мавзолеи.
Мой топ-5 по Самарканду:
1. Регистан.
2. Шахи-Зинда.
3. Гур-Эмир.
4. Ходжа-Ахрар.
5. Хазрет-Хызр
А вот мечеть Биби-Ханум меня впечатлила, простите, только размером.
5.
В Бухаре тоже есть Большая Диагональ, тянущаяся с юго-востока на северо-запад километра на 3, но зато непрерывно. Её достопримечательности в целом скромнее самаркандских, но зато в разы многочисленнее. Самые частые объекты — медресе, мечети, торговые здания (купола, караван-сараи).
Мой субъективный топ-5 Бухары:
1. Ляби-хауз.
2. Пои-Калян (на фото)
3. Кош-медресе Улугбека и Абдулазиза.
4. Торговые купола.
5. Арк.
6.
Хива, при всей своей удивительной цельности и атмосфере, при ближайшем рассмотрении оказывается очень провинциальной. Большинство её домов, дворцов и храмов построены в 19 веке и моложе петербургских дворцов, а самые яркие здания обращены вовнутрь, скрывая за скромным фасадом украшения дворов и интерьеров. Самые частые объекты — медресе, мечети, дворцы. Мой топ-5 Хивы:
1. Джума-мечеть.
2. Стены Ичан-Калы.
3. Дворец Таш-Хаули.
4. Минарет Кальта-Минар (на фото).
5. Дворец Куня-Арк
7.
Итого — в общем-то общее место всех путешественников: Самарканд — нецельный город разрозненных шедевров, Хива — исключительно цельный город заурядных зданий, Бухара — абсолютная золотая середина. Теперь сравним отдельные здания, не только в плане «где лучше», но и чтобы понять наглядно отличия трёх городов.
Старейшее здание.
В Самарканде таковое определить практически невозможно — с одной стороны, в Шахи-Зинде есть мавзолей начала 14 века, с другой — у мавзолея Рухабад разброс от 1270-х до 1380-х годов, а задняя часть мавзолея Абди-Дарун, который я обойти так и не догадался, и вовсе может быть домонгольской. Что ж, будем считать старейшей самаркандской постройкой Рухабад, и своей общей невзрачностью он показывает, что возведён до тимуридского расцвета:
8.
В Бухаре сохранилось 4 постройки домонгольских времён из пары десятков на всю Среднюю Азию: караханидские минарет Калян и мечеть Намазгох, саманидские (то есть более старые) мечеть Магоки-Атари и собственно мавзолей Саманидов. Последний построен на рубеже 9-10 веков и пртенедует на звание старейшего кирпичного здания Средней Азии (сырцовые и саманные руины тут бывают и под 2000 лет). И — одного из красивейших:
9.
В Хиве ситуация та же, что в Самарканде — вариантов старейшего здания несколько, но с ещё большим разбросом по времени. Бастион Ак-Шейх-баба над дворцом Куня-Арк скрывает в своей основе замок времён Афригидов (4-10 века), исходной точкой города считается затерянный во дворах колодец Хейвак, а близ главной улицы есть довольно скромный мавзолей Алауддина (1303). Что впечатляет более всего — хотя с окружающими зданиями у него разница в 600 лет, визуально догадаться об этом очень трудно.
10.
Главные мечети.
Самаркандская Биби-Ханум была главной стройкой Тамерлана на рубеже 14-15 веков, в которой он пытался обобщить опыт всего покорённого мира. Получилось нечто гигантское и на мой взгляд не очень вразумительное (настоящие тимуридские шедевры — Гур-Эмир, часть мавзолеев Шахи-Зинды, мавзолей Ясави в Туркестане), да вдобавок конструктивно слабое — уже в 15 веке мечеть стала угрожающе сыпаться, и нынешний её облик — результат масштабной реставрации. Тем не менее, это крупнейшая мечеть Средней Азии по высоте (порталы более 40 метров) и объёму внутренних помещений.
11.
Бухарская Калян-мечеть (Великая мечеть) построена в начале 16 века на месте домонгольской предшественицы. Уступая Биби-Ханум высотой, она крупнейшая в Средней Азии по площади (127 на 78 метров), собственно её двор сам по себе площадь. Кроме того, у неё есть домонгольский минарет Калян (48 метров), ставший за эти века своеобразной осью Бухары — он виден даже с окраин.
12.
Хивинская Джума-мечеть (Пятничная мечеть) представляет собой крупнейшее в Средней Азии крытое помещение (55 на 48 метров), и из этих трёх мечетей самая необычная — если снаружи она похожа на какой-нибудь советский гастроном, то внутри это фантастический лес резных деревянных колонн, коих здесь 212, и ни одна не повторяет другую. Одним больше тысячи лет, другим едва набирается сотня.
13.
Рядовые мечети.
В Самарканде они выглядят в основном как-то так — айван из колонн без резьбы, напоминающий монитор, одинокий маленький минаретик, похожий на кафедру, и стискивающая их со всех сторон застройка махаллей. Все они 19 и даже начала 20 века, когда город возрождался после полного запустения.
14.
В Бухаре «рядовых» мечетей то ли мало, то ли они очень невзрачные, по крайней мере у меня осталось всего несколько их фотографий. Вид предельно простой — двор за высокой стеной, в который открыт айван здания-«коробки». На этом кадре даже купол не собственный, а огромной Калян-мечети на заднем плане.
15.
Зато в Хиве рядовые мечети куда более узнаваемы — здание с куполом и двор из двух айванов разной высоты, глядящих друг на друга. Так же обратите внимание, что если в Бухаре и Самарканде у куполов обычно есть только круглая (как сам купол) «шея», то в Хиве они часто ещё и на 4-угольных «подставках».
16.
Медресе
Честно говоря, так до сих пор и не понял, с чем связано такое количество этих заведений — мусульманских школ — в среднеазиатских городах: в одной только Хиве их под 30! В центрах городов они иногда идут подряд, слагая целые кварталы. Слышал, что фактически общежития медресе выполняли роль доходных домов, так как комнаты в них сдавались, но утверждать, что это основная причина — не буду. Тем не менее, базовая единица среднеазиатских достопримечательностей — именно медресе, а не мечеть.
В Самарканде медресе немного, и они не слагают единого стиля.
В Бухаре характернее всего (хотя встречается такое не тоько там) угловые башни без завершений и особая конструкция входа в форме широкой буквы Y — через главные ворота видишь стену, которую два коридора обходят во двор: в фойе полагалось оставаться рабам и неверным. Кроме того, в Бухаре как нигде часто встречается кош — пара зданий, поставленных порталами друг к другу строго по одной оси.
17.
А вот хивинские медресе сходу опознаются по двору перед порталом, который от внешнего мира закрывает невзрачная стенка. И башни с верхушками в зелёную шашечку:
18.
Совершенно разные в трёх городах и минареты, слева направо средневековый Самарканд, новый Самарканд, Бухара (правда, сам кадр из Гиждувана) и Хива. Первые и последние стойко мне напоминают старые фабричные трубы, но как видите, у них очень разные силуэты. Старо-самаркандские — почти цилиндрические и без площадки как таковой; новые — цилиндриечские, с куполом, с украшенными (где-то облицовкой, где-то фигурным кирпичом) стенами и всегда очень маленькие. Бухарские минареты все как один похожи на домонгольский Калян — плавно сужаются, в конце расширяясь большой площадкой под «фонарём», и так же украшены кирпичным узорами. Наконец, хивинские очень заметно сужаются от основания к вершине, не расширяясь даже на уровне площадки. Верхушки бухарских и хивинских минаретов напоминают тюбетейки:
19.
И вот ещё одна фишка местной архитектуры — неканонические изображения животных и лиц. В Самарканде это тигры на медресе Шердора (левый) и Ходжа-Ахарар (правый), в Бухаре сказочные птицы на медресе Диван-беги (3 пары над порталами — на моём коллаже сверху центральные, снизу одна из боковых), а в Хиве силуэты слонов на колонне, принесённой местным героем Палван-Махмудом из Индии. Кроме последней все они начала 17 века, и как так получилось — самая настоящая историческая загадка, ни одна из версий которой не даёт полного объяснения.
20.
Наконец, дворцы… но в Самарканде дворцов теперь нет, так как столицей монархии он перестал быть в 16 веке.
Над Бухарой зато довлеет Арк — не только дворец эмира, но и крепость, и городище: за этими стенами на большую часть их высоты поднимается холм. Арк как обитель власти испокон веков довлел над купеческим городом, живя с ним как бы в разных мирах. Монголы Чингисхана в своё время разрушили Арк, в то время как большая часть города предпочла от них откупиться. Увы, последний раз Арк разрушал в 1920 году Михаил Фрунзе, бравший Бухару штурмом: дальше монархия кончилась, дворец уже не был восстановлен, поэтому на вершине там сохранилось немногое.
21.
В Хиве уже не Арк, а Куня-Арк — само это слово значит «цитадель», может даже «кремль», поэтому если в Бухаре просто Кремль, то в Хиве — Старый Кремль. Но вообще если власть бухарского эмира была сосредоточено в одном месте (не считая летней резиденции), то Хива поражает количеством дворцов — два в старом городе, три в новом и ещё пара в окрестных кишлаках — даже вот на этом кадре помимо Куня-Арка (пристроенного к тому самому замку Ак-Шейх-баба с башенкой) виден ещё Нуруллабай, где был убит последний законный хан. Облик хивинских дворцов очень узнаваем — высоченная стена, за которой несколько дворов разного назначения с обязательными подиумами для юрт.
22.
А важное отличие Бухары и Хивы от Самарканда — сохранившиеся крепостные стены. Причём если в Бухаре сохранились лишь фрагменты внешней стены, тянувшейся когда-то на 6 километров, то в Хиве почти целиком сохранились стены Ичан-Калы (внутреннего города) и большие фрагменты стен Дишан-Калы (Внешнего города).
23.
Впрочем, что мы всё про дома да про дома? В таких городах стоит поговорить и об исторической причастности — ведь когда-то они были одними из центров мировой цивилизации…
Самарканд называют иногда Рим Востока — это город власти и крови. И хотя здесь учились Джами и Навои, Омар Хайям и Рудаки, всех их подминает под себя Тамерлан, здесь известный не иначе как Эмир Тимур — прозвище, под которым он известен в Европе, придумали битые им турки, и значит оно Тимур Хромой, что здесь считается уничижительным. Роль столицы империи, дома одного из трёх известнейших в истории завоевателей (наряду с Чингисханом и Александром Македонским, которые тоже тут отметились) — главный исторический символ Самарканда: короткий расцвет, который запомнится на тысячи лет. Вторым великим земляком после Тамерлана стал его внук Улугбек — эмир-астроном, построивший крупнейшую средневековую обсерваторию и свой незаменимый след оставивший в мировой науке. Вот надгробия Тамерлана и Улугбека в мавзолее Гур-Эмир, а сами могилы в подземной усыпальнице под ними:
24.
Бухару же, возвращаясь к античным аналогиям, можно назвать Восточные Афины — город знаний и денег, где правили бал купцы и богословы. Бухара не дала миру великого завоевателя, но здесь жили, учились и творили уже знакомые Омар Хайам, Рудаки, Фирдауси… Известнейшим бухарцем был, безусловно, «король врачей» Авиценна. Особую роль Бухара, прозванная «купол ислама на Востоке», занимает и в мусульманском богословии: отсюда был Имам аль-Бухари, собравший «Сахих» — по сути дела мусульманскую книгу №2 после Корана, и Бахауддин Накшбанди — в 13-14 веках Бухара была мировым центром суфизма, этого господствовавшего в Средней Азии исламского течения, очень отдалённо напоминающего скорее буддийское, чем христианское, монашество. Шест над могилой Бахауддина:
25.
Ну а отдельная тема — это огромное влияние Бухары на Россию, причём не столько на русских, сколько на другие народы. Древнее золото в югорских болотах, бухарские мечети и слободы в сибирских и волжских городах, выпускники бухарских медресе вплоть до Ахмада Кадырова, дворцы эмира в Петербурге, Ялте и Железноводске — всё это следы далёкого города. Покорение Сибири — по сути такая русско-бухарская «гибридная война»: нанятый через купцов авантюрист Ермак против бухарского ставленника-вассала Кучума.
А вот водонапорная башня в Крыму, построенная на деньги последнего бухарского эмира, любившего отдыхать на Чёрном море:
26.
Хиве же в этом смысле не повезло. Да, Хорезм дал миру великих средневековых учёных Аль-Хорезми (от его имени происходят «алгорит» и «алгебра») и аль-Беруни, но только к Хиве они не имеют особого отношения. Кроме того, есть гипотеза, что из Хорезма на Русь попали изразцы, резьба по дереву и шатровые завершения, но и это не вполне соотносится с Хивой.
Тут можно поговорить о русском наследии в этих городах.
Самарканд, как уже говорилось, в 1868 году был завоёван в прямое подчинение России: с древностями соседствует Русский Самарканд, компактный район бывшего центра области, самый хорошо сохранившийся город Русского Туркестана. И если в своей старейшей части этот район отличает самобытный «туркестанский стиль», то кварталы рубежа 19-20 веков — обычный по сути южный русский город типа Пятигорска или Астрахани. Русские в Самарканде представлены не только домами, но и сами вполне заметны на улицах.
27.
В Бухаре можно видеть немало русских зданий, в том числе прямо в Старом городе, или например бывший тупиковый вокзал, перестроенный в церковь в Новом городе, но главное — у Бухары был целый русский город-спутник Каган, или Новая Бухара, выросший у железнодорожной станции: там находились посольство, различные торговые представительства и банки, военный городок, и конечно школы да больницы для обслуживания всего этого. По сути дела, как и Самарканд, Бухара имеет полноценную русскую часть, только вынесенную в отдельный город.
28.
Ну а менее всего русское прошлое представлено в Хиве, куда не пришла железная дорога. Подобие Новой Бухары был Новый Ургенч (ныне просто Ургенч), но и там осталась всего пара домиков. Ближайший русский город Петро-Александровск смысла Амударья, его преемник Турткуль стоит чуть в стороне. Важнейшие «русские» памятники тут строила не Россия, а визирь-модернизатор Ислам-ходжа, организовавший при поддержке царских специалистов школу (на фото слева), больницу, почту и хлопковый завод, а во всём этом как-то выкристаллизовался первый узбекский фотограф Худайберген Деванов.
29.
Но русские — лишь один из многих народов, отметившись в Средней Азии, так что дальше — других народах, а заодно о махаллях и городской среде.
Самарканд из трёх городов самый многонациональный: с одной стороны, его языком всегда был таджикский, и самаркандские старожилы в большинстве своём себя определяют как таджиков; но это и родина господствующего узбекского «самаркандского клана», и в общем какое тут соотношение этих двух народов, я так и не разобрался. Помимо таджиков, узбеков и русских тут много иранцев, цыган-люли (которым Самарканд что-то вроде столицы), в прошлом немалую роль в жизни города играли евреи и индийцы, а вместе с русским история сюда занесла татар казанских (как купцов), крымских (как депортантов) и корейцев (аналогично). При этом у каждого народа, даже у русских, тут свои махалли, и при несохранившейся городской среде, махалли Самарканда лучше всего сохранили среду культурную. Прогулки по самаркандским махаллям — это в первую очередь знакомство со среднеазиатским бытом и укладом:
30.
Бухара так же говорит на таджикском, но только её обитатели себя таджиками не очень-то считают: они просто бухарцы, сами себе национальность, типаж их индоевропейский, а в жилах течёт, возможно, ещё согдианская кровь. Так же здесь заметны иранцы, евреи (даже до сих пор!), а в прошлом ещё и индийцы. Местами, особенно в Еврейском квартале, здесь хорошо сохранилась среда, попадаются очень интересные внешне люди, и по сравнению с Самаркандом в бухарских махаллях как-то уютнее и безопаснее. В общем, она вновь подтверждает роль «золотой середины».
31.
32.
Мононациональная (не считая когда-то составлявших немалую часть населения пленных персов, ныне ушедших) узбекская Хива отличается самой цельной средой, тут даже стеклопакеты редкость (но вот в кадр попал), а ядовитая крыша из металлочерепицы на всю Ичан-Калу всего одна. Но сами хорезмийцы как-то скромнее внешне, одеты в основном по-современному, на ишаках по городу не разъезжают, так что на дома тут смотришь больше, чем на прохожих.
33.
Впрочем, помимо зданий и людей среднеазиатские города имеют ещё один огромный пласт интересного — ремёсла. Причём в Самарканде и Бухаре представлено в общем всё, чем местная традиция славится — ковры и вышивка, керамика и деревянная резьба, украшения и каллиграфия… но сильные стороны и региональные школы тут разные. Вот скажем ковры — слева направо Самарканд, Бухара и Хива:
34.
Самаркандские и ургутские сюзане (фото из Ургута):
35.
Бухарские и нуратинские сюзане (фото из Хивы, где нет своих традиций вышивки):
36.
Золотое шитьё. Сюзане кашкадарьинские, но вышиты в разных традициях. Левее — самаркандская с узором по контурам и вставками, правее — бухарская с золотой нитью по всей площади рисунка:
37.
Украшения. Слева Бухара (фото Olga Arnautova), справа Хорезм. Бухарские тоньше и филиграннее, но хорезмийсике, на мой взгляд, совершеннее:
38.
Керамика — слева Самарканд (и внизу Фергана до кучи), справа сверху Бухара (вернее, Гиждуван — нынешний центр бухарской керамики), снизу Хива. Посуда сейчас — это в первую очередь Гиждуван и ферганский Риштан, а Самарканд и Хива больше представлены бесконечно различными изразцами.
39.
Деревянная резьба, порядок тот же — Самарканд, Бухара и Хорезм. Самой совершенной и сложной я бы назвал последнюю. Режут из дерева двери, колонны, подкоранники, но самаркандская «фишка» — деревянная резная посуда, а бухарская — резные пеналы и шкатулки.
40.
В каждом городе при этом есть и свои сугубо местные ремёсла. В Самарканде — бумага, ведь благодаря арабо-китайский войнам и пленным китайским инженером Рим Востока был первым за пределам Поднебесной центром этого производства:
41.
И соответственно псевдоизразцы из лакированного папье-маше:
42.
А так же пуховые платки, причём что удивительно — сюда это искусство занесли русские и татары:
43.
В Бухаре — удивительные вещи из металла, и как символ местных ремёсел «птичьи» ножницы для вырезания узоров:
44.
Пеналы, шкатулки и миниатюры:
45.
В Хорезме — потрясающе густые орнаменты для всего и вся:
46.
То же и с гастрономией — в каждом городе есть что-то своё. В Бухаре и Самарканде мне запомнились сладости, а также халиса — томлёное всю ночь до состояние каши мясо, в Хорезме — зелёный лагман, пирожки с яйцом и рыба. В каждом регионе и свой вид плова: бухарский (слева) самый вычурный и разнообразный, самаркандский (справа вверху) самый канонический, хорезмский — самый простой:
47.
И в целом важнейшие для каждого региона ремёсла я вижу так:
Самарканд: керамика, сюзане, ковры, бумага, миниатюра и папье маше.
Бухара: керамика, сюзане, ковры, ковка, чеканка, ювелирика, миниатюра.
Хорезм: деревянная резьба, керамика, ювелирика, ковры.
И наоборот (включая и другие центры):
Керамика: Хорезм, Бухара (Гиждуван), Фергана (Риштан), Самарканд, Шахрисабз, Ургут
Ковры: Бухара, Самарканд, Хорезм
Сюзане: Бухара и Нурата, Сурхандарья, Самарканд и Ургут, Кашкадарья.
Ювелирика: Хорезм, Бухара, Шахрисабз
Ковка: Бухара, Ташкент, Ферганская долина (речь в том числе и про пчаки — узбекские ножи)
Резьба по дереву: Хорезм, Самарканд, Бухара, Кашкадарья
Резьба по камню: Хорезм, Кашкадарья
Роспись по дереву: Хорезм, Самарканд
Гастрономия: Бухара, Самарканд, Ферганская долина, Хорезм
В общем, Бухара — всё-таки столица ремёсел, где они самые разнообразные; Хорезм довольно узкоспециализирован, но в своих направлениях чрезвычайно силён, а Самарканд в коем-то веке посередине. Помимо ремёсел есть тут и много других традиций, как например петушиные бои в Самарканде, и в общем в Средней Азии очень интересно бывает вникать в чуждый быт.
48.
Итого, суммируя сказанное: Самарканд, Бухара и Хива — города для разных целевых аудиторий.
Если вы хотите увидеть ярчайшие шедевры Средней Азии — то вам дорога в Самарканд.
Если вы интересуетесь культурами разных народов и непривычным бытом — то опять же лучше всего в Самарканд.
Если вы хотите увидеть здешние древности сбалансировано, составить общее представление — то ваш путь в Бухару.
Если вы любитель народных ремёсел и хотите что-то увезти с собой — то лучше всего тоже Бухара.
Если вы фотограф — однозначно Хива!
Если вы не любите вникать в историю, а хотите просто восточной сказки — тоже Хива.
Но лучше всего, конечно, посетить все 3 старинных города, да и не только их, и не только города.
Напоследок — СУБЪЕКТИВНЫЙ рейтинг по интересности всех областных центров Узбекистана и его древнейших городов:
Древние города:
1. Бухара
2. Самарканд
3. Хива
4. Термез
5. Шахрисабз
6. Ташкент
7. Кермин (в составе Навои)
Областные центры:
1. Самарканд.
2. Бухара.
3. Ташкент.
4. Термез.
5. Навои.
6. Карши.
7. Джизак
8. Ургенч.
9. Нукус.
10. Гулистан
А самые интересные области вне главных городов — с большим отрывом Сурхандарья и Каракалпакия.
В этом списке нет Ферганской долины, а значит я в Узбекистан вернусь, если будет такая возможность. Пока что надеюсь, что уже ближайшей осенью, на пару с соседним Таджикистаном.
Вся серия, где есть и Казахстан, и Киргизия, и Оренбуржье, вновь поставила рекорд по моему журналу — 90 постов, растянувшись почти на год. ОГЛАВЛЕНИЕ ОБЩЕЕ и ТОЛЬКО ПО УЗБЕКИСТАНУ.
И отдельно по этим трём городам с ближайшими окрестностями:
Самарканд. История, колорит, традиции, ремёсла.
Самарканд. Регистан.
Самарканд. Кук-Сарой и Гур-Эмир. Оплот Тамерлана.
Самарканд. От Регистана до Сиаб-базара.
Самарканд, подножье Афросиаба. Шахи-Зинда и могила Даниила.
Самарканд. Махалли и народы.
Самарканд. Медресе, мечети, мавзолеи.
Самарканд. Всего понемногу
Русский Самарканд. Вокзал, храмы и бульвар.
Русский Самарканд. Дома и люди.
Хазрат-Дауда.
Ургут.
Бухара. История, люди и ремёсла.
Бухара. Ляби-Хауз.
Бухара. Торговые купола.
Бухара. Пои-Калян.
Бухара. Арк.
Бухара. Парк Саманидов и внешние укрепления.
Бухара. Еврейский квартал.
Бухара. Новый город.
Бухара. Ситораи-Мохи-Хоса.
Каган. Центр и церковь.
Каган. Окраины.
Бухара вне Бухары. Наследие бухарцев в России.
Святыни бухарского суфизма. Бахауддин и Чор-Бакр.
Вабкент и Гиждуван.
Хорезм. Общее.
Хива. Виды сверху, ремёсла, детали.
Хива. Дворцы Ичан-Калы.
Хива. Вдоль стен Ичан-Калы.
Хива. Ичан-Кала, улица Пахлаван-Махмуда.
Хива. Ичан-Кала, закоулки и медресе.
Хива. Дишан-Кала, или Внешний город.
Хива. Дворцы окраин.
Ургенч. Город и троллейбус.
Хива, Бухара и Самарканд
Продолжаем наш рассказ о путешествии по средней Азии.
Из Муйнака у нас была цель добраться до Хивы, как оказалось сделать посредством автобусов или самолёта — это практически невозможно, по крайней мере, нам так утверждали таксисты. Прежде чем обратиться к местным «бомбилам» мы решили узнать местные расценки за одно место до Хивы, цены были более чем приемлемые, цена за человека колебалась для местных от 15 тысяч сумм до 20 тысяч, то есть за двоих получилось максимум 40 тысяч.
С оптимистичным настроем мы пошли искать себе транспорт с Муйнака в Хиву или на крайний случай до Ургенча, крупный ближайший город который находится всего в 20 километрах от пункта назначения.
Наш оптимистичный настрой сразу же развеялся при первых расспросах, оказалось, что до Хивы вообще никто не ездит, а до Ургенча цена за человека будет минимум 100 тысяч сумм (!). Немного поразмышляв, решили попробовать добраться до Нукуса, а оттуда уже искать более выгодный вариант транспорта до Хивы.
Парень, который нас подвозил от Муйнака до Нукуса, оказался весьма добродушным и решил нам помочь договориться о нормальной цене за транспорт до Хивы. Коллеги по цеху не оценили его инициативу «помочь приезжим» и спустя несколько минут обычный разговор начал перерастать чуть ли не в драку. В итоге всё закончилось тем, что нам предложили поехать до Хивы за 60 тысяч с человека, для местных цена составляет в 2.5 раза дешевле. Естественно такой вариант нас не устроил, и мы решили добраться до Хивы нам чем угодно кроме такси, было решено ехать к автовокзалу, а оттуда выбираться на автобусе.
Стоит сказать, что таксисты в Узбекистане это самый отвратительный народ, не зная узбекского языка съездить из города в город по «местным» ценам практически невозможно. Первое – местные «бомбилы» не любят ездить на дальние расстояния, поэтому они обычно предлагают довезти до ближайшего крупного города, а там уже найти вам машину. Хитрость в том, что на самом деле они перепродают вас другим таксистам и с этого имеют неплохой процент, порой даже больше чем ваш новый водитель.
Второй момент – ты платишь исключительно за своё место, то есть что бы уехать тебе недостаточно найти машину, тебе ещё нужно дождаться троих человек и только после этого машина поедет.Сменив несколько автобусов и даже один троллейбус, почти за 10 часов мы добрались до Хивы. В город приехали поздно вечером, водитель автобуса помог нам с поиском жилья и всего за 4$ с человека в сутки, мы поселились в гостевом доме прямо напротив стен крепости.
Хива — город на великом шёлковом пути. Внутри Хивы располагается сам древний город, окружённый высокой глинобитной стеной — Ичан-кала. Фактически, это место является городом-музеем, потому что все в нем — от улочек, до любого здания, является историческим. Удивительно и то, что это как бы закрытый город, в котором до сих пор живёт 4000 человек, потомки либо богатых, либо известных людей того времени.
Одной из главных достопримечательностей это минарет высотой более 70 метров, оттуда открывается отличный вид на город.
Минарет Кальта-Минар, который должен был стать самым высоким минаретом в Узбекистане, но этим планам не суждено было сбыться. После смерти зодчего строительство было заморожено. Вообще на этот счёт существует множество легенд. Одна из них гласит о том, что когда Бухарский хан узнал о дерзком плане строительства самого высокого минарета (а на тот момент самый высокий был именно в Бухаре), он приказал зодчего убить, и вроде как его сбросили с этого самого минарета.
Хива замечательно тем, что всё её главные достопримечательности находятся рядом и обойти их можно за несколько часов, поэтому в городе мы пробыли ровно сутки. На следующий день рано утром мы поехали в Бухару через пустыню.
Бухара один из древнейших городов Центральной Азии. Возраст Бухары превышает 2500 лет. В древности Бухара входила в состав одной из областей Средней Азии — Согда, где уже во времена Александра Македонского была развита градостроительная структура. Через Бухару пролегал Великий шёлковый путь. Здесь было более 60 караван-сараев, где размещались купцы из Индии, Китая, Ирана и других стран.
Бухара понравилась мне менее Хивы. Наверное, из-за того, что здесь огромное количество туристов.
В Бухаре мы так же пробыли всего один день, осмотрев всё достопримечательности, мы должны были встретиться со знакомым узбеком, проживающим в Бухаре с которым нам посчастливилось познакомиться в аэропорту Ташкента. Он обещал нас подбросить до Самарканда, на деле вышло, что он нас кинул. Целый день кормил нас завтраками, а позже вовсе перестал брать трубку. Так как из-за сложившейся ситуации мы пропустили утренний автобус в Самарканд, а торчать ещё один день в Бухаре не хотелось, мы решили попробовать добраться автостопом.
С автостопом в Узбекистане всё очень хорошо, за всю поездку стопом от Бухары до границы Таджикистана мы ни разу не простояли больше 5 минут. Иногда мы даже не успевали поднять руку, как тут же нас подбирала машина.
Самарканд.
В Узбекистане мы провели уже больше недели, время поджимало и чтобы уложится в 2 недели, нам нужно было срочно пересекать границу. Чем мы собственно и занялись. Забегая наперёд, хочу сказать, что перейти Узбекско-Таджикскую границу это, пожалуй, один из самых сложных квестов. К нашему несчастью самый удобный и быстрый пограничный переход «Пенджикент» уже несколько лет закрыт на ремонт. Наша главная ошибка была – это самонадеянность, раз этот погран переход закрыт, так будем просто двигаться вдоль границы. Проехав автостопом до Янгиера, мы узнали, что здесь погран переход только для военных и нам нужно ехать в Бекабад, он находился в 60км восточнее.
С шутками, прибаутками добравшись до Бекабада, нас снова ждало разочарование – этот переход был только для жителей ближайших городов. По нему можно пройти, но только при наличии Узбекского или Таджикского паспорта. Нас снова развернули и направили на 80км севернее к кишлаку Чанак, якобы там прямо на трассе находится международный переход. Стиснув зубы, мы снова пошли на трассу где поймали автобус, который нас подбросил до нужного погран перехода.
Переход границы занял не больше часа, на протяжении этого времени пограничники с узбекской стороны несколько раз предлагали нам оттянуться вместе с ними и закинуть насвая. Мы любезно отказались.
Люди поменялись, воздух стал прохладнее — мы наконец-то оказались в Таджикистане.
Посещение Бухары и Хивы — Horizon Guides
Бухара, расположенная на руинах буддийского монастыря, должна была стать одним из самых важных мест ислама в средние века. Ему более 2000 лет, и он является наиболее полным образцом средневекового города в Центральной Азии с городской структурой, которая, кажется, мало изменилась за столетия.
Слышать призыв к молитве, скользящий над лазурными куполами По-и Кальяна, — предмет фантазий востоковедов. Сотни минаретов, мечетей и медресе Бухары — это не просто кирпичные шедевры, это магия каменной кладки.
Городской пейзаж Хивы, пожалуй, еще более впечатляющий. Его крепостные стены из сырцового кирпича заключают в себе прекрасно сохранившуюся картину прошлого славной Хорезмской империи. Его состояние сократилось до небольшого ханства работорговцев, поскольку его жизненная сила, река Амударья, изменила свое русло.
Знакомство с Бухарой и Хивой
На этой странице:
- Попасть туда
- Дела, которые необходимо сделать
- Надо знать
Кальта Минор в Хиве
Бухара связана скоростным поездом с Самаркандом (два часа) и Ташкентом (четыре часа). Чтобы добраться из Бухары в Хиву, по-прежнему требуется долгая шестичасовая поездка по пустыне. Большинство туроператоров избегают этого, предлагая ночной поезд из Самарканда (12 часов) или авиарейсы из и в Ташкент (45 минут).
В Бухаре и Хиве есть компактные, свободные от машин старые города, по которым приятно гулять.
Посетителям потребуется несколько дней, чтобы увидеть все памятники центральной Бухары. Места, представляющие особый интерес, включают знаменитую гробницу Исмаила Самани, шедевр мусульманской архитектуры 10-го века, и большое количество медресе 17-го века. Шоу-стоперы — умопомрачительное совершенство минарета Калян и керамические детали на окружающих его мечетях-близнецах.
Посещение традиционного хаммама (паровой бани, похожей на турецкую баню) с послеобеденным чаепитием в тени большого платана — идеальный способ расслабиться после архитектурной перегрузки.
Хивинская Ичан Хала меньше Бухары, и ее можно с комфортом посетить за день. Боковые поездки из Хивы включают печальные остатки Аральского моря и руины бывших городов-оазисов вдоль Амударьи.
Купол ислама
Бухару когда-то называли «Куполом ислама» из-за ее важности для исламской науки. В настоящее время большинство медресе закрыты или преобразованы в музеи, так как правительство опасается силы религии в противодействии ее политике.
- Здесь родились некоторые из величайших умов Средневековья. Работы Авиценны (медицина), Аль-Хорезми (алгебра) и Аль-Бируни (всесторонний гений) синтезировали западные и восточные знания и подготовили почву для европейского Возрождения 500 лет спустя.
- Бухарский ковчег содержит печально известную Клопиную яму (к счастью, больше не кишащую паразитами), где эмир держал своих несчастных пленников. Двумя известными «резидентами» были Чарльз Стоддарт и Артур Конолли из Британской Ост-Индской компании, которые были обезглавлены по обвинению в шпионаже в 1842 г.
Избранные туристические компании
Kalpak Travel
Небольшие групповые туры по Центральной Азии
Посетите сайтТретий переулок: Бухара — Хива (Узбекистан)
Третий переулок — это воображаемый путь в центре дороги между двумя направлениями встречного движения. Его используют нетерпеливые водители, чтобы обгонять автомобили, даже если они обгоняют автомобили на узких горных дорогах или в слепых поворотах.
Даррен пишет о некоторых из наших самых запоминающихся дорожных приключений в Азии.
Для этого слайд-шоу требуется JavaScript.
Мы движемся со скоростью около 85 миль / 135 километров в час. Окна широко распахнуты в надежде немного облегчить жару, пока мы едем через пустыню Кызылкум (Кызылкум означает «Красный песок» на тюркском языке). Наш водитель кладет руку на середину руля на тот случай, если ему понадобится подать звуковой сигнал. Мы совершали рейс A380 в Узбекистане между Бухарой и Хивой, старыми городами Шелкового пути, — путь длиной 275 миль (или 440 километров). Мы слышали из нескольких источников, что дорога была очень плохой, особенно последние несколько часов.
Поскольку поезда из Бухары в Хиву не ходят, у нас было только три варианта. Мы могли бы улететь. Однако перед тем, как начать кругосветное путешествие, мы взяли на себя обязательство ограничить наши авиаперелеты. Двумя оставшимися вариантами были общий минивэн такси или частный водитель. Так как идея играть роль сардины в потном микроавтобусе в течение 11 часов нам не нравилась, мы договорились о личном автомобиле. Имя нашего водителя было Ислам. Он был «полностью деловой» и немного говорил по-английски. Но мы могли бы сказать, что он ездил по этому маршруту много раз.
Вскоре после того, как мы покинули Бухару, дюны местами заполнили дорогу, образовав единственную песчаную полосу посреди двухполосного шоссе. Позже мы увидели ржавый трактор, припаркованный на вершине песчаной дюны. Мы указали на него и спросили нашего водителя, предназначено ли оно для уборки песка после шторма. Он подтвердил нашу теорию кивком головы.
Через несколько часов Ислам сообщил нам, что правительство Узбекистана выбрало немецкого подрядчика для ремонта дороги. Когда мы достигли этой части пути, то увидели, что дорогу расширяют с двух полос до четырех. Несмотря на то, что были построены только две полосы, движение по новому участку было разрешено, в то время как подрядчик активно работал над вторым участком. Дорога была построена с использованием бетона, а не асфальта из-за жары.
Толщина новых плит легко достигала 8 дюймов (20 сантиметров). Езда по этому участку пути была гладкой, как шелк. Наш водитель хорошо провел время на этой части поездки, в то же время оглядываясь на полицию. Мы оба посмотрели друг на друга и пожали плечами, как бы говоря: «Это было не так уж плохо».
Еще через несколько часов участок дороги, который реконструировал немецкий подрядчик, закончился. Ислам сказал нам, что последняя секция была перестроена южнокорейской фирмой. Как и предыдущий немецкий участок, этот должен был быть расширен до четырех полос движения с завершением двух полос движения.
Однако, в отличие от немецкого участка, южнокорейский участок не был открыт для движения. Вместо этого огромные камни (или грязь, когда камни были недоступны) время от времени использовались для временного блокирования дороги, чтобы никто не мог по ней проехать. Мы не могли понять точное значение Ислама, но было ясно, что он несколько раз проклинал южнокорейцев на этом участке пути. Мы шутили про себя, что фирма перекрыла дорогу, потому что им еще не заплатили.
На этом последнем участке нам пришлось ехать по разорванному участку дороги. Наша скорость снизилась примерно до 12 миль (20 километров) в час. Это был худший отрезок нашей поездки, в котором были серьезные выбоины и другие опасности. Действительно, мы не могли ехать по прямой. Вместо этого Ислам скользил туда-сюда, используя всю ширину двухполосной грунтовой дороги.
Проблема была в том, что встречка делала то же самое. Несколько раз мы оказывались на левой стороне, обгоняя машину с другой стороны с нашей правой стороны (в Узбекистане ездят справа). В конце дня мы увидели несколько машин, которые ехали в нашу сторону, беспорядочно сворачивая то влево, то вправо. Мы делали то же самое. Как будто все водители были в нетрезвом виде (что иронично, учитывая, что в Узбекистане 9 лет).0% мусульман).
На этом участке мы остановились, чтобы поглазеть на могучую Амударью, или реку Аму, которая отмечает границу между Узбекистаном и Туркменистаном на юге. В этот момент он был легко более мили (1,6 км) в поперечнике. Позже мы узнали, что Аму протекает в 1500 милях (2400 км) от гор Памира в Таджикистане до самого Аральского моря (хотя сегодня река по пути теряется в пустыне). Было странно видеть такую большую реку посреди 11-й по величине пустыни в мире.
Наконец, через девять часов мы прибыли в Хиву. Наш водитель довез нас прямо до нашего отеля в Ичан-Кале – старой части города. Мы остановились в отеле Orient Star, который когда-то носил название Mohammed Amin Khan — переоборудованное медресе (исламская школа) 1850-х годов. Когда-то здесь жили и учились двести пятьдесят студентов, пока он не был закрыт в начале 20 века.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Узбекистан Видение Шелкового пути
Наш отель окружен старинными зданиями, некоторые из которых начали строить еще в 12 веке. Резиденция Кана (или правителя) находилась прямо через дорогу от нашего отеля, с местом для его гарема, монетным двором, конюшнями, арсеналом, казармами, мечетью и тюрьмой.