Хорезма: Хорезм | это… Что такое Хорезм?

Содержание

Хорезм

История Хорезма уходит в глубокую древность. Вероятно, за несколько веков до нашей эры там уже существовало государство (или несколько государств), созданное племенем хорасмиев. Но о его политической истории и правителях сведений не сохранилось.

 

Династия Афригидов Кята, ок. 305—995 гг.

Династия иранского происхождения, она непрерывно правила в Хорезме с начала IV века, но имён её правителей в истории не сохранилось.

? Абу Абдаллах Мухаммад  ?—995

В 712 году Хорезм стал провинцией Арабского халифата. Арабы оставили местных правителей, поставив при них своих наместников. Позднее Хорезм входил в состав государства Саманидов. В 995 году саманидский наместник Мамун ибн Мухаммад сместил хорезмшаха и провозгласил хорезмшахом себя.

 

Династия Мамунидов Гурганджа, 995—1017 гг.

Абу Али Мамун I  992-997

Абу-л-Хасан Али   997-1009

Абу-л-Аббас Мамун II 1009-1017

Владения династии захвачены Газневидами.

 

Наместники Газневидов, 1017—1034 гг.

Алтунташ  1017—1032

Харун ибн Алтунташ (заместитель номинального хорезмшаха Сайда ибн Масуда в Газне,

позднее стал независимым от Газны)  1032—1034

Исмаил Хандан ибн Алтунташ

(независим от Газны)  1034—1041

Завоевание Хорезма огузским ябгу Шах-Маликом из Дженда. Затем вскоре Хорезм был захвачен Сельджукидами, которые назначали туда своих наместников.

 

Династия Ануштегинидов, 1077—1231 гг.

До 1097 года сельджукским наместником в Хорезме был мамлюк из тюрок Экинчи ибн Кочкар. Тогда же на службе у Сельджукидов выдвинулся Ануш-тегин Гарчаи, тоже бывший мамлюк, происходивший из тюркского племени бекдили. Кроме высокого поста при сельджукском дворе он получил и крупную должность (мутасарриф) в Хорезме.

Ануш-тегин Гарчаи умер в 1097 году. В том же году наместник Хорезма Экинчи ибн Кочкар был смещён со своего поста и на его место назначен Кутб ад-дин Мухаммад, сын Ануш-тегина Гарчаи. Фактически с Кутб ад-дина Мухаммада началось правление династии Ануштегинидов в Хорезме.

Первые Ануштегиниды были вассалами сначала Сельджуки- дов, а затем каракитаев. Но к XIII века они освободились от всякой зависимости и создали огромное государство, охватывавшее территории современных Средней Азии, Ирана, Афганистана, Пакистана и некоторых других стран.

Ануш-тегин Гарчаи  1077—1097

Кутб ад-дин Мухаммад 1097-1127

Ала ад-дин Астыз  1127—1156

Абу-л-Фатх Ил-Арслан  1156-1172

Султан-шах Махмуд  1172—1193

Ала ад-дин Текиш  1193-1200

Ала ад-дин Мухаммад 1200—1220

Джалал ад-дин Манкбурны  1220—1231

Государство уничтожено монголами Чингиз-хана ок. 1220 года. Сын хорезмшаха Мухаммада Джалал ад-дин Манкбурны продолжил борьбу с захватчиками. Но он вынужден был отступить с войсками на запад. Погиб он на Кавказе, убитый своим кровником.

Мавераннахр вошёл в состав владений второго сына Чингиз-хана, Чагадая.

Использованы материалы кн.: Сычев Н.В. Книга династий. М., 2008. с. 571-572.


Далее читайте:

Средняя Азия (обзор государственных образований и правящих династий).

Хивинское Ханство (Хорезм) 1511-1920

Арабшахидов династия, правившая в Хивинском ханстве.

Конгратов династия, правившая в Хивинском ханстве.

 

 

Хорезм | это… Что такое Хорезм?

Хоре́зм (узб. Xorazm, перс. خوارزم‎) — древний регион Средней Азии с центром в низовьях Амударьи — область развитого ирригационного земледелия, ремесла и торговли. Через Хорезм проходил Великий шёлковый путь. С конца III века столицей Хорезма был город Кят; в конце X века столица переносится в город Ургенч (ныне город Кёнеургенч[источник не указан 813 дней])[уточнить].

Содержание

  • 1 Доахеменидский период
  • 2 От империи Ахеменидов до античной эпохи
  • 3 Хорезм в античную эпоху
  • 4 От арабского завоевания до завоевания сельджуками
  • 5 Государство Хорезмшахов
  • 6 Монгольский период
  • 7 Хорезм в XVI — первой половине XVIII века
  • 8 Хорезм во второй половине XVIII — начале XX века
  • 9 Правители Хорезма
  • 10 Примечания
  • 11 Литература
  • 12 См. также
  • 13 Ссылки

Доахеменидский период

Археологические раскопки фиксируют на территории древнего Хорезма существование неолитической кельтеминарской культуры древних рыболовов и охотников (IV—III тысячелетия до н.  э.). Прямым потомком этой культуры является относящаяся к середине II тысячелетия тазабагъябская культура бронзового века, скотоводческая и земледельческая. Есть также сообщения античных авторов о контактах жителей Хорезма с народами Колхиды на торговых путях по Амударье и Каспийскому морю, по которым шли среднеазиатские и индийские товары в кавказские владения через Эвксинский Понт (Εὔξενος Πόντος — др.-греч. назв. Черного моря). Это подтверждается и материальной культурой, элементы которой встречаются на раскопках древних памятников среднеазиатского Междуречья и Кавказа.

Так как стоянки суярганской культуры, как и часть тазабагъябских, расположены на такырах, лежащих над погребенными барханами, есть основание полагать, что около середины II тысячелетия до н. э. произошло осушение этого района, возможно связанное с прорывом Аму-дарьи через западный отрезок Султан-Уиздага и образованием современного русла. Может быть с вызванным этими изменениями в географии верхней дельты Аму-дарьи вторичным ее заселением и связано колонизационное движение южных племен, столкнувшихся здесь с племенами окрестностей южнохорезмского озера и, судя по признакам тазабагъябского влияния в керамике суярганской и позднейшей амирабадской культуры, ассимилировавшихся с ними.

Есть все основания полагать, что эти племена составляли восточную ветвь народов яфетической системы языков, к которой относятся современные кавказские народы (грузины, черкесы, дагестанцы и др.) и к которой принадлежали создатели древнейших цивилизаций Двуречья, Сирии и Малой Азии.

— С.П. Толстов. По следам древнехорезмийской цивилизации. Ч. II. Гл. V[1]

Можно сказать только одно: связи народов Средней Азии с переднеазиатским этнографическим миром уходят в глубокую, доиндоевропейскую древность, и без учета роли среднеазиатских племен вряд ли может быть до конца решен вопрос о происхождении яфетических народов древней Передней Азии и созданных ими государств. — Каково бы ни было направление этих связей, Хорезм — «Земля Хварри (Харри)» не может не учитываться в разрешении хуррийской проблемы во всем ее объеме.

— С.П. Толстов. По следам древнехорезмийской цивилизации. Ч. II. Гл. V[2]

К середине II тысячелетия относятся также стоянки суярганской культуры. Согласно ал-Бируни, древнехорезмийские системы летоисчисления начинали счёт лет в XIII в. до н. э. Ряд исследователей отождествляет с древним Хорезмом упоминаемую в Авесте северную страну «Айрьянем-вэджо». Здесь, по преданию, родился основатель зороастризма — легендарный Заратуштра[источник не указан 813 дней].

К началу I тысячелетия до н. э. относится возникновение амирабадской культуры. Городища этого периода — это огромные загоны для охраны скота с «жилыми стенами», в которых жило по нескольку тысяч человек; описания таких поселений содержатся в Авесте.

Название страны Хорезм впервые встречается в сохранившихся источниках с VIII—VII веков до нашей эры. Существуют различные интерпретации названия Хорезм. По одной этимологии «кормящая земля», по другой — «низкая земля»

[1]. С.П. Толстов считал что название Хорезм переводится как «Страна хурритов» — Хваризам. (Срав.осет. хори зæнхæ — земля солнца) Около VIII—VII вв. до н. э. Хорезм вступил в новую эру своей истории, когда хорезмийцы, по словам ал-Бируни, начали вести летоисчисление по годам правления царей. В этот период Хорезм становится мощным государством с заметной централизацией, о чём свидетельствуют построенные в VIII—VI вв. до н. э. грандиозные ирригационные сооружения.

От империи Ахеменидов до античной эпохи

В середине VI в. до н. э. Хорезм становится частью империи Ахеменидов. Видимо, он был завоеван Киром. Кир назначил своего сына Таноксиарка наместником Хорезма, Бактрии и Парфии. Хорезм упоминается в Бехистунской надписи Дария I. Геродот в «Истории» сообщает, что Хорезм входил в 16-ю сатрапию персидской империи, а также о том, что хорезмийцы принимали участие в походе Ксеркса 480 г. до н. э. на Грецию. Хорезмийцы принимали участие в строительстве столицы Ахеменидской империи — Персеполиса. Воины-хорезмийцы служили в ахеменидской армии в разных частях империи. Один из них, по имени Даргоман, упоминается в Верхнем Египте. На Бехистунской скале сохранились изображения древних хорезмийцев.

Еще до походов Александра Македонского в Среднюю Азию Хорезм обрел независимость от Ахеменидов. В V в. до н. э. на основе арамейского письма была разработана хорезмийская письменность. На месте древнего городища Топрак-кала археологи обнаружили остатки архива документов на хорезмийском языке. Хорезмийское письмо использовалось до VIII века нашей эры. Основной религией древних хорезмийцев был зороастризм. При археологических исследованиях памятников древнего Хорезма были найдены оссуарии — глиняные ящики для захоронения костей умерших людей.

В результате завоевательных походов Александра Македонского государство Ахеменидов было уничтожено. В 328 году до н. э. правитель Хорезма Фарасман отправил к Александру послов во главе со своим сыном Фратаферном. Александру было предложено совершить совместный поход в Закавказье, но у царя Македонии были иные планы и он отказался.

Хорезм в античную эпоху

Хорезм IV в. до н. э. — I в. н. э. — могущественное государство.

Из древнейших царей Хорезма пока известны имена правителей, выпускавших свои монеты. Это Артав, правитель I века нашей эры. Из последующих царей известен Артрамуш конец II — начало III века н. э.[2] Вазамар, вторая половина III века н. э. и другие.[3]

В этот период возведено множество укреплённых городов с мощными стенами и башнями, представлявших собой единую систему крепостей, защищавших границу оазиса со стороны пустыни. Огромное количество бойниц, каждая из которых обстреливает только узкое пространство, в силу чего у каждой бойницы должен был стоять специальный лучник, говорит о том, что весь народ был ещё вооружен и ведущую роль играла не профессиональная армия, а массовое народное ополчение. Около 175 г. до. н. э. Хорезм восстанавливает свою традиционную власть над Согдианой и Средней Сырдарьёй. В последней трети I в. до н. э. Хорезм выступает как могущественный союзник западных гуннов. Власть Хорезма распространяется в это время далеко на северо-запад. По сведениям «Истории младшей династии Хань», восходящим к самому началу н. э., Хорезм (который описывается здесь как Кангюй — «страна канглов») подчиняет страну аланов, простиравшуюся в то время от северного Приаралья до восточного Приазовья.

Согласно источникам в I веке нашей эры была введена хорезмийская эра и введен новый календарь. По словам великого хорезмийского ученого Абу Рейхана аль-Бируни (973—1048), впервые хорезмийское летоисчисление было введено в XIII веке до нашей эры.

Предполагают, что с середины I века н. э. до конца II в. Хорезм был под влиянием Кушанского царства. Для этого периода характерны крепости, воздвигнутые центральным правительством и занятые гарнизонами постоянной армии. В начале IV в., при падишахе Африге, столицей Хорезма становится город Кят. В последующую эпоху, между IV и VIII вв., города Хорезма приходят в запустение. Теперь Хорезм — это страна многочисленных замков аристократии и тысяч укреплённых крестьянских усадеб. С 305 по 995 год Хорезмом правила династия Афригидов, представители которой носили титул хорезмшах.

От арабского завоевания до завоевания сельджуками

Первые набеги арабов на Хорезм относятся еще к VII в. В 712 году происходит завоевание Хорезма арабским полководцем Кутейбой ибн Муслимом, учинившим жестокую расправу над хорезмийской аристократией.

Особенно жестокие репрессии Кутейба обрушил на учёных Хорезма. Как пишет в «Хрониках минувших поколений» ал-Бируни, «и всеми способами рассеял и уничтожил Кутейба всех, кто знал письменность хорезмийцев, кто хранил их предания, всех учёных, что были среди них, так что покрылось всё это мраком и нет истинных знаний о том, что было известно из их истории во время пришествия к ним ислама».

Арабские источники почти ничего не говорят о Хорезме последующих десятилетий. Зато из китайских источников известно, что хорезмшах Шаушафар в 751 г. посылает посольство в Китай, воевавший в это время с арабами. В этот период происходит кратковременное политическое объединение Хорезма и Хазарии. Об обстоятельствах восстановления арабского суверенитета над Хорезмом ничего неизвестно. Во всяком случае, лишь в самом конце VIII в. внук Шаушафара принимает арабское имя Абдаллаха и чеканит на своих монетах имена арабских наместников.

В X веке начинается новый расцвет городской жизни Хорезма. Арабские источники рисуют картину исключительной экономической активности Хорезма в X веке, причем ареной деятельности хорезмийских купцов становятся окружающие степи Туркмении и западного Казахстана, а также Поволжье — Хазария и Булгария, и обширный славянский мир Восточной Европы.

Рост роли торговли с Восточной Европой выдвигал на первое место в Хорезме город Ургенч (ныне Кёнеургенч)[уточнить], сделавшийся естественным центром этой торговли. В 995 году последний афригид Абу-Абдаллах Мухаммад был взят в плен и убит эмиром Ургенча Мамуном ибн-Мухаммадом. Хорезм был объединён под властью Ургенча.

Хорезм в эту эпоху был городом высокой учёности. Выходцами из Хорезма были такие выдающиеся учёные, как Мухаммад ибн Муса ал-Хорезми, Ибн Ирак, Абу Рейхан ал-Бируни, ал-Чагмини.

В 1017 году Хорезм был подчинен султану Махмуду Газневи, а в 1043 году завоеван тюрками-сельджуками.

Основная статья: Государство Хорезмшахов

Мавзолей хорезмшаха Ала ад-Дин Текеша в Ургенче.

Основателем новой династии в Хорезме стал тюрок Ануш-Тегин, возвысившийся при сельджукском султане Малик-шахе (1072—1092). Он получил титул шихны Хорезма. С конца XI века идёт постепенное освобождение Хорезма от сельджукского протектората и присоединение новых земель. Правитель Хорезма Кутб ад-Дин Мухаммед I в 1097 году принимает древний титул хорезмшаха. После него на престол взошел его сын Абу Музаффар Ала ад-дин Атсыз (1127—1156). Его сын Тадж ад-Дин Ил-Арслан в 1157 году полностью освобождает Хорезм от сельджукской опеки.

Государство Хорезмшахов в 1220 году

При хорезмшахе Ала ад-Дин Текеше (1172—1200) Хорезм превращается в огромную империю. В 1194 году войска хорезмшаха разбивают армию последнего иранского сельджукида Торгул-бека и утверждают суверенитет Хорезма над Ираном; в 1195 г. багдадский халиф Насир терпит поражение в бою с хорезмийцами и признает власть Текеша над восточным Ираком. Успешные походы на восток, против каракитаев, отворяют Текешу дорогу в Бухару.

Сын Текеша Ала ад-Дин Мухаммед II в 1200—1220 завершает дело отца. Он отнимает у каракитаев Самарканд и Отрар, простирает свою власть на далекую область Газны на юге Афганистана, подчиняет западный Иран и Азербайджан. Армия Мухаммеда предпринимает поход на Багдад, не удавшийся, впрочем, из-за наступления ранней зимы, закрывшей перевалы, и из-за известий о появлении на восточных границах Хорезмской империи монгольских войск.

Монгольский период

В 1218 году Чингисхан отправил в Хорезм посольство с предложением о союзе. Хорезмшах Ала ад-Дин Мухаммед II отказался идти на сделку с «неверными» и по предложению правителя Отрара Кайыр хана казнил послов-купцов, отправив их головы хану. Чингисхан потребовал выдачи Кайыр-хана, но в ответ Мухаммед вновь казнил одного из участников следующего монгольского посольства. Весной 1219 года, не окончив завоевания Китая, Чингисхан отправил 200-тысячную армию в Хорезм. Хорезмшах не решился дать генеральное сражение, оставив свою армию разбросанной отдельными отрядами по городам и крепостям всего государства. Один за другим под натиском монголов пали все крупные хорезмские города. Все они были подвергнуты разрушению, а множество хорезмийцев уничтожено. Хорезмшах с остатками армии вначале отступил в свои персидские владения, после чего бежал с небольшим отрядом в прикаспийскую область и скончался на острове Абескун в дельте р. Куры в Каспийском море. Государство Хорезмшахов прекратило своё существование. В то время уровень моря был ниже современного на 2 метра. На острове Абескун находился одноимённый город, росли леса, но и остров и город бесследно исчезли — уже в 1304 году Абескун был под водой. Сын хорезмшаха Джелал ад-Дин Мангуберды продолжал борьбу с монголами до 1231 года. Он дважды разгромил войско монголов на территории современного Афганистана, но был разбит самим Чингисханом в битве при Инде. Джелал ад-Дин Мангуберды погиб в 1231 году в Закавказье. Последним потомком рода хорезмшахов-ануштегинидов был Сайф-ад-дин Кутуз, которому ненадолго в 1259 году удалось прийти к власти в Египте. Его войска во главе с полководцем Бейбарсом смогли, наконец, остановить монголов в битве при Айн-Джалуте в 1260 году.[4]

С 1220 года Хорезм оказался в составе Монгольской империи, затем в улусе Джучи, позднее в Золотой Орде. В этот период Ургенч был заново отстроен и стал одним из главных торговых центров Центральной Азии. Культура хорезмийцев сыграла значительную роль в культурном развитии Золотой Орды. В 1359 году Хорезм во главе с представителями династии Суфи-кунгратов обрел независимость от Золотой Орды. Однако, позже он стал ареной борьбы между Тимуром и ханом Золотой Орды Тохтамышем. В конце концов он вошел в состав империи Тимура.

Хорезм в XVI — первой половине XVIII века

Основная статья: Хивинское ханство

В 1505 году Хорезм вошел в состав государства Мухаммада Шейбани-хана. В связи с изменением русла Амударьи в 1573 году столица Хорезма была перенесена в Хиву. С XVII века в российской историографии Хорезм стал называться Хивинским ханством. Официальным названием государства являлось древнее название — Хорезм. С 1511 года по 1770 год Хорезмом управляла династия шибанидов.

Хорезм во второй половине XVIII — начале XX века

Основная статья: Хивинское ханство

В 1770-х годах к власти в Хорезме пришли представители узбекской династии кунграт. Основателем династии был Мухаммад Амин-бий. В этот период были построены шедевры архитектуры Хорезма в столице Хиве. В 1873 году при правлении Мухаммад Рахим-хана II Хорезм стал вассалом Российской империи. Кунграты правили до 1920 года, когда были свергнуты в результате вторжения Красной Армии.

Правители Хорезма

Правители Хорезма
ИмяГоды правленияТитулы
Династия Сиявушидов
Кайхусравприм. 1200 — 1140 год до н.э.хорезмшах
Саксафарприм. 519 — 517 год до н.э.хорезмшах
Фарасманприм. 329 — 320 год до н.э.хорезмшах
Хусравприм. 320 год до н.э. — ?хорезмшах
Династия Афригидов
Африг305 — ?хорезмшах
Багра ?хорезмшах
Саххасак ?хорезмшах
Аскаджамук I ?хорезмшах
Аскаджавар I ?хорезмшах
Сахр I ?хорезмшах
Шауш ?хорезмшах
Хамгари ?хорезмшах
Бузгар ?хорезмшах
Арсамух ?хорезмшах
Сахр II ?хорезмшах
Сабри ?хорезмшах
Аскаджавар II ?хорезмшах
Аскаджамук II712 — ?хорезмшах
Шаушафар ?хорезмшах
Туркасабас ?хорезмшах
Абд-Аллах ?хорезмшах
Мансур ибн Абд-Аллах ?хорезмшах
Ирак ибн Мансур ?хорезмшах
Ахмад ибн Ирак ?хорезмшах
Абу Абд-Аллах Мухаммад ибн Ахмад ? — 995хорезмшах
Династия Мамунидов
Абу Али Мамун ибн Мухаммад992—995
995 — 997
амир Гурганджа
хорезмшах
Абу-л-Хасан Али ибн Мамун997—1009хорезмшах
Айн ад-Даула Абу-л-Аббас Мамун ибн Али1009—1017хорезмшах
Абу-л-Харис Мухаммад1017хорезмшах
Династия Алтунташа
Алтунташ1017—1032хорезмшах
Харун ибн Алтунташ1032—1035хорезмшах
Исмаил ибн Алтунташ1035—1041хорезмшах
Династия Ануштегинов (Бекдили)
Кутб ад-Дин Мухаммед I1097—1127хорезмшах
Ала ад-Дин Атсыз1127—1138,
1139 — 1156
хорезмшах
Тадж ад-Дин Ил-Арслан1156—1172хорезмшах
Джелал ад-Дин Султан-шах1172хорезмшах
Ала ад-Дин Текеш1172—1200хорезмшах
Ала ад-Дин Мухаммед II1200—1220хорезмшах
Кутб ад-Дин Узлаг-шах1217—1221валиахад, султан Хорезма, Хорасана и Мазандарана
Джелал ад-Дин Мангуберды1217—1220
1220 — 1231
султан Газни, Бамиана и Гура
хорезмшах
Рукн ад-Дин Гурсанджти1217—1222султан Ирака
Гийас ад-Дин Пир-шах1217—1229султан Кермана и Мекрана

Примечания

  1. Рапопрот Ю. А., Краткий очерк истории Хорезма в древности // Приаралье в древности и средневековье. Москва: Восточная литература, 1998,с.28
  2. Монеты Хорезма
  3. Монеты Хорезма
  4. Буниятов З. Государство хорезмшахов-ануштегинидов (1097—1231), Москва, 1986

Литература

  • Веселовский Н. И. Очерк историко-географических сведений о Хивинском ханстве от древнейших времён до настоящего времени. СПб., 1877.
  • Виноградов А. В. Тысячелетия, погребенные пустыней. М.: Просвещение, 1966.
  • Толстов С. П. Новогодний праздник «каландас» у хорезмийских христиан начала XI века. Материалы и исследования по этнографии и антропологии СССР, 1946, 2, с. 87-108.
  • Б. Грозный. Протоиндийские письмена и их расшифровка. Вестник древней истории 2 (11). 1940.
  • Толстов С. П. По следам древнехорезмийской цивилизации. М.-Л.: 1948.
  • Kыдырниязов М.-Ш. Материальная культура городов Хорезма в XIII—XIV веках. Нукус: Каракалпакстан, 1989.

См. также

  • ал-Хорезми
  • Зороастр

Ссылки

  • Кунград
  • Портал Хорезма
  • Наш край — Хорезм
  • А. Паевский. Следы забытой империи
  • Царство Хорезмийцев

// «Троицкий вариант» № 60, c. 8 (2010)

Замки забытой империи Узбекистана

Обновлено в декабре 2022 г. Крепости Хорезма: Замки забытой империи Узбекистана была первоначально опубликована в августе 2021 г. перевод на 50 крепостей на узбекском языке. Расположенные между засушливой Хорезмской областью и Республикой Каракалпакстан, районом, известным под общим названием «Золотое кольцо Хорезма», эти древние замки Эллиак-Кала, некоторые из которых датируются 7 веком до нашей эры, лежат в полуразрушенных руинах и просят, чтобы их исследовали.

Немногие туристы, приезжающие в Узбекистан, добираются дальше на запад от Хивы, но те, кто решит отправиться так далеко, чтобы побродить по руинам древних замков Хорезма, будут щедро вознаграждены. Это один из немногих сайтов в Узбекистане, который, скорее всего, будет полностью предоставлен вам самим.


Начните планировать свое приключение в Узбекистане: путеводитель по Узбекистану


Хорезмские крепости Содержание

  1. Khorezm Castles by Accident
  2. Visiting the Elliaq Qala Today
  3. How to Visit the Fortresses of Khorezm
  4. Khorezm Fortresses
    • Ayaz Qala
    • Toprak Qala
    • Kyzyl Qala
    • Guldersan Qala
    • Janbas Qala
    • Kirkkiz Qala
    • Кой Кирилган Кала
  5. Другие крепости Хорезма для осмотра
    • Ангха Кала
    • Думон Кала
    • Екке Парсан
    • Гюар Кала
    • Kalajik Qala
  6. Dakhma
    • Chilpek Qala
  7. Советы по посещению
  8. 7002777777777777777777777777.mare 7002477777777777777777777777. По правде говоря, во время моего первого приезда в Узбекистан несколько лет назад я даже не слышал о Хорезмских крепостях, на самом деле я оказался там только из-за неудобства. Видите ли, Туркменистан решил закрыть свои границы на несколько дней в конце октября того же года (причины пока неизвестны). Это закрытие границы оставило мне дополнительное время в Узбекистане, и, учитывая, что я уже был на западе страны, имело смысл посвятить некоторое время только Республике Каракалпакстан и паре Хорезмских замков.

    Во время этого первого путешествия я потратил время на изучение Аяз-Калы, Топрак-Калы и Кызыл-Калы, продолжая свой путь от Хивы до Нукуса. Наконец, вернувшись в западный Узбекистан несколько лет спустя, в мае 2021 года, я решил посетить еще несколько хорезмских крепостей, включая Думон-Калу, Гульдерсан-Калу, Кой-Кирилган-Калу, Ангха-Калу, Джанбас-Калу и Кирккиз-Калу во время однодневной поездки из Хивы, которую я забронировал у Исламбек Тревел. В октябре 2021 года я снова вернулся в Каракалпакстан и Хорезм, чтобы посетить Чилпик Кала Дахму по пути к Аральскому морю.


    Спланируйте идеальное пребывание в Хиве: путеводитель по Хиве


    Посещение Эллиак-Калы сегодня

    Хотя имя Эллиак-Кала означает 50 крепостей, осталось всего около 20. Некоторые из них не намного больше, чем остатки фундамента, в то время как другие намного больше. Основные крепости Хорезма, которые посещают люди, — это Аяз-Кала и Топрак-Кала.


    Хотите узнать, что еще может предложить этот регион? Читать путеводитель по Каракалпакстану


    Как посетить крепости Хорезма

    Честно говоря, самый простой способ посетить крепости Хорезма — это заказать однодневную экскурсию. Они удивительно недороги, учитывая большие расстояния между многими из них.

    Исламбек Трэвел предлагает тур из 5 кала за 29 долларов США и тур из 10 кала за 39 долларов США (вы можете сделать индивидуальный тур, как и я). Цены указаны за машину, поэтому, если у вас небольшая группа (до четырех человек), эту цену можно разделить между вами. Если вы полны решимости пойти немного дешевле, если вы выходите самостоятельно и организуете собственного водителя.

    Если у вас есть собственные колеса, будь то автомобиль, мотоцикл или велосипед, вы можете легко посетить Хорезмские крепости самостоятельно, хотя я бы рекомендовал скачать Maps. me, чтобы помочь вам найти каждый из замков.


    Планирование начала поездки: Двухнедельный маршрут по Узбекистану


    Крепости Хорезма

    Большинство тех, кто приедет посмотреть Хорезмские замки, возьмут однодневную экскурсию, чтобы посетить 5-6 из них, хотя, если вы полны решимости, вы можете втиснуться примерно в 10 Хорезмских крепостях за долгий день. Ниже я также включил некоторые из менее впечатляющих (но все же интересных) калас, а также дахму возле Нукуса.

    Аяз-Кала

    Аяз-Кала

    Аяз-Кала, вероятно, самая известная из Хорезмских крепостей. Построенный между 4 веком до нашей эры и 7 веком нашей эры, охватывающий Кушанскую империю и династию Афригидов, Аяз-Кала состоит из трех отдельных структур.

    Рядом с Аяз-Кала вы также найдете юртовый лагерь Аяз-Кала, для тех, кто хочет провести ночь здесь среди Хорезмских крепостей. Возле юртового городка женщина собирает плату за посещение Аяз Кала – 10 000 сум с человека.

    Топрак-Кала

    Топрак-Кала

    Топрак-Кала служил дворцом для царей Хорезма. Считается, что он был построен во время правления кушанов в 1-м или 2-м веке нашей эры, после того, как Акчахан-Кала была заброшена поблизости.

    Доказательства показывают, что древние оросительные каналы доставляли воду из рукава (ныне пересохшего) знаменитого Окса (Амударьи) в царскую резиденцию Топрак-Кала.

    Некоторые ремонтные работы были проведены после моего первоначального визита, и поэтому некоторые стены выглядят совершенно новыми, будем надеяться, что они не позволят новой постройке разрушить остатки оригинальной Топрак Калы.

    Когда вы будете въезжать в Топрак-Калу, ожидайте, что вас остановит женщина на трассе, которая возьмет с человека плату в размере 10 000 сумов за посещение.

    Частично перестроенные наружные стены Кызыл-КалыОригинальные стены из сырцового кирпича Кызыл-Калы

    Кызыл-Кала

    Легенда гласит, что здесь, в Кызыл-Кале, подвал, полный золота, охраняет демон-змея, чье имя переводится как Красный Замок . На самом деле, однако, никто не знает, какова была цель Кызыл-Калы, хотя одна теория предполагает, что она могла служить укрепленным оборонительным сооружением Топрак-Калы.

    Кызыл-Кала находится примерно в 1 км к востоку от Топрак-Кала. Крепость была построена между 1 и 4 веками нашей эры и совсем недавно была капитально отремонтирована.

    Гульдерсан-Кала

    Гульдерсан-Кала

    Один из самых больших замков Хорезма, Гульдерсан-Кала восходит к 12 веку, что делает его одной из самых новых крепостей Эллиак-Калы. Археологи обнаружили вокруг форта бронзовые предметы, что навело их на мысль, что это место использовалось для религиозных церемоний. Монеты, найденные на этом месте, указывают на то, что Гульдерсан-Кала использовался до времени монгольского нашествия в 1220 году нашей эры.

    Часть внешних юго-восточных стен крепости была перестроена, а остальная часть Гульдерсан-Калы осталась такой же, какой она была с 12-го века.

    Гульдерсан-Кала выходит на небольшой город Торткуль, который некоторое время был столицей Каракалпакской Республики в период с 1932 по 1939 год. повторный визит, исследуя его рушащиеся внешние стены и участки песчаных дюн, которые пробрались внутрь. Замок довольно большой по размеру, с некоторыми прилично нетронутыми стенами, учитывая его возраст более 2000 лет.

    Джанбас-Кала, по мнению археологов, был построен в 4 веке до нашей эры и заброшен в 1 веке нашей эры после битвы, которая произошла в замке. Джанбас-Кала считается одной из самых ранних крепостей Хорезма из-за того, что в ней нет башен, что делает ее уязвимой для нападения.

    Кирккиз-Кала

    Кирккиз-Кала

    Кирккиз-Кала на самом деле представляет собой пару замков (Большой и Малый Кирккиз), которые расположены всего в 1 километре друг от друга, оба датируются 4 веком до нашей эры. Большая Кирккиз-Кала была центром гончарного производства Хорезмидской империи, которая использовалась примерно до 8 века нашей эры. Маленькая Кирккиз-Кала была заброшена примерно в 4 веке нашей эры и, как полагают, использовалась как торговый центр.

    Блуждая по внутренностям Кырккиз Каласа, вы найдете осколки древней глиняной посуды, что делает его одним из самых интересных для посещения замков Хорезма.

    Кои Кирилган Кала

    Кои Кирилган Кала

    Расположенный недалеко от деревни Таза Келтиминар на первый взгляд несколько не впечатляет Кои Кирилган Кала. При дальнейшем осмотре Кой-Кирилган на самом деле является одним из самых интересных замков Хорезма, но вам нужно будет представить его во всем его величии в зените более 2000 лет назад.

    Считается, что Кои Кирилган изначально служил зороастрийским храмом огня. Затем он был построен в круглой форме, был двухэтажным и имел двойные стены. Сегодня осталась только самая центральная часть Кои Кирилган. Посетите веб-сайт Каракалпак, чтобы увидеть больше изображений и план крепости.

    Другие крепости Хорезма для осмотра

    Ангха-Кала

    Ангха-Кала

    Недалеко от Кой-Кирилган-Калы находятся остатки Ангха-Калы, которая использовалась между 1-м и 3-м веками нашей эры. Он служил оборонительным фортом и является одним из самых маленьких замков Хорезма.

    Думон-Кала

    Думон-Кала

    Думон-Кала находится примерно в 12 км к северу от города Беруний, что делает его хорошей первой остановкой, если вы начинаете свой тур по Хорезмской крепости из Хивы. Наиболее хорошо сохранившиеся участки Думон Кала находятся в его западной цитадели.

    Йекке Парсан

    Йекке Парсан служил укрепленным поместьем при Афргидах в 6-8 веках нашей эры. К сожалению, мне не удалось посетить Йекке Парсан, так как дорога, ведущая к нему, находилась в стадии строительства (даже тогда вам все равно приходилось идти пешком, чтобы добраться до места).0007

    Гюар-Кала

    Смыто рекой, остались только восточные части Гюар-Калы. Считается, что он восходит к 4 веку до нашей эры. Не путать с Гюар-Кала, расположенной рядом с некрополем Миздархан недалеко от Нукуса.

    Каладжик-Кала

    Каладжик-Кала — оборонительный форт, построенный в 4 веке до нашей эры. Рядом с ним находится соленое озеро Каладжик.

    Дахма

    Чилпик-Кала

    Чилпек-Кала

    Чилпек-Кала находится довольно близко к Нукусу (я планирую посетить это место, когда вернусь этой осенью!) и расположен на холме, который выходит на реку Амударью. Чилпек-Кала служила дахмой или Башней молчания (похожей на те, что в Йезде, Иран), сооружением, используемым зороастрийцами для небесных захоронений. Тела клали на вершину башни и оставляли стервятникам и другим птицам, чтобы они обглодали кости, прежде чем их помещали в оссуарии для захоронения.

    Чилпек-Кала далеко не в таком хорошем состоянии, как дахма в Йезде, Иран, но все же стоит остановиться для тех, кто едет между Хивой и Нукусом. С вершины открывается потрясающий вид на пустыню Кызылкум и реку Амударью.

    Есть ступеньки, ведущие почти наверх, а затем вам придется пройти оставшуюся часть пути по грязной тропе. На базе строится билетная касса, так что это будет только вопросом времени, когда за вход будет взиматься плата за посещение (и не удивляйтесь, если ответственное министерство оформит это место в типичной узбекской манере).


    Узнайте, почему города Шелкового пути Самарканд и Бухара должны быть в вашем маршруте


    Советы по посещению замков Хорезма

    Что взять с собой

    Поскольку Хорезмские крепости находятся на расстоянии друг от друга, и многие из них находятся в заброшенных районах , Я бы порекомендовал взять с собой воду и немного перекусить, чтобы переждать. Большинство водителей, которые совершают поездки сюда, знают рестораны в близлежащих деревнях, чтобы порекомендовать их.

    Если вы приедете сюда летом, планируйте, чтобы было очень жарко, поэтому рекомендуется использовать солнцезащитный крем, солнцезащитные очки, шляпу от солнца и легкую одежду. Зимой может быть совершенно холодно, поэтому стоит упаковать многослойную одежду, теплую куртку, шапку и перчатки. Я был и в мае, и в ноябре, и могу засвидетельствовать эти предметы в любое время года.

    Где остановиться

    Большинство посетителей, которые приезжают, чтобы исследовать замки Хорезма, совершают однодневную поездку либо из Хивы, либо из Нукуса.

    Для бюджетных путешественников, проживающих в Хиве, рекомендую гостиницу Хива Иброхим. Мидрейнджеры могут попробовать отель «Арканчи», а те, у кого более высокий бюджет, могут захотеть отправиться в отель «Хива Палас».

    Тем, кто остановился в Нукусе, стоит попробовать гостиницу «Джипек Жоли».

    Лучшее время для посещения

    Лучшее время для посещения Узбекистана в целом — весенние месяцы март-май и осенние месяцы сентябрь-октябрь. Тем не менее, Хорезмские крепости находятся в пустыне Кызылкум, где в это время днем ​​может быть довольно жарко. Июля и августа лучше избегать из-за сильной жары. Ноябрь-февраль довольно холодные, так что планируйте утепляться.

    Есть вопросы по посещению Хорезмских крепостей?

    Спросите в разделе комментариев ниже.

    Нужна туристическая страховка для Узбекистана?

    Планы покупок можно приобрести в Battleface, моей любимой страховке для путешествий, или в World Nomads.

    Еще сообщения от Уз
    Пограничный переход Пенджикент-Самарканд между Таджикистаном и Узбекистаном
    Лучшие рестораны Ташкента, Узбекистан
    Узбекская кухня: 33 блюда, которые нужно обязательно попробовать в Узбекистане
    Путеводитель по Шахрисабзу + Чем заняться
    Путеводитель по Карши, Узбекистан
    Пересечение узбекско-афганской границы в Хайратане
    Посещение Солнечной печи в Паркенте, Узбекистан
    30 лучших занятий в Узбекистане
    Изучение приграничного города Термез, Узбекистан
    Секретная советская лаборатория биологического оружия в Аральске 7 на острове Возрождения
    Посещение Аральской катастрофы, Узбекистан
    Простое руководство по визам в Центральную Азию
    Соло-женское путешествие по Узбекистану
    Путеводитель по Хиве + 13 вещей, которые нужно сделать в Хиве
    Двухнедельный маршрут по Узбекистану
    Узбекский путеводитель по Ферганской долине
    Хорезмские крепости: замки Узбекистана забытой империи
    Двухнедельный маршрут по Таджикистану и Узбекистану
    Ташкентское метро в фотографиях и путеводителе
    7 советов для женщин, путешествующих в одиночку по Центральной Азии
    Путеводитель по Ташкенту + 16 вещей, которые нужно сделать в Ташкенте
    Путешествие по Каракалпакстану: стан в стане
    Путеводитель по Узбекистану
    Путеводитель по Бухаре + 19 вещей, которые нужно сделать
    Путеводитель по Центральной Азии для начинающих: Откройте для себя Шелковый путь
    Путеводитель по Самарканду: Чем заняться в Самарканде

    Достопримечательности Хорезма (Узбекистан)

     

    Цивилизация Хорезма , древнейшая на территории Средней Азии , возникла в нижнем течении Амударьи на границе с пустыней Кызылкум в середина 2-го тысячелетия до нашей эры. Цивилизация Хорезма породила уникальные Хорезмская культура , которую иногда считают столь же значимой, как Египет и Вавилон и оставившей после себя бесценное наследие — затерянные в песках города, величественные крепости и одну из древнейших мировых религий, Зороастризм . Авеста , священная книга зороастрийцев , была написана на территории Большого Хорезма , где разведчики Аненербе искали мифическое Асгард и советские археологи нашли ряд крепостей и сеть соединенных между собой древних оросительных каналов, погребенных под песками Кызылкумов. На территории Элликкалинского района находится более 200 археологических памятников, наиболее крупные и известные из которых Топрак-кала , Аяз-кала и Миздахкан . Всего в древнем Хорезме насчитывалось более 1000 крепостей , большая часть которых располагалась в труднодоступных местах среди раскаленных добела песков и безжизненных солончаки остаются сегодня практически неизученными. Окутанное многочисленными легендами , заколдованное царство безмолвных руин и полуразрушенных башен привлекает толпы любителей старины и искателей исторической правды.

    пос. Аяз-Кала

    Городище Аяз-кала  (IV век до н.э.) в Узбекистане в настоящее время представляет собой уникальный исторический памятник времен зороастризма (маздаизма, зороастризма). Крепость Аяз-кала  находится в Элликкалынском районе Каракалпакстана , в 20 километрах к северо-востоку от древней столицы Хорезма  —  городище Топрак-кала , западнее крепости Кырк-кыз-кала, среди подвижных валов Кызыл-Кум (пустыня Кызылкум) и хребты Султан-Увайс .

    детали

    Место археологических раскопок Топрак-Кала

    Археологический памятник Топрак-кала (I-IV вв. н.э.) является одним из самых замечательных архитектурных памятников Хорезма (также пишется Хорезмия, Хорезм, Хорезм, Хорезм, Хорезм, Хорасам, Харезм, Хорезм и Хорезм ). Памятник был обнаружен археологом С. П. Толстым в Эликкалинском районе Каракалпакстана в 1938 году. Топрак-кала с населением около 3000 человек был главным городом одной из местных династий.

    детали

    Кырк-Кыз-Кала

    Археологические раскопки, произведенные на территории Хорезма в 1938 году, а это 27 км. у города Беруни (Узбекистан), в результате которого было обнаружено городище Кырк-Кыз-Кала (датируется 1-6 вв. н.э.). северо-восточная часть древний Хорезм .

    детали

    Крепость Кой-Крылган-Кала

    К северо-востоку от Турткуль  город в Каракалпакстане  находятся руины выдающегося памятника погребального и астрального культа древнего Хорезма , городище Кой-Крылган-кала  (IV в. до н.э. — IV в. н.э.) ) — один из основных памятников  Зороастризм  на территории Узбекистана.

    Кой-Крылган-кала крепость  была своеобразным храмом-усыпальницей, на территории которой проводились астрономических исследования  и несколько ритуальных церемоний зороастризма  . Люди считали это место священным и приносили сюда оссуарии с останками умерших.

    детали

    Миздаханский некрополь

    Миздахан  огромный ансамбль разновозрастных древностей и включает в себя один из древнейших кладбищ Средней Азии (в том числе мавзолеев   Шамун-наби , Мазлумхан-сулу , 90a3 алиф 9000 Эредже холм Джумарт-кассаб ), а также город золотоордынских времен, караван-сарай, руины отдельных усадеб и дворцов, остатки оросительных каналов. В период Средневековья Миздакхан  был третьим по величине городом в Хорезме.

    детали