Храм Артемиды в Эфесе | это… Что такое Храм Артемиды в Эфесе?
Вид на руины храма
Храм Артемиды в Эфесе — одно из «Семи Чудес Света». Был сооружён архитектором Хейрократом в 550 году до н. э. в городе Эфесе на побережье Малой Азии (в настоящее время Сельчук, Турция).
Содержание
|
Постройка храма Артемиды
По преданию Артемида была сестрой-близнецом Аполлона. По верованиям древних греков, Артемида заботилась обо всем, что живет на земле и растет в лесу и на поле. Она опекала диких зверей, стада домашнего скота, она вызывает рост трав, цветов и деревьев. Не оставляла Артемида своим вниманием и людей — она давала счастье в браке и благословляла рождение детей. Греческие женщины традиционно приносили жертвы Артемиде — покровительнице чадородия.
В честь Артемиды жители Эфеса построили близ города, на месте, где прежде располагалось святилище карийской богини плодородия, огромный храм, ставший одним из семи чудес Древнего мира. Средства на строительство пожертвовал знаменитый богач, лидийский царь Крез. Проект храма разработал архитектор Харсифрон из Кносса. При нем были возведены стены храма и установлена колоннада. После смерти зодчего строительство продолжил его сын Метаген, а заканчивали постройку уже архитекторы Пеонит и Деметрий.
В 550 г. до н. э., когда законченное постройкой огромное беломраморное здание открывалось перед взорами горожан, оно вызывало удивление и восхищение, К сожалению, нам неизвестно, как именно был украшен храм. Известно только, что в создании скульптурного убранства храма принимали участие лучшие мастера греческого мира, а статуя богини Артемиды была сделана из золота и слоновой кости.
Храм Артемиды использовался не только для проведения религиозных церемоний. Он был одновременно финансовым и деловым центром Эфеса.
Храм был полностью независим от городских властей и управлялся коллегией жрецов.Восстановление нового храма
Согласно легенде, в 356 до н. э. году до н. э., в ночь, когда в Пелле, столице Македонии, родился будущий Александр Великий, некий тщеславный гражданин Эфеса по имени Герострат поджёг великий храм, желая таким образом прославиться.
Имя Герострата с тех пор стало нарицательным и все-таки вошло в историю, хотя по решению городского собрания должно было исчезнуть из памяти людской навечно. В официальных документах о нем говорится просто как об «одном безумце».
К началу III в. до н. э. храм был полностью восстановлен в прежнем виде. Деньги на постройку нового Чуда Света выделил сам Александр Македонский. Архитектор Александра Дейнократ, руководивший работами, сохранил его прежний план, только поднял здание на более высокое ступенчатое основание.
Размеры храма
Ширина храма Артемиды была 51 метр, длина — 105 м, высота колонн — 18 м (если сегменты круглые, то ширина и длина = диаметру то есть одинаковы). Крышу храма поддерживали 127 колонн, установленные в восемь рядов. По преданию, каждая из этих колонн была даром одного из 127 греческих царей.
Описание храма
Артемида Эфесская
Внутри храм был украшен замечательными статуями работы Праксителя и Скопаса, но ещё более великолепными были картины этого храма. Так, в благодарность Александру Македонскому (спонсировавшему проект), эфесцы заказали для храма его портрет художнику Апеллесу, который изобразил полководца с молнией в руке, подобно Зевсу. Когда заказчики пришли принимать полотно, они были столь поражены совершенством картины и оптическим эффектом (казалось, что рука с молнией выступает из полотна), что заплатили автору двадцать пять золотых талантов — пожалуй, за последующие три века ни одному из художников не удавалось получить такого гонорара за одну картину.
Храм в последующие эпохи
Наступили христианские времена. Легенда утверждает, что эфесяне изгнали из своего города апостола Павла и его сторонников. И Божья кара была незамедлительна: в 263 году святилище Артемиды было разграблено готами.
Когда Эфес попал под власть христианской Византии, наступил следующий этап его гибели. Во времена императора Феодосия I, когда в 391—392 гг. были запрещены все языческие культы, храм Артемиды в Эфесе закрыли.
Мраморную облицовку с него стали растаскивать на разные постройки, была разобрана и крыша, нарушено единство конструкции. И когда начали падать колонны, то их обломки засасывало болотом, на котором стоял храм. А ещё через несколько десятилетий под жижей и наносами реки скрылись последние следы лучшего храма Ионии. Даже место, где он стоял, постепенно забылось.
Долгие месяцы потребовались английскому археологу Вуду, чтобы отыскать следы храма. 31 октября 1869 года ему повезло. Полностью фундамент храма был вскрыт только в двадцатом веке. А под ним — следы храма, сожжённого Геростратом.
В настоящее время на месте храма стоит одна восстановленная из обломков колонна.
См.
также- Эфесские письмена
Ссылки
- Храм на WikiMAPIA
- Артемисион
Семь чудес света
Пирамида Хеопса | Висячие сады Семирамиды | Храм Артемиды Эфесской | Статуя Зевса в Олимпии | Александрийский маяк | Колосс Родосский | Мавзолей в Галикарнасе
Координаты: 37°56′58″ с. ш. 27°21′49″ в. д. / 37.949444° с. ш. 27.363611° в. д. (G)37.949444, 27.363611
Эфес — древний город Артемиды в Турции
Эфес — город АртемидыДве тысячи лет до нашей эры, вблизи впадении реки Каистр (сегодняшный Кючюк Мендерес), расположенной у берегов Эгейского моря начали прибывать первые поселенцы, будущие жители Эфеса. Город располагался в Малой Азии, неподалеку от современного Измира (древняя Смирна). Этот город называли «городом богини Артемиды» потомучто в городе находился храм Артемиды — одно из семи чудес света древнего мира. Античный город Эфес внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2015 году.
Эфес с высоты птичьего полетаЛегенда основания ЭфесаСогласно древнегреческой мифологии, однажды, сын повелителя Афин Андрокл получил от оракула задание. Ему было приказано создать новый город. Место для строительства города должен был найти сам Андрокл, по словам оракула в этом ему помогут кабан, костер и рыба. Снарядив корабль для дальнего плавания, Андрокл поплыл вдоль берегов Эгейского моря. Вдруг он увидел рыбаков, которые жарили рыбу на костре. Пламя было большое, вокруг летали искры. Одна искра попала в кусты и оттуда выскочил кабан. Увидев это, Андрокл решил построить на этом месте город. Во время строительства города, Андрокл встретил Эфесию — предводительницу амазонок. Влюбившись в красавицу, он назвал город в ее честь.
Артемида Эфесская. Статуя богини Артемиды в музее ЭфесаИстория ЭфесаАрхеологические раскопки показали что уже в X веке до нашей эры здесь действительно существовало поселение построенное ионийцами. Жители Эфеса в основном занимались скотоводством и земледелием, ловили рыбу. Эфес был типичный греческий город, состоящий из присущих эллинам атрибутов: священного Акрополя, форума и агоры — торговой площади, где собирался народ. В 541 году до н. э. город захватило войско лидийского царя Креза. Крез был чрезвычайно богат, но и скуп. Несмотря на свою неимоверную жадность, Крез на удивление жителей Эфеса не пожалел денег для развития города. Именно при этом правителе город процветал и достиг наибольшего благополучия. Крез вкладывал средства в новый храм Артемиды.
Театр Эфеса вмещавший до 25 тысяч зрителейЭфес в эпоху правления римлянВ 387 до н. э Эфес перешёл под контроль Персии. Немного позже, спустя полстолетия в 334 году до нашей эры великий полководец Александр Македонский разбил персов и выгнал их из Эфеса. После Македонского городом правили его наследники. Затем Эфес перешел в руки династии Селевкидов. Примерно во II веке до н. э. городом завладели римляне. Они построили огромную библиотеку, известную в Древнем мире как библиотека Цельсия. Эта библиотека в античные времена по своей значимости уступала лишь Александрийской. Также при римлянах появился театр, общественные бани, каналы. Город процветал и стал столицей римских провинций Анатолии. Во времена правления римского императора Августа город приобрел статус торгового центра Азии.
Храм римского императора АдрианаУпадок ЭфесаПричиной исчезновения великого города стал ил. Его несли реки в огромных количествах и некогда прекрасный город превратился в болото. Люди начали постепенно переселяться в соседние города и поселения. Вскоре море опустилось на 50 метров и отошло далеко от города. Упадок Римской империи, сопровождавшийся мором от малярии, а затем и арабские нашествия в VII–VIII вв. значительно сократили население. Город также сильно пострадал после землетрясения 614 года. В XV веке город окончательно опустел. Сегодня лишь остатки римских развалин напоминают о былом величии города. Некогда благоухающий и процветающий город богини Артемиды сегодня лишь исторический материал и культурное наследие. Сейчас город расположен на территории Турции, недалеко от известного курорта Кушадасы, почти рядом с городком Сельчук. Любители истории, посетив руины Эфеса могут увидеть там символы античного города: Руины Большого театра, остатки библиотеки Цельсия, развалины храма Артемиды.
Портовая улица Эфеса — порт уже очень далеко от моряХрам Артемиды в ЭфесеКак свидетельствует легенда, Артемида была дочерью Зевса. Древние греки считали ее богиней плодородия, покровительницей всего живого, что есть на земле. Артемида опекала зверей, вызывала рост цветов, деревьев и трав. Во многих местах культ Артемиды был широко распространен, но особенно славился им храм в Эфесе, в котором располагалась статуя Артемиды многогрудой, которая была покровительницей плодородия и деторождения.
Макет храма АртемидыЭфесцы поклонялись Артемиде. Они считали, что именно Артемида дарует им стада, плодородные почвы и урожаи. Для своей любимицы горожане построили прекраснейший храм, считавшийся чудом света в античные времена. По версии ученых храм был основан в IV веке до нашей эры. Храм был сожжен местным жителем Геростратом, который таким образом желал прославиться. Но храм был восстановлен. К сожалению его вновь разрушили дикие племена кочевников-киммерийцев, выходцев из Причерноморья. Сейчас от величественного храма Артемиды Эфесской осталась только одна колонна. Храм Артемиды в Эфесе — одно из семи чудес древнего мира. На территории современной Турции находится еще одно чудо света, это Мавзолей в Галикарнасе.
Развалины храма АртемидыБиблиотека Цельса в ЭфесеЭто древнеримское здание – самое популярное здание античного города, являющееся символом Эфеса. Перед двухэтажным зданием библиотеки стоят 4 статуи, которые олицетворяют мудрость, добродетель, мысль и познание. Лучшее время для посещения этого места – это утро, так как центральный вход в библиотеку обращен на восток, и Вы сможете насладиться прекрасным рассветом.
Библиотека ЦельсаФотографии Эфеса- Дом Святой Девы Марии — Недалеко от Эфеса
- Улица Куретов
- Мраморная улица
- Первая в мире «реклама» — реклама публичного дома на Мраморной улице
Ныне, вблизи Эфеса (20 км) расположен турецкий городок Кушадасы. Это очень популярный курорт и одна из главных остановок для круизных лайнеров. До Эфеса из Кушадасы можно доехать за 25 минут на маршрутке (долмуше). Небольшой городок Сельчук находится намного ближе, почти рядом с Эфесом (всего 3 км). В Сельчуке очень много исторических достопримечательностей: Археологический Музей Эфеса, руины Храма Артемиды, Церковь св. Иоанна Богослова, мечеть Иса Бей и Крепость Аясулук, а дом девы Марии находится в 8 км от Сельчука.Осмотр всех этих достопримечательностей вместе с Эфесом, займет больше дня, поэтому, если вас больше интересует культурный отдых, лучше остановится в Сельчуке.
Эфес на карте ТурцииПланируем самостоятельное путешествие в Турцию ↑Эфесская Артемида | Из Википедии: (en.wikipedia.org/wiki/Te…
Из Википедии: (en.wikipedia.org/wiki/Temple_of_Artemis)
С греческой точки зрения эфесская Артемида является отличительной формой их богини Артемиды В греческом культе и мифах Артемида является близнецом Аполлона, девственницей-охотницей, заменившей титана Селену в качестве богини Луны.В Эфесе богиня, которую греки связывали с Артемидой, почиталась в архаическом, определенно доэллинском культе. изображение, которое было вырезано из дерева и украшено драгоценностями. Роберт Флейшер идентифицировал как украшения примитивного xoanon изменчивые черты, которые, начиная с христианских нападений Минуция Феликса и Иеронима на языческую народную религию, читались как множество грудей или «яиц» — обозначая ее плодородие (другие интерпретируют объекты как представляющие яички принесенных в жертву быков, которые должны были быть нанизаны на изображение, с тем же значением) Больше всего похоже на ближневосточных и египетских божеств, и меньше всего похоже на G reek, ее тело и ноги заключены в сужающийся столбообразный терм, из которого выступают ее ступни. На монетах, отчеканенных в Эфесе, явно многогрудая богиня носит фресковую корону (как стены города), атрибут Кибелы (см. поло). На монетах она опирается либо рукой на посох, образованный переплетенными змеями, либо на стопку уробороев, вечного змея с хвостом во рту. Что-то общее между Эфесской госпожой и Кибелой заключалось в том, что каждой из них служили храмовые рабыни, или иеродулы (hiero «святой», doule «женщина-рабыня»), под руководством жрицы, унаследовавшей ее роль, в сопровождении священника. коллегия жрецов-евнухов под названием «мегабизой», а также юных дев (кораи).
«Яйца» или «грудь» Эфесской дамы, как теперь выясняется, должны быть иконографическими потомками янтарных капель в форме тыквы, эллиптических в поперечном сечении и просверленных для подвешивания, которые были заново открыты в раскопки 1987-88 гг.; они остались на месте, где древняя деревянная культовая фигура Эфесской дамы была захвачена наводнением восьмого века (см. Историю ниже). Таким образом, эта форма нагрудных украшений была разработана уже в Геометрический период. Гипотеза, выдвинутая Герардом Зайтерле, о том, что объекты на классических изображениях представляли собой мошоночные мешочки быков, не может быть подтверждена.
Вотивная надпись, упомянутая Флоренс Мэри Беннетт и датируемая, вероятно, примерно III веком до н. э., связывает эфесскую Артемиду с Критом: жертвоприношение [статуя] Критской Леди Эфесской, Носительницы Света».
Привычка греков к синкретизму ассимилировала всех чужеземных богов под знакомую им форму олимпийского пантеона — interpretatio graeca — и ясно, что в Эфесе отождествление с Артемидой, которое ионийские поселенцы сделали из «Госпожи Эфес» был стройным. Христианский подход противоречил терпимому синкретическому подходу язычников к чужим богам. Христианская надпись в Эфесе объясняет, почему на этом месте так мало осталось:
«Разрушив обманчивый образ демона Артемиды, Демеас воздвиг сей символ Истины, Бога, отгоняющего идолов, и Крест жрецов, бессмертный и победоносный знак Христа.»
Эфесская дама, 1 век н.э. (Археологический музей Эфеса)
Утверждение о том, что эфесцы думали, что их культовый образ упал с неба, хотя это был известный миф о происхождении в других местах, является известен только в Эфесе из Деяний 19:35:
«Кто из людей не знает, почему город Эфесян поклоняется великой богине Диане и [образу], упавшему с Юпитера?»
Линн ЛиДонничи отмечает, что современные ученые, вероятно, больше озабочены происхождением Эфесской дамы и ее иконологией, чем ее приверженцы в любой момент времени, и склонны создавать синтетические описания Эфесской леди путем сведение воедино документации, имеющей более чем тысячелетнее происхождение, создание фальсифицированной, единой картины, как неизменной иконы.
Посмотрите, где был сделан этот снимок. [?]
Артемида Эфесская — Ливий
Эфесская Артемида, «великая богиня-мать», также упомянутая в Новом Завете ( Деяния 19), была чрезвычайно популярна в древнем мире, как мы можем заключить из того факта, что копии ее культовой статуи были раскопаны во многих части Римской империи.
Артемида Эфесская. Статуя из амфитеатра Лепчис-Магна.Первоначально богиня, до того, как ее культ был перенят греками, называлась «Артимус», а ее храм — одно из семи чудес древнего мира — получил дары от лидийского царя Креза (ок. 560—ок. 547). ). Она связана с другими анатолийскими богинями-матерями, такими как Кибела. Эфесяне считали, что Артемида родилась в Эфесе (а не на Делосе, как это было принято считать), и приняли святыню как убежище. примечание [Тацит, Анналы 3.61]. Позднее этому культу покровительствовали персы; первосвященника звали «Мегабис», персидское имя, означающее «освобожденный для культа божества».
Первоначальная культовая статуя была сделана из дерева, но, вероятно, была утеряна после большого пожара 356 г. до н.э.Хотя известная нам статуя была заменой утраченного оригинала, она сохранила несколько архаичных черт (например, ее статическая поза). Тем не менее, многие аспекты не могут быть датированы архаической эпохой, и статуя из Лепкиды, которая находится рядом с этой статьей, очень хорошо это иллюстрирует: на верхней части груди она носит зодиак, символ, изобретенный в Вавилонии четвертого века. На других копиях Артемида носит настенную корону — месопотамский и сирийский мотив, ставший популярным в эллинистическую эпоху. Крылатые Победы слева и справа тоже кажутся инновациями, хотя и имеют архаичные предшественники.
На других копиях эти элементы отсутствуют (например, вместо Побед мы видим львов), и они могут быть более близкими изображениями оригинала. Однако тот факт, что в Эфесе была найдена статуя с зодиаком, убедительно свидетельствует о том, что астрологический аспект не полностью отсутствовал в ефесском культе.