Храм атона в карнаке: Ахетатон. Культ Атона — История архитектуры

Содержание

Ахетатон. Культ Атона — История архитектуры

Перейти к контенту

Рабовладельческое общество > Древний Египет > Новое царство

    Сын и преемник Аменхотепа III Аменхотеп IV в начале царствования подражая предшественникам стал возводить храм в Карнаке, но храм этот был посвящен не верховному египетскому богу Амону-Ра и не другим главным божествам египетского пантеона, а богу Атону, почитавшемуся в Образе солнечного диска. Этим посвящением фараон ниспровергал старые культы и заменял их новым.

    Причиной столь смелых действий Аменхотепа IV было стремление отстранить от власти жрецов Амона, пользовавшихся огромным влиянием и противопоставлявших себя фараону. Атон был провозглашен создателем земли и всего живого. Фараон был объявлен возлюбленным сыном Атона, единственным человеком, познавшим истинную веру. Ему было присвоено имя Эхнатона.

Карнак. Статуя Аменхотепа IV Эхнатона (Музей в Каире)

Карнак.

Рельеф Эхнатона и его семьи, молящихся богу Атону. Известняк

    Образ Атона встречался и в культе начала XVIII династии, но только во время Аменхотепа IV он занял господствующее положение. Храм Атона в Карнаке назывался Пер-Атон-техен-пао — «Дом Атона блистающего, великого». Он имел двор, окруженный колоннами, к которым было приставлено более ста вырубленных из песчаника трехметровых статуй фараона. Эхнатон изображен стоящим, со скрещенными на груди руками; на нем надета набедренная повязка, голова украшена клавтом. Фараон держит в руках символ власти — жезл и плеть.

    Но, помимо этих внешних символов, статуи Эхнатона ничем не похожи на традиционные изображения фараонов. Вместо привычной фигуры фараона с сильным, мускулистым телом, с гордо поднятой головой, показан человек с обвисшим животом, отвислой грудью, длинной, тонкой шеей и склоненной непомерно большой головой. Узкое лицо Эхнатона с большими глазами, полузакрытыми тяжелыми веками, длинным носом, большим ртом с толстыми губами и вытянутым подбородком, безусловно, портретно.

    Как свидетельствует мумия фараона, Эхнатон был болезненным человеком с неправильными пропорциями тела. Индивидуальные черты фараона, перенесенные согласно египетской традиции на изображения членов его семьи, приближенных и слуг, во многом определили стиль искусства его времени.

    Возвеличение Атона и противопоставление его Амону, верховному божеству Фив, встретило резкую оппозицию со стороны фиванского жречества. Желая сломить сопротивление жрецов Амона и утвердить культ нового бога, Аменхотеп IV порвал с Фивами и создал новую столицу Ахетатон — «небосклон Атона» (современная Тель-эль-Амарна). Город, расположенный на восточном берегу Нила в 300 км южнее Каира.

Ахетатон (Тель-эль-Амарна). Фрагмент генерального плана города

    Город, сооруженный в очень короткий срок, оставался столицей Египта на протяжении четверти века и был заброшен после смерти фараона-реформатора. Жизнь здесь не затухала постепенно, а оборвалась сразу, и город сохранился в том виде, в каком был 3500 лет назад.

Правда, большинство строений города, возводившихся из-за быстроты строительства не из камня, а из непрочного кирпича-сырца, дошло до нас в сильно поврежденном виде. Тем не менее план города восстанавливается в большей его части.

    Основная магистраль города шла параллельно Нилу. В центре города находился храм Атона, склады, жилища жрецов, податное управление, военное управление, ведомство иностранных дел, казармы. К центральной части города с юга примыкали кварталы, заселенные знатью. От центральной магистрали перпендикулярно к ней отходили более узкие улицы. За домами вельмож и жрецов располагались дома людей среднего достатка, дальше — хижины бедняков.

    Главный храм Атона назывался Пер-Атон-эм-Ахетатон — «Дом Атона в Ахетатоне». По сторонам сложенного из кирпича входного пилона стояли два павильона, также сложенные из кирпича и облицованные камнем; каждый из них имел портик из восьми колонн. За павильонами шли три открытых двора, разделенных между собой пилонами, колоннада и за ней еще три двора.

Внутреннее пространство первых четырех дворов было заполнено жертвенниками, стоявшими правильными рядами.

Ахетатон (Тель-эль-Амарна). Главный храм Атона

    В двух последних дворах стояло по одному большому алтарю, окруженному постройками. К востоку от главного храма Атона находилось святилище, имевшее на фасаде пилон, к которому примыкали два павильона с колоннами и статуями царя. Позади пилона тянулся двор с одним большим жертвенником и множеством мелких. Двор был обнесен со всех сторон глухой стеной, за ней находился еще один открытый двор с огромным жертвенником.

    Помимо Большого храма в Ахетатоне был и Малый храм, называемый Хет-Атон-эм-Ахетатон — «Дворец Атона в Ахетатоне», который был дворцовым святилищем. План его напоминал план Большого храма. Входом служил пилон, за которым находился двор с центральным алтарем и многочисленными мелкими жертвенниками. Первый двор был отделен от второго пилоном с колоннадой перед каждой башней; вокруг двора располагались молельни. Собственно святилище находилось в последнем, третьем дворе; оно было обсажено деревьями, расположенными в два ряда.

    Повторяя традиционные черты храмов начала XVIII династии — прямоугольный план, оформление входа в виде пилона, последовательное расположение отдельных частей комплекса, — амарнские храмы вместе с тем имеют и новые черты. Они не столь грандиозны по размерам, менее монументальны, их стены непрочны из-за использования кирпича-сырца и дерева, заменивших гранит и базальт. Но утрата монументальности компенсировалась здесь обилием декора, яркой росписью, позолотой, полихромией рельефов и скульптуры.

<<     Луксор

Дворцы Эхнатона     >>

<<   На главную

Карта раздела «Рабовладельческое общество»   >>

Карнак (др. егип. Ипет Сут)

Тутмос III, получающий «дыхание жизни» взамен на «творения». Фрагмент разбитого обелиска Тутмоса III в Карнаке (с) фото — Виктор Солкин, 2005 г.

«Самое совершенное место», храм, известный в наши дни под названием Карнакского комплекса, был главной святыней египетского государства на протяжении полутора тысяч лет. Сооружавшийся и украшавшийся несчетными поколениями царей, Карнакский комплекс был административным центром и главной достопримечательностью восточной части знаменитого города Уасет, которому греки дали имя Фивы.

Карнакский храмовый комплекс состоит из трех больших частей: «дом» самого Амона в центре, примыкающий к нему с юга храм Мут, «владычицы Ишеру», подковообразного озера, окружающего святилище богини, и небольших храмов древнего фиванского бога войны Монту и богини истины Маат, расположенных к северу от резиденции Амона. Храм Хонсу находился в юго-западной части территории, принадлежащей его божественному отцу. Со Среднего царства и вплоть до греко-римского времени цари расширяли территорию комплекса до тех, пока только Амону не было посвящено 123 гектара земли.


Храм Амона. В наше время вход на территорию храма Амона начинается на древней пристани, украшенной обелисками Сети II, от которой аллея овноголовых сфинксов, созданная при Рамсесе II, ведет к первому пилону. Справа от пристани располагается небольшое святилище для ладей, возведенное царем Хакором и использовавшееся в качестве места остановки божественных процессий, когда священная ладья Амона покидала храм или, наоборот, возвращалась в свою обитель после очередного празднества. Первый пилон храма Амона – гигантское сооружение высотой 40 м так и остался незаконченным, что прекрасно видно по его недостроенной левой половине, необтесанным блокам, встречающимся в кладке и полному отсутствию какой-либо декорировки. С внутренней стороны правой башни сооружения все еще видны остатки кирпичной насыпи, с помощью которой оно было построено. Пилон был сооружен при фараоне XXX династии Нектанебе I, и включен в кирпичную стену теменос, окружающую весь гигантский храм; возможно также, что на его месте некогда находился более древний вход в храм, не дошедший до нашего времени.

Первый двор храма включает в себя территорию, которая некогда находилась перед храмом; при перепланировке многочисленные овноголовые сфинксы, раньше стоявшие по бокам процессионной аллеи, были сдвинуты к боковым стенкам двора, украшенным колоннадами. С левой стороны от прохода находится трехчастное песчаниковое святилище Сети II, посвященное Амону, Мут и Хонсу и некогда украшенное великолепными колоссами царя, вывезенными в XIX веке в Европу. Напротив святилища стоит небольшой сфинкс с портретными чертами Тутанхамона.

В центре двора некогда возвышался грандиозный киоск Тахарки, позже узурпированный Псамметихом II и отреставрированный при Птолемеях. Состоявший из десяти папирусовидных колонн высотой 21 м, соединенных у баз небольшими стенками, с проходами в западной и восточной сторонах, киоск сильно пострадал от времени, – сохранилась лишь одна гигантская и, в то же время, очень изящная колонна. В центре киоска находится массивный алебастровый алтарь; возможно здесь в древности проходила церемония очищения культовых статуй богов под лучами солнца в первый день нового года.

Справа от входа возвышается небольшой храм Рамсеса III, представляющий собой уменьшенную копию заупокойного храма этого фараона в Мединет Абу. Первый двор храма украшен по сторонам осирическими пилястрами Рамсеса III, его стены покрыты изящными рельефами со сценами различных ритуалов и празднеств. За южным портиком находится маленький гипостильный зал и темные святилища для священных ладей божеств фиванской триады. С востока к храму Рамсеса III примыкают так называемые «Ворота Бубастидов», покрытые знаменитыми рельефами с изображением фараона Шешонка I, побивающего азиатов. В противоположной, северной стороне первого двора храма Амона находится проход, ведущий к «Музею на открытом воздухе», где представлены фрагменты соружений, некогда построенных в Карнаке, среди которых особого упоминания заслуживают «белое» алебастровое святилище Сенусерта I, святилища Аменхотепа I и Аменхотепа II и, наконец, недавно реконструированная «Красная капелла» Хатшепсут.


Колосс Рамсеса II и его дочери Бент-Анат. Карнак, первый двор храма Амона. (с) фото — Виктор Солкин, 2008 г.

Перед вторым пилоном храма в древности стояли два колосса Рамсеса II, от которых остались лишь разрозненные фрагменты. Третий колосс царя, изображенного вместе со своей дочерью Бент-Анат, был позже узурпирован Рамсесом VI и верховным жрецом Амона Пайноджемом (XXI династия). Строительство самого пилона было начато при Хоремхебе и завершено при Сети I; при строительстве в качестве «набивки» пилона использовались талататы – блоки одного из святилищ, воздвигнутого в Карнаке фараоном-еретиком Эхнатоном и позже разобранного.


Колонны гипостильного зала храма Амона в Карнаке.(с) фото — Виктор Солкин, 2005 г.

За вторым пилоном открывается Великий гипостильный зал, пожалуй, одна из самых впечатляющих и невероятных частей Карнакского комплекса. Зал имеет 103 м в ширину и 52 м в глубину и насчитывает сто сорок четыре колонны, которые воспроизводят первозданные заросли тростника, в которых родилось на свет солнечное божество. Потрясают воображение двенадцать колонн среднего прохода высотой в 19,5 м (без абак), с капителями в виде раскрытых цветов папируса. Более низкие колонны боковых проходов выполнены в виде связок нераспустившихся стеблей этого растения. Стволы колонн были покрыты великолепными рельефами общей площадью 24282 квадратных метра и отделаны листами золота. Работы по сооружению гипостиля были столь велики, что окончательная декорировка и отделка колонного зала были завершены лишь при Рамсесе II. Увидев гипостиль Карнакского храма Ж.-Ф. Шампольон писал своему брату: «Я не буду ничего описывать, потому что или мои выражения не стоили бы и тысячной доли того, что следует сказать, говоря о таких вещах, или же, если бы я набросал слабый эскиз, даже весьма бесцветный, меня приняли бы за энтузиаста, может быть даже за безумца». Русский путешественник А.С. Норов также восхищался этим залом с его «необъятным множеством столпов, которых создание превышает силы народа, самого могущественного… Все виденные вами досель здания, хотя б вы обтекли весь земной шар, игрушки перед этим столпотворением! Этот лес колонн, величины невообразимой и где же? Внутри здания, повергает вас в глубокую задумчивость о зодчих». Имена этих зодчих теперь нам известны — это были Майа, Иупа и Хатиаи. Работами по декорировке колонн гипостиля руководил выдающийся художник этого времени — Дидиа. Внешние стены гипостильного зала покрыты рельефами, иллюстрирующим азиатские войны Сети I и Рамсеса II, внутренние – сохранили сцены великого праздника Опет, ежедневной храмовой службы, многочисленные иллюстрации к мифологическим сюжетам. В древности между колоннами гипостильного зала стояли статуи царей и богов. Напротив южной стены пилона находится низкий алебастровый блок, покрытый изображениями «Девяти луков» — плененных иноземных народов, на котором устанавливалась священная ладья во время процессий.


Жрецы, несущие священную ладью Амона. Рельеф из «Красного святилища» Хатшепсут в Карнаке. (с) фото — Виктор Солкин, 2007 г.

Третий пилон был заложен Аменхотепом III и достроен при царях XIX династии. В массе пилона было найдено огромное количество блоков более древних сооружений, представленных в «Музее на открытом воздухе». За этим пилоном при Тутмосе I и Тутмосе III были установлены четыре обелиска, от которых до наших дней дошел лишь один, входивший в грандиозную строительную программу в Карнаке, которая была осуществлена великим архитектором Тутмоса I – Инени. В пространстве между третьим и четвертым пилоном также начинается перпендикулярная вторая ось храма, которая ведет на юг – по направлению к Луксорскому храму.


Обелиск Хатшепсут, Карнак. (с) фото — Виктор Солкин, 2007 г.

Четвертый и пятый пилон основной оси храма, идущей на восток, были сооружены при Тутмосе I. Между ними был сооружен т.н. «Зал Инени», украшенный осирическими пилястрами фараона, перестроенный при Тутмосе III и тем самым лишенный своей изначальной симметрии и пропорциональности. Здесь же находятся и знаменитые обелиски дочери Тутмоса I, царицы Хатшепсут, выполненные из великолепного розового асуанского гранита. В древности обелиски, украшенные восхитительными рельефами, представляющими царицу перед ее небесным отцом Амоном, были покрыты золотом и электрумом. Один из обелисков, высотой 29, 56 м и весом 323 т является высочайшим из «солнечных игл», оставшихся в Египте; его «близнец», к сожалению, рухнул и лежит разбитый к югу от того места, где был установлен.


Фрагмент рельефа с изображением Тутмоса III, которого Монту представляет Амону, владыке Карнака.(с) фото — Виктор Солкин, 2007 г.

Практически ничего не осталось от шестого пилона, возведенного при Тутмосе III; на его нижней части все еще видны списки покоренных царем народов Африки (южная часть пилона) и Азии (северная часть пилона). За пилоном находится величественный «Зал Анналов», на стены которого были перенесены рассказы о военных подвигах царя в чужеземных странах, первоначально записанные на кожаных свитках личным летописцем фараона, вельможей Чанини, сопровождавшим своего повелителя во всех его походах. В центре «Зала анналов» были установлены два уникальных геральдических столба с изображениями папируса и лилии, священных растений Нижнего и Верхнего Египта. В северной части «Зала Анналов» при Тутанхамоне были установлены две колоссальные статуи самого Амона и его женской ипостаси – Амаунет.


Статуя Амона с чертами лица Тутанхамона у «Зала Анналов» в Карнаке. (с) фото — Виктор Солкин, 2007 г.

Грандиозное гранитное святилище для священной ладьи Амона, примыкающее с востока к «Залу Анналов», было сооружено при Филиппе Арридее – преемнике Александра Великого на месте более древнего святилища Тутмоса III. Святилище состоит из двух частей: передней, где богу подносились жертвы и внутренней, где все еще стоит пьедестал, на котором некогда стояла священная ладья Амона. Внутренняя часть святилища украшена рельефами, все еще сохранившими свой цвет, иллюстрирующими различные элементы ритуала жертвоприношения, а внешняя – изображениями празднеств в честь бога. Помещения, окружающие святилище ладьи, были построены при Хатшепсут и декорированы Тутмосом III.


Геральдические столбы Верхнего и Нижнего Египта в «Зале Анналов» Тутмоса III в Карнаке.(с) фото — Виктор Солкин, 2007 г.

За святилищем ладьи находится обширный «внутренний двор», на месте которого когда-то находилась древнейшая часть храма, созданная в Среднем царстве, а позже, на ее месте – Святая святых храма, где находилась культовая статуя бога. От этого «сердца» Карнака практически ничего не осталось – здание было разобрано на камень, сохранился лишь его гигантский алебастровый фундамент.


Колонны Ахменну — юбилейного храма Тутмоса III в Карнаке.(с) фото — Виктор Солкин, 2007 г.

Ахменну – «блистательный памятниками» — так назывался большой юбилейный храм, построенный Тутмосом III и примыкающий с востока к «внутреннему двору». Здесь во время его правления проводились ритуалы празднества сед; века спустя в Ахменну проводились посвящения в жрецы бога Амона. В одной из надписей, посвященных сооружению храма, говорится даже о личном участии царя в создании плана сооружения; о предназначении храма говорят уникальные колонны его гипостильного зала, выполненные в виде огромных расписных шестов, поддерживающих крышу царского тента, традиционно использовавшегося при церемонии Сед. В небольшом помещении, расположенном в юго-западной части Ахменну, сохранился так называемый Царский список Карнака – перечень всех царей-предков Тутмоса III. В восточной части комплекса находились небольшое подобие царского поминального храма: дополнительные помещения, посвященные Амону-Ра (центральное), богу мертвых Сокару (южное) и солнечному культу (северное). В зале Амона-Ра сохранился массивный кварцитовый пьедестал, на котором когда-то стоял наос со статуей божества. Преддверием к Ахменну служил знаменитый «Ботанический сад» — помещение, на стенах которого были изображены сотни различных животных и растений, обитавших как в долине Нила, так и в Сирии-Палестине, где Тутмос III провел многие годы своей жизни, захватывая вражеские города и земли. Самая восточная часть храма Тутмоса III – «святилище слушающего зов», в котором находились алебастровые статуи царя и бога Амона. В таких святилищах, обычно расположенных как и здесь за Святая святых храма, в непосредственной близости к стене, завершающей ось храма, изображались уши бога, готового услышать молитву просящего. Такие святилища были как бы «задними дверьми» храма, доступными для простого смертного и его просьб к богу. По сторонам святилища в древности находились обелиски Хатшепсут, от которых сохранились только базы. Чуть дальше к востоку расположены алтарь и небольшой храм Рамсеса II, посвященный восходящему солнцу, украшенный колоссами царя, в центре которого, как бы в завершение центральной оси всего храма, стоял обелиск (возможно, обелиск, вывезенный из страны и установленный на площади Латеран в Риме). Перед этим храмом находились гигантские восточные ворота храма, высотой 20 м, воздвигнутые Нектанебом I. К северу от храма Рамсеса II находится осирический комплекс Карнака, включавший в себя храм Осириса, «Владыки вечности», сооруженный при XXII династии, и гробницы, в которых хоронились «подобия» Осириса, изготовленные во время ежегодных мистерий месяца Хойяк.


Супруга бога с систрами. Рельеф из храма Осириса, «Владыки вечности» в Карнаке.(с) фото — Виктор Солкин, 2007 г.

К югу от основной оси храма расположено гигантское священное озеро, имеющее 120 м в длину и 77 в ширину, на котором по ночам в древности разыгрывались священные представления из жизни богов и которое снабжало храм чистой водой. На восточной части озера были найдены остатки жилищ жрецов храма. С южной стороны к озеру примыкают туннели, по которым к воде спускались священные гуси бога Амона из особого сада, расположенного на южной стороне озера. Около северо-западного угла озера находится солнечное святилище Тахарки, в подземельях которого обнаружены интереснейшие рельефы, повествующие о ночном путешествии бога Солнца через иные миры и о его ежедневном возрождении в образе скарабея Хепри. Неподалеку от этого сооружения при Аменхотепе III было установлено колоссальное изображение скарабея.


Священное озеро храма Амона в Карнаке.(с) фото — Виктор Солкин, 2008 г.

За верхней частью рухнувшего обелиска Хатшепсут, также лежащего около северо-западного угла озера, открывается первый двор второй оси храма Амона, идущей на юг. VII пилон, открывающий это направление, был сооружен при Тутмосе III и частично декорирован при Рамсесе II и Мернептахе. Тутмос III воздвиг перед ним два колосса и обелиски, один из которых в настоящее время находится в Стамбуле. Южную поверхность самого пилона украшают рельефы, изображающие триумф Тутмоса III, побивающего палицей «пучок» врагов в присутствии бога Амона и Уасет – богини-персонификации Фив. Во дворе перед пилоном был найден знаменитый тайник, в котором в 1903 году было обнаружено более 20 тысяч скульптур царей и вельмож, а также стелы, которые некогда украшали дворы Карнакского комплекса.


Восьмой пилон храма Амона в Карнаке.(с) фото — Виктор Солкин, 2007 г.

Восьмой пилон на этой оси был сооружен при Хатшепсут, IX и X – Аменхотепом III и Хоремхебом. Все эти пилоны реставрируются франко-египетской командой археологов. Внутрь последнего пилона были помещены блоки святилищ, построенных в Карнаке при Эхнатоне. В стену, соединяющую IX и X пилоны, встроено недавно отреставрированное юбилейное святилище Аменхотепа II. В главном зале этого небольшого храма сохранились очень красивые рельефы, все еще полихромные, которые были сильно повреждены при Эхнатоне и отреставрированы при Сети I. Изначально храм находился перед VIII пилоном и позже был разобран и перенесен на новое место при Хоремхебе. У десятого пилона, который служил южными воротами в комплекс Амона, стояли два известняковых колосса этого царя. Отсюда аллея сфинксов вела на юг, к храму богини Мут, госпожи Ишеру.


Статуя царицы Мутноджемет у ног колосса Хоремхеба, узурпированного Рамсесом II у X пилона храма Амона в Карнаке.(с) фото — Виктор Солкин, 2007 г.

Храм Хонсу. В юго-западной части комплекса Амона расположен храм его сына, лунного Хонсу. Этот небольшой храм по праву считается великолепным образцов египетской сакральной архитектуры эпохи Нового царства. Заложенный при Аменхотепе III, храм строился и расширялся при Рамсесе III и Рамсесе IV. Декорировка храма была завершена при фиванских царях-жрецах XXI династии. На входном пилоне храма сохранились изображения Пайноджема I, предстоящего перед богами.


Первый двор храма Хонсу в Карнаке.(с) фото — Виктор Солкин, 2005 г.

Первый двор и гипостильный зал, украшенный статуями двух павианов Хонсу, отделывали Херихор и Рамсес XI. В греко-римское время храм был отреставрирован и дополнен несколькими рельефными композициями. В глубине храма находится святилище для ладьи божества и дополнительные помещения, в которых сохранились восхитительные полихромные рельефы эпохи Рамсеса III. Длинная лестница ведет на крышу храма, где расположено солнечное святилище. Перед пилоном храма Хонсу при Птолемее III были построены монументальные ворота, известные как Баб эль-Амара и включенные в стену, окружающую весь комплекс Амона. Аллея сфинксов ведет от ворот к Луксорскому храму и обители богини Мут.

Храм Опет. К западу от храма Хонсу расположено небольшое греко-римское святилище богини Опет, ипостаси Таурт, покровительствовавшей деторождению и беременности. Храм был построен при Птолемее VIII, а его декорировка завершена при Августе. В ограде Карнакского комплекса у храма Опет были свои ворота, что указывало на его значимость. Хорошо сохранилась внутренняя отделка этого храма, основанного, согласно легенде, на том месте, где когда-то богиня неба Нут родила Осириса. Великолепные рельефы, сохранившиеся в многочисленных криптах храма, повествуют о возрождении Осириса и его слиянии с «предвечной душой» – Амоном-Ра.


Храм Птаха в Карнаке.(с) фото — Виктор Солкин, 2008 г.

Храм Птаха. В северной части комплекса Амона, напротив ворот, ведущих к храму Монту, находится небольшое святилище, посвященное богам Мемфисской триады – Птаху, его супруге Сехмет и их сыну Нефертуму. Храм ориентирован по оси запад-восток, его древнейшая часть была построена при Тутмосе III; позже святилище перестраивалось и расширялось при фараоне Шабака, а также в греко-римскую эпоху. Храм состоит из пяти ворот, установленных на одной оси, на сторонах которых изображены различные цари в коронах Верхнего и Нижнего Египта, в зависимости от того, на южной или северной части прохода они представлены. За маленьким колонным залом, колонны которого имеют красивые составные капители, находятся три святилища. В центральном святилище сохранилась сильно поврежденная статуя Птаха без головы; в южном святилище находится уникальная, великолепно сохранившаяся культовая статуя его супруги Сехмет, выполненная из черного гранита. Иногда на лик богини падал солнечный луч, проникающий в темное помещение сквозь небольшое отверстие в крыше.


Храм Монту в Карнаке.(с) фото — Виктор Солкин, 2008 г.

Храм Монту. К северу от комплекса Амона расположен храм Монту, наименьший из трех Карнакских комплексов, окруженных отдельными стенами и связанными аллеями сфинксов. Храм этого древнего сокологолового бога Фив очень плохо сохранился. На его территории также было расположено священное озеро и ряд меньших святилищ. Древнейшую часть храма заложил Аменхотеп III; позже святилище было перестроено при фараонах XXV династии, среди которых наибольший вклад в расширение обители Монту внес Тахарка. Храм ориентирован по оси север-юг; перед его пилоном при Птолемее III были построены массивные церемониальные ворота, известные как Баб эль-Абд. От них аллея сфинксов с человеческими головами вела на север. Рядом с храмом Монту находится святилище Маат, состоящее из открытого двора и небольшого колонного зала. Вне ограды, восточнее комплекса Монту обнаружены руины небольшого храма Тутмоса I, к западу – миниатюрное святилище Осириса.

Храм Мут. Южнее великого храма Амона находится обитель его супруги, богини Мут, соединенная с главным храмом Карнака широкой процессионной дорогой, по обеим сторонам которой стоят овноголовые сфинксы. Заросшие тростником и пальмами развалины, груды камней с еще сохранившими цвет рельефами – это все, что осталось от когда-то величественного храма богини, сооружениями в котором гордились многие великие властители эпохи Нового царства. На берегах почти пересохшего подковообразного озера Ишеру, обрамлявшего в древности храм Мут, и сегодня высятся многие десятки разбитых гранитных статуй львиноголовой Сехмет, с которой Мут часто отождествлялась. Более семисот статуй грозной богини было воздвигнуто здесь Аменхотепом III, для того чтобы почтенная таким необычайным образом «во всех именах своих, и во всех местах своих», дочь Солнца отозвала от Египта свои болезнетворные стрелы, и чума, обрушившаяся на страну во время его правления, прекратилась.


Статуи Сехмет на территории храма Мут, Карнак.(с) фото — Виктор Солкин, 2003 г.

Само святилище богини было основано при Хатшепсут, активно достраивалось Аменхотепом III, а позже расширялось и перестраивалось при Тахарке и Нектанебе I. Храм состоял из двух пилонов, двора между ними и внутренних помещений. Неподалеку, на западном берегу озера, Рамсес III построил небольшой храм, на стенах которого все еще сохранились батальные рельефы, а перед входом – два сильно поврежденных царских колосса. Другое интересное святилище в комплексе Мут было посвящено Хонсупахереду или «Хонсу-младенцу»; на его стенах, возведенных из блоков других храмовых сооружений эпохи Нового царства, сохранились рельефные сцены родов божественного младенца и его обрезания. Церемониальные ворота комплекса Мут были построены Птолемями II и III. Вне стен обители Мут, к востоку от ворот, находится святилище Амона Камутефа, к западу – руины киоска для священных ладей эпохи Хатшепсут – Тутмоса III. В настоящее время в комплексе Мут продолжаются археологические исследования Бруклинского музея совместно с Институтом искусств в Детройте.

Гемпаатон. Неподалеку от восточных ворот Великого храма Амона находятся развалины Гемпаатона – храма бога Атона, воздвигнутого в первые годы правления Аменхотепа IV. Храм был обнаружен в 1926 году Г. Шеврие, который выявил значительное число талататов – блоков, некогда составлявших его стены, и нашел несколько колоссальных статуй Аменхотепа IV. Систематические раскопки начались здесь в 1966 году; с тех пор была исследована значительная часть храма Атона (площадь храма ок. 130 х 200 м). К сожалению, центральная и восточная часть комплекса скрыты под фундаментами современных домов и остаются неисследованными.


Голова колосса Эхнатона из храма Гемпаатон. Каир, Египетский музей.(с) фото — Виктор Солкин, 2008 г.

Храм был ориентирован на восток; его большую часть занимал обширный двор, обрамленный столбами, украшенными знаменитыми колоссами Аменхотепа IV, выполненными в стиле утрированного реализма, характерного для начала этого царствования. На головах колоссов попеременно были двойные короны Верхнего и Нижнего Египта и уборы из четырех страусиных перьев, ассоциирующиеся с богом Шу. Здесь же были обнаружены фрагменты колоссов супруги Аменхотепа IV, Нефертити и огромное количество жертвенников, некогда стоявших перед колоссами. Талататы Гемпаатона сохранили красочные, но не менее утрированные изображения царского празднества Сед, различных церемоний и жертвоприношений Атону.

При Хоремхебе храм был разрушен, его каменные части использованы, как уже говорилось, для новых сооружений в комплексе Амона, а кирпичные – сожжены. Известно, что при Аменхотепе IV в Фивах было построен еще несколько храмов – Хутбенбен, Рудмену и Тенимену; местонахождение этих зданий пока еще не идентифицированы. При этом, внешний облик Хубенбена, состоявшего из двора, обрамленного столбами с изображениями царицы Нефертити и принцессы Меритатон, приносящих жертвы Атону, реконструирован из блоков, которые после крушения Амарны также были использованы на строительстве храма Амона.

Храм «С». В 75 метрах к востоку от юго-восточного угла комплекса Амона обнаружены остатки небольшого птолемеевского храма, окруженного кирпичной стеной-теменос. Именно здесь Ж.-Ф. Шампольон нашел знаменитую «Стелу Бентреш», хранящуюся в настоящее время в Лувре, текст которой рассказывает о боге Хонсу, излечившем от злого духа принцессу далекой азиатской страны Бахтан. Фасад храма некогда украшали четыре колонны; в южной части комплекса обнаружены многочисленные сооружения, части которых, по-видимому, в древности находилась храмовая лечебница.

Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. — М.-Л., 1961.
Михаловский К. Карнак. — Варшава, 1970.
Солкин В.В. Египет: вселенная фараонов. – М., 2001.
Barguet P. Le Temple d’Amon-Rê à Karnak. Essai d’exégése. – Le Caire, 1962.
Centre Franco-Egyptien d’étude des temples de Karnak. Cahiers de Karnak. Vol. I-VI. – Le Caire, 1943-1982.
De Wit C. Les inscriptions de temple d’Opet à Karnak. – Bruxelles, 1958.
Epigraphic Survey. Reliefs and Inscriptions at Karnak. Vol. I-IV. Chicago, 1936-1986.
Epigraphic Survey. The Temple of Khonsu. Vol. I-II. – Chicago, 1979-1981.
Golvin J-C. , Goyon J-C. Karnak, Ägypten: Anatomie eines Tempels. – Tübimgen, 1990.
Helk W. Ritualszenen in Karnak. // MDAIK 23 (1968), pp. 117-137.
Nelson H., Murnane W. The Great Hypostile Hall at Karnak. Vol. I. – Chicago, 1981.
Trauneker C. Les rites de l’eau à Karnak d’après les textes de la rampe de Taharqa. // BIFAO 72 (1972), pp. 195-236.

Цит. по: Солкин В.В. Карнак // Древний Египет. Энциклопедия. М., 2005, 2008.

Домен Атона: Храмы Атона в Карнаке | Эхнатон и истоки монотеизма

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЭхнатон и истоки единобожияРелигии Восточной АзииИстория религииКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЭхнатон и истоки единобожияРелигии Восточной АзииИстория религииКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

Hoffmeier, James K. ,

‘Домен Aten: храмы Aten at Karnak’

,

Akhenaten и The Origins of Monotheism

(

2015;

онлайн,

(

2015;

онлайн,

(

2015;

онлайн,

(

2015;

онлайн,

(

2015;

онлайн,

(

2015;

онлайн,

(

2015;

онлайн,

(

2015 г.

Oxford Academic

, 19 марта 2015 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199792085.003.0004,

, по состоянию на 30 января 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero). enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЭхнатон и истоки единобожияРелигии Восточной АзииИстория религииКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЭхнатон и истоки единобожияРелигии Восточной АзииИстория религииКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

В этой главе рассказывается о храмах, которые Аменхотеп IV построил Атону в Карнаке. Для строительства он использовал уникальный блок (называемый талататом). После периода Амарны храмы Атона были разобраны, а блоки были повторно использованы в других местах, что сделало первоначальное местонахождение храмов загадкой. Раскопки в восточном Карнаке в 19 в.70-е годы показали местонахождение храма Гем-па-Атен, который использовался для празднования его фестиваля Хеб Сед. В связи с этой церемонией имя царя было изменено на Эхнатон. Знаменитые колоссальные статуи Эхнатона были родом из этого храма. Храмы Атона в Фивах содержат важную информацию о первых годах религии Эхнатона.

Ключевые слова: Храмы Атона, Карнак, фестиваль Хеб Сед, Эхнатон, талататские кварталы

Предмет

История религии Религии Восточной Азии

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Войти через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или купить в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Эхнатон и истоки монотеизма

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

Hoffmeier, James K. ,

Akhenaten and The Origins of Monotheism

(

2015;

онлайн EDN,

Academic

, 19 Mar. 2015

9000), HTTSTS:////тт. doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199792085.001.0001,

, по состоянию на 26 января 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЭхнатон и истоки единобожияРелигии Восточной АзииИстория религииКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЭхнатон и истоки единобожияРелигии Восточной АзииИстория религииКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

Abstract

Эхнатон — один из самых интригующих правителей Древнего Египта и одна из самых очаровательных личностей древнего мира. Его странная внешность в изображениях, которые он заказал, и его озабоченность поклонением солнечному диску, или Атону, стимулировали огромное количество академических дискуссий и споров на протяжении более века. Основное внимание в этой книге уделяется религии Эхнатона и тому, как она развивалась. Тут тоже мнения разнятся. Был ли он сумасшедшим фундаменталистом, ревностным идеологом, истинно верующим, или его действия мотивировались политикой и властью? Основные вопросы, рассматриваемые здесь, включают: Как развивалась религия Эхнатона? Что побудило его программу преследования Амона, который был имперским богом Египта за столетия до Эхнатона? Какое значение имели храмы, построенные в Карнакском храме (владении Амона), и какую роль они играли? Почему царь отказался от имперского города Фивы и построил новую столицу в Амарне? Был ли он монотеистом? Если да, то какое влияние оказала его религия на происхождение религии Израиля? На эти наводящие вопросы ответит внимательное чтение текстов Эхнатона и изучение его художественных образов.

Ключевые слова: Эхнатон, Амарна, Египет, Карнакский храм, Атон, монотеизм, Израиль

Предмет

История религииРелигии Восточной Азии

Содержание

  • Передний вопрос

    • Страница авторского права
    • Преданность
    • Предисловие
    • Сокращения
    • Карта Египта
  • 1″ data-targeturl=»/book/6259/chapter/149

    1″/>
  • Расширять 2 Далекие границы Небо и солнце вместе
    • Расширять 3 Рассвет Амарнского периода
      • Расширять 4 Домен Атона: Храмы Атона в Карнаке
        • Расширять 5 Поиски Атона и основание Ахет-Атона
          • Расширять 6 Атон один
            • Расширять 7 Является ли атенизм монотеизмом?
              • Расширять 8 Гимны Атону: монотеистический манифест
                • Расширять 9Влияние атенизма в Египте и Библии?
                  • Конечная Материя

                    • Библиография
                    • Индекс

                  Войти

                  Получить помощь с доступом

                  Получить помощь с доступом

                  Доступ для учреждений

                  Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

                  Доступ на основе IP

                  Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

                  Войдите через свое учреждение

                  Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

                  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
                  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
                  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
                  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

                  Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

                  Войти с помощью читательского билета

                  Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

                  Члены общества

                  Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

                  Войти через сайт сообщества

                  Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

                  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
                  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
                  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

                  Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

                  Войти через личный кабинет

                  Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

                  Личный кабинет

                  Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

                  Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

                  Просмотр учетных записей, вошедших в систему

                  Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

                  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *