Дейр-эль-Бахри. Большая российская энциклопедия
Дейр-эль-Ба́хри [араб. الدير البحري – северный монастырь, егип. int nb-Hpt-ra (Инет Небхепетра) – долина Небхепетра; Dsrt (Джесерет) или Dsrw (Джесеру) – священная (долина)], территория с древними культовыми и погребальными памятниками в Египте, часть Фиванского некрополя.
Расположена на западном (левом) берегу реки Нил, напротив г. Луксор в одноимённой мухафазе. Включает храмы фараонов Ментухотепа Небхепетра (Ментухотепа II), Хатшепсут и Тутмоса III и ряд гробниц, созданные в период с XI династии (конец 3-го тыс. до н. э. и начало Среднего царства) до правления Птолемеев (конец 1-го тыс. до н. э.). Напоминающая амфитеатр форма Дейр-эль-Бахри, примыкающей к т. н. Фиванской горе, во многом определила композицию расположенных здесь сооружений. Все они принадлежат к типу вписанного в рельеф террасного храма с портиками на фасадах и соединяющими их пандусами. При этом сохранялась традиционная для заупокойных сооружений ориентация с востока на запад, от Нила к пустыне (часто приблизительная; в случае Дейр-эль-Бахри в реальности – с юго-востока на северо-запад).
История изучения памятников Дейр-эль-Бахри
Западные путешественники и исследователи посещали Дейр-эль-Бахри с начала 18 в. Побывавший там в 1737 г. английский священник Р. Поукок включил рассказ о храме Хатшепсут (оставшийся для него безымянным; два других храма тогда ещё не были обнаружены) в своё «Описание Востока и некоторых других стран» (Pocoke R. A description of the East, and some other countries. Vol. 1. London, 1743. P. 100). Французские инженеры Ж.-Б. П. Жоллуа и Э. де Вилье дю Терраж (Девилье) были здесь в 1799 г. в ходе Египетской экспедиции Наполеона Бонапарта и упомянули храм Хатшепсут в главе о Фивах «Описания Египта» (Description générale de Thèbes // Description de l’Égypte. T. 1, Chap. 9. Paris, 1809. P. 10), а также нанесли его на карту (Description de l’Égypte. T. 2. Paris, 1812. Pl. 1). Ж.-Ф. Шампольон посетил Дейр-эль-Бахри в 1829 г., но не выяснил посвящение храма, неверно прочитав имя Хатшепсут в картуше (Champollion J.-F. Lettres écrites d’Égypte et de Nubie, en 1828 et 1829. Paris, 1833. P. 292–302). Британский египтолог Дж. Г. Уилкинсон первым ввёл в научный оборот топоним «Дейр-эль-Бахри» (под «северным монастырём» имелся в виду коптский монастырь Святого Фойбаммона, действовавший на развалинах храма в 1-м тыс. н. э.; Wilkinson J. G. Topography of Thebes, and general view of Egypt. London, 1835. P. 90). К. Р. Лепсиус, побывав здесь в 1844 г., смог почти правильно прочесть одно из имён Хатшепсут – «Нуметамон» вместо верного «Хнеметамон» (Lepsius K. R. Briefe aus Ägypten, Äthiopien und der Halbinsel des Sinai geschrieben, 1842–1845. Berlin, 1852. S. 295).
Первые регулярные раскопки провёл здесь директор Египетской службы древностей О. Мариет (в 1858, 1862 и 1866), который уже был уверен в том, что храм посвящён именно царице – дочери Тутмоса I и супруге Тутмоса II (однако не совсем правильно прочёл её имя) и предложил первую реконструкцию этого сооружения (совместно с Э. Брюном). В 1859 г. британский дипломат и политический деятель Ф. Темпл-Блэквуд (позже 1-й маркиз Дафферин и Ава) обнаружил храм Ментухотепа Небхепетра и провёл здесь раскопки. В 1881 г. сотрудники Службы древностей раскрыли «Тайник Дейр-эль-Бахри» с мумиями более 40 фараонов, цариц и членов их семей Нового царства, включая Тутмоса III, Сети I и Рамсеса II, который был создан в гробнице верховного жреца Амона Пинеджема II (TT320) в середине 10 в. до н. э. (тайник был найден и частично разграблен местными жителями ещё в 1871).
Под эгидой британского Фонда исследования Египта швейцарский археолог Э. Навиль первым провёл масштабные и систематические раскопки храмов Хатшепсут (1893–1899, 1903–1906; также начал его реставрацию) и Ментухотепа Небхепетра (1903–1907; предложил его первую реконструкцию) и подробно опубликовал свои находки (включая часовню Хатхор храма Тутмоса III, которую он не идентифицировал как относящуюся к этому, в тот момент ещё не обнаруженному святилищу). Многие иллюстрации в этой публикации (Naville E. H. The temple of Deir el-Bahari. 1894–1908) выполнены участником его экспедиции в 1894–1899 гг. Г. Картером, который в 1900 г. уже как инспектор Службы древностей провёл раскопки кенотафа Баб-эль-Хосан во дворе храма Ментухотепа.
С 1911 г. в Дейр-эль-Бахри работала экспедиция нью-йоркского Метрополитен-музея под руководством Х. Уинлока (до 1931), а затем А. Лансинга (до 1936). В 1925–1952 гг. шла реставрация храма Хатшепсут под руководством архитектора Э. Бареза, директора работ Египетской службы древностей.
С 1961 г. в храме Хатшепсут начала раскопки и консервационно-реставрационные работы экспедиция Польского центра в Каире (ныне Польско-египетская археологическая и консервационная экспедиция Польского центра средиземноморской археологии в Варшавском университете) под руководством египтолога К. Михаловского (до 1981; с 2020 директор П. Худзик). В феврале 1962 г. археолог Я. Липинская обнаружила третий храм ансамбля – святилище Амона фараона Тутмоса III (раскопки в основном велись до 1967; реконструкция его декора идёт с 1978, также работает эпиграфическое подразделение, в том числе исследующее граффити).
В 1966–1971 гг. возглавляемая исследователем Д. Арнольдом экспедиция Каирского отделения Немецкого археологического института своей работой подвела итог археологическим исследованиям храма Ментухотепа Небхепетра; Арнольд предложил новую его реконструкцию, актуальную и в начале 2020-х гг.
Храм Ментухотепа Небхепетра
Первый фараон Среднего царства Ментухотеп Небхепетра, представитель XI династии, вновь объединивший Верхний и Нижний Египет (конец 3-го тыс. до н. э.), выбрал для своего заупокойного храма местность, ныне известную как Дейр-эль-Бахри, а уже тогда – древний центр поклонения богине Хатхор в образе коровы, напротив Карнакского храма, возможно, уже тогда – важного места культа Амона. В своей постройке, самом раннем дошедшем до нас фиванском заупокойном храме, Ментухотеп первым соединил царский культ и святилища божеств, причём религиозная часть (включая помещение для отправления заупокойного ритуала) уже преобладает над захоронением, скрытым на глубине 45 м под скалами, в конце 150-метрового коридора (что предвосхитило последующее разделение храма фараона и его гробницы, особенно в Новом царстве). Храм Ах-сут Небхепетра [Ax-swt nb-Hpt-ra – благодатны (сияющи, блаженны) места Небхепетра] был посвящён, кроме самого Ментухотепа, ещё Монту-Ра (Менту-Ра), фиванскому богу-творцу, и начавшему своё возвышение Амону.
Храмовый комплекс Ах-сут, ориентированный с востока на запад, начинался с небольшого храма на границе плодородной земли и пустыни (снесён при строительстве храма Рамсеса VI в Асасифе при XX династии), откуда к собственно храму фараона вела священная (процессионная) дорога (длина около 1200 м, ширина – 46 м), ограждённая стенами высотой 3,5 м; её фланкировали статуи стоящего Ментухотепа Небхепетра в хебседном одеянии. Передний двор окружала стена из песчаника и известняка с двумя дублирующими её снаружи кирпичными стенами; главные восточные ворота шириной 4 м в этой ограде, вероятно, представляли собой род пилона. Также существовала названная по очертаниям охваченной ею территории «щитовидной» стена из песчаника: она ограждала значительную площадь к северу от храма (её в Новое царство занял храм Хатшепсут), а также известняковая стена вокруг его северных и южных боковых дворов.
В переднем дворе разбили сад, редкий пример священной рощи, следы которой неплохо сохранились: с обеих сторон священной дороги, основной оси ансамбля, росли по четыре больших дерева – сикоморы и тамариски. Справа и слева от них были посажены тамариски меньших размеров. К югу от дороги между бо́льшими деревьями находились две прямоугольные клумбы, где найдены остатки цветочных стеблей и корней. Яма для высадки огромной сикоморы в северной части двора близ Баб-эль-Хосана, снабжённая большим алтарём из ила, могла быть местом поклонения Хатхор, один из эпитетов которой – «владычица сикоморы» (nbt-nht, небет-нехт).
В восточной части переднего двора находился вход в дромос длиной около 150 м, ведущий в Баб-эль-Хосан (араб. باب الحصان — «ворота коня») – вероятно, кенотаф Ментухотепа Небхепетра (или символическая гробница Осириса). Там Г. Картер обнаружил статую сидящего царя в виде этого бога, лежавшую на левом боку и запелёнатую как мумия, пустой деревянный саркофаг, керамику и модели лодок, а также подношения пищи. Статуя (раскрашенный песчаник, высота 203 см) ныне хранится в Египетском музее в Каире. К северо-западу от Баб-эль-Хосана находилось кирпичное сооружение типа мастабы, видимо, тоже разновидность кенотафа, но без подземных помещений.
Храм Ментухотепа располагался в западной части двора, в юго-западном углу Дейр-эль-Бахри. Его фасад составляли два яруса портиков на столбах: за нижним скрывалась 5-метровая платформа, на которую подняты основные помещения храма (естественный выступ породы, досыпанный щебнем до нужной высоты и облицованный с боков известняковыми плитами, а сверху – песчаником). Плиты пола и потолка, столбы и архитрав выполнены из песчаника, боковые стены ведущего на второй ярус пандуса (ширина 7 м, длина около 25 м) облицованы известняком. Рельефы на фасаде платформы и в портиках изображают вереницы лодок (возможно, переправа через Нил во время религиозного празднества хеб-седа или при погребении фараона), охоту фараона на антилоп в пустыне и схватки с азиатами-ааму (aAmw).
На платформе, в окружении колоннады из прямоугольных опор высотой 3,3 м, размещался т. н. зал-деамбулаторий (назван по аналогии с одноимённой частью христианской базилики, т. к. представлял собой обход вокруг «ядра» Ах-сут). Снаружи на его стенах изображены приготовления приношений для царского Ка, сцены охоты царя в пустыне и на болотах. Внутри него находилось «ядро» храма, плохо сохранившийся объём (квадрат со стороной в 22,2 м в плане) со слегка наклонёнными назад гранями. Он состоял из оболочки (толщина у основания 3,7 м; каменная кладка из кремнистой горной породы и известняка, покрытая известняковой и песчаниковой облицовкой), наполненной перемежающимися слоями кремниевой гальки и почвы, сверху закреплёнными связующим веществом из растёртой извести и ила. По версии Э. Навиля, сохранившаяся часть «ядра» служила цоколем для кирпичной пирамиды общей высотой около 22 м (Naville E. H. The XIth dynasty temple at Deir el-Bahari. Vol. 2. 1910. Pl. 24), однако Д. Арнольд изучил сохранившиеся детали храма Ах-сут и произвёл расчёты, показавшие, что даже кирпичная пирамида раздавила бы такое рыхлое основание, как «ядро» храма Ментухотепа Небхепетра. Его вариант реконструкции, ныне принятый большинством исследователей, – это напоминающий мастабу 11-метровый алтарь солнечного бога, в роли которого здесь выступал Монту-Ра (Arnold D. Der Tempel des Königs Mentuhotep von Deir el-Bahar. Bd. 1. 1974).
«Ядро» внутри «деамбулатория» окружали 140 оштукатуренных протодорических 8-гранных колонн из песчаника, а в западной стене этого зала находились шесть заупокойных часовен женщин царской семьи. Далее к западу помещался вырубленный в скале открытый двор (20,01 × 18,11 м), окружённый с трёх сторон, кроме западной, колоннадой с такими же опорами, как и в зале. В его центре находился вход-дромос в царскую гробницу. Первый в истории древнеегипетской архитектуры гипостиль (восемь рядов по десять невысоких 8-гранных колонн), самое западное помещение комплекса, также вырублен в массиве скалы, но перекрыт каменными плитами. На его стенах, как и во дворе, изображены боги и царь, закладка храма Ментухотепом, процессия жрецов, знати и воинов, чужеземцы и придворные, подносящие дары сидящему на троне царю.
У западной стены гипостиля помещалось основное святилище храма – вырубленная в скале небольшая ниша – «спеос» (от греч. пещера, грот), где находились статуи самого Ментухотепа (для поклонения его Ка) и Амона-Ра. Перед нишей стоял алебастровый алтарь со ступенями. Задняя стена «спеоса» представляла собой, скорее всего, ложную дверь, ещё одна была устроена в северо-западном углу гипостиля: перед ней стоял гранитный алтарь для жертвоприношений, надписанный именами Ментухотепа Небхепетра. Третья ложная дверь и гранитный алтарь, найденные в гипостильном зале, относились, скорее всего, к культу царицы Тем, дромос гробницы которой находился в юго-западном углу помещения. В храме также поклонялись живому фараону и праздновали хеб-сед (в переднем дворе размещались статуи стоящего и сидящего Ментухотепа в одеянии, напоминающем хебседное, и имелся кенотаф Баб-эль-Хосан; двор, очевидно, был связан и с культом Осириса). Хатхор многократно изображена в храме, с её культом ассоциируются часовни женщин царской семьи (царские жёны Хенхенет, Кауит, Ашаит, Кемсит и Садх, а также царевна Майет), чьи гробницы устроены под храмом. Ещё одна супруга Ментухотепа, Нефру II, похоронена к северу от Ах-сут. Храм возводился в несколько этапов, согласно Д. Арнольду, их было пять (Arnold. 1979. P. 35–38).
Храм Хатшепсут
Расположение храма царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, очевидно, связано со значением святилища Ментухотепа Небхепетра – первого фиванского фараона, почитавшегося потомками и в её время – при XVIII династии, в середине 2-го тыс. до н. э.; так, его храм реставрировали, помещали туда свои статуи (Сенусерт III, Аменхотеп I). Также именно в Ах-сут завершался Прекрасный праздник долины, ежегодное путешествие барки со священным образом Амона-Ра из Карнака по Западным Фивам, и эта почётная функция перешла новому храму (предположительно, это и определило выбор его места). Необычное архитектурное решение храма Ах-сут, несомненно, повлияло на проект храма Хатшепсут, авторство которого приписывают государственному деятелю Сенмуту, устроившему также в Дейр-эль-Бахри свою гробницу с «астрономическим» потолком со схемой расположения небесных тел и календарём (TT353; осталась незаконченной).
Как и постройка Ментухотепа, храм Джесер-джесеру (Dsr-Dsrw – священный из священных) – террасный храм на трёх уровнях, вписанный в рельеф местности, в его облике главную роль играют три яруса портиков. Наружные части постройки выполнены из серовато-жёлтого известняка и облицованы белым кристаллическим известняком; фундамент, мощение пола, опоры, архитрав и карнизы сделаны из твёрдого песчаника.
Долинный храм комплекса Хатшепсут, игравший роль пристани у западного конца канала, ведущего от Нила, не сохранился (разрушен при строительстве храма Рамсеса VI). Священная дорога обнесена двойной известняковой стеной с закруглённым верхом (не выше 2 м), через каждые 10 м её фланкировала пара раскрашенных известняковых сфинксов с лицом Хатшепсут. Промежуточная часовня типа периптера для барки Амона-Ра располагалась в 520 м от восточной ограды Джесер-джесеру. Дорога подводила к переднему двору: его ограда состояла из трёх известняковых стен (высота около 4 м, толщина у основания – более 2 м) на песчаниковом основании, с закруглённым верхним краем, промежутки между ними засыпали щебнем.
Перед воротами храма росли две сикоморы. Вход во двор, по-видимому, был разновидностью пилона, как и в храме Ментухотепа. За воротами начинался собственно храм (около 250 м в длину). В переднем дворе, устроенном на уровне земли, размещались два Т-образных пруда, где рос папирус; здесь найдены следы клумб для цветов и ям для мирровых деревьев, привезённых из страны Пунт. Аллея известняковых сфинксов продолжалась во дворе вплоть до водоёмов.Южная стена переднего двора изнутри и южная стена второго двора, уровнем выше, снаружи оформлены лопатками с изображением наверху попеременно сокола в двойной короне (символизирующего царя) и обращённых к нему коршуна или кобры, дарующих ему знаки жизни, крепости и силы. Ниже выбито «имя Хора» Хатшепсут: Усереткау (wsrt-kAw – сильная душами), а под ним – серех. Такой декор покрывал и внешние грани столбов портика, завершавшего передний двор с запада: за ним скрывалась платформа высотой 8 м, на которой располагалась первая терраса храма, нёсшая его второй двор.
Рельефы в северной части портика не менее важны: это история рождения Хатшепсут от Амона-Ра, явившегося в облике её «официального» отца Тутмоса I к её матери, царице Яхмос: первый пример важного сюжета (в том числе для легитимизации власти женщины-фараона), который повторил в Луксорском храме Аменхотеп III, позднее развившегося в маммизи.
На вторую террасу вёл пандус, отличающийся от нижнего лишь оформлением перил: с обеих сторон изваяны кобра Уаджет в качестве богини Нижнего Египта и божественный сокол, которого можно идентифицировать как Гора Бехдетского, бога Эдфу.
На верхней террасе располагались главные культовые помещения храма. Её восточный фасад оформляли по восточному краю 24 осирические опоры (статуи царицы в виде Осириса высотой 5,5 м), за ними стояли столько же 16-гранных колонн.
Центр террасы занимал перистильный «двор праздника» (wsxt Hbyt, усехет-хебит) с 90 шестнадцатигранными опорами двух размеров без базы (высота 5,67 и 4,34 м), между ними помещались статуи коленопреклонённой Хатшепсут из красного гранита (высота около 3 м). На остальных стенах изображены праздничные церемонии – хеб-сед Хатшепсут, Прекрасный праздник долины, праздник Опет. С севера к двору примыкал открытый двор-святилище Ра-Хорахти с алтарём, куда выходила вторая часовня Анубиса. В северо-западной и юго-западной частях перистильного двора помещались небольшие святилища Амона-Мина. С юга примыкали часовни царицы и её отца Тутмоса I (его культ играл большую роль в храме), в юго-восточном углу располагался т. н. культовый дворец с «окном явлений». В западной стене двора были устроены 18 чередующихся больших и малых ниш со статуями царицы в виде Осириса и коленопреклонённой соответственно. Гранитный портал в центре вёл в Святая святых храма – общее скальное святилище Амона и Хатшепсут. За небольшим тамбуром располагался т.Храм Тутмоса III
Сравнительно небольшой храм Амона-Ра и Тутмоса III Джесер-ахет (Dsr-Axt – священный горизонт) возведён на высокой террасе между храмами Ах-сут и Джесер-джесеру. Строительство, очевидно, связано с кампанией по уничтожению имён и изображений Хатшепсут, начатой её пасынком Тутмосом III после 42-го года своего правления. Она коснулась и её храма в Дейр-эль-Бахри, который оставался конечной целью процессии Прекрасного праздника долины с баркой Амона-Ра, и требовалось заменить его в этой роли на другое сооружение. Строительство упрощённого и уменьшенного варианта террасного храма велось под руководством чати (визиря) Рехмира и ещё не завершилось в момент смерти Тутмоса III на 54-м году царствования, поэтому декор основных ритуальных помещений остался незаконченным.
Священная дорога (ширина 32,5–33 м), обсаженная в своей восточной половине деревьями и целиком ограждённая известняковыми стенами (высота 3,5 м), начиналась в 1 км к востоку от Дейр-эль-Бахри и вела от долинного храма (разрушен также при строительстве храма Рамсеса VI) до промежуточной часовни для барки, а затем к самому Джесер-ахет через двор храма Ментухотепа. Из-за последнего обстоятельства исследователи считали эту дорогу вторым путём к святилищу Среднего царства, пока не обнаружили храм Тутмоса III.
Джесер-ахет построен из песчаника, фиванского известняка (основной материал) и красного асуанского гранита. Чрезвычайно плохая сохранность Джесер-ахет позволяет лишь гипотетически рассуждать о его облике, но есть ряд проверенных археологическими раскопками данных. На высоту 20 м его поднимала платформа – природный выступ скалы, дополненный балластом из щебня, который сдерживала оболочка из грубо обработанных блоков песчаника. На платформу вёл пандус из песчаника (ширина 8,8 м). Найдены песчаниковые опоры: прямоугольные и 16-гранные, очевидно поддерживавшие портики. Рельефы на фасадах изображали в том числе сцены попирания пленников царём в облике сфинкса. Восточный конец пандуса отстоит на значительные 104 м от основания храмовой платформы, что позволило обнаружившей это святилище Я. Липинской реконструировать его как здание с двумя пандусами и тремя портиками (Lipinska. 1977). В 1992 г. польские археологи Р. Чернер и С. Медекша на основании новых исследований предложили свою версию: единственный огромный пандус вёл из переднего двора на основную платформу. Доступ на средний двор, вероятно, давали два его боковых «дублёра», а портиков было всего два (Czerner. 1991). Верхний 8-колонный портик (ширина 22,5 м) скрывал за собой гипостильный зал (40 × 26,4 м) из 99 колонн – 12 восьмиметровых 16-гранных в центре, остальные – 32-гранные (высота 5,6 м). В западной стене устроены ниши с осирическими статуями Тутмоса III из песчаника (высота 3 м), а по центральной оси – вход с лестницей из пяти ступеней, ведущей наверх, в святилище барки с четырьмя 32-гранными колоннами и статуями фараона. Западнее располагался «зал жертвенника» (2,7 × 5,1 м), к северу от которого находилось длинное и узкое помещение – возможно, главное святилище храма со статуей Амона. Отказ от продолжения оси восток – запад может объясняться желанием скрыть культовый образ от взглядов людей в гипостиле, что характерно для XVIII династии. В западной части храма существовало ещё несколько помещений: их назначение не ясно, за исключением святилища Амона-Ра-Камутефа, сочетавшего в себе черты лунного и солнечного бога.
На уровне террасы Ах-сут в платформу храма Тутмоса III встроено святилище Хатхор-коровы с вестибюлем (хаторические колонны и пилястры) и четырьмя основными помещениями, а также «спеосом», где была найдена песчаниковая статуя Хатхор в образе коровы, кормящей и защищающей фараона Аменхотепа II – сына и преемника Тутмоса III. Очевидно, что новое святилище Хатхор должно было заменить часовню этой богини в Джесер-джесеру для потока паломников, направлявшихся в Дейр-эль-Бахри как в древнее место её культа. Судя по очень значительному числу вотивных предметов вокруг часовни Тутмоса III, это сделать удалось.
Кроме храма с часовней, этот фараон также построил киоск Джесер-мену (Dsr-mnw – священный памятник) во дворе храма Ментухотепа Небхепетра, но его точное местоположение не установлено.
История Дейр-эль-Бахри после завершения строительства трёх основных храмов
В начале XX династии храм Тутмоса III, как и весь комплекс Дейр-эль-Бахри, перестал быть целью процессии Прекрасного праздника долины, потому что в ходе своей строительной деятельности Рамсес IV начал, а Рамсес VI завершил разрушение восточного конца ведущих туда священных дорог. При этом почитание Хатхор там продолжалось, что подтверждается находками периода XX–XXI династий.
Первым перестал функционировать храм Ментухотепа Небхепетра, который начали использовать как каменоломню при XX династии и почти полностью разрушили. Джесер-ахет сильно пострадал от вызванных землетрясениями скальных оползней в конце XX династии. Он использовался как каменоломня при XXI династии: тогда, помимо прочего, были похищены блоки облицовки его платформы, и её балласт и верхние части храма Тутмоса III обрушились на святилище Ментухотепа II. Джесер-ахет использовался как кладбище начиная с XXVI династии, а также во время существования на территории Джесер-джесеру христианского монастыря в 1-м тыс. н. э.
Храм Хатшепсут продолжал функционировать в 8 в. до н. э., когда его повредило землетрясение, и жрецы и знать начали устраивать гробницы под мощением его террас и часовен. Его рельефы служили популярным образцом для декора гробниц XXVI династии. С середины 3 в. до н. э. в храме возник культ богов врачевания: Аменхотепа, сына Хапу, и Асклепия (ему приписывают часовню из кирпича и камня на второй террасе, возведённую Птолемеем III Эвергетом). Во 2 в. до н. э. вырубленное в скале святилище храма перестроили, превратив в святилище Аменхотепа, сына Хапу, Имхотепа и древнегреческой богини Гигиеи. В качестве «лечебного» святилища храм функционировал до начала 3 в. н. э., а позже на второй и верхней террасах устроили коптский монастырь Святого Фойбаммона (действовал предположительно в 7–8 вв.).
Дейр-эль-Бахри в составе памятников Фив включён в список Всемирного наследия.
Фролова Нина ИгоревнаДата публикации: 14 октября 2022 г. в 11:01 (GMT+3)
Храм Хатшепсут раскрыл секреты мастеров 15 века до нашей эры
17 ноября 2021 13:12 Юлия Рудый
Парики двух подносителей даров, расположенных по соседству, выполнены разными людьми: мастером (справа) и учеником. Фото M. Jawornicki.
Иллюстрация из статьи журнала Antiquity.
Строительные леса, возведённые для перенесения изображения на плёнку, и доктор Анастасия Ступко-Любчинская в процессе работы. Фото Aleksandra Hallmann.
Северная стена, сетка квадратов и увеличенное изображение фрагмента стены. Фото J. Kosciuk/M. Jawornicki/A. Stupko-Lubczynska.
Иллюстрация из статьи журнала Antiquity.
Кропотливое изучение 13-метровых рельефов на протяжении нескольких лет позволило раскрыть тайны работы мастеров Древнего Египта.
Фото с сайта ancient-origins.net.
Шедевр древнеегипетской архитектуры изучают много веков. Исследовательница из Варшавы и её коллеги провели огромную научную работу и выяснили, как создавались рельефы внутри заупокойного храма женщины-фараона Хатшепсут.
Шедевр древнеегипетской архитектуры — Заупокойный храм женщины-фараона Хатшепсут в Дэйр-эль-Бахри — изучают много веков. Исследовательница из Варшавы провела огромную научную работу и выяснила, как создавались рельефы внутри Часовни (капеллы) Хатшепсут. Работа мастеров 15 века до нашей эры поражает сложным подходом.
Доктор Анастасия Ступко-Любчинская (Anastasiia Stupko-Lubczynska) из Варшавского университета также смогла определить, какие художники создавали те или иные части рельефа, как обучались ученики мастеров и многое другое.
Часовня Хатшепсут — это самое большое помещение внутри Заупокойного храма (не стоит путать с отдельно стоящей «Красной часовней Хатшепсут «, или Chapelle Rouge).
Помещение посвящено загробной жизни Хатшепсут. Оно было построено из блоков известняка и украшено рельефными изображениями. На его боковые (северная и южная) стены размером 13,26 метра в длину и 3,78 метра в высоту древними мастерами были нанесены изображения так называемых сцен подношений.
Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Фото с сайта orangesmile.com.
Напомним, что Хатшепсут после смерти фараона Тутмоса II была назначена регентшей при малолетнем фараоне Тутмосе III (приходилась ему мачехой). Однако в итоге Хатшепсут пробыла у власти в течение 21 года: с 1489 (1479) года до нашей эры до 1468 (1458) года до нашей эры.
В честь Хатшепсут на протяжении нескольких лет правления царицы возводился храм размерами 273 на 105 метров.
Однако взошедший на престол после её смерти Тутмос III повелел разрушить архитектурный комплекс, все изображения и алтари мачехи. Часть элементов Храма была закопана в землю, а некоторые материалы затем использовались для строительства новых сооружений. Лишь спустя века учёные смогли восстановить поражающий воображение архитектурный памятник древности.
Доктор Анастасия Ступко-Любчинская на протяжении многих лет изучает наследие Хатшепсут. На этот раз она исследовала многометровые рельефы из Часовни Хатшепсут.
Уникальная научная работа позволила превратить двумерное искусство в трёхмерный портрет того времени и помогла понять, как создавались древнеегипетские произведения искусства.
Строительные леса, возведённые для перенесения изображения на плёнку, и доктор Анастасия Ступко-Любчинская в процессе работы. Фото Aleksandra Hallmann.
Иллюстрация из статьи журнала Antiquity.
Как рассказывает Ступко-Любчинская, к поверхности стен учёные прикрепляли листы пластиковой плёнки. Затем на них вручную наносились контуры изображений со стен. Затем листы сканировали и обрабатывали как векторную графику. Эта работа велась с 2006 по 2013 год.
«Я не могла перестать думать о том, что наша команда […] копирует действия тех людей, которые создавали эти изображения 3500 лет назад. Как и мы, древние скульпторы сидели на строительных лесах, болтали и работали вместе», – отмечает польская исследовательница.
Мягкий известняк часовни сохранил следы различных резьбовых работ, от подготовки поверхности стены до последних штрихов мастера-скульптора.
Как выяснили учёные, процесс создания рельефов состоял из семи шагов:
- Выравнивание стены и заштукатуривание дефектов камня и стыков между блоками.
- Разделение поверхности стены на участки и нанесение на них сетки квадратов.
- Предварительный эскиз, скопированный с заранее подготовленного рисунка, рисуется красной краской.
- Исправление эскиза мастером-художником, который также добавляет детали чёрной краской.
- Наносится иероглифический текст, сопровождающий изображения.
- Скульпторы приступают к работе по чёрным линиям.
- Готовая рельефная поверхность выбеливается и окрашивается.
Учёные не просто так оцифровывали изображения на рельефах. С помощью компьютера они хотели выяснить, чьей руке принадлежит та или иная работа.
Понятно, что мы никогда не узнаем имена древних мастеров: работы не подписывались и намеренно унифицировались. Но малейшие детали, которые не увидит человеческий глаз, заметит искусственный интеллект. Компьютерные алгоритмы порой позволяют отличить работу одного древнего мастера от работы другого (подобные результаты удалось получить исследователям свитков Мёртвого моря).
Однако понять, кто стоял за впечатляющим произведением искусства, в данном случае не удалось. Единственное, что выяснили учёные: над рельефами работали разные группы художников и скульпторов (разные «бригады»).
«Изучая следы, оставленные в камне древними долотами, мы нашли несколько нематериальных явлений, которые обычно не оставляют свидетельств в археологических записях», – говорит Ступко-Любчинская.
Например, учёные поняли, какие части изображения были созданы учениками или людьми с меньшими навыками, а какие — мастерами своего дела.
Как и в мастерских эпохи Возрождения, люди без обширного опыта работали над несложными частями изображения, такими как торс, руки и ноги подносителей даров. В то же время более опытные художники рисовали сложные лица и исправляли ошибки учеников.
Парики двух подносителей даров, расположенных по соседству, выполнены разными людьми: мастером (справа) и учеником. Фото M. Jawornicki.
Иллюстрация из статьи журнала Antiquity.
При этом и мастера, и ученики работали над париками, так как их создание отнимало очень много времени. Это также давало более опытным художникам возможность научить других. Так, в одной части рельефа археологи обнаружили свидетельства того, что мастер начал прорисовку парика, а ученик попытался закончить начатое согласно предложенному мастером стандарту.
«В одном месте мастер настолько замечательно детализировал изображение, что кажется, будто это было сделано на глазах у скульптора или скульпторов, которые учились у него. Изображение как будто говорит нам: «Посмотрите на это! Кто может победить меня?», – сказала Ступко-Любчинская.
«Принято считать, что в Древнем Египте художников обучали не в рамках текущих архитектурных проектов, – продолжила исследовательница, – но моя работа в часовне Хатшепсут доказывает, что обучение происходило и во время выполнения рельефов».
Впрочем, порой такой подход всё же не срабатывал. Один парик был закончен только наполовину: судя по всему, ученик так и не выполнил свою часть работы.
Северная стена, сетка квадратов и увеличенное изображение фрагмента стены. Фото J. Kosciuk/M. Jawornicki/A. Stupko-Lubczynska.
Иллюстрация из статьи журнала Antiquity.
На некоторых участках рельефа учёные также обнаружили, где «бригадам» порой приходилось отклоняться от стандартной практики. Например, некоторые иероглифические надписи рядом с париками были добавлены позже, чем обычно.
Это означает, что скульпторы начали свою работу до того, как все контуры этих иероглифических надписей были нанесены краской. Возможно, потому что художники не имели доступа к этой части стены, поскольку она была занята скульпторами, занимавшимися резьбой по парикам.
К этой картине нужно ещё добавить людей с масляными лампами, которые подсвечивали стены. Ведь пространство часовни никак не освещалось естественным светом.
Кропотливое изучение 13-метровых рельефов на протяжении нескольких лет позволило учёным раскрыть тайны работы мастеров Древнего Египта.
Фото с сайта ancient-origins.net.
Изученные рельефы позволяют нам на несколько часов заглянуть в те далёкие времена и понять, как же создавалось древнеегипетское искусство, какой была жизнь художников и скульпторов.
Как люди с разным опытом выполняли разные работы, как бригады распределяли работу, как мастера способствовали обучению «на рабочем месте» и как обучающиеся допускали ошибки, которые затем необходимо было исправить. Таким образом, эти двумерные рельефы представляют собой трёхмерный и, можно сказать, даже четырёхмерный снимок реальности древних египтян. Ведь мы фактически видим их работу во времени.
По словам Ступко-Любчинской, когда тратишь так много времени, изучая работы давно умерших художников, начинаешь чувствовать некую связь с ними или, по крайней мере, сочувствовать им.
«Мне больше нравилось замечать, когда кто-то допустил ошибку или потерпел неудачу, – рассказала учёный изданию Science. – Это позволяет почувствовать, что они были нормальными людьми, такими же как мы, могли уставать, быть голодными или чувствовать себя больными».
Статья польской исследовательницы вышла в открытом доступе в известном научном журнале Antiquity. В ней ещё много интересных иллюстраций работы древних мастеров.
Ранее мы сообщали о том, как учёные случайно обнаружили редкое изображение Хатшепсут, а также фрагмент статуи «фараона-еретика». Кроме того, мы писали о том, как стало известно, что гигантская статуя фараона внезапно оказалась изображением другого правителя.
Больше новостей из мира науки вы найдёте в разделе «Наука» на медиаплатформе «Смотрим».
наука археология храм Древний Египет фараоны исторические личности новости
Храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахари, Луксор
Показать все развлечения
Храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахари
3,571
отзывов
Статуи
Подробнее
Написать отзыв
О
Заупокойный храм, посвященный самой долгой правящей женщине Древнего Египта, царице Хатшепсут. Храм украшен статуями, сфинксами и рельефами, которые тщательно реставрировались с течением времени.
Предлагайте изменения, чтобы улучшить то, что мы показываем.
Улучшите это объявление
Входные билеты
от $2,000.00
Все, что вам нужно, чтобы войти в дверь.
Полноэкранный режим
Что такое Travellers’ Choice?
Tripadvisor присуждает награду Travellers’ Choice объектам размещения, достопримечательностям и ресторанам, которые неизменно получают отличные отзывы от путешественников и входят в 10 % лучших объектов на Tripadvisor.
Спланируйте визит
Просмотреть все
Луксор Частный тур на целый день: Откройте для себя восточный и западный берега Нила
Рекомендуем
97% путешественников рекомендуют это путешествие. Это число основано на процентной доле всех отзывов об этом продукте на Tripadvisor с оценкой в кружочках 4 или выше.
Автомобильные туры
из
85,00 $
за взрослого (цена зависит от размера группы)
Экскурсия на целый день на Восточный и Западный берега Луксора
Рекомендуем
98% путешественников рекомендуют этот опыт. Это число основано на процентной доле всех отзывов об этом продукте на Tripadvisor с оценкой в кружочках 4 или выше.
Автомобильные туры
из
$25,00
за взрослого (цена зависит от размера группы)
Экскурсия на целый день в Луксор: Долина королей и королев — Храмы Хатчепсут и многое другое
Рекомендовано
Этот опыт. Это число основано на процентной доле всех отзывов об этом продукте на Tripadvisor с оценкой в кружочках 4 или выше.
Экскурсии на целый день
из
$89,24
за взрослого (цена зависит от размера группы)
Луксор Дневной тур из Хургады, Эль-Гуны Небольшая группа с ведущим оператором
2 8
Рекомендовано рекомендую этот опыт. Это число основано на процентной доле всех отзывов об этом продукте на Tripadvisor с оценкой в кружочках 4 или выше.Автобусные туры
от
100,00 $
за взрослого
4-дневный 3-дневный круиз по Нилу из Асуана в Луксор — Частный тур
Рекомендуем
97% путешественников рекомендуют это путешествие. Это число основано на процентной доле всех отзывов об этом продукте на Tripadvisor с оценкой в кружочках 4 или выше.
Многодневные туры
от
450,00 $
за взрослого (цена зависит от размера группы)
СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Полный тур на воздушном шаре Луксор с Луксором
Рекомендуем
97% путешественников рекомендуют этот опыт. Это число основано на процентной доле всех отзывов об этом продукте на Tripadvisor с оценкой в кружочках 4 или выше.
Luxury Car Tours
from
$129.99$123.49
per adult (price varies by group size)
Private Tour: Luxor West Bank, Valley of the Kings and Hatshepsut Temple
Bus Tours
из
$ 107,88
на взрослого (цена варьируется по размеру группы)
Luxor Full Day Tour Valley of Kings & Temple of Karnak с обедом — Hurghada
Тур на полном дне
от
$ 2009,003
на Fomb (цена зависит от размера группы)
Западный берег Луксора (долина царей — храм королевы Хатшепсут — статус Мемнона)
Рекомендуем
100% путешественников рекомендуют этот опыт. Это число основано на процентной доле всех отзывов об этом продукте на Tripadvisor с оценкой в кружочках 4 или выше.
Monuments and Memorials
from
$30.00
per adult (price varies by group size)
SPECIAL OFFER
Luxor Day Tour from Hurghada, El Gouna, or Makadi
Ancient Ruins
from
75,00 $52,50 $
за взрослого
Круиз по Нилу из Асуана в Луксор с ежедневным туром с гидом
Рекомендуется
98% путешественников рекомендуют этот опыт. Это число основано на процентной доле всех отзывов об этом продукте на Tripadvisor с оценкой в кружочках 4 или выше.
автомобильные туры
от
$ 799,00
за взрослого (цена варьируется по размеру группы)
4 -дневная поездка в Luxor от Hurghada с помощью автобусной маленькой группы
и памятники
от
$ 135,009
и мемориалы
от
$ 135,003
. (цена зависит от размера группы)
Однодневная поездка в долину королей из Хургады плюс полуподводная лодка Sea Scope
Автобусные туры
из
112,83 $
за взрослого (цена зависит от размера группы)
story of opera Aida
Ancient Ruins
from
$2,000.00
per adult
Accessible Private 2 Days Tour From Safaga Port To Luxor
Classic Car Tours
from
$350.76
per взрослый (цена зависит от размера группы)
8 Days 7N в Луксоре и Асуане
Памятники и мемориалы
из
1474,29 $
за взрослого
Доступный частный 2 -дневный тур от Safaga Port до Luxor
Classic Car Tours
Из
$ 350,76
за взрослые (цена варьируется по размеру группы)
. в Долину царей Храм королевы Хатшепсут и Колоссы Мемнона
Рекомендуем
100% путешественников рекомендуют этот опыт. Это число основано на процентной доле всех отзывов об этом продукте на Tripadvisor с оценкой в кружочках 4 или выше.
Автомобильные туры
от
$ 15,00
на взрослого (цена варьируется по размеру группы)
Специальное предложение
Один пакет Luxor East и West Banks вступил в входные сборы, ланч включал
. Рекомендуемые
9% из путешественников. рекомендую этот опыт. Это число основано на процентной доле всех отзывов об этом продукте на Tripadvisor с оценкой в кружочках 4 или выше.
Автомобильные туры
от
119 $. 00113,05 $
за взрослого (цена зависит от размера группы)
СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Роскошный полет на воздушном шаре в Луксоре
Рекомендуем
90% путешественников Это число основано на процентной доле всех отзывов об этом продукте на Tripadvisor с оценкой в кружочках 4 или выше.Приключенческие туры
от
79,99 $75,99 $
за взрослого (цена зависит от размера группы)
СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Экскурсия по Луксору на автобусе (Долина королей или королев) Из Хургады
Рекомендуем
93% путешественников рекомендуют это путешествие. Это число основано на процентной доле всех отзывов об этом продукте на Tripadvisor с оценкой в кружочках 4 или выше.
Автобусные туры
from
72,31 $65,07 $
на взрослого
4 Days 3 Nights Nyxorsile Aswan Cruise to Luxorsile Aswan
Рекомендуем
100% путешественников рекомендуют этот опыт. Это число основано на процентной доле всех отзывов об этом продукте на Tripadvisor с оценкой в кружочках 4 или выше.
Экскурсии по городу
от
$320,00
за взрослого (цена зависит от размера группы)
2 дня Лучшее в Луксоре
Рекомендовано
10000% путешественников. Это число основано на процентной доле всех отзывов об этом продукте на Tripadvisor с оценкой в кружочках 4 или выше.
Автобусные туры
из
$ 140,00
за взрослый
Полный день и Уэст-Люксор Частный тур
.
Частный комплекс «Все включено» Долина Царя, Королева Хатшепсут, Колоссы Мемнона
Автобусные туры
от
100,00 $
на взрослого
Автобусные туры
от
$ 20,00
за взрослого (цена варьируется по размеру группы)
Частный 02 -дневной тур до Каира и Люкс от Sharm El Sheikh By Air
Тур роскошных автомобилей
от
$
на взрослого (цена зависит от размера группы)
Откройте для себя Каир, Асуан, Луксор и Хургаду Уникальный роскошный пакет — 7-дневный тур
Автобусные туры
от
$1,850. 00
на взрослого (цена варьируется по размеру группы)
4 дня круиза Нила, Асуан или Люксор, Абу Симбел
Автобусные туры
Из
$ 444,00
за взрослый (цена варьируется по размеру группы)
за взрослый (цена варьируется по размеру группы)
8 дней в Египте Основные достопримечательности Круиз по Каиру и Нилу
Автобусные туры
от
1457,15 $
за взрослого (цена зависит от размера группы)
07 Days Alexandria Luxor 9 Классический тур, Каир, Люксор0003
Rail Tours
от
$ 1 485,72
на взрослого (цена варьируется по размеру группы)
Область
Адрес
Лучшие ближайшие
Рестораны
38 В течение 3 миль
.
0,7 миль$$ — $$$ • Средиземноморский • Египетский • Подходит для вегетарианцев
Марсам
1 миль$$ — $$$ • Средиземноморский • Ближний Восток • Египетский
Нур-Эль-Гурна
1 мили$ • Средиземноморский • Египетский • Подходит для вегетарианцев
Ресторан Мохаммед
1 миль$$ — $$$ • Средиземноморский • Египетский • Подходит для вегетарианцев
Ресторан Али-Баба
2,1 кмАмериканский • Средиземноморский • Египетский • Арабский
Мемнон Гостевой дом, ресторан и кафе
2,1 км$$ — $$$ • Итальянская • Французская • Бельгийская
Кафе и ресторан Maratonga — Medinet Habu
2,3 км$ • Кафе • Египетская • Подходит для вегетарианцев
Habou Garden
2,0 км$$ — $$$ • Кафе • Международная • Средиземноморская
Malkata House
2,5 миль$$ — $$$ • Средиземноморская • Египетская
New Memnon Hotel
2,2 кмСредиземноморская • Египетская • Арабский
См. Все
Attractions
62 В течение 6 миль
Храм Hatshepsut
59 Ftheistoric Mistes • Древние руины
Могила Ramses vi
0. 3 Miancient Ruins
Valley of Kings
0.30003
0.4 miAncient Ruins • Cemeteries
Tomb of Ramses III
0.4 miAncient Ruins
Tomb of King Tutankhamun (Tut)
0.4 miAncient Ruins
Tomb of Merenptah
0.4 miAncient Ruins
Howard Carter House
0.3 miИсторические места
Гробница Ай
0,7 кмДревние руины
Долина ремесленников (Дейр-эль-Медина)
1,3 кмИсторические места • Древние руины
Рамессеум (погребальный храм Рамзеса II)
0,8 Miancient Ruins
См. Все
См. Что говорят другие путешественники
Jamiejw
Quakertown, Pennsylvania2 107 Взносы
Удивительная структура
. . Красивое сооружение у подножия горы и такой впечатляющий храм. Храм Хатшепсут — это заупокойный храм, построенный во время правления фараона Хатшепсут из восемнадцатой династии Египта. Храм считается шедевром древней архитектуры. Его три массивные террасы возвышаются над дном пустыни и уходят в скалы Дейр-эль-Бахари. Небольшие электрические автобусы доставят вас от парковки до въездных ворот. Когда вы входите, вы проходите через рынок со множеством предметов, на которые можно посмотреть и купить. Торговцы буквально подходят к вам, задавая множество вопросов и желая, чтобы вы купили их товары. Все стоит один доллар США, пока вы не купите его, затем цена подскакивает до 20 долларов или больше в зависимости от предмета. Такое поведение меня оттолкнуло, и я ушел, не глядя и не покупая. Грустный.
Путешествовали вдвоем
Написано 9 февраля 2022 г.
Кит
13 публикаций
Не то, что мы ожидали и стоит посетить в этом районе.
В отличие от других храмов, которые мы видели во время нашего недавнего отпуска, этот выглядит совсем иначе, но не откладывайте, его все равно стоит посмотреть. Для транспорта предусмотрена большая парковка, а небольшие шаттлы доставят вас ближе к храму, хотя и не так далеко, чтобы просто прогуляться. Я думаю, что в нем есть три секции, в которые вы входите, и он не массивный, и наш гид сказал нам идти в крайнюю правую часть первой секции, так как здесь есть несколько хорошо сохранившихся картин и резных фигурок, которые восстанавливаются. В районе кафе-парка есть кафе, где вы можете посидеть, пока не будете готовы уйти, но если вы решите выпить кофе или что-то еще, сначала проверьте, сколько!!
Путешествовали вдвоем
Написано 25 февраля 2020 г.
Челси
155 публикаций
Храм единственной женщины-фараона
Определенно, что лучше всего увидеть в Луксоре. Мы приехали рано утром и были там одни. Большинство групп первыми отправляются в Долину королей, поэтому мы избежали толпы, сделав это первыми. Этот храм предназначен для единственной женщины-фараона в Древнем Египте и богат произведениями искусства, некоторые из которых все еще имеют яркие цвета. Пришел пасынок и испортил многие ее фигуры и заменил их своими, однако некоторые все еще остались (считается, что испортить все — к несчастью). Он вернулся и потребовал брошенное, а она отказалась его ему отдать, значит, там была плохая кровь.
Путешествовали вдвоем
Написано 3 июня 2021 г.
Эти отзывы являются субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы на мошенничество.
Внести свой вклад
Написать отзывЗагрузить фото
Подробные обзоры: порядок отзывов основан на описательности определенных пользователем тем, таких как чистота, атмосфера, общие советы и информация о местоположении.
Популярные упоминания
4,5
3 571 Обзоры
Отлично
Очень хорошо
Среднее
Ужасные
Kdjero
Saint Charles, MO749 Взносы
. это все еще был удивительный храм, но очень жаль, что он нуждался в такой реставрации. Они, должно быть, действительно не любили ее, потому что, похоже, они порвали все, что она делала. Рад, что они смогли собрать его вместе, потому что это все еще впечатляет.
Написано 4 апреля 2023 г.
Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
(ENGLISH_TOUR_GUIDE)
Луксор, Египет6 публикаций
Храм Хатшепсут
Март 2023 • Друзья
Сегодня я был в храме Хатшепсут, это действительно очень красивый храм, чтобы увидеть и посетить его на пустынном берегу Луксора королева храма Хатшепсут, одна из королев, правивших Египтом 21 год, вы должны посетить этот храм, настоятельно рекомендуем
Написано 1 марта 2023 г.
Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
Steve_Grant1
Oldham, UK1520 публикаций
Большое историческое место
Январь 2023 • Пары
Это большое историческое место. Не так впечатляюще, как другие, но все же стоит посетить. Великолепные виды с самого высокого уровня, оглядываясь назад на Луксор.
Написано 1 марта 2023 г.
Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
Ксав Эдисон
Сингапур, Сингапур760 публикаций
Настоящее произведение искусства
февраль 2023
Великолепно снаружи, но внутри особо не на что посмотреть. Большая часть построек уже разрушена. На территории не так много досок с описаниями, и наймите гида или прочтите самостоятельно перед посещением, чтобы понять историю этого места.
Общий входной билет в 2023 году стоит 160 египетских фунтов. Не утруждайте себя покупкой лишнего билета, чтобы сесть на электричку до Морга. Это легко 10 минут ходьбы от главного входа.
То же, что и в «Долине царей», отправляйтесь как можно раньше или ближе к вечеру. Это место может стать очень оживленным и трудно сделать хорошие снимки окрестностей.
Написано 15 февраля 2023 г.
Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
Anne
Schoten, Бельгия128 публикаций
Грандиозно в любом случае
Январь 2023 • Пары
Удивительно, что что-то такое старое все еще может выглядеть так невероятно хорошо. Королева Хатчепсут превзошла себя много лет назад. Даже по сей день это очень впечатляющий памятник и настоящее произведение искусства.
Написано 26 января 2023 г.
Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
Эмиль Харлем
Харлем, Нидерланды151 публикация
Величественный храм в Дейр-эль-Бахари
Январь 2023 • Пары
Какой величественный храм и красивая история, стоящая за ним.
Воспользуйтесь услугами профессионального гида, чтобы получить наилучшие впечатления и узнать всю историю Эль-Бахари. Tripadvisor проверяет отзывы.
Шивон М.
Уоррингтон, Великобритания42 сообщения
Отлично!
Декабрь 2022
Вау. Масштабы потрясающие. Входил в турпакет. Не пропустите. Обязательно к посещению.
Написано 28 декабря 2022 г.
Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
лутц
Йоханнесбург, Южная Африка4 публикации
Красивый храм, очень рекомендую, лучше, чем Долина Царей
Декабрь 2022 • Пары
Это было невероятное зрелище, и оно было в моем списке желаний. 9 утра, поэтому я настоятельно рекомендую вам идти как можно раньше, там стоят охранники, которые советуют ничего не трогать, и это безопасный и безопасный район, вы можете заплатить 50 египетских фунтов, чтобы использовать тележку, чтобы доставить вас в храм, что составляет около 700 метров, что мы и сделали, потому что было 30 градусов по Цельсию и палило солнце, вы можете идти пешком, как и многие люди. Такое зрелище бывает раз в жизни, и мне понравилось
Написано 19 декабря 2022 г.
Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
Lynda L
Неаполь, Флорида612 публикации
Выглядит как вход в современный отель
Ноябрь 2022
Мы видели это во время нашего тура по VOK. Это удивительно видеть и абсолютно огромно! Это очень современно выглядит. Есть много интересных иероглифов и рисунков. Действительно должен сделать с гидом.
Написано 25 ноября 2022 г.
Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
Шарохан
Низамабад, Индия5 публикаций
Такой удивительный храм
ноябрь 2022 • Пары
Я никогда не забуду это место, потому что я провел прекрасное и счастливое время с моей женой в этом месте я, мы взяли так много картинки
Написано 22 ноября 2022 г.
Этот отзыв является субъективным мнением пользователя Tripadvisor, а не Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.
, показывающие результаты 1-10 из 2 077
См. Все
Храм Карнак
Исторические места • Древние руины
Ace — Animal Care в Египте
. Рамзеса VI
Древние руины
Гробница царицы Нефертари
Древние руины • Признаки интересов и достопримечательности
Luxor Temple
Древние руины • Религиозные участки
Долины Kings
Древкие руины • Cemeties
.
Гробница Рамзеса IV
Достопримечательности
Храм Мединат-Абу
Древние руины • Религиозные объекты
Обелиск Тутмоса I
Памятники и статуи
Что-нибудь отсутствует или неточное?
Предлагайте изменения, чтобы улучшить то, что мы показываем.
Улучшить этот список
Часто задаваемые вопросы о Храме Хатшепсут в Дейр-эль-Бахари
Храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахари Стоимость входного билета может варьироваться. Входные билеты в настоящее время стоят 2000 долларов, а популярная экскурсия начинается от 10 долларов на человека. Показать все 2 430 билетов и туров в Храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахари на Tripadvisor
Храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахари может быть переполнен, поэтому мы рекомендуем бронировать электронные билеты заранее, чтобы обеспечить себе место. Если вы бронируете через Tripadvisor, вы можете отменить бронирование как минимум за 24 часа до даты начала тура, чтобы получить полный возврат средств. Посмотреть все 2430 билетов и туров в Храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахари на Tripadvisor
- (2,19 миль) Нью Мемнон Отель
- Хостел Венус
- (1,56 км) Марсам Отель
- (6,81 миль) Steigenberger Nile Palace Luxor Hotel
- (6,76 миль) Bob Marley Peace Hotel
Храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахари: показать все отели поблизости на Tripadvisor
Храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахари: рестораны поблизости:
- (5,38 миль) Эль-Кабабги Луксор
- (4,98 миль) Тутанхамон
- (3,87 миль) Снобс
- (5,36 миль) Аль-Сахаби Лейн Ресторан
- Ресторан Аиша Луксор
Показать все рестораны поблизости Храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри на Tripadvisor
Храм Хатшепсут — история и информация
Мемориальный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри — один из самых известных храмов Египта. . Он стоит высоко на западном берегу реки Нил в Луксоре, мухафаза Луксор. Это полускальный храм. Этот аспект был необычным для того времени. Действительно, храм царицы Хатшепсут стал абсолютным чудом инженерной мысли древних строителей. Теперь мы считаем его одним из самых известных сооружений древнеегипетской архитектуры.
СОДЕРЖАНИЕ
- Расположение Храма Хатшепсута
- ИСТОРИЯ
- Внутренние залы
- Святилище
- Храм Хатшепсут после ее смерти
Местоположение храма Хатшепсут
История
Строительство погребального храма началось еще при жизни Хатшепсут. Придворный архитектор Сенмут построил этот фантастический храм. Стоит заметить, что этот зодчий приготовил для себя тайную гробницу и оставил свой портрет в одном из потаенных уголков этого храма.
Древние египтяне нашли храм Хатшепсут рядом с храмом фараона Ментухотепа I. Обратите внимание, что Ментухотеп был предком фараонов XVIII династии. Район, где стоит храм Хатшепсут, носит арабское название – Дейр-эль-Бахри. По своим огромным размерам и обилию декоративных украшений этот храм превосходит все другие подобные сооружения в Древнем Египте. Он резко выделяется видом на храмы Древнего Египта.
Структура храма Хатшепсут
Храм Хатшепсут — полукаменный. Святилище, вырубленное в скалах, сочетается с его наземными камерами. Храм состоит из трех террасных ступеней, возвышающихся друг над другом и соединенных пологими лестничными пандусами. Мы перечисляем эти объекты следующим образом:
- Нижняя терраса храма .
- Вторая терраса храма .
- А также Верхняя терраса храма .
Нижняя терраса храма
Стена окружает нижнюю террасу, которая служит центральным двором. Строители украсили эту стену каменными статуями сокола. С запада двор замыкает 22-колонный портик. Наклонная лестница делит этот двор посередине. Его обрамляют монументальные фигуры львов, а по бокам от входа стоят колоссальные 8-метровые фигуры царицы Хатшепсут. Древнеегипетские художники создали эти статуи бога Осириса. Они украсили зал расписными рельефами, изображающими царицу Хатшепсут, попирающую врагов и приносящую жертву богу Амону. Неподалеку можно увидеть сцены военных парадов, цепи порабощенных людей, эпизоды строительных работ.
Вторая терраса храма
Лестница, проходящая через вход, ведет на вторую террасу храма Хатшепсут. Когда-то в его центре был искусственный пруд, окруженный деревьями. Западную часть террасы с входом античные строители также украсили четырехгранными монолитными колоннами. Они рассекли его лестницей, которая послужила основанием для третьей верхней террасы. На стенах ворот сохранились рельефные композиции, посвященные жизни царицы Хатшепсут. Здесь мать будущего правителя Египта царица Ахмес выходит замуж за бога Амона-Ра.
Затем идут сцены рождения Хатшепсут от этого «божественного» брака, ее коронации и получения благословения от богини Хатор. На противоположном конце террасы рельефы изображают экспедицию, посланную королевой. Хатшепсут отправила эту экспедицию в легендарную страну Пунт, чтобы привезти много драгоценностей и редких растений. По мнению большинства исследователей, страна Пунт должна находиться на восточном побережье Африки. Вероятно, эта же страна в древности была известна жителям Ближнего Востока под названием Офир. На рельефах изображены обезьяны, пантеры, жирафы, хижины на сваях – типично африканские сцены.
Верхняя терраса храма
Лестницу, ведущую на верхнюю террасу, древние египтяне украсили скульптурами гигантских кобр; на спине каждого сидит сокол. Это геральдические фигуры, символизирующие Верхний (кобра) и Нижний (сокол) Египет, а вся композиция олицетворяет единство Египта. Также лестницу обрамили парой сфинксов, вырезанных из красного асуанского гранита.
Фасад
На верхней террасе проходили основные храмовые ритуалы. Поэтому вход в святилище Хатшепсут был вырублен в скалах. Фасад святилища представляет собой портик с четырехгранными колоннами, перед каждой из которых когда-то стояла монументальная статуя царицы. Таким образом, эти огромные статуи были великолепно видны вдали от кораблей, плывущих по Нилу. Колонны окружали всю террасу. Также в южном крыле входа было несколько небольших часовен. Там находилось святилище богини Хатхор, покровительницы царицы Хатшепсут.
Внутренние залы
В глубине за колоннадой входа открывается таинственный лабиринт подземных залов, вырубленных в скалах. Вход в главный зал обрамляли трехметровые статуи царицы Хатшепсут в образе бога Осириса. Древние египтяне выстилали полы залов золотыми и серебряными пластинами. Они также инкрустировали кедровые двери бронзой. Хатшепсут также украсила стены гранеными колоннами. Арки она покрыла ярко раскрашенными рельефами. Однако древние египтяне делали свои двери из «черной меди» с инкрустацией из Электры (сплав золота с серебром).
Святилище
В главном зале подземного святилища находилась гигантская мраморная статуя королевы. К сожалению, от него сохранились только фрагменты. В храме более двухсот статуй, из них 140 сфинксов. Скульптуры из храма Хатшепсут — самые выдающиеся образцы древнеегипетского искусства XVIII династии. На них царица Хатшепсут изображена в трех образах: фараона, бога Осириса и в облике сфинкса. Эти портреты напоминают внешность античного правителя: суженный к подбородку овал лица, маленький рот, миндалевидные глаза под широкими дугами бровей. С помощью макияжа линию век продлили к вискам.
Статуи из главной святыни, имевшей культовый характер, были выполнены первыми великими мастерами и в хрупкой и мягкой манере воссоздать портретный облик королевы. Скульпторы старались точно передать портретное сходство на всех статуях. Но если гигантские статуи (высотой 8 и 5 м) и были частью экстерьера храма, то они лишь подчеркивали общее сходство и воспроизводили наиболее характерные черты.
Храм Хатшепсут после ее смерти
Роскошное убранство храма Хатшепсут длилось недолго. После смерти царицы вступивший на престол законный наследник Тутмос III приказал уничтожить все изображения своего предшественника по всей стране.