Храм хатшепсут в дель эль бахри: 16. Храм Хатшепсут в Дейр-Эль-Бахари

16. Храм Хатшепсут в Дейр-Эль-Бахари

Всеобщая история архитектуры. Том I 16. Храм Хатшепсут в Дейр-Эль-Бахари

Одним из наиболее известных и значительных в истории египетской архитектуры храмов является храм царицы XVIII династии Хатшепсут в северной части Дейр-эль-Бахари, рядом с заупокойным храмом Ментухотепов. Повторяя общие принципы композиции храма Ментухотепов, храм Хатшепсут развивает эту концепцию в более грандиозных масштабах (табл. 25 и 26). Как и в храме Ментухотепов, строитель храма Хатшепсут прибегал к системе террас, связанных между собою пандусами. Здесь также были широко использованы открытые галереи на прямоугольных восьми и шестнадцатигранных столбах (табл. 25, фиг. 3 и табл. 26, фиг. 2). Вход в передний открытый двор храма и самый двор были озеленены. Так же, как и в храме Ментухотепов, внутренний двор верхней террасы примыкал непосредственно к скалам, за ним следовали культовые помещения пещерного типа, высеченные в скале.

Разница, однако, заключается в том, что храм Ментухотепов был еще целиком подчинен заупокойному культу царя, в то время как храм Хатшепсут был посвящен преимущественно культу богов: Амона фиванского, богини-коровы Хатор и бога-шакала Анубиса. Заупокойному культу Хатшепсут и ее родителей были посвящены только небольшие боковые помещения в левой части внутреннего двора. В храме Хатшепсут исчез доминирующий объем пирамиды, композиция теперь развертывается по горизонтали. В отличие от храма Ментухотепов появляется явно выраженный главный фасад. Решение построено на комбинации пространственных портиков, выдвинутых вперед. На переднем верхнем дворе как бы снята передняя стена.

Появляется постепенное ограничение пространств: сначала открытый двор,, затем площадка, огражденная сзади и сбоку колоннадам и, и, наконец, замкнутое пространство заднего двора. Все эти части при посредстве колоннад однообразного типа сличаются друг с другом. Впервые создается последовательная связь помещений по одной продольной оси.

Архитектор сумел здесь органически связать сооружения с пейзажем. Широкие, свободные террасы храма ведут к обрывам скал, точно ступени монументальной лестницы. Характерная для нильского и вообще африканского ландшафта горизонтальная линия, словно обрезающая горную цепь вверху, повторяется в горизонтальных линиях крыш и террас. Ущелья, разрывающие скалы вертикальными трещинами, находят себе аналогию в вертикальных интерколумниях храма. Вся постройка кажется органической частью пейзажа, продолжением его основных линий, а пейзаж в свою очередь кажется естественным фоном архитектурного ансамбля (табл. 26, фиг. 1). Характерно широкое использование в храме Хатшепсут монументальной скульптуры: сфинксов, расположенных по прямой оси от аллеи к пандусу, ведущему на вторую террасу, и портретных статуй самой Хатшепсут.

Для украшения храма, кроме скульптуры, использованы также раскрашенные рельефы. Наряду со сценами религиозного характера, в рельефах изображена экспедиция на Сомалийское; побережье, снаряженная Хатшепсут для вывоза оттуда сырья. Одно из этих изображений дает яркую картину свайного поселка тропической Африки конца XVI в. — начала XV в. до н. э.

 

 

 

 

 

 

Храм Хатшепсут является как бы переходным звеном к новому типу храма. Он еще продолжает традиции Среднего царства; композиция фасадов насыщена группой открытых портиков, ставших, однако, скорее декоративными. Храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахари — почти столь же удачно найденный и запоминающийся образ, как древние пирамиды в Гизе. Но этот недостроенный храм, по своему облику примыкающий к архитектурным памятникам Среднего царства, оказался для своего времени единичным примером и не имел аналогий в дальнейшем египетском искусстве.

 

 

 

 

 

 

Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы

Храм женщины-фараона — Все будет хорошо! — LiveJournal

Цитата сообщения Хлорциан


Храм царицы Хатшепсут расположен у самого подножия скал Дейр эль-Бахри. Комплекс храм царицы Хатшепсут значительно отличается от храмов других египетских владык. Его архитектура и расположение были так же необычны, как и само появление на исторической арене женщины-фараона.


Дочь Тутмоса I и царицы Яхмес, Хатшепсут была сводной сестрой и великой царской супругой Тутмоса II. Этот царь правил около 7 лет, оставив после себя наследника Тутмоса III, своего сына от младшей супруги Исиды. К моменту смерти отца Тутмос III был слишком юн, и Хатшепсут была назначена регентом маленького правителя. Однако она была слишком горда, чтобы управлять от чьего-либо имени — вскоре она провозгласила себя единственной и полноправной владычицей Египта. 15 лет правления Хатшепсут были одной из самых ярких страниц истории XVIII династии. От имени Хатшепсут велись победоносные военные кампании в Азии и Нубии, на 9-ом году ее правления была осуществлена знаменитая экспедиция в Пунт (местонахождение, как впрочем, и точное название этой экзотической страны, до сих пор неизвестны. Возможно, Пунт находился на северном побережье Сомали). В память об этих событиях царица возводила великолепные памятники, лишь некоторые из которых сохранились до нашего времени.


Хатшепсут

Насколько была необычна женщина-фараон, настолько же необычен ее заупокойный комплекс, и, прежде всего, его расположение и архитектура. Прежде всего, Джесер джесеру, «священнейший из священных» — так Хатшепсут назвала свой храм, — находится в большом отдалении от построек других правителей, в самой глуби фиванского некрополя. Тем не менее, Хатшепсут не нарушала установленных традиций, — на самой границе пустыни и орошаемой земли был возведен гигантский пилон, от которого шла процессионная дорога к самому храму. Этот путь, шириною около 37 метров, с обеих сторон охранялся сфинксами, выполненными из песчаника и раскрашенными яркими красками. Прямо перед храмом были разбит сад диковинных деревьев и кустарников, привезенных из загадочной страны Пунт. Здесь же были вырыты два священных озера Т-образной формы. Сам храм был поистине чудом инженерной мысли древних египтян. Вырубленный в известняковых скалах, он состоял из трех огромных террас, расположенных одна над другой. На каждой из террас находились открытый двор, крытые помещения с колоннами — портики — и уходившие в толщу скалы святилища. Ярусы храма соединялись пандусами — наклонными дорогами, заменявшими лестницы и разбивавшими террасы на южную и северную части.Такие конструкция и расположение постройки были вовсе не случайны: менее чем в 100 метрах от комплекса Хатшепсут находится схожий храм, возведенный правителем XI династии Ментухотепом Небхепетра. Этот царь считался родоначальником фиванских царей, и Хатшепсут таким образом демонстрировала преемственность своего правления и доказывала законность своих претензий на египетский престол.

Распределение рельефов на стенах храма во многом отражает мироощущение древних египтян. Так, на стенах южной части нижнего портика изображена доставка обелисков, высекавшихся в Верхнем Египте и предназначавшихся для храмового комплекса Амона в Карнаке. На стенах северного портика расположены сцены, действие которых происходит в тростниковых зарослях, ассоциировавшихся с Нижним Египтом. Идея единства Обеих земель встречается еще раз на перилах пандуса, соединяющего вторую и третью террасы храма. Нижние основания этих лестниц украшены изображениями гигантской кобры, хвост которой поднимался вверх по верхней части перил. Над головой змеи, олицетворявшей покровительницу Нижнего Египта — богиню Уаджет, расположено изображение Хора Бехдетского, божества Верхнего Египта.

Если рельефы первого яруса храма посвящены объединенным египетским землям, то композиции второй террасы повествуют о правителе, от которого зависли стабильность и процветание этих территорий. Главным сюжетом рельефов северного портика была божественная теогамия — история божественного рождения Хатшепсут, шаг за шагом воссозданная на этих стенах. По легенде, великий фиванский бог Амон принял облик земного отца Хатшепсут, Тутмоса I, и вошел в покои ее матери Яхмес. Пока царская супруга носила под сердцем будущую правительницу, боги наделяли Хатшепсут всеми качествами, необходимыми для фараона; завершает эту композицию сцена божественного рождения правительницы.

Этот сюжет, как все в египетском искусстве, не случаен. Отстранив от правления Тутмоса III и получив неограниченную политическую власть, Хатшепсут так и не смогла избавиться от вопроса о законности своего восхождения на египетский престол. Именно поэтому в памятниках этой царицы о ее божественном происхождении и изначальной избранности для той роли, которую она играла. И хотя Хатшепсут доказала законность своей власти и на деле подтвердила свою способность управлять государством, она не смогла перешагнуть барьер вековой традиции, согласно которой править Египтом мог лишь мужчина. Это проявилось, прежде всего, в иконографии Хатшепсут, непременно изображавшей себя в мужском облачении и с церемониальной подвесной бородкой. Так, каждая из колонн портиков была дополнена осирическим пилястром — колоссальной статуей царицы в образе Осириса, в белом одеянии, со скрещенными на груди руками, в которых она держала царские скипетры, и длинной подвесной бородкой.

Композиция южного портика второго яруса повествует о знаменитой экспедиции в Пунт. Согласно официальным хроникам, снаряженная Хатшепсут экспедиция была настолько представительна, что местные жители, увидев мощь египетского флота и войска, сразу признали себя вассалами Египта. На рельефах храма в Дейр эль-Бахри представлены все подробности этой кампании. Художники детально изобразили флот Хатшепсут, особенности ландшафта Пунта с лесами благовонных деревьев, которыми так славилась эта страна. Здесь же представлены знаменитые царь и царица Пунта, приносящие дары Хатшепсут, включавшие драгоценные породы деревьев, благовония, притирания, шкуры животных, золото и невольников.


Хатхорические колонны

По сторонам от портиков расположены святилища Анубиса и Хатхор. Анубис был властелином некрополей, а территория самого Дейр эль-Бахри была издавна посвящена Хатхор, почитание которой давало людям надежду на обновление жизненных сил и возрождение после смерти. Оба святилища состоят из 12-колонных гипостильных залов, расположенных на террасе, и внутренних помещений, уходящих в глубь скалы. Колонны святилища Хатхор завершены хатхорическими капителями, выполненными в виде лица этой богини, а на стенах святилища изображена сидящая фигура Тутмоса II, руку которого лижет корова — священное животное Хатхор.Верхняя часть храма царицы Хатшепсут посвящена богам, даровавшим жизнь и египетской земле, и ее правителю. Вокруг по сторонам центрального двора третьей террасы расположены святилища Божественного солнца Ра и родителей Хатшепсут — Тутмоса I и Яхмес. В центре этого комплекса расположена святая святых, святилище Амона-Ра, которое было самой главной и самой сокровенной частью всего храма Дейр эль-Бахри.

Раз в год это святилище Амона становилось центром Прекрасного праздника Долины, во время которого священный образ Амона покидал стены карнакского святилища и отправлялся в заупокойные храмы фиванского некрополя. Рельефы, повествующие об этом празднике, занимают большую часть стен двора верхней террасы храма Хатшепсут. Зачастую росписи частных фиванских гробниц также связаны с этим торжеством, во время которого фиванцы приходили к своим умершим родственникам, приносили им в жертву цветы, вино, хлеба и фрукты и проводили целый день в гостях у предков, празднуя прибытие Амона-Ра на западный берег реки. Обойдя все царские храмы, ладья с божественной статуей торжественно вносилась в Джесер джесеру и проводила там ночь, чтобы утром вернуться на восточный берег реки в Карнак. Изображения на стенах святилища храма Хатшепсут показывают ладью, «плывущую» по «золотому озеру», то есть стоящую на особом священном постаменте, выполненном из чистого золота. Вокруг этого постамента располагались четыре емкости, символизировавшие четыре стороны света, наполненные ночным молоком священных коров. Факелы, размещенные вокруг ладьи, горели всю ночь; на заре их гасили в молоке.

Святилище храма символизировало утробу Хатхор, предвечной матери, проведя ночь в которой, солнечное божество возрождалось обновленным, омытое животворящим молоком, принявшим в себя его ночное свечение, которое символическим образом обозначал свет факелов. Посетив Хатхор, великую владычицу Запада, солнечный бог-творец получал новые магические силы для того, чтобы продолжить свое ежедневное циклическое странствие по орбите. Прекрасный праздник Долины был той отправной точкой ежегодного жизненного цикла, в которой солнечный бог переживал символическую смерть, чтобы утром вновь родится омоложенным, полным сил для борьбы с хаосом и силами зла.

Хатшепсут не жалела средств на возведение этого храма, который она строила «из любви к отцу своему Амону». Этот грандиозный замысел был воплощен руками зодчего Сененмута, фаворита царицы и воспитателя ее дочери Нефрура. Сохранилось несколько статуй этого архитектора, представленного вместе со своей воспитанницей. Изображения Сененмута встречаются и в Дейр эль-Бахри, однако, по всей видимости, их появление было тайным: расположенные около дверных проемов, они всякий раз оказывалась скрытыми открытой дверью. Кроме того, территории первой террасы храма Сененмут начал строительство своей гробницы, чтобы и после смерти оставаться как можно ближе к построенному им храму. Тем не менее, эта священная территория принадлежала Амону и Хатшепсут, и это посягательство священную землю, а возможно и другие причины, вызвало опалу Хатшепсут. Гробница зодчего, в которой было тщательно уничтожены все его имена, так и не была закончена.


Храм Хатшепсут: рельеф нижней террасы с изображением воинов

После смерти Хатшепсут египетский престол вновь вернулся к Тутмосу III. Стоит ли говорить, как он ненавидел свою мачеху, лишившую его царства на 15 лет? По приказу царя были переписаны все официальные хроники, имя царицы было заменено на имена этого правителя и его предшественников; все деяния и памятники царицы стали отныне приписываться преемнику Хатшепсут.Тем не менее, ее храм оставался важнейшим культовым центром. Террасы храма стали местом захоронения знатных фамилий жрецов Амона и Монту. В греко-римское время в святилище Дейр эль-Бахри, рядом с образами Амона были вырезаны изображения великих мудрецов и целителей Имхотепа и Аменхотепа, сына Хапу. Надежда исцелиться от болезней и вера в святость этого места приводила сюда множество людей; стены этого храма и по сей день хранят древние надписи с просьбами об излечении болезней и избавления от страданий.

В период раннего христианства храм Хатшепсут был превращен в коптскую церковь, а позже пришел в упадок, и превратился в руины.

Эдуард Навилль, начавший планомерные исследования этого района в 1891 году, даже не мог предположить, что храм Хатшепсут когда-нибудь удастся восстановить; многие фрагменты скульптуры и рельефов были вывезены за пределы Египта. Тем не менее, в 1961 году польские реставраторы взялись за восстановление этого комплекса, но их работа, продолжается и по сей день. Год за годом они собирают по крупицам и воссоздают рельефы, статуи, архитектурные элементы.

Благодаря стараниям реставраторов, храм вновь обрел третью террасу, откуда сверху вниз глядят на современных туристов осирические пилястры Хатшепсут. Губы царицы застыли в полуулыбке, и с них вот-вот сорвутся слова, начертанные на одном из ее обелисков:

Вот мечется сердце мое туда и обратно, думая, что же скажут люди, те, что увидят памятники, мной сотворенные, спустя годы и будут говорить о том, что я совершила… Не говори, что это похвальба, Но скажи: «Как похоже это на нее [ее величество Хатшепсут], как достойно отца ее [бога Амона]!».

Далее подробнее о храме Хатшепсут.Долина Дейр эль-Бахри («Северный монастырь», место названо по существовавшему здесь монастырю коптов), находится на дне природного каменного амфитеатра у подножия скалы. Эта священная долина была посвящена богине Хатхор, божеству с многочисленными атрибутами, но также связанному с заупокойным культом фиванского некрополя. В Дейр эль-Бахри было сооружено не менее трех храмов, расположенных вплотную один рядом с другим и посвященных соответственно фараонам Ментухотепу II, Хатшепсут и Тутмосу III.


Реконструкция вида храмов Дейр эль-Бахри во времена Тутмоса III.
Источник: А.Силиотти. Египет. Долина Царей.

Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Храмы Дейр эль-Бахри сегодня:
с высоты птичьего полета…


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках
…и со скальной тропы из Долины Царей.

Храм Ментухотепа

Царь Ментухотеп II (первый правитель XI династии, которому приписывается воссоединение Египта) первым построил храм, посвященный богине Хатхор, в священной долине. В отличие от других храмов Западных Фив, храм Ментухотепа II был настоящим заупокойным храмом, где умерший царь, обожествленный и почитаемый вместе с Амоном-Ра, был объектом поклонения в соответствии с новой теологической концепцией, которая впоследствии распространилась на храмы Миллионов лет Нового царства.


План храма Ментухотепа II.
Источник: А.Силиотти. Египет. Долина Царей.

Архитектурная новизна храма Ментухотепа II состоит в его многоэтажном плане. Дорога процессий начиналась от Храма долины и вела в огромный двор с создающими тень деревьями, высаженными параллельными рядами.


От двора начинался пандус, который шел через колоннаду к террасе, в центре которой находилась мастаба. На двор также выходил подземный туннель, ведущий к кенотафу, расположенному точно под мастабой.


В 1900 г. лошадь, на которой ехал Говард Картер, будущий первооткрыватель гробницы Тутанхамона, споткнулась. Так случайно был обнаружен вход в туннель, известный теперь как «Дверь лошади». В кенотафе Картер обнаружил знаменитую статую Ментухотепа из расписного песчаника, которая теперь хранится в Каирском музее.


Навилль, первый исследователь храма, считал, что храм был увенчан пирамидальной конструкцией.
В наше время большинство ученых склоняется к мнению, что такой пирамиды не было.
Возможно, сверху был холм, с высаженными на нем ивами черет – священными деревьями Осириса.

К западу от террасы и мастабы находился второй двор, окруженный колоннами и ведущий к скалистому святилищу, отведенному для царского культа, и к комплексу шести заупокойных часовен и шести гробницам царских невест и принцесс. Также во втором дворе был найден вход в другой длинный подземный туннель, ведущий в погребальную комнату, высеченную в горе в соответствии с концепцией, которая в конце концов нашла широкое применение в гробницах Долины Царей.

Храм Хатшепсут

Скульптурный портрет Хатшепсут, дочери Тутмоса I, из Дейр эль-Бахри (сейчас находится в Каирском музее). После смерти брата, Тутмоса II, Хатшепсут на 21 год стала регентшей при своем пасынке Тутмосе III, присвоила себе мужской титул Царь Верхнего и Нижнего Египта и повелела изображать себя с мужскими атрибутами (в частности, с накладной бородой).

Храм Хатшепсут, который носил имя «Джесер-Джесеру», «cвященнейший из священных», в настоящее время является наиболее внушительным сооружением Западных Фив. Храм, пришедший в руинообразное состояние, был раскопан в 1891 г. египтологом Навиллем, который первым предпринял попытку его реконструкции, позже эти попытки были продолжены Уинлоком и Барэзом, а много лет спустя Польским центром средиземноморской археологии, который проводит работы на этом месте с 1961 г. и по сей день. Эта хорошо документированная работа по реконструкции вновь придала памятнику тот грандиозный вид, который был свойственен ему в древние времена.Строительство храма Хатшепсут заняло 15 лет, но изучение памятника выявило, что первоначальный проект претерпел значительные изменения в ходе строительных работ. Место, избранное Хатшепсут для своего храма, было результатом точных расчетов – храм находился на оси карнакского храма Амона, и при этом на расстоянии всего лишь нескольких сотен метров по прямой от гробницы, которую царица повелела соорудить для себя в Долине Царей (KV 20) с другой стороны горы.

Как и в случае с храмом Ментухотепа II, храму Хатшепсут предшествовал ныне утерянный храм в долине, который был построен на берегу канала, связанного с Нилом. Отсюда начиналась обрамленная двумя рядами сфинксов дорога процессий, которая вливалась в первый двор, ограниченный на западе портиком с 22 колоннами, с двумя осирическими колоссами по бокам, представлявшими царицу и украшенными барельефами, которые в южной части (портик обелисков) иллюстрировали перевозку двух больших гранитных обелисков из Асуана и их воздвижение в карнакском храме, а в северной части (портик охоты) – ритуальные сцены охоты и рыболовства.


План храма Хатшепсут.
Источник: А.Силиотти. Египет. Долина Царей.

Вид на храм Хатшепсут со скалы

Общий замысел храма приписывается Сенмуту, «Верховному Распорядителю Амона», чья личная гробница была построена под первой террасой храма.


Сенмут хотел, чтобы сооружение вписывалось в окружающий пейзаж; в этом отношении он, очевидно, вдохновлялся концепцией строителей храма Ментухотепа. (Виктор Солкин подсказывает, что еще одним источником вдохновения служил террасный заупокойный храм царицы Яхмес-Нефертари в Абидосе. )
В древние времена от Нила к нижней террасе тянулась аллея сфинксов, сохранились пни высаженных вдоль нее деревьев. Табличка ручается, что это остатки тех самых драгоценных мирровых деревьев, что были привезены царицей из страны Пунт.

Часовня Хатхор


Схема часовни Хатхор.
Источник: А.Силиотти. Египет. Долина Царей.


Вид на часовню с тропы из Долины Царей.


Вход в часовню – со стороны портика Пунта храма Хатшепсут.


Хатхорические колонны


Стены по периметру вестибюля и гипостильного зала декорированы сценами празднеств в честь богини и сценами жертвоприношений Хатхор, предстающей на своей лодке в форме коровы.
Хатхор в образе коровы лижет руку царицы.


Традиционный орнамент: «… вся жизнь, стабильность и власть … вся жизнь, стабильность и власть …»
Немного однообразно, но зато по-царски жизнеутверждающе.


Северо-восточная стена: лодки и парад солдат царицы в честь богини Хатхор.


Изображение лодок изобилует интересными техническими деталями.
Это речные гребные суда, морские парусники мы увидим чуть позже.

Экспедиция в страну Пунт


p-wn-(n)-t

Самые интересные барельефы храма Хатшепсут иллюстрируют знаменитую морскую экспедицию в таинственную страну Пунт, снаряженную царицей. Египтяне предпринимали более или менее регулярные походы в страну Пунт еще со времен Древнего царства, главным образом для импорта ладана и мирра – сырья, отсутствовавшего в Египте, но необходимого для отправления религиозных культов (воскурения, мумификация) и использовавшегося в египетской медицине. Реальное географическое положение страны Пунт точно не известно. Логично предположить, что Пунт, который древние египтяне называли «Страной Бога», располагался на берегах Красного моря.

Учитывая довольно скромные навигационные навыки древних египтян (они были гораздо более опытными в речной, чем в морской навигации) и сравнивая среднюю скорость корабля в эту эпоху (приблизительно 3-4 узла) со временем, потребовавшимся на совершение экспедиции (около 30-40 дней пути по побережью при попутных северных ветрах, и около 3 месяцев обратного пути на веслах против ветра), представляется очевидным, что страна Пунт не могла находиться дальше мыса Гвардафуй. Наиболее вероятно, что она располагалась на побережье между Эфиопией, Эритреей, Джибути и Сомали.В этих широтах, как на африканском, так и на арабском побережье, действительно произрастают растения, из которых производятся ладан и мирра (босвеллия и коммифора), а они были самыми важными товарами страны Пунт. Изучение различных археологических объектов, привезенных из Пунта, демонстрирует их несомненное африканское происхождение. Барельефы демонстрируют много образцов тропической морской фауны, типичной для Красного моря, включая пресноводную и морскую рыбу. Это наводит на предположение о том, что страна Пунт располагалась в устье реки.


Сюжеты портика Пунта по Дж.Х. Брестеду (1962).
Ниже для ориентировки будем указывать номера по этой схеме [ в квадратных скобках ].
Источник: А.Силиотти. Египет. Долина Царей. + небольшая правка нумерации.

Раскрашенные барельефы с длинным текстом детально описывают путешествие вдоль берегов Красного моря (которое в древности называлось Великим Зеленым морем), прибытие в Пунт египетских судов, рисуют местные свайные жилища, растения и животных, жертвы и подарки, поднесенные царю и царице Пунта, повествуют о погрузке на борт кораблей важных материалов и сырья, весьма нужных египтянам: корицы, ароматического дерева, золота, смолы, мехов, но, прежде всего, «антиу» и «сенеджер» (мирры и ладана), о чем рассказывается в тексте, описывающем эту сцену: «Корабли были нагружены огромными грудами чудес страны Пунт: всевозможным драгоценным деревом Страны Бога, массой камеди мирра и живыми мирровыми деревьями, эбеновым деревом и чистой слоновой костью, зеленым золотом Аму, ароматическим деревом, которое называется «тишепес» и «хесит», ароматами, ладаном, сурьмой, бабуинами, мартышками и собаками, шкурами пантер с Юга, туземцами и их сыновьями. ..».Изобразив возвращение экспедиции в Фивы и взвешивание важных товаров, барельефы подходят к концу северной части портика, рисуя прибытие бога Амона в Дейр эль-Бахри по случаю «Прекрасного праздника Долины». Царица обращает к Амону длинную речь, подчеркивая значимость своего предприятия, которое сделало возможным открытие пути в Пунт. Затем барельефы живописуют ответную речь Амона, Господина Карнака, который, вознеся хвалы царице за все ее действия и за успех экспедиции, говорит, что он был рад, т.к. драгоценные товары из Пунта подтвердили, что он создал эту землю «на радость своему сердцу» и обеспечил конечный успех трудной экспедиции, чтобы получить выгоду от «всех хороших и красивых вещей из Страны Бога», удовлетворенный тем, что Хатшепсут таким образом исполнила его волю и почла своего божественного отца. Известно, что 31 мирровое дерево было доставлено в Египет в хорошей сохранности. Они были высажены в саду Амона в храме Карнака, хотя иные климатические условия, вероятно, помешали растениям прижиться, что позже заставило Тутмоса III и еще позже Рамсеса III предпринять новые экспедиции в Пунт.

Похоже, что в сценах, где действие происходит в Пунте, движение справа налево всегда отражает направленность из Египта в Пунт – так ориентированы корабли в нижней части, так же движутся египтяне, дарующие товары правителям Пунта. Тогда подписи на схеме Брестеда не совсем точны (во всяком случае, в русском переводе книги Силиотти):
– сцена [1] изображает скорее не отплытие флота из Египта, а его прибытие в Пунт – корабли направлены к земле, расположенной слева, два прибывших корабля уже спустили паруса; лодка привязана к мирровому дереву;
– сцена [5] вряд ли изображает подношения царям Пунта – процессия движется слева направо; в числе даров несут мирровые деревья, ведут обезьян и пантер.
Полностью здесь: Храм Хатшепсут

Источники:
http://www.bellabs.ru/Egypt/Hatshepsut.html
http://www.country.alltravels.com.u…_of_tsarina_Ha/

Билеты и туры — Храм Хатшепсут (в Дейр-эль-Бахари), Луксор

Нажмите, чтобы получать специальные предложения, информацию о путешествиях, советы и обновления от Viator. Не волнуйтесь, вы можете отказаться в любое время.

  • Обзор
  • Туры и билеты

Исторические туры

Автобусные туры

Экскурсионные туры

частные экскурсионные туры

Тур на полной день

Trips

.0002 Private and Luxury

Cruises & Sailing

Specials

Deals & Scounts

Бесплатная отмена

, вероятно, распродает

Skip-The-Line

Excline

New On Viator

962.


Часто задаваемые вопросы

Приведенные ниже ответы основаны на ответах, ранее данных туроператором на вопросы клиентов.

Вопрос:

Как лучше всего познакомиться с Храмом Хатшепсут (в Дейр-эль-Бахари)?

Вопрос:

Часы работы храма Хатшепсут (в Дейр-эль-Бахари)?

A:

Храм Хатшепсут (в Дейр-эль-Бахари) часы работы: ежедневно с 6:00 до 17:00. Покупайте билеты заранее на Viator. Если вы бронируете через Viator, вы можете отменить бронирование как минимум за 24 часа до даты начала тура, чтобы получить полный возврат средств.

Q:

Должен ли я заказать билеты в храм Хатшепсут (в Дейр эль-Бахари) заранее?

A:

Мы рекомендуем бронировать электронные билеты заранее, чтобы обеспечить себе место, так как храм Хатшепсут (в Дейр-эль-Бахари) может быть переполнен. Если вы бронируете через Viator, вы можете отменить бронирование как минимум за 24 часа до даты начала тура, чтобы получить полный возврат средств.

Q:

Сколько стоит посещение Храма Хатшепсут (в Дейр эль-Бахари) в 2023 году?

A:

В настоящее время входной билет в храм Хатшепсут (в Дейр-эль-Бахари) стоит 28,59 евро. Экскурсии с гидом по храму Хатшепсут (в Дейр-эль-Бахари) начинаются от 28,59 евро.на человека.

Подробнее туры по Luxor

  • Art & Culture
  • Audio Guides
  • Food & Drink
  • Средства для детей
  • Скорее всего, продают
  • .
  • Туры, экскурсии и круизы
  • Путешествия и транспортные услуги
  • Уникальные впечатления

Чем заняться рядом с Луксором

  • Чем заняться в Сафаге
  • Чем заняться в Асуане
  • Чем заняться в Хургаде
  • Чем заняться в Марса Аламе
  • Чем заняться в Шарм-эль-Шейхе
  • Чем заняться Чем заняться в Дахабе
  • Чем заняться в Абу-Симбеле
  • Чем заняться в Суэце
  • Чем заняться в Эйлате
  • Чем заняться в Каире
  • Чем заняться в Петре
  • Чем заняться на Красном море
  • Делитесь на Западном берегу
  • .
  • Гробница Мернептаха (Меренптах)
  • Долина знати (Гробницы знати)
  • Рамессеум (погребальный храм Рамзеса II)
  • Дейр-эль-Медина (Долина ремесленников)
  • Колоссы Мемнона
  • Medinet Habu (Temple of Ramses III)
  • Luxor Museum
  • Mummification Museum
  • Avenue of Sphinxes
  • Luxor Temple
  • Karnak Temple

Trending attractions

  • Hoover Dam
  • Molokini Crater
  • Colosseum
  • Эйфелева башня
  • Статуя Свободы
  • Побережье На Пали
  • Бурдж-Халифа
  • Тулум
  • Дорога в Хану (Hana Highway)
  • Лас -Вегас Стрип
  • Французский квартал
  • Alcatraz
  • River Sene
  • Sagrada Familia
  • Blue Lagoon

Скорее опыт, скорее всего, будет продаваться через Viator.

Мемориальный храм Хатшепсут | Луксор, Египет | Аттракционы

В Дейр-эль-Бахри взгляд сначала сосредотачивается на впечатляющих крутых известняковых утесах, возвышающихся почти на 300 м над пустынной равниной, только для того, чтобы понять, что у подножия всей этой невероятной красоты находится памятник еще более необычный, ослепительный Храм Хатшепсут. Почти современный храм прекрасно сочетается со скалами, из которых он частично вырезан – брак, заключенный на небесах. Большая часть того, что вы видите, была тщательно реконструирована.

Непрерывные раскопки и реставрация с 1891 года позволили обнаружить один из лучших памятников Древнего Египта. Должно быть, во времена Хатшепсут (1473–1458 гг. до н. э.), когда к нему подходила величественная дамба, усаженная сфинксами, вместо сегодняшнего шумного туристического базара, когда двор представлял собой сад, засаженный экзотическими деревьями и душистыми растениями. , и когда он был связан прямо на восток через Нил с Карнакским храмом.

Названный Джесер-джесеру (Святая Святых), он был разработан Сененмутом, придворным при дворе Хатшепсут и, возможно, также ее любовником. Если дизайн покажется вам необычным, обратите внимание, что в нем на самом деле было все то, что обычно есть в заупокойном храме, в том числе восходящая центральная ось и трехчастный план, но его нужно было адаптировать к выбранному месту: почти точно на том же месте. линия, как храм Амона в Карнаке, и рядом с более старым святилищем богини Хатхор.

Храм подвергался вандализму на протяжении веков: Тутмос III удалял имя своей мачехи всякий раз, когда мог; Эхнатон удалил все упоминания об Амоне; а ранние христиане превратили его в монастырь Дейр аль-Бахри (монастырь Севера) и исказили языческие рельефы.

Дейр-эль-Бахри считается одним из самых жарких мест на земле, поэтому рекомендуется посетить его рано утром, в том числе потому, что рельефы лучше всего видны при слабом солнечном свете. Вход в комплекс через большой двор , где все еще видны оригинальные корни древних деревьев. На момент написания статьи колоннады на нижней террасе были закрыты на реставрацию. Тонкий рельеф на южной колоннаде , слева от пандуса, имеет рельефы перевозки пары обелисков по заказу Хатшепсут из асуанских карьеров в Фивы, а на северной изображены сцены ловли птиц.

Большой пандус ведет к двум верхним террасам. Наиболее хорошо сохранившиеся рельефы находятся на 9-й0230 средняя терраса . Рельефы на северной колоннаде фиксируют божественное рождение Хатшепсут, а в конце ее находится Часовня Анубиса с хорошо сохранившимися красочными рельефами изуродованной Хатшепсут и Тутмоса III в присутствии Анубиса, Ра-Хорахти и Хатхор. Чудесно детализированные рельефы в Колоннаде Пунта слева от входа рассказывают историю экспедиции в Страну Пунт для сбора деревьев мирры, необходимых для благовоний, используемых в храмовых церемониях. Здесь изображены диковинные животные и экзотические растения, иноземная архитектура и пейзажи, а также разные люди.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *