Храм христа спасителя памятник какой войны: Отечественная война 1812 года. Храм Христа Спасителя

Отечественная война 1812 года. Храм Христа Спасителя

7 (19) декабря 1812 года

Идея возвести храм-памятник в честь победы в войне 1812 года родилась у Александра I вскоре после окончания войны. В декабре в Вильно император подписал Манифест о построении в Москве церкви во имя Христа Спасителя, в котором провозгласил, что «спасение России от врагов, столь же столь же многочисленных силами, сколь злых и свирепых намерениями и делами… есть явно излиянная на Россию благость Божия».

Попытка №1: грандиозный замысел

Практически сразу в Москве началась работа. В объявленном тендере на проект храма приняли участие такие известные архитекторы, как Осип Бове, Доминико Жилярди, Джакомо Кваренги, А.Н. Воронихин и многие другие. Однако победу одержал малоизвестный 25-летний архитектор Александр Витберг.

Проект А. Витберга

Молодой архитектор задумал возвести поистине грандиозное сооружение.

«Храм во имя Христа Спасителя! Идея новая. Доселе христианство воздвигало свои храмы во имя какого-либо праздника, какого-нибудь святого; но тут явилась мысль всеобъемлющая…этот храм должен быть величественен и колоссален, перевесить, наконец, славу храма Петра в Риме» — так восторженно писал о своей задумке Витберг.

Торжественная закладка нового храма произошла в октябре 1817 года, в пятилетие победы России в войне 1812 года. По замыслу зодчего, храм должен был возвышаться на Воробьевых горах, паря над Москвой. Непосредственное строительство храма началось в 1820 году. Материалы планировали доставлять из подмосковного села Васильевского баржами по Москве-реке.

Закладка храма на Воробьевых горах, 1817 г.

Однако в ходе разработок мраморную жилу разрушили, окрестные поля засорили камнями, затруднив земледелие, и владелец села Яковлев, отец Герцена, подал на Витберга в суд. К 1826 году выделенные на строительства средства иссякли из-за злоупотреблений подрядчиков.

Архитектор около года вел безрезультатную войну с чиновниками, однако избежать обвинения в коррупции ему так и не удалось. К этому времени скончался Александр I, покровительствовавший зодчему, и новый император Николай I повелел строительство прекратить и провести расследование. Вся вина за срыв работ была целиком и полностью была возложена на Витберга, который в 1835 году был сослан в Вятку.

Попытка №2: сбережение издержек

Комиссия же, обследовав место строительства, пришла к выводу, что почва на Воробьевых горах слишком непрочная и может не выдержать давления массивного сооружения. Поэтому Николай Iобъявил новый тендер на строительство храма на месте старинного Алексеевского женского монастыря, перемещенного в Красное Село. В тендере участвовали проекты архитекторов Ф.М. Шестакова, И.Т. Таманского, снова О.И. Бове и многих других, однако был принят проект

Константина Тона.

Новый проект храма не был таким новаторским и грандиозным, как проект Витберга, однако он был добротный и надежный. Как выразился один из современников, Тон «весьма хорошо уразумел, что в наше время не выдумывают новых языков, но совершенствуют и обогащают существующие наречия».

Храм в 1881 г.

Тон не повторял ошибок Витберга, к строительству подходил экономно и перепроверял практически каждый шаг подрядчиков. В результате ему удалось свести коррупцию к минимуму, и он несколько раз получал премии за «сбережение издержек». В 1839 году состоялась вторая торжественная попытка заложить храм, на сей раз удачная. Здание возводилось из кирпича и облицовывалось белым мрамором, который добывался у села Протопопово Коломенского уезда Московской губернии. К 1853 году наружная отделка храма была завершена, однако отделка интерьеров продолжалась еще 30 лет.

Память о войне 1812 года

В росписи храма принимали участие выдающиеся художники: П.В. Басин, Ф.А. Бруни, М.А. Врубель, К.Е. Маковский, А.Г. Марков, Т.А. Нефф и другие. Сюжеты росписей и убранства были подобраны митрополитом Филаретом так, чтобы даты церковных праздников совпадали с датами военных событий европейской войны 1812-1814 годов. Во впадинах нижнего коридора храма помещалось 177 мраморных плит с полным хронологическим описанием сражений. На 59 стенах помещались все значимые события той войны: от Высочайшего приказа армиям и рескрипта о вступлении французов в пределы России до указа Александра I Синоду об установлении празднества 25 декабря (по Юлианскому стилю). На мраморных плитах была увековечена память обо всех воинах, погибших, раненных и награжденных в ходе войны 1812-1814 годов.

Живопись храма, по замыслу Николая, должна была напоминать о милостях Господних, ниспосланных на Россию в течение девяти столетий христианства.

Судьба храма

Строительные работы окончательно были закончены в 1881 году, освящение храма планировалось приурочить к коронации Александра II, но российский император пал жертвой покушения народовольцев. Поэтому храм был освящен уже при Александре III, в 1883 году. В 1912 году рядом с храмом был воздвигнут памятник Александру III, однако простоял он всего шесть лет, и в 1918 году был разрушен большевиками.

Судьба храма вскоре повторила судьбу памятника: в 1931 году он был взорван, и на его месте началось возведение дворца Советов, прерванное Великой Отечественной войной. После войны в образовавшемся котловане был сооружен бассейн.

Разрушение Храма в 1931 г.

Восстановить храм заново правительство Москвы решило лишь в 1994 году. Проект храма был разработан архитектором М.М. Посохиным. Окончательно храм был воссоздан в 2000 году. Вместо мраморных скульптур фасад украсили скульптуры бронзовые, отлитые Зурабом Церетели. Круглые барельефы, располагавшиеся в закомарах, были заменены даже не на бронзовые, а на пластиковые. 

Твитнуть

Код для размещения ссылки на данный материал:

Хроника дня: Давыдов подходит к Гродно

Отряд генерала Васильчикова занял местечко Мосты. Отряд Д.В. Давыдова подходил к Гродно.

Персона: Константин Андреевич Тон

Константин Андреевич Тон (1794-1881), архитектор.

Происходил Константин Андреевич из семьи «золотых дел мастера» и в 1803-1815 гг. обучался в Петербургской Академии Художеств под руководством А.Н. Воронихина. В 1819 г. он отбыл в творческую заграничную командировку, из которой вернулся в 1828 г., после чего начал преподавать в Академии Художеств. Тон проектировал гражданские и культовые здания, был создателем так называемого русско-византийского стиля в русской архитектуре.

В 1829 г. Тон представил на конкурс проект Храма Христа Спасителя в Москве, который был утвержден Николаем Iв 1832 г. После этого и до конца жизни Тон пользовался неизменным расположением императоров Николая I и Александра II, а с 1857 г. он был официальным придворным архитектором. В конце 30-х годов XIX столетия создал проект реконструкции московского Кремля, пострадавшего в 1812 г.

В конце 30-х годов по его проекту был сооружен Большой Кремлевский дворец с парадными залами, названными в честь российских орденов Георгиевским, Владимирским, Александровским, Андреевским и Екатерининским.

В конце 40-х – начале 50-х по проекту зодчего было возведено новое здание Оружейной палаты. Все эти постройки существенно изменили облик московского Кремля. 

Ранее:


6 (18) декабря 1812 года
Наполеон в Париже
Персона: Юг Бернар Маре
Возвращение Наполеона в Париж: Франция и Европа

5 (17) декабря 1812 года
Бой у Лунна
Персона: Франц Алексеевич Рубо
Рубо — панорамных дел мастер

4 (16) декабря 1812 года
Константин Павлович прибыл в Вильно
Персона: Лев Николаевич Толстой
«Война и мир» Л.Н. Толстого


3 (15) декабря 1812 года
Платов вступил в Ковно
Персона: Афанасий Иванович Красовский
Сокровища Наполеона

2 (14) декабря 1812 года
Бой при Ковно
Персона: Василий Сергеевич Ланской
Польское государство в эпоху наполеоновских войн

Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя

Автор текста Н. А.Горелова. Публикуется с разрешения автора.

Традиция ставить храмы-памятники в честь важных исторических событий уходит в глубокое прошлое. На Руси, в отличие от европейских стран, не было принято устанавливать скульптурные памятники, увековечивающие знаменательные победы или прославленных военачальников. Во всех великих поворотах истории православные люди видели, прежде всего, промысел Божий, потому и строили именно храмы-памятники.

Храм Христа Спасителя является главным православным храмом России, и одновременно — это главный памятник великим событиям Отечественной войны с Наполеоном 1812 года. Я расскажу о драматической судьбе этой православной святыни: истории её создания, разрушения и воскрешения.

Мысль о строительстве храма, который мог бы стать достойным памятником победы России в Отечественной войне 1812 года принадлежала императору Александру I. После окончания войны был объявлен конкурс на создание проекта храма, и победителем неожиданно оказался молодой и мало кому известный художник Александр Лаврентьевич Витберг.
Желая участвовать в конкурсе, он серьёзно занялся изучением архитектуры и в результате появился проект, увлекший императора своей глубокой идеей. Говорят, что Александр I, выслушав вдохновенное объяснение молодого архитектора, прослезился и произнёс: «Вы заставили камни говорить!»

По мысли А. Витберга храм должен был состоять из трёх частей: нижний храм предполагалось устроить под землёй. Здесь, в полумраке, освещённом факелами, могли находиться захоронения всех погибших в Отечественную войну героев. Второй храм, в форме креста, должен был располагаться непосредственно на земле и символизировал жизнь человека. Отсюда по внутренней лестнице можно было попасть в верхний храм, наполненный светом — храм Духа, выполненный в форме круга. Всё сооружение венчал огромный купол.
12 октября 1817 года состоялась торжественная закладка храма на Воробьевых горах. Витберг был назначен начальником стройки. Но, как это часто бывает, будучи талантливым творческим человеком, он оказался не слишком практичным и предприимчивым руководителем грандиозной стройки. Строительство продвигалось крайне медленно, обнаружилось казнокрадство и недобросовестность подрядчиков. Во всех неудачах обвинили Александра Лаврентьевича Витберга; его осудили и отправили в ссылку в Вятку.

Проект А.Л. Витберга

Но мысль о сооружении храма-памятника была жива в русском обществе, и 10 сентября 1839 года состоялась новая торжественная закладка храма при новом императоре Николае I, на новом месте и по новому проекту архитектора Константина Андреевича Тона.
Место постройки храма выбрал сам государь. Он предложил возвести храм-памятник в районе улицы Волхонки, на территории, которую занимал древний Алексеевский женский монастырь. Постройки монастыря были разобраны, а сам монастырь перевели на московскую окраину, в Красное село. По легенде, игуменья монастыря приковала себя цепью к дубу, росшему посреди монастырского двора, и наотрез отказалась покидать свою обитель. А когда её насильно попытались увезти, прокляла это место, заявив, что никогда ничего здесь стоять не будет. 

Алексеевский монастырь


Храма Христа Спасителя. Храм по форме должен был напоминать древние русские соборы, выполненные в традициях византийской архитектуры. В строительстве, продолжавшемся 44 года, принимали участие тысячи мастеров и рабочих, лучшие строители, художники и скульпторы того времени. Роспись выполнялась художниками В.И. Суриковым, Г.И. Семирадским, И.Н. Крамским, В.П. Верещагиным, А.Т. Марковым и другими. Скульпторы М.А. Рамазанов, П.К. Клодт, А.В.Логановский в течение 20 лет трудились над созданием мраморных скульптур и горельефов, украсивших по периметру собор.
Главный алтарь храма был выполнен в виде мраморной часовни, завершенной шатром. 12 бронзовых дверей с изображениями святых, были отлиты по моделям известного скульптора Федора Толстого. Вся внутренняя облицовка храма была выполнена из ценных пород камня: тёмно-зелёного лабрадора, тёмно-красного порфира, пяти сортов разноцветного мрамора. На позолоту куполов пошло 25 пудов золота. Общая высота храма составила 104 метра, а внутри могли разместиться 10000 человек.
Храм стал своеобразным музеем Отечественной войны 1812 года. На 177 мраморных досках вдоль стен были увековечены имена героев и события Отечественной войны. В хронологическом порядке излагалось описание сражений, имена получивших награды, убитых и раненых; давалась информация об ополчении, пожертвованиях и т.п. Многие профессиональные историки приходили сюда за справками.

К.А.Тон

Проект К. А.Тона

А. Боголюбов. Москва. Волхонка. Масло. 1880.
Справа — снятие лесов с Храма Христа Спасителя

25 мая 1883 года состоялось торжественное освящение храма Христа Спасителя под звон всех московских колоколов и оружейную пальбу, при огромном стечении народа. На торжества были приглашены немногие оставшиеся в живых ветераны войны 1812 года. В те дни впервые прозвучала торжественная увертюра «1812 год», специально написанная великим русским композитором П.И. Чайковским ко дню освящения Храма. Ежегодно вокруг собора совершался крестный ход в память освобождения России от наполеоновских полчищ.
К 1883 году в сквере рядом с храмом Христа Спасителя установили одни из первых в Москве электрические фонари, а в 1912 году здесь появился памятник императору Александру III, при котором завершилось сооружение собора.
После русско-японской войны на стенах храма появились имена героев, павших в сражениях этой войны, а в дни первой мировой войны этот список стал пополняться новыми именами. Храм Христа Спасителя превращался в крупнейший воинский мемориал России. Было принято решение открыть недалеко от храма музей Отечественной войны 1812 года. Но, начавшаяся вскоре Первая мировая война нарушила эти планы, а после октябрьской революции 1917 года в жизни храма и вовсе наступили трагические времена.

На фото памятник Александру III, установленный рядом с храмом

Советская власть принесла новые идеи, новое мировоззрение. В 1918 году был разрушен памятник Александру III у храма Христа Спасителя. Начались открытые гонения на православную церковь, храмы и монастыри закрывались и уничтожались. Судьба одного из главных символов старой России — Храма Христа Спасителя была предрешена.
На его месте решено было начать строительство гигантского сооружения — Дворца Советов, задуманного как памятник грядущей мировой революции, как символ новой, советской власти. По замыслу главного архитектора проекта Бориса Иофана, Дворец Советов должен был представлять собой гигантскую пирамиду, увенчанную огромной, 100-метровой статуей Ленина. Советская пресса с восторгом писала, что по своим масштабам строящийся дворец должен был превзойти все существующие постройки мира: общая высота сооружения по плану составляла более 400 метров; Большой зал был рассчитан на 21 тысячу человек, Малый — на 6 тысяч; предполагалось устроить здесь огромные выставочные залы, библиотеку, фойе, комнаты отдыха.
Храм Христа Спасителя обнесли забором, и началось его разграбление. Сначала были изъяты вся драгоценная утварь, серебряные паникадила, позолоченные листы с куполов. Потом дошла очередь до ценных пород отделочного камня, кирпича и соборной мебели. Вокруг Храма, среди строительного мусора долго лежали разбитые мраморные скульптуры. Спасти удалось лишь несколько скульптурных горельефов (сейчас их можно увидеть на территории Донского монастыря) и по одной картине художников Г. Семирадского и В. Сурикова.

Фрагменты разрушенного памятника Александру III.
Фото 1918 года.

5 декабря 1931 года три мощных взрыва окончательно разрушили храм Христа Спасителя. Вскоре площадка была расчищена, и в 1937 году началось строительство Дворца Советов.
Но, начавшаяся Великая Отечественная война отвлекла внимание от этого проекта. В 1942 году каркас Дворца Советов разобрали на металл. После войны, когда пол-страны лежало в руинах, к идее возведения дворца уже не возвращались. Во время дождей и весной, когда таял снег, огромный котлован заполнялся водой. И вот, в 1958 году кому-то пришла в голову идея устроить здесь открытый бассейн «Москва».

Но идея возрождения храма на прежнем месте всегда жила в сердцах истинных любителей Москвы. В конце 80-х годов был создан Фонд воссоздания Храма Христа Спасителя. Начался всенародный сбор средств на восстановление храма. А 7 января 1995 года состоялась торжественная закладка храма. И вот, 19 августа 2000 года, в праздник Преображения Господня патриарх Алексий II совершил освящение Храм Христа Спасителя.
Этот храм максимально приближен к первоначальному памятнику, но многое появилось здесь заново. Конечно, храм строился с использованием современных строительных материалов и технологий. Температурный режим, вентиляция, противопожарная безопасность обеспечиваются специальной инженерной системой. С помощью лифтов можно подняться на смотровую площадку, откуда открывается захватывающий вид на Москву с 40 метровой высоты. А главное отличие состоит в том, что основной объём храма покоится на цокольной (стилобатной) части. Здесь находятся нижний храм Преображения Господня, музей, зал церковных соборов, трапезная и другие помещения.
Нижний храм появился не случайно. Помните проклятье настоятельницы Алексеевского монастыря? Так вот, в храме Преображения Господня восстановлены все престолы этого монастыря. Таким образом, по мнению создателей этого храма, возможно преодолеть пророчество игуменьи стоявшего на этом месте монастыря. Примечательно также, что стены нижнего храма облицованы камнем, добытым на родине Христа, в Вифлееме.
Музей Храма Христа Спасителя рассказывает об истории храма-памятника. Здесь представлены уникальные экспонаты времён Отечественной войны 1812 года, первоначальные проекты храма, документы об уничтожении святыни, конкурсные проекты Дворца Советов, многочисленные материалы, посвящённые воссозданию и современной жизни храма.
Храм Христа Спасителя — это не просто возрождённая православная святыня, но и возрождённый музей воинской славы наших предков, хранящий память о героях, защитивших Россию в Отечественную войну 1812 года.

Вернуться к предыдущему разделу

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ | HTCOC

В 1969 году с большой верой и 120 членами (Старейшина) Уэзерс основал Церковь Святого Храма Христа. В следующем году он оставил свою должность в USDA, чтобы служить пастором на постоянной основе в Holy Temple. В 1974 году он был рукоположен в сан епископа епископом Уильямом Л. Боннером, председательствующим Апостолом Церквей Господа и Спасителя Иисуса Христа. Сегодня Святой Храм является живым памятником 3 Иоанна 2, в котором говорится: «Возлюбленный! превыше всего желаю тебе преуспевать и быть в здравии, как преуспевает душа твоя». Членство росло и процветало по мере того, как Господь помазывал епископа Уэзерса мудростью, терпением и проницательным духом. Многие души были крещены во имя Иисуса и исполнены Святого Духа; многие души были исцелены чудесной исцеляющей силой Бога, а святые пережили огромный духовный рост и были благословлены процветанием. Само здание было оплачено за семь лет.

 

В соответствии с Исайей 54:13, «И все сыновья твои будут научены Господом, и велик будет мир сыновей твоих», Христианская академия Святого Храма была создана в 1982 году и закрылась в 2005 году. За это время в Академии обучалось сто двадцать учеников классов с К-4 по 8-й. Создание Академии было естественным результатом и расширением христианского образования, предоставляемого в Святом Храме по воскресеньям через Детский сад, Воскресную школу и Младшую церковь, в то время как службы проходят в Главном зале.

 

Господь благословил служение епископа Уэзерса и распространил его на столичный регион Вашингтона и всю страну. Под его руководством в исправительном учреждении Лортона в Лортоне, штат Вирджиния, было создано эффективное тюремное служение. Он вел еженедельные радиопередачи «ХОРОШИЕ НОВОСТИ», затем на WUST-1120AM, Вашингтон, округ Колумбия, по субботам с 14:30 до 15:00, которые транслировались более 20 лет. Он был членом Братства апостольских служителей в Вашингтоне, округ Колумбия, и Апостольского всемирного христианского братства со штаб-квартирой в Саут-Бенде, штат Индиана.

 

С бременем постоянного проникновения наркотиков епископ Уэзерс признал это духовной войной и организовал программу по борьбе с наркотиками, в рамках которой он проводил / спонсировал семинары по повышению осведомленности и распространению фактов и методов профилактики наркотиков среди молодежи, родителей, педагогов и местных чиновников.

 

Будучи предпринимателем, епископу Уэзерсу посчастливилось создать собственную дизайнерскую линию одежды, которая имела огромный успех. Кроме того, епископа Уэзерса вдохновила концепция «SMARTY, медведя без наркотиков». Это была первая попытка епископа Уэзерса опубликовать детскую книгу, и она рассматривается как начало литературного движения, которое побудит родителей и детей оставаться СВОБОДНЫМИ НАРКОТИКИ и стать одним из «НОВЫХ ДРУЗЕЙ SMARTY».

 

Епископ Уэзерс родился 3 мая 1926 года и перешел от славы к награде в воскресенье, 17 октября 2010 года. Его кафедра находилась на Капитолийском холме, но его послание проникало сквозь стены известняка, достигая самых разных миров и разных слоев общества.

Шипкинский монастырь. Памятник Церковь Рождества Христова

В двенадцати километрах от города Казанлык, на южной стороне Шипкинского перевала, находится первый в мире памятник русско-болгарской дружбы. Это Шипкинский монастырь с храмом-памятником Рождества Христова, построенным в конце 19 века.-начало 20 века в память о русских воинах, участвовавших в боях за Шипку и отдавших жизнь за освобождение Болгарии от турецкого ига.

Храмы-памятники строятся не часто, тем не менее, они есть в разных странах. В России, например, это Храм Христа Спасителя, воздвигнутый в ознаменование победы в Отечественной войне 1812 года. В Болгарии — собор Святого Александра Невского в Софии в память об окончательном освобождении этой страны от турки. И еще один, в той же стране и в честь того же события — храм-памятник Рождества Христова на Шипкинском перевале, который вместе с комплексом пристроенных к нему построек носит название Шипкинского монастыря.

Памятник — на память. Храм — чтобы внутри него была молитва за православных воинов, отдавших жизнь за своих друзей, освобождая их от ига разных конфессий. Колокола церкви Рождества Христова на Шипкинском перевале отлиты из тридцати тонн (!) стреляных гильз. Самый большой из них — дар русского мученика императора Николая II: он весит почти двенадцать тонн. Всего в храме на звоннице семнадцать колоколов. Их голос напоминает живущим сегодня о страшных и великих событиях, происходивших в Болгарии во время русско-турецкой победы 1877-1877 гг., в результате которой эта часть Балканского полуострова была окончательно освобождена от турок, а государственность Болгария была фактически восстановлена ​​после почти пятисот лет османской оккупации. …В память о православных воинах, сражавшихся в той войне, на стенах открытых галерей были установлены 34 мраморные плиты с названиями воинских частей и соединений русской армии, воевавших в этих местах. А в крипте храма-памятника прах героев той войны покоится в саркофагах.

Идею увековечить память павших в виде храма-памятника высказала мать знаменитого генерала Скобелева — Ольга Николаевна. Идея получила широкую поддержку: средства для будущего храма собирались и в Болгарии, и в России – жертвователями выступали как частные лица, от простых граждан до аристократов, так и целые организации, объединения и воинские части. Строительство под руководством графа Николая Павловича Игнатьева длилось семнадцать лет, начиная с 1885 г.

Автором проекта храма-памятника был русский архитектор Анатолий Осипович Томишко (автор таких зданий в России, как богадельня на набережной Волховки. Тюрьма Кресты и фельдшерская школа на Суворовском проспекте в Санкт-Петербурге, и позже — дача-дворец Николая II в Петергофе). На строительстве Шипкинского монастыря работала интернациональная бригада рабочих из Болгарии, России, Италии и других стран.

Помимо самого храма-памятника, зодчие возвели здесь келейный корпус для монашествующих, корпус приюта, корпус для паломников и духовную семинарию. Крестово-купольный храм Рождества Христова с квадратным наосом и тремя апсидами освящен к 25-летию Шипкинских боев — 25, 19 сентября. 02. Чин великой хиротонии совершил Митрополит Старозагорский Мефодий.

До 1934 года Шипкинский монастырь со всеми его постройками и прилегающим к нему земельным участком был экстерриториальной собственностью России (а позже — СССР), поэтому службы в храме Рождества Христова совершались священниками русской православной церкви. Церковь в соответствии со своим уставом. Однако летом 1934 года в Стамбуле, когда был подписан дипломатический протокол полномочным представителем СССР в Болгарии Федором Раскольниковым, объект был передан в собственность Болгарии под управление Священного Синода Болгарской Православной Церкви. Интересно отметить, что четверть века спустя, при патриархе Алексии I, внутреннюю роспись храма Рождества Христова выполнила бригада художников под руководством Н.Е. Ростовцева на средства Русской Православной Церкви.

После прекращения существования Советского Союза и блока стран социалистического лагеря приток паломников и туристов в Шипкинский монастырь значительно увеличился. Нередки и визиты в монастырь высоких гостей. В марте 2003 года президенты России и Болгарии вместе посетили храм-памятник. Среди прочего, главы двух государств оценили результаты ремонтно-реставрационных работ, которые компания «Балтийская строительная компания» провела здесь к 125-летию освобождения Болгарии от османского ига.

Недалеко от храма-памятника Рождества Христова находится кладбище русских эмигрантов, завершивших свой земной путь в Болгарии. Здесь похоронены многие известные люди – от воинов Белой армии до выдающихся русских спортсменов и гражданских лиц, многие из которых внесли свой вклад в развитие культуры и общественной жизни Болгарии. К началу нового века кладбище почти слилось с горным лесом — тем не менее, многие местные могилы поддаются восстановлению или воссозданию. С 2013 года в Болгарии действует комитет по восстановлению кладбища; разработан проект ее обустройства. В 2014 году возле церкви Рождества Христова был установлен памятный знак в память о тех, кто был похоронен на кладбище в 20-х – 70-х годах прошлого века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *