Храм христа спасителя тон: В Москве заложен храм Христа Спасителя

Содержание

Храм Христа Спасителя • Текст и иллюстрации эпизода • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсИстория московской архитектуры. От Василия Темного до наших днейАудиолекцииМатериалы

История храма-памятника, который начали строить в 1810-х годах в одном месте, а закончили спустя 70 лет — в другом

Автор Алла Аронова

В 1812 году произошло драматическое для истории Российской империи событие — русско-французская война, нашествие Наполеона, которое поставило империю на грань исторического существования. Победа в 1812 году спасла империю. Это было чрезвычайно важное событие, и мысль о том, что колоссальные усилия всего Российского государства в лице простых граждан должны быть увековечены, появляются в том же году. Сама по себе эта идея носит исторический характер, так как строительство храмов-памятников было характерно для средневековой архитектурной практики. Одним из ярких образцов был храм Покрова на Рву, построенный Иваном Грозным после завоевания Казани. 

 

Храм Покрова, что на Рву

Как архитектура собора Василия Блаженного связана с концом света и при чем тут храм Соломона

25 декабря 1812 года император публикует манифест о строительстве церкви во имя Спасителя Христа. Объявляется конкурс на его проект. Этот конкурс длился до 1815 года, и в нем принимали участие крупнейшие архитекторы рубежа XVIII–XIX веков — например, такие, как Джакомо Кваренги. Однако выбор императора пал на проект никому не известного архитектора Карла Витберга.

Карл Витберг. Гравюра с автопортрета. XIX векГосударственная публичная историческая библиотека

Следует отметить, что Витберг не был профессиональным архитектором. Он окончил Академию художеств по классу исторической живописи, и его участие в конкурсе было исключительно личной инициативой недавно выпустившегося молодого человека.

Для этого он самостоятельно стал изучать архитектуру. 

Причиной, по которой Александр I выбрал Витберга, во многом была их личная встреча, когда Витберг объяснил Александру I символическое содержание будущей постройки, в которой он хотел воплотить идею тройственности: оно должно соединять в себе идею тела, души и духа. Александру I, который после войны 1812 года склонялся к мистическим настроениям, символизм Витберга был близок и понятен. 

Эта тройственность определила архитектурные особенности предложенного Витбергом сооружения, которое он считал необходимым возвести на высоком берегу Москвы-реки, на Воробьевых горах: в XVII веке там находилась царская резиденция. Архитектурные особенности относились к так называемому позднему классицизму. Идеи этого стиля вышли из французской архитектуры, яркими его представителями были архитекторы Клод-Николя Леду и Этьен-Луи Булле. Для их работы характерны грандиозные размеры построек и эле­мен­­ты архитектуры императорского Рима.

 

Эти черты видны в проекте Витберга. Он создал гигантское строение 170 мет­ров в высоту в виде призматического объема, артикулированного с четырех сторон огромными колонными портиками  Портик — навес, который опирается на колон­ны, образуя открытую с одной стороны галерею, примыкающую к зданию. и увенчанного гигантским куполом, который опоясан колоннадой. Диаметр купола — 50 метров. В ниж­ней части склона должен был располагаться вход в подземную часть, оформлен­ный колоннадами, лестницами и двумя триумфальными колоннами наподобие колонн Траяна. 

Храм Христа Спасителя на Воробьевых горах. Проект Карла Витберга
Российская государственная библиотека

В 1816 году император утвердил проект Витберга, и 12 октября 1817 года в присутствии Александра I торжественно заложили храм на Воробьевых горах. Работы шли чрезвычайно медленно, и к 1825 году, когда умер Александр I, был лишь частично сделан котлован. Пришедший к власти Николай I уже в 1826 го­ду создает комиссию по проверке строительства храма Христа Спасителя, и комис­сия выносит вердикт: здание возвести невозможно. Проверка сопро­вождается началом судебного производства против Витберга, в результате архитектора ссылают в Вятку. 

Почему от проекта Витберга отказались? К неудаче привели неумение пра­вильно проектировать здание, непонимание важных моментов строи­тельства. Место, выбранное для грандиозного и, конечно же, чрезвычайно тяжелого сооружения было таковым, что при строительстве здания на бровке берега Москвы-реки оно должно было просто съехать с верхней точки к бере­говой линии.

Закрыв витберговский проект, Николай I объявляет второй конкурс на разра­ботку нового проекта храма Христа Спасителя в другом месте. Для сооружения выбирается излучина Москвы-реки — так называемое Чертолье  Местность называлась так из-за ручья Черторый, который здесь протекал. Сейчас это приблизительно то место, где находится площадь Пречистенские Ворота.. Для строи­тельства нового здания император приказывает разрушить стоявший здесь Алексеевский монастырь, возведенный в XVII веке. Несмотря на то что в новом конкурсе опять же приняли участие достаточно много практикующих архи­тек­торов, волевым решением император выбирает молодого архитектора Константина Тона.

Константин Тон, ученик известного петербургского архитектора Андрея Воронихина, построившего знаменитый Казанский собор, окончил Академию художеств по классу архитектуры. Несмотря на то что его архитектурная выучка была связана с освоением прежде всего классицистического языка, первые постройки, которые Тон возводит, свидетельствуют о том, что он улавливает новую архитектурную тенденцию. По сути дела, это время, когда на смену классицизму приходит увлечение различными историческими стилями. Это архитектурное явление назвали эклектикой, и оно существовало в русской и европейской архитектуре практически до конца XIX столетия. Константин Тон — один из первых представителей стиля эклектики. 

Выбор Тона главным архитектором храма Христа Спасителя определялся настроениями Николая I, для которого некой идеологической программой царствования становится теория графа Сергея Уварова, сформулированная как «Православие, самодержавие, народность».

 

Поиск русской идеи и понятие народности

Откуда взялось и что значило главное историко-философское понятие XIX века

Важно, что правление Николая I сопровождал страх перед революционными событиями, страх появления подобных настроений в русском обществе вслед за европейскими странами, прежде всего за Францией. Николай I стремится противопоставить европей­скому началу истинно народное, традиционное, то, что отличает Россию от Европы. На смену следованию за Западом, под влия­нием которого проходит весь XVIII и начало XIX века в лице Александра I, приходит новая, обращенная вовнутрь идеология. 

Храм Христа Спасителя. Начало XX векаWikimedia Commons

И выражением этой идеологии становится новый архитектурный стиль. Тон разрабатывает архитектурную идею храма Христа Спасителя с оглядкой на узнаваемые, знаковые черты русской средневековой архитектуры. Это пятиглавие с грандиозными луковичными главами, барабаны которых оформляют аркатурные пояса.

Это сам аркатурный пояс, который бежит по пряслам всех фасадов храма, отсылая к главному собору Московского Кремля — Успенскому. Наконец, это центрическая, крестообразная в плане структура, аналоги которой можно увидеть в планировочных решениях русских церквей XVI века, например церкви Вознесения в Коломенском. 

Храм, спроектированный Тоном, сохранял склонность к невероятной мас­штабности, которая была в первоначальной идее Витберга, но переводил эту масштабность в иные архитектурные формы, отсылающие к историческим национальным прототипам. Композиционная особенность храма состоит в том, что его крестообразное пространство наоса опоясано двухъярусной галереей. Здесь можно увидеть средневековые элементы в виде гульбищ  Гульбища — открытые или закрытые галереи, которые окружают здание церкви., которые были присущи крупным русским храмам, например таким, как храм Смоленской иконы Божией Матери в Новодевичьем монастыре. Однако, в отличие от средневековых, это опоясывающее гульбище имеет двухъярусную структуру.

Добавив опоясывающую галерею в архитектурный контекст храма Христа Спасителя, Тон смог соблюсти исходную идею построить храм-памятник, потому что в этой галерее был создан мемориал, посвященный участникам войны 1812 года. Фасады здания венчают киле­видные закомары — тоже узнаваемая черта, которая есть у целого ряда сооружений московской школы.

Храм Христа Спасителя. 1903 годLibrary of Congress

Несмотря на то что архитектурный облик тоновского храма Христа Спасителя напрямую говорит о средневековых русских образцах, следует отметить, что перед нами произведение именно архитектора XIX века. Классицистическая выучка проступает на фасадах храма Христа Спасителя. Мы видим грандиоз­ные полуколонны, которые обрамляют прясла собора, видим очень четко про­рисованную структуру каждой фасадной плоскости. Храм производит впечат­ле­ние рационально осмысленной средневековой постройки. Заверши­лись работы по возведению храма Христа Спасителя в 1883 году.

Начиная с постройки храма Христа Спасителя мы можем говорить о дли­тельном периоде развития эклектики в русской архитектуре. Особенностью ее метода была своеобразная всеядность, исторические стили разного регионального и временного происхождения использовались равнозначно. Эклектика, просуществовав с середины до второй половины XIX века, разру­шила в архитектурном сознании и эстетическом восприятии современников устойчивый образ Античности как главного приоритета красоты. Она осво­бодила архитекторов того времени от своеобразной околдованности класси­цизмом, классической формой и Античностью, открыла возможности свободного формотворчества, и это в полной мере проявилось в начале ХХ века, когда на смену эклектике пришел модерн.  

Расшифровка

Источники

  • Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя.

    М., 2000.

  • Кириченко Е. И. Храм Христа Спасителя в Москве. История проектирования и создания собора. Страницы жизни и гибели. 1813—1931.

    М., 1992.

  • Славина Т. А. Константин Тон.

    Л., 1982.

  • Снегирев В. Л. Архитектор А. Л. Витберг. Жизнь и творчество

    М., Л., 1939.

  • Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы).

    М., 1998.

Радио Arzamas«Я не очень поддавалась общим настроениям»

«Ученый совет» в «Радио Arzamas»: интервью с лингвистом Светланой Толстой — о синем снеге и арыках, эвакуации и филфаке МГУ, клопах и верблюдах, индоевропейских языках и экспедициях в Полесье

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Аудиолекции

10 минут

1/12

Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря

Что мы знаем о самых ранних дошедших до нас каменных зданиях Москвы и при чем тут архитекторы середины ХХ века

Читает Сергей Кавтарадзе

Что мы знаем о самых ранних дошедших до нас каменных зданиях Москвы и при чем тут архитекторы середины ХХ века

12 минут

2/12

Успенский собор Кремля

Почему итальянцу Аристотелю Фиораванти, чтобы построить главный московский храм, пришлось сначала его разрушить

Читает Сергей Кавтарадзе

Почему итальянцу Аристотелю Фиораванти, чтобы построить главный московский храм, пришлось сначала его разрушить

13 минут

3/12

Храм Покрова, что на Рву

Как архитектура собора Василия Блаженного связана с концом света и при чем тут храм Соломона

Читает Сергей Кавтарадзе

Как архитектура собора Василия Блаженного связана с концом света и при чем тут храм Соломона

13 минут

4/12

Церковь Троицы в Никитниках

Как архитектура Москвы изменилась при династии Романовых и что такое московское узорочье

Читает Алла Аронова

Как архитектура Москвы изменилась при династии Романовых и что такое московское узорочье

14 минут

5/12

Лефортовский дворец

Как выглядел типичный, но не самый знаменитый представитель нарышкинского барокко и при чем тут петровские банкеты

Читает Алла Аронова

Как выглядел типичный, но не самый знаменитый представитель нарышкинского барокко и при чем тут петровские банкеты

22 минуты

6/12

Сенатский дворец

В чем секрет дворцового купола и почему за несколько лет до постройки дворца сначала разобрали, а потом восстановили кремлевскую стену

Читает Алла Аронова

В чем секрет дворцового купола и почему за несколько лет до постройки дворца сначала разобрали, а потом восстановили кремлевскую стену

16 минут

7/12

Храм Христа Спасителя

История храма-памятника, который начали строить в 1810-х годах в одном месте, а закончили спустя 70 лет — в другом

Читает Алла Аронова

История храма-памятника, который начали строить в 1810-х годах в одном месте, а закончили спустя 70 лет — в другом

10 минут

8/12

Особняк Рябушинского

Откуда в Москву пришел стиль модерн и как один из его лидеров — Федор Шехтель — придумывал свои главные шедевры

Читает Айрат Багаутдинов

Откуда в Москву пришел стиль модерн и как один из его лидеров — Федор Шехтель — придумывал свои главные шедевры

14 минут

9/12

Дом Наркомфина

История знаменитого здания, в котором вместо квартир были ячейки, а туалет, гостиная и спальня располагались на разных уровнях

Читает Айрат Багаутдинов

История знаменитого здания, в котором вместо квартир были ячейки, а туалет, гостиная и спальня располагались на разных уровнях

16 минут

10/12

Главное здание МГУ

Как сталинская высотка объединила в себе американский небоскреб и русскую средневековую башню

Читает Айрат Багаутдинов

Как сталинская высотка объединила в себе американский небоскреб и русскую средневековую башню

14 минут

11/12

Дворец пионеров на Воробьевых горах

Как оттепель в архитектуре привела к появлению советского модернизма

Читает Айрат Багаутдинов

Как оттепель в архитектуре привела к появлению советского модернизма

19 минут

12/12

Дом «Патриарх»

За что мы любим и ненавидим современную московскую архитектуру и при чем тут Вавилонская башня

Читает Айрат Багаутдинов

За что мы любим и ненавидим современную московскую архитектуру и при чем тут Вавилонская башня

Материалы

Архитектура Москвы в деталях

Барабаны, кокошники, пилястры и другие характерные черты 12 зданий — героев лекций курса

Из каких городов выросла Москва

Рим, Нью-Йорк, Пекин и другие города, проявившие себя в московской архитектуре

Квартирный вопрос в Москве до революции

Барские квартиры, дачи в Кунцеве и 3 комн. для одинок. в тих. интелл. нем. сем.

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

Два проекта, 66 лет работы, 48 лет величия: факты о первом храме Христа Спасителя

20 сентября 2019, 07:30

Почти 180 лет назад, 22 сентября 1839 года был заложен храм Христа Спасителя на Волхонке. Изначально храм заложили на Воробьевых горах в пятую годовщину ухода французов из Москвы, но этот проект не был осуществлен. Строительство на Волхонке продолжалось более четырех десятилетий, и примерно столько же храм простоял: с момента его освящения в 1883 году до разрушения в 1931-м прошло 48 лет. 

Самые главные и неожиданные факты об истории создания храма Христа Спасителя — в материале ТАСС.

Как связаны храм Христа Спасителя и война 1812 года?

Проект храма Христа Спасителя, разрез. 1817 г. Архитектор А. Витберг

© xxc.ru

  • Храм Христа Спасителя изначально задумывался как храм-памятник участникам Отечественной войны 1812 года. Манифест о строительстве храма был издан 25 декабря 1812 года — в день, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России. Главный престольный праздник храма, отмечавшийся в этот день года — Рождество Христово — совпадал с ежегодными праздничными мероприятиями в честь победы в войне.
  • Знаменитая увертюра П.И. Чайковского «1812 год» исполнялась на освящении храма 26 мая 1883 года. По некоторым данным, ее премьера состоялась там же, в еще не освященном храме, даже раньше — 20 августа 1882 года.
  • На церемонии освящения храма в 1883 году присутствовали немногие из оставшихся на тот момент в живых ветеранов войны.
  • На стены нижней галереи храма нанесены имена героев войны 1812 года и заграничного похода русской армии, описания сражений и тексты императорских манифестов тех дней.

Каким мог бы быть храм Христа Спасителя?

Карл Магнус (Александр Лаврентьевич) Витберг

© xxc.ru

  • Первый проект храма, утвержденный императором Александром I, не имел ничего общего с тем, который был в итоге реализован. Храм должен был быть в несколько раз больше, иметь колоннаду из 600 трофейных французских пушек и состоять фактически из трех храмов, нижний из которых должен был стать поминальным храмом, в котором непрерывно служили бы панихиды по погибшим участникам войны. Автором этого неожиданно победившего проекта был Карл Магнус Витберг — 28-летний шведский лютеранин, масон, да еще и художник, а не архитектор (он принял православие под именем Александр Лаврентьевич).
  • Храм планировалось построить не на нынешнем месте, а на Воробьевых горах. При этом нижний храм должен был быть фактически прорыт в склоне.
  • Талантливый художник Витберг был слабым организатором: строительство застопорилось, деньги расхищались. В итоге после разбирательства при новом императоре Николае I Витберга сослали в Вятку с конфискацией имущества. Историки, однако, отмечают, что он, скорее всего, не был причастен к растратам, а просто оказался плохим руководителем.
  • Воцарившийся император Николай I выбрал для храма новое место. Называют разные причины такого решения: оседающую почву на Воробьевых горах, их тогдашнее местоположение «на отшибе» и трудности с подвозом стройматериалов к этому месту, а также прагматичность Николая I, который не оценил проект, выполненный в духе мистицизма, столь любимого Александром I. Хотя новый конкурс и проводили, император лично назначил архитектором Константина Тона, русско-византийский стиль которого ему нравился.

Что было на месте храма до его строительства?

Алексеевский женский монастырь в Москве. С картины К. Рабуса, 1838 год

© xxc.ru

  • На месте храма Христа Спасителя, для которого в итоге была выбрана площадка неподалеку от Кремля, с середины XVI века находился женский Алексеевский монастырь.
  • Для строительства храма монастырь был снесен. На этом основании возникла легенда, что игуменья монастыря Клавдия якобы прокляла место строительства храма, напророчив, что ни одна постройка не простоит на нем дольше полувека (первый храм Христа Спасителя простоял 48 лет).
  • Существует еще более конкретизированная версия легенды, в которой игуменья якобы сказала, что на месте строительства храма будет «лужа», — так Клавдии приписывают пророчество о возникновении здесь впоследствии бассейна «Москва».
  • Ни одна из версий легенды о проклятии игуменьи не имеет под собой исторического основания.

Сколько строили храм?

  • Первый храм Христа Спасителя строили почти столько же, сколько он простоял. Работы на территории начались в 1837 году, а торжественная закладка — 10 сентября 1839 года по старому стилю (22 сентября). Строительные леса были сняты в 1860 году, однако еще 20 лет продолжались работы по росписи храма, и лишь к 1881 году были завершены работы по обустройству площадки вокруг него. Таким образом, с момента начала активного строительства до освящения храма в 1883 году прошло почти 44 года (существовал он в итоге, напомним, 48 лет). А с момента закладки храма по первоначальному проекту на Воробьевых горах прошло и вовсе почти 66 лет.
  • Если отсчитывать от момента публикации манифеста Александра I о решении построить храм, то до освящения прошло и вовсе более 70 лет.

Что общего у храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца?

Вид на храм Христа Спасителя с колокольни Ивана Великого. Около 1900 года. В правой части снимка виден Большой Кремлевский дворец

© Fradelle & Young/Hulton Archive/Getty Images

  • У храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца один архитектор — Константин Тон. Более того, они возводились параллельно, начиная с 1839 года. В отличие от храма дворец был достроен уже к 1849 году.
  • На панораме Москвы того времени Кремль и строящийся на холме неподалеку храм были двумя доминантами, которые должны были среди прочего напоминать о единстве государства и церкви. Возведенный Тоном на территории Кремля новый дворец был призван подчеркивать это единство.

При чем здесь озеро Сенеж?

  • Озеро Сенеж в Солнечногорском районе Подмосковья фактически появилось благодаря храму Христа Спасителя. На самом деле это водохранилище, возникшее в ходе строительства Екатерининского канала между реками Сестра и Истра для доставки камня на стройплощадку храма. Гужевой транспорт не справлялся с огромными массами камня, необходимыми для строительства, а железных дорог на момент его начала в России еще не было.

Какой памятник стоял около храма?

Храм Христа Спасителя и памятник Александру III. Не позднее 1918 года

© Фотохроника ТАСС

  • В 1912 году недалеко от того места, где сейчас находится памятник Александру II, но ближе к реке, на углу храмовой площадки был открыт монументальный памятник его сыну — Александру III, в правление которого и был освящен храм и который даже короновался в день освящения. Огромный памятник простоял лишь шесть лет: в 1918 году он был разрушен большевиками. Пустой постамент простоял на этом месте вплоть до разрушения самого храма Христа Спасителя в 1931 году.
  • В настоящее время около восстановленного храма стоит памятник Александру II. Этот император не сыграл какой-либо заметной роли в истории храма, разве что в его правление было завершено непосредственно возведение храма без внутреннего убранства.

Где можно найти в Москве частицы взорванного храма?

Мраморная скамья из храма Христа Спасителя на «Новокузнецкой»

© Николай Галкин/ТАСС

  • Ответить на этот вопрос довольно сложно. Более-менее достоверно можно сказать следующее: мрамор из храма использовался для отделки трех станций московского метро — «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная»), «Охотный ряд» и «Кропоткинская», а на «Новокузнецкой» установлены скамьи из храма. В некоторых источниках упоминают также использование храмового мрамора для отделки гостиницы «Москва» и Библиотеки имени Ленина.
  • По мнению ряда историков и краеведов, четыре портальные яшмовые колонны из храма украшают не то зал ученого совета, не то приемную ректора МГУ (здесь данные разнятся).
  • Часть табличек с именами героев войны 1812 года была в перевернутом виде использована в качестве ступеней в Третьяковской галерее (это было обнаружено во время реставрации галереи в конце 1990-х годов, теперь эти таблички находятся в музее храма).
  • Также можно довольно уверенно говорить о том, что один из колоколов храма был перенесен на башню Северного речного вокзала.

 

Temple Of Christ The Savior Stock-Fotos und Bilder

  • CREATIVE
  • EDITORIAL
  • VIDEOS

Beste Übereinstimmung

Neuestes

Ältestes

Am beliebtesten

Alle Zeiträume24 Stunden48 Stunden72 Stunden7 Tage30 Tage12 MonateAngepasster Zeitraum

Lizenzfrei

Lizenzpflichtig

RF und RM

Durchstöbern Sie 2.436

Храм Христа Спасителя Фото и фотографии. Oder starten Sie eine neuesuche, um noch mehr Stock-Photografie und Bilder zu entdecken. jesus reinigung, den tempel in jerusalem — храм христа-спасителя фондовая графика, -клипарт, -мультфильмы и -symbolejesus im tempel gefunden — храм христа-спасителя стоковая графика, -клипарт, -мультфильмы и -symbolechristliche ostermesse kirche des хайлиген грабэс, иерусалим, израиль — храм христа-спасителя сток-фотографии и бильдериесус очищает veröffentlicht der tempel (луки 19,45-48), holzschnitt, 1890 — храм христа-спасителя сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и — Symbolertodoxe kirche der heiligen dreifaltigkeit, камчатка, россия. — храм христа-спасителя стоковые фотографии и бильярдный рисунок символа религий — храм христа-спасителя сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ ‘Христос в храме’ . «Двенадцатилетний Иисус в храме», впервые выставленный в 1879 году., вызвал скандал, когда критики ругали Либермана за … aber niemand legte die hände auf ihn, jesus christus — Temple of christ the savior stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbolejesus demagogie in der synagoge — храм Христа спаситель стоковая графика, -клипарт, -мультфильмы и -символы Иисуса в дер храме — храм христа-спасителя стоковая графика, -клипарт, -мультфильмы и -символы Иисуса Христос воздерживается в храме — храм христа спасителя стоковая графика, — клипарт, -мультфильмы и -symbolesimeon und anna in der tempel — храм христа-спасителя сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -symbolejesus christus lehrt in der synagoge — храм христа-спасителя сток-графика, -клипарт, -мультфильмы und -symbolejesus abstriten mit dem arzt — храм Христа Спасителя фондовая графика, -клипарт, -мультфильмы и -symboledriving das geld-changers — храм Христа Спасителя фондовая графика, -клипарт, -мультфильмы и -symbolejesus в синагоге — храм Христа Спасителя or stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbolejesus mit der gelernt kinder — храм христа-спасителя сток-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbolejerusalem israel kirche des Heiligen Grabes — храм христа-спасителя сток-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboledie witwe des (lukas 21, 1-4), holzschnitt, veröffentlichte 1886 anbieten. — храм Христа Спасителя сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -symbolefrau gefangenen bei ehebruch droht — храм Христа Спасителя сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символика zwölf-jahr-alten jesus im tempel, holzstich , вероффентлихт 1890 — храм Христа Спасителя сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символика Юнгфрау Мария и Иисус мозаика и жезл в соборе Святой Софии, nahaufnahme — храм Христа Спасителя сток-фото и бильдерди darstellung jesu im tempel (lukas 2), holzschnitt, 1890 veröffentlicht — храм Христа Спасителя стоковые графики, -клипарт, -мультфильмы и -символика geburt christi! вайнахтскриппе. — храм христа-спасителя фондовая графика, -клипарт, -мультфильмы и -symbolemann mit einem unreinen geist in der synagoge христос спаситель сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -symbolejesus abwicklung der tempel (viktorianischen gravur) — храм Христа Спасителя сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символизм zwölfjährige jesus, fotogravur, veröffentlicht 1886 — храм Христос Спаситель фондовая графика, клипарт, карикатуры и символическая фреска с изображением Иисуса в синагоге в церкви св. Христос Спаситель сток-графики, -клипарт, -мультфильмы и -symbolejesus sagt lassen sie die kinder zu mir. — храм Христа Спасителя сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -symbolegeburt der alten stadt staul einfach — храм Христа Спасителя сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -symbolejesus setzte auf einen höhepunkt des tempels — храм христос спаситель сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символХристос за рулем kaufen und verkaufen von Temple — храм Христа Спасителя сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -symboleicon lampe in der kirche — храм Христа Спасителя сток -fotos und bilderdie zwölf jahre alten jesus in der tempel — храм христа-спасителя сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -symbolejesus reigt den tempel (matthäus 21), holzstich, veröffentlicht 1862 — храм христа-спасителя сток-график , -clipart, -cartoons und -symboleattraktive geschäftsfrau betet im amt — храм Христа Спасителя стоковые фото и фотографииПредставление Христа во храме, около 1435. Художник Джованни ди Паоло. Презентация Иисуса в храме (лукас 2), хол zschnitt, veröffentlicht 1850 — храм Христа-Спасителя сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -symbolejungen jesus in der tempel — храм Христа-Спасителя сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -symboleold гравированные иллюстрации Христа, спорящего с врачи — храм Христа Спасителя стоковые фотографии и изображения Иисуса, стоящего на алтаре в синагоге в Назарете, служитель вручает ему свиток пророка Исайи, Евангелие от Луки — храм Христа Спасителя сток-график, -клипарт , -cartoons und -symbolekirche des retters auf verschütteten blutes — храм христа-спасителя сток-фотографии унд bilderjesus sitzt in der midts der ärzte — храм христа-спасителя сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -symboleheilige nacht. умри гебурт кристи! вайнахтскриппе. — храм Христа Спасителя сток-графика, -клипарт, -карикатуры и -символХристос в синагоге Назарета, ок. 1350. Художник: Anonymousjesus seinen nicodemus reinigt den tempel in jerusalem — храм христа-спасителя сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символХристос и женщина, взятая в прелюбодеянии, 1635. Художник Жак Калло.принося дар им храм саломос гравур — храм христа-спасителя сток- grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleder blinke erzählt den juden seine geschichte — храм Христа Спасителя сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -symbolebringing opfer im tempel salomos gravur — храм Христа Спасителя сток-график, — клипарт, -cartoons und -symboledie darstellung jesu im tempel — храм христа-спасителя фондовая графика, -clipart, -мультфильмы и -symboleantike fotos von heilige land, ägypten und naher osten: synagoge christi in nazareth — храм христа Спаситель сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символы и младенец Иисус — храм Христа Спасителя сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символЧеловек с нечистым духом в синагоге — Святой Марк, Глава 1Иисус Ферт die geldwechsler aus dem tempel (matthäus 21) — храм христа-спасителя фондовая графика, -клипарт, -мультфильмы и -символывитражи в церкви сант-денис-де-л’эстри: Иисус в храме. Мария дает Иисуса Симеону для благословения. за ней стоят анна и иосиф — храм христа-спасителя стоковые фото и бильдерхесус за рулем купцов (отметка 11, 15 – 17) — храм христа-спасителя сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символ фон 41

Сретение Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа в храме

Тропарь и кондак

Встреча Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа описана в третьем Евангелии (Луки 2:22-40). Через сорок дней после Его рождения Божественное Младенец был принесён в Иерусалимский храм для представления Господу. Согласно Закону Моисееву (Лев. 12:2-8), женщине, родившей ребенка мужского пола, запрещалось входить в Храм в течение сорока дней. По окончании времени своего очищения мать шла с ребенком в храм, чтобы принести в жертву Господу молодого ягненка, двух горлиц или голубей. Пресвятая Дева не нуждалась в очищении, ибо родила Источник чистоты и святости. Однако из смирения она выполнила требования Закона.

В это время в Иерусалиме жил праведный старец Симеон (память 3 февраля). Ему было открыто, что он не умрет, пока не увидит обещанного Мессию. По божественному вдохновению святой Симеон пришел в храм в тот самый момент, когда Пресвятая Богородица и святой Иосиф принесли Младенца Иисуса для исполнения Закона.

Святой Симеон принял на руки Божественного Младенца, 1 и, возблагодарив Бога, произнес слова, повторяемые Церковью каждый вечер на вечерне: «Господи, ныне отпусти раба Твоего с миром, по слову Твоему». ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех человеков, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Луки 2:29).-32). Святой Симеон сказал Пресвятой Деве: «Се, лежит сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий. и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Луки 2:34-35).

При храме находилась 84-летняя вдова, святая Анна пророчица, дочь Фануилова (память 3 февраля), «которая не отходила от храма, но постом и молитвами день и ночь служила Богу». именно тогда, когда святой Симеон встретил Божественное Младенца, она также благодарила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим искупления Иерусалима» (Лк. 2:38). В иконе Праздника она держит свиток, на котором написано: : «Этот Младенец утвердил Небо и Землю».

До рождения Христа праведники жили верой в обещанного Мессию и ожидали Его прихода. Праведный Симеон и пророчица Анна, последние праведники Ветхого Завета, удостоились встречи с Ним в храме.

Праздник Сретения Господня — один из древнейших праздников Христианской Церкви. У нас есть проповеди святых епископов Мефодия Патарского (+ 312), Кирилла Иерусалимского (+ 360), Григория Богослова (+ 389), Амфилохий Иконийский (+ 394), Григорий Нисский (+ 400) и Иоанн Златоуст (+ 407). Несмотря на свое раннее происхождение, этот праздник не праздновался так пышно до VI века.

В 528 году, во время правления Юстиниана, землетрясение унесло жизни многих людей в Антиохии. За этим последовали другие несчастья. В 541 году в Константинополе разразилась страшная чума, уносившая ежедневно несколько тысяч человек. В это время всеобщих страданий в праздник Сретения Господня был совершен торжественный молебен (лития) об избавлении от напастей, и моровая язва прекратилась. Возблагодарив Бога, Церковь установила более торжественное празднование этого праздника.

Церковные гимнографы украсили этот праздник своими песнопениями: святой Андрей Критский в VII веке; Святитель Косма, епископ Маиумский, святитель Иоанн Дамаскин и святитель Герман Патриарх Константинопольский в VIII веке; и святой Иосиф, архиепископ Салоникский в IX веке.

Сегодня мы также вспоминаем икону Пресвятой Богородицы, известную как «Умягчение злых сердец» или «Симеоново пророчество». Богоматерь изображена без Младенца, и семь мечей пронзают Ее грудь: три с левого бока, три с правого и один снизу.

На аналогичной иконе «О семи мечах» (13 августа) изображены три меча с левой стороны и четыре с правой. Память «Умягчение злых сердец» совершается также 13 августа.

Икона «Симеоново пророчество» символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона: «Тебе Сам оружие пройдет душу» (Луки 2:35)

В Константинополе императоры праздновали праздник во Влахернском храме во время Всенощного бдения, и этот обычай сохранялся до падения Византийской империи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *