Храм Парфенон — Пападопулос Панайотис
Парфенон – древнейший храм Греции, символ уникальной древнегреческой культуры и архитектуры. Парфенон окутан множеством фактов, мифов и легенд и весьма сложно узнать доподлинно, что происходило на самом деле, а что выдумали местные жители под влиянием своей собственной богатой мифологии.
Храм Парфенон
Содержание
Рождение Парфенона
Парфенон возвели во славу богини Афины, покровительницы великого одноименного города, в V столетии до нашей эры. Помпезный храм выстроили из мрамора на вершине горы в благодарность Афине Парфенос, за содействие в ожесточённой борьбе с персами, завершившейся триумфом греков в Марафонской битве. Античный храм должен был восславить память города и его жителей, так что на его постройку было затрачено огромное количество денег, которые, к слову, изначально предполагалось потратить на совершенствование военного дела. Но власти и жители города были согласны с тем, что выразить благодарность богине-покровительнице намного важнее нового флота, который можно было бы приобрести на ту же сумму – ведь как воевать, не задобрив богиню войны?
Скульптором для такого монументального храма был выбран самый лучший и искусный – Фидий. Большинство работ по декорированию храма он выполнил вручную, что придало неповторимый и потрясающий облик этому грандиозному строению. Когда строительство было, наконец, завершено, его открытие и освещение было привязано к празднику Панафинеи.
Греческая ваза с бегунами на Панафинейских играх, около 530 г. до нашей эры. В древней Греции ремесленники считались низшим классом, хотя сегодня их работа высоко ценится. Игры проходили в Афинах и оцененивались судьями.
Смерть Парфенона
Но времена меняются, и вот уже на эти земли пришло христианство – тогда Парфенон имени языческой богини Афины переименовали в Храм Святой Марии. Главная скульптура Парфенона отправилась в Константинополь. В 1460 году вновь пришли перемены, и здание преобразуют в мечеть – в Афинах стали хозяйничать турки. Однако, самый крупный урон Парфенону нанесла война турков с венецианцами. В роковой 1687 год пушечное ядро приземлилась на крышу Парфенона, разломав её и взорвавшись изнутри. Множество уникальных и прекрасных скульптур и декораций было бесследно стёрто с лица земли.
Сохранившиеся фрагменты скульптур, спустя 300 лет, перевезли в Англию. Там останки древнегреческого наследия хранятся по сей день.Архитектура
Храм выполнен в дорическом стиле. Прямоугольное сооружение окружает колоннада из 17 колонн. Античные мастера использовали всё своё умение и искусность, создавая изящный и лёгкий облик Парфенона: для сглаживания вогнутых линий архитекторы даже утолстили срединную часть колонн, и слегка их наклонили. Возможно, это не слишком заметно, но указанный нюанс делает храм настолько возвышенным и в то же время призрачным и воздушным.
Храм Парфенон обильно декорирован всевозможными барельефами и скульптурами, среди которых:
- Фриз, украшенный барельефами тонкой работы со сценами борьбы: на восточной стороне постройки, была изображена битва кентавров и лапифов;
- С юга можно было наблюдать поединок греков и амазонок, на севере прославлялись войны великанов и богов, а на западной стене была изображена Троянская война;
- Также на востоке Парфенона украшением служила сцена рождения Афины из головы её отца Зевса;
- Западный фронтон тоже не пустовал: здесь каменные скульптуры поведают о споре Посейдона с Афиной. Мудрая богиня переспорила божество морей и океанов, за что получила всю Атлантику;
- По внешнему фасаду храма тянулся изящный и торжественный ионический фриз, изображающий празднование Панафинеи. Прерывался он только к восточному торцу здания: здесь продемонстрирована картина, где жрец принимает новые одежды для Афины – кульминация праздника.
К сожалению, самая главная ценность Парфенона – монументальная и красивейшая статуя богини Афины авторства Фидия — не сохранилась. В музеях представлены примерные копии скульптуры, что даёт хоть небольшое представление о красоте почившего храма.
Иллюстрация интерьера Парфенона, в том числе Афина Парфенос
Все статьи про Грецию
Парфенон | izi.
TRAVELСамый большой прямоугольный храм на вершине горы: в длину 17 колонн, в ширину 8. Посчитали? Ошиблись? Не беда. Можете быть уверены – перед вами знаменитый Парфенон.
Парфенон – это храм, возведенный из редкого белого мрамора горы Пендели в честь богини Афины Парфенос (Девы), покровительницы города. Храм заслуженно носит звание восьмого чуда света и всемирно известного архитектурного шедевра. На протяжении веков Парфенон стоит под лучами палящего солнца, и его 10-метровые колонны успели «загореть». Этот храм уникален. Он поражает своей гармонией и красотой. При строительстве Парфенона древние архитекторы постарались создать оптический эффект абсолютной симметрии, и это им удалось. Обратите внимание: все колонны Парфенона немного сужаются кверху, а угловые чуть наклонены к центру храма. Причем если бы они продолжались ввысь, то сошлись бы на высоте примерно 2000 метров, образовав огромную пирамиду.
Первоначально на месте Парфенона стоял другой храм меньшего размера, также посвященный богине Афине. Он был разрушен персами. На его руинах во времена правления Перикла и было воздвигнуто классическое здание Парфенона. Архитекторами стали Иктин и Калликрат. Внутреннее убранство храма было доверено Фидию, известному скульптору. За время своего существования Парфенон использовался в качестве православного храма, мусульманской мечети и даже порохового склада турецкой крепости. В 1685 году в ходе войны между правящими тогда в городе турками и венецианцами боевой снаряд попал в Парфенон, вызвав взрыв всего склада. Большая часть стен и колонн храма была уничтожена, а многие из скульптур и украшений похищены. Сегодня они выставлены во многих музеях мира.
Особого внимания заслуживают фриз по периметру и фронтоны кровли Парфенона. Лента знаменитого фриза располагалась на высоте 12 метров над колоннами храма. На 92 плитах были изображены сцены битв Троянской войны, титанов, кентавров и амазонок. Над лентой возвышался восточный фронтон, темой которого являлось мифическое рождение Афины из головы Зевса перед изумленными богами Олимпа. При этом слева была изображена колесница бога солнца Гелиоса, восходящая из океана, а справа спускалась в воду богиня ночи Селена. Западный фронтон посвящен спору Посейдона и Афины за власть в городе. Ошибочно полагать, что все храмы тех времен были белыми. В древности фриз и фронтоны были окрашены в синий и красный цвета, а их детали отделаны золотом. На этом фоне ярко белели мраморные колонны.
Известно, что греки делали идеальные расчеты и всегда с определенным замыслом. Парфенон стоит ровно под углом 30 градусов от торжественного входа – Пропилей. Было рассчитано, что именно под этим углом он выглядит выгоднее всего для входящего в храмовый комплекс. Более того, все постройки на вершине горы расположены на одинаковом расстоянии друг от друга. Если провести круги, то храмы Акрополя повиснут как планеты, каждый на своем радиусе. Еще один интересный и мистический факт: Парфенон и храм Зевса в Олимпии находятся на абсолютно одинаковом расстоянии от Дельфийского оракула, а линии, их соединяющие, образуют равносторонний треугольник.
В древние времена внутри Парфенона стояла 10-метровая статуя богини Афины Парфенос (Девы) в военном облачении – в шлеме, со щитом в одной руке и статуей богини Победы Ники в другой, работы известного скульптора Фидия. Статуя была изготовлена из мрамора, слоновой кости и богато украшена листами чистого золота. Падающий на нее от горящих факелов свет выгодно подчеркивал все детали. Перед статуей располагался небольшой бассейн, для того чтобы испаряемая вода защитила слоновую кость от пересыхания. Статуя просуществовала вместе с Парфеноном 900 лет. В первые годы византийского периода величественная громадина бесследно исчезла.
По преданию, каждые четыре года в честь богини Афины, дочери Зевса, проводился праздник Большие Панафинеи, что означает «Праздник для всех афинян». Сначала устраивались спортивные и музыкальные соревнования, а затем афиняне собирались у подножия горы и торжественным шествием поднимались к Парфенону, чтобы поднести статуе богини Афины святое праздничное одеяние Пеплос и сделать жертвоприношение. Панафинеи, как и все спортивные мероприятия сегодня, заканчивались всеобщим застольем и почитанием бога Диониса.
В меньшем по площади зале Парфенона хранились лучшие сокровища города. Их охраняла сама Афина, божественная защитница города.
В большом зале Парфенона поклонялись самой Афине.
File: The Parthenon in Athens en.wikipedia.org
Автор: Steve Swayne flickr.com
Лицензия: creativecommons.org
Британника
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Спросить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Страница не найдена
Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.
Оружие и война
5 впечатляющих церквей в Германии
Факты показывают, что да, маски предотвращают COVID-19 и хирургические маски – это правильный путь.
Парфенон под любым другим названием?
Парфенон на Афинском Акрополе — одно из самых известных зданий древнего мира. Тем не менее, несмотря на его известность, оказывается, что на протяжении более 2000 лет мы, возможно, называли храм неправильным именем. «Я знал, что ученые на самом деле не понимают, почему его называют Парфеноном, — говорит археолог из Утрехтского университета Янрик ван Рукхайзен, — поэтому я начал изучать гигантскую головоломку из древних текстов, надписей и археологических находок». Его удивительная, возможно, даже еретическая теория предполагает, что «Парфенон», возможно, первоначально относился не к зданию, известному нам сегодня, которое иногда называют Великим храмом Афины, а к части совершенно другого храма на Акрополе.
Для ван Рукхайзена суть вопроса заключается в значении греческого слова парфенон — «комната для девственниц или незамужних девушек». Первое использование этого термина по отношению к зданию на Акрополе появляется в надписях, датируемых 434 г. до н.э. В то время храмы Акрополя были не только религиозными святилищами, но и служили банками и трофейными комнатами, где хранились золото и серебро, драгоценности, драгоценные артефакты, военные трофеи. Афинские чиновники ежегодно проводили подробные инвентаризации этих сокровищ, отмечая, где именно они хранились. Они перечислили местоположения, включая
Хотя современные ученые не всегда соглашались с местоположением и идентификацией каждой из этих комнат, почти все предполагали, что «парфенон» должен относиться к зданию, которое мы знаем сегодня как Парфенон, ассоциация, которую ван Рукхайзен считает проблематичной. Долгое время считалось, что Великий храм Афины получил свое прозвище Парфенон от огромной хризелефантиновой, или золотой и слоновой кости, статуи Афины Парфенос, или «Дева Афина», которая когда-то стояла в большой восточной целле здания. Но ван Рукхайзен обнаружил, что на самом деле очень мало доказательств, подтверждающих это объяснение названия сооружения, и что нет убедительных указаний на то, что Великий Храм Афины часто использовался или использовался девушками, девственницами или жрицами.
Однако, по словам ван Рукхайзена, есть еще одно здание на Акрополе, недалеко от Великого храма Афины, которое больше подходит под определение парфенона. Это загадочный священный комплекс, известный условно, но, как говорит ван Рукхайзен, вероятно, ошибочно, как Эрехтейон. Он включает в себя шесть скульптурных женских фигур в натуральную величину, называемых кариатидами, которые, как считается, представляют собой мифологических девушек ( parthenoi ), которые служат колоннами, поддерживающими крышу крыльца. Археологические данные показали, что когда-то Эрехтейон был богато украшен резными женскими фигурами. В этом священном месте молодые жрицы-девственницы совершали религиозные обряды, а некоторые, возможно, даже жили там. «В прямом смысле слова эта часть здания была настоящим «Парфеноном», — говорит ван Рукхайзен.
Сокровищницы Акрополя V–IV вв. до н.э. задокументировать конкретные предметы, которые хранились в парфеноне, в том числе предметы мебели и доспехи, захваченные у персов после их поражения в 479 г. до н.э. Битва при Платеях. Много сотен лет спустя писатель и путешественник Павсаний, живший во втором веке нашей эры, посетил Афины и, по-видимому, описал, что видел те самые предметы, которые веками ранее были зарегистрированы как «в Парфеноне», а не в том здании, которое мы сегодня называем Парфеноном, а в кариатидном здании. «Маловероятно, чтобы сокровища были перемещены из одного места в другое», — говорит ван Рукхайзен. «Поэтому парфенон должен быть известен как часть храма кариатид».
Ван Рукхайзен понимает, что не все согласятся с его гипотезой, но рад, что возобновились дискуссии о топографии Афинского Акрополя. «Парфенон так много значит для многих людей, как в Греции, так и во всем мире», — говорит он.