Храм построенный ярославом мудрым в киеве: описание, адрес, время и режим работы 2023

Спор Киева и Новгорода: чей Софийский собор красивее?

Спор Киева и Новгорода:
чей Софийский собор
красивее?
Выполнила: Щукина Маша 3 класс 8 группа
Цель: выяснить, какой из соборов
красивее
Задачи:
1) Изучить историю создания и особенности архитектуры
Новгородского и Киевского соборов.
2) Сравнить соборы.
3) Определить какой из соборов красивее, объяснить свой
выбор.
Киевский Софийский собор
Храм, построенный в первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом
Мудрым на месте победы над печенегами в 1036 году. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне
перестроен в стиле украинского барокко.
Летопись
Приказ о строительстве собора отдал в 11 веке Ярослав Мудрый.
В 1037 году на месте битвы киевлян с печенегами во славу победы
русских воинов князь повелел заложить каменную церковь Святой
Софии. В переводе с греческого имя «София» означает «мудрая»,
поэтому посвящение храма святой Софии воспринималось, как символ
христианской мудрости, знак победы православия над язычеством.
Храм, построенный в эпоху расцвета Киевской Руси, затмил все, что
создавалось в русской земле в предыдущие эпохи.
Умный и любознательный Ярослав Мудрый превратил религиозный
храм в культурный и общественно-политический центр Древнерусского
государства. Софийский храм в Киеве – это центр летописания,
переписывания и перевода книг и первой на Руси библиотеки,
свидетель киевских вече, приема иностранных послов и церемоний
«посажения» князей на киевский престол.
Строительство собора
Для
строительства
собора
Ярослав
Мудрый
пригласил
греческих мастеров. Главный храм
могущественной державы строили
2,5
года
40
зодчих
из
Константинополя,
не
считая
подмастерий.
Неизгладимое
впечатление на современников
произвели
огромные
размеры
собора – 55*37 метров.
Архитектурные особенности
Собор построили как крестово-купольный
храм с пятью нефами – продолговатыми
частями здания от входа до хоров,
покрытыми сводами. Собор венчали 13
куполов в виде пирамидальной
конструкции, символизирующей Христа и 12
апостолов
В центре храма – главный купол, четыре купола – над алтарной частью,
восемь – над западными углами здания. С трех сторон собор окружали два
ряда галерей – гульбища (открытые балконы), которые облегчали массу
собора, так что монументальное сооружение не «давило» на зрителей.
Кровлю собора покрыли свинцовыми листами, уложенными на каменные
своды купола.
Внутреннее убранство
Интерьер
Софийского
собора
сохранился с XI века. Центральное место
занимает подкупольное пространство в виде
креста. На севере и юге – открытые галереи.
В центре собора – хоры в форме буквы П, на
которые ведет винтообразная лестница.
Здесь князь молился, принимал послов и
обсуждал государственные дела.
В цилиндрах куполов – широкие
оконные
проемы,
пропускающие
естественный свет, так что подкупольное
пространство залито ярким светом, дальние
углы – в полумраке. Перегородки и
колонны украшены образами 500 святых.
На сводах куполов представлены сцены из
Библии, в медальонах – фигуры ангелов.
Мозаики
Особая ценность в убранстве Софийского собора – мозаики центрального купола,
его барабан, паруса, арки, два столпа и алтарь. 260 квадратных метров мозаичных
изображений XI века выполнены из смальты – кусочков цветного стекла с
вкраплением драгоценных камней. Разноцветье смальты получали, добавляя в
жидкое стекло соли и окислы металлов: железа, меди, свинца и олова. В палитре
мозаик Софийского собора 117 оттенков разного цвета.
Богоматерь Оранта
(Нерушимая Стена)
В алтаре – 6-метровое мозаичное
изображение Богоматери в ярко-голубых
одеждах. В мягком золотом мерцании
Богородица, поднявшая руки к небу, будто
просит Христа о снисхождении к грехам
человеческим.
Мозаика
«Богоматерь
Нерушимая Стена» увековечила образ,
защитивший киевлян в лихую годину
татарского нашествия. В 1240 году,
ворвавшись в Киев, татары безуспешно
били тараном в стену собора, где укрылись
горожане. Били с той стороны, где сияло
мозаичное
изображение
Богоматери.
Стена устояла.
Мозаика «Христос
Вседержитель»
В зените купола – строгий
лик Спаса Вседержителя в
медальоне размером 4,1 метра.
Образ
обрамлен
девятью
окружностями разных цветов.
Христос предстает как Царь
Небесный
и
Судия
на
предстоящем Страшном суде.
Христос восседает на троне в
той одежде, которую носил в
земной жизни. Правой рукой
он делает благословляющий
жест, в левой руке держит
свиток с законом.
Мозаика «Деисус».
Над алтарной аркой –
мозаичная композиция: три
лика в круглых медальонах,
Иисус, Дева Мария и Иоанн
Предтеча.
На
столпах
предалтарной арки – сцена
Благовещенья с архангелом
Гавриилом.
Мозаика «Евхаристия»
В средней части алтаря – мозаичная композиция причащения апостолов перед Иисусом
Христом «Евхаристия».
Мозаика «Евхаристия». Фрагменты:
Мозаика «Евхаристия». Фрагмент: Христос; Фрагмент: Ангел:
Новгородский Софийский собор
Главный православный храм
Великого Новгорода, созданный
в
1045-1050
годах,
кафедральный
собор
Новгородской митрополии. На
протяжении
столетий
духовный центр Новгородской
республики.
Один
из
древнейших
храмов
на
территории России. Возведен в
византийском стиле.
История
Софийский собор в Новгороде, выдающийся памятник древнерусского зодчества и
самый старый из дошедших до нас православных храмов на территории России, был
возведен новгородским князем Владимиром Ярославовичем по велению его отца
киевского князя Ярослава Мудрого. На строительство храма ушло пять лет: работы
велись с 1045 по 1050 год. Его освятил епископ Лука (Лука Жидята), русский священник,
которого князь Ярослав Мудрый, несмотря на возражения константинопольского
духовенства, избрал преемником новгородского епископа грека Иоакима.
Лука, ставший первым епископом русского происхождения, почитается Русской
православной церковью в лике святых. Он известен также тем, что является автором
первого собственно русского произведения духовной литературы «Поучение к братии»,
представляющего значительный историко-культурный интерес.
Как устроен собор
Архитектурные особенности
Собор представляет собой пятинефный крестовокупольный храм. У храма имеется три апсиды —
центральная пятигранная, и боковые — округлые. С
трёх сторон центральное строение окружают
широкие
двухэтажные
галереи.
Время
возникновения галереи и её первоначальный вид
являются предметом научных споров, но, вероятно,
она возникла уже в процессе строительства храма.
Собор имеет пять глав, шестая венчает
лестничную башню, расположенную в западной
галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в
форме древнерусских шлемов.
Основной объём собора (без галерей) имеет
длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями
длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м.
Роспись собора
Софийский собор был окончательно расписан
к 1109 году, однако от этой росписи остались лишь
фрагменты фресок центрального купола с
фигурами пророков и архангелов, в центре между
которыми до Великой Отечественной войны
располагался погибший от попадания снаряда
образ Христа Пантократора. Кроме того, в
Мартирьевской паперти сохранилось древнее
настенное
изображение
равноапостольных
Константина и Елены. Есть версия, что это
изображение должно было стать основой для
мозаики,
так
как
выполнено
сильно
разбавленными
красками.
Основная
сохранившаяся роспись храма относится к концу
XIX века.
Константин и Елена. Фреска в южной
галерее собора. Вторая половина XI века
Фигуры Константина и Елены написаны по розоватобелому грунту, положенному очень тонким слоем на
неровную кладку пилястра. Эта совсем особая техника
отчасти объясняет легкий, как бы акварельный характер
рисунка.
Св. Константин
Св. Елена
Пророки Даниил и Соломон. Фрески
в барабане купола. 1108
Полуфигура царя Соломона
Пророк Даниил
Пророк Иеремия
Святители Анатолий, Карп, Поликарп и Герман.
Фрески в световых арках алтаря. 1108
Поликарп, епископ Смирнский
Анатолий, патриарх
Константинопольский
Герман, патриарх
Константинопольский
Карп, епископ Фиатирский
Иконы
В соборе три иконостаса. Из них наиболее известны главный (иконы XV—XVI
веков, праздничный ряд икон XIV века хранится в экспозиции музея) и
Рождественский (XVI век, отдельные иконы — XIX век, икона «Спас на престоле» XIV
века). Среди икон особо выделяются:
Икона Божией Матери «Знамение»
Евфимий Великий
Антоний Великий
Савва Освященный
Тихвинская икона Богородицы
София, Премудрость Божия (XV век)
Находится в центральном иконостасе. Отличается большим
символизмом даже по сравнению с иконами того же типа. Например,
Премудрость в новгородской версии имеет красный цвет, означая
жертву Христа.
Сравнительная таблица
Киевский Софийский собор
Новгородский Софийский собор
Заложен в 1036
Построен в 1045-1050
Пятинефный крестово-купольный храм с
Пятинефный храм с широкими галереями
пятью апсидами, к которому примыкали два и мощной лестничной башней, имеет одну
пояса аркад-галерей. Мощные лестничные
лестничную башню и один пояс галерей.
башни, расположены в живописной
асимметрии у западных углов собора.
Построен Ярославом Мудрым
Построен Владимиром Ярославовичем,
сыном Ярослава Мудрого
Имеет тринадцать куполов,
образовывавших пирамиду
Имеет пять куполов
Выложенные из плинфы орнаментальные
фризы украшали фасады. Образ храма –
торжественный
Во внешнем фасаде нет украшений,
внешний вид здания монолитен и
статичен. Простота, строгость, асимметрия
Окна барабанов глав прекрасно освещали
огромные по площади залов.
Окна – узкие щели
Кирпичи
Известняк
Киевский строили византийцы по своим
византийским образцам
Новгородский храм строили русские
мастера. Новгородская София строилась
по западным канонам, так как у Новгорода
были большие связи с Европой
Внутри украшен мозаиками и фресками
Внутри украшен росписями и иконами
Схожи их названия
Какой из соборов красивее?
Оба храма – хороши. Новгородский Софийский собор скромный, сдержанный,
при этом величественный. Киевский Софийский собор — роскошный, богатый,
интересный.
На мой вкус, Киевский Софийский собор красивее, чем Новгородский.
Новгородский Софийский собор больше поражает своей мощностью, чем
привлекательностью. Киевский собор очень роскошный не только снаружи, но и
внутри. Его стены расписаны многочисленными мозаиками и фресками. Алтарь
сверкает золотом, а огромные окна впускают в помещение большое количество
солнечного света, освещая настенные рисунки.
Вывод: по моему мнению, Киевский Софийский собор красивее и роскошнее,
нежели Новгородский Софийский собор. Но, наверное, красота – не главное в храме.
Чтобы по-настоящему понять, какой из храмов тебе больше по душе, нужно побывать
в них: зайти внутрь, постоять перед алтарем, подумать, выйти прогуляться вокруг и
ощутить святость места. Надеюсь, что когда-нибудь я смогу там побывать.
Источники
• https://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=121&ch_l2=11&chap=8&lng=ru
• https://ru.wikipedia.org/wiki/Софийский_собор_(Новгород)
• http://saintsofiavnovg.ru/sofiyskiy-sobor/freski/
• https://foma.ru/sofiya-novgorodskaya-chto-nuzhno-znat-o-samom-drevnempravoslavnom-sobore-rossii.html
• http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/mozaiki_sofiyskogo_sobora.shtml
• https://architectureguru.ru/st-sophia-cathedral-in-kiev/

Софийский собор в Киеве

Храм Софии — Премудрости Божией в этом году празднует 990-летие со дня закладки и 970-летие со дня освящения.

Храм посвящен Софии — Премудрости Божьей. Он относится к произведениям византийско-киевского зодчества. Святая София — главное культовое сооружение Киевской Руси времен Ярослава Мудрого (1019-1054).

Нет общепринятой датировки строительства церкви. Утверждение о том, что в качестве ктитора выступил Ярослав, воздвигший храм в память победы над печенегами в 1036 году, неоднократно подвергалось сомнению. Высказывалось предположение, что собор заложил еще Владимир I Святославич, а завершение строительства и украшение здания фресками и мозаиками относится уже к правлению его сына Ярослава и происходило не позднее 1020-х годов. Однако это мнение не стало общепринятым. А. Поппэ и А. И. Комеч утверждают, что начало строительства храма относится к 1037 году.

В «Новгородской первой летописи» закладка князем Ярославом Софийского собора упомянута под 1017 годом. Однако в «Повести временных лет» говорится: «В лето 6545 (1037). Заложи Ярославъ городъ великый, заложи же и церковь святыя Софья, митрополью». Различие в датах, возможно, объясняется записью в Комиссионном списке новгородской летописи: «…заложи Ярославъ город Кыевъ, и церковь святыя София сверши». Собор, таким образом, строился в период с 1017 по 1037 год. В 1051 году в нем уже был хиротонисан Иларион, первый «митрополит из русских».

Однако нет полной ясности и в вопросе о том, какая из двух церквей — Богородичная Десятинная или Святая София — была кафедральным собором киевских митрополитов.

В 1950-1960-е годы в научном сообществе утвердилось мнение о двух этапах строительства собора. Полагали, что наружные галереи и башни были пристроены к общему массиву здания в конце XI столетия или даже позже. В настоящее время можно считать доказанным: храм во всем своем объеме возводился одновременно без существенных перерывов в строительстве.

Строительная техника и архитектурные особенности собора свидетельствуют, что его строителями были греки, приехавшие из Константинополя. Они возводили храм по образцам и согласно традициям столичного византийского зодчества, правда, с некоторыми отклонениями.

Храм построен в технике смешанной кладки: ряды квадратного кирпича (плинфы) чередуются с рядами камней, а потом покрываются известняковой обмазкой — штукатуркой.

Софию первоначально венчали тринадцать глав, образующих пирамидальную конструкцию. Ныне у храма 19 глав. В древности кровля состояла из уложенных на своды свинцовых листов. По углам храм укреплен контрфорсами — вертикальными опорами с внешней стороны стены, которые принимают на себя ее вес.

Для фасадов собора характерно обилие лопаток, которые соответствуют внутреннему членению пространства опорными столбами. Наружные стены галерей и апсид украшены многочисленными нишами.

С западной стороны, по византийской традиции, к храму примыкают две лестничные башни, ведущие на хоры и плоскую кровлю — гульбище. Во время богослужения хоры предназначались для великого князя, его семьи и приближенных. Однако имели они и светское предназначение: здесь князь, по-видимому, принимал послов и обсуждал государственные дела. Здесь же хранилось книжное собрание Софийского собора. Возможно, в отдельном помещении находился и скрипторий — мастерская по переписке книг.

Внутреннее пространство собора представляло собой равноконечный крест, с алтарной апсидой на востоке; с севера, юга и запада находились двухъярусные аркады. Над средней частью креста возвышался центральный купол. Главный объем здания окружали два ряда открытых галерей.

Вопрос о внутреннем декоре западной части главного нефа приобретает принципиальную значимость в связи с изучением ктиторской фрески с изображением семьи Ярослава Мудрого, расположенной на западной стене двухъярусной аркады.

В течение веков церковь претерпела многие изменения. При разгроме Киева Батыем в 1240 году она была разграблена. Впоследствии храм неоднократно горел, постепенно приходил в ветхость, подвергался «починкам» и переделкам.

В XVII веке София была «поновлена» митрополитом Петром Могилой в стиле украинского барокко и ее внешний вид стал весьма далеким от первоначального. Лучше всего уцелел восточный фасад с апсидами, где были расчищены фрагменты древней кладки.

Сохранились словесные описания Софии, созданные иностранными путешественниками XVI-XVII веков Эрихом Ляссотой, Павлом Алепским и другими, однако наиболее важным источником для воссоздания первоначальных форм постройки являются рисунки голландского художника Абрагама ван Вестерфельда. Он посетил Киев в 1651 году и сделал несколько зарисовок Софийского собора и его росписей.

Интерьер Софии Киевской в меньшей степени подвергся искажениям и сохранил часть своего первичного убранства. В храме сохранились самые ранние мозаики и фрески. Они также выполнены византийскими мастерами. На стенах собора были найдены нацарапанные надписи — граффити. Около трехсот граффити свидетельствуют о политических событиях прошлого, в них упоминаются конкретные исторические деятели. Наиболее ранние надписи дали возможность исследователям уточнить датировку внутренней отделки церкви.

София стала местом захоронения киевских князей. Здесь погребены Ярослав Мудрый, его сын Всеволод, а также сыновья последнего — Ростислав Всеволодович и Владимир Мономах. Вопрос о том, почему члены одного семейства были погребены в разных церквах, — в Софии и в Десятинной, — не получил у историков убедительного ответа.

Софийскому собору отводилась роль главного храма Киевской Руси и оплота христианской веры. На протяжении нескольких веков София Киевская была центром общерусской соборности и церковности, средоточием политической и культурной жизни страны.

Мозаики киевской Софии

Мозаика «Спаса Вседержителя» в зеркале центрального купола Софии Киевской — самый монументальный образ в искусстве Руси XI века. Диаметр медальона, в который он заключен, более четырех метров, расстояние от пола составляет 28,5 метра.

«Вседержитель» (греч. «Пантократор» — всевластный) является одним из главных канонических типов изображения Христа, где Он представлен как Царь Небесный и Судия на предстоящем Страшном Суде. Сын Божий изображается в возрасте своего проповедничества и в той одежде, которую он носил в своей земной жизни — в хитоне и гиматии. Христос восседает на троне, правой рукой Он делает благословляющий жест, а левой держит свиток или книгу с законом. Если книга раскрыта, то на страницах традиционно отображают различные речения Спасителя, содержащиеся в Евангелиях. Композиция отличается строгой фронтальностью и статичностью.

Распространение канона Христа — Царя Небесного относится ко времени государственного становления христианства — к IV-VI векам (известна равеннская мозаика без надписи середины VI века на триумфальной арке церкви Сант Аполлинаре ин Классе). На складывании этого иконографического образа оказала влияние позднеэллинистическая традиция изображения императоров.

В образе Пантократора заложена идея Богочеловеческого господства Христа над миром. Именование Иисуса Вседержителем указывает, с одной стороны, на Его Божественную природу: «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр 1:8). С другой стороны, такое именование связано и с человеческой природой Христа. Иисус становится Вседержителем, совершив второе творение, искупив крестной жертвой людские грехи и обновив человеческую природу. Бог Отец, по словам апостола Павла, «вводит Первородного во вселенную» (Евр 1:6).

Среди софийских мозаик «Спас Вседержитель» выделяется укрупненностью форм и цветовой контрастностью, дабы пришедшему во храм был ясно виден Царь Небесный.

Канон «Христа Вседержителя» распространен в двух изводах: изображения бывают в рост и поясные. Во всем православном мире в центральном куполе традиционно помещается поясное изображение Мессии. Эта традиция берет свое начало, по всей видимости, со второй половины IX века, со времени утверждения в Византии иконопочитания.

В куполах ранних христианских храмов зачастую помещалось «Вознесение».

По своим огромным пропорциям и манере кладки смальты фигура архангела близка «Пантократору» в главном куполе и «Богоматери Оранте» в конхе центральной апсиды. «Возможно, что все три изображения, — писал знаменитый искусствовед В. Н. Лазарев, — выкладывал один мозаичист. Во всяком случае, несомненна принадлежность «Пантократора» и «Архангела» одну мастеру, в пользу чего говорит совершенно одинаковый характер мозаичной кладки в лицах. Голова «Оранты» исполнена в несколько иной манере (более плотная пригонка кубиков), но приземистая пропорция этой фигуры и прямолинейные тяжелые складки одеяния сближают ее с изображениями в куполе. Поэтому имеются серьезные основания полагать, что исполнение самых крупных по масштабу фигур было поручено одному мастеру, чьей специальностью являлась работа на больших плоскостях, находившихся на значительном расстоянии от глаз зрителя».

Мозаика в Софии Киевской выполнялась мастером, склонным к крупным, монументальным композициям.

Он создал образ Христа с массивной головой, с укороченной шеей и прямоугольными плечами. На «Пантократоре», как и на византийском басилевсе, хитон пурпуровых тонов с золотой отделкой и красным клавом (нашивной вертикальной полосой). Поверх хитона надет голубой плащ, складки которого выложены смальтой темно-синего цвета и отделаны золотым ассистом (лучами, исполненными золотом). Борода почти полностью утрачена — она была дописана масляной краской при реставрации. Особенно красочно оформлен медальон, состоящий из девяти разноцветных кругов. Видимо, это реминисценция радуги, на которой восседал Христос при вознесении — это можно наблюдать в старой иконографии росписи храмового купола.

В киевском соборе им также созданы мозаика «Богоматерь Оранта» в конхе центральной апсиды и, по-видимому, «Архангел» в подкупольном пространстве храма.

В центральном куполе Софии Киевской «Пантократора» окружали четыре архангела — подобно церемониальной охране византийского императора при торжественном выходе. Это архангелы Михаил, Гавриил, Рафаил и Уриил. Из них сохранился только один, трудно сказать, какой именно, так как изначальных надписей нет.

Архангелы — начальники ангелов, они составляют высшую степень ангельского чина. Они благовествуют о Великом и Преславном (1 Фес 4:16), открывают тайны воли Божией, укрепляют в людях веру и просвещают их светом Святого Евангелия.

Единственный «Архангел» из мозаик Софийского собора дошел до нашего времени не полностью: имеются утраты в крыльях, а низ одежды и ноги были дописаны Михаилом Врубелем.

Фигура архангела огромна: ее высота составляет 3,85 метра. Пропорции архангела приземисты, и он выглядит тяжеловесным и грузным. На нем пышные одежды византийского императора. Он облачен в далматик синего тона — узкую длинную одежду из плотной ткани с широкими рукавами, надетую на пурпурную столу — длинную рубашку, наподобие туники, с узкими рукавами и обшлагами. Плечи и грудь начальника ангелов охватывает усыпанный жемчугами и драгоценными камнями лор, широкая и длинная полоса. На ногах красные сапожки. Далматик, стола, лор, обувь красных цветов — это атрибуты одеяния басилевсов и иконного образа архангелов.

Волнистые волосы архангела перетянуты тороками (или по-другому — слухами), означающими высшее знание. Через тороки ангелы получают повеления от Бога. В правой руке Архангел держит зерцало — сферу, на которой начертан установленный на Голгофе крест. Зерцало — символ предвидения, которое Бог передал своему ангельскому слуге. В зерцале архангел также читает повеления Господа. В левой руке архангел держит лабарум (хоругвь) — длинное древко с перекладиной, на которой закреплена ткань. На ней греческое слово «АГИОС», повторенное три раза: «Свят, Свят, Свят». Слова взяты из Откровения Иоанна Богослова: «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Откр 4:8). По преданию, первый церковный лабарум — штандарт с крестом — выставил Константин Великий в битве с Максенцием.

На восточных столбах подпружной арки помещены архангел Гавриил и Богоматерь, образующие композицию «Благовещение».

Описание явления Ангела Господня Деве Марии присутствует только в одном Евангелии — от Луки (Лк 1:26-39). На основе этого сюжета и построена иконография «Благовещения», которая весьма разнообразна, насыщена деталями и имеет несколько изводов благодаря дополнениям из многочисленных неканонических источников.

На софийской мозаике в руках Богородицы веретено с пурпурной пряжей, о котором евангелист Лука ничего не говорит. Однако, согласно апокрифическому «Протоевангелию Иакова» (XI, 1), когда к Пречистой Деве явился архангел с вестью о непорочном зачатии Спасителя мира, Она пряла пряжу для завесы Иерусалимского храма. «Благовещение с пряжей» стало одним из главных изводов в иконографии этого сюжета. Именно этот вариант «Благовещения» помещают на Царских вратах, которые ведут в святая святых — в алтарь. В мозаике отсутствуют какие-либо атрибуты конкретного места действия: это помогает указать на сокрытый и мистический характер начала Боговоплощения. Сведение к минимуму набора «рассказывающих» деталей — характерная особенность византийской иконописи эпохи македонской династии.

При выкладывании изображения Богоматери греческий мастер искусно использовал смальту различных оттенков синего: на Деве Марии хитон светло-синих тонов, а мафорий более темный, с густыми темно-синими складками, доходящими до черного цвета. Лик выложен розоватыми и белыми кубиками, сочетающимися в притененных местах с зеленовато-серыми. Справа от Богородицы греческая цитата из Евангелия, русский перевод которой: «[Я] раба Господня, да будет мне по слову твоему» (Лк 1:38).

Архангел Гавриил обращен к Богоматери. Правой рукой он благословляет, а в левой, как посланник Господа, держит жезл. Надпись гласит: «Архангел Гавриил: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою» (Лк 1:28).

Фигуры архангела и Девы Марии выполняли разные мозаичисты. Гавриил, в отличие от Богоматери, массивен и грузен, а складки его одеяний почти прямоугольны и ломки.

Мозаика Софийского собора является самым ранним сохранившимся «Благовещением» в древнерусском искусстве.

На снимках: Собор Святой Софии в Киеве, восточный фасад; реконструкция древнего вида храма; усыпальница Ярослава Мудрого в Софийском соборе; мозаики «Вседержитель», «Архангел» «Оранта», «Благовещение».

Подготовил Станислав Минаков по публикациям к.и.н. Юрия Пелевина на Российском общеобразовательном портале (www.school.edu.ru)

Эпическая всемирная история: Ярослав Мудрый

Ярослав Мудрый

Также известный как Ярослав, или Ярослав Мудрый по-русски, Ярослав Мудрый был великим князем Киева с 1019 по 1054 год, одним из самых ярких представителей династии Рюриковичей (Рюриковичей), который был наиболее известен в восточноевропейской истории как могущественный лидер раннее централизованное государство Киевская Русь. Он был сыном великого князя Владимира I (Владимира) (Владимира Великого).

Он также известен как искусный администратор, военачальник и дипломат, поставивший государство Киевская Русь на политическую карту средневековой Европы как одну из важных держав своей эпохи. В конце правления Ярослава в Ростове (ок. 988–1010) в его честь был основан новый город Ярослава (около 100 верст от Ростова). Затем его отправили править городом Новгородом в северной части Киевской Руси.

Ярослав предпочитал использовать наемников-викингов (варягов) в Новгороде (династия Рюриковичей, по сути, была потомком викингов). Викинги, привилегированные и любимцы князя, были жестоки и жестоки по отношению к местным жителям. В 1014 году Ярослав решил не платить дань своему отцу, великому князю Владимиру. Разгневанный отец приготовился драться с сыном, но вскоре умер от болезни.

После смерти Владимира его старший сын Святополк решил завоевать киевский престол. Чтобы помешать своим братьям взойти на престол, Святополк убил Бориса, Глеба и Святослава и завладел престолом. Святополк, прозванный Окаянным за убийство собственных братьев, был очень непопулярен среди простых горожан, воинов и знати в Киеве.

Ярослав, жизнь которого пощадила расстояние между Киевом и Новгородом, бросил вызов Святополку. Он очень полагался на помощь наемников-викингов, а также на новгородцев, которые были более чем счастливы помочь ему в битве со Святополком Окаянным. После долгой битвы со Святополком Ярослав победил его и захватил власть в 1016 г.

Святополк бежал в Польшу. Польский король Болеслав, заинтересованный в помощи Святополку в обмен на территориальные уступки, направил свои войска на Киев. Ярослав потерпел поражение в ожесточенной битве в 1017 году и бежал в Новгород. К 1019 году он собрал больше войск из Новгорода.

В решающей битве он победил своего брата и стал великим князем Киевской Руси. Ему потребовалось около двух десятков лет, чтобы утвердить свою власть над некоторыми отдаленными уголками своей страны, так как он воевал с другим братом, Мстиславом. С 1036 года Ярослав был единоличным правителем Киевской Руси.

Ярослав правил Киевской Русью около 35 лет, укрепив политическую и экономическую власть и превратив город Киев в один из величайших культурных центров Восточной Европы. Он был известен своими военными достижениями, поскольку он победил могущественных и разрушительных кочевников-печенегов на южной границе Киева в 1036–1037 годах.

Статуя Ярослава

В серии походов на западную границу в 1030—1040-х годах он ослабил Польское государство, отвоевал у Польши провинцию Галиция и расширил свои владения в Прибалтике, покорив эстонцев, литовцев и другие племенные союзы. Он также пытался бросить вызов политическому господству Византийской империи в юго-восточной Европе, но потерпел поражение в Константинополе в 1043 г.

Культурное и религиозное развитие Киевской Руси было значительно продвинуто Ярославом во время его правления. Он способствовал распространению христианства, которое было официально введено его отцом Владимиром в 988 году. Значительное количество религиозных и некоторых светских книг было привезено из Византийской империи и переведено с греческого на старославянский и старославянский языки.

Важно подчеркнуть, что тесные религиозные связи Ярослава с Византийской церковью способствовали будущей изоляции Руси от Римско-католической церкви и, следовательно, от латинской цивилизации. Ярослав понимал значение искусства. Он поощрял византийских художников и ремесленников, особенно архитекторов, селиться в его столице.

В царствование Ярослава были построены новые храмы и основаны первые русские монастыри, что обозначило центральную роль христианской церкви в государстве. Монументальный собор Святой Софии и Золотые ворота Киевской крепости стали самыми известными образцами киевского зодчества. По приказу Ярослава правовая система страны была кодифицирована и дополнена изданием свода законов под названием Ярославово правосудие (Правда Ярослава по-славянски).

Ярослав постоянно заменял вождей племен своими сподвижниками, активно преследовал языческих вождей и подавлял язычество. Эти действия в дальнейшем способствовали превращению восточнославянских племенных союзов в динамичное феодальное государство и укреплению позиций духовенства в политических делах. В 1051 году Ярослав впервые без участия Константинополя назначил местного митрополита Илариона.

Ярослав вел очень активную внешнюю политику; он поддерживал и продвигал международную торговлю. Русские купцы успешно торговали вплоть до Византийской империи, Франции, Венгрии, Норвегии и Персии.

Он заключил союзы с несколькими центральноевропейскими и западными державами посредством династических браков, так как его дочь Елизавета была замужем за Харальдом III из Норвегии, дочь Анна — за Генриха I из Франции, а Анастасия — за Андрея I из Венгрии. Ярослав был женат на шведской принцессе, а его сестра вышла замуж за византийского принца. Это закрепило высокий авторитет государства Киевская Русь и династии Ярославов в Европе.

Ярослав умер в 1054 году, уважаемый как успешный строитель централизованного государства Киевская Русь. В своем завещании он разделил свои владения между пятью сыновьями, доверив киевский престол своему старшему сыну Изаславу. Однако вскоре после смерти Ярослава государство было расколото его честолюбивыми, но недальновидными сыновьями.

Православная вера — Том III — История Церкви — XI век — Киевская Русь


Том III — История Церкви

Одиннадцатый век

Киево-Печерская Лавра

В Киевской Руси в XI веке расцветала новая христианская вера. Святой Антоний (ум. 1073) основал в Киеве знаменитый Печерский монастырь – Киево-Печерскую Лавру. Преподобный Феодосий (ум. 1074), ее величайший святой, стал именоваться «основателем русского монашества». Святитель Феодосий последовал примеру смиренного Христа евангельского в евангельской форме духовной жизни. Эта форма стала известна как русский кенотизм, что означает жизнь в самоотверженном смирении и братолюбии (ср. Флп. 2, 6). Киево-Печерский монастырь был крупным центром христианской благотворительности и общественной заботы, а также духовно-интеллектуального труда и просвещения.

Святые Борис и Глеб

К лику киевлян причислены братья Борис и Глеб, сыновья святого Владимира. Они отказались сражаться со своим старшим братом Святополком в борьбе за власть после смерти их отца в 1015 году. Хотя они могли сражаться против Святополка и, несомненно, их поощряли к этому их воины, два молодых брата отказались сражаться, так как не для того, чтобы поднять оружие против своего брата, а для того, чтобы спасти жизни многих с обеих сторон. Как «страстотерпцы», подставившие другую щеку для совершенно невинных страданий и положившие свои души за то, чтобы жили другие, святые Борис и Глеб были канонизированы Русской Церковью в 1020 году, всего через пять лет после их кончины. Эти первые русские святые по сей день почитаются и любимы с особой преданностью соотечественниками.

Ярослав Мудрый и святая Анна Новгородская

Ярослав (978–1054) был еще одним сыном святого Владимира. Он стал великим князем киевским в 1019 году, победив в битве нечестивого Святополка. Он хорошо правил в течение 35 лет до своей смерти в 1054 году. Во время его правления Киев процветал как крупный торговый центр, а его программа строительства сделала его столицу самым величественным городом в Европе после Константинополя. Его главным достижением стало строительство собора Святой Софии, который стоит до сих пор. Он также собрал множество переводчиков, чтобы продолжить работу по переводу огромного сокровища богословских сочинений и гимнографии греков на славянский язык. А в его время русские князья и княгини стали жениться на многих королевских семьях Западной Европы.

Жена князя Ярослава — святая в Церкви — почитается как святая Анна Новгородская. Она была дочерью первого христианского короля Швеции, короля Олафа Скетконунга. Она принимала активное участие вместе с мужем в управлении их владениями, иногда даже вступая с ним в бой, а иногда помогая заключать мирные договоры с врагами государства. У них было семеро сыновей и три дочери, которых великий оратор Иларион, впоследствии ставший митрополитом Киевским, объявил преданными христианской вере. Один из них, Владимир, также является святым в Церкви. Незадолго до своей кончины княгиня приняла схиму и поступила в монастырь, построенный ими с мужем в Киеве, проявив тем самым свое глубокое благочестие и смирение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *