История прихода | Приход храма Ярослава Мудрого
В 2011 году в г. Ярославле начато строительство храмового комплекса в честь основателя города – благоверного великого князя Ярослава Мудрого.
Это первый в России храм в честь князя Ярослава. Особенно важен он для города Ярославля, основателем и небесным покровителем которого является святой князь.
Первым этапом строительства стало создание быстровозводимого малого храма в честь Ярославской иконы Божией Матери. Закладка храма была совершена митрополитом Ярославским и Ростовским Пантелеимоном 22 августа 2011 года, а уже 30 ноября этого же года митрополит Пантелеимон совершил чин великого освящения нового храма и первую Божественную Литургию. С этого дня богослужения совершаются ежедневно.
На настоящий момент завершен основной объем благоустройства территории малого храма, идут работы по написанию икон в иконостас.
При храме с осени 2014 года ведутся занятия с детьми в воскресной школе и с 2012 года существует православный детский хор, проводятся регулярные богословские беседы. Клирики храма на постоянной основе ведут занятия по Основам Православной культуры в Училище олимпийского резерва по хоккею.
Храм в честь благоверного великого князя Ярослава Мудрого. Вид со стороны алтаря
Второй этап строительства – возведение основного храма в честь благоверного великого князя Ярослава Мудрого. На сегодняшний день получено благословение Правящего Архиерея и освящено место строительства будущего храма. Проведены необходимые геологические и топографо-геодезические исследования участка, завершается разработка проектно-сметной документации.
В основу композиции храма положены приемы шатровой архитектуры Руси XVI века. Храм крестообразный в плане, шатровый, имеет световую главку с окнами и люкарны в шатре. Состоит из основного объема, трапезной с колокольней и двух боковых притворов с шатрами и главками. Особенностью храма является наличие подклета (цокольного этажа), в котором расположены служебные помещения (класс для воскресной школы, ризница), а также крестильня – место для совершения Крещения полным чином (полным погружение в святую воду).
Третий этап – строительство комплекса Православного детского сада. В первом городе, основанном как православный город, может появиться первый Православный детский сад.
Детский сад рассчитан на 4 группы по 20-25 человек. Помимо существующих образовательных стандартов дошкольного образования в группах будут проводиться соответствующие занятия по основам Православия, будет вестись патриотическая воспитательная работа.
В настоящее время разработан эскизный проект Православного детского сада. Проводятся процедуры по оформлению дополнительного земельного участка, необходимого для полноценного функционирования дошкольного образовательного учреждения, сбор технических условий.
Площадь здания православного детского сада составит 1300 квадратных метров. Проект предусматривает обязательное соблюдение соответствующих норм и требований для дошкольных образовательных учреждений.
(6191)
ЖИТИЕ БЛАГОВЕРНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ЯРОСЛАВА МУДРОГО
Святой благоверный князь Киевский Ярослав Владимирович (Мудрый), во святом крещении Георгий, родился в 978 г. и был сыном святого равноапостольного великого князя Владимира и полоцкой княжны Рогнеды. Еще при своей жизни произведя первый раздел земель между сыновьями, князь Владимир посадил Ярослава в Ростове. В годы княжения в Ростове, молодой князь Ярослав на месте завоеванного его воинами поселения Медвежий Угол основал город Ярославль как военный княжеский форпост на устье речного пути от Ростова к Волге. Согласно «Cказанию о построении града Ярославля», одновременно с самим городом князем Ярославом была заложена деревянная церковь пророка Илии, который являлся борцом с язычеством, в честь того, что в Медвежьем Углу в день памяти этого святого князь выдержал бой с ритуальной медведицей, преодолев местные языческие культы.
По смерти старшего сына Вышеслава, князь Владимир перевел Ярослава в Новгород, где он и узнал о смерти отца. После смерти Владимира началась жестокая междоусобная борьба за Киевский престол. Старший сын Владимира Святополк вероломно убил своих братьев Бориса и Глеба и ценою крови братьев стал великим князем киевским. В замыслы Святополка, прозванного в народе Окаянным, входило и устранение Ярослава. Получив известие от своей родной сестры Предславы о намерениях Святополка, Ярослав с новгородцами и варягами выступил к Киеву. У Любеча после 3-месячного противостояния Ярослав победил Святополка, которому удалось бежать под защиту своего тестя, польского короля Болеслава Храброго.
В 1018 г. войско Болеслава и Святополка вторглось на русскую землю и подошло к Киеву. После непродолжительной осады Киев пал. Ярослав собрал в Новгороде новое войско из варягов и новгородцев-ополченцев и вновь двинулся к Киеву с целью вернуть себе великокняжеский стол. Решающее сражение между Ярославом и Святополком произошло на реке Альте (1019 г.), где Святополк потерпел поражение. Став великим князем киевским, Ярослав стал княжить совместно со своим братом Мстиславом, князем Тмутараканским, которому в 1025 г. отошло все левобережье Днепра, а столицей его княжества стал Чернигов.
При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему, так же как и князю Владимиру, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. В 1030 г. после успешного похода на прибалтийскую чудь Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике. После смерти брата Мстислава в 1035 г. Ярослав окончательно стал единодержавным князем Киевской Руси.
Ярослав ознаменовал свое многолетнее царствование сооружением многих храмов. Важнейший из них — храм Киево-Софийский. В 1036 г., когда великий князь находился в Новгороде, он получил известие, что печенеги обступили Киев. Собрав многих воинов из варягов и новгородцев, Ярослав поспешил в свою столицу и здесь, присоединив к ним еще дружину киевскую, выступил против врагов, которых было несметное число. Злая сеча продолжалась целый день, и едва к вечеру Ярослав одолел. В память столько важной и благодетельной для отечества победы Ярослав и заложил великолепный каменный храм во имя святой Софии, или Ипостасной Премудрости Божией Господа Иисуса, на том самом поле, где происходила битва, решившись распространить Киев гораздо далее прежней его черты. Этот храм, заложенный в 1037 г., был построен по образцу знаменитого храма Софийского в Константинополе, только в гораздо меньшем размере и с некоторыми другими значительными отличиями. Киево-Софийский храм, как только был окончен, сделался митрополичим кафедральным собором. При нем построен был митрополичий дом, в котором первосвятители русские начали иметь постоянное свое местопребывание.
Вслед за Софийским собором Ярослав воздвиг каменную церковь на Золотых Воротах, находившихся на западе от собора в земляном валу, которым в том же 1037 г. начал князь ограждать свою расширенную столицу. Эта церковь, поставленная на главных городских воротах, посвящена была Благовещению Пресвятой Богородицы с тою мыслию, как замечает летописец, да «радость всегда будет граду тому святым Благовещением Господним и молитвами святой Богородицы и Архангела Гавриила».
После Благовещенской церкви Ярослав соорудил еще две каменные церкви (а при них и монастыри) неподалеку от Софийского собора: одну — на западе от него, по направлению к Золотым Воротам, во имя своего Ангела — святого Георгия Победоносца, другую — на юг от собора, во имя Ангела своей супруги — святой Ирины.
Не перечисляя других церквей, построенных Ярославом, преподобный летописец делает общее замечание: «И ины церкви ставляше по градом и по местам… и радовашеся Ярослав, видя множество церквий…» Кроме сооружения новых храмов он заботился о возобновлении и прежних. В 1039 г., говорит летопись, освящена была митрополитом Феопемптом церковь святой Богородицы, Десятинная, которую создал отец Ярослава Владимир.
Из церквей, построенных в царствование Ярослава вне Киева, замечательнейшая есть Софийский собор новгородский, заложенный сыном великого князя Владимиром в 1045 г. и освященный в 14-й день сентября 1052 г. (по друг. — 1050) Новгородским епископом Лукою. Подобно киевской Софийской церкви, и новгородская, как только была освящена, сделалась кафедральным собором местных епископов.
В царствование Ярослава были открыты мощи святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Одним из первых дел великого князя было тогда собрать сведения, где находятся тела его избиенных братьев, и, услышав, что тело Глебово остается поверженным в пустыне, он повелел искать его. Долго искали, но не находили, и не прежде как через год (следовательно, в 1020 г.) оно найдено ловцами совершенно целым, нимало не изменившимся и не поврежденным ни от плотоядных зверей, ни от влияния стихий, хотя около пяти лет лежало без всякой защиты. С подобающею церковною честью оно было перенесено на судно, привезено в Вышгород и погребено вместе с телом Бориса у церкви святого Василия.
Вскоре у могилы страстотерпцев начали совершаться знамения и чудеса. И когда церковь святого Василия по неосторожности пономаря сгорела, то старейшина града, доводя о том до сведения великого князя Ярослава, сообщил ему вместе и об этих знамениях. Ярослав немедленно пригласил к себе митрополита Иоанна, который по совещанию с великим князем сделал чрез несколько времени торжественный церковный ход из Киева в Вышгород к могиле святых. Велели раскопать могилу и изнести гробы их на поверхность земли; и, когда митрополит с пресвитерами открыл эти гробы, увидели мощи угодников Божиих совершенно нетленными. Тогда же перенесли их в особо устроенную часовню, поставили на десной стране и совершили над ними святую службу (всенощную). Новые два чуда — исцеление хромого и слепого, совершившиеся при гробах святых братьев, еще более убедили всех в прославлении их от Господа. И тогда митрополит подал великому князю совет построить в Вышгороде церковь во имя святых страстотерпцев и установить день священного торжества в память их. Князь с радостью последовал доброму совету. Немедленно в зимнее время было приготовлено дерево для церкви, а как только настало лето, она была сооружена над тою самою часовнею, в которой находились раки святых мучеников. По сооружении церкви митрополит с собором духовенства в присутствии великого князя и при стечении многочисленного народа торжественно освятил ее 24 июля, в день умерщвления Борисова, поставил в ней мощи новоявленных чудотворцев на десной стране и установил ежегодно праздновать этот день в память их совокупно. По окончании литургии, во время которой новое внезапное исцеление хромого при мощах святых мучеников поразило и обрадовало всех присутствовавших во храме, как очевидцев чуда, торжествующий Ярослав сотворил великое угощение для митрополита, духовенства и всякого звания людей, богатых и убогих.
Очень вероятно, что в царствование же Ярослава начали у нас праздновать и память святого равноапостольного князя Владимира в день его кончины – 15 июля, потому что, несомненно, тогда признавали уже Владимира в лике святых.
По примеру равноапостольного Владимира, который «любил словеса книжная», и великий князь Ярослав до того был предан книгам, что часто сам читал их днем и ночью и не менее отца своего заботился о просвещении своих подданных. С этою целью он, поставляя по градам и селам священнослужителей, нарочито определял им из имения своего урок (жалованье), чтоб они чаще собирали народ в церкви и ревностнее учили его вере, как поручено им от Бога. Также он составил вокруг себя целое общество людей, довольно образованных, которые перевели, по его поручению, многие книги с греческого языка на славянский, а другие, вероятно, прежде в Болгарии или Руси переведенные, списали, и предлагал эти книги для чтения всем верным. Собрав много книг, положил их при Киево-Софийском соборе и таким образом основал первую в нашем отечестве библиотеку. Посетивши в 1030 г. Новгород, сам завел там весьма значительное по тому времени училище, в котором начали обучаться триста детей старост и пресвитеров.
При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе Ингигерде (святой благоверной княгине Ирине). Княгиня стала матерью большой и замечательной семьи: у нее было семеро сыновей и пятеро дочерей. Все они получили отличное образование (включая знание нескольких языков) и являли пример нравственности и православного благочестия. Об этом можно судить по «Похвале святому князю Владимиру» митрополита Илариона (около 1040 г.), где сказано: «…посмотри на внуков и правнуков твоих, как содержат они благоверие, тобой переданное, как часто посещают святые храмы, как славят Христа, как поклоняются Его имени!» Старшие дети Ярослава и Ирины оставили заметный след в истории Руси. Митрополит Илларион справедливо писал о киевских князьях: «Не в плохой стране были они владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли».
Князь Ярослав оставил о себе память составлением свода законов Киевской Руси – «Русской правды», которая, дополненная его сыновьями и внуком Владимиром Мономахом, стала правовой основой жизни русского народа. Перед блаженной кончиной составил завещание сыновьям, которое начиналось словами: «Любите друг друга. Если будете жить в любви друг с другом, то Бог будет среди вас и покорит вам врагов ваших, и вы будете жить мирно. А если будете ненавидеть друг друга и ссориться, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов, которую достали они трудом великим».
Почитание благоверного князя Ярослава Мудрого, как местночтимого подвижника благочестия, началось сразу после его преставления (20 февраля 1054 г.). Е. Е. Голубинский в известном труде «История канонизации святых в Русской Церкви» приводит свидетельство Адама Бременского, который в «Деяниях первосвященников Гамбургской церкви», датируемых 1075 годом, великого князя Ярослава Владимировича называет святым.
Имя благоверного великого князя Ярослава было внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II 8 декабря 2005 года. Определением Архиерейского собора Русской Православной Церкви от 3 февраля 2016 года установлено общецерковное почитание благоверного князя Ярослава Мудрого.
В соответствии со сложившейся традицией, князь Ярослав Мудрый считается небесным покровителем государственных мужей, юристов, судей, прокуроров, храмоздателей, библиотекарей, научных работников, учителей и студентов.
(2129)
Крупные строительные объекты при Ярославе Мудром
Ярослав Мудрый был разносторонней и талантливой личностью. Среди прочих достоинств князя значится и талант строителя. В период его правления площадь Киева выросла в несколько раз, были построены многие другие города и укрепления, были организованы образовательные учреждения, строились храмы и монастыри. Большинство из объектов этой эпохи дошло до наших времён в изменённом виде, что не мешает сделать выводы о масштабах строительства.
Согласно легендам, свой первый город Ярослав Владимирович заложил в довольно раннем возрасте, в период ростовского княжения (987-1010 гг.). Официальной датой основания Ярославля сейчас считается 1010 год, данную дату привнёс историк Михаил Гейерович в 1959 году. До этого момента датой основания считался 1024 год, что соотносится с новгородским периодом княжения Ярослава Мудрого.Впервые город упоминается в “Повести временных лет” в 1071 году. Существует несколько легенд о его основании, однако никаких доказательств в подтверждение каждой из них нет.
С периодом киевского княжения Ярослава Мудрого связано несколько крупных построек. Строительство велось в разных местах и с разными целями.
Памятный знак на легендарном месте основания ЯрославляНадпись: «На этом месте в 1010 году Ярослав Мудрый основал Ярославль»
Основанные города
Строительство в Новгороде
Ярославово дворище
Вид на Ярославово дворище, Великий НовгородВозникновение этого двора относится ещё к рубежу X—XI веков. Впервые словосочетание «Ярославль двор» упоминается ещё в Ипатьевской летописи под 1149 годом, что исключает вероятность возникновения данного топонима в связи с именем другого русского князя.
Сравнительно поздняя, но сохранившая фрагменты древненовгородского летописания Новгородская III летопись (под 1030 годом) объясняет происхождение название урочища «Ярославово дворище» тем, что
«…жил великий князь Ярослав на Торговой стране, близ реки Волхова, где ныне церковь каменная Николая чудотворца, яже и доныне словет Ярославле дворище.»
Это замечание важно и тем, что археологам так и не удалось найти остатков княжеского дворца.
Юрьев монастырь
Юрьев Монастырь в Великом НовгородеВ период новгородского княжения Ярослава Мудрого в Великом Новгороде был построен Юрьев монастырь, ставший впоследствии духовным центром новгородской земли. Один из древнейших мужских монастырей на Руси был основан в 1030 году. Своё название он получил в честь Георгия, небесного покровителя Ярослава Мудрого. На Руси имена Георгий и Юрий не различались. Изначально монастырь представлял собой деревянный комплекс из двух построек — собственно, Юрьева монастыря и соборной церкви Святого Георгия. В 1119 году Мстиславом Великим был заложен каменный Георгиевский собор. Сейчас Юрьев Монастырь включает в себя Георгиевский собор, являющийся главным храмом, Крестовоздвиженский собор, Спасский собор, а также колокольню высотой 52 метра.
Строительство в Киеве
Золотые ворота
Золотые ворота в Киеве, УкраинаВ Киеве был осуществлён масштабный проект по укреплению города, включавший в себя строительство новой оборонительной линии и Золотых ворот в 1019-1026 годах. Протяжённость укреплений составила 3,5 километра. Укрепления представляли собой земляные валы с бревенчатыми стенами, достигающими 16-18 метров в высоту, в которых было организовано три входа. Самым долговечным оказался центральный вход — каменные Золотые ворота, фрагменты которых сохранились до сих пор. Перед воротами был организован ров шириной около 8 метров и 15 метров в глубину. Венчала ворота надвратная церковь Благовещения, построенная в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, покровительницы Киева.
Собор Святой Софии
Собор Святой Софии в г. Киев, УкраинаПомимо укрепительных сооружений были построены и православные храмы. Главным приобретением Киева в период правления Ярослава стал Собор Святой Софии, строительство которого длилось около 10 лет с 1037 по 1047 годы. Он был заложен на месте победы над печенегами в 1036 году. В возведении главного каменного собора Древней Руси принимали участие константинопольские зодчие. При соборе были учреждены митрополия, книгописная школа и библиотека. Библиотека при Софийском соборе это первая библиотека на Руси.
Макет первоначального облика Софийского собораСобор Святой Софии стал духовным центром всей Древней Руси, именно здесь восседал и первый митрополит русского происхождения Илларион Русин в 1051-1054 годах. Собор хорошо сохранился до наших дней, однако несколько реконструкций существенно изменили его вид. Именно здесь нашёл своё последнее пристанище Ярослав, где его похоронили после его смерти в 1054 году.
Церкви святых Ирины и Георгия
Также в 1037 году в Киеве были заложены две церкви в честь небесных покровителей княжеской четы. Они располагались вдоль главной улицы Киева друг напротив друга. Первая церковь носила имя Святого Георгия, вторая же носила имя Святой Ирины, небесной покровительницы жены князя Ингигерды. При церкви Святой Ирины действовал один из первых на Руси женских монастырей.
Освящение церкви Святого Георгия произошло между 1051 и 1054 годом, так как, согласно данным древнерусского церковного сборника Синаксария (Пролога), освящение производил митрополит Илларион. Судьба обеих церквей оказалась трагична. Церковь Святой Ирины была почти полностью разрушена во время осады Киева ордами хана Батыя в 1240 году. От неё остались лишь руины и один из четырёх столпов, которые были разобраны в 1840 году во время прокладки Владимирской улицы. Церковь Святого Георгия также пострадала от нападения монголов в 1240 году. В 1744-1752 годах на фундаменте старой церкви был построен каменный храм, однако и он был разрушен в 1934 году советской властью.
Церковь Киево-Печерской лавры
В 1051 году была основана одна из главных современных достопримечательностей Киева — Печерский монастырь, ставший впоследствии Киево-Печерской лаврой. Монастырь был основан монахом Антонием и его учеником Феодосием, среди основателей был и монах Илларион, ставший впоследствии киевским митрополитом.Изначально монастырь был основан в лесу, в пещере, которую вырыл себе Илларион. После того, как монаха Иллариона назначили киевским митрополитом, его пещеру занял монах Антоний, привлекший сюда последователей. Основное строительство Киево-Печерской лавры велось уже во времена правления Святослава II Ярославича, сына Ярослава Мудрого.
Великая церковь Киево-Печерской лавры. Верещагин В.П.. «Русское искусство XVIII – начала XX века»Прочие объекты строительства
За время княжения Ярослав Мудрый построил такие города, как Юрьев (ныне Тарту, Эстония), Юрьев (ныне Белая Церковь, Украина), Торческ, Корсунь-Шевченковский, Триполье, Володарев (ныне посёлок Володарка), Богуслав, Стеблёв, основал Ярославль и, по некоторым источникам, Новгород-Северский. Помимо перечисленных были построены города, не дошедшие до наших дней, такие как Дверен, Ростовец, Бакожен, Родень.
Большинство из перечисленных городов входило в Поросскую оборонительную линию. Поросская оборонительная линия это земляной вал, протяжённостью около 75 км, а также группа крепостей на реке Рось, построенных для защиты государства от набегов степных кочевников. Включает в себя Юрьев (Белая Церковь) (основан в 1032 году), Торческ, Корсунь-Шевченковский (основан в 1032 году), Триполье, Володарев, Богуслав, Стеблёв, Дверен, Ростовец, Бакожен, Родень. Большинство городов было построено в 1030-е годы.
Земляной вал представлял собой сооружение из земли и брёвен до 3,5 метров в высоту и до 7 метров в ширину с вырытыми перед валом рвами до 6 метров в ширину и 2 в глубину. До наших дней дошёл частично. Его остатки располагаются возле сёл Ягнятина и Фурсово.
Город Юрьев (Тарту) был основан в 1030 году. По этому поводу есть запись в Повести временных лет:
«В тот же год пошёл Ярослав на чудь, и победил их, и поставил город Юрьев».
Город был основан на месте городища Тарбату. Городище находилось на территории, завоёванной князем во время военного похода против эстов. Сейчас Тарту является вторым по численности городом Эстонии.
Сын Ярослава Владимировича Владимир Ярославич также отличился масштабным строительством в Новгороде, куда был посажен на княжение своим отцом и княжил с 1034 по 1052 годы. В 1044 году началась масштабная постройка Новгородского детинца (Новгородской крепости).
Новгородский детинец (также Новгородский кремль) и Софийский собор Великого Новгорода.Данный проект включал в себя строительство деревянного дубового кремля с крепостными стенами и каменного Софийского собора, заложенного в 1046 году и освящённого в 1052 году епископом Лукой. На закладке Софийского собора присутствовал лично Ярослав Мудрый. Владимир Ярославич был похоронен в Софийском соборе в 1052 году, спустя несколько месяцев после завершения строительства.
Раздел «Ярослав Мудрый»
Галерея | Приход храма Ярослава Мудрого
30 ноября 2016 года приход храма благоверного великого князя Ярослава Мудрого города Ярославля отметил 5-летие со дня основания.
Состоялась Божественная Литургия, которую возглавили настоятель прихода иеромонах Андрей и протоиерей Алексий Кириллов, первый настоятель, при котором была построена церковь Ярославской иконы Божией Матери, первый храм комплекса Ярослава Мудрого. Продолжить чтение →
(311)
Сохранен как Галерея, Новости
28 мая после Молебна в нашем храме мы отправились в г. Ростов Великий. За рассказами об ожидавших нас святых местах мы не заметили, как уже перед нами открылись в своём великолепии белоснежные стены Ростовского Кремля. Наша поездка была уже традиционной, связанной с окончанием учебного года нашей Воскресной школы. Продолжить чтение →
(151)
В канун престольного праздника, 3 марта, было совершено торжественное всенощное бдение благоверному князю Ярославу Мудрому. В этом году это особенные дни, так как богослужение отправляется по службе Князю специально написанной для нашего города, а также что отныне князь Ярослав не местночтимый, а общецерковно прославленный святой. Продолжить чтение →
(230)
Сохранен как Галерея, Новости
На праздник Сретения Господня в нашем храме была освящена четвертая икона праздника. И заказаны ещё пять, трудами прихожан храма и их пожертвованиями этого удалось достичь в довольно короткие сроки. Иконописцы из ФГУП Центр «Русские ремесла» обещали закончить весь праздничный ряд к празднику Светлой Пасхи, при условии что соберутся все средства. Продолжить чтение →
(116)
Сохранен как Галерея, Новости
Сохранен как Галерея
В некоторых храмах в один из ближайших дней периода попразднства Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы (обычно накануне третьего дня вечером) совершается служба Погребения Божией Матери. Поскольку в 2015 году третий день попразднства Успения приходится на воскресенье, целесообразным было перенести службу Погребения Божией Матери на другой день, с тем чтобы избежать соединения воскресной службы с песнопениями Последования на святое преставление Пресвятой Богородицы.
В воскресный вечер, 30 августа, накануне четвертого дня попразднства в нашем храме было отслужено Погребение Богоматери. Продолжить чтение →
(113)
Сохранен как Галерея, Новости
Сохранен как Галерея
19 августа 2015 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и накануне этого святого дня в нашем храме прошли праздничные богослужения.
По традиции в праздник Преображения Господня было совершено славление празднику и освящение плодов нового урожая. Продолжить чтение →
(89)
Сохранен как Галерея, Новости
В воскресенье, 21 июня, в неделю 3-ю по Пятидесятнице воспоминается принесение Ярославской иконы Божией Матери.
Это престольный праздник нашего малого храма, который был построен и освящен три с половиной года назад 30 ноября 2011 года и отмечает в этом году свой третий престольный праздник. Продолжить чтение →
(152)
Сохранен как Галерея, Новости
Новости | Приход храма Ярослава Мудрого
28 января 2020 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с докладом на открытии VIII Рождественских Парламентских встреч, организованных в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в рамках XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Великая Победа: наследие и наследники».
Уважаемая Валентина Ивановна! Преосвященные владыки, дорогие братья и сестры! Дамы и господа!
Благодарю за возможность выступить здесь, в Совете Федерации, и поделиться с вами своими мыслями. Хотел бы поблагодарить Валентину Ивановну за слова, которые она сейчас произнесла. Они во многом перекликаются с тем, что я вам хотел адресовать. Достигнут высокий уровень согласия по вопросам, которые касаются того, каким должен быть наш народ, сколько нас должно быть, чтобы страна наша могла справляться и с огромными задачами внутренней повестки дня и с теми, что касаются международных дел. Поэтому я хотел бы начать с сердечного приветствия в адрес всех вас и с благодарностью за возможность поделиться своими мыслями в этом зале.
Никакой народ не может иметь будущего, если не станет бережно хранить в своем сердце память о прошлом, о подвигах и делах своих предков. Казалось бы, очевидная мысль, но об этом не лишне сказать сегодня, принимая во внимание тот факт, что некоторые ставят данный тезис под сомнение. В этом году мы отмечаем 75-летний юбилей Победы в Великой Отечественной войне — Победы, которая была достигнута ценой невероятных жертв, героических усилий и огромных трудов предыдущих поколений. Не наш народ начал эту войну. Вспоминая события того времени, мы призваны помнить о том, что одержали победу не над людьми, не над какой-то определенной страной или народом, а над человеконенавистническим мировоззрением, над машиной нравственного беззакония, которая работала на уничтожение самого представления о ценности человеческой личности.
Война изменила наше общество, в том числе изменила отношение к вере. В окопах, как мне приходилось слышать от участников Великой Отечественной войны, нет атеистов. Я специально задавал этот вопрос. Ответ был такой: в окопах атеистов не было. Победа укрепила узы дружбы между народами, которые плечом к плечу боролись с нацизмом, защищали свою жизнь и свободу. И сегодня нам необходимо объединить свои усилия для того, чтобы сохранить великое наследие победителей и передать его подрастающему поколению. Знание правдивой истории Великой Отечественной войны, уважение к народному подвигу — это значимая часть нашей национальной идентичности.
Нынешние Международные Рождественские чтения нацелены на то, чтобы актуализировать наследие Великой Победы, внести свой вклад в сохранение памяти о событиях тех лет, воспитать у молодых соотечественников чувство причастности к истории Родины и уважения к героизму, самоотверженности отцов и дедов, отстоявших свободу и независимость.
Хотел бы сказать несколько слов о том, что мне кажется сейчас важным для решения одной из самых существенных проблем, которые перед нами стоят. Это проблема сбережения нашего народа, проблема, связанная с многодетностью, проблема, от которой реально зависит наше будущее. Можно развивать технологии, можно совершать все то, что предлагается сегодня логикой цивилизационного развития, но если нас будет мало, если мы будем физически и духовно слабыми, то нам не справиться с задачами, которые стоят на повестке дня, особенно с учетом огромной территории и большого количества культур и этносов, живущих на нашей родной земле.
Позвольте мне сформулировать несколько конкретных предложений, и в первую очередь сказать о традиционных семейных ценностях и о биоэтике. Отрадно, что в Государственную Думу вносятся законопроекты, предусматривающие расширение возможностей использования материнского капитала. Это направление представляется очень важным в существующих экономических условиях, когда рождение одного ребенка, тем более второго и последующих детей оказывает существенное влияние на семейный бюджет. В этом случае гарантии со стороны государства будут повышать уверенность молодых семей в том, что они смогут достойно вырастить и воспитать своих детей.
С большой тревогой мы наблюдаем усиление давления на традиционный институт семьи в России. Сама идея семейной жизни нередко дискредитируется в публичном пространстве, на страницах глянцевых изданий, в социальных сетях, которые акцентируют внимание на том, что семейная жизнь якобы уменьшает уровень комфорта и потребления. На смену семье как колыбели жизни предлагается поставить новые репродуктивные технологии. Убежден, что пришло время отреагировать на этот вызов. Семья требует комплексной защиты, в том числе в публичном пространстве.
Мне кажется, здесь очень важна роль культуры, кинематографа, театра. Каждый из нас знает, что тема любви по-разному представляется сегодня в современном искусстве; нередко произведения искусства никак не способствуют формированию семейных ценностей. Проповедь нравственности, проповедь целомудрия и семейных ценностей сталкивается с агрессивным стремлением удовлетворять человеческие инстинкты. Что нам предлагается в качестве идеала? В первую очередь богатство, материальное благополучие, расширение возможностей потреблять все больше и больше товаров и услуг. Некоторые говорят, что без этого экономика не будет развиваться, а я задаю себе вопрос: что же это за экономика, которая не может развиваться без удовлетворения человеческих инстинктов? Может быть, кроме такого рода стимулов нам нужны еще и другие, в том числе мировоззренческие, духовные, культурные, которые помогали бы людям понять, что не хлебом единым жив человек, что человеческая жизнь может называться Жизнью с большой буквы только тогда, когда кроме горизонтального измерения, направленного на удовлетворение материальных потребностей, есть мощное вертикальное измерение, которое наполняется идеями, возвышенными чувствами и формирует самое прекрасное, на что способен человек.
Мы говорили сейчас, как говорим постоянно в этом юбилейном году, о подвигах наших героев во время Великой Отечественной войны. Как-то я задал вопрос фронтовику: «А что вы думали, когда поднимались в атаку? Ведь выйти из окопа, пойти навстречу врагу, который тебя встречает морем огня, — это ясно сознавать, что ты можешь пробежать десять-пятнадцать метров, и тебя не станет». И мой собеседник сказал: «Мы об этом не думали. Мы не думали о спасении собственной жизни. Мы шли вперед, движимые внутренней силой, убеждением, что иначе поступить невозможно». Вот это и есть проявление подлинного героизма, когда человек идет против голоса природы, когда он идет против своих, казалось бы, самых важных целей и ценностей, когда он готов пожертвовать самой жизнью.
Подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне открыл невероятную духовную силу нашего народа. Потому что, еще раз хочу сказать, никакой рациональностью нельзя заставить человека идти навстречу смерти. Подвиг есть духовное понятие, и вот почему не было в окопах атеистов. Поколение ветеранов, которое, к сожалению, уходит из нашей жизни, — это поколение очень сильных людей, которые не разуверились в своих идеалах, в чьих сердцах не ослабла любовь к Родине даже тогда, когда было много оснований упрекнуть власть за недостаточное внимание к ветеранам, за недостаточную заботу.
Это особенно касается тех ветеранов, которые были изуродованы во время войны. Я редко говорю о тех вещах, о которых собираюсь сейчас сказать, в частности, о посещении острова Валаам в 70-е годы. Сейчас это прекрасное место, где так много туристов, паломников, где отреставрированы храмы. А я помню Валаам полуразрушенный, в который не вкладывалось никаких денег, и на этом острове жили жертвы войны. Это были изуродованные люди, облик которых был настолько страшным, что им не предоставляли место в обычном человеческом общежитии, дабы они не шокировали других своим внешним видом. Я сталкивался с этими инвалидами, подлинными героями Великой Отечественной войны — им не хватило ни милосердия, ни просто разумного подхода, который выражался бы в оказании материальной и духовной поддержки. Многие из них так и умерли в безвестности на острове Валаам, но ведь это тоже герои — герои духа! И мы, вспоминая Великую Победу, не можем не вспомнить этих людей, как не можем не вспомнить всех тех, кто был замучен в плену, но сохранил верность своему Отечеству, хотя мог ступить на путь коллаборационизма, спасти свою жизнь и закончить ее в безопасности где-нибудь вдали от европейского континента. Абсолютное большинство людей оставались верными Родине, своему воинскому долгу. Перед этими героями, которых сегодня с нами нет, но которые должны жить в нашей памяти, нужно склонить головы. И мы обязаны быть достойными наследниками Победы и делать все, чтобы Отечество наше процветало.
С большое тревогой мы наблюдаем, как усиливается давление на традиционные институты семьи, как мало внимания уделяется этой теме в нашей современной культуре. Нужны хорошие литературные произведения, телевизионные передачи, которые еще и еще раз подчеркивали бы важность семьи и семейных ценностей. Особенно большой акцент, как мне кажется, нужно делать сегодня на теме многодетности. У нас три ребенка в семье воспринимаются как нечто особенное, а ведь на самом деле это лишь минимальное воспроизводство населения. Думаю, следует громко говорить о том, что семьи должны становиться многодетными. И не просто говорить, но, как я уже сказал, поддерживать этот тезис среди молодежи средствами культуры, изобразительного искусства.
Научный прогресс в области репродуктивных технологий позволяет людям, не имеющим возможности зачать и родить ребенка, прикоснуться к чуду появления новой жизни. Высоко оценивая стремление науки и здравоохранения решать насущные проблемы человека, не могу не отметить смысловую подмену, которая происходит в отношении так называемого суррогатного материнства. Запрещенная во множестве стран мира и доступная в России только обеспеченным — хочу это подчеркнуть — процедура, по сути, эксплуатирует женщин и даже поощряет торговлю детьми. Суррогатная мать получает деньги и как бы продает своих детей. Конечно, я использую резкие слова, но ведь именно так обстоит дело.
В основе данной проблемы во многом лежит социальное расслоение. Ни одна обеспеченная женщина не станет за деньги вынашивать и рожать детей для чужих людей. К этому выбору ее подталкивает социальная незащищенность, бедность, желание обеспечить собственных детей. Распространение коммерческого суррогатного материнства — это очевидное унижение достоинства российских женщин, самых незащищенных из них.
Не может не вызывать беспокойства и развитие технологий по так называемому модифицированию генетического кода человека. Сегодня я начал с разговора о Великой Отечественной войне, потому напомню, что упомянутые тенденции соотносимы с селективными экспериментами нацистов в рамках евгенических теорий. Божий дар жизни неприкосновенен, и риски от подобных вмешательств еще предстоит оценить. Необходимо провести разграничительную линию между лечением генетических заболеваний и выведением человеческих особей с программируемыми генными инженерами качествами. Уже сейчас футурологи и фантасты говорят о том, как при помощи генной инженерии можно добиваться конкретных результатов, создавая человека по заранее заданным параметрам. Это действительно разрывает всякую связь с подлинной человеческой природой и превращает человека в иное существо, заранее запрограммированное на те или иные качества.
Еще одна проблема, в отношении которой складывается определенный консенсус в обществе, — это аборты. Я неоднократно поднимал эту тему, буду говорить об этом и впредь, пока мы не придем к разумному решению, исключив лишение жизни по желанию (а не по медицинским показаниям) из понятия «медицинская помощь», выведем аборт из обязательного медицинского страхования. Знаю, что эта тема по-разному преломляется в общественной дискуссии, но глубоко убежден в том, что количество абортов нужно сократить. Тема умножения населения — это одна из важнейших тем. Огромные просторы страны, мощное экономическое развитие требуют большого количества людей, и народонаселение — одна из важных целей, которые сегодня стоят перед государством. Она легко решается, если мы сокращаем на порядок количество абортов. За 10 лет численность населения вырастет на 10 миллионов, если добиться прогресса в предотвращении и искоренении абортов из нашей жизни. А потом по возрастающей — и 150, и 160 миллионов, — и это отнюдь не фантазия! Никакие иные способы не смогут помочь так радикально решить тему народонаселения, как значительное ограничение абортов.
Продолжается экспертный диалог между Министерством здравоохранения Российской Федерации и представителями Церкви. Это непростой путь, но мы должны его пройти. Незыблемое основание для достижения понимания — это ценность человеческой жизни. Глубоко убежден в том, что именно ценность человеческой жизни и должна быть главной темой диалога Церкви с системой здравоохранения, и не только с ней, но и с культурным сообществом, со всеми другими частями нашего социума, заинтересованными в радикальном изменении ситуации, обеспокоенными вопросами роста нашего населения и преодоления проблем, которые сегодня стоят на повестке дня именно потому, что нас недостаточно, что нас не так много, как должно быть на просторах великой России.
Другой важный практический вопрос, который отражает тенденции времени, касается цифровизации. Ранее я высказывался по этой проблеме. Признавая важность технологического развития и механизмов взаимодействия государственных структур, мы видим серьезные угрозы для сохранности сведений о гражданах в универсальном банке данных, ведь это во многом зависит от человеческого фактора — порой даже больше, чем от самых современных систем защиты информации.
Многих верующих беспокоит заложенная в соответствующих законопроектах возможность сбора избыточных сведений, их модификация и передача коммерческим организациям. Поэтому обращаюсь с просьбой предусмотреть возможность предоставления гражданину полного контроля за сведениями о себе. Я также получаю обращения, в которых наши сограждане просят передать вам их озабоченность из-за отсутствия альтернативы создаваемым новым документам в электронном виде. Те люди, которые уже отказались от получения документов и услуг в электронном виде, зачастую так и остаются, например, без пенсии или льготных проездных билетов на городском транспорте. А местные органы разводят руками и ссылаются на отсутствие нормативных оснований для предоставления альтернативы. Следовательно, вопрос в разработке адекватных правовых решений.
Цифровая революция может оказать и уже оказывает серьезное влияние на общественные связи. Но важно осознавать: какие бы возможности ни предоставляло развитие цивилизации, их целесообразность должна в первую очередь определяться достоинством и свободой человеческой личности.
Каждый раз, обсуждая те или иные вопросы в рамках проводимых встреч и мероприятий, мы стремимся наполнить их ценностным содержанием, придать новое звучание важным для нас темам, но самое главное — достичь продвижения в решении стоящих перед нами задач. Искренне надеюсь, что сообща, в открытом диалоге, мы сможем найти выходы из обозначенных выше и многих других проблем.
Хотел бы еще раз поблагодарить Вас, Валентина Ивановна, за упоминание Вами озабоченности, существующей в Совете Федерации касательно многодетных семей, и за сообщение о рабочей группе, готовящей закон о многодетных семьях. Церковь будет всячески поддерживать ваши усилия, направленные на соответствующее законодательное обеспечение жизни многодетных семей, воспитание детей в них. Конечно, важно, что вырабатываются согласительные процедуры по закреплению статуса многодетной семьи. Очень поддерживаем это направление работы Совета Федерации и надеемся, что в результате наши многодетные семьи получат соответствующую поддержку от наших законодателей.
В заключение я бы хотел еще раз всех вас сердечно поздравить со значительными успехами, которые, несомненно, имеют место в нашем Отечестве — и на производстве, и в сельском хозяйстве, и во многих других отраслях. Все эти успехи во многом определяются результатами законодательной деятельности. Хотел бы выразить вам сердечную благодарность и уважение к вашему труду. Пусть Господь помогает дерзновенно, смело, но осмотрительно идти по пути законотворчества таким образом, чтобы законодательная база нашей страны была надежным фундаментом всестороннего развития России. Помогай вам во всем этом Бог.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси/пресс -служба прихода
(10)
Духовенство | Приход храма Ярослава Мудрого
Настоятель Прихода
Родился 10 ноября 1983 г. в Республика Коми, г. Сыктывкар. Окончил Ярославскую Духовную Семинарию, ЯГПУ им.Ушинского (кафедра Теологии).
В 2010 г. рукоположен в сан диакона и священника. В 2013 г. указом Митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона (Долганова) назначен настоятелем Крестовоздвиженского храма и с июля 2017 года настоятелем храма Ярослава Мудрого.
Исполняет послушание руководителя Миссионерского отдела Ярославской Епархии.
Священники
Иерей Сергий Чернышов Родился 3 ноября 1977 года в г. Ярославле. Проходил обучение в стенах Ярославской духовной семинарии, на секторе заочного обучения. |
Иерей Ярослав Горбунов. Исполняет послушание дежурного помощника в Ярославской духовной семинарии. |
Иерей Константин Гощук Родился 25 мая 1966 г. в городе Ташкенте. С 1983 по 1986 гг. обучался в Краснокутском летном училище гражданской авиации (Саратовская обл.) по специальности «пилот гражданской авиации». В 1989 поступил на заочное обучение в Московский государственный технический университет гражданской авиации (МГТУ ГА), продолжая работать пилотом. С 1986 по 1995гг. работал летчиком в г. Чарджоу(Туркмения). С 2013 по 2018г. проходил обучение в Ярославской духовной семинарии. 28 августа 2018 г. был рукоположен в сан диакона в Успенском соборе г. Ярославля митрополитом Ярославским и Ростовским Пантелеимоном (Долгановым). 21 октября 2018 г. рукоположен в сан пресвитера и назначен клириком в храм благоверного великого князя Ярослава Мудрого г. Ярославля, митрополитом Ярославским и Ростовским Пантелеимоном (Долгановым). |
Строитель и основатель храма Ярославской иконы Божией Матери протоиерей Алексий Кириллов.
(3479)
Устроено с умом: почему на Руси строили храмы во имя Божественной мудрости | Статьи
14 сентября 1052 года был освящен старейший из сохранившихся на Руси каменных храмов — собор Святой Софии в Новгороде. Вторую четверть XI века — время правления Ярослава Владимировича — можно назвать переломной эпохой в истории Руси. Его отец князь Владимир Святославович провозгласил свою страну христианской державой, но на деле Русь в основном оставалась языческой. И наследнику князя-крестителя Ярославу пришлось приложить немалые усилия, чтобы православие по-настоящему вошло в души славян. Одним из этапов этого пути стало создание великолепных каменных храмов в честь Святой Софии в трех главных городах Руси — Киеве, Новгороде и Полоцке. «Известия» — о старейшем храме северо-восточной России, Софии Новгородской.
Новые времена
Князь Владимир Святославович в памяти исторической и народной всё же остался скорее последним варяжским конунгом, нежели православным государем. И его былинный альтер-эго Красно Солнышко пирует с дружиной и заезжими богатырями, совершенно не заботясь о христианском смирении и воздержании. Ярослав же — иное дело. Несмотря на то что в его биографии историки находят множество белых пятен, он воспринимается уже как благочестивый православный монарх, строитель храмов и основатель монастырей, покровитель книжных наук и искусств, создатель Церковного устава и «Русской правды» — первого свода законов. Ярослав породнился с доброй половиной европейских дворов, выдавая замуж своих дочерей и подыскивая заморских жен многочисленным сыновьям. В официальной истории Российской империи ему было отведено место создателя православной державы, что впоследствии было подчеркнуто появившемся в середине XIX веке прозвищем Мудрый.
Фото: commons.wikimedia.org
Князь Ярослав Мудрый. Портрет из Царского титулярника, XVII век
Ярослав мечтал превратить Киев в новую столицу мирового православия, наследницу Иерусалима и Константинополя. Но для этого город должен был обладать соответствующими атрибутами. Отсюда и строительство Золотых ворот, и учреждение монастырей Георгиевского и Ирининского, точно как в Царьграде. Любой путник, вошедший в Золотые ворота столицы Византии, проходил между этими монастырями и приходил к главному храму города — Святой Софии. У Ярослава выбора не оставалось — нужно было строить аналогичный собор в Киеве.
Премудрость Божия
Софию Константинопольскую по приказу императора Юстиниана построили великие зодчие Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Это было самое грандиозное и великолепное здание на земле, производившее неизгладимое впечатление на людей и тем подтверждавшее величие православия и могущество византийского императора. На Руси тогда еще не строили больших каменных зданий. К тому же сооружение храма требовало знания церковного канона. Поэтому Ярослав вынужден был обратиться за помощью к грекам.
Интересно, что к началу XI века деревянные церкви в честь Софии — Премудрости Господней уже существовали и в Киеве, и в Новгороде. Первую построила Ольга, о чем говорится в Иоакимовской летописи. Про вторую мы знаем из текста Первой новгородской летописи:
Автор цитаты
«Постави владыка епископ Иоаким первую церковь деревянную дубовую святыя Софии, имущу верх 13; и стояла 60 лет. И поднялася от огня в лето 1049 марта в 4 день»
Киевский храм был сожжен в 1017 году во время княжеской междоусобицы, вспыхнувшей после смерти Владимира. Считается, что сожгли его поляки Болеслава Храброго — союзника Святополка, боровшегося против Ярослава. Столкновения между братьями продолжались еще много лет, из-за чего Ярослав, даже став официально Великим князем Киевским, предпочитал жить в Новгороде. Лишь в 1036 году, после смерти брата Мстислава, он окончательно вернулся в Киев. Тогда-то князь и пригласил византийских мастеров.
Софийский собор в Киеве
Фото: commons.wikimedia.org/Rbrechko
Мы не знаем, кто они были по происхождению — сведений об этом не сохранилось. Достоверно известно, что с 1036 по 1044 год иноземные мастера строят в Киеве несколько зданий, прежде всего Золотые ворота и Софию Киевскую. А потом отправляются на север, в Новгород, чтобы там возвести еще один храм в честь Премудрости Господней.
Новгородским князем в это время был старший сын Ярослава Владимир. В летописи за 1045 год сказано, что князем Владимиром и прибывшими из Киева каменщиками
Автор цитаты
«заложена бысть святая София Новегорода», а в 1050 году «священа бысть церкви София в Новегороде месяца сентября 14 на Воздвижение Честнаго Креста, повелением великого князя Ярослава Владимировича Киевского и Всея Руси и сына его князя Владимира Ярославича»
Всего через 20 дней после освящения храма совсем еще молодой князь Владимир, которому едва перевалило за 30, скоропостижно скончался. Он стал первым, кого похоронили в Софийском соборе.
Большинство ученых считают, что инициатором строительства Новгородской Софии был не Владимир, а его отец Ярослав. По летописным сведениям, он с супругой Ириной (Ингигерда — дочь первого христианского короля Швеции Олафа Шётконунга) даже приехал на закладку храма, хотя путь от Киева до Новгорода неблизкий. «Смотри, Соломон, я превзошел тебя!» — сказал, по преданию, Юстиниан, заходя впервые в Софию Константинопольскую. Ярослав не соревновался с предшественниками в величине и богатстве храма, зато он основывал уже вторую Софию и, видимо, уже держал в голове третью, которую та же бригада будет строить в Полоцке. Божественная мудрость (именно так Σοφία переводится с греческого) распространялась по Руси, а князь Ярослав и его отец Владимир-креститель вставали в один ряд с великими христианскими монархами и библейскими пророками. Ведь не случайно сподвижник Ярослава митрополит Иларион в своем «Слове о законе и благодати» описывает крещение Руси именно как приход Премудрости Божией, то есть Софии.
Вид на Софийский собор в Великом Новгороде
Фото: ТАСС/Максим Григорьев
Автор цитаты
«Итак, властители народов, если вы услаждаетесь престолами и скипетрами, то почтите премудрость, чтобы вам царствовать вовеки… Множество мудрых — спасение миру, и царь разумный — благосостояние народа»
Соломон называет Божественную мудрость «художницей всего», «дыханием силы Божией и чистым излиянием славы Вседержителя», «образом благости Его». Это продолжение идеи античного Логоса или талмудического Руах ха-Кодеш (Святого Духа). В православии к XI веку закрепилась точка зрения, связывавшая Софию с Христом и Приснодевой. Классической формулировкой стала «Премудрость созда Себе дом», где под домом понималась Богоматерь, а под Премудростью — воплощенный Бог-Сын.
Где София — там Новгород
Мысль, заложенная в архитектуре новгородского храма, по сей день остается загадкой. Киевская София отражала византийские традиции и имела 13 глав: центральная, самая большая, ассоциировалась со Спасителем, а двенадцать других — с апостолами. Четыре купола вокруг центрального — в память о евангелистах Матфее, Марке, Луке и Иоанне. Свод киевского храма, как и обоих его собратьев, держался на 12 колоннах, как православие стояло на плечах учеников христовых. Деревянная новгородская София тоже имела 13 куполов, но в каменной — шесть куполов!
Идея пяти, возвышающихся над собором, вполне традиционна: Спаситель и евангелисты, а символика шестого, установленного над лестничной башней, непонятна. Письменных сведений не сохранилось, устной традиции — тоже, поэтому ученые и богословы спорят уже почти тысячу лет. Возможно, это был какой-то замысел самого Ярослава и касался он всех трех храмов Софии, поскольку построенный теми же византийскими мастерами храм в Полоцке тоже был необычным — он имел семь глав! То есть суммарно новгородский и полоцкий храмы по числу куполов были равны киевскому.
Купола Софийского собора в Великом Новгороде
Фото: commons.wikimedia.org
Новгородский храм удивительно строг и гармоничен. В нем лишь отдаленно чувствуется влияние византийской традиции, но вместе с тем прослеживается суровая простота русского Севера. Не случайно его пропорции и форма лягут в основу церковного строительного канона, который тогда только начинал формироваться на Руси. Для постройки стен храма использовались местный известняк, гранитные валуны, плинфа. Штукатурки на внешних стенах храма изначально не было.
По словам замечательного новгородского реставратора Григория Штендера, всю жизнь посвятившего изучению и воссозданию облика древних храмов, «каменные стены представляли гигантскую цветную мозаику из фиолетово-серых, зеленых и желтых тончайших оттенков камней, оправленных в розовую основу гладко заполированного раствора, кирпичных орнаментов и цветных покрасок, создававших общий жизнерадостный настрой, свойственный народному искусству». Кирпич применялся для создания самых сложных мест: апсид, арочных сводов, барабанов, лопаток и т.д. Купола собора первоначально имели более простую шлемовидную форму. Они были черными (центральный позолочен в XV веке), что дополнительно придавало храму аскетизм и строгость.
Внутреннее убранство Софийского собора в Великом Новгороде
Фото: РИА Новости/Сергей Мамонтов
Внутри стены храма были покрыты цемянковым раствором (известковый раствор с примесью толченого кирпича, что придавало ему нежный розовый оттенок) и почти полностью расписаны. Некоторые фрески XI века сохранилась поныне (в основном на Мартириевой паперти), но большая часть была утрачена и заменена на новые. Сохранились и удивительные граффити — надписи на стенах, которые в разное время делали простые люди. Их более 800.
Магдебургские (Корсунские) врата Софийского собора в Великом Новгороде
Фото: РИА Новости/Сергей Мамонтов
Отдельного внимания заслуживают Магдебургские врата, которые также называют Корсунскими, Плоцкими или Сигтунскими. Покрытые великолепными рельефными изображениями сцен из Евангелия, врата в течение нескольких веков служили торжественным входом в собор. Происхождение их доподлинно неизвестно, но, по традиционной версии, они были сделаны в 1153 году в городе Магдебурге, а в собор попали как военный трофей новгородцев, ходивших в 1187 году на шведскую столицу Сигтуну. Впрочем, некоторые исследователи считают их изделием не западноевропейских, а византийских или даже новгородских мастеров.
Легенды святой Софии
За тысячу лет храм многое пережил, и часть его богатой истории приобрела легендарный, порой даже мистический характер. Например, существует легенда об иконе Пресвятой Богородицы «Знамение», на которой изображена Дева Мария с поднятыми к небесам руками и с младенцем Иисусом на груди. В 1169 году войска суздальского князя Андрея Боголюбского окружили Новгород. Враги были сильнее, и защитники города с величайшим трудом отбивали атаки. Но их становилось всё меньше, и новгородцам оставалось уповать на чудо.
Настоятель Софийского собора Иоанн много дней безустанно взывал к Господу о помощи. И вдруг он услышал голос, который велел ему взять из храма икону Богородицы и вынести ее на крепостную стену. Иоанн немедленно пошел за ней, и в этот момент сами собой зазвонили соборные колокола. Икону установили на стене ликом к противникам, которые стали обстреливать процессию из луков. И одна стрела попала в изображение Девы Марии. Тогда икона сама обратилась лицевой стороной к Новгороду, и из нее потекли слезы… А на осаждающих город суздальцев нашел морок, они ослепли и стали избивать своих же товарищей. В ужасе и смятении враг бежал. Документальных подтверждений легенда не имеет, но следы от стрел на иконе есть.
Фото: commons.wikimedia.org
Икона Пресвятой Богородицы «Знамение»
Еще одна легенда связана со временами Ивана Грозного, наверное, самыми страшными для новгородцев. Тогда царь отдал город на разграбление своим опричникам, и Волхов стал красным от крови. В разгар ужасной расправы на крест храма сел голубь и, увидев страшную картину, окаменел от страха. А вскоре к одному из местных монахов во сне снизошла Богородица и сказала, что голубь послан Новгороду в знак защиты. «Пока голубь будет на кресте Святой Софии, быть и городу в безопасности». Голубь и сегодня сидит на кресте — но в ХХ веке покинул его на несколько десятилетий.
15 августа 1941 года фашистские войска заняли Новгород. После артобстрелов крест с голубем был поврежден и повис на крепежных тросах, немецкий комендант города распорядился снять его совсем. Ценности из собора планово вывозились в Германию, а солдаты вермахта и испанской «Голубой дивизии» растаскивали золотую обшивку купола на сувениры. «Освободители от ига большевизма» вели себя как настоящие варвары, подчистую разграбив собор. Крест с голубем был отправлен в Испанию как трофей, после войны следы его затерялись. Лишь в 2002 году выяснилось, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. После встречи президента России и короля Испании двумя годами спустя реликвия была торжественно возвращена на родину. Испанцам была подарена точная копия, изготовленная по заказу администрации области, — всё же бывшие оккупанты относились к священному символу со всем возможным уважением.
Голубь на кресте центрального купола Софийского собора в Великом Новгороде
Фото: commons.wikimedia.org
Почитание Божественной мудрости не прижилось на Руси, оказавшись слишком сложным для простых людей, и вскоре было вытеснено более понятным культом Богоматери. Князь Андрей Боголюбский, когда переедет во Владимир и сделает его новой столицей, рядом с традиционными Золотыми воротами поставит уже не храм Софии, а кафедральный Успенский собор. И лишь новгородская София будет напоминать нам о благих мечтах князя, которого вовсе не случайно называли Мудрым.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Ярослав Мудрый | князь Киевский
Ярослав Мудрый , также называемый Ярослав I, Русский Ярослав Мудрый , (родился 980 — умер 2 февраля 1054 года), великий князь Киевский с 1019 по 1054 год.
Сын великий князь Владимир, он был наместником Новгорода на момент смерти своего отца в 1015 году. Тогда его старший выживший брат Святополк Проклятый убил троих других своих братьев и захватил власть в Киеве. Ярослав при активной поддержке новгородцев и помощи варяжских (викингов) наемников победил Святополка и в 1019 году стал великим князем Киевским.
Ярослав начал консолидацию Киевского государства через культурные и административные улучшения, а также через военные кампании. Он способствовал распространению христианства в Киевском государстве, собрал большую коллекцию книг и нанял многих писцов для перевода греческих религиозных текстов на славянский язык. Он основал церкви и монастыри и издал законы, регулирующие правовое положение христианской церкви и права духовенства. С помощью византийских архитекторов и мастеров Ярослав укрепил и украсил Киев по византийскому образцу.Он построил величественный собор Святой Софии и знаменитые Золотые ворота Киевской крепости. При Ярославе началась кодификация правовых обычаев и княжеских постановлений, и эта работа послужила основой для кодекса законов, получившего название «Русская правда».
Ярослав вел активную внешнюю политику, и его войска одержали несколько заметных военных побед. Он отвоевал Галицию у поляков, решительно победил кочевых печенегов на южной границе Киевского государства и расширил киевские владения в Прибалтике, подавив литовцев, эстонцев и финские племена.Однако его военная кампания против Константинополя в 1043 году окончилась неудачей.
Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской. Подпишитесь сегодняТорговля с Востоком и Западом играла важную роль в Киевской Руси XI века, и Ярослав поддерживал дипломатические отношения с европейскими государствами. Его дочери Елизавета, Анна и Анастасия были замужем за Харальдом III из Норвегии, Генрихом I из Франции и Андреем I.
В своем завещании Ярослав стремился предотвратить борьбу за власть между своими пятью сыновьями, разделив между ними свою империю и приказав четырем младшим сыновьям подчиняться старшему, Изяславу, который должен был стать преемником его отца в качестве великого князя Киева.Этот совет не имел длительного эффекта, и после смерти Ярослава началась гражданская война.
.Эпическая всемирная история: Ярослав Мудрый
Ярослав Мудрый |
Также называемый Ярославом, или Ярославом Мудрым по-русски, Ярослав Мудрый был великим князем Киева с 1019 по 1054 год, одним из самых ярких представителей династии Рюрикидов (Рюриковичей), который был наиболее известен в истории Восточной Европы как могущественный вождь раннее централизованное государство Киевская Русь. Он был сыном великого князя Владимира I (Владимира) (Владимира Великого).
Он также известен как искусный администратор, военачальник и дипломат, который поместил государство Киевская Русь на политическую карту средневековой Европы как одну из важных держав своей эпохи. В конце правления Ярослава в Ростове (ок. 988 — ок. 1010) в его честь был основан новый город Ярослав (около 100 миль от Ростова). Затем его отправили управлять городом Новгородом в северной части Киевской Руси.
Ярослав предпочитал использовать в Новгороде наемников-викингов (варягов) (династия Рюрикидов, по сути, была потомков викингов).Викинги, избранные и любимцы принца, были жестокими и жестокими по отношению к местным жителям. В 1014 году Ярослав решил не платить дань своему отцу, великому князю Владимиру. Разгневанный отец приготовился драться с сыном, но вскоре умер от болезни.
После смерти Владимира его старший сын Святополк решил завоевать киевский престол. Чтобы помешать своим братьям взойти на престол, Святополк убил Бориса, Глеба и Святослава и занял престол. Святополк, который стал известен как Проклятый (по-русски Окаянный) за убийство собственных братьев, был очень непопулярен среди простых горожан, солдат и знати Киева.
Ярослав, жизнь которого была спасена расстоянием между Киевом и Новгородом, бросил вызов Святополку. Он очень полагался на помощь наемников-викингов, а также на жителей Новгорода, которые были более чем счастливы помочь ему в его битве со Святополком Проклятым. После долгой битвы со Святополком Ярослав победил его и захватил власть в 1016 году.
Святополк бежал в Польшу. Польский король Болеслас, заинтересованный в помощи Святополку в обмен на территориальные уступки, послал свои войска в Киев.Ярослав потерпел поражение в ожесточенном сражении в 1017 году и бежал в Новгород. К 1019 году он собрал больше войск из Новгорода.
В решающей битве он победил своего брата и стал великим князем Киевской Руси. Ему потребовалось около двух десятилетий, чтобы утвердить свою власть в некоторых отдаленных уголках своей страны, поскольку он воевал с другим братом, Мстиславом. С 1036 г. Ярослав был единоличным правителем Киевской Руси.
Ярослав правил Киевской Русью около 35 лет, консолидируя политическую и экономическую власть и сделав город Киев одним из крупнейших культурных центров Восточной Европы.Он был известен своими военными достижениями, когда он победил могущественных и разрушительных кочевых печенегов на южной границе Киева в 1036–1037 годах.
Памятник Ярославу |
В серии кампаний на западной границе в 1030-х и 1040-х годах он ослабил Польское государство, отвоевал у Польши Галицкую провинцию и расширил свои владения в Балтийском регионе, покорив эстонцев, литовцев и другие племенные объединения.Он также пытался бросить вызов политическому господству Византийской империи в юго-восточной Европе, но потерпел поражение в Константинополе в 1043 году.
Культурное и религиозное развитие Киевской Руси было значительно продвинуто Ярославом во время его правления. Он способствовал распространению христианства, которое было официально введено его отцом Владимиром в 988 году. Значительное количество религиозных и некоторые светские книги были привезены из Византийской империи и были переведены с греческого на старославянский и старославянский языки.
Важно подчеркнуть, что тесные религиозные связи Ярослава с Византийской церковью способствовали будущей изоляции России от Римско-католической церкви и, следовательно, от латинской цивилизации. Ярослав понимал значение искусства. Он поощрял византийских художников и ремесленников, особенно архитекторов, селиться в его столице.
Были построены новые церкви, и первые русские монастыри были основаны во время правления Ярослава, чтобы обозначить центральную роль христианской церкви в государстве.Монументальный собор Святой Софии и Золотые ворота Киевской крепости стали самыми известными образцами киевской архитектуры. По указу Ярослава правовая система страны была систематизирована и дополнена опубликованием кодекса законов под названием «Правосудие Ярослава» («Правда Ярослава» по-славянски).
Ярослав постоянно заменял племенных вождей своими соратниками, энергично преследовал языческих вождей и подавлял язычество. Эти действия в дальнейшем способствовали преобразованию восточнославянских племенных конфедераций в динамичное феодальное государство и укрепили позиции религиозного духовенства в политических делах.В 1051 году Ярослав впервые назначил местного митрополита Иллариона без участия Константинополя.
Ярослав вел очень активную внешнюю политику; он поддерживал и продвигал международную торговлю. Русские купцы успешно торговали до Византии, Франции, Венгрии, Норвегии и Персии.
Он заключил союзы с несколькими центральноевропейскими и западными державами посредством династических браков, так как его дочь Елизавета вышла замуж за Харальда III из Норвегии, дочь Анна за Генриха I из Франции и Анастасию за Андрея I из Венгрии.Ярослав был женат на шведской принцессе, а его сестра вышла замуж за византийского князя. Это закрепило высокий авторитет государства Киевская Русь и династии Ярославов в Европе.
Ярослав умер в 1054 году. Его уважали как успешного строителя централизованного государства Киевская Русь. В своем завещании он разделил свои владения между пятью сыновьями, доверив Киевский престол своему старшему сыну Изаславу. Однако очень скоро после смерти Ярослава государство развалили его честолюбивые, но не дальновидные сыновья.
,Киевское государство под властью Ярослава Мудрого
План презентации
- борьба за власть между сыновьями Владимира Святославича. Претензии Ярослава Владимировича Великого стола.
- утверждаю Владимировича Ярослава в Киеве.
- Внутренняя политика Ярослава.
- внешнеполитических мероприятий Ярослава Мудрого.
Хронология событий
1019 | Битва Ярослава Святополка на реке Альте |
1019-1054 двухлетний период | княжение Ярослава Мудрого в Киеве |
1017-1037 он | Строительство Софийского собора, укрепления вокруг города Ярослава, строительство Золотых ворот в Киеве |
1048 | Посольство французского короля Генриха I Капета в Ярославе.Брак Анны с дочерью принца французского короля |
1051 | назначение Киевского митрополита Илариона, первого на этом посту русичей. Основание пещерного монастыря |
основные понятия и термины
«Русская правда» — собрание, или свод законов Руси, состоявшее из нескольких поколений.Древнейшие части, созданные во времена Ярослава Мудрого, в отдельную часть статьи заключили сыновья Ярославова — Устав Ярославичей. В «Русскую правду» входят статьи и более позднего времени. Коллектив, действовавший на территории Украины, Беларуси, Литвы и России несколько веков, стал основой для развития права и правосудия.
Евангелие (от греч. Весть) — одна из важнейших частей Нового Завета, состоящая из первых четырех книг, написанных евангелистами Матфеем, Марком, Лукой, Иоанном.Он описывает земную жизнь Господа, Сына Божьего, Иисуса Христа: Его учение, чудеса, религиозные страдания, смерть, воскресение и вознесение на небеса.
Граффити — надписи и рисунки, нацарапанные на стенах и архитектурных деталях древних зданий, сосудов и других предметов, обнаруженных во время археологических раскопок.
Мозаика — Приборы для отделки стен и полов, на основе цемента в определенном порядке мелкие кусочки цветного камня или стекла — смальта.
Собор — дом или большая церковь в городе, главный храм монастыря. Соборный правослвный собор созвал большое собрание представителей духовенства и мирян для обсуждения важных вопросов и принятия обязательных решений.
Патриарх — высший титул священнослужителя в Православных церквях.
Митрополит — ранг второй после патриарха. Во главе стоит церковь и территориальная единица — митрополия.
Диакон — помощник священника при совершении богослужений, ниже духовный чин.
Монах (ченетс ) — верующий, отказавшийся от общепринятой светской (мирской) жизни в пользу служения Богу.
Монастырь р — комплекс построек, предназначенных для религиозного размещения, отправления своих религиозных обрядов, обучения и т. Д.,
Личность
ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ (ок. 978 — 1054) — великий князь Киевский (1019 — 1954). Сын Владимира Святославича и Полоцкой княгини Рогнед Рохволодивны . Князь Ярослав Мудрый Удачливый, как утверждают исследователи, намного больше, чем все его предшественники и даже многочисленные преемники. Он прожил долгую жизнь и умер на пике ее славы и власти. По сей день сохранился мраморный саркофаг с его остатками, при исследовании которого ученые не только восстановили внешний вид принца, но и обнаружили, что он перенес болезнь.О жизни Ярослава и его семьи россияне рассказывают не только записи, но и многие зарубежные источники. На стенах Софийского собора в Киеве — храм, построенный Ярославом Мудрым, с древнейшими фрагментами изображений, среди которых одни из самых Ярослава и его семьи. После многих походов и сражений, выиграв в противостоянии с братьями право на власть в Киеве, Ярослав избежал обвинений в жестокости и коварстве и остался в памяти потомков миролюбивым, тихим и расчетливым князем, проявлявшим увлеченность книгами, часто читавшими их. день и ночь, за что он был удостоен имени Мудрый.
1. Борьба за власть между детьми Владимира Святославича
Претензии Ярослава Владимировича Грейт-стола
- Из летописи узнаем, что сначала Ярослав получил владения от отца Ростова. Владимир
- вскоре подарил ему престижный участок — Новгород. Произошло это, как показывают записи, после смерти старшего сына новгородского князя Владимира Вышеслава.
- княжение в Новгороде было омрачено осложнением отношений с отцом.Летописец рассказал, что из-за нежелания Ярослава в Киеве ежегодно отдавать дань между отцом и сыном едва не дошло до войны. Собственно, жена Владимира настраивалась на поход на Новгород, но он неожиданно умер, рожворившись.
Смерть Владимира Великого разрушила набор в государственном строе, четыре года лыхоманило страну, провела межкнязовские междоусобные войны за власть в Киеве, в ходе которых арестованы четыре сына председателя Владимира, суждено стать победителем Ярославу.
бой за Киев
Вся вина в кровавых междоусобных войнах между россиянами письменного памятника Владимировичу лежала на Святополке — старце, жившем в то время детьми Владимира. Его Святополк по смерти отца в 1015 году был учрежден в Киеве.
- Первыми жертвами коварного плана стали младшие В. — Борис и Глеб. Чуть позже их судьба разделилась и Святослав.
- пролил невинную кровь поквапыла Ярослава к действиям. В Новгороде, узнав о смерти отца и беззаконии Святополка, он приказал дружиннику лаштуватся в поход.
- Первое вооруженное противостояние Ярослава Святополка с Ярославом было, предположительно, исследователями в начале зимы 1015 года под Любечем. Ожесточенная битва закончилась полным поражением войск Святополка.
- князь-неудачник отступил с поля боя, поэтому Ярослав беспрепятственно вступил в Киев.
- После поражения в 1015 году Святополк бежал в Польшу, под прикрытием царя Болеслава Храброго, которого он доводился испытанием. Болеслав уговорил Святополка возглавить войско на Руси. Поездка произошла 1018
- На этот раз битва между Ярославом Святополком и состоялась в университете, недалеко от города Волынь.
- выиграл Болеслав Храбрых воинов, Ярослав уехал обратно в Киев и Новгород.
- Между тем 4 августа 1018 г. к столице Руси присоединились войска Святополка и Болеслава.
- Хроника сообщает, что с ними обращаются очень грубо, чувствуя себя победителями.
- не понравился Киев. Жители городка взбунтовались.
- Болеслав, взяв много имущества и ограбив многих пленных, поспешил покинуть Киев.
- Святополк, потеряв последнее обязательство Киева, под угрозой нового похода Ярослав бежал из города на печенеги.
- как следует использовал горький опыт поражения и собрал для решающего сражения со Святославом «множество воинов».
- В 1019 на реке Альте Ярослав Святополк разбил войско, заставив Каина позорно бежать — где-то в изгнании навсегда потерянный он должен быть.
умерших братьев Бориса и Глеба вскоре пополнили ряды святых: им суждено стать первыми святыми, причисленных к лику святых Русинской церкви. А так же их и нам пошановуемо. Святополк был осужден братоубийцей Каином как Ветхий Завет — история до сих пор помнит его как Святополка Проклятого.И славу Ярослава Мудрого заслужил справедливый правитель, который прекратил междоусобные войны и первым начал поминать жертв братоубийственной войны, найдя их останки и с почестями похоронив в Вышгороде.
2. Консолидация в Киеве Ярослав В.
В течение года1019 летописец занотував: «сидел Ярослав в Киеве, обтер пот от жены, показывая великую победу и труд».
- Вскоре после основания в Киеве Ярославу пришлось покинуть столицу и отправиться на север в землю, чтобы остановить нападение новгородского полоцкого князя Ярослава на племянника Брячиславу.
- Как только этот конфликт разрешился, пришла новая сила — тмутараканский князь Мстислав, который в 1023 году неожиданно привел свою жену в Киев. Мстислав доводывался братом Ярослава. В предшествующих
- междоусобных войнах он, по словам летописца, не участвовал. Что касается его претензий к Киеву, то они получили неожиданное развитие.
- Дело в том, что Мстислав выиграл битву с Ярославом, но из Киева отказался признать старший брат.
- год 1026 год для заключения мирного договора, по которому русские разделили земли вдоль Днепра: правобережная земля принадлежала киевскому Ярославу, а левобережная Чернигова — Мстиславу.Царствование этого ордена длилось 10 лет — смерть Мстислава.
Поэтому только с 1036 года Ярослав единовладным стал правителем Киевской Руси.
3. Внутренняя политика
Сохранение территориальной целостности и единства Руси
Ярослав
- Вернувшись под свою власть город Червенск, отвоеванный во время княжеских междоусобных войн Болес
- , также пошел на север к побережью Балтийского моря, где на суше лежал Чудский город Юрьев.
- не выходя из здания, начатого его отцом, на северной границе Руси.
- окончательно преодолел печенеги.
известия о последней победе Ярослава над печенегами, произошедшей в стенах Киева, опубликовано в 1036 году, однако современные историки ссылаются на нее в 1017 году в ознаменование победы Ярославом приказал построить великолепный храмовый город Битвы — Софийский собор .
Дом Киев
- О Киеве
- раз Ярослав Мудрый сказал, что он был украшением и соперником России самого Константинополя.
- Площадь «Город Ярослава» по сравнению с опорным пунктом Владимира увеличилась в семь раз. Еще мощные и более высокие стены и стальной вал.
- Изюминкой Киева стали Золотые ворота — парадный въезд в город — от Надвратной церкви Благовещения, Софийский собор
Храм в Сеннтистене — The RuneScape Wiki
Эта статья про квест. Чтобы узнать о храме, см. Senntisten Temple. Чтобы узнать о достижении, см. Храм в Сеннтистене (достижение). В этой статье есть краткое руководство. Краткие руководства содержат краткое описание шагов, необходимых для выполнения. |
Храм в Сеннтистене (# 159) | |
---|---|
Также называется | TaS |
Дата выпуска | 3 декабря 2009 г. (Обновление) |
члена | Да |
Голос за кадром | Нет |
Официальная сложность | Мастер |
Квест серия | Тайны маджаррата Возвращение Зароса |
Возраст | Пятая Эпоха |
Разработчики | |
Главный разработчик (и) | Rod C, Paul G, Matt H |
Графика | |
Концепт | Неизвестно Редактировать |
Гарантия качества | |
Гарантия качества | Неизвестно Редактировать |
Аудио | |
Состав | Неизвестно Редактировать |
Инфобокс • Страница обсуждения |
Храм в Сеннтистене — это продолжение Desert Treasure, в котором вы помогаете махджаррату Аззанадре восстановить связь с его потерянным
.