Храмовый комплекс в Баальбеке / Древний Рим / Античная архитектура / История архитектуры / www.Arhitekto.ru
Считается, что Баальбек – это величественнейший ансамбль античной архитектуры. Во всяком случае – это одно из удивительнейших сооружений, дошедших до наших дней. В подвалах Великого храма встречаются каменные блоки длинной 19 м, весящие более 500 т. Недаром в древности были сложены легенды о сверхъестественном происхождении этого комплекса. В действительности ансамбль Баальбека – это достижение римских архитекторов, которые использовали эллинистические, финикийские и египетские технические средства.
В политике Римского государства Ближний Восток всегда играл важную роль. Здесь сходились важнейшие мировые торговые пути, здесь находились ключевые позиции Соредиземноморья. В городах Ближнего Востока были собраны величайшие ценности, которые жаждал прибрать к своим рукам Рим. Римские власти не жалели ни сил, ни средств для сооружения в завоеванных городах городов и крепостей, храмов и святилищ.
Одной из стран Ближнего Востока, привлекавшей пристальное внимание Рима, была Финикия с ее древними торговыми городами – Тиром, Сидоном, Библосом. Здесь, в долине между двумя горными грядами, где раскинулся небольшой ливанский городок Баальбек, римляне построили город Гелиополис. На месте древнего финикийского святилища возник ансамбль храмов, которые были призваны закрепить идею римского господства.
Дорога в Баальбек спускается с ливанской гряды в долину. Шумят горные ручьи, щедро орошая плодородную землю. Вокруг – сады, плантации, селенья. Баальбек – типично арабский городок: древняя мечеть с высоким минаретом, магазинчики, узкие улочки с мазанками. Издали видно могучие стены другой цивилизации – это баальбекское святилище.
Строительство ансамбля начиналось во времена римского императора Нерона, ок. 60 г. н. э. Именно тогда была сооружена платформа высотой 9 м, и на ней возведен храм Юпитера Гелиополитанского, которого отождествляли с финикийским богом грозы, дождя и солнца – Гададом. Со временем, ок. 150 г. н. э., рядом с храмом Юпитера был сооружен храм Вакха. В 244-249 гг., при императоре Филиппе Аравитянине, перед святилищем Юпитера был построен двор шестиугольный в плане. Создание пропилеев – торжественного входа в комплекс – относится к концу III в. н. э.
Не смотря на то, что ансамбль строился почти на протяжении двух с половиной столетий, его целостность не была нарушена: все сооружения стали неотъемлемыми элементами единого архитектурно-художественного замысла.
К пропилеям вели 42 ступени шириной 50 м. Над ступенями возвышались 20 колонн коринфского ордера. С двух сторон колоннады – могучие пилоны, сохранившиеся до наших дней.
Через главный вход посетитель попадает в первый шестиугольный в плане двор. Вокруг – руины колонн, ранее его окружавших. Прекрасные коринфские капители, мастерски украшенные резьбой карнизы и прочие архитектурные фрагменты — беспорядочно разбросаны по двору. Некоторые из них незавершенные, возможно их не успели обработать.
С первого двора проход ведет в главный двор. Его размеры 88 x 100 м. Окружавшие его галереи не сохранились, однако уцелели четыре экседеры – большие полукруглые в плане ниши. Колоны с темно-розового асуанского гранита, стоявшие рядом, прекрасно гармонируют со стенами из местного желто-зеленого известняка. Стены сооружений украшены богатым резным декором. Посередине двора размещен громадный алтарь. С двух сторон от него – остатки бассейнов. Со двора три марша широких ступеней ведут к храму Юпитера, возвышающемуся на высокой платформе – подии. Именно здесь лежат огромные блоки, так называемые трилитоны.
Размеры самого храма Юпитера – 49 x 90 м. Его окружали 58 колонн коринфского ордера. Высота каждой колонны ок. 20 м, диаметр – до 2 м. Колонны располагались на расстоянии 3 м друг от друга, на значительном удалении от стен храма. С колоннады храма уцелело шесть колонн северного фасада с частью антаблемента – блоками камня, лежавшего на колоннах.
Со двора храма Юпитера открывается прекрасный вид на храм Вакха, находящийся за 40 м на юг от храма Юпитера и также сооруженный на возвышении, но меньшей высоты. Размеры храма 34 x 66 м, практически такие же, как и Парфенона. Строение прекрасно сохранилось до наших дней. Рядом с храмом Юпитера он выглядит значительно меньше, однако благодаря тесно поставленным коринфским колоннам кажется больше и выше Парфенона. Впрочем, храм Вакха, в котором все подчеркивает сверхчеловеческую силу, величие, богатство, значительно отличается от Парфенона, где все гармонирует с размерами человека.
На восток от храма Вакха, среди руин древних сооружений, стоит третий храм баальбекского комплекса – его иногда называют храмом Венеры. Это круглое в плане, с выступающими колоннами, небольшое строение. Диаметр целлы этого храма равен 9,8 м. Купол, перекрывавший целлу, разрушился, большие трещины раскололи фасад. В прихотливых формах здания, в пышных коринфских капителях и архитектурных украшениях – тот же стиль архитектуры Римской империи, достигшей апогея ПВО всем – в своей безграничной власти над народами, и в богатстве художественных форм, и в исключительных для тех времен возможностях строительной техники. (4, стр. 14-16; 9, т. 2. стр. 548-551; 13, стр. 100).
Читайте также:
- Расцвет римского храмового искусства. Пантеон (125 г.н.э.)
- Палатин
- Строительство храмов во время правления императоров Траяна (98-117 г. н. э.) и Адриана (117-138 гг.н.э.)
- Римские термы. Термы Каракаллы (206—216 гг.) и Диоклетиана (ок. 305 г.)
- Искусство эпохи домината (IV-V вв.)
- Раннехристианские римские церкви.
Базилика Константина (312 г.)
Источники
RUDN60
Как только самолет идет на приземление в международный аэропорт г. Бейрута в глаза бросаются усыпанные белыми домами горы, врезающиеся в лазурную гладь моря. Многие туристы боятся направиться в страну, где сирийские беженцы, разруха, война, но только как выезжаешь с территории аэропорта тебя окружают дорогие авто, небоскребы с именами мировых брендов, огни ночных клубов и ресторанов, в которых, кажется, нет ни одного свободного места… Это потом понимаешь, что не стоит верить всему тому, что говорят в новостях. И узнаёшь, что Ливан называют «Швейцарией на Ближнем Востоке».
Страна очень отличается от других арабских стран, мусульманской являясь только наполовину. Здесь не так-то просто встретить женщину в чадре, ведь приблизительно 45% населения страны — христиане. Ливан — единственная страна в мире, где по закону президент должен быть христианином, а премьер-министр — мусульманином.
В Ливанских горах разбросаны древние католические храмы, в центре же Бейрута практически стена к стене стоят мечеть Аль-Амина, православная церковь Святого Георгия Победоносца и церковь монахов-капуцинов Святого Людовика. Всего же в стране есть 18 религиозных конфессий.Ради чего действительно стоит ехать в Ливан — это ради его достопримечательностей. Ключевое место среди них занимают храмы Баальбека, которые насчитывают 17 веков истории — фактически, ровесники исчезнувшей Пальмиры. Храмы Юпитера, Бахуса и Венеры отлично сохранились для своего возраста!
Баальбек лежит в долине Бекаа — настоящей житнице Ливана. Догадаться, что вы въехали в долину Бекаа легко — по обочинам, сплошь уставленным мешками с огромным ливанским картофелем. Местная земля дает по нескольку урожаев в год, здесь же производится самая вкусная молочная продукция в Ливане, делаются консервы и варенье, выращивается табак, произрастает виноград, из которого получается лучшее ливанское вино Ksara и Kefraya. Обязательно загляните по пути в винные подвалы Ksara на дегустацию вина.
О чем еще стоит знать, отправляясь в Баальбек? На вашем пути будет лежать город Захле — самый большой город долины Бекаа и ее названная столица. Захле славится отменной кухней — в его рестораны ливанцы приезжают специально из Бейрута.
И вот когда вы увидите огромные колонны с капителями — вы на месте, в Баальбеке. Перед вами — одно из самых больших в мире и самое больше на Ближнем Востоке сохранившееся культовое сооружение такого возраста, храм Юпитера.
Высота его арки — 30 метров вместе с перекрытиями и капителями. Из 9 колонн в землетрясении в 18 веке устояли 6 — всего же колонн из местного известняка было 54. Но были и мраморные колонны — их в Баальбек в 1 веке до нашей эры доставили из Египта: из Асуана в Триполи по воде, а дальше — катили на бревнах, как утверждают историки. Всего так было доставлено 188 колонн, 84 из которых были установлены по периметру алтарного двора.
Всего храмов в Баальбеке три — Юпитера, Бахуса и Венеры. Последний так и не был достроен — он находится чуть поодаль от двух основных. О том, что этот храм строился в честь Венеры, говорит его конструкция, похожая на ракушку. Есть версия, что на этой территории до нынешних храмов располагался храм Муз.
Так в чем же загадка Баальбека?
В основе храма Юпитера обнаружены три монолитных камня — трилитона, длина которых доходит до 19 метров, а вес составляет почти тысячу тонн. И вот тут начинаются вопросы. Ведь во время строительства храмов не существовало технологий, с помощью которых можно перемещать такие глыбы. Их перемещали люди? В таком случае, чтобы поднять один трилитон, понадобилось бы 50 тысяч человек. А плиты установлены и состыкованы так ювелирно, что между ними невозможно воткнуть даже иголку!
Недалеко от храмов в бывшей каменоломне находится Беременный камень — самый большой обработанный камень в мире: 19,6 метров в длину, 6 метров в ширину и 5,5 метра в высоту, весом 1242 тонны. Как его обрабатывали, высекая из горной породы, как пытались переместить в I веке до нашей эры — еще одна загадка.
Чем заняться в Баальбеке?
Попробуйте найти сакральные символы на остатках капителей храмов. В них зашифрован весь цикл жизни человека. Например, яйца символизируют рождение жизни, зубы — старость, цветы — жизнь, а стрелы — смерть. Виноградная лоза, маковые коробочки и обнаженные танцовщицы на колоннах храма Бахуса говорят о… вы правильно подумали. Храм Бахуса был местом уединения для оргий и жертвоприношений.
7 вещей, которые нужно сделать в Ливане:
- Подняться на статую Дамы Ливанской на горе Харисса и увидеть панораму города Джуния на берегу моря и конечно же загадать желание, которое непременно сбудится.
- Увидеть в изгибах сталактитов в подземной пещере Джейта-Гротто образы богатырей, рыбьи плавники, застывшие водопады, грибы и медуз и найти среди них сталактит высотою в 8,2 метра, занесенный в Книгу рекордов Гиннеса.
- Провести улетную ночь в Train Station Pub в Бейруте, чтобы прочувствовать пульс ночной жизни Ливана.
- Дотронуться до колонн храма Юпитера в Баальбеке — самого высокого сохранившегося древнеримского храма на Ближнем Востоке. Его возраст — более 17 веков.
- Увидеть ливанский кедр старше 2 тысяч лет в одном из заповедников — символ Ливана. Именно на кресте из ливанского кедра был распят Иисус.
- Заехать на Старый рынок Триполи — за мылом ручной работы и лучшими в Ливане сладостями.
- Попробовать ливанский хумус с горячим, вздувшимся от пара, хлебом из тонкого теста.
Архитектура и ритуалы в Баальбеке
- Карта, показывающая расположение Рима и Баальбека (с сайта http://www.science15.com)
Храм-Юпитера-Баальбек-Ливан-план этажа (с http://www.bible.ca)
- Древнеримский Баальбек был одним из самых грандиозных и важных архитектурных и религиозных памятников Римской империи и, возможно, Античности. Храмовый комплекс в Баальбеке в Ливане был одним из самых впечатляющих комплексов Римской империи на востоке. Его архитектурное великолепие издавна очаровывало историков, археологов и искусствоведов с тех пор, как в конце XIX века начались раскопки.-й век, немецкий император Вильгельм II. В Баальбеке находятся одни из наиболее хорошо сохранившихся римских руин в Ливане, в том числе один из крупнейших храмов империи, Храм Юпитера, почти полностью разрушенный, и только шесть коринфских колонн все еще стоят на южной стене храм. Баальбек также известен своими другими меньшими храмами, Храмом Венеры и Храмом Бахуса. Храм Бахуса, хотя и меньше, чем Храм Юпитера, все же очень велик по размеру и является одним из наиболее хорошо сохранившихся римских храмов древности, а также одним из самых богато украшенных. Храмовый комплекс состоял из главного входного фасада (пропилеи), шестиугольного переднего двора, массивного Большого двора, храма Венеры, храма Бахуса и огромного храма Юпитера.
Баальбек – Храм Юпитера – монументальный вход (пропилеи) (Джудит Маккензи/Манар аль-Атар)
Баальбек – Храм Юпитера – монументальный вход (пропилеи) (Андрес Рейес/Манар аль-Атар
весь храмовый комплекс построен на приподнятой платформе с использованием одних из самых больших каменных блоков древности.Поднятая платформа была построена до того, как римляне построили свои величественные храмы.Храм Бахуса и Храм Юпитера — храмы-подиумы, построенные на возвышенном подиуме. и доступен по лестнице. Высококачественная и детальная резьба сохранилась на оставшихся колоннах и перемычках храма Юпитера. Для сравнения, большое количество детализированной резьбы по камню и замысловатой рельефной работы сохранилось в храме Бахуса. Статуи местных богов В храмах были размещены ниши, выставленные самым экстравагантным образом, с величием, говорящим о силе и могуществе Римской империи.0017
Баальбек – Храм Юпитера – с храмом Бахуса слева (Андрес Рейес/Манар аль-Атар)
Баальбек – Храм Юпитера – Малый алтарь (Андрес Рейес/Манар аль-Атар)
Баальбек – Храм Юпитера – Малый алтарь (слева) и Большой алтарь – вид на северо-восток (Андрес Рейес/Манар аль-Атар)
Существует очень мало письменных сведений о том, кто заказал здания и как они сохранились. Кроме того, почти нет никаких письменных документов об истории римского строительства или о предполагаемых функциях и ритуальных практиках храмового комплекса в Баальбеке.
Баальбек – Храм Юпитера – Большой двор – вид на северо-восточный угол и восточную сторону от Храма Юпитера – с Малым алтарем справа и водоемами слева (Джудит Маккензи/Манар аль-Атар)
Баальбек – Храм Вакха – задняя и северная сторона (Андрес Рейес/Манар аль-Атар)
Баальбек – Храм Вакха – фасад – вид на запад (Джудит Маккензи/Манар аль-Атар)
Архитектурные и археологические данные показывают, что храмы выполняли функцию поклонения местным культовым божествам (богам). Храм Юпитера был посвящен богу солнца Ваалу, также известному как Юпитер, в честь которого назван храм. Считается, что статуя Ваала находилась в задней части храма, в самом священном месте, предназначенном только для священников, а не для широкой публики, где ему совершались поклонения и подношения. Считается, что храм Вакха посвящен богу вина Вакху, однако мы не совсем уверены из-за отсутствия четких точных доказательств.
Баальбек – Храм Бахуса – внутренняя северная стена – вид со стороны входа на адитон на заднем плане (Джудит Маккензи/Манар аль-Атар)
Весь храмовый комплекс был очень святым местом, которое посещали многочисленные прихожане. Римляне спроектировали комплекс с идеей пространственных отношений в контексте святости пространства. Прихожанин входил сначала через главный вход (пропилеи), затем проходил через Шестиугольный двор и попадал в Большой двор. Сначала они заметят массовый размер Большого двора с храмом Бахуса слева и храмом Юпитера спереди и в центре. Массивные башенные алтари находились в центре Большого двора, где жрецы совершали ритуальные подношения и жертвоприношения животных, чтобы угодить местным божествам (богам). В Большом дворе должны были быть большие водоемы с фонтанами для ритуального очищения и омовения перед совершением подношений и жертвоприношений.
Баальбек – Храм Бахуса – адитон (Джудит Маккензи/Манар аль-Атар)
адитон (греч. Άδυτον) или адитум (лат.) храм. Его название означало «недоступный» или «не входить». adyton часто представлял собой небольшую площадь в самом дальнем конце целлы от входа.
Алтарь служил не только местом для ритуальных жертвоприношений и физической преградой, но также был священным порогом барьера между мирским и священным святым пространством. Чем глубже молящийся проникал в храмовый комплекс, тем более священным становилось пространство. Самым священным святым местом всего комплекса была внутренняя святыня в задней части храма, где должна была размещаться культовая статуя местного божества.
Баальбек – Храм Бахуса – деталь внутренней части северной стены (Андрес Рейес/Манар аль-Атар)
Баальбек – Храм Юпитера – южная сторона – от Храма Бахуса (Джудит Маккензи/Манар аль-Атар) -Атар)
Баальбек – Храм Юпитера – южная колоннада (Андрес Рейес/Манар аль-Атар)
Баальбек – Храм Юпитера – северная колоннада (Андрес Рейес/Манар аль-Атар) 900 09
Баальбек – Храм Юпитера (деталь льва) (Андрес Рейес/Манар аль-Атар)
Баальбек-Панорама Большого двора с подиума Храма Юпитера-Храм Бахуса слева на заднем плане(https://geolocation. ws)
Хотя во времена римлян о Баальбеке сохранилось мало письменных свидетельств, существует множество археологических и архитектурных свидетельств, которые мы можем использовать, чтобы лучше понять это место. Баальбек — это огромный комплекс, в котором находятся одни из величайших храмов, когда-либо построенных римлянами. Понимание архитектуры и того, как храмовый комплекс функционировал с римскими ритуалами подношений, поклонения местным божествам и жертвоприношений животных, а также пространственных отношений между мирским и священным святым пространством, помогает нам ориентироваться в руинах. Это также дает более четкое представление о том, как римляне использовали это место и для какой цели оно служило. Можно привести сильный аргумент в пользу того, что мы можем считать Баальбек одним из самых важных мест Римской империи и постоянным проблеском власти, мастерства, религиозных идеалов и имперской мощи, которыми был Рим.
Реконструкция храмового комплекса в Баальбеке (с https://followinghadrian. com)
Джастин Джераче
Сайт ЮНЕСКО на Палми ра: http://whc.unesco.org/en/ list/23
Изображения сайта: www. человек ар- ал – атар . ox .ac.uk/
Делл Аптон, «Начиная с Баальбека», Журнал Общества историков архитектуры 68, вып. 4 (декабрь 2009 г.).
Дж. Б. Уорд-Перкинс, Римская имперская архитектура (Нью-Хейвен: Йельский университет, 1970).
Фридрих Рагетт, Баальбек (Лондон: Noyes Press, 1980).
Нравится:
Нравится Загрузка…
Баальбе к, Храм Венеры — Ливий
Баальбек или Гелиополис (греч. Ἡλιούπολις , «город солнца»): город в северной части долины Бекаа, место крупнейшего святилища в римском мире.
История
Фото
Двор Венеры и муз
Храм ВенерыПримерно в двухстах метрах к юго-востоку от алтарей Большого двора храма Юпитера в Баальбеке, отделенный от него улицей с колоннадой, находился комплекс Венеры и муз. Это более или менее квадратное поле, на самом деле трапециевидное, окруженное колоннадой; на поле две маленькие святыни. Квадратный был посвящен музам; в другом, обращенном к храму Юпитера, почиталась Венера.
Храм Венеры
Храм Венеры был построен в третьем веке. Он имеет очень оригинальную конструкцию: построен на платформе в форме подковы, он состоит из круглого алтаря с квадратным входом почти такого же размера. Внешний фасад святыни украшают пять ниш, а это значит, что здесь нет ни одной квадратной стены. В нишах находятся изображения голубей и раковин, что считается доказательством того, что храм был посвящен Венере.
Квадратный вход, вероятно, не был одним из тех классических треугольных фронтонов, поддерживаемых колоннами. На самом деле прямая горизонтальная линия была нарушена изящной аркой. Это, конечно, не без параллели, но ансамбль в стиле барокко говорит о том, что архитектор хотел показать, что он самый лучший и самый яркий. Он преуспел.
Если верить христианскому автору Созомен, и если это храм Венеры, то это было также место, где во время правления императора Юлиана (годы правления 361-363) благочестивые христианские девы были съедены свиньями. примечание [Sozomen, Ecclestiastical History, 5.10.] Созомен добавляет, что это произошло потому, что христианские власти ранее объявили священную проституцию вне закона; Поэтому убийство христианских антипроституток было логичной местью. Мы не можем знать, правдива ли эта история; рассказы о древней культовой проституции почти всегда ненадежны.
Баальбек, Храм Венеры, Столицы | Баальбек, Храм Венеры | Баальбек, Храм Венеры, Рельеф скорбящей женщины | Баальбек, Храм Венеры, Колоннада |
Храм был позже использован как церковь, посвященная святой Варваре. Согласно (сравнительно поздней) христианской легенде, она была дочерью гелиопольского сановника Диоскора, который все еще поклонялся древним богам. Когда он узнал, что она крестилась, он убил Варвару и тут же был поражен молнией. До сих пор к святой Варваре призывают, если люди хотят защититься от молнии, и не исключено, что это на самом деле является продолжением древнего культа Хадад.