16. Храм Хатшепсут в Дейр-Эль-Бахари
Всеобщая история архитектуры. Том I 16. Храм Хатшепсут в Дейр-Эль-Бахари
Одним из наиболее известных и значительных в истории египетской архитектуры храмов является храм царицы XVIII династии Хатшепсут в северной части Дейр-эль-Бахари, рядом с заупокойным храмом Ментухотепов. Повторяя общие принципы композиции храма Ментухотепов, храм Хатшепсут развивает эту концепцию в более грандиозных масштабах (табл. 25 и 26). Как и в храме Ментухотепов, строитель храма Хатшепсут прибегал к системе террас, связанных между собою пандусами. Здесь также были широко использованы открытые галереи на прямоугольных восьми и шестнадцатигранных столбах (табл. 25, фиг. 3 и табл. 26, фиг. 2). Вход в передний открытый двор храма и самый двор были озеленены. Так же, как и в храме Ментухотепов, внутренний двор верхней террасы примыкал непосредственно к скалам, за ним следовали культовые помещения пещерного типа, высеченные в скале.
Разница, однако, заключается в том, что храм Ментухотепов был еще целиком подчинен заупокойному культу царя, в то время как храм Хатшепсут был посвящен преимущественно культу богов: Амона фиванского, богини-коровы Хатор и бога-шакала Анубиса. Заупокойному культу Хатшепсут и ее родителей были посвящены только небольшие боковые помещения в левой части внутреннего двора. В храме Хатшепсут исчез доминирующий объем пирамиды, композиция теперь развертывается по горизонтали. В отличие от храма Ментухотепов появляется явно выраженный главный фасад. Решение построено на комбинации пространственных портиков, выдвинутых вперед. На переднем верхнем дворе как бы снята передняя стена.
Появляется постепенное ограничение пространств: сначала открытый двор,, затем площадка, огражденная сзади и сбоку колоннадам и, и, наконец, замкнутое пространство заднего двора. Все эти части при посредстве колоннад однообразного типа сличаются друг с другом. Впервые создается последовательная связь помещений по одной продольной оси.
Архитектор сумел здесь органически связать сооружения с пейзажем. Широкие, свободные террасы храма ведут к обрывам скал, точно ступени монументальной лестницы. Характерная для нильского и вообще африканского ландшафта горизонтальная линия, словно обрезающая горную цепь вверху, повторяется в горизонтальных линиях крыш и террас. Ущелья, разрывающие скалы вертикальными трещинами, находят себе аналогию в вертикальных интерколумниях храма. Вся постройка кажется органической частью пейзажа, продолжением его основных линий, а пейзаж в свою очередь кажется естественным фоном архитектурного ансамбля (табл. 26, фиг. 1). Характерно широкое использование в храме Хатшепсут монументальной скульптуры: сфинксов, расположенных по прямой оси от аллеи к пандусу, ведущему на вторую террасу, и портретных статуй самой Хатшепсут.Для украшения храма, кроме скульптуры, использованы также раскрашенные рельефы. Наряду со сценами религиозного характера, в рельефах изображена экспедиция на Сомалийское; побережье, снаряженная Хатшепсут для вывоза оттуда сырья. Одно из этих изображений дает яркую картину свайного поселка тропической Африки конца XVI в. — начала XV в. до н. э.
Храм Хатшепсут является как бы переходным звеном к новому типу храма. Он еще продолжает традиции Среднего царства; композиция фасадов насыщена группой открытых портиков, ставших, однако, скорее декоративными. Храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахари — почти столь же удачно найденный и запоминающийся образ, как древние пирамиды в Гизе. Но этот недостроенный храм, по своему облику примыкающий к архитектурным памятникам Среднего царства, оказался для своего времени единичным примером и не имел аналогий в дальнейшем египетском искусстве.
Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы
Храм Хатшепсут оказался школой мастерства для древнеегипетских художников
Изучение следов, оставленных древнеегипетскими художниками на разных этапах создания расписных рельефов храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, помогло выяснить, как были организованы работы по отделке стен святилища. Польская исследовательница обнаружила в особенностях техники создания изображений и надписей черты, присущие как опытным, так и начинающим мастерам, выявила различия в их квалификации и показала, как в процессе работы велось обучение мастерству. Об этом рассказывает статья в журнале
Благодаря изучению незаконченных изображений, встречающихся на стенах гробниц и храмов, египтологи хорошо представляют себе последовательность этапов создания египетских полихромных рельефов. Сначала поверхность стены тщательно выравнивали и покрывали слоем штука — смеси извести и тонко просеянного гипса. На него по периметру стены наносилась разметка, по которой с помощью натянутого шнура наносили красные линии вспомогательной сетки. Набросок будущего рельефа переносили на стену тоже красным цветом по клеткам этой сетки с образца. Такие образцы деталей спланированной композиции обычно рисовали на керамическом остраконе, гладкой известняковой плитке, иногда на папирусе. Затем художник, используя черную краску, корректировал эскиз. Таким же двухэтапным способом в композицию вписывался текст. После доработки изображений и надписей рельеф вырезали и раскрашивали.
Из частных писем, найденных при раскопках поселения строителей царских гробниц Дейр-эль-Медина (Фиванский некрополь), известно, что при сооружении и отделке усыпальницы ее пространство делилось на две симметричные половины. Каждая из них обрабатывалась отдельными бригадами рабочих и художников, которые упоминаются в текстах как «те, что слева» и «те, что справа». Египтологи полагают, что строительство храмов было организовано аналогично. Однако подробности рабочего процесса до сих пор изучены недостаточно. Особенно это касается построек, в которых декорирование внутренних помещений было полностью завершено, так как каждый последующий этап отделки уничтожал следы подготовительных работ. Яркий пример подобного сооружения — храм фараона-женщины XVIII династии Хатшепсут (1473–1458 годы до нашей эры).
Святилище, носившее название Джесер-Джесеру («Священнейший из священных»), стоит на западном берегу Нила, напротив Карнакского храмового комплекса, в ущелье Дейр-эль-Бахри, которое с древнейших времен было частью сакрального ландшафта в районе Фив.
Расписные рельефы, украшающие портики и внутренние залы Джесер-Джесеру, считаются шедевром древнеегипетского изобразительного искусства. Портик нижней террасы украшен сценами, прославляющими военную мощь и деяния фараона Мааткара (таким было тронное имя Хатшепсут): попрание врагов Египта, подношения богам и строительные работы. На втором ярусе изображения посвящены легитимации статуса Хатшепсут, которая пришла к власти как узурпатор, успешной военно-торговой экспедиции в страну Пунт, а также культам Хатхор и Анубиса, часовни которых расположены слева и справа от колоннады. На верхнем ярусе за портиком находится внутренний двор с входом в скальное святилище Амона, а по бокам от него — часовни, посвященные солнечному божеству (справа, то есть с северной стороны) и культам самой царицы и ее отца фараона Тутмоса I (слева, на южной стороне).
В поисках следов, которые могут рассказать об организации отделочных работ, рельефы часовни Хатшепсут изучила Анастасия Ступко-Любчиньска (Anastasiia Stupko-Lubczynska) из Центра средиземноморской археологии Варшавского университета. Польские археологи исследуют храм в Дейр-эль-Бахри с 1961 года. В 2006 году они приступили к долгосрочному проекту по документированию и теоретической реконструкции изображений в царской часовне. На основе собранного материала доктор Ступко-Любчиньска сравнила детали рельефов, украшающих ее боковые (северную и южную) стены. На северной стене исследовательница обнаружила остатки красной вспомогательной сетки и реконструировала разметку ее линий.
Часовня Хатшепсут — самое большое крытое помещение в комплексе Джесер-Джесеру (площадь его составляет почти 69 квадратных метров). Ее северная и южная стены размерами около 13,26 метра в длину и 3,78 метра в высоту заняты каноническими сценами приношения даров. В западной — дальней от входа — части стен размещались изображения Хатшепсут в образе фараона. Позднее, во время уничтожения культа царицы-узурпатора, они были сбиты. Остальную часть рельефов занимают процессии носителей даров и тексты с перечнем этих подношений. На обеих стенах в процессии участвует по 100 человек. Однако они распределены по трем рядам (или, как говорят египтологи, регистрам) неодинаково: 32, 32 и 36 фигур на южной стене и 32, 30 и 38 фигур — на северной, если считать сверху вниз.
Ступко-Любчиньской удалось найти различия, показывающие, что над декорировкой стен часовни действительно работали две самостоятельные группы художников — так же, как в гробницах. Об этом говорят различия в изображении предметов одного и того же типа. Например, на южной стене связки колосьев вырезаны только по контуру, а ритуальные сосуды для подношения жертвенного молока изображены в виде керамических кувшинов, подвешенных на веревке. На северной стене выполнены рельефно все колоски в связках, а сосуды с молоком подвешены на металлических дужках.
Из-за большой высоты рельефа нельзя было обойтись без строительных лесов: человеку, стоящему на полу, доступен только нижний регистр процессии. Используя леса, резчики могли обрабатывать стену по всей высоте одновременно, при необходимости меняясь местами (например, в тех случаях, когда требовалось вмешательство более опытного мастера).
Исследовательница выявила и малозаметные на первый взгляд различия в качестве работы художников. Так, на южной стене резное изображение птенцов, которых несет один из участников процессии, по-видимому, было выполнено недостаточно умелой рукой ученика. При этом мастер, похоже, работал рядом с ним: об этом говорит искусно вырезанный сосуд с крышкой в виде лежащего теленка, висящий в сетке на сгибе руки у соседней фигуры. Обнаружилась и разница в технике нанесения надписей, сопровождающих каждого носителя даров. На южной стене они выполнены в единой манере с изображениями и отличаются высоким качеством. На противоположной стороне часовни многие надписи просто прорезаны в уже завершенном фоновом поле. Ступко-Любчиньска предположила, что здесь пространство стены долго оставалось недоступным для резчика иероглифов, и нашла возможное объяснение такой задержки: затянувшийся процесс обучения.
Оказалось, что приблизительно в тех же местах, где иероглифы прорезаны по готовому фону, соседствуют между собой фигуры с резко отличающимися по уровню исполнения париками. Вероятно, скульптор-стажер либо трудился рядом с мастером высокой квалификации и под его руководством, либо пытался завершить начатый учителем трудоемкий элемент рельефа.
Наиболее сложную и ответственную работу — изображение лица — опытные художники, очевидно, брали на себя. Новичкам поручалось выполнение более простых деталей, но ошибки все-таки случались. Ступко-Любчиньска обнаружила следы корректировок уже вырезанного и раскрашенного рельефа. Такие правки локализуются в области туловища и ног человеческих фигур.
Египетское искусство, тесно связанное с культовой практикой, было ограничено жесткими рамками изобразительного канона. Если при росписи частных гробниц художники могли позволять себе отступить от него, то в постройках государственного значения — храмах, царских усыпальницах — практически невозможно найти какие-либо авторские особенности. Часовня Хатшепсут — не исключение; все изображения здесь строго каноничны и близки по технике исполнения. Поэтому попытки диагностировать в них индивидуальный стиль отдельных художников по примеру успешной атрибуции произведений европейского искусства, как отмечает польская исследовательница, бесперспективны. Однако изучение мелких различий может оказаться полезным для реконструкции некоторых подробностей рабочего процесса и методики обучения молодых художников.
Ранее археологи сообщали об обнаружении в Египте руин города, жители которого занимались ремесленным обслуживанием царской резиденции. А еще N + 1 рассказывал о том, как ученые воспроизвели в эксперименте освещение пещеры методами палеолитических художников, как были украшены лучшие дома Помпей, и где была создана резная деревянная скульптура начала XVI века «Женщина с фонарем».
Винера Андреева
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Дайр аль-Бахри | археологические раскопки, Египет
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Содержание
- Введение
Краткие факты
- Факты и сопутствующий контент
Читать Далее
- Все ли египетские фараоны были похоронены в пирамидах?
Викторины
- Историческая викторина
Комплекс Дейр-эль-Бахари – история и особенности
Дейр-эль-Бахари представляет собой комплекс заупокойных храмов и гробниц. Первым памятником, построенным здесь, является заупокойный храм Ментухотепа II из одиннадцатой династии. Строительство этого храма началось в 21 веке до нашей эры. Позже, во времена восемнадцатой династии, Аменхотеп I и Хатшепсут также построили памятники на этом месте. Арабское слово Дейр-эль-Бахари переводится как северный монастырь на английском языке. Исторически это название относится к монастырю, построенному здесь в 7 веке нашей эры.
Содержание
- Расположение комплекса Дейр-эль-Бахари
- Значение местоположения
- Что представляет собой комплекс Дейр-эль-Бахри?
- Открытие этих храмов в комплексе Дейр-эль-Бахари
- Особенности комплекса Дейр-эль-Бахари
- Заупокойный храм Небхепетре Ментухотеп
- Заупокойный храм Хатшепсут
- Храм Тутмоса и Не-Тутмоса III
4 Королевский
4 в комплексе Дейр эль-Бахари
- Каменный сундук
- Заключение
Расположение комплекса Дейр-эль-Бахари
Это сооружение стоит на западном берегу Нила, напротив Луксора, Египет. Несомненно, это место является неотъемлемой частью Фиванского некрополя. Пик Эль-Курна отделяет его от Долины Царей. Географически он лежит на тех же осях, что и храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре в Фивах.
Хатор была богиней, вскормившей и воспитавшей каждого короля. В эту роль входил их мифологический предок, бог Гор. Для богини место Дейр-эль-Бахари считалось священным. Более того, люди верили, что в горах обитает воплощение богини.
Следовательно, храм Хатшепсут лежит в тени этих холмов. С другой стороны находится Долина Царей. Последний является местом последнего упокоения некоторых из самых известных правителей Древнего Египта.
Из этих гор возвышаются Стелы, несущие молитвы Хатхор в образе коровы. Это конкретное геологическое образование напоминает естественную вершину в форме пирамиды. Вот почему царь Небхепетре Ментухотеп выбрал это место в качестве своей гробницы и заупокойного храма.
Что представляет собой комплекс Дейр-эль-Бахари?
Комплекс Дейр эль-Бахари состоит из трех храмов. Эти террасы ручной работы медленно поднимаются к скале. Следовательно, это создает потрясающее зрелище. Красивый храм фараона Хатшепсут — самое известное сооружение в комплексе. Кроме того, на этом месте также находятся два других храма. Эти храмы были местом поклонения фараонов, которые их построили.
Самый старый храм на этом месте относится к одиннадцатой династии. Древние египтяне посвятили этот храм культу бога Амона. Фараон Ментухотеп мог прославить себя как бога через этот заупокойный храм. Последний храм, построенный в этом комплексе, принадлежит фараону Тутмосу III.
Открытие этих храмов в комплексе Дейр эль-Бахари
Три храма из древнего Египта были потеряны во времени, пока их не обнаружили историки. Во-первых, храм царя Ментухотепа II утратил большую часть своей первоначальной структуры. Впоследствии историки обнаружили террасный храм царицы Хатшепсут между 1894-96 годами.
Впоследствии подвергся частичной реставрации. Польская археологическая экспедиция приступила к восстановлению святилища третьей террасы и подпорной стены в 19 в. 68. Эта миссия также обнаружила третий храм Тутмоса III в 1435 г. до н. э. между двумя более ранними храмами.
Все три храма связаны друг с другом длинными дорогами, ведущими к храмам долины. У него также были док-станции.
Особенности комплекса Дейр-эль-Бахари
Заупокойный храм Небхепетре Ментухотеп
Ментухотеп II воссоединил Египет в начале Среднего царства. Он построил необычный погребальный комплекс. Храм строился на нескольких уровнях в большой бухте Дейр-эль-Бахари. В комплексе Дейр-эль-Бахри выделяются следующие особенности:
Кроме того, на террасе стоит большая квадратная конструкция. Возможно, это первобытный курган. Поскольку храм обращен на восток, дизайн может быть связан с культом солнца Ра.
Квадратное сооружение ведет к недостроенной гробнице, в которой находится сидящая статуя короля. Археологи также нашли фигурки царя двенадцатой династии Сенусерта III. В этом храмовом комплексе также было шесть погребальных часовен и шахтных гробниц. Древние египтяне строили эти гробницы для жен и дочерей фараона.
Заупокойный храм Хатшепсут
Самым известным памятником в комплексе Дейр эль-Бахари является заупокойный храм царицы Хатшепсут. Он также известен как Джесер-Джесеру или «Святая Святых». Это красивое сооружение построено и спроектировано Сененмутом. Он служил для поклонения королеве и почитания бога Амона.
Храм увидел строительство в скале, которая резко возвышалась над ним. Поэтому он считается одним из самых несравненных памятников Древнего Египта. это 97 футов высотой. Расположенный в бассейне долины Дейр-эль-Бахари, храм окружают скалы. К сожалению, сегодня террасы Дейр-эль-Бахари представляют собой лишь слабую версию видения Сененмута.
Храм Тутмоса III
Тутмос III построил храмовый комплекс, посвященный богу Амону. Храм, обнаруженный в 1961 году, сыграл важную роль в прекрасном празднике долины. Во-первых, оползень в конце двадцатого века нанес огромный ущерб строению этого храма.
Во-вторых, храм служил источником строительных материалов. Наконец, в христианские времена здесь было коптское кладбище.
Королевские и нецарские гробницы в комплексе Дейр-эль-Бахари
В скрытом углублении в скалах к югу от храмов обнаружена гробница. В нем был тайник из сорока королевских мумий. В этот тайник жрецы перенесли мумии из Долины Царей. Спрятанные мумии, скорее всего, были помещены туда жрецами двадцать первой династии. Эти священники намеревались предотвратить дальнейшее осквернение и грабежи.
Первоначально усыпальница должна была стать местом последнего упокоения священников. Скорее всего для семьи Пинеджем II из 21-й династии. Более того, в тайнике были найдены мумии Яхмоса I, Аменхотепа 1, Тутмоса I, Тутмоса II, Тутмоса III. Они также нашли мумии Рамсеса I, Сети I, Рамсеса II и Рамсеса IX.
Историки также нашли двадцать первую династию верховных жрецов и фараонов Пинеджем I, II в другом помещении. Кроме того, здесь расположены частные гробницы Среднего царства.