Обелиск Хатшепсут | LitosOnline
Обелиск Хатшепсут, построенный в 1457 году до н.э, во время XVIII династии, стоит на втором месте по величине среди всех древних египетских обелисков. Он выполнен из одного куска розового гранита, высотой 28,58 метров, весом в 343 тонны. Обелиск расположен в Большом Храме Амона, в Карнаке.
Обелиски изначально возводились как знак поклонения Богу Солнца. Фараонов считали сыновьями солнца и женщин, которые родили их. Верхняя часть, в форме пирамиды, представляла собой лучи солнца, падающие на землю, обычно она покрывалась золотом, бронзовыми или металлическими сплавами, так, чтобы она сияла под солнечным светом. Они получили название Пирамидион. Фараоны устанавливали свои собственные обелиски в честь определенных событий. На каждой из четырех сторон высекались надписи, которые прославляли фараона. Обелиск символизировал стабильность и постоянство.
Постройка обелиска
Никто не знает наверняка, как добывались блоки, из которого изготавливались обелиски, хотя есть две широко распространенные теории. Первая из них говорит о том, что гранит извлекался из карьера посредством ударов шарами из долорита, диаметром от 12 до 55 см и средним весом 6 кг каждый. Этот способ создавал определенного рода проходы вокруг блока достаточной ширины, чтобы мог поместиться человек. Приблизительно каждые полметра, человек садился на корточки или полз на коленях, чтобы продолжать удары, пока необходимая глубина не была достигнута. Достигнув определенной точки, силуэт обелиска был уже очерчен, но надо было еще освободить нижнюю сторону. Для этого был выкопан туннель с помощью упомянутых шаров с обеих сторон блока, и его центральная часть отделялась с помощью рычага. Другая теория, отстаиваемая, прежде всего египтологами, гласит, что извлечение блоков производилось при помощи деревянных сикоморовых клиньев. Клинья из этого дерева, обладающего большой абсорбирующей способностью, вставлялись в трещины в граните, затем их увлажняли и выставляли на солнце. Когда они расширялись, гранит раскалывался, и это облегчало процесс извлечения. В любом случае после извлечения блока форма обелиску придавалась посредством ударов шарами из долорита и полировалась песчаником или щебнем. Транспортировка пары обелисков Хатшепсут, согласно надписи на его основании, продлилась 7 месяцев. Это относительно короткий период времени, если принимать во внимание, каким образом осуществлялся транспорт обелисков. После того, как монолиты были извлечены из карьера, они были размещены на деревянные сани, которые тянули за веревки по тракту и скатам. Чтобы уменьшить трение, использовалась грязь из Нила. Из-за большого веса и размеров монолита, использовалось несколько лодок параллельно. Эта теория наиболее достоверная. Когда монолит прибывал к своему заключительному месту назначения, по его четырем сторонам высекались надписи при помощи камней различных размеров, полировка производилась с использованием воды и песка как абразива. Другим ключевым моментом был подъем обелиска. Присутствие углублений в основе некоторых обелисков служило отправной точкой для разработки теории об этом процессе. Таким образом, обелиски тянули близко к месту их монтажа, заставляя их спускаться через скат, пока они не совпадали с углублением, на которое указывают опоры в основании. Тогда, посредством системы шкива и веревок обелиск поднимался, пока не вписывался в основу. Не полностью ясен способ скатов. Также нужно принять во внимание, что было необходимо много места для маневра из-за большего размера обелиска. Теория вполне вероятна, когда речь идет об установке обелисков в больших открытых местах, но в конкретном случае Хатшепсут, при размере в 28 метров, место для маневра составляло 10 -12 метров. В настоящее время только один из обелисков Хатшепсут высится на своем первоначальном месте. Его пару можно увидеть на полу храма, что позволяет оценить надписи в деталях. У других обелисков была другая судьба. Во время Римской империи египетские обелиски перевозились, чтобы украсить самые знаменитые площади мира. Таким образом, мы можем найти египетские обелиски в Риме, Париже, Лондоне, Стамбуле и Нью-Йорке. Некоторые из них были украдены, в других случаях подарены египетскими властями, в результате в настоящее время из 27 стоящих обелисков, только 6 находятся в Египте: 3 в Карнаке, один в Гелиополе, один в Луксоре и еще один в Каире. Хатшепсут родилась в Фивах в 1490 году до н.э. Она принадлежала к XVIII династии, вместе со своим отцом, Тутмосисом I, великим строителем, она начала проект храма Амона в Карнаке. Ее отец действительно хотел, чтобы она была будущим правителем после его смерти, но им стал Тутмосис II, ее сводный брат и будущий муж, который занял трон. Когда он умер в возрасте 15 лет, она приняла на себя регентство. Несмотря на то, что она была женщиной, Хатшепсут всегда представлялась как мужчина. Она гордилась, что она Фараон (в мужском роде). Во время ее правления Египет пережил период экономического процветания, поскольку она начала развивать коммерческие отношения с соседними странами. Она заказала постройку в Фивах известного храма Deir el ´Bahari, “Храм миллионов Лет”. Этот храм, высотой в 130 метров, также имеет амфитеатр из известняка из 3х этажей и храм, или прибежище Амона, непосредственно в скале.
Карнак (др. егип. Ипет Сут)
Тутмос III, получающий «дыхание жизни» взамен на «творения». Фрагмент разбитого обелиска Тутмоса III в Карнаке (с) фото — Виктор Солкин, 2005 г.
«Самое совершенное место», храм, известный в наши дни под названием Карнакского комплекса, был главной святыней египетского государства на протяжении полутора тысяч лет. Сооружавшийся и украшавшийся несчетными поколениями царей, Карнакский комплекс был административным центром и главной достопримечательностью восточной части знаменитого города Уасет, которому греки дали имя Фивы.
Карнакский храмовый комплекс состоит из трех больших частей: «дом» самого Амона в центре, примыкающий к нему с юга храм Мут, «владычицы Ишеру», подковообразного озера, окружающего святилище богини, и небольших храмов древнего фиванского бога войны Монту и богини истины Маат, расположенных к северу от резиденции Амона. Храм Хонсу находился в юго-западной части территории, принадлежащей его божественному отцу. Со Среднего царства и вплоть до греко-римского времени цари расширяли территорию комплекса до тех, пока только Амону не было посвящено 123 гектара земли.
Храм Амона. В наше время вход на территорию храма Амона начинается на древней пристани, украшенной обелисками Сети II, от которой аллея овноголовых сфинксов, созданная при Рамсесе II, ведет к первому пилону. Справа от пристани располагается небольшое святилище для ладей, возведенное царем Хакором и использовавшееся в качестве места остановки божественных процессий, когда священная ладья Амона покидала храм или, наоборот, возвращалась в свою обитель после очередного празднества. Первый пилон храма Амона – гигантское сооружение высотой 40 м так и остался незаконченным, что прекрасно видно по его недостроенной левой половине, необтесанным блокам, встречающимся в кладке и полному отсутствию какой-либо декорировки. С внутренней стороны правой башни сооружения все еще видны остатки кирпичной насыпи, с помощью которой оно было построено. Пилон был сооружен при фараоне XXX династии Нектанебе I, и включен в кирпичную стену теменос, окружающую весь гигантский храм; возможно также, что на его месте некогда находился более древний вход в храм, не дошедший до нашего времени.
Первый двор храма включает в себя территорию, которая некогда находилась перед храмом; при перепланировке многочисленные овноголовые сфинксы, раньше стоявшие по бокам процессионной аллеи, были сдвинуты к боковым стенкам двора, украшенным колоннадами. С левой стороны от прохода находится трехчастное песчаниковое святилище Сети II, посвященное Амону, Мут и Хонсу и некогда украшенное великолепными колоссами царя, вывезенными в XIX веке в Европу. Напротив святилища стоит небольшой сфинкс с портретными чертами Тутанхамона.
В центре двора некогда возвышался грандиозный киоск Тахарки, позже узурпированный Псамметихом II и отреставрированный при Птолемеях. Состоявший из десяти папирусовидных колонн высотой 21 м, соединенных у баз небольшими стенками, с проходами в западной и восточной сторонах, киоск сильно пострадал от времени, – сохранилась лишь одна гигантская и, в то же время, очень изящная колонна. В центре киоска находится массивный алебастровый алтарь; возможно здесь в древности проходила церемония очищения культовых статуй богов под лучами солнца в первый день нового года.
Справа от входа возвышается небольшой храм Рамсеса III, представляющий собой уменьшенную копию заупокойного храма этого фараона в Мединет Абу. Первый двор храма украшен по сторонам осирическими пилястрами Рамсеса III, его стены покрыты изящными рельефами со сценами различных ритуалов и празднеств. За южным портиком находится маленький гипостильный зал и темные святилища для священных ладей божеств фиванской триады. С востока к храму Рамсеса III примыкают так называемые «Ворота Бубастидов», покрытые знаменитыми рельефами с изображением фараона Шешонка I, побивающего азиатов. В противоположной, северной стороне первого двора храма Амона находится проход, ведущий к «Музею на открытом воздухе», где представлены фрагменты соружений, некогда построенных в Карнаке, среди которых особого упоминания заслуживают «белое» алебастровое святилище Сенусерта I, святилища Аменхотепа I и Аменхотепа II и, наконец, недавно реконструированная «Красная капелла» Хатшепсут.
Колосс Рамсеса II и его дочери Бент-Анат. Карнак, первый двор храма Амона. (с) фото — Виктор Солкин, 2008 г.
Перед вторым пилоном храма в древности стояли два колосса Рамсеса II, от которых остались лишь разрозненные фрагменты. Третий колосс царя, изображенного вместе со своей дочерью Бент-Анат, был позже узурпирован Рамсесом VI и верховным жрецом Амона Пайноджемом (XXI династия). Строительство самого пилона было начато при Хоремхебе и завершено при Сети I; при строительстве в качестве «набивки» пилона использовались талататы – блоки одного из святилищ, воздвигнутого в Карнаке фараоном-еретиком Эхнатоном и позже разобранного.
Колонны гипостильного зала храма Амона в Карнаке.(с) фото — Виктор Солкин, 2005 г.
За вторым пилоном открывается Великий гипостильный зал, пожалуй, одна из самых впечатляющих и невероятных частей Карнакского комплекса. Зал имеет 103 м в ширину и 52 м в глубину и насчитывает сто сорок четыре колонны, которые воспроизводят первозданные заросли тростника, в которых родилось на свет солнечное божество. Потрясают воображение двенадцать колонн среднего прохода высотой в 19,5 м (без абак), с капителями в виде раскрытых цветов папируса. Более низкие колонны боковых проходов выполнены в виде связок нераспустившихся стеблей этого растения. Стволы колонн были покрыты великолепными рельефами общей площадью 24282 квадратных метра и отделаны листами золота. Работы по сооружению гипостиля были столь велики, что окончательная декорировка и отделка колонного зала были завершены лишь при Рамсесе II. Увидев гипостиль Карнакского храма Ж.-Ф. Шампольон писал своему брату: «Я не буду ничего описывать, потому что или мои выражения не стоили бы и тысячной доли того, что следует сказать, говоря о таких вещах, или же, если бы я набросал слабый эскиз, даже весьма бесцветный, меня приняли бы за энтузиаста, может быть даже за безумца». Русский путешественник А.С. Норов также восхищался этим залом с его «необъятным множеством столпов, которых создание превышает силы народа, самого могущественного… Все виденные вами досель здания, хотя б вы обтекли весь земной шар, игрушки перед этим столпотворением! Этот лес колонн, величины невообразимой и где же? Внутри здания, повергает вас в глубокую задумчивость о зодчих». Имена этих зодчих теперь нам известны — это были Майа, Иупа и Хатиаи. Работами по декорировке колонн гипостиля руководил выдающийся художник этого времени — Дидиа. Внешние стены гипостильного зала покрыты рельефами, иллюстрирующим азиатские войны Сети I и Рамсеса II, внутренние – сохранили сцены великого праздника Опет, ежедневной храмовой службы, многочисленные иллюстрации к мифологическим сюжетам. В древности между колоннами гипостильного зала стояли статуи царей и богов. Напротив южной стены пилона находится низкий алебастровый блок, покрытый изображениями «Девяти луков» — плененных иноземных народов, на котором устанавливалась священная ладья во время процессий.
Жрецы, несущие священную ладью Амона. Рельеф из «Красного святилища» Хатшепсут в Карнаке. (с) фото — Виктор Солкин, 2007 г.
Третий пилон был заложен Аменхотепом III и достроен при царях XIX династии. В массе пилона было найдено огромное количество блоков более древних сооружений, представленных в «Музее на открытом воздухе». За этим пилоном при Тутмосе I и Тутмосе III были установлены четыре обелиска, от которых до наших дней дошел лишь один, входивший в грандиозную строительную программу в Карнаке, которая была осуществлена великим архитектором Тутмоса I – Инени. В пространстве между третьим и четвертым пилоном также начинается перпендикулярная вторая ось храма, которая ведет на юг – по направлению к Луксорскому храму.
Обелиск Хатшепсут, Карнак. (с) фото — Виктор Солкин, 2007 г.
Четвертый и пятый пилон основной оси храма, идущей на восток, были сооружены при Тутмосе I. Между ними был сооружен т.н. «Зал Инени», украшенный осирическими пилястрами фараона, перестроенный при Тутмосе III и тем самым лишенный своей изначальной симметрии и пропорциональности. Здесь же находятся и знаменитые обелиски дочери Тутмоса I, царицы Хатшепсут, выполненные из великолепного розового асуанского гранита. В древности обелиски, украшенные восхитительными рельефами, представляющими царицу перед ее небесным отцом Амоном, были покрыты золотом и электрумом. Один из обелисков, высотой 29, 56 м и весом 323 т является высочайшим из «солнечных игл», оставшихся в Египте; его «близнец», к сожалению, рухнул и лежит разбитый к югу от того места, где был установлен.
Фрагмент рельефа с изображением Тутмоса III, которого Монту представляет Амону, владыке Карнака.(с) фото — Виктор Солкин, 2007 г.
Практически ничего не осталось от шестого пилона, возведенного при Тутмосе III; на его нижней части все еще видны списки покоренных царем народов Африки (южная часть пилона) и Азии (северная часть пилона). За пилоном находится величественный «Зал Анналов», на стены которого были перенесены рассказы о военных подвигах царя в чужеземных странах, первоначально записанные на кожаных свитках личным летописцем фараона, вельможей Чанини, сопровождавшим своего повелителя во всех его походах. В центре «Зала анналов» были установлены два уникальных геральдических столба с изображениями папируса и лилии, священных растений Нижнего и Верхнего Египта. В северной части «Зала Анналов» при Тутанхамоне были установлены две колоссальные статуи самого Амона и его женской ипостаси – Амаунет.
Статуя Амона с чертами лица Тутанхамона у «Зала Анналов» в Карнаке.(с) фото — Виктор Солкин, 2007 г.
Грандиозное гранитное святилище для священной ладьи Амона, примыкающее с востока к «Залу Анналов», было сооружено при Филиппе Арридее – преемнике Александра Великого на месте более древнего святилища Тутмоса III. Святилище состоит из двух частей: передней, где богу подносились жертвы и внутренней, где все еще стоит пьедестал, на котором некогда стояла священная ладья Амона. Внутренняя часть святилища украшена рельефами, все еще сохранившими свой цвет, иллюстрирующими различные элементы ритуала жертвоприношения, а внешняя – изображениями празднеств в честь бога. Помещения, окружающие святилище ладьи, были построены при Хатшепсут и декорированы Тутмосом III.
Геральдические столбы Верхнего и Нижнего Египта в «Зале Анналов» Тутмоса III в Карнаке. (с) фото — Виктор Солкин, 2007 г.
За святилищем ладьи находится обширный «внутренний двор», на месте которого когда-то находилась древнейшая часть храма, созданная в Среднем царстве, а позже, на ее месте – Святая святых храма, где находилась культовая статуя бога. От этого «сердца» Карнака практически ничего не осталось – здание было разобрано на камень, сохранился лишь его гигантский алебастровый фундамент.
Колонны Ахменну — юбилейного храма Тутмоса III в Карнаке.(с) фото — Виктор Солкин, 2007 г.
Ахменну – «блистательный памятниками» — так назывался большой юбилейный храм, построенный Тутмосом III и примыкающий с востока к «внутреннему двору». Здесь во время его правления проводились ритуалы празднества сед; века спустя в Ахменну проводились посвящения в жрецы бога Амона. В одной из надписей, посвященных сооружению храма, говорится даже о личном участии царя в создании плана сооружения; о предназначении храма говорят уникальные колонны его гипостильного зала, выполненные в виде огромных расписных шестов, поддерживающих крышу царского тента, традиционно использовавшегося при церемонии Сед. В небольшом помещении, расположенном в юго-западной части Ахменну, сохранился так называемый Царский список Карнака – перечень всех царей-предков Тутмоса III. В восточной части комплекса находились небольшое подобие царского поминального храма: дополнительные помещения, посвященные Амону-Ра (центральное), богу мертвых Сокару (южное) и солнечному культу (северное). В зале Амона-Ра сохранился массивный кварцитовый пьедестал, на котором когда-то стоял наос со статуей божества. Преддверием к Ахменну служил знаменитый «Ботанический сад» — помещение, на стенах которого были изображены сотни различных животных и растений, обитавших как в долине Нила, так и в Сирии-Палестине, где Тутмос III провел многие годы своей жизни, захватывая вражеские города и земли. Самая восточная часть храма Тутмоса III – «святилище слушающего зов», в котором находились алебастровые статуи царя и бога Амона. В таких святилищах, обычно расположенных как и здесь за Святая святых храма, в непосредственной близости к стене, завершающей ось храма, изображались уши бога, готового услышать молитву просящего. Такие святилища были как бы «задними дверьми» храма, доступными для простого смертного и его просьб к богу. По сторонам святилища в древности находились обелиски Хатшепсут, от которых сохранились только базы. Чуть дальше к востоку расположены алтарь и небольшой храм Рамсеса II, посвященный восходящему солнцу, украшенный колоссами царя, в центре которого, как бы в завершение центральной оси всего храма, стоял обелиск (возможно, обелиск, вывезенный из страны и установленный на площади Латеран в Риме). Перед этим храмом находились гигантские восточные ворота храма, высотой 20 м, воздвигнутые Нектанебом I. К северу от храма Рамсеса II находится осирический комплекс Карнака, включавший в себя храм Осириса, «Владыки вечности», сооруженный при XXII династии, и гробницы, в которых хоронились «подобия» Осириса, изготовленные во время ежегодных мистерий месяца Хойяк.
Супруга бога с систрами. Рельеф из храма Осириса, «Владыки вечности» в Карнаке.(с) фото — Виктор Солкин, 2007 г.
К югу от основной оси храма расположено гигантское священное озеро, имеющее 120 м в длину и 77 в ширину, на котором по ночам в древности разыгрывались священные представления из жизни богов и которое снабжало храм чистой водой. На восточной части озера были найдены остатки жилищ жрецов храма. С южной стороны к озеру примыкают туннели, по которым к воде спускались священные гуси бога Амона из особого сада, расположенного на южной стороне озера. Около северо-западного угла озера находится солнечное святилище Тахарки, в подземельях которого обнаружены интереснейшие рельефы, повествующие о ночном путешествии бога Солнца через иные миры и о его ежедневном возрождении в образе скарабея Хепри. Неподалеку от этого сооружения при Аменхотепе III было установлено колоссальное изображение скарабея.
Священное озеро храма Амона в Карнаке.(с) фото — Виктор Солкин, 2008 г.
За верхней частью рухнувшего обелиска Хатшепсут, также лежащего около северо-западного угла озера, открывается первый двор второй оси храма Амона, идущей на юг. VII пилон, открывающий это направление, был сооружен при Тутмосе III и частично декорирован при Рамсесе II и Мернептахе. Тутмос III воздвиг перед ним два колосса и обелиски, один из которых в настоящее время находится в Стамбуле. Южную поверхность самого пилона украшают рельефы, изображающие триумф Тутмоса III, побивающего палицей «пучок» врагов в присутствии бога Амона и Уасет – богини-персонификации Фив. Во дворе перед пилоном был найден знаменитый тайник, в котором в 1903 году было обнаружено более 20 тысяч скульптур царей и вельмож, а также стелы, которые некогда украшали дворы Карнакского комплекса.
Восьмой пилон храма Амона в Карнаке.(с) фото — Виктор Солкин, 2007 г.
Восьмой пилон на этой оси был сооружен при Хатшепсут, IX и X – Аменхотепом III и Хоремхебом. Все эти пилоны реставрируются франко-египетской командой археологов. Внутрь последнего пилона были помещены блоки святилищ, построенных в Карнаке при Эхнатоне. В стену, соединяющую IX и X пилоны, встроено недавно отреставрированное юбилейное святилище Аменхотепа II. В главном зале этого небольшого храма сохранились очень красивые рельефы, все еще полихромные, которые были сильно повреждены при Эхнатоне и отреставрированы при Сети I. Изначально храм находился перед VIII пилоном и позже был разобран и перенесен на новое место при Хоремхебе. У десятого пилона, который служил южными воротами в комплекс Амона, стояли два известняковых колосса этого царя. Отсюда аллея сфинксов вела на юг, к храму богини Мут, госпожи Ишеру.
Статуя царицы Мутноджемет у ног колосса Хоремхеба, узурпированного Рамсесом II у X пилона храма Амона в Карнаке.(с) фото — Виктор Солкин, 2007 г.
Храм Хонсу. В юго-западной части комплекса Амона расположен храм его сына, лунного Хонсу. Этот небольшой храм по праву считается великолепным образцов египетской сакральной архитектуры эпохи Нового царства. Заложенный при Аменхотепе III, храм строился и расширялся при Рамсесе III и Рамсесе IV. Декорировка храма была завершена при фиванских царях-жрецах XXI династии. На входном пилоне храма сохранились изображения Пайноджема I, предстоящего перед богами.
Первый двор храма Хонсу в Карнаке.(с) фото — Виктор Солкин, 2005 г.
Первый двор и гипостильный зал, украшенный статуями двух павианов Хонсу, отделывали Херихор и Рамсес XI. В греко-римское время храм был отреставрирован и дополнен несколькими рельефными композициями. В глубине храма находится святилище для ладьи божества и дополнительные помещения, в которых сохранились восхитительные полихромные рельефы эпохи Рамсеса III. Длинная лестница ведет на крышу храма, где расположено солнечное святилище. Перед пилоном храма Хонсу при Птолемее III были построены монументальные ворота, известные как Баб эль-Амара и включенные в стену, окружающую весь комплекс Амона. Аллея сфинксов ведет от ворот к Луксорскому храму и обители богини Мут.
Храм Опет. К западу от храма Хонсу расположено небольшое греко-римское святилище богини Опет, ипостаси Таурт, покровительствовавшей деторождению и беременности. Храм был построен при Птолемее VIII, а его декорировка завершена при Августе. В ограде Карнакского комплекса у храма Опет были свои ворота, что указывало на его значимость. Хорошо сохранилась внутренняя отделка этого храма, основанного, согласно легенде, на том месте, где когда-то богиня неба Нут родила Осириса. Великолепные рельефы, сохранившиеся в многочисленных криптах храма, повествуют о возрождении Осириса и его слиянии с «предвечной душой» – Амоном-Ра.
Храм Птаха в Карнаке.(с) фото — Виктор Солкин, 2008 г.
Храм Птаха. В северной части комплекса Амона, напротив ворот, ведущих к храму Монту, находится небольшое святилище, посвященное богам Мемфисской триады – Птаху, его супруге Сехмет и их сыну Нефертуму. Храм ориентирован по оси запад-восток, его древнейшая часть была построена при Тутмосе III; позже святилище перестраивалось и расширялось при фараоне Шабака, а также в греко-римскую эпоху. Храм состоит из пяти ворот, установленных на одной оси, на сторонах которых изображены различные цари в коронах Верхнего и Нижнего Египта, в зависимости от того, на южной или северной части прохода они представлены. За маленьким колонным залом, колонны которого имеют красивые составные капители, находятся три святилища. В центральном святилище сохранилась сильно поврежденная статуя Птаха без головы; в южном святилище находится уникальная, великолепно сохранившаяся культовая статуя его супруги Сехмет, выполненная из черного гранита. Иногда на лик богини падал солнечный луч, проникающий в темное помещение сквозь небольшое отверстие в крыше.
Храм Монту в Карнаке.(с) фото — Виктор Солкин, 2008 г.
Храм Монту. К северу от комплекса Амона расположен храм Монту, наименьший из трех Карнакских комплексов, окруженных отдельными стенами и связанными аллеями сфинксов. Храм этого древнего сокологолового бога Фив очень плохо сохранился. На его территории также было расположено священное озеро и ряд меньших святилищ. Древнейшую часть храма заложил Аменхотеп III; позже святилище было перестроено при фараонах XXV династии, среди которых наибольший вклад в расширение обители Монту внес Тахарка. Храм ориентирован по оси север-юг; перед его пилоном при Птолемее III были построены массивные церемониальные ворота, известные как Баб эль-Абд. От них аллея сфинксов с человеческими головами вела на север. Рядом с храмом Монту находится святилище Маат, состоящее из открытого двора и небольшого колонного зала. Вне ограды, восточнее комплекса Монту обнаружены руины небольшого храма Тутмоса I, к западу – миниатюрное святилище Осириса.
Храм Мут. Южнее великого храма Амона находится обитель его супруги, богини Мут, соединенная с главным храмом Карнака широкой процессионной дорогой, по обеим сторонам которой стоят овноголовые сфинксы. Заросшие тростником и пальмами развалины, груды камней с еще сохранившими цвет рельефами – это все, что осталось от когда-то величественного храма богини, сооружениями в котором гордились многие великие властители эпохи Нового царства. На берегах почти пересохшего подковообразного озера Ишеру, обрамлявшего в древности храм Мут, и сегодня высятся многие десятки разбитых гранитных статуй львиноголовой Сехмет, с которой Мут часто отождествлялась. Более семисот статуй грозной богини было воздвигнуто здесь Аменхотепом III, для того чтобы почтенная таким необычайным образом «во всех именах своих, и во всех местах своих», дочь Солнца отозвала от Египта свои болезнетворные стрелы, и чума, обрушившаяся на страну во время его правления, прекратилась.
Статуи Сехмет на территории храма Мут, Карнак.(с) фото — Виктор Солкин, 2003 г.
Само святилище богини было основано при Хатшепсут, активно достраивалось Аменхотепом III, а позже расширялось и перестраивалось при Тахарке и Нектанебе I. Храм состоял из двух пилонов, двора между ними и внутренних помещений. Неподалеку, на западном берегу озера, Рамсес III построил небольшой храм, на стенах которого все еще сохранились батальные рельефы, а перед входом – два сильно поврежденных царских колосса. Другое интересное святилище в комплексе Мут было посвящено Хонсупахереду или «Хонсу-младенцу»; на его стенах, возведенных из блоков других храмовых сооружений эпохи Нового царства, сохранились рельефные сцены родов божественного младенца и его обрезания. Церемониальные ворота комплекса Мут были построены Птолемями II и III. Вне стен обители Мут, к востоку от ворот, находится святилище Амона Камутефа, к западу – руины киоска для священных ладей эпохи Хатшепсут – Тутмоса III. В настоящее время в комплексе Мут продолжаются археологические исследования Бруклинского музея совместно с Институтом искусств в Детройте.
Гемпаатон. Неподалеку от восточных ворот Великого храма Амона находятся развалины Гемпаатона – храма бога Атона, воздвигнутого в первые годы правления Аменхотепа IV. Храм был обнаружен в 1926 году Г. Шеврие, который выявил значительное число талататов – блоков, некогда составлявших его стены, и нашел несколько колоссальных статуй Аменхотепа IV. Систематические раскопки начались здесь в 1966 году; с тех пор была исследована значительная часть храма Атона (площадь храма ок. 130 х 200 м). К сожалению, центральная и восточная часть комплекса скрыты под фундаментами современных домов и остаются неисследованными.
Голова колосса Эхнатона из храма Гемпаатон. Каир, Египетский музей.(с) фото — Виктор Солкин, 2008 г.
Храм был ориентирован на восток; его большую часть занимал обширный двор, обрамленный столбами, украшенными знаменитыми колоссами Аменхотепа IV, выполненными в стиле утрированного реализма, характерного для начала этого царствования. На головах колоссов попеременно были двойные короны Верхнего и Нижнего Египта и уборы из четырех страусиных перьев, ассоциирующиеся с богом Шу. Здесь же были обнаружены фрагменты колоссов супруги Аменхотепа IV, Нефертити и огромное количество жертвенников, некогда стоявших перед колоссами. Талататы Гемпаатона сохранили красочные, но не менее утрированные изображения царского празднества Сед, различных церемоний и жертвоприношений Атону.
При Хоремхебе храм был разрушен, его каменные части использованы, как уже говорилось, для новых сооружений в комплексе Амона, а кирпичные – сожжены. Известно, что при Аменхотепе IV в Фивах было построен еще несколько храмов – Хутбенбен, Рудмену и Тенимену; местонахождение этих зданий пока еще не идентифицированы. При этом, внешний облик Хубенбена, состоявшего из двора, обрамленного столбами с изображениями царицы Нефертити и принцессы Меритатон, приносящих жертвы Атону, реконструирован из блоков, которые после крушения Амарны также были использованы на строительстве храма Амона.
Храм «С». В 75 метрах к востоку от юго-восточного угла комплекса Амона обнаружены остатки небольшого птолемеевского храма, окруженного кирпичной стеной-теменос. Именно здесь Ж.-Ф. Шампольон нашел знаменитую «Стелу Бентреш», хранящуюся в настоящее время в Лувре, текст которой рассказывает о боге Хонсу, излечившем от злого духа принцессу далекой азиатской страны Бахтан. Фасад храма некогда украшали четыре колонны; в южной части комплекса обнаружены многочисленные сооружения, части которых, по-видимому, в древности находилась храмовая лечебница.
Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. — М.-Л., 1961.
Михаловский К. Карнак. — Варшава, 1970.
Солкин В.В. Египет: вселенная фараонов. – М., 2001.
Barguet P. Le Temple d’Amon-Rê à Karnak. Essai d’exégése. – Le Caire, 1962.
Centre Franco-Egyptien d’étude des temples de Karnak. Cahiers de Karnak. Vol. I-VI. – Le Caire, 1943-1982.
De Wit C. Les inscriptions de temple d’Opet à Karnak. – Bruxelles, 1958.
Epigraphic Survey. Reliefs and Inscriptions at Karnak. Vol. I-IV. Chicago, 1936-1986.
Epigraphic Survey. The Temple of Khonsu. Vol. I-II. – Chicago, 1979-1981.
Golvin J-C. , Goyon J-C. Karnak, Ägypten: Anatomie eines Tempels. – Tübimgen, 1990.
Helk W. Ritualszenen in Karnak. // MDAIK 23 (1968), pp. 117-137.
Nelson H., Murnane W. The Great Hypostile Hall at Karnak. Vol. I. – Chicago, 1981.
Trauneker C. Les rites de l’eau à Karnak d’après les textes de la rampe de Taharqa. // BIFAO 72 (1972), pp. 195-236.
Цит. по: Солкин В.В. Карнак // Древний Египет. Энциклопедия. М., 2005, 2008.
Обелиск Хатшепсут | Все о натуральном камне. Разновидности, промышленность, дизайн, новости.
Обелиск Хатшепсут, построенный в 1457 году до нашей эры, во времена XVIII династии, является вторым по величине из всех древнеегипетских обелисков. Сделанный из цельного куска розового гранита, он имеет высоту 28,58 метра и вес 343 тонны. Он находится в Большом храме Амона в Карнаке.
Обелиски изначально являются данью уважения Богу Солнца. Фараоны считались сыновьями солнца и женщины, которая его породила. Верхняя часть в форме пирамиды представляла бы лучи солнца, падающие на землю, обычно была покрыта золотом, бронзой или металлическими сплавами, чтобы они сияли, когда на нее падал солнечный свет. Они получили название пирамидион. Фараоны воздвигали собственные обелиски в честь определенных событий. На каждой из этих четырех граней монолита были вылеплены надписи, прославляющие фараона. Обелиск символизировал стабильность и постоянство.
Никто точно не знает, как был извлечен тот единственный блок, из которого были сделаны обелиски, хотя есть две широко распространенные теории.
Первая утверждает, что гранит добывался из карьера путем износа блока посредством ударов долоритовыми шарами диаметром от 12 до 55 см и средним весом 6 кг каждый. Это изнашивание вокруг блока спровоцировало создание некоего прохода достаточной ширины, в котором нашлось место для одного человека. Примерно через каждые полметра человек приседал или становился на колени, чтобы продолжать наносить удары до нужной глубины. Достигнув этой точки, обелиск уже вырисовывался, но нижнюю часть нужно было освободить. Для этого был прорыт туннель с упомянутыми долоритовыми шариками по обеим сторонам блоков, а его центральная часть была отделена с помощью рычага.
Другая теория, отстаиваемая прежде всего египтологами, утверждает, что при добыче блоков использовались деревянные клинья сикомора. Клинья из этого дерева, обладающего большой впитывающей способностью, вставляли в трещины в граните, которые намокали и подвергались воздействию солнца. Когда они расширялись, гранит трескался, и это облегчало расширение.
После извлечения блока тем или иным способом обелиску придавали форму с помощью ударов долоритовыми шариками и полировали песком или щебнем.
Перевозка пары обелисков Хатшепсут, согласно надписи на их основании, длилась 7 месяцев. Относительно короткий период времени, если принять во внимание, как осуществлялась транспортировка обелисков. После того, как монолиты отделили от карьера, их поместили в деревянные сани, которые тянули веревками по рельсам и пандусам. Чтобы уменьшить трение, на рельсы набрасывали грязь из Нила. Из-за веса и габаритов монолита для перевозки по реке приходилось использовать более одной лодки. Параллельно поставили несколько лодок и поверх них поставили обелиск. Мы снова входим в область теорий, также утверждается, что использовался только один корабль, характеристики которого неизвестны, но из всех существующих объяснений относительно перевозки обелисков это наиболее приемлемое.
Когда монолит прибыл в пункт назначения, на его четырех сторонах были нанесены надписи, для чего использовались камни разного размера с последующей полировкой с использованием песка и воды в качестве абразивов.
Еще одним ключевым моментом стало возведение обелиска. Наличие желобков в основании некоторых обелисков послужило отправной точкой для разработки теории этого процесса. Таким образом, обелиски подтягивали близко к точке их установки, заставляя их спускаться по пандусу, пока они не совпали с канавкой, указанной в основании пьедестала. Затем с помощью системы шкивов и канатов его поднимали до тех пор, пока он не поместился в основании. Не совсем понятно, как он поскользнулся на пандусах. Также следует учитывать, что для маневра требовалось много места из-за размера обелиска. Теория правдоподобна, когда речь идет о размещении обелисков на больших открытых пространствах, но в конкретном случае обелисков Хатшепсут они имели размеры 28 метров, а доступный запас для маневра составлял от 10 до 12 метров.
В настоящее время только один из обелисков Хатшепсут стоит высоко на своем первоначальном месте. Его пару можно увидеть на полу храма, что позволяет детально оценить надписи. Другие обелиски встречались с разными назначениями. Со времен Римской империи обелиски перевозили для украшения самых символичных площадей мира. Таким образом, мы можем найти египетские обелиски в Риме, Париже, Лондоне, Стамбуле и Нью-Йорке. Иногда украденные, иногда подаренные египетскими властями, в результате в настоящее время из 27 сохранившихся обелисков подняты только 6 в Египте: 3 в Карнаке, в Гелиополе, в Луксоре и в Каире.
Хатшепсут родилась в Тебасе в 1490 году до н. э. Она принадлежала к XVIII династии, вместе со своим отцом, Тутмосом I, великим строителем, он начал проект храма Амона в Карнаке. Ее отец очень хотел, чтобы она стала будущей правительницей после его смерти, но на троне сидел Тутмос I, ее сводный брат и будущий муж. Когда он преждевременно умер в возрасте 15 лет, она приняла на себя регентство. Несмотря на то, что она женщина, Хатшепсут всегда изображается мужчиной. Она носила титул фараона (в мужском роде). Во время ее правления Египет пережил период экономического процветания, поскольку он начал развивать торговые отношения с соседними странами. Она приказала построить в Тебасе знаменитый храм Дейр-эль-Бахари, «Храм миллионов лет». Этот храм высотой более 130 метров имеет амфитеатр из известняка, построен на 3 этажах, а храм или святилище Амона высечено в самой скале
Памятник египетскому величию
Боб Брайер, доктор философии, Университет Лонг-Айленда
Одним из величайших достижений женщины-фараона Хатшепсут были обелиски, которые она добыла и установила в Карнакском храме.
Подумайте, каким великим достижением было это в древнем мире. В некотором смысле возвести обелиск было сложнее, чем построить пирамиду. Два последних обелиска в Карнакском храме, Египет. (Изображение: By Bist/Shutterstock)Перед возведением обелиска — происхождение конструкции
Во-первых, большое значение имеет филология самого слова. Древние египтяне называли обелиски tekenu , но современные арабы называют это masalla , «игла», а откуда у нас получается «Игла Клеопатры». Иногда так называют обелиски. Но наше слово «обелиск» происходит от греческого. Когда греки пришли в Египет и увидели эти высокие остроконечные сооружения, они назвали их «обелисками», что означает «мясной вертел», как для шашлыка. Вот что означает «обелиск» на греческом языке, отсюда и происхождение этого слова.
Это стенограмма из серии видео История Древнего Египта . Смотрите прямо сейчас на Wondrium.
В Древнем Царстве существовало место, где поклонялись камню, высокому тонкому камню, называемому бен-бен . Мы точно не знаем, что это было. Это, вероятно, происхождение обелиска, и бен-бен затем превратился в обелиск. Обелиски, связанные с солнцем, присутствовали в их солнечных храмах. Кроме того, если подумать, на вершине каждого обелиска есть пирамида — хороший символизм.
Гелиополис — город обелисков
Обелиск Аль-Масалла, последний обелиск из Гелиополиса. (Изображение: By Didia (David Schmid)/Public Domain)Городом, в котором было больше обелисков, чем в любом другом городе Египта, был Гелиополь, что в переводе с греческого означает «город солнца».
Гелиополис в настоящее время имеет только один обелиск. Карнакский храм в Фивах, ставший величайшим храмом в мировой истории, насчитывал дюжину. Две из них были возведены Тутмосом I, отцом Хатшепсут. Во время ее правления Хатшепсут приказала построить четыре, а ее племянник Тутмос III — шесть. Сейчас в Карнаке стоят только две, одна принадлежит Хатшепсут, а другая принадлежит ее отцу, Тутмосу I.
Что интересно, Тутмос III — племянник и преемник Хатшепсут — имел официальную политику стирания любых следов ее имени. Он отправился в Дейр-эль-Бахри и вырезал ее имя во всех местах, которые смог найти.
Но Хатшепсут осталась. У нее был обелиск в Карнакском храме, который был настолько велик, что его нельзя было снести, не разрушив другие здания. Чтобы обойти это, Тутмос замуровал его стеной. Сегодня, когда вы идете в Карнакский храм, вы можете увидеть два обелиска, которые все еще стоят. Один принадлежит отцу Хатшепсут, а второй замурован — обелиск Хатшепсут.
Узнайте больше о том, что разработка карьера, транспортировка и возведение обелиска — это еще больший инженерный подвиг, чем строительство пирамиды древних источниках, можно с уверенностью сказать, что Хатшепсут больше всего гордилась обелиском. Она рассказала, что за семь месяцев добыла два обелиска, перевезла их на одной барже, а затем установила в Карнакском храме.
У подножия своего обелиска она говорит об обелиске. Надпись гласит: «Я воздвиг их для моего отца Амона. Их было видно с другого берега Нила, их кончики блестели электрумом». Электрум представлял собой смесь золота и серебра. Итак, вершина, часть пирамиды, была, так сказать, покрыта золотом.
Хатшепсут использовала свои обелиски как форму пропаганды, но вы также получаете понимание. Она не пыталась выдать себя за мужчину. Она называет себя женщиной-Гором — женщиной-соколом — имея в виду, что она царь, но она женщина.
Вход в Луксорский храм с обелиском Рамзеса II. (Изображение: By agsaz/Shutterstock)Когда строили обелиск Рамзеса, он привязал к его вершине одного из своих сыновей, чтобы рабочие были вдвойне осторожны при возведении обелиска.
Фараон Рамзес II имел более дюжины обелисков. У него были маленькие в городе в Дельте, но он также воздвиг два огромных в Луксорском храме. Один еще стоит. Есть история, рассказанная более поздним историком, в которой говорится, что, когда возводили обелиск Рамзеса, он привязал к его вершине одного из своих сыновей, чтобы рабочие были вдвойне осторожны при возведении обелиска. Поскольку у него было 50 сыновей, для Рамсеса, если он потерял одного, это не было ужасно. Рамзес построил немало обелисков.
Узнайте больше о том, как царица Хатшепсут стала царицей Верхнего и Нижнего Египта
Как сделать обелиск?
Массивный недостроенный обелиск в Асуанском карьере. (Изображение: Олаф Тауш/Public Domain)Добыча, строительство и установка обелиска — увлекательная тема. Во-первых, что за материал? Розовый гранит. Все обелиски добыты в одном и том же карьере в Асуане. Это был главный участок розового гранита. Мы даже называем его асуанский гранит. Гранит использовался в строительстве обелисков, особенно больших сооружений, потому что это каменный материал с внутренней структурной прочностью, способной выдержать собственный вес.
Когда вы поворачиваете его, вы не хотите, чтобы он просто сломался, как кусок макарон. Если вы сделаете его слишком длинным, он сломается, поэтому он должен быть гранитным. Все обелиски, увиденные в Египте, сделаны из гранита из одного и того же карьера. Трудно дать представление о том, насколько они велики. В карьере в Асуане находится недостроенный обелиск весом более 1000 тонн. Он размером с два гигантских самолета. Не было никаких механических устройств или гидравлических домкратов для их перемещения.
Узнайте больше об основных элементах и практиках древнеегипетской магии
Добыча обелиска
Долеритовый шар (внутри квадрата), используемый для добычи обелиска из асуанского гранита (щелкните, чтобы увеличить). (Изображение: Стивен С. Прайс – собственная работа/общественное достояние)Чтобы добывать камень, они не делали это с помощью долота. Они откололи его камнем, еще более твердым, чем асуанский гранит: долеритом. Так вот, это была работа, которая никому не была нужна. Вероятно, он использовался в качестве наказания для заключенных.
Допустим, вы взяли кусок камня. Приходит каменщик, специалист, и выбирает участок в каменоломне, вроде бы без дефектов. Никаких трещин у тебя не будет. Вероятно, он отмечает черными чернилами место, где будет стоять обелиск, и отмечает его на стене.
В этом нет сомнений, вы получите очень много пыли в легких, просто вдыхая пыль розового гранита.
Затем вы берете своих заключенных и заставляете их долбить обелиск. Они брали свой долеритовый мячик и бросали его, бум, бум, бум, бум. Бросить, поднять. Он как бы отскакивал от обелиска, и они делали это весь день. По канавкам в недостроенном обелиске мы можем сказать, что эти рабочие стояли плечом к плечу, просто колотили. В этом нет никаких сомнений, вы получите очень много пыли в легких, просто вдыхая пыль розового гранита. Но именно так они и добывали обелиск — просто колотили и колотили. Это замечательно. На незаконченном обелиске следов резца нет.
На это приятно смотреть. Часто о незавершенном объекте узнаешь больше, чем о готовом. Вы можете увидеть, как он был построен; он оставлен посередине, и на нем нет следов долота. Что они, должно быть, сделали, так это то, что после того, как они освободили его с нескольких сторон, вы должны освободить его снизу. Как вы получаете вещь бесплатно на дне?
Вот где египтянам приходилось рыть пещеры. Вероятно, они брали эти долеритовые шары, а затем бросали их в гранит, роняя его горизонтально о борт, высекая каверны. Вы можете представить шахтера, так сказать, ребят, работающих на обелиске, заходящих в пещеру под обелиском. После того, как вы вырезали пещеры под обелиском, вы укрепляете его в паре мест и вырезаете остальные. Это потрясающая работа.
Узнайте больше об Аменхотепе III, «Короле-солнце и XVIII династии»
Перемещение обелиска
Хатшепсут говорит, что она сделала два из них за семь месяцев — возвела, вырезала, перевезла. Невероятный. Теперь, как вы его перемещаете? Их тянули на роликах. У них, вероятно, были сотни бревен, служивших роликами, и в конце концов они поставили обелиск на ролик и с помощью веревок катили его. Ролики будут двигаться. Может быть, вы поставите бревно впереди, когда вы израсходуете бревна, продолжайте двигать их вперед, перемещая свой обелиск. Они вытащат его на берег Нила. Теперь представьте себе обелиск, лежащий на боку на берегу, параллельном Нилу.
Следующее, что они сделали, так это прорубили канал под обелиском, как говорит один древний историк. У нас нет записей от египтян о том, как они воздвигали обелиски.
(Изображение: Zakaria Rabia (собственная работа)/общественное достояние)- Представьте, что обелиск похож на мост через канал. Он идет под прямым углом к вырытому каналу.
- Затем вы вводите баржу в этот канал под обелиском. Баржа загружена гранитными блоками, по весу может быть равными обелиску, и вы начинаете снимать гранитные блоки с баржи. Баржа начинает подниматься под обелиском, пока, наконец, вы не получите обелиск, плавающий на барже.
- Затем обелиск поворачивается на барже.
- Вы готовы к транспортировке.
Теперь Хатшепсут в своем храме показывает перевозку двух обелисков на одной барже. Они идут встык, их буксируют 27 лодок для двух обелисков Хатшепсут с тремя лоцманскими катерами. Одна из вещей, которая сделала все это возможным, заключается в том, что гранитный карьер находится на юге Асуана.
Когда обелиск плывет, он плывет по течению, на север к рабочей площадке в Фивах, к Дельте, куда бы он ни шел. Гораздо легче двигать свой обелиск по течению, чем против него. Вероятно, именно так обелиски были доставлены на место.
Узнайте больше о роли мифологии, религии и философии в древнеегипетской мысли
Возведение обелиска
Самое сложное — возвести обелиск. Египтологов очень беспокоит, что у египтян не было никаких архитектурных папирусов. У нас нет ни записей о том, как они строили пирамиды, ни инструкций о том, как строить храм или гробницу. Как они поставили обелиск? Есть пара теорий. Лучшей из них является теория рампы.
(Изображение: Олаф Тауш/Public Domain)- Вы строите пандус прямо рядом с местом, где вы хотите установить обелиск, и пандус, в некотором смысле, двусторонний пандус. Вы можете поднять его вверх, а затем можно сделать так, чтобы он пошел вниз.
- Вы тянете свой обелиск вверх по пандусу.
- Вы поворачиваете его, используя людей, тянущих с обеих сторон, чтобы вы могли контролировать его.
- Вы опускаете его на основание в нужном месте. Итак, обелиск лежит на боку на пандусе. Его край находится на основании, но все еще может быть под углом 45 градусов или что-то в этом роде. Это еще не ровно.
- Вы поднимаете его вверх.
Хотя это теория, мы совершенно уверены, что обелиск был воздвигнут именно так.
Общие вопросы о египетском обелиске
В: Что символизировал египетский обелиск?
Египетский обелиск был символом луча окаменевшего солнечного света , который, как считалось, воплощал бога солнца Ра.
В: Сколько было создано египетских обелисков?
Вероятно, их было больше, но в мире осталось 21 египетский обелиск , и только пять остались в Египте .