Храм в карнаке обелиск хатшепсут: Обелиск Хатшепсут | LitosOnline

Обелиск Хатшепсут | LitosOnline

Обелиск Хатшепсут, построенный в 1457 году до н.э, во время XVIII династии, стоит на втором месте по величине среди всех древних египетских обелисков. Он выполнен из одного куска розового гранита, высотой 28,58 метров, весом в 343 тонны. Обелиск расположен в Большом Храме Амона, в Карнаке.

Обелиски изначально возводились как знак поклонения Богу Солнца. Фараонов считали сыновьями солнца и женщин, которые родили их. Верхняя часть, в форме пирамиды, представляла собой лучи солнца, падающие на землю, обычно она покрывалась золотом, бронзовыми или металлическими сплавами, так, чтобы она сияла под солнечным светом. Они получили название Пирамидион. Фараоны устанавливали свои собственные обелиски в честь определенных событий. На каждой из четырех сторон высекались надписи, которые прославляли фараона. Обелиск символизировал стабильность и постоянство.

Постройка обелиска

Никто не знает наверняка, как добывались блоки, из которого изготавливались обелиски, хотя есть две широко распространенные теории. Первая из них говорит о том, что гранит извлекался из карьера посредством ударов шарами из долорита, диаметром от 12 до 55 см и средним весом 6 кг каждый. Этот способ создавал определенного рода проходы вокруг блока достаточной ширины, чтобы мог поместиться человек. Приблизительно каждые полметра, человек садился на корточки или полз на коленях, чтобы продолжать удары, пока необходимая глубина не была достигнута. Достигнув определенной точки, силуэт обелиска был уже очерчен, но надо было еще освободить нижнюю сторону. Для этого был выкопан туннель с помощью упомянутых шаров с обеих сторон блока, и его центральная часть отделялась с помощью рычага. Другая теория, отстаиваемая, прежде всего египтологами, гласит, что извлечение блоков производилось при помощи деревянных сикоморовых клиньев. Клинья из этого дерева, обладающего большой абсорбирующей способностью, вставлялись в трещины в граните, затем их увлажняли и выставляли на солнце. Когда они расширялись, гранит раскалывался, и это облегчало процесс извлечения. В любом случае после извлечения блока форма обелиску придавалась посредством ударов шарами из долорита и полировалась песчаником или щебнем. Транспортировка пары обелисков Хатшепсут, согласно надписи на его основании, продлилась 7 месяцев. Это относительно короткий период времени, если принимать во внимание, каким образом осуществлялся транспорт обелисков. После того, как монолиты были извлечены из карьера, они были размещены на деревянные сани, которые тянули за веревки по тракту и скатам. Чтобы уменьшить трение, использовалась грязь из Нила. Из-за большого веса и размеров монолита, использовалось несколько лодок параллельно. Эта теория наиболее достоверная. Когда монолит прибывал к своему заключительному месту назначения, по его четырем сторонам высекались надписи при помощи камней различных размеров, полировка производилась с использованием воды и песка как абразива. Другим ключевым моментом был подъем обелиска. Присутствие углублений в основе некоторых обелисков служило отправной точкой для разработки теории об этом процессе. Таким образом, обелиски тянули близко к месту их монтажа, заставляя их спускаться через скат, пока они не совпадали с углублением, на которое указывают опоры в основании. Тогда, посредством системы шкива и веревок обелиск поднимался, пока не вписывался в основу. Не полностью ясен способ скатов. Также нужно принять во внимание, что было необходимо много места для маневра из-за большего размера обелиска. Теория вполне вероятна, когда речь идет об установке обелисков в больших открытых местах, но в конкретном случае Хатшепсут, при размере в 28 метров, место для маневра составляло 10 -12 метров. В настоящее время только один из обелисков Хатшепсут высится на своем первоначальном месте. Его пару можно увидеть на полу храма, что позволяет оценить надписи в деталях. У других обелисков была другая судьба. Во время Римской империи египетские обелиски перевозились, чтобы украсить самые знаменитые площади мира. Таким образом, мы можем найти египетские обелиски в Риме, Париже, Лондоне, Стамбуле и Нью-Йорке. Некоторые из них были украдены, в других случаях подарены египетскими властями, в результате в настоящее время из 27 стоящих обелисков, только 6 находятся в Египте: 3 в Карнаке, один в Гелиополе, один в Луксоре и еще один в Каире. Хатшепсут родилась в Фивах в 1490 году до н.э. Она принадлежала к XVIII династии, вместе со своим отцом, Тутмосисом I, великим строителем, она начала проект храма Амона в Карнаке. Ее отец действительно хотел, чтобы она была будущим правителем после его смерти, но им стал Тутмосис II, ее сводный брат и будущий муж, который занял трон. Когда он умер в возрасте 15 лет, она приняла на себя регентство. Несмотря на то, что она была женщиной, Хатшепсут всегда представлялась как мужчина. Она гордилась, что она Фараон (в мужском роде). Во время ее правления Египет пережил период экономического процветания, поскольку она начала развивать коммерческие отношения с соседними странами. Она заказала постройку в Фивах известного храма Deir el ´Bahari, “Храм миллионов Лет”. Этот храм, высотой в 130 метров, также имеет амфитеатр из известняка из 3х этажей и храм, или прибежище Амона, непосредственно в скале.

Двенадцать вертикалей и голоса Карнака

Ипет Сут, «Самое совершенное место», храм, известный в наши дни под названием Карнакского комплекса, был главной святыней египетского государства на протяжении полутора тысяч лет. Сооружавшийся и украшавшийся несчетными поколениями царей, Карнакский комплекс был административным центром и главной достопримечательностью восточной части знаменитого города Уасет, которому греки дали имя Фивы. Грандиозные храмы богов соседствовали здесь с роскошными дворцами, домами знати, садами редкостных деревьев и искусственными озерами. В лазуритовое небо вонзались золоченые иглы обелисков, вершины расписных храмовых башен-пилонов и колоссальные статуи царей. Сквозь пышную зелень тамарисков, сикомор и финиковых пальм проглядывали выложенные бирюзово-зелеными фаянсовыми плитками оконные проемы богатых домов. Покоренные народы Сирии-Палестины везли сюда, в Фивы, бесчисленные сосуды с вином, кожи, столь любимый египтянами лазурит и произведения ремесла; из далеких областей Африки шли караваны, нагруженные слоновой костью, черным деревом, благовониями и золотом. Южным пределом восточных Фив был связанный аллеями сфинксов с Карнаком Луксорский храм, посвященный культу царского Ка.

На другом берегу Нила, в западной части Фив, находилась царская резиденция и огромный некрополь, расположенный в амфитеатре скал, над которыми возвышается Западная вершина, гора, повелительница которой, Меретсегер, оберегала не только Долину царей и Долину цариц, но и гробницы вельмож и простых горожан, а такжезаупокойные храмы царей и цариц. Среди последних особенно значительными были поминальный храм царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри, Рамессеум, посвященный памяти Рамсеса II Великого и комплекс Рамсеса III в Мединет Абу. Здесь же, на западном берегу, среди неприступных, обожженных солнцем скал, находились небольшие поселки, в которых жили рабочие и художники, высекавшие в скалах гробницы царей и вельмож, бальзамировщики, храмовые писцы и крестьяне. «Город живых», расположенный на восточном берегу Нила, и «город мертвых», традиционно для египтян находящийся на западе, были неразрывными частями великого фиванского государства солнечного «царя богов» Амона-Ра, его небесной супруги Мут и их лунного сына Хонсу, пребывающих в Карнаке.

Карнакский храмовый комплекс состоял из трех больших частей: «дом» самого Амона в центре, примыкающий к нему с юга храм Мут, «владычицы Ишеру», подковообразного озера, окружающего святилище богини, и небольшого храма древнего фиванского бога войны Монту, расположенного к северу от резиденции Амона. Храм Хонсу находился в юго-западной части территории, принадлежащей его божественному отцу. С самого начала Нового царства, т.е. с 16 в. до н.э., и вплоть до греко-римского времени цари расширяли территорию комплекса до тех, пока только Амону не было посвящено 123 гектара земли.

Храм сильно пострадал во время религиозной реформы Эхнатона. Карнак переживал страшные годы: строительство прекратилось, отправление божественных культов было прекращено, а изображения и даже имена ненавистного царю-еретику бога Амона тотально уничтожалось. Более того, именно здесь, в Карнаке, в восточной части территории храма Амона Эхнатон построил новому богу два святилища, которые были полностью разобраны после краха Амарнской реформы и использованы для сооружения новых зданий во славу Амона. В эпоху Нового царства, каждый фараон, едва взойдя на престол, начинал сооружение своего собственного вклада в украшение и расширение обители своего божественного отца Амона. В результате, уже при первых царях XVIII династии, перестроивших скромное святилище Среднего царства, были заложены основы будущего гигантского «дома бога».

При Аменхотепе I и Тутмосе I храм, дополненный новыми святилищами из сливочно-желтого алебастра, был обнесен новой каменной стеной. По приказу Тутмоса I выдающийся зодчий Инени, создатель канона храмового строительства эпохи Нового царства, украшает новое святилище Амона гигантскими обелисками и колоссальными царскими осирическими пилястрами. В своей автобиографической надписи, сохранившейся в гробнице зодчего, Инени так пишет о своих работах в Карнаке:
«Я наблюдал за памятниками великими, которые создал он (т.е. Тутмос I – В.С.) в Карнаке, — за возведением великолепного зала с папирусовидными колоннами, за возведением великих пилонов по обеим его сторонам из прекрасного камня, за возведением великолепных мачт у двойных ворот храма из нового лучшего кедра с отрогов Ливана, и верхушки их – из электрума… Я наблюдал за возведением великих ворот по имени «Амон могуч обилием», и дверь великая в них – из азиатской меди, и «тень бога» (т. е. изображение Амона – В.С.) была на ней, изваянная из золота. Я наблюдал за возведением двух обелисков великих у двойных ворот храма…»

Грандиозную строительную программу Тутмоса I продолжила его дочь Хатшепсут. Двадцать два года единолично процарствовавшая в Египте, Хатшепсут опиралась в своих действиях, прежде всего, на жречество Амона. Хапусенеб – «начальник всех работ царя» царицы лично руководил перестройкой и расширением Карнака, создавая новый храм, называвшийся «Хатшепсут божественна в памятниках». Из восхитительного красного песчаника было сооружено новое святилище для ладьи бога, известное сегодня как «Красная капелла» Хатшепсут. По приказу царицы была убрана часть колонн гипостильного зала ее отца, а на их месте под руководством фаворита царицы, великого архитектора Сененмута, воздвигнуты два обелиска из красного асуанского гранита, высотой 32 метра каждый. Также обелисками, к сожалению не сохранившимися, царица украсила и дополнительное колоссальное алебастровое святилище, посвященное восходящему солнцу, примыкавшее к храму Амона с востока. Рельефами, иллюстрирующими доставку на огромных кораблях и установку гигантских обелисков в храме, Хатшепсут повелела украсить стены «Красной капеллы» и заупокойного храма в Дейр эль-Бахри. Гранитные колоссы были покрыты золотом и электрумом. В надписи на одном из обелисков от лица Хатшепсут говорится:
«Сотворила я это с любящим сердцем для отца моего, Амона,
Посвященная в таинство его начала начал,
Знающая о мощи его благотворной,
Не забывающая о приказаниях его.
Величество мое знает его Божественность,
Творила я под началом его;
Это он вел меня,
Не назначала я работ без приказа его.
Это он отдавал распоряжения,
Не спала я, (размышляя) о храме его,
Не отступала от того, что он возжелал.
Был Сиа сердцем моим перед моим отцом,
Познала я замысленное сердцем его.
Не поворачивалась я спиной к городу Владыки всего сущего,
Но лицом своим к нему устремилась.
Знаю я Ипет Сут — место пресветлое на земле,
Почтеннейший холм предвечных времен,
Око Священное Владыки всего сущего,
Место его излюбленное, что несет его красоту,
Наполняющую послушных ему…

Скажу я людям времен грядущих,
Тем, кто памятник узрит моему отцу посвященный,
Тем, кто будет говорить и спорить,
Тем, кто обратится к потомкам своим –
Вот, было это, когда во дворце восседала,
Размышляя о моем создателе,
Подсказало сердце мое сотворить для него
Два обелиска, что (покрыты) электрумом,
Высота которых достигают небес,
В священном колонном зале
Между вратами великими царя,
Быка могучего, властителя Аахеперкара, Хора победоносного.
Вот, мечется сердце мое туда и обратно,
Думая, что же скажут люди,
Те, что увидят памятники мной сотворенные, спустя годы
И будут говорить о том, что я совершила.
Не говорите: «мы не знаем, мы не знаем,
Как воздвигли это?
Как гору золота сотворили,
Словно было то делом обычным?»

Я поклялась: как любима я Ра,
Как благоволит мне Амон, отец мой,
Как овеяны ноздри мои дыханием жизни и властвования,
Как ношу я корону хеджет,
Как предстаю я в короне дешрет,
Как воссоединил подо мной Господь Египет,
Как правлю я страной, подобно сыну Исиды,
Как могуча я, подобно сыну Нут,
Как Ра заходит в ладье вечерней,
Как восходит он в ладье утренней,
Как воссоединяется он с матерями своими в ладье божественной,
Как незыблемо небо, как длится творение бога,
Как буду я вечна, подобно звезде нерушимой,
Как пребуду я в жизни, подобно Атуму –
Так будут эти два обелиска великих,
Покрытых электрумом для Величества отца моего, Амона,
Чтобы имя мое нетленным было в храме его,
В вечности и бесконечности;
Вот они – каждый из гранита прочного,
Из камня целого, воистину, без соединений!. .

Услышав это, не говори, что это похвальба,
Но скажи: «Как похоже это на нее,
Как достойно отца ее!»
Вот, знает меня бог превосходно,
Амон, Владыка престолов Обеих земель;
Наградил он меня,
Сделал правителем Черной земли и земли Красной;
Никто не смеет восстать во всех странах против воли моей.
Подчинены мне все земли чужие,
Расширил он границы мои до пределов небес,
Повелеваю я всем, что обходит диск солнечный.
Дает он такое тому, кто пришел из него,
В знании, что буду я для него всем править.
Я, воистину, дочь его от плоти его,
Та, что служит ему, зная все его пожелания,
Награжденная отцом жизнью, здравием, властью,
На престоле Хора живущая в вечности, подобно Ра».

Обелиски Хатшепсут интересны еще и тем, что к обычным в таких случаях иероглифическим надписям, покрывающим их стороны, здесь были добавлены ритуальные и коронационные сцены, иллюстрирующие близость царицы к своему небесному отцу. Таким образом фараон-женщина пыталась легитимизировать свою власть.

Ахменну – «блистательный памятниками» — так назывался большой юбилейный храм, построенный в Карнаке после смерти царицы ее пасынком и соперником, фараоном Тутмосом III. Здесь во время его правления проводились ритуалы празднества сед; века спустя в Ахменну проводились посвящения в жрецы бога Амона. В одной из надписей, посвященных сооружению храма, говорится даже о личном участии царя в создании плана сооружения; о предназначении храма говорят уникальные колонны его гипостильного зала, выполненные в виде огромных расписных шестов, поддерживающих крышу царского тента. В небольшом помещении, расположенном в юго-западной части Ахменну, сохранился так называемый Царский список Карнака – перечень всех царей-предков Тутмоса III. В восточной части комплекса находились небольшое подобие царского поминального храма: дополнительные помещения, посвященные Амону-Ра (центральное), богу мертвых Сокару (южное) и солнечному культу (северное). Неподалеку находился и знаменитый «Ботанический сад» — помещение, на стенах которого были изображены сотни различных животных и растений, обитавших как в долине Нила, так и в Сирии-Палестине, где Тутмос III провел многие годы своей жизни, захватывая вражеские города и земли. Не стоит забывать, что в древности эти изображения свидетельствовали не столько о наблюдательности египтян, сколько об их желании проиллюстрировать многообразие жизненных форм, созданных богом.

В центральной части храма Амона Тутмос III разобрал святилище божественной ладьи, возведенное при ненавистной Хатшепсут, и на его месте построил свое собственное. Перед ним был также возведен знаменитый «Зал анналов», на стены которого были перенесены рассказы о военных подвигах царя в чужеземных странах, первоначально записанные на кожаных свитках личным летописцем фараона, вельможей Чанини, сопровождавшего своего повелителя во всех его походах.
«Я следовал за благим богов, владыкой правды, царем Верхнего и Нижнего Египта Тутмосом III, — говорит Чанини в своей гробничной надписи. — Я видел победы царя, одержанные им во всех странах, когда он пленял князей финикийских и уводил их в Египет, когда он облагал данью все города их и срубал деревья их, и никакая страна не могла устоять против него. Я увековечил победы, одержанные им во всех странах, в письме сообразно совершенному».

В центре «Зала анналов» были установлены два уникальных геральдических столба с изображениями папируса и лилии, священных растений Нижнего и Верхнего Египта. Кроме того, при Тутмосе III в Карнаке до потолка храма заложили каменной кладкой золоченые обелиски ненавистной Хатшепсут. Впрочем, словно по усмешке судьбы, обелиски царицы победили века, а от обелисков самого Тутмоса, стоявших перед новым пилоном, остались лишь разрозненные фрагменты.

Со времени Хатшепсут началось строительство дополнительной оси храма, ведущей от святилища Амона по направлению к комплексу богини Мут. Здесь, в многочисленных дворах между колоссальными пилонами, стояли бесчисленные статуи вельмож и жрецов, Ка которых таким образом были удостоены ежедневных жертвоприношений, поминовения и участия в богослужениях. Тутмос III воздвиг перед построенным здесь пилоном два собственных колосса и обелиски, один из которых в настоящее время находится в Стамбуле. Поверхность самого пилона украшают рельефы, изображающие триумф Тутмоса III, побивающего палицей «пучок» врагов в присутствии бога Амона и Уасет – богини-персонификации Фив.
«Сын мой возлюбленный, Хор, воссиявший в Фивах, — обращается бог Амон к Тутмосу III в тексте знаменитой стелы Гимна победы из Карнака,- да живешь ты вечно, исполняющий желания мои. Трудами своими ты воздвиг мне навеки обитель обширнее прежней, великие врата… Празднует великолепие ее Амон-Ра. Памятники, тобой возведенные, по воле моей, грандиознее сооруженных доныне царями. Ты удоволил меня, и я возвел тебя на престол Хора на миллионы лет, и ты будешь вечно править живыми!»

Возводя памятники во славу богов и подчиняя народы окружающих стран, символизировавших силы хаоса, фараон тем самым утверждал на земле маат, изгонял исефет и гарантировал процветание своему народу и всей стране. В память о своих победах в Сирии Тутмос III возвел в северной части Карнакского комплекса особый храм, посвященный богине Сехмет, ее супругу Птаху и их лотосоподобному сыну Нефертуму. С глубокой древности львица особо почиталась в египетских храмах как воплощение великой богини – дочери Солнца, его божественного Ока. Мать царствующего фараона, в своей милостивой ипостаси она представлялась как «золотая» Хатхор, а в гневной — как беспощадная львиноголовая Сехмет. «Могучая», повелительница пламени, войны и ярости, насылающая на землю мор, бедствия и катаклизмы, богиня была символом великого испытания, неотвратимости наказания за ритуальные грехи, ложь, предательство, божественной силой, утверждающей маат. Кажется невероятным, но в темном святилище храма до сих пор стоит культовая статуя Сехмет, выполненная из гранита по приказу ее заботливого сына, фараона Тутмоса III. Воплощенная в камне богиня, чуть выше человеческого роста, увенчана массивным солнечным диском; в ее руках – скипетр-папирус уадж, символ вечной молодости и анх, символ вечной жизни. В считанные минуты, когда солнечный луч, попадающий в святилище через специальное отверстие на потолке, касается невероятно живого, и в то же время гранитного львиного лика своей дочери, понимаешь, что Сехмет из храма мемфисской триады в Карнаке, пожалуй, одно из самых потрясающих и неповторимых изображений египетских божеств, дошедших до наших дней.

Богиня-львица почиталась в Карнаке еще и потому, что Сехмет очень часто отождествлялась с фиванской Мут, также иногда изображавшейся львиноголовой. Заросшие тростником и пальмами развалины, груды камней с еще сохранившими цвет рельефами – это все, что осталось от когда-то величественного храма супруги Амона-Ра, сооружениями в котором гордились многие великие властители эпохи Нового царства. На берегах почти пересохшего подковообразного озера Ишеру, обрамлявшего в древности территорию комплекса Мут, расположенного на юге Карнака, и сегодня высятся многие десятки разбитых гранитных статуй Сехмет. Более семисот статуй грозной богини было воздвигнуто вокруг нового храма Мут Аменхотепом III, для того чтобы почтенная таким необычайным образом «во всех именах своих, и во всех местах своих», дочь Солнца отозвала от Египта свои болезнетворные стрелы, и чума, обрушившаяся на страну во время его правления, прекратилась. Не с меньшим почтением Аменхотеп III пожертвовал новый храм и сыну Амона и Мут – лунному Хонсу, а также укрепил берега огромного священного озера, расположенного на территории комплекса Амона; здесь же был позже водружен гигантский каменный скарабей — воплощение бога Хепри — созидательного утреннего солнца.

Время правления Рамессидов, сменивших на египетском престоле амарнских царей, стало новой эпохой необычайного расцвета Карнака. При Сети I, втором царе XIX династии, в храме Амона был воздвигнут грандиозный гипостильный зал. Зал имеет 103 м в ширину и 52 м в глубину и насчитывает сто сорок четыре колонны. Потрясают воображение двенадцать колонн среднего прохода высотой в 19,5 м (без абак), с капителями в виде раскрытых цветов папируса. Более низкие колонны боковых проходов выполнены в виде связок нераспустившихся стеблей этого растения. Стволы колонн были покрыты великолепными рельефами общей площадью 24282 квадратных метра и отделаны листами золота.
«Сети I, он воздвиг это для отца своего, Амона-Ра, господина Фив, построив для него великий и прекрасный храм из песчаника великолепного… Сказано Амоном-Ра, царем богов: «О сын мой от плоти моей, возлюбленный, Владыка Обеих земель, Менмаатра, рожденный Ра. Как прекрасно то, что сделано тобой! Ты вновь возрадовал Дом мой»… Вот — создатель памятников с любящим сердцем в Доме Отца своего, Амона», — говорится в знаменитой надписи Сети I в Карнаке. Работы по сооружению гипостиля были столь велики, что окончательная декорировка и отделка колонного зала были завершены лишь при Рамсесе II, не преминувшим отметить это в своей посвятительной надписи:
«…Рамсес, царь могучий, воздвигающий памятники в доме отца своего, Амона, творящий его дом в вечности и бесконечности. Вот, бог благой (т.е. царь) склонил сердце свое к строительству памятников; во сне ли, бодрствуя ли, не переставал он размышлять о сотворении вещей прекрасных. Это Его Величество отдал приказания и руководил работой. Все намерения его исполнялись незамедлительно, как у отца его, Птаха-к-югу-от-Стены-его, которому подобен он в великолепии создания вещей прекрасных, сотворенных в красоте и навечно. Все страны под ногой твоей, о царь, повелитель Девяти Луков, Владыка Обеих Земель, Рамсес. Воздвиг он это для отца своего, Амона-Ра, Владыки Фив, построив «Храм-Духа-Рамсеса-Мериамона в Доме-Амона-в-Ипет-Сут» из белого песчаника; место отдохновения царя богов, прекрасное убежище для божественной Эннеады, окруженное колоннами; стены его подобны двум горам… Достигает красота его высоты небес… Сказано Амоном: «Смотрите, (боги) вот этот прекрасный, чистый и прочный храм, что сын мой возлюбленный от плоти моей, царь Рамсес воздвиг для меня; его родил я, дабы сотворить прекрасное для дома своего, его создал я по подобию членов своих, дабы праздновать выхождение моего Ка. Вы, (боги) должны наградить его жизнью в умиротворении, вы должны сотворить его будущее, сделать его подобным среди вас. И будет он духом, как вы — духи, и будет процветать имя его, как процветают имена ваши до конца времен и навечно, за то, что он сотворил в Ипет-Сут. ..» Сказано Рамсесом: «Я сотворил это для тебя с любящим сердцем, как сын заботливый для отца своего…» Да живет благой бог, воздвигающий храмы для отца своего, Амона-Ра».

Даже в наши дни, когда от золота не осталось и следа, а потускневшие краски сохранились лишь на некоторых капителях колонн, гипостильный зал производит неизгладимое впечатление. Здесь абсолютно нет ощущения тяжести, которое столь часто ему приписывают; сотни тысяч иероглифов, прославляющие царское деяние, покрывают эти «окаменевшие тростники», влекут от одной колонны к другой, манят поднять голову, посмотреть туда, в бесконечную синеву, куда стремительно возносятся эти колоссальные метелки папирусов. Увидев гипостиль Карнакского храма Ж.-Ф. Шампольон писал своему брату: «Я не буду ничего описывать, потому что или мои выражения не стоили бы и тысячной доли того, что следует сказать, говоря о таких вещах, или же, если бы я набросал слабый эскиз, даже весьма бесцветный, меня приняли бы за энтузиаста, может быть даже за безумца». Русский путешественник А.С. Норов также восхищался этим залом с его «необъятным множеством столпов, которых создание превышает силы народа, самого могущественного… Все виденные вами досель здания, хотя б вы обтекли весь земной шар, игрушки перед тим столпотворением! Этот лес колонн, величины невообразимой и где же? Внутри здания, повергает вас в глубокую задумчивость о зодчих». Имена этих зодчих теперь нам известны — это были Майа, Иупа и Хатиаи. Работами по декорировке колонн гипостиля руководил выдающийся художник этого времени — Дедиа.

Среди других творений Рамессидов в Карнаке выделяются небольшой, но прекрасно сохранившийся храм Рамсеса III в первом дворе комплекса Амона, аналогичное святилище в комплексе богини Мут, а также храм Хонсу, который именно при этом властителе приобрел свой современный облик. Неподалеку от храма Хонсу был перестроен и храм богини Опет, находящийся, согласно легенде, на том месте, где богиня Нут родила в мир своего великого сына – Осириса.

В последовавшие за падением Нового царства века смут, гражданских войн и иноземных нашествий, строительство в Карнаке, тем не менее, продолжалось. Более того, цари-чужеземцы – ливийцы, нубийцы считали украшение главного святилища страны своей первостепенной обязанностью, данью уважения к величию страны, на престоле которой они оказались волею судеб. В первом дворе храма Амона Тахарка, фараон XXV, нубийской династии, строит гигантскую процессионную колоннаду, из которой до наших дней сохранилась только одна гигантская, высотой 21 метр колонна. Спустя несколько месяцев после смерти Тахарки, в 663 г. до н.э. Египет словно стремительным паводком реки был «затоплен» войсками ассирийского царя Ашшурбанипала; только если после паводка на египетской земле оставался благодатный ил, то в этот раз – пепелища разоренных домов и тела фиванцев, отчаянно защищавших свой город.

В 4 в. до н.э., во времена правления XXX династии, Карнак переживает последний период своего расцвета. Древняя пристань на берегу искусственного озера, соединенного с Нилом, была расширена. От нее аллея овноголовых сфинксов, сооруженная еще Рамсесом II ведет к массиву гигантского первого пилона, воздвигнутого по приказу Нектанеба I, но незавершенного ввиду нехватки средств и сил. В открывающемся за пилоном Нектанеба первом дворе храма встречаются эпохи, события и цари: гигантский колосс Рамсеса Великого, изображенного вместе со своей дочерью-супругой Бент-Анат стоит здесь рядом с колоннадой Тахарки, а небольшие святилища Сети II и Рамсеса III соседствуют с рельефами, изображающими в одеяниях египетских фараонов царей династии Птолемеев.

В Карнакском храме как нигде более в Египте сквозь камни построек проступает История, опыт поколений и отзвук человеческих судеб. Где еще в одном и том же храмовом комплексе можно увидеть памятники, отстоящие друг от друга во времени иногда более чем на десять веков? А вернее, где еще можно увидеть это тысячелетие сквозь призму человеческих деяний, которые порой кажутся столь нерукотворными… Карнак это одно из тех редких мест на земле, где все еще звучат голоса древности, запечатленные в камне, но, несмотря на это, живые.

Цит. по: Солкин В.В. Египет: вселенная фараонов. М., 2001.
(с) фото — Виктор Солкин, 2007, 2008.

Обелиск Хатшепсут | Все о натуральном камне. Разновидности, промышленность, дизайн, новости.

Обелиск Хатшепсут, построенный в 1457 году до нашей эры, во времена XVIII династии, является вторым по величине из всех древнеегипетских обелисков. Сделанный из цельного куска розового гранита, он имеет высоту 28,58 метра и вес 343 тонны. Он находится в Большом храме Амона в Карнаке.

Обелиски изначально являются данью уважения Богу Солнца. Фараоны считались сыновьями солнца и женщины, которая его породила. Верхняя часть в форме пирамиды представляла бы лучи солнца, падающие на землю, обычно была покрыта золотом, бронзой или металлическими сплавами, чтобы они сияли, когда на нее падал солнечный свет. Они получили название пирамидион. Фараоны воздвигали собственные обелиски в честь определенных событий. На каждой из этих четырех граней монолита были вылеплены надписи, прославляющие фараона. Обелиск символизировал стабильность и постоянство.

Никто точно не знает, как был извлечен тот единственный блок, из которого были сделаны обелиски, хотя есть две широко распространенные теории.

Первая утверждает, что гранит добывался из карьера путем износа блока посредством ударов долоритовыми шарами диаметром от 12 до 55 см и средним весом 6 кг каждый. Это изнашивание вокруг блока спровоцировало создание некоего прохода достаточной ширины, в котором нашлось место для одного человека. Примерно через каждые полметра человек приседал или становился на колени, чтобы продолжать наносить удары до нужной глубины. Достигнув этой точки, обелиск уже вырисовывался, но нижнюю часть нужно было освободить. Для этого был прорыт туннель с упомянутыми долоритовыми шариками по обеим сторонам блоков, а его центральная часть была отделена с помощью рычага.

Другая теория, отстаиваемая прежде всего египтологами, утверждает, что при добыче блоков использовались деревянные клинья сикомора. Клинья из этого дерева, обладающего большой впитывающей способностью, вставляли в трещины в граните, которые намокали и подвергались воздействию солнца. Когда они расширялись, гранит трескался, и это облегчало расширение.

После извлечения блока тем или иным способом обелиску придавали форму с помощью ударов долоритовыми шариками и полировали песком или щебнем.

Перевозка пары обелисков Хатшепсут, согласно надписи на их основании, длилась 7 месяцев. Относительно короткий период времени, если принять во внимание, как осуществлялась транспортировка обелисков. После того, как монолиты отделили от карьера, их поместили в деревянные сани, которые тянули веревками по рельсам и пандусам. Чтобы уменьшить трение, на рельсы набрасывали грязь из Нила. Из-за веса и габаритов монолита для перевозки по реке приходилось использовать более одной лодки. Параллельно поставили несколько лодок и поверх них поставили обелиск. Мы снова входим в область теорий, также утверждается, что использовался только один корабль, характеристики которого неизвестны, но из всех существующих объяснений относительно перевозки обелисков это наиболее приемлемое.

Когда монолит прибыл в пункт назначения, на его четырех сторонах были нанесены надписи, для чего использовались камни разного размера с последующей полировкой с использованием песка и воды в качестве абразивов.

Еще одним ключевым моментом стало возведение обелиска. Наличие желобков в основании некоторых обелисков послужило отправной точкой для разработки теории этого процесса. Таким образом, обелиски подтягивали близко к точке их установки, заставляя их спускаться по пандусу, пока они не совпали с канавкой, указанной в основании пьедестала. Затем с помощью системы шкивов и канатов его поднимали до тех пор, пока он не поместился в основании. Не совсем понятно, как он поскользнулся на пандусах. Также следует учитывать, что для маневра требовалось много места из-за размера обелиска. Теория правдоподобна, когда речь идет о размещении обелисков на больших открытых пространствах, но в конкретном случае обелисков Хатшепсут они имели размеры 28 метров, а доступный запас для маневра составлял от 10 до 12 метров.

В настоящее время только один из обелисков Хатшепсут стоит высоко на своем первоначальном месте. Его пару можно увидеть на полу храма, что позволяет детально оценить надписи. Другие обелиски встречались с разными назначениями. Со времен Римской империи обелиски перевозили для украшения самых символичных площадей мира. Таким образом, мы можем найти египетские обелиски в Риме, Париже, Лондоне, Стамбуле и Нью-Йорке. Иногда украденные, иногда подаренные египетскими властями, в результате в настоящее время из 27 сохранившихся обелисков подняты только 6 в Египте: 3 в Карнаке, в Гелиополе, в Луксоре и в Каире.

Хатшепсут родилась в Тебасе в 1490 году до н.э. Она принадлежала к XVIII династии, вместе со своим отцом, Тутмосом I, великим строителем, он начал проект храма Амона в Карнаке. Ее отец очень хотел, чтобы она стала будущей правительницей после его смерти, но на троне сидел Тутмос I, ее сводный брат и будущий муж. Когда он преждевременно умер в возрасте 15 лет, она приняла на себя регентство. Несмотря на то, что она женщина, Хатшепсут всегда изображается мужчиной. Она носила титул фараона (в мужском роде). Во время ее правления Египет пережил период экономического процветания, поскольку он начал развивать торговые отношения с соседними странами. Она приказала построить в Тебасе знаменитый храм Дейр-эль-Бахари, «Храм миллионов лет». Этот храм высотой более 130 метров имеет амфитеатр из известняка, построен на 3 этажах, а храм или святилище Амона высечено в самой скале

Древний обелиск восстановлен на прежнем месте в Луксорском Карнакском храме

После масштабных реставрационных работ египетские археологи восстановили верхнюю часть одного из двух обелисков, посвященных королеве Хатшепсут в знаменитом Луксорском Карнакском храме.

Построенный в 1457 г. до н.э., обелиск, который рухнул в результате землетрясения в древности, был восстановлен на своем первоначальном месте в субботу вечером, говорится в заявлении министерства древностей.

Один из двух обелисков, носящих имя древней царицы в Карнаке, он был высечен из цельной плиты розового гранита. Верхняя часть обелиска, единственный неповрежденный после землетрясения фрагмент, весит 90 тонн и 11 метров в высоту.

Верхняя часть была перемещена с прежнего места в начале 20-го века французским египтологом Жоржем Лагреном, чтобы освободить место для широкомасштабных раскопок, проводившихся в то время в Карнаке.

Команда Легрена положила его на бок рядом с искусственным священным озером Карнака, одной из главных достопримечательностей знаменитого храма.

Верхняя часть упавшего обелиска Луксорского Карнакского храма. Сделанная из розового гранита, эта часть обелиска была положена на бок в начале 20-го века, чтобы освободить место для раскопок в этом районе. 9 апреля, 2022 г., он был восстановлен на прежнем месте внутри храма.

Решение восстановить обелиск на его первоначальном месте было принято после того, как исследователи из Высшего совета по древностям Египта определили, что ему угрожает дальнейшее повреждение, говорится в заявлении министерства древностей.

Другой обелиск Хатшепсут все еще стоит в Карнаке, его длина составляет около 30 метров, а вес – 343 тонны. В настоящее время это самый высокий постоянный обелиск в Египте.

Один из двух обелисков, носящих имя древнеегипетской царицы Хатшепсут. Этот обелиск высотой около 30 м и весом 343 тонны является самым большим из сохранившихся во всем Египте. его не следует путать с тем, который был повторно воздвигнут в Карнаке 9 апреля 2022 года. необходимое оборудование для безопасного выполнения задачи.

По бокам восстановленного обелиска высечены сцены, изображающие Хатшепсут, вторую подтвержденную женщину-фараона Древнего Египта, и ее отношения с богом Амоном, одним из самых важных божеств Нового царства.

Хатшепсут была известна своей набожностью, пожертвовав большое количество средств жрецам Амона, влиятельной религиозной группы в Древнем Египте, которые, в свою очередь, предложили ей необходимую поддержку для восхождения на египетский престол вместо ее пасынка Тутмоса III, который возглавит восстание против нее по достижении совершеннолетия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *