где находится, как добраться, фото, отзывы туристов
Содержание
- 1. Где находится Карнакский храм
- 2. История создания Карнакского храма
- 3. Что посмотреть?
- 3.1. Священное озеро
- 4. Храмовый комплекс сегодня
- 5. Интересные факты
- 6. Время работы
- 7. Цены на билеты
- 8. Что посмотреть рядом
- 9. Отзывы туристов
Карнакский храмовый комплекс – величайшее архитектурное сооружение Древнего Египта. На его территории расположены строения, которые возводились на протяжении двух тысячелетий фараонами.
Каждый из правителей стремился увековечить свое имя и возвести сооружения более величественные и монументальные, чем предшественники. В период Нового Царства Карнакский храм (Karnak) был основным религиозным объектом. Это одна из главных достопримечательностей Египта. Фото храмов и изваяний комплекса размещены на всех туристических проспектах страны. С кратким описанием сооружения можно ознакомиться ниже.
Где находится Карнакский храм
Комплекс расположен в 2-х км от Луксора.
Как добраться:
- От Луксора – такси.
- Из Хургады до Луксора ездят рейсовые автобусы (время в пути 5 ч).
- Из Каира и Шерм-эль-Шейха дорога займет более 10 часов (автобус).
Карнак входит в экскурсионную программу «Круиз по Нилу». По отзывам туристов, это самый удобный способ посмотреть все основные достопримечательности Египта.
Из Каира и Шерм-эль-Шейха есть авиарейсы в Луксор – чуть более 1 часа, стоимость примерно 40 дол.
История создания Карнакского храма
Луксор был построен на месте древнего города Фивы. Это древнейший город, о котором известно историкам. Первое поселение появилось в этом месте 30 000 лет назад. Сегодня о древнем городе напоминают только руины. Фивы – это греческое название, египтяне называли этот город Но-Аммон. За время своего существования город был столицей Верхнего Египта. В период Среднего царства и до X столетия до н.э. был столицей всего Египта.
Сегодня о бывшей столице напоминают Луксорский и Карнакский храмы. Основная особенность Карнакского храмового комплекса – его строили многие фараоны в течение почти 2000 лет. Почти 30 египетских правителей возводили храмы и другие сооружения, прославляющие бога Амона. Этот музей под открытым небом является жемчужиной мировой архитектуры.
Это интересно. Карнак занимает площадь 1500 м х 700 м.
Что посмотреть?
На территории комплекса расположены 33 религиозных сооружения. Центральную часть занимает храм бога Амона-Ра. Это самая интересная и масштабная постройка комплекса. Свод храма не сохранился, зато можно увидеть колоссальные 134 колонны, декорированные барельефами. Их высота 16 м и изначально колонны удерживали свод.
Чтобы попасть в храм необходимо пройти по Аллее сфинксов. Эти мифические существа изображены с телом льва и головой барана. Перед входом в храм установлено изваяние Рамзеса II.
Стены этого храма настоящая находка для историков. На них изображены сцены сражений, и их описание иероглифами.
Это интересно. 50 человек может разместиться на вершине колонны храма Амона-Ра.
Две другие части комплекса посвящены жене и дочери бога Амона.
Сооружения находятся в разной степени сохранности и похожи на лабиринт. То тут, то там возникают обелиски, статуи, полуразрушенные стены. Есть здесь свой «Ботанический сад» — зал украшенный рисунками растений и животных. Интересен обелиск, построенный при фараоне Хатшепсут, она была единственной женщиной с таким титулом. Изначально было 2 обелиска, но сохранился только один. Монумент изготовлен из гранита, он красный и его высота 30 м.
Самые древние сооружения расположены внутри комплекса, постройки более позднего времени находятся дальше. Такое расположение объясняется тем, что каждый новый правитель возводил новые сооружения, увеличивая площадь храма.
На территории храмового комплекса кроме древнеегипетских сооружений есть и исламские. Они были построены намного позже.
Священное озеро
Искусственные водоемы были возле многих храмов, но Карнакское озеро самое крупное. По данным Википедии, его размер 80 м х 40 м. Озеро использовали для омовения изваяний богов, в нем разводили уток для жертвоприношений. В дни праздников по водоему плыли золотые лодки с фигурами богов.
После строительства озеро пополнялось водой из Нила. Сегодня уровень воды поддерживают грунтовые воды.
Возле озера установлена скульптура жука-скарабея. Для местных жителей это насекомое священно и олицетворяет Солнце. По легенде, чтобы сопутствовала удача надо обойти скульптуру жука несколько раз.
Храмовый комплекс сегодня
Карнакский храм является популярной достопримечательностью. Комплекс входит в маршрут «Круиз по Нилу». Туристов здесь всегда очень много. Для них проводят лазерные шоу, костюмированные представления. Это не просто развлечения, с помощью шоу египтяне знакомят иностранцев с историей своей страны.
На территории комплекса можно приобрести сувениры.
Интересные факты
- Карнакский храм занимает второе место по популярности среди египетских достопримечательностей. Первенство принадлежит Пирамидам.
- Всего 200 лет назад храмовый комплекс находился под слоем песка. Раскопки ведутся и сегодня.
- Некоторые из сооружений Карнакского храма были разрушены египетскими фараонами. Сооружения разбирали и из этих камней строили новые.
Время работы
- Летний сезон с 06.00 до 18.00.
- Зимний сезон с 06.30 до 17.30.
Цены на билеты
- Полная стоимость – 9 дол.
- Студенты – 5 дол.
Что посмотреть рядом
- Святилище Амона, или Луксорский храм сохранился не очень хорошо, сооружения комплекса в основном в виде развалин. Сохранились масштабные изваяния Рамзеса II и его жены Нефертати. Несколько столетий храм был засыпан песком, грунтом и мусором. Раскопки ведутся и сегодня.
- Долина Фараонов – место, где хоронили царей Египта. Самые знаменитые гробницы – Тутанхамона и Нефертити. Всего здесь 20 усыпальниц, все они вырублены в скальных массивах. Стены гробниц покрывают рисунки. Многие из усыпальниц были разграблены.
- Храм Хатчепсут возведен в честь женщины-фараона. Барельефы храма рассказывают о жизни правительницы. Храм долгое время находился в плачевном состоянии. Его восстановили в конце XIX столетия.
Карнак – это единственное место в мире, где можно увидеть исторические памятники, созданные в такой большой временной промежуток. Миллионы туристов совершают путешествие в Луксор, чтобы прикоснуться к древней истории, увидеть творения зодчих живших тысячи лет назад.
Введение.
В эпоху Среднего царства власть фараонов постепенно ослабляла, потому прекратилось возведение крупных пирамид, началось массовое сооружение наземных и пещерных храмов и гробниц. В пещерных гробницах этого периода, кроме ордера с геометрически правильными формами колонн, встречаются также и имитация сводчатых покрытий, опирающихся на балки, поддерживаемые колоннами протодорического ордера (гробница в Бе-ни-Хасане, первая треть II тыс. до н. э.).
Выдающийся образец храмовых построек этого периода — органически вписанный в горный ландшафт ансамбль храмов в Дейр-эль-Бахри, в его храмах и гробницах применен ордер с геометрически правильными формами колонн различных типов.Наиболее совершенным воплощением культового ансамбля стали знаменитые фиванские храмы Ипет Реc и Ипет Сут, посвящённые богу Амону-Ра. Сегодня они известны как храмы в Луксоре и Карнаке.
В древности они были соединены трёхкилометровой аллеей сфинксов, по которой проходили торжественные религиозные процессии.
Небольшой египетский городок Луксор, расположенный в Верхнем Египте, на восточном берегу Нила, приобрел свою всемирную известность благодаря тому, что в самом его центре сохраняются развалины Фив – великого города древности, слава о котором гремела по всему античному миру.
«Золотой век» Фив наступил в XV веке до н. э., в эпоху Нового царства. В этот период фараоны XVIII династии превратили Фивы в город, чья слава «покорила весь мир». Именно тогда были созданы прославленные ансамбли Карнакского и Луксорского храмов.
Храм в Карнаке с его воротами, внутренними двориками и залами, бесчисленными колоннами, скульптурами и обелисками – значительнейший храмовый комплекс Древнего Египта. Он назывался Ипет-Сут и долгое время являлся главным святилищем страны. Все фараоны эпохи Нового царства считали своим долгом и первостепенной заботой обустраивать и украшать его, привлекая для этого лучших зодчих, скульпторов и художников Египта. Храм в Карнаке посвящен богу Амону – во времена Нового царства он был признан ипостасью бога Солнца Ра. В честь Амона-Ра, «царя всех богов», слагались гимны, в его честь строились величественные храмы.
Карнакский храм представляет собой грандиозный архитектурный комплекс, строившийся в течение столетий при нескольких поколениях фараонов. Уже к началу периода Нового царства в Карнаке существовал небольшой храм Амона. Фараон Яхмос I украсил его колоннами из кедра, драгоценной утварью – вазами для благовоний, сосудами и жертвенниками, выполненными из розового гранита, лазурита, малахита, золота и серебра. Крупное строительство началось здесь в правление фараона Тутмоса I. Перестройкой храма руководил выдающийся древнеегипетский зодчий Инени, однако построенный им монументальный колонный зал не сохранился – он был разрушен в результате последующих переделок.
При фараонах XVIII династии, преемниках Тутмоса I, храм в Карнаке продолжал строиться и расширяться. Большие работы развернулись здесь во времена царицы Хатшепсут, по приказу которой был разобран колонный зал, а вместо него воздвигнуты тридцатиметровой высоты «обелиски царицы Хатшепсут», высеченные из асуанского гранита.
Сегодня храм Амона в Карнаке находится в руинах, которые, тем не менее, продолжают производить колоссальное впечатление. Недаром Карнак – один из самых популярных туристических маршрутов.
Храм Амона представляет собой вытянутый прямоугольник. Его окружает массивная стена, к воротам которой ведут две дороги, одна со стороны Нила, другая – из Луксора. Обе дороги обрамляют два ряда сфинксов с головами баранов (баран – символ бога Амона). Попасть на территорию храма и в его внутренние помещения можно через десять ворот-пилонов, сооруженных в виде массивных порталов с двумя монументальными, суживающимися кверху башнями по сторонам. Эти пилоны – своеобразные вехи строительства храма: каждый их них возведен в правление одного из фараонов. В свое время на пилонах стояли мачты из кедра с развевающимися на них флагами.
Центральный пилон имеет высоту 44 м, ширину – 113 м, а толщина его стен составляет 15 м. За ним расположен широкий внутренний двор, окруженный колоннадой. У входа в храм сохранились руины вестибюля, перед которым некогда стояла колоссальная статуя Тутмоса III. От вестибюля к Нилу тянется колоннада из двух рядов колонн высотой в 20 м с капителями в виде цветков папируса. Сейчас колонн двенадцать, а первоначально было на две больше – на их месте при фараоне Хоремхебе был сооружен очередной пилон.
Через следующий пилон с гигантскими статуями фараонов перед ним посетитель храма через все более и более сумрачные помещения и залы попадал в Большой гипостильный зал – святилище Амона. Сооружение Большого гипостильного зала началось во времена фараона Хоремхеба, но свои окончательные размеры и архитектурное убранство он приобрел только при фараонах XIX династии – Сети I и Рамсесе II Великом. Гипостильный зал отличается гигантскими масштабами построек и необыкновенной пышностью декоративного убранства. Площадь зала составляет 5000 кв. м, а высота достигала 24 м. Крышу поддерживали шестнадцать рядов колоссальных колонн. Всего здесь было установлено 134 колонны, и наибольшие из них имеют высоту 20,4 м, а высоту – 3,57 м. Колонны центрального нефа с капителями в виде расцветших папирусов достигали высоты 19,2 м, а колонны боковых проходов, изготовленные в виде нераспустившихся папирусов, – 14,7 м.
«Все виденные вами досель здания, хотя бы вы обтекли весь земной шар – игрушки перед этим столпотворением! – писал побывавший в Карнаке в 1830-х годах русский путешественник А.С. Норов. – Этот лес колонн, величины невообразимой, и где же? Внутри здания, повергает вас в глубокую задумчивость о зодчих». Зодчими, оставившими самый заметный след в истории Карнакского храма, и в частности, строившими Большой гипостильный зал, были Иуп и его сын Хатиаи. Последнего хроники называют «воздвигающим великие колонны в храме Амона».
Колонны «Зала Анналов», расположенного по главной оси храма, увенчаны либо цветком лотоса, либо цветком папируса. Это геральдические эмблемы Древнего Египта: папирус считался символом Нижнего Египта, а лотос – Верхнего. Гладкие стволы колон сплошь покрыты рельефами ритуального и исторического содержания, иероглифическими надписями. Именно из храма в Карнаке берет свое начало древнеегипетская традиция увековечивать воинские доблести фараонов в монументальных рельефных композициях.
Росписи потолка и перекрытий имитировали синеву неба, усеянного золотыми звездами. Сегодня от кровли не осталось и следа, и остатки зала находятся под открытым небом. Стены и колонны гипостильного зала покрывали многочисленные цветные рельефы, общая площадь которых составляла 24,3 тысячи квадратных м. На стенах и колоннах сверкало золото, тонкими листочками которого были покрыты детали колонн и рельефов. Никогда еще древнеегипетские храмы не украшались с такой пышностью.
В Большом гипостильном зале были установлены колоссальные монолитные статуи царей, среди них – статуи фараона Рамсеса II Великого и его жены Нефертари. С именем Рамсеса II связан третий большой период строительства в Карнакском храме. Сцены, запечатленные на стенах храма, рассказывают о деяниях этого фараона, покровительствуемого богами. На одной из стен Карнакского храма бог Амон вручает фараону Рамсесу II символы его власти. Далее следуют сцены жертвоприношений, совершаемые Рамсесом II. И всюду со стен храма на зрителя смотрят боги: Хнум, с телом льва и головой барана, Гор с головой сокола, Осирис и Исида. Часто встречаются изображения скарабея – священного жука, символизировавшего в Древнем Египте вечный процесс смерти и возрождения.
Храм Амона в Карнаке иногда называют «каменным архивом Египта». На стенах, пилонах, колоннах и карнизах храма, среди гимнов богам и ритуальных текстов находятся многочисленные надписи, повествующие об исторических событиях эпохи Нового царства: истории военных походов и сражений, обстоятельства восхождения на престол фараонов, списки царей Египта и т. п.
С южной стороны храма находится Священное озеро. На нем находилась пристань, к которой причаливали сделанные из кедра священные ладьи со статуями великой триады богов – бога Солнца Амона-Ра, его супруги богини неба Мут (Нут) и их сына Хонсу, бога Луны. Отсюда брала свое начало торжественная процессия, связанная с ритуалом встречи и перенесения в святилище священной ладьи. Эта церемония происходила в храме ежегодно и собирала толпы паломников. Путь священной ладьи лежал через залитые солнцем дворы храма в сумрачный гипостильный зал, а далее – в погруженное в темноту главное святилище, освещавшееся лишь светом неугасимых светильников. От света к тьме – таков был путь, по которому веками шли древнеегипетские жрецы и вели за собой во тьму безропотные толпы своих приверженцев, подавленных циклопическим величием жилища древнего бога, где все производило впечатление величественности, сверхчеловеческой мощи и таинственности…
К южной части храмового ансамбля примыкают храмы богини Мут и бога Хонсу. В древности их окружали обширные «священные сады». Храм богини Мут начал закладывать еще Сенмут, зодчий царицы Хатшепсут. Храм Хонсу был построен при фараоне Аменхотепе III. Аллея сфинксов с бараньими головами ведет от него к другому великому храму Египта – храму Амона-Ра в Луксоре.
В древности Карнак был крупнейшим религиозным святилищем в имперской столице Египта. в Фивах (современный Луксор) и был домом для бога Амона-Ра, царя египетского пантеона. Более 2000 лет сменявшие друг друга фараоны перестраивали и расширяли храмы Карнака, что делает его крупнейшим комплексом религиозных памятников древнего мира.
В сердце Карнака фараон Девятнадцатой династии Сети I (годы правления ок. 129 г.)1-1279 до н.э.) воздвиг свой Большой Гипостильный зал, колоссальный лес из 134 гигантских колонн из песчаника. поддерживающие высокую крышу фонаря и окруженные массивными стенами, которые через 3300 лет остаются практически нетронутыми и сегодня. Большой зал огромен. Он занимает гектар земли, и его огромные колонны взмывают на высоту 20 метров. Не только масштаб и полнота этого памятника остаются редкостью среди древнеегипетских храмов, но это также самое большое и искусно украшенное из всех подобных зданий в Египте. Посетители часто обратите внимание на ошеломляющее множество надписей, покрывающих каждую поверхность: стены, колонны, и даже крыша! Лоскутное одеяло художественных стилей и разных королевских имен увиденные в этих надписях и рельефных скульптурах отражают различные этапы, на которых они были вырезаны на протяжении веков. Сменявшие друг друга фараоны, римские императоры, первосвященники а простые египтяне добавили к его богатству надписей и рельефных украшений, выполненных архитектурные переделки и реставрации и даже оставили на его стенах благочестивые граффити.
Мастера Сети I украшали стены и колонны в северной половине здания с изысканными барельефами высочайшего качества перед смертью короля. Преемник Сети, знаменитый фараон Рамсес II (годы правления ок. 1279 г.-1213 г. до н.э.), приказал своим мастерам вырезать стены и колонны в его южном крыле в основном в затонувшем рельефе на разных этапах его долгого правления.
Более поздние правители, такие как фараон Рамсес IV (годы правления ок. 1151–1145 гг. до н. э.) и первосвященник Амона Херихора (годы правления ок. 1080–1072 гг. до н. э.), стремящегося ассоциировать себя с Зал и его прославленные строители украсили помещения, ранее оставлены пустыми или даже наложены на более ранние надписи на столбцах. После этого Большой Гипостильный зал использовался в течение семнадцати столетий, вплоть до конца язычества в Египте в четвертом веке нашей эры.
Великий Гипостиль, составляющий монументальную энциклопедию египетской цивилизации Рельефы и надписи Холла свидетельствуют о богатстве и жизненной силе египетской цивилизации. на пике своего имперского могущества в течение последних двух столетий египетского Новое царство (ок. 1300–1100 гг. до н. э.). Они документируют египетские религиозные верования, культуру, политической истории и международных отношений.
Когда Сети I и Рамсес II строили и надписывали Большой Гипостильный зал, Египет и Хеттская империя — две военные сверхдержавы 13 века до н. э. — были вовлечены в ожесточенную семидесятилетнюю войну за контроль над древним Сирия. Оба короля оставили панорамные военные сцены на внешних стенах Гипостиля. Зал, посвященный последним этапам этого конфликта. Боевые действия закончились в 21 -й -й год правления Рамсеса II (ок. 1258 г. до н. э.), когда он заключил самый ранний из известных международных мирный договор в истории человечества с Хеттской империей. Рамсес отметил это событие иероглифическая копия его договора, высеченная на камне на стене сразу за южным ворота Гипостильного зала.
Карнак долгое время был одним из главных мест для миллионов туристов, посещающих южный Египет. Тысячи проходят через Большой Гипостильный зал и остальную часть Карнака. ежедневно, делая бесчисленные фотографии его чудес. Но даже спустя два века археологических раскопок и научных исследований египтян, французов и американцев. По мнению египтологов, большая часть Карнакского комплекса сегодня остается научно не задокументированной. Как выразился один из наших египетских коллег, Карнак — это археологический океан, и мы едва опустились ниже его поверхности.
Это бездонное море древностей наиболее глубоко в Большом Гипостильном зале, величественное сооружение, которое поражает зрителя огромным количеством настенной резьбы и иероглифическими надписями, масштабы и сложность которых в значительной степени бросали вызов научные усилия по его регистрации и изучению. Хотя этот бесценный клад незаменимых Надписи могут многое рассказать нам о Древнем Египте, египтологи только когда-либо научно записали часть из них, их истинное значение не хорошо поняты и не оценены в полной мере. Вызывает тревогу тот факт, что сочетание экологических и антропогенных факторов вызвало это обширное хранилище надписей пришло в упадок и даже грозит разрушить здание вообще. Надписи и рельефная резьба давно пострадали от проникновения грунтовых вод, так как содержащиеся в камне минеральные соли вытягивают влагу вверх по капиллярам. действие, а это, в свою очередь, заставляет соли кристаллизоваться на поверхности или под ней, разрушая рельеф.
Проект Большого гипостильного зала в Карнаке является совместным проектом Университета Мемфиса, в Мемфисе, Теннесси (США) и Университете Квебека в Монреале (Канада). Мы работаем в сотрудничестве с Высшим советом Египта по древностям и Франко-египетским центром изучения храмов в Карнаке (Франция). У нашего проекта три тесно связанные цели:
|