Храм в карнаке от яхмеса 1: Священный храм Амона в Карнаке

Священный храм Амона в Карнаке

Начало правления новой династии было передано царю Яхмосу 1 – кровному брату последнего фараона 17 династии – царя Камоса, который завершил правление гексодов и образовал Египетскую империю. Фараон Тутмос I не был кровным родственником предыдущих фараонов. Он женился на дочери фараона Яхмоса I Мутнофрет и занял место на троне. Рождённым ими сын, Тутмос II, с женой царицей Хатшепсут, вскоре заняли трон после правления отца Тутмоса I. Сын царицы Хатшепсут Тутмос III прославился военными походами. Тутмос IV стал приемником Аменхотепа II — сына Тутмоса III. Аменхотеп III, сын Тутмоса IV, после непродолжительного правления передал власть своему сыну — фараону Эхнатону — великому реформатору. Время правления Аменхотепа III ознаменовалось великими победами в походах и экспедициях. Последним в 18 династии Нового царства Египта был фараон Тутанхамон, который погиб в двадцатилетнем возрасте и был погребён с двумя дочерьми-близнецами. Анхесенамон — жена Тутанхамона решила поставить на место фараона одного из двух сыновей царя Хеттской империи. Но принц Цаннанца был убит в дороге при следовании в Египет. Планы жены Тутанхамона выйти замуж повторно за князя Эйне или царя Хоремхебе не были реализованы ввиду её преждевременной кончины.
Типичный египетский храм Амона в Карнаке того времени имеет прямоугольную форму с фасадом, обращенным к Нилу. Дорога к фасаду украшается сфинксами. Вход обычно имеет вид пилона, перед которым стоят обелиски и статуи царя. Дальше располагается здание храма с местами для молений, библиотеками, колонными залами и т.д. Таким же является и рассматриваемый нами храм Амона в арнаке. А являясь храмом главного божества в столице, любой правитель старался преумножить красоту этого места, восхваляя Ра и свое божественное происхождение. В храме отражена и история Египта за годы его существования, на колоннах и стенах вырезались иероглифы и изображения, рассказывающие об исторической славе египетского царства. Таким образом, всего на строительство храма ушло примерно две тысячи лет. На его развитие даже повлияли римские императоры. А за годы своего существования храм разросся до огромного комплекса: храм бога Амона Ра в Карнаке, храм Птаха, Аменхотепа II, Маат и др.
Над храмом работали лучшие зодчие страны, которые постоянно улучшали вид храма. Храм, аллея сфинксов к Нилу, пилон, массивная стена – все в классических деталях египетских храмов.
За пилоном располагается колонный зал, еще один пилон, храмы Сети II и Рамсеса III, сфинксы, статуя Рамсеса II, здание храма, библиотека, молельни и т.д. С приходом новой XIX династии возникла необходимость в возвеличивании и храмового комплекса. В этот период размеры приобретают грандиозные масштабы. Так, например, новопостроенный пилон имел длину 156 метров. Одно из красивейших мест храма – колонный зал. В площадке 103 метра на 52 метра размещаются 134 колонны в 16 рядов. Центральные колонны достигают 23 метров в высоту, остальные по 13 метров. Каждая из колонн примерно по 10 метров в окружности. Колонны, как и стены, покрыты иероглифами и изображениями.
Еще одной дополнением новой династии стало строительство храма богини Мут. Храм располагается южнее храма Амон-Ра, частично окружен озером. Храм выделяется строгим планом, центральной колоннадой, статуями богини Мут (женщина с львиной головой). Также стоит отметить обелиск царицы Хатшепсут. Обелиск имеет высоту почти 30 метров и по праву признан самым большим в Египте.
После того, как древнеегипетский культ Амона-Ра постепенно превратился сперва в региональный, а затем и в государственный, фараоны эпохи раннего Среднего царства начинают строительство храмового комплекса (продолжавшееся более тысячи лет), в котором жрецы Амона могли бы с приличествующей им пышностью и торжественностью отправлять свои ежедневные службы. Как и для Амона, были возведены храмы для супруги его, богини Мут, и для их сына, лунного бога Хонсу. Вместе они образовывали так называемую фиванскую Триаду. Кроме них, в Карнаке также был выстроен храм бога Монту, ставшего ещё приXI династии главным богом города Фивы.
В древнеегипетской религиозной системе одним из важнейших принципов было понятие о космогоническом мировом порядке, обозначаемом термином маат. Так как маат не является чем-то вечным и неизменяемым, и может в результате недостойных человеческих деяний быть выведен из благодатного равновесия, важнейшей задачей является поддержание его в стабильном состоянии с тем, чтобы избежать хаоса и уничтожения привычного человеку мира. Высшим долгом и обязанностью фараона являлось поддержание маат в состоянии равновесия. Каждый древнеегипетский храм поэтому представляет собой некую модель этого мира, в котором происходят сакральные действия, проводимые фараоном или представляющим его верховным жрецом для сохранения маат неизменным — принесение жертв богам, моления и священные песнопения.

Добавить комментарий

Карнакский храм.

Вторая половина среднего царства

Аминенхет III

— личность незаурядная, правил по разным данным около 46-50 лет, срок немалый. Сумел собрать страну в кулак, подчинил всех номархов. В его времена Египет поднялся. Самый блестящий период на протяжении среднего царства. При нем расцветала торговля, ввел новую систему измерения веса. Реставрировал храмы. Он впервые после Снафру позволил себе построить больше чем одну пирамиду.

От пирамиды остался лишь остов, курган.

Постепенно на первый план вместо пирамиды выдвигается храм. А пирамида выглядит как завершение ансамбля.

Пирамида сделана из кирпича-сырца. Вход был нетрадиционный — с южнеой стороны. Вниз вела очень длинная лестница, вела в тупиковую комнату. Выход в этой комнате был в потолке. … Комнаты-ловушки было 3. В полу погребальной шахты сделано два ложных люка. Сама погребальная камера — чудо инженерии. Была сделана из цельной глыбы желтого кварцита. Длина 6,7 м, ширина 2,4, высота 1,83 м. Толщина стен 60 см. Весит свыше 100 тонн. Погружалась в специальную шахту в скале. Сверху закрывалась плитой 1,20 м., весом 45 тонн. Над этой камерой устанавливалось две плиты 2 м толщиной, по 50 тонн каждая.

Над плитами кирпичная кладка. Над этим всем сооружалась пирамида.

Пирамида судя по описаниям, не привлекала внимание. Оно акцентировалось на храме. Он представляет гигантское сооружение. Доминантой теперь становится храм. Он начинает играть большую роль, чем пирамида. Ряд историков предполагает что этот храм стал государственным центром. Внутреннее пространство храма — ширина 170 м, длина 200 м. (в два раза больше самой пирамиды). Внутри располагались различные дворы, по некоторым описаниям и фрагментам там были колонные дворы и крытые бипостильные дворы. Колонна начинает очень важную структурную и функциональную роль.

Геродот — «в тот период Египет делился на 12 административных округов которыми правят 12 правителей. И вот они решили оставить общий памятник, воздвигли лабиринт. я видел этот лабиринт, он выше всякого описания… Конечно пирамиды — это огромное сооружение…однако лабиринт превосходит и эти пирамиды. В Храме 12 дворов с воротами расположенные напротив друг друга. Снаружи проходит одна стена. Внутри расположены покои различных родов — над землёй и под землей. О нижних покоях говорю лишь по рассказам… Каждый двор окружен колоннами…».

Страгон (1 век до н. э.) — «тут есть здание лабиринта похожее на пирамиду, и находящаяся возле него гробница… Каждый округ занимал отдельно отведенное ему помещение.»

Территория Храма 72 тыс. кв. м.

Масштабы строений возрастают. Два символических мира — подземный и надземный.

Появляются отдельно стоящие скульптурные изображения фараона. Были сделаны специально 10 статуй фараона высотой 2,5 м. Они были предназначены для заупокойного ансамбля, но стояли вне пирамиды. Аминенхеп III приказал поставить 2 монументальных скульптуры. Впервые они выносятся из стен храма наружу (приобретают общественное значение, теперь их смогут видеть все). Скульптура приобретает общественную значимость.

Каждый памятник уникален сам по себе. Пирамида превращается в завершение комплекса. Внутреннее пространство и храм играют большую роль чем пирамида. Архитектурное строительство идет своим (оригинальным) путём. Но пока лишь элемент (пусть главный) заупокойного комплеса.

Скульптура. На первый план выдвигается храм, а размеры пирамид уменьшаются. В храме главное сооружение кроме колонн — скульптура. Главная функция переходит к храму. Скульптура выходит из под опеки архитектуры и становится самостоятельным видом искусства. Скульптура уступала пирамиде и храму в масштабах и монументальности. Поскольку скульптура становилась более индивидуальной, она оказывала более сильное психологическое воздействие. Для лучших произведений этого периода характерны: яркая реалистическая манера преодоление каноничности полное отсутствие заботы о внешней парадности

Выносится скульптура, и мы видим почти реалистичный портрет. Портет становится почти точным фотографическим изображением. Материалом пытаются придать характером изображаемому лицу. Изображения Сенусерта III (отец Аминенхепа III) стали шедеврами скульптурного портрета. Видим реальное историческое лицо (конец 20 — начало 19 века до н. э.). Легко можно прочитать характер человека, его возраст. Начинается тенденция к идеализации. Личностная характеристика выступает на передний план. Скульптура являет личность, она характеризует личность.

Значительные изменения происходят и в живописи. Она формируется как самостоятельный вид искусства. Живописец — «раскрашиватель» в то время. Живопись выходит из пирамидного комплекса. Начинает играть важную роль цветовая гамма. Главной целью экспедиции в другие страны могла стать доставка редкой краски. Появляется реалистическая тенденция — в изображении ландшафта, животных, птиц. Светотень начинает играть важную роль.

Начинается второй переходный период. Фараоны 12 династии по личностным характеристикам сильно уступали предыдущей династии.

Архитектура идёт самобытным путём. Культура и живопись превращается в самостоятельные виды искусства.

Зачёт 24 декабря с 11:00. Приходить строго в своё время. Переход в другую группу только по личной договорённости. Вопрос один. Зачёт без оценки. Ответ строить концептуально. Всего 18 вопросов (возможно 17, без последнего занятия). Вопросы:

  1. Первобытное искусство. Общая характеристика.

  2. Искусство палеолита. Средний палеолит (эпоха мустье).

  3. Искусство верхнего палеолита (эпоха ориньяк).

  4. Искусство эпохи солютре (верхний палеолит).

  5. Эпоха мадлен.

  6. Мезолитическое искусство (искусство испанского Ливанта).

  7. Искусство эпохи неолита (расписная керамика, условно-орнаментальное искусство, мелкая пластика).

  8. Мегалитические памятники неолита.

  9. Искусство Древнего Египта. Общая характеристика.

  10. Искусство Раннего царства (памятник Нармера)

  11. Искусство Древнего царства. От мастобы до пирамиды Джосера.

  12. Искусство Древнего царства. От пирамид Снафру к пирамидному комплексу в Гизе.

  13. Скульптура Древнего царства.

  14. Искусство среднего царства. Храмовый комплекс Ментухатепа I (архитектурный кентавр).

  15. Искусство второй половины среднего царства. Храмовый комплекс Аминенхета III (храм-лабиринт).

  16. Искусство второй половины среднего царства. Новые веяния в живописи и скульптуре. Скульптурный портрет.

  17. Искусство Нового царства. Храм Омона в Карнаке (Карнакский храм).

  18. Искусство амарнской эпохи.

Литература: Мириманов В. — Первобытное и традиционное искусство. 1973 г. (серия малой истории искусств). Семёнов В. — Первобытное искусство: каменный век. Бронзовый век. СПб 2008 г. Мотье М. — Искусство Древнего Египта. СПб «Летний сад» 2001 г. (книга 1960 года, но немного уточнений появилось за 40 лет, единственная книга-учебник). Афанасьева В.; Леконин В.; Померанцева Н — Искусство Древнего востока. М «Искусство» 1976 г. (серия малой истории искусств). Пунин А. — Искусство Древнего Египта: Раннее царство.

Древнее царство. СПб «Азбука классика» 2008 г.

Время на подготовку будет. На зачёт даётся 15 минут. Рефератами в Интернете лучше не пользоваться. Лучше пользоваться проверенными сайтами, или словарями (но без культурологических словарей). На ответ 5-7 минут. Лекциями пользоваться нельзя. Шпаргалка позволяет пересдать в феврале.

Искусство Нового царства (16-11 века).

Фараоновская власть начала терять силу и авторитет. Оказался под авторитетом божественный статус фараонов. Появилось очень много претендентов на престол, что привело к переходному периоду. Пришедшая на смену фиванская (13-я) династия, и низовье Нила отделяется, образуется самостоятельное государство (появляется 14-я династия).13-я и 14-я управляют одновременно. Внешний границы ослабли, чем воспользовались гексосы, которые вторглись в Египет, и правили 110-130 лет. С середины 17 по середину 16 века страна управляется гексосами («правителями из чужих земель», 15-я-16-я династии). Они тоже утверждают свою династию (для естественности и тотальности власти).

Образовали гексорское государство, со столицей Аварис. Но им не удалось создать своего мощного государства, так как власть не простиралась дальше Фив. 17-я династия — Фиванская. Борьба этой династии будет вестись за освобождение Египта от гексосов. Начинается освободительный процесс. Это приводит к образованию 18-ой, с неё начинается период Нового царства. Первый фараон Яхмос продолжил борьбу и изгнал гексосов (середина 16 века). При первых двух фараонах 18 династии страна начинает восстанавливаться, но тенденция к освобождению переходит к захватническим воинам. Этот период продолжается до середины 11 века, сменилось 3 династии. Тутмос I правил всего 15 лет. Его внук Тутмос III заходит за 4-й порог. Расстояния с севера до юга составляет … Этот период именуют Имперским. Эфиопия, Сирия, Палестина платили дань, или посылали подарки, которые воспринимались как дань. Это привело к тому что Египет стал монополистом во внешнем мире, в политике. Все богатства со всех стран полелись в Египет со столицей в Фивах.
Это отразится на культуре. Огромные богатства позволили начать реставрацию памятников и строить новые храмы. Фараоны 18-й династии решили придать объединению религиозный характер. Божество Омон делают общенациональным богом. Делают его Омоном-Ра (объединяя его с богом солнца Ра). Начинается строительство Фиванского храма. растёт ощущение мощи, что выливается в монументальность в архитектуре. Пирамида уходит в небытие (последние пирамиды построили 17-е династии). Храм превращается в самостоятельное архитектурное сооружение и символ мощи Египетского государства. Скульптура теряет масштабы из-за отсутствия великих личностей. Египет в это время первая мировая империя. Масштабность, грандиозность, но есть и стремление к пышности и филигранности. Омон-Ра — царь всех богов, которому платят все народы. Начинает набирать власть жречество. Храмы начинают богатеть, что приведёт к конфликту фараонов и жречества. У жречества были свои рабы, мастерские. Выделяется масштабностью 3 памятника: Карнакский храм, Люхсорский храм, и храм царицы Хатшепсут.
Они впитали имперский дух.

Карнакский храм выделяется.

Сайты для подготовки к зачёту: российский общеобразовательный портал — http://artclassic.edu.ru история искусства — http://artyx.ru словарь терминов — http://artdic.ru (краткие словарные статьи по понятиям, художникам, в том числе редким архитекторам) http://artproekt.ru сайт ассоциации по изучению древнего Египта — http://maat.org.ru Древний Египет — http://egiptolog.ru-iskusstvo Большая Советская Энциклопедия Википедия — http://wikipedia.ru

Последнего вопроса на зачёте не будет.

Самый грандиозный храм, который был выстроен, самый уникальный, была реализована идея монументальности, которой заболела 18-я династия. Строился и изменялся на протяжении почти 2 тысячелетий. Неслучайно его называют каменной летописью Древнего Египта. Фараоны не только изображали себя в разных ракурсах, но и были тексты, описывающие деяния фараонов. Строительство началось с Яхмоса I. После первых походов одарил храм драгоценностями, подарил золотую ладью. Столицей являлись Фивы. Религия — Амон-Ра. Храмы и жречество поднималось, владели практически целыми городами. Самое крупное строительство началось при Тутмосе I (с которого начинается империя), главным архитектором был назначен (работал при 5 фараонах) Инени (из аристократического рода). В основе храма лежит святилище, построенное во времена Среднего Царства. Типовой облик храма Нового Царства сложится при Тутмосе I. Инени построил стену, которая отделяла 2 мира, выстроил колонный зал (впервые названные гипостильным, «зал поддерживаемый колоннами»), явился автором парадного входа, получившего название «пилом» — храмовый фасад, который станет традиционным, положил 2 огромных обелиска (23 метра высотой). Неизвестно был ли Инени первым автором элементов, или он позаимствовал что-либо. Именно после Инени этот тип храма будет основным при Новом Царстве и последующих. Сегодня храм находится в руинах, но и сегодня они оказывают огромное впечатление.

Храм представлял вытянутый в плане прямоугольник, разделённый на 3 основных архитектурных сооружения (вечная триада, его истоки уходят в древность). Первое здание — открытый двор высокий, средняя часть ниже, последняя часть — еще ниже. Открытый двор открытый, второй — полузакрытый, гипостильный зал закрытый (от света к тьме). Начало начинается от Нила (на восточном берегу, берег жизни), дорога от Нила (границы максимального подъёма) — «Аллея Сфинксов», сфинксы бараноголовые, её называют тропой богов. Священную ладью проносили по этой дороге. Баран — символ нового бога Амона, символ плодородия, воплощения. Тела льва от древнего царства, бога Ра. Считалось что бараноголовые сфинксы — вместилища Амона-Ра, они стерегут покои стройными рядами. Человек пропускался через строй (десятки метров от воды до ворот). Подходим к пилонам — архитектурно оформленному входу (врата в иной мир, в переносном смысле). Представляли собой … Масштабное архитектурное сооружение высотой 44 метра, длиной 113 метров и толщиной стены 15 метров. Не была цельная, была полая, с комнатами различного назначения, целое архитектурное сооружение. Каждый фараон считал важным построить свой пилон. Перед пилонами стояли скульптуры либо фараона, либо скульптурные изображения богов (чаще фараоны). … Перед аллеей богов были обелиски, 2 обелиска по 23 метра. Обелиск — «небольшой вертел, копьецо». Обелиск сложился во времена Среднего Царства, символизировал бога солнца, но во времена Нового Царства приобрел символичность царского титула, сужался к верху, наверху находился пирамидон (небольшая пирамидка). Первые лучи солнца попадали на пирамидон, что воспринималось как присутствие бога солнца Ра. Солнечная энергия распространяется от пирамидонов и выполняет энергетически защитную роль. Сегодня энергию пирамид применяют в медицине. Процессия в праздники подходила к пилонам. Пилоны имели специальный узкий проход, который приводил к созданию естественного порядка, через ворота, высотой 18 метров, люди проходили в солнечный Открытый двор. В нём располагалось по 18 колонн по 12 метров с каждой стороны, номов. Каждый египтянин шел к своему божеству. Внутренний дворик 97,5 метров на 79 метров, почти с 1 гектар. В центре находилась еще одна колоннада (10 колонн по 5 в ряду) указывала направление движения. Люди попадали к следующему пилону (идея поднятия, ступеньки). Второй пилон — 27 ступенек. Необходимо было платить пеня. Человек попадал в гипостильный зал, основателем которого считается Инени. Всего было построено 10 пилонов. Две трапецевидной формы, монолитный символ объединённой страны. Второй символ — единение земного и небесного миров. «В этом мире всё едино. Нет того и этого мира. Лишь для нас тот мир закрыт.» Механизм забывания предусмотрен для прохождения «нового» пути, обеспечивает нам максимальное развитие при наших максимальных напряжениях. Колонны в гипостильном зале были декорированы, рельефы, иероглифы. Всё повествовало о каких-либо событиях. Всего 134 колонны по 61 колонне с каждой стороны. В центре 12 колонн по 6 колонн. Масштабы гипостильного храма — 52 на 103 метра (0,5 гектара). Высота колонн 14,7 метров без абаки. В окружности 8 с лишним метров. В центре колонны более высокие — 20,4 метра высотой. У неё есть капитель в виде распустившегося цветка. Расположены беспросветно (идея тростника), куда бы не посмотрели — везде колонны. Абаку не видно, и ощущение что потолок парит. «Небо» светится, а внизу полумрак. После этого зала третий пилон, окончательно отделявший от этого мира. В него попадают за пиню, попадает лишь элита. Святилище находится там, глубоко в скальной породе, куда попадают родственники фараона. Весь этот комплекс напичкан скульптурами. В одном из помещений было найдено около 800 каменных, и свыше 17 тыс. Во всех около 86 тыс. изображений от монументальных до миниатюрных. 2,5 гектара рельефа (если его выложить со стен и т.д.). Сооружение было чрезвычайно сложным.

Искусство Амарнской эпохи (первая половина 14 в.)

Этот период приходится на время правления 10 фараона 18 династии — Аменхатеп 4 (точной даты его правления не существует, от 70-х готов 14 века, до 50-х — начало правления, правил всего 17 лет, взошел на престол в 16 лет, умер в 33 года). Египет именно при 18 династии стал супердержавой. Начинает возрастать влияние жречества (в том числе и политическое). С 5 фараона этой династии начинают возрастать противоречия (либо фараоновская власть будет подчинена жречеству, фараоны пытались лишить жречество такой власти, либо подорвать жречество, заявив что они молятся не тем Богам, или лишить их финансовой подпитки: забрать владения, запретить собирать дань). Аменхатеп 4 вводит новое божество — Атон, как отец для всех, буквально «Бог всех», чем привлёк даже иноземцев. Впервые вводится единобожие. Атон с греч. — «солнечный диск». Солничный диск будет восприниматься как зримое воплощение Атона, одна из ипостасей Бога Ра. Жена Аменхатепа 4 Нефертити тоже играла активную роль как и его мать. Аменхатеп меняет имя на Эхнотон. Нифертити тоже получает новое имя Нефернефруатон. Египтяне слову и имени предавали особое значение. Примерно к 4-му году правления, старые храмы закрываются, чтобы ничего не приходило в конфликт с новым культом. На 6-м году он решается основать новый город. Севернее Фив (278 км) основывает новый город — Ахетотон — в переводе «горизонт Атона», «заря Атона». Бы построен за рекордные сроки: по разным данным от 5 до 10 лет (не более 10 лет!). Фараон объявляет сыном и «единственным кто познал истину и живёт в истине».

Появляется повышенный интерес к земной жизни. Стремление во всём к истине. Во всё Эхотон противопоставляет себя жречеству.

Антитеза проявляется во всём, формируется новая иконография фараона: впервые фараон изображается не идеализированно, а как живой человек в непринуждённых позах, лицо реального человека. Начинает формироваться портрет как жанр. Этот фараон живой человек со всеми особенностями лица и тела, со всеми недостатками. Впервые фараон изображается среди семьи. Жена и дети присутствуют наравных с фараоном. Появляется новый метод в скульптуре, начинают снимать маски гипсовые не только с мёртвых но и с живых людей. Формируется новый литературный язык, все начинают изъясняться на простом языке (светском разговорном). Начинает осознаваться ценность пейзажей, красоты природы, начинает развиваться пейзажная живопись. Впервые появляются полуобнаженных женских фигур (царских особ), либо одетых в полупрозрачные ткани, что породило волну недовольства у жречества.

Совершенно новый город, на пустыре, был построен по единому плану (с сеточной системой). В центре располагался храм Атону. Статуй богов нет, есть только статуи фараона. Меняется тип храмов: принцип троичности сохранится, но все помещения открыты (открытый двор), всё открыто для солнца.

Добро пожаловать — Гипостиль — Университет Мемфиса

 

В древности Карнак был крупнейшим религиозным святилищем в имперской столице Египта. в Фивах (современный Луксор) и был домом для бога Амона-Ра, царя египетского пантеона. Более 2000 лет сменявшие друг друга фараоны перестраивали и расширяли храмы Карнака, что делает его крупнейшим комплексом религиозных памятников древнего мира.

 

Вид на главную ось Гипостильного зала с его двенадцатью большими колоннами (слева), и меньшие столбцы (справа).

 

В сердце Карнака фараон Девятнадцатой династии Сети I (годы правления ок. 129 г.)1-1279 до н.э.) воздвиг свой Большой Гипостильный зал, колоссальный лес из 134 гигантских колонн из песчаника. поддерживающие высокую крышу фонаря и окруженные массивными стенами, которые через 3300 лет остаются практически нетронутыми и сегодня. Большой зал огромен. Он занимает гектар земли, и его огромные колонны взмывают на высоту 20 метров. Не только масштаб и полнота этого памятника остаются редкостью среди древнеегипетских храмов, но это также самое большое и искусно украшенное из всех подобных зданий в Египте. Посетители часто обратите внимание на ошеломляющее множество надписей, покрывающих каждую поверхность: стены, колонны, и даже крыша! Лоскутное одеяло художественных стилей и разных королевских имен увиденные в этих надписях и рельефных скульптурах отражают различные этапы, на которых они были вырезаны на протяжении веков. Сменявшие друг друга фараоны, римские императоры, первосвященники а простые египтяне добавили к его богатству надписей и рельефных украшений, выполненных архитектурные переделки и реставрации и даже оставили на его стенах благочестивые граффити.

Сеты I предлагаю два цветочных букета. Рельеф с северной внутренней стены Гипостиля. Зал.

Мастера Сети I украшали стены и колонны в северной половине здания с изысканными барельефами высочайшего качества перед смертью короля. Преемник Сети, знаменитый фараон Рамсес II (годы правления ок. 1279 г.-1213 г. до н.э.), приказал своим мастерам вырезать стены и колонны в его южном крыле в основном в затонувшем рельефе на разных этапах его долгого правления.

Рамсес II предлагает благовония.

Более поздние правители, такие как фараон Рамсес IV (годы правления ок. 1151–1145 гг. до н. э.) и первосвященник Амона Херихора (годы правления ок. 1080–1072 гг. до н. э.), стремящегося ассоциировать себя с Зал и его прославленные строители украсили помещения, ранее оставлены пустыми или даже наложены на более ранние надписи на столбцах. После этого Большой Гипостильный зал использовался в течение семнадцати столетий, вплоть до конца язычества в Египте в четвертом веке нашей эры.

 

Рамсес IV предлагает салат Амону-Ра.

Великий Гипостиль, составляющий монументальную энциклопедию египетской цивилизации Рельефы и надписи Холла свидетельствуют о богатстве и жизненной силе египетской цивилизации. на пике своего имперского могущества в течение последних двух столетий египетского Новое царство (ок. 1300–1100 гг. до н. э.). Они документируют египетские религиозные верования, культуру, политической истории и международных отношений.

Рельеф, изображающий атаку Сети I на сирийский город Кадеш. Рельеф с северной стороны Стена Гипостильного зала.

 

Египетская и Хеттская империи во времена правления Сети I и Рамсеса II

Когда Сети I и Рамсес II строили и надписывали Большой Гипостильный зал, Египет и Хеттская империя — две военные сверхдержавы 13 века до н. э. — были вовлечены в ожесточенную семидесятилетнюю войну за контроль над древним Сирия. Оба короля оставили панорамные военные сцены на внешних стенах Гипостиля. Зал, посвященный последним этапам этого конфликта. Боевые действия закончились в 21 -й год правления Рамсеса II (ок. 1258 г. до н. э.), когда он заключил самый ранний из известных международных мирный договор в истории человечества с Хеттской империей. Рамсес отметил это событие иероглифическая копия его договора, высеченная на камне на стене сразу за южным ворота Гипостильного зала.

 

Карнак долгое время был одним из главных мест для миллионов туристов, посещающих южный Египет. Тысячи проходят через Большой Гипостильный зал и остальную часть Карнака. ежедневно, делая бесчисленные фотографии его чудес. Но даже спустя два века археологических раскопок и научных исследований египтян, французов и американцев. По мнению египтологов, большая часть Карнакского комплекса сегодня остается научно не задокументированной. Как выразился один из наших египетских коллег, Карнак — это археологический океан, и мы едва опустились ниже его поверхности.

Стела Хеттского мирного договора Рамсеса II.

Это бездонное море древностей наиболее глубоко в Большом Гипостильном зале, величественное сооружение, которое поражает зрителя огромным количеством настенной резьбы и иероглифическими надписями, масштабы и сложность которых в значительной степени бросали вызов научные усилия по его регистрации и изучению. Хотя этот бесценный клад незаменимых Надписи могут многое рассказать нам о Древнем Египте, египтологи только когда-либо научно записали часть из них, их истинное значение не хорошо поняты и не оценены в полной мере.

Вызывает тревогу тот факт, что сочетание экологических и антропогенных факторов вызвало это обширное хранилище надписей пришло в упадок и даже грозит разрушить здание вообще. Надписи и рельефная резьба давно пострадали от проникновения грунтовых вод, так как содержащиеся в камне минеральные соли вытягивают влагу вверх по капиллярам. действие, а это, в свою очередь, заставляет соли кристаллизоваться на поверхности или под ней, разрушая рельеф.

 

Команда проекта Карнакского гипостильного зала во время полевого сезона 2011 г.

Проект Большого гипостильного зала в Карнаке является совместным проектом Университета Мемфиса, в Мемфисе, Теннесси (США) и Университете Квебека в Монреале (Канада). Мы работаем в сотрудничестве с Высшим советом по древностям Египта и Французско-египетским центром изучения храмов в Карнаке (Франция).

У нашего проекта три тесно связанные цели: