Храм Рождества в Вифлееме. Вертеп Неприступному – Святые Online
Шурпо Виктория
2 января у православных начинается последняя подготовительная неделя к Рождеству Христову – Предпразднство, которое 7 января увенчается светлым Рождественским праздником. А 2 января Русская духовная миссия по традиции служит Литургию в храме Рождества Христова в Вифлееме, в пещере, где родился Иисус Христос, и где произошла встреча Бога и человека.
Расположен Вифлеем на западном берегу реки Иордан, в 10 километрах к югу от Иерусалима, в окружении гор и плодовых деревьев – маслин, смокв и виноградников…
В переводе на русский «Вифлеем» означает «Дом хлеба», название невольно отсылает нас к хлебу и крови Христовым и главному Таинству христиан – Евхаристии.
Вертеп у храма Рождества Христова в Вифлееме
Бази́лика Рождества́ Христо́ва в Вифлееме – одна из старейших церквей в мире, возведенная над местом рождения Христа Спасителя.
Во время нашествия персов в VII веке были уничтожены все христианские святыни Палестины. Но Вифлеемский храм завоеватели пощадили. Святая Елена распорядилась украсить базилику с западной стороны мозаикой, изображающей Богоматерь с Младенцем на груди и поклонение волхвов. Завоеватели были поражены видом своих соотечественников, персидских волхвов-астрологов. Из-за благоговения перед предками они церковь не тронули.
Увидев мозаику с изображением персидских волхвов, персы не принесли храму никакого вреда
Одна из главных достопримечательностей базилики – величественный центральный неф, украшенный сорока четырьмя колоннами. Колонны высечены из местного розового песчаника, но камень так хорошо отполирован, что многие считают их мраморными.
В этом году были отреставрированы древние мозаики храма.
В нижнем ряду изображается родословие Христа: на южной стене согласно Евангелию от Матфея и на северной – согласно Луке. В верхнем ярусе вдоль южной стены располагаются композиции Семи Вселенских соборов. Полностью сохранилось лишь изображение Второго Вселенского Собора, на нем в окончательном виде принят «Символ веры» – тот самый, который мы читаем за каждой литургией.Из колонны вылетел рой пчел и прогнал нечестивца, который въехал в храм на коне
Многие паломники подходят к пятой колонне в правом ряду, прославленной «чудом о пчелах». Предание повествует, что во время мамлюкских беев один из воинов въехал в храм на своем скакуне. И тогда из колонны вылетел невесть откуда взявшийся рой пчел и преследовал наглеца, пока не выгнал его из храма.
В колонне осталось пять крестообразно расположенных отверстий, в которые паломники, изображая крестное знамение, влагают свои персты.
После этого случая был особым образом обустроен центральный вход в базилику. Высота этих врат смирения – всего метр двадцать, каждый приходящий паломник, турист вольно или невольно склоняет главу перед местом Рождества Христова.
Врата смирения высотой 1 метр 20 см заставляют склонить голову каждого
Большинство колонн базилики в верхней своей части сохраняют древние росписи. Галерея святых, представленных в храме, является одной из наиболее полных в истории византийской живописи того времени. Всего сохранилось 30 изображений, при этом наибольшее внимание уделено восточному православному монашеству. Мы видим здесь святых Феодосия Великого и Савву Освященного, Онуфрия, Макария, Антония, Евфимия Великих – за каждым именем яркая страница в истории христианской аскетики.
Относительно недавнее чудо, связанное с вифлеемскими колоннами: паломники заметили, что образ Спаса Нерукотворного на южной стороне предалтарного столпа источает слезы. Господь вновь плачет о нас…
Спаситель вновь плачет о мире Пещера Рождества Христова
Под амвоном базилики находится величайшая христианская святыня – пещера Рождества Христова. Место рождения Спасителя находится в восточной части пещеры и отмечено 14-конечной серебряной звездой. Спуск в пещеру «благословляет» Вифлеемская – улыбающаяся – чудотворная икона Божией Матери.
Базилика находится в совместном использовании Иерусалимской православной церковью, Армянской апостольской церковью и Римско-католической церковью.
Единственная в мире икона Божией Матери, где Она улыбается – Вифлеемская
Не удивительно, что праздники в Вифлееме продолжаются долго, при этом никто никому не мешает. 25 декабря Рождество Христово празднует Римско-католическая церковь. Иерусалимская церковь отмечает праздник 7 января, еще две недели продолжаются святки. Затем эстафету праздника подхватывают армяне, которые вспоминают Рождение Спасителя на наше Крещение, с вечера 18 января.
Ну а самой первой в храме Рождества Христова служит праздничную литургию Русская духовная миссия. Происходит это 2 января, в Предпразднство Рождества Христова…
В этот день уже звучат Рождественские песнопения, колядки и поздравления с праздником…
youtube.com/embed/gMM_zfC0gis?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»» title=»Храм Рождества Христова в Вифлееме. Вертеп Неприступному»>Тропарь предпразднства Рождества Христова
глас 4
Готовися, Вифлееме,/ отверзися всем, Едеме,/ красуйся, Евфрафо,/ яко древо живота в вертепе процвете от Девы:/ рай бо Оноя чрево явися мысленный,/ в немже Божественный сад,/ от негоже ядше, живи будем,/ не якоже Адам умрем./ Христос раждается прежде падший возставити образ.
Кондак предпразднства Рождества Христова
глас 3
Дева днесь превечное Слово/ в вертепе грядет родити неизреченно:/ ликуй, вселенная, услышавши,/ прослави со Ангелы и пастырьми/ хотящего явитися// Отроча Младо, Превечнаго Бога.
Храм Рождества в Вифлееме. Святое место на неспокойной земле
07 января 2010 12:46
На Святой земле прошла праздничная служба.
На Святой земле прошла праздничная служба. Сюда в эти дни приехали тысячи паломников – из России, Сербии, Греции. В Вифлееме – городе, где по библейскому преданию родился Иисус Христос, богослужение провели уже в 1700-й раз. Вифлеемский храм Рождества – один из древнейших в мире.
Этим стенам, этим колоннам и вековым грубо отесанным валунам, которыми выложен пол Храма Рождества, уже почти 1700 лет. Это значит, что с того дня, когда привезенные из Греции зодчие заложили его по указу императрицы Елены, здесь празднуют Рождество уже 1700-й раз.
И в Крещенский сочельник, и в Великую Рождественскую ночь, и весь следующий праздничный день в Храме Рождества проходит торжественная служба. Патриарх Феофил Иерусалимский восседает на троне как раз над тем местом, где в пещере в яслях две тысячи лет назад родился младенец Христос.
Одно из библейских чудес, коими полон Вифлеем – Град Давидов. Нет в мировой истории храмов, где молитва не прерывалась бы столько лет.
«Он стоит незыблемо две тысячи, как ни один храм не стоит, – говорит инок Иерусалимского монастыря святой Пелагеи, отец Поликарп. – Это же уму не постижимо! Единственный храм! Нет такого другого, чтобы столько лет простоял».
Осторожно и постепенно паломники из Сербии, Греции, Болгарии, Кипра и, прежде всего, России, возвращаются в древнейший православной святыни, казавшейся пустой и брошенной в минувшее Рождество, когда Газе велась ожесточенная и кровопролитная военная операция «Литой свинец».
Для русского человека прикоснуться к Рождественской звезде – это благодать, может быть, раз на всю жизнь, – отмечает председатель Иерусалимского отделения Императорского православного палестинского общества Павел Платонов. – Это благодать – сопереживать это событие – Рождество Христово».
Вновь на площади людно. Уличные торговцы продают ближневосточный «побратим» российских бубликов. Вновь открыты рестораны и многочисленные лавочки, торгующие рождественской атрибутикой – звездами, вертепами, фигурками Девы и волхвов.
«Я желаю, чтобы на Святой земле и во всем мире было мирное сожительство людей, с любовью, и чтобы все жили в братстве и в мире», – говорит митрополит Греческого иерусалимского патриархата, владыка Тимофей.
Абсолютного мира на Святой земле не бывает. Процессию патриарха Феофила освистали местные арабы-христиане за то, что православный первосвященник не препятствует и не осуждает израильскую застройку палестинских земель в предместьях Вифлеема.
Спецназ в белых яйцеподобных шлемах, бронированные джипы муниципальной полиции, автоматчики в касках и бронежилетах у низкого и узкого входа в храм – обязательная примета церковных праздников на Западном берегу Иордана, где противостояние – это будни, а мир – скорее, из категории чудес. Но чудо способно родиться в, казалось бы, самом неподходящем для этого месте. И очевидное свидетельство тому – светлый праздник Рождества Христова.
в мире новости
Ранее по теме
Патриарх Кирилл: в Царство Небесное пропускают по «тесту добра»
Патриарху Кириллу подарили телескоп
Обама поздравил православных христиан с Рождеством
Православные христиане отметили Рождество Христово
В России продолжаются Рождественские святки
Рождественские службы в Москве посетили около миллиона верующих
Несмотря на секретность, интерес к загадочной находке Первого Храма за пределами Вифлеема растет.
Таинственная археологическая находка эпохи Первого Храма под палестинским садом недалеко от Вифлеема привлекает все больше внимания, несмотря на попытки сохранить ее в тайне.
В феврале гид, ведущий группу через подземный туннель в сельской местности Западного берега недалеко от Иерусалима, с удивлением наткнулся на остатки уникальной резной колонны.
Столб соответствует монументальному сооружению 9 в.8-й или 8-й века до нашей эры — время Первого Храма в Иерусалиме. Это свидетельствовало о наличии важной и ранее неизвестной структуры того периода.
Погребенная под землей и щебнем колонна теперь находилась на два ярда ниже поверхности.
Гид, Биньямин Троппер, уведомил представителей отдела древностей. Он был удивлен, когда они призвали его оставить тему и сайт в покое, сказал Троппер, который работает в образовательной полевой школе в кибуце Кфар-Эцион.
Получить The Times of Israel’s Daily Edition по электронной почте и никогда не пропустите наши главные новости
Адрес электронной почты для новостной рассылкиРегистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
«Мне сказали — мы знаем об этом, молчим», — сказал он.
Останки находятся на политически заряженном Западном берегу, на окраине арабской деревни и на земле, находящейся в частной собственности палестинца — все причины, по которым израильское правительство может счесть попытку раскопок там серьезной политической головной болью, которой следует избегать.
Когда стало ясно, что представители отдела древностей не намерены раскапывать то, что он считал потенциально огромной находкой, Троппер обратился к еврейской прессе, где за последние недели на внутренних страницах появилось несколько сообщений.
Троппер держит местонахождение в секрете, чтобы не привлекать внимание воров древностей.
В начале этого месяца несколько видных израильских археологов были приглашены для осмотра этого места. Среди них был Йосеф Гарфинкель, профессор археологии из Еврейского университета.
Нет сомнений, что это остатки монументального сооружения времен Первого Храма, сказал Гарфинкель.
Вершина колонны, известная как капитель, относится к типу, известному как протоэолический, сказал он. Этот стиль датируется примерно 2800 лет назад.
Еще один вид недавно обнаруженного столба (любезно предоставлено Биньямином Троппером/Полевой школой Кфар-Эцион)
Столб отмечает вход в вырубленный водный туннель, уходящий под землю на 250 ярдов, сказал он, сложное сооружение, которое почти наверняка было выполнено центральным правительством. В то время этим районом правили иудейские цари из соседнего Иерусалима.
По своему масштабу и мастерству, сказал Гарфинкель, туннель напоминает другой грандиозный водный проект времен Первого Храма — туннель Силоам в Иерусалиме, ныне находящийся под современным арабским районом Сильван. Считается, что этот проект был предпринят библейским царем Езекией, чтобы направить воду в город перед ассирийской осадой в 8 веке до нашей эры, согласно сообщению в библейской Книге Царств.
Реклама
Существование большого водного туннеля на новом месте предполагает наличие поблизости большой фермы или дворца, сказал Гарфинкель.
«Строительство первоклассное», — сказал он. «Там определенно есть что-то важное из библейских времен, 9 или 8 веков до нашей эры».
Археология Святой Земли уже давно увязла в современной политике. Сионистское движение всегда рассматривало раскопки остатков древнего прошлого как способ доказать глубину еврейских корней на земле. Палестинцы, со своей стороны, все чаще отрицают существование какой-либо древней еврейской истории и склонны осуждать любую археологию, проводимую Израилем, как попытку закрепить политический контроль.
Таким образом, палестинцы вряд ли будут сочувствовать открытию нового важного для Израиля места на земле, которую они претендуют на будущее государство.
Троппер, проводник, выразил надежду, что интерес со стороны профессиональных археологов подтолкнет правительство к проведению раскопок. Он предположил, что это место может быть источником дохода для палестинских владельцев и близлежащей деревни.
Израильское управление древностей осторожно реагировало на сообщения о новой находке, но не исключало проведения раскопок.
«Это действительно важная находка, предварительная информация о которой относится ко времени царей Иудеи», — говорится в заявлении властей в воскресенье.
«В то же время следует знать, что тема деликатная и требует деликатного и ответственного обращения. Управление древностей, наряду со всеми другими соответствующими органами, занимается этим в течение некоторого времени, пытаясь провести полные раскопки останков, и будет продолжать свои попытки сделать это».
________
Найдите Матти Фридмана в Twitter и Facebook.
Базилика Рождества Иисуса Христа
Базилика, заложенная императрицей Еленой на месте Рождества Иисуса Христа в Вифлееме в 330 г. н.э., является старейшей постоянной христианской церковью в мире. Если все остальные храмы, в том числе и храм Гроба Господня, неоднократно разрушались, то в этом храме почти никогда не прекращались богослужения, хотя он сильно пострадал в VI веке.
В 532 г. Юстиниан восстановил храм, основательно перестроив и расширив его. И с тех пор никаких существенных изменений в Храм не вносилось, разве что крестоносцы замуровали все три двери храма, оставив лишь небольшой невысокий вход. Согласно легенде, они сделали это после того, как один из арабских всадников ворвался в Храм. Позже эту дверь стали называть Входом Покорности, так как в нее нельзя было войти, не поклонившись Иисусу Христу.
Поскольку христиане ведут отсчет от Рождества Христова, то можно себе представить значение того, что произошло на месте сегодняшнего Храма для всего человечества.
Дверь Смирения в Базилику Рождества Христова в Вифлееме
Иконостас храма Рождества Христова.
Перед посещением Храма необходимо полистать Библию. Наиболее подробное описание Рождества Христова содержится в Евангелиях от св. Луки и св. Матфея: Иосиф и Мария отправились из Назарета, где жили, в Вифлеем, как велел кесарю Августу произвести подати. За ними последовала Звезда, которую отметили три Царя Востока, пришедшие затем поклониться новому «Царю Иудейскому» (их мощи сейчас хранятся в Кёльне). Мария «родила Сына своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, так как не было им места в постоялом дворе (Евангелие от Луки, II, 3-7).
На месте вертепа установлен алтарь церкви с серебряной звездой, указывающей точное место рождения Иисуса Христа. А Звезда, будучи одной из святынь Палестины, часто становилась причиной различных конфликтов и даже войн.
Серебряная Звезда с 14 лучами была положена в алтарь католиками в 1717 году. Число лучей означает колена Израиля: «от Авраама до Давида было четырнадцать колен; и от Давида до вавилонского плена было четырнадцать колен; а от вавилонского плена до Христа было четырнадцать колен». (Евангелие от Матфея, 1:17).
В 1847 году исчезновение Звезды привело к серьезному религиозному конфликту между католиками и православными христианами. И инцидент был одной из основных причин Крымской войны 1853-1856 годов между Россией с одной стороны и Турцией, Англией и Францией с другой стороны.
Колоннада церкви Рождества Христова.
Мозаики на полу храма сохранились со времен святой Елены (4 век до н.э.).
Сама церковь представляет собой великолепное здание с огромными коринфскими колоннами. На полу сохранились фрески, относящиеся ко времени его основания в 330 г. н.э. Рядом с алтарем находилась Пещера Младенцев, место захоронения многих младенцев, убитых по приказу царя Ирода, когда восточные мудрецы отказались указывать место рождения «нового царя Иудейского». В непосредственной близости от базилики находится также Молочный грот, где Мария кормила Иисуса, и капля ее молока, упав на камень, превратила его в мел.
Если вы едете на машине, то поездка из центра Иерусалима в Вифлеем займет около получаса. Однако сегодня Вифлеем находится на территории Палестинской Автономии и посетить его самостоятельно не так-то просто. Он отделен от Израиля высокой стеной. Проехать туда можно только через пункт пропуска, который закрывается в периоды напряженности между Израилем и Палестиной (что случается нередко).