Белокаменные храмы христианской Руси
Белый цвет… Издревле на Руси он был синонимом светлого и божьего. Земля, принадлежавшая церкви, звалась белым местом, а крепостные монастырские крестьяне были освобождены от повинностей и податей. Белый цвет был и остается символом православия, красоты, нравственной чистоты и бесконечных просторов России, чьи белые храмы были и есть центром Вселенной.
История рождения белокаменных храмов
Изначально все постройки на Руси представляли собой рубленые из дерева прямоугольные клети, вне зависимости от того, что должно было в них располагаться. И только вместе с христианством пришли в неё из Византии купола, которые и легли в основу внутреннего пространства храмов, а вместе с грандиозным строительством во Владимиро-Суздальской земле, начатым Юрием Долгоруким, началась история белокаменного церковного зодчества.
Как правило, все белокаменные храмы были однотипны, имели простую кубическую форму, цилиндрический барабан и одну шлемовидную главу. Примером могут служить Спасо-Преображенский собор Переславля-Залесского, церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский и Успенский соборы во Владимире, Рождественский собор в Суздале, Георгиевский собор в Юрьев-Польском, храм Бориса и Глеба в Кидекше.
Именно белый камень — известняк — помогал создавать одухотворенные строения, воспитывающие духовную культуру и укрепляющие православную веру. И именно из него были выложены стены и башни древнего Кремля, благодаря которым Москва стала зваться белокаменной.
Строительство храмов из известняка
Природный известняк — распространенный материал с уникальной кристаллической структурой, полностью состоящий из кальцита и имеющий до 30% внутренних пор. Его особенности строения, способность «дышать» и покрываться в процессе эксплуатации пленкой выветривания обуславливают такие важные характеристики, как морозостойкость, долговечность, химическая устойчивость и высокая прочность.
Полюбившийся архитекторам белый камень добывался в Мячковских карьерах, отличался чистым цветом и ровной поверхностью, не имеющей раковин. Встречавшиеся в породе розоватые, палевые и желтые блоки и куски тоже использовались в строительстве, за счет чего кладка и облицовка обладали особой декоративностью.
Возведение сооружения занимало до пяти лет. Однако больше всего времени — около 44 лет — потребовалось для строительства храма Христа Спасителя в Москве, разрушенного впоследствии советской властью.
Фундамент выкладывался из валунов и заливался известковым раствором. Пилоны и стены облицовывались плитами, а основной объем заполнялся мелкими сколами, зафиксированными все тем же раствором. Для облегчения здания некоторые элементы его конструкции, например арочные своды, выполнялись из более пористого туфа, имеющего сравнительно небольшой объемный вес.
Небольшие куски белого камня использовались при создании фигурных элементов, которые были не единственным декором. Хорошо поддающийся обработке известняк позволял вырезать на поверхностях готовых фасадов композиции на различную тематику, включая, естественно, и религиозную, и превращать стены в настоящую Библию в камне.
Выдержавший испытание временем известняк добывается и применяется и по сегодняшний день. Это связано не только с его великолепными эстетическими, техническими и эксплуатационными свойствами, но и с повсеместно идущей реставрацией культовых зданий, в чем принимает посильное участие и Строительно-реставрационная компания «Искон».
Почему главные храмы Руси — Успенские?
Приблизительное время чтения: 3 мин.
—100%
+Код для вставкиКод скопирован
28 августа Православная Церковь празднует один из главных праздников — Успение Пресвятой Богородицы. Замечено, что на Руси именно в честь Успения освящено больше всего соборов и храмов. Почему именно это событие в жизни Богоматери так повлияло на русское храмостроительство нам рассказала кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры Культурологии ПСТГУ Наталья Эдуардовна Юферева.
Фото www .wikipedia. org/wiki— На мой взгляд, объяснение этого феномена может лежать в двух плоскостях: в культурной традиции и в религиозном сознании.
Что касается культурной традиции, то она закладывается с самого начала христианского храмостроительства на Руси. Первый каменный храм (так называемая Десятинная церковь) был посвящен Богородице, правда, нет сведений, какому именно Богородичному празднику, но само посвящение уже показательно: оно говорит об особом отношении русского народа к заступничеству Божьей Матери. Главный храм Киевской Руси именуется Софийским собором (по аналогии с главным Византийским храмом — Софией Константинопольской). Во втором по величине городе Киевской Руси, Новгороде, в XI веке тоже строится Софийский собор. И тут я люблю задавать студентам каверзный вопрос: а когда в этих Софийских соборах отмечаются престольные праздники? Каких только ответов я не слышала! За несколько лет единственная студентка случайно ответила правильно: «Может быть, в какие-то Богородичные праздники? Успение или Рождество Богородицы…»
Прим. ред — В православии Софийские храмы всегда посвящались Господу Иисусу Христу — Премудрости (Софии) Бога-Отца. В России после XVII века с Софией стала отождествляться Пресвятая Богородица. Таким образом, в русском православии сложилась традиция, когда храмы были посвящены Господу, но главные (престольные) торжества в них отмечались в Богородичные праздники.
Софийский собор, Новгород wikipedia. org/wikiДействительно, престольные праздники в русских Софийских соборах приходятся на Богородичные — на Рождество Богородицы в Киеве и на Ее Успение в Новгороде. И это очень важно для понимания традиции храмовых посвящений на Руси. Ведь когда князь Андрей Боголюбский задумал перенести столицу из Киева во Владимир-на-Клязьме, что он сделал? Прежде всего, построил каменный Успенский собор как будущий кафедральный собор Руси. Его мечте о стольном граде Владимире не суждено было сбыться, однако, когда русской столицей стал один из городов Владимиро-Суздальского княжества (Москва), то был возведен именно Успенский собор как главный храм Московской Руси. Преемственность посвящения между домонгольским «почти кафедральным» собором и кафедральным собором объединенного русского государства налицо.
В новом государстве уже не стало разделения на княжества, а вместе с тем (в культурном аспекте) — и на художественные школы (иконописные, архитектурные). Все и вся подчинялись теперь Москве, она задавала политический, культурный, идеологический тон. И вот, по всем градам и весям стали строить большие соборы и малые храмы, посвящая их Успению Божьей Матери — по образу и подобию Успенского собора Московского Кремля. Мне кажется, именно в этом стремлении к подобию (характерному для средневекового сознания вообще) кроется культурная суть традиции посвящения русских храмов Успению Божьей Матери.Что же касается религиозного аспекта феномена столь широкого распространения Успенских храмов на Руси, то разгадка, думаю, находится в словах тропаря самого праздника: «…во Успении мира не оставила еси, Богородице». Суть того явления, о котором я хочу сказать, шире сугубо христианских представлений. В человеке заложено сознание, что именно усопший может оказать в нашем земном существовании какую-то особенную помощь — сверхъестественную, какую не смог бы оказать живой. На этом православная молитва к святым и даже иногда к своим умершим родственникам, о которых мы думаем, что они угодили Богу и имеют теперь перед Ним молитвенное дерзновение… Может быть, именно отсюда у русского народа такое особое отношение к празднику Успения Божьей Матери как к моменту некоего преображения Богородицы в Заступницу рода христианского. Ведь только во Успении Своем Пречистая и получает сверхъестественную возможность помогать всем и каждому на этой земле, кто обращается к Ней в молитве.
Успенский собор г Ярославля. Фото ww. flikr. com, Alexxx MalevФото на заставке: www.fliсkr.com, thisisbossi
Купить резные и расписные русские деревянные мечети онлайн в Индии
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми возможностями нашего сайта, включив JavaScript.
Редкая находка
Распродажа заканчивается через 3 часа
Цена: ₹ 1157
Изначальная цена: 3857 рупий (скидка 70%)
Загрузка
Доступен только 1
Местные налоги включены (где применимо)
Возврат и обмен разрешены
Вы можете сделать предложение только при покупке одного предмета.
Лояльные клиенты! В этом магазине были постоянные клиенты в течение последних 6 месяцев.
Внесен в список 09 марта 2023 г.
7 избранных
Сообщить об этом элементе в Etsy
Выберите причину… С моим заказом возникла проблемаОн использует мою интеллектуальную собственность без разрешенияЯ не думаю, что это соответствует политике EtsyВыберите причину…
Первое, что вы должны сделать, это связаться с продавцом напрямую.
Если вы уже сделали это, ваш товар не прибыл или не соответствует описанию, вы можете сообщить об этом Etsy, открыв кейс.
Сообщить о проблеме с заказом
Мы очень серьезно относимся к вопросам интеллектуальной собственности, но многие из этих проблем могут быть решены непосредственно заинтересованными сторонами. Мы рекомендуем связаться с продавцом напрямую, чтобы уважительно поделиться своими проблемами.
Если вы хотите подать заявление о нарушении прав, вам необходимо выполнить процедуру, описанную в нашей Политике в отношении авторских прав и интеллектуальной собственности.
Посмотрите, как мы определяем ручную работу, винтаж и расходные материалы
Посмотреть список запрещенных предметов и материалов
Ознакомьтесь с нашей политикой в отношении контента для взрослых
Товар на продажу…не ручной работы
не винтаж (20+ лет)
не товары для рукоделия
запрещено или с использованием запрещенных материалов
неправильно помечен как содержимое для взрослых
Пожалуйста, выберите причину
Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила. Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила.Особый храм Русских Вооруженных Сил: Молитва между пушками и иконами
Каждый русский должен чувствовать себя умиротворенно в Храме Вооружённых Сил России. «Я чувствую здесь патриотизм», — говорит посетитель. Однако военная операция на Украине придает церкви более мрачный оттенок.
В 2020 году был освящен этот храм в Подмосковье. Он призван стимулировать любовь русских к Родине и воодушевлять солдат.
На первый взгляд, это здание цвета хаки и не скажешь, что это церковь. Зимой там очень темно. Стоит в лесу, недалеко от российской столицы. Но золотые купола доказывают: это русская православная церковь.
Церковь за триумфальной аркой. Photo William ImminkНо эта большая зеленая церковь — не просто церковь. С 2020 года он является главным Храмом православной России, почитающим Вооруженные Силы России. Вокруг здания разбит обширный парк Патриот. Огромная триумфальная арка дает доступ к парку. Свежий горшок с зелено-зеленой краской у подножия одной из колонн показывает, что это было сделано совсем недавно.
Посетители
Такая же темная, как и храм цвета хаки, такая же и погода в этот серый день. Моросящий дождь не мешает посетителям посетить это место. Некоторые даже приезжают издалека, например, Маргарита из Санкт-Петербурга. «Я чувствую здесь патриотизм, — говорит пятидесятилетняя женщина, — и это заставляет меня гордиться своей страной».
Фото Уильям ИмминкЕй есть чем гордиться: и ее дед, и дед ее мужа (Виктора Михайловича) воевали и погибли во Второй мировой войне, или, как она ее называет, Великой Отечественной войне. Виктор и Маргарита отправили портреты своих дедов на Дорогу памяти протяженностью 1418 метров. Это по одному метру за каждый день длившейся войны, войны, в которой погибли многие миллионы россиян.
«Мы считаем необходимым передать память (о войне). Мои сыновья еще не были здесь, но я бы хотела, чтобы они когда-нибудь приезжали сюда», — говорит Маргарита. «Надеюсь, ничего подобного больше не повторится».
Тот факт, что в Украине сейчас идет война, трогает ее сердце. «Как мать двоих сыновей, я думаю только о других матерях, которые потеряли своих сыновей на войне». Она быстро глотает слова о политике. «Я просто надеюсь, что это скоро закончится», — таков ее гуманный вывод.
Патриотизм
Несмотря на дождь, на большой парковке до сих пор стоит сто машин. Обширная парковка доказывает, что в хорошую погоду и по особым случаям сюда приезжает много россиян. Сварливые охранники в камуфляжной форме направляют посетителей к входу, где только что остановился автобус со студентами-подростками. Посещение хаки-зеленого храма стало частью школьной программы в Подмосковье.
Парк Патриот. Фото Уильяма ИмминкаБез проверки безопасности вход воспрещен. Все сумки и люди проходят через детекторные ворота. После осмотра выступают ораторы, которые озвучивают православный мужской хор.
Посетитель в армейской форме представляется Петром: «Мне в храме темновато», — говорит он. «Традиционно православные храмы были белыми в сочетании со светлыми цветами. Нет церквей с темными цветами. Но этот храм зеленый».
Его друг Дмитрий более оптимистичен: «Я как-то вечером проезжал мимо него. С подсветкой это выглядело впечатляюще: свет делает его золотым».
Архитектура
В Храме Вооруженных Сил проявляются две важные части современной российской идентичности. Есть русское православие, с консервативными ценностями, такими как семья, верность и вера, с одной стороны. С другой стороны, великие русские сражения, завершившиеся победой в Великой Отечественной войне, как знамя патриотизма и любви к Отечеству русскому.
Фото Уильям ИмминкТаким образом, каждый россиянин может чувствовать себя комфортно в этом православном центре. Как выразился Петр: «Я приехал сюда не столько за православием, сколько за архитектурой. Потому что здесь красиво».
Действительно, в соборе все имеет символику. Колокольня, например, имеет высоту 75 метров — ведь в 2020 году исполнилось 75 лет со дня поражения немцев. Самый высокий купол достигает 96 метров – ведь в 960 году родился Владимир Первый, монарх, крестивший Русь православием. Даже пол, по которому ходят паломники, священнослужители и посетители, имеет символику: для него было переплавлено железо, которым пользовались «фашисты» во Второй мировой войне.
«Все, взявшие меч, от меча и погибнут», — слова Христа украшают мозаику из хорошо вооруженных и хорошо экипированных красноармейцев на церковной стене. Чуть дальше мозаика, тоже с советскими солдатами, перечисляет победы России. Последняя выигранная битва называется «воссоединением Крыма». Пустая строка оставлена для будущих побед…
Фото Уильяма ИмминкаОднако русский патриотизм и православие иногда оказываются пресмыкающимися. Красные флаги с серпом и молотом напоминают о временах, когда коммунистическое государство преследовало даже само православие. Интересно, что та же «дьявольская» пятиконечная звезда изображена на витражах собора. Победы таких великих русских полководцев, как Александр Невский и Дмитрий Донской, упоминаются на одном дыхании с падением Берлина в 1945.
Во всяком случае, этот русский православный собор показывает борьбу России со своей историей, которую она не хочет забыть любой ценой.
Бунт из-за иконы Путина
Накануне открытия Главного Храма Вооруженных Сил было объявлено, что на одной из стен также появится мозаика в честь воссоединения Крыма с Россией. Среди прочего, президента Путина там увидят с популярным министром обороны Сергеем Шойгу. Люди стояли с российскими флагами, а транспарант гласил: «Крым наш». Но церковь решила отобрать его после ожесточенной реакции российского общества.
Фото Вильяма ИмминкаПортрет Сталина тоже пришлось уступить. Леонид Калинин, председатель комитета, занимавшегося искусством в храме, посчитал это несправедливым: «Храм сделан в память о героях и в честь великой Победы». Однако мозаики Путина и Сталина в Русской православной церкви оказались слишком большим шагом даже для самого Путина: «Когда-нибудь благодарные будущие поколения оценят наши достижения, но для этого еще слишком рано», — сказал президент Путин, по словам его пресс-секретаря. .
Церковь стоит более шести миллиардов рублей (100 миллионов евро). Около половины поступило от добровольных российских пожертвований; Вторую половину финансировали Мосгордума и окружающий Московский областной регион.
Парк Патриот
Храм Вооруженных Сил не стоит особняком. Церковь находится посреди большого парка под названием «Парк Патриот», в котором есть различные музеи. На поле сразу за одним из музеев изображено поле боя времен Второй мировой войны: вокруг окопы, подбитые немецкие танки и сожженные деревья. Надпись на немецком языке: «Gott mit uns» — Бог с нами. Чуть дальше восковые фигуры героических советских воинов, почти как живые, ведут огонь из артиллерийских орудий.
Воспоминания о Великой Отечественной войне. Photo William ImminkНа огромной площади между триумфальной аркой и храмом через каждые двадцать метров из громкоговорителей на фонарных столбах гремят православные песнопения. Два (настоящих) солдата идут по площади с бутылками «святой воды», которую они набрали в храме.