Принятие христианства на Руси – кратко о причинах и значении, кто принял и к чему привело (6 класс)
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 362.
Обновлено 28 Января, 2022
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 362.
Обновлено 28 Января, 2022
Распространение христианства в Европе началось с IV века, когда оно стало религией Римской империи. К славянским народам христианство пришло позже по причине их проживания за пределами основного христианского государства ранних Средних Веков — Византии. В 860-е годы под влиянием Византии произошла христианизация Болгарии, а спустя 120 лет произошло крещение Руси.
Предыстория и события 988 года
Первые попытки крещения Руси греками относятся к 860-м годам и вошли в историю под названием «Фотиево крещение», от имени константинопольского патриарха Фотия.
Рис. 1. Крещение княгини Ольги.Первым из князей династии Рюриковичей христианство приняла княгиня Ольга. Дата её крещения спорная, как правило, историки относят это событие к 957 году, то есть к последним годам правления императора Константина VII Багрянородного. Однако её сын Святослав остался язычником и воевал с Византией в 970–971 годах. Его наследники (Ярополк, Олег и Владимир), которые боролись за киевский престол в 972–980 годах, также были язычниками.
Князь Владимир правил Русью из Киева с 980 года и примерно до своего 30-летия в 988 году был язычником. В «Повести временных лет» есть упоминание о его общении в 986 году с мусульманами из Волжской Булгарии и с хазарами-иудеями. Ислам и иудаизм не понравились князю из-за запрета на алкоголь у мусульман и отсутствия своего государства у евреев.
В 987 году князь заключил союз с Византией против мятежного полководца Варды Фоки. В качестве условия Владимир потребовал от императора брака с его дочерью — царевной Анной. Владимир совершил поход на город Корсунь — византийскую крепость на месте современного Севастополя, и принял христианство.
Первым митрополитом в Киеве был назначен выходец из Византии Михаил, который прибыл туда из Корсуни. Он же начал назначать епископов в ключевые города Руси, например, Фёдора Грека в Ростов Великий.Часть историков склонны считать, что в 950–980-е годы на Руси был период «двоеверия». Какая-то часть элиты приняла христианство. Об этом свидетельствуют археологические находки в Киеве, под Смоленском и в Пскове. К ним относят крестовидные подвески и христианские элементы погребального обряда.
Рис. 2. Князь Владимир Святой.Значение христианизации
Руководство киевской митрополии Михаилом было кратким, с 988 по 991 год. Его сменил Леонтий, который занимал этот пост до 1007 года, а третьим митрополитом стал Иоанн, занимавший кафедру в Киеве с 1008 по 1035 год. Иоанна сменил Феопемпт, а последнего — Кирилл Грек. В 1051 году, то есть в конце правления князя Ярослава Мудрого, на Руси появился первый митрополит из русских, а не из византийцев. Им стал Иларион, занимавший этот пост с 1051 по 1054 год.
Принятие христианства на Руси привело к развитию культуры по византийским образцам. В 996 году в Киеве рядом с княжеским теремом была построена первая каменная церковь по греческому образцу — Десятинная. В 1037 году в Киеве возвели более крупный по размерам собор по образцу Святой Софии в Константинополе. Вскоре Софийские соборы появились в Новгороде и Полоцке. В конце XI века каменные соборы стали строить в Переяславле и Чернигове, а в XII веке, несмотря на феодальную раздробленность, каменные храмы строились всюду, от Старой Ладоги на севере до Галича на юге.
Также следствием принятия христианства стали династические браки XI века с христианскими королями Европы, появление первого русского свода законов («Русская Правда»), начало летописания, развитие декоративного искусства и появление первых монастырей в Киеве, Новгороде, Чернигове и Полоцке.
Христианство распространилось на Руси постепенно. В 990 году был крещён Новгород Великий, а к 1000 году — Полоцк. К 1070-м годам крестили северо-восточные окраины государства, например, Ростов Великий. Крещение племён вятичей на реке Ока продолжалось и в первой половине XII века.
Рис. 3. Крещение Руси, 988 г.Что мы узнали?
Кратко принятие христианства на Руси изучают в школьном курсе истории 6 класса. Для детей важно понять суть событий 988 года и кто принял христианство из числа государственных деятелей. Этим человеком стал князь Владимир Святославич, занимавший престол в Киеве в 980 по 1015 год.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Полина Савина
8/10
Виктория Андреева
10/10
Оценка доклада
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 362.
А какая ваша оценка?
Предпосылки появления христианства на Руси
Официальной датой Крещения Руси принято считать 988 год, когда князь киевский Владимир Красно Солнышко решил обратить в православную веру все подконтрольные ему на тот момент земли. Однако считать этот же год точкой отсчета появление христианства на Руси было бы неверным.
- 1 Первые крещения
- 2 Социальные предпосылки
- 3 Политические предпосылки
- 4 Общественные предпосылки
- 5 «Выбор среди вер»
Первые крещения
Середина IX века — начало объединения Руси, централизации земель восточных славян вокруг Киева. Этот процесс начался с приходом на княжеский престол Олега, вошедшего в летописи под именем Вещего. После долгих лет правления он передал власть Игорю, продолжившему укрепление Руси. Начало его правления совпало с женитьбой князя на Ольге. Покоряя соседние племена, Игорь присоединял земли к набиравшему силу Киевскому княжеству, объединяя славян и формируя новое единое и сильное государство.
После смерти Игоря киевское княжество унаследовал его сын, Святослав, регентом при котором по причине малолетства стала княгиня Ольга. Главным делом княгини стало устройство внутреннего порядка в молодом государстве. Передав правление Святославу, княгиня Ольга отправилась в Византию, в Константинополь, где и приняла христианство. С возвращением ее в Киев православие стало постепенно распространяться среди высшей знати, в том числе и в рядах княжеской дружины. Крещение Ольги и стало первым значимым примером появления христианства на Руси.
Социальные предпосылки
После смерти Игоря княжество было разделено между его сыновьями – Олегом, Ярополком и Владимиром — на три неравные части. В результате вспыхнувшей междоусобицы Олег и Ярополк погибают, на престол киевского княжества восходит Владимир.
Новое объединенное княжество нуждалось не только в единой власти, но и в единой вере, способной стать стимулом для объединения народа. Владимир предпринял первую попытку такого объединения. Всех языческих богов, которым поклонялись разные славянские племена – Даждьбога, Велеса, Стрибога, Макошь и прочих, — князь собрал в единый пантеон, поставив во главе Перуна. В Киеве было сооружено огромное капище, где возвышались идолы всех значимых персонажей славянского язычества. Жертвоприношения, поклонения, обряды – все это было решено проводить на одном месте. Однако эта попытка превращения языческих верований в монотеизм потерпела неудачу – отдельные племена по-прежнему ставили во главу только «своего» бога-покровителя.
Политические предпосылки
Конец X века стал временем усиления культурных и политических связей Руси с Византийской империей. Крепкие торговые связи объяснялись удачным географическим положением Киевского княжества – через земли его проходил путь «из варяг в греки», вся торговля с молодыми европейскими государствами осуществлялась через славянские земли. Укреплению взаимоотношений Киева и Константинополя способствовали и многочисленные договоры – от торговых до политических, заключаемые на высших уровнях.
Одним из таких документов стал договор о взаимопомощи, инициатором заключения которого выступила Византия. Император Василий II попросил у князя Владимира военной помощи для борьбы с мятежниками, пытавшимися захватить власть в Константинополе. Как свидетельствуют хроники, князь обязался предоставить в распоряжение императора большой отряд дружинников. Взамен же Василий II должен был отдать князю в жены свою сестру Анну, однако непременным условием брака было принятие Владимиром христианства.
Подобный союз послужил бы не только средством для расширения и укрепления экономических связей двух государств. Главным следствие этого брака стала бы надежная поддержка русского княжества со стороны древней империи на мировой политической арене, усиление роли славянского государства в международных политических играх. Потому и условие принятия новой веры не стало для князя серьезным препятствием в подписании договора.
Общественные предпосылки
Феодализация общественного строя требовала не только экономических перемен, но и общественно-культурных. Разрозненность и раздробленность славянских племен VII-VIII веков, доходившая до разделения не просто на семейные хозяйства, но даже на отдельные подворья, постепенно сменялась обратным процессом – централизацией. Соединяя вновь когда-то раздробленные хозяйства в единое целое – поселения, города, а затем и княжества, централизация привела к появлению сильных государств. Однако залогом стабильности подобных объединений является не только территориальная, но и духовная целостность.
Существовавшие верования – язычество – отражали раннюю раздробленность славянского народа. У каждого племени был свой верховный бог, оказывавший покровительство только своему народу и требовавший соответствующих обрядов. Политеизм – многобожие – усугублял раздор между славянами и тормозил процесс централизации.
Новому государству, объединившему в единое целое несколько десятков племен, требовалась единая религия, которая смогла бы стать теми «духовными скрепами», превращающими племена в народ. Эту решающую роль в единении славян суждено было сыграть христианству.
«Выбор среди вер»
Как свидетельствуют исторические хроники, предпочтение христианства, а точнее, его православной ветви, был в определенной части взвешенным, осознанным выбором князя Владимира. Однако существует легенда, рассказывающая, как именно правитель определял, какую веру принять. Разослав послов по окрестным землям – к хазарам, исповедавшим иудаизм, в земли халифата, где был распространен ислам, в Византию и в Европу, где верили в Христа, — Владимир потребовал от них подробного отчета об особенностях вер.
Иудаизм сразу же не вызвал особого воодушевления у князя, католицизм был отметен по причине сложности обрядов – служба в ряде европейских стран велась исключительно на латыни. Оставался ислам, привлекавший князя какой-то истовой яростью и прозрачностью традиций, и православие, отличавшееся душевностью и красотой богослужения. В результате было выбрано именно православие, оказавшее на Владимира наибольшее впечатление.
Культура России — Религия — Атлас культуры
Точную статистику религиозной принадлежности в России трудно обобщить, поскольку официальная перепись не фиксирует эти цифры. Однако оценки, сделанные в 2012 году, показывают, что 41% россиян идентифицируют себя с Русской церковью, 25% считают себя духовными, но не религиозными, 13% идентифицируют себя как и 5,5% не определились со своей религиозной принадлежностью. 1 Другая часть населения идентифицирует себя с религиями меньшинств: исламом (6,5%), другими вариантами христианства, включая протестантизм, евангелизм и другие секты (7,3%), исконно славянскими верованиями, язычеством и/или тенгрианством (1,2%) и Тибетский буддизм (0,5%). 2
своего языка и несколько коррелирует с религиозной принадлежностью. Например, большинство христиан — русские ( русских ) и говорящие на славянском языке; Буддисты, как правило, говорят на монгольском языке из центральных или восточных регионов страны; и большинство мусульман принадлежат к тюркским группам (например, татарам) и кавказскому региону. Однако это не всегда четкая взаимосвязь. Например, хотя многие тюркоязычные являются мусульманами, некоторые продолжают следовать шаманским традициям, а некоторые обратились в христианство. Возможно, правильнее будет сказать, что русские, скорее всего, будут следовать той религии, которая соответствует региональным или культурным традициям их отдельных групп предков. Общая тенденция также показала, что русские с возрастом становятся более религиозными.
Государство и религия
Исследования подтверждают значительный рост религиозной принадлежности в России. 3 Это можно объяснить духовным возрождением и возрождением после падения коммунизма в России. В советское время вера или членство в религиозной организации считались несовместимыми с лояльностью к коммунистической партии. Поэтому открытое исповедание своих религиозных убеждений могло ограничить возможности людей и даже привести их к разногласиям с государством. В это время многим русским пришлось отречься от своей веры или скрыть свои убеждения. Однако после распада Советского Союза стало очевидно, что большая часть населения России продолжала исповедовать свою веру в частном порядке. Кроме того, исследователи считают, что после краха коммунизма как жизнеспособной системы убеждений люди в массовом порядке смотрели на религию как на идеологический ответ. Спустя более 20 лет религиозный авторитет вновь обрел уважение, и по всей стране наблюдается растущее возрождение религиозных традиций из различных дисциплин. Результаты опроса, проведенного исследовательским центром Pew Research Center, показали, что доля взрослых русских славян, идентифицирующих себя как христиан, увеличилась с 31% до 72% в период между 19 и 19 годами.91 и 2008 г., в то время как доля населения, не относящегося к какой-либо религии, снизилась с 61% до 18%. 4
Религии меньшинств
Хотя нынешнее правительство утверждает, что оно существует и дает всем религиям равный правовой статус, это не так. Закон, разработанный в 1997 году, различает свободу исповедовать религию в зависимости от того, являются ли они «традиционными» или «нетрадиционными» для России. Русский христианин, ислам, иудаизм и буддизм признаны традиционными для коренных жителей России верованиями и пользуются особыми привилегиями. Все религии меньшинств, которые не входят в эту группу из четырех, должны зарегистрироваться и официально заявить о себе правительству (включая любую христианскую церковь, которая не является русской). Эта процедура позволяет государственным чиновникам запрещать группам меньшинств арендовать здания для богослужений. Кроме того, в рамках борьбы с терроризмом в 2016 году правительство запретило домены . Этот закон особенно направлен против нерусских христианских групп. Они не могут делиться своей верой за пределами зданий своего признанного религиозного учреждения, в том числе онлайн. Как правило, свобода религиозного меньшинства исповедовать или создавать свои собственные институты зависит от отношений его членов с местными властями.
Русская Православная Церковь
Русская Церковь вот уже почти тысячелетие является доминирующей религиозной организацией и продолжает оставаться самой популярной религией в России. Церковь потеряла большую часть своего имущества и власти в коммунистический период; однако он быстро восстановил уважение и влияние. Сегодня его обычно считают институтом, пользующимся наибольшим доверием в обществе, и эталоном морального руководства для правительства. Связь с церковью может быть в какой-то степени культурной, поскольку часто проводится параллель между русским и русской национальностью.
Большинство людей, отождествляющих себя с русским христианством, формально его не исповедуют. Однако посещение церкви не является самым точным отражением ее соблюдения. В то время как только 5,4% россиян утверждают, что еженедельно посещают церковные службы, 27,9% говорят, что молятся вне религиозных служб каждый день. 5 Другие исследователи говорят, что эта цифра ниже. Тем не менее, это нормально видеть видимые признаки веры на публике. Люди носят кресты на шее, имеют в домах религиозные иконы и совершают обрядовые молитвы в течение дня, благословляя себя. Некоторые пожилые русские (особенно женщины) могут произносить благословения, делая «крестное знамение» — указательным и средним пальцами касаются лба, затем груди, правого плеча и левого плеча.
Народные верования
Многие россияне до сих пор исповедуют народные религии. Хотя они особенно распространены среди сельского населения, многие городские интеллектуалы и люди из рабочего класса также продолжают придерживаться верований, основанных на духовных представлениях о лесе, домашних духах и методах исцеления. Ряд поведенческих запретов продолжает отражать старые убеждения. Вот некоторые из них:
- Вы можете предотвратить неудачу, плюнув через левое плечо три раза (аналогично постукиванию по дереву). Люди могут имитировать плевок, просто говоря «тфу-тфу-тфу».
- Не садись за угол квадратного стола, если ты не женат. Это помешает вам выйти замуж в течение семи лет.
- Если вы что-то забыли и должны вернуться, чтобы забрать это, посмотрите в зеркало и улыбнитесь, прежде чем снова уйти. Это предотвращает несчастье.
- Считается, что свист в помещении приносит несчастье и указывает на то, что вы скоро потеряете все свои деньги.
- Закуривание сигареты от свечи приносит неудачу.
- Наливание вина тыльной стороной руки означает, что вы «выливаете» свои деньги.
- Случайно рассыпанная соль на стол приносит несчастье.
- Комплименты детям могут вызвать дискомфорт, так как считается, что они потенциально вызывают сглаз.
Тенгризм также пережил возрождение в некоторых частях Центральной России. Это языческая, анимистическая и шаманская религия, происходящая от тюркского и монгольского населения Средней Азии.
_____________________
1 Среда, 2012
2 Среда, 2012
3 Фаган, 2012 г.
4 Исследовательский центр Пью, 2014 г.
5 Обзор мировых ценностей, 2006 г. Христианство в войне с Украиной Мнение 14 апреля 2023 12: 32:00 Скорее решение отражает политическую реальность. С одной стороны, в Украине есть независимая Православная Церковь, признанная Константинопольским патриархом. С другой стороны, патриарх Московский Кирилл возглавляет отдельную православную церковь, в которой доминирует Россия, на территории Украины. Кремль использует христианство в качестве оружия через эту последнюю украинскую церковь, у которой были тесные связи с Кремлем, восходящие к советской эпохе, которые в последние годы усилились благодаря дружеским отношениям между президентом России Владимиром Путиным и московским патриархом Кириллом. ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ УТЕЧКАХ ПЕНТАГОНА И ЧЕГО НЕ ЗНАЕМ Для сравнения: с начала войны Кирилл благословлял русских солдат, отправляющихся на передовую. 25 сентября 2022 года патриарх заявил, что жертвоприношение на воинской службе «смывает все грехи, совершенные человеком». К сожалению, многие из тех солдат, которые услышали эти слова, стали насиловать, пытать и убивать украинцев.
Кремль и Русская православная церковь восприняли решение закрыть Лаврский монастырь для священнослужителей подконтрольной России Украинской православной церкви Московского патриархата как нападение на христианство и свободу вероисповедания. Это не может быть дальше от истины.
Промосковские священники в Украинской церкви Кирилла также молятся за Россию и российских солдат и даже отказываются от панихиды по защитникам Украины. Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Алексей Данилов заявил, что в этой русской церкви находятся сотрудники «1-го и 5-го отделов» ФСБ России. спросил, что нужно сделать, чтобы отвратить церковь от поддержки России, но был избит приходским священником и дьяконом.
Эта тревожная духовная поддержка феерии военных преступлений России на Украине вызвала осуждение со стороны Папы Франциска, который предостерег патриарха Кирилла от того, чтобы он стал «прислужником Путина».
Конечно, поведение патриарха Кирилла не должно вызывать удивления, учитывая его задокументированную и проверенную работу на КГБ в 1970-х и 1980-х годах. Под кодовым именем «Михайлов» простой Владимир Михайлович Гундяев был отправлен в Женеву в 1971 году, чтобы проникнуть во Всемирный совет церквей и манипулировать им, чтобы осудить Соединенные Штаты, одновременно смягчая критику отсутствия религиозной свободы в Советском Союзе.
Как странно, что некоторые видные западные комментаторы теперь присоединились к ложным нарративам, сотканным патриархом Кириллом и российскими спецслужбами. Они были введены в заблуждение, полагая, что защита Украиной своей суверенной территории и международного права чем-то сродни ведению войны против западных ценностей свободы и демократии. Если есть война против христианства, то она исходит из России, которая прямо сейчас нападает на христиан в войне.
Государство манипулировало Русской Православной Церковью, чтобы отменить украинскую православную автокефалию на протяжении веков — со времен Екатерины Великой. В 19В 46 году Сталин даже силой распустил Украинскую греко-католическую церковь. Епископов и священников арестовывали и казнили, а верующих насильно «воссоединяли» с Русской православной церковью.
Эта тактика продолжается и сегодня. После вторжения России в Украину в 2014 году многие украинские православные обратились за признанием к Константинопольскому православному патриарху, первому среди равных в восточном православии. Он предоставил им независимость в 2018 году, положив конец более чем 300-летнему принудительному рабству. Характерно, что это решение было гневно отвергнуто Русской православной церковью, поскольку оно в очередной раз опровергло ее претензии на роль защитника свободы вероисповедания.
В России не существует свободы вероисповедания. Есть несколько сотен тысяч восточных католиков, а также множество протестантов, которые не могут основать свои общины. Это резко контрастирует с поликонфессиональной реальностью, существующей в Украине, о чем свидетельствует Украинский межрелигиозный совет.
Христиане по всей Америке и особенно на Капитолийском холме должны объединиться вокруг Украины и умолять Россию прекратить войну. Преследование продолжается в оккупированных Россией частях Украины, включая арест двух украинских греко-католических священников, о которых с тех пор ничего не известно. Это не может продолжаться.
Прямо сейчас мы должны встать на сторону борцов за свободу Украины — поддержать наших братьев и сестер, которые хотят основных свобод слова и, самое главное, свободы вероисповедания.