Князь сделал свой выбор более 1000 лет назад — Вольская жизнь
Сегодня — День Крещения Руси
28 июля ежегодно отмечается День Крещения Руси — памятная дата, установленная в РФ в честь важного исторического события, оказавшего значительное влияние на общественное, духовное и культурное развитие народов России и на укрепление российской государственности. Официально праздник утвержден поправками в федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 13 марта 1995 года, подписанными президентом РФ Дмитрием Медведевым 31 мая 2010 года.
Крещение Руси — это, без преувеличения, одно из важнейших событий в нашей истории. Принятие христианства в качестве государственной религии во многом повлияло на дальнейшее развитие государства. Можно только гадать о том, как бы сложилась наша жизнь, если бы Владимир Великий выбрал другую веру. Официально великий князь обратил русский народ в христианство 28 июля 988 года. Но не все историки с этим согласны. Давайте посмотрим подборку интересных фактов о Крещении Руси.
Самое первое массовое крещение на Руси
Принято считать, что Владимир Великий обратил русский народ в христианство 28 июля 988 года. Но великий князь был не первый правителем, который принял христианскую веру. Первой крещение по византийскому обряду приняла княгиня Ольга еще в 957 году. А отдельно взятые случаи крещения людей описываются задолго до того, как к власти пришел Владимир.
Как считают историки, первым массовым крещением считают «Фотиево». Его провел в 867 году патриарх Фотий, который говорил: «Так возгорелись они ревностью и любовью к вере, что приняли к себе епископа и пастыря и с большим усердием и вниманием исполняют христианские обряды».
Испытание вер
В «Повести временных лет» есть повествование о том, что Владимир проводил испытание вер. К нему приходили миссионеры из разных уголков света и рассказывали о сути своих религий: мусульманстве, иудаизме и прочих. Они побуждали князя принять именно их веру. Владимир выслушивал их и задавал вопросы, пытаясь понять, какую религию выбрать.
Крещение не привело к гибели огромного числа восточных славян
Некоторые историки считают, что во время Крещения Руси погибло около 9 млн. восточных славян, которые не хотели принимать христианство. Но далеко не все историки согласны с этим утверждением. По их мнению, это абсурд, так как даже Батыево нашествие унесло гораздо меньше жизней, а масштаб разрушений от него был невероятно огромен для средневековой Руси. Жертвы, безусловно, были, но не в таком огромном количестве.
О крещении других русских земель
Крещение Руси проходило очень много лет. После Киева в христианскую веру стали обращаться и другие города: Чернигов, Волынский, Полоцк, Туров. В процессе регулярно подавлялись восстания волхвов. Таким образом, Ростов был крещен только в конце XI века, а в Муроме язычники сопротивлялись аж до XII века.
1000-летие Крещения Руси
Юбилейная дата 1000-летия Крещения Руси совпала с политикой гласности в СССР, поэтому правительство активно поддержало это событие. Знаковой стала передача во владение Московской Патриархии части строений бывшего Свято-Данилова монастыря в 1983 году. Позднее здесь возродили монашескую жизнь и открыли духовно-административный центр. Кульминацией празднования было совместное служение многочисленных православных иерархов со всего мира в Даниловом монастыре, оно состоялось 12 июня 1988 года. Завершилось все в Киеве, где десятки тысяч человек приняли участие в богослужении в Киево-Печерской Лавре, состоявшемся впервые за почти тридцать лет.
Крещение Руси и Скандинавии было прошло почти одновременно
Крещения Руси началось в 988 году. Дания приняла христианство примерно в 60-х годах X века, доказательством служит известный рунический камень из Еллинга с посланием от конунга Харальда Синезубого о том, что он сделал датчан христианами. Позже в 999-1000 году крестилась Исландия, затем Норвегия, и только потом Швеция, которую восточные скандинавы долго считали почти варварской страной.
Крещение Полоцка
Если верить исландской саге, некий Торвальд Кодранссон, которого называли просто «Путешественник», был христианином, и однажды он прибыл в Полоцк через Киев. Там он заручился поддержкой князя и решил остаться. Он основал в Полоцке церковь и монастырь. После его смерти он был захоронен около церкви Святого Иоанна Крестителя и долго почитался как святой. Хотя никаких исторических подтверждений этому факту нет.
Версия болгарского историка Николая Тодорова
По его мнению, Византия, побудив Русь принять христианство, приобщила ее к средиземноморской цивилизации, которая известна как «Византийская», именно она существовала в Юго-Восточной Европе и на Ближнем Востоке в виде синтеза античного и христианского наследий. Это позволило древнерусскому народу получить доступ к достижениям философии, социального института и естественных наук, на основе которых на Руси были созданы собственные институты.
Великий распутник
Жизнь Владимира Великого до христианства была совсем не христианской. Его даже называли Великим распутником. Но, обретя новую веру, князь стал гораздо сдержаннее и вступал в брак всего два раза, что для Владимира являлось большим достижением. Писания о том, как князь каялся в грехах и преодолевал себя с помощью новой веры, пишут многие русские летописцы, так что этот факт нельзя назвать вымыслом.
Принятие христианства на Руси и его влияние на историю России
Однако история крещения Руси Фотием не оказала прочного влияния на христианизацию Руси. Утверждавшееся в стране христианство было сметено языческой общиной после взятия Олегом Киева в 882 году. Можно предположить, что в последующие годы сохранилась небольшая община христиан, которые тайно практиковали свои обряды, но остальная часть Киевской Руси оставалась ориентированной на язычество. Изменения к лучшему в жизни киевских христиан произошли во время правления князя Игоря (912-945 годы), к концу правления которого христианство на Руси уже имело заметное присутствие. «Повесть временных лет» говорит, что, начиная с 944 года, значительное меньшинство русского населения обратилось в христианство. В 945 или 957 году княгиня Ольга посетила Константинополь со священником по имени Григорий.
Прием царским двором русской дворянки описан в произведении De ceremoniis. Принцессу крестил патриарх Полиевкт, а ее крестным отцом стал император Константин VII. После обращения в христианство она приняла имя Елена. Ее сын Святослав продолжал поклоняться богу Перуну и другим богам славянского пантеона. Он всю жизнь оставался верным языческим богам. Согласно «Повести временных лет», он считал, что его собственные воины потеряют к нему уважение и будут смеяться над ним, если он примет христианство. Преемник Святослава Ярополк I оказался более терпимым к христианам, и христианская община постепенно стала усиливать свои позиции в Киевской Руси, привлекая все больше людей.
Крещение Руси князем ВладимиромЯрополк умер в 978 году. С 980 по 1015 годы киевским князем был Владимир, его сводный брат. В течение первого десятилетия своего правления он пытался реформировать славянское язычество, установив Перуна (бога грома и молнии) в качестве единственного верховного божества. Идолы бога молнии воздвигались в самых важных местах страны, например, его статуя была поставлена на холме возле царского дворца. Однако такая религия не укрепила русское общество, из-за чего князь отказался от этой идеи и решил выбрать монотеистическую религию между исламом, иудаизмом и христианством.
Владимир сравнил три основные монотеистические религии друг с другом, чтобы определить, какая из них лучше всего подходит для его царства. Посовещавшись с боярами, он отправил гонцов к соседним народам, представители которых убеждали его принять их веру. Первой рассматриваемой религией был ислам. Послы сообщали, что среди мусульман Волжской Булгарии (область к северу от Киева) не было радости, а были только грусть и дурные запахи; кроме того, их религии следовало избегать из-за запретов на употребление алкоголя и свинины. Позже князь встретил иудейских посланников.
Тщательно расспросив их об их религии, он отказался принять ее под тем предлогом, что потеря Священного города Иерусалима показала, что верующие евреи были оставлены Богом. Наконец, Владимир спросил о христианах. Побывав в соборе Святой Софии в Константинополе, его послы сказали:
Мы не знали, на небе ли мы или на земле.
Есть и другая версия причин принятия христианства Владимиром и крещения Руси. Согласно ей, византийский император Василий II, вынужденный вести постоянные оборонительные войны против германцев, славян и болгар, обратился к Владимиру за помощью, несмотря на то, что до этого момента они считались врагами. Владимир согласился, но попросил взамен у императора руки его дочери Анны Багрянородной. Византийский император считал такой обмен крайне унизительным, поскольку народ Руси считался у греков «варварским» народом. Василий II согласился, но поставил одно условие: Владимир должен принять христианство. Когда брачный договор был заключен, Владимир направил в Византийскую империю 6000 воинов, которые помогли регулярной армии Византии подавить мятеж в Константинополе и укрепить оборону города. Перед женитьбой Владимир крестился и принял христианское имя Василий, в честь святого Василия и своего крестного отца.
За причастием сразу же последовал его брак с византийской принцессой, что стало причиной принятия христианства.Вернувшись в Киев с триумфом, Владимир приказал жителям столицы идти к реке Днепр и креститься. Это массовое таинство фактически стало символом введения христианства и сутью крещения Руси. Сначала Владимир крестил двенадцать своих сыновей и ближайших бояр. Позже он приказал разрушить деревянные статуи языческих богов, находившиеся в городе. Все они были сожжены и уничтожены. Статуя Перуна — верховного бога — была брошена в Днепр. Князь разослал всем киевлянам, «богатым, бедным, нищим и рабам», приглашение выйти на следующий день на берег реки, чтобы они не рисковали стать «врагами князя». На место встречи прибыло большое количество граждан, некоторые из которых даже взяли с собой своих детей еще в пеленках. Их всех заставили погрузиться в воду, в то время как несколько священников проводили обряд крещения. В ознаменование этого события Владимир построил первую каменную церковь Киевской Руси, названную в честь Успения Богородицы, где позже погребли тела его и жены.
После крещения столицы аналогичные обряды стали проводится по всему царству. Иоакимовская летопись повествует, что дядя Владимира, Добрыня, «огнем» принуждал новгородцев к обращению в христианство, а боярин Путята «мечом» убеждал принять христианскую веру. В этот же период новогородским епископом Иоакимом Корсуняниным был построен первый христианский храм — Собор Святой Премудрости, возникший над языческим кладбищем. Несмотря на активную христианизацию со стороны государства, язычество сохранялось на Руси долгое время, проявившись во время Верхневолжского восстания и в других случайных протестных движениях. Северо-восточная часть страны, главным центром которой был Ростов, оказалась особенно враждебной новой религии, но со временем и местной знати пришлось признать новую религию над собой. Первым митрополитом русского происхождения был Иларион.
Крещение Киевской Руси сделало ее ближайшим союзником Византийской империи. Греческие богослужебные тексты были приняты в Киеве и во всем государстве. Церкви строились по византийскому образцу. В царствование Ярослава I митрополит Иларион написал первое известное произведение славянской литературы, сложную речь, в которой фигурирует Русь, упомянутая вместе с другими государствами. Остромировы Евангелия, составленные примерно в то же время, были первыми книгами, отредактированными на славянском языке. Единственное сохранившееся светское произведение, «Слово о полку Игореве», свидетельствует о сохранении языческих традиций даже спустя десятки лет после крещения.
Значение принятия христианства для РусиПринятие христианской веры, прежде всего, способствовало укреплению государства. Языческое многобожие не было объединяющим фактором для населения древней Руси, потому что в разных ее частях поклонялись разным божествам или одним и тем же, но с разными ритуалами. Единая вера сплачивала людей, а также укрепляла власть князя Владимира, что было особенно важно для дальнейшего объединения Руси.
Русь была признана христианским государством, что помогло ей построить более тесные отношения с Византией и европейскими государствами, народностями и племенами. В частности, это усилило связи с Болгарией, которая приняла христианство раньше и оказала огромное влияние на развитие христианской веры на Руси. Это позволило также повысить уровень культуры Древнерусского государства за счет перенимания элементов византийской культуры и наследия античности. Так на Руси развилось каменное зодчество, фресковая роспись, письменность, иконопись.
Становление Русской православной церквиАнастасия Климова (Anastasiya Klimova) рассказывает, что православная церковь на Руси была построена после крещения великого князя Владимира, правителя Киевской Руси, в 988 году. Принятие греческого православия с его догматами, культом, церковным учением, каноническим правом и конституцией во многом сформировало культуру восточных славян.
Поддерживающая правителей доктрина Греческой православной церкви о том, что вся власть исходит от Бога, укрепила позиции русских князей. Принятие веры повысило авторитет киевских князей, что также придало Киевской Руси равный статус с другими христианскими народами. При этом Древнерусское государство отделило себя от латинского Запада, приняв христианство греко-православного толка. Эта религиозная граница привела к развитию восточнославянской или древнерусской культуры.
Русской православной церковью первоначально управляли экзархи как особая церковь Константинопольского Патриархата, что никак не повлияло на политическую самостоятельность киевских великих князей. Первые митрополиты прибыли из Греции и Болгарии. Митрополичьей резиденцией был первоначально Киев, но с 1299 года им де-факто стал город Владимир, куда митрополит Максим перенес свою резиденцию, а с 1325 года официально Москва по желанию митрополита Петра. Последним греческим митрополитом был Исидор Киевский, поставленный великим князем Московским в 1441 году за одобрение им Флорентийской церковной унии. Василий II был низложен. В декабре 1448 года, за пять лет до падения уже все более недееспособного Константинополя, синод русских епископов без предварительного согласия Константинопольского Патриарха избрал епископа Рязанского Иону митрополитом Киевским и всея Руси. Тот факт, что Русская православная церковь сама сделала этот выбор, означал фактическое отделение от Византийской Матери-Церкви. В январе 1589 года Московский церковный синод предложил царю Федору I три кандидатуры на место новообразованного Патриархата в Москве. Царь избрал предыдущего московского митрополита Иова. Вселенский синод в Константинополе в 1590 году с участием всех патриархов Восточной Церкви утвердил учреждение нового патриаршества в Москве и отвел ему пятое место после Иерусалимского.
В 1652 году патриарх Никон инициировал первую реформу русского обряда. Утверждалось, что русский обряд отклонился от оригинального греческого обряда из-за ошибок при копировании церковных записей. Эта позиция послужила оправданием для Никона и его последователей проведения церковных реформ. Те, кто оспаривал законность этих поправок, были преданы анафеме на Соборе 1666—1667 годов. Эти события привели к расколу, по которому появились новообрядцы и старообрядцы.
В 1721 году, через 132 года после основания Патриаршества, Патриарха сменил Святейший Синод (Святейший Правительствующий Синод) под светским управлением при царе Петре I в рамках петровских реформ, основанных на германской лютеранской модели. Результатом была все возрастающая секуляризация Церкви и ее слияние с русским истеблишментом, тогда как разрыв с народом только усилился. Восстановление Патриархата началось после первой русской революции 1905 года, когда в церкви были проведены далеко идущие реформы. В результате Патриаршество было окончательно восстановлено в 1917 году и занято архиепископом Тихоном, которого считали современным и энергичным патриархом, активно выстраивающим отношения с православными институтами в других государствах.
После революции 1917 года православное христианство в Советской России подвергалось гонениям. Тысячи церквей были взорваны, переоборудованы под гражданское или военное использование, десятки тысяч священнослужителей были отправлены в лагеря или расстреляны. Послабления произошли с начала немецкого вторжения в Советский Союз, когда церковным руководством было принято решение поддержать советскую власть в борьбе с оккупантами. Но после окончания войны репрессии продолжились, хоть и в значительно меньшем масштабе. Восстановить свой статус и влияние Русская православная церковь смогла только после распада СССР в 1991 году.
Что, если бы князь Владимир не избрал православие государственной религией…? Как развивалась Россия
/ jimbuie
Эта знаменитая статуя князя Владимира Великого из Киева, Украина, несущего крест, символизирует введение им православного христианства на Украине и в России в 988 году. Он остается ярким символом как православного христианского национализма, так и украинского национализма и был изображен в Российский анимационный фильм 2006 года.
Владимир принял христианство примерно через 20 лет после того, как Мешко I познакомил поляков с христианством. Еще до этого крестилась бабушка Владимира Ольга. Но Владимир был верным язычником и маловероятен новообращенным. Он «построил несколько языческих храмов и был известен своей жестокостью и предательством», согласно статье в
Но он стремился объединить свое королевство под одной религией. Он отправил послов для изучения четырех основных религий — ислама, иудаизма, римско-католического христианства и восточного православия. Легенда гласит, что Владимир пренебрегал диетическими ограничениями ислама и иудаизма в отношении свинины и алкоголя, заявляя, что не может существовать без таких удовольствий. Но больше всего его поразили рассказы его посланников о ослепительном соборе Святой Софии в Константинополе. «Мы не знали, находимся ли мы на небе или на земле, ибо воистину нигде на земле нет такого великолепия и красоты. …», — сказали ему.
Он также видел политические выгоды от союза с Византийской церковью. Он вел переговоры с императором Василием II о женитьбе на его сестре Анне. Никогда еще византийская царевна не опускалась до брака с варваром и язычником, поэтому Владимир согласился креститься. Он с триумфом вернулся в Киев и начал разрушать языческие памятники.
Согласно арабским источникам, Василий II столкнулся с восстанием, поэтому он связался с Владимиром, который мог помочь. Владимир согласился послать 6000 воинов для подавления восстания в обмен на женитьбу на сестре Василия.
Итак, как до него римский император Константин, Владимир избрал христианство официальной религией своей империи, Киевской Руси, которая простиралась от Балтийского моря на севере до Черного моря на юге. По указу все подданные его империи стали православными христианами. За этот поступок церковь сделала его святым.
Без этих специфических обстоятельств большая часть Восточной Европы и России была бы сегодня православной? Можно только удивляться.
Как Россия превратилась «из разрозненного объединения средневековых княжеств, известного как Киевская Русь, в процветающую демократию, которую мы знаем сегодня?» — спросил Джон Грин из Crash Course. Заметили сарказм в его характеристике сегодняшней России?
«Как вы понимаете, на дороге было несколько ухабов. Оказывается, наши старые друзья монголы имели немалое отношение к объединению Руси. Еще одним примером того, насколько удивительно организованными могут быть кочевые набеги, является то, что монголы объединили Киевскую Русь под единым руководством и сосредоточили власть в Москве. Это подготовило почву для того, чтобы различные Иваны (Великий и Грозный) сбросили иго и образовали общероссийскую нацию, управляемую самодержавным лидером.
Спустя более 500 лет у нас в России все еще самодержавное правление. Все это плюс краткое изложение некоторых из наших любимых злодеяний Ивана Грозного и визит Путина!»Нравится:
Нравится Загрузка…
900s, Христиане, Ускоренный курс, Религия, Россия
Ольга и Владимир, первые христианские правители России
Ольга и Владимир, первые христианские правители России
Ольга (или Хельга), родившаяся около 890 г., была женой князя Игоря
России, а после его смерти в 945 г. она была регентом их сына. Она
по светским стандартам, по-видимому, правил хорошо. В 957 году она посетила
Константинополь и то ли тогда, то ли раньше стал христианином. Она сделала
не удалось обратить ее сына или значительное число их
земляки. Она умерла в 969, вероятно, 11 июля.
Владимир, правнук Рюрика (традиционный основатель русской государства), внук Ольги и младший из трех сыновей Святослава Киев, родился в 956 г. и стал новгородским князем в 970 г. В 972 г. его отец умер, и трое сыновей боролись за корону. Ярополк убит Олед и Владимир бежали к своим сородичам-викингам в Скандинавию. В 980 году он вернулся с поддержкой викингов, убил Ярополка и занял престол. Он расширил свою империю серией завоеваний. В 988, он предложил военный союз с византийским императором Василием II и брак с сестра императора Анна. Взамен он согласился превратиться в Христианство. Договор был заключен, Владимир крестился, и когда император отменил брак, Владимир вторгся в Крым. брак должным образом состоялся, и союз процветал.
Владимир серьезно относился к своей христианской приверженности, и под его правлением Христианизация Руси шла быстрыми темпами. Он отложил свою бывшую собрание языческих жен и любовниц, уничтоженных идолов и языческих храмы, строили церкви и монастыри и школы, привезенные в греческом миссионеров для просвещения своего народа, упразднены или сильно ограничены смертной казни и щедро раздавал милостыню бедным. В преобразовании его людей, однако он был готов прибегнуть к военным методам (все его жизнь, которую он выжил, сражаясь), и некоторые из его бывших языческих жен и их сыновья подняли против него вооруженный мятеж, в ходе которого он был убит под Киевом 15 июля 1015 года.
Он и его бабушка Ольга почитаются как основоположники русского христианства.МОЛИТВА (традиционный язык):
Боже, позвавший рабы Твоих Ольгу и внука ее Владимира на земной престол, чтобы они могли продвинуть твой Царство Небесное, и дал им ревность о Церкви Твоей и любовь к народу твоему: Милостиво даруй, чтобы мы, поминающие они в этот день могут быть плодотворны в добрых делах и достичь славный венец святых твоих; через Иисуса Христа, Господа нашего, живущий и царствующий с Тобою и со Святым Духом, едино Боже, во веки веков.
МОЛИТВА (современный язык):
Боже, призвавший рабов Твоих Ольгу и внука ее Владимира На земной престол, чтобы они могли возвысить твое небесное Царство, и дал им ревность о Твоей Церкви и любовь к Твоей люди: Милостиво даруй, чтобы мы, поминающие их в этот день, может быть плодотворным в добрых делах и достичь славного венец твоих святых; через Иисуса Христа, Господа нашего, живущего и царствует с Тобою и со Святым Духом, один Бог, во веки веков всегда.