преподобный Серафим Вырицкий (Муравьев)
День памяти: 21 марта (3 апреля)
Преподобный Серафим Вырицкий (в миру Муравьев Василий Николаевич) родился в крепкой христианской семье, в Ярославской губернии, в деревне Вахромеево, 31 марта 1866 года. Родители мальчика, Муравьев Николай Иванович, Муравьева Хиония Алимпьевна, будучи набожными людьми, стремились привить любовь к Богу и сыну.
На сороковом году жизни у Василия умер отец, и он, десятилетний ребенок, отправился на заработки. Стараниями односельчанина Василий получил должность рассыльного при одной из лавок Гостиного двора; существенную часть заработанных денег он отправлял своей матери.
К семнадцати годам Василий дослужился до старшего приказчика, а в двадцать шесть лет организовал собственное дело. Впоследствии же он сделался одним из наиболее успешных торговцев пушниной в России, поставлявшим товары даже и за границу.
В возрасте двадцати четырех лет Василий соединился брачными узами с Ольгой Ивановной Нетрониной. В 1895 году в их семье родился первенец, Николай, а спустя некоторое время дочь, Ольга. Приблизительно через год девочка умерла. Тогда, по общему решению и согласию, с благословения старца Варнавы Гефсиманского они стали жить, как брат и сестра, стали готовить себя к будущей монашеской жизни.
В 1905 году Василий Николаевич вступил в членство одной из крупнейших благотворительных организаций России — Ярославского благотворительного общества.
Вплоть до 1917 года Василий Николаевич оказывал Церкви материальную поддержку. Но когда вместе с революцией пришли хаос и смута, он лишился торгового дела и былых средств; имел возможность отправиться в эмиграцию, но не захотел.
В 1920 году Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин благословил его принять монашеский постриг в Александро-Невской Лавре. Василий получил новое имя Варнава, в честь своего духовного наставника, Варнавы Гефсиманского. Приблизительно в это время жена Василия, Ольга, вступила в монашество в Воскресенском Новодевичьем монастыре, с наречением имени Христина.
Вскоре Варнава был посвящен в иеродиакона. В 1921 году, 11 сентября, митрополит Вениамин рукоположил отца Варнаву в иеромонаха. Вместе с пастырской деятельностью он занимался и экономическими вопросами, связанными с хозяйственными нуждами. Здесь ему пригодился прежний предпринимательский опыт.
Приблизительно в 1926-27 годах отец Варнава облекся в великую схиму и получил новое имя — Серафим, в честь преп. Серафима Саровского. Вскоре на общем собрании обители он был избран духовным руководителем Лавры.
Рассказывают, что в 1927 году отец Серафим предсказал архиепископу Алексию (Симанскому) будущее посвящение в Патриарха. Дар прозорливости не раз проявлялся в отце Серафиме и по отношению к прочим людям, в том числе простым, искавшим у него совета и благословения. Кроме того, он возвещал о грядущем усилении гонений на Церковь, что и произошло.
Через три года служения в должности духовника здоровье отца Серафима серьезно подпортилось. Сказались долгие пребывания в холоде, стояние на ледяном полу во время богослужения. Какое-то время он пытался скрывать свою болезнь, продолжал исполнять пастырский долг. Между тем состояние здоровья ухудшалось. А однажды он даже не смог подняться с постели.
В 1930 году, по благословению митрополита Серафима (Чичагова), он перебрался на жительство и служение в Вырицу. Тамошний климат лучше соответствовал его немощному состоянию. Вместе с ним, также с благословения митрополита, в Вырицу переселилась схимонахиня Серафима (Ольга Ивановна Муравьева) и двенадцатилетняя послушница Маргарита, их внучка. Отныне главное послушание двух этих близких страдальцу людей заключалось в уходе за ним.
Между тем к старцу тянулось огромное множество людей. Родные и близкие, опасаясь за его здоровье, хотели было ограничить круг общения, но он категорически заявил, что покуда хватит сил, будет принимать тех, кто имеет в этом нужду. Более того, отец Серафим, несмотря на физическую слабость, старался не ослаблять бдение, молитву и пост.
Священнослужители местной Церкви еженедельно причащали его Святых Христовых Таинств. Примерно в 1935 году Вырицкий пастырь принял на себя подвиг молитвы на камне, в подражание святому Серафиму Саровскому. Делал он это по мере возможности и сил, когда позволяло здоровье. После же того как Советский Союз вступил в войну с фашисткой Германией, отец Серафим стал молиться на камне ежедневно.
С самого начала Великой Отечественной войны он верил в Победу и не боялся говорить об этом оккупантам.
В 1945 году почила о Господе схимонахиня Серафима (Ольга Ивановна Муравьева). Отец Серафим, прозревая Божественную волю, понимал, что достаточно скоро произойдёт и его исход. Последние годы своей жизни он был прикован к постели, иногда даже не находил в себе сил отвечать на записки.
Святой старец Серафим тихо отошёл ко Господу 3 апреля 1949 года.
В августе 2000 года канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных в сонме Собора новомучеников и исповедников Российских.
Чин прославления в Санкт-Петербургской епархии был совершён 1 октября 2000 года. Богослужение возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров), которому сослужили архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл (Хазов) и около 30 священнослужителей. Торжественная Божественная литургия и молебен новопрославленному святому были отслужены в Казанском храме посёлка Вырица Ленинградской области.
Тропарь преподобному Серафиму Вырицкому, глас 4
Яко великаго молитвенника за землю нашу / и утешителя теплаго притекающих к тебе, / ублажаем тя, вторый русский отче Серафиме, / вся бо яже в мире красная оставил еси, / всем сердцем устремился еси к чертогам сладчайшаго Христа / и в годину лютых гонений образ кротости и смирения всем был еси: / не престай и ныне молитися за ны, // да в терпении обрящем путь покаяния / и с тобою выну славим Пресвятую Троицу.
Кондак преподобному Серафиму Вырицкому, глас 8
Крест приим свой, преподобне, радуяся, / нераздельным помыслом последовал еси Христу, / был купец еси воистину преславный, / яко не земное, но небесное сокровище стяжа / сего ради спасеся тобою мнози чада твоя, ихже возлюбил еси. / И ныне, отче наш Серафиме, молися // покаяние нам даровати и в разум истины приити.
Ин тропарь преподобному Серафиму Вырицкому, глас 3
Купец велик соделался еси, / преподобне отче Серафиме, / сый в мире, к многому богатству тленному / ты николиже сердца прилагал еси, / послушник истинен / и добродетелей подвижник, / егда же, вся оставль, / на крест монашества восшел еси, / дары Святаго Духа многи тебе дашася / и яко единаго от древних тя явиша / пророка, старца, / чудотворца и молитвенника, / столпа подвижником, спасения вождя. / Сего ради молим тя: // и нас премудро ко спасению управи.
Ин тропарь преподобному Серафиму Вырицкому, глас 4
Яко пресветлая звезда Российския земли, / возсиял еси в веси Вырицстей, преподобне Серафиме, / и, силою Святаго Духа наставляем, / светом чудес твоих страну нашу озарил еси духовно. / Темже и мы, притекающе ко гробу твоему, / умильно глаголем: // моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобному Серафиму Вырицкому, глас 5
Подражая богоносному угоднику Саровскому, / Духа Святаго благодать обильно стяжал еси: / Александро-Невския лавры крине благоуханный, / Вырицкия веси похвало, / сего ради и мы тебе зовем: / радуйся, преподобне Серафиме, // милостивый наш предстателю пред Господем.
Ин кондак преподобному Серафиму Вырицкому, глас 5
Уподобился еси древним отцем / и подвигом добрым подвизался еси, / благодатию Христовою просветився, / от Негоже прием дарования чудес, / недугующих исцеляти, / печальных и скорбящих утешати, / обидимых и гонимых защищати / и всем в нуждах сущим отраду / и скорое избавление подавати. / Сего ради, яко великаго чудотворца чтуще, / молим тя, чада твоя, преподобне Серафиме: // от всех бед избави нас молитвами твоими.
Ин кондак преподобному Серафиму Вырицкому, глас 3
Возрадуйся паки, граде святаго Петра, / и малая весе Вырица, возвеличися, / се бо светильник веры в тебе просиявает, / всеисцеляющий бальзам нам источается, / новоявленный бо великий чудотворец, / любве и покаяния наставник, / пророк и старец, // новый преподобный Серафим в тебе является.
Преподобный Серафим Вырицкий | Официальный сайт Гатчинской епархии
С Гатчинской епархией неразрывно связано имя преподобного Серафима Вырицкого.
Преподобный Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьёв) родился 31 марта 1866 года в деревне Вахромеево Ярославской губернии, в семье истинно верующих, благочестивых крестьян – Николая Ивановича и Хионии Алипьевны Муравьёвых. Девяти лет от роду мальчик лишился отца, а в десятилетнем возрасте, по приглашению односельчанина, уехал в Санкт-Петербург на заработки. Отрок получил работу рассыльного в одной из лавок Гостиного двора. С первых же шагов Василий проявил такое усердие, исполнительность и старательность, что заслужил полное доверие хозяина. В дальнейшем владелец конторы, где работал мальчик, стал поручать ему все более и более сложные дела, которые Василий всегда выполнял с усердием и в срок.
Однако, находясь под влиянием часто читавшихся в семье житий древних подвижников, Василий носил в своём сердце тайное, но неугасимое стремление к монашеской жизни. Однажды, когда ему было около четырнадцати лет, он в горячем порыве пришёл в Александро-Невскую лавру и поведал безызвестному нам старцу-схимнику о своём заветном желании. В ответ Василий услышал наставление, оказавшееся пророческим: до поры оставаться в миру, творить богоугодные дела, создать благочестивую семью, воспитать детей, а затем, по обоюдному согласию с супругой, принять монашество. Вся дальнейшая его жизнь в миру стала подготовкой к жизни иноческой.
Свободное время Василий делил между молитвой, чтением душеполезных книг и самообразованием. Обладая хорошими математическими способностями, Василий быстро овладевал коммерческими дисциплинами. Хозяин Василия высоко ценил нравственные и деловые качества своего работника — необычайное трудолюбие, исполнительность и несомненный коммерческий талант. Когда Василию исполнилось 16 лет, он назначил юношу на должность приказчика, а еще через год Василий Николаевич стал старшим приказчиком. В будущем же владелец конторы возлагал на него надежды как на компаньона. Это был удивительный и редчайший случай, ибо для того чтобы дослужиться до старшего приказчика, обычно требовалось не менее 10 лет.
По служебным делам молодому приказчику приходилось выезжать в Москву, неизменно бывал он и в обители Преподобного Сергия Радонежского. Здесь Василий Николаевич познакомился с известным духовником своего времени, старцем Варнавой Гефсиманским. Их духовное общение продолжалось около 20 лет. По благословению отца Варнавы Василий постоянно совершенствовал себя в чтении молитвы Иисусовой, всё время старался блюсти чистоту ума и противостоять греховным помыслам, а его духоносный наставник всегда помогал ему советами и святыми молитвами, оберегая молодого подвижника от мирских соблазнов и готовя его ко вступлению в будущем на иноческий путь.
Пока же Василию необходимо было выбрать себе спутницу жизни. Ею стала Ольга Ивановна, с которой в 1890 году по благословению отца Варнавы Василий и обвенчался.
Обладая большим опытом и имея прочные торговые связи, в 1892 году Василий Николаевич открыл собственное дело: организовал контору по заготовке и продаже пушнины. Значительная часть товара поставлялась за границу — в Германию, Австро-Венгрию, Англию, Францию и другие страны. Имея незаурядные способности, Василий Николаевич, тем не менее, не стремился к богатству и мирским почестям. Торговая деятельность была для него не способом умножить капитал, а необходимым средством для оказания помощи Церкви и ближним. В семье Муравьёвых уже тогда сложился обычай — после литургии в дни больших праздников в доме накрывали многие столы с самыми разнообразными кушаньями и зазывали с улицы на трапезу всех неимущих. После чтения «Отче наш» Василий Николаевич обычно произносил небольшую речь, рассказывая историю и смысл наступившего праздника, а затем поздравлял всех, кто пришёл под кров его дома. После трапезы хозяин всегда благодарил присутствующих за то, что они посетили его дом. На дорогу супруги обычно щедро наделяли гостей деньгами, вещами, продуктами и приглашали к следующему празднику.
В 1895 году в их семье родился сын Николай, а затем появилась на свет и дочь Ольга. Однако последняя отошла ко Господу еще младенцем, и после её кончины по обоюдному согласию и благословению отца Варнавы Василий и Ольга стали жить, как брат и сестра. Молитвы духовного отца помогали им устоять в этой решимости.
Молодой предприниматель всегда старался всемерно повышать уровень знаний и эрудиции. В 1895 году он стал действительным членом Общества для распространения коммерческих знаний в России и поступил на Высшие коммерческие курсы, организованные при обществе.
В 1905 году Василий Николаевич Муравьёв стал действительным членом Ярославского благотворительного общества — одного из крупнейших в России. Постоянными участниками общества являлись многие известные в то время иерархи и деятели Русской Православной Церкви, включая отца Иоанна Кронштадтского. Служение в обществе требовало от его членов не только материальной благотворительности, но и глубокой христианской любви к ближнему. В течение многих лет Василий Николаевич вносил свою лепту в добрые дела, совершаемые обществом. Многочисленные пожертвования Василий Николаевич старался совершать втайне от окружающих. Случалось, что он не раздумывая отдавал из дома последнее и при этом радовался несказанно.
В 1917 году для семьи Муравьёвых наступил новый период жизни. Мятеж и перемена власти лишили их торгового дела, и в этот период времени Василий Николаевич, свободный от мирских забот, как бы подытоживает прожитые годы, погружается в чтение творений святых отцов, изучение богослужебных книг, уединённую молитву.
13 сентября 1920 года В. Н. Муравьёв подал прошение в Духовный Собор Александро-Невской лавры с просьбой принять его в число братии. 29 октября 1920 года наместник лавры архимандрит Николай (Ярушевич) постриг послушника Василия Муравьёва в монашество с наречением ему имени Варнава в честь духовного отца, старца Варнавы Гефсиманского. Тогда же в Воскресенском Новодевичьем монастыре Петрограда была пострижена в монашество Ольга Ивановна Муравьёва с наречением ей имени Христина. Все имевшееся Муравьёвы пожертвовали на нужды обителей.
Вскоре брата Варнаву рукоположили в иеродиакона, поставив заведовать кладбищенской конторой. Послушание на кладбище доставшееся отцу Варнаве, было одним из наиболее сложных в обители. Страну охватило пламя междоусобной брани. В храмах Александро-Невской лавры отпевание следовало за отпеванием, панихида за панихидой. Провожать почивших, утешать родных и близких погибших… Это была первая школа духовного врачевания и наставничества, которую прошел будущий отец Серафим, вырицкий старец-утешитель. Активное участие принимал отец Варнава в деятельности Александро-Невского братства защиты святой православной веры
11 сентября 1921 года, в день усекновения главы святого Иоанна Предтечи — подвигоположника и покровителя монашества — митрополит Вениамин (Казанский) возвёл отца Варнаву в иеромонаха.
Служение отца Варнавы всегда отличалось неподдельной искренностью. Как вспоминают очевидцы, за Литургией лицо его озарялось духовной радостью, и не случайно, что на богослужения с участием иеромонаха Варнавы (Муравьёва) всегда собиралось множество народа. Все стремились послушать его проповеди, отличавшиеся простотой и доступностью. Сказывался многолетний опыт подвижничества в миру. Бывший петербургский купец хорошо знал жизнь людей разных сословий от простолюдина до утончённого интеллигента, их духовные нужды и затруднения. Именно в это время души многих верующих потянулись к простому и кроткому отцу Варнаве. Всё шире становился, круг его духовных чад, а у дверей его келий всё чаще стали появляться посетители, пришедшие за духовным советом и утешением.
Нелегко было монашествующим сохранять внутренний мир в это смутное время. Тем заметнее для всех в лавре были спокойствие отца Варнавы и его покорность воле Божией, удивительным образом сочетавшиеся с непреклонной решимостью следовать истине. В эти тревожные годы он стал настоящей опорой для братии, тяжко переживавшей как нападки на Церковь извне, так и внутрицерковные разделения и соблазны. Во всём: и в молитве, и на послушании, и в самоотверженном служении людям — подавал отец Варнава пример истинно монашеской ревности о Господе, трудолюбия и терпения. Отдавая безусловное предпочтение духовному, отец Варнава вместе с тем служил образцом собранного и скрупулезного ведения монастырских дел. Неудивительно поэтому, что в скором времени после описанных событий руководство и братия лавры решили избрать иеромонаха Варнаву (Муравьёва) членом Духовного Собора с назначением его на один из ключевых административных постов лавры — пост казначея.
В течение второй половины 1926 года архимандрит Сергий (Бирюков) стал готовить отца Варнаву к принятию послушания духовника. Перед тем как начать своё старческое служение, отец Варнава выразил желание облечься в великую схиму. При постриге он был наречён именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского, чудотворца, которому всеми силами стремился подражать отец Варнава в течение всей предыдущей жизни.
На поприще духовника Александро-Невской лавры иеросхимонах Серафим (Муравьёв) пребывал почти три года. Во время ежедневных многочасовых исповедей батюшке приходилось подолгу стоять на холодном каменном полу Свято-Троицкого собора. Главный храм лавры в ту тяжелую пору за недостатком дров почти не отапливался, и на стенах часто выступал иней. Постоянное переохлаждение, неимоверные физические и душевные перегрузки (сколько чужого горя принимал на себя старец!) постепенно дали о себе знать, и здоровье отца Серафима резко ухудшилось. Врачи признали одновременно межреберную невралгию, ревматизм и закупорку вен нижних конечностей. Боли в ногах усилились и стали невыносимыми. Настал день, когда отец Серафим просто не смог подняться с постели.
Медики настоятельно советовали выехать старцу из города в зеленую зону. В качестве климатического курорта была рекомендована Вырица. К лету 1930 года отец Серафим покинул город святого апостола Петра. Вместе с ним по благословению владыки в Вырицу отправились схимонахиня Серафима (в миру — Ольга Ивановна Муравьёва) и их двенадцатилетняя внучка Маргарита — юная послушница Воскресенского Новодевичьего монастыря. Они и прежде часто приезжали в лавру, навещая отца Серафима. Теперь уход за ним и забота о его здоровье стали главным их послушанием.
В то время, когда с куполов сбрасывали кресты, тысячами разоряли обители и храмы, когда в лагерях и тюрьмах томились десятки тысяч священнослужителей, Господь воздвиг в Вырице храм нерукотворный, живой — чистое сердце отца Серафима. В истории Церкви не раз случалось, что во времена самых жестоких гонений и упадка веры Господь посылал в помощь людям Своих особых избранников — хранителей чистоты Православия. Таким избранником в России 30-40-х годов стал святой преподобный Серафим Вырицкий.
Поначалу вырицкого подвижника посещали только самые близкие духовные чада, но вскоре к блаженному старцу вновь устремился нескончаемый людской поток. Ехали к нему богомольцы из северной столицы и других городов, стекались жители Вырицы и окрестных селений. В иные дни это были сотни посетителей, которые с раннего утра и до глубокой ночи «осаждали» келию старца. Часто приезжали целыми группами или семьями.
Обеспокоенные родные пытались оградить батюшку от излишних встреч, опасаясь за его и без того слабое здоровье, но в ответ подвижник твердо сказал: «Теперь я всегда буду нездоров… Пока моя рука поднимается для благословения, буду принимать людей!»
Для множества страждущих отец Серафим был благодетелем, который не только помогал духовно, но и практическими советами, устройством на работу, а также и деньгами через добрых людей. Благодарно принимая пожертвования от посетителей, старец зачастую сразу же раздавал их тем, кто терпел нужду. Сама жизнь старца была молитвою за весь мир, но она не удаляла его и от частного служения людям. Чем грешнее был человек, который приходил к отцу Серафиму, тем больше батюшка жалел его и слезно за него молился.
Подражая своему небесному учителю, вырицкий старец принял на себя новый подвиг. После переезда в дом на Пильном проспекте он молился в саду на камне перед иконой Саровского чудотворца. Это бывало в те дни, когда несколько улучшалось здоровье старца. Первые свидетельства о молении святого Серафима Вырицкого на камне относятся к 1935 году, когда гонители обрушили на Церковь новые страшные удары. С началом Великой Отечественной старец усилил подвиг моления на камне — стал совершать его ежедневно. Известно, что в самой Вырице, как и было предсказано старцем, не пострадал ни один жилой дом и не погиб ни один человек. С первых дней войны отец Серафим открыто говорил о предстоящей победе русского оружия.
В последние годы отец Серафим был совершенно прикован к постели. В некоторые дни состояние здоровья батюшки ухудшалось настолько, что он даже не мог отвечать на записки, которые передавали через келейницу. Но как только наступало хотя бы небольшое облегчение, батюшка сразу начинал прием страждущих.
Святой преподобный Серафим Вырицкий отошел к вечности 3 апреля 1949 года, в день празднования воскрешения праведного Лазаря.
Отпевание отца Серафима отличалось редкой торжественностью. «Мы не прощались с батюшкой, а провожали его в жизнь вечную», — вспоминают многие. 1 октября 2000 года, на юбилейном Архиерейском соборе иеросхимонах Серафим (Муравьёв) был прославлен в лике преподобных Русской Православной Церкви.
Житие по книге: Филимонов В. П. Житие преподобного Серафима Вырицкого. СПб.: «Сатисъ», 2000. С. 4-71.
Святой и преподобный отец наш Серафим Вырицкий
Преподобный Серафим Вырицкий (День памяти — 21 марта) |
13 сентября 1920 года Василий Муравьев поступил в Александро-Невскую Лавру в Санкт-Петербурге. Именно здесь Василий Мурьянов воспитывал свою божественную ревность в течение 45 лет.
19 октября 1920 года по благословению владыки Вениамина архимандрит Николай Ярушевич постриг и Василия, и Ольгу — Василий с именем Варнава в честь его и Ольги духовника, преп. Воскресенский Новодевичий монастырь. Первое послушание преподобного Варнавы было в качестве звонаря. Очень скоро он был рукоположен во иеродиакона и управляющего кладбищенской канцелярией.
Это было время Гражданской войны в России. У них была одна панихида (панихида в храме) за другой, и первой духовной школой преподобного Варнавы было слушать и утешать людей.
11 сентября 1921 года архиепископ Вениамин рукоположил Варнаву во иеромонаха. На Руси продолжались гонения на верующих людей, и никто из монахов, идущих утром в церковь, не знал, вернутся ли они ночью в свои кельи. Уже очень много людей в то время старались посещать богослужения, когда служил иеромонах Варнава. Его лицо во время Божественной литургии просветлялось радостью. Его проповеди были очень искренними, простыми и доходили до самых разных людей. Его 9Причиной тому был 0023 подвиг (подвижничество) как бывший купец в миру.
Вскоре после этого, прежде чем стать старцем и духовником Александро-Невской лавры, отец Варнава был пострижен в великую схиму с именем Серафим, в честь преподобного Серафима Саровского. Ольга Муравьева, инокиня Христиана, впоследствии получила Великую схиму с именем Серафима.
Между Василием Муравьевым и двумя святыми отцами — его духовником преподобным старцем Варнавой и преподобным Серафимом Саровским, именем которого Василий был назван еще при монашеской жизни, существовала мистическая связь. В писаниях старца Варнавы можно найти место, где он упоминает одного из своих духовных чад В. Н.М (Инициалы Василия Николаевича Муравьева), видевшего прекрасный сон:
«Шла я на службу в Никольский монастырь через лес, пытаясь найти тропинку. Вдруг увидела старца с мешком за плечом и топориком. Никольский монастырь и старец ответили: «Пойдемте, я вам покажу. Я сам туда еду». Я присмотрелся к этому старцу повнимательнее, узнал в нем преподобного Серафима Саровского и спросил: «Батюшка, вы отец Серафим?» Старец ответил: «Да, я Серафим», и они пошли дальше. Отец Серафим остановился возле небольшого пня, сел на него и поставил на землю свой мешок и топор. Я сел рядом с ним. Сбоку очень неожиданно появился отец Варнава и сел рядом со мной так что я оказалась между обоими старцами, которые очень обрадовались, обнялись и поцеловались друг с другом и начали говорить, но я не могла понять о чем они говорили и проснулась.. ..»
Когда Василий рассказал о своем сне своему старцу Варнаве, старец засмеялся: «Ты сидел между нами, все слышал и не мог понять, о чем мы говорили?»
Уже в конце 1920-х годов старец Серафим был известен как целитель. Одна бесноватая женщина исцелилась сразу после того, как старец Серафим помолился над ее головой и помазал ее святым маслом из своей лампады.
Почти 3 года духовником Александро-Невской Лавры был иеросхимонах Серафим. К нему на исповедь приходило так много людей, что иногда он мог по два дня выслушивать исповеди, стоя на холодном каменном полу, без перерыва. Но о. Серафим не думал о себе. Разумеется, такие физические и душевные нагрузки (сколько горя стольких людей он возьмет на себя!) вскоре обернулись серьезными проблемами со здоровьем. Вскоре врачи диагностировали межреберную невралгию, ревматизм и венозный застой ног. Долгое время о. Серафим никому об этом не сказал и продолжал служить. И на его лице всегда была такая светлая и радостная улыбка, что никто из братства и подумать не мог, что у их Старейшины такая физическая боль. Только его голос иногда становился очень тихим. Однако однажды отец Серафим просто не мог встать с постели.
Отец Серафим со смирением принял болезнь, как новое послушание. Он прославлял имя Божие: «Я грешник и не заслуживаю даже этой болезни. Есть так много людей, которые страдают от более страшных болезней!» Врачи прописали смену климата, но о. Серафим знал о грядущих для братства темных временах и хотел разделить с ними страдания. Однако у Бога был другой план для него.
Митрополит Серафим (Чичагов), врач по образованию, изучил историю болезни о. Серафима и тут же благословил его на переезд в Вырицу. К лету 1930-х годов старец Серафим покинул Благословенный Град апостола Петра, как называют Санкт-Петербург. По благословению митрополита, схимонахины Серафимы (в миру Ольги Ивановны Муравьевой) и их двенадцатилетней внучки Маргариты, молодой послушницы Воскресенского Новодевичьего монастыря, часто посещавшей о. Серафима в Александро-Невской лавре, пошел к нему по послушанию, чтобы помогать и заботиться о нем.
Вскоре кровавая волна репрессий захлестнула всю Петербургскую епархию. В ночь с 18 на 19 февраля32 большевики арестовали более пятисот монахов. Монастыри были полностью разрушены. В церковной истории не раз случалось, что в самые жестокие времена гонений на Православную Веру Бог посылает особых мужей Божиих, которые являются хранителями чистоты Православия. В 30-40-е годы одним из них стал преподобный Серафим Вырицкий. В то время он писал стихи как пророчества о будущем России. Эти стихи запомнились очень многим, дошли до тюрем и лагерей. Он тогда был очень болен, но на Вырице уже не ходил к врачам, говоря: «Да будет на все воля Божия. Болезнь — это школа смирения, где действительно узнаешь о своей немощи». Вскоре потоки людей двинулись на Вырицу. У кельи старцев днями и ночами собиралось множество людей. Когда его родственники беспокоились о нем и состоянии его здоровья, старец Серафим отвечал им: «Теперь я всегда буду болеть. Пока я могу поднять руку, чтобы благословить людей, я буду встречаться с ними».
Отец Серафим всегда приглашал в первую очередь тех, кто больше всего в нем нуждался. Каждый раз выходила послушница и звала кого-то по имени и городу, где этот человек стоял и откуда приехал. Было загадкой, откуда Старейшина мог все это знать.
Для очень многих о. Серафим был благотворителем, который помогал им не только духовно, но и дельными советами, помогая найти работу и деньги через добрых людей. Очень часто он с благодарностью принимал деньги от своих посетителей, но о. Эти деньги Серафим сразу отдал тем, кто в них нуждался. Если кто-то давал ему одежду, о. Серафим всегда находил, кому их отдать.
Старец Серафим всегда был очень строг к себе. Он всегда был в посте, всенощном бдении и молитве. По понедельникам, средам и пятницам старец вообще ничего не ел. Иногда он не ел ничего по несколько дней. Окружающие его люди иногда думали, что он уморил себя голодом. Трудно назвать едой то, что он ел в те дни: в некоторые дни он съедал часть просфоры и пил немного святой воды. В другие дни он не ел ни одной картофелины, а ел тертую морковь. Очень редко он выпивал чашку чая с очень маленьким кусочком хлеба. Священники храма Казанской иконы Божией Матери на Вырице ежедневно причащали его.
Подражая своему небесному учителю, преподобному отцу Серафиму Саровскому, он предпринял на себе новый подвиг. Он молился в саду на коленях на камне перед иконой Саровского чудотворца. Это происходило в те дни, когда его здоровье было очень плохим. Первые свидетельства о молении преподобного Серафима Вырицкого на скале относятся к 1935 году, когда на Церковь вновь обрушились гонители. Десять лет терпел старец этот подвиг. На самом деле это было мученичество во имя любви к ближнему. Со многими горячими слезами святой старец молился Богу о возрождении Русской Православной Церкви и о спасении всего мира.
Люди действительно не знали, когда он спал. Всякий раз, когда кто-нибудь открывал дверь его камеры, он находил его на коленях плачущим и молящимся, воздев руки к небу, не замечая ничего вокруг себя.
Фр. У Серафима было много посетителей. Много раз в 30-е годы к нему в камеру приходили чекисты и обыскивали его вещи. Однажды пришли чекисты арестовывать старца, но люди, жившие с о. Серафим в доме попросил вызвать врача для подтверждения его состояния здоровья. Когда пришел врач, он подтвердил, что здоровье о. Серафим был в очень тяжелом состоянии и не позволил перевезти его в другое место. В другой раз, когда снова пришли чекисты, о. Любовь Серафима покорила их. Внезапная духовная перемена в душе начальника заставила их покинуть дом, не тронув смиренного старца.
Львы были послушны преподобным отцам Антонию Великому и Зосиме, медведи преподобным Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому. И самые жестокие звери в образе человека были послушны о. Серафим Вырицкий.
В 1941 г. Николай Муравьев, сын о. Серафима, был арестован и расстрелян. Новое горе пришло в жизнь старца.
Фр. Серафим знал о грядущей Второй мировой войне и о страшных годах ее для России. Когда нацисты напали на Россию, о. Серафим стал каждый день молиться на камне в своем саду. В 1941 Фр. Серафиму было 72 года, и здоровье его было плохим, и родственники помогали ему дойти до той скалы, а иногда просто несли его туда. Близкие просили его прекратить эту молитву на скале, так как видели, как тяжело ему физически. Икону поставили на молодой яблоне у той скалы. Он будет молиться на скале столько, сколько сможет. Иногда час, иногда два, иногда несколько часов. Без слез нельзя было смотреть на его страдания. Его просили прекратить этот подвиг и помолиться в своей келье, но он не пощадил себя. Сам Бог помог ему совершить этот подвиг! Так продолжалось все четыре года войны для России.
Известно, со слов самого старца, что ни один дом на Вырице не был разрушен во время той войны. И ни один мужчина из Вырицы не был убит. Еще одним чудом было то, что когда фашисты были готовы занять Вырицу, они отправили туда тех солдат, которые были православными румынами. И если церковь Казанской иконы Божией Матери была закрыта, но, Слава Богу!, не разорена большевиками в 1938 году, то по многочисленным просьбам народа она была вновь открыта. Поначалу люди чувствовали себя в храме очень неловко, рядом с ними стояли оккупанты в нацистской форме, но, увидев, что они молятся и крестятся, как того требует церковь, перестали волноваться.
Когда нацисты услышали о пророчествах Старца, они тоже пошли к нему в гости. И как прежде с чекистом, о. Серафим мог обезоружить незваных гостей с помощью свыше. Прежде всего они были поражены, когда он приветствовал их своим хорошим немецким языком, которому он научился еще в годы, когда был купцом и часто бывал в Берлине и Вене, работая с немецкими и австрийскими компаниями. Один нацист спросил его, когда немцы возьмут Петербург. Старец ответил, что этого никогда не будет и немцы скоро уйдут из России, и человек, задавший этот вопрос, живым домой не вернется и будет убит под Варшавой. Один из тех румынских офицеров, посетивших Вырицу в 1980-х поклониться могиле старца. Он нашел людей, живших в Вырице во время войны, и подтвердил судьбу человека, задавшего этот вопрос.
В 1945 году скончалась схимонахиня Серафима (Ольга Николаевна Муравьева, жена Василия Муравьева, будущего преподобного Серафима Вырицкого). о. Серафим знал и говорил о том, что разлука ненадолго и скоро они встретятся в вечной жизни.
В последние годы жизни старец Серафим был прикован к постели. Ему был открыт час его упокоения. Накануне он благословил своих домочадцев иконами преподобного Серафима Саровского и велел матушке Серафиме, своей келейнице (мирянке), помнить о ее ребрах во время его отпевания. (Это предупреждение было пророческим — во время похорон, так как из-за очень большого скопления народа у матушки Серафимы было сломано два ребра.)
Рано утром явилась ему во всем великолепии Пресвятая Богородица. Правой рукой она указала на небо. Старец Серафим рассказал об этом своим домочадцам и сказал: «Сегодня не могу принимать гостей», и благословил позвонить о. Алексей Кибардин. Были прочитаны акафисты Пресвятой Богородице, Святителям Николаю и Серафиму Саровским. После причастия старец Серафим благословил читать Псалтирь и Святое Евангелие. Ближе к вечеру батюшка попросил посадить его на стул, и он начал молиться. Во время молитвы он иногда спрашивал, который час. Около 2-х часов ночи он благословил прочесть молитву об исходе души, затем перекрестившись со словами: «Господи, спаси и помилуй весь мир!», удалился в небесную обитель.
Три дня нескончаемый поток людей посещал гроб Старейшины. Все заметили, что руки старца были очень мягкими и теплыми, как будто он был живым. Некоторые люди чувствовали запах аромата возле его гроба.
В первый день после кончины старца Серафима исцелилась слепая девушка. Мать подвела ее к своему гробу и сказала: «Поцелуй дедушке руку». Вскоре после этого девушка начала видеть.
На почетном погребении преподобного Серафима Вырицкого было три больших хора: Казанского, Петропавловского на Вырице и Духовной Академии и Семинарии. В этот день по благословению митрополита Санкт-Петербургского Григория занятия в Академии и Семинарии были отменены. Одним из учеников, стоявших у гроба старца, был будущий патриарх всея Руси Алексий II.
Святой и преподобный отец Серафим Вырицкий скончался 3 апреля 1949 года.
Святой отец Серафим, моли Бога о нас!
В.П. Филимонов, Журнал «Церковный вестник»
Перевод Миры Паркер
См. также:
http://serafim. com.ru/site/nstr_3.html
http://serafim.com.ru/site/nstr_1_01.html
http://serafim.com.ru/site/nstr_1_02.html
Примечание переводчика: Чудо преподобного Серафима Вырицкого
Вот так… Я здесь, в Америке, перевожу эту очень интересную статью о преподобном Серафиме Вырицком в течение последних нескольких недель, просматриваю очень много фотографий, подробностей его жизни, его икон и т. д. Вырица находится недалеко от Санкт-Петербурга. В Петербурге, и я читал, как преподобный Серафим молился во время Великой Отечественной войны за всех солдат, за Россию, за весь мир, и как он говорил румынским нацистам, которые приходили задавать вопросы, что немцы никогда не возьмут Ленинград…
I тронут…
Занимаясь всей этой работой, я вспоминаю о своем дяде, которого никогда не видел, погибшем во время ВОВ под Ленинградом (Санкт-Петербург). Моя семья не знала, где его могила и когда это произошло. Мама сказала, что в 1943 получили телеграмму о том, как он пропал. Это старший брат моей мамы. Моя мама много раз рассказывала мне эту историю. Его жена была очень красивой и больше никогда не выходила замуж, потому что ждала его возвращения домой. Моя бабушка ждала его всю свою жизнь. Дочь росла, не помня его.
Итак… Читаю и в какой-то момент подумал: «Мой дядя был там на войне, когда преподобный Серафим Вырицкий молился на скале 1000 дней. Дядя был так близко к тому месту… Хорошо бы когда-нибудь найти его могилу…» Я знаю, что мои родственники пытались это сделать и раньше, но безуспешно.
Я отправил свой перевод Джону Санидопулосу, который хочет опубликовать его в своем блоге. А на следующий день (вчера) мне позвонила Мама и сказала, что нашли в Интернете, где мой дядя был похоронен в январе 1943 года под Санкт-Петербургом. В братской могиле.
Она мне об этом рассказала, и я вспомнил одну из фотографий преподобного Серафима Вырицкого, которая мне так нравится. Я знал, что это он помог. Знаете, я много думал о нем в эти несколько недель, о его жизни, его семье, его жене, его подвиге. И в течение нескольких лет я молился за своего дядю, которого никогда не видел. И теперь его дочь собирается посетить его могилу в этом месяце.
Раньше такого не было. Это произошло не через месяц и не через неделю. Это случилось как раз в то время, когда я читал, переводил и думал о нем здесь, в Америке, и мои родственники снова начали искать информацию о моем дяде в ЭТО время, находясь там, в Казахстане. Разве это не ЧУДО? 🙂
Слава Богу за все!
Молитвенник большой на русском языке в твердом переплете из натуральной кожи
Большой молитвенник на русском языке | Натуральная кожа | Твердый переплет | Ручная работа | Православные молитвы | 17×11 см | Средний формат | Сборник молитв|
В этом сборнике молитв собрано множество редких молитв, составленных святыми, подвижниками, старцами и праведниками Православной Церкви.
Молясь, мы должны понимать, что мы сами нуждаемся в молитве в первую очередь, слова молитв, которые мы читаем, учат нас, как жить и чего хочет от нас Бог.
В молитвенник также вложены краткие поучения, которые необходимо знать каждому христианину.
И да защитит, сохранит и сохранит Господь всех, кто читает эти молитвы на всех путях жизни.
Помоги тебе, Господи!
________________________________________________________________________________________________________
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Страниц: 456
Размер: 17×11 см
Переплет: жесткий, кожаный
Бумага: офсетная
Русский язык
________________________________________________________________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ — 3
Утренние молитвы — 4
Молитвы к грядущей мечте — 29
ПРЕДИСЛОВИЕ — 52
О даровании молитвы — 58
Сокращенное молитвенное правило преподобного Серафима Саровского — 58
Молитва Господня — 59
Песнь Пресвятой Богородицы — 5 9
Кредо — 59
Краткие молитвы перед началом всякого дела — 60
Молитва преподобному Антонию Оптинскому о начале всякого дела — 61
По окончании всякого дела — 62
О даре разумения — 63
Ежедневная молитва св. Филарет Московский — 65
Молитва Пресвятой Богородице Святителя Филарета Московского — 66
Молитва Святителя Димитрия Ростовского — 67
Плач Божией Матери — 68
Молитва Святителя Иоасафа Белгородского на каждый час — 69
Молитва Пресвятой Богородице о духовнике — 69
Молитва о духовнике — 71
Молитва о даровании молитвы — 72
Господи Иисусе Христе Сыне Божием! — 73
Молитва Оптинских старцев о даровании Иисусовой молитвы — 74
Молитва Пресвятой Богородице (от имени одного человека) — 76
Молитва человека, страдающего рассеянностью, невнимательностью, нерадивостью в молитве — 78
Молитва святителю Василию Великому — 78
Молитва о болезнь и скорбь — 80
Молитва перед Святыми Евангелиями — 80
Молитва после чтения Святых Евангелий — 81
Молитва перед чтением духовных книг — 81
Призыв помощи Святого Духа на всякое доброе дело — 82
Тропарь, глас 2 — 82
Кондак, глас 6 — 83
Молитва на освящение всякой вещи — 84
Молитва на принятие просфоры и св. воды — 84
Наставление св. Серафим Вырицкий — 85
Молитва перед едой — 87
Молитва о благословении пищи и пития мирянам — 88
Молитва после еды — 88
Молитва перед выходом из дома, Св. Иоанн Златоуст — 90
П луч для сохранение дома и живущих в нем — 90
Молитва святителю Николаю Сербскому — 91
Молитва схиархимандриту Виталию — 92
Молитва о благословении дома — 93
Молитва о вступлении в новый дом — 94
О спасении дома от огонь — 95
МОЛИТВЫ В ПУТЕШЕСТВИИ И ПАЛОМНИКЕ
Молитвы при выходе из дома ко Господу — 96
Молитва в храме — 96
Молитвы перед отъездом — 97
О путешественниках
Тропарь, глас 2 — 97
Кондак, глас 2 — 98
Молитва — 98
Молитва Пресвятой Богородице от человека, желающего идти в путь — 99
Молитва водящая — 104
Молитва перед отплытием — 105
Молитва перед вылетом в авиаперелет — 105
Как защититься от колдуна — 106
Молитва священномученику Киприану — 108
Молитва от страховки — 109
Молитва от чародейства — 110
90 016 Тропарь Кресту — 111Стихиры Честному Животворящему Кресту — 112
МОЛИТВЫ ОБ ИЗГОНИИ ЗЛОГО ДУХА И О СОХРАНЕНИИ ОТ ДЬЯВОЛА
Три молитвы, возносимые в начале дня
Молитва 1-я — 113
90 016 Молитва 2-я — 113Молитва 3-я — 115
МОЛИТВЫ ЗАДЕРЖАНИЯ
Задержания Молитва — 116
Молитва преподобного Макария Египетского — 120
Молитвенное воздыхание ко Господу Иоанну Кронштадтскому — 120 9001 5
Молитва святому праведному Иоанну Кронштадтскому — 121
При бедствиях и нападениях врагов
Тропарь, глас 4 — 122
Кондак, глас 8 — 122
Псалом 90 — 122
Молитва Святому Животворящему Кресту — 124 9 0015
Догматик, голос 1 — 125
Псалом 90 из Псалтири Божией Матери — 125
Молитва из Псалтири Божией Матери — 126
Молитва пред чудотворной иконой «Искупительница» — 126
Небесные силы
90 016 Тропарь, глас 4 — 129Кондак, глас 2 — 129
Молитва Архангелу Михаилу грозному воеводе — 130
МОЛИТВЫ АРХАНГЕЛАМ
Понедельник — 131
Вторник — 132
9 0016 Среда — 133Четверг — 133
Пятница — 134
Суббота — 134
Воскресенье — 135
Молитвы Небесным Силам — 136
Молитва призывания Ангела Хранителя — 138
Молитва Святому Ангелу — 138
Святитель Николай Чудотворец — 141
Молитва возлюбленному святому — 143
Преподобному Амвросию Оптинскому
Тропарь, глас 5 — 143
Молитва — 144
Молитвенное правило преп.
Амвросия Оптинского, читаемое во время скорби и искушения — 146Инструкция Оптинских старцев — 165
Краткая молитва о ближнем — 167
Молитва по соглашению — 167
МОЛИТВЫ О БЛИЖНИХ
Молитва 1-я — 168
Молитва 2-я — 169
Молитва 3-я 169
Молитвы Пресвятой Богородице
Молитва 1-я — 170
Молитва 2-я — 170
Молитва 3-я — 171
МОЛИТВЫ НЕКОТОРЫМ СВЯТЫМ
9 0016 Святому Иоанну Воину — 172Святым и Благородным князьям и мучеников Бориса и Глеба — 173
Преподобных Феодора и Василия Печерских — 174
Св. вел. и победи Георгия — 175
Святой Архангел Михаил — 176
Святой Архангел Гавриил — 177
Блаженная старица Матрона — 177
Святой мученик. Гурия, Самон и Авив — 178
Святой мученик Трифон — 180
Святой рав. Княгиня Ольга — 182
Святые угодники — 183
Преподобный Никандр Псковский — 185
Святая блаженная Ксения Петербургская — 186
Преподобный Сергий Радонежский — 187
Молитва о дар терпения — 188
Молитва Господа в помощь и сохранение на жизненном пути — 189
О умножении любви и искоренении всякой ненависти и злобы
Тропарь, глас 4 — 189
Кондак, глас 5 — 190
Молитва от гнева — 190
Молитва о примере воюющих — 191
Молитва о том, чтобы Господь умудрил нас как поступать правильно — 193
Молитва о врагах — 193
Молитва о гонителях святителя Иоанна Кронштадтского — 193
Молитва Господу о помощи святителю Иоанне Кронштадтском — 194
МОЛИТВЫ ОБ ИЗБАВЛЕНИИ ОТ ИСКУШЕНИЯ
Молитва преподобного Симеона Нового Богослова — 194
Молитва против антихриста — 195
Молитва святителя Нектария Оптинского — 195
Молитва гонимого святителя Игнатия Брянчанинова — 196
МОЛИТВА ОТ СУТОДЫ
(протоиерей Иоанн Кронштадтский) — 198
МОЛИТВА ОТ ВРАГА — 198
МОЛИТВА ОБ ИСЧЕЗНОВЕНИИ ЗЛА СРЕДИ ВОЯЩИХ — 198
Молитва иерея Сергия — 199
Молитва Святому и Животворящему Кресту Господню — 199
Молитва к Святейшему Богородицы Псково-Печерского старца схимагумена Саввы — 199
Тропарь перед иконой Божией Матери: «Семь стрел» или «Умягчение злых сердец» — 200
Тропарь иконе Божией Матери «Скоропослушница»
Тропарь, глас 4 — 200
Кондак, глас 8 — 201
Молитва св. Иоанна Кронштадтского «Любовь к людям» — 202
Молитвы за ближнего человека. Иоанн Кронштадтский
О гордых и строптивых — 202
О злых — 203
О сребролюбивых и жадных — 203
О завистниках — 203
О пьянице — 204
О обжоре — 204
Молитва Богородице об обращении заблудшего преподобного Гавриила Новгородского — 205
О заключенных
9 0016 Тропарь, голос 2 — 206Кондак, глас 5 — 206
Молитва — 206
Молитва именинная — 207
Молитва в день нового года — 208
Молитва перед исповедью, преп. Симеону Новый Богослов — 209
После исповедания грехов — 210
Молитва о прощении забытых грехов, свт. Варсонофий Великий — 210
Благодарственная молитва, возносимая после Божественной литургии — 211
Молитва пророку Божию Илии о защите от голода — 212
Молитва от голода — 213
МОЛИТВЫ К ГОСПОДУ
Смиренная молитва сладчайшему Господу Иисусу — 215
Молитва святителя Тихона Задонского — 216
Древняя молитва — 216
Молитва перед проповедью — 218
Молитва о Святой Церкви — 218
Молитва ко Господу — 219
Молитва о христианской смерти — 221
Молитва больных — 223 9 0015
Стихира «Еще и всегда » — 224
Молитва иеросхимонаха Парфения Киевского — 225
Молитвенное воздыхание ко Господу, иеросхимонаха Парфения Киевского — 229Молитва преподобного Ефрема Сирина — 231
МОЛИТЕСЬ ER К РАСПЯТОМУ ХРИСТУ — 232
МОЛИТВА СВЯТОМУ И ЖИВОНИМАЮЩЕМУ КРЕСТУ ГОСПОДУ — 233
КРЕСТНАЯ МОЛИТВА — 233
МОЛИТВА ПРИ ПОЛОЖЕНИИ КРЕСТА — 234
Молитва Господу нашему Иисусу Христу о мире между людьми — 234
Молитва за прекращение в мире войн и прочего зла, которое встречал в народной жизни митрополит Вениамин (Федченков) — 235
Молитва о единении архимандрита Софрония Сахарова — 235
Молитва о спасении Отечества — 237
Молитва за православный народ — 239
Молитва Божией Матери «Государь» — 240
Молитва Святому Царю мученику Николаю — 242
Благодарение за всякое благодеяние Божие
Тро парион, глас 4 — 243
Кондак, глас 3 — 244
Похвальная песнь святителю Амвросию, епископу Медиоланскому — 244
Благодарственный молебен (из молебна) — 246
О МОЛИТВЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ — 247
НА ПЕРЕХВАТ КОРОЛИЦЫ НЕБЕСНОЙ — 248
ТОЛКОВАНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ПРАВИЛА — 250
Польза от чтения Богородичного Правила — 252
Молитвы Пресвятой Богородице — 254
Молитва — 255
Молитва — 256
Молитва Пресвятой Богородице — 257
Милосердная — 258
Молитва Богородице — 259
Стихира, гл. 1 — 260
Молитва — 260
МОЛИТВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ О ПЕРЕХВАЧЕ В ЖИЗНИ, СМЕРТИ И ПОСЛЕ СМЕРТИ — 262
Молитва пред чудотворной иконой Пресвятой Богородицы «Возмездие умом»
Тропарь, глас 4 — 263
Кондак, глас 2 — 264
Молитва — 264
Молитва — 266
Молитва — 267
Возблагодарим Приснодеву за бесчисленные дары и благодатные дары, которые мы получили и всегда получаем от Нее — 269
Тропарь, глас 4 — 271
Кондак, глас 6 — 271
Кондак Инь, глас 8 — 272
Величие — 272
МОЛИТВЫ ОБ ИСЦЕЛЕНИИ ОТ БОЛЕЗНИ — 273
Тропарь, глас 4 — 273
Кондак, глас 2 — 274
Молитва — 274 90 015
Молитва за больных — 275
Молитва в болезни — 277
Молитва больных — 277
Молитва об исцелении — 278
Молитва наедине, от имени больного — 279
Молитва святым врачам — 280
ПРАВИЛО БОЛЕЗНИ — 2 81
Молитва Святому Великомученику и целителю Панелимону, преподобному Иеремии (Пустыннику) — 283
МОЛИТВЫ О ПОМОЩИ В СЕМЕЙНЫХ НУЖДАХ
Молитва девичьей о замужестве — 286
Молитва супругов, не имеющих детей — 287
Молитва при беременности — 288
Молитва о семейных разногласиях — 290
Утренняя молитва за благословение детей — 292
МОЛИТВЫ ЗА ДЕТЕЙ
Молитва 1-я — 294
МОЛИТВА ОТЦ ИЛИ МАТЬ ЗА ДЕТЕЙ
Молитва 1-я — 295
Молитва 2-я — 297
Молитва 3-я — 299
Молитва Божией Матери о детях — 300
Великомученику Евстафию Плакиде — 300
Молитва всем святым и бестелесным небесным силам — 302
Молитва Ангелу Хранителю — 303
9 0016 Молитва Ангелу Хранителю — 303МОЛИТВЫ НА ПОМНЕНИЕ
О живых — 304
Об усопших — 305
Молитва о всех христианах святителя Феодосия Печерского — 305
ПОМНИК 9001 5
О живых — 308
Об усопших — 312
Молитва за всех вообще в вере усопших православных христиан — 313
КАНОН НА ОТДЕЛЬНУЮ Субботу (МЯСО)
Молитва 1 — 313
Молитва об исходе душа из тело — 316
Молитва — 317
МОЛИТВЫ ОБ Освящении засеянного поля
Молитва об освящении засеянного поля — 320
Молитва о благословении семян на посев — 321
9001 6 Молитва о сохранении урожая и сады — 322Молитва о безопасном рытье колодца — 323
Молитва перед посадкой деревьев — 324
Перед посадкой пчел в новый улей — 325
Об умножении пчел — 326
После срезания нового меда с улья я — 327
МОЛИТВЫ О ПОГОДЕ
Молитва во время бездождя (засухи) (творение Каллиста, Патриарха Константинопольского) — 328
Во время непрерывных дождей — 329
Во время грозы — 331
О прекращении сильного ветра, морской бури и волнения воды — 332
Обращение к Божией Матери и святым во всех нуждах и болезнях — 335
Молитва общая любому святому или святому — 336
Заметки о здравии или упокоении близких — 337
О молитвах — 338
Молящийся в недугах и жизненных нуждах — 339
Молитвенное заклинание святого, имя которого ты носишь — 344
КРАТКИЙ СПОСОБ ИЗБАВЛЕНИЯ ВЗРЫВНЫХ МЫСЛЕЙ — 345
Молитва от злых помыслов — 346
Молитвы при нечистых помыслах и желании согрешить или унынии, отчаянии, тоске — 346
Молитвы от смерти и избавления от блудных, дурных и злых помыслов (сборник схиигумена Саввы) — 347
Псалом 3 — 347
Молитва 1-я — 348
Молитва 2-я — 349
Молитва 3-я — 359
Молитва 4-я — Пресвятой Богородице ос — 351
Молитва против блуда — 352
Молитва во время борения плотского Преподобному Макарию Оптинскому — 353
Молитва преподобной Марии Египетской — 354
Молитва мученику Фоме Египетскому — 354
Молитва преподобному Моисею Угрину — 356
Тропарь ион, тон 4 — 356
Молитвенный призыв к Пресвятой Богородице о сохранении девства и чистоты — 357
При унынии — 357
Благодарственный молебен — 358
Краткие молитвы святителя Феофана Затворника — 360
Молитва о тщеславных помыслах св.