Имя князя крестившего русь: имя князя крестившего Русь и в каком году это было? Какие условия выдвинул для своего…

Сокровенные имена русских князей • Конспект эпизода • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсРождение, любовь и смерть русских князейЛекцииМатериалы

Краткое содержание второго эпизода из курса Федора Успенского «Рождение, любовь и смерть русских князей»

Принятие христианства на Руси внесло сумятицу в имянаречение княжеских отпрысков. После крещения все князья оказались в двойственном положении: с одной стороны, им было необходимо поддерживать внедрение христианской веры и подавать пример новообращенным христианам, с другой — им было очень важно сохранить архаичные традиционные имена, под которыми они правили, которые были привычны и понятны для их окружения и подданных.

Таким образом, у Рюриковичей появилась так называемая двуименность, и, начиная с Владимира Святого, крестившего Русь, каждый князь носил как минимум два имени — родовое и христианское.

С точки зрения изменений в употреблении имен, дававшихся при крещении, интересна история имянаречения семьи Владимира Мономаха. Русским князьям было запрещено надолго оставаться вдовцами, поэтому, потеряв жену, Владимир сразу же женился повторно. Проблема заключалась в том, что от первого брака у него осталось много детей, которых уже нарекли родовыми именами, и как назвать детей от второго брака, было неясно. И тогда был найден интересный выход: Владимир Мономах стал давать своим младшим детям крестильные имена недавно скончавшихся предков. То есть впервые христианские имена стали использоваться как имена единственные. 

«Появляются князья, которым уже не очень нужно носить по два имени: у них одно имя, оно христианское и оно в себе совмещает все, что нужно. Оно династическое, оно христианское, то есть связано с определенным святым, и оно связано с именем недавно скончавшегося предка.
     Интересно, что первые из таких имен — это не какие-то случайные христианские имена, а имена Василько, Роман и Давыд, то есть крестильные имена предков Рюриковичей Владимира (Василия) Святого, Бориса (Романа) и Глеба (Давида)».

Федор Успенский 

Если обратиться к материалу имен поздних Рюриковичей, правивших после монгольского нашествия, мы увидим, что запрет на использование имени живого родственника с приходом христианских имен соблюдается не так строго и появляется много князей-тезок. Система двуименности со временем начинает давать трещины и становится только помехой. При этом чтобы различать тезок князя-отца от князя-сына, им всегда назначаются разные патрональные святые. Скорее всего, это строгое правило являлось неким отголоском того древнего запрета на использование имени живого отца.

«Теперь если появляется какой-нибудь князь Иван Иванович,

то это значит, что у отца патрональный святой Иван Креститель, а у сына — Иван Лествичник. Или Василий Васильич, у отца — 
Василий Великий, а, скажем, у сына — Василий Парийский».

Федор Успенский

В более позднее время Рюриковичи по-прежнему пользовались двуименной моделью имянаречения, только теперь она трансформировалась из языческо-христианской двуименности в двуименность публичную и семейную. То есть правитель XIV–XVI веков обладает теперь христианским династическим именем, которое известно всем, и именем семейным, дававшимся по святцам и используемым только в домашнем кругу. Таким образом, даже претерпевая некоторые изменения, система династических имен не меняет правил кардинально. Остается главная модель — двойная генеалогия, мир предков и мир святых. Это разделение остается актуальным на протяжении всей истории династии.

«Например, человек рождается на день святого Тимофея. Поскольку под именем Тимофей править нельзя (не было такого династического имени, не было предков с таким именем), то он получает имя Иван, а Иванов было пруд пруди. Вполне себе династическое имя московских князей. Под ним он и правит. А в семье для чрезвычайно близкого круга он остается Тимофеем. И для, например, своего духовного отца. 
     Таким образом, христианское имя связывает каждого Рюриковича с миром небесных покровителей, тогда как родовое имя связывает с миром предков».

Федор Успенский   

Радио ArzamasНовые «Точки опоры»!

Культуролог Анна Шмаина-Великанова рассказывает о том, что авторы библейских книг думали о вещах, которые волнуют нас и сегодня. В шестом эпизоде — продолжение разговора о свободе и власти в Книге Судей

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Лекции

9 минут

1/6

Как выбрать имя для князя

Откуда у Рюриковичей скандинавские имена, как разобраться в череде Святославов, Владимиров и Мстиславов и почему имя определяет судьбу человека

Читает Федор Успенский

Откуда у Рюриковичей скандинавские имена, как разобраться в череде Святославов, Владимиров и Мстиславов и почему имя определяет судьбу человека

12 минут

2/6

Сокровенные имена русских князей

Почему у князей было два имени, языческое и христианское, и куда одно из них потом делось

Читает Федор Успенский

Почему у князей было два имени, языческое и христианское, и куда одно из них потом делось

15 минут

3/6

Как женились и разводились Рюриковичи

Почему русский князь не мог быть холостым, как брак стал геополитическим орудием и откуда отец Мономаха знал пять языков

Читает Федор Успенский

Почему русский князь не мог быть холостым, как брак стал геополитическим орудием и откуда отец Мономаха знал пять языков

13 минут

4/6

Русские женихи и половецкие невесты

Кто такие половцы, какую роль они сыграли в истории России и почему Рюриковичи так любили брать в жены половчанок

Читает Федор Успенский

Кто такие половцы, какую роль они сыграли в истории России и почему Рюриковичи так любили брать в жены половчанок

12 минут

5/6

Посмертные приключения князей

Зачем Ярослав Мудрый выкопал своих мертвых дядьев и почему митрополит Киевский попросил выкинуть свое тело на съедение псам

Читает Федор Успенский

Зачем Ярослав Мудрый выкопал своих мертвых дядьев и почему митрополит Киевский попросил выкинуть свое тело на съедение псам

9 минут

6/6

Хороший день, чтобы умереть

Почему смерть князя — жест, обращенный в будущее, и как Святослав Всеволодович рассчитывал умереть вовремя, но не сумел

Читает Федор Успенский

Почему смерть князя — жест, обращенный в будущее, и как Святослав Всеволодович рассчитывал умереть вовремя, но не сумел

Материалы

Скандинавия и Русь: откуда есть пошла Русская земля

Что общего у древних государств

Что осталось от домонгольской Руси

Обзор немногочисленных источников по истории Древней Руси

Невеста на экспорт: как Русь была частью Европы

Карта международного обмена невестами в XI веке

Федор Успенский: «Таксисту довольно легко объяснить, чем я занимаюсь»

Когда матчество заменяет отчество

В каких случаях людей называли по матери, а не по отцу

Всё, что нужно знать о Рюриковичах

Необходимый минимум о первой династии на Руси

От Владимира Святого до детей Мономаха: как менялась Русь

Интерактивная карта

Король, олух, мишка: откуда взялись эти слова

Самые интересные примеры того, как личные имена превращались в нарицательные

Международный сексуальный скандал

Приключения дочери киевского князя в Европе XI века

Как была устроена жизнь типичного князя

Постриги, свадьба, смерть отца и другие вехи в биографии древнего князя

Тайна убийства
Бориса и Глеба

Древнерусский детектив

Между двух очагов

Как жилось женщине в Древней Руси

Кто такие половцы?

То, что нужно знать о загадочном народе

Как хоронить руса

Воспоминания арабского путешественника Ибн Фадлана

Весь курс за 5 минут

Всё о домонгольской Руси в самом кратком изложении

Каким был XI век

Что происходило в Европе, Азии и Киевской Руси в 1054 году

Как назвать будущего князя

Инструкция, как назвать ребенка по всем древнерусским правилам

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

Московская церковь св. князя Владимира в Старых Садах / Православие.Ru

Церковь св. князя Владимира в Старых Садах
Самая известная в Москве церковь, освященная во имя святого равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь в христианскую веру в 988 году, находится в Старосадском переулке на Ивановской (или Алабовой) горке близ Кулишков. На нее открывается прекрасный вид со стороны Солянки и Славянской площади – в древности эта церковь была домовой при загородном великокняжеском дворе, и считалась дворцовой, а потом стала обыкновенным приходским храмом.

Эта местность известна в московской истории с начала XV века – Владимирская церковь впервые упоминается в 1423 году в духовной грамоте (завещании) великого князя Василия I, старшего сына Дмитрия Донского. Здесь, в живописнейшем месте с бором недалеко от Кремля и был впервые построен его летний дворец с домовой церковью, освященной во имя великого предка русских и московских князей. Здесь же, по соседству, в Трехсвятительском переулке стоял загородный дом московского митрополита, что доказывает, насколько привилегированной была эта территория в старину.

Историки полагают, что именно великий князь Василий Дмитриевич, а не его внук Иван III, впервые разбил тут, при дворце, знаменитые княжеские сады с роскошными фруктовыми деревьями – их свежие плоды подавали прямо на стол государю, а между Покровкой и Мясницкой еще долго стояли яблочные торговые ряды. И замысел своего деда с размахом осуществил великий князь Иван III, разбивший тут огромный Государев Сад – его владения простирались от Ивановской Горки до самого Васильевского луга на Москворецкой набережной. Когда позднее, в XVI веке Государев Сад был разбит в Замоскворечье на Софийке – в немалой степени для того, чтобы обезопасить Заречье от пожаров и освободить эту территорию от жилых домов, дабы не подвергать их постоянной опасности, – то Государевы сады при великокняжеской резиденции на Кулишках стали именовать Старыми Садами, что и осталось в памяти названии местного Старосадского переулка.

Рядом, в районе нынешнего Хохловского переулка поселились и государевы садовники, ухаживавшие за деревьями, потому и переулок этот в древности назывался Садовническим. Позднее эту территорию заселили выходцы из Малороссии, отчего местность стала называться Хохловкой. Мать царя Михаила Федоровича, инокиня Марфа возвела там великолепную Троицкую церковь, потом перестроенную в стиле «нарышкинского барокко» – ее старомосковский адрес был тот же, что и у Владимирской церкви – «в Старых Садах».

Новая эпоха в истории великокняжеской Владимирской церкви началась при сыне Ивана III, великом князе Василии III. В 1514 году после взятия Смоленска, он повелел заложить в Москве «на большом посаде за торгом» 11 городских приходских церквей – «каменных и кирпичных», а исполнить работу поручил своему придворному архитектору, знаменитому итальянскому мастеру Алевизу Фрязину, построившему в Кремле Архангельский собор. В числе этих новоустроенных храмов были и Введенская церковь на Лубянке, и знаменитая церковь св. Варвары в Китай-городе у подножия Кремля, и Благовещенская церковь на Воронцовом поле (ныне Ильинская), и Алексеевская церковь в одноименном монастыре на Волхонке, и несохранившаяся Леонтьевская церковь «за Неглинной» близ Моховой – и Владимирская церковь в Старых Садах.

Есть версия, что именно Василий III повелел устроить в ней новый придел во имя свв. Кирика и Иулитты, хотя все данные свидетельствует о более позднем происхождении этого придела и относят время его появления ко второй половине XVII века. Так или иначе, но белая красавица-церковь, построенная мастером Алевизом, была освящена уже в 1516 году.

А вскоре рядом с ней вырос исполинский Ивановский монастырь, – по одному из преданий, основанный тоже Василием III в честь рождения у него наследника, нареченного Иоанном – будущего царя Ивана Грозного. Место действительно продолжало оставаться «государевым», и с конца XVI века здесь стали охотно селиться бояре. В их числе были Шуйские – их старинные каменные палаты и сейчас стоит в тихом Подкопаевском переулке.

Уже во второй половине XVII века обветшалую Владимирскую церковь перестроили, причем значительную часть старой алевизовской постройки разобрали и возвели заново с изменениями. Впоследствии храм перестраивался и обновлялся еще не раз: ведь он горел и в Троицкий пожар 1737 года, когда в Кремле от огня навечно пострадал Царь-Колокол, и в 1812 году. После изгнания Наполеона из Москвы действительный статский советник Михаил Вольский подал прошение о восстановлении древнего Владимирского храма и пожертвовал на него личные средства.

И в том же столетии в возрожденном Владимирском храме был рукоположен в священники Михаил Соболев. Он долго служил потом в разных московских церквях. В 1895 году сама великая княгиня Елизавета Федоровна назначила отца Михаила попечителем Елизаветинского благотворительного общества, а в 1908 году он стал третьим настоятелем храма Христа Спасителя (после его освящения в 1883 году) и, находясь уже в преклонном возрасте, служил на этом трудном поприще 4 года.

Его сын, о. Александр тоже стал священником – в возрожденной ныне Благовещенской церкви за Тверскими воротами в Петровском парке, где когда-то служил его отец.

А у скромной, но именитой Владимирской церкви на Кулишках со временем появлялись замечательные соседи. Кроме упомянутых Троицкой церкви в Хохловке, Трехсвятительской при загородном митрополичьем дворе и палат Шуйских, в Колпачном переулке притаился полулегендарный дом гетмана Мазепы – теперь историки иногда сомневаются, были ли на самом деле эти палаты связаны с гетманом, или же это еще одна старомосковская легенда, которыми столь изобилует история Москвы.

Малороссы действительно жили в этой местности – об этом свидетельствует и местная топонимика, и название отрезка Покровки – Маросейка. А в Хохловском переулке, 7 до нашего времени сохранились палаты думного дьяка Емельяна Украинцева, который в конце XVII века возглавлял Посольский приказ и заведовал всей внешней политикой России. Именно он ездил в Константинополь заключать мир с турками, когда Петр I готовился к Северной войне. И возможно, именно он привез в Россию Ибрагима Ганнибала – предка Пушкина. Поразительно, но с именем поэта оказался потом связан и сам московский дом Украинцева на Хохловке.

В начале XVIII столетия думный дьяк попал в опалу за «злоупотребления», и в 1709 году его владение перешло другому государственному деятелю, князю М.М.Голицыну, участнику многих петровских баталий и командовавшего в Полтавской битве. А в 1770 году этот дом по игре истории вновь оказался в ведении внешнеполитического ведомства России – сюда на целый век переехал архив Коллегии иностранных дел «для хранения древних хартий и копий с договоров».

Вот на Ивановской горе старинный,
И стариной своей красив,
Образчик теремов, весь в окнах узких, длинный
Дипломатический Архив.
Для нашей юности дворянской
В нем основался быт гражданской:
Рассадник на Руси до нынешних годов
Вождей, сановников, певцов.

Писал о нем один московский поэт на рубеже XIX столетия. Однако архив более известен по другой, пушкинской цитате об «архивных юношах», чопорно глядевших на Татьяну Ларину. В знаменитых строфах упоминалось именно об этом архиве и его служащих – представителях, в основном, «золотой» дворянской молодежи, которая не хотела идти «по военной части», а архив был в те времена очень престижной службой. Среди сотрудников архива – и братья Веневитиновы, и В.Ф.Одоевский, и А.К.Толстой, и С.А.Соболевский. А в первой половине XIX века архивом управлял сам А.Ф.Малиновский, известный московский историк и друг графа Н.П.Шереметева, свидетельствовавший на его свадьбе с Прасковьей Жемчуговой. Именно под его руководством была подготовлена к публикации и впервые напечатана рукопись «Слова о полку Игореве». В этом здании архива Карамзин собирал материалы для «Истории Государства Российского», а Пушкин изучал подлинные документы, работая над «Историей Пугачевского бунта» и «Историей Петра». В мае 1836 года он был здесь в последний раз, и, уезжая домой, писал в дороге жене: «В архивах я был и принужден буду опять в них зарыться месяцев на шесть»… Этому уже не суждено было сбыться – больше Пушкин не приехал в Москву.

В 1874 году архив был переведен с Хохловки на Моховую, а палаты предоставили Московскому отделению Русского музыкального общества – в них разместились классы только что основанной Московской консерватории, еще не имевшей собственного здания на Большой Никитской. Когда его построили, в доме на Хохловке открылась нотопечатня Юргенсона, где впервые были изданы почти все творения П.Чайковского. Сам композитор как-то заметил в шутку, что и сам бы хотел поселиться в старинных, толстых стенах «отставного архива» – в пыльном и знойном, но очень тихом старомосковском переулке.

И нельзя не упомянуть о еще одной примечательной соседке Владимирской церкви – Государственной Публичной Исторической библиотеке, стоящей почти вплотную к зданию храма. Научная библиотека, или, как ее называют постоянные посетители, «Историчка», открытая в 1936 году, вобрала в себя фонды знаменитой Чертковской публичной библиотеки на Мясницкой улице, а также личную библиотеку крупнейшего историка Москвы Ивана Забелина. Ее старое трехэтажное здание в Старосадском переулке – сильно перестроенная двухэтажная усадьба XVIII века, которая стояла обращенная фасадом во двор, – хранит память о Достоевском. Здесь жили дальние родственники писателя – его любимая тетка Александра и ее муж, чаеторговец А. Куманин. Писатель часто гостил у них и описал хозяйку дома в образе старухи Рогожиной в романе «Идиот».

Однако соседство с крупнейшей московской библиотекой не могло не сказаться на судьбе Владимирской церкви и обойти ее стороной в советские годы. В 1937 году храм стали разбирать, но не закончили, и на долгое время в здании расположились фондовое хранилище Исторической библиотеки с устроенными наскоро стеллажами – там они и сгорели в пожаре в 1980 году. Незадолго до того началась реставрация еще закрытого храма, – даже воздвигли крест на колокольню. Только в 1991 году в храме возобновились богослужения, и к нему был приписан Ивановский монастырь. Теперь там есть воскресная школа, православная гимназия, и действует созданное благотворительное братство во имя св. князя Владимира.

Патриаршее и Синодальное Послание Русской Православной Церкви к 1030-летию Крещения Руси по случаю 1030-летия Крещения Руси.

Настоящий документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 14 июля 2018 года.

Благословен Господь Иисус Христос,

возлюбивший свой новый народ, землю Русскую,

и просветил их Святым Крещением.

(Русская Первая Летопись)

 

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, досточтимые пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Вся полнота нашей Церкви ныне чтит Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира и с благодарностью вспоминает, как 1030 лет назад трудами этого человека, избранного Бог и сильный духом. Благодатным действием Святого Духа князь обратился от языческих заблуждений, уверовал во единого Сына Божия Иисуса Христа и, приняв святое Крещение вместе со свитой, принес на Русь спасительный свет Евангелия.

Почему мы называем Крещение Руси поворотным моментом в истории наших народов? Потому что оно навсегда изменило облик всей славянской цивилизации и предопределило последующий путь ее развития. Это было поистине решительное обращение от тьмы к свету, от хождения во тьме ложных идей и представлений к обретению богооткровенной истины и спасения.

Человеколюбивый и щедрый Господь даровал нам ни с чем не сравнимую милость и великое счастье: возможность принадлежать Православной Церкви, составить единое Тело Христово и причаститься неисчерпаемому источнику воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:14). Итак, мы уже не пришельцы и не пришельцы, но сограждане святым и Богу их, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, и имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем (Еф. 2:19).-20).

Мы очень мало знаем о жизни Руси до ее Крещения. Дошедшие до нас исторические свидетельства сохранили довольно противоречивые образы наших предков как людей жестоких и коварных, с одной стороны, и доблестных и великодушных, с другой. Следуя законам кровной мести, славяне в то же время отличались особым гостеприимством и широтой души. Но во время походов миролюбивый славянин превращался в грозного и безжалостного воина: ярости его не было предела, и ради ценной добычи он шел на все.

Славянский мир стоял как бы на перекрестке между добром и злом, являя то благородное качество души, то страшную бездну тьмы. Потребовался твердый и решительный шаг, чтобы наконец сделать этот судьбоносный выбор, и этот выбор сделал святой равноапостольный князь Владимир. Православная вера, утвержденная в жизни наших предков трудами великого князя, преобразила наш народ, воспитав в нем дух самоотверженности и кротости, жертвенности и терпения.

В течение столетий, последовавших за Крещением в благословенных водах Днепра, Русь пыталась строить свое существование на фундаменте высоких христианских идеалов и верности Евангелию и стремилась построить свою жизнь по тому, что говорил философ Иван Ильин. называется «целование Креста», то есть усердная любовь к Господу и благоговение перед Его искупительной жертвой. Несмотря на сложные перипетии истории, несмотря на все ошибки, отклонения и даже падения, главным для нашего народа всегда оставалось служение Божественной истине и стояние в истине.

Приобщение к православной духовности стало мощным импульсом для развития самобытной восточнославянской культуры. Религиозный выбор князя Владимира был, помимо выбора мировоззрения, христианского направления общественной жизни и культурного стиля. Это был выбор цивилизационного пути. Сейчас мы уже не можем представить нашу литературу, изобразительное искусство, архитектуру, музыку без евангельских мотивов и тем. Проникнутые христианскими нравственными идеалами и ценностями, эти произведения вводят нас в богатый духовный мир православной веры и призывают задуматься над вечными вопросами бытия и смысла человеческой жизни.

Но принадлежность к православной культуре только по рождению не делает нас христианами. Быть православным христианином — это не дань уважения «любви к гробницам отцов» и отечественной истории. Быть православным христианином — это прежде всего сознательный выбор жизненного пути, постоянный поиск Христа и Его правды. Как равноапостольный князь Владимир, соложив ветхого человека и дела его и облекшись в нового (Кол. 3:9-10), навеки отдал сердце свое Господу Иисусу, так и мы , вспоминая, какой мы дух (Луки 9:55), призванных быть не только слушателями, но и исполнителями слова (Иак. 1:22), вполне сознающими, что наша жизнь сокрыта со Христом в Боге (Кол. 3:3).

Искание правды Христовой и стояние за нее есть главное завещание святого князя Владимира народам Святой Руси – наследникам Днепровской купели. С познанием этой истины связана вся наша общая история и культура, вся многовековая духовная и церковная традиция наших народов. Оно составляет сердцевину нашего бытия и самосознания, объединяет всех нас и дает силы идти по пути исторического развития, преодолевая все невзгоды, бедствия и вражду.

И вот в нашей братской Украине, в стране, где находится святая Днепровская купель народов Руси, силы мира сего восстают против Церкви Святого Князя Владимира, пытаясь разрушить единство этой Святой Церкви . Духовенство и верующие подвергаются несправедливым обвинениям и поношениям. Но мы верим, что никакое давление извне не сможет разрушить священные узы любви Христовой, соединяющей нас в единое Тело Церкви. Мы верим, что наша общая молитва поможет преодолеть все испытания и сохранить чистоту православной веры и верность канонической истине.

Едиными устами и единым сердцем, прославляя Творца за Его неизреченную милость к нам, сподобимся сей обильно излитой любви Божией и сего великого духовного приношения, которое равноапостольный князь Владимир дал нашим люди.

Молитвами сего славного угодника Господня да благословит Небесный Владыка миром страны исторической Руси, и да укрепит пастырей и верующих Украины, мужественно хранящих верность канонической Церкви, и да дарует Свою непрестанную помощь на пути спасения, дабы мы, не сообразуясь с веком сим, но преображаясь обновлением ума нашего (Рим. 12:2), могли совершить служение Богу и человекам, свидетельствуя о неувядающей красоте и созидательном сила веры во Христа.

Православие.com

Смелая смесь новостей и идей


Из выставки «Династия Рюриковичей» / Посещение Санкт-Петербурга


Варяги правили средневековым государством Киевской Руси в период с 1 по 9 вв.


Под редакцией Мэтью А. Макинтош / 29.08.2018
Историк
Brewminate Главный редактор


Знакомство с Рюриком

Рюрик (также пишется как Рюрик) был варяжским вождем, прибывшим в Приладожье на территории современной России в 862 году. Династия в русской истории называется династией Рюриковичей. Рюрик и его наследники также создали значительное географическое и политическое образование, известное как Киевская Русь, первое воплощение современной России. Правители Рюриковичи продолжали править Россией в 16 веке, и мифология, окружающая человека Рюрика, часто упоминается как официальное начало русской истории.

Основная хроника

Личность мифического вождя Рюрика остается неясной и неизвестной. Его первоначальное место рождения, семейная история и титулы окутаны тайной с очень небольшим количеством исторических подсказок. Некоторые ученые XIX века пытались идентифицировать его как Рорика из Дорестада (торгового аванпоста эпохи викингов, расположенного в северной части современной Германии). Однако никаких конкретных доказательств, подтверждающих эту конкретную историю происхождения, не существует.

Страница из «Повести временных лет» или «Повести временных лет»: Этот редкий письменный документ, созданный в XII веке, дает многообещающие сведения о прибытии Рюрика в Ладогу.

Продолжаются также споры о том, как Рюрик пришел к власти в Новгородской области. Тем не менее, некоторые подсказки доступны из первоначальных хроник P . Этот документ известен также как Повесть былого года rs и составлен в Киеве около 1113 года монахом Нестором. В нем рассказывается история Киевской Руси с 850 по 1110 год с различными обновлениями и правками, сделанными на протяжении XII века учеными монахами. Трудно отделить легенду от фактов, но этот документ дает наиболее многообещающие сведения о Рюрике. Основная Хроника утверждает, что варяги были группой викингов, скорее всего, из Швеции или северной Германии, которые контролировали торговые пути через северную Россию и связывали воедино различные культуры по всей Евразии.

Памятник, посвященный тысячелетию со дня прибытия Рюрика в Россию. Эта современная интерпретация имени Рюрика иллюстрирует его значимое место в русской истории и знаниях.

Различные племенные группы, в том числе чудь, восточные славяне, меря, весы и кривичи, вдоль северных торговых путей возле Новгорода часто сотрудничали с вождями варяжской Руси. Но в конце 850-х годов они подняли восстание, согласно P Римари Хроника . Однако вскоре после этого восстания местные племена вблизи Новгородчины стали испытывать внутренние беспорядки и конфликты. Эти события побудили местных племенных вождей пригласить Рюрика и его варяжских вождей обратно в регион в 862 году, чтобы восстановить мир и порядок. Этот момент в истории известен как Приглашение варягов и обычно считается отправной точкой официальной истории России.

Развитие Киевской Руси

Согласно легенде, по призыву местных племенных вождей Рюрик вместе со своими братьями Трувором и Синеусом основал в Ладоге слободу Хольмгард. Предполагается, что это поселение находится на месте современного Новгорода. Однако новые археологические данные свидетельствуют о том, что Новгород не заселялся регулярно до 10 века, что наводит некоторых на мысль, что Хольмгард относится к меньшему поселению к юго-востоку от города. Основание Хольмгарда ознаменовало новую эру в русской истории, и трое братьев стали знаменитыми основателями первой русской правящей династии.

Киевская Русь в 1015 г. Расширение и смещение границ Киевской Руси становится очевидным при взгляде на эту карту, которая включает два центра власти в Новгороде и Киеве.

Рюрик умер в 879 г., а его преемник Олег продолжил экспансию Варяжской Руси в 882 г., отняв у хасар южный город Киев и основав средневековое государство Киевская Русь. В этот момент столица официально переместилась в Киев. С этой сменой власти в Киевской Руси было две разные столицы: северная резиденция в Новгороде и южный центр в Киеве. По традиции Киевской Руси, наследник должен был наблюдать за северной частью Новгорода, в то время как правящий царь Руси оставался в Киеве. В течение следующих 100 лет местные племена консолидировались и объединились под властью династии Рюриковичей, хотя местные разногласия и культурные различия продолжали играть значительную роль в попытках поддерживать порядок под властью варягов.

Знакомство с Владимиром I

Владимир I, также известный как Владимир Великий или Владимир Святославич Великий, правил Киевской Русью с 980 по 1015 год и известен христианизацией этой территории во время своего правления. До того, как он занял престол в 980 году, он был князем Новгорода, а его отец, Святослав из династии Рюриковичей, правил Киевом. Во время своего правления новгородским князем в 970-х годах и к тому времени, когда Владимир взял власть после смерти своего отца, он консолидировал власть между современной Украиной и Балтийским морем. Он также успешно укрепил свои границы от вторжений болгарских, балтийских и восточных кочевников во время своего правления.

Ранние мифы о христианизации

Первоначальная территория Руси состояла из сотен небольших городов и районов, каждый со своими верованиями и религиозными практиками. Многие из этих практик были основаны на языческих и местных традициях. Первые упоминания о каких-либо попытках принести христианство на Русь появляются около 860 г. Византийский патриарх Фотий написал в 867 г. письмо, в котором описывал регион Руси сразу после русско-византийской войны 860 г. Согласно Фотию, народ региона с энтузиазмом воспринял новую религию, и он утверждает, что послал епископа для обращения населения. Однако этому низкоранговому чиновнику не удалось успешно обратить население Руси, и потребовалось еще двадцать лет, прежде чем произошли существенные изменения в религиозных практиках.

Истории об этих первых византийских миссиях на Русь в 860-х годах сильно различаются, и нет никаких официальных записей, подтверждающих утверждения византийских патриархов. Любому местному населению в небольших деревнях, принявшему христианские обычаи, пришлось бы бороться со страхом перед переменами со стороны соседей.

Владимир I и его приход к власти

Крупнейшим участником христианизации Русского мира традиционно считается Владимир I. Родился в 9 г.58, младший из трех сыновей, русскому царю Святославу. Он стал новгородским князем около 969 года, а его старший брат Ярополк стал назначенным наследником престола в Киеве. Святослав умер в 972 году, оставив после себя хрупкую политическую сцену среди трех своих сыновей. Владимир был вынужден бежать в Скандинавию в 976 году после того, как Ярополк убил их брата Олега и насильственно захватил Русь.

Владимир I: Христианское изображение Владимира I, который был первым правителем Руси, официально принесшим христианство в регион.

Владимир бежал к своему родственнику Хокону Сигурдссону, правившему в то время Норвегией. Вместе они собрали армию с намерением восстановить контроль над Русью и сделать Владимира правителем. В 978 году Владимир вернулся в Киевскую Русь и успешно отвоевал территорию. Он также убил своего брата Ярополка в Киеве во имя измены и, в свою очередь, стал правителем всей Киевской Руси.

Константинополь и обращение

Следующее десятилетие Владимир провел, расширяя свои владения, укрепляя свою военную мощь и укрепляя границы против вторжений извне. Он также оставался практикующим язычником в эти первые годы своего правления. Он продолжал строить святилища языческим богам, путешествовал с многочисленными женами и наложницами и, скорее всего, продолжал пропагандировать поклонение богу-громовержцу Перуну. Тем не менее, Первичная летопись (один из немногих письменных документов об этом времени) сообщает, что в 987 году Владимир решил направить послов для изучения различных религий, соседствующих с Киевской Русью.

Согласно немногочисленным документам того времени, послы, вернувшиеся из Константинополя, сообщали, что празднества и присутствие Бога в христианской православной вере были прекраснее всего, что они когда-либо видели, убеждая Владимира в его будущей религии.

Другая версия событий утверждает, что Василию II Византийскому нужен был военный и политический союзник перед лицом местного восстания под Константинополем. В этой версии истории Владимир потребовал царского брака в обмен на свою военную помощь. Он также объявил, что христианизирует Киевскую Русь, если ему предложат желаемый брачный союз. По обеим версиям событий Владимир претендовал на руку Анны, сестры правящего византийского императора Василия II. Чтобы жениться на ней, он был крещен в православной вере с именем Василий, дань уважения своему будущему шурину.

Десятинная церковь 17 века. Первоначальная каменная Десятинная церковь рухнула в результате пожара и разграбления в 12 веке. Однако две более поздние версии были возведены и разрушены в 17 и 19 веках.

Он вернулся в Киев со своей невестой в 988 году и приступил к разрушению всех языческих храмов и памятников. Он также построил первую каменную церковь в Киеве, названную Десятинной церковью, начиная с 989 года. Эти шаги подтвердили глубокий политический союз между Византийской империей и Русью на долгие годы вперед.

Крещение Киева

По возвращении в 988 г. Владимир крестил двенадцать сыновей и многих бояр в официальном признании новой веры. Он также разослал послание всем киевлянам, богатым и бедным, явиться на следующий день к реке Днепр. На следующий день явившихся киевлян крестили в реке под молитву православных священников. Это событие стало называться Крещением Киева.

Памятник Святому Владимиру в Киеве: Эта статуя находится недалеко от места первоначального Крещения Киева.

Языческие восстания продолжались по всей Киевской Руси еще как минимум столетие. Многие местные жители яростно отвергли новую религию, и особенно жестокое восстание произошло в Новгороде в 1071 году. Однако Владимир стал символом русской православной религии, и когда он умер в 1015 году, части его тела были разосланы по стране в качестве святых мощей. .

Введение

арослав Мудрый был великим князем киевским с 1016 г. до своей смерти в 19 г.54. Он также был наместником Новгорода с 1010 по 1015 год до смерти своего отца Владимира Великого. Во время своего правления он был известен распространением христианства среди народа Руси, основанием первых монастырей в стране, поощрением иностранных союзов и переводом греческих текстов на церковнославянский язык. Он также создал одни из первых сводов законов в Киевской Руси. Эти достижения во время его длительного правления дали ему титул Ярослава Мудрого в ранних хрониках его жизни, а его наследие сохранилось как в политической, так и в религиозной истории России.

Молодость и приход к власти

Ярослав был сыном варяжского великого князя Владимира Великого и, скорее всего, его вторым сыном с Рогнедой Полоцкой. Его юность остается окутанной тайной. Свидетельства из «Первой летописи » и изучение его скелета позволяют предположить, что он является одним из младших сыновей Владимира и, возможно, сыном от другой матери. Скорее всего, он родился около 978 года.

Реконструкция лица Ярослава I Михаила Герасимова

В 1010 году назначен наместником Новгорода, как и подобает старшему наследнику престола. В это же время Владимир Великий пожаловал киевский престол своему младшему сыну Борису. Отношения в этой семье были натянутыми. Ярослав отказался платить новгородскую дань Киеву в 1014 г., и только смерть Владимира в 1015 г. предотвратила жестокую войну между этими двумя областями. Однако следующие несколько лет прошли в ожесточенной гражданской войне между братьями. Ярсолав боролся за место в Киеве со своим братом Святополком I, которого поддерживал князь Болеслав I Храбрый. В последующие годы бойни были убиты трое его братьев (Борис, Глеб и Святослав). Ярослав выиграл первую битву под Киевом против Святополка в 1016 году, и Святополк был вынужден бежать в Польшу.

После этого знаменательного триумфа началось восхождение Ярослава к величию, и он даровал свободы и привилегии Новгородской республике, которая помогла ему занять Киевский престол. Эти первые шаги, скорее всего, и привели к первому своду законов в Киевской Руси при Ярославе. В пересказах этих событий он упоминается как Ярослав Мудрый из-за его беспристрастного отношения к войнам, но весьма возможно, что он был причастен к убийству своих братьев и другим ужасным военным действиям.

Мудрое царствование

Софийский собор в Киеве: Этот культовый собор пришел в упадок и был почти разрушен в советское время, но его спасли и восстановили в былом величии.

Гражданская война не закончилась полностью в 1016 году. Святополк вернулся в 1018 году и отвоевал Киев. Однако варяжские и новгородские войска отбили столицу, и Святополк бежал на Запад, чтобы уже никогда не вернуться. Еще один братский конфликт возник в 1024 году, когда другой брат Ярослава, Мстислав Черниговский, попытался захватить Киев. После этого конфликта братья разделили владения Киевской Руси, и Мстислав стал править областью слева от Днепра.

Ярослав Мудрый сыграл важную роль в защите границ и расширении владений Киевской Руси. Он защитил южные границы от кочевых племен, таких как печенеги, построив линию военных фортов. Он также успешно предъявил претензии на Херсонес в Крыму и пришел к мирному соглашению с Византийской империей после многих лет конфликтов и разногласий по поводу земельных владений.

Золотые ворота Киева в 2016 году: этот важный памятник был одним из великих архитектурных достижений, созданных при Ярославе Мудром, и теперь на переднем плане виден памятник правителю.

Ярослав Мудрый снискал свою вдумчивую репутацию благодаря долгим годам пребывания у власти. Он был правителем, который любил литературу, религию и письменность. Среди его многочисленных достижений:

  • Строительство Софийского собора и первых в России монастырей св. Георгия и св. Ирины.
  • Основание библиотеки и школы при Софийском соборе и поощрение перевода греческих текстов на церковнославянский язык.
  • Разработка более устоявшейся иерархии в Русской Православной Церкви, включая устав, определяющий права духовенства и учреждающий собор епископов.
  • Украшение Киева элементами дизайна времен Византийской империи, в том числе Золотыми воротами Киева.
  • Составление первой в Киевской Руси книги законов, именуемой Правдой Ярослава. В этом первом сборнике изложены четкие законы, отражающие феодальный ландшафт XI века. Этот первоначальный свод законов будет жить и будет переработан в Русскую Правду в XII веке.
  • Установление первородства, что означало, что его старший сын станет его преемником на посту великого князя над Новгородом и Киевом, надеясь, что в будущем конфликта между его детьми удастся избежать.

Семья и смерть

Ярослав женился на Ингегерд Олофсдоттер, дочери короля Швеции, в 1019 году. У него было много сыновей, и он поощрял их оставаться в хороших отношениях после всех лет войны и кровопролития с его собственными братьями. . Он также женил трех своих дочерей на европейских королевских особах. Елизавета, Анна и Анастасия вышли замуж за Харальда III из Норвегии, Генриха I из Франции и Андрея I из Венгрии соответственно. Эти браки создали мощные союзы с европейскими государствами.

Дочери Ярослава Мудрого: На этой фреске XI века в Софийском соборе изображены четыре дочери Ярослава, вероятно, Анна, Анастасия, Елизавета и Агата.

Дочери Ярослава Мудрого: На этой фреске XI века в Софийском соборе изображены четыре дочери Ярослава, вероятно, Анна, Анастасия, Елизавета и Агата.

Монгольская империя расширила свои владения в 13 веке и установила свою власть над большинством крупных княжеств Киевской Руси после жестоких военных вторжений в течение многих лет.

Монгольское нашествие

Монгольское нашествие на княжества Киевской Руси началось в 1223 году битвой на реке Калке. Однако после этой кровавой встречи монгольские армии сосредоточили свою военную мощь на других регионах только для того, чтобы вернуться в 1237 году. В течение следующих трех лет монгольские войска захватили основные княжеские города Киевской Руси и, наконец, заставили большинство княжеств подчиниться. к иностранному господству и налогообложению. Русь стала частью того, что известно как Золотая Орда, западное продолжение Монгольской империи, расположенное в восточнославянском регионе. Некоторые из новых налогов и правовых норм действовали до 1480 г. и оказали длительное влияние на облик и характер современной России.

Фрагментированная Киевская Русь

Княжества Киевской Руси на пике своего расцвета, 1054-1132 гг.: Княжеские области были относительно объединены в XII веке, но постепенно разделялись и становились более локализованными по мере борьбы за регионы и власть среди дворянства продолжалась.

После окончания объединительного правления Ярослава Мудрого Киевская Русь стала раздробленной, и власть сосредоточилась в руках более мелких политий. Смерть великого правителя в 1054 году вызвала серьезную борьбу за власть между его сыновьями и князьями в отдаленных провинциях. К 12 веку, после многих лет борьбы между князьями, власть сосредоточилась вокруг более мелких княжеств. Эта неурегулированная тенденция сделала Киевскую Русь гораздо более раздробленной. Власть передавалась старшему в местной правящей династии, и города несли ответственность за свою оборону. Византийская империя также столкнулась с серьезными потрясениями, что означало ослабление союзника и торгового партнера центральной России, что, в свою очередь, ослабило силу и богатство Киевской Руси.

Монгольское вторжение

И без того хрупкие союзы между меньшими княжествами Руси столкнулись с еще большим напряжением, когда кочевые захватчики, монголы, прибыли на сцену в эту раздробленную эпоху. Эти захватчики возникли в степях Центральной Азии и объединились под предводительством печально известного воина и лидера Чингисхана. Монголы начали расширять свою власть по всему континенту. Битва на реке Калке в 1223 году положила начало первой попытке монгольских войск захватить Киевскую Русь. Это была кровопролитная битва, закончившаяся казнью Мстислава Киевского, казнившего сильно ослабевшие киевские силы. Монголы превосходили их в своей военной тактике и значительно растянули силы русов, однако после казни киевского князя войска вернулись в Азию, чтобы воссоединиться с Чингисханом. Однако монгольская угроза была далека от завершения, и они вернулись в 1237 г.

Разорение Суздаля в 1238 году ханом Батыем: это изображение монгольского нашествия XVI века подчеркивает кровопролитие и военную мощь захватчиков.

В течение 1237 и 1238 годов монгольский предводитель Бату-хан повел своих 35 000 конных лучников на сожжение Москвы и Коломны. Затем он разделил свою армию на более мелкие отряды, которые по одному занимались княжескими политиями. Только Новгород и Псков избежали серьезных разрушений за это время. Беженцы из южных княжеств, где разруха была повсеместна и опустошительна, вынуждены были бежать в суровые северные леса, где не хватало хорошей почвы и ресурсов. Окончательная победа Бату-хана пришлась на декабрь 1240 г., когда он взял штурмом великую столицу Киев и одержал победу.

Татарское правление и Золотая Орда

Карта Монгольской империи по мере ее расширения. На этой иллюстрации показано быстрое расширение Монгольской империи по мере ее продвижения на запад в то место, которое стало известно как Золотая Орда.

Монголы, также известные как татары, построили свою новую столицу Сарай на юге вдоль реки Волги. Все крупные княжества, такие как Новгород, Смоленск и Псков, подчинились монгольскому правлению. Эпоху этого экономического и культурного правления часто называют татарским игом, но на протяжении 200 лет это было относительно мирное правление. Татары пошли по стопам Чингисхана и воздерживались от заселения всего региона или принуждения местного населения к принятию определенных религиозных или культурных традиций. Однако русские княжества регулярно платили дань и налоги монгольским правителям под эгидой Золотой Орды (западная часть Монгольской империи). Около 1259 г.эта дань была организована в виде переписи, которая проводилась местными русскими князьями по регулярному графику, собиралась и отвозилась в столицу Сарай для монгольских вождей.

Последствия монгольского владычества

Несмотря на то, что установившееся татарское правление было относительно мирным, высокие налоги и разруха от многолетнего нашествия оставили многие крупные города в запустении на десятилетия. На восстановление Киева и Пскова ушли годы. Однако Новгород продолжал процветать, и относительно новые городские центры Москва и Тверь начали процветать. Еще одним недостатком татарского присутствия была постоянная угроза вторжения и разрушения, которые время от времени случались во время их присутствия. Каждое новое военное вторжение означало тяжелые потери для местного населения и годы реконструкции.

В культурном отношении монгольское правление привело к значительным изменениям в течение первого столетия их существования. Обширные системы почтовых дорог, военная организация и могущественные династии были созданы татарскими союзами. Смертная казнь и пытки также получили более широкое распространение в годы татарского владычества. Некоторые дворяне также изменили свои имена и приняли татарский язык, что привело к сдвигу в эстетических, языковых и культурных связях русской жизни. Многие ученые также отмечают, что монгольское правление было основной причиной разделения восточнославянского народа на Руси на три самостоятельных современных нации: Россию, Украину и Беларусь.

Небольшая торговая застава Москвы на севере Руси, преобразованная в XIV веке под руководством Ивана I в богатый культурный центр. -Суздаль в Киевской Руси до нашествия монгольских войск в 13 веке. Однако из-за нестабильной среды Золотой Орды и ловкого руководства Ивана I в критический период 13 века Москва стала тихой гаванью процветания во время его правления. Он также стал новым местом власти Русской Православной Церкви.

Иван I

Иван I (также известный как Иван Калита) родился около 1288 г. в семье московского князя Даниила Александровича. Он родился во времена разрухи и потрясений на Руси. Киев был захвачен вторгшимися монгольскими войсками в 1240 году, и к тому времени, когда родился Иван, большая часть русских княжеств была поглощена Золотой Ордой Монгольской империи. Взошёл на место князя Московского после смерти отца, а затем смерти старшего брата Юрия.

Иван I: Родился около 1288 года и умер либо в 1340, либо в 1341 году, все еще имея титул великого князя Владимирского.

Иван I вступил в роль, уже расширенную его предшественниками. И его старший брат, и отец захватили близлежащие земли, в том числе Коломну и Можайск. Юрий также заключил успешный союз с монгольским вождем Узбек-ханом и женился на его сестре, обеспечив себе больше власти и преимуществ в иерархии Золотой Орды.

Иван I продолжил семейную традицию и ходатайствовал перед вождями Золотой Орды о получении великокняжеского князя Владимирского. Трое других его соперников, все тверские князья, ранее получили этот титул в предыдущие годы. Однако впоследствии все они были лишены титула, и все трое претендентов на престол также в конечном итоге были убиты. Иван I, с другой стороны, получил титул от хана Мухаммада Озбега в 1328 году. Этот новый титул, который он сохранял до своей смерти около 1340 года, означал, что он мог собирать налоги с русских земель как правящий князь и позиционировать свой крошечный город как крупный игрок во Владимирской области.

Московская возвышенность

В это время потрясений крошечный аванпост Москвы имел множество преимуществ, которые изменили положение этого города и подготовили его к будущему процветанию при Иване I. Три основных фактора помогли Ивану I переместить власть в этот район:

  • Он был расположен между другими крупными княжествами на востоке и западе, поэтому часто был защищен от более разрушительных вторжений.
  • Эта относительная безопасность, по сравнению, например, с Тверью и Рязанью, стала привлекать налогоплательщиков, которые хотели иметь безопасное место для строительства дома и заработка.
  • Наконец, Москва была идеально расположена вдоль торгового пути из Новгорода к реке Волге, что с самого начала давало ей экономическое преимущество.

Иван I также подстегнул рост Москвы, активно набирая людей для переезда в область. Кроме того, он выкупил свободу у людей, попавших в плен от обширных монгольских набегов. Эти рекруты еще больше увеличили население Москвы. Наконец, он сосредоточил свое внимание на установлении мира и разгроме воров и бандитов в регионе, создавая безопасный и спокойный метафорический остров в буре неурегулированных политических и военных потрясений.

Киевская Русь, 1220–1240 гг.: Эта карта иллюстрирует динамику власти в XIII веке незадолго до рождения Ивана I. Сарай, столица Золотой Орды, располагался к юго-востоку, а Москва (не видна на этой карте) пряталась в северных лесах Владимиро-Суздальской области.

Иван I знал, что мир в его крае зависит от сохранения союза с Золотой Ордой, что он добросовестно и делал. Увеличение богатства Москвы в эту эпоху также позволило ему давать деньги в долг соседним княжествам. Затем эти регионы оказались в долгу перед Москвой, укрепив ее политическое и финансовое положение.

Кроме того, в 1320-е и 1330-е годы к Москве были присоединены несколько соседних городов и деревень, в том числе Углич, Белозеро и Галич. Эти сдвиги постепенно превратили крошечный торговый аванпост в шумный центр города в северных лесах того, что когда-то было Киевской Русью.

Русская православная церковь и центр Москвы

Иван I направил часть нового богатства Москвы на строительство великолепного центра города и создание культовой религиозной среды. Он построил каменные церкви в центре Москвы на свои новоприобретенные богатства. Иван I также соблазнил одного из самых важных религиозных лидеров Руси, православного митрополита Петра, в город Москву. До правления Золотой Орды в Киеве располагалась первоначальная Русская Православная Церковь. После долгих лет разрухи митрополит Петр перенес столицу власти в Москву, где расцветал новый культурный ренессанс. Эта идеально своевременная трансформация Москвы совпала с десятилетиями разрухи в Киеве, фактически вновь передав власть на север.

Петр Московский и сцены из его жизни, изображенные на иконе XV века. Этот религиозный лидер помог принести в Москву культурную мощь, перенеся туда резиденцию Русской православной церкви во время правления Ивана I.

Одним из самых устойчивых достижений Ивана I было ходатайство перед ханом в Сарае о назначении его сына, который станет Симеоном Гордым, наследником титула великого князя Владимирского. Это соглашение представляло собой линию наследования, которая означала, что правящий глава Москвы почти всегда будет владеть властью над Владимирским княжеством, что обеспечит Москве сильное положение на десятилетия вперед.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *