Индия колония: Как в Индии оценивают ущерб от британского колониализма

Как в Индии оценивают ущерб от британского колониализма

21 августа 2022 21:42 Дмитрий Мельников

45 триллионов долларов – сумма, которая в 17 раз превышает сегодняшние ВВП Индии и Британии вместе взятые. И это приблизительные оценки награбленного, которые не учитывают эксплуатацию британцами людских ресурсов, попросту говоря, рабский труд населения Индии.

В понедельник Индия отметила национальный праздник День независимости. 15 августа 75 лет назад Индия официально перестала быть колонией Великобритании. Сейчас это одна из самых быстрорастущих экономик мира.

Оглядываясь на века колониального правления, сегодняшние власти Индии называют вещи своими именами. Одно из самых честных определений в 2019 году дал глава индийского МИД Субраманьям Джайшанкар, тогда только заступивший на пост министра: «У Индии было два века унижений от Запада, после того, как Запад, вторгся в Индию в 18 веке.

В 2018-м было опубликовано серьезное экономическое исследование, в котором посчитано, сколько Британцы забрали у Индии. Там называется цифра в 45 триллионов долларов в нынешних ценах. История отношений Индии и Запада – это история работорговли, голода, торговли опиумом и это темные годы истории».

45 триллионов долларов – сумма, которая в 17 раз превышает сегодняшние ВВП Индии и Британии вместе взятые. И это приблизительные оценки награбленного, которые не учитывают эксплуатацию британцами людских ресурсов, попросту говоря, рабский труд населения Индии.

Эта обличительная речь индийского политика и общественного деятеля Шаши Тхарура в стенах Оксфордского университета осталась почти незамеченной в Британии, где, по опросам, почти треть населения до сих пор считает колониальное правление благом и подарком, которые Запад принес на штыках в Индию.

К моменту прихода британцев доля Индии в мировой экономики составляла 23%. Когда британцы ушли, этот показатель равнялся 4%. Почему? Потому что Индия управлялась все эти столетия для блага англичан. Подъем Британии был оплачен за счет разграбления Индии. Промышленная революция в Англии была совершена за счет деиндустриализация Индии.

Само слово «грабеж», которое по-английски звучит как loot, в языке викторианской Англии появилось как раз в те времена и заимствовано из хинди. Для молодого англичанина отправиться в индийскую колонию тогда означало вернуться на родину состоятельным человеком. «Жемчужина в короне британской империи», как англичане называли Индию, на практике была дойной коровой, которую колониальные власти силой и коварством прибирали к рукам с начала 17 века, когда первые купцы Британской Ост-Индской кампании прибыли на берега богатейшей и загадочной Индии.

Самые первые экспедиции за специями – прежде всего мускатным орехом и гвоздикой – приносили основателям и акционерам Ост-Индской кампании фантастические 5000 процентов прибыли. Это потом, когда кампания уже прочно обосновалась в Индии, было организованно масштабное производство хлопка, сахара и чая. Закончилось же все промышленным выращиванием опия.

Открытая наркоторговля под эгидой британской короны продолжалась до 20-х годов прошлого века.

Потомок основателя Ост-Индской кампании и чиновник колониальных властей Джон Салливан делился в своем дневнике: «Торговля чахнет, города пустеют. Местные люди погружаются в бедность, но англичане процветают. Мы действуем, как губка, которая впитывает богатства на берегах Ганги и проливает их на берега Темзы».

Англичане уничтожили индийскую промышленность, внешнюю торговлю. Уничтожение традиционных индийских производств, в первую очередь ткацкого производства, привело к обнищанию огромного числа людей. Это вынудило их перейти к работе в сельском хозяйстве, что британская пропаганда использовала для оправдания и объяснения миру, что Индия была отсталой страной, но это они сдали нашу страну такой.

Запущенная 2 века назад пропагандистская машина и сегодня выдает все те же доводы в защиту колонизаторов: «это Англия дала Индии европейское образование и государственное управление». Один из любимых аргументов – начало в Индии железнодорожного сообщения. Строительство разветвленной сети железных дорог в Индии британская пропаганда и сегодня называет одним из главных преимуществ колониального правления. Только вот строили англичане железные дороги не для местных жителей, а для себя. Прежде всего чтобы доставлять индийское сырье и товары в порты для отправки в Великобританию. Местным пользоваться поездами не разрешалось. За исключением случаев, когда это отвечало колониальным интересам, например, переброска рабочей силы.

Вместе с капиталом из Индии вывозили и сотни тысяч ценных и священных артефактов. Один из самых известных – 105-каратный алмаз Кохинур, который сегодня украшает одну из корон британского монарха и выставлен на обозрение в Тауэре. О том, сколько индийских ценностей – культурных, религиозных и исторических – находятся в музеях и в частных коллекциях Великобритании, точно не знают и сами бывшие колонизаторы. До сих пор в подвалах Британского музея стоят нераспакованные ящики с неописанными предметами искусства, вывезенными из Индии. Кроме ценностей материальных британцы сумели отнять у Индии и ее историю, которая и сегодня во многих индийских университетах преподается на английском языке и по английским же источникам.

Но самые охраняемые колониальные тайны – это рабство, жестокие расправы и геноцид индийцев британскими завоевателями. Из только известных – подавление сипайского восстания – знаменитая картина Василия Верещагина, изображающая привязанных к дулам английских пушек индийцев, как считается, была выкуплена британским правительством и уничтожена как свидетельство преступления.

Еще один эпизод – Амритсарская бойня в 1919-м, когда в Индии уже активно действовало национально-освободительное движение. Голод в Бенгалии 1943 года, когда из-за решения Черчилля изъять весь урожай для нужд британских военных только в одной провинции умерли более 4 миллионов человек.

Эта ежегодная церемония подъема национального триколора независимой Индии у стен исторического Красного форта повторяет утро августа 1947 года, когда первый премьер-министр свободной страны Джавахрал Неру объявил об окончательном освобождении своего народа от английского владычества.

Оставленная на произвол судьбы нищая страна лежала в руинах. Тогда неоценимую помощь Индии оказал Советский Союз, построив промышленность, сельское хозяйство и обучив сотни тысяч специалистов. Эту помощь Москвы здесь помнят до сих пор. Но и спустя 75 лет в своей речи премьер-министр Нарендра Моди призывает граждан «стереть все следы колониального рабства», от последствий которого Индия не восстановилась до сих пор.

политика история Индия Англия общество новости

От колонии — к державе: как изменилась Индия за 70 лет независимости

Во вторник премьер-министр Индии Нарендра Моди выступил в Нью-Дели с традиционной речью, посвященной Дню независимости, и рассказал об успехах, которых добилась его страна. За семь десятилетий независимости доля сельскохозяйственного сектора в ВВП сократилась вдвое, вооруженные силы обзавелись 110 ядерными зарядами, а индийские ракеты-носители вывели на орбиту более сотни спутников. При этом де-факто в Индии до сих пор существует кастовая система, а в некоторых штатах около 40% населения живет за чертой бедности. Подробнее о том, какие изменения произошли за эти годы, а что осталось неизменным, — в материале ТАСС.

Цифры и факты

    

После Второй мировой войны Индия представляла из себя аграрную колонию, добившуюся независимости в первую очередь из-за ослабления метрополии — Великобритании. Голод, бедность, массовые беспорядки и вспышки насилия между индуистами и мусульманами были обыкновенным явлением.

    

Однако серия экономических реформ, постоянное укрепление обороноспособности, приверженность принципам демократии (за всю историю независимой Индии страна не знала тоталитарного правления) и успешная внешняя политика, направленная на укрепление связей как с СССР, так и с США, сделали свое дело:

    

• средняя продолжительность жизни выросла с 31 года до 69 лет;
  • показатель детской смертности сократился со 146 до 39 на тысячу рождений;
  • население выросло с 350 млн до 1,34 млрд;
  • доля населения, живущего за чертой бедности, сократилась с 85% до 21,9%;
  • уровень грамотности вырос с 17% до 73%;
  • только с 1960 года ВВП на душу населения вырос в 21 раз.

    

Сегодня Индия — самая густонаселенная демократия в мире, член ядерного клуба, БРИКС, «Большой двадцатки», а также кандидат на постоянное членство в Совете Безопасности ООН.

    

Ядерное оружие, космос и IT

    

Внешнеполитический расклад сил, а также постоянные конфликты и даже войны с соседями — Пакистаном и Китаем — вынудили Нью-Дели активно наращивать свой военный потенциал. В 1974 году в обстановке строжайшей секретности в штате Раджастхан под землей было взорвано ядерное устройство. Операция носила ироничное название «Улыбающийся Будда».
  Это не понравилось старым членам ядерного клуба, а США даже ввели санкции в отношении Нью-Дели. Впрочем, санкции не помешали Индии стать шестой страной в мире по количеству АЭС и ядерных реакторов (после США, Франции, Японии, России и Южной Кореи), произвести около 110 ядерных боеголовок и разработать собственные тактические ракеты средней дальности.

    

Еще один классический «державный» атрибут, который приобрела Индия, — национальная космическая программа. В 2017 году на работу Индийской организации космических исследований было выделено $1,4 млрд. С момента создания организации в 1969 году страна сумела отправить зонды и межпланетные станции к Луне и Марсу, а сейчас планирует запустить пилотируемый космический корабль.

    

Современную Индию нередко называют «технологической сверхдержавой» и мировой штаб-квартирой IT-услуг. Индия сумела добиться такого статуса благодаря последовательной государственной политике, направленной на продвижение высоких технологий и создание образовательной базы, относительно невысоким (по сравнению с США, например) заработным платам и английскому языку, которым владеет порядка 10% населения.

    

Британские привычки и старые проблемы

    

Английский язык в Индии имеет статус официального языка наряду с хинди, что неудивительно: 89 лет британского владычества оставили свой след на культурных и даже спортивных пристрастиях индийцев.

    

Игра в крикет, зародившаяся в Англии еще в 1500-х годах, стала в Индии самым популярным видом спорта. По всей стране — от Мумбая до Калькутты — поддерживаются такие объекты колониального наследия, как величественная арка «Ворота Индии», вокзал Чхатрапати-Шиваджи (бывший Виктория-Терминус). Британский этикет и традиции чаепития стали для индийцев частью повседневной жизни. Некоторые исследователи пишут, что именно Лондон привил индийцам живой интерес к научно-исследовательской деятельности.

    

Чего Лондон сделать так и не смог, так это разрушить кастовую систему. На официальном уровне она была объявлена «вне закона» конституцией 1950 года. Но по сей день кастовые пережитки остаются одной из главных проблем страны.

    

Так, касты неприкасаемых — далитов («угнетенных») — в традиционном индуизме считаются низшими. Исторически они выполняли самую грязную работу. В индуизме, где верят в переселение душ, утверждается, что далитом человек рождается за грехи в прошлой жизни, это и объясняет отношение к низким кастам в традиционном обществе. Сейчас в Индии проживает около 200 млн далитов.

    

Впрочем, правительство пытается изменить ситуацию. В июле президентом страны был избран Рам Натх Ковинд, которого выдвинула правящая «Бхаратия джаната парти» (БДП). В истории Индии он стал вторым президентом — выходцем из далитов.

Индия как колония: с 1850 по 1947 год

Что вы узнаете …

Основные идеи

1. Индия стала британской колонией после восстания 1857 года.

2. Под британским правлением Индия страдала от бедности, голода и отсутствия свободы. Они вдохновили движение за независимость Индии.

3. В основном ненасильственными средствами Индия завоевала независимость после Второй мировой войны, но Пакистан был разделен для мусульман.

Большая идея

После десяти веков инопланетной оккупации и столетия борьбы индийский народ вновь обрел независимость.

СОВРЕМЕННЫЕ УЧЕБНЫЕ СТАНДАРТЫ ИНДУИЗМА

В этой колонке в каждом из трех разделов представлен наш предметный обзор Индии и индуизма с 1850 по 1947 год.

1. Влияние колонизации, особенно английского образования, на народ Индии.

2. Объясните, как восстание против Ост-Индской компании привело к установлению британского владычества.

3. Опишите историю движения Индии за независимость, включая роль ненасильственных кампаний Ганди.

Если бы ВЫ жили тогда…

Вы индус-сипай в индийской армии в 1857 году. Выпущены новые винтовочные патроны. Чтобы их использовать, нужно откусить кончик, который смазан говяжьим жиром. Вы никогда не ели и даже не пробовали мяса, так как убийство животных, особенно коров, противоречит вашим религиозным убеждениям. Если вы откажетесь, вас арестуют и, возможно, казнят. Если вы убежите, вас ждет та же участь.

Что вы делаете и почему?

ПРЕДПОСЫЛКИ СТРОИТЕЛЬСТВА: Национализм или патриотизм – это любовь и преданность своей стране. До 19 века люди чувствовали лояльность к своему региональному правителю и культуре. Их меньше беспокоила страна, которую они делили с другими. Начиная с 19 века, люди развивали политические чувства к своей стране в целом и продвигали национальную идентичность.

Понимание колониализма

Как мы узнали из прошлого урока, Британская Ост-Индская компания пришла к господству в Индии благодаря умному использованию политической стратегии, интриги и военная сила. В 1858 году Индия стала колонией Британской империи. Могущественные страны, включая Англию, Испанию, Португалию, Францию ​​и Голландию, использовали свою финансовую и военную мощь для создания колоний в Азии, Африке и Америке. Многие колонии, например, в Северной Америке и в Австралии, были созданы путем военного завоевания. Завоеватели изгоняли или убивали коренные народы, которых считали недочеловеками. Затем они заселили эту землю выходцами из своих стран. Другие колонии, такие как Индия, были впервые открыты благодаря торговле и коммерции, что в конечном итоге привело к их иностранному экономическому господству и политическому контролю. Колонии Англии включали Индию, Бирму, Цейлон, Малайзию, Сингапур и сотни других больших и малых территорий по всему миру. Англичане защищали свои завоевания, заявляя, что они высшая раса с благородной миссией: распространять западную цивилизацию. Сегодня это звучит очень расистски. Но тогда это было твердым убеждением большинства англичан.

В то время как Англия получала прибыль от своих колоний, колонии страдали от угнетения и болезней. В 19 веке британцы принесли в Индию заметные достижения промышленной революции. Но столетие британского правления ввергло богатую и жизнерадостную Индию в нищету и слабость.

Великобритания ввела английское образование в 1835 году, чтобы укрепить свое могущество. Индийцы преуспели в новой системе образования, но с неожиданными результатами. Они читают по-английски, как американские колонии объединились в 1776 году, чтобы освободиться от Британии и установить демократию. Они узнали, как французы обрели свободу, свергнув своего короля в 1789 году. . Индийцы справедливо пришли к выводу, что их древняя земля — Бхарат Мата, «Мать Индия» — имела такое же право, как Америка и Франция, быть свободной и независимой. Но для достижения этой цели потребуется столетие.

Красные районы находились под прямым контролем Великобритании. В желтых областях, называемых «княжескими штатами», были местные индийские правители, подчинявшиеся британцам.

Восстание 1857 года

Ост-Индская компания доминировала в Индии до 1850-х годов. Огромное восстание 1857 года привело к прямому и официальному захвату Индии британским правительством.

Многие индийцы были недовольны Компанией. Он захватил ранее независимые королевства в Индии. Его экономическая политика сделала большинство людей бедными. Его британская полиция и суды были неадекватными или коррумпированными. В своей армии британские офицеры мало уважали своих индийских солдат или сипаев и в некоторых случаях способствовали их обращению в христианство.

Относительно простой инцидент спровоцировал массовое восстание. Для сипаевских винтовок «Энфилд» был выпущен новый тип патрона со смазкой. Распространился слух, что жир был говяжьим и свиным жиром. Чтобы зарядить патрон, нужно было откусить смазанный наконечник. Сипаи отказались их использовать: индусы, потому что считали корову священной; мусульмане, потому что они считали свинью нечистой. Сипаи взбунтовались с , напали и убили их британских офицеров.

Восстание охватило всю Северную Индию, когда индуисты и мусульмане, элита и простолюдины объединили свои силы против британцев. Многие помещики, разорившись, присоединились к восстанию. В течение года англичане безжалостно подавили восстание, убив сотни тысяч (некоторые говорят миллионы) солдат и мирных жителей.

Истории (некоторые правдивые, а некоторые ложные) о британских женщинах и детях, убитых повстанцами воспламененные общественное мнение в Англии. Чарльз Диккенс, автор романа «Рождественская песнь » и других известных рассказов, писал, что если бы он был главнокомандующим в Индии, то «нанес бы удар по этой восточной расе… с милосердной быстротой казни изгладил бы ее из человечества и стереть его с лица Земли». Хотя Диккенс защищал бедняков в Англии и выступал против рабства в Америке, он придерживался яростно-расистского взгляда на индейцев.

Британцев потрясло восстание, которое напомнило американскую революцию. Чтобы защитить свою власть, инвестиции и доходы, они усилили контроль над субконтинентом, передав власть от Ост-Индской компании британскому правительству.

Британское владычество

Новое правительство Индии называлось владычеством, что в переводе с санскрита означает царствовать или править. Его первые шаги должны были гарантировать, что восстание не произойдет в будущем. Доля английских солдат в армии была значительно увеличена. Сипаи различных каст, вероисповеданий и регионов были выделены в отдельные отряды для предотвращения возможного заговора . Население было разоружено. Владение оружием разрешалось только по лицензии. Как правило, индейцы не имели прав и голоса в своем собственном правлении.

Радж расширил железнодорожную и автомобильную систему, что позволило беспошлинно продавать британских товаров по всей Индии. Это, к сожалению, привело к краху основных местных отраслей, таких как производство хлопчатобумажных тканей.

Налоговые поступления от сельского хозяйства и промышленности, которые должны были приносить пользу Индии, вместо этого пошли в Англию. Между 1770 и 1857 годами бесхозяйственность усугубила последствия двенадцати крупных голодоморов и многих мелких. По официальным данным, между 1854 и 19 годами 28 миллионов индийцев умерли от голода.01. Доля Индии в мировом доходе сократилась с 22,6% в 1700 г. до 3,8% в 1952 г.

Еще в 1820-х годах многие индийцы писали о необходимости положить конец британскому правлению в Индии. Мирное требование свободы со стороны националистических политических организаций продолжалось десятилетие за десятилетием, порой переходя в насильственные, но безуспешные восстания.

Британцы усовершенствовали юридическую, судебную и государственную системы Индии, улучшили военную подготовку, построили несколько университетов и создали телеграфную, почтовую, железнодорожную и автомобильную сети. Они делали это в первую очередь для собственной политической и экономической выгоды, а не для блага индийского народа.

Дорога к независимости

Мохандас К. Ганди, родившийся в 1869 году, почитается в Индии как «отец нации». Став юристом в Англии, он переехал в Южную Африку. Там он ненасильственными средствами завоевал политические права для иммигрантов из Индии. В 1915 году он вернулся домой в Индию и присоединился к борьбе за свободу.

13 апреля 1919 года британский генерал Дайер возглавил нападение на мирный политический митинг безоружных мужчин, женщин и детей в Джаллианвала Багх в Амритсаре. За десять минут 400 человек были застрелены и 1200 серьезно ранены. Вместо того, чтобы быть наказанным за свое преступление, Дайер был отмечен как герой.

Безжалостная резня года в Амритсаре убедила Ганди, что только массовая борьба против иностранного правления может спасти Индию. С 1920 года он возглавлял национальное движение за свободу, основанное на его философии ненасильственного сопротивления под названием сатьяграха , «сила истины». Индийские националисты прекратили сотрудничество с правительством, отказались платить налоги и публично сжигали английские товары. Ганди и его последователей неоднократно избивали и заключали в тюрьму.

Во время движения за свободу индуисты и мусульмане расходились во мнениях относительно демократического правительства, которое они надеялись построить. Мусульмане не хотели быть постоянным меньшинством в Индии и требовали своей собственной страны, против чего выступал Ганди.

Вторая мировая война началась в 1939 году, когда Германия и Япония стремились присоединить страны к своим империям силой, как это сделала Великобритания столетием ранее. Война поставила Великобританию в неловкое положение, когда она защищала свою свободу и демократию от Германии, продолжая при этом лишать Индию своих прав.

Движение «Выйди из Индии» было начато в 1942 году. Вскоре после этого Ганди и другие лидеры были арестованы. В некоторых местах движение приняло насильственный характер, сотни людей были застрелены полицией.

Британские вооруженные силы в Индии состояли из индийских солдат и матросов под командованием британских офицеров. К 1940-м годам лояльность этих наемных служащих своим иностранным хозяевам уменьшилась по мере того, как Индию охватило требование свободы. Мятеж индийских моряков Королевского военно-морского флота Индии в 1946 году убедил британцев в том, что восстание всей армии — лишь вопрос времени.

Искалеченная Второй мировой войной и почти обанкротившаяся, Великобритания отказалась от Индии и других колоний, включая Бирму и Цейлон. Переход Индии к свободе 15 августа 19 г.47, принесла с собой ужасную трагедию. Пакистан был отделен от Индии по религиозному признаку. За этим последовало огромное переселение, когда 7,5 миллиона мусульман переехали в Пакистан из Индии, и такое же количество индуистов и сикхов бежало из Пакистана. Миллион умер от невзгод, нападений и беспорядков. 30 января 1948 года индус, разгневанный разделом, убил Махатму Ганди.

ОБЗОР ИДЕЙ, УСЛОВИЙ И ЛЮДЕЙ

1. Идентифицировать: Как Англия оправдывала свою колониальную империю? Как жила Индия как британская колония?

2. Отчет: Что вызвало восстание 1857 года?

3. Опишите: Какие изменения произошли в Англии в результате этих восстаний?

4. Объясните: Почему во времена Раджа в Индии было так много голода?

5. Анализ: Как Ганди и его последователи боролись за независимость? Почему он решил использовать ненасильственные средства?

АКАДЕМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ


интрига

тайное планирование причинения вреда другому

воспламенять

вызывать сильные эмоции

срыгивать

полное уничтожение

бешенство

крайняя или фанатичная поддержка убеждений

заговор

тайный заговор группой

беспошлинный

освобождение от импортных и других налогов

голод

крайняя нехватка продовольствия

безжалостный

жестокий; отсутствие жалости к чужим страданиям

разделить

зачесть или разделить из

Иллюзии империи: Амартья Сен о том, что британское правление действительно сделало для Индии | Индия

Британская империя в Индии фактически была основана в битве при Плесси 23 июня 1757 года. Битва была быстрой, начавшейся на рассвете и закончившейся ближе к закату. Это был обычный муссонный день, время от времени шел дождь в манговых рощах в городе Плесси, который находится между Калькуттой, где базировались британцы, и Муршидабадом, столицей Бенгальского королевства. Именно в этих манговых рощах британские войска столкнулись с армией наваба Сирадж-уд-Дула и нанесли ей убедительное поражение.

Британское правление закончилось почти 200 лет спустя, когда Джавахарлал Неру произнес знаменитую речь о «свидании с судьбой» Индии в полночь 14 августа 1947 года. Двести лет — это большой срок. Чего добились британцы в Индии и чего им не удалось?

Когда я учился в прогрессивной школе в Западной Бенгалии в 1940-х годах, эти вопросы постоянно обсуждались. Они остаются важными даже сегодня, не в последнюю очередь потому, что Британская империя часто упоминается в дискуссиях об успешном глобальном управлении. Его также использовали, чтобы попытаться убедить США признать свою роль выдающейся имперской державы в современном мире: «Должны ли Соединенные Штаты стремиться сбросить — или взять на себя — унаследованное ими имперское бремя?» — спросил историк Найл Фергюсон.

Это, безусловно, интересный вопрос, и Фергюсон прав, утверждая, что на него нельзя ответить, не понимая, как росла и падала Британская империя, и что ей удалось сделать.

Обсуждая все это в шантиникетанской школе, созданной несколько десятилетий назад Рабиндранатом Тагором, нас беспокоил сложный методологический вопрос. Как мы могли думать о том, какой была бы Индия в 1940-х годах, если бы британского правления вообще не было?

Частое искушение сравнить Индию в 1757 году (когда началось британское правление) с Индией в 1947 году (когда британцы уходили) мало что нам скажет, потому что в отсутствие британского правления Индия, конечно, не осталась бы так же, как это было во времена Плесси. Страна не стояла бы на месте, если бы не произошло британское завоевание. Но как нам ответить на вопрос о том, что изменило британское правление?

Чтобы проиллюстрировать уместность такой «альтернативной истории», мы можем рассмотреть другой случай — случай потенциального имперского завоевания, которого на самом деле не было.

Давайте подумаем о коммодоре Мэтью Перри из ВМС США, который в 1853 году вошел в бухту Эдо в Японии с четырьмя военными кораблями. Теперь рассмотрим возможность того, что Перри не просто демонстрировал американскую силу (как это было на самом деле), но вместо этого был авангардом американского завоевания Японии, основывая новую американскую империю в Стране восходящего солнца. как это сделал Роберт Клайв в Индии. Если бы мы оценивали достижения предполагаемого американского господства над Японией с помощью простого способа сравнения Японии до империалистического завоевания в 1853 году с Японией после прекращения американского господства, когда бы то ни было, и приписывали все различия последствиям Американской империи, мы бы упустили все вклады реставрации Мэйдзи с 1868 года и других глобальных изменений, которые происходили. Япония не стояла на месте; и Индия не сделала бы этого.

Хотя мы можем видеть, что на самом деле произошло в Японии при правлении Мэйдзи, чрезвычайно трудно с уверенностью предположить, каким курсом пошла бы история Индийского субконтинента, если бы не произошло британское завоевание. Двигалась бы Индия, как Япония, к модернизации во все более глобализирующемся мире, или она оставалась бы сопротивляющейся изменениям, как Афганистан, или спешила бы медленно, как Таиланд?

На эти вопросы невозможно ответить. И все же, даже без реальных альтернативных исторических сценариев, есть некоторые ограниченные вопросы, которые можно ответить на , что может способствовать разумному пониманию роли, которую британское правление сыграло в Индии. Мы можем спросить: с какими проблемами столкнулась Индия во время британского завоевания и что произошло в этих критических областях во время британского правления?


В довольно хаотичной и институционально отсталой Индии, безусловно, были необходимы серьезные изменения. Чтобы признать необходимость перемен в Индии в середине 18-го века, нам не нужно игнорировать — как опасаются многие индийские супернационалисты — великие достижения в прошлом Индии с ее выдающейся историей достижений в философии, математике, литературе, искусстве. , архитектура, музыка, медицина, лингвистика и астрономия. Индия также добилась значительных успехов в построении процветающей экономики с процветающей торговлей и коммерцией задолго до колониального периода — экономическое богатство Индии было широко признано британскими наблюдателями, такими как Адам Смит.

Тем не менее факт состоит в том, что даже с этими достижениями в середине 18 века Индия во многих отношениях сильно отставала от того, что было достигнуто в Европе. Точная природа и значение этой отсталости были частыми предметами оживленных дебатов по вечерам в моей школе.

Подпишитесь на еженедельную рассылку по электронной почте

Проницательное эссе Карла Маркса об Индии особенно привлекло внимание некоторых из нас. В 1853 году Маркс указал на конструктивную роль британского правления в Индии на том основании, что Индия нуждалась в радикальном пересмотре и самоанализе. И Великобритания действительно служила основным контактом Индии с Западом, особенно в течение 19-го века. век. Было бы трудно пренебречь важностью этого влияния. Местная глобализированная культура, которая медленно зарождалась в Индии, была глубоко обязана не только британской письменности, но также книгам и статьям на других, не английских, европейских языках, которые стали известны в Индии благодаря британцам.

На таких деятелей, как калькуттский философ Рам Мохан Рой, родившийся в 1772 году, оказало влияние не только традиционное знание санскритских, арабских и персидских текстов, но и растущее знакомство с английской письменностью. После Роя в самой Бенгалии были также Ишвар Чандра Видьясагар, Мадхусудан Датта и несколько поколений Тагоров и их последователей, которые пересматривали унаследованную ими Индию в свете того, что они видели в Европе в 18 и 19 годах.вв. Их основным, а часто и единственным источником информации были книги (обычно на английском языке), циркулировавшие в Индии благодаря британскому правлению. Это интеллектуальное влияние, охватывающее широкий спектр европейских культур, сильно сохраняется и сегодня, даже несмотря на то, что военная, политическая и экономическая мощь британцев резко снизилась.

Ворота Индии в Бомбее, монумент в память о высадке короля Георга V и королевы Марии в 1911 году. Фотография: robertharding/Alamy поскольку его старый порядок рушился в результате того, что он не был частью интеллектуальной и экономической глобализации, которую положили начало Ренессансу и промышленной революции во всем мире (вместе, увы, с колониализмом).

Однако, возможно, в тезисе Маркса была серьезная ошибка, особенно в его неявном предположении, что британское завоевание было единственным окном в современный мир, которое могло открыться для Индии. В то время Индии была нужна более конструктивная глобализация, но это не то же самое, что империализм. Различие важно. На протяжении всей долгой истории Индии она постоянно обменивалась идеями, а также товарами с внешним миром. Торговцы, поселенцы и ученые перемещались между Индией и дальше на восток — Китаем, Индонезией, Малайзией, Камбоджей, Вьетнамом, Таиландом и другими местами — на протяжении многих столетий, начиная с более чем 2000 лет назад. Далеко идущее влияние этого движения — особенно на язык, литературу и архитектуру — можно увидеть в изобилии даже сегодня. Существовало также огромное глобальное влияние благодаря открытости границ Индии, приветствовавшей беглецов с первых дней своего существования.

Еврейская иммиграция в Индию началась сразу после падения Иерусалима в первом веке и продолжалась многие сотни лет. Багдадские евреи, такие как очень успешные Сассуны, приезжали в большом количестве даже в 18 веке. Христиане начали приходить по крайней мере с четвертого века, а возможно, и намного раньше. Об этом ходят красочные легенды, в том числе та, в которой говорится, что первым человеком, которого встретил святой апостол Фома после прибытия в Индию в первом веке, была еврейская девушка, играющая на флейте на Малабарском побережье. Нам нравился этот вызывающий воспоминания — и, несомненно, апокрифический — анекдот в наших обсуждениях в классе, потому что он иллюстрировал мультикультурные корни индийских традиций.

Парсы начали прибывать с начала восьмого века – как только на их иранской родине начались гонения. Позже в том же столетии армяне начали оставлять свои следы от Кералы до Бенгалии. Примерно с того времени арабские торговцы-мусульмане имели значительное присутствие на западном побережье Индии — задолго до прибытия мусульманских завоевателей много веков спустя через засушливую местность на северо-западе субконтинента. Преследуемые бахаи из Ирана пришли только в 19 веке.

Во время битвы при Плесси бизнесмены, торговцы и другие профессионалы из разных европейских стран уже жили недалеко от устья Ганга. Таким образом, подчинение имперскому правлению — не единственный способ установить связи с зарубежными странами или узнать что-то новое. Когда Реставрация Мэйдзи установила в Японии новое реформистское правительство в 1868 году (что было связано с внутриполитическим влиянием демонстрации силы коммодора Перри десятилетием ранее), японцы сразу же начали учиться у Запада, не подвергаясь империализму. Они отправляли людей на обучение в США и Европу и вносили институциональные изменения, явно вдохновленные западным опытом. Они не ждали принудительной глобализации посредством империализма.


Одним из достижений, которому британские имперские теоретики уделяли большое внимание, была роль британцев в создании объединенной Индии. В этом анализе Индия представляла собой набор раздробленных королевств, пока британское правление не превратило эти разнообразные режимы в страну. Утверждалось, что раньше Индия была вовсе не единой страной, а полностью разделенной территорией. Согласно утверждению, именно Британская империя объединила Индию в нацию. Уинстон Черчилль даже заметил, что до прихода англичан индейской нации не существовало. «Индия — это географический термин. Это не более единая нация, чем экватор», — сказал он однажды.

Если это правда, то империя явно внесла косвенный вклад в модернизацию Индии через свою объединяющую роль. Однако правильно ли громкое заявление о большой роли Раджа в объединении Индии? Конечно, когда Ост-Индская компания Клайва победила наваба Бенгалии в 1757 году, не было единой власти, управляющей всей Индией. Тем не менее, это большой скачок от близкого рассказа о том, как Великобритания навязала Индии единый единый режим (что и произошло на самом деле), к громадному заявлению о том, что только британцы могли создать единую Индию из набора разрозненных государств.

Такой взгляд на историю Индии решительно противоречил бы реальности больших внутренних империй, которые характеризовали Индию на протяжении тысячелетий. Амбициозные и энергичные императоры третьего века до нашей эры не признавали, что их режимы завершены, пока большая часть того, что они считали единой страной, не объединилась под их властью. Здесь главные роли сыграли Ашока Маурья, императоры Гупты, Алауддин Халджи, Моголы и другие. Индийская история показывает последовательное чередование крупных внутренних империй с кластерами раздробленных королевств. Поэтому мы не должны ошибаться, предполагая, что раздробленное управление Индией середины 18 века было состоянием, в котором страна обычно находилась на протяжении всей истории, пока британцы не пришли на помощь, чтобы объединить ее.

Иллюстрация захвата британскими солдатами Бахадур-шаха II, последнего императора Великих Моголов, в 1857 году. Фото: Pictorial Press Ltd/Alamy отметить, что британцы на самом деле не сражались с Великими Моголов, когда они были силой, с которой нужно считаться. Британское правление началось, когда власть Великих Моголов пришла в упадок, хотя формально даже наваб Бенгалии, которого англичане победили, был их подданным. Наваб по-прежнему присягал на верность императору Великих Моголов, не обращая особого внимания на его приказания. Имперский статус власти Великих Моголов над Индией продолжал широко признаваться, хотя сама могущественная империя отсутствовала.

Когда так называемый мятеж сипаев угрожал основам Британской Индии в 1857 году, различные антибританские силы, участвовавшие в совместном восстании, смогли объединиться благодаря общему признанию формальной легитимности императора Великих Моголов как правителя Индии. Император действительно не хотел возглавить мятежников, но это не помешало мятежникам объявить его императором всей Индии. 82-летний монарх Великих Моголов Бахадур Шах II, известный как Зафар, гораздо больше интересовался чтением и сочинением стихов, чем ведением войн или управлением Индией. Он мало что мог сделать, чтобы помочь 1400 безоружным мирным жителям Дели, которых британцы убили, когда мятеж был жестоко подавлен, а город был в значительной степени разрушен. Поэт-император был сослан в Бирму, где и умер.

В детстве, когда я рос в Бирме в 1930-х годах, родители отвезли меня на могилу Зафара в Рангун, недалеко от знаменитой пагоды Шведагон. Могила не могла быть чем-то большим, чем ничем не примечательная каменная плита, покрытая рифленым железом. Я помню, как обсуждал с отцом, что британские правители Индии и Бирмы, очевидно, боялись вызывающей воспоминания силы останков последнего императора Великих Моголов. Надпись на могиле указывала только на то, что «Бахадур-шах был бывшим королем Дели» — ни слова об «империи» в поминовении! Только гораздо позже, в 19 в.90-х годов, что Зафар будет удостоен чего-то более близкого к тому, что могло бы достойно послужить могилой последнего императора Великих Моголов.


В отсутствие британского владычества наиболее вероятными преемниками Великих Моголов, вероятно, были бы недавно возникшие державы индуистских маратхов возле Бомбея, которые периодически разграбляли столицу Великих Моголов Дели и использовали свою власть для интервенции по всей Индии. Уже к 1742 году Ост-Индская компания построила огромный «ров маратхов» на краю Калькутты, чтобы замедлить молниеносные набеги конницы маратхов, которые быстро преодолевали 1000 миль и более. Но маратхи были еще весьма далеки от того, чтобы составить что-то вроде плана всеиндийской империи.

Британцы, напротив, не были удовлетворены до тех пор, пока они не стали доминирующей державой на большей части субконтинента, и в этом они не столько приносили новое видение объединенной Индии из-за рубежа, сколько действовали как преемники предыдущих внутренних империи. Британское правление распространилось на остальную часть страны из его имперских оснований в Калькутте, начавшись почти сразу после Плесси. По мере того, как власть компании расширялась по всей Индии, Калькутта стала столицей вновь зарождающейся империи, положение, которое она занимала с середины 18 века до 19 века.11 (когда столица была перенесена в Дели). Именно из Калькутты планировалось и направлялось завоевание других частей Индии. Прибыли, получаемые Ост-Индской компанией от ее экономических операций в Бенгалии, в значительной степени финансировали войны, которые англичане вели в Индии в период своей колониальной экспансии.

То, что называют «финансовым кровотечением Бенгалии», началось очень скоро после Плесси. Имея под своим контролем навабов, компания зарабатывала большие деньги не только на территориальных доходах, но и на уникальной привилегии беспошлинной торговли в богатой бенгальской экономике — даже не считая так называемых даров, которые Компания регулярно получала от местных жителей. торговцы. Тем, кто хочет вдохновиться славой Британской империи, лучше не читать книгу Адама Смита «Богатство народов», в том числе его обсуждение злоупотребления государственной властью со стороны «торговой компании, которая угнетает и властвует в Ост-Индии». Как заметил историк Уильям Далримпл: «Экономические цифры говорят сами за себя. В 1600 году, когда была основана Ост-Индская компания, Великобритания производила 1,8% мирового ВВП, а Индия — 22,5%. К пику владычества эти цифры более или менее изменились на противоположные: Индия превратилась из ведущей мировой промышленной державы в символ голода и лишений».

В то время как большая часть награбленного в результате финансового кровотечения досталась должностным лицам британской компании в Бенгалии, политическое и деловое руководство Великобритании активно участвовало в этом: почти четверть членов парламента в Лондоне владели акциями Ост-Индской компании после Плесси. Таким образом, коммерческие выгоды от британской Индийской империи достигли британского истеблишмента.

Калькутта в 1912 году, освещенная по случаю визита британской королевской семьи. Фотография: RCAHMS/PA

Синтез грабителя и правителя в конечном итоге уступил место тому, что в конечном итоге стало классическим колониализмом, с признанием необходимости закона и порядка и некоторой доли разумного управления. Но раннее злоупотребление государственной властью Ост-Индской компанией поставило экономику Бенгалии под огромный удар. То, что картограф Джон Торнтон в своей знаменитой карте региона 1703 года назвал «Богатым Бенгальским королевством», пережило гигантский голод в 1769–1770 годах. По современным оценкам, погибло около трети населения Бенгалии. Это почти наверняка завышенная оценка. Однако не было никаких сомнений в том, что это была огромная катастрофа с массовым голодом и смертностью – в регионе, где голода не было очень давно.

Эта катастрофа имела как минимум два серьезных последствия. Во-первых, несправедливость раннего британского правления в Индии стала предметом серьезной политической критики в самой Великобритании. К тому времени, когда Адам Смит в The Wealth of Nations открыто заявил, что Ост-Индская компания «совершенно не способна управлять своими территориальными владениями», многие британские деятели, такие как Эдмунд Берк, выступали с подобной критикой. Во-вторых, экономический спад в Бенгалии в конечном итоге разрушил и бизнес компании, нанеся ущерб самим британским инвесторам и дав властям Лондона повод преобразовать свой бизнес в Индии в более обычную государственную операцию.

К концу 18 века период так называемого «грабежа после Плесси», с которого началось британское правление в Индии, уступил место своего рода колониальному подчинению, которое вскоре стало имперским стандартом и с которым субконтинент будет становиться все более и более знакомым в следующие полтора века.


Насколько успешной была эта долгая фаза классического империализма в Британской Индии, продолжавшаяся с конца 18 века до обретения независимости в 1947 году? Британцы претендовали на огромный набор достижений, включая демократию, верховенство закона, железные дороги, акционерное общество и крикет, но разрыв между теорией и практикой — за исключением крикета — оставался большим на протяжении всей истории имперских отношений между две страны. Подсчитав годы оценки до обретения независимости, было легко увидеть, насколько далекими были достижения по сравнению с риторикой о достижениях.

Действительно, Редьярд Киплинг превосходно уловил самовосхваляющую ноту британского имперского администратора в своем знаменитом стихотворении об империализме:

Возьмите на себя бремя Белого человека —

Дикие мирные войны —

Наполнить рот голода

И попроси прекратить болезнь

Увы, ни прекращение голода, ни лечение болезней не были частью высоких достижений британского правления в Индии. Ничто не могло увести нас от того факта, что ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Индии на момент распада империи была ужасно низкой: самое большее 32 года.

Воздержание колониального правления в пренебрежении базовым образованием отражает точку зрения господствующих администраторов на нужды подчиненной нации. Между правителем и управляемым существовала огромная асимметрия. В 19 веке британское правительство все больше стремилось добиться всеобщей грамотности для коренного британского населения. Напротив, уровень грамотности в Индии при Радже был очень низким. Когда империя распалась, уровень грамотности взрослого населения в Индии составлял едва 15%. Единственными регионами в Индии со сравнительно высокой грамотностью были «туземные королевства» Траванкор и Кочин (формально не входившие в состав Британской империи), которые с момента обретения независимости составляли основную часть штата Керала. Эти королевства, хотя и зависели от британской администрации в вопросах внешней политики и обороны, технически оставались за пределами империи и имели значительную свободу во внутренней политике, которую они использовали в пользу большего количества школьного образования и общественного здравоохранения.

200 лет колониального господства также были периодом массовой экономической стагнации, практически без какого-либо роста реального ВНП на душу населения. Эти мрачные факты широко освещались после обретения независимости в недавно освобожденных средствах массовой информации, чья богатая культура была отчасти — надо признать — наследием британского гражданского общества. Несмотря на то, что индийским СМИ очень часто затыкали рот во время Раджа — в основном для того, чтобы запретить критику имперского правления, например, во время Бенгальского голода 1943 года — традиция свободной прессы, тщательно культивируемая в Великобритании, послужила хорошей моделью для Индия последовала за тем, как страна обрела независимость.

Грузовики для вывоза трупов в Калькутте во время голода 1943 года. Фото: Архив Беттманна

Действительно, Индия получила от Великобритании много конструктивных вещей, которые не смогли – не могли – стать своими собственными силами до обретения независимости. Литература на индийских языках черпала вдохновение и заимствовала жанры из английской литературы, включая процветающую традицию письма на английском языке. При Радже существовали ограничения на то, что можно публиковать и распространять (даже некоторые книги Тагора были запрещены). В наши дни у правительства Индии такой потребности нет, но, увы, — по совсем иным внутриполитическим причинам — ограничения бывают порой не менее назойливыми, чем при колониальном господстве.

Пожалуй, в этом отношении нет ничего важнее функционирования многопартийной демократии и свободной прессы. Но достаточно часто это были не дары, которыми можно было пользоваться при британской администрации в имперские дни. Они стали реальностью только после ухода британцев — они были плодами обучения на собственном опыте Британии, которым Индия могла свободно пользоваться только после окончания периода империи. Имперское правление, как правило, требует некоторой степени тирании: асимметричная власть обычно не ассоциируется со свободной прессой или демократией с подсчетом голосов, поскольку ни одно из них не совместимо с необходимостью держать под контролем колониальных подданных.


Подобный скептицизм уместен в отношении заявлений британцев о том, что они ликвидировали голод на зависимых территориях, таких как Индия. Британское управление Индией началось с голода 1769–1770 годов, и голод в Индии был регулярным на протяжении всего периода британского правления. Радж также закончился ужасным голодом 1943 года. В отличие от этого, в Индии не было голода с момента обретения независимости в 1947 году. из Британии. Связь между этими институтами и профилактикой голода понять несложно. Голод легко предотвратить, поскольку раздача сравнительно небольшого количества бесплатной еды или предложение какой-либо общественной работы за сравнительно скромную заработную плату (что дает бенефициарам возможность покупать еду) позволяет тем, кому угрожает голод, спастись. крайний голод. Таким образом, любое правительство должно быть в состоянии остановить угрожающий голод — большой или маленький — и это очень в интересах правительства в функционирующей демократии, столкнувшейся со свободной прессой, сделать это. Свободная пресса доводит до всеобщего сведения факты нарастающего голода, а демократическое голосование затрудняет победу на выборах во время или после голода, тем самым давая правительству дополнительный стимул для безотлагательного решения проблемы.

Индия не имела этой свободы от голода до тех пор, пока ее народ был лишен своих демократических прав, даже несмотря на то, что ею правила передовая демократия в мире, с известной свободной прессой в метрополии, но не в колониях. . Эти ориентированные на свободу институты предназначались для правителей, но не для имперских подданных.

В мощном обвинении британского правления в Индии, которое Тагор представил в 1941 году, он утверждал, что Индия много выиграла от своего союза с Великобританией, например, от «дискуссий, сосредоточенных на драме Шекспира и поэзии Байрона и, прежде всего… великодушный либерализм 19Английская политика X века». Трагедия, по его словам, возникла из-за того, что то, что «было действительно лучшим в их собственной цивилизации, отстаивание достоинства человеческих отношений, не имеет места в британской администрации этой страны». Действительно, британцы не могли позволить индийским подданным пользоваться этими свободами, не угрожая самой империи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *