Интернет урок по географии открытия русских путешественников: Открытия русских путешественников. География. 5 класс. Конспект урока – конспект урока – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

Открытия русских путешественников. География. 5 класс. Конспект урока – конспект урока – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

авторы: Пугачева Татьяна Николаевна, МБОУ «Гимназия №1», г. Ноябрьск, Ямало-Ненецкий автономный округ

Разработки уроков (конспекты уроков)

Основное общее образование

Линия УМК География. «Классическая линия» (5-9)

География

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

УМК «География. Начальный курс. 5 класс»И. И. Бариновой, А. А. Плешакова, Н. И. Сонина.

Тип урока: комбинированный.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации  средствами частично – поискового метода.

Цели по содержанию:

а) образовательная: способствовать  ознакомлению с важным этапом в истории географических открытий

б) развивающая: создать условия для развития общеучебных умений: работать с картами атласа  и текстом учебника, дополнительной литературой

в) воспитательная: использовать воспитательный потенциал учебного материала темы для воздействия на эмоциональную сферу личности обучающихся

Методы:  частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная.

Оборудование и материалы: интерактивная доска, портреты путешественников

Использованные источники: http://www.stihi.ru, http://www.rgo.ru

1. Проверка домашнего задания

– Учитель зачитывать стихотворение и задает классу вопрос: определите, какой период в истории географических открытий Земли описан? Какие строки подтверждают вашу мысль?

О Великих Географических открытиях

Сергей Парыгин

Корабли бороздят океаны
Взад-вперед, в каждом месте Земли.
В Заполярье и в жаркие страны
Свой маршрут проложили они.
В наше время достигнуто это,
А четыре столетья назад
Люди тщетно искали ответа,
Где находится рай, а где – ад.

И на подвиг спешили фанаты
(индульгенции были в ходу).
И скрипели на реях канаты,
Превращая легенду в мечту.
И напутствовал их Римский Папа –
Люди тихо внимали ему –
Привезли чтоб из Индии злата,
Чтоб наполнить пустую казну.

Суетились купцы и дворяне,
Комплектуя свои корабли:
Становились порой моряками

Даже герцоги и короли.
На людей нету хуже пародий –
Не сыскать, сколько их не ищи, –
Чем великое бегство народов
На блестящие точки Земли.

Позабыв и Христа и Иуду,
Дальше всех Папу Римского шлют:
Эльдорадо придумали люди.
И плывут, и плывут, и плывут.

И плывут корабли в океане,
Вдалеке от родных берегов.
То плывут они в жаркие страны
Или в вечное царство снегов.
По торосам и горным отрогам,
Где и летом не каждый пройдет,
Среди льдов прорубая дорогу,
Что есть сил день и ночь напролет.

Люди золото ищут упорно,
В тесноте и в обиде живут.
И с каким-то упрямым напором

Все плывут, и плывут, и плывут.

– Учитель читает вопросы географического диктанта, дети пишут в тетради ответы.

  1. Кто впервые совершил кругосветное плавание? (Ф. Магеллан)
  2. Кто открыл Тихий океан? (Ф. Магеллан)
  3. Кто и когда открыл Новый Свет? (Х. Колумб, 1492)
  4. Он открыл и исследовал восточные берега Австралии (Дж. Кук)
  5. Какие русские мореплаватели открыли Антарктиду? (М.П. Лазарев, Ф. Ф. Беллинсгаузен)

Один ученик отвечает, другие осуществляют взаимопроверку в парах.

2. Актуализация знаний

Обучающиеся отвечают на вопросы перед параграфом 7 (страница 35) и подходят к формулировке темы урока,  определяют цель урока записывая её в тетрадь. Желающие озвучивают классу.

3. Изучение нового материала

Вопрос 1.  Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами

Задание учащимся: прочитать пункт 1 параграфа и составить развернутый план.

Далее рассматривается путешествие А. Никитина. Обучающиеся выполняли опережающее задание по подготовке  сообщений, используя компьютерную презентацию, представляют материал, а остальные учащиеся,  прослушивая, заполняют таблицу 1 на странице 19.

Вопрос учителя: За какие 3 моря ходил А. Никитин? Как они назывались в древности?

Рассматриваем путешествия С. Дежнева, В. Беринга прослушивая сообщения и заполняя таблицу.

Обучающиеся делают вывод, отвечая на вопросы:

  • Каков вклад С. Дежнева  в географическую науку? Какие географические объекты носят его имя?
  • В чем заслуга В.
    Беринга? Какие географические объекты носят его имя?

Работа с учебником стр. 36 рис. 30 изучаем маршруты русских землепроходцев в 17 веке. Обучающиеся отвечают на вопросы и комментируют маршруты путешествий.

4. Закрепление нового материала

Обучающиеся возвращаются к цели урока.

Учитель задает вопрос: Кто достиг цели? Кому что-то не удалось? Каковы причины?

5. Первичная проверка знаний

Обучающиеся выполняют задание на странице 19 №3,4 рабочей тетради.

Далее осуществляют самопроверку, используя для этого учебник..

6. Домашнее задание

Параграф 7, на выбор: стр.20 №5 рабочая тетрадь или составить кроссворд « Великие путешественники».

Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту

в избранное

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять в избранное.

Войдите, пожалуйста.

Конспект урока по географии «Открытия русских путешественников» (5 класс)

Конспект урока по географии в  5  классе (ФГОС) по теме:

«Открытия русских путешественников»

1.     ФИО учителя: Рязанова Елена Владимировна, учитель географии МБОУ Тюменцевская СОШ

2.     Класс: 5-в

3.     Тема урока: Открытия русских путешественников

4.     Цель урока: познакомить учащихся с вкладом русских путешественников и землепроходцев в исследование Евразии

5.     Задачи урока:

 Обучающие – познакомить учащихся с русскими путешественниками открывавшими территории России

 Развивающие – продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебником и дополнительной литературой; работать с картой; совершенствовать навыки самоконтроля.

Воспитательные – воспитывать чувство патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России, умение работать в группах, слушать и слышать друг друга.

 

6.     Планируемые результаты:

Предметные – познакомятся с русскими путешественниками и землепроходцами

Метапредметные – познавательные: объяснять роль русских землепроходцев в изучении Сибири и Дальнего Востока.

                                 — регулятивные: оценивают достигнутый результат.

                                 — коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничать, умеют слушать и слышать друг друга.

Личностные – формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

7.     Методы обучения: частично поисковый, проблемный.

8. Тип урока: Урок «открытия» нового знания

9. Вид урока: комбинированный, урок — путешествие.

10. Формы работы: Индивидуальная, групповая, фронтальная.

11. Используемые ресурсы:  География. Начальный курс, авторы И.И.Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, настенные карты, атласы.

План  урока.

1.     Организационный момент (приветствие,  проверка готовности к уроку).

2.     Проверка домашнего задания (выполнение теста и взаимопроверка, заполнение листа самооценки)

1.     В чём заключается заслуга экспедиции Фернана Магеллана?

1)    Была открыта Австралия

2)    Было доказано единство Мирового океана

3)    Был найден кратчайший путь в Индию

4)    Было доказано, что Америка – новая часть света

2.Какой вклад в изучение планеты внесли русские мореплаватели Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев?

1) исследовали Северный Ледовитый океан

2) открыли Антарктиду

3) открыли Северную Америку

4) нашли пролив между Евразией и Северной Америкой

3. Кто из путешественников совершил первое кругосветное путешествие?

1) Христофор Колумб

2) Джеймса Кука

3) Васко да Гама

4) Фернан Магеллан

4. В чём заключается заслуга экспедиции Джеймса Кука?

1) был найден кратчайший путь в Индию

2) была доказана шарообразность Земли

3)  Было доказано единство Мирового океана

4) было доказано, что Австралия – самостоятельный материк

5. Какой из материков Земли был открыт последним?

1) Южная Америка

2) Австралия

3) Антарктида

4) Северная Америка

Взаимопроверка: 1 — 2, 2 — 2, 3 —  4, 4 – 4, 5 – 3. Критерии оценивания: 5 правильных ответов – «5», 4 –«4», 3-2 –«3», 1-0 – «2».

3.     Мотивационно-целевой этап.

Мы продолжаем изучать главу «Как люди открывали Землю» и сегодняшнее изучение начнем с небольшого стихотворения.

Представьте новые века:

Самолетов нет пока,

Нет авто и паровозов,

Всюду войны, всюду слезы.

Мать Россия широка –

Не известная пока.

Много трудностей в пути:

То дороги, то зверьё,

То разбойничье жульё…

Но открытия свершили –

Земли русские открыли…

Знать хотите, кто помог?…

Начинаем наш урок?…

О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Учащиеся высказывают свое мнение)

Мы продолжаем знакомиться с тем как люди открывали Землю, и сегодня познакомимся с открытиями русских путешественников.

4.     Актуализация знаний.

С кем из русских путешественников вы уже знакомы? Какую территорию они открыли? Возможно вы знаете еще каких путешественников?

(Учащиеся высказывают свое мнение по всем предложенным вопросам)

5.     Первичное усвоение новых знаний.  Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас не обычный урок, а урок-путешествие. Вы сегодня не только будите передвигаться по классу, но и вместе с русскими путешественниками проходить их путь по карте.

В кабинете на доске расположен кроссворд, который заполняется каждой из групп по мере выполнения заданий. В разных частях кабинета расположены настенные карты. Группы, выполняя задания, перемещаются от одной станции (парты) к другой, где расположены задания в разноцветных конвертах (цвета соответствуют группам: «синие», «красные» и т.д.). Группы учащихся получают задание, знакомятся с ним, определяют время выполнения задания, распределяют роли и приступают к выполнению задания. Учитель во время выполнения работы помогает и корректирует действия учащихся.

Задания для первой группы.

Станция 1. Прочитайте текст пункта 2 (стр. 35), рассмотрите рисунки, карто-схемы и ответьте на вопросы, ответы запишите в соответствующие поля кроссворда.

За какие три моря «ходил» Афанасий Никитин? (Черное, Аравийское, Дербентское)

Второе название одного из городов на берегу моря где побывал Афанасий Никитин возвращаясь домой? (Феодосия)

Станция 2. Прочитайте текст последнего абзаца на стр. 37, рассмотрите рисунки, карто-схемы, найдите на карте географические объекты где побывали путешественники и обозначьте их на настенной карте (физическая карта мира) с помощью флажков.

Город Петропавловск, Командорские острова, Алеутские острова, северо-западные части Северной Америки.

Станция 3.  Прочитайте текст последнего абзаца стр. 36-37, рассмотрите рисунки, карто-схемы и с помощью нити на настенной карте (физическая карта России) покажите маршрут путешественника.

Станция 4. Прочитайте текст 1,2 и 3 абзацев стр. 37, рассмотрите рисунки, карто-схемы и правильно разместите название географических объектов, в которых побывал путешественник.

Задания для второй группы.

Станция 1. Прочитайте текст 1, 2 и 3 абзацев стр. 37, рассмотрите рисунки, карто-схемы и ответьте на вопросы, ответы запишите в соответствующие поля кроссворда.

Для поиска пути в какую страну была организована Первая Камчатская экспедиция? (Индия)

Из какого города началась экспедиция? (Охотск)

До какого полуострова дошла экспедиция? (Чукотка)

Какое название получил пролив, соединяющий Тихий и Северный Ледовитый океан? (Берингов)

Станция 2. Прочитайте текст пункта 2 (стр. 35), рассмотрите рисунки, карто-схемы, найдите на карте географические объекты где побывал путешественник и обозначьте их на настенной карте (физическая карта Евразии) с помощью флажков.

Город Тверь, город Парват (Индия), Дербентское море, Черное море

 Станция 3.   Прочитайте текст последнего абзаца на стр. 37, рассмотрите рисунки, карто-схемы и с помощью нити на настенной карте (физическая карта мира) покажите маршрут путешественника.

Станция 4. Прочитайте текст последнего абзаца стр. 36-37, рассмотрите рисунки, карто-схемы и правильно разместите название географических объектов, в которых побывал путешественник.

Задания для третьей группы.

Станция 1. Прочитайте текст последнего абзаца стр. 36-37, рассмотрите рисунки, карто-схемы и ответьте на вопросы, ответы запишите в соответствующие поля кроссворда.

Где закончилась экспедиция путешественника? (Анадырь)

Из устья какой реки началась экспедиция? (Колыма)

Какие части цвета по доказательству экспедиции не соединены? (Евразия и Америка)

Станция 2. Прочитайте текст 1, 2 и 3 абзацев стр. 37, рассмотрите рисунки, карто-схемы, найдите на карте географические объекты, где побывал путешественник, и обозначьте их на настенной карте (физическая карта России) с помощью флажков.

Город Охотск, полуостров Камчатка, Берингов пролив, город Нижнекамчатск

Станция 3.  Прочитайте текст пункта 2 (стр. 35), рассмотрите рисунки, карто-схемы и с помощью нити на настенной карте (физическая карта Евразии) покажите маршрут путешественника.

Станция 4. Прочитайте текст последнего абзаца на стр. 37, рассмотрите рисунки, карто-схемы и правильно разместите название географических объектов, в которых побывали путешественники.

Задания для четвертой группы.

Станция 1. Прочитайте текст последнего абзаца на стр. 37, рассмотрите рисунки, карто-схемы и ответьте на вопросы, ответы запишите в соответствующие поля кроссворда.

Какие острова открыла экспедиция? (Алеутские, Командорские)

С какого полуострова началась экспедиция? (Камчатка)

Возле какого полуострова экспедиция попала в шторм? (Аляска)

Станция 2. Прочитайте текст последнего абзаца стр. 36-37, рассмотрите рисунки, карто-схемы,  найдите на карте географические объекты, где побывал путешественник, и обозначьте их на настенной карте (физическая карта мира) с помощью флажков.

Город Нижнеколымск, Берингов пролив, город Анадырь (Анадырьский острог), Северная Америка

 Станция 3.  Прочитайте текст 1, 2 и 3 абзацев стр. 37, рассмотрите рисунки, карто-схемы, и с помощью нити на настенной карте (физическая карта России) покажите маршрут путешественника.

Станция 4. Прочитайте текст пункта 2 (стр. 35), рассмотрите рисунки, карто-схемы и правильно разместите название географических объектов, в которых побывали путешественники.

6.     Первичная проверка понимания

Фронтальная беседа о тех знаниях, которые учащиеся получили в результате проделанной работы

7.     Первичное закрепление каждой группе задается вопрос с последующим заполнением пропусков в кроссворде

Путешественник, чья экспедиция доказала, что материки Евразия и Северная Америка не соединены? (С.И. Дежнёв)

Он совершил «хождение» за три моря. (А. Никитин)

В честь этого путешественника назван пролив между Евразией и Северной Америкой. (В. Беринг)

Экспедиция под его руководством совершила трудное путешествие к берегам Северной Америки. (А.И. Чириков)

8.     Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Изучить § 7, ответить на вопросы «Проверь свои знания» (стр. 40)

1.     Выполнить задания в РТ

2.     Подготовить сообщения о И. Москвитине, Е. Хабарове, В. Атласове и других землепроходцах

9.     Рефлексия (подведение итогов занятия)

Заполнение листа оценки достижений.

 

Роберт Д. Каплан о том, как география определяет судьбу наций

От славного прошлого Ирана как первой в мире сверхдержавы до настоящего и продолжающейся одержимости России защитой своей территории, известный американский журналист и автор  Последняя книга Роберта Д. Каплана , « Месть географии: что карта говорит нам о грядущих конфликтах и ​​битве против судьбы» прослеживает историю горячих точек мира через их географические преимущества и недостатки.

Каплан рассматривает, как положение стран на карте повлияло на их судьбу, и объясняет, как уроки прошлого могут помочь предотвратить конфликты в будущем. Вашингтонский корреспондент РСЕ/РС Хизер Махер взяла интервью у Каплана накануне публикации книги 11 сентября.

Азаттык: Вы пишете, что «география — это фон самой истории человечества. . . . Положение государства на карте — это первое, что его определяет, даже больше, чем его философия». Почему география так важна для определения государства?

Роберт Каплан:  Потому что он определяет положение штата на карте. Он определяет свои ограничения и свои возможности. Например, Великобритания — это остров, это большой остров. Так что бояться наземных атак на свои границы ей не приходилось. Поэтому на протяжении сотен лет она могла благополучно развиваться, внутренне, и это одна из причин развития демократии.

Посмотрите на карту Соединенных Штатов – посмотрите, как изрезано и изрезано восточное побережье Соединенных Штатов.

На северо-востоке полно хороших естественных гаваней. Это одна из причин, почему 13 колоний смогли сформироваться. Вы посмотрите на все побережье Африки — оно такое обширное, но [имеет] относительно мало естественных гаваней, что мешало развитию.

Посмотрите на Россию. Россия охватывает половину линий долготы мира. Тем не менее, у него очень мало естественных границ. Он открыт для вторжения с нескольких точек. Это объясняет неуверенность России и подозрительный национальный характер.

RFE/RL: Но тогда вы также называете карты «упреком самим представлениям о равенстве и единстве человечества, поскольку они напоминают нам обо всех различных средах земли, которые делают людей глубоко неравными и разъединенными во многих отношениях». пути, ведущие к конфликту, на котором почти исключительно останавливается реализм». Как карта может иметь такую ​​силу?

Каплан:  Карта содержит целый ряд обобщений. Карты могут врать. На карте Африки к югу от Сахары показаны границы там, где их быть не должно. На картах зоны умеренного климата немного меньше по сравнению с северными широтами, так что Гренландия, Канада и даже Европа кажутся на карте намного больше, чем они есть на самом деле. Карты показывают нам, как каждая нация находится в разных обстоятельствах. У нее нет таких возможностей, как у любой другой нации.

Возьмите страны Бенилюкса на северо-западе Европы. У них разрушенная, защищенная береговая линия, открытая для торговых путей Атлантики. Они заполнены очень богатой лёссовой почвой . У них есть защищенные лесные поляны. Все это способствовало развитию в век таких технологий, как подвижная литера, и если вы сравните ее, скажем, со страной в Центральной Африке, не имеющей выхода к морю, вы поймете, почему в Европе развитие происходило быстрее, чем в этой части Африки. Другими словами, не все государства рождаются с одинаковыми возможностями.

Азаттык: И это одна из суровых реалий, которую, по вашим словам, некоторые люди игнорируют после окончания холодной войны?

Каплан:  Холодная война ослепила западных мыслителей и не увидела реалий карты. Он искусственно разделил Берлин. Он искусственно поставил Грецию в один ряд с Западной Европой, тогда как на самом деле Греция была бедной балканской и средиземноморской страной с серьезными проблемами развития, проистекающими из турецкого и византийского деспотизма.

Азаттык: Вы говорите о великом историческом уроке «Мюнхена» — что это?
Каплан:

Мюнхенская аналогия восходит к конференции 1938 года в Мюнхене между [премьер-министром Великобритании] Невиллом Чемберленом и Адольфом Гитлером, на которой Чемберлен уступил требованиям Гитлера. И это, конечно же, привело к захвату Судетской области, ко Второй мировой войне и т. д. Итак, урок Мюнхена таков: «Противостоять диктаторам сейчас, потому что, если вы не противостоите им сегодня, они захватите больше территории и завтра вызовете больше хаоса».

Западные СМИ любят до
ненавидят Путина, потому что он не настраивается на их садово-огородного либерального правителя, которому аплодируют на модных конференциях. Но в Путине они должны видеть не тоталитариста, а обычного, заурядного российского полудиктатора

.

Другими словами, вмешиваться в дела Боснии, пока не поздно, свергнуть Саддама Хусейна, пока не поздно, вмешаться в Сирию, пока не поздно.

Проблема, как вы, наверное, знаете, в том, что мюнхенская аналогия одномерна.

Он пытается подогнать каждое важное решение к решению, с которым Чемберлен столкнулся в Мюнхене, и это не может быть правильным.

Это может быть только частью истории.

Азаттык: Вы пишете о том, как отсутствие естественных границ в России породило национальную одержимость необходимостью контролировать территорию в качестве страховки от вторжения. Вы цитируете историка Дж. Патрика Марча, который сказал, что территориальная уязвимость России породила «большую терпимость к тирании». Помогает ли это объяснить некоторую жесткую политику президента Владимира Путина?

Каплан:  Западные СМИ любят ненавидеть Путина, потому что он не настраивается на их либерального правителя, которому аплодируют на модных конференциях. Но на самом деле они должны видеть в Путине не тоталитариста, а обычного, заурядного российского полудиктатора, чей циничный неоимпериализм является следствием глубокой географической незащищенности.

Путин смотрит в Европу и видит то, что видели перед ним цари и комиссары: путь нашествия на Россию, историю нашествия на Россию шведов, поляков, французов, немцев, литовцев и т. д., и поэтому, как и коммунистические правители до него, он хочет буферных государств.

Ему нужно подавляющее влияние в странах Балтии. Ему нужны буферные государства в Восточной Европе; он не приемлет развала Варшавского договора. Он знает, что не может воссоздать Варшавский договор, он знает, что не может захватить страны Балтии, которые являются членами НАТО. Но он попытается. Он будет продолжать оказывать давление различными способами через газопроводы, преступные группировки, кибератаки и т. д.

То же самое касается его потребности в буферных государствах в Беларуси и Украине. По той же причине, по которой он вторгся в Грузию в 2008 году, или по той же причине, по которой он хочет влияния в Центральной Азии, хотя ему не хватает военного потенциала, чтобы воссоздать там Российскую империю. Путин мыслит как традиционный русский правитель, потому что Россия открыта для вторжения почти со всех сторон. Это великая сухопутная держава, не имеющая естественных границ, а сухопутные державы особенно ненадежны. Им не хватает безопасности морских держав, которые защищены океанами.

Азаттык: Вы делаете нечто похожее в отношении Месопотамии — что ее современная склонность к тирании может быть «географически обусловлена». Вы отмечаете, что каждый иракский диктатор, начиная с 1950-х годов, «должен был быть более репрессивным, чем предыдущий, чтобы удержать государство без естественных границ, состоящее из курдов, арабов-суннитов и шиитов, кипящее четко сформулированной степенью этнического и сектантского сознания».

Каплан:  Месопотамия стоит на пути исторических вторжений, тогда как Египет был защищен на севере от Средиземного моря обширной дельтой и пустынями по обе стороны Нила, поэтому он мог более или менее свободно развивать сплоченную цивилизацию. от вторжения извне.

Месопотамия была на пути вторжения всех. Поскольку ход человеческой истории проходит через большой Ближний Восток, и Месопотамия проходит под прямым углом к ​​нему — это не вдоль него. Таким образом, эта история вторжений и подавлений вызвала к Месопотамии, которая является основой современного Ирака, очень подозрительное национальное отношение.

Ему придается тенденция иметь диктаторов, суровых диктаторов, для нужд репрессий, потому что Месопотамия охватывает несколько этнических групп, которые находились в конфликте друг с другом: курды в курдских горах на севере, сунниты в центральной Месопотамии, ши итов в Южной Месопотамии.

Эти три враждующие группировки, [и] тот факт, что они расположены под прямым углом к ​​маршрутам вторжения, являются одной из причин того, что у нас в Месопотамии была череда диктаторов, начиная с 1958 года [и] вплоть до Саддама Хусейна в конца 1960-х годов, которые были особенно суровыми.

Азаттык: Объясните, что вы имеете в виду, когда говорите, что география Афганистана и Пакистана объединяет их?

Каплан: Афганистан и Пакистан постигла та же участь. Это потому, что между Афганистаном и Пакистаном нет настоящей естественной границы. Да, Афганистан более или менее расположен на высоком пустынном плоскогорье, а Пакистан является домом для парной низменной долины реки Инд. Но спуск с высокого плоскогорья к реке Инд настолько постепенный, что здесь нет действительно жесткой и быстрой границы.

Итак, границы [являются] искусственными, и из-за их искусственности их очень трудно контролировать. Кроме того, у вас есть пуштуны, великий индо-исламский народ, который живет в большом количестве по обе стороны границы, а не только по одну сторону границы, что делает границу еще более искусственной. Таким образом, цель как бы отделить Афганистан от Пакистана и создать два хорошо функционирующих государства была и будет очень труднодостижимой.

Азаттык: Насколько тяжело? Как ход событий в их общем прошлом влияет на то, что, по вашему мнению, происходит в их общем будущем, особенно после вывода международных сил из Афганистана?

Каплан:  Если вы посмотрите на карту Афганистана и Индийского субконтинента, вы увидите, что настоящая граница проходит не на афгано-пакистанской границе, а в самом центре Афганистана.

И эта граница — горы Гиндукуш. К северу от Гиндукуша живут таджики и узбеки. Южнее живут пуштуны.

На севере, в северном Афганистане, среди таджиков и узбеков и туркмен у вас более или менее мир. nУ вас расширяются торговые и человеческие контакты с Таджикистаном и Узбекистаном на севере.

Другими словами, в будущем может постепенно сформироваться своего рода большой Таджикистан, большой Узбекистан, даже несмотря на то, что южные и восточные части Афганистана все больше смешиваются с пуштунами по другую сторону границы внутри Пакистана.

Таким образом, афганское и пакистанское государства могут исчезнуть с точки зрения их идентичности, и мы можем увидеть, как закрепятся перекрывающиеся регионы. Когда Соединенные Штаты уйдут, между Индией и Пакистаном должен будет возникнуть своего рода диалог или конфликт, потому что Индии нужен невраждебный Афганистан. Так что эта область будет в турбулентности в течение многих лет.

Азаттык: А как насчет географического положения Америки? Вы говорите, что она извлекла огромную выгоду из своих двух океанов.

Каплан:  Американцам нравится думать, что они великие люди из-за того, кто они есть, потому что они великая демократия. Но я бы сказал, что американцы — великий народ еще и потому, что им довелось жить: в последней, большой, богатой ресурсами части умеренной зоны. Мало того, это большая полоса умеренного пояса с большими внутренними водными путями, которые, а не реки в России — которые разделяют Россию, потому что они текут с севера на юг, [или] с севера, а не с востока на запад.

Водные пути в Соединенных Штатах соединяют континент с востока на запад. На севере США защищены канадской Арктикой. Есть, конечно, Атлантический и Тихий океаны, которые превращают США в виртуальный остров, дают им защиту, а также открывают пути для торговли с Европой и Восточной Азией.

Единственная проблема, связанная с географией США, — это угроза мексиканской демографии на юге. Граница с Мексикой довольно искусственная. Вы имеете дело с границей между страной первого мира и страной третьего мира. У вас есть латиноамериканцы по обе стороны границы — во многих городах на американской стороне границы проживает большое количество латиноамериканцев — так что это будущее Мексики, которая, с одной стороны, является одной из крупнейших экономик в мире [и ] с другой стороны, подрывается наркобизнесом и наркокартелями — будущее Мексики поможет определить будущее Соединенных Штатов. Будущее Соединенных Штатов может иметь ориентацию север-юг, а не ориентацию восток-запад, море-светящее-море патриотического мифа.

Азаттык: Вы называете Иран «первой сверхдержавой древнего мира» из-за его географического преимущества и самобытности. Что это значит?

Каплан: Иранское государство идеально сочетается с иранским плато. Это звучит очевидно, но на самом деле это не так. Это необычное обстоятельство. Саудовская Аравия не настраивается с Аравийским полуостровом — на Аравийском полуострове тоже много других государств. Сирия искусственная, Ливия искусственная. В Иране нет ничего искусственного. Это государство на Иранском нагорье. И это плато имеет на севере Каспийский бассейн со всей нефтью и природным газом, а на юге Персидский залив со всей нефтью. Таким образом, иранское государство с плато находится между двумя крупными нефтедобывающими регионами Большого Ближнего Востока. К северу и востоку от Ирана все дороги открыты в Среднюю Азию — ни одно другое ближневосточное государство не может сказать этого. А на запад все дороги открыты в Месопотамию, в Ирак. Так что это грозное географическое положение.

И из этого грозного и естественного географического положения Иран на протяжении тысячелетий развивал великую культуру, великие цивилизации и империи. От мидийцев к парфянам, к Ахеменидам, к Сасанидам, кульминацией которых в настоящее время являются аятоллы.

Проблема с аятоллами [в том, что] — в то время как предыдущие иранские цивилизации были культурно богатыми, эклектичными, открытыми, даже сладострастными — это очень низкое, деспотичное, склонное к насилию перевоплощение бывших иранских империй прошлого. Он правит террористами-смертниками и террористами от Средиземного моря до западного Афганистана, и, как я пишу в своей книге, именно это снижение качества нынешнего иранского режима одновременно объявляет о его ограниченности и сигнализирует о его возможном падении.

Радио Свобода: С чем вы хотите, чтобы читатели вашей книги ушли из жизни – что они должны думать о географическом расположении народов и судьбах, что из-за этого уже произошло и что может произойти дальше?

Каплан:  Читатель должен уйти [от] чтения этой книги с мыслью о том, что география чрезвычайно важна. География накладывает ограничения. Он накладывает ограничения на наше поведение.

Но какими бы огромными ни были эти ограничения, места для самовольных личностей, для человеческой деятельности, чтобы улучшить мир, урегулировать кризисы, еще более чем достаточно. Другими словами, только признав ограничения и то, что против вас выстроено, вы сможете предпринять действия для их преодоления.

Эта книга показывает вам все, что нам нужно преодолеть, но оставляет у читателя надежду — что уроки географии должны в конечном итоге привести лидеров к попытке достичь баланса сил, и именно из надлежащего баланса сил свобода и гражданское общество может быть продлен.

Copyright (c) 2012. RFE/RL, Inc. Перепечатано с разрешения Radio Free Europe/Radio Liberty, 1201 Connecticut Ave., N.W. Вашингтон, округ Колумбия, 20036 г. Первоначально опубликовано здесь.

Русский народ и его образ жизни

Россияне считают себя образованной нацией. Они много читают и очень удивятся, если вы скажете им, что не читали ни Пушкина, ни Толстого! Книги в России дешевые, и большинство людей могут позволить себе покупать 5-10 книг в месяц без серьезного ущерба для семейного бюджета. Россияне также очень любят живые выступления в театре, а поскольку билеты доступны (цены в кинотеатрах и театрах сопоставимы), каждому доступен ошеломляющий набор опций, включая оперу, симфонические концерты, мюзиклы, балет, драму, и т. д.

В каждом городе есть хотя бы один театр. Театральная культура развивалась в советское время, когда билеты продавались через школы и предприятия: города делились на районы, и за каждый район отвечал театральный агент. Агент раздавал билеты во все заведения и школы своего района, а ответственный за «сектор культуры» организовывал коллективный поход в театр. Также посещение спектаклей в составе группы всегда намного веселее, что способствовало популярности театров. Именно так большинство россиян развили свой вкус к живым выступлениям. В настоящее время существует растущее разнообразие доступных театральных постановок, начиная от русских пьес и Шекспира, заканчивая цыганскими и современными интерпретациями и всем, что только можно себе представить. Кинотеатры становятся все более популярными в России и сегодня оснащены новейшими звуковыми системами.

В советское время была развита система общественной работы, и в каждой группе (класс в школе, отдел на работе и т.д.) был ответственный за спорт, образование, политинформацию и т. д. Выполнившие эти задания получали льготы (бесплатный или льготный проезд, возможность покупать редкие товары, лучшую квартиру и т. д.). В этот период все принадлежало государству, и государство контролировало распределение и награждало наиболее активных граждан. Только после перестройки собственность стала приватизированной. Система волонтерства была в значительной степени нарушена перестройкой, но россияне все еще сохраняют непоколебимый дух сообщества (который иногда доходит до того, что западный человек счел бы нарушением).

Русская культура неиндивидуальна. Власть отдельного человека в России намного меньше, чем на Западе, и большинство сделок проталкивается через семью, друзей и знакомых. Известная русская поговорка гласит: «Один на поле боя не солдат». В России необходимо знать людей у ​​власти, чтобы все заработало. Вот почему русские поддерживают больше дружеских отношений, чем средний житель Запада. Если вы знаете нужных людей, вы можете устроить самые сложные дела без особых усилий.

Большинство россиян считают себя христианами и принадлежат к Русской православной церкви. Это большое достижение для страны, где атеизм был официальной государственной религией более 70 лет. Религия, однако, не является реальной частью их жизни. Русские больше внимания уделяют гороскопам, чем Библии. Люди обычно ходят в церковь только для того, чтобы «поставить свечку» и быстро помолиться. Они делают это, чтобы попросить, чтобы что-то произошло (деловая сделка, экзамен) или чтобы вспомнить об умершем близком человеке. Людям не обязательно быть членами церкви, чтобы делать это, и они не делают ежемесячных взносов в церковь. Церковь выживает за счет продажи свечей и записок-напоминаний и взимания платы за такие услуги, как крещение, свадьба и похороны. Церковный брак в России не является официальным. Пара должна зарегистрировать свой брак в государственных органах, прежде чем им будет разрешено провести церковную церемонию.

Медицина и образование в России бесплатные, хотя россияне шутят, что образование с каждым годом становится все менее бесплатным. По-прежнему можно получить университетское образование бесплатно, сдав вступительные экзамены, но вузы сокращают количество студентов, обучающихся на бесплатной основе, из-за плохого государственного финансирования.

Поскольку и образовательные, и культурные объекты раньше были широко доступны, россиян можно считать высококультурной нацией. Их общие знания очень хорошие: они знают понемногу практически обо всем. Начальная и средняя школа является обязательной в течение 11 лет и включает программу истории, литературы, музыки и географии. Иностранный язык, обычно английский, изучается 6 лет, хотя также доступны французский, немецкий и испанский языки. Преподаваемые курсы истории включают русскую, европейскую и американскую историю. Читаемая литература включает в себя множество иностранных произведений, в том числе многих европейских классиков – между сильной основой Толстого, Пушкина и Достоевского. Стандартная российская учебная программа одинакова для всей России, и только недавно были разрешены некоторые факультативные курсы.

На вступительных экзаменах в вузы и колледжи можно задавать только вопросы из программы общеобразовательной средней школы. Университеты и колледжи принимают студентов по результатам этих вступительных испытаний, а не по их оценкам в школе, хотя наличие отличных оценок может помочь (например, вам может понадобиться сдать только 1 или 2 экзамена вместо обычных 4).

Наличие диплома университета или колледжа является обычным явлением. В России самый высокий уровень образования в мире (более 40% всего населения имеют высшее или высшее образование). После перестройки система высшего (университетского) образования медленно деградирует вместе с системой здравоохранения, которая раньше была одной из лучших в мире. Проблема российской системы образования в том, что она всегда была скорее теоретической и не имела отношения к практике. Поэтому человек с инженерным образованием часто работает в сфере продаж, а человек с химическим образованием — в маркетинге. Также неудивительно, если женщина с высшим образованием работает секретарем. Имея докторскую степень. также не имеет большого значения и не дает вам большого преимущества; хорошее знание английского языка даст вам лучшее конкурентное преимущество. Должность, которую человек занимает в компании, не так важна, как сама компания. Иностранные компании и даже иностранные общественные/благотворительные организации считаются лучшим трудоустройством.

Интеллектуально русские интересные люди, с которыми можно поговорить и получить удовольствие от глубоких тем. Философия по-прежнему является обязательным предметом в вузе и одним из 3-х обязательных предметов для сдачи квалификационного экзамена в докторантуру (остальные 2 — иностранный язык и сама специальность). Русские тоже очень умные. У них столько трудностей и проблем в жизни, и они научились ко всему находить окольный путь. У них нет глубокого уважения к закону, особенно к правилам дорожного движения. Россияне одни из самых безрассудных, но в то же время умелых водителей и самых неосторожных пешеходов в мире.

У большинства россиян нет того, что вы называете на западе «хорошими манерами». Россия — суровая страна, и русские обычно не стесняются говорить то, что думают, так, чтобы не оставалось места для недопонимания. В советский период «хорошие манеры» считались буржуазной тактикой выживания. Русские очень прямолинейны. Когда они встречаются или звонят друг другу, они редко тратят время на такие вопросы, как «Как дела?» но сразу к делу. Они не грубые, это просто их способ делать вещи.

Русские привыкли к ситуациям, когда все непредсказуемо и нестабильно. Им приходится быстро адаптироваться к новым правилам и законам. Россиянам предстояло пройти долгий путь от тотального контроля советских времен до тотальной неопределенности нынешней ситуации. Их жизнь резко изменилась, и если мерилом счастья, то жизнь определенно изменилась к худшему. Пожилые люди очень ностальгируют по советским временам, когда все было понятно, предсказуемо и стабильно. Какими бы ни были ваши таланты и как усердно вы ни работали, вы не могли опередить других людей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *