Ипатьевский монастырь в Костроме – История основания и древность – Монастыри России
× PDF-версия журнала
I. ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ Троицкий храм Ипатьевского монастыряЛеонид Васильев, Николай Зонтиков (Кострома)
«Монастырь Ипатцкой общей на реке на Волге за рекою за Костромою усть реки Костромы, а в нем церковь Живоначалная Троица камена, а придел Филиппа и Упатия…» (1) Из сотной 1560 года.
Ипатьевский монастырь в Костроме относится к числу наиболее известных монастырей России. Не отделимый от целого ряда важнейших событий русской истории, неразрывно связанный с царскими династиями Годуновых и Романовых, он издавна является одним из главных символов Костромы. Существует огромная научная литература, посвящённая многовековой истории монастыря. Однако до сих пор наиболее «тёмным» является начальный период истории обители — в первую очередь, вопрос: когда и кем был основан Ипатьевский монастырь?
Впервые в летописях монастырь упоминается в 1435 году, когда в ходе междоусобной войны московских и галичских князей весной этого года «на мысе у святого Ипатия, межи Волгою и Костромы»
Согласно традиционному преданию, Ипатьевский монастырь был основан в 1330 году татарским мурзой Четом (в крещении – Захария) на месте чудесного явления ему Богоматери со священномучеником Ипатием, епископом Гангрским, и святым апостолом Филиппом. В монастыре мурза Чет воздвиг Троицкий храм с приделом во имя священномученика Ипатия и апостола Филиппа и храм во имя Рождества Богородицы (4). В дореволюционное время эта версия являлась общепринятой и никем не ставилась под сомнение.
Первым подверг её критическому анализу крупнейший знаток русского феодализма академик С.Б. Веселовский (1876 — 1952 гг.). В статье «Из истории древнерусского землевладения. Род Дмитрия Александровича Зернова (Сабуровы, Годуновы и Вельяминовы-Зерновы)», опубликованной в 1946 году, он пришел к выводу, что легенда о мурзе Чете, как основателе Ипатьевского монастыря, возникла в конце XVI века. В это время Годуновы заняли ведущее положение при царском дворе и для большего их престижа монастырю, где находилось их родовое кладбище, необходимо было найти основателя, которым легенда и объявила мурзу Чета (Захария), родоначальника Годуновых. С.Б. Веселовский писал: «Заняв в конце этого века (XVI-го. – Н.З.) место среди старых крупнейших монастырей, Ипатьев монастырь в вопросе о своём прошлом оказался в очень неблагоприятном положении. Он не мог указать, не мог гордиться, как большинство старых, прославленных монастырей, каким-нибудь известным русским князем или высокочтимым подвижником, причисленным к лику святых, как своим основателем.
Далее С.Б. Веселовский писал: «Известно, что наиболее цветистые и фантастические легенды сочиняли не старые, исторически известные роды, которым подобные легенды в сущности ничего не давали и ничего не прибавляли к их старой славе, а рядовые служилые роды, в особенности те, которым удавалось подняться в верхние слои правящего класса и приходилось соприкасаться с родовитыми людьми, смотревшими на них свысока, как на выскочек и безродных, случайных людей. В аналогичном положении оказался в ряду старых монастырей Ипатьев монастырь, быстро разбогатевший в последней четверти XVI века благодаря вкладам Годуновых, царицы Ирины и царя Фёдора.
К этому времени, по-видимому, относится сочинение легенды о знатном татарине Чете, о чудесном ему видении во сне Богородицы с Ипатием и Филиппом, о его чудесном исцелении, крещении и об основании в память этого чуда монастыря. Правда, это был не русский князь, не высокочтимый святой но в некоторых отношениях это было лучше и того и другого: это был родоначальник Годуновых, предок царя Бориса и царицы Ирины »Общий вывод историка был таков: «…представляется, что Ипатьев монастырь первоначально был вотчинным монастырем. Судя по тому, что в нем (монастыре. – Н.З.) были погребены Захарий (7) и его сын Александр Зерно, убитый вечниками в 1304 году, он был основан в конце XIII века (а не в 1330 году, как говорит легенда), вероятно, на вотчинной земле Захария» (8).
Таким образом, С.Б. Веселовский отнёс возникновение Ипатьевского монастыря к концу XIII века. С тех пор мнение выдающегося историка прочно вошло в краеведческую литературу. В первой послереволюционной книжке об Ипатьевском монастыре, вышедшей в 1959 году, говорилось: «Советский историк академик С. Б. Веселовский доказал, что вся история монастыря свидетельствует о несостоятельности боярско-церковной легенды (об основании его мурзой Четом. – Н.З.). С.Б. Веселовский убедительно доказал, что Ипатьевский монастырь был основан в конце XIII века на вотчинной земле Зерновых (Зерно)» (9). Авторы вышедшего в 1963 году путеводителя по Костроме писали: «Недавними исследованиями доказано, что основан он (Ипатьевский монастырь. – Н.З.) был в XIII веке как один из укреплённых пунктов в системе обороны северо-восточных границ Московского княжества» (10). В книге об Ипатии, вышедшей в 1968 году, В.Г. Брюсова, оговорившись, что «гипотеза С.Б. Веселовского о времени и обстоятельствах устройства Ипатьевского монастыря твёрдых данных не дает», отмечала, что «предполагаемая им дата основания монастыря (последняя четверть XIII века) наиболее вероятна. Монастырь построен в месте слияния двух крупных рек, как обычно ставились русские города. Река Кострома в древности была судоходной на триста вёрст вверх по течению.
В вышедшем в 1983 году путеводителе по Костроме говорилось, что «вероятно, монастырь был основан во второй половине XIII века» (14). В очередном томе сводного каталога «Памятники архитектуры Костромской области» (1998 год) об основании монастыря сказано, что «учёные относят его основание ко второй половине XIII в. – времени правления владимиро-суздальского князя Василия Квашни» (15). В новейшей книге об Ипатьевском монастыре (2003 год) её авторы И.В. Рогов и С.А. Уткин пишут: «На рубеже XIII и XIV веков на холме, возвышающемся над рекой Костромой Захария основал церковь Живоначальной Троицы с приделами апостола Филиппа и Ипатия Гангрского, которая дала начало Ипатьевскому монастырю»
С.Б. Веселовский, безусловно, прав в том, что к концу XIII века обитель на устье реки Костромы уже существовала, но возникла она, судя по всему, ещё раньше. Возможность попытаться определить основателей Ипатьевского монастыря дают сами святые, которым посвящена обитель – святитель Ипатий и апостол Филипп. Священномученик Ипатий, епископ Гангрский, христианский подвижник IV века, является одним из самых малоизвестных святых на Руси. При самом тщательном поиске мы почти нигде в России не найдём посвящённых ему храмов или монастырей. Не найдем нигде, за исключением одного города – Великого Новгорода (17). Только в этом важнейшем центре древней Руси священномученик Ипатий пользовался особым почитанием.
Святой Ипатий в Новгороде почитался как покровитель новгородских посадников (18) – выборных руководителей Новгородской республики (как известно, посадниками в XII — XV веках избирались исключительно представители новгородского боярства). В XII — XV веках в Новгороде существовало, по крайней мере, два храма, посвящённых священномученику Ипатию. В 1183 году на Рогатой улице (или – Рогатице) в Славенском конце (этот конец традиционно считается одной из древнейших частей города) была построена деревянная церковь «святого Еупатия чюдотворца и епископа Ганьграньского» (19). В 1369 году взамен её был заложен каменный храм «святого Еупатия на Рогатице» (20). Но эта церковь была не единственным Ипатьевским храмом в Новгороде. Под 1496 годом летопись упоминает ещё церковь святого Ипатия на Щеркове (Ширкове) улице (21) (эта улица также находилась на Славенском конце Новгорода).
Второй святой, которому издавна был посвящён Ипатьевский монастырь – святой апостол Филипп, – к счастью, точно так же легко привязывается к конкретной местности. Можно долго и тщетно искать в древней Руси храмы или монастыри, посвящённые этому святому. Так сложилось исторически, что апостол Филипп почти не почитался на Руси, опять-таки за исключением Великого Новгорода. Известный храм, посвящённый святому апостолу Филиппу, возвели в 1194 году на Нутной улице Славенского конца города. Этот храм был деревянным, неоднократно обновлялся, а в 1383 — 1384 годах взамен его на Нутной улице воздвигли каменный храм во имя апостола Филиппа. Его, в свою очередь, в 1527 — 1528 годах сменил новый каменный храм, который, к счастью, и ныне стоит на Торговой стороне Новгорода
Но какое отношение к вопросу об основании Ипатьевского монастыря имеет констатация факта, что и священномученик Ипатий, и святой апостол Филипп были в древней Руси по преимуществу «новгородскими» святыми? Установленный факт даёт нам возможность предположить, что Ипатьевский монастырь на устье реки Костромы был основан именно новгородцами. В.Г. Брюсова первая во всей огромной литературе, посвящённой монастырю, заметила, что «культ» священномученика Ипатия и апостола Филиппа «принадлежит Новгороду» (25). Она же первая и выдвинула версию об основании монастыря новгородцами. «История Костромы и Ипатьевского монастыря как часть истории Владимиро-Суздальской и Московской земли не вызывает сомнения, – пишет В. Г. Брюсова, – но это не представляется бесспорным по отношению к древнейшему периоду. Возможно, уже в XI в. в своих походах на Югру, в сказочную «Биармию», через Верхнюю Волгу и Пермь, новгородцы и создали здесь (т.е. в нижнем течении р. Костромы. – Н.З.) первые русские опорные пункты, послужившие началом устройства монастырей или выросшие в города» (26).
Река Кострома издавна служила одним из путей продвижения новгородцев на Волгу. Как известно, первый поход ушкуйников на Волгу и Каму состоялся в 1360 году, когда новгородские «ушкуйници-разбойници» захватили и разграбили на Каме город Джукетау (Жукотин). Из-за этого события, по требованию золотоордынского хана Хидыря, в том же году в Костроме состоялся съезд князей Северо-Восточной Руси, прошедший под руководством великого князя Владимирского Дмитрия Константиновича («и бысть съезд всем князем русьским о разбойницах на Костроме» (27)). По поводу места проведения княжеского съезда историк В.Н. Бернадский заметил: «Место съезда (Кострома), вероятно, было выбрано не случайно (не у Костромы ли выходили на Волгу ушкуйники?). По крайней мере, в описаниях следующих походов Кострома упоминается чрезвычайно часто» (28). От других ушкуйничьих походов на Волгу Кострома более всего пострадала в 1375 году, когда около двух тысяч новгородцев на 70 ушкуях (речных судах) во главе с воеводой Прокопом захватили Кострому и подвергли её ужасающему разгрому. Причём летопись отмечает, что перед захватом города ушкуйники «выидоша рекою Костромою на Волгу» (29). Полагают, что и в предыдущее нападение новгородцев на Кострому – в 1371 году – они также подошли к городу по реке Костроме. В последний поход новгородских ушкуйников, состоявшийся под предводительством Анфала в 1409 году, новгородцы также вышли на Волгу по реке Костроме. В Тверской летописи говорится: «…поидоша Новогородци из Заволочиа по Двине, в верх Сухоною, и вышли Костромою (в) Волгу, и взяша на Костроме корм, и поидоша к Новугороду Волгою, воюючи, и взяша Новгород Нижний; и потом поидоша на усть Ками» (30).
В.Н. Бернадский назвал реку Кострому (наряду с р. Вяткой) «основным путём» новгородцев на Волгу, особо отметив, что путь по реке Костроме был им ведом «до походов ушкуйников»
Лингвисты отмечают следы древнего новгородского говора по всему нижнему течению Костромы и, в частности, в Заречье, в бывшей Шунгенской волости (на территории которой находился в начале XX века Ипатьевский монастырь). С. Ерёмин в 20-е гг. XX века отмечал, что «в Шунгенской волости довольно часто встречается особенность древнего новгородского говора – замена старого «ъ» звуком «и» в словах перед следующей мягкой согласной (мисец, недиля, виник)» (32), — и делал вывод, что «население, так говорящее, есть остаток древних новгородских колонистов» (33).
Такой темы, как новгородская колонизация Костромского края, касался в своих трудах целый ряд историков и археологов. Археолог Е.И. Горюнова, говоря о территории Костромской и Ивановской областей, писала: «1) Славянская колонизация охватила эту территорию не ранее XI в.; 2) колонизация эта имела два чётко выраженных направления: со стороны Ростово-Суздальского центра с его смешанным русско-мерянским населением. Первый поток переселенцев со стороны Суздальской земли двигался через Ивановскую область и осел в южной части Костромского Поволжья. Новгородская колонизация охватила первоначально северные районы области, постепенно распространяясь затем на юг. Постепенно расселяясь и осваивая новые, слабо заселённые земли, новгородцы проникли и в Костромское Поволжье, где на лесных росчистях основывали небольшие усадьбы-починки и постепенно расчищали под пашню лесные массивы. По проторенным путям сюда стали двигаться и новые переселенцы из новгородских земель, стремившиеся в «лихие» годины стихийных бедствий «спасать животы» в чужих землях . Колонизационная волна из Новгородских земель наложила глубокий отпечаток на культуру костромского населения и оставила заметный след в лексике и фонетике говора современных великоруссов Костромской области» (34). Археолог Е.А. Рябинин отмечал особое значение в освоении новгородскими переселенцами Костромского края пути по реке Костроме: «Лексическая зона, отражающая новгородскую колонизацию, включает течение р. Костромы и бассейны Галицкого и Чухломского озёр; следы новгородского языкового влияния прослеживаются во всем Костромском Поволжье . В Поволжье выходцы из северо-западных земель могли проникнуть по р. Костроме. Знакомство новгородцев с данной речной магистралью документировано письменными источниками. По Костроме продвигались из Верхнего Подвинья новгородские ушкуйники, совершавшие свои знаменитые походы на Волгу и Нижнюю Каму. Хотя эти события и относятся к более позднему времени (вторая половина XIV — начало XV в.), но, по авторитетному заключению В.Н. Бернадского, путь по Костроме был ведом новгородцам и до походов ушкуйников; последние использовали давно и хорошо известный маршрут ”из Заволочи, а по Двине вверх Сухоною и Костромою в Волгу”» (35).
Все это делает предположение об основании Ипатьевского монастыря на устье реки Костромы новгородцами достаточно обоснованным. Именно древние новгородцы, по-видимому, возвели в нем два первых (теплый и холодный) храма: один – посвященный священномученику Ипатию и святому апостолу Филиппу (вероятно, главный престол храма был посвящен Ипатию, а придельный – апостолу Филиппу), и другой – в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Заметим, что и второй храм монастыря, в честь Рождества Богородицы, также может иметь «новгородское» происхождение. Конечно, храмы в честь Рождества Богородицы распространены на Руси повсеместно, но есть смысл напомнить отмеченный Б.А. Рыбаковым факт особого почитания в древнем Новгороде праздника Рождества Пресвятой Богородицы, в связи с чем в нем имелось «5 церквей Рождества Богородицы!» (36). В свете этого логично предположить, что и храм Рождества Богородицы был изначально построен – вместе с Ипатьевским храмом – новгородцами.
Когда же возник Ипатьевский монастырь? Думается, что есть все основания от конца XIII века, обозначенного С.Б. Веселовским, опуститься вглубь этого столетия. Судя по всему, монастырь был основан в зоне расселения новгородских переселенцев или в середине, или, вероятнее, – в 1-й половине XIII века, ещё до монголо-татарского нашествия. Продвигаясь по реке Костроме в Волгу, новгородцы могли закрепить за собою стратегически важный участок устья реки основанием здесь небольшого мужского монастыря, посвящённого популярным в Новгороде святым. Монастырь, разумеется, был ктиторским, и, вероятнее всего, его основателем являлся какой-нибудь новгородский боярин. Позднее монастырь на устье реки Костромы получил второе посвящение – в честь Святой Живоначальной Троицы. Известно, что широкое почитание Святой Троицы на Руси началось со 2-й половины XIV века и связано, в первую очередь, с именем преподобного Сергия Радонежского, основавшего в Подмосковье свой знаменитый Троицкий монастырь. Вероятно, второе наименование Ипатьевский монастырь получил в конце XIV-го или в самом начале XV веков (впервые в дошедших до нас источниках он назван как «дом живоначалнои Троицы и святого апостола Филипа и святого священномученика Иупатия» около 1410 — 1420 гг. в упоминавшейся выше данной монастырю), когда в нём, по-видимому, был построен Троицкий собор с приделом во имя Ипатия и Филиппа. Видимо, тогда же монастырь получил официальное двойное наименование – Троицкий Ипатьевский. Однако второе наименование не вытеснило, как это бывало, первоначальное, и на протяжении столетий вплоть до настоящего времени монастырь известен, в первую очередь, именно как Ипатьевский (Ипатьев, Ипатский, Ипатьевский или Ипатий). В середине XVI века в монастыре взамен деревянного был воздвигнут каменный Троицкий собор с приделом во имя Ипатия и Филиппа; точный год возведения собора неизвестен, впервые он упоминается в сотной 1560 года «с книг костромских письма князя Андрея Дмитриевича Дашкова да Ондрея Васильева сына Тимофеевича Безносова с товарищи», где сказано: «Монастырь Ипатцкой общей на реке на Волге за рекою за Костромою усть реки Костромы, а внем церковь Живоначалнои Троица камена, а придел Филиппа и Упатия» (37) (вероятно, каменный собор сменил деревянный в 50-е годы XVI века). Придельный храм во имя священномученика Ипатия и апостола Филиппа имелся в Троицком соборе на протяжении почти всей истории монастыря, однако, в связи с решением устроить в Архиерейском корпусе крестовую (домовую) церковь во имя этих двоих святых, 22 ноября 1862 года Ипатьевско-Филипповский придел в соборе был упразднён (38). Крестовую церковь во имя Ипатия и Филиппа при покоях правящего архиерея, в верхнем этаже Архиерейского корпуса, устроили в 1875 году (39) (она просуществовала до закрытия Ипатьевского монастыря в 1919 году).
Подведём итоги. Итак, по нашему мнению, Ипатиевский монастырь был основан новгородцами, проникавшими на Верхнюю Волгу по реке Костроме, и посвящен святому покровителю новгородских посадников – священномученику Ипатию, епископу Гангрскому. Основан монастырь, скорее всего, ранее конца XIII века, предположительно в 1-й половине века, возможно, ещё до монголо-татарского нашествия. Позднее в его стенах был погребён мурза Чет (Захария), видимо, являвшийся очень крупным жертвователем и покровителем монастыря, отчего в конце XVI века возникла легенда о том, что именно он являлся основателем обители. Во 2-й половине XIV — начале XV веков монастырь получил второе посвящение – во имя Святой Живоначальной Троицы, в официальном наименовании оттеснившее первоначальное посвящение на второе место. Однако в русскую историю монастырь вошел и стал повсеместно известным именно под своим первым названием – Ипатиевский.
«Ипатьевский монастырь близ Костромы» (1912).Автор – Петр Иванович Петровичев (1874-1947).
примечания
(1) Шумаков С. Сотницы, грамоты и записи. Вып. 2. Костромские сотницы 7068 — 7076 гг. М., 1903, с. 5.
(2) Воскресенская летопись // Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т.7. СПб., 1856, с. 99.
(3) Акты социально-экономической истории северо-восточной Руси конца XIV — XVI вв. Т.3. М., 1964, с. 248.
(4) Описание Костромского Ипатьевского монастыря. М., 1832, с. 1 — 3.
(5) Веселовский С.Б. Из истории древнерусского землевладения. Род Дмитрия Александровича Зернова (Сабуровы, Годуновы и Вельяминовы-Зерновы) // Исторические записки. Т.18. М., 1946, с. 70.
(6) Там же, с. 70 — 71.
(7) Там же, с. 72.
(8) Ерошин Н.П. Ипатьевский монастырь. Путеводитель. Кострома, 1959, с. 5.
(9) Ерошин Н.П. Ипатьевский монастырь. Путеводитель. Кострома, 1959, с. 5.
(10) Кострома. Путеводитель-справочник. Кострома, 1963, с. 307.
(11) Брюсова В.Г. Ипатьевский монастырь. Ярославль, 1968, с. 12 — 13.
(12) Совершенно непонятно, откуда В. Н. Бочков (а именно он, конечно, является автором процитированного отрывка) взял, что основателем монастыря является именно князь Василий Ярославич (1241 — 1277 гг.), т.к. в источниках на это нет даже намёков (кстати, заметим, что представление о том, что, став в 1272 году великим князем Владимирским, Василий Ярославич, бывший до этого костромским князем, будто бы остался в Костроме, а не переехал во Владимир, безусловно, является ошибочным). И уж совсем непонятно, откуда взялась такая точная дата основания монастыря — «около 1275 года».
(13) Бочков В.Н., Тороп К.Г. Кострома. Путеводитель. Ярославль, 1970, с. 59.
(14) Кострома. Путеводитель. Ярославль, 1983, с. 144.
(15) Памятники архитектуры Костромской области. Каталог. Вып. 1, ч. 3. Город Кострома. Кострома, 1998, с. 5.
(16) Рогов И.В., Уткин С.А. Ипатьевский монастырь. Исторический очерк. М., 2003, с. 8.
(17) Помимо Новгорода, Ипатьевские храмы имелись ещё во Владимире и Москве. К нашей теме имеет отношение только храм во Владимире, т. к. в Москве придельный храм во имя священномученика Ипатья существовал в Вознесенском храме (освящён в камне в 1756 году), стоявшем на подворье Ипатьевского монастыря в Китай-городе. Точно неизвестно, когда появилось в Москве это подворье, но безусловно, что оно возникло относительно поздно – или в конце XVI-го, или, скорее, в 1-й половине XVII века. Храм в несколько этапов был разрушен в 40 — 60 гг. XX века во время расширения комплекса зданий ЦК ВКП(б)-КПСС, ныне о подворье и храме на нём напоминает только название старинного Ипатьевского переулка (в XVII веке – Ипатская улица), соединяющего Варварку и Ильинку (22). Древний Ипатьевский храм существовал в начале XIII века в стольном Владимире. Летопись сообщает, что во время пожара 1213 года здесь «сгоре» четыре церкви, в том числе и «Еупатий» (23). Скорее всего, существование этого храма в стольном граде северо-восточной Руси связано с характерными для XII — XIII столетий постоянными притязаниями великих князей владимирских на новгородское княжение.
(18) Порфиридов Н.Г. Вопросы областного атрибутирования памятников древнерусской мелкой каменной пластики // Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции. М., 1977, с. 68.
(19) Новгородская первая летопись // ПСРЛ. Т. 3. М., 2000, с. 37, 227.
(20) Там же, с. 371.
(21) Там же.
(22) Романюк С.К. Москва. Утраты. М., 1992, с. 66; Имена московских улиц. 5-е изд. М., 1988, с. 152.
(23) Воскресенская летопись // ПСРЛ. Т. 7. СПб., 1856, с. 119.
(24) Там же, с. 41, 234, 379 — 380; Кузьмина Н.Н. Памятник архитектуры XVI в. – церкви Филиппа апостола и Николая чудотворца на Нутной улице в Новгороде // История и культура древнерусского города. М., 1989, с. 147 — 158.
(25) Брюсова В.Г. Ипатьевский монастырь. М., 1982, с. 14.
(26) Там же.
(27) Рогожский летописец // ПСРЛ. Т. 15. М., 2000, стб. 69.
(28) Бернадский В.Н. Новгород и Новгородская земля в XV веке. М.-Л., 1961, с. 40 (далее – Бернадский В.Н. Указ. соч. ).
(29) Рогожский летописец // ПСРЛ. Т. 15. М., 1965, стб. 113.
(30) Тверская летопись // ПСРЛ. Т. 15. М., 2000, стб. 485.
(31) (т.е. в период до 1360 года). Действительно, проникновение новгородцев в бассейн реки Костромы, скорее всего, началось задолго до эпохи ушкуйничьих походов.
(31) Бернадский В.Н. Указ. соч., с. 45.
(32) Еремин С. Характеристика народных говоров по р. Костроме // Труды Костромского научного общества по изучению местного края. Вып. 41. Четвертый этнографический сборник. Кострома, 1927, с. 4, 31.
(33) Там же, с. 11.
(34) Горюнова Е.И. Этническая история Волго-Окского междуречья. М., 1961, с. 240, 246.
(35) Рябинин Е.А. Костромское Поволжье в эпоху средневековья. Л., 1986, с. 101, 106.
(36) Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. М., 1988, с. 265.
(37) Шумаков С. Сотницы, грамоты и записи. Вып. 2, Костромские сотницы 7068 — 7076 гг. М., 1903, с. 5.
(38) Костромской Ипатьевский монастырь. Кострома, 1913, с. 42.
(39) Там же, с. 55.
расписание, фото, адрес и т. д. на официальном сайте Культура.РФ
Основание Ипатьевского монастыря
Считается, что обитель заложил татарский вельможа Чет в 1330 году — родоначальник знатной русской фамилии Годуновых. Согласно монастырской легенде, направляясь на службу к московскому князю Ивану Калите, Чет серьезно заболел. Когда он остановился передохнуть в месте впадения реки Костромы в Волгу, ему явились Пресвятая Богородица, апостол Филипп и священномученик Ипатий — и Чет чудесным образом исцелился. Вельможа принял православие и крестился под именем Захария, а на том судьбоносном для него месте основал иноческую обитель. С тех пор Ипатьевский монастырь считался родовой вотчиной Годуновых, которые не жалели на него средств. В 1560 году на деньги Годуновых взамен деревянной церкви Живоначальной Троицы возвели пятиглавый каменный Троицкий собор с приделами, посвященными апостолу Филиппу и священномученику Ипатию. Спустя 26 лет монастырь окружили каменные стены толщиной в полтора метра и протяженностью в 518 метров. Ипатьевский монастырь стал крепостью, защищавшей подступы к городу.
В Смутное время монастырь перешел в руки отряда Лжедмитрия II и Филарета. Но в феврале 1609 года костромчане организовали восстание и к концу лета этого же года отвоевали обитель. Во время штурма крепости ее стену пришлось взорвать, отчего пострадал Троицкий собор.
Колыбель дома Романовых
С осени 1612 года в кельях монастыря от поляков скрывался 16-летний Михаил Романов с матерью-монахиней Марфой, а 14 марта 1613 года в Троицком соборе Михаила Федоровича призвали на царство. С тех пор монастырь в Костроме называют колыбелью дома Романовых.
С 1621 года началось возрождение монастыря: были восстановлены монастырские стены и здания, которые пострадали во время осады. В середине XVII века монастырскую площадь увеличили почти вдвое, эту территорию стали называть «Новым городом».
В конце 1652 года построили новый пятиглавый Троицкий собор (ныне существующий). Его во второй половине XVII века расписывала артель иконописцев во главе с Гурием Никитиным — крупнейшим мастером фрески и иконописи того времени. Настенная фреска имеет четыре яруса: самый верхний славит Пресвятую Троицу, второй и третий описывают чудеса и страсти Христа, нижний — жизнь святых апостолов.
В заново отстроенный монастырь присылали дорогие иконы, церковную утварь, рукописи и книги. До XVIII века в его стенах хранилась Ипатьевская летопись — один из древнейших списков Повести временных лет. К концу XVII века Ипатьевский монастырь стал одним из самых богатых на Руси.
В последующие годы монастырь был резиденцией костромского архиерея, а Троицкий собор почти на столетие стал кафедральным собором епархии. В 1747 году в монастыре открылась духовная семинария — сегодня она одна из старейших в России.
В 1764 году закончилось строительство теплого храма в честь Рождества Богородицы, а в Троицком соборе установили новый иконостас, сохранившийся до наших дней.
В 1835 году Николай I приказал отремонтировать и перестроить здания монастыря для возвращения ему «древнего вида». Руководил работами создатель храма Христа Спасителя в Москве — архитектор Константин Тон. По его проекту в архиерейском корпусе были устроены Святые ворота с надвратным храмом во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии. Практически заново воздвигли Богородице-Рождественский собор, перестроили монастырские корпуса. Изменился внешне и келарский корпус, в котором в 1613 году жил Михаил Романов.
После Октябрьской революции Ипатьевский монастырь был закрыт, а монахи изгнаны из обители. Богородице-Рождественский собор в 30-е годы ХХ века был полностью разрушен. В 1958 году в Ипатьевском монастыре открыли Костромской государственный историко-архитектурный музей-заповедник.
Возрождение монастыря
18 февраля 1992 года в соответствии с решением Священного синода Русской православной церкви Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь был возрожден. В мае 1993 года костромская епархия и музей-заповедник подписали соглашение о совместном использовании монастырского ансамбля, и спустя год в обители появились первые монахи.
В настоящее время в обители действуют Троицкий собор с Лазаревским храмом в подклете, а также храм во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии. Открыт и церковный историко-археологический музей. В монастырь приезжают люди из разных уголков не только России, но и мира, чтобы поклониться чудотворной иконе Тихвинской Божией Матери, частице ризы Господней и частице мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского.
jpg’ alt=’Ipatiev Monastery description and photos — Russia — Golden Ring: Kostroma’><button aria-label=’Watch’><svg version=’1.1′ viewBox=’0 0 68 48′><path d=’M66.52,7.74c-0.78-2.93-2.49-5.41-5.42-6.19C55.79,.13,34,0,34,0S12.21,.13,6.9,1.55 C3.97,2.33,2.27,4.81,1.48,7.74C0.06,13.05,0,24,0,24s0.06,10.95,1.48,16.26c0.78,2.93,2.49,5.41,5.42,6.19 C12.21,47.87,34,48,34,48s21.79-0.13,27.1-1.55c2.93-0.78,4.64-3.26,5.42-6.19C67.94,34.95,68,24,68,24S67.94,13.05,66.52,7.74z’ fill=’#f00′></path><path d=’M 45,24 27,14 27,34′ fill=’#fff’></path></svg></button></a>» allow=»accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»» title=»Ipatiev Monastery description and photos — Russia — Golden Ring: Kostroma»> Ипатьевский монастырь описание и фото — Россия — Золотое кольцо: Кострома. Подробная информация о аттракционе. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов. Фото и описаниеИпатьевский монастырь в Костроме — историческое место. Именно здесь в 1613 году молодой Михаил Романов дал свое согласие на управление государством, с которого началось 300-летнее правление династии Романовых. Сейчас здесь уникальный церковный музей и действующий монастырь. История монастыряПредание гласит, что монастырь был основан в 1330 году татарским мурзой по имени Чет — далеким перешедшим на русскую службу и принявшим православие родоначальником Бориса Годунова. Возможно, монастырь был здесь и раньше, просто Чет внес в него богатый вклад, но монастырь стал усыпальницей его потомков — Сабуровых и Годуновых. Некрополь когда-то насчитывал 53 захоронения членов этих семей, некоторые из которых сохранились до нашего времени. Монастырь был небольшим, каменный Троицкий собор появился в нем только в 1560 году — до этого все постройки были деревянными. В конце XVI века, с приходом к власти Годуновых, а затем Романовых, началось активное строительство. Монастырь окружен крепостными стенами, над главным входом стоит надвратная церковь святых Феодора Стратилата и святой Ирины — покровительниц царя Федора Иоанновича и царицы Ирины. Сами стены составляют более пятисот метров по периметру, толщиной около полутора метров и высотой семь метров. Это классическая крепость 16 века: с башнями для пушек, пороховым складом и даже потайным ходом к реке. В 1608-1609 годах крепости пришлось обороняться — она была захвачена войсками Лжедмитрия II, а Галичское народное ополчение отбилось от крепости, взорвав часть стены. А в 1632 году монастырь оказывается в самом центре политики. На царство избирается 16-летний Михаил Романов и посольство с этим посланием отправляется в Кострому — живет он как раз здесь, в одном из своих имений, в Домнино. Знаменитый подвиг Иван Сусанин относится именно к этому моменту в истории. Польско-литовский отряд пытается найти молодого царя, ищет путь к Домнино, но староста Иван Сусанин ведет их в болото, а не к царю. Встреча посольства и семьи Романовых происходит как раз у стен Ипатьевского монастыря. Приходится уговаривать Михаила Романова и его мать, монахиню Марфу, принять это бремя, но в конце концов Михаил соглашается. В 17 веке монастырь находился под покровительством рода Романовых. Здесь стены повреждены в 1609 г.отстраиваются, территория увеличивается почти вдвое, строится новый храм — Иоанно-Златоуст. В 1652 году Троицкий собор был перестроен (прежний сильно пострадал из-за взрыва пороховых складов в подвалах), а через тридцать лет расписан знаменитой артелью Гурия Никитина. В 18 веке монастырь обеднел, но продолжает строиться — сейчас это центр Костромской епархии и архиерейская резиденция. В подвалах Троицкого собора строится храм. Св. Лазаря — усыпальница архиереев, образована Духовная семинария, перестроены ректорские палаты — сейчас здесь живут костромские архиереи. В 1834 году сюда приехал Николай I . В эти годы он много занимался сохранением исторического наследия, поэтому по его распоряжению монастырь реставрировался под руководством самого известного архитектора того времени — Константина Тона. По его проекту перестраиваются Царские палаты, настоятельский и архиерейский корпуса, строятся новые ворота. В 1913 году здесь пышно отмечается 300-летие дома Романовых. После революции монастырь закрыли, основные ценности конфисковали, часть помещений передали музею, часть использовали под жилье. Но с 1958 года вся территория монастыря стала музеем. Сюда перевозят некоторые памятники деревянного зодчества и создают музей-заповедник. Сейчас он переехал и находится недалеко от стен Ипатьевского монастыря. С 1992 года возрождается монастырская жизнь. Что посмотретьКрепость построена в 1586-90 . сохранились пять башен этого времени, три башни, построенные в середине 16 века при расширении монастыря по образцу старых, и трое въездных ворот. Парадные Екатерининские ворота в стиле барокко, построенные в 1767 году к приезду императрицы. Над ними вензель Екатерины II. Святые врата с надвратной церковью Хрисанфа и Дарьи построены в середине 19 века по проекту К. Тона. Освящение храма связано с тем, что именно в день этих святых Михаил Романов вышел из Костромы на княжение в Москву, а много лет спустя, именно в этот день, русские войска вошли в Париж. И, наконец, западные ворота теперь соединяют две части монастырской территории — старую, Годуновскую, и новую, построенную при Михаиле Романове. Троицкий собор монастырь построен в 1650-1652 гг. Это пятиглавый четырехстолпный храм с парадным крыльцом и богатой резьбой. Внутри фрески XVII века работы Гурия Никитина и барочный пятиярусный иконостас XVIII века. Росписи галереи-паперти выполнены в 1912 году. Стоит обратить внимание на Царское место — резной деревянный балдахин, присланный сюда Михаилом Романовым уже из Москвы. Он был разобран, затем снова собран к визиту Екатерины II и с тех пор находится в соборе. Двери храма сохранились от предыдущей постройки, они сделаны в 15 веке. Находящийся здесь список с Тихвинской иконы Божией Матери XVIII века почитается как чудотворный. Когда-то он был богато украшен. После революции оклад был утерян, но уже в 21 веке, когда икону вернули в монастырь, для нее сделали новую, не менее богатую и красивую. В подвале монастыря находятся остатки усыпальницы Годуновых. Колокольня была построена в конце 16 века и перестраивалась в середине 17 и 19 веков. Сейчас на нем смотровая площадка и туда можно подняться. Помимо церквей, в монастыре есть еще несколько жилых помещений. Это богато украшенные наместнические и епископские корпуса , построенные в 16 веке и отреставрированные в 19 веке, более простые Братские дома , хозяйственные постройки. Среди них можно выделить « Кельи над подвалами » — здание, построенное над трехметровыми ледниковыми погребами, Трапезная 16 века, где располагалась кухня, и Свечной завод 19 века. Мемориальная колонна , воздвигнут Николаем I в 1839 г. Содержит тексты с описанием исторических событий, происходивших в Ипатьевском монастыре. Сейчас у колонны регулярно возносятся молебны царской семье Романовы палаты . — само здание было построено в 16 веке для Годуновых, которые часто останавливались в монастыре, а в 1613 году, когда он был избран на царство, здесь жил юный Михаил Романов с матерью. Был отремонтирован в 30-х годах XIX века по проекту К. Тона, а затем снова в 60-х годах по проекту Ф. Рихтера. Ф. Рихтер отвечает за «шахматную» роспись стен и реставрацию исторических изразцовых печей. С 1830-х годов в Палатах Романовых появилась комната, где находятся портреты царствующих особ, а с 1863 года именно небольшой музей, где находятся не только портреты, но и реликвии — например, посох Михаила Романова. Сейчас здание по-прежнему является мемориальным и в нем хранятся эти реликвии: посох Михаила Романова, список с Федоровской иконы, которой мать Марфа благословила его на царство, прижизненный портрет Михаила Романова, автограф Николая II. уехал отсюда в 1913 и многое другое. . МузейС 1912 года на базе монастырской ризницы была открыта Старинная кладовая , куда свозили антиквариат со всей Костромской губернии. С 2004 года здесь действует Церковный историко-археологический музей . Несмотря на то, что подчиняется церкви, это полноценный музей — сотрудничает с государственными музеями, устраивает выставки. Основу коллекции музея составляют украшения из Древнего хранилища и монастырской ризницы. Это предметы декоративно-прикладного искусства, являющиеся пожертвованиями в монастырь от правящих особ — Бориса Годунова и рода Романовых — и просто собранные из разных храмов губернии. Это иконы, церковная утварь, книги, детали церковного интерьера — царские врата, богато вышитые облачения, плащаница и воздух, митры, резные деревянные иконы и детали иконостасов. важнейшей частью которого является «Повесть временных лет», древнейший документ по русской истории. Найдена в 1814 г. в монастырской библиотеке историком Н. Карамзиным. Рекомендуем также ознакомиться с описанием и фото Художественного музея — Финляндия: Иматра Рубрика: Ипатьевский монастырь описание и фото — Россия — Золотое кольцо: Кострома . |
Кострома за один день | ExploRussia
Кострома — один из старинных городов к северо-востоку от Москвы, входит в Золотое кольцо России, комплекс исторических городов, один из старейших в России. Основанная в 1152 году, Кострома в основном известна как родина семьи Романовых, которые жили здесь до того, как стали русскими царями.
Ипатьевский монастырьНачните свой день в Костроме с посещения главной достопримечательности города – Ипатьевского монастыря , где был спасен от польских захватчиков первый царь Романов Михаил. Ипатьевский монастырь был основан в 14 веке и сейчас функционирует как музей. В нем хранится большая экспозиция, рассказывающая о династии Романовых, а также собрана большая коллекция икон разных исторических периодов. Вы легко проведете здесь пару часов, бродя по многочисленным постройкам монастыря, включая Троицкий собор .
Перед поездкой в Кострому (или любой другой город Золотого Кольца России) не забудьте собрать соответствующую одежду. В православных церквях посетители должны носить длинные брюки/юбки и покрывать голову платком (если вы женщина). В некоторых местах, например в Ипатьевском монастыре, также можно взять напрокат (бесплатно) специальные юбки и платки, которые вы носите на территории храма. Вот так:
Сразу за монастырем вы найдете рынок, где местные продавцы продают очень типичные для этого региона ткани из льна: блузки, юбки, платья и скатерти.
Что посмотреть в Костроме
Кроме того, в этой же части города находится Музей деревянного зодчества . Там вы можете увидеть настоящие образцы старых деревянных русских домов и церквей. Что интересно, можно увидеть, как там жили люди, какие были атрибуты их повседневной жизни. Также довольно часто в музее проходят различные восточные представления с оригинальными песнями, танцами и костюмами.
Потом прогуляться на другой берег реки Кострома 901:30 и осмотрите достопримечательности в центре Костромы. Практически все они находятся вокруг центральной площади, Площадь Сусанина , которую местные жители иногда называют «сковородкой», потому что в теплые дни она так сильно нагревается, что долго там оставаться невозможно.
Пожарная вышка — главная достопримечательность площади. Это символ Костромы, построенный в стиле классицизма, с колоннами и традиционным крыльцом.
Еще одно интересное здание – гауптвахта, построенная в XIX в.го века с красивыми фасадами в стиле ампир. Внутри находится историко-военный музей, в котором выставлено оружие, награды, медали с 12 по 20 века. В музее можно даже примерить старинный военный костюм на их интерактивной экспозиции.
Днём просто прогуляйтесь по уютным улочкам Костромы и полюбуйтесь красивыми зданиями 18 и 19 века.
Если вам до традиционная русская еда , посетите ресторан «Славянский».