Ипатьевский монастырь, Кострома — режим работы, адрес и стоимость
Вид на Ипатьевский монастырь через реку Кострому
Ипатьевской монастырь расположен в живописном месте, где река Кострома впадает в Волгу. Полное название монастыря — Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь. Он основан в начале XIV века и до сих пор является действующей обителью. Хотя в 1919 году монастырь был упразднен и на его территории размещались фабричные общежития, солдатские казармы, детский приют, стадион и танцплощадка. Службы возобновились только спустя 70 лет, в 1989 году.
На территории монастыря в Смутное время укрывался от польских интервентов юный Михаил Романов со своей матерью. В 1613 году к стенам монастыря прибыли послы, возвестившие о избрании его на российский престол. С этого момента началась история правящей династии Романовых, а Кострому стали назвать «колыбелью» Дома Романовых.
В дальнейшем Кострому и монастырь считали долгом посетить все монаршие особы.
Ипатьевский монастырь в Костроме
На территории монастыря находится усыпальница рода Годуновых, которые со второй половины XVI века фактически были хозяевами города и внесли значительный вклад в строительство и укрепление монастыря. Здесь же, находятся могилы родителей царя Бориса Годунова. Сам же Борис Годунов с семьей захоронен на территории Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде.
С Романовыми судьба сыграла злую шутку: путь их династии начался в Ипатьевском монастыре в Костроме, а закончился в Ипатьевском доме в Екатеринбурге.
Стены Ипатьевского монастыря в Костроме
Музей в Ипатьевском монастыре
Монастырь хоть и действующий, но вход на его территорию платный. На базе монастыря создан Церковный Историко-археологический музей Костромской епархии РПЦ. Основу его коллекции составляют вклады царствовавших династий Годуновых и Романовых: древние иконы и книги в драгоценных окладах, богослужебные сосуды, пелены, облачения.
Бесплатно на территорию монастыря можно попасть только для проведения богослужений с 5:00 до 9:00 и с 17:00 до 19:00, в дни церковных праздников — с 16:30 до 20:30.
Стоимость билетов можно уточнить по телефонам: (4942) 31-25-89, 31-75-91.
Режим работы Ипатьевского монастыря
- с 1 мая по 30 сентября — с 9. 00 до 17.30 часов
- с 1 октября по 30 апреля — с 10.00 до 17.00 часов
- без выходных
- 1 января музей закрыт.
Адрес и как добраться до Ипатьевского монастыря
Адрес: Кострома, улица Просвещения, 1
Как добраться до Костромы смотрите в специальной статье на нашем сайте.
Из центра Костромы до Ипатьевского монастыря можно дойти пешком за 40 минут или доехать на автобусе №№ 38,14, 4 до остановки «Ипатьевская слобода».
Видео Ипатьевский монастырь
В вашем браузере отключен JavaScript
загрузка карты…
Вернуться в Кострома
Ипатьевский монастырь в Костроме, фото, адрес, история
Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь – один из древнейших в нашей стране и среди значительных и известных обителей занимает одно из первых мест. Считается, что основан монастырь был в честь Пресвятой Троицы в 14 веке, а имя свое получил в честь святителя Ипатия епископа Гангрского.
История Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря
Есть красивая легенда о том, что монастырь сей был основан татарским мурзой, которого звали Чет и дал этот Чет начало рода Годуновых. А было дело так – плыл себе татарский мурза в Москву по реке да по Волге. А плыл за тем, чтобы православие принять. Плыл, плыл, да заболел дорогой мурза. И сильно заболел. И является ему то ли во сне, то ли в беспамятстве Богоматерь и велит построить монастырь и название ему дать по имени мученика Ипатия. Поправился мурза и до Москвы доехал. В первопрестольной он крестился и стал именоваться
Однако, историки сомневаются в правдивости этой легенды. Существует мнение, что Захарий был, но был он богатым горожанином и христианином, а монастырь якобы основан князем Василием Квашней, но не как монастырь, а как крепость на границе города, чтобы обороняться от врагов. Как бы там не было – монастырь существовал уже в 14 веке и уже тогда он был под попечительством рода Годуновых, которые не жалели средств на его развитие. Благодаря щедрым вложениям Годуновых, к концу 16 века монастырь играл уже весьма значимую роль в жизни Русского государства.
Тяжелые времена пережил монастырь в годы Смуты. С октября 1608 по сентябрь 1609 года он был в руках сторонников Лжедмитрия Второго. А с 1612 года в его кельях жил совсем молодой Миша Романов со своей матерью. Отсюда в марте 1613 года он и отправился на царствование. С тех пор каждый следующий Романов, вступая на престол, посещал данную обитель и делал ей щедрые пожертвования.
Во время первой мировой войны здесь располагался лазарет. После революции в стенах монастыря размещались и рабочий поселок, и стадион, и антирелигиозный музей. Со звонницы были сброшены колокола, был разрушен Рождественский собор, уничтожено монастырское кладбище. С 60-х годов 19 столетия началось восстановление и реставрация Ипатьевского монастыря, и сейчас здесь располагается действующий мужской монастырь.
Архитектурный ансамбль
Первые постройки Ипатьевского монастыря были деревянными. Со второй половины 16 века боярами Годуновыми начали возводиться каменные сооружения, среди которых первым строится Троицкий собор с приделом апостола Ипатия, затем храм Рождества Богородицы. Вокруг монастыря выросли каменные стены, по углам которых были оборудованы башни, над Святыми воротами был возведен храм святого Феодора Стратилата и Ирины. В начале 17 века в центре монастыря была установлена звонница.
Первый каменный Троицкий собор был разрушен во время случайного взрыва пороха, а дошедшее до нас строение Свято-Троицкого собора относится к середине 17 века. Это необыкновенной красоты пятикупольное сооружение на высоком подклете с галереями и с богато оформленным ажурным крыльцом являет собой яркий образец московского зодчества.
Круто изогнутые закомары и купола придают постройке пластическую выразительность. Сохранились три металлические двери, выполненные с применением «золотой наводки». Особенный интерес неизменно вызывают фрески работы иконописца Гурия Никитина, которыми расписаны своды, стены, столбы и барабаны храма. В конце 18 века в соборе был сооружен великолепный пятиярусный позолоченный иконостас с колоннами сквозной резьбы.
Одно из почетных мест в иконостасе занимает точная копия знаменитой Тихвинской иконы Божией Матери, привезенная в Кострому в 1613 году. А в подклети собора сохранились фамильные погребения рода Годуновых, где покоится прах и родителей Бориса Годунова.
Слева от собора находится Наместничий корпус (XVI — XIX вв.) и Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии.
Справа от Троицкого собора располагается историко-архитектурный памятник 16 века — Палаты бояр Романовых, в которых и жила инокиня Марфа (Ксения Ивановна Шестова-Романова) со своим сыном Михаилом. Тогда здесь были только кельи, но во второй половине 19 века здание было перестроено. К нему добавилось выступающее далеко вперед крыльцо с килевидным навесом.
Гуляя по палатам, вы можете ознакомиться с интересной музейной экспозицией, рассказывающей об истории рода Романовых, увидеть печи, оформленные изразцовыми плитками, древние иконы, фрагменты фресок и многие уникальные предметы быта того периода.
Расположенные рядом с этим зданием ворота ведут на территорию Нового города – эта пристройка 1642-43 гг. На месте, откуда Михаил Романов отправился на царство, возведена башня с воротами. Ее шатровая крыша покрыта зеленой черепицей. Эта башня стала въездом на территорию монастыря с западной стороны.
Сзади Троицкого собора стоит воссозданный к 400-летию династии Романовых, взамен взорванного в 30-е годы, храм Рождества Богородицы.
Погуляв по территории Ипатьевского монастыря, на обратном пути можно купить сувениры, которые продаются под его стенами в многочисленных палатках.
Отзывы туристов
Войдите, чтобы оставить свой отзыв.
Читайте также:
Туристические новости России — uVisitRussia
Главная О Туристических новостях России Музей деревянного зодчества «Костромская слобода»
Костромская слобода — архитектурно-этнографический и ландшафтный музей-заповедник, раскинувшийся сегодня на десятках гектаров по стрелке Волги и Костроме реки в городе Костроме у стен древнего Ипатьевского монастыря.
Костромская Слобода – музей под открытым небом. Музей деревянного зодчества.
История Костромского музея тесно связана с антропогенным расширением акватории Волги в связи со строительством плотины Горьковской ГЭС и созданием Горьковского водохранилища. С конца 1940-х годов несколько экспедиций Академии архитектуры СССР изучали территорию Костромской области, в том числе и попавшую в зону предстоящего затопления. Именно с целью спасения от наводнения несколько первых памятников деревянного зодчества были переведены в безопасную черту города.
Первым памятником, перевезенным в Кострому из затопленной Костромской низменности, была церковь из д. Спас-Вежи — Спасо-Преображенская церковь (построена в 1713 г.). Церковь была перевезена и установлена в районе Костромского Ипатьевского монастыря в 1954-57. Именно этот момент можно принять за точку отсчета истории Костромского музея деревянного зодчества.
Но один перевезенный памятник еще не был настоящим музеем.
В 1958 году специалисты Костромской специальной научно-производственной и реставрационной мастерской начали обследование всей Костромской области с целью изучения памятников деревянного зодчества. Они обследовали северо-восточные районы края в верховьях реки Ветлуги и по ее притокам. Собран материал, свидетельствующий о том, что в глубинке в то время сохранились интересные культовые, жилые, хозяйственные и производственные постройки. По результатам экспедиции для вывоза в планируемый музей было рекомендовано несколько деревянных построек, среди них дом Ципелева из села Аристиха и часовня из села Притыкино Шарьинского района.
Экспедиции Костромской специализированной научно-реставрационной производственной мастерской на рубеже 1950-х – 60-х гг. выявили сооружения, впоследствии ставшие экспонатами музея, и в то же время показали, что значительная часть памятников, известных в начале и середине ХХ века было уже потеряно. В полуразрушенном состоянии находились уникальные храмы. Все это потребовало принятия срочных мер по сохранению оставшихся образцов народного зодчества.
«Реставрация памятников непосредственно на земле не представлялась целесообразной, так как там они оставались без присмотра и были недоступны для обозрения», — отметила костромской реставратор Калерия Густавовна Тороп, архитектор Костромского музея деревянного зодчества, в пояснительной записке в 1950-х годов к намеченному заданию по составлению проекта Костромского музея деревянного зодчества. — Немалую трудность представляла и организация производства работ вдали от базы реставрационной мастерской. Учитывая эти обстоятельства, решение о сохранении памятников народной архитектуры в музее под открытым небом было единственно возможным и правильным, несмотря на то, что памятники теряют связь с привычной природной средой и этнографической средой.
По результатам научных экспедиций старейшим памятником деревянного зодчества стала церковь из села Холм Галичского района. Именно транспортировка этой церкви и установка ее у стен Ипатьевского монастыря в Костроме стали точкой, с которой можно говорить о рождении нынешнего Музея деревянного зодчества в городе Костроме.
3 мая 1960 года вышло решение Костромского облисполкома о создании в Костроме музея имени. Отвод земли под музей выдан решением Костромского горисполкома депутатов трудящихся от 16 мая 1960 года.
Церковь Спаса Преображения из д. Спас-Вежи (1713 г.), перевезена и установлен в 1954-1957 гг. и церковь Богородицкого собора из села Холм (1552 г.), перевезенная и установленная в 1960-1962. и стали первыми звездами созданного в Костроме ансамбля памятников деревянного зодчества.
В 1967-1969 годах на территорию близ Ипатьевского монастыря была перевезена Спасская церковь из села Фоминский Костромского района, памятник 1712 года.
Через год, в 1970 году, из-под Солигалича (с. Верхний Березовец) была перевезена церковь Ильи Пророка (построена ориентировочно с 18 века).
Жилые постройки — аутентичные старинные крестьянские дома, а также аутентичные постройки хозяйственного назначения: амбары, амбары, мельницы, сгруппированные вокруг этих памятников культового назначения.
Образованный де-юре в 1960 году, Костромской музей деревянного зодчества вошел в состав крупного Объединенного Костромского государственного исторического.
Помещения Ипатьевского монастыря переданы в ведение Русской Православной Церкви. Музей освободил помещения монастыря. Подразделения объединенного музея-заповедника взамен освободившихся монастырских помещений получили новые корпуса в центральной части города Костромы.
Однако памятники деревянного зодчества было нецелесообразно перевозить в центральную часть города или куда-либо еще, и они остались у стен монастыря. А Спасо-Преображенская церковь – первый экспонат музея – осталась на своем месте внутри монастыря. В 2002 году этот уникальный экспонат погиб во время пожара. Стало ясно, что без постоянного присмотра специалистов все исторические объекты деревянного зодчества, собранные вокруг Ипатьевского монастыря, могут быть утеряны.
Костромской архитектурно-этнографический и ландшафтный музей-заповедник «Костромская слобода» создан постановлением губернатора Костромской области «О реорганизации государственного учреждения культуры «Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» от 21 февраля 2006 г. Как самостоятельное юридическое лицо Костромская слобода работает с июля 2006 г.
Костромская слобода – один из немногих музеев под открытым небом, специализирующийся на экспонировании памятников деревянного зодчества и имеющий на сегодняшний день статус отдельного юридического лица. .
Территория музея-заповедника также является площадкой для массовых народных гуляний в традициях дореволюционной Костромы, местом проведения фольклорных гуляний, центром популяризации и поддержки народных художественных промыслов.
Кострома — один из центров сбора, хранения и экспонирования памятников русского деревянного зодчества. Это живая история России. История под открытым небом.
Присоединяйтесь к нашим турам и посмотрите на эту удивительную достопримечательность:
Экскурсии — www.uvisitrussia.com/day-tours/tours-to-golden-ring/
Туры — www.uvisitrussia.com/tours-to-golden-ring/
Поболтай с нами, на базе LiveChat
youtube.com/vi/38E04IUzlSQ/hqdefault.jpg’ alt=’Ipatiev Monastery description and photos — Russia — Golden Ring: Kostroma’><button aria-label=’Watch’><svg version=’1.1′ viewBox=’0 0 68 48′><path d=’M66.52,7.74c-0.78-2.93-2.49-5.41-5.42-6.19C55.79,.13,34,0,34,0S12.21,.13,6.9,1.55 C3.97,2.33,2.27,4.81,1.48,7.74C0.06,13.05,0,24,0,24s0.06,10.95,1.48,16.26c0.78,2.93,2.49,5.41,5.42,6.19 C12.21,47.87,34,48,34,48s21.79-0.13,27.1-1.55c2.93-0.78,4.64-3.26,5.42-6.19C67.94,34.95,68,24,68,24S67.94,13.05,66.52,7.74z’ fill=’#f00′></path><path d=’M 45,24 27,14 27,34′ fill=’#fff’></path></svg></button></a>» allow=»accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»» title=»Ipatiev Monastery description and photos — Russia — Golden Ring: Kostroma»> Ипатьевский монастырь описание и фото — Россия — Золотое кольцо: Кострома. Подробная информация о аттракционе. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов. Фото и описаниеИпатьевский монастырь в Костроме – историческое место. Именно здесь в 1613 году молодой Михаил Романов дал свое согласие на управление государством, с которого началось 300-летнее правление династии Романовых. Сейчас здесь уникальный церковный музей и действующий монастырь. История монастыряПредание гласит, что монастырь был основан в 1330 году татарским мурзой по имени Чет — далеким перешедшим на русскую службу и принявшим православие родоначальником Бориса Годунова. Возможно, монастырь был здесь раньше, просто Чет внес в него богатый вклад, но монастырь стал усыпальницей его потомков — Сабуровы и Годуновы . Некрополь когда-то насчитывал 53 захоронения членов этих семей, некоторые из которых сохранились до нашего времени. Монастырь был небольшим, каменный Троицкий собор появился в нем только в 1560 году — до этого все постройки были деревянными. В конце XVI века, с приходом к власти Годуновых, а затем Романовых, началось активное строительство. Монастырь окружен крепостными стенами, над главным входом стоит надвратная церковь святых Феодора Стратилата и святой Ирины — покровительниц царя Федора Иоанновича и царицы Ирины. Сами стены составляют более пятисот метров по периметру, толщиной около полутора метров и высотой семь метров. Это классическая крепость 16 века: с башнями для пушек, пороховым складом и даже потайным ходом к реке. В 1608-1609 годах крепости пришлось обороняться — она была захвачена войсками Лжедмитрия II, а Галичское народное ополчение отбилось от крепости, взорвав часть стены. А в 1632 году монастырь оказывается в самом центре политики. На царство избирается 16-летний Михаил Романов и посольство с этим посланием отправляется в Кострому — живет он как раз здесь, в одном из своих имений, в Домнино. Знаменитый подвиг Иван Сусанин относится именно к этому моменту в истории. Польско-литовский отряд пытается найти молодого царя, ищет путь к Домнино, но староста Иван Сусанин ведет их в болото, а не к царю. Встреча посольства и семьи Романовых происходит как раз у стен Ипатьевского монастыря. Приходится уговаривать Михаила Романова и его мать, монахиню Марфу, принять это бремя, но в конце концов Михаил соглашается. В 17 веке монастырь находился под покровительством рода Романовых. Здесь стены повреждены в 1609 г.отстраиваются, территория увеличивается почти вдвое, строится новый храм — Иоанно-Златоуст. В 1652 году Троицкий собор был перестроен (прежний сильно пострадал из-за взрыва пороховых складов в подвалах), а через тридцать лет расписан знаменитой артелью Гурия Никитина. В 18 веке монастырь обеднел, но продолжает строиться — сейчас это центр Костромской епархии и архиерейская резиденция. В подвалах Троицкого собора строится храм. Св. Лазаря — усыпальница архиереев, образована Духовная семинария, перестроены ректорские палаты — сейчас здесь живут костромские архиереи. В 1834 году сюда приехал Николай I . В эти годы он много занимался сохранением исторического наследия, поэтому по его распоряжению монастырь реставрировался под руководством самого известного архитектора того времени — Константина Тона. По его проекту перестраиваются Царские палаты, настоятельский и архиерейский корпуса, строятся новые ворота. В 1913 году здесь пышно отмечается 300-летие дома Романовых. После революции монастырь закрыли, основные ценности конфисковали, часть помещений передали музею, часть использовали под жилье. Но с 1958 года вся территория монастыря стала музеем. Сюда перевозят некоторые памятники деревянного зодчества и создают музей-заповедник. Сейчас он переехал и находится недалеко от стен Ипатьевского монастыря. С 1992 года возрождается монастырская жизнь. Что посмотретьКрепость построена в 1586-90 . сохранились пять башен этого времени, три башни, построенные в середине 16 века при расширении монастыря по образцу старых, и трое въездных ворот. Парадные Екатерининские ворота в стиле барокко, построенные в 1767 году к приезду императрицы. Над ними вензель Екатерины II. Святые врата с надвратной церковью Хрисанфа и Дарьи построены в середине 19 века по проекту К. Тона. Освящение храма связано с тем, что именно в день этих святых Михаил Романов вышел из Костромы на княжение в Москву, а много лет спустя, именно в этот день, русские войска вошли в Париж. И, наконец, западные ворота теперь соединяют две части монастырской территории — старую, Годуновскую, и новую, построенную при Михаиле Романове. Троицкий собор монастырь построен в 1650-1652 гг. Это пятиглавый четырехстолпный храм с парадным крыльцом и богатой резьбой. Внутри фрески XVII века работы Гурия Никитина и барочный пятиярусный иконостас XVIII века. Росписи галереи-паперти выполнены в 1912 году. Стоит обратить внимание на Царское место — резной деревянный балдахин, присланный сюда Михаилом Романовым уже из Москвы. Он был разобран, затем снова собран к визиту Екатерины II и с тех пор находится в соборе. Двери храма сохранились от предыдущей постройки, они сделаны в 15 веке. Находящийся здесь список с Тихвинской иконы Божией Матери XVIII века почитается как чудотворный. Когда-то он был богато украшен. После революции оклад был утерян, но уже в 21 веке, когда икону вернули в монастырь, для нее сделали новую, не менее богатую и красивую. В подвале монастыря находятся остатки усыпальницы Годуновых. Колокольня была построена в конце 16 века и перестраивалась в середине 17 и 19 веков. Сейчас на нем смотровая площадка и туда можно подняться. Помимо церквей, в монастыре есть еще несколько жилых помещений. Это богато украшенные наместнические и епископские дома , построенные в 16 веке и отреставрированные в 19 веке, более простые Братские дома , хозяйственные постройки. Среди них можно выделить « Кельи над погребами » — здание, построенное над трехметровыми ледниковыми погребами, Трапезная 16 века, где располагалась кухня, и Свечной завод 19 века. Мемориальная колонна , воздвигнут Николаем I в 1839 г. Содержит тексты с описанием исторических событий, происходивших в Ипатьевском монастыре. Сейчас у колонны регулярно возносятся молебны царской семье Палаты Романовых . — само здание было построено в 16 веке для Годуновых, которые часто останавливались в монастыре, а в 1613 году, когда он был избран на царство, здесь жил юный Михаил Романов с матерью. Был отремонтирован в 30-х годах XIX века по проекту К. Тона, а затем снова в 60-х годах по проекту Ф. Рихтера. Ф. Рихтер отвечает за «шахматную» роспись стен и реставрацию исторических изразцовых печей. С 1830-х годов в Палатах Романовых появилась комната, где находятся портреты царствующих особ, а с 1863 года именно небольшой музей, где находятся не только портреты, но и реликвии — например, посох Михаила Романова. Сейчас здание по-прежнему является мемориальным и в нем хранятся эти реликвии: посох Михаила Романова, список с Федоровской иконы, которой мать Марфа благословила его на царство, прижизненный портрет Михаила Романова, автограф Николая II. уехал отсюда в 1913 и многое другое. . МузейС 1912 года на базе монастырской ризницы была открыта Старинная кладовая , куда свозили антиквариат со всей Костромской губернии. |