Ирак это: ИРАК • Большая российская энциклопедия

Содержание

Общие сведения о стране

В раздел «Двусторонние отношения»

Общие сведения о стране

Официальное название:

Иракская Республика.

Столица:

Багдад.

Флаг:
Герб:
Официальный язык:

Арабский, курдский.

Территория:

437 072 км². Государство на Ближнем Востоке, в Месопотамской низменности, в долине рек Тигр и Евфрат. Граничит на юго-востоке с Кувейтом, на юге с Саудовской Аравией, на западе с Иорданией и Сирией, на севере с Турцией, и на востоке с Ираном. Территория Ирака омывается водами Персидского залива на юго-востоке страны.

Время:

Часовой пояс UTC+3. Разница во времени между Ираком и Москвой отсутствует.

Праздничные и нерабочие дни:
  • 1 января — Новый год;
  • 6 января — День армии;
  • 5 марта — День восстания;
  • 21-23 марта — Науруз;
  • 9 апреля — День освобождения Багдада;
  • 1 мая — День труда;
  • 14 июля — Национальный день (День независимости) Ирака;
  • 25 декабря — Рождество.
  • Нерабочие дни — пятница и суббота.
  • Религиозные праздники (мусульманские, христианские, езидские).
Валюта:

Иракский динар.

Климат:

Смешанный, от субтропического и полупустынного на юге до высокогорного на севере.

Средняя температура воздуха — летом до +50 °С на юге (г. Басра) и до +30 °С на севере (г. Мосул), а зимой показания термометра, как правило, колеблются в районе +10 °С.

Транспортное сообщение с Россией:

Прямое сообщение отсутствует.

Транзитные авиарейсы через Сирию, Иорданию, Турцию, Иран и ОАЭ.

Автосообщение через Сирию, Иорданию, Турцию и Иран.

Требования въезда, пребывания и транзитного проезда

Визовые вопросы:

Получение визы. Для въезда на территорию Ирака необходима иракская виза.

Визы различаются по цели визита — туристическая, частная и дипломатическая, а также по кратности — въездная-выездная и многократная.

Вместе с тем необходимо учитывать, что в визе должна быть отметка о согласии иракского МВД на въезд.

Желательно присутствие в аэропорту Багдада (а также любого другого города Ирака) представителя организации или лица, к которому Вы прибываете.

Для транзита через территорию Ирака нужна обычная въездная-выездная виза.

При пересечении иракской границы в паспорта въезжающих в Ирак граждан проставляется соответствующий штамп, подтверждающий въезд.

Для пребывания на территории Ирака более 10 дней требуется оформление регистрации в регистрационном управлении МВД, для чего нужно представить местным органам справку об отсутствии ВИЧ-инфекции, а также обоснование пребывания.

При закрытии визы оплачивается сбор, размер которого зависит от срока пребывания в Ираке.

Поездки с детьми. Дети должны пересекать границу исключительно в сопровождении родителя(ей).

Действительность паспорта:

Необходимым условием для получения визы является полугодовой срок действия паспорта.

Особенности въезда через разные пункты пропуска:

В Ираке на автотрассах, пригородных дорогах и в самих городах установлены КПП, на которых автомобили и находящиеся в них пассажиры подвергаются досмотру.

Таможенный контроль:

Спиртное и сигареты. Ввозить в страну можно 200 сигарет, 50 сигар или 250 г табака, 1 л спиртосодержащих напитков.

Ювелирные украшения и драгоценности. Допускается вывоз до 100 г золота.

Художественные и культурно-исторические ценности. К ввозу или вывозу допускаются любые предметы, если они предназначены только для личного пользования и не представляют собой художественной или культурно-исторической ценности.

Экспорт любого антиквариата (включая драгоценные камни, монеты, рукописи и другие произведения искусства) запрещается.

Оружие и боеприпасы. Запрещен ввоз/вывоз оружия.

Валюта. Разрешен вывоз валюты, сумма которой не превышает 10 тыс. долл. США.

Бытовая техника. Запрещен ввоз/вывоз электротехники.

Прочее. Ввозить в страну можно 500 мл духов.

Из страны разрешается вывозить свои личные вещи, изделия ручной работы и товары, купленные в Ираке.

Предметы, запрещенные к ввозу/вывозу:

Запрещены к ввозу/вывозу:

  • химические препараты;
  • наркотики;
  • вирусные штаммы, вакцины;
  • различные материалы, пропагандирующие аморальный образ жизни.
Ветеринарный контроль:

Ввоз домашних животных не воспрещается при условии наличия международного паспорта и документа, подтверждающего вакцинацию от бешенства и основных вирусных инфекций.

Вопросы безопасности путешественника

Террористические угрозы:

В связи со сложной военно-политической обстановкой в Ираке, сохраняющимися террористическими угрозами, а также распространением новой коронавирусной инфекции МИД России подтверждает рекомендации гражданам Российской Федерации воздержаться от любых поездок в эту страну.

Иностранные граждане могут подвергнуться угрозам теракта, похищения, насилия со стороны бандформирований либо групп религиозных экстремистов.

Преступность:

Криминогенная ситуация сложная. Уровень преступности в Ираке высокий.

Посещение различных районов страны:

Особую опасность представляют центральные и северные провинции, такие как Багдад, Дияла, Салахэддин, Киркук и Найнава.

Более стабильная и безопасная обстановка сохраняется в Курдистане, где расположено Генконсульство России в Басре.

Дорожное движение

Особенности:

Уровень безопасности дорожного движения в Ираке низкий. Это, в первую очередь, связано с тем, что местные водители соблюдают ПДД лишь на тех участках, где установлены светофоры или движение регулируется сотрудниками полиции (регулировщиками).

Скорость передвижения по городу и за его пределами ограничивается дорожными знаками, а также различными преградами: искусственными дорожными неровностями («лежачими полицейскими»), КПП и т. п.

В целом качество дорожного покрытия в населенных пунктах удовлетворительное, за их пределами хуже, в особенности на загруженных трассах, соединяющих юг и север страны.

Основные виды топлива:

В Ираке два основных вида автомобильного топлива — дизель и бензин.

Литр бензина высшего качества (марки «супер») стоит 850 иракских динаров (чуть более 0,70 долл. США).

Наличие стояночных мест:

Стояночные места для легковых автомобилей не предусмотрены, так как жители паркуют свои машины около домов (в основном вилл или коттеджей).

Парковка на обочине допускается в любых незапрещенных местах, однако сотрудники иракской полиции под различными предлогами вымогают деньги за неправильно припаркованное транспортное средство.

Порядок приобретения обязательного страхового полиса:

Обязательного страхования в Ираке нет. Страхование транспортного средства осуществляется в индивидуальном порядке по личному желанию.

Возможность использования национального российского водительского удостоверения:

Российское водительское удостоверение международного образца действительно на территории Ирака.

Аренда автотранспортных средств:

Автотранспортные средства арендуются в основном через агентства, расположенные на территории аэропортов, в гостиницах либо в специальных павильонах города.

Для оформления договора аренды необходимо предъявить водительское удостоверение и паспорт, а также в некоторых случаях оставить залог.

Ваши действия в случае ДТП:

В случае ДТП конфликты с другими участниками происшествия можно урегулировать, не дожидаясь полиции. Если установить виновного невозможно, необходимо инициировать разбор ДТП в присутствии полицейского, который опросит свидетелей происшествия и составит протокол, устанавливающий ответственность каждого из участников ДТП.

Местные законы и обычаи

Устоявшиеся нормы поведения:

Нормы поведения в Ираке в первую очередь определяются общепринятыми на Ближнем Востоке ценностями.

Местные жители в целом гостеприимны и приветливы, в то же время довольно вспыльчивы, обидчивы.

Большая часть иракцев исповедует ислам, но имеются и национально-религиозные меньшинства: езиды, шабаки, курды-фулийцы, сабеи и христиане (ассирийцы, халдеи, армяне).

Наказания за различные виды преступлений:

Пенитенциарная (тюремная) система очень жесткая, наказания за преступления назначаются с учетом низкого уровня безопасности и отсутствия стабильности.

Семейное законодательство страны:

В соответствии с местным семейным законодательством после расторжения брака несовершеннолетние дети остаются с отцом.

Местное законодательство о приобретении иностранцами собственности на территории страны:

Иностранцы могут приобретать собственность на территории Ирака после получения соответствующего разрешения от местных властей, включая МВД и муниципальные власти, в ведении которых находится приобретаемый земельный участок либо другая собственность.

Здравоохранение

Опасности для здоровья, типичные болезни:

Наиболее распространенные заболевания — тиф, дизентерия, холера, малярия, шистосомоз, гепатит А и В.

Медицинские препараты и лекарства ограниченны, аптеки немногочисленны.

Не рекомендуется употреблять воду из-под крана, пить некипяченое молоко, с особой осторожностью употреблять фрукты, овощи и зелень.

Особенности медицинского обслуживания:

Медицина в Ираке не отличается сильно развитой инфраструктурой, госпитали переполнены, ощущается довольно острая нехватка специалистов.

Медицинское страхование:

Медицинское страхование осуществляется рядом страховых компаний, в основном иностранных. Рекомендуется приобретать страховку заранее, до планируемого путешествия в Ирак.

Срочная медицинская помощь:

Скорая медицинская помощь подразделяется на государственную и частную.

Дежурные аптеки встречаются редко, на дверях обычных аптек оставляется объявление с номером мобильного телефона для экстренных вызовов в выходные дни и ночью.

Срочная ветеринарная помощь:

Ветеринарная служба представлена в основном частными ветврачами.

Дополнительная информация

Деловой климат:

В целом в Ираке деловой климат благоприятный.

Но наиболее привлекательным в этом отношении является иракский Курдистан.

При этом основной проблемой являются вопросы обеспечения безопасности, для решения которых можно привлекать работающие в стране многочисленные иракские и западные частные охранные компании.

Процедура регистрации фирмы в целом несложная, однако в силу местной специфики лучше перепоручить ее прохождение местным юристам.

Другое:

Транспорт. В городах достаточно большой парк такси. По договоренности такси могут осуществлять и междугородние перевозки.

Средняя стоимость проезда на такси в пределах города составляет 10—15 долл. США.

Обед в ресторане среднего класса. Стоимость обеда в ресторане составляет 30—50 долл. США на человека (без спиртного).

Номер в гостинице среднего класса. Одноместный номер в гостинице с высоким уровнем безопасности стоит от 170 долл. США.

Стоимость аналогичного номера в гостинице с низким уровнем безопасности варьируется от 70 до 100 долл. США.

Часы работы продовольственных и промтоварных магазинов. Магазины, рынки, а также любые учреждения и организации, несмотря на декларируемое начало работы с 08.00, открываются ближе к 09.00. Магазины закрываются в 18.00—20.00, госучреждения — в 14.00. В некоторых магазинах с 13.00 до 15.00 — обед.

Наличие мобильной связи. В стране действует мобильная связь, представленная двумя операторами — «Заин» и «Асия Селл».

Широкое распространение имеет 3G Интернет.

Порядок пользования телефоном-автоматом. Стационарная телефонная связь в Ираке после начала военных действий функционирует слабо.

Наличие банкоматов и распространение кредитных карт. Банковская система развита слабо, имеются представительства крупных региональных банков, предоставляющих ограниченный набор услуг.

Банкоматов нет, кредитные карты не используются.

Электрическое напряжение в сети. Напряжение в сети 220 В.

Удаленность от центра города железнодорожного, автобусного вокзалов и аэропорта, транспортное сообщение с ними:

Международный аэропорт Багдада расположен в 20 минутах езды на такси от центра города.

Транспортное сообщение между городами осуществляется самолетами, такси или междугородними автобусами.

Шииты никак не поделят Ирак – Газета Коммерсантъ № 137 (7338) от 01.08.2022

Ирак переживает один из самых серьезных политических кризисов со времени свержения режима Саддама Хусейна. Спустя почти десять месяцев после парламентских выборов иракские политики так и не смогли определиться с кандидатами на пост президента и премьер-министра страны. Разногласия в итоге вылились в столкновения на улицах. На минувшей неделе сторонники влиятельного шиитского политика Муктады ас-Садра дважды штурмовали парламент, протестуя против кандидатуры на пост премьера, выдвинутой коалицией его оппонентов.

Предыдущая фотография

Фото: Reuters / Saba Kareem

Фото: Reuters / Thaier Al-Sudani

Фото: Reuters / Ahmed Saad

Фото: Reuters / Thaier Al-Sudani

Фото: Reuters / Thaier Al-Sudani

Фото: Reuters / Thaier Al-Sudani

Фото: Reuters / Thaier Al-Sudani

Следующая фотография

1 / 7

Фото: Reuters / Saba Kareem

Фото: Reuters / Thaier Al-Sudani

Фото: Reuters / Ahmed Saad

Фото: Reuters / Thaier Al-Sudani

Фото: Reuters / Thaier Al-Sudani

Фото: Reuters / Thaier Al-Sudani

Фото: Reuters / Thaier Al-Sudani

Сторонники шиитского имама Муктады ас-Садра устроили сидячую забастовку внутри здания Совета представителей (парламент Ирака) и разбили палаточный лагерь у его стен. Они требуют роспуска законодательного органа и формирования переходного правительства, а также смены руководства Верховного судебного совета, который, по их словам, «помешал кабинету большинства во главе с Мустафой Каземи осуществить необходимые реформы».

В субботу сторонники ас-Садра уже второй раз за неделю ворвались в особо охраняемую Зеленую зону в Багдаде и устроили штурм парламента, а также попытались проникнуть в здание Верховного судебного совета и блокировали офисы партий своих политических противников. В столкновениях демонстрантов с силами безопасности, согласно сообщению Министерства здравоохранения Ирака, пострадали 125 человек, из них 25 силовиков, один протестующий погиб. Протесты прошли и в ряде городов на юге Ирака. В результате было сорвано запланированное в парламенте голосование по кандидатуре Мухаммеда Шиа ас-Судани, предложенной на пост премьер-министра коалицией шиитских партий «Координационная структура».

В воскресенье вечером Муктада ас-Садр назвал произошедшее лишь первым этапом борьбы и призвал иракцев поддержать «стихийную революцию, освободившую Зеленую зону». «Это прекрасная возможность коренным образом изменить политическую систему, конституцию и выборы»,— говорится в опубликованном в Twitter послании имама.

Напомним, что досрочные выборы в парламент Ирака, необходимость которых была вызвана волной народных протестов, вспыхнувших в стране в 2019 году, состоялись еще 10 октября. Однако надежды иракцев на то, что выборы помогут сформировать эффективные органы власти, так и не оправдались. По итогам голосования блок «Ас-Сайирун» во главе с Муктадой ас-Садром получил больше всего мандатов — 73 из 329, улучшив свой результат на 19 мест, и стал самой крупной парламентской фракцией. Однако этого было недостаточно, чтобы сформировать правительство. Тогда «Ас-Сайирун» объединился в коалицию с Демократической партией Курдистана (ДПК) Масуда Барзани и альянсом «Суверенитет» во главе с суннитским политиком Хамисом аль-Ханджаром. В итоге вместе с независимыми кандидатами коалиция получила около 180 из 329 мест и одержала первую победу, добившись переизбрания на пост спикера Мухаммеда аль-Хальбуси. Но дальше политический процесс застопорился.

Дело в том, что, согласно иракскому законодательству, три высшие должностные должности — спикера парламента, президента и премьер-министра —распределяют по этноконфессиональному признаку. Спикер всегда выходец из суннитской общины, президент — курд, а глава правительства — шиит. Далее вступает в силу система негласных договоров. В то время как Иракский Курдистан (автономный район в составе Ирака) традиционно возглавляет представитель ДПК, кандидат второй по влиянию курдской силы — Патриотического союза Курдистана (ПСК) — становится президентом страны. Имя премьера согласовывали между собой лидеры шиитских партий, а правительство формировалось пропорционально представительству политических сил в парламенте после консультаций между всеми партиями.

Муктада ас-Садр и его соратники решили изменить ситуацию. Для начала они выдвинули на пост президента представителя ДПК. Но три их попытки провести своего кандидата через парламент провалились. Помимо сопротивления ПСК в оппозиции к альянсу ас-Садра оказались все остальные шиитские партии, которые создали коалицию «Координационная структура» (КС), составившую блокирующую треть для всех начинаний имама ас-Садра и его сторонников. В нее в том числе вошли партии, возглавляемые бывшими премьер-министрами страны Нури аль-Малики и Хайдером аль-Абади, а также блок «Аль-Фатх», объединяющий различные группировки поддерживаемого Тегераном шиитского ополчения «Аль-Хашд аш-Шааби», роспуска которого неоднократно требовал имам ас-Садр. В итоге ни КС, ни коалиция ас-Садра так и не смогли получить необходимых для принятия решений двух третей в парламенте.

По итогам нескольких месяцев споров Муктада ас-Садр пригрозил вывести своих кандидатов из парламента, если компромисс не будет найден. Но это не помогло, и ему пришлось сдержать обещание. В середине июня депутаты «Ас-Сайирун» сложили свои полномочия. Большинство освободившихся мест заняли представители других политических сил. Однако проблемы выборов президента это не решило. Без компромисса между ДПК и ПСК это фактически невозможно.

Вслед за проблемой избрания президента встал вопрос о выборах премьера. «Координационная структура» решила выдвинуть своего кандидата на этот пост, не посоветовавшись с Муктадой ас-Садром, который хотя и остался без депутатов, но по-прежнему обладает серьезным влиянием, а главное, возможностью вывести на улицу тысячи людей.

Избранником КС стал Мухаммед Шиа ас-Судани (1970 года рождения). Он был министром труда и социальных дел, а также и. о. министра промышленности в правительстве аль-Абади, а также министром по правам человека в правительстве аль-Малики. До этого он занимал пост губернатора провинции Майсан на юге Ирака. У него хорошая репутация, в том числе он, в отличие от многих иракских политиков, не замешан в коррупционных делах. Однако для садристов господин ас-Судани выглядит прежде всего как ставленник Нури аль-Малики. Они опасаются, что бывший премьер прикрывается фигурой ас-Судани, чтобы вновь вернуться во власть.

Противостояние Нури аль-Малики и Муктады ас-Садра обострилось после утечки аудиозаписей, на которых человек с голосом, похожим на голос бывшего премьер-министра, угрожает имаму, а также курдским и суннитским политикам. Нури аль-Малики назвал запись фальшивкой, однако иракские СМИ утверждают, что эксперты подтвердили ее подлинность. Муктада ас-Садр потребовал ухода Нури аль-Малики из политики. Некоторые иракские СМИ отмечают, что запись, как нарочно, появилась в разгар кризиса вокруг кандидатуры премьера и многие заранее предрекали волну протестов в Ираке в июле.

Противостояние двух ведущих шиитских политических сил может обернуться гражданской войной. Представители КС уже призвали своих сторонников выйти на улицу, они также заявили, что не собираются отказываться от кандидатуры ас-Судани. Вместе с тем к национальному диалогу и поиску компромиссов призывают многие иракские политики, в том числе пока еще продолжающие исполнять свои обязанности президент и премьер-министр страны Бархам Салех и Мустафа Каземи. Все чаще звучит идея о проведении новых досрочных выборов. Однако это потребует как минимум года подготовки. Пока же заседания парламента приостановлены. Обеспокоенность ситуацией в Ираке высказали Лига арабских государств, а также ряд европейских столиц и посольство США в Багдаде.

Марианна Беленькая

Хронология: Война в Ираке

В марте 2003 года американские войска вторглись в Ирак, пообещав уничтожить иракское оружие массового уничтожения (ОМУ) и положить конец диктаторскому правлению Саддама Хусейна. Когда разведка ОМУ оказалась иллюзорной и вспыхнуло насильственное восстание, война потеряла общественную поддержку. Саддам был схвачен, предан суду и повешен, и были проведены демократические выборы. За прошедшие годы погибло более 4700 военнослужащих США и их союзников, а также более ста тысяч иракских мирных жителей. Между тем остаются вопросы о нестабильной политической ситуации в Ираке.

20 марта 2003 г.

Начало войны

Взрыв сотряс один из дворцов президента Ирака Саддама Хусейна в Багдаде во время авиаударов. Горан Томашевич/Reuters

Президент Джордж Буш объявляет, что войска США начали военную операцию в Ираке. «Это первые этапы того, что будет широкой и согласованной кампанией», — говорит президент. Эта первоначальная попытка «обезглавить» иракское руководство с помощью воздушных ударов терпит неудачу, расчищая путь для наземного вторжения.

9 апреля 2003 г.

Режим рушится

Мы, иракские граждане, и солдаты США сносим статую Саддама Хусейна в Багдаде. Джером Делэй / AP Photo

Силы коалиции США, Великобритании и других стран быстро сокрушают иракскую армию, хотя элементы, лояльные Саддаму, сформируют ядро ​​​​послевоенных повстанческих боев. Через три недели после вторжения иракские граждане и американские солдаты сносят статую Саддама на площади Фирдос в Багдаде.

1 мая 2003 г.

Миссия выполнена

Президент США Джордж Буш объявляет об окончании крупных боевых действий в Ираке с палубы авианосца «Авраам Линкольн» у побережья Калифорнии. Дж. Скотт Эпплуайт / AP Photo

Президент Буш объявляет об окончании крупных боевых действий в Ираке с палубы авианосца USS Abraham Lincoln . Беспредел и отдельные стычки в стране списываются на отчаянные действия «мертвецов» министром обороны Дональдом Рамсфелдом.

23 мая 2003 г.

Иракская армия расформирована

Солдаты расформированной иракской армии протестуют против увольнения возле штаб-квартиры возглавляемой США администрации в Багдаде. Андреа Комас/Reuters

После двух недель работы Л. Пол Бремер III, глава Временной коалиционной администрации в Ираке, подписывает приказ о роспуске иракской армии и разведывательных служб, отправляя на улицы сотни тысяч хорошо вооруженных людей. Этот приказ в сочетании с ранее принятым решением об исключении баасистов из правительства имеет долгосрочные последствия.

22 июня 2003 г.

Падение тузов

Саддам позирует со своими сыновьями Удаем и Кусаем. Рейтер

Когда насилие начинает перерастать в организованное сопротивление оккупации под руководством США, сыновья Саддама, Удай и Кусай, убиты американскими войсками во время рейда в северном городе Мосул. Охота, которая привела к их гибели, еще не нашла ни самого Саддама, ни многих из его главных помощников.

19 августа 2003 г.

Мелло Убит

Официальные лица США и ООН отдают дань уважения гробу убитого посланника ООН в Ираке Сержиу Виейра ди Меллу. Рабих Мограби/AFP/Getty Images

Террорист-смертник на бетономешалке, начиненной взрывчаткой, разрушает штаб-квартиру ООН в Ираке, убив при этом Сержиу Виейра ди Меллу, специального представителя ООН в Ираке, и двадцать два сотрудника его аппарата. Организация Объединенных Наций немедленно отзывает всех второстепенных сотрудников.

14 декабря 2003 г.

Саддам захвачен

Саддама снимают после его поимки. Рейтер

По наводке телохранителя диктатора и членов семьи американские войска обнаруживают Саддама, который прячется в одиночной норе возле дома его детства в Тикрите. Захват был объявлен военными официальными лицами как возможный поворотный момент, и Вашингтон выражает надежду на то, что рост насилия утихнет.

24 января 2004 г.

Поиск ОМП прекращен

Бывший инспектор по вооружениям США Дэвид Кей дает показания перед сенатским комитетом по вооруженным силам. Тим Слоан/AFP/Getty Images

Администрация Буша признает, что ее довоенные аргументы относительно обширных запасов химического, биологического и даже ядерного оружия в Саддамовском Ираке, похоже, были ошибочными. В январе 2004 года Дэвид Кей, бывший главный инспектор США по вооружениям, заявил Конгрессу: «Мы почти все ошибались». В марте 2005 года президентская комиссия пришла к выводу, что «ни крупица» довоенных разведывательных данных об иракском оружии массового уничтожения не подтвердилась.

31 марта 2004 г.

Нанесение увечий в Эль-Фаллудже

Морской пехотинец США пишет дань уважения на мосту в Эль-Фаллудже, Ирак, где были повешены тела убитых американских контрактников. Аня Нидрингхаус/AP Photo

«Аль-Каида» в Ираке (АКИ) поднимает волну взрывов смертников, нанося удары по святыням шиитских мусульман в Багдаде и Кербеле. Нападения убивают сотни людей, разжигая межконфессиональное недовольство. Тем временем в Эль-Фаллудже четверо американских подрядчиков убиты, сожжены и повешены на мосту, а видео бойни транслируется по всему миру.

28 апреля 2004 г.

Абу-Грейб

Сержант Майкл Смит и его собака запугивают заключенного в тюрьме Абу-Грейб в Багдаде. АП Фото

Обнародованы доказательства жестокого обращения с заключенными в контролируемой США тюрьме Абу-Грейб. Подкрепленное фотодоказательствами осуждение семи солдат за пытки и унижение задержанных влечет за собой тюремные сроки. Критики, в том числе некоторые из осужденных, жалуются, что старших офицеров и чиновников щадят.

11 мая 2004 г.

Возмездие

Члены семьи убитого американца Николаса Берга стоят на поминальной службе в Западном Честере, штат Пенсильвания. Крис Гарднер / AP Photo

Похитители американского бизнесмена Николаса Берга, ссылаясь на Абу-Грейб, сняли его обезглавливание на видео и разместили на сайте джихадистов. Позже правительство США утверждает, что Берг был убит от рук Абу Мусаба аз-Заркави, основателя АКИ.

8 сентября 2004 г.

Битва за Фаллуджу

Морские пехотинцы США взрывают металлические ворота во время поквартирного обыска повстанцев в Эль-Фаллудже, ноябрь 2004 года. Скотт Петерсон / Getty Images

В преддверии общенациональных выборов в Ираке пятнадцать тысяч американских и иракских военнослужащих атакуют оплот повстанцев Эль-Фаллуджа в центральном Ираке. Городские бои успешны, но затратны. Погибли 38 американских солдат и шесть иракских солдат. По оценкам Пентагона, убито 1200 повстанцев, а Красный Крест сообщает, что среди погибших также восемьсот иракских гражданских лиц.

15 октября 2005 г.

Признаки демократии

Иракцы показывают испачканные чернилами пальцы и поднимают фотографии великого аятоллы Али ас-Систани и покойного Мохаммеда Бакира аль-Хакима после голосования в Багдаде. Ахмад Аль-Рубайе/AFP/Getty Images

Несмотря на вспышки насилия, 2005 год — год выборов для Ирака и знак надежды для Вашингтона. Осенью шииты показывают знаки победы — испачканными чернилами пальцами — перед изображением шиитского священнослужителя великого аятоллы Али ас-Систани после голосования на референдуме по конституции Ирака. Два месяца спустя иракцы голосуют за свое первое правительство на полный срок, в результате чего шииты получают большинство в парламенте.

22 февраля 2006 г.

Искры в Самарре

Мусульмане-шииты размахивают оружием в знак протеста против взрыва шиитской святыни в Багдаде. Ватик Хузайе / Getty Images

Мусульманские экстремисты-сунниты разрушают позолоченную шиитскую святыню в Самарре. Это нападение вызвало волны межконфессионального насилия в шиитском районе Багдада Садр-Сити, которые распространились по всей стране. Позже аналитики указывают на забастовку в Самарре как на начало сектантского кровопролития.

22 апреля 2006 г.

Малики назначен премьер-министром

Иракский политик Нури аль-Малики в окружении премьер-министра Ибрагима аль-Джаафари слева и лидера мусульман-суннитов Абдула Азиза аль-Хакима справа на пресс-конференции. Тайер Аль-Судани/Reuters

На выборах в декабре 2005 года к власти пришел Объединенный шиитский альянс Ирака, а в апреле 2006 года партия назначила Нури аль-Малики премьер-министром. Малики — давний иракский политик, тесно связанный с Ираном. В следующем месяце он формирует правительство единства с иракскими курдами и суннитами.

8 июня 2006 г.

Заркави Убит

Генерал-майор Билл Колдуэлл представляет спутниковые снимки авиаудара США, в результате которого погиб лидер «Аль-Каиды» Абу Мусаб аль-Заркави. Ватик Хузайе / Getty Images

Лидер АКИ Заркави убит в результате авиаудара под командованием США возле Бакубы. Его кровавая кампания взрывов террористов-смертников, похищений и обезглавливания вызывала сожаление как у американцев, так и у иракцев. Вашингтон выражает умеренный оптимизм в отношении того, что его смерть ослабит повстанческое движение.

9 июля 2006 г.

Человеческие потери

Мужчина помогает раненой женщине после взрывов в центре Багдада. Мохаммед Амин/Reuters

Широко распространено мнение, что пик смертности среди гражданского населения Ирака приходится на июль. Но оценки, которые колеблются между 1000 и 3500 за этот месяц, сильно различаются. Пентагон отказывается вести такую ​​статистику. Независимые анализы сильно расходятся.

5 ноября 2006 г.

День Саддама в суде

Саддам реагирует на приговор суда. Дэвид Ферст/AP Photo

Суд над бывшим диктатором Ирака заканчивается приговором к смертной казни через повешение. На юге шииты выходят на улицы праздновать. Суннитские боевики к северу от Багдада клянутся отомстить. В зале суда судебный пристав пытается заставить Саддама замолчать, когда выносится приговор «виновен в преступлениях против человечности».

8 ноября 2006 г.

Рамсфелд Выходы

Бывший директор ЦРУ Роберт Гейтс во время объявления о том, что он заменит Дональда Рамсфелда на посту министра обороны США. Кевин Ламарк/Reuters

Президент Буш принимает отставку министра обороны Рамсфелда, который стал громоотводом для критики ведения войны. Сменивший Рамсфелда Роберт М. Гейтс вступает в должность в тот же день.

30 декабря 2006 г.

Саддам Казнен

Иракские шииты приветствуют трансляцию казни Саддама. Ахмад Аль-Рубайе/AFP/Getty Images

Саддам с Кораном в руках отправляется на виселицу после четверти века жестокого диктаторского правления. Буш говорит, что Саддам получил такую ​​же справедливость, в какой он отказывал жертвам своего жестокого режима. Однако широко распространенное видео, запечатлевшее жестокое обращение с ним со стороны палачей, в некоторых глазах портит и без того спорный приговор.

10 января 2007 г.

Всплеск

Недавно натурализованные американские солдаты присутствуют на церемонии в Кэмп Виктори в Багдаде. Али аль-Саади/Pool/AP Photo

Буш провозглашает «новый путь вперед» в Ираке, обещая направить дополнительно двадцать тысяч военнослужащих для обеспечения стабильности в Багдаде и вокруг него. В ответ Пентагон наращивает свои усилия по вербовке, в том числе подписывает недавно натурализованных солдат, подобных изображенным здесь, которые присоединились к борьбе во время церемонии в Кэмп-Виктори в июле 2007 г.

10 февраля 2007 г.

Генерал берет на себя ответственность

Генерал США Дэвид Петреус и сопровождающие его лица посещают багдадский рынок Шорджа. Крис Хондрос / Getty Images

Генерал Дэвид Х. Петреус, только что возглавивший переписывание американской стратегии борьбы с повстанцами, принимает на себя командование силами США. Выпускник Вест-Пойнта берет на себя непростую ситуацию с безопасностью в Ираке на фоне обвинений в том, что соседний Иран поставляет шиитским боевикам смертоносные придорожные бомбы.

1 июня 2007 г.

Пробуждение

Бывшие повстанцы охраняют встречу между лидерами суннитских и шиитских племен и священнослужителями в Аль-Дуванеме, к юго-западу от Багдада, в сентябре 2007 года. Ахмад Аль-Рубайе/AFP/Getty Images

90 002 Войска США начинают вербовку членов суннитского племени, многие из которых ранее были повстанцами, для борьбы с боевиками, работающими на АКИ. Так называемое Пробуждение начинается в провинции Анбар, но распространяется на другие части Ирака. Генерал Петреус и другие считают, что эта тактика помогла уменьшить насилие повстанцев во второй половине 2007 г.

19 августа 2007 г.

День смерти

Мужчины осматривают место взрыва террориста-смертника в Тиль-Эзере, также известном как Кахтания, одной из двух езидских деревень, подвергшихся нападению 14 августа 2007 года. Тайер аль-Судани/Reuters

По мере улучшения ситуации с безопасностью в центральных провинциях Ирака надежды на спокойствие в северном Ираке рушатся, когда скоординированные взрывы грузовиков-смертников опустошают деревни меньшинства езидов к западу от Мосула. Сотни убиты и ранены в результате самого смертоносного удара с начала войны.

14 сентября 2007 г.

Нацеливание на союзников США

Сунниты хоронят своего лидера шейха Абдул Саттара Абу Ришу и трех его телохранителей в городе Рамади. AFP/Getty Images

Благодаря тому, что поддерживаемые США «Советы пробуждения» продвигаются вперед, повстанцы нацеливаются на суннитов, которые теперь работают с Соединенными Штатами. Через десять дней после встречи с Бушем в провинции Анбар шейх Абдул Саттар Абу Риша, самый видный деятель восстания, убит взрывом возле своего дома.

16 декабря 2007 г.

Иракцы впереди

Иракские солдаты управляют танками во время церемонии передачи в городе Басра. Атеф Хассан/Reuters

Британские войска передают контроль над Басрой, вторым по величине городом Ирака, иракским силам. Подготовка и оснащение иракских сил безопасности для выполнения обязанностей по обеспечению безопасности является главной целью коалиции. Несмотря на некоторый прогресс в относительно спокойных провинциях, более чем через год после передачи Басры Британии город по-прежнему наводнен боевиками и преступными группировками.

30 декабря 2007 г.

Человеческие затраты

Военный почетный караул несет гроб сержанта армии Майкла С. Хардеграда во время его похорон в Арлингтоне, штат Вирджиния. Марк Уилсон / Getty Images

военных жертв США в 2007 году составили девятьсот человек, что сделало год «наплыва» самым смертоносным для американских солдат. По мере приближения пятилетнего юбилея в боях погибло почти четыре тысячи американских военнослужащих и еще тридцать тысяч получили ранения.

13 января 2008 г.

Признаки политического прогресса

Женщины протестуют против арабской социалистической партии Баас в Наджафе, Ирак. Абу Шиш/Reuters

Новый закон отменяет элементы политики «дебаасификации» 2003 года и позволяет некоторым вернуться в правительство. Но прогресс отстает от достижения других «ориентиров», созданных Вашингтоном, включая закон о разделе доходов от нефти и новые выборы в провинциях.

3 марта 2008 г.

Старые враги, новые друзья

Президент Ирака Джалал Талабани (справа) обменивается рукопожатием с президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом по прибытии последнего в Багдад. Тайер аль-Судани/Reuters

Правительство Ирака, в котором доминируют шииты, приветствует президента Ирана Махмуда Ахмадинежада в Багдаде. Это первый визит иранского президента после кровавой ирано-иракской войны 1980-х годов.

24 марта 2008 г.

Репрессии против шиитских ополченцев

В Басре бойцы, верные священнослужителю Муктаде ас-Садру, демонстрируют знак победы в Басре. Атеф Хассан/Reuters

Багдад и южный портовый город Басра вспыхивают насилием, когда сторонники шиитского священнослужителя Муктады ас-Садра атакуют силы безопасности США и Ирака. В ответ премьер-министр Малики начинает репрессии против садристов, убеждая некоторых — хотя и не всех — в том, что он национальный лидер, стоящий выше сектантства.

23 апреля 2008 г.

Смена руководства

Генерал Петреус (слева) сидит рядом с генералом Рэймондом Одиерно во время церемонии смены командования в Кэмп Виктори 16 сентября 2008 года. Душан Вранич/Pool/Reuters

Буш назначает Петрэуса руководителем Центрального командования США, давая ему оперативный контроль над операциями в Ираке и Афганистане. Бывший второй номер Петреуса, генерал-лейтенант Раймонд Одиерно, сменил его на посту нового командующего в Ираке.

1 сентября 2008 г.

Передача в Анбаре

Парад сил безопасности с иракскими флагами во время церемонии передачи в штаб-квартире правительства в Рамади. Ватик Хузайе/Pool/Reuters

900:02 В Анбаре, некогда самой беспокойной провинции страны, американские военные передают обязанности по обеспечению безопасности иракцам. Этот шаг рассматривается как символический первый шаг к возможному выводу войск США. Позже в том же месяце парламент Ирака принимает закон о выборах в провинциях, открывая путь для голосования в большинстве провинций Ирака к 31 января 2009 г.

4 ноября 2008 г.

Обама побеждает в Белом доме

Персонал США смотрит по телевизору избранного президента Барака Обаму в посольстве США в Багдаде. Петрос Гианнакурис/Pool/Reuters

Барак Обама, выступавший за обещание вывести боевые части из Ирака в течение шестнадцати месяцев после вступления в должность, 4 ноября избирается сорок четвертым президентом Соединенных Штатов. Три недели спустя иракский парламент утверждает пару соглашений, определяющих будущее военные и гражданские отношения между Вашингтоном и Багдадом, подтверждающие намерение американских войск уйти к 2011 г.

1 декабря 2008 г.

Обама и министр обороны Гейтс готовятся к посадке на борт Air Force One на базе ВВС Эндрюс в феврале 2009 г. . Джим Янг/Reuters

Избранный президент Обама просит действующего министра обороны Гейтса остаться. Гейтс настаивает на том, что его предыдущее возражение против графика вывода войск стало неуместным из-за соглашения о безопасности, одобренного парламентом в ноябре и призывающего к выводу войск США к 2011 году.

1 февраля 2009

Американский солдат патрулирует Мосул, Ирак. Эрик де Кастро/Reuters

Выполняя предвыборное обещание, президент Обама объявляет о планах вывести боевые бригады из Ирака к августу 2010 года. Согласно его плану, переходные силы численностью 35 000–50 000 солдат и морских пехотинцев останутся для обучения, оснащения и консультирования иракских сил безопасности до конца 2011. Многие считают, что это начало конца войны, некоторые эксперты выражают озабоченность темпами, и Гейтс говорит, что Вашингтон должен быть готов сохранить «умеренное присутствие» после крайнего срока 2011 года, если об этом потребуют иракцы.

30 июня 2009 г.

Вывод войск США из городов

Иракская полиция и солдаты празднуют на улицах Басры после вывода американских войск из городов по всему Ираку. Эссам аль-Судани/AFP/Getty Images

Боевые части США выводятся из Багдада и других иракских городов в соответствии с Соглашением о статусе сил (SOFA) между Ираком и Соединенными Штатами. Более 150 американских баз и аванпостов в иракских городах были закрыты до крайнего срока 30 июня. Малики называет вывод войск «великой победой», объявляя его национальным праздником, в то время как некоторые иракцы скептически относятся к возможностям внутренних сил. Перед выводом войск некоторые американские офицеры также выражали обеспокоенность по поводу зависимости иракских сил безопасности от поддержки американских войск и самоуверенности политических лидеров. Были согласованы некоторые исключения для вывода войск из городов, особенно в неспокойном северном городе Мосул и некоторых районах Багдада. SOFA, в котором установлен крайний срок вывода из городов 30 июня, также устанавливает дату полного вывода войск США из страны к 2011 году9.0003

Декабрь 2009 г.

Потери в США на рекордно низком уровне

В Лос-Анджелесе группа ветеранов создала временный мемориал в память о солдатах США и иракских гражданах, погибших во время войны. Марк Ралстон/AFP/Getty Images

90 002 Декабрь 2009 года стал первым полным месяцем, в течение которого с начала войны в США не было погибших в бою. Май был самым смертоносным месяцем 2009 года: семнадцать жертв боевых действий и еще восемь небоевых смертей. В 2009, 149 военнослужащих США были убиты в Ираке, что является самым низким годовым показателем потерь американских военных со времени вторжения США в 2003 г.

7 марта 2010 г.

Парламентские выборы в Ираке

Пожилой мужчина показывает знак победы после голосования в Садр-Сити, районе Багдада. Кахтан аль-Месиари/Reuters

Парламентские выборы проходят 7 марта под усиленной охраной иракских сил. Десятки взрывов сотрясают Багдад и другие иракские города, но явка избирателей превышает 62 процента. Участие избирателей снизилось с 75 процентов на всеобщих выборах 2005 года, поскольку некоторых избирателей отпугивает страх перед насилием и сомнения в демократии. Официальные лица США называют выборы успешными и важным шагом на пути к выводу американских войск летом 2010 года. В выборах участвуют более 6200 кандидатов из 86 списков, которые демонстрируют борьбу за власть между шиитской коалицией Малики и бывшим временным премьер-министром Айадом. Межконфессиональный светский список Аллави. Некоторые оппозиционные партии выдвигают обвинения в мошенничестве, но дипломаты и официальные лица ООН, помогавшие в организации выборов, утверждают, что массовых нарушений не было.

31 августа 2010 г.

Окончание боевых действий

Американские солдаты ждут своего рейса обратно в Соединенные Штаты в Кэмп-Вирджиния в Кувейте. Стефани МакГихи/Reuters

После более чем семи лет войны, 4400 американских жертв и десятков тысяч убитых иракских мирных жителей Соединенные Штаты официально завершают свою боевую миссию в Ираке. В обращении к нации Обама подчеркивает общие жертвы войны, подчеркивая при этом, что Соединенные Штаты не откажутся от Ирака. «В конце концов, только иракцы могут разрешать свои разногласия и охранять свои улицы», — сказал Обама. «Что Америка может сделать и будет делать, так это оказывать поддержку иракскому народу как друг и партнер». Хотя боевые действия официально завершены, около пятидесяти тысяч американских военнослужащих остаются для обучения и сотрудничества с иракскими силами безопасности. Планируется, что все американские силы уйдут к концу 2011 года, хотя всплеск насилия и продолжающийся политический тупик (через шесть месяцев после парламентских выборов в марте 2010 года еще не сформировано коалиционное правительство) вызывают новые призывы к переоценке Вашингтона. сроки вывода.

21 декабря 2010 г.

Парламент утверждает коалиционный кабинет

Иракские законодатели голосуют 21 декабря 2010 года. Али аль-Саади/AFP/Getty Images

После более чем девяти месяцев политических споров иракский парламент утверждает коалиционное правительство, созданное партией Малики «Правовое государство» и несколькими другими фракциями. По соглашению Малики остается премьер-министром, а Джалал Талабани — курд — президентом. Но договоренность о разделении власти с бывшим премьер-министром Алави, чья партия Иракия получила большинство мест, так и не оформилась. Малики назначает в свой кабинет 34 министра, включая конкурирующих суннитских политиков, что, по словам официальных лиц США, снижает вероятность того, что «недовольные сунниты отделятся и возобновят межконфессиональную войну». Но Малики воздерживается от назначения глав министерств обороны и внутренних дел, назначая себя временным главой и вызывая обеспокоенность растущей централизацией власти. Официальные лица США называют враждебные отношения между Алави и Малики препятствием для вывода американских войск и борьбы с терроризмом в стране.

21 октября 2011 г.

Окончание войны

На пресс-конференции в Белом доме президент Обама объявил, что все американские войска покинут Ирак к концу года. Стивен Дж. Бойтано/LightRocket/Getty Images

В соответствии с предыдущими соглашениями о безопасности Обама объявляет, что оставшиеся тридцать девять тысяч американских военнослужащих вернутся из Ирака к концу 2011 года, что ознаменует завершение почти девятилетней войны и «новый этап в отношениях между Соединенными Штатами и Штаты и Ирак». Речь президента последовала за неспособностью переговорщиков США и Ирака прийти к соглашению об остаточном контингенте американских инструкторов. Однако Малики указывает, что Ирак будет открыт для дальнейшего диалога по этому вопросу, в том числе по вопросу о численности американских учебных сил, характере их миссии и продолжительности их пребывания. Основным яблоком раздора остается вопрос о правовой неприкосновенности американских инструкторов.

18 декабря 2011 г.

Последний отпуск американских войск

Последний конвой армии США въезжает в Кувейт из Ирака 18 декабря 2011 года. Шеннон Стэплтон/Reuters

Последние американские солдаты покидают Ирак, завершая почти девятилетнюю военную миссию. С 2003 года в стране служило более миллиона летчиков, солдат, моряков и морских пехотинцев. Стоимость конфликта была высокой: 800 миллиардов долларов из Министерства финансов США, почти 4500 американцев и более 100 000 иракцев были убиты. Американские войска официально завершили миссию за два дня до этого на церемонии в Багдаде. На смену вооруженным силам придет дипломатическая миссия, которой будет поручено следить за интересами США в стране, все еще борющейся с проблемами безопасности и глубоко укоренившимися межконфессиональными разногласиями.

Политика США в отношении Ирака

Г-н Председатель:

Я приветствую эту возможность выступить перед этим Комитетом, чтобы обсудить политику США в отношении Ирака и всего региона Персидского залива. Прежде чем начать, я хочу только отметить, что мнения, которые вы собираетесь услышать, являются моими собственными и не обязательно отражают точку зрения сотрудников, должностных лиц или попечителей Брукингского института.

Политика США в отношении региона Персидского залива с годами менялась все чаще и чаще, чем любая другая внешняя политика, о которой я могу думать. Нынешнюю политику США можно проследить более чем на полвека. Тем не менее, самое полезное место, чтобы начать понимать, как мы пришли к тому, что мы имеем сегодня, — это вернуться к концу 19 века.60-х годов, когда Великобритания решила, что больше не может выполнять свои обязательства к востоку от Суэца.

Погружаясь в залив

Британское решение и вызов, который оно бросило Соединенным Штатам, напомнили о решении двадцатью годами ранее, когда Соединенные Штаты были проинформированы правительством Его Величества о том, что они больше не могут выполнять свои обязательства перед Грецией и Турцией. . Но ситуации не могли быть более разными. В то время как в 1940-х годах Соединенные Штаты были готовы взять на себя новые глобальные обязательства — их результатом стал план Маршалла и, в конечном счете, НАТО, — в конце 19-го60-х и начале 1970-х это было невозможно. Соединенные Штаты, уже перегруженные войной в Юго-Восточной Азии, не имели ни воли, ни возможности выполнять британскую роль.

Результатом стала внешняя политика, в которой Соединенные Штаты пытались защитить свои интересы — тогда, как и сейчас, в основном нефть и газ наряду со стабильностью традиционных друзей в этом районе — косвенно и недорого. Главной угрозой был Советский Союз и поддерживаемый Советским Союзом радикализм. Предпочтительными политическими инструментами были поддержание скромного военно-морского присутствия в Персидском заливе и Индийском океане и продажа оружия, особенно так называемым двойным столпам Ирана и Саудовской Аравии.

Связанные книги

Эта политика продолжалась большую часть десятилетия, пока революция в Иране не уничтожила главный столп американской стратегии. Благодаря событиям, как локальным, так и глобальным — войне между Ираном и Ираком, которая отвлекла и истощила два самых могущественных государства региона, а также растущей слабости Советского Союза — Соединенные Штаты смогли выжить и защитить свои интересы в регионе. с небольшими дополнительными усилиями. Основным отклонением от политики США был ограниченный уклон в сторону Ирака, который тогда рассматривался как меньшее из двух зол, когда казалось, что Иран одерживает верх в их конфликте.

Ирано-иракская война закончилась в 1988 году. В течение следующих двух лет Соединенные Штаты в основном продолжали свою политику предыдущего десятилетия, а именно, постоянную военную поддержку Саудовской Аравии и других дружественных государств Персидского залива, изучение ограниченных отношений с Ираком, и изоляция Ирана, сдерживаемая лишь готовностью к диалогу.

Изучение возможностей построения более широких и глубоких отношений с Ираком формально закончилось его вторжением в Кувейт в августе 1990 года, хотя за несколько месяцев до этого усилия США по сути были прекращены в ответ на ряд иракских заявлений и действий, продемонстрировавших их незаинтересованность. стать более ответственным актером. 9Тем не менее, 0371 «Щит пустыни» и «Буря в пустыне» ознаменовали собой серьезный отход в политике США от скромной и в значительной степени косвенной военной поддержки друзей США к крупному и прямому присутствию и участию США.

После окончания войны в Персидском заливе не было ни желательно, ни необходимо сохранять большое военное присутствие США в регионе. Соединенные Штаты не могли позволить себе выделять такой большой процент своих активов одному региону. Кроме того, местные органы власти опасались негативной реакции внутри страны, если сохранится такое большое и заметное присутствие США. Кроме того, Ирак представлял гораздо меньшую военную угрозу, чем до войны. В результате безопасность можно было поддерживать за счет того, что можно было бы назвать «присутствием без дислокации», а именно за счет некоторого предварительного размещения материалов, регулярных учений с посещением американских войск, присутствия морских и воздушных сил в прибрежных водах и продажи оружия дружественным государствам.

Политика США после войны в Персидском заливе была отмечена тем фактом, что отношения США с двумя сильнейшими государствами региона — Ираном и Ираком — являются враждебными. Проблема, стоящая перед Соединенными Штатами, заключается в том, что никакая комбинация дружественных местных штатов не может их компенсировать. В результате дальнейшее участие США в регионе будет необходимо в обозримом будущем, чтобы сузить круг сильных врагов, слабых друзей и жизненно важных интересов.

Администрация Клинтона назвала свою позицию «двойным сдерживанием». Цель состояла в том, чтобы ограничить способность Ирана или Ирака угрожать интересам США в регионе и за его пределами. Тем не менее, фраза далека от идеала. Иран и Ирак представляют разные угрозы и требуют разных ответов. Кроме того, ограничения их охвата (как предполагает сдерживание) недостаточно. Соединенные Штаты могут и должны стремиться к большему. Более того, изоляция Ирана и Ирака все больше оспаривается рядом государств, чья поддержка необходима для успеха этой политики. В результате «двойное сдерживание» дает нам лозунг, тогда как на самом деле нам нужна стратегия и постоянные усилия для ее реализации.

Соединенные Штаты и Ирак

Прошло около шести лет после вторжения Ирака в Кувейт и чуть более пяти лет после освобождения Кувейта и окончания Бури в пустыне . С одной стороны, Соединенные Штаты добились очень хороших результатов. Экономические санкции против Ирака остаются в силе и большей частью соблюдаются. Можно также отметить существенный прогресс в усилиях по обнаружению и ликвидации иракского оружия массового уничтожения. Ирак переживает экономические проблемы и политически разделен. Конечным результатом является то, что Ирак Саддама Хусейна значительно слабее, чем он был в начале этого десятилетия, и лучше понимается как представляющий собой опасную помеху, чем реальную стратегическую угрозу.

Но и стакан наполовину пуст. Саддам Хусейн остается у власти, несмотря на многочисленные попытки его свергнуть. Он восстановил численность своих вооруженных сил не до уровня, который был до войны в Персидском заливе, а значительно выше, чем до окончания войны. Франция и Россия регулярно выступают за отмену санкций — по-видимому, для того, чтобы использовать потенциал Ирака как рынка для своего экспорта — в то время как в арабском мире растет сопротивление санкциям по гуманитарным соображениям, несмотря на тот факт, что соответствующие резолюции ООН прямо включают положения, разрешающие Иракский импорт продуктов питания и лекарств.

Недавние события изменили как реальность, так и восприятие. Что произошло, теперь достаточно ясно. Ряд факторов — усиливающееся турецкое и иранское вторжение в северный Ирак, новое правительство во главе с исламом в Турции, которое было менее расположено к сотрудничеству с коалицией войны в Персидском заливе, раскол между двумя основными курдскими фракциями в северном Ираке и решение одной повернуться к Ирану, а другой — к Багдаду — все вместе это дало возможность Саддаму. Кроме того, есть основания полагать, что Саддам с нетерпением ждал такого случая, чтобы использовать свои войска, хотя бы для того, чтобы занять их, чтобы у недовольных офицеров было меньше возможностей совершить новый переворот.

Саддам, который никогда не сопротивлялся использованию слабости противника, двинулся вперед с примерно 40 000 солдат и многочисленными полицейскими в штатском и разведчиками. За несколько дней он восстановил значительное влияние на севере Ирака. Однако при этом он нарушил резолюцию 688 Совета Безопасности ООН, которая требует, чтобы он прекратил любые репрессии против иракского народа, включая курдов. Администрация Клинтона отреагировала косвенно, применив крылатые ракеты для уничтожения ряда объектов противовоздушной обороны к югу от Багдада, расширив южную бесполетную зону на один градус севернее и приостановив выполнение резолюции 9 Совета Безопасности ООН.86 и его разрешение на ограниченный экспорт иракской нефти.

В итоге Саддам больше выиграл, чем потерял. Действительно, сентябрь 1996 года был лучшим месяцем для Саддама с марта 1991 года, когда он смог подавить восстание шиитов и курдов и отвлечь внимание и оппозицию, вызванные его катастрофическим поведением во всей войне в Персидском заливе. В какой-то степени эти успехи были неизбежным следствием курдских распрей и возможностей, которые они создали. Но внешняя политика США в последние несколько недель также не оправдала ожиданий.

Некоторые вещи можно и нужно было сделать по-другому. Два выделяются. Первым было поддержание коалиции. Антисаддамовскому консенсусу позволили ослабнуть. В дипломатии пренебрежение почти никогда не бывает благом. За последние несколько лет Соединенные Штаты мало что сделали для сохранения целостности и прочности коалиции. Это относится к Турции, арабским правительствам, европейцам и России. Кроме того, отсутствие реакции США на турецкие и иранские вторжения в северный Ирак только усилило стимул Саддама действовать, в то же время увеличивая вероятность того, что любые подобные действия с его стороны будут поняты его арабскими соседями.

Вторая принципиальная ошибка заключалась в применении самой силы. Действия США — использование нескольких десятков крылатых ракет для уничтожения ряда иракских объектов противовоздушной обороны — были слишком небольшими и слишком отдаленными. Безусловно, в то время коалиция сопротивлялась применению военной силы против Саддама, что отражало отсутствие сочувствия к курдам и обеспокоенность поведением Ирана. Но у Соединенных Штатов будет лишь ограниченное количество поводов для применения силы против Ирака, и они должны использовать их по максимуму. Поскольку любое применение силы вызовет несчастье, любое военное вмешательство с нашей стороны или со стороны коалиции должно быть достаточно масштабным, чтобы навредить Саддаму в военном отношении и продемонстрировать его неспособность защитить свою страну от продолжающейся боли и унижений.

Дальнейшие действия в отношении Ирака

Несмотря на эти неудачи, было бы неправильно делать вывод, что позиция США безнадежно подорвана. Слабость коалиции в ответ на действия Саддама внутри его страны не следует интерпретировать как распад коалиции в более широком смысле. По-прежнему существует значительный консенсус, достаточный для того, чтобы можно было сохранить санкции и не допустить, чтобы Ирак снова стал стратегической угрозой для своих соседей. Что потребуется для успеха такой политики?

Первоочередной задачей должно стать укрепление коалиции, которая выиграла войну против Саддама и с тех пор поддерживает мир. Это означает восстановление американо-турецких отношений и тщательные консультации о том, как лучше всего справляться с будущими кризисами в северном Ираке. Мы не должны обманывать себя. Это скорее вопрос «когда», чем «если» наступит такой кризис. Саддам — серийный исследователь; в какой-то момент он набросится на своих новых курдских друзей, тем самым спровоцировав большой поток беженцев в направлении турецкой границы. Таким образом, продолжение Операция «Обеспечение комфорта » , чтобы не намекать Саддаму, что он пользуется свободой действий на севере, и чтобы мы и турецкое правительство были готовы к новому кризису, который потребует военного использования США турецких баз.

Нам также необходимо убедиться, что в регионе и за его пределами существует консенсус в отношении того, что Саддам не сможет массировать силы против кого-либо из своих соседей, как он это сделал в июле 1990 года и снова в октябре 1994 года. Если он это сделает, мы и другим нужно бить — и бить сильно. В более общем плане любое применение силы коалицией — будь то для предотвращения нападения на Кувейт, ответа на государственную поддержку терроризма или наказания Ирака за нарушение резолюций ООН или воспрепятствование инспекторам ООН по вооружениям выполнять свою миссию — должно быть достаточно масштабным. навредить Саддаму в военном и политическом отношении.

Такая политика должна гарантировать, что Саддам больше не станет стратегической угрозой. Эта политика также может создать контекст, в котором иракский народ выступит против Саддама. С этой целью Соединенным Штатам необходимо гораздо лучше сформулировать, какую выгоду получит Ирак под другим руководством, которое продемонстрировало бы, что они готовы действовать ответственно. Такая всеобъемлющая открытая политика — сочетание жестких санкций, значительного применения военной силы, когда это оправдано, и четкой публичной дипломатии — должна как минимум предотвратить прорыв Саддама и потенциально может добиться большего.

Также полезно указать, чего мы хотим избежать в политике по отношению к Ираку. Одной из ловушек может стать одержимость Саддамом. Как я уже сказал, неправильно преувеличивать угрозу, которую он сейчас представляет. Точно так же было бы неправильно делать его увольнение явной целью. Если бы мы так поступили, каждый день его жизни был бы истолкован как его победа. Более того, нам не хватает инструментов для достижения цели. Наши обычные вооруженные силы почти не имеют отношения к этой задаче, в то время как наши разведывательные ресурсы ограничены в том, что от них можно ожидать. Соединенные Штаты столкнулись с большими трудностями при задержании Мануэля Норьеги, когда 20 000 солдат находились на земле, а Панама была полностью оккупирована. Трудно понять, как мы могли предпринять и преуспеть в столь амбициозных усилиях в Ираке.

Я также считаю, что мы поступили мудро, продолжая поддерживать территориальную целостность Ирака. Я знаю аргументы тех, кто не согласен, что это устранит Саддама и угрозу, исходящую от нечестивого Ирака, что это освободит курдов и шиитов. Но я боюсь, что раскол Ирака спровоцирует разного рода стычки между иракцами, между иракцами и их соседями и между этими соседями. Я также считаю, что и этот процесс, и результат пойдут на пользу Ирану, который затем станет единственным сильнейшим местным государством. И даже если бы Соединенные Штаты пришли к иному выводу, нам пришлось бы признать реальность того, что ни один из наших арабских друзей в регионе (ни Турция) не был бы расположен к тому, чтобы Ирак был расформирован.

На пути к комплексному подходу к региону

Успех в Ираке также потребует от нас ряда других усилий. Первый связан с интеллектом. Ирак и Персидский залив в целом должны оставаться приоритетом для разведывательного сообщества. Открытые источники не могут нести бремя ни сбора, ни анализа. В частности, Соединенным Штатам необходимо будет развивать больше агентурной разведки, если они хотят иметь необходимое предупреждение и понимание поведения Ирака.

Второе соображение касается военных. Способность США иметь дело с широким спектром сценариев имеет важное значение. К ним относятся сдерживание и отражение обычной агрессии, превентивные и упреждающие удары по оружию массового поражения, карательные удары по государствам, поддерживающим терроризм, и запрет в пользу санкций. Все эти нужды касаются Ирака, хотя некоторые из них также могут иметь отношение к другим странам, в первую очередь к Ирану. Дело в том, что дипломатия США может добиться успеха только на фоне наличия вооруженных сил и желания их использовать. Что делает выполнение этой потребности более трудным, чем в других регионах, так это требование, чтобы наше присутствие не становилось слишком большим или заметным, чтобы оно не создавало столько проблем для наших друзей, сколько оно предназначено для решения.

В-третьих, политика США в отношении Ирака имеет гораздо больше шансов на успех, если политика США в отношении Ирана будет эффективной. Наиболее важными ближайшими целями должны быть предотвращение приобретения или разработки Ираном оружия массового уничтожения и прекращение спонсируемых Ираном подрывной деятельности и терроризма. Иран, как и Советский Союз, у себя дома является репрессивной державой с имперскими амбициями и глиняными экономическими ногами. Наша цель должна заключаться в том, чтобы подорвать его влияние и усугубить его экономические проблемы, чтобы стимулировать внутренние силы, способствующие переменам. Иран, который «прорвется наружу» и станет угрожать региону, коренным образом изменит отношение арабов и прекратит любую поддержку усилий по свержению Саддама или сдерживанию Ирака.

В результате политика США в отношении Ирана должна включать согласованные усилия, направленные на то, чтобы лишить Иран возможности создания нетрадиционных вооружений; готовность применить силу, если появятся явные доказательства поддержки терроризма Ираном; и четкий сигнал Ирану о неприемлемости будущих вторжений в Ирак. Однако мы не можем достичь этих целей в одиночку. По этой причине Соединенным Штатам следует подумать о том, чтобы обратиться к своим друзьям в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе и предложить структурированный диалог с Ираном. Если бы наши условия были выполнены, то могла бы существовать определенная степень экономического взаимодействия; в противном случае все согласились бы воздержаться.

В-четвертых, нам нужно лучше понимать риски и издержки односторонних действий. Стратегия против Саддама и Ирака может быть успешной только в том случае, если ее поддержат другие в регионе и за его пределами. Это приводит к необходимости гораздо более частых консультаций на высоком уровне с правительствами региона. Своего рода односторонность, продемонстрированная администрацией Клинтона за последние несколько недель, является не столько проявлением лидерства, сколько отказом от него. То же самое относится и к нашей политике в отношении Ирана.

В-пятых, мы должны поощрять наших друзей в регионе проводить реформы, которые сделают их менее уязвимыми перед революционными изменениями. Это не означает публичное запугивание их правами человека или призыв к выборам в условиях отсутствия основных элементов гражданского общества, но это означает частное побуждение их к проведению ограниченных политических и экономических реформ, которые расширяют политическое участие и частную собственность, уменьшают государственное роль в политической и экономической жизни, а также препятствовать коррупции и чрезмерному государственному насилию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *