Иран женщины как живут: Что нужно знать о жизни женщин в Иране

Что нужно знать о жизни женщин в Иране

На днях Иран охватили акции протеста из-за смерти 22-летней Махсы Амини. Девушка умерла после того, как ее арестовала «полиция морали» Исламской Республики за якобы неправильное ношение хиджаба. Махса впала в кому и через три дня скончалась в больнице. В знак протеста люди вышли на улицы, выступая против насилия полицейских и требуя запретить задержание женщин за их внешний вид. Во время демонстраций многие иранские женщины сняли свои платки, а некоторые даже сожгли их. Для многих иранцев смерть Махсы Амини является еще одним доказательством жесткого контроля инакомыслия в Исламской Республике и все более жестокого обращения «полиции морали» с женщинами.

О жизни иранских женщин рассказываем в нашем материале.

В то время как институциональные ограничения в отношении женщин являются очевидным и пагубным фактором для женщин, иранские женщины не имели многих инвазивных ограничений в повседневной жизни, с которыми сталкиваются женщины в некоторых арабских странах. Иранские женщины внесли весомый вклад в развитие науки, политику и профессиональную деятельность Ирана. Кроме того, иранские женщины борются за свои права со времен исламской революции в 1979 году и добились значительных улучшений в своей жизни.

Несмотря на это, женщины в Иране ежедневно сталкиваются с дискриминацией. Некоторые проявления этого унижения — такие как обязательное ношение хиджаба, запрет женщинам входить на спортивные стадионы и требование, чтобы женщины получали разрешение от своих мужчин перед поездкой за границу, — закреплены на законодательном уровне. Другие формы юридической дискриминации менее очевидны, но более серьезны, включая длительные тюремные сроки за феминистическую активность и возможность для женщины развестись со своим мужем, ограниченная ситуациями, когда мужчина отбывает срок в заключении, психически болен, проявляет физическую жестокость или зависим.

Несмотря на это, статус-кво для женщин в Иране далеко от картины полного унижения, которую рисуют в своем воображении многие жители Запада. Хотя образ женщин в Иране, которые носят хиджаб, все еще значительно контрастирует с жизнью до революции, когда они носили современную одежду и посещали школы совместного обучения, тем не менее возможности для самореализации женщин в значительной степени расширились.

Образование и работа

Гендерная сегрегация в школах — значительная противоположность системе совместного обучения эпохи Мохаммеда Реза Пахлави — медленно интегрировалась в Иран после революции 1979-го как часть реформы образования, чтобы согласовать учебную программу с исламскими ценностями. Однако, несмотря на разделение по половому признаку, качество образования и грамотности иранских женщин заметно улучшилось благодаря вниманию правительства к образованию. Административная приоритетность усовершенствования образовательной политики в целом принесла пользу студенткам в Иране, даже если эта демографическая группа не была единственной целью реформы. Эти улучшения заметны в уровне грамотности взрослых женщин, резко возросшего с 24 процентов в конце эпохи Пехлеви в 1976 году до 81 процента в 2016 году. Хотя этот процент остается ниже уровня грамотности женщин в США, который был 99 процентов в 2016 году или 93 процента в Саудовской Аравии в 2017 году, это соответствует среднему мировому показателю и знаменует значительный прогресс в обучении иранских женщин.

В университетах начиная с 1996 года гендерный состав студентов иранских университетов оставался примерно наполовину женским. Среди студентов Ирана примерно 70 процентов обучающихся по научным и инженерным программам — женщины. Также выросло представительство женщин в академических профессиях. До Исламской революции женщины составляли всего 1,4 процента преподавателей университетов. Сегодня этот показатель вырос до 24 процентов.

Что касается профессиональной деятельности, то сегодня иранские женщины работают над улучшением своего присутствия в бизнесе и академической сфере, несмотря на санкции, войну и экономический кризис. За последние три десятилетия процент женщин в рабочем пространстве вырос с 10,5% в 1990 году до 16,8% в 2020 году.

Одной из наиболее быстро развивающихся отраслей Ирана, как и в большинстве стран мира, являются технологии. В частности, в этой области выросло присутствие женщин. Женщины в сфере технологий в Иране не только участвуют, но помогают развивать инновации и предпринимательство. Среди инноваторов в этой сфере Назанин Данешвар, основательница одного из крупнейших иранских веб-сайтов розничной торговли в Интернете Takhfifan, и Aseyeh Hatami, основательница IranTalent.com, иранской службы онлайн-рекрутинга. Среди лауреатов Нобелевской премии также есть женщина из Ирана — Ширин Эбади, которая в 2003 году была награждена Нобелевской премией мира за впечатляющие и новаторские усилия в области прав человека, особенно женщин, детей и беженцев.

Безусловно, присутствие иранских женщин заметно в медиа, спорте, кино, медицине и т.д. Однако проблема с честной оплатой работы все же существует. Те несколько женщин, которым удается подняться на руководящий пост в системе, где доминируют мужчины, обнаруживают, что они зарабатывают на 47 процентов меньше, чем руководители-мужчины. Частный сектор является крупнейшим источником этого несоответствия, и в то же время предлагает наибольшее количество позиций работы в стране для женщин.

Планирование семьи

В 1967 году министерство здравоохранения Ирана положило начало современной программе планирования семьи, которая включила государственное образование и профессиональное развитие. В 1988 году, после того, как война с Ираком опустошила финансы страны, лидеры правительства поняли, что «сокращающиеся ресурсы страны не могут одновременно обеспечить высокую стоимость реконструкции и обеспечить социальные услуги и услуги социального обеспечения, предусмотренные новой конституцией». Чтобы снизить этот спрос на государственные услуги, Исламская Республика ввела новую национальную политику в отношении населения, которая поощряла семьи с двумя детьми с помощью улучшенных образовательных программ и бесплатных средств контрацепции. Правительство также пропагандировало 3-4-летние интервалы между родами. Статистика подтверждает эффективность этих мер; в 1985 году иранские женщины в среднем рожали около шести детей, но по состоянию на 2000 год, примерно через 10 лет после внедрения политики 1989 года, этот средний показатель уменьшился до двух детей на женщину. Уровень рождаемости по состоянию на 2020 год еще больше снизился до в среднем 1-2 детей, что объяснимо экономическим спадом и общим отсутствием безопасности.

Несмотря на сильную недавнюю историю прогрессивной политики планирования семьи в Иране, прогресс застопорился и регрессировал за администрации Ибрагима Раиси.

1 ноября 2021 года Совет опекунов Ирана одобрил законопроект «Омоложение населения и поддержки семьи» из-за обеспокоенности сокращением рождаемости и численности населения. Законопроект усиливает существующие ограничения в отношении иранских женщин, поскольку он дополнительно ограничивает аборты, запрещает государственным медицинским работникам предлагать бесплатную контрацепцию и запрещает добровольную стерилизацию; вместо этого он предлагает больше льгот для детородных семей, например, запрет на увольнение из-за того, что работница беременна или кормит грудью, и полное покрытие девяти месяцев отпуска по беременности и родам.

Борьба за права

Несмотря на незначительный прогресс, иранские женщины не молчат о своей постоянной борьбе за гендерное равенство. Иранские женщины протестуют против дискриминационных законов путем демонстраций на улицах. В августе 2006 г. кампания «Один миллион подписей за отмену дискриминационных законов» стала основной феминистической силой с целью представления петиции с требованием изменить ограничительные положения в отношении иранских женщин. Несмотря на то, что правительство арестовало многих демонстрантов, членам движения удалось продвинуть национальный диалог о правах женщин в Иране. После выборов президента Хасана Рухани в 2013 году женщины в Иране с большей уверенностью и решительностью выдвинули ряд требований к администрации, включая уменьшение цензуры по женским вопросам и художественным изображениям женщин, реформам отношения к активистам по закону и дестигматизации феминизма в публичной сфере. Рухани устно поддержал участие женщин в политике и других областях, заявив в 2016 году: «Правительство считает своим долгом создать основу для демонстрации способностей женщин и позволить им ступить на путь совершенства и иметь возможность продемонстрировать свои таланты; таким образом, разрыв и диспропорцию между мужчинами и женщинами можно заменить умеренностью».

К сожалению, для всех этих усилий после восьми лет правления Рухани в 2021 году результаты оказались неутешительными. Его обещание создать Министерство по делам женщин так и не было выполнено, а несколько изданий, таких как журнал Zane Ruz, были запрещены. Кроме того, были арестованы многие женщины-журналисты и правозащитницы.

С избранием Ибрахима Раиси на пост президента Ирана 18 июня 2021 года представительство женщин в политической сфере и всеобщее внимание к правам женщин, кажется, снова отходят на второй план, учитывая ультраконсервативный характер новой администрации. Учитывая нынешние протесты и злодеяния «полиции морали», женщины в Иране до сих пор борются за свое право на безопасную жизнь.

Материал создан на основе: Research Associate Allyson Socha and Communications Associate Cynthia Markarian / www.us-iran.org


Теги: женщины в Иране

Такие сильные женщины Ирана – DW – 08.03.2023

КультураИран

Юлия Хиц | Виктор Вайц

8 марта 2023 г.

Хорошо образованным женщинам в Иране десятилетиями приходится бороться с насилием и угнетением. Как за свои права борются иранские кинематографистки? Подробности — у DW.

https://p.dw.com/p/4OOot

«Женщина, жизнь, свобода»: акция протеста в Брюсселе в феврале 2023 годФото: Johanna Geron/REUTERSРеклама

«Ко всему сейчас нужно еще раз внимательно присмотреться», — уверена режиссер Пега Ахангарани. И пока 38-летняя женщина это говорит, в ее мыслях прокручивается длинный фильм из конфликтов, компромиссов, репрессий. Будь-то в искусстве, литературе, науке или журналистике, многие иранцы, проживающие в изгнании или на родине, хотят внести свой вклад в борьбу за свободу женщин в Иране.

В рамках возможного

После Исламской революции 1979 года женщины-кинематографисты изучали жизнь в своей стране, критиковали ее, вскрывали проблемы. Они и сегодня продолжают традицию поэтессы Форуг Фаррохзад, которая в своем короткометражном документальном фильме 1962 года «Дом черный» продемонстрировала, как можно поэтично и в то же время эффективно формулировать свои обвинения. В данном случае речь шла об отношении к людям, страдающих проказой. 

Пега Ахангарани с режиссером Масудом Кимиае в 2017 году представляют на пресс-конференции в Тегеране фильм «Прирученный убийца»Фото: Ahmad Halabisaz/Photoshot/picture alliance

Пега Ахангарани уже много лет работает в иранском кинематографе. Ее мать — режиссер и продюсер Манидже Хекмат, и отец — тоже продюсер. Она сделала карьеру актрисы, получила известность и была удостоена многих наград. Но вот уже 15 лет как она снимает документальное кино.

Осмыслить и пережить травмы

Пега Ахангарани живет в изгнании с 2021 года и пока не может вернуться в Иран. Ее последний документальный фильм «Я пытаюсь вспомнить», снятый в 2021 году, рассказывает о забвении и подавлении, в том числе в ее собственном окружении, массовых убийствах политических заключенных во время ирано-иракской войны 1988 года.

Короткометражный фильм во многом базируется на очень личном материале. Он о людях, фотографии которых вырваны из семейных альбомов. Этот сильный образ используется режиссером, чтобы показать, как стираются воспоминания о тех, кто оказался по другую сторону. И делается это в большей степени для подавления боли. Эти моральные травмы проходят через целые поколения в Иране. 

Убийство Джины Махсы Амини вызвало массовые протесты в ИранеФото: Stephen Shaver/ZUMA Press/picture alliance

Старшее поколение пыталось решать проблемы через компромисс с властью, но это не привело к переменам к лучшему, говорит сегодня Пега Ахангарани. Она восхищается молодыми женщинами и девушками, которые снимают платки, отрезают себе волосы и выходят на улицы, чтобы бороться за свои права. «Представители моего поколения, которым сейчас от 25 до 40 лет, выросли в эпоху Рохани, это было время надежд на реформы. Но эти надежды не оправдались. Молодое поколение сейчас говорит: «Хватит реформ. Мы не хотим никаких компромиссов. Мы хотим чего-то другого». Они очень смелые, они сопротивляются, выходят на улицы, их убивают, но они снова выходят. Они вдохновляют нас на то, чтобы признаться: может быть, действительно хватит!» 

Иранский режиссер Рахшан Баниетемад на Венецианском международном кинофестивале 2014 годуФото: Ettore Ferrari/dpa/picture alliance

Звезда иранского кинематографа Рахшан Баниетемад, должно быть, так же смотрела и надеялась на двадцатилетнюю молодежь в 2001 году, как сегодня устремлены взгляды прогрессивных людей на протестующих против режима. Она принадлежит к революционному поколению и является одной из самых влиятельных женщин-режиссеров в Иране. В 2001 году она брала интервью у представителей молодого поколения для своего документального фильма «Наше время» о ходе президентских выборов, Пега Ахангарани тоже участвовала в этом фильме.

Женщина-режиссеры в Иране

Рахшан Баниетемад считается «первой леди иранского кинематографа» не только из-за ее международного успеха, но и из-за выбора тем: в центре ее внимания — простые люди. Она создала культовые женские персонажи Тубу, которую играет Голаб Адине в «Под кожей города», Нобар — с актрисой Фатеме Мотамед-Арья в «Голубой вуали» или Сару, исполненную Баран Косари в фильме «Главная линия».

Режиссер Рахшан Баниетемад, как и другие ее коллеги — Тамине Милани и Ники Карими, или Маниже Хекмат, мать Пеги Ахангарани, — исследует социальные явления, а в центре ее внимания — проблемы женщин в Иране. Однако иранским кинематографистам постоянно приходится сталкиваться с цензорами, будь то при утверждении сценариев или получении разрешений на прокат своих фильмов.

Преследования, допросы и тюрьмы

Пега Ахангарани неоднократно подвергалась преследованиям и допросам, а в 2009 году она провела месяц в тюрьме. «У меня было столько допросов, что я не могу их сосчитать — более сорока. Сегодня я все еще испытываю страх и дрожь, когда мне звонят со скрытого номера телефона», — признается Ахангарани в интервью DW.

Неудивительно, что многие иранские женщины-режиссеры живут в изгнании. Они присоединяются к протестам, заявляя о себе во весь голос. Как, например, Ширин Нешат или Сепидех Фарси. Дело не только в убийстве Джины Махсы Амини, сказала Нешат в интервью Deutsche Welle в 2022 году: «Разочарование женщин, вынужденных вот уже 43 года скрываться под платками, очень велико. Среди иранок много образованных женщин, и они осознают, что у них нет таких же прав, как у мужчин. Речь идет о радикальном характере нынешнего правительства, которое зашло так далеко, что убило молодую женщину только потому, что она не прикрыла свои волосы на голове». 

Пережить и осознать уроки прошлого

Пега Ахангарани видит большой потенциал в иранских документальных лентах, которые известны за рубежом меньше, чем художественные фильмы. У ее поколения много работы, которую необходимо сделать сейчас, не откладывая на потом: «Мы должны вспомнить прошлое, осознать и переварить воспоминания, чтобы поделиться ими со зрителями и не позволить правительству повторить то, что оно уже сделало против женщин».

Помимо страданий от патриархальных структур, экономических проблем, войн и террора, в рассказах часто отражается тема непрожитой жизни.  В очень личном и несколько сентиментальном документальном фильме ирано-немецкого режиссера Бахар Эбрахими «16 женщин» автор наблюдала за шестнадцатью женщинами и их окружением в Тегеране. Барьеры перед этими женщинами были видны повсюду, как и необходимые ухищрения человеческой психики, чтобы их обойти, преодолеть и пережить. 

Фрагмент из фильма «16 женщин». Он рассказывает о судьбах женщин разного возраста в ТегеранеФото: Bahar Ebrahimi

Как это делала бабушка автора фильма, которая после смерти мужа до поздней ночи писала картины, а когда кончилась бумага, она писала их на стенах своей квартиры. Это была своего рода психотерапия. «Я хотел показать силу и красоту этих женщин, несмотря на всю боль, через которую они прошли», — подчеркнула Бахар Эбрахими в одном из своих интервью.

«Женщина, жизнь, свобода!»

На нынешние протесты возлагаются большие надежды. «Я видела сцены на улицах, которые меня глубоко потрясли», — признается Пега Ахангарани и продолжает: «Я так горжусь этим молодым поколением. Я живу надеждой на перемены».

Неслучайно лозунг протестов в Иране звучит не иначе как «Женщина, жизнь, свобода». Иранские женщины вышли на улицы городов, чтобы бороться за свою свободу и права. На демонстрациях в Европе и США выражается солидарность с ними, как и гнев против режима мул. «Нельзя сдаваться, оказывая давление на режим, это сейчас самое главное», — уверена Бахар Эбрахими.

Смотрите также:

Написать в редакцию

Реклама

Пропустить раздел Еще по теме

Еще по теме

Показать еще

Пропустить раздел Топ-тема1 стр. из 3

Пропустить раздел Другие публикации DWНа главную страницу

Иран: к женщинам и девочкам относятся как к гражданам второго сорта, срочно необходимы реформы, говорит эксперт ООН

фарси

ЖЕНЕВА (8 марта 2021 г.) отчет Совету по правам человека, в котором говорится о домашнем насилии, тысячах браков девочек в возрасте от 10 до 14 лет каждый год и продолжающейся укоренившейся дискриминации в законодательстве и на практике.

«Сегодня одним из наиболее тревожных вопросов в Иране, когда речь идет о правах женщин и девочек, является вопрос о детских браках», — сказал Джавид Рехман, специальный докладчик по вопросу о положении с правами человека в Исламской Республике Иран. в отчете, который будет представлен органу, состоящему из 47 членов, 9Маршировать.

«Правительство и другие руководители страны должны уже сейчас повысить брачный возраст и внедрить дальнейшие меры и программы по сокращению этой практики в стране».

По закону, девочка в возрасте 13 лет может выйти замуж, а девочки даже младше могут выйти замуж на законных основаниях с согласия суда и отца. По официальным данным правительства, в первой половине текущего иранского календарного года более 16 000 девочек в возрасте от 10 до 14 лет вышли замуж.

«Нынешний законный брачный возраст просто неприемлем. Ясно, что детские браки вредны для развития и благополучия девочек, в том числе с точки зрения образования, трудоустройства и жизни без насилия. Хотя я отмечаю предыдущие попытки внести поправки в закон, теперь необходимо оказать давление, чтобы повысить брачный возраст в соответствии с обязательствами Ирана по Конвенции о правах ребенка», — сказал Рехман.

В отчете также отмечены серьезные опасения по поводу домашнего насилия. Отмечаются некоторые позитивные шаги, такие как закон против нападений с применением кислоты, но Специальный докладчик настаивал на том, чтобы иранское правительство сделало больше.

«Существующие средства защиты от насилия недостаточны для всесторонней защиты женщин и детей. Я признаю, что представленный парламенту законопроект о борьбе с насилием предусматривает некоторые позитивные меры, но, как указано в моем отчете, этого недостаточно. Я призываю к дальнейшим улучшениям законопроекта до его вступления в силу и расширению услуг поддержки для женщин и детей, подвергшихся домашнему насилию», — сказал Рехман.

Обнаружив некоторый прогресс, например, в области образования и прав на гражданство, в его отчете подробно описывается, как дискриминация по признаку пола проникает почти во все области права и практики, рассматривая иранских женщин как граждан второго сорта. Он представил правительству рекомендации по решению этих проблем, включая ратификацию Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Иран является одним из немногих государств, не подписавших Конвенцию.

«В иранском законодательстве и практике существует вопиющая дискриминация, которая должна измениться. В некоторых сферах своей жизни, в том числе в браке, разводе, трудоустройстве и культуре, иранские женщины либо ограничены, либо нуждаются в разрешении своих мужей или опекунов по отцовской линии, что лишает их автономии и человеческого достоинства. Эти конструкции совершенно неприемлемы и должны быть реформированы уже сейчас», — сказал он.

Специальный докладчик также призвал правительство принять конкретные меры, чтобы положить конец культуре безнаказанности за серьезные нарушения прав человека и привлечь к ответственности виновных в нарушениях. Рехман особо отметил неспособность правительства должным образом расследовать кровавое подавление силами безопасности протестов в ноябре 2019 года, в результате которых погибло более 300 человек. Он по-прежнему обеспокоен высокими показателями смертной казни, особенно казнями несовершеннолетних правонарушителей и лиц, казненных в связи с протестами и свободой слова, таких как Навид Афкари и Рухолла Зам, а также сообщениями о широко распространенном применении пыток для принуждения к принуждению. признания.

Рехман выразил обеспокоенность тем, что санкции препятствуют реагированию Ирана на COVID-19. Он повторил призывы Генерального секретаря и Верховного комиссара по правам человека для государств хотя бы ослабить санкции в поддержку борьбы с COVID-19. Однако Докладчик заявил, что непрозрачная и неадекватная реакция правительства на коронавирус привела к чрезмерному количеству смертей, в том числе среди медицинских работников, работающих без достаточного защитного оборудования.

Он также выразил глубокую обеспокоенность тем, что произвольно задержанные правозащитники, журналисты, активисты трудовых прав, лица с двойным и иностранным гражданством и адвокаты продолжают находиться в заключении, несмотря на COVID-19.риски. Государство также продолжает преследовать этих лиц за осуществление основных свобод, в том числе Ясаман Арьяни, Монире Арабшахи и Моджган Кешаварз, которые были заключены в тюрьму за протест против законов об обязательном ношении чадры в Международный женский день 2019 года, а также других женщин-правозащитников, таких как Насрин Сотудех, Атена Даэми. и Голрок Ираи.

Специальный докладчик вновь выразил тревогу в связи с нарушениями прав человека, совершаемыми в отношении религиозных, этнических и сексуальных меньшинств Ирана. С тех пор, как его доклад был завершен, появились новые тревожные инциденты против иранских меньшинств, в том числе более 20 казней приговоренных к смертной казни белуджей, подозрительная смерть заключенного в тюрьму последователя дервиша Гонабади Бехнама Махджуби, чрезмерное применение силы против протестующих в провинции Систан и Белуджистан, задержание более 100 курдских активистов, а также обыски домов и конфискация земель у представителей веры бахаи.

Специальный докладчик должен представить свой доклад Совету по правам человека в ходе интерактивного диалога 9 марта 2021 года. Интерактивный диалог будет транслироваться в прямом эфире на веб-телевидении ООН. Также доступен неофициальный перевод отчета на фарси.

ENDS

Джавид Рехман — профессор международного права в области прав человека и мусульманского конституционализма в Университете Брунеля в Лондоне. Г-н Рехман преподает право прав человека и исламское право и продолжает активно публиковаться на темы международного права прав человека, исламского права и конституционной практики государств с мусульманским большинством. Некоторые из его опубликованных работ были переведены на разные языки. В качестве юриста по правам человека г-н Рехман также давал юридические заключения по различным громким делам в ряде юрисдикций.

Специальные докладчики являются частью того, что известно как Специальные процедуры из 9003 6 Совет по правам человека. Специальные процедуры, крупнейший орган независимых экспертов в системе ООН по правам человека, — это общее название независимых механизмов Совета по установлению фактов и мониторингу, которые рассматривают ситуации в конкретных странах или тематические вопросы во всех частях мира. Эксперты специальных процедур работают на общественных началах; они не являются сотрудниками ООН и не получают зарплату за свою работу. Они независимы от любого правительства или организации и действуют в своем личном качестве.

ООН по правам человека, страница страны — Иран

Для получения дополнительной информации и запросов СМИ , пожалуйста, обращайтесь: Mr Ciaron Murnane ( [email protected] )

Для СМИ запросов , связанных с другими независимыми экспертами ООН, пожалуйста, свяжитесь: Renato de Souza (+41 22 928 9855 / [email protected] )

9000 9.

9

0036 Следите за новостями, связанными с независимыми экспертами ООН по правам человека, по телефону Twitter @UN_SPExperts .

Беспокоитесь о мире, в котором мы живем?
Тогда ВСТУПАЙТЕ сегодня за чьи-то права.
#Standup4humanrights и посетите веб-страницу по адресу http://www. standup4humanrights.org

Женщины в Иране: политическое представительство без прав

Исламская Республика Иран недавно объявила, что спустя 41 год после своего возможность женского лидерства на самых высоких уровнях власти. Декларация была скорее разъяснением существующих положений, чем выпуском новых руководящих принципов. Аббас Али Кадходаи, представитель Совета стражей, органа, которому поручено интерпретировать конституцию Ирана и наблюдать за его выборами, заявил: «Нет юридического запрета на пост президента для женщин». Должностные лица пытались объяснить, что давнее исключение женщин из процесса было основано на неправильном толковании заимствованного арабского слова 9.0036 rejal , что было интерпретировано как «мужчины». Но в преддверии выборов в следующем году слово теперь трактуется как «мужчины и женщины».

Оптимисты празднуют это событие. Они считают, что этот шаг может оживить слабую явку избирателей и привести к столь необходимым реформам в стране.

Но более реалистичный анализ показывает, что это не более чем циничная уловка, маневр по связям с общественностью, чтобы привлечь разочарованное население дома и представить перед международным сообществом тень движения #MeToo. Существует огромное количество свидетельств, свидетельствующих о том, что за последние годы для реального продвижения прав женщин в Исламской Республике произошло немногое.

Более того, базовый обзор положения женщин в Иране выявляет гендерные законы и общество, которые нелегко разрешить, даже если женщина находится в высшем руководстве страны.

Дискриминация и неравенство перед законом

Женщины в Иране страдают от дискриминации и неравенства. Этот факт проявляется в конституции и уголовном кодексе Исламской Республики. Согласно этой системе, жизнь женщины буквально считается вдвое менее ценной, чем жизнь мужчины. В деликтных делах она имеет право на 50 процентов того, что было бы присуждено ее коллеге-мужчине. Независимо от ее достижений и интеллекта, ее показания в суде вызывают меньше доверия с юридической точки зрения, поскольку она «стоит» только половины мужчины.

В семейных делах суд рассматривает мужчин как глав семьи, обладающих законной властью над своими женами. Женщина обязана удовлетворять все сексуальные потребности мужчины, и ее отказ от этого может привести к потере ее «содержательных» выплат, включая кров, еду и одежду. Развод легко предоставляется мужу с простой просьбой, но женщины должны вести напряженные юридические баталии, прежде чем они могут быть освобождены от брака. Опека над ребенком предоставляется мужчине немедленно. Братья имеют право на вдвое большее наследство, чем сестры, вдовцы-мужчины в два раза больше, чем вдовы-женщины.

Хьюман Райтс Вотч установила, что дискриминация на рабочем месте процветает на всех уровнях. Менеджеры могут указывать гендерные предпочтения кандидатов в объявлениях о вакансиях на технические и управленческие должности. Женщины вряд ли получат работу, требующую поездок, потому что им необходимо получить разрешение от члена семьи мужского пола, прежде чем отправиться в поездку по работе или для удовольствия.

Несправедливость официально закреплена в законе, и общество поддерживает второсортное отношение к женщинам. Женщинам запрещено поступать в некоторые области обучения. Их не пускают во многие общественные места, им даже запрещают петь и танцевать. Спортивные стадионы были закрыты для женщин до самосожжения фанатки в 2019 году.вызвало глобальное возмущение, что привело к символическому жесту раздельного и неравного доступа к некоторым спортивным мероприятиям.

Отсутствие безопасности

Совокупный эффект правового неравенства и социальной практики заключается в том, что половина населения Ирана живет в такой степени системной уязвимости, которая поразила бы западных наблюдателей. Проще говоря, женщины и девочки в Иране уязвимы для насилия и домогательств, и это пронизывает каждый аспект их жизни.

Девочки и женщины, подозреваемые в позоре для своей семьи, могут быть подвергнуты физическому наказанию или убиты членом семьи мужского пола, часто в их собственных домах. Примеров такой развратности много. Ранее в этом году 14-летняя Ромина Ашрафи была обезглавлена ​​своим отцом, потому что он считал, что у нее есть бойфренд. На прошлой неделе женщина в Машаде была сожжена в своем доме мужем. И все же социальная стигматизация и юридические последствия для мужчин, совершивших фемицид, относительно незначительны и не имеют какого-либо значимого сдерживающего эффекта. В результате женоненавистническое насилие стало нормой в Исламской Республике.

Пережившие сексуальное насилие часто вынуждены усваивать этот опыт. Они боятся социальной изоляции, негативной реакции со стороны преступника и перспективы ухудшения своего положения. Например, после катастрофического изнасилования более 40 девочек и женщин в Захедане огорченные и разгневанные выжившие и члены их семей призвали к надлежащему расследованию преступлений для отправления правосудия. Но вместо того, чтобы согласиться, Мохаммад Джафар Монтазери, генеральный прокурор страны, не только отрицал предполагаемые преступления, но и раскритиковал местного пятничного имама, который добивался справедливости от имени своей общины, заявив, что «любой, кто сделал такое заявление. .. могут быть привлечены к ответственности по закону как обвинение в нарушении общественного порядка».

На прошлой неделе тревожное видео из Ирана стало вирусным. На нем изображена залитая кровью женщина, которую с тех пор прозвали «Абаданской девушкой», которую избивают, пригвождая к земле. По словам нескольких репортеров и активистов, разговаривавших с женщиной на видео, у жертвы якобы были эмоционально неприятные отношения без согласия с начальником на рабочем месте. Сообщается, что девушка из Абадана планировала примириться с семьей своего преследователя, чтобы положить конец этой проблеме. Но ситуация переросла в насилие, и, как видно на видео, она подверглась жестокому нападению и домогательствам со стороны охранника в форме, который якобы прибыл, чтобы положить конец конфликту.

В серии видеороликов в стиле «исповеди», приписываемых девушке из Абадана, которая появилась после вирусного видео, она, по-видимому, просит СМИ прекратить делать ее историю сенсацией и говорит, что будет добиваться справедливости сама.

Ее отца также можно увидеть в другом видео, в котором говорится, что его дочь страдает психическими заболеваниями, что, очевидно, ставит под сомнение достоверность и законность ее утверждений. После этого иранские официальные лица заявили, что они взяли охранника в форме под стражу и приняли против него дисциплинарные меры, но такие заявления не могут быть проверены. Очевидно, ее жалоба была отклонена еще до того, как власти смогли ее оценить.

Спустя шесть лет после казни Рейхане Джаббари, женщины, которая привлекла внимание всего мира тем, что защитила свое достоинство, заплатив ценой своей жизни, почти ничего не изменилось для повышения безопасности женщин, переживших ужас сексуального насилия. Система образования не дает никакой надежды, потому что она продолжает обесценивать жизнь женщин. Без адекватных законов или социальных изменений, защищающих женщин от такой несправедливости, женщина-президент не повысит безопасность иранских девушек и женщин.

Променять тюрбан на хиджаб?

В том маловероятном случае, если женщина будет избрана в высшее руководство страны, Иран перейдет от пресловутого тюрбана к хиджабу. Можно быть уверенным, что женщина-кандидат, не верящая в ношение хиджаба, никогда не будет допущена к участию в выборах и не сможет свободно выступать за освобождение общества от хиджаба в рамках своей политической платформы. Тех, кто делал это неоднократно, арестовывали, наказывали плетями и публично унижали.

Хотя некоторые могут носить хиджаб в качестве религиозного обряда, этот символический кусок ткани напоминает всем женщинам о том, что они лишены власти и права самостоятельно принимать самые важные жизненные решения. Все варианты выбора — от одежды до занятости, репродуктивных решений и даже таких простых удовольствий, как езда на велосипеде — ограничены и регулируются властью, в которой доминируют мужчины.

Хотя перспектива избрания женщиной-президентом в Иране может показаться захватывающей, недавнее заявление — не более чем пустой жест, а не признак реальных перемен. В стране, где половина населения живет в системе гендерного апартеида, это не символ реформ. Хотя иранская женщина-президент могла бы гипотетически руководить своей страной и представлять своих граждан на мировой арене, она все равно сталкивалась бы с ежедневной дискриминацией, социальными репрессиями и физической незащищенностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *